Романы 9/11 в контексте традиции американской литературы о детях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Шалагина Ольга Вадимовна

  • Шалагина Ольга Вадимовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 198
Шалагина Ольга Вадимовна. Романы 9/11 в контексте традиции американской литературы о детях: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2024. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шалагина Ольга Вадимовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ДЕТСТВА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Образ детства в американской литературе XIX века

1.2. Развитие традиции американской литературы о детях в XX веке

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ТРАВМЫ 9/11

2.1. Литература 9/11 в контексте современных социокультурных теорий

2.2. Проблемно-тематическая классификация произведений литературы 9/11 о детях и подростках

2.2.1. Травма свидетеля в литературе 9/11

2.2.2. Религиозная и этническая дискриминация в литературе 9/11

2.2.3. Просветительская направленность детской литературы 9/11

2.2.4. Мифологизация истории: конспирология и разнонаправленная память в литературе 9/11

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 9/11 О ДЕТЯХ И ПОДРОСТКАХ

3.1. Художественные средства репрезентации детской травмы в литературе 9/11

3.1.1. Метонимическая модель репрезентации детской травмы

3.1.2. Мотивная структура и символика в процессе репрезентации травмы

3.1.3. Вербализация как средство преодоления посттравматического синдрома

3.2. Многомирие как основа архитектоники внутреннего мира героя-ребенка

в литературе 9/11

3.2.1. Детская фантазия как невроз в литературе 9/11

2

3.2.2. Игровой элемент как средство исправления реальности

3.3. Жанровое своеобразие литературы 9/11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы 9/11 в контексте традиции американской литературы о детях»

ВВЕДЕНИЕ

Террористическая атака, совершенная на башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, положила начало формированию новой тематической группы художественных произведений под общим названием «литература 9/11». Трагические события, произошедшие в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, привели к возникновению коллективной психической травмы и объединили все американское общество вокруг переживания этой катастрофы. Последствия теракта возвели его в разряд культурно-исторической трагедии американского народа, формирующей национально-культурную идентичность, что породило целый пласт художественной литературы, посвященной этому событию. Значительное количество произведений американской литературы 9/11 посвящено детским переживаниям последствий теракта.

В американской литературной традиции образ детства обладает богатой историей становления и занимает особое место. В развитии американской литературы и культуры детство сыграло ключевую роль, так как имело символическое значение для формирования уникальной национальной идентичности граждан США на фоне исторического процесса освоения новых территорий. В произведениях американских писателей детские персонажи нередко становятся медиаторами в осмыслении сложных социальных и расовых вопросов, а также эксплуатируются для критического осмысления исторических событий и национальной идентичности. Детство в американской культуре выступает не только как стадия жизненного цикла, но и как мощный символический ресурс, отражающий общественные настроения и исторические процессы.

Сегодня осмысление реальности через призму восприятия героев-детей становится одним из основных средств трансляции идей современной культуры. Традиция изображения детства и детских образов,

сформировавшаяся в литературе США, дополняется новыми функциями, актуальными смыслами и символическим интерпретациями культуры современности, что ясно прослеживается на примере произведений литературы 9/11 о детях и подростках.

В последние годы для обозначения языка новой культурной парадигмы широко используется термин «новая искренность». Опираясь на труды А. Д. Джеймисона, Л. Константину описывает новую искренность как набор литературных приемов, включающих автобиографичность,

саморефлексивность и потоковый характер текста, который достигается с помощью стилистических приемов, основанных на особенностях пунктуации [77, с. 225]. Ссылаясь на мысль о наступлении эпохи транссентиментальности, сформулированную М. Н. Эпштейном [166, с. 472], Т. Г. Прохорова связывает развитие новой искренности с «эмоциональным поворотом», который наметился в современной культуре, и объясняет ее возникновение новой тенденцией проявления внимания к сфере чувств и индивидуального опыта [124, с. 217]. В интерпретации А. Н. Осокина новая искренность — это «художественная практика, не эквивалентная искренности в бытовом понимании, но предполагающая ее концептуальное осмысление». Более того, Осокин отмечает «зазор между фигурами автора и лирического субъекта», что принципиально отличает новую искренность от традиционной формы ее выражения в искусстве [114, с. 13].

Образ ребенка, мифологизированный американской культурой, становится символом текущей эпохи, так как его символические коннотации наиболее полно отражают структуру чувства новой культурной парадигмы. Так, литература XXI века «порождает ассоциации с объектами, потенциально обращенными к детям» [97, с. 111]. М. Зур пишет, что детство в искусстве современности используется как призма, через которую автор смотрит на любые конфликты и проблемы; призма эта описывается как особое «детское

восприятие, атмосфера личного, особенного, желаемого или "стереотипного" детства» [70].

В рамках данного исследования, занимаясь изучением художественного изображения ребенка и детства в литературе США, мы рассматриваем функциональную интерпретацию детства в рамках взрослой культуры в контексте литературной традиции, так как образ героя-ребенка и архитектоника его внутреннего мира конструируется представителями сообщества взрослых и носителями определенной культурной идентичности. В этом отношении мы согласны с Жаклин Роуз, которая в своей известной книге «Дело Питера Пэна, или Невозможность детской литературы» (The Case of Peter Pan, or the Impossibility of Children's Fiction, 1984) подчеркивает, что, хотя, обращаясь к теме детства, писатель и пытается постичь суть детской мировоззренческой парадигмы, воссоздать особенности психоневрологического развития героя-ребенка, проникнуть в детскую субкультуру и передать структуру внутренних социальных связей детского сообщества, художественный образ ребенка всегда субъективен и подчинен взрослому восприятию детства, которое в свою очередь подвержено влиянию общей культурной традиции и актуальной культурной парадигмы [215, с. 1-11].

В корпус текстов, отобранных нами для анализа, входят произведения, написанные в форме автофикшена, повествование в которых в основном ведется от первого лица героя-ребенка или подростка, прямого или опосредованного свидетеля террористической атаки на башни-близнецы. В литературе метамодернизма такая форма высказывания о реальном историческом событии является воссозданием коллективного аффекта и определяется как «курируемая аутентичность». Этим понятием применительно к современному литературному процессу Сэмюэл Брауз обозначает стратегию репрезентации коллективного опыта жертв крупной трагедии: писатели литературы 9/11 о детях выражают не собственный опыт,

а опыт других людей, который все же «представляется в качестве реально существующего» и перекликается с виртуальной и культурной травмой самих писателей [52, с. 412]. Элисон Гиббонс пишет, что «аффективная субъективность включает в себя постоянные эмоциональные и когнитивные усилия», главную ценность при этом представляет «ситуативный личностный и межличностный опыт, в том числе и эмоциональный» [63, с. 292]. В случае литературы 9/11 аутентичный опыт переживания коллективной травмы американскими писателями оказал значительное влияние на их литературные произведения.

Исследования литературы 9/11 осуществляются на стыке классического литературоведения и теории травматического опыта. В процессе изучения того, как эволюционировало изображение травмы героев-детей в американской литературе, нельзя не обратить внимания на закономерные изменения идейно-стилистического фона репрезентации травматического опыта в художественной литературе, что, предположительно, также является отражением перемены актуальной культурной парадигмы. В частности, принципиальная преодолимость и возможность полного восстановления после психической травмы в исследованиях травматического опыта конца XX века ставится под сомнение. Однако с начала 2000-х травма рассматривается как повод к трансформации личности. Функционально обращение к образу детства в литературе 9/11 способствует отходу от «меланхолической» репрезентации травмы [198, с. 716] и позиционирования ее как вневременного феномена.

Эволюция образа детства в американской культуре и творчестве американских писателей стала предметом исследования в работах П. В. Балдицына [47], Е. А. Груздевой [61, 62], Е. А. Стеценко [134], А. Г. Ненилина [106, 107], И. С. Никитиной [111], А. П. Краснящих [81], Н. С. Шалимовой [157, 158, 159, 160]. Анализ отдельных произведений литературы 9/11 как яркого примера посттравматического нарратива XXI

века представлен в работах О. Б. Карасик [72], К. Маньин [203], Я. В. Погребной [119], Е. В. Рябцева и Н. Н. Бочеговой [129], Э. Сигель [218, 219]. Сегодня исследование литературы 9/11 входит в круг научных интересов отечественных и зарубежных литературоведов и культурологов, однако, несмотря на использование образа героя-ребенка в рамках этого корпуса текстов, комплексного исследования литературы 9/11 о детях в контексте американской литературной традиции до сих пор не было проведено.

Таким образом, активное использование образа детства в современных литературных произведениях США, развитие функциональных особенностей изображения ребенка и детства, их эстетического и символического наполнения, осуществляемых под влиянием смены культурных парадигм, а также растущий интерес литературоведения к разработке проблем современной культуры обусловливает актуальность данного исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном и зарубежном литературоведении предпринимается комплексное исследование литературы 9/11 в контексте традиции американской литературы о детях.

Объектом исследования является литература 9/11 о детях и подростках.

Предметом исследования становятся функциональные особенности образа детства в творчестве американских писателей 9/11 в контексте традиции американской литературы о детях.

Материал исследования составляет корпус текстов литературы 9/11 о детях и подростках, включающий тринадцать произведений американских писателей, опубликованных в период с 2003 до 2019 года. Критерием отбора художественных произведений для проведения исследования послужили тематическая отнесенность произведения к литературе 9/11, наличие описания картины мира героев-детей и подростков в произведении,

национальная принадлежность автора произведения к американцам, английский язык как основной язык текста оригинала произведения. В рамках своего исследования мы распространяем понятие «ребенок» и на героев-подростков, потому что, в отличие от строгого определения детства в медицинском контексте, психосоциальная граница этого периода размыта. Так, при отборе произведений для анализа мы руководствовались фактом наличия в них содержательного описания картины мира героев, не достигших возраста 18 лет.

В корпус текстов для анализа вошли следующие произведения: «Обычные правила»1 (The Usual Rules, 2003) Джойс Мэйнард, «Дорогая Зои» (Dear Zoe, 2004) Филипа Бирда, «Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud and Incredibly Close, 2005) Джонатана Фоера, «Террорист» (Terrorist, 2006) Джона Апдайка, «Падающий» (The Falling Man, 2007) Дона Делилло, «Щегол» (The Goldfinch, 2013) Донны Тартт, «Одиннадцать» (Eleven, 2014) Тома Роджерса, «Память вещей» (The Memory of Things, 2016) Гэй Полиснер, «Все, что нам осталось» (All We Have Left, 2016) Венди Миллс, «Девять, десять: история 11 сентября» (Nine, Ten: a September 11 Story, 2016) Норы Баскин, «Падающие башни» (Towers Falling, 2016) Джуэлл Родс, «Правдорубы» (Truthers, 2017) Джеффри Жирара, «Надежда и другие панчлайны» (Hope and Other Punchlines, 2019) Джули Баксбаум.

Хотя главные герои романов Дж. Апдайка «Террорист», Д. Тартт «Щегол» и Дж. Жирара «Правдорубы» к финалам произведений достигают совершеннолетия, мы все же обращаемся к этим текстам, так как существенная часть их содержания приходится на описание более раннего периода жизни героев. Также, несмотря на то, что главным героем произведения «Падающий» Дона Делилло является тридцатидевятилетний Кейт Ньедекер, выживший во время теракта, в романе представлен полновесный образ сына протагониста — десятилетнего Джастина.

1 Здесь и далее перевод не изданных на русском языке текстов, произведений и трудов наш. - О. Ш.

9

Произведения Дж. Апдайка и Д. Тартт основаны на истории вымышленного теракта, однако нельзя отрицать влияние исторического события 11 сентября 2001 года на сюжет этих произведений. Более того, являясь крупными и значимыми для мирового литературного процесса романами, они представляют большой интерес для исследования репрезентации детской травмы в современной художественной литературе.

Цель исследования заключается в выявлении функциональных особенностей образа детства в произведениях американской литературы 9/11 в контексте традиции изображения героя-ребенка в американской литературе.

Разработка заявленной темы и достижение поставленной цели предполагают решение следующих задач:

1) рассмотреть влияние комплекса исторических, географических и религиозных основ на развитие образа детства в традиции американской литературы о детях;

2) проследить эволюцию образа детства в истории американской литературы;

3) выделить идейную основу и общие тенденции формирования проблематики произведений американских писателей литературы 9/11 о детях и подростках и предложить классификацию произведений литературы 9/1 1 о детях и подростках;

4) раскрыть особенности поэтики литературы 9/11 о детях и подростках;

5) выявить художественные средства репрезентации детской травмы;

6) выявить характерные признаки влияния традиции и актуальной культурной парадигмы на творчество современных американских писателей 9/11 и определить место литературы 9/11 в общемировом литературном процессе.

Для реализации поставленных задач был применен культурно-исторический метод с элементами структурного анализа.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных литературоведов, культурологов, социологов, философов и теоретиков психологии:

• литературоведческие работы, посвященные исследованию эволюции развития образа детства в американской литературе: Т. Х. Адамовски, Л. Армитт, П. В. Балдицын, М. В. Володарская, Е. А. Груздева, К. Б. Кидд, А. П. Краснящих, Л. Маркс, А. Г. Ненилин, И. С. Никитина, А. С. Одышева, Д. А. Попов, П. Симонетти, Е. А. Стеценко, А. Тренски, Н. С. Шалимова;

• теоретические труды, содержащие описание актуальной культурной парадигмы метамодерна: Р. ван ден Аккер, Т. Вермюлен, С. Брауз, А. Гребенюк, Э. Гиббонс, А. Думитреску, М. Зур, Л. Константину, Дж. МакДауэлл, Й. Хейзер;

• исследования травмы с точки зрения психологии, социологии, культурологии и литературоведения: Р. Айерман, Дж. Александер, А. Ассман, Т. Вайзер, К. Карут, Д. ЛаКапра, Д. Лауб, К. Маньин, А. Мик, Дж. Митчелл, О. Мороз, Э. Сантнер, Э. Сигель, Е. Трубина, С. Ушакин, Ш. Фелман, Л. Ф. Хабибуллина, Дж. Хартман, Б. Хёрт, П. Штомпка;

• работы по философии современности: Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева, С. Жижек.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания эволюции образа детства в американской художественной литературе посредством выявления общих тенденций американской литературы 9/11 о детях и подростках.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания общих и

специальных курсов по истории зарубежной и современной американской литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Литературные предшественники и общее символическое наполнение образа детства, сложившееся в американской литературной традиции, оказали значительное влияние на формирование образа ребенка в литературе 9/11. В героях 9/11 мы обнаруживаем черты «плохих мальчиков», детей-бунтарей, детей-искателей справедливости, детей-супергероев, детей-монстров — типы, разработанные в процессе эволюции американской литературы о детях. Тенденция художественного изображения мира через детское мировоззрение, подчеркнуто отличного от взрослого, находит дальнейшее развитие в литературе 9/11.

2. Литературное осмысление детской травмы 9/11 обнаруживает четыре основные тенденции, относящиеся к проблемно-тематическому уровню текста, которые ложатся в основу классификации произведений литературы 9/11 о детях и подростках: акцентуализация проблемы травмы свидетеля; рассуждение о проблеме религиозной и этнической дискриминации; обращение к вопросу влияния исторического события на формирование национальной идентичности и эксплуатация трагедии в процессе патриотического воспитания детей; обращение к проблематике мемориальной культуры.

3 . В основе сюжета романов 9/11 о детях лежит процесс перерождения и нравственного развития, начало которому положила травма. Травма утраты становится главным катализатором сюжета. Получая травму, герой-ребенок теряет прежние качества, соотносимые с детством, и вступает на путь взросления, который проходит интенсивно за относительно короткий период, что соотносится со структурой романа воспитания в его более современном варианте — романа инициации.

4. К особенностям поэтики литературы 9/11 о детях и подростках относятся:

• жанровая специфика, основанная на гибридной форме классического романа инициации, детективного квеста и любовного романа;

• метонимическая модель репрезентации травматического опыта;

• мотивная структура;

• вербализация как средство репрезентации детской травмы;

• многомирие как основа архитектоники внутреннего мира героя-ребенка.

5. Отражая принципы актуальной культурной парадигмы, эксплуатация образа героя-ребенка в посттравматическом нарративе является символической реализацией идеи проработки психической травмы и развития личности под влиянием травматического опыта.

Результаты исследования были апробированы на XX открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ (Санкт-Петербург, 17-21 апреля 2017), международной конференции «Национальный миф в литературе и культуре» (Казань, 6-8 мая 2019), VIII международной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, 4-7 мая 2021), XIX всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной 90-летию со дня рождения Т. А. Геллер (Казань, 25-27 января 2022), и опубликованы в виде семи статей [151, 152, 153, 154, 155, 156, 217], пять из которых изданы в журналах, рекомендованных ВАК, и одна — в журнале, также проиндексированном базой данных Scopus.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 232 наименования художественной и научно-критической литературы, более 60 из них — на английском языке. Общий объем работы — 198 страниц.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ДЕТСТВА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Образ детства в американской литературе XIX века

Детство является одной из ключевых категорий американского искусства на протяжении всей истории страны — от эпохи колонизаторских войн до века постсовременности — и до сих пор отличительно характеризует культуру США. Мотивы невинности, свободы, избранности и независимости реализуются в американской литературе с самых ранних колониальных сочинений Нового Света по настоящее время [48, с. 9]. По мнению американиста Е. А. Стеценко, обращение к теме детства в литературе США «имеет глубокий философский, этический и эстетический смысл» [134, с. 386]. В статье «Концепт детскости в литературе США» Стеценко описывает, каким образом все этапы развития американской художественной литературы связаны с образом детства. Литература о путешествиях колонизаторов напоминает приключенческие романы для детей, религиозная литература пуритан обладает той же дидактичностью, что и традиционные детские произведения. Индейская и негритянская темы поднимались в национальной литературе то с акцентом на «несмышленость» угнетенных народов, их детскую нужду в опеке и воспитании, то через демонстрацию их бунтарского духа, юношеского свободолюбия и жажды справедливости. [134, с. 395]. Так для американской культуры концепт «детскости» приобрел особое значение. Вырвавшись из Старого Света, колонисты положили начало новой, свободной от старых традиций стране и молодой, динамично развивающейся культуре. Сама история юного государства стала причиной того, что в его национально-культурном мировоззрении сохранились «черты незрелости, подростковой картины черно-белого мира, а также юношеского

максимализма и самоуверенности», поэтому, по мнению Стеценко, образ детства в самых разных его проявлениях типичен для национальной литературы США [134, с. 394].

При этом на различных этапах эволюции литературы США образ ребенка использовался в контексте различной проблематики и наделялся различными символическими и метафорическими значениями.

Одной из первоочередных задач переселенцев было освоение новых земель, что не могло не отразиться на особенностях национальной культуры нового государства. Изображение окружающего мира сквозь призму взгляда ребенка соответствовало мировосприятию первопроходцев, впервые открывающих для себя новую страну [106, с. 36]. Метафорическую связь пионерства и детства отмечает еще Джон Локк в «Мыслях о воспитании» (1693) [91, с. 279].

Становление национальной американской идеи П. В. Балдицын связывает с персоналией американского религиозного философа Ральфа Уолдо Эмерсона (1803-1882), который представил в своих дневниках образ американца как Нового Адама [47, с. 145]. В статье, посвященной образу ребенка в американской литературе, А. Г. Ненилин воспроизводит мысль Р. В. Б. Льюиса: если Америка представлялась переселенцам и их потомкам рукотворным Раем, то американский ребенок, рожденный в Новом Свете, символизировал юного Адама, чья невинность еще не была осквернена «греховностью» покинутого континента [106, с. 36].

К. М. Баранова и О. В. Афанасьева определяют Нового Адама как антипод представителю Старого Света [48, с. 8]. В рамках этой культурной парадигмы европейцы представляются грешными отступниками от пуританской морали, осквернившими и утратившими первозданную чистоту своего континента. Именно об этом писал Джон Локк: «Сначала весь мир был Америкой...» [205, с. 120]. В дальнейшем религиозная составляющая

образа Нового Адама отходит на второй план, уступая место гражданскому идеалу американского самосознания [48, с. 16].

По словам американского историка Лео Маркса, еще в эпоху правления Елизаветы и первых походов европейцев к берегам Северной Америки за Новым Светом закрепляется образ нетронутой земли, Райского сада. Первым это сравнение использует британский капитан Артур Барлоу (1550-1620) в письме Елизавете I еще в 1584 году [205, с. 37].

Маркс подмечает идеализацию нетронутого лона природы и в работе Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ» (1920), где Фрейд приводит ностальгическую тоску по дикому миру как иллюстрацию к желанию человека освободиться от внешнего контроля. Этот импульс провоцирует символическое стремление из центра цивилизации к упрощению, первоначальности, природе. Репрезентацию этого импульса Маркс находит в произведениях ряда американских писателей: Джеймса Купера, Германа Мелвилла, Уильяма Фолкнера, Роберта Фроста, Эрнеста Хемингуэя [205, с. 8-10].2

Анализируя творческое наследие Марка Твена, П. В. Балдицын использует понятие «магистральный сюжет» применительно к произведениям Марка Твена и национальной литературе США в целом. Одним из магистральных сюжетов американской литературы XIX века, перешедшим затем и в XX век, Балдицын называет «бегство от цивилизации к природе, которое преломляется через образы детства и юности». Истоки этого сюжета Балдицын видит в мифе о Райском саде, в пасторальных мотивах эпохи Возрождения, в робинзонаде и романтической поэзии о

2 На формирование базовых принципов американской культуры и образа детства повлияли педагогические воззрения видного мыслителя эпохи раннего английского Просвещения Джона Локка (16321704). Локк развивает мысль о врожденной свободе души от воззрений и идей, которые будут привиты позднее, в результате социального и сенсуалистического опыта [103, с. 21]. Французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778) становится продолжателем идеи первоначальной чистоты ребенка. Руссо разводит понятия «естественного человека» и «цивилизованного человека», представляя «естественного человека» более цельным и независимым индивидом. Цивилизация, по мнению Руссо, разрушает природную гармонию человека и отравляет личность на заре жизни [128, 335-336]. Противопоставление цивилизации и природы в руссоизме обычно сопоставляется с сюжетом грехопадения, в котором изгнание из Рая символически обозначает отход от естественности и обращение к цивилизации [149, с. 14].

16

природе. Оторвавшись от Старого Света, Америка «ощущала себя младенцем или подростком, сбежавшим в дикие леса от опеки старших». Именно эти ощущения и легли в основу американской системы ценностей XIX века, к которым Балдицын относит «свободу, природу и юность» [47, с. 144-145].

Лео Маркс также предполагает, что «американский миф нового начала», основанный на побеге от цивилизации, является вариацией мономифа, описанного американским мифологом Джозефом Кэмпбеллом в книге «Тысячеликий герой» (The Hero with a Thousand Faces, 1949). В своей работе Джозеф Кэмпбелл выдвинул идею, что путь героя любого мифа включает три этапа: сепарацию и разрушение прежней социальной роли, пересечение границы и пребывание в диком пространстве параллельного мира, возвращение героя в новом статусе [205, с. 228], что строго соответствует этапности процесса инициации, описанного В. Я. Проппом.

Исследуя «бегство» как магистральный сюжет американской культуры, Балдицын делает интересное наблюдение: в европейской литературе XIX века сиротство героев-детей представляется изъяном, лишением, бедой; в американской литературе того же периода выход из-под опеки воспринимается кардинально иначе — дети теряют родителей или намеренно ускользают от них перед началом упоительных приключений, которые открывают перед сиротами дверь в мир истинных ценностей, а подчас и настоящего веселья [47, с. 158].

Благодаря Уильяму Брэдфорду (1590-1657), одному из отцов-пилигримов, образ прекрасного сада также дополняется значением неизведанности, первобытности, дикости, опасности. Так национальный миф Нового Света обретает сразу две основных метафоры: райский сад, с одной стороны, и враждебная пустошь — с другой [205, с. 42-43]. Эту идею

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шалагина Ольга Вадимовна, 2024 год

Источники:

1. Апдайк, Дж. Террорист / Дж. Апдайк ; пер. с англ. Т. А. Кудрявцевой. — М.: АСТ, 2011. — 384 с.

2. Бичер-Стоу, Г. Хижина дяди Тома / Г. Бичер-Стоу ; пер. с англ. Н. Волжиной. — М.: Художественная литература, 1977. — 288 с.

3. Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Р. Брэдбери ; пер. с англ. А. Оганяна. — М.: Издательство «Э», 2017. — 250 с.

4. Брэдбери, Р. Все лето — за день / Р. Брэдбери ; пер. с англ. А. Оганяна // Брэдбери Р. Лекарство от меланхолии. — М.: Эксмо, 2023. — С. 141-149.

5. Брэдбери, Р. Детская площадка / Р. Брэдбери ; пер. с англ. Т. Шинкарь // Брэдбери Р. О скитаньях вечных и о Земле: Фантастические произведения. — М.: Эксмо, 2006. — С. 234-251.

6. Брэдбери, Р. Песочный человек / Р. Брэдбери ; пер. с англ. Р. Рыбкина // Фант. Книжка-минутка для любителей фантастики, приключений и детективов. — Хабаровск : Амур, 1990. — С. 5-15.

7. Брэдбери, Р. Давай играть в «Яд» / Р. Брэдбери ; пер. с англ. М. Воронежской // Брэдбери Р. Темный карнавал. — М.: Эксмо, 2022. — С. 240-250.

8. Делилло, Д. Р. Падающий / Д. Р. Делилло ; пер. с англ. С. Силаковой // Иностранная литература. Литературный гид: французский калейдоскоп, а также роман Дона Делилло «Падающий». — 2010. — № 4. — 210 с.

9. Кард, О. С. Игра Эндера / О. С. Кард ; пер. с англ. Е. Михайлик. — М.: Азбука-Аттикус, 2013. — 491 с.

10. Кинг, С. Оно : книга II / С. Кинг ; под ред. Б. И. Самарханова. — Жуковский : Кэдмэн, 1993. — 490 с.

11. Кинг, С. Кукурузные дети / С. Кинг ; пер. с англ. А. И. Герцева // Кинг С. Газонокосильщик : рассказы. — М.: АСТ, 2008. — С. 101-155.

12. Кормье, Р. Шоколадная война / Р. Кормье ; пер. с англ. В. О. Бабкова. — М.: Розовый жираф, 2012. — 259 с.

13. Ле Гуин, У. К. Волшебник Земноморья / У. К. Ле Гуин ; пер. с англ. И. Тогоева // Ле Гуин У. К. Волшебник Земноморья : сборник. — М.: Азбука, 2015. — 680 с.

14. Ли, Х. Убить пересмешника / Х. Ли ; пер. с англ. Н. Галь, Р. Оболонской. — М.: АСТ, 2015. — 416 с.

15. Набоков, В. В. Лолита / В. В. Набоков ; пер. с англ. автора. — Казань : Татарское книжное издательство, 1991. — 228 с.

16. Олдрич, Т. Б. Воспоминания американского школьника / Т. Б. Олдрич ; пер. с англ. З. М. Задунайской, Т. Граббе. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 120 с.

17. Олкотт, Л. М. Маленькие женщины / Л. М. Олкотт ; пер. с англ. М. Ю. Батищевой. — М.: РОСМЭН, 2019. — 447 с.

18. Патерсон, К. Мост в Терабитию / К. Патерсон ; пер. с англ. Н. Трауберг. — М.: АЗБУКА, 2015. — 156 с.

19. Сэлинджер, Дж. Д. Над пропастью во ржи / Дж. Д. Сэлинджер ; пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой. — М.: Эксмо, АСТ, 2014. — 286 с.

20. Тартт, Д. Щегол / Д. Тартт ; пер. с англ. А. Завозовой. — М.: АСТ, 2016. — 827 с.

21. Твен, М. Приключения Гекльберри Финна / М. Твен ; пер. с англ. Н. Драузерс. — М.: ОНИКС, 2001. — 368 с.

22. Твен, М. Приключения Тома Сойера / М. Твен ; пер. с англ. К. Чуковского. — М.: ОНИКС 21 век, 2001. — 228 с.

23. Твен, М. Собрание сочинений : в восьми томах / М. Твен; составление и общая редакция А. И. Старцева. — . Т. 1 — М.: Правда, 1980. — С. 57-60, 132-137, 445.

24. Трайон, Т. Другой / Т. Трайон; пер. с англ. В. Исхакова // Трайон Т. Ребенок Розмари. Другой : сборник. — Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 1993. — C. 169-335.

25. Фоер, Д. С. Жутко громко и запредельно близко / Д. С. Фоер ; пер. с англ. В. Арканова. — М.: Эксмо, 2013. — 215 с.

26. Фолкнер, У. Когда я умирала / У. Фолкнер ; пер. с англ. В. Голышева. — М.: АСТ, 2017. — 224 с.

27. Фолкнер, У. Свет в августе. Особняк / У. Фолкнер ; пер. с англ. В. Голышева. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 27-326.

28. Фолкнер, У. Справедливость / У. Фолкнер ; пер. с англ. И. А. Кашкина ; под ред. А. А. Елистратовой // Фолкнер У. Собрание рассказов. — М.: Наука, 1979.— С. 207-218.

29. Хемингуэй, Э. Северные леса / Э. Хемингуэй ; пер. с англ. В. Вебера, О. Холмской, Н. Волжиной ; под ред. И. Ю. Клеха // Рассказы Ника Адамса : сборник. — М.: АСТ, 2013. — С. 7-40.

30. Baskin, N. R. Nine, Ten: A September 11 Story / N. R. Baskin. — New York : Simon & Schuster Children's Publishing Division, 2016. — 197 p.

31. Beard II, Ph. E. Dear Zoe / Ph. E. Beard II. — New York : Penguin Group, 2006. — 196 p.

32. Buxbaum, J. R. Hope and Other Punchlines / J. R. Buxbaum. — New York : Delacorte Press, 2019. — 311 p.

33. Girard, G. Truthers / G. Girard. — Minneapolis : Carolrhoda Lab, 2017. — 352 p.

34. Maynard, J. The Usual Rules: 1st ed. / J. Maynard. — New York : St. Martin's Press, 2003. — 386 p.

35. Mills, W. All We Have Left / W. Mills. — New York : Bloomsbury, 2017. — 262 p.

36. Polisner, G. The Memory of Things / G. Polisner. — New York : St. Martin's Griffin, 2016. — 278 p.

37. Rhodes, J. P. Towers Falling / J. P. Rhodes. — New York : Little, Brown and Company, 2018. — 288 p.

38. Rogers, T. Eleven / T. Rogers. — Los Angeles : Alto Nido Press, 2014. — 193 p.

Теоретическая и научно-критическая литература:

39. Абдуллаева, К. Переход от иронии к постиронии в творчестве Дэвида Фостера Уоллеса [Электронный ресурс] / К. Абдуллаева // Эксперимент : международный культурный портал. — URL: https://md-eksperiment.org/post/20211112-perehod-ot-ironii-k-postironii-v-tvorchestve-devida-fostera-uollesa (дата обращения: 30.11.2021).

40. Аккер, ван ден Р. Периодизируя 2000-е, или Появление метамодернизма / Р. ван ден Аккер, Т. Вермюлен ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 39-82.

41. Айерман, Р. Социальная теория и травма / Р. Айерман // Социологическое обозрение. — 2013. — Т. 12. — № 1. — С. 121-138.

42. Александер, Дж. Культурная травма и коллективная идентичность / Дж. Александер // Социологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 6-40.

43. Андреев, К. Один из Бредбери / К. Андреев // Бредбери Р. Вино из одуванчиков. — М.: Мир, 1967. — С. 5-16.

44. Апдайк, Дж. Это носится в воздухе [Электронный ресурс] / Дж. Апдайк // Профиль. Архив. — URL: https://profile.ru/main/eto-nositsya-v-vozduhe-115159 (дата обращения: 29.04.2019).

45. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Ф. Арьес ; под ред. В. В. Харитонова ; пер. с фр. Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 1999. — 416 с.

46. Ассман, А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман ; перевод с немецкого Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 7-72.

47. Балдицын, П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы / П. В. Балдицын. — М.: Издательство «ВК», 2004. — 300 с.

48. Баранова, К. М. Образ Нового Адама в американской колониальной литературе XVII века / К. М. Баранова, О. В. Афанасьева // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2014. — № 2(15). — С. 8-17.

49. Белоусова, Е. Г. Сказочный ключ к «Волшебнику» В. Набокова / Е. Г. Белоусова // Вестник ЧелГУ. — 2012. — № 21(275). — С. 15-21.

50. Бодрийяр, Ж. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Качалова // Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. — М.: РИПОЛ Классик, 2016. — С. 13-94.

51. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. А. Качалова // Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. — М.: РИПОЛ Классик, 2016. — С. 95-188.

52. Брауз, С. Между правдой, искренностью и сатирой: политика постправды и риторика аутентичности / С. Брауз ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 386-418.

53. Бронфенбреннер, У. Два мира детства: дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер. — М.: Прогресс, 1976. — 87 с.

54. Вайзер, Т. «WTC 9/11» Стива Райха: Вслушивание в тишину как вовлечение в опыт катастрофы [Электронный ресурс] / Т. Вайзер // Новое литературное обозрение. — 2017. — № 148. — URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/148_nlo_6_201 7/article/19346/ (дата обращения: 23.08.2023).

55. Вахрамеева, Е. А. Барнс Э. Тонущие котята: образ девочки в литературе викторианской Америки / Barnes E. drowning (in) kittens: the reproduction of girlhood in Victorian America / Е. А. Вахрамеева // American literature. — Durham : Duke University Press, 2014. — Vol. 86. — No 2. — P. 305-331 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение : реферативный журнал. — 2016. — № 2. — С. 131-135.

56. Вермюлен, Т. Заметки о метамодернизме [Электронный ресурс] / Т. Вермюлен, Р. ван ден Аккер ; пер. с англ. А. Есипенко // Metamodern: журнал о метамодернизме. — URL: https://metamodernizm.ru/notes-on-metamodemism/ (дата обращения: 23.11.2021).

57. Вермюлен, Т. Что такое метамодернизм? [Электронный ресурс] / Т. Вермюлен, Р. ван ден Аккер; пер. с англ. Н. Зингера // Двоеточие. — URL: https://dvoetochie.wordpress.com/2014/06/19/metamodernism/ (дата обращения: 23.11.2021).

58. Володарская, М. В. Юмористическая составляющая образа «Книжного мальчика» (на материале повести Т. Б. Олдрича «История плохого мальчика») / М. В. Володарская // Вестник СамГУ. — 2013. — № 5(106). — С. 112-121.

59. Гевель, О. Е. «Щегол» на восточноевропейском перекрестке: «русские» подтексты романа Донны Тартт / О. Е. Гевель // Имагология и компаративистика. — 2021. — № 15. — С. 264-279.

60. Гребенюк, А. Основы метамодернистской психологии [Электронный ресурс] / А. Гребенюк // Metamodern: журнал о метамодернизме. — URL: https://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (дата обращения: 23.11.2021).

61. Груздева, Е. А. Образ простака в раннем творчестве Марка Твена / Е. А. Груздева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 154 (2). — С. 168-174.

62. Груздева, Е. А. Просветительская идеология в творчестве Марка Твена (на материале романа «Приключения Гекльберри Финна») / Е. А. Груздева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 2. — С. 125-128.

63. Гиббонс, Э. Современный автофикшен и аффект метамодерна / Э. Гиббонс ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 281-302.

64. Гуцол, С. Ю. Некоторые особенности рецепции неомифологизма в период постмодерна / С. Ю. Гуцол // Вюник Нащонального техшчного ушверситету Украши «Кшвський полггехшчний шститут». Фiлософiя. Психологiя. Педагогiка. — 2006. — № 3(18). — С. 111-117.

65. Гоголева, С. А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези / С. А. Гоголева // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. — 2006. — № 3. — С. 85-88.

66. Демин, В. И. Исторический миф и миф об истории в современном постмодернистском романе : специальность 10.01.01 «Литературное краеведение и музееведение» ; 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Демин Виктор Игоревич. — Москва, 2012. — 29 с.

67. Думитреску, А. Что такое метамодернизм и зачем нам это знать? [Электронный ресурс] / А. Думитреску ; пер. с англ. М. Барановой, А. Зубова, М. Елистаровой ; под ред. С. Солнцева, С. Разумова // Newochem. Авторские переводы и новости. — URL: https://newochem.ru/kultura/chto-takoe-metamodernizm-i-zachem-nam-eto-znat/ (дата обращения: 27.11.2021).

68. Жижек, С. О насилии / С. Жижек ; пер. с англ. А. Смирнова, Е. Ляминой. — М.: Европа, 2010. — 184 с.

69. Зверева, Е. А. Функции мифа и бренда в процессе медиатизации постмодернистской реальности / Е. А. Зверева // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — № 9. — С. 196-201.

70. Зур, М. О современном «детском стиле» в кинематографе [Электронный ресурс] / М. Зур // Metamodern: журнал о метамодернизме. — URL: https://metamodernizm.ru/о-современном-детском-стиле/ (дата обращения: 23.11.2021).

71. Калинин, И. Историчность травматического опыта: рутина, революция, репрезентация [Электронный ресурс] / И. Калинин // Русский толстый журнал как исторический феномен. — URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2013/124/4k.html (дата обращения: 21.01.2019).

72. Карасик, О. Б. «Смех сквозь слезы» Джонатана Сафрана Фоера / О. Б. Карасик // Вестник ТГГПУ. — 2011. — № 23. — С. 247-252.

73. Карташов, А. Башни-близнецы: 20 лет спустя после катастрофы. Как высотки стали символом начала Нью-Йорка, а потом Америки [Электронный ресурс] / А. Карташов // Кинопоиск. Эволюция кинообраза. — URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005108/ (дата обращения: 15.09.2021).

74. Карут, К. Травма, время и история / К. Карут ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 561-581.

75. Керашева, Ф. Н. Поиски «Смысла жизни» через призму детского мира в романе Харпер Ли «Убить пересмешника» / Ф. Н. Керашева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2012. — № 4(107). — С. 87-90.

76. Кон, И. С. Детство как социальный феномен / И. С. Кон // Журнал исследований социальной политики. — 2004. — № 2. — С. 151-174.

77. Константину, Л. Четыре лика постиронии / Л. Константину; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм:

историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 221-256.

78. Коркунова, О. В. Роль Тени как структурного компонента личности / О. В. Коркунова, Т. И. Бушуева // Logos et Praxis. — 2017. — № 16(2). — С. 24-34.

79. Кочеткова, А. А. Литература фэнтези: проблема классификации / А. А. Кочеткова // Вестник Московского государственного университета печати. — 2012. — № 6. — С. 114-117.

80. Красавченко, Т. Н. Постмодернизм мертв? Дискуссии в англоязычной критике (обзор) / Т. Н. Красавченко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — 2018. — Серия 7. — № 3. — С. 207-217.

81. Краснящих, А. П. Инфантилизм и псевдоинфантилизм в американской литературе XX века / А. П. Краснящих // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия: Филология. — 2014. — № 1127. — С. 304-307.

82. Кристева, Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю. Кристева ; пер. с фр. А. Костикова ; под ред. З. Баблоян, М. Жеребкина. — СПб.: Алетейя, 2003. — 545 с.

83. Кузина, А. К. Своеобразие художественного воплощения концепта «детство» в дилогии Р. Брэдбери («Dandelion wine»; «Farewell summer») / А. К. Кузина, Н. С. Постовая // Вестник студенческого научного общества ДонНУ. — 2012. — Т. 1. — № 4. — С. 89-94.

84. Кузнецова, Е. Г. Визуальность в художественной литературе: маркетинговый ход, или новая художественная форма / Е. Г. Кузнецова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2018. — № 1. — С. 164-169.

85. Кукулин, И. Историческая травма как культурное явление [Электронный ресурс] / И. Кукулин // Постнаука. — URL: https://postnauka.ru/video/24436 (дата обращения: 20.11.2018).

86. Куракин, Д. Ю. Солидарность и теория травм [Электронный ресурс] / Д. Ю. Куракин // Постнаука. — URL: https://postnauka.ru/video/16191 (дата обращения: 20.11.2018).

87. Лакан, Ж. Имена-Отца / Ж. Лакан ; под ред. О. Никифорова, М. Страхова ; пер. с фр. А. Черноглазова. — М.: Гнозис, Логос, 2006. — 50 с.

88. Лакан, Ж. Семинары. Изнанка психоанализа (1969-1970): книга 17 / Ж. Лакан ; под ред. Ж.-А. Миллера ; пер. с фр. А. Черноглазова. — М.: Гнозис, Логос, 2008. — 272 с.

89. Левидова, И. М. Аттикус Финч и его дети / И. М. Левидова // Новый мир. — 1963. — № 6. — С. 264-268.

90. Липовецкий, M. Н. Постмодернизм в русской литературе: агрессия симулякров и саморегуляция хаоса / М. Н. Липовецкий // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. — 2006. — № 1. — С. 52-82.

91. Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк ; пер. с англ. М. А. Энгельгардта ; сост. И. Ф. Свадовский ; под ред. С. А. Каменева // Хрестоматия истории педагогики. — Т. 1. — М.: Государственное педагогическое издательство, 1936. — С. 259-296.

92. Луговая, Е. А. Мифопоэтические основания произведений жанра «Fantasy» / Е. А. Луговая // Гуманитарные и юридические исследования. — 2015. — № 3. — С. 76-79.

93. Лулудова, Е. М. Сказочность фэнтези: специфика соотношения жанровых элементов / Е. М. Лулудова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 12(11). — С. 159-162.

94. Лымарь, А. А. Миф и мифологизация: история и проблемы концептуализации / А. А. Лымарь // Вестник Тюменского государственного университета. Философия. — 2014. — № 10. — С. 68-74.

95. Львова, И. В. «Поэтика незрелости»: особенности воплощения темы юности в послевоенной американской литературе (Д. Холмс, Д. Керуак, Д. Сэлинджер, Ф. Рот) / И. В. Львова // Вестник КГУ. — 2018. — № 3. — С. 143-147.

96. Макаренко, Л. В. Роман воспитания: к вопросу дефиниции и классификации / Л. В. Макаренко, П. А. Харитонова // Научный альманах. Филологические науки. — 2015. — № 12-3(14). — С. 375-377.

97. МакДауэлл, Дж. Метамодерн, "quirky" и кинокритика / Дж. МакДауэлл ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 91-121.

98. МакНелли, В. Интервью, взятое у Фрэнка Герберта и его жены Беверли доктором В. МакНелли, 03 фев 1969 [Электронный ресурс] / В. МакНелли ; пер. с англ. В. Чихарина // Лаборатория Фантастики. — URL: https://fantlab.ru/article72 (дата обращения: 06.04.2023).

99. Маслова, С. А. Современная литературная сказка и детская субкультура / С. А. Маслова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. — 2013. — № 2. — С. 1517.

100. Маслова, С. В. Функционирование мифа в современной культуре: контекст перехода к рациональности постмодерна / С. В. Маслова // Известия ТПУ. — 2007. — № 2. — С. 210-214.

101. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. — 136 с.

102. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. — 2-е изд., репринт. — М.: Восточная литература ; Языки русской культуры, 1995. — 408 с.

103. Милованов, К. Ю. Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона Локка / Ю. К. Милованов // Проблемы современного образования. — 2017. — № 4. — С. 18-26.

104. Митчелл, Дж. Травма, признание и место языка / Дж. Митчелл ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 785-808.

105. Мороз, О. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель [Электронный ресурс] / О. Мороз, Е. Суверина // НЛО. — 2014. — № 1(125). — URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2014/1/trauma-studies-istoriya-reprezentacziya-svidetel.html (дата обращения: 13.09.2023).

106. Ненилин, А. Образ ребенка в американской литературе XIX века / А. Ненилин // Культура и текст. — 2005. — № 10. — С. 36-42.

107. Ненилин, А. Г. Стивен Кинг и проблема детства в англоамериканской литературной традиции : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Ненилин Александр Геннадьевич. — Самара, 2006. — 159 с.

108. Несмелова, О. О. Образ Анны Франк в массовой культуре: фикционализация личности / О. О. Несмелова, О. Б. Карасик // Филология и культура. — 2014. — № 3(37). — С. 157-162.

109. Нефедова, Л. К. Архетип ребенка как онтологический прототип и энергийно-смысловая форма конструирования понимания детства в искусстве слова / Л. К. Нефедова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные исследования. — 2016. — № 2(11). — С. 36-40.

110. Нечаева, Е. А. Метамодернизм как дискурс нового антропологического мифа / Е. А. Нечаева // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2021. — № 1. — С. 191-202.

111. Никитина, И. С. Ребенок в британской литературе: литературные конструкции детства от средневековых до современных / И. С. Никитина // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.

Серия 7: Литературоведение : реферативный журнал. — 2014. — № 2. — С. 58-67.

112. Николаи, Ф. В. Репрезентируя невообразимое: образ другого и политика памяти в США после событий 9/11 / Ф. В. Николаи // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 2(34).

— С. 151-156.

113. Одышева, А. С. Репрезентация детства в английской литературе / А. С. Одышева // Вестник Тюменского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 215-216.

114. Осокин, А. Н. Прогрессия наивного аспекта в трех формах иронической чувствительности: от эстетики Кэмпа к феноменам новой искренности и пост-иронии / А. Н. Осокин // Культура и искусство. — 2019.

— № 10. — С. 7-17.

115. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осокина. — СПб.: Питер, 2019. — 448 с.

116. Павлов, А. Метамодернизм: критическое введение / А. Павлов ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 7-32.

117. Пашигорев, В. Н. Роман воспитания в литературе ХУШ-ХХ веков. Генезис и эволюция : специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Пашигорев Владимир Николаевич. — Москва, 2005. — 36 с.

118. Пилюгина, Е. В. Неомифология постмодерна / Е. В. Пилюгина // Философия и общество. — 2016. — №1 (78). — С. 104-117.

119. Погребная, Я. В. Роман Дж. Апдайка «Террорист» как социально-значимое произведение / Я. В. Погребная // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1. — С. 153-162.

120. Попкова, Т. Д. Архитектоника мира детства / Т. Д. Попкова // Манускрипт. — 2020. — № 13(9). — С. 144-149.

121. Попов, Д. А. Специфика национального постмодерна: миф и реальность / Д. А. Попов // История и историческая память. — 2015. — № 11.

— С. 100-107.

122. Попов, Д. А. Творчество Стивена Кинга как художественное воплощение психоаналитических идей / Д. А. Попов // МНКО. — 2014. — № 2(45). — С 281-284.

123. Пропп, В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — СПб.: Питер, 2021. — 560 с.

124. Прохорова, Т. Г. «Новая сентиментальность» в романах М. Шишкина «Письмовник» и Е. Водолазкина «Авиатор» / Т. Г. Прохорова // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2019. — № 59. — С. 216-232.

125. Решетников, М. М. Психическая травма / М. М. Решетников. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. — 444 с.

126. Рождественская, Е. Словами и телом: травма, нарратив, биография / Е. Рождественская ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009.

— С. 108-132.

127. Роупер, Р. Набоков в Америке. По дороге к «Лолите» / Р. Роупер ; пер. с англ. Ю. Полещук. — Москва: АСТ, 2017. —384 с.

128. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Ж.-Ж. Руссо ; пер. с фр. М. А. Энгельгардт ; сост. И. Ф. Свадовский ; под ред. С. А. Каменева // Хрестоматия истории педагогики. — Т. 1. — М.: Государственное педагогическое издательство, 1936. — С. 331-390.

129. Рябцев, Е. В. Способы выдвижения графического уровня в поликодовом тексте: новаторство романа «Жутко громко и запредельно

близко» Дж. С. Фоера / Е. В. Рябцев, Н. Н. Бочегова // Вестник Курганского государственного университета. — 2018. — № 1(48). — С. 17-20.

130. Салов, А. И. Предпосылки обращения Дж. Апдайка к теме терроризма / А. И. Салов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — С. 245-250.

131. Сантнер, Э. История по ту сторону принципа наслаждения: размышления о репрезентации травмы [Электронный ресурс] / Э. Сантнер // Гефтер. — URL: http://gefter.ru/archive/12124 (дата обращения: 24.01.2019).

132. Скрябина, Т. O. Педагогические взгляды Джона Локка / Т. O. Скрябина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2020. — № 3(28). — С. 133136.

133. Спивак, Г. Ч. Террор: речь после 9-11 / Г. Ч. Спивак ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 864-900.

134. Стеценко, Е. А. Концепт детскости в литературе США / Е. А. Стеценко // Литература двух Америк. — 2017. — № 2. — С. 386-412.

135. Тёрнер, Л. Метамодернизм: краткое введение [Электронный ресурс] / Л. Тёрнер ; пер. с англ. А. Устиновой // Metamodern: журнал о метамодернизме. — URL: https://metamodemizm.ru/briefintroduction/ (дата обращения: 23.11.2021).

136. Тиммер, Н. Радикальная беззащитность: новое ощущение собственного «Я» в творчестве Дэвида Фостера Уоллеса / Н. Тиммер ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 257-284.

137. Тот, Дж. «Возлюбленная» Тони Моррисон и становление историопластичной метапрозы / Дж. Тот ; под ред. Р. ван ден Аккера,

Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 122-150.

138. Трубина, Е. Феномен вторичного свидетельства: между безразличием и «отказом от недоверчивости» / Е. Трубина ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 171-205.

139. Ушакин, С. Нам этой болью дышать? О травме, памяти и сообществах / С. Ушакин ; под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной // Травма:пункты : сборник статей. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 5-41.

140. Фармер, М. «За 15 слоями иронии»: метамодернистская чувствительность в сериале «Парки и зоны отдыха» [Электронный ресурс] / М. Фармер ; пер. с англ. В. Сербинской ; под ред. А. Гусева // Metamodern: журнал о метамодернизме. — URL: https://metamodernizm.ru/15-layers-of-irony/ (дата обращения: 23.11.2021).

141. Фрейд, З. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа : сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С. 211-231.

142. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд // Психология бессознательного. - 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.

143. Фролов, Г. А. Субъектное повествование и проблема достоверности в современной Западной литературе (Рансмайр и Макьюэн) / Г. А. Фролов, Л. Ф. Хабибуллина // Вестник ТГГПУ. — 2016. — № 3(45). — С. 173-178.

144. Фролов, Э. Д. Проблема цивилизаций в историческом процессе / Э. Д. Фролов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. — 2006. — № 2. — С. 96-100.

145. Фукуяма, Ф. Будущее истории [Электронный ресурс] / Ф. Фукуяма // Россия в глобальной политике. — URL: https://globalaffairs.ru/articles/budushhee-istorii/ (дата обращения: 16.11.2021).

146. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. — 1990. — № 3. — С. 134-148.

147. Хабибуллина, Л. Ф. Основные тенденции развития современного литературного процесса на Западе (1989-2014) / Л. Ф. Хабибуллина. — Казань : Казанский университет, 2015. — 148 с.

148. Хабибуллина, Л. Ф. Ситуация травмы в романе Х. Мантел «Чернее черного» (Beyond Black (2005) / Л. Ф. Хабибуллина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2018. — № 3. — С. 246-250.

149. Хасиева, М. А. Человек и техника в философии Л. Мамфорда / М. А. Хасиева // Философия и культура. — 2020. — № 4. — С. 11-19.

150. Хейзер, Й. Супергибридность: неодновременность, сотворение мифов и многополярный конфликт / Й. Хейзер ; под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. — М.: РИПОЛ классик, 2021. — С. 151-180.

151. Шалагина О. В. Жанровое своеобразие литературы 9/11 о детях / О. В. Шалагина // Litera. — 2024. — № 2. — С. 160-170.

152. Шалагина, О. В. Коммеморация в американской литературе 9/11 для детей / О. В. Шалагина ; редкол.: О. О. Несмелова, А. Ф. Галимуллина, А. Р. Шевченко // Литературоведение и эстетика в XXI веке : сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции «Татьянин день», посвященной 90-летию со дня рождения Т. А. Геллер, 25-27 января 2022 года. — Вып. 19. — Казань : Школа, 2022. — С. 32-36.

153. Шалагина, О. В. Ремифологизация истории в романе Джеффри Жирара "Truthers" / О. В. Шалагина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — № 6. — С. 1835-1839.

154. Шалагина, О. В. Фотография как иллюстративный материал в репрезентации травматического опыта в романе Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко» / О. В. Шалагина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — № 12. — С. 3749-3753.

155. Шалагина, О. В. Образ террориста в романе Дж. Апдайка «Террорист» / О. В. Шалагина, О. Б. Карасик // Филология и культура. — 2019. — № 3(57). — С. 192-197.

156. Шалагина О. В. Языковые аспекты мультикультурализма и проблема многоязычия в поликультурном обществе / О. В. Шалагина // Научные исследования: от теории к практике : материалы III международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2015 года. В 2 т. / редкол.: О. Н. Широков и др. — Т. 1. — Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. — С. 103-105.

157. Шалимова, Н. С. Жанровая атрибуция романа инициации на примере произведения Д. Тартт «Щегол» / Н. С. Шалимова // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2017. — № 1(39). — С. 163-166.

158. Шалимова, Н. С. Поэтика романа инициации в современной литературе США / Н. С. Шалимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2022. — № 15(12). — С. 3800-3803.

159. Шалимова, Н. С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания / Н. С. Шалимова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2014. — № 4(30). — С. 265-268.

160. Шалимова, Н. С. Тип героя в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» / Н. С. Шалимова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 12-1. — С. 124-126.

161. Шевченко, А. С. Языковая личность персонажа Бенджамина Компсона как способ выражения идеи автора / А. С. Шевченко // Lingua mobilis. — 2012. — № 6(39). — С. 47-51.

162. Шестеркина, Н. В. Миф как когнитивная парадигма / Н. В. Шестеркина // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2011. — № 2. — С. 40-49.

163. Шкотова, А. С. Юный маг как фикциональный лингвокультурный типаж / А. С. Шкотова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 10(95). — С. 46-50.

164. Штомпка, П. Социальное изменение как травма (статья первая) / П. Штомпка // Социологические исследования. — 2001. — № 1. — С. 6-16.

165. Эпштейн, М. Н. Ирония идеала. Парадоксы русской литературы / М. Н. Эпштейн. — М.: НЛО, 2015. — 460 с.

166. Эпштейн, М. Н. Постмодернизм в России / М. Н. Эпштейн. — М.: Азбука-Аттикус, 2019. — 608 с.

167. Эткинд, А. Кривое горе. Память о непогребенных / А. Эткинд ; пер. с англ. В. Макарова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 328 с.

168. Юнг, К. Г. К пониманию психологии архетипа младенца / К. Г. Юнг ; перевод с немецкого С. С. Аверинцева ; под ред. Р. А. Гальцевой // Самосознание европейской культуры начала XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Издательство политической литературы, 1991. — С. 119-129.

169. Юнг, К. Г. Психология архетипа ребенка [Электронный ресурс] / К. Г. Юнг // ВикиЧтение. — URL: https://psy.wikireading.ru/65547 (дата обращения: 29.11.2019).

170. Ядова, М. А. Молодежь в мире глобальных угроз: социально-психологические последствия / М. А. Ядова // РСМ. — 2020. — № 3(108). — С. 265-274.

171. Adamowski, T. H. Joe Christmas: The Tyranny of Childhood / T. H. Adamowski. // NOVEL: A Forum on Fiction. — 1971. — Vol. 4, No. 3. — P. 240-251.

172. Alegre, S. M. Nightmares of childhood: the child and the monster in four novels by Stephen King / S. M. Alegre. // Atlantis. — 2001. — Vol. 23, No. 1. — P. 105-114.

173. Ammons, E. Heroines in Uncle Tom's Cabin / E. Ammons. // American Literature. — Durham: Duke University Press, 1977. — Vol. 49, No. 2. — P. 161-179.

174. Armitt, L. The Gothic Girl Child / L. Armitt; ed. by A. Horner, S. Zlosnik. // Women and the Gothic: an Edinburgh Companion. — Edinburgh : Edinburgh University Press, 2016. — P. 60-73.

175. Bell, D. Introduction: Memory, Trauma and World Politics / D. Bell. // Memory, trauma and world politics: Reflections on the relationship between past and present. — New York : Palgrave MacMillan, 2006. — P. 1-32.

176. Blakemore, E. A Brief History of Young Adult Fiction [Electronic resource] / E. Blakemore // JSTOR Daily, 2015 . — URL: https://daily.jstor.org/history-of-young-adult-fiction/ (accessed: 04.04.2023).

177. Borden, R. C. Nabokov's Travesties of Childhood Nostalgia / R. C. Borden. // Nabokov Studies. — 1995. — Vol. 2. — P. 104-134.

178. Butter, M. Conspiracy Theory in Historical, Cultural and Literary Studies / M. Butter, P. Knight. // Routledge Handbook of Conspiracy Theories. — New York : Routledge, 2020.

179. Cart, M. Young Adult Literature: The State of a Restless Art. Speech by Michael Cart for the Ezra Jack Keats Lecture at the 2016 Fay B. Kaigler Children's Book Festival (unedited) / M. Cart. // SLIS Connecting. — 2016. — Vol. 5, Iss. 1, Article 7.

180. Caruth, C. Unclaimed Experience: Trauma, Narrative, and History / C. Caruth. — Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 1996. — 208 p.

181. Covino, K. Identifying and Interrogating Toxic Masculinity in Lord of the Flies and The Chocolate War / K. Covino, A. Consalvo, N. Chase. // Young Adult and Canonical Literature: Pairing and Teaching. — Maryland : Rowman & Littlefield, 2021. — P. 103-120.

182. Day, S. K. Liars and Cheats: Crossing the Lines of Childhood, Adulthood, and Morality in Ender's Game / S. K. Day. // English Studies in Canada. — 2012. — Vol. 38, Is. 3-4. — P. 207-225.

183. Delville, M. Vardaman's Fish and Addie's Jar: Faulkner's Tales of Mourning and Desire / M. Delville. // Hungarian Journal of English and American Studies (HJEAS). — 1996. — Vol. 2, No. 1. — P. 85-91.

184. Edwards, D. Holden Caulfield: "Don't Ever Tell Anybody Anything" / D. Edwards. // ELH. — 1977. — Vol. 44, No. 3. — P. 554-565.

185. Ellis, R. J. Faulkner's Totemism: Vardaman's "Fish Assertion" and the Language Issue in As I Lay Dying / R. J. Ellis. // Journal of American Studies. — 1990. — Vol. 24, No. 03. — P. 408-413.

186. Ensor, A. Mark Twain and the Bible / A. Ensor. — Lexington : University of Kentucky Press, 1969. — 144 p.

187. Faber, M. A Tower of Babble [Electronic resource] / M. Faber // The Guardian. — 2005. — 4 June. — URL: http: //www.guardian. co.uk/books/2005/j un/04/featuresreviews. guardianreview22 (accessed: 26.03.2021).

188. Hartman, G. The Longest Shadow: In The Aftermath of the Holocaust / G. Hartman. — London : Palgrave Macmillan, 2002. — 192 p.

189. Hirth, B. Articulation and Evasion: Historical Trauma and Image Extremely Loud & Incredibly Close / B. Hirth ; ed. by D. Mihailescu, R. Oltean, M. Precup. // Mapping Generations of Traumatic Memory in American Narratives. — Newcastle : Cambridge Scholars Publishing, 2014. — P. 338-362.

190. Holland, M. K. Succeeding Postmodernism. Language and Humanism in Contemporary American Literature / M. K. Holland. — New York : Bloomsbury Academic, 2014. — 232 p.

191. Horn Book. What did we think of.? [Electronic resource] // The Horn Book Inc., 1999. — URL: https://www.hbook.com/story/what-did-we-think-of/ (accessed: 04.04.2023).

192. Jones, J. P. Nancy Drew, WASP Super Girl of the 1930's / J. P. Jones. // The Journal of Popular Culture. — 1973. — Vol. 6, Is. 4. — P. 707-717.

193. Kadleckova, L. Narrative Techniques in Jonathan Safran Foer's Extremely Loud and Incredibly Close: bachelor's thesis / L. Kadleckova. — Prague : Charles University in Prague, 2013. — 62 p.

194. Kellner, D. From 9/11 to Terror War. The Dangers of the Bush Legacy / D. Kellner. — Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, 2003. — 329 p.

195. Kidd, K. B. Making American Boys. Boyology and the Feral Tale / K. B. Kidd. — London : University of Minnesota Press, 2004. — 268 p.

196. Kingsbury, M. Ostriches and Adolescents / M. Kingsbury. // Journal of Education for Librarianship. — 1971. — Vol. 11, No. 4. — P. 325-331.

197. Kohn, D. Lisa Hill and the Bridge to Terabithia [Electronic resource] / D. Kohn // Takoma. Silver Spring. Voice. Your Online Community Journal and Resource, 2004. — URL: https: //web .archive.org/web/20051220141800/http: //www.takoma.com/archives/co py/2005/06/features_takomaarchives0605.html (accessed: 04.04.2023).

198. LaCapra, D. Trauma, Absence, Loss / D. LaCapra. // Critical Inquiry.

— 1999. — Vol. 25, No. 4. — P. 696-727.

199. Laub, D. An event without a witness: truth, testimony, and survival / D. Laub ; ed. by Sh. Felman, D. Laub. // Testimony: crises of witnessing in literature, psychoanalysis, and history. — New York ; London : Routledge, 1992.

— P. 75-92.

200. Locke, R. Critical Children. The use of childhood in ten great novels / R. Locke. — New York : Columbia University Press, 2011. — 232 p.

201. Lovy, H. The Alternative Truth is Out There; 'Truthers' Examines Roots of Conspiracy [Electronic resource] / H. Lovy // Foreword. — URL: https://www.forewordreviews.com/articles/article/the-alternative-truth-is-out-there-truthers-examines-roots-of-conspiracy (accessed: 28.12.2020).

202. MacLeod, A. S. American Childhood: Essays on Children's Literature of the Nineteenth and Twentieth Century / A. S. MacLeod. — Athens & London : The University of Georgia Press, 1995. — 256 p.

203. Magnin, C. Trauma and the mechanics of fragmentation on Extremely Loud and Incredibly Close by Jonathan Safran Foer / C. Magnin ; ed. by V. Guignery, W. Dr^g. // The Poetics of Fragmentation in Contemporary British and American Fiction. — Wilmington : Vernon Press. Series in Literaty Studies, 2019. — P. 135-145.

204. Marascu, E. Childhood and Adolescence in Mark Twain's works / E. Marascu. // Actele Conferin^ei Interna|ionalede §tiin|e Umaniste §i Sociale «Creativitate, Imaginar, Limbaj». Studii de Hermeneutica si Comparatism. — 2017. — Vol. 3, Ed. III. — P. 101-108.

205. Marx, L. The Machine in the Garden. Technology and the Pastoral Ideal in America / L. Marx. — New York : Oxford University Press, 2000. — 424 p.

206. Meek, A. Trauma and Media: Theories, Histories, and Images / A. Meek. — Abingdon : Routledge, 2010. — 224 p.

207. Michel, L. American Terrorist: Timothy McVeigh and the Oklahoma City Bombing / L. Michel. — New York : Harper, 2001. — 166 p.

208. Minter, D. Faulkner, Childhood, and the Making of The Sound and the Fury / D. Minter // American Literature. — 1979. — Vol. 51, No. 3. — P. 376393.

209. Mudge, A. Up close and personal [Electronic resource] / A. Mudge // BookPage. — April 2005. — URL: https://bookpage.com/interviews/8295-jonathan-safran-foer#.Wdz0Uo-001t/ (accessed: 16.12.2020).

210. Murphy, S. O. The Child Solder and the Self in Ender's Game and The Hunger Games / S. O. Murphy; ed. by M. F. Pharr, L. A. Clark. // Of Bread, Blood and The Hunger Games: Critical Essays on the Suzanne Collins Trilogy. — Jefferson ; North Carolina ; London : McFarland & Company, 2012. — P. 199208.

211. Pitzner, E. In Defense of Adolescent Literature: A Critical Look at The Chocolate War / E. Pitzner. // UW-La Crosse Journal. — 2002. — Vol. V. — P. 121-125.

212. Polisner, G. An Unfathomable Twenty Years [Personal blog] / G. Polisner. — URL: https://web.archive.org/web/20210616051-708/https://gaepol.medium.com/an-unfathomabletwenty-years-5e6c6fdfc71a/ (accessed: 25.09.2021).

213. Pozorski, A. Archive Future: Trauma and the Child in Two Contemporary American Bestsellers: Chapter 8 / A. Pozorski. // 21st Century US Historical Fiction. Contemporary Responses to the Past. — London : Palgrave Macmillan, 2020. — P. 129-147.

214. Rich, N. Mythologist of Our Age. Why Ray Bradbury's stories have seeped into the culture [Electronic resource] / N. Rich // SLATE. — URL: https://slate.com/culture/2010/05/the-stories-of-ray-bradbury.html/ (accessed: 23.01.2020).

215. Rose, J. The Case of Peter Pan, or the Impossibility of Children's Fiction / J. Rose ; ed. by J. DeJean, C. Smith-Rosenberg, P. Stallybrass. — Philadelphia : New Cultural Studies, 1992. — 181 p.

216. Schwab, A. P. Killing Children / A. P. Schwab ; ed. by D. E. Wittkower, L. Rush. // Ender's Game and Philosophy. Genocide Is Child's

Play. Popular Culture and Philosophy / ed. by G. A. Reisch. — Chicago : Open Court, 2013. — Vol. 80. — P. 231-238.

217. Shalagina, O. V. Artistic means of childhood trauma representation in American 9/11 literature / O. V. Shalagina, V. B. Shamina. // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. — 2023. — № 3. — P. 84-100.

218. Siegel, E. Donna Tartt's Pulitzer Prize, The Marathon Bombing And A Secret Whisper [Electronic resource] / E. Siegel // WBUR News. — URL: https://www.wbur.org/artery/2014/04/16/tartt-goldfinch/ (accessed: 25.11.2020).

219. Siegel, E. "Stuff That Happened to Me": Visual Memory in Jonathan Safran Foer's Extremely Loud & Incredibly Close [Electronic resource] / E. Siegel // Current Objectives of Postgraduate American Studies. — 2005. — URL: https://copas.uni-regensburg.de/article/view/115/139/ (accessed: 26.03.2021).

220. Simonetti, P. The Maniac in the Garden: Lolita and the Process of American Civilization / P. Simonetti. // Critique: Studies in Contemporary Fiction. — 2012. — Vol. 53, No. 2. — P. 149-163.

221. Snyder, Ph. Mind Over Magic: Repetition-Compulsion, Power Instinct, and Apprehension in Ursula K. Le Guin's A Wizard of Earthsea / Ph. Snyder. // The Catalyst. — 2017. — Vol. 4, Is. 1. — P. 41-47.

222. Stampler, L. Adult Books Sales Are Down and Young Adult Soars in 2014 [Electronic resource] / L. Stampler // Time. — 2014. — URL: https://time.com/3636601/young-adult-book-sales-2014/ (accessed: 04.04.2023).

223. Tan, S. Sh. M. Battling School: Death as Education in Ender's Game / S. Sh. M. Tan ; ed. by L. D. Clement, L. Jamali. // Global Perspective on Death in Children's Literature. — New York ; London : Routledge, 2016. — P. 244-254.

224. Trensky, A. The Bad Boy in Nineteenth-Century American Fiction / A. Trensky. — Text : direct // The Georgia Review. — 1973. — Vol. 27, No. 4. — P. 503-517.

225. Tylor, E. B. Wild Men and Beast-Children / E. B. Tylor. // The Anthropological Review. — Vol. 1, No 1. — London : Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, 1863. — P. 21-32.

226. Updike, J. Mixed Messages. "Extremely Loud and Incredibly Close" [Electronic resource] / J. Updike // The New Yorker. — 2005. — URL: https://www.newyorker.com/magazine/2005/03/14/mixed-messages (accessed: 26.03.2021).

227. Vanderwees, Ch. Photographs of Falling Bodies and the Ethics of Vulnerability in Johnathan Safran Foer's Extremely Loud and Incredibly Close / Ch. Vanderwees. // Revue canadienne d'études américaines. — 2015. — No. 45. — P. 174-194.

228. Volkan, V. D. Traumatized Societies and Psychological Care: Expanding the Concept of Preventive Medicine / V. D. Volkan. // Mind and Human Interaction. — 2000. — No. 11. — P. 177-194.

229. Wallace, D. F. E Unibus Pluram: Television and US Fiction [Electronic resource] / D. F. Wallance // The Free Library. — URL: https://www.thefreelibrary.com/E+unibus+pluram%3A+television+and+U.S.+ficti on.-a013952319/ (accessed: 13.09.2023).

230. Wan Yahya, W. R. Salinger's Depiction of Trauma in The Catcher in the Rye / W. R. Wan Yahya, R. Babaee. // Theory and Practice in Language Studies. — 2014. — Vol. 4, No. 9. — P. 1825-1828.

231. Watkins, F. C. The Mind of Vardaman Bundren / F. C. Watkins, W. B. Dillingham. // Philological Quarterly, Iowa City. — 1960. — No. 39. — P. 247.

232. Young, Ph. Adventures of Nick Adams / Ph. Young ; ed. by H. Bloom. // BLOOM's Major Literary Characters. Nick Adams. — Philadelphia : Chelsea House Publishers, 2004. — P. 7-26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.