Российские анархо-синдикалисты в эмиграции: эволюция идей и тенденции политического развития: 1918-1930-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Дворковая, Марина Васильевна

  • Дворковая, Марина Васильевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 263
Дворковая, Марина Васильевна. Российские анархо-синдикалисты в эмиграции: эволюция идей и тенденции политического развития: 1918-1930-е гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2008. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дворковая, Марина Васильевна

Введение.

Глава I. Российский анархо-синдикализм: начало XX в. - до 1918 г.

Параграф 1. Особенности осмысления анархо-синдикализма с позиции российской политической действительности

Параграф 2. Русские революции начала XX века и анархосиндикалистская теория

Глава II. Идейный кризис анархо-синдикализма и поиск путей выхода из него (1918 - конец 1920-х гг.)

Параграф 1. Эволюция анархо-синдикалистской идеи в первый революционный год

Параграф 2. Анархо-синдикалисты в эмиграции: объединения, личности, тенденции

Параграф 3. Анархо-синдикалистская мысль в эмиграции: от тенденции к обобщению

Глава III. Российский анархо-синдикализм в условиях мировых социально-экономических и политических кризисов (начало 1930-х гг.)

Параграф 1. Общая политическая ситуация и ее воздействие на русские анархистские круги в эмиграции

Параграф 2. Итоги «внутрипартийных» дискуссий

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российские анархо-синдикалисты в эмиграции: эволюция идей и тенденции политического развития: 1918-1930-е гг.»

Актуальность.

Интерес к социальной истории, так востребованной в последнее время, не в состоянии все же подавить и внимание к истории политических учений. Это и понятно, так как протестные настроения, присущие различным слоям общества, отношения последних к государству (и обратная связь), а также всевозможные аспекты государственного устройства останутся до тех пор актуальными, пока существует само государство, социум и мыслящая личность.

В наше время, когда коренным образом пересматриваются существовавшие не один год общественно-государственные взаимоотношения необходимо учитывать и внимательно подходить ко всему спектру идей как этатистского, так и анархистского плана. Идеи анархизма всегда набирали силу во время социальных смут, привлекая к себе огромные массы населения, часть которых воспринимала анархизм, как вседозволенность. Последняя «русская смута» первой половины 1990-х годов вновь призвала к жизни анархистские идеи: появились структуры, издания, развернулась дискуссия, главный вопрос которой заключался, как и в спорах других политических объединений, шел о том, каким путем пойдет Россия.

Необходимость объяснить обывательской среде, в чем смысл анархизма, где он вступает в противоречие с идеями государствоведения, почему ему никогда не удавалось реализовать свои идеи на практике, в чем его достоинства, - вот что подкрепляет и сегодня интерес к анархизму, к этому не только политическому, но и философскому учению, история которого насчитывает уже более сотни лет.

В этом плане важно учитывать и саму эволюцию анархистской мысли, в том числе и в условиях эмиграции, когда политическая' борьба получает развитие в новых, необычных для себя условиях: изменения в окружающей социальной среде, превалирование идей победившей партии, поиск новых союзников и новых идей, предательства союзников и инертность обывателей, уставших от политической борьбы и искавших уравновешенности в повседневной жизни. В этом смысле особый интерес проявляется к идеям анархо-синдикализма, набиравшего силы именно в условиях относительной стабилизации политической обстановки. Российским эмиграционным кругам был важен зарубежный опыт и поиск путей претворения его на русской почве.

Напомним, что анархо-синдикализм, согласно справочникам «общественно-политическое течение, находящееся под влиянием анархизма и считающее высшей формой организации рабочего класса профсоюзы, которым должны принадлежать средства производства». Согласно статьям, помещенных в энциклопедиях, «анархо-синдикалисты отрицают необходимость политической борьбы и самостоятельных политических рабочих партий и отвергают борьбу за диктатуру пролетариата. Их цель - социальный переворот, организованный синдикатами (профсоюзами), который должен уничтожить "на следующий же день" государство и политическую власть и создать общество, руководимое федерацией синдикатов, ведающей производством и распределением продуктов. Политической борьбе анархо-синдикалисты протиI Л вопоставляют тактику "прямого действия" (экономическая забастовка, саботаж, бойкот и др.). Основным методом достижения своих целей они считают всеобщую экономическую стачку, с помощью которой профсоюзы якобы могут без революционной борьбы ликвидировать капитализм и взять в свои руки управление производством». Однако данные подходы представляются нам несколько поверхностными, так как не учитывают, что анархо-синдикализм не стоял на месте, а, как и иные течения общественно-политической мысли развивались, находясь в зависимости от множества факторов, в первую очередь от политической ситуации (для России - результат революционных потрясений 1917-го, заставивших многих из противников большевиков покинуть страну и продолжать свою деятельность в эмиграции).

Как видно из самого названия, анархо-синдикализм представляет собой соединение анархизма и синдикализма, то есть направления, признающего, что основной и даже единственной дееспособной рабочей организацией являются синдикаты, профсоюзы, что только они в состоянии осуществить коренное переустройство общества, замену капитализма социализмом, что поэтому они должны быть независимы от всякой партии, должно быть независимы от всяких политических влияний и теорий1.

Предмет исследования.

Эволюция анархо-синдикалистской мысли и действия ее последователей во время «первой волны» русской эмиграции. Именно 1920-конец 1930-е гг.

1 Хархардин И.В. Русская анархическая пресса (1917-1918 гг.) // Вестник литературы. 1921. № 10(34). С. 12. период «первой волны») оказался самым «продуктивным» для всевозможных политических партий, нашедших пристанище в эмиграции. Не составили исключения и анархо-синдикалисты, сумевшие пересмотреть и переосмыслить свои позиции по ряду вопросов политической ситуации.

Объект исследования.

Одно из направлений анархистского учения — анархо-синдикализм, его российский аналог, а также весь его составляющий комплекс — личности, центры, издания.

Хронологические рамки исследования.

Нижняя граница - конец 1917 - начало 1918 гг. (Октябрьская революция 1917-го, разочарование в достигнутых успехах, противостояние с Советской властью, вынужденная эмиграция)

Верхняя — 1938-1939 гг. (начало Второй мировой волны, серьезные сдвиги, происходившие в кругах русских эмигрантов «первой волны», начало «второй волны»).

Однако чтобы быть как можно более объективным в обобщениях и оценках анархистского течения, его деятелей, политической обстановки, складывающейся в кругах первой волны русской эмиграции, чтобы понять, в чем первопричина эволюции анархистской мысли нам приходилось, по мере необходимости, отступать от заявленных рамок.

Историография проблемы.

Работы, в которых интересующая нас тема рассматривается, как основополагающая появились только в начале 1990-х годов, но для того, чтобы разобраться в том, что собой представляет российский вариант анархо-синдикализма, необходимо обратится к учету и анализу всего, что было о нем написано в научной литературе. А потому необходимо начинать историографический обзор с литературы начала 1920-х годов.

Уже первые русские анархисты, оказавшиеся после Октября 1917 года за рубежем обратились к необходимости переосмысления своего учения применительно к действительности2.

Не оставались в стороне те, кто еще оставался в России, но, не имея возможности публиковаться на родине, издавали свои работы за границей . И в этих статьях и книгах доминантной оставалась мысль о пересмотре ряда положений теории и практики политической деятельности.

Наибольшее количество работ, появившихся в эмиграции, пришлось на первую половину 1920-х годов. Это и понятно, так как авторы их — как правило, непосредственные участники анархо-синдикалистского движения по разным причинам (в основном - политическим) покинувшие Россию4. В сво

У V/

См.: Раевский М. Анархо-синдикализм и критический синдикализм. Нью-Йорк,

1919.

3 См.: Максимов Г.П. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и наше к ним отношение. Нью-Йорк, 1918.

4 См.: Горелик А. Анархисты в российской революции. Буэнос-Айрес, 1922; Горелик А. Гоненья на анархизм в советской России. Берлин, 1922; Максимов Г.П. За что и как большевики изгнали анархистов из России: К освещению положения анархистов в России. Штеттин, 1922; Аршинов П. На переломе // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 1; Аршинов П. Ответ бывшим анархистам // Анархический вестник. Берлин, 1923. № 5-6.; Аршинов П. Проблема производства и потребления в социальной революции // Анархический вестник. Берлин, 1923. № 2. их работах, носивших скорее публицистический, чем сугубо научный характер, они стремились разобраться в причинах неудач движения, понять, почему не удалось привлечь на свою сторону российского обывателя, в чем проявились преимущества большевиков, одержавших победу осенью 1917-го, обозначить задачи российских анархо-синдикалистов на перспективу и ближайшее время5. Важно отметить тот факт, что анархисты воспринимали эмиграцию как временный этап, очень краткий во времени. Это, правда, было свойственно не только анархистам, но и практически всем политическим группам и политическим деятелям, проигравшим большевикам в политической борьбе. Эмигранты, на протяжении почти всех 1920-х гг. считали, что большевики не смогут удержаться у власти более года, двух, от силы - пяти, они должны были быть (по мысли их оказавшихся зарубежном противников) сметены «народными массами». Подобные оценки - результат несколько поверхностного анализа и внутриполитической политики, и умения большевистской партии в случаи необходимости менять свой социально-экономический курс, что удерживало в ее рядах большую часть союзников. В эмигрантских работах 1920-х гг. рассуждения об ожидаемом крахе Советской власти подменяли собой реальную оценку ситуации, что грозило обернуться в будущем большими разочарованиями в возможностях теоретиков анархистов осмыслять политическую ситуацию.

5 См.: Новомирский Я. Лавров на пути к анархизму. Пг., 1922.

В Советской России внимательно следили за тем, что выпускается в эмиграции (а также, чем она «дышит»6), и поскольку нэп - времена хоть и ограничено, но - умеренно либеральные, в СССР в 1920-е годы появилось ряд работ, в которых анархо-синдикализм подвергался очень скрупулезному анализу7. В то же время, сохранялась еще возможность и для оставшихся в Советской России анархистам высказывать свое, уже несколько, завуалированное, мнение о возможных перспективах развития анархо-синдикализма, о путях эволюции синдикалистских идей8. Особое место занимали работы эмигрантов, покинувших Россию еще в начале XX века, изданные в первые годы Советской власти. Эти книги и статьи (как, например, М.Корн9) позволяют понять, в чем расхождения, недопонимания эмигрантских представителей анархо-синдикализма реальной действительности, сложившейся в России после Октября 1917 года. А это даст возможность акцентировать внимания на болевых точках всего анархистского движения.

Своеобразной финальной работой 1920-х гг. в анархо-синдикалистской историографии можно по праву считать работу П.Аршинова «Новое в анархизме»10, в которой автор предпринял попытку обобщить анархистский опыт

6 См., в этом плане: Очерки истории анархического движения в России: Сб. ст. М., 1926; Лозовский А. Анархо-синдикализм и коммунизм. М., 1924; Черный Л. О классах. М„ 1924.

7 См.: Ягов В. Современный анархо-синдикализм. М.; Л., 1928. о

Боровой А. Личность и общество в анархистском мировоззрении. Пг., 1920.

9 Корн М. Революционный синдикализм и анархизм. Борьба с капиталом и властью. Пг.; М., 1920.

10 См.: Аршинов П. Новое в анархизме. Париж, 1928. политической деятельности в России за первое 25летие XX века, в особенности - во время революции и Гражданской войны, а таюке вывести исходные моменты для борьбы в новых условиях миропорядка.

Для эмигрантской литературы анархо-синдикалистского плана 19301950 гг. характерна умеренность — на возможные дальнейшие действия. (Последние даже чередовались с отказом ряда теоретиков от прежних убеждений и переход их в стан недавних противников). Полностью исчезли надежды на возможно скорее возвращение в России. Почти всем стало ясно, что Советская власть - надолго. Это понимание послужило причиной отхода из анархистского движения рядовых участников. А значит, вновь актуальной стала потребность поиска возможных путей и сохранения и эволюции теоретических идей11. Взгляд на российскую и мировую действительность в работах анархистов-эмигрантов становился все более взвешенным, обобщения и выводы — осторожными и уже не такими категоричными, как ранее. Налицо были и элементы консолидации, что, по крайней мере, просматривалось в ряде статей, публиковавшихся на страницах периодической печати. Там же, в эмигрантской периодике, появляются и первые сугубо исторические работы, посвященные анализу особенностей развития российского анархо-синдикализма.

11 Большевистская диктатура в свете анархизма. Париж, 1930; Аршинов П. Анархизм и диктатура пролетариата. Париж, 1931; Максимов Г. Кропоткин и синдикализм // П.А.Кропоткин и его учение. Чикаго, 1931.

Еще задолго до постсталинской «оттепели» один из участников анархо-синдикалистского движения писал, что «анархо-синдикализм не может быть концепцией чисто философской или исключительно социальной. Поэтому мы не можем ограничиться формулой исключительно наших философско-этических идеалов; мы не можем также воспринимать какую-нибудь определенную политическую доктрину, ни ограничиться негативной позицией отрицания политики; и, наконец, мы не можем осудить себя на тред-юнионистское вырождение через реформистский синдикализм. Формулировка общего нашего миросозерцания не является для анархистов действия самым срочным делом, и я предоставляю ее сделать товарищам более компетентным, нежели я, в вопросах философии; я ограничусь, поэтому изложением тактической части нашей программы и лишь намечу организационные ве-хи»12.

Для советской исследовательской литературы была свойственна ничем не прикрытая агрессивность13. Определяющую роль играла идея усиления классовой борьбы в условиях «приближения к социализму». С анархизмом в России-к тому времени было покончено, не было большой необходимости вступать в дискуссию и с эмигрантами-анархистами, поскольку идеи послед

12 Давыдов А. Поворотный пункт в истории русской революции и пропаганда анархо-синдикалистов в ближайший период // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2-х тг. Т.2. 1917-1935. М., 1999. С.314-319. (30 июня 1922 г. Москва.)

13 Залежский В.Н. Анархисты в России. М., 1930; Залежский В.Н. Из воспоминаний подпольщика. Харьков, 1931; Ярославский Е.М. Анархизм в России (Как история разрешила спор между коммунистами в русской революции). М., 1939. них не доходили до советского обывателя. Взамен последнему предлагались выработанные идеологические штампы, изначально характеризующие анархистские течения, как нечто, вступавшее в противоречие с требованиями «диктатуры пролетариата». Вот, что, например, писал М.Е.Ярославский: «Большевики показали на опыте борьбы с анархистами в период царизма и в период пролетарской диктатуры весь вред анархистских теорий и анархистской практики. В период пролетарской революции в России анархизм полностью обанкротился. Отрицание необходимости диктатуры пролетариата привело анархистов разных течений к прямому столкновению с интересами революции, к борьбе против пролетариата, к защите кулака, к прямому союзу с врагами революции, к измене пролетарской революции, контрреволюции»14.

Общественная «оттепель», начавшаяся в Советском Союзе во второй половине 1950-х гг. не могла не сказаться на стремлении переосмыслить деятельность «непролетарских» партий начала XX века и, особенно, в условиях русских революций - 1905-1907 гг. и 1917-го. Конечно, не стоило ожидать от отечественных историков кардинального пересмотра историографической схемы, однако сам факт интереса к ранее «закрытым» темам был серьезным шагом вперед. Это, однако, с сегодняшних позиций знаний об анархизме ус-кальзывает от взглядов современных исследователей, считающих, что одним из стереотипов восприятия анархизма в советской литературе на протяжении нескольких десятилетий было представление о нем как об учении с неизменным набором элементов и статичным содержанием. Отчасти отрицание воз

14 Ярославский Е.М. Указ. соч. С. 12, 58. можности развития теории анархизма было связано с идеологизированным ее восприятием, продиктованным политическими и идеологическими соображениями без выяснения глубинной природы и роли этого явления в общественном сознании и на практике15. Но нам представляется этот подход несколько поверхностным.

И вот почему.

Степень научного рассмотрения темы имеет длительную традицию, которая восходит к начальному периоду формирования анархизма как самостоятельной идеологии и его институционализации в качестве отдельного компонента в общественном движении.

То есть, для исследователей важен учет последовательности в процессе изучения и самого анархо-синдикализма и историографии его. Это предопределялось особенностью развития и советской государственности в целом, и советской науки - в частности, двигавшейся в сторону объективности исключительно посредством отдельных и разовых действий и шагов. Первый шаг был сделан в сторону изучения истории западноевропейского синдикализма, который воспринимали, как одну, из реальных возможность противостояния капиталистическим тенденциям16.

15 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1994.

16 Эггерт К. Даниэль де Леон - идеолог анархо-синдикализма в американском рабочем движении // Из истории социально-политических идей. М., 1955; Фостер У.З. Очерки мирового проф. движения. М., 1956; Майданик К.Л. Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936 - 1939 гг. (от фашистского мя

Противовесом «оттепельским новациям» служило появление традиционных для советской историографии работ, в которых стержневым моментом выступала критика - как правило, безаппеляционная - немарксистского вос

17 приятия действительности .

Такой подход, особенно в условиях ограниченной информации, недоступности значительной части материалов, идеологической тенденциозности, фактически исключал возможность объективного рассмотрения структуры анархического сознания и его эволюции в XX в. 18

Подобные оценки вправе распространить на подавляющую массу исследовательской литературы начала 1970-х — первую половину 1980-х гг., когда определяющим в работах историков, в том числе и при анализе особенностей анархического учения оставался классовый подход19. тежа до майского путча) // Из истории освободительной борьбы испанского народа. М., 1959; Майданик К.Л. Испанский анархо-синдикализм накануне национально-революционной войны: Из истории догматизма в международном рабочем движении // Международные отношения. Политика. Дипломатия XVI - XX века. М., 1964.-С. 219-244.

1 "7

Лейбзон Б. М. Мелкобуржуазный революционаризм. М., 1967; Лаздовский Б.Б. Борьба большевистской партии против анархо-сектантского .уклона в союзе рабочей молодежи Петрограда (январь-март 1918 года)// Актуальные проблемы современного молодежного движения: Критика антимарксистских и антикоммунистических концепций. М., 1971. С. 65 -68.

1 о

Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964. С. 157-164.

19 Позняк Г.А. Критика В.И.Лениным троцкистов и анархо-синдикалистов по вопросам диктатуры пролетариата // Труды Всесоюзного юридического заочного института.

1971. Т. 18. С. 145-174; Ильин В.И. О социально-классовых корнях анархо-синдикалистских воззрений // Вестник МГУ. Сер. 13. Научный коммунизм. 1974. № 4. С. 89-96.

Рецидив сталинизма в исторической науки, произошедший в начале 1970-х лишь усугубил ситуацию; превалирующими факторами выступали идеи исключительно критики концепций анархизма и борьбы большевиков против своих противников20. Анархо-синдикализм же изначально обрекался на поражения из-за своей «скудости идей» и действий21. Отсюда шел и известный эклектизм в характеристиках анархизма*"". Так, Ф.Я.Полянский все течения анархизма (кроме учений М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина и анархо-синдикализма) относил к анархизму-индивидуализму. В нем автор выделял «христианский анархизм» (Л.Н.Толстой), «антиинтеллигентский анархизм» (Я.В.К.Махайский, Е.Лозинский), «максимализм» (Е.Тагин), собственно анархизм-индивидуализм (издательство «Индивидуалист», О.Виконт, Н.Бронский, А.Боровой), «чистый» или «ассоциационный анархизм» (Лев Черный), «революционный индивидуализм» (Я.Новомирский), «мистический анархизм» (Г.Чулков, В.Иванов)" . При всей оправданности классификации по данному частному признаку нельзя не отметить спорности отнесения некоторых теоретиков, например, Я.Новомирского, к тому или иному течению. Отнесение к собственно анархизму идей В.К.Махайского и максимализма лл

Пономарев Н.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань, 1978.

-у 1

Корноухой Е.М.Борьба партии большевиков против анархизма в России. М., 1981.

22 Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX в. - 1920 г.). М., 1977. С.304-309.

23 Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М., 1973. С. 11-20, 21. дискуссионно. В классификации не были учтены течения в анархизме после 1917 г., нашедшие свое развитие в эмиграции.

Особняком стоят работы С.Н.Канева, основной массив которых приходится именно на 1970-е гг.24. Конечно, с точки зрения обобщений, они мало, чем отличаются от работ создаваемых чуть ранее или в те же годы. Но Канев знает не только работы своих предшественников, но и архивные материалы, содержание анархистской периодической печати, приводит различные точки зрения на эволюцию анархо-синдикализма его различных представителей25. Эмигрантский период российских анархистов Канев лишь упоминает, считая, как и другие авторы, что в то время анархисты оказались («скатились») на позициях «контрреволюции. И причина того - их отношение не столько к государству как таковому, сколько - к диктатуре пролетариата, установленного в России после Октября 1917-го.

Социально-политические потрясения, произошедшие в России за последние пятнадцать — двадцать лет не только породили интерес общества к истории различных политических учений, но и создали почву для возрождения различных политических течений (в том числе и анархо-синдикалистского толка). Вновь, как и в начале века, в центре внимания ока

У л

Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974; Канев С.Н. Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона. М., 1979 и др. Его последняя работа (см.: Канев С.Н.Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма/1840-1917 гг./. М., 1987.) по всей видимости также была написана в семидесятые годы.

25 Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974. С. 34-44. зались дискуссии, шедшие между различными политическими деятелями. И здесь уже не обходилось дело без привлечения наработок представителей русской эмиграции.

Справедливости ради надо отметить, что сам факт переиздания важней

26 ших работ подзабытых уже политиков-эмигрантов , не означал критического осмысления всего написанного ими, сопоставления временных особенностей, выявления тех моментов, которые были бы действительно актуальны и

97 востребованы современностью .

Надо сказать, что к объективному, непредвзятому пониманию того, чем был анархизм на самом деле исследователи пришли не сразу. Они постепенно отказывались от необходимости подменять строго научный анализ идей анархизма развешиванием идеологических ярлыков28.

Свою роль здесь сыграли и переиздания работ зарубежных исследователей, в которых анархическое учение было представлено в сравнении - Запад

29 и Восток .

26 Боровой А. Анархистский манифест / [Предисл. и публ. Д.Олейникова] // Родина. 1992. №3. С. 10-11.

27 Игнатьева O.A. Взгляды анархистов на проблемы экономического переустройства общества после Октябрьской революции // Социологические исследования. 1991. № 3.

С.68-76.

28

Пронякин Д.И. Анархизм: «Исторические» претензии и уроки истории. JL, 1990; Арефьев М.А. Исторические судьбы политических доктрин русского анархизма // Политическая утопия: история и современность Ростов н/Д., 1992.

70

Неттлау М. Очерки по истории анархических идей. Tucso, 1991.

Стоит отметить работы С.Ф. Ударцева, в которых была представлена классификация течений анархизма, которая, на наш взгляд, приемлема при

ТА менительно к эмигрантскому периоду . Так, согласно позиции Ударцева, классический и постклассический анархизм представляют собой две следующие друг за другом ступени исторической эволюции анархического сознания. С этой точки зрения классический анархизм - это совокупность первых зрелых теоретических форм (идей, учений) анархического сознания, соответствующих эпохе XIX - начала XX вв. Постклассический анархизм в этом отношении - совокупность течений анархизма, сформировавшихся в 1900-х - 1920-х годах в результате кризиса классического анархизма и трансформации анархического сознания в условиях научно-технических революций XX в., мировых войн, возникновения тоталитарных и социалистических государств, политической системы и культуры плюралистической демократии, развития прав человека31.

Этот теоретический подход очень дополняют работы, в которых представлен целый комплекс аспектов, раскрывающих практическую деятельность анархистов (в том числе и синдикалистов в России в первой четверти XX века). Это, в первую очередь, относиться к исследованиям питерского историка В.Д.Ермакова, который, с опорой на ранее практически неизвестный

ЯП

Ударцев С.Ф. Власть и государство в теории анархизма в России (XIX - начало XX в.). // Анархия и власть. М.: Наука, 1992. С. 50-64; Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1994.

31 См.: Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М., 1994. архивный материал, постарался и воссоздать социально-психологический портрет русского анархиста начала XX века, вычленить из общей канвы событий и обосновать основные проблемные узлы эволюции анархистского движения в России, достаточно объективно (сознательно отказываясь от «штампов») подойти к оценки роли анархистов в русских революциях и Гражданской войне Очень важные и его историографические статьи, в которых он стремиться представить исследовательского поля со всеми оттенками . Но и в работах Ермакова мы найдем лишь краткий очерк событий, развивавшихся в объединениях российских анархо-синдикалистов, перенесших свою деятельность в эмиграцию34.

•2Л

Ермаков В.Д. Анархистские группы и организации России в 1917 году: история и современность // Великий Октябрь. Политические партии России и СССР. Социалистические преобразования в стране. Владимир, 1991. Ч. 2. С. 95 - 98; Ермаков В.Д. Портрет российского анархиста начала века // Социологические исследования. 1992. №3. С. 97 -99; Ермаков В.Д. Российские анархисты в первый год гражданской войны (1918) // Происхождение и начальный этап гражданской войны. 1918 год. М., 1993. Ч. 1. С. 120 - 123; Ермаков В.Д., Кривенький В. Анархисты // Родина. 1993. №5-6. С. 70 - 74; Ермаков В.Д. Российские анархисты в политических событиях 1917 г.// Россия в 1917 году: Новые подходы и взгляды. СПб., 1995. Вып. 3. С. 38 - 42; Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты (вторая половина Х1Х-конец XX веков). СПб., 1996; Ермаков Е.Д. Анархистское движение в России: история и современность. СПб., 1997.

Ермаков В.Д. Российская историография об отечественном анархизме (конец 80-х -90-е гг.) // Научная республиканская конференция «Политические партии. История. Современность». Орел, 1994. - С. 256 - 258.

34 Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты (вторая половина Х1Х-конец XX веков). СПб., 1996. С. 295.

Подобного рода фактографические работы дают возможность осмыслить анархо-синдикализм, уже как мировоззрение, своими корнями уходящими едва ли не к античности35.

Едва ли не самыми серьезными и скрупулезными можно считать иссле 1 £ дования А.В.Шубина и В.В.Дамье .

А.В.Шубин, пожалуй, одним из первых не просто «вскользь» упомянул о существовании и деятельности русских анархистских групп в антибольшевистской эмиграции, но и подробно проанализировал дискуссии, развернувшиеся на страницах изданий в начале 1920-х гг. Он проанализировал содержание споров, вокруг так называемого «переходного периода», выступавшего центром преткновения для деятельности многих анархистских групп того времени. Интерес представляют и параллели, проводимые автором между анархистским движением в России в годы Гражданской войны и испанскими анархистами, проявлявшими особую активность во второй половине 1930-х гг. Сочетание, в принципе равно уравновешенное, дореволюционной истории, эволюции эмигрантского периода и зарубежного опыта дает возможность проследить, в чем российский анархизм опережал (или отставал) от своих европейских и американских «однопартийников», как сказывалось на

35 См.: Кокорев В. Концепции конституционного выбора: между мечтаниями Платона и анархо-синдикализма // Вопросы экономики 1997. № 7. С. 52-64.

36 Шубин А.В. Проблема «переходного периода» в российской эмигрантской мысли 20-30-х годов // Анархия и власть. М., 1992; Шубин А. Анархистский социальный эксперимент. М., 1998 (Электронный вариант.); Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М., 2003. его состоянии и на развитии особенности внутрироссийской политической ситуации и послереволюционного изгнания.

В.В.Дамье ставит своей целью сравнить общее и особенное в развитии российского и западноевропейского анархо-синдикализма, в первую очередь — в условиях социального кризиса, когда происходит не просто смена власти, но и смена общественно-политических ориентиров. Но для исследователя наибольший интерес все же представляет западный опыт, поскольку он, по мнению Дамье, результат по настоящему плодотворной деятельности, которая заслуживает обобщения, анализа и выработки рекомендаций.

Идеи анархо-синдикализма оказались востребованными и политиками. Так, А.К. Исаев, в свое время много писавший об анархо-синдикализме и считавший, что генезис идей синдикализма в России связан с обращением анархистов начала XX века к идеям Бакунина и с отрицанием идей Кропоткина, либо с попыткой «найти примирение между кропоткинскими анархо

37 коммунистическими схемами и .идеями анархо-синдикализма» , избрал в последствии анархо-синдикализм платформой для своей политической деятельности.

Таким образом, в исторической литературе тема особенностей эволюции русской анархо-синдикалистской мысли не обойдена вниманием, однако специальных работ до сих пор нет, а те вопросы, которые все же находят место в монографиях и статьях историков представляют собой скорее перечис

37 Исаев А.К. Второй призыв // Община. 1988. № 6. С. 3-8. ление имен, названий групп и изданий, а также общие выводы (исключение представляют работы А.В.Шубина).

И, в то же время, эволюция русской анархо-синдикалистской мысли в эмигрантских кругах первой волны еще не стала еще предметом серьезного исследования, нет специальных монографий, посвященных исключительно данному объекту исследования, нет анализа литературы, выпущенной анархистами-эмигрантами, не введены в оборот важнейшие документальные свидетельства, не обобщен опыт западноевропейских и американских историков, не проанализированы дискуссионные и информационные материалы периодической эмигрантской печати, не уделено внимания градации небольших групп и центров российских анархо-синдикалистов, раскиданных по Западной Европе и США, и, наконец, не прослежено, как, в зависимости от российской и международной ситуаций эволюционировала анархистская мысль в эмиграции.

Задачи исследования поэтом сводятся к следующим пунктам:

1) Осмыслить особенности анархо-синдикалистских идей в условиях русских революций 1917 г.

2) Проанализированы причины разногласий, выявившихся во взаимоотношениях с Советской властью в 1918 г.

3) Дать картину структурирования российского анархо-синдикализма в эмиграции.

4) Проследить основные направления и охарактеризовать основные проблемы эволюции анархо-синдикализма в эмиграции.

5) Обосновать особенности общественно-политической ситуации Ии ее воздействие на русские анархические круги в эмиграции.

6) Обобщить результаты развития русского анархо-синдикализма в эмиграции

Источники.

Поскольку в диссертации анализируется эволюция анархо-синдикалистской мысли, то особое внимание уделяется периодической печати, выходившей за рубежом, а не материалам, отложившимся в архивных фондах, тем более что интересующих нас текстов в архивах крайне немного.

Именно на ее страницах шли дискуссии не только о том, как в целом должен идти ход событий в России или в мировом рабочем движении, но и, самое главное, прекрасно видно, как проблемы и вопросы считались первостепенными, а какие - отходили на второй план, вокруг каких идей складывались группы, что вызывало наибольшие дискуссии и что оставалось в «сухом остатке». Главное внимание уделялось содержанию ведущих анархистских изданий, выходящих в Западной Европе, США и Канаде, в 1920-1940-х гг. Анархистская периодическая печать (даже с учетом синдикалистского уклона) очень разнообразна. Это: Американские известия. Нью-Йорк. 19201924; Американские Известия. Детройт. 1937-1938; Анархический вестник. Париж. 1921-1924; Анархия. Буэнос-Айрес. 1930-1932; Буревестник. Нью-Йорк. 1921-1922; Бюллетень Объединенного Комитета защиты заключенных революционеров России. Берлин. 1923-1926; Бюллетень русских анархистов. Берлин. 1923; Бюллетень Фонда помощи заключенным и ссыльным анархистам и анархо-синдикалистам в России. Берлин. Париж. 1926-1936; Волна. Детройт, Кливленд, Нью-Йорк, Филадельфия. 1920-1924; Вольная мысль. Буэнос-Айрес. 1932; Всемирный Союз. Чикаго. 1917; Голос из подполья. Буэнос-Айрес. 1930-1931; Голос Труда. Буэнос-Айрес. 1919-1930; Голос Труженика. Нью-Йорк. 1918-1924; Голос Труженика. Чикаго. 1924-1927; Дело Труда. Париж. Чикаго. Нью-Йорк. 1925-1939; Дело Труда - Пробуждение. Нью-Йорк. 1940-1963; Клич Анархистов. Журнал русских анархистов. Нью-Йорк. 1921; Колокол. Нью-Йорк. 1918; Коммунист. Буэнос-Айрес. 1920; Набат. Нью-Йорк. 1918; Освобождение профсоюзов. Париж. 1928; Правда. Нью-Йорк. 1917; Пробуждение. Детройт. 1927-1939; Прощальный клич. Нью-Йорк. 1920; Рабочий и крестьянин. Нью-Йорк. 1918-1919; Рабочий путь. Берлин. 1923; Рассвет. Нью-Йорк. Чикаго; Свободное Общество. Оттава. о

1920-1921; Хлеб и Воля. Нью-Йорк. 1919; и другие издания.

На страницах этих и ряда других изданий представлены всевозможные оттенки анархистского (в том числе и анархо-синдикализма) учения. Важно и то, что в этих периодических изданиях была возможность обосновать свою точку зрения не только теоретикам, но рядовым, анархистам. Последнее позволяет понять, насколько идеи воспринимались, как оценивались, и существовала ли «обратная связь».

Для освещения задача, стоящих в диссертации, привлечены материалы (к сожалению, не очень многочисленные) из ряда московских архивов - Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, бывшего Центра хранения историко-документальных коллекций (в настоящее время — филиал Российского государственного военного архива), Российского государственного архива литературы и искусства. Это материалы личных коллекций, документы агитационно-пропагандистского плана, переписка руководителей анархо-синдикалистских и анархо-коммунистических объединений. Важны также материалы западноевропейских спецслужб, осуществлявших негласный контроль за рядом политических деятелей российской эмиграции и предпринимавших анализ программных статей, выходящих в периодической печати. Важно и эпистолярное наследие политиков, не имеющих прямого отношения к анархизму, но считающих его достаточно серьезной силой в политической борьбе, а потому - достойного особого внимания.

Из опубликованных архивных документов отметим те, что вошли в содержание двухтомника «Анархисты. Документы и материалы» (Т.1. 18831916. М., 1998; Т.2. 1917 - 1935. М., 1999) без обращения, к которому сейчас вообще сложно представить изучение эволюции анархистской мысли. Архивные свидетельства эти дают возможность проследить изменения в программных документах, в агитационном материале, в отношениях между различными направлениями.

Методология.

Методологической и теоретической основой написания диссертации послужил системный, структурно-функциональный и факторный анализ. Основой — методологической - работы является принцип историзма и системный подход. Для решения поставленных задач автор руководствовался широким спектром идей и подходов, получившим развитие в работах других исследователей, занимавшихся изучением проблем истории русского анархизма (в том числе и в эмиграции).

Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Дворковая, Марина Васильевна

Заключение

Итак, наш анализ эволюции синдикалистской мысли, получившей «толчок» к дальнейшему и очень серьезному развитию в эмиграции 1920-1930-х гг., и последовавшие благодаря этому в анархистской среде изменения, перераставшие в тенденции, дают возможность говорить о том, что синдикализм

320 рассматривался, как «идеология организованного пролетариата» , не желавшего больше мириться с положением наемных работников, не' желавшего зависеть от воли случая или от чьей либо прихоти, а стремящегося решать самостоятельно, как текущие вопросы своей повседневной жизни, так и глобальные вопросы взаимоотношения с обществом, властью, государством.

Синдикализм, по мнению русских анархистов-эмигрантов это идеология рабочего самоуправления, это идейное течение, отрицающее все формы эксплуатации человека человеком. Синдикализм - идеология организованных коллективов, которые без посредников паразитирующих слоев населения могли организовать обмен продуктами труда. Синдикализм, таким образом, социалистическая идеология321. Конечно, это утверждение, как считали эмигранты и ряд современных ученых, вступает в известное противоречие с тем, что синдикализм - мировоззрение, отрицающее все формы власти и его носителя - государства, т.к. власть — это привилегии, злоупотребления чи

Исаев А. Синдикализм (принципы организации и деятельности независимых профсоюзов). [Электронная версия]; Исаев А.К. Второй призыв // Община. 1988. № 6. С. 3-8.

321 Г.М. Синдикализм (Несколько слов о его извращения) // Рабочий путь. Берлин,

1923 № 6. С. 4. новники, живущие исключительно за счет налогов. А пока существуют налоги (и денежная монополия), не может существовать свободного товарообмена, не может осуществиться принцип «каждому по труду». Синдикализм, та

3 22 ким образом, еще и анархистская идеология .

Российский» синдикализм 1920-1930-х гг. - мировоззрение, отрицающее за какими-либо партиями право навязывать свою волю обществу или отдельным гражданам. Система, при которой власть сосредоточена в руках профессиональных политиков, принадлежащих либо к одной, либо к двум-трем поочередно сменяющим друг друга партийным группам, а народу отведена роль статиста, - глубоко порочна. Синдикализм, таким образом, антипартийная идеология .

Российский» синдикализм 1920-1930-х гг. - система взглядов, отрицающая милитаризм и национализм, т.к. военная пропаганда способствует усилению государственности, росту налогов и оборонных (убыточных) отраслей экономики, а межнациональная рознь отвлекает от противостояния с властью. Синдикализм, таким образом, антимилитаристская и интернациональная идеология324.

Горелик А. Анархизм и революционное правительство // Пробуждение. Детройт, 1933. №38-39. С.24-25. .

Волин В. О синтезе. Статья первая // Анархический вестник. Берлин, 1923. № 34. С. 13-14.

324 Другов Ф. Анархисты в русской революции // Пробуждение. Детройт, 1932. № 23-27. С.74.

Российский» синдикализм 1920-1930-х гг. продемонстрировал, по крайней мере теоретически, различие между традиционными профсоюзами и синдикатами.

Во-первых, цель традиционного профсоюза - обеспечить его членам наилучшие условия продажи рабочей силы нанимателю. Деятельность традиционного профсоюза сводится к борьбе за небольшие уступки в деле отстаивания экономических интересов и организации социального страхования. Цель синдиката — обретение средств производства в их коллективную собственность325.

Во-вторых, синдикат отличается от традиционного профсоюза в отношениях к государству, как к таковому. В том случае, если государство и работодатель - не одно лицо, а существуют раздельно, профсоюз рассчитывает использовать государство как средство давления на работодателя. Профсоюз, таким образом, должен оставаться лояльным к государству. Синдикат отрицательно относится к государству: пока оно существует, не может быть и речи о собственности работников на средства производства. Синдикат добивается своих целей путем вытеснения государства из различных сфер жизни-общества. Поэтому синдикат - порождение анархистской теории .

В-третьих, различия синдиката с традиционным профсоюзом кроются во взглядах на роль и место в политической борьбе партии. Традиционный

325 Бекар П. Русская революция и синдикализм // Рабочий путь. Берлин, 1923 № 2-3.

См.: Траутман Э. Производительный синдикализм. М., 1919. профсоюз, как правило, поддерживает ту партию, которую лоббирует его в парламенте. Синдикат рассматривает партии, как центры сосредоточения политической бюрократии. Для того чтобы достичь своих целей — самоуправляющегося безгосударственного общества - синдикалисты стремятся пробудить активность среди большинства гражданского населения страны, «возродить дух народных движений» . Этого нельзя достичь, передавая из года в год власть политикам, все различия которых сводятся к критике своих конкурентов в межпартийной и межфракционной борьбе. Поэтому синдикат в отличие от традиционного профсоюза не поддерживает никаких партий, а сам проводит и экономическую, и политическую борьбу, используя в качестве средств давления разнообразные формы гражданского неповиновения.

В-четвертых, синдикат отличается от традиционного профсоюза по своей структуре. Профсоюз - обычные «конторы» по страхованию. Задачи синдиката совсем другие - подготовить рабочих к самоуправлению, отсюда и иные организационные, в данном случае, федеративные принципы организации, то есть все его подразделения полностью автономны в своих внутренних делах, вышестоящие органы «структурируются» из нижестоящих, делегированное коллективом лицо действует по точной инструкции своих избирателей и может быть отозвано в любое время. Назначение сотрудников управленческого аппарата является исключительной прерогативой каждого подразделения, без права вышестоящих органов вмешиваться в назначение. Со

Горелик А. Методы анархической пропаганды // Пробуждение. Детройт, 1932. №28-29. С. 16. трудники аппарата не могут быть членами выборных органов. Внутри синдикалистского движения, могут действовать любые группировки, разнящиеся по целям и интересам. Денежные средства собранные первичными структурами находятся в их исключительной собственности и передаются выше

328 стоящим органам только на определенные цели и в виде пожертвований .

Таким образом, синдикализм выступает уже не просто как идеология, а скорее как определенная тенденция развития революционного движения, которая охватывает в первую очередь наемных рабочих. Синдикализм, в итоге, - эклектическое образование, в котором представлены и анархизм и марксизм. Об этом много писали и сами эмигранты-анархисты, отмечавшие, что поскольку синдикализм не является особой, чистой идеологией, он должен опираться на другие идеологии. Ответом на вопрос, какая идеология лежит в основе синдикализма может быть только утверждение, что это комбинация анархизма и марксизма. Иными словами, синдикализм - это ни что-иное, как особенный в своем роде удивительный и достаточно оригинальный гиб

329 РИД .

Синдикализм, кроме того, подвержен врожденным колебаниям, его характерная черта состоит в том, что синдикалисты неизбежно начинают эволюционировать в сторону одной или другой из этих взаимоисключающих идеологий, на которые он опирается. Более того, синдикализм унаследовал от марксизма множество ключевых положений, например, теорию классовой

328 См.: Очерки истории анархического движения в России. М., 1926.

См.: Американские Известия. Детройт, 1938. борьбы, синдикализм принял, также, разделение общества на группы в зависимости от вида выполняемого труда.

В тоже время, синдикализм перенимает несоциалистические способы производства, и, кроме того, сохраняет всю систему фабрик; и, прежде всего, сохраняет саму систему разделения труда, способ экономической организации, который считает основной базой производства .

Иными словами, система синдикатов вырастает из капиталистического способа производства и создает движение, организация которого является зеркальным отражением индустриальных структур, созданных при капитализме. Вот почему система синдикатов не в состоянии разрешить коренные проблемы капитализма. Капитализм и синдикализм (равно как и большевистский «коммунизм») - производные одной системы.

ЛОЛ

См.: The Japanese Pure Anarchists and the Theory of Anarcho-Communism. [Электронный вариант.]

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дворковая, Марина Васильевна, 2008 год

1. Источники. Неопубликованные.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102.1. ДПОО.1. Д. 12, 15.1. ГАРФ. Ф. 1129. Он. 1.

3. Д. 360, 682, 683, 691, 696, 730, 731, 745, 765, 768, 770, 778. Оп. 2.

4. Д. 38, 38 а, 39, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 245, 640, 966, 980, 981, 990, 992, 995, 997, 1002, 1009, 1017, 1300, 1320, 1320, 1322, 1325, 1356, 1380, 1382, 2002, 2034, 2043, 2046, 2070, 2075, 2080, 2087, 2770, 2772, 2774, 2775, 2776. Оп. 5.

5. Д. 16, 18, 20,22, 23, 24, 26, 27, 29, 31.1. ГАРФ. Ф.1762. Оп. 1.1. Д. 1,2, 4,5,8. Оп. 2.

6. Д. 3,6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18.1. Оп.З.

7. Д. 30, 32, 33, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 48,, 50, 51. Оп. 4.1. Д. 12, 18, 22,24,33.1. ГАРФ. Ф. 5969. Оп. 1.

8. Д. 35, 39, 42, 43, 46, 51, 103, 116, 125, 127, 130, 132, 135, 137, 143, 145, 146, 150, 152, 160, 162, 167, 169, 171, 173, 176, 178, 180, 182, 183, 189, 192, 195, 197, 202. Оп. 2 с.

9. Д. 16,24, 27, 29, 31, 33, 34, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 46, 47.

10. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1023. Оп. 1.

11. Д. 991, 1001, 1006, 1010, 1012, 1014, 1016, 1017, 1019, 1020, 1022, 1040, 1041, 1043.

12. Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК); филиал Российского государственного военного архива. Ф. 1525. Оп. 1. Д. 441.

13. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 206. Оп. 1.

14. Д. 60,61,64, 65. Опубликованные.

15. Анархисты. Документы и материалы. Т.1. 1883-1916. М.: РОССПЭН,1998. 704 с.

16. Анархисты. Документы и материалы. Т.2. 1917 1935. М.: РОССПЭН,1999.-592 с.

17. Обзор революционного движения в России (Материалы Департамента полиции). Ч. IV. Анархизм. Отд. 2, 3. СПБ., 1909.

18. Русская революция и Анархизм. Доклады, читанные на съезде Коммунистов-Анархистов в октябре 1906 года. Лондон, 1907;1. Литература.

19. A.C. Анархизм и русская революция // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1936. № 66-67. С.12-14.

20. Абрамов Г. Анархизм или социализм? М.: Товарищество «Кооперативный мир», 1917.-31 с.

21. Адлер Г. Анархизм: Историко-критический очерк. Лейпциг; СПб.: А.Миллер, 1906. -64 с.

22. Амон А. Социализм и анархизм. Социологические этюды. М.: Заратуст-ра: Гамон О.Ф., 1906. -106 с.

23. Анархизм и социал-демократия. М.: Рабочая мысль, 1906. -8 с.

24. Анархизм и хулиганство. СПб.: Свобода, 1906. -28 с.

25. Анархическая общественность // Дело труда. Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1963. № 68. С. 10-14.

26. Андреев А. Неонигилизм. М.: Китеж, 1922. -108 с.

27. Антонов В. Анархизм по Чернышевскому // Родина. 1992. -№ 3. С. 8-9.

28. Арефьев М.А. Исторические судьбы политических доктрин русского анархизма // Политическая утопия: история и современность. Ростов-на-Дону, 1992. С. 12-18.

29. Аршинов П. Анархизм и диктатура пролетариата. Париж, 1931. -85 с.

30. Аршинов П. На переломе // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 1. С. 9-12.

31. Аршинов П. Новое в анархизме. Париж, 1928. -24 с.

32. Аршинов П. Ответ бывшим анархистам // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 5-6. С. 12-16.

33. Аршинов П. Проблема производства и потребления в социальной революции // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 2. С. 11-16.

34. Аскаров Г. Вопросы анархизма-универсализма. М.: Всероссийская секция анархистов-универсалистов, 1921. -32 с.

35. Атабекян А. Старое и новое в анархизме. М.: Почин, 1918. -22 с.

36. Базаров В. Анархический коммунизм и марксизм. СПб.: Молот, 1906. -184 с.

37. Баррэт Дж. Анархическая революция. Пг.: Голос труда, 1920. -46 с.

38. Бекар П. Русская революция и синдикализм // Рабочий путь. Орган русских анархо-синдикалистов. Берлин, 1923 № 2-3. С. 7-8.

39. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

40. Березин Н.Г. Что такое анархизм и чего хотят анархисты. Одесса: Издательство М.С. Козман, 1917. -47 с.

41. Большевистская диктатура в свете анархизма. Париж, 1930.-141 с.

42. БорзнаГ.Д. Апология анархизма. Пг.: Тип. С.Г.Степанова, 1917. -56 с.

43. Боровой А. Анархизм. М.: Революция и культура, 1918. -171 с.

44. Боровой А. Анархистский манифест / Предисловие и публикация Д.Олейникова. //Родина. 1992. № 3. С. 10 -11.

45. Боровой А. Личность и общество в анархистском мировоззрении. Пг.: Голос труда, 1920. -100 с.

46. Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. М.: Клич, 1917. -64 с.

47. Боровой А. Революционное миросозерцание. М.: Логос, 1907. -86 с.

48. Боровой А. Революционное творчество и парламент (революционный синдикализм). М.: Союз труда, 1913. -84 с.

49. Бронский Н. Обзор литературы по анархизму. М.: Протест, 1907.-57 с.

50. Вагенд Гай. К вопросу о формах анархической организации // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 1.С. 40-43.

51. Васильева Т., Кривенький В. ВЧК и «Маленький Христос» // Родина. 1994. №8. С. 45-48.

52. Век ожидания: Сб. ст. М.: Книгоиздательство «Зеленый луг», 1907. -143с.

53. Велихов JI.A. Сравнительная таблица русских политических партий. СПб.: Американская скоропись, 1906. 52 с.

54. Ветров И. Анархизм, его теория и практика. СПб.: Обновление, 1906. -32 с. '

55. Виконт О. Анархический индивидуализм. М.: Индивид, 1906. -33 с. Волин В. К вопросу о причинах «поражения анархизма» в русской революции // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 5-6. С. 8-12.

56. Волин В. Марксизм или анархизм? // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VII. № 7-8. С. 9-12.

57. Волин В. О синтезе. Статья первая // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 3-4. С. 13-18.

58. Волин В. О синтезе. Статья первая // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1924. № 7. С. 13-16.

59. Волин В. Проблемы производства и потребления в социальной революции // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 3. с. 4-7.

60. Волин В. Революция и анархизм: Сб. ст. Б. м., 1919.-82 с.

61. Волин В. Смысл разрушения // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. Берлин, 1923. № 1. С. 33-39.

62. Вольский А. Буржуазная революция и рабочее дело. Спб.: Типолитография Лурье, 1906. -16 с.

63. Вольский А. Лекции и рефераты по вопросам программы и тактики социал-демократии. М.: Тип. В.Н.Кузис, 1906. Вып. 1. (Теория и практика анархизма.) -84 с.

64. Вольский А. Теория и практика анархизма. М.: Б.и., 1906. 84 с.

65. Вольский А. Теория и практика анархизма. М.: Отд. печати Московского совета Р. и К.Д., 1919. -99 с.

66. Вольский А. Умственный рабочий. СПб.: ВЛковенко, 1906. Ч. 1. Эволюция социал-демократии. -128 с; Ч. 2. Научный социализм. -121 с.

67. Г.М. Синдикализм (Несколько слов о его извращения) // Рабочий путь. Орган русских анархо-синдикалистов. Берлин, 1923 № 6. С. 4-5.

68. Галеви Д. Анархизм и социализм. М.: В.Д.Карчагин, 1907. -24 с.

69. Гильом Джеймс. Анархия по Прудону. Киев: Слово, 1907. -212 с.

70. Гольдман Э. Анархизм. М.: Голос труда, 1920. -116 с.

71. Горелик А. Анархизм и насилие // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1933. № 35-37. С.37-38.

72. Горелик А. Анархизм и революционное правительство // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1933. № 38-39. С.24-26.

73. Горелик А. Анархисты в российской революции. Буэнос-Айрес: Рабочая издательская группа в Республике Аргентина, 1922. 63 с.

74. Горелик А. Гоненья на анархизм в советской России. Берлин: Группа русских анархистов, 1922. -63 с.

75. Горелик А. Как понимают анархисты социальную анархистскую революцию // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1932. № 18. С.39-43.

76. Горелик А. Методы анархической пропаганды // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1932. № 28-29. С. 16-18.

77. Горелик А. Что делать // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1932. № 19-20. С.23-27.

78. Грав Ж. Будущее общество. Пг.: Голос труда, 1919. -291 с.

79. Грав Ж. Синдикализм в общественном развитии. М.: Голос труда, 1920.27 с.

80. Грав Ж. Умирающее общество и анархия. М.: Бунтарь, 1917. -139 с.

81. Дайнов М.Э. Наши задачи. Этика с анархистской точки зрения // Буревестник. Париж, 1908. № 10-11.

82. Далин В.М. Бакунист в XX столетии: (Джемс Гильом и французский синдикализм) // Французский ежегодник, 1971. М.: Наука, 1973. С. 158-188.

83. Далин В.М. Стачки и кризис синдикализма в предвоенной Франции. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. -228 с.

84. Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВИ РАН, 2001. 84 с.

85. Дамье В.В. Анархо-синдикализм в XX веке. М.: ИВАН РАН, 2003. 84с.

86. Две тактики // Голос труженика. Чикаго, 1926. Vol. VÏÏI. № 18. С.1-2.

87. Долинин Е. Опасная игра // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1927. № 3. С. 6-11.

88. Другов Ф. Анархисты в русской революции // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и.Канады. Детройт, 1932. № 23-27- С.72-77.

89. Дубовик A.B. Григорий Петрович Максимов (1893-1950) // Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года: история, идеи, традиции, дела социализма и судьбы участников левого сопротивления большевистскому режиму. М., 2003. Электронный вариант.

90. E.Hi Словесная революционность // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1928. № 6. С.8-10.

91. Еленский Б. Нужны ли рабочим классовые организации // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VII. № 5-6. С. 21-22.

92. Ермаков В.Д. Анархист А.В.Мокроусов герой трех войн //50 лет коренного перелома в Великой Отечественной войне: Тезисы докладов и сообщений на научной конференции, 18-19 ноября 1992 г. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1992. С. 45-47.

93. Ермаков Е.Д. Анархистское движение в России: история и современность. СПб.: Государственной академия культуры, 1997. -202 с.

94. Ермаков В.Д., Кривенький В. Анархисты // Родина. 1993. № 5 -6. С. 7074.

95. Ермаков В.Д. Портрет российского анархиста начала века // Социологические исследования. 1992. № 3. С. 97 99.

96. Ермаков В.Д. Российская историография об отечественном анархизме (конец 80-х 90-е гг.) // Научная республиканская конференция «Политические партии. История. Современность»: Тезисы докладов и сообщений. Орел, 1994. С. 256-258.

97. Ермаков В.Д. Российские анархисты в первый год гражданской войны (1918) // Международная научная конференция «Происхождение и начальный этап гражданской войны. 1918 год»: Материалы первой сессии, 28 30 июня 1993 г. М.: Прометей, 1993. Ч. 1. С. 120-123.

98. Ермаков В.Д. Российские анархисты в политических событиях 1917 г. // Россия в 1917 году: Новые подходы и взгляды. СПб.: Третья Россия, 1995. Вып. 3. С. 38 -42.

99. Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты (вторая половина XIX-конец XX веков). СПб.: Издательско-координационная группа «Нестор», 1996. -297 с.

100. Жирар А. Краткий очерк происхождения и развития анархизма // Союз равных. М.: Равенство, 1906. -23 с.

101. Забрежнев В. Об индивидуалистическом анархизме. Лондон, 1912. -28 с.

102. Зайцев Д. Марксисты и махаевцы // Образование. 1908. № 3. С. 35-71,

103. Залежский В.Н. Анархисты в России. М.: Молодая гвардия, 1930. -80 с.

104. Залежский В.Н.'Из воспоминаний подпольщика. Харьков: Пролетарий, 1931.-217 с.

105. Иванов-Разумник Р.В. Что такое махаевщина?: К вопросу об интеллигенции. Спб.: Бунин, 1908. -159 с.

106. Иванович Ст. Анархисты и анархизм в России. Спб., 1907. -31с.

107. Иванюков И.И. Что такое анархизм? СПб., 1906. 31 с.

108. Ивто Ж. Азбука синдикализма. М.: Союз анархо-синдикалистской пропаганды, 1919. 47 с.

109. Игнатьева O.A. Взгляды анархистов на проблемы экономического переустройства общества после Октябрьской революции // Социологические исследования. 1991. № 3. С.68-76.

110. Ильин В.И. О социально-классовых корнях анархо-синдикалистских воззрений // Вестник МГУ. Сер. 13. Научный коммунизм. 1974. № 4. С. 89-96.

111. Исаев А. Синдикализм (принципы организации и деятельности независимых профсоюзов). Электронная версия.

112. Канев С.Н. Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона. М.: Политиздат, 1979. -80 с.

113. Канев С.Н. Как партия преодолела анархо-синдикалистский уклон. М.: Политиздат, 1958. 32 с.

114. Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М.: Наука, 1974. -415 с.

115. Канев С.Н.Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). М: Мысль, 1987.-328 с.

116. Карелин А. Государство и анархисты. М.: Бунтарь, 1918. -95 с.

117. Карелин А. Что такое анархия. М.: Всероссийская федерация анархистов-коммунистов, 1923. -62 с.

118. Коваль Л.М. Итальянский анархо-синдикализм и русское революционное движение начала XX века // Вестник МГУ. Сер. 9. История. 1974. № 4. С. 34-45.

119. Кокорев В. Концепции конституционного выбора: между мечтаниями Платона и анархо-синдикализма // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 52-64.

120. Корн М. Революционный синдикализм и анархизм. Борьба с капиталом и властью. Пг.; М.: Голос труда, 1920. -126 с.

121. Корноухов Е.М.Борьба партии большевиков против анархизма в России. М.: Политиздат, 1981. -192 с.

122. Коротич П.О. Первая мировая война в оценках российских анархистов (1914-1918 гг.). М.: МГУ, 2000. -45 с.

123. Кульчицкий Л. Современный анархизм: Изложение, источники, критика. Пг.:Б.и., 1917.-31 с.

124. Кухарчук Д.В.»Левый» радикализм и «махаевщина»: Критика антимарксистских концепций // Рабочий класс и соврем, мир. 1973. № 16. С. 120-137.

125. JLJL Синдикалистская программа // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1933. № 30-31. С.35.

126. Лагардель Г. Всеобщая стачка и социализм. Международная анкета. Мнения и документы. СПб., 1907.

127. Лагарделль Г. Революционный синдикализм. СПб.: Шиповник, 1906. -127 с.

128. Лейбзон Б. М. Мелкобуржуазный революционаризм. М., 1967.

129. Липоткин Л. Анархизм и синдикализм // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1936. № 70-71. С.16-18.

130. Липоткин Л. Власть и анархия // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1936. № 66-67. С. 19-20.

131. Липоткин Л. Власть и преступность // Американские известия. 1924. 2 января.

132. Лозовский А. Анархизм и марксизм в массовом движении // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 86-91.

133. Лозовский А. Анархо-синдикализм и коммунизм. М.: ВЦСПС, 1924. -264с.

134. Майданик КЛ. Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936 1939 гг. (от фашистского мятежа до майского путча) // Из истории освободительной борьбы испанского народа. М.: АН СССР, 1959.

135. Маккей Джон Генри. Анархисты: Очерки из жизни конца XIX столетия. М., 1906. -294 с.

136. Маккей Джон Генри. Анархисты. М., 1918. -259 с.

137. Максимов Г. Анархисты ли современные анархисты? // Голос труженика. Чикаго, 1926. Vol. VIII. № 18. С.4-8.

138. Максимов Г. Анархическое движение в России до 1917 года // Голос труженика. Чикаго, 1926. Vol. VIII. № 20. С.7-11.

139. Максимов Г. Анархо-синдикалисты в российской революции // Прямое действие. 1997. № 9/10. С.6-8.

140. Максимов Г. Вопросы общественного строительства. Экономические проблемы // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VIII. № 14. С. 11-15; 1926. Vol. VIII. № 16. С. 4-7.

141. Максимов Г. «Голос труженика» живет // Голос труженика. Чикаго, 1926. Vol. IX. №21. С. 1-3.

142. Максимов Г. Кропоткин и синдикализм // П.А.Кропоткин и его учение. Чикаго, 1931. С. 99-120.

143. Максимов Г. Организация общества // Голос труженика. Чикаго, 1924. Vol. VII. № 1. С.24-26.

144. Максимов Г. Переходный период // Голос труженика. Чикаго, 1926. Vol. VIII. № 18. С. 15-16.

145. Максимов Г.П. За что и как большевики изгнали анархистов из России: К освещению положения анархистов в России. Штеттин: Издательство анар-хо-коммунистической группы, 1922. -32 с.

146. Максимов Г.П. (Лапоть Г.). Позиции анархистов в русской революции // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VII. № 12. С. 18-23; № 13. С. 14-18.

147. Максимов Г.П. (Лапоть Г.). Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и наше к ним отношение. Нью-Йорк, 1918.

148. Малатеста Э. Анархия и организация // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1928. № 6. С.1-7.

149. Малатеста Э. Синдикализм и анархизм // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1934. № 47-49. С.38.

150. Новомирский Я. Из программы синдикального анархизма. Одесса: Голос труда, 1907. -198 с.

151. Новомирский Я. Лавров на пути к анархизму. Пг.: Колос, 1922. -38 с. Новомирский Я. Манифест анархистов-коммунистов. М.: Свободная коммуна, 1917. -32 с.

152. Новомирский Я. Что такое анархизм? Нью-Йорк: Федерация Союза рус. рабочих Соединенных Штатов и Канады, 1919. -83 с.

153. Новомирский Д.И. Программа синдикального анархизма. Одесса. Б.г.,б.д.

154. Об анархизме и анархо-синдикализме. М.: Прогресс, 1977. -406 с. Орбон Фернандес В. Испания. Анархо-синдикалистское движение (Беглый очерк) // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VIII. № 13. С.21-23.

155. Оргеиани К. Как и из чего развился революционный синдикализм. Б.м.: Группа анархо-коммунистов, 1909. -104 с.

156. Оргеиани К. О рабочих союзах. Екатеринослав: Бюро анархистов Донецкого бассейна, 1918. 40 с.

157. Основы организации // Голос труженика. Чикаго, 1924. Vol. VII. № 1. С.1-7.

158. Очерки истории анархического движения в России. М.: Голос труда, 1926. -339 с.

159. Пастухов A.C. Фрагменты // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1928. № 6. С.49-65.

160. Позняк Г.А. Критика В.И.Лениным троцкистов и анархо-синдикалистов по вопросам диктатуры пролетариата // Труды Всесоюзного юридического заочного института. 1971. Т. 18. С. 145-174.

161. Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М.: Экономика, 1973.-199 с.

162. Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. М.: Издательство МГУ, 1976. -302 с.

163. Пономарев Н.В. Критика анархистской концепции власти и современность. Казань: Издательство КГУ, 1978. -139 с.

164. Принципы синдикализма // Голос труженика. Чикаго, 1925. Vol. VIII. № 13.С.16.

165. Пронякин Д.И. Анархизм: Исторические» претензии и уроки истории. Л.: Лениздат, 1990. -161 с.

166. Пуже Э. Основы синдикализма. Пг.; М.: Голос труда, 1922. -132 с.

167. Раевский М. Анархо-синдикализм и критический синдикализм. Нью-Йорк, 1919.

168. Резолюции I и II Всероссийских конференций анархо-синдикалистов. Берлин: Книгоиздательство заграничного бюро анархо-синдикалистов, 1922 -46 с.

169. Рогдаев. Различные течения в русском анархизме // Буревестник (Орган рус. анархистов-коммунистов). Париж, 1907. № 8. С. 9-12.

170. Рокер Р. Ревизия анархизма. I. // Рассвет. 1925. 3 апреля.

171. Рублев Д.И. Идеи Михаила Бакунина и генезис идей синдикализма в России начала XX века Электронный вариант.

172. Руцелс. Рабочие экономические организации и диктатура // Американские известия. 1924. 5 марта.

173. Сантильян Д. Программы созидательные и программы разрушительные // Анархический вестник. Орган объединенных анархических организаций. 1923. № 1.С. 13-15.

174. Солоневич А. Анархизм и русская революция // Американские известия. 1923. 14 марта.

175. Сук М.И. О свободном общественном устройстве // Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединенных Штатов и Канады. Детройт, 1927. № 2. С. 1-8.

176. Сыркин Л.Н. Махаевщина. М.-Л.: Соцэкиздат, 1931. -80 с.

177. Сыркин Л.Н. Махаевщина // Красная летопись. 1929. № 6 (33). С. 184 -212; 1930. № 1 (34). С. 117 -145.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.