Роман Анны Радклиф "Итальянец" в контексте английской "готической" прозы последней трети XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Антонов, Сергей Александрович

  • Антонов, Сергей Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 143
Антонов, Сергей Александрович. Роман Анны Радклиф "Итальянец" в контексте английской "готической" прозы последней трети XVIII века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 2000. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Антонов, Сергей Александрович

Введение.

Глава 1. Тотический" роман в идейно-литературном контексте позднего английского Просвещения.

§ 1. Некоторые особенности развития английской литературы позднего

Просвещения.

§ 2. Проблема предромантизма.

§ 3. Эстетические истоки и некоторые особенности поэтики готического" романа.

§ 4. 'Тотический" роман XVIII века: типология жанра.

Глава 2. Романы Анны Радклиф первой половины 1790-х гг.: проблематика и поэтика.

Глава 3. Проблематика и поэтика романа "Итальянец" в свете творческой эволюции Радклиф. 6В

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Анны Радклиф "Итальянец" в контексте английской "готической" прозы последней трети XVIII века»

В ряду актуальных проблем современного литературоведения важное место занимает изучение переходных литературно-художественных явлений, лежащих на границе культурных эпох. "Готический" роман относится к числу именно таких феноменов, ибо время его рождения и расцвета — как раз переходная эпоха конца XVIII — начала XIX в., отмеченная кризисом просветительского мировоззрения, масштабным пересмотром былых представлений о мире и человеке. Исследователи традиционно расценивают "готику" как одно из репрезентативных проявлений этого кризиса, справедливо видят в ней манифестацию наиболее общих типологических закономерностей литературного процесса указанного периода. Вместе с тем уже на этой, классической стадии своего существования "готический" жанр разрабатывает ряд тем и проблем, концептуально близких к художественным и философским идеологемам XX в. — ив том числе современной, тоже переходной, отмеченной ценностным релятивизмом, эпохи. В этих аспектах избранной темы видится ее актуальность для современной филологической науки.

Произведения Анны Радклиф (Ann Radcliffe, 1764—1823) являются классическими образцами раннего этапа истории "готической" литературы. Основу творческого наследия Радклиф составляют шесть романов — "Замки Этлин и Данбейн" (The Castles of Athlin and Dunbayne, 1789), "Сицилийский роман" (A Sicilian Romance, 1790), " Лесной роман" (The Romance of the Forest, 1791), "Удольфские тайны" (The Mysteries of Udolpho, 1794), "Итальянец, или Исповедальня Кающихся, Облаченных в Черное" (The Italian, or The Confessional of the Black Penitents, 1797), "Гастон де Блондевиль, или Празднество при дворе Генриха III в Арденнах" (Gaston de Blondeville, or The Court of Henry III, Keeping Festival in Ardenne, 1802, опубл. 1826),— различные по своему художественному уровню, но представляющие собой (за вычетом последней книги) относительно целостный литературный контекст, обладающий едиными идейно-эстетическими принципами и общими чертами поэтики. Вместе с тем именно роман "Итальянец" является примечательной вехой в творческой эволюции писательницы: при сохранении основных особенностей прежних произведений Радклиф в нем одновременно намечается переход автора к новым эстетическим позициям, нашедшим воплощение в 'Тастоне де Блондевиле". Исследованию поэтики и проблематики "Итальянца" в идейно-эстетическом контексте английской "готической" прозы последней трети XVIII в. и в контексте творческой эволюции Радклиф и посвящена настоящая работа.

Цель- работы заключается в выявлении эстетических основ- и ведущих идейных тенденций творчества Радклиф путем анализа содержательных особенностей^ специфики художественного метода и жанровой природы ее произведений, в определении роли и значения ее прозы в истории "готической" литературы. Для достижения этой цели представляется необходимым рещить следующие задачи: - — выявить эстетике-фшюсофекие -и литературные истоки- творчества Радклиф; исследовать степень и характер преемственности ее сочинений по отношению к предшествующей "готической3' традиции; определить отличительные черты индивидуальной писательской манеры Радклиф, присущие ее- прозе изобразительные принципы, особенности сюжетосложения, повествовательные приемы^ инвариантные мотивно-тематические-структуры, проанализировав «х в контексте произведений других представителей данного^ жанра; рассмотреть творчество Радклиф в его динамике, обозначив основной вектор художественной эволюции еетнрозы.

Поздний - роман Радклиф "Итальянец" удостаивается при этом специального рассмотрения, поскольку- в посвященных ее творчеству исследованиях он долгое время не получал достаточного внимания, находясь в тени "Удольфских тайн" — наиболее известной книги писательницы, — и лишь в последнее десятилетие вызвал к себе интерес зарубежных ученых. Анализу этого романа посвящена отдельная глава настоящей работы, в которой уделяется приоритетное внимание семантике названия и своеобразию персонажной структуры "Итальянца", специфике психологизма Радклиф и проблемно-идеологической сфере произведения, изобразительным принципам книги и соотношению лирических и драматических элементов в поэтике прозаического повествования.

Следует отметить, что многие вышеозначенные вопросы уже нашли отражение в зарубежном и отечественном литературоведении. Научная литература о "готическом" романе, и в частности^ о прозе Радклиф, огромна, и сколь-либо полный обзор ее в настоящем Введении не представляется возможным, да и необходимым: во-первых, он в значительной мере осуществлен во всех более или менее значительных монографиях о "готике", вышедших в свет в последнее время, и в специальных справочно-библиографических изданиях [1]; во-вторых, литература по тем или иным частным вопросам указывается в основном- тексте диссертации, при рассмотрении соответствующих аспектов темы.

Оценивая состояние проблемы в целом, необходимо заметить, что на сегодняшний день сложились три основных подхода к изучению "готической" прозы, три различных понимания генезиса и характера этого литературного явления. С точки зрения первого подхода, который возник и утвердился раньше двух других, "готический" роман явился наиболее значительным проявлением масштабного литературно-художественного движения, отмеченного протестом против классицистско-просветительского культа разума и становлением отдельных элементов эстетики и поэтики романтизма. Эта трактовка, обоснованная еще в книге Г.Бирса "Английский романтизм XVIII века" (1898) [2], позднее получила развитие в широко известных описательных работах Э.Биркхед [3] и Э.Райло, в монографиях М.Саммерса "Готический поиск" (1938) и Д.Вармы "Готическое пламя" (1957). Она сложилась в период утверждения в литературоведении теории предромантизма, сформулированной П.ван Тигемом и его последователями (подробно о ней см. в первой главе диссертации), и испытала на себе ее прямое влияние. Другая традиция истолкования "готики" акцентировала актуальный для щщшепросветительской эпохи социально-политический подтекст жанра и, связав "готический" роман с идеологией Великой Французской революции, интерпретировала его как форму духовного освобождения личности из-под власти патерналистских общественных концепций и тоталитарных институтов (работы Дж.М.С.Томпкинс, С.Клигера, Р.Полсона [4] и мн.др.). Наконец, в последнее время получило широкое распространение психоаналитическое истолкование "готики" как литературы о темных глубинах человеческого подсознания, табуированных влечениях, подавляемых страхах, неврозах и комплексах, олицетворенных (сублимированных) в виде всевозможных ужасов и чудес [5].

К последней традиции непосредственно примыкают многочисленные феминистские или тендерные [6] исследования (Э.Болз, Е.Кософски Седжвик

7] и мн.др.), посвященные преимущественно женской ("сентиментальной") "готике" и рассматривающие не столько литературно-художественные, сколько социокультурные ее аспекты. Следует заметить, чта элементы тендерного анализа присутствуют практически во всех исследованиях этой темы, изданных за рубежом (в основном в США) в последнее десятилетие. Отдельные наблюдения такого рода, приводимые в работах Э.Дж.Клери, Р.Майлса, П.М.Спакс,К.Шмитта и др. и представляющиеся нам перспективными для собственно литературоведческого анализа прозы Радклиф, использованы и в настоящей работе.

Различие всех вышеперечисленных трактовок — не только методологическое. Все они по-разному определяют основные содержательно-смысловые параметры и хронологические границы "готического" жанра, выдвигают на первый план одни аспекты его идеологии и поэтики, оставляя без внимания другие, все они описывают "готику" как некую статичную структуру, не учитывая, как правило, той эволюции, которой подверглась эстетика жанра на протяжении его истории.

В последнее десятилетие и без того богатая и методологически разнообразная традиция зарубежных исследований "готики" пополнилась серией новых работ, среди которых значительное место занимают работы о творчестве Радклиф (Б.Берглунд, Э.Дж.Клери, Р.Нортон, Р.Майлс, Д.Роджерс

8] ). Заново опубликованы некоторые ее сочинения: в 1998 г. вышли в свет снабженные расширенными комментариями новые оксфордские издания "Удольфских тайн" и "Итальянца". В отечественном же литературоведении работы об английском "готическом" романе весьма немногочисленны (статьи В.М.Жирмунского, М.П.Алексеева, В.Э.Вацуро, А.А.Елистратовой, К.Н.Атаровой, Т.В.Зеленко, М.Б.Ладыгина, раздел в книге Н.А.Соловьевой "У истоков английского романтизма") — и все без исключения выдержаны в духе первого из трех упомянутых подходов. Исследования А.А.Елистратовой, М.П.Алексеева, В.Э.Вацуро, Т.В.Зеленко закладывают серьезную основу дальнейшего изучения как самой английской "готики", так и ее восприятия русской литературой XVIII—XIX вв.; однако большая часть других отечественных работ не содержит принципиальных новаций по сравнению с исследованиями английских, французских, немецких, американских ученых. Единственная в отечественной науке диссертация, посвященная творчеству Радклиф (Н.И.Черенкова. Творчество Анны Радклиф.- Л.,1986), дает в целом верную общую характеристику ее "готической" прозы, но также не вносит ничего существенно нового в понимание специфики произведенийроманистки.

Данная работа призвана хотя бы отчасти восполнить этот пробел. Несмотря на наличие за рубежом солидной- исследовательской традиции, степень изученности данной темы далека от желаемой полноты. Целый ряд теоретических вопросов-требует более четкой расстановки смысловых акцентов или, напротив, нуждается в нюансировке излишне однозначных, грешащих упрощением сложного литературного материала позиций и формулировок. Понятие "предромантизм" и его соотношение с сентиментализмом, взаимодействие повествовательных традиций просветительского и "готического" романов, трансформация исходных идейно-эстетических принципов "готического" романа, литературные самоопределения "готических" авторов и их объективный смысл — в традиционное понимание этих и других вопросов настоящая диссертация вносит принципиальные смысловые уточнения. Впервые устанавливается ряд литературных источников романов Радклиф. Этим определяется научная новизна данной работы.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования является системный подход, основанный на сочетании структурно-типологического и сравнительно-исторического методов анализа явлений литературы. Творчество Радклиф рассматривается как целостная идейно-художественная система — во взаимообусловленности мировоззрения автора, его эстетических взглядов и поэтики произведений, и вместе с тем — во внутренней логике своего развития и с учетом генетических и контактных связей с сочинениями ряда других писателей Просвещения и романтизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Антонов, Сергей Александрович

Заключение

Английская "готическая" проза, возникшая в последней трети XVIII в., явилась результатом синтеза различных литературных традиций, она отмечена изначальной широтой лежащих в ее основе структурно-эстетических принципов. На протяжении своей истории "готический" жанр представал в разнообразных вариантах и модификациях, подчиняясь у разных авторов различным художественных задачам и порождая произведения, весьма отличные друг от друга — и близкие к жанру romance ("Замок Отранто" Уолпола), и тяготеющие к novel (романы К.Рив, С.Ли, Ш.Смит, А.Радклиф), и представляющие собой сложное переплетение этих жанровых форм. В силу этой идейно-художественной многоплановости и исходной эстетической "открытости" "готическая" проза на деле оказывается шире традиционого ее определения как феномена предромантичеекой литературы. Возникшая в переходное время, на пересечении разнородных литературных тенденций, "готика" по самой своей природе сложнее и многообразнее эстётико-смыеловых- установок предромантизма. В ряде-ранних своих форм "готическая" проза вполне органично вписывается в-систему идеологических и литературно-ху-дожеетвенных закономерностей, ценностей и-норм нозднепроеветительской культуры. В дальнейшем совершается принципиальная перемена содержательных и идейных установок "готического2' жанра, происходит его развитие и видоизменение в рамках новых художественных систем.

Сочинения Анны Радклиф сыграли в истории английской tt — шире — европейской "готической" литературы особую, весьма примечательную роль. Следуя- главным художественным конвенциям "страшного" романа, сложившимся в произведениях ее предшественников, оставаясь приверженной основным мировоззренческим ориентирам просветительского века, она вместе е тем еумела создать новый, оригинальный вариант "готического" жанра, который стал впоследствии чрезвычайно популярным и интенсивно эксплуатируемым и принес ее имени всеевропейскую известность. В своих романах Радклиф не отвергает полностью ни одного из концептуальных элементов "готической" поэтики и в то же время сохраняет верность своим собственным идейно-эстетическим принципам, сознательно избегая того, что она считает неоправданными и неприемлемыми для себя крайностями избранной жанровой формы. Ужасное № сверхъестественное, потенциально всегда присутствуя в художественном мире ее книг — в мыслях, опасениях, разговорах героев, никогда- не манифестируются ею- открыто: Фактически исключая их из изобразительной сферы своих произведений, Радклиф кладет в основу- евоей- повествовательной- техники-принцип- еуггестии, теоретически обоснованный Э.Берком и отчасти апробированный уже в сочинениях "К.Рив, €.Дн, Шг€мйт. Этот принцип- реализуется- в- атмосфере таинственной неопределенности, наполняющей страницы романов Радклиф, в мастерски неизъяснимое эстетическое наслаждение. В использовании приемов нагнетания тревоги- и- етраха, поддержания- сюжетной- тайны Радклиф достигает максимально возможного в литературе XVIII в. разноообразия и совершенства; рмснно-в-еетворчестве-нолучает евое-канвничеекве-воияощение-"роман тайн", который, в отличие от другой разновидности "готического" жанра —- "романа ужаеа", напрямую следуег созданной Берком концепции "возвышенного" и его идеям о природе страха, претворяя их в поэтику сюжета/ Несмотря на приверженность рассудочным нринцинам просветительского века, несмотря на простые и разумные-мотивировкй всех странных и чудесных событий "своих книг, Рада-лиф самим ходом повествования-вее же-приоткрывает д«ерь в сферу иррационального, позволяет мистически настроенному читателю испытать те чувства, которым она сама не- была подвластна: G недоверием- относясь к этическим возможностям воображения (недаром в ее романах нередко звучат предостережения против-чрезмерной- чувствительности, безудержного полета фантазии), она вместе с тем признает его огромный эстетический потенциал и предоставлявшему широкие права на-етраницах своих книг.

В соответствии с терминологической практикой того времени Радклиф обозначает евои "готические" повествование еловом "romance". Однако, как было показано выше, большинство ее произведений в действительности гораздо ближе — и идейно, и эететичееки — к жанру novel, к жанру просветительского романа в его сентименталистском варианте; более того, именно в ее- творчестве чувствительный роман, по мнению некоторых исследователей, достиг своего наивысшего воплощения [201]. Вместе с тем именно- поздний роман Радклиф- "Итальянец" отмечен определенным видоизменением эстетики и- поэтики? последний из прижизненно опубликованных романов писательницы, он явился результатом своеобразного художественного эксперимента, осуществленного на основе продуманного синтеза сентиментально-"готической" и "френетической" традиций. Выведение в качестве - протагониста отрицательного- героя сближает этот роман с "готикой" предромантизма, и в частности с "Монахом" М.Г. Льюиса-; оба автора стремятся воплотить и исследовать в своих произведениях сложную психологию героев-носителей зла, обращаясь для этого к фигуре преступного монаха, к темам монастырского-теилия и-жестокосте» инквизиции. В книге Радклиф обнаруживаются многочисленные переклички отдельных сюжетных ецен^ ситуаций и персонажных-характеристик с реманомгЛьюиса.

Однако сближение с предромантической "готикой" и с—книгой Льюиса Радклиф-допускает в "Итальянце2' лищьгв-той-мере;-в-какой оно согласуется с ее собственными идейно-художественными принципами (которым она - не изменяет и- в-этой, подводящей итог ее прежнему творчеству- ^ потому во многом традиционной книге). Стремясь избежать самоповторений, она выстраиваем художественный мир- романа: на- оенове эстетического компромисса между двумя разновидностями "готического" жанра — компромисса, не означающего, однако^, равноправного- сочетания сентиментальной и "френетической" традиций в поэтике '-'Итальянца". Неемотря-на- заметное-вяияние-предромантичеекой литературы-, она создает оригинальный, модифицированный вариант обычного для ее- творчества еентиментал ыю-"готичеекогон повествования, демонстрирующий ее приверженность основным мировоззренческим ориентирам Века Просвещения — рационализму и чувствительности. Напиеанный в период масштабных исторических и социально-политических перемен, происходивших в Европе в 1790-е гг., безусловно включенный в орбиту их идейного влияния, "Итальянец" Радклиф тем не менее отражает ее неизменную веру в величие и непреходящую ценность философских, этических, эстетических идеалов просветительского века, ее- верноеть литературным традициям уходящей эпохи.

Произведения Радклиф создаются в период, промежуточный не только между двумя большими литературными- и- культурными эпохами —

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Антонов, Сергей Александрович, 2000 год

1. Аддисон Дж. "Спектейтор" // Из истории английской эстетической мысли XVIII века: Поп. Аддисон. Джерард. Рид,- М.,1982,- С.59-231.

2. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного,- М., 1979.

3. Льюис М.Г. Монах .- М.,1993.

4. Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец,- М., 1976.

5. Радклиф А. Удольфские тайны,- М.,1996.

6. Рэдклифф А. Роман в лесу,- М.,1999.

7. Скотт В. Вальтер Скотт о "Замке Отранто" Уолпола // Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ватек,- Л.,1967,- С.231-243.

8. Уолпол Г. Замок Отранто // Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ватек,- Л.,1967,- С.5-103.

9. Шефтсбери. Моралисты // Шефтсбери. Эстетические опыты.- М.,1975,- С.79-236.

10. Ю.Шиллер Ф. Духовидец. Из воспоминаний графа фон О*** // Шиллер Ф. Собр.соч.: В 7 т.- М.,1956,- Т.З.- С.533-648.

11. Dunlop J. The History of Fiction.- L.,1814.- Vol.3.

12. Milton J. Poetical Works.- Oxford, 1979.

13. Mrs. Ann Radcliffe // The Annual Biography and Obituary, for the year 1824. -L., 1824,- Vol.8.- P.89-105.

14. Radcliffe A. The Castles of Athlin and Dunbayne.- Oxford; N.Y.,1995.

15. Radcliffe A. Gaston de Blondeville, or The Court of Henry III, Keeping Festival in Ardenne. A Romance. 2 vols.- N.Y.,1972.

16. Radcliffe A. The Italian, or The Confessional of the Black Penitents. A Romance.-Oxford; N.Y.,1998.

17. Radcliffe A. The Mysteries of Udolpho.- Oxford; N.Y.,1998.

18. Radcliffe A. The Romance of the Forest.- Oxford; N.Y.,1986.

19. Radcliffe A. A Sicilian Romance.- Oxford; N.Y.,1993.

20. Reeve С. The Old English Baron: A Gothic Story.- L.; N.Y.; Toronto, 1967.

21. Reeve C. The Progress of Romance Extract. // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes.- Salzburg,1986,- Vol.3: Collateral Gothic 1. P.82.

22. Scott W. Memoir to Mrs. Ann Radcliflfe // The Miscellaneous Prose Works of Sir Walter Scott.- P., 1837,- Vol.3: Biographical Memoires of Eminent Novelists.-P. 181-208.

23. Talfourd T.N. J Memoir of the Life and Writings of Mrs. Radcliflfe // Radcliffe A. Gaston de Blondeville, or The Court of Henry III, Keeping Festifal in Ardenne.-N.Y.,1972.- Vol.l.- P.l-132.

24. Walpole H. The Castle of Otranto: A Gothic Story.- Oxford; N.Y.,1998.1. ИССЛЕДОВАНИЯ

25. Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его "Мельмот Скиталец" // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец,- Л., 1976,- С.563-674.

26. Андерсон К.М. Конец традиции: (Просвещение и утопии XVIII-XIX вв.) // Культура эпохи Просвещения,- М., 1993,- С.3-14.

27. Архипова А.В. О русском предромантизме // Русская литература.- 1978,- № 1.-С.14-25.

28. Атарова К.Н. Анна Рэдклифф и ее время // Рэдклифф А. Роман в лесу.-М.,1999.- С.5-12.

29. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет,- М.,1975,- С.234-407.

30. Вацуро В.Э. А.Радклиф, ее первые русские читатели и переводчики // Новое литературное обозрение,- № 22 (1996).- С.202-225.

31. Вацуро В.Э. Два стихотворения Анны Радклиф в русских переводах // Россия, Запад, Восток: Встречные течения. К 100-летию со дня рождения академика М.П.Алексеева.- СПб.,1996,- С.247-256.

32. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. "Элегическая школа".- СПб.,1994.

33. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина "Остров Борнгольм" // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века,- Л,1969,- С. 190-209.

34. Вацуро В.Э. Роман Клары Рив в русском переводе // Россия и Запад: Из истории литературных отношений,- Л.,1973,- С.164-183.

35. Вершинин И.В., Ладыгин М.Б. К вопросу о своеобразии английского предромантизма // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе.-М.,1979,- С.3-18.

36. Герчук Ю.Я. Воображаемая архитектура в живописи и графике // Западноевропейская художественная культура XVIII века,- М.,1980,- С.89-103.

37. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки,- Л.,1987,- С.4-57.

38. Гиривенко А.Н. К истории восприятия в России романа Анны Радклиф "Итальянец" // Творчество писателя и литературный процесс: Тез. докл.VI Фурмановских чтений,- Иваново, 1991.-СЛ36-138.

39. Григорьева Е.В. 'Тотический" роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма / Автореф. дисс. . канд. филол. наук-Л.,1989.

40. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики,- 1946.- Изд.З-е,- М.,1995.

41. Дьяков Л.А. Сюита "Темницы" Д.-Б.Пиранези // Панорама искусств,-М.,1981,- Вып. 4,- С.51-70.

42. Елиетратова A.A. Английская литература, предромантизм // История всемирной литературы: В 9 т.- М.,1988,- Т.5.- С.79-82.

43. Елиетратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения,- М.,1966.

44. Елиетратова A.A. 'Тотический роман" // История английской литературы,-М.; Л., 1945,- Т.1, вып.2,- С.588-613.

45. Есаулов H.H. Лирическое начало и его функции в поэме Э.Юнга "Ночные думы" // Лирическое начало и его функции в художественном произведении,- Владимир, 1989,- С.3-13.

46. Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур,- Л., 1981,- С. 149-174.

47. Жирмунский В.М. Предромантизм // история английской литературы,- М.; Л., 1945,- Т.1, вып.2,- С.564-588.

48. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г. Замок Отранто. Казот Ж. Влюбленный дьявол. Бекфорд У. Ватек. Л,1967,- С.249-284.

49. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века,-СПб.,1995.

50. Зеленко Т.В. Творчество Горация Уолпола / Автореф. дисс. . канд. филол. ^ наук,- Л.,1979.

51. Зенкин С. Французская готика: В сумерках наступающей эпохи // Ь&гпаНапа: Французская готическая проза XVIII—XIX веков.- М., 1999,-С.5-24.

52. Ингер А.Г. Последний роман Генри Филдинга // Филдинг Г. Амелия,- М., 1996,- С.445-485.

53. Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение,- № 22 (1996).- С.33-64.

54. Карпова Л.Н. Д.-Б.Пиранези и проблема предромантизма / Автореф. дисс. . и* канд. искусств,- СПб., 1995.

55. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: (Эстетические и творческие искания).- СПб.,1994.

56. Ладыгин М.Б. Английский "готический" роман и проблемы предромантизма/ Автореф. дисс. . канд. филол. наук.-М., 1978.

57. Ладыин М.Б. К вопросу об эволюции жанра "романа ужасов" в английской ^ литературе второй половины XVIII — нач.ХГХ вв. // Проблемы жанра в зарубежной литературе.- Свердловск, 1979,- С.3-15.

58. Ладыгин М.Б. Концепция мира и человека в литературе предромантизма: (К вопросу о своеобразии метода) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.,1982. - С.34-51.

59. Ладыгин М.Б. Предромантические тенденции в романе X.Уолпола "Замок Отранто" // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе,- М.,1977,-С.20-34.

60. Левин Ю.Д. Английская поэзия и литература русского сентиментализма // Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России: Исследования и материалы,- Л.,1990,- С. 134-230.

61. Левинтон А.Г. Роман Э.Т.АХофмана "Эликсиры сатаны" // Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны,- Л., 1984,- С.235-276.

62. Маслянко Л.К. Лексико-стилистические особенности английского "готического романа" // 1нозем. фщология.- Вып.94 (1989).- С.55-61.

63. Мееровский Б. Эдмунд Берк как эстетик // Берк Э. Философское исследование о происхождение наших идей возвышенного и прекрасного.-М.,1979,- С. 14-38.

64. Пахсарьян Н.Т. Сентименталистский роман как литературно-культурная утопия // Литература в системе культуры: Материалы науч. семинара.-М.,1997,-Вып. 1.-С.45-54.

65. Соловьева H.A. Английский предромантизм и формирование романтического метода,- М.,1984.

66. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма.- М.,1988.

67. Тертерян H.A. Романтизм // История всемирной литературы: В 9 т.-М.,1989,- Т.6,- С.16-?7.

68. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу,- М., 1997.

69. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика,-М., 1996.

70. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму,- М.,1983.

71. Хачатуров С.В. "Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII века,- М., 1999.

72. Хейзинга И. Homo Indens. В тени завтрашнего дня.- М., 1992.

73. Чамеев A.A. Пространство и время в романах Анны Радклиф //XLVIII герценовские чтения. Зарубежная литература: Тез. науч. докл.- СПб., 1996,-С.6-8.

74. Черенкова Н.И. Творческий метод АРадклиф и трансформация готического романа // Вестн. Ленингр. ун-та,- Сер.2: История, языкознание, литературоведение.- 1986,- № 4,- С.50-53.

75. Черенкова Н.И. Творчество Анны Радклиф / Автореф. дисс. . канд. филол. наук,-Л., 1987.

76. Черенкова Н.И. Творчество Анны Радклиф / Дисс. . канд. филол. наук,- Л., 1986.

77. Шетер И. Романтизм. Предыстория и периодизация // Европейский романтизм,-М.,1973,-С,S|i|9.

78. Шор Ю.В. Стилистические особенности английского готического романа (на материале романа А.Радклиф "Удольфские тайны") // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы,- Л.,1989,- Вып.6,- С.57-65.

79. Bauer-Berenbaum L. The Gothic Imagination.- L.,1982.

80. Beers H.A. A History of English Romanticism in the Eighteenth Century.- 1898.-N.Y.,1966.

81. Berglund B. Woman's Whole Existence: The House as an Image in the Novels of Ann Radcliffe, Mary Wollstonecraft and Jane Austen.- Lund, 1993.

82. Birkhead E. The Tale of Terror. A Study of the Gothic Romance.- 1921.-N.Y.,1963.

83. Bohls E.A. Woman Travel Writers and the Language of Aesthetics, 1716-1818,-Cambridge, 1995.

84. Butler M. Romantics, Rebels and Reactionaries: English Literature and Its Background, 1760-1830,- N.Y.; Oxford, 1982.

85. Canuel M. "Holy Hipocrisy" and the Government of Belief: Religion and Nationalism in the Gothic // Studies in Romanticism.- Vol.34 (1995).- P.507-530.

86. Cawelti J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture.- Chicago, 1976.

87. Chard Ch. Introduction // Radcliffe A. The Romance of the Forest.- Oxford; N.Y.,1986.- P.VII-XXIV.

88. Clery E.J. Explanatory notes // Radcliffe A. The Italian, or The Confessional of the Black Penitents. A Romance.- Oxford; N.Y.,1998.- P.417-423.

89. Clery E.J. Introduction // Radcliffe A. The Italian, or The Confessional of the Black Penitents. A Romance.- Oxford; N.Y.,1998.- P.VII-XXXI.

90. Clery E.J. Introduction // Walpole H. The Castle of Otranto: A Gothic Story. -Oxford; N.Y.,1998.- P.VII-XXXIII.

91. Clery E.J. The Politics of the Gothic Heroine in the 1790s // Reviewing Romanticism.- L.; Basingstoke, 1992,- P.69-85.

92. Conger S.M. Matthew G. Lewis, Charles Robert Maturin and the Germans: An Interpretative Study of the Influence of German Literature on Two Gothic Novels.-Salzburg, 1977.

93. Conger S.M. Sensibility Restored: Radcliffe's Answer to Lewis's "The Monk" // Gothic Fiction: Prohibition / Transgression.- N. Y.,1989.- P. 113-149.

94. Cooke A.L. Some Side Lights on the Theory of The Gothic Romance // Modern Language Quarterly.- Vol. 12 (1951).- P.429-436.

95. Draper J.W. The Funeral Elegy and the Rise of English Romanticism.- N.Y.,1929.

96. Epstein L. Mrs. Radcliffe's Landscape: The Influence of Three Landscape Painters on Her Nature Descriptions // Hartford Studies in Literature.- Vol.1 (1969).-P.107-120.

97. The Female Gothic.- Montreal, 1983.

98. Foster J.R. The Abbe Prevost and the English Novel // The Publications of the Modern Language Association of America.- Vol.42 (1927).- P.443-464.

99. Foster J.R. History of the Pre-Romantic Novel in England.- N.Y.;L.,1949.

100. Frank F.S. The Gothic Romance, 1762-1820 // Horror Literature: A Core Collection and Reference Guide.- N.Y.; L., 1981,- P.3-175.

101. Garber F. Introduction // Radcliffe A. The Italian, or The Confessional of the Black Penitents: A Romance .- Oxford; N.Y., 1987,- P.VU-XV. " .

102. Geary R.F; From Providence to Terror: The Supernatural in Gothic Fantasy // The Fantastic in World Literature and the Art.- N.Y.; Westport (Conn.); L., 1987-P.7-19.

103. Guthke K.S. Englische Vörromantik und Deutscher Sturm und Drang: M.G.Lewis' Stellung in der Geschichte der deutsch-englischen Literaturbeziehungen.- Göttingen, 1958.

104. Hadley M. The Undiscovered Genre: A Search for the German Gothic Novel.-Berne; Frankfurt a.M.; Las Vegas, 1978.

105. Hagstrum J. Pictures to the Heart: The Psychological Picturesque in Ann Radcliffe's "The Mysteries of Udolpho" // Greene Centennial Studies.-Charlottesville, 1984,- P.434-441.

106. Hartmann G. Karl Grosses "Genius". Eine Studie zum Menschenbild im Bundesroman des ausgehenden 18.Jahrhunderts.- Moers,1957.

107. Hennessy B. The Gothic Novel.- Harlow, 1978.

108. Hippie W.-J. The Beautiful, the Sublime and the Picturesque in Eighteenth-Century British Aesthetic Theory.- Carbondale, 1957.

109. Hume R. Gothic versus Romantic: A Revaluation of the Gothic Novel // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes.- Salzburg, 1986,- Vol.1: Contexts.- P.36-51.

110. Johnston A. Enchanted Ground: The Study of Medieval Romance in the Eighteenth Century.- L.,1964.

111. Karl F.R. A Reader's Guide to the Development of the English Novel in the Eighteenth Century.- L.,1975.

112. Kiely R. The Romantic Novel in England.- Cambridge (Mass.), 1972.

113. Killen A.M. Le roman terrifiant ou roman noir de Horace Walpole a Anne Radcliffe et son influence sur la littérature française jusqu'en 1840.- P.,1923.

114. Kliger S. The Goths in England: A Study in Seventeenth and Eighteenth Century Thought. Cambridge (Mass.), 1952.

115. Kostelnick Ch. From Picturesque View to Picturesque Vision: William Gilpin and Ann Radcliffe // Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature.-Vol. 18 (1985).-P.31-48.

116. Lemberg-Welfonder M. Ann Radcliffes Beitrag zur englischen RousseauRezeption in Zeitalter der Französischen Revolution.- Heidelberg, 1989./ \

117. Le preromantisme: hypothéqué ou hypothese?- P.,1975.

118. Levy M. Le roman "gothique" anglais, 1764-1824.- Toulouse, 1968.

119. Le Tellier R.I. An Intensifying Vision of Evil: The Gothic Novel (1764-1820) as a Self-Contained Literary Cycle.- Salzburg, 1980.

120. Longueil A.E. The Word "Gothic" in Eighteenth-Century Criticism // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes.- Salzburg, 1986,- Vol.1: Contexts.-P.63-68.

121. MacAndrew E. The Gothic Tradition in Fiction.- N.Y.,1979.

122. MacCarthy B.G. The Later Women Novelists, 1744-1818,- Oxford, 1947.

123. Mclntyre C.F. Ann Radcliffe in Relation to Her Time.- 1920.- Hamden (Conn.), 1970.

124. Mclntyre C.F. The Later Career of the Elizabethan Villain-Hero // The Publications of the Modern Language Association of America.- Vol.40 (1925).-P.847-880.

125. McKillop A.D. Mrs. Radcliffe on the Supernatural in Poetry // The Journal of English and Germanic Philology.- Vol.31 (1932).- P.352-359.

126. Mehrotra K.K. Horace Walpole and the English Novel. A Study of the Influence of "The Castle of Otranto", 1764-1820,- Oxford, 1934.

127. Meyer G. Les Romans de Mrs. Radcliffe // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes.- Salzburg, 1986,- Vol.3: Collateral Gothic 1,- P.120-128.

128. Miles R. Ann Radcliffe: The Great Enchantress.- Manchester; N.Y.,1995.

129. Monglond A. Le préromantisme français.- Grenoble, 1930,- Vols. 1-2.

130. Monk S.H. The Sublime: A Study of Critical Theories in XVIII-Century England.-N.Y.,1935.

131. Mornet D. Romantisme en France au XVIII siècle.- P., 1912.

132. Newhauser R. Towards the Romantic Age: Essays on Sentimental and Preromantic Literature in Russia.- The Hague, 1974.

133. Norton R. Mistress of Udolpho: The Life of Ann Radcliffe.- L.; N.Y.,1999.

134. Paradise N. Interpolated Poetry, the Novel and Female Accomplishment // Philological Quarterly.- Vol.74 (1995).- P.57-76.

135. Paulson R. Gothic Fiction and the French Revolution // English Literary History. -Vol.48 (1981).- P.532-554.

136. Probyn C.T. English Fiction of the Eighteenth Centuiy, 1700-1789.- L.; N.Y., 1987.

137. Railo E. The Haunted Castle: A Study of the Elements of English Romanticism. -L.; N.Y.,1927.

138. Reed A.L. The Background of Gray's Elegy: A Study in the Taste for Melancholy Poetry, 1700-1751,-NY., 1962.

139. Reno R.P. The Gothic Visions of Ann Radcliffe and Matthew G. Lewis.-N.Y.,1980.

140. Saglia D. Looking at the Other: Cultural Difference and the Travellers's Gaze in "The Italian" // Studies in the Novel.- Vol.28 (1996).- P.853-876.

141. Sambrook J. The Eighteenth Century: The Intellectual and Cultural Context of English Literature, 1700-1789,- L.; N.Y.,1993.

142. Schmitt C. Techniques of Terror, Technologies of Nationality: Ann RadclifFe's "The Italian" // English Literaiy History.- Vol.61 (1994).- P.853-876.

143. Schroder W. Die Praromantiktheorie — eine Etappe in der Geschichte der Literaturwissenschaft? // Weimarer Beitrage.- 1966,- H.5 / 6,- S.723-764.

144. Sedgwick E. Kosofsky. The Coherence of Gothic Conventions.- N.Y.,1980.

145. Sherman L.F. Ann Radcliffe and the Gothic Romance: A Psychoanalytic Approach.-N.Y., 1980.

146. Smith G.S. Sentimentalism and Preromanticism as Terms and Concepts // Russian Literature in the Age of Catherine the Great.- Oxford, 1976,- P. 173-184.

147. Spacks P.M. Female Order of Narrative: "Clarissa" and "The Italian" // Rhetorics of Order / Ordering Rhetorics in English Neoclassical Literature.- Newark; L.; Toronto, 1989,- P.158-172.

148. Spector R.D. The English Gothic. A Bibliographic Guide to Writers from Horace Walpole to Mary Shelley.- Westport (Conn.); L.,1984.

149. Summers M. The Gothic Quest. A History of the Gothic Novel.- L.,1938.

150. Thomson J. Ann Radcliffe's Use of Phillippus van Limborch's "The History of the Inquisition" // English Language Notes.- Vol. 18 (1980).- P.31-33.

151. Tompkins J.M.S. The Popular Novel in England, 1770-1800,- L.,1932.

152. Tompkins J.M.S. Ramond de Carbonnieres, Grosley and Mrs. Radcliflfe // The Review of English Studies.- Vol.5 (1929).- P.294-301.

153. Van Tieghem P. Le prdromantisme: Etudes d'histoire litterature europeene.-P.,1924-1947,-Vols.1-3.

154. Varma D.P. The Gothic Flame. Being a History of the Gothic Novel in England.-L.,1957.

155. Varnado S.L. The Idea of the Numinous in Gothic Literature // The English Gothic Novel: A Miscellany in four volumes.- Salzburg, 1986,- Vol.1: Contexts.-P.200-212.

156. Ware M. Sublimity in the Novels of Ann Radcliflfe: A Study of the Infliuence upon Her Craft of Edmund Burke's ^Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful".- Uppsala; Copenhagen, 1963.143

157. Wasserman E.R. Elizabethan Poetry in the Eighteenth Century.- Urbana, 1947.

158. Wieten A.A.S. Mrs. Radcliffe — Her Relation Towards Romanticism. -Amsterdam, 1926.

159. Wright W.F. Sensibility in English Prose Fiction, 1760-1814: AReinterpretation.-Urbana, 1937.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

160. McNutt D.J. The Eighteenth-Century Gothic Novel: An Annotated Bibliography of Criticism and Selected Texts.- N.Y.; L.,1975.

161. Rogers D.D. Ann Radcliffe: ABio-Bibliogaphy.-Westport (Conn.); L.,1996.

162. Summers M A Gothic Bibliography.- 1941.- N.Y.,1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.