Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кузнецова, Светлана Юрьевна

  • Кузнецова, Светлана Юрьевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 215
Кузнецова, Светлана Юрьевна. Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2010. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кузнецова, Светлана Юрьевна

Введение.

Глава I Сущность феномена «кельтского тигра».

§1. Национальная идентичность. Определение и содержание понятия.

§2. Феномен «кельтского тигра». Определение понятия и причины феномена кельтского тигра».

Глава П Ирландская национальная идентичность в XX веке: историкокультурологический аспект.

§1. Основные этапы становления ирландской национальной идентичности в XX веке.

1.1 Ирландская национальная идентичность в первой половине XX века.

1.2 Ирландская национальная идентичность в 1950-х-1970-х годах.

§2. Ирландская национальная идентичность в период «кельтского тигра».

2.1 Ирландская национальная идентичность в 1980-2000 годах.

2.2 Трансформация отношения ирландцев к самим себе.

2.3 Трансформация отношения к ирландцам со стороны других наций. Крушение антиирландских стереотипов.

2.4 Изменение миграционных процессов. Расширение границ ирландской национальной идентичности.

§3. Влияние глобализации на ирландскую национальную идентичность.

§4. Рост популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра».

Выводы:.

Глава Ш «Визитные карточки» ирландской культуры периода «кельтского тигра»: ирландские танцевальные шоу и национальный праздник День святого Патрика.

§1. Танцевальные шоу как свидетельство трансформации национальной идентичности и роста популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра».

1.1 Ирландское танцевальное шоу Riverdance.

1.2 Танцевальное шоу Lord of the Dance и другие проекты М. Флетли.

Выводы:.

§2. День святого Патрика как свидетельство трансформации национальной идентичности и роста популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра».

2.1 День святого Патрика в Ирландии и Северной Ирландии.

2.2 День святого Патрика в Великобритании.

2.3 День святого Патрика в Японии.

2.4 День святого Патрика в России.

2.5 День святого Патрика в США.

Выводы:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рост популярности ирландской культуры в период "кельтского тигра" в контексте трансформации национальной идентичности»

Возросший за последние годы интерес к вопросам самоидентификации различных народов в процессе глобализации придает новый импульс исследованию проблем национальной идентичности и факторов, влияющих на ее трансформацию. Трансформация национальной идентичности напрямую связана с изменениями в политике, экономике, социальной сфере, а также с агрессивным давлением массовой культуры. Зачастую она приводит к нравственной переориентации людей, когда на первое место в повседневной жизни выходят ценности потребления, стремление к материальному благополучию, что, в свою очередь, ведет к национальному обезличиванию.

В условиях натиска массовой, стандартизированной культуры задача сохранения и приумножения национального культурного достояния является, по. сути, одним из основных направлений укрепления народной самобытности. Успехи или неудачи в ее решении не так зримы, как рост или снижение материального благосостояния, но в долгосрочной перспективе играют не менее важную роль. Именно поэтому в эпоху глобализации и общеевропейской интеграции проблемы сохранения и популяризации национальных культур как неотъемлемого элемента национальной идентичности остро встают перед всеми странами.

Изучение феномена национальной идентичности, выявление взаимосвязи между национальным характером и культурой также способствуют разрешению культурных конфликтов, налаживанию отношений между различными странами и народами, их взаимовыгодному общению и сотрудничеству. Профессор С.Г. Тер-Минасова отмечает, что «социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур»1. По мнению известного американского социолога и политолога С.

1 Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М„ 2000. С. 19. о си г Ь

Хангтингтона, главным источником конфликта в современном мире являются не экономические и идеологические проблемы, а культурные и

Ирландия представляется особенно привлекательной для изучения, так как для данной страны конец XX века ознаменовался большими переменами в общественном и индивидуальном сознании, связанными с изменением ценностных ориентиров в период стремительной модернизации, экономического роста и интеграции в мировое сообщество. В начале 1990-х годов ирландское общество подверглось всеобъемлющей социальной трансформации. Период стремительного экономического роста, получивший название «кельтский тигр», позволил Ирландии возглавить список стран с самым высоким индексом глобализации и занять новое место на мировой арене. В эти годы отмечается возрастание интереса к Изумрудному острову и его народу во всем мире. Известный ирландский журналист и аналитик Ф. О'Тул отметил, что современная Ирландия «привлекает к себе слишком много международного внимания, непропорционального размерам и населению самой страны» . 1990-е годы также характеризуются значительным улучшением международного имиджа Ирландии и изменением отрицательных стереотипных представлений об ирландцах, существовавших на протяжении многих десятилетий как в Великобритании, так и в других странах. Ирландия не ассоциируется более с бедной аграрной страной, находящейся на задворках Европы, а ее народ - с лентяем, хулиганом и пьяницей Пэдди.

Именно в годы «кельтского тигра» многие потомки ирландских эмигрантов разных волн, проживающие в самых различных уголках мира, впервые открыто заявили о своем происхождении и обратились к своим ирландским корням. Исследователь Б. Бартли констатирует «активизацию

2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

3 O'Toole F. The Clod and the Continent: Irish Identity in the European Union. URL: http'/Avww ictu.ie/html/publications/ictu/Essay 1 .pdf цивилизационные2. попыток переоценки диаспорической самоидентификации»4, вызванную всплеском интереса- к Ирландии в 1990-е годы. Отмечается рост популярности понятия Irishness, т.е. ощущения чувства принадлежности к Ирландии, ее истории, культуре и традициям.

В то же самое время традиционная и современная ирландская культура переживает всплеск международной популярности. В научный обиход входит понятие hibernisation (ирландизация), обозначающее распространение ирландского влияния в различных культурных областях. По мнению исследователя Р. Фостера, в мире происходит «ирландизация массовой культуры» (hibernisation of popular culturef. В качестве доказательства культурного расцвета Ирландии в 1990-е годы приводится длинный перечень известных ирландских музыкантов, актеров и писателей, говорится о моде на ирландские танцы, традиционную музыку, а также о любви ко Дню святого Патрика.

Актуальность данной работы определяется тем фактом, что до настоящего времени феномен «кельтского тигра» рассматривался в основном с позиций различных экономических теорий и практически не был исследован с культурологической точки зрения. Именно поэтому экономический рост и интеграция Ирландии в мировое сообщество обычно считаются главными факторами, способствовавшими росту интереса к Ирландии и, соответственно, к ирландской культуре. Подобный подход оставляет в стороне такой важный фактор, как формирование нового национального самосознания ирландцев на рубеже XX-XXI вв. и игнорирует взаимообусловленность популярности ирландской культуры и изменения ирландской национальной идентичности.

Гипотеза исследования связана с существующими концепциями национальной и этнической идентичности и заключается в предположении о взаимосвязанности процессов трансформации ирландской национальной

4 Understanding Contemporary Ireland/ Ed. by B. Bartley, R. Kitchin. L., 2006. P. 1.

5 Foster R. The Irish Story: Telling Tales And Making It Up In Ireland. L., 2001. P.Vm. идентичности и ростом популярности ирландской культуры в годы экономических и политических преобразований.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между изменением ирландской национальной идентичности и ростом популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра» на примере ирландских танцевальных шоу и национального праздника День святого Патрика.

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. рассмотреть понятия национальной и этнической идентичности и обозначить их значение для настоящего исследования;

2. изучить период «кельтского тигра» как социокультурный феномен и выявить основные факторы, способствовавшие возрождению Ирландии в 1990-е годы;

3. проследить основные этапы становления ирландской национальной идентичности в ХХ-м веке и определить ее специфические компоненты до наступления периода «кельтского тигра»;

4. проанализировать причины изменения ирландской национальной идентичности в годы экономического роста и выявить особенности «новой» идентичности;

5. проанализировать отношение к ирландцам со стороны других наций и особенности восприятия ирландцами самих себя в период «кельтского тигра»;

6. доказать рост международной популярности ирландской культуры в период «кельтского тигра»;

7. изучить влияние роста популярности ирландской культуры на национальную идентичность;

8. проанализировать особенности «визитных карточек ирландской культуры» и определить причины их длительной популярности;

Теоретическую базу исследования составили концепции национальной идентичности и труды, посвященные исследованию национального характера Э. Эриксона, У. Джеймса, Г. Тэджфела, Ю. Хабермаса, Э. Фромма, К. Леви-Стросса, Э.Хобсбаума, Р. Баумайстера, С. Хантингтона, Э. Геллнера, а также отечественных ученых Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Л. С. Выготского, Г. Г. Шпета, И.С. Кона, Ю.В. Бромлей, Ю. В. Арутуняна, В. М. Межуева, М. В. Заковоротной, В.М. Пивоева, И.В. Малыгиной6 и др.

Анализ феномена «кельтского тигра» был произведен на основе работ Д. О'Херна (D. О'Неагп), Ф. Бэрри, Дж. Бредли (F. Barry, J. Bradley), А. Леддина, Б Уолша (A. Leddin, В. Walsh), Р. О'Доннела (R. O'Donnell), Ш. О'Райана (S. O'Riain), Д. Киберда (D. Kiberd), Дж. Якобсена (J. Jacobsen)7 и др. В ходе выявления предпосылок «ирландского экономического чуда» также использовались ресурсы сети интернет и статьи из изданий The Irish Times, The Financial Times, Business Week, The Economist, The Banker, а также материалы информационных агентств Associated Press, Reuter News, Agence France-Presse.

6 См.: Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N.Y. Oxford, 1986; Habermas U. Communication and Evolution of Society. Boston, 1979; Арутунян Ю. В. и др. Этносоциология. M., 1998; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М., 1990; Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990; Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д., 1997; Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письмо четвертое. О нации. URL: http://www.vchi.net/berdvaev/neraven/04.html; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981; Булгаков С.Н. Из размышлений о национальности. М., 1914; Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-т. Т. 3. М.,1984; Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991; Джеймс У. Психология личности. Тексты. М., 1982; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д., 1999; Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. M., 1971; Малыгина И. В. «Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика». Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2005; Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис., 1992; Пивоев В. M. «Свое» и «чужое» в этнической и национальной культуре // «Свое» и «чужое» в культуре: Сб. статей. Петрозаводск, 1998; Пивоев В. М. Кризис идентичности и проблемы этнической, национальной и региональной идентификации в условиях Европейского Севера России // Северный регион. Сургут, 2003. № 1; Тэджфел Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. М., 1982; Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 года. СПб., 1998; Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

7 См.: Understanding Contemporary Ireland/ Ed. by В. Bartley, R. Kitchin. L., 2006; Jacobsen J. Chasing Progress in the Irish Republic. N.Y., 1994; Kiberd D. Inventing Ireland. HUP., 1997; Leddin A., Walsh B. The Macroeconomy of the Eurozone: An Irish Perspective. Gill & Macmillan Ltd, 2003; Leddin A. An Analysis of the Irish Unemployment Problem in the Context of EMS Membership. Paper to the Department of Economics. Cork, 1991; O'Hearn D. Inside the Celtic Tiger: The Irish Economy and The Asian Model. L., 1998; O'Riain S. An Offshore Silicon Valley? The Emerging Irish Offshore Industry. Competition and Change, Vol. 2, 1997; O'Riain S. The Birth of a Celtic Tiger. Communications of the ACM, Vol. 40, No. 3, 1997; O'Donnell R. Ireland and Europe: Challenges for a New Century. Intl Academic Pub. 2000.

Социокультурные факторы, способствовавшие формированию и трансформации национальной самобытности ирландцев с момента основания Ирландского Свободного государства в 1921-1922 годах до середины 2000-х годов, рассматриваются в работах П. Махони, Дж. Деланти (P. Mahony, G. Delanty), Э. Кейн (Е. Kane), JL Кертис (L. Curtis), Дж. Ли (J. Lee), Д. Кьоу (D. Keogh), А. Джексона (A. Jackson), Ш. Маллалли (S. Mullally), У. Александера (W. Alexander), М. Пейллона (М. Peillon), М. Диллон (М. Dillon), Дж. Херман (G. Herman), П. Jloyra (P. Logue), Р. Кирни (R. Kearney), X. Линехана (Н. Linehan)8.

В рамках исследуемой проблематики научный интерес также представили труды, посвященные вопросу национально-культурной идентичности ирландской зарубежной общины. Среди них можно выделить работы Р. Байрона (R. Byron), Дж, Ли (J. Lee), Д. Негры (D. Negra), К. О'Грады (С. O'Grada), Д. Пек (D. Peck)9.

Исследований, анализирующих взаимообусловленность процесса становления новой ирландской национальной идентичности и роста популярности ирландской культуры, крайне мало. Среди них можно выделить труды, посвященные феномену Riverdance и ирландским национальным танцам, Б. О'Коннор (В. O'Connor), Дж. Каллинейн (J. Cullinane), Б. Киннейде (В. Cinneide). Данная проблематика затрагивается в работах П. Кирби (P. Kirby), Д. Негры (D. Negra), Дж. С. Сойерс (J. S. Sawyers), в сборнике материалов конференции Re-Imagining Ireland,

8 См.: Alexander W. Chasing The Tartan Tiger: Lessons from a Celtic Cousin. Scottish Power, 2003; Being Irish/ Ed. by P. Logue. Dublin, 2000; Delanty G., O'Mahony P. Nationalism and Social Theory. L., 2002; Dillon M. Debating Divorce. Moral Conflict in Ireland. Lexington. 1993; Herman J. Trauma and Recovery. N.Y., 1992; Jackson A. Ireland 1798-1998. Oxford, 1999; Kane E. The Last Place God Made: Traditional Economy and New Industry in Rural Ireland. New Haven, 1997; Keogh D. Twentieth-Century Ireland: Nation and State. Palgrave, 1994; Lee J., Casey M. Making The Irish American: History and Heritage of the Irish in the United States. - N.Y., 2006; Lee J. Ireland 1912-1985. Politics and Society. CUP., 1989; Linehan H. Myth, Mammon and Mediocrity. Contemporary Irish Cinema Supplement. Vol. XXIV, No 2-3, 1999; Mullally S. Gender, Culture and Human Rights: Reclaiming Universalism. Hart Publishing, 1996; Peillon M. Contemporary Irish Society: An Introduction. Dublin, 1982.

9 См.: Byron R. Irish America. Oxford Studies in Social and Cultural Anthropology. Oxford, 2000; Lee J. Ireland 1912-1985. Politics and Society. CUP., 1989; O'Grada C. Black '47 and Beyond. The Great Irish Famine. Princeton, 1999; Peck D. An Gorta Mor: The Great Famine and Its Aftermath. Doctoral Dissertation. Masachusetts Professional School of Psychology, 2000; The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke University Press, 2006. проведенной на базе Университета Вирджинии (под ред. А. X. Уиндхэма), а также в автобиографической книге первого солиста шоу Riverdance и постановщика танцевального представления Lord of the Dance M. Флетли (М. Flatley)10.

В работе также был произведен анализ статей из зарубежной англоязычной прессы (The Guardian, The Sunday Business Post, The International Herald Tribune, The New York Times, The New York Post, The Wall Street Journal, The Observer, Dance Magazine, Cara Magazine и др.). В ходе исследования были проанализированы рецензии и отзывы на ирландские танцевальные шоу, а также интервью с участниками и организаторами танцевальных проектов. Как отмечает профессор Т. Г. Добросклонская, «средства массовой информации играют решающую роль в формировании информационной картины мира»11. Именно поэтому вышеупомянутые источники являются важной частью произведенного исследования.

Другим важным источником информации явились официальные сайты ирландских танцевальных шоу и сайты, посвященные Дню святого Патрика и фестивалям святого Патрика. Среди них можно выделить: www.riverdance.com,www.lordofthedance.com,www.celtictigerlive.com, www.celticfeet.co.uk,www.spiritofthedance.com,www.magicofthedance.com, www.gaelforce-dance.com,www.celticcafe.com,www.rhythmofthedance.com, www.stpatricksfestival.ie.www.stpatricksfestivalbelfast.org, www.stpatricksdavfestival.com, www.manchesteririshfestival.com/.paddvs-dav.net. www.london.gov.uk/stpatricksday/,http://www.stpatricksbirmingham.com, http://www.ini.or.ip/stpatrick e.html, http://www.ini.or.jp/stpatrick e.html. http://www.stpatrick.ru/russian/greetin.htm, www.saintpatricksdavparade.com/, http://www.irishabroad.com/irishworld/irishamericamag/. st-patricks-day.com,

10 Cullinane J. P. Aspects of the History of Irish Dancing. Dublin, 1997; Cullinane J. P. Irish Dancing Costumes: Their Origins and Evolution Illustrated with 100 Years of Photographs, 1892-1992. Dublin, 1999; Flatley M. Lord of the Dance: My Story. Touchstone, 2006; Irish Tourism: Image, Culture and Identity/ Ed. by M. Cronin, B. O'Connor. Dublin, 2003; Re-Imagining Ireland/ Ed. by A. H. Wyndham. University of Virginia Press, 2006; Sawyers J. S. Celtic Music: A Complete Guide. Da Capo Press, 2001; The Irish in Us/ Ed. by D. Negra. Duke University Press, 2006.

11 Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. M., 2005. С. 183. 8 http://www.japangaa.com, www.emeraldsocietv.us/,www.irishdiaspora.net/, www.stpatrick.ru,stpatricksday.com, stpatricksdayparade.org, stpaddysday.net.

Ценными материалами в ходе исследования географии распространения и традиций празднования Дня святого Патрика послужили работы М. Кронина (М. Cronin), Т.П. Кутана (Т. P. Coogan), Ю. Устименко12.

Методологической основой диссертации является комплексный анализ рассматриваемых в работе процессов и явлений на основе междисциплинарного подхода. В ходе анализа ирландской национальной идентичности применяется историко-культурный метод, с помощью которого прослеживаются основные этапы формирования национальной идентичности ирландского народа с конца XIX — начала XX веков до начала XXI века. При анализе ирландских танцевальных шоу и национального праздника День святого Патрика используется культурологический подход, позволяющий выявить характерные черты «визитных карточек» Ирландии периода «кельтского тигра» и установить степень их влияния на ирландскую национальную идентичность. В ходе выявления причин международной популярности Дня святого Патрика используется дескриптивно-сопоставительный анализ, позволяющий выявить специфические особенности его празднования в различных странах. В работе также применялась методика контент-анализа западной прессы и информационно-новостных порталов.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы, определяется использованием разнообразных методов исследования и опорой на обширный фактический материал.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылки для феномена «кельтского тигра» складывались в Ирландии на протяжении второй половины XX века. Преобразование страны

12 Cronin М. The Wearing of the Green: A History of St. Patrick's Day. L., 2006; Cronin M., O'Connor В., Irish Tourism: Image, Culture and Identity. Multilingual Matters Limited, 2003; Coogan T. P. Wherever Green is Worn: The Story of the Irish Diaspora. Palgrave, 2002; Устименко Ю. В. Здравствуй, Ирландия. URL: www.world.lib.ru в 1990-х годах не было спонтанным и явилось следствием ряда реформ не только в политической и экономической сферах, но и в области культуры и образования.

2. В 1990-х годах в мире происходит разрушение устойчивых отрицательных стереотипных представлений об ирландцах. Предвзятое, презрительное, насмешливое и настороженное отношение к ирландцам со стороны других наций меняется на дружелюбное, уважительное и заинтересованное.

3. В период «кельтского тигра» среди коренного населения Ирландии и внутри ирландской международной общины происходит процесс переосмысления понятия МБкпеББ и изменение в восприятии себя как нации. Ирландцам удалось справиться с «комплексом жертвы» и национальным комплексом неполноценности, характерным для наций, переживших такие исторические травмы, как многовековая колонизация, голод и гражданская война, обрести чувства национальной уверенности и гордости.

4. Несмотря на ряд положительных преобразований, в период «кельтского тигра» в ирландском обществе наблюдается «кризис идентичности», спровоцированный невозможностью строить национальную идентичность, отталкиваясь от противопоставления себя англичанам.

5. Активизация деятельности общественности и правительства Ирландии в вопросах развития и популяризации ирландской культуры была обусловлена двумя основными, на первый взгляд, противоположными причинами:

• с одной стороны, вновь обретенным чувством национальной гордости и уверенности;

• с другой стороны, «кризисом идентичности», связанным с опасением о потере своей национальной самобытности.

6. Активное содействие ирландской общественности и зарубежной общины развитию и распространению ирландской культуры как неотъемлемого элемента Irishness обусловило ее устойчивую международную популярность.

7. Танцевальные шоу Riverdance, Lord of the Dance и др. являются проводниками ирландской культуры в мировом художественном пространстве и отражают национальную идентичность современной Ирландии. В свою очередь, высокий международный интерес к ним способствует дальнейшему укреплению национального самосознания ирландцев.

8. Организация масштабных торжеств по случаю Дня святого Патрика за рубежом стала возможна благодаря разрушению негативных стереотипов об ирландцах и возросшему интересу к ирландской культуре в период «кельтского тигра». Празднование Дня святого Патрика способствует укреплению национальной уверенности ирландцев и обусловливает дальнейший рост международной популярности ирландской культуры.

9. Рост интереса к ирландской культуре и трансформация национальной идентичности являются тесно связанными и взаимообусловленными процессами.

Научная новизна данной работы обусловлена тем фактом, что феномен «кельтского тигра» впервые рассматривается не только с точки зрения экономики и политики, но и с позиций целого ряда социокультурных процессов, способствовавших преобразованию Ирландии в 1990-х годах. В работе выявляется взаимосвязь между становлением новой национальной идентичности и ростом международной популярности ирландской культуры в период стремительного экономического роста. В данном исследовании впервые анализируются причины международной популярности так называемых «визитных карточек» современной ирландской культуры -танцевальных шоу Riverdance и Lord of the Dance и национального праздника День святого Патрика, - в контексте трансформации национальной идентичности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных пособий, курсов лекций и семинарских занятий по истории и культуре Ирландии, британо-ирландским и американо-ирландским отношениям. Работа представляет интерес для специалистов в областях культурологии и регионоведения, занимающихся изучением Ирландии, ее национальных и культурных особенностей, а также для специалистов, интересующихся вопросами вклада международной ирландской диаспоры в ирландскую культуру.

Апробация диссертации: Положения, результаты и выводы исследования был представлены на конференциях «Ломоносов - 2008», «Ломоносов - 2009», «Россия и Запад: диалог культур 2009». Часть авторских исследований нашла отражение в публикациях.

Структура работы: Диссертация насчитывает 179 страниц машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (142 наименования), списка интернет-ресурсов и приложения, включающего фотоматериал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кузнецова, Светлана Юрьевна

Выводы:

Подводя итоги, представляется возможным заключить, что постепенное распространение Дня святого Патрика за рубежом началось в начале 1990-х годов. В это время в разных странах начали открываться филиалы организаций Ireland Funds, Irish Network, Culture Ireland. Парад святого Патрика явился первым шагом в работе данных организаций за рубежом. Тот факт, что данная работа началась во многих странах за несколько лет до наступления периода «кельтского тигра», подтверждает предположение о постепенной трансформации ирландской национальной идентичности. Уже в начале 1990-х ирландцы были открыты к диалогу культур, частично избавились от старых национальных комплексов и осознали важность культурного компонента ирландской идентичности. Крайне положительно сказалось на ирландской самооценке объявление марта 1991 года месяцем ирландско-американского наследия в США. Данное событие позволило ирландцам осознать большой потенциал своего национального праздника.

Однако дальнейшее масштабное распространение Дня святого Патрика стало возможным лишь после его полной трансформации в самой Ирландии. Можно утверждать, что именно рост национального самосознания обусловил дальнейшее распространение праздника сначала в Ирландии, а потом и за ее пределами. Превращение религиозного праздника в шумное светское торжество, которое все же начинается с посещения ирландцами мессы, отразило национальную идентичность современной Ирландии, где утрата католических ценностей и авторитета церкви совмещается с личной духовностью и религиозностью. Фестиваль святого Патрика в Дублине был направлен на укрепление мотивации к участию в культурных мероприятиях, в первую очередь, граждан Ирландии. Организация масштабных торжеств положительно сказалась на патриотических чувствах ирландцев, способствовала разрешению «кризиса идентичности» и сближению поколений, вовлекая в празднование как детей и подростков, так и пожилых граждан. Праздник также послужил поводом для привлечения внимания к стране международной общественности, формирования и закрепления положительного имиджа Ирландии, совмещающего в себе современность и традиционность.

Привлекательность Дня святого Патрика в Ирландии и за рубежом вызвана также тем фактом, что люди разных национальностей призываются быть не только созерцателями, но и активными участниками праздничных действий. Им предоставляется возможность принимать участие в парадах, танцевальных вечеринках сеШ, уличных театрах и различных конкурсах. Благодаря этой особенности День святого Патрика обретает свои специфические черты в разных странах и приживается в различных национальных культурных календарях. Это приводит к взаимному обогащению культур, налаживанию дружественных отношений, благотворно влияет на имидж Ирландии, позиционируя ирландцев как дружелюбный, открытый, добродушный, активный и веселый народ. Положительное отношение к ирландцам со стороны других наций и их заинтересованность в ирландской культуре повышают национальную самооценку и укрепляют патриотические чувства, что благотворно сказывается на национальной идентичности в целом. Активная работа ирландской зарубежной общины по распространению Дня святого Патрика за рубежом, осуществляемая при поддержке правительства Ирландии, отражает многогранность современной ирландской идентичности и подчеркивает невозможность ее территориального ограничения. Участие в международных торжественных мероприятиях высокопоставленных лиц правительства Ирландии придает данному празднику особо важный статус, повышая заинтересованность граждан различных стран в Ирландии и ее культурных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод, что масштабное распространение Дня святого Патрика до 1990-х годов не представлялось возможным из-за наличия антиирландских стереотипов, национальных комплексов, низкой самооценки, ощутимого влияния католической церкви на культурную жизнь общества, обусловивших отсутствие мотивированности населения в вопросе распространения своих культурных традиций. День святого Патрика начал завоевывать популярность лишь в 1990-х годах, когда значительно улучшилась экономическая ситуация в стране, ослабло влияние церкви, начало изменяться отношение к ирландцам в мире, был отмечен первичный рост интереса к ирландской культуре, благодаря чему повысилась национальная и диаспорическая самооценка, а, следовательно, и мотивация в популяризации своих культурных традиций. Одновременно с этим, активизация населения в данном вопросе была вызвана и «кризисом идентичности», связанным с размыванием традиционной системы ценностей. Представляется возможным заключить, что международный рост популярности Дня святого Патрика и трансформация национальной идентичности являются взаимообусловленными процессами.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.