Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Санаи Наргес

  • Санаи Наргес
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 178
Санаи Наргес. Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2018. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Санаи Наргес

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Основная часть

Глава 1. Теоретико-литературный потенциал творческого наследия М.М. Бахтина и булгаковедческий дискурс в Иране

1.1. Филолого-философские идеи М.М. Бахтина: генезис и развитие

1.2. Бахтинские концепции в российском и зарубежном литературоведении: полемика и апологетика

1.3. Теоретик М.М. Бахтин и романист М.А. Булгаков в филологическом дискурсе современного Ирана

Выводы по Главе 1

Глава 2. Феномен карнавала и его связь с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2.1. Учение о карнавализации М.М. Бахтина

2.2. «Гротескный реализм» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте бахтинских идей о карнавале

2.3. Фарс и комическое в романе «Мастер и Маргарита»

2.4. Элементы карнавала, карнавальная эстетика и поэтика в сатирическом пространстве романа: представление в Театре Варьете, бал у сатаны, «похождения» Коровьева и Бегемота в Торгсине

Выводы по Главе 2

Глава 3. «Бахтинский тезаурус» в изучении полифонии романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3.1. Концепция полифонии М.М. Бахтина

3.2. Проблема полифонической организации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в современном литературоведении

3.3. Двухконтурность нарратива «Мастера и Маргариты»

3.3.1. Квазиполифония в романе М.А. Булгакова

3.3.2. Интертекстуальность как разновидность полифонии: второй/внешний контур нарратива романа М.А. Булгакова

Выводы по Главе 3

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина»

ВВЕДЕНИЕ

Фундаментальные свойства романа как «единственного становящегося и еще не готового жанра», отличающегося своей принципиальной неканоничностью, претворяющего в художественных образах вечную изменчивость мира, позволяют, как писал М.М. Бахтин, «более глубоко, существенно, четко и быстро отражать становление самой действительности. Только становящийся сам может понять становление»1. Диалектически сложный процесс художественного отражения и преображения действительности именно в романе получает свою онтологическую определенность и аксиологическую значимость, ибо роман выступает наиболее адекватной формой концептуализации реальности и ирреальности, являет собой индивидуально-авторскую модель мира, воссоздающую во всей полноте микро- и макрокосм одновременно.

Одной из актуальных проблем современного литературоведения является осмысление развития русского романа XX века как единого духовно-интеллектуального континуума, в котором сопрягаются гносеологические, эпистемологические, этические и эстетические аспекты познания человеческого бытия. В значительной степени предпосылки такого подхода к изучению «нового эпоса» заложены в исследованиях, посвященных роману XIX века, прежде всего в работах М.М. Бахтина, Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, в которых была тщательно разработана теория романа как жанра, экстраполированная на произведения 1920-1930-х годов. «Каждая эпоха имеет свой ценностный центр, к которому как бы сходятся все пути и устремления идеологического творчества» , - утверждал М.М. Бахтин. Эта магистральная идея бахтинской «философии романа» в полной мере оказалась созвучна «феноменологическим» взглядам на мир, человека и искусство М.А. Булгакова, воплотившего в своем «закатном» романе «Мастер и Маргарита» образ мира, рекуррентный представлениям автора «Эстетики словесного творчест-

1 Бахтин, М.М. Эпос и роман /М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 451.

2 Там же. - С. 451.

ва».

Теоретические изыскания М.М. Бахтина (в первую очередь его «учение» о романе как особом литературном жанре и его сверхжанровом потенциале), спроецированные на творчество М.А. Булгакова, открывают современным исследователям новые смысловые горизонты в постижении художественного мира писателя. Сама фигура Михаила Булгакова (1891-1940), одного из самых известных и читаемых русских авторов ХХ века, занимающих особое место в мировой литературе, вызывает неподдельный интерес как на Западе, так и на Востоке. Произведения писателя переведены на многие языки мира, становятся объектами изучения филологов, философов, культурологов, искусствоведов, пытающихся разгадать многомерный и многосоставный булгаковский феномен. Разработанная М.М. Бахтиным методология изучения «полифоничных структур» и «полисемантических полей» позволяет глубоко осмыслить одну из самых загадочных книг ХХ века, какой, без сомнения, является «Мастер и Маргарита».

Этот роман по своей художественной структуре полигенетичен, а потому в нем можно обнаружить в трансформированном виде те формально -содержательные элементы, которые на материале других произведений мировой литературы исследовал М.М. Бахтин. Комплекс идей Бахтина гармонично проецируется на роман М.А. Булгакова. В другой стороны, сама имманентная структура «Мастера и Маргариты» позволяет анализировать бул-гаковский текст с теоретической точки зрения, в частности, с позиций теории М.М. Бахтина. Однако из-за сложности и противоречивости телеологический организации художественного мира, созданного Булгаковым, анализ его романа - непростая задача. Зеркальный эффект является одной из характерных особенностей произведений Булгакова, которые, как волшебное зеркало, не только показывают отдельный, частный мир самого писателя, место и обстоятельства его жизни, но и отражают поистине всеобщий внешний мир во всей его сложности и полноте в том особом понимании «м1ра», какое вкла-

дывалось в это понятие в XIX веке. В романе «Мастер и Маргарита» сопрягаются разные миры, устанавливается диалог между ними.

Настоящая диссертация - первая, в которой творчество М.А. Булгакова и филолого-философские теории М.М. Бахтина рассматриваются в диалектическом единстве. Очень важные для бахтинского научного дискурса концепты карнавал, гротескный реализм, полифония и интертекстуальность проецируются на полигенетичный по своей структуре роман «Мастер и Маргарита», при анализе которого мы старались придерживаться объективно -нейтрального и достаточно широкого их понимания. Этим во многом определяется актуальность предпринятого исследования, направленного на экстраполяцию теоретических изысканий М.М. Бахтина в области поэтики романа, которые могут пролить совершенно новый свет на одно из самых загадочных произведений русской литературы XX века - «Мастер и Маргариту» М.А. Булгакова. «Эстетика словесного творчества», разработанная в трудах российского ученого, имеет несомненную актуальность для исследований историко-литературного характера, к числу которых, в частности, относится данная работа. Сегодня назрела насущная необходимость осмысления бах-тинского метода изучения литературных явлений (прежде всего в их жанро-во-родовой специфике) и дифференциации самого бахтинского понятийного тезауруса, в том числе и ключевого понятия-концепта «карнавал».

Феномен карнавала, во всей его сложности и многоаспектности раскрытый М.М. Бахтиным, в главной книге его современника М.А. Булгакова также становится идейной и эстетической основой и в развитии сюжета, и при создании конкретных образов, и в скрытой «между строк» острой социальной сатире. Булгаков, как и Бахтин, жил и творил в Советском Союзе в эпоху крайнего давления государства на общество. Для него, как и для Бахтина, идея карнавала как смехового разрыва с гнетущей повседневностью, праздничного перехода в параллельную утопическую реальность имела чрезвычайно важное значение, выступала источником катарсического обновления жизни. Бахтин глубоко осмыслил сущность европейского карнавала на

материале фантасмагорий Рабле. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» в повествование о Москве 1930-х годов врываются не только герои религиозной мистерии (Иешуа и Понтий Пилат), но и очень ярко проявляют себя в своей смеховой ипостаси персонажи средневековой дьяблерии (Воланд и его свита).

Используя метод, предложенный М.М. Бахтиным, мы считаем, что не вполне корректно говорить о полифонии романа «Мастер и Маргарита» на основании таких характеристик булгаковского текста, как многослойность проблематики, пафоса и стилистики; разноприродность и двойничество персонажей, разножанровость текста, использование аллюзий и пр., поскольку в качестве основной черты полифонического текста М.М. Бахтин предлагал экзистенциальное равноправие в самом художественном пространстве, в котором персонажи обладают рефлексивным самосознанием, проявляющимся через апелляцию к Другому в поисках истины. Этим обусловлено введение нами ряда терминов для более точного анализа специфики текста романа М.А. Булгакова, а именно: двухконтурность нарратива (второй/внешний контур нарратива), квазиполифония, стилистическая дихотомия/бинарность, ксенофония.

Под двухконтурностью нарратива мы понимаем наличие в структуре текста двух уровней (контуров) организации текста: текст-как-вещь в-себе (внутренний контур) и текст-в-пространстве-других-текстов (внешний контур), при этом один - интратекстуальный - неполифоничен (монологичен), а относительно второго можно говорить об интертекстуальности, которую исследователи и называют полифонией. Интратекстуальность - организация внутреннего диалога между персонажами произведения или между персонажем и автором

Квазиполифония подобна полифонии, но в отличие от нее лишена того особого равноправия голосов, которое делает произведение искусства многомерным и многозначным. Для квазиполифонии характерны некоторые «внешние», производные признаки, создающие иллюзию полифонической

структуры текста. Подлинными признаками полифонии, по мнению М.М. Бахтина, являются личностный голос, рефлективная напряженность, мировоззренческая позиция, персонализм/субъектность, интер- и интратек-стуальность. Поэтому текст, в котором ярко выражена лишь интертекстуальность, но отсутствуют все другие признаки, оказывается квазиполифонич-ным.

Ксенофония - это наличие чужого голоса в тексте. С помощью этого термина можно обозначить специфику романа Булгакова - присутствие инфернального голоса в тексте, проявляющего себя в повествовательной структуре произведения.

Стилистическая дихотомия - два взаимосвязанных и взаимоопределяющих стилистических плана текста (книжная и разговорная, высокая и низкая лексика, ершалаимская («романная») и московская («реальная») языковая стихия.

Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые в отечественном литературоведении представлено системное изучение романа «Мастер и Маргарита» в свете философско-эстетических идей М.М. Бахтина, которые проецируются на структурно-семантическую, поэтико-онтологическую организацию булгаков-ского произведения. Нами вводится в научный оборот следующая литературоведческая терминология: двухконтурность нарратива (второй / внешний контур нарратива), квазиполифония, стилистическая дихотомия / бинар-ность, ксенофония. Представленное исследование вносит существенный вклад в развитие современного булгаковедения, обогащая его принципиально новыми подходами к анализу и интерпретации романа «Мастер и Маргарита» в историко-литературном и историко-культурном контексте эпохи.

Степень изученности проблемы

О М.А. Булгакове и М.М. Бахтине как в России, так и в Европе написано значительное количество книг и статей. Но работ, в которых в том или

ином контексте сопрягались бы имена М.А. Булгакова и М.М. Бахтина, немного.

В российском литературоведении на сегодняшний день нет специальных исследований, посвященных поэтико-философским параллелям творчества М.А. Булгакова и М.М. Бахтина. Отдельные аспекты типологического взаимодействия идейно-художественных систем М.А. Булгакова и М.М. Бахтина (прежде всего на уровне пространственно-временного континуума) раскрыты в диссертациях М.В. Гавриловой (»Пространство и время в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»: дисс. канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1996); Е.О. Кузьминых («Пространственно-временная символика раннего М.А. Булгакова в контексте прозы начала 1920-х годов»: дисс. канд. филол. наук. Воронеж, 2008). Кроме того, бахтинская методология лежит в основе исследований диалога в произведениях М.А. Булгакова, в том числе романа «Мастер и Маргарита»: Т.А. Федяева «Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первая половина ХХ века»: дисс. докт. филол. наук (Москва, 2004); З.Г. Харитонова «Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной прозе 1980-х- 2000-х годов»: дисс. канд. филол. наук (Казань, 2009); Л.В. Камедина «Текст в диалоге с читателем: Опыт прочтения русской литературы в начале третьего тысячелетия»: монография (Чита, 2009); И.С. Урюпин «Национальные образы-архетипы в творчестве М.А. Булгакова»: дисс. докт. филол. наук (Елец, 2011); С.А. Кабакова «В.М. Шукшин и М.А. Булгаков: творческий диалог в русской литературе конца 1960-х- первый половины 1970-х годов»: дисс. канд. филол. наук (Тюмень, 2012).

Изучение феномена сатиры в российском булгаковедении совершенно очевидно опирается на теоретические построения М.М. Бахтина: А.Ф. Петренко «Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов»: дисс. канд. филол. наук (Пятигорск, 2000); Н.А. Плаксицкая «Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова (на материале повестей 20-х годов и романа "Мастер и Маргарита")»: дисс. канд. филол. наук (Елец, 2004).

Проблема карнавала поднимается в диссертации Е.Г. Серебряковой «Театрально-карнавальный компонент в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов» (Воронеж, 2002). Полифоническое начало в организации художественного мира М.А. Булгакова исследуется в диссертациях Т.Б. Васильевой-Шальневой «Принципы художественной структуры романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита": К вопросу взаимодействия литературы и музыки» (Казань, 2002), П.И. Болдакова «Специфика стилевой модели в романах М.А. Булгакова "Белая Гвардия" и "Мастер и Маргарита"» (Иркутск, 2006). Однако в интересующем нас аспекте ни идея карнавала, ни полифонизма еще не рассматривалась.

Европейские литературоведческие источники, такие как «Shakespeare And Carnival After Bakhtin» 3 и «Through the Lens of Carnival4» , «The Master and Margarita: a Comedy of Victory» 5 , «Bakhtin the Theorist, Bulgakov the

f, 7 Я

Novelist» , «Bakhtin: Carnival and Other Subjects» , «Text Counter Text» , содержат материал, представляющий карнавальные элементы и полифонические идеи М.М. Бахтина в романе «Мастер и Маргарита». В 2015 году в Лозанне была защищена диссертация Н. Боярской «Роман и теория, Булгаков и Бахтин: взаимное освещение, "Мастер и Маргарита", карнавал, мениппея»9, в

"3

Knowles, R. Introduction /R. Knowles // Shakespeare And Carnival After Bakhtin. Editor Ronald Knowles. Macmillan Press, 1998. P. 6 - 7. Krasnov V. Bulgakov's The Master and Margarita in Light of Baxtin's Problems of Dostoyevsky's Poetics

Yanina, Arnold,Through the Lens of Carnival. Identity, Community and Fear in Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita. //

http://www.masterandmargarita.eu/archieven/lensofcarnival.pdf (дата обращения 28.04.2017)

5 Milne, L. The Master and Margarita: a Comedy of Victory /L. Milne. - Birmingham, 1977.

6 Gruzman, Anna.Bakhtin the Theorist, Bulgakov the Novelist, and Their Views on the Soviet State. University of California, San Diego. Elizabethan Grotesque. - London, Routledge & Kegan paul , 1980. - P.4.

n

Shepherd David .Bakhtin: Carnival and Other Subjects. Selected Proceedings of the Fifth International Bakhtin Conference, University of Manchester, July 1991, ed (Critical Studies, vol. 3, no. 2-vol. 4, no. 1-2). Amsterdam and Atlanta, GA: Editions Rodopi, 1993.

о

zholkovsky. Alexander .Text Counter Text. Rereadings in Russian Literary History. Stanford: Stanford University Press, 1994 (cloth), 1995.

9 Боярская, Н. Роман и теория, Булгаков и Бахтин: взаимное освещение, "Мастер и Маргарита", карнавал, мениппея /Н. Боярская // https://serval.unil.ch/resource/serval:BIB_5C46C6DF62B6.P001/REF (дата обащения 28.04.2017)

которой впервые предпринимается изучение жанровой природы романа Булгакова в свете теории Бахтина.

Интертекстуальный контекст романа «Мастер и Маргарита» исследован достаточно хорошо: «Художественный мир Михаила Булгакова»10, «Михаил Булгаков. Проза»11, «Интертекстуальные трансформации в романе М.А. Булгакова» 12 и «Text. Counter. Text»13. Вместе с тем в сугубо бахтинском понимании интертекстуальности булгаковский роман почти не рассматривался.

Булгаковедение на Востоке еще только формируется. В Иране до настоящего времени еще не было монографических исследований в избранном нами ракурсе.

Принимая во внимание некоторую «синхроничность» художественных миров и конвергентность жизненных обстоятельств М.А. Булгакова и М.М. Бахтина, а также общие для обоих писателей политические, социальные и культурные условия, мы обратились к исследованию романа «Мастер и Маргарита» в аспекте теоретико-литературных воззрений автора «Эстетики словесного творчества».

Целью диссертационного исследования является изучение поэтико-онтологической структуры романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте идей М.М. Бахтина.

Данная цель предопределила решение следующих задач: 1) изучить теоретический и практический потенциал российского и зарубежного бахтиноведения и булгаковедения в диалектическом единстве, выявить особенности восприятия научного феномена М.М. Бахтина и художественного творчества М.А. Булгакова в Иране;

10 Яблоков, Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова /Е.А. Яблоков. - М.: Языки славянской культуры, 2001.

11 Гаспаров, Б.М. Рубрика: Михаил Булгаков; Проза 1920-х годов; Из наблюдений над мо-тивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» /Б.М. Гаспаров //

URL: http://novruslit.ru/library/?p=25. (дата обращения: 07.11.2016.)

12

Леонтьев, А. Интертекстуальные трансформации в романе М.А. Булгакова /А. Леонтьев // http://www.netslova.ru/leontiev/bulgakov.html (дата обращения 21.12.2017)

13

Zholkovsky. Alexander .Text Counter Text. Rereadings in Russian Literary History. Stanford: Stanford University Press, 1994 (cloth), 1995.

2) осмыслить феномен карнавала в европейской культуре, определить его духовно-аксиологическое влияние на мироощущение человека XX века, обнаружить традиции карнавала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сквозь призму идей М.М. Бахтина;

3) раскрыть феномен «гротескного реализма» М.А. Булгакова и установить его связь с принципами карнавализации М.М. Бахина;

4) проанализировать структурно-семантическую организацию романа «Мастер и Маргарита» в контексте теоретико-литературных изысканий М.М. Бахтина;

5) исследовать полифонический дискурс булгаковского романа в его нарративной и интертекстуальной основе в тесной связи с бахтинским понятийно-категориальным тезаурусом.

Для реализации поставленных задач нами использовались системно -целостный, историко-генетический, структурно-семантический, сравнительно-типологический методы исследования.

Материалом для работы послужили произведения М.М. Бахтина, вошедшие в книги «Проблемы поэтики Достоевского» (1979), «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1964), «Вопросы литературы и эстетики» (1975), «Эстетика словесного творчества» (1986), «Эпос и роман» (2000), и роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Объектом исследования явилась структурно-семантическая организация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предметом исследования выступили экстраполированные на роман «Мастер и Маргарита» идеи М.М. Бахтина о карнавализации, полифонии как формально-содержательной категории художественной рефлексии мира и человека в сознании автора и читателя, диалогизме и интертекстуальности.

Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена спецификой материала исследования, требующего использования комплекса самых различных подходов, существующих в сфере современных гуманитар-

ных наук, непрерывно вступающих в процесс взаимодействия и взаимообогащения. Базовым методом для исследования послужила теория романа М.М. Бахтина.

Концептуальной литературоведческой базой диссертации стали ключевые идеи, высказанные в работах А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, Д.С. Лихачева, И.Г. Минераловой, Л.А. Трубиной, О.М. Фрейденберг,

B.Е. Хализева, Л.Н. Целковой. Изучение филолого-философской концепции М.М. Бахтина основывалось на трудах В.С. Библера, Е.А. Богатырева,

C.М. Богуславской, Н.К. Бонецкой, С.Н. Бройтмана, М.Л. Гаспарова, Вяч. Вс. Иванова, Ю. Кристевой, Д.М. Магомедовой, В.Л. Махлина, Н.Д. Тамарченко. При выборе подходов к осмыслению романа «Мастер и Маргарита» мы опирались на результаты исследований булгаковедов: А.З. Вулиса, И.Л. Галин-ской, А. Зеркалова, Дж. Кертис, В.Я. Лакшина, Г.А. Лесскиса, Б.М. Сарнова, Б.В. Соколова, И.С. Урюпина, М.О. Чудаковой, Е.А. Яблокова, Л.М. Яновской.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) полигенетичная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», обладающая зеркальным эффектом отражения / преображения мира и человека, может быть осмыслена в контексте филолого-философской теории М.М. Бахтина. Комплекс бахтинских идей гармонично проецируется на нар-ратив булгаковского романа;

2) феномен карнавала, раскрытый М.М. Бахтиным, стал идейной и эстетической основой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Карнавал в романе проявляется как на мотивно-сюжетном уровне, так и на уровне подтекста. Карнавальная фантасмагория позволяет ввести в нарратив метафизический дискурс, оторваться от бытовой проблематики в область бытийной. Мистерия карнавала в соединении с дьяблерией образуют особую булгаков-скую диалектику быта и бытия, физики и метафизики, организующую нарративную структуру романа;

3) гротескный реализм М.А. Булгакова, в наибольшей степени реализуемый в основных эпизодах московской части романа («сеанс черной магии», «Бал у сатаны», «разгром магазина Торгсина»), в соответствии с бах-тинской теорией о карнавале ниспровергает социокультурные нормы, призванные вызывать страх и уважение у членов общества, и в форме фантастических и гротескных образов представляет реалистическое изображение действительности;

4) экзистенциальное равноправие в текстовом пространстве всех персонажей, которые должны обладать рефлексивным самосознанием, проявляющимся через апелляцию к Другому в поисках истины, составляет, по М.М. Бахтину, сущность полифонии. В булгаковском романе обнаруживается не полифония в бахтинском понимании, а двухконтурность нарратива (второй/внешний контур нарратива), что дает нам возможность говорить о квазиполифонии романа, а также о стилистической дихотомии (или бинарно-сти) нарратива. Интертекстуальные связи романа с произведениями европейских и русских авторов, с художественными текстами и теологическими трактатами обнаруживаются на разных уровнях: структурном, мотивном, сюжетном, образном.

Теоретически значимость диссертации состоит в том, что в ней осуществлен анализ «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова в поэтико-философском контексте научного творчества М.М. Бахтина, существенно уточнен и конкретизирован бахтинский литературоведческий тезаурус, раскрыт историко-культурный потенциал карнавализации в нарративной структуре произведения, определен механизм трансформации полигенетических мотивов и образов, представлена интертекстуальная парадигма булгаковско-го романа. Апробированная нами методика анализа романа «Мастер и Маргарита» может быть применена к изучению произведений других авторов (как русских, так и зарубежных). В этом, в частности, состоит и главное практическое значение диссертации. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в процессе дальнейшего изучения творчества М.А.

Булгакова и теоретических построений М.М. Бахтина, а также выступать основой для лекционных курсов по теории и истории литературы в высших учебных заведениях России и Ирана.

Апробация результатов исследования

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на следующих международных научных конференциях: VI международные саранские бахтинские чтения, посвященные 120-летию со дня рождения ученого, «М.М. Бахтин в современном мире» (г. Саранск, 25-26 ноября 2015 г); ХХ международные Шешу-ковские чтения «Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» (Москва: МИТУ, 2015); «Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному» (Москва, 2015). Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, основной части, состоящей из 3 глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 178 страниц, список литературы насчитывает 181 источник.

Основная часть.

Глава 1.

Теоретико-литературный потенциал творческого наследия М.М. Бахтина и булгаковедческий дискурс в Иране

1.1. Филолого-философские идеи М.М. Бахтина: генезис и развитие

М.М. Бахтин - один из «обыкновенных классиков» русской культуры, как говорил о нем С.С Аверинцев, имея в виду возрастающую по мере увеличения хронологического расстояния между ним и его читателями актуальность и востребованность бахтинских идей. Бахтин был мыслителем, который по-настоящему понимал свое время, а это значит, значительно опережал его.

Одна из наиболее ценных и актуальных идей М.М. Бахтина - это холистический принцип в гуманитарном знании. Аналитизм, характерный для позитивистского естественнонаучного знания, Бахтиным в его научной работе постоянно развенчивался: не декларативно, а реально, практически. Научный метод Бахтина, сочетавший в себе литературоведческий, психологический, лингвистический, семиотический подходы, преодолевал узость дисциплинарных рамок и выводил гуманитарное знание на новый уровень понимания текста, феноменов культуры и их творца - человека.

Бахтин пытался осмыслить лиминарность человека, существующего в двух мирах: феноменальном, жизненном, естественном и культурном; рукотворном, искусственном. Он мечтал вывести из кризиса европейскую философию, оказавшуюся не в состоянии преодолеть роковой разрыв между культурным и феноменальным мирами, для чего пытался создать новое учение о бытии, бытийственное созерцание, на основании которого предполагал преодолеть порок современного «теоретизма», «очищающего» философию от нравственной проблематики.

Основными категориями его концепции стали понятия «не-алиби в бытии», «со-бытия», «я-для-себя» «Другой», «самозванство», сформулирован-

ные в его первой работе «К философии поступка», написанной предположительно в 1920-х гг.14 В данной работе в наибольшей мере затрагивается философская, а именно онтологическая, проблематика, что дает основание некоторым исследователям, в частности Т.В. Щитцовой, считать, что только эту работу и следует отнести к собственно философским15; однако и в других работах Бахтина философской проблематике (таким аспектам, как эпистемология, философская антропология, этика, эстетика) уделено достаточно внимания.

Несмотря на то, что философская концепция Бахтина не была выстроена как целостная система, основные ее положения в дисперсном виде представлены в разных его работах. Можно сказать, что культурология, «мета-лингвистика», теория литературы, «историческая поэтика» являются модусами единой гуманитарной дисциплины Бахтина, своеобразными разворотами фундаментальных проблем онтологии и экзистенции человека - творца и продукта культуры. Такое поистине «целостное знание» о человеке и мире, составляющее сущность филолого-философской концепции М.М. Бахтина, органично сочетало «физику» (природно-материальное начало мироздания, его «объективную», «формальную» сторону бытия) и «метафизику» (духовно-иррациональное проявление «самосознающего субъекта», ориентированного на вечный поиск скрытых смыслов и значений в «тексте» культуры, в ее содержательно-смысловом инварианте).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Санаи Наргес, 2018 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяво-лиады / В.М. Акимов. - М.: Народное образование, 1995.

2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: БВЛ.,1964. - 543 с.

4. Бахтин, М.М. Слово в романе. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: БВЛ., 1975. - 504 с.

5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Ис-куство, 1986. - 445 с.

6. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000.

7. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: В 7-ми тт. / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 1997-2012.

8. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Работы 20х годов. - Киев: Next, 1994. - 383 с.

9. Бахтин, М.М. Бахтин (под маской) Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи/ М.М. Бахтин. -М.: Лабиринт, 2000. - 604 с.

10. Бахтинский тезаурус: материалы и исследования. Сборник статей / Сост. Н.Д. Тамарченко. - М.: РГГУ, 1997. - 183 с.

11. Барр, М.П. Перечитывая МАСТЕРА. Заметки лингвиста на макинтоше. / М.П. Барр // http://dombulgakova.ru/bulgakovskaya-biblioteka-2/mariya-barr-perechityvaya-mastera-zamet/ (дата обращения 01.05.2017)

12. Баринова, К.В. Рецепция теории карнавала Бахтина в трудах русских учёных / К.В. Баринова // http://stalh.livejournal.com/953354.html (дата обращения 01.07.2016)

13. Белокуров, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокуров. - М.: Аникс , 2005. - 416 с.

14. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры /

Библер В.С. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

15. Богатырева, Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка /Е.А. Богатырева. // Вопросы философии. - 1993. - №1. - С. 51 58.

16. Богуславская, С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина / С.М. Богуславская // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2011. - №7. - С. 17-23.

17. Болдаков, П.И. Специфика стилевой модели в романах М.А. Булгакова "Белая Гвардия" и "Мастер и Маргарита". Автореферат дисс. к.ф.н. / И.П. Болдаков. - Иркутск, 2006.

18. Боярская, Н. Роман и теория. Булгаков и Бахтин: взаимное освещение, "Мастер и Маргарита", карнавал, мениппея / Н. Боярская // https://serval.unil.ch/resource/serval:BIB_5C46C6DF62B6.P001/REF (дата обращения 28.04.2017)

19. Бродский, М.А. «Мастер и Маргарита» - антибиблия ХХ века / М.А. Бродский // Русская словесность. - 1997. - № 6. - С. 30 - 35.

20. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. - СПб.: Азбука, 2011.

21. Булгаков, М.А. Собрание сочинений: В 5-ти тт. / М.А. Булгаков / Ред-кол.: Г. Гоц, А.Караганов, В. Лакшин и др. - М.: Художественная литература, 1989 - 1990.

22. Булгаков, М.А. Избранные сочинения: В 3-х тт. / М.А. Булгаков / Сост. Б. Акимов, А. Храмков. - М.: Литература, 1996.

23. Булгаков, М.А. Письмо правительству СССР (от 28 марта 1930 г.) / М.А. Булгаков // Булгаков М.А. Под пятой. Дневник, письма и документы. СПб.: Азбука, 2011. - 736 с.

24. Булгакова, Е.С. Дневник Елены Булгаковой / Е.С. Булгакова. - М.: Книжная палата , 1990. - 440 с.

25. Васильева-Шальнева, Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита": К вопросу взаимодействия литературы и музыки. Автореферат канд. филол. Наук / Т.Б. Васильева-Шальнева. -

Казань, 2002.

26. Виноградов, И. Завещание Мастера / И. Виноградов // Вопросы литературы. - 1968. - № 6.

27. Веселовский, А.Н. Рабле и его роман / А.Н. Веселовский. - М.: Терра-книжный клуб, 2003.

28. Ву Конг Хао. Восприятие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во Вьетнаме. Автореферат дисс. к.ф.н. - М., 2005.

29. Вулис, А.З. Метаморфозы комического / А.З. Вулис. - М., 1976.

30. Вулис, А.З. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» / А.З. Вулис. - М.: Художественная литература, 1991.

31. Зеркалов, А. Евангелие Михаила Булгакова. Опыт исследования ерша-лаимских глав романа «Мастер и Маргарита» / А. Зеркалов. - М.: Текст, 2003.

32. Дунаев, М. «С какой целью?» / М. Дунаев// Литературный Иркутск. -1991. - Ноябрь. - 149 с.

33. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: В 6-ти частях / М.М. Дунаев. - М.: Христианская литература, 2000. - Ч. VI.

34. Гаврилова, М.В. Пространство и время в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Автореферат дисс. канд. филол. наук / М.В. Гврилова. -СПб., 1996.

35. Галинская, И.Л. Литературные источники черновых вариантов «древних» глав «Мастера и Маргариты» / И.Л. Галинская // Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 132 с.

36. Гаспаров, Б.М. Рубрика: Михаил Булгаков. Проза 1920-х годов; Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.М. Гаспаров // URL: http://novruslit.ru/library/?p=25 (дата обращения 07.11.2012).

37. Гаспаров, М.Л. Бахтин в русской культуре XX века / М.Л. Гаспаров // М. М. Бахтин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 2. - 703 с.

38. Гюнтер, Х. Железная гармония: Государство как тотальное произведе-

ние искусства / Х. Гюнтер // Вопросы литературы. - 1992. - Выпуск 1.

39. Евангелие от Иоанна.

40. Жиличева, Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х гг.). Дисс. доктора филол. наук / Г.А. Жиличева. - М., 2015. - 4018 с.

41. Иванов, Вяч. Вс. Значение идей М.М. Бахтина для современной семиотики / Вяч. Вс. Иванов // М.М. Бахтин: pro et contra. Личность и творчество М.М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. - Т. I. -СПб.: РХГИ, 2001. - С. 266-311.

42. Иеромонах Михаил (Чепель). Гностические и православные мотивы в романах М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» // http://bogoslov-club.org.ua/?p=5938 (дата обращения 21.12.17 )

43. Исупова, К.Г. Личность и творчество М.М. Бахтина / К.Г. Исупова// М.М. Бахтин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 1.

44. Кабакова, С.А. В.М. Шукшин и М.А. Булгаков: творческий диалог в русской литературе конца 1960-х - первый половины 1970-х годов. Диссертация кандидата филологических наук / Кабакова С.А. - Тюмень, 2012.

45. Казаркин, А.П. Истолкование литературного произведения: Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова / А.П. Казаркин. - Кемерово: КГУ, 1988. - 83 с.

46. Казаркин, А.П. Типы авторства в романе «Мастер и Маргарита» / А.П. Казаркин // Творчество Михаила Булгакова: Сборник статей. - Томск: ТГУ, 1991.

47. Канчуков, Е. Расслоение мастера / Е. Канчуков // Литературное обозрение. - 1991. - № 5. - С. 75 - 77.

48. Карпов, И.П. Авторское сознание в русской литературе ХХ века / И.П. Карпов. - Йошкар-Ола, 1994. - 100 с.

49. Калмыкова, М.А., Прохорова, Т.Г. Театральность романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / М.А. Калмыкова, Т.Г. Прохорова // http://old.kpfu.ru/fil/kn2/index.php?sod=29 (дата обращения 23.04.2017)

50. Камедина, Л.В. Текст в диалоге с читателем / Л.В. Камедина. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. - 146 с.

51. Кертис, Дж. И. «Рукописи не горят» Михаила Булгакова. Письма и дневник /Дж. И. Кертис / Пер. на персидский язык Бижаном Аштари Салес. -Тегеран: Тандис, 2012. 230 с.

52. Ким До Еб. Художественные и философские принципы композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук. - М.,2002.

53. Клюева, И.В. М.М. Бахтин между столицей и провинцией: встречи в Малеевке (1963-1966) / И.В. Клюева. - Саранск: Б/и, 2015.

54. Коваленко, Ю.Д. Когнитивная категория художественного пространства и ее репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Автореферат дисс. к. ф. н. / Ю.Д. Коваленко. - Омск, 2002. - 22 с.

55. Ковальски Эдвард. Скрытые формалисты // Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М.М. Бахтина. - 2001. -№1. - С. 77-97.

56. Кожинов, В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра / В.В. Кожинов. -М.: Молодая гвардия, 1990.

57. Колесникова, Ж.Р. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала ХХ века. Автореферат дисс. канд. филол. наук / Ж.Р. Колесникова. - Томск, 2001. - 15 с.

58. Красавченко, Т.Н. Булгаков в зеркале критики / Т.Н. Красавченко // М. Булгаков: Современные толкования. К столетию со дня рождения / Сборник обзоров. - М., 1991.

59. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // М.М. Бахтин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 2. - С. 213-243.

60. Кристева, Ю. "Разрешение поэтики" / Ю. Кристева // М.М. Бахтин: pro econtra. - СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 2.

61. Кузьминых, Е.О. Пространственно-временная символика раннего М.А. Булгакова в контексте прозы начала 1920-х годов. Диссертация на со-

искание ученой степени кандидата филологических наук / Е.О. Кузьминых. -Воронеж, 2008.

62. Кураев, А., диакон. «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? / А. Кураев, диакон. - М.: , 2006. - 176 с.

63. Лакшин, В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Лакшин // Новый мир. - 1968. - № 6. - 55 с.

64. Лакшин, В.Я. Мир Михаила Булгакова / В.Я. Лакшин // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5-ти тт. - М., 1989. - Т. 1. - 624 с.

65. Лакшин, В.Я. Литературно-критические статьи / В.Я. Лакшин. - М.: Гелеос, 2004. - 669 с.

66. Леонтьев, А.А. Интертекст в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореферат дисс. к. филол. н. / А.А. Леонтьев. - М., 2001.

67. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат,1975. - 304 с.

68. Лесскис, Г.А. «Мастер и Маргарита» (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) / Г.А. Лесскис// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1979. -Т. 38. - № 1.

69. Лесскис, Г. Последний роман Булгакова / Г. Лесскис // Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5-ти тт. - Т. 5. - М., 1990.

70. Лихачев, Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - М., 1984. - 586 с.

71. Луначарский, А.В. О смехе / А.В. Луначарский // http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-8/o-smehe. (дата обращения 02.05.2017)

72. Махлин, В.Л. Бахтин и Запад. Опыт обзорной ориентации. Ст. I / В.Л. Махлин // Вопросы философии. - 1993. - № 1. - С. 94-114.

73. Медведев, П.Н. Формальный метод в литературоведении / П.Н. Медве-дев//М. Бахтин (под Маской). - М.: Лабиринт, 2000.

74. Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма / И.Г. Минералова. - М.: Флинта; Наука, 2011.

75. Панкова, Н.Б. Рецепция идей М.М. Бахтина в культурных исследованиях Франции: Дис. ... канд. культурологических наук / Н.Б. Панкова. - Саранск, 2005. - 136 с.

76. Пермякова, Н.А. Булгаковская дьяволиада в интертекстуальном изучении. Автореферат дисс. к. филол. н. / Н.А. Пермякова. - М., 1997.

77. Петренко, А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов. Диссертация кандидата филологических наук / А.Ф. Петренко. - Пятигорск, 2000.

78. Плаксицкая, Н.А. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова (на материале повестей 20-х годов и романа "Мастер и Маргарита"): Дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Плаксицкая. - Елец, 2004. - 199 с.

79. Фаррар, Ф.В. Жизнь Иисуса Христа / Ф.В. Фаррар. - СПб., 1893. -586 с. (Репринтное издание: М., 1991).

80. Резепов, Е. Магия карнавала Михаила Бахтина / Е. Резепов //"Русский мир.гц. http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/121668/ (дата обращения 01.07.2016)

81. Руднев, В. Карнавализация. Семиотическая теория карнавала, изложенная М.М. Бахтиным в его книге о Рабле (1965) / В. Руднев // http://www.km.ra/referats/E6ED2D54A91E46578EA38A247A67E6BD (дата обращения 21.12.17)

82. Санаи, Н. Сцены «карнавала» в романе «Мастер и Маргарита» как иллюстрация теоретических построений М. Бахтина / Наргес Санаи // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 1. - С. 455-461.

83. Санаи, Н. История публикаций трудов Михаила Бахтина в Иране / Нар-гес Санаи // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2015. - № 2. - С. 41-44.

84. Санаи, Н. Проблема интерпретации теоретических понятий Михаила Бахтина в Иране // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2. - С. 426-430.

85. Санаи, Н. Двухконтурность нарратива в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (к вопросу о сущности квазиполифонии в художественном

тексте) / Наргес Санаи // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2017. - №12/2. - Декабрь. - С. 118-121.

86. Сарнов, Б.М. Каждому - по его вере: О романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.М. Сарнов. - М.: МГУ; Высшая школа, 2003.

87. Серебрякова, Е.Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов . Диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук / Е.Г. Серебрякова. - Воронеж, 2002.

88. Сломский, В.С. Михаил Бахтин: жизнь и творческая судьба философа / В.С. Сломский // Личность. Культура. Общество. - 2013. - № 3-4. - С. 272283.

89. Смелянский, А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре / А.М. Смелянский. - М.: Искусство, 1986. - 384 с.

90. Соколов, Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.В. Соколов. - М.: Художественная литература, 1991. - 159 с.

91. Соколов, Б.В. Булгаковская энциклопедия. Серия: Русские писатели / Б.В. Соколов. - М.: Алгоритм, 2003. - 573 с.

92. Соколов, Б.В. К вопросу об источниках романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.В. Соколов // Философские науки. - 1987. - № 12.

- С. 54-64.

93. Соколов, Б.В. На пути к истине / Б.В. Соколов // Молодая гвардия. -1991. - № 5. - С. 274-279.

94. Соколов, Б.В. Михаил Булгаков / Б.В. Соколов. - М.: Знание, 1991.С.64.

95. Соколов, Б.В. Два булгаковских героя / Б.В. Соколов // Перспективы. -1991. - № 5. - С. 116-121.

96. Соколов, Б.В. Андрей Белый и Михаил Булгаков // Русская литература.

- 1992. - № 2. - С. 42-55.

97. Соколов, Б.В. «Мастер и Маргарита»: проблема бытия и сознания или разума и судьбы / Б.В. Соколов // Лепта. - 1997. - № 36. - С.205-215.

98. Трубецкова, Е.Г. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук / Е.Г. Трубецкова. - Саратов, 1999. - 205 с.

99. Трубина, Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика. Дисс. докт. филол. наук / Л.А. Трубина. - М.,1999. - 328 с.

100. Урюпин, И.С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте традиций русской национальной культуры / И.С. Урюпин. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 246 с.

101. Урюпин, И.С. Творчество М.А. Булгакова в национально-культурном контексте эпохи / И.С. Урюпин. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - 380 с.

102. Урюпин, И.С. Национальные образы-архетипы в творчестве М.А. Булгакова. Дисс. докт. филол. наук / И.С. Урюпин. - Елец, 2011.

103. Урюпин, И.С. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: русский национальный культурно-философский контекст / И.С. Урюпин. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrücken, 2011.

104. Федяева, Т.А. Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первая половина ХХ века. Диссертация доктора филол. наук / Т.А. Федяева. - М., 2004.

105. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2000.

106. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997.

107. Харитонова, З.Г. Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной прозе 1980-е - 2000-е годы. Дисс. кандидата филологических наук / З.Г. Харитонова. - Казань, 2009.

108. Чепелева, Н.В. Эстетико-философская концепция личности (М.М. Бахтин)/Н.В.Чепелева//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Psi_ Teo/49.php (21.12.17).

109. Чистякова, Г.В. Концепт "желтый" в лингвокультуре / Г.В. Чистякова. -Кемерово: Кемеровский гос.ун-т, 2009.С.23.

110. Чудакова, М.О. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / М.О. Чудакова // Вопросы литературы. - 1976. - № 1. - С. 230.

111. Чудакова, М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. -М., 1988. - 672 с.

112. Чудакова, М.О. Новые работы: 2003-2006 / М.О. Чудакова. - М.: Время, 2007. - 560 с.

113. Целкова, Л.Н. Традиции русской прозы XIX века в романах Владимира Набокова 20-30-х гг. и в романе "Лолита. Дисс. докт. филол. наук / Л.Н. Целкова. - М., 2001. - 429 с.

114. Шкловский, В.В. Потебня В.В. Шкловский// Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. - Петроград, 1919. - Выпуск 3. - 167 с.

115. Шкловский, В. Теория прозы / В. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1983. - 384 с.

116. Щитцова, Т.В. М.М. Бахтин / Т.В. Щитцова // Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом, 2001. 1040 с.

117. Яблоков, Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. - М.: Изд. Центр РГГУ, 1997. - 199 с.

118. Яблоков, Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова / Е.А. Яблоков. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 424 с.

119. Яновская, Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова / Л.М. Яновская. -М., 1983. - 320 с.

120. Belov, V.N. Perception of M.M. Bakhtin in the West: some general remarks / V.N. Belov. Authors: Issue: Vol 21, No 1 (2017) Pages: 93-97 // URL: http://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/15642(датаобращения 21.12.2017)

120. Booker, M.K., Juraga, D. Bulgakov: Bakhtin, Stalin, and Modern Russian Fiction / M.K. Booker, D. Juraga. - Westport: Greenwood Press, 1995.

121. Booker, M.K., Juraga D. Bulgakov: Life and Work. / M.K. Booker, D. Juraga. - Ann Arbor: Ardis, 1984.

122. Dolgorukova N. M. BAKHTIN IN FRANCE: A CRITICAL LOOK AT THE FIRST FRENCH REVIEWS APPEARED IN THE 1970 S.

123. Gofrain, P. Play and Carnavalesque in Hamlet / P. Gofrain // Shakespeare And Carnival After Bakhtin. Editor Ronald Knowles. Macmillan Press, 1998.

124. Gruzman, Anna. Bakhtin the Theorist, Bulgakov the Novelist, and Their Views on the Soviet State. University of California, San Diego. Elizabethan Grotesque / Anna Gruzman. - London, Routledge & Kegan paul, 1980. - P.4.

125. Krasnov, V. Bulgakov's The Master and Margarita in Light of Baxtin's Problems of Dostoyevsky's Poetics / V. Krasnov // Russian Language Journal. - 1987. -№ 41.

126. Knowles, Ronald. Carnival After Bakhtin / Ronald Knowles. - Macmillan Press, 1998.

127. Lesley, Milne. Mikhail Bulgakov: a critical biography / Milne Lesley. -Cambridge university press, 1990.

128. Likhachev, D.S., A.M. Panchenko and N.V. Ponyrko, 1984. Laughter in Early Rus / D.S. Likhachev. - Leningrad: Nauka. - Pp. 15.

129. M.K., Juraga, D. Bakhtin, Stalin, and Modern Russian Fiction / M.K., D. Juraga. - Westport: Greenwood Press, 1995.

130. Milne, L. The Master and Margarita: a Comedy of Victory / L. Milne. -Birmingham, 1977.

131. Proffer, E. Bulgakov: Life and Work / E. Proffer. - Ann Arbor: Ardis, 1984;

Booker

132. Petrenko, A.P., Petrenko, S.A. Slapstick Comedy Functions in M. Bulgakov's Novel »The Master and Margarita« / A.P. Petrenko, S.A. Petrenko // Middle-East Journal Of Scientific Research. - 2013. - № 18 (7). - P. 890.

133. Piper, D.J.B. An approach to "The Master and Margarita" / D.J.B. Piper // Forum for modern language studies. Edinburg, 1971.

134. Plato, Laws, T.J. Sunders. Harmjndsworth: Penguin, 1970. - P. 86.

135. Shepherd, David. Bakhtin: Carnival and Other Subjects. Selected Proceedings of the Fifth International Bakhtin Conference, University of Manchester, July

1991, ed (Critical Studies, vol. 3, no. 2-vol. 4, no. 1-2) / David Shepherd. - Amsterdam and Atlanta, GA: Editions Rodopi, 1993.

136. Svetlana Anatolyevna slapstick, comedy Functions in M. Bulgakov's Novel "The Master and Margarita, Middle-East Journal of Scientific Research 18 (7): 887-891, 2013.

137. Vulis, A. Metamorphoses of Comicality. 1976 / A. Vulis. - Moscow: Iskusstvo. - Pp. 76

138. Wiles, D. The Carnavalesque in A Midsummer's Night Dream / D. Wiles // Rhodes N. Elizabethan Grotesque. - London, 1980.

139. Weeks, Laura D. The Master and. Margarita: A Critical Companion, 3-67 / Laura D. Weeks. - Northwestern University Press, 1996.

140. Yanina, Arnold. Through the Lens of Carnival Identity, Community, and Fear in Mikhail Bulgakov's The Master and Margarita / Arnold Yanina // http : //www.masterandmargarita.eu/archieven/lensofcarnival .pdf. (дата обращения 28.04.2017)

141. Zholkovsky, Alexander. Text Counter Text. Rereadings in Russian Literary History / Alexander Zholkovsky. - Stanford: Stanford University Press, 1994 (cloth), 1995.

1370'j£>"u^ Jjjl^ jt^l^ií^jbí .142 .1381 ojl^i 'jj ' » (^uhi ¿jjÂ. ^lJ j^j « j^ ^ (jhal^^il .143

.1389 '^pl íj^ '^jijjsj^ í j^ ùj^j '^ijSi^^i .144

ijjj' o^lj ùj^^ ùj^' ù^j jl^j j ^j^jjâ ùj^j jj^j*' jjíjx' jSl .145 jlgJ 1 Oj1_A¿'jj íüj^jj' j^ Ù^j '^^l oj'j^l .146

.jU^'f^jj ùJ oJ^l ^^j'ùlj'^j^l^jjl .147 1373'^wjl'0^jjjJ ji*^- .лал ^bj^l 'Jjjl^Jx'ÙJ^b .148

'íjjA t^laja^ J ^Ixjl^xj^jx'ojlj ùj^^ Ùj^'Ù^j j 'ÙJ^W .149

1З84

1З87с0^Ы jjj ljjJc(ü1^J ejbjj o^j^^ 4л]1£л jj^jcjjji^jxcùj^l .150

ajj^ü » jj Jjjl^jx" jji Jj ü^J 0"lj" c^clxj^l ^bjjl o"JJJ с ùj-^^1 с o^jj .151

http://www.chouk.ir/maghaleh-naghd-gotogoo/1781 .^j^ oJjl Лл^л jljj j jjj ü1^"lj Алй^л jj ùj^i. ojj ^l* ^ A^jlix c^jSl » ülj^lj^j .152 ^lajia »ülji^jj M.l^A. ^ oi^^^c ^jSlc^jj^i. ^iljJjjl ü!j3!£ jli"l j .15З

1З90 j ijjj

1З87 sJjl íüljl"^^ ^ljl^qjl _ jj _ Лл^л c0jj2*jc Jjjl^jx i *e<k!jj - .154 . 1З9 1 »üljé^ c1jJj1£jL j Л^ул cJjjU^x c .155

- 1З69 jljj^ » JA j ^jAjâ ül'^jjl 4-1^ . '^V'^jlj.^- ^J^c Jjjl^j^ t e<K!j. .156

(17 ij 12 jl - 6 6 »jl^>

. ÏV4» cülj^jc^j'jj c Ал^Э coj1a o'jjjJcojj.x ^lä A^jj (*"jc Jjjl^jx ' *e<k!jj .157

1З9З cülj^JcojLa »ülj^ »ülj^j" » ojjj A" jj ^л^ :i£jjlj"'j üljjl » Jjji^j^ t *e<k!j. .158 . ^vnv »üij^j » s^jü : j^lj ülj^J" üL^: ^j^» ^j^j ^jlcJjjl^jx ^Sl^Jjj .159 . ^ V4 ) »ülj£Jc0A^ »ùjbi »jl£k »ülj^ ^ia ru*ljjb Jjjl^jx » «<kj 1б0

. ) VЛ¿ »üljjJcA^S Jji" jjl^ cJjjl^j. c^l^Jjj .1б1

.ÏV4. »ülj^J cЛJJlJJлcA.jJJ сЛл^хл c^j^ ^iä ^Jл c Jjjl^jx c .1б2

.1381 »ülj^J cj&alc'AA.l ^jjjcob" ^JJ cJjjl^jx c .1бЗ

1З74 ^jc 10б ajl^cA-ljlcoAljJji*^. jl ЛЗд. ü^J j ^l aijij l^jjcjjjj .1б4

1377cj^JлСo■лJJ^ ^jjjljcùjJ^lj Jjjl^ oJj^^i^ c^jjjjJ .165

1З78»АлД?с»Л'^ ji*^ '^^^»ùj^^l. o"l"l c^jjjjJ .1бб

^^Ajjj АлШ^аЗ cül^JJл ojjiA" ü^J jj cjljj »jlj ù^^ .1б7

^iluil jJ ù'Ij j^J Au üj4äji ü-^j Üjl^J 'AaÜÍ 'ojlлj'^ЛJ^ ojlj j^Ä .168

.1ЧГ ' i ^UjU^. 'jjóilj .169

1385'üL^'<^jj ül^i^jjj'jbl^'oAj^j .170 1372'jj ojJl Ajj^j ^UiAlj'ülxlj '¿plu .171

ü^^J jj ЛЗл. ^jjjil jj jx J ( _ 'lj*j jlj o Aj iñr. '

jUuJljj ' o^^c .172

лад Jlu 'Axlj oA^ Axlil' ^i'^jlu o-^^1

'1371'o^i*Ji ü^éj^' o^^ájll^lj o^li^ ojljjj J jj^lj 'J^*' <jjli¿ .173 .1387'j^jjj'ùpbi? j l* лДзлзи Jj^j* 'l^j^jj¿'ojlj üj^^Aa. .174

lé¿lja. ü^J Jj ^jljj лЗ^ ojia. '^jJ^ 'j^ü'jj 'ojlj ^jJ^l AA^ili ' ^jbá .175

. ^r OjLau ' f Ojjj' ir^^ Jjj j jljj^. Vojljj '^i^ ^jxl^. jx Ij

.1382 'üljé 'j^jx '^jljji ' ^j^l^ ' oJjl ^ Ajj^j ' ül^ljl^ ' .176 1390'Jéx ülé-^ Лл^л' ùljjjl Quill' Алл1л. jJ ^ЛлlJJ'üJ^JЗ '(^лК .177

ol^uAjjJ'ùli.li' üljj' ülj^l ÜJЛлl^J ülxj jj ' ^^ ' " ЛЗа, j ojl 'ù^jjj .178

.1391'ojl^jl fjb

. 1392'^xj*'j^' jjj ljjj'jj^^lj jl Jljljjl£ j jjj^^' 'ЛЗjj'jJjj .179 . i ГЛ? 'üljé^ 'ol^J 'oujli Aj oujj '^ülj£ 'üljül^ulJ .180

^AjjJ ^uAjjJ aí^a ' «<Kljj j\2ï jj ^lá üljulj ol&jla. 'aj^ja 'jjj .181

üljéJ ol^^jlj

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.