Роль тембра в детском слуховом восприятии отображённого инструментальной музыкой окружающего мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Лимитовская Анна Валентиновна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Лимитовская Анна Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Роль тембра в детском восприятии звуков окружающего мира
1.1. Тембр в слуховом восприятии ребёнка
1.2. Окружающий мир и его звуки
1.3. Тембровые модели окружающего мира
Глава II. Звуки окружающего мира в тембровых моделях детского восприятия
2.1. Звуки природы
2.2. Мир звуков жизнедеятельности человека
2.3. Звуковой мир сказок и мифов
Глава III. Детское восприятие тембровых моделей окружающего мира в инструментальной программной музыке
3.1. Тембровые модели неживой и живой природы
3.2. Тембровые модели звуков жизнедеятельности человека
3.3. Тембровые модели сказки и мифа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ
Нотные примеры. CD-диск
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
О функциях тембра в современной музыке.1987 год, кандидат искусствоведения Шабунова, Ирина Михайловна
Тембровый слух: онтологический и гносеологический аспекты2011 год, кандидат наук Литвинова, Татьяна Александровна
Аутентичный тембр как компонент национальной традиции на примере вокально-хорового творчества современных российских композиторов2024 год, кандидат наук Гутова Светлана Юрьевна
Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса2002 год, кандидат педагогических наук Сапрыкина, Елена Евгеньевна
Звуковой образ солирующей скрипки в сочинениях второй половины XX – начала XXI веков2022 год, кандидат наук Кудашова Валентина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль тембра в детском слуховом восприятии отображённого инструментальной музыкой окружающего мира»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как известно, тембр является одним из основных физических параметров звука. Под воздействием его гармонического спектра человеческий слух может распознавать и дифференцировать исходящие из разных источников акустические сигналы одинаковой высоты, поскольку тембр в момент восприятия характеризует их специфическую окраску. Вероятно, это стало одной из причин того, что к настоящему времени в музыковедении сложилась устойчивая традиция рассматривать тембр как отличительную особенность звучания музыкального инструмента или певческого голоса. В большинстве случаев, его имманентные свойства исследуются в качестве предпосылки художественной выразительности музыкального звука, а сам тембр приобретает значение эстетического феномена.
В то же время, на периферии внимания учёных остаётся его способность определять уникальность звукового облика предметов и объектов физического мира. Ещё менее изученными оказываются функции тембра в восприятии художественно отображённой инструментальной музыкой окружающей реальности.
Недостаточность специальных теоретических исследований тембра как смыслопорождающего фактора при слуховом восприятии любого акустического явления обусловила актуальность заявленной проблемы. Назревшая необходимость расширить границы представлений о его возможностях предполагает рассмотрение тембра как особым образом организованной структуры, обладающей способностью обобщать «корневые» черты и характеристики звуковых объектов.
Как представляется, названные свойства тембра особенно значимы при слуховом восприятии окружающего мира ребёнком 5-6 лет, ибо в этом возрасте получение сведений и знаний об его объектах тесно связано с восприятием звука как предмета. По этой причине возникает потребность
рассмотреть роль тембра в процессах чувственного познания маленьким человеком реальных звуковых предметов и явлений. Кроме того, особого внимания заслуживает исследование его влияния на формирование «вечно детских свойств»1 восприятия: целостности, предметности, синестетичности, синкретизма и др.
Вместе с тем, достаточно сложным представляется постижение роли тембра при формировании у ребёнка художественного образа запечатлённых музыкой явлений окружающего мира. Оно требует изучения глубинных механизмов элементарной перцепции и «обработки», поступающей к ребёнку акустической информации. При этом необходимо принимать во внимание мифопоэтический характер восприятия старшим дошкольником как реального звукового мира, так и его отображения в музыке.
В этой связи, настоящее исследование осуществлялось с принципиально новых по отношению к тембру и его роли в детском музыкальном восприятии методологических позиций и подходов. В нём устанавливается взгляд на тембр как многослойно организованный феномен, участвующий в формировании слуховых образов (гештальтов) реальных объектов и явлений. Сущностные свойства тембра обусловили его способность быть основой механизма «перевода» в восприятии ребёнка звукообразов окружающего мира в художественно-музыкальные. В сочетании с высотой, громкостью, протяжённостью он порождает в слуховом восприятии уникальные звуковые структуры тембровые модели (ТМ^, способные формировать «слепок» определённого фрагмента действительности и вбирающего все его существенные признаки. В результате их воздействия на восприятие ребёнка элементы акустической картины окружающего мира преобразуются в перцептивные образы, наделённые архетипическими чертами.
1 Термин введён Х. Фолькельтом (1886-1964) - представителем лейпцигской школы целостной психологии в опоре на образное выражение И.В. Гёте.
Исследование тембра в подобном ракурсе обусловило необходимость обобщения и обновления накопленных к настоящему времени сведений в различных областях гуманитарных наук, а также поисков системы методологических оснований для анализа. Свойство тембра быть посредником в детском восприятии между реальным миром и его художественным образом потребовало, помимо традиционного музыковедческого взгляда, рассмотрение функций тембра в более широком контексте с помощью междисциплинарного подхода. Находящийся в русле современной тенденции к интегрированным исследованиям он во многом определяет актуальность и новизну заявленной темы работы.
Степень научной разработанности проблемы. Тембр на протяжении многих лет является объектом пристального внимания учёных. К настоящему времени музыкальной акустикой глубоко изучены его имманентные физические свойства, под воздействием которых у ребёнка активизируются механизмы слухового восприятия. Отправной точкой научных исследований стала работа Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки» [52], где собраны и обобщены эмпирические сведения о физиологических и психоакустических аспектах восприятия звука.
В отечественном теоретическом музыкознании результаты акустических исследований тембра и его участие в процессах слухового восприятия нашли отражение в фундаментальных трудах И.А. Алдошиной [2,3], А.А. Володина [39], Н.А. Гарбузова [50], Ю.Н. Рагса [161; 162] и др.
Используя компьютерный анализ тембра французский композитор и акустик Ж.-К. Риссе изменил традиционное отношение к нему как к акустическому явлению, не связанному со структурой музыкального произведения («Высота и тембр звука» [231] и «Парадоксы высоты» [230] -Jean-Claude Risset «Hauteur et timbre des sons», «Paradoxes de la hauteur») и доказал, что в основе восприятия звука лежит, прежде всего, восприятие его тембра.
В настоящее время изучение тембра как психоакустического и перцептивного феномена входит в сферу научных интересов многих зарубежных учёных: К. Баумана (С. Bowman) [218], С. МакАдамса (S. McAdams) [225; 226], З. Уоллмарка (Z. Wallmark) [239] и мн. др.
Находящиеся на пересечении психологии, педагогики и акустики работы Т.А. Литвиновой «Тембровый слух: онтологический и гносеологический аспекты» [110; 111], О.И. Передерий «Развитие тембрового слуха в формировании музыканта» [152], М.С. Старчеус «Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования» [179], содержат наблюдения о значимости физических, физиологических и эстетических функций тембра в формировании профессиональной деятельности музыканта. Они дают основания для применения в изучении детского слухового восприятия.
Особую ценность для настоящего исследования представляет направление музыкальной психологии, в котором ставятся вопросы о способности тембра как системно организованного акустического феномена принимать участие в психофизиологическом процессе «материализации» звука в момент слухового восприятия. Его представляют различные по жанру и научным подходам работы: «О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений» М.Г. Арановского [9], «Тонпсихология и музыкальная психология» Э. Курта [99], «Звуковой мир музыки» Е.В. Назайкинского [131].
Продолжением названного подхода, на наш взгляд, стало изучение учёными-этномузыкологами А.Г. Алябьевой [6], И.В. Мациевским [122], Л.А. Мнацаканян [129] функций тембра в «опредмечивании» звуковой картины мира представителями традиционной культуры, для которых свойственно мифопоэтическое восприятие. Ключевую роль тембра при «маркировке» акустического пространства и его отдельных персонажей отмечают, рассматривая семиотические характеристики звуков окружающего мира,
фольклористы Л.Н. Виноградова [37], Е.Е. Левкиевская [104],
A.А. Плотникова [153], Т.В. Цивьян [206].
Конкретизацию положений о художественно-выразительных возможностях тембра содержат исследования его «материальных носителей» - музыкальных инструментов. Богатый материал о конструктивных, акустических и исполнительских особенностях инструментов, определяющих их тембро-семантические амплуа, содержится в работах В.Н. Апатского [7],
B.В. Березина [23], И.В. Висковой [38], В.П. Давыдовой [64] М.В. Мартышевой [119] и др. Значение названных исследований заключается в междисциплинарной методологии, объединяющей акустико-исполнительский, интонационный и психологический подходы.
В настоящее время тембр как смыслообразующий и конвенциальный фактор при восприятии музыки становится объектом внимания музыкальной культурологии (А.И. Лесков «Тембр как инвариантная граница музыкального содержания» [106], «Тембр как смыслообразующий фактор в восприятии музыкального смысла» [107]).
Тем не менее, всё ещё не исследованной остаётся роль тембра в детском музыкальном восприятии, проблемы которого в последние десятилетия находятся на пике актуальности. Их изучение продолжает конкретизировать и обогащать представления о процессах постижения ребёнком звуковых явлений окружающего мира и их отображения в художественных образцах музыки2.
Сформировался корпус научных исследований в области педагогики, в которых накоплен и систематизирован обширный материал, найдены подходы к изучению формирования музыкального восприятия у детей. В трудах Н.А. Ветлугиной [36], О.П. Радыновой [165], В.Н. Шацкой [210] оно
2 Е.В. Назайкинский разграничил понятия восприятие музыки и музыкальное восприятие. Первое соответствует психологической традиции и отражает ситуацию, «когда субъектом действия является человек с нормальным слухом, а воздействующим объектом — акустические сигналы», второе же направлено «...на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство...» [133, с. 91].
рассматривается как ведущий вид музыкальной деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Продолжением данного направления стали работы Е.В. Назайкинского «О генезисе музыкального восприятия» («О психологии музыкального восприятия» [134]) и К.В. Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей» [186]), в которых определяется влияние разнообразного опыта ребёнка на его восприятие музыки. В этом смысле, важным становится вывод А.В. Тороповой («Диагностика бессознательного восприятия музыки детьми» [191]) об априорной способности ребёнка устанавливать связь между сосуществуюшими в подсознании психологическими и музыкальными архетипическими комплексами.
Изучая музыкальное восприятие ребёнка, исследователи подчёркивают его экстрамузыкальную направленность и важность впечатлений от явлений окружающего мира не только при формировании «акустического текста ребёнка» (Т.И. Калужникова [81]), но и в генезисе внемузыкальных ассоциаций в процессе восприятия музыки. Не менее значимы выводы учёных об имманентно присущей ребёнку (А.В. Сидорова-Дорсо [173,174,175]) и шире, музыкальному восприятию человека (Б.М. Галеев [45,46], М.Л. Зайцева [74], Н.П. Коляденко [91]) способности непроизвольно «включать» смежные чувственные ощущения, или иначе синестезии.
Таким образом, анализ работ, имеющих отношение к изучению заявленной проблематики, позволяет констатировать отсутствие специальных исследований, проясняющих значение тембровых компонентов при формировании в детском восприятии звуковых образов предметов и явлений физического мира. Кроме того, требуют рассмотрения участие тембра в восприятии детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) окружающей реальности, художественно отображённой инструментальной программной музыкой.
Назревшая необходимость объяснения названных процессов обусловила выбор объекта, предмета исследования и определила его цель и задачи.
Объектом исследования стал тембр в процессах детского перцептивного и музыкального восприятия.
Предметом - участие тембра в формировании у ребёнка акустических и музыкально-художественных образов окружающего мира.
Цель настоящей работы - выявить роль тембровых компонентов в детском слуховом восприятии звуковых образов окружающего мира, художественно отображённых инструментальной (программной) музыкой конца Х1Х-ХХ веков.
Реализация цели потребовала решения ряда задач, среди которых ключевыми стали следующие:
• определить роль тембрового компонента в процессах детского слухового восприятия;
• дать характеристику окружающего ребёнка звукового пространства и выявить значение тембра в его восприятии;
• исследовать функции тембровых и интонационных компонентов в формировании тембровых моделей звуковых явлений физического мира;
• рассмотреть участие тембровых моделей в формировании у ребёнка архетипических образов при восприятии звуковых явлений окружающей реальности;
• проанализировать особенности воссоздания тембровых моделей окружающего природного мира инструментальной музыкой конца XIX-XX вв.;
• изучить сквозь призму функций тембровых моделей звукового мира специфику детского восприятия художественных образов инструментальной музыки.
Материал диссертационного исследования. Музыкальным материалом стала инструментальная программная музыка композиторов различных национальных и стилевых направлений второй половины XIX-XX
веков, воплощающая разнообразие и богатство жизненных впечатлений ребёнка. Для анализа были отобраны произведения, в которых значительна роль тембрового компонента в отображении ярких конкретно-«зримых» звуковых образов природы и сказки, человеческой речи, а также значимых для русского искусства «культурных артефактов» мира человека. Они хорошо известны и рекомендованы в детских музыкальных школах и школах искусств на всех этапах знакомства ребёнка с классической музыкой. Основой стали сочинения западноевропейских композиторов-романтиков (Р. Вагнер, Э. Григ, К. Сен-Санс, Б. Сметана) и импрессионистов (К. Дебюсси и М. Равель), а также отечественных композиторов Х1Х-ХХ веков (М.А. Балакирев, М.И. Глинка, Г.С. Зайцев, А.К. Лядов, М.П. Мусоргский, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский, И.Н. Шамо).
Поскольку главной «персоной» диссертационной работы является тембровое участие в формировании детским слуховым восприятием запечатлённых музыкой звуко-образов окружающего мира, то на периферии исследования остаётся внемузыкальная составляющая программной музыки. Формирующие её названия, эпиграфы, посвящения, комментарии выполняют роль импульса, цель которого заключается в «наведении внимания» (выражение Б.В. Асафьева) на музыкальное содержание. Однако, на наш взгляд, и без их участия воссозданные композиторами тембровые модели обладают имманентным свойством направлять слуховое восприятие в определённое ассоциативное русло. Названная способность позволяет применить «реверсивный» подход к восприятию программной музыки, заключающийся в следовании от музыки к программе, а не наоборот.
Исследование механизмов формирования синкретичных образов в детском музыкальном восприятии обусловило привлечение образцов литературных произведений М.И. Ивенсен, Г. Кейса, С.Г. Козлова Б.Л. Пастернака, Я.П. Полонского А.К. Толстого, Р. Бредбери, Теренпя Травшка (И.А. Алексеев). Кроме того, потребовалось обращение к живописным полотнам французских импрессионистов и И.К. Айвазовского.
Важным материалом для понимания особенностей восприятия ребёнком окружающего мира и его отображения в музыке явился практический опыт автора работы с детьми 5-6 лет на уроках «Слушание музыки». Он позволил сделать ряд наблюдений и выводов, которые рассредоточены в тексте работы.
Методология исследования. Сложность и многоаспектность проблематики настоящего диссертационного исследования, находящейся на пересечении нескольких областей научного знания, обусловили полидисциплинарный характер методологии. Она основана на аналитических подходах, сформировавшихся в музыкознании, психологии и психоакустике, лингвистике и этномузыкологии. Их взаимодействие направлено на системное освещение заявленной темы.
В работе применяются общенаучные методы. Посредством анализа и синтеза выявляются особенности восприятия ребёнком 5-6 лет акустического пространства и проясняется роль тембра в этом процессе. При этом, осуществляется опора на фундаментальные концепции в области детской психологии: теория развития и восприятия ребёнка (Л.А.Венгер) и когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже). В них акцентируется ведущая роль сенсорных каналов при познании старшим дошкольником окружающего мира и выявляется мифопоэтический (дооператорный) характер его восприятия.
Определяющим для исследования процессов трансформации акустических феноменов в музыкально-художественные становится метод моделирования. Он позволяет выявить механизмы, связывающие в детском восприятии реальный звуковой мир и его музыкальное воплощение. Тембр, обладающий имманентным свойством отображать в слуховом восприятии характеристики источника акустического сигнала, порождает звуковые структуры - тембровые модели, которые концентрируют и передают наиболее общую информацию о характеризуемых объектах или явлениях и протекающих в них процессах.
Обнаружить путём сравнения общее и особенное в тембровых моделях различных акустических явлений, а также исследовать их сходство и различия с отображёнными в художественной форме становится возможным посредством компаративного метода.
Среди специальных подходов, используемых для изучения участия тембровых компонентов при формировании звуковых образов окружающего мира в мифопоэтическом мышлении ребёнка, особо значимым явился метод тембрового анализа Л.А. Мнацаканян. Он даёт возможность выявить инвариантные и варьируемые акустические параметры тембровых моделей, которые воздействуют на подсознание ребёнка и вызывают у него наделённые архетипическими чертами слуховые образы (гештальты). Универсальность метода позволяет применять его при исследовании особенностей детского восприятия физического мира в его музыкально-художественном отображении. Он нацелен на выявление специфических инструментальных средств3, участвующих в воспроизведении тембровой модели.
Важным методологическим источником для настоящей работы становится теория контонации И.В. Мациевского. Она позволяет лучше понять специфику формирующейся в восприятии ребёнком 5-6 лет звуковой картины мира, основанной на созерцательном мифопоэтическом мирослышании. В контексте исследуемой проблемы ценным становится положение о контонационном восприятии как особо чувствительном к тембру звука и его качественным изменениям.
Среди специальных методов, применяемых в работе, особо значимы методы и подходы психоакустики, которые дают возможность выявить связи между физическими параметрами тембровых моделей явлений окружающего мира и слуховыми образами, формирующимися под их воздействием в восприятии ребёнка.
3 К ним относятся особенности оркестровки, звукоизвлечение и звуковедения на музыкальных инструментах, а также фактурные и динамические приёмы.
Исследование некоторых акустических феноменов окружающего мира потребовало применения «узкоспециализированных» методов из смежных областей научного знания. Заимствованный из лингвистики фоносемантический метод позволил прояснить важность звуковой формы речи в формировании её темброакустической модели. А выводы Д.К. Кирнарской о существование универсальных «психоэмоциональных кодов звуковой коммуникации» [87-89] - различных коммуникативных архетипов дали основания для постижения путей кристаллизации темброинтонационных моделей речи.
Исследование средств художественного воссоздания тембровых моделей в музыкальном тексте инструментальных сочинений XIX-XX вв. обусловил необходимость обращения к специальным подходам, сложившимся в теоретическом музыкознании. Так, изучение физических свойств звуков окружающего мира, формирующих тембровые модели, а также их воспроизведения, распространения и восприятия в работе происходит посредством методов музыкальной акустики. В свою очередь, рассмотрение влияния тембровых моделей на возникновение в детском восприятии музыкально-художественных образов проводилось в опоре на походы, сложившиеся в музыкальной психологии. Особенно ценным явился комплексный подход к изучению различных форм звуковой активности детей, представленный в исследовании «Акустический текст ребёнка» Т.И. Калужниковой [81].
Возможность осмысления специфики восприятия ребёнком тембровых моделей окружающего мира даёт семиотический подход, адаптированный в общих положениях теории музыкального текста. Они позволяют рассматривать тембровые модели как знаки, служащие средством хранения, передачи и переработки информации, а совокупность тембровых моделей -как акустический текст, фиксирующий «интонационно-фабульный» (термин В.В. Медушевского) слой содержания музыки. Его расшифровка опиралась на теорию музыкальных значений, в том числе, на метод семантического анализа
(Л.Н. Шаймухаметова). Исследование генезиса темброинтонационных моделей потребовало обращения к теории музыкальной интонации (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский) и собственно методу интонационного анализа.
Исследовательский ракурс настоящей работы во многом определил постулат Е.В. Назайкинского («Звуковой мир музыки» [131]) об имманентной музыкальности акустического мира и его участии в эстетическом восприятии художественных образов инструментальных произведений.
Научная новизна. В диссертационном исследовании впервые:
• рассматривается участие тембрового компонента в детском слуховом восприятии окружающего мира;
• выявляется роль тембра в формировании тембровых моделей реальных предметов и объектов;
• сквозь призму «тембровых моделей» объясняется механизм взаимосвязи в детском слуховом восприятии явлений физического мира и их художественного отображения;
• изучаются приёмы воссоздания тембровых моделей реальных явлений в инструментальной программной музыке;
• выявляются знаковые функции тембровых моделей в восприятии детьми инструментальной программной музыки;
• изучается специфика детского восприятия отображённых инструментальной программной музыкой тембровых моделей окружающего мира;
• проводится типология знаковых проявлений тембровых моделей в процессе восприятия детьми инструментальной программной музыки.
Положения, выносимые на защиту.
• Тембр является одним из основных смыслопорождающих факторов при слуховом восприятии детьми акустических феноменов окружающего мира и их отображения в инструментальной музыке.
• Способность тембра отображать, хранить и передавать наиболее общую информацию о характеризуемом звуковом объекте лежит в основе формирования темброакустической и темброинтонационной моделей в детском слуховом восприятии.
• При восприятии ребёнком акустической информации тембровые модели формируют слуховой образ, наделённый архетипическими чертами.
• Универсальность понятия «тембровая модель» позволяет использовать его при объяснении механизмов повседневно-перцептивного и музыкально-художественного слухового восприятия детей.
• Тембровые модели объектов и явлений окружающего мира, воссозданные в инструментальной музыке, выполняют в детском восприятии знаковые функции.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли положения в публикациях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации: «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (Тамбов, 2015) «Проблемы музыкальной науки» (Уфа, 2019), «Художественное образование и наука» (Москва, 2019). Идеи работы изложены в докладах на конференциях различного уровня: в Новочебоксарске (2014), Уфе (2014 и 2015) и Красноярске (2015). Диссертация неоднократно обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения диссертационного исследования и методологические подходы могут расширить существующие научные представления о тембре и его возможностях. Они позволят по-новому взглянуть на процессы восприятия музыки ребёнком старшего дошкольного возраста, а также дадут возможность
определить новый аналитический ракурс при изучении механизмов музыкального восприятия. Результаты исследования представляют интерес для таких областей музыкознания как музыкальная психология, музыкальная акустика и теория музыки. Они могут быть использованы при формировании креативных навыков слухового анализа у юных и взрослых любителей музыки.
Кроме того, материалы диссертации могут быть востребованы при формировании новых подходов в педагогической практике в рамках предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в детских школах искусств, а также в процессе обучения студентов музыкальных колледжей и ВУЗов методике преподавания предметов музыкально-теоретического цикла и других.
Структура исследования. Реализация поставленных задач обусловила структуру настоящего исследования. Работа состоит из Введения, трёх глав, заключения, Списка литературы, Словаря употребляемых терминов и электронного Нотного приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Феномен света в сонористике: на материале творчества композиторов Центрально-Восточной Европы 1960-1980 гг.2012 год, кандидат наук Колганова, Ольга Викторовна
Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания2011 год, кандидат искусствоведения Мартышева, Мария Владимировна
Развитие тембрового слуха в формировании музыканта2003 год, кандидат педагогических наук Передерий, Ольга Ивановна
Функциональные аспекты оркестрового тембра (на материале симфоний Авета Тертеряна)2019 год, кандидат наук Тихомирова Анна Борисовна
Тембральность фортепианной фактуры в исполнительском тексте: на примере произведений Н. К. Метнера2020 год, кандидат наук Будников Владимир Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лимитовская Анна Валентиновна, 2019 год
- 17 с.
192. Торопова, А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология [Текст]: монография / А.В. Торопова // - 2 изд. - М.: МПГУ, 2018. - 338 с.
193. Травнжъ Т., (И.А. Алексееев) Вы слышите, как пахнет тишиной? / Терентш Травшкъ. - URL https://ttravnik.ru/poeziya/vy-slyshite-kak-pakhnet-tishinoj (дата обращения: 10.08.2019)
194. Улей, полный звенящих пчёл. Ребёнок интонирующий в воспоминаниях детства XIX-последней четверти XX века (по материалам русской автобиографической прозы [Текст] / сост., вступ. статья и коммент. Т.И. Калужниковой. - УГК, Екатеринбург,2007. - 522 с.
195. Устав церковного звона // Сайт прихода Василия Великого, г. Торжок [Электронный ресурс] - URL: http://acathist.ru/en/novosti/item/264-ustav-tserkovnogo-zvona (дата обращения 27.07.2019)
196. Уфимцев, Р.И. Пролог 6. Цветные шумы, сигнатура а = 1 / Р.И. Уфимцев // Сайт «Когнитивист». - URL:http://www.cognitivist.ru/er/kernel/kernel.xml (дата обращения: 10.08.2019).
197. Уфимцев, Р.И. Пролог 7. Розовый шум и модель Бака-Снеппена 1 / Р.И. Уфимцев // Сайт «Когнитивист». -URL:http://www.cognitivist.ru/er/kernel/kernel.xml (дата обращения: 10.08.2019).
198. Уфимцев, Р.И. Пролог 8. Розовый шум и модель релаксации1 / Р.И. Уфимцев // Сайт «Когнитивист». -URL:http://www.cognitivist.ru/er/kernel/kernel.xml (дата обращения: 10.08.2019).
199. Уфимцев, Р.И. Пролог 9. Розовый шум: шипелки и фрактальное блуждание/ Р.И. Уфимцев // Сайт «Когнитивист». -URL:http://www.cognitivist.ru/er/kernel/kernel.xml (дата обращения: 10.08.2019).
200. Уфимцев., Р.И. Хвост ящерки. Метафизика метафоры [Текст] / Р.И. Уфимцев. - Калининград: Оттокар, 2010. — 295 с.
201. Ушакова, Т.Н. Семантика речи: имя, слово, высказывание. [Текст] / Т.Н. Ушакова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. -Т. 2, N 1 - С. 4-26
202. Холопова В.Н. Междисциплинарные акценты общей теории музыки [Текст] / В.Н. Холопова // Журнал Общества теории музыки, 2013. - N1 -С.31-35
203. Холопова. В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. [Текст] / В.Н. Холопова. - СПб.:Лань, 2000. - 320 с.
204. Хохлов, Ю. Н. О музыкальной программности [Текст] / Ю. Н. Хохлов. -М.: Музгиз, 1963. - 146 с.
205. Хрестоматия по истории русского языкознания [Текст] / под ред. Ф.М. Березина. - М.: Высшая школа, 1977. - 440 с.
206. Цивъян, Т.В. Звуковой пейзаж и его словесное изображение [Текст] / Т.В. Цивьян // Музыка и незвучащее: сб. статей: редкол.: Вяч. Вс. Иванов, Е.В. Пермяков (отв. ред.), Т.В. Цивьян. - М.: Наука, 2000. - С.74-90.
207. Чайковский, П.И. Письмо к Н.Ф. фон Мекк. - 1877,26 ноября (8 декабря).
208. Чащина, С.В. Инструментальное творчество Клода Дебюсси: от звука-атома к звуку-процессу / С.В. Чащина// Музыковедческий форум 2012: междунар. науч. конф. [19-22 ноября 2012 г.] / РАМ имени Гнесиных; сост. Л.О. Акопян, В. Б. Валькова. - URL: http://test.gnesin-academy.ru/sites/default/files/docs/Chashchina2Mb.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
209. Шаймухаметова, Л.Н. Интонационная мигрирующая формула как феномен интонационного мышления [Текст] / Л.Н. Шаймухаметова // Проблемы музыкальной науки, 2011. - № 2. - С. 18-26
210. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В.Н. Шацкая. — М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
211. Швачко С. А. Образ тишины: когнитивно-лингвистические аспекты [Текст] / С.А. Швачко // Культура народов Причерноморья. - 2007. - № 110, т. 2. — С. 313 - 315
212. Шип, С.В. Музыкальный звук как знак [Текст] / С.В.Шип // Научный вестник НМАУ имени П.И.Чайковского - 2009. - Вып. 88, ч. 1. - С. 19-31.
213. Шляхова, С.С «Другой» язык: Опыт маргинальной лингвистики [Текст] / С.С. Шляхова. - Пермь: Перм. гос. полит. ун-т, 2005. - 346 с.
214. Шляхова, С.С. Семиотика звука в повести В. Пелевина «Жёлтая стрела»/ С.С. Шляхова [Текст] // Вестник Оренбургского гос. ун-та: научный журнал. - 2005. - № 11 - с.51-55.
215. Шнитке, А.Г. Тембровое родство и его функциональное использование. Тембровая шкала [Текст] / А.Г. Шнитке // Шнитке А.Г. Статьи о музыке. — М.: Композитор, 2004. - С. 77-82.
216. Шутова, И.В. Громкостная динамика как проявление древней «гармонии мира». [Текст] / И.В. Шутова / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4-6, т.11. - С.1664-1666.
217. Янке В.В. Дыхание музыки (Ассоциации) [Текст] /В.В. Янке. - М.: Директ-Медиа, 2011. - 201 с.
218. Bowman, C., & Yamaguchi, T. Perceiving Categorical Emotion in Sound: The Role of Timbre. Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. / С. Bowman, Т. Yamaguchi // Advance online publication. December 21 2015. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/pmu0000105 (accessed date: 25.12.2018).
219. Bril, J. A cordes et a cris: origins et simbolisme des instrument de musique [Text] / J. Bril. - Éditions Clancier: Guenaud, 1980. - 192 p.
220. Colors and Timbres - Consistency and Tendencies of Color-Timbre Mappings in non-synesthetic Individuals / Christoph Reuter, Jörg Jewanski, Charalampos Saitis, Isabella Czedik-Eysenberg, Saleh Siddiq, Sascha Kruchten, Michael Oehler // Musik im audiovisuellen Kontext - 34. Jahrestagung 2018 der Deutschen Gesellschaft für Musikpsychologie (DGM), Universität Gießen, 7-9. September 2017. - URL: https://www.researchgate.net/publication/327682218_Colors_and_Timbres_-_Consistency_and_Tendencies_of_Color-Timbre_Mappings_in_non-synesthetic_Individuals (accessed date: 25.12.2018).
221. Forte, A. Debussy and the Octatonic [Text] / Allen Forte // Music Analysis. -Vol. 10, No. 1/2 (Mar. - Jul., 1991). - Pp. 125-169.
222. Gritten, A. Depending on Timbre [Текст] / Anthony Gritten // Contemporary Music Review - Volume 36, 2017. - Pp. 530-543.
223. Haselböck, L. Timbre and Form in Debussy's Nuages / Lukas Haselböck // Author content. Advance online publication. January 2019 - URL: https : //www.researchgate.net/publication/331009942_Timbre_and_Form_in_ Debussy's_Nuages (accessed date: 10.08.2019).
224. Kieffer, A. The Debussyist Ear: Listening, Representation, and French Musical Modernism [Text] / А. Kieffer // Nineteenth Century Music. 2015. -Vol. 39, Issue 1. - Pp. 56-79.
225. McAdams, S. & Giordano, B. L. The perception of musical timbre [Text] / S.McAdams, B. L Giordano // S. Hallam, I. Cross & M. Thaut (Eds.), Oxford Handbook of Music Psychology. - Oxford University Press, New York, 2009. - Pp. 72-80.
226. McAdams, S. The Perceptual Representation of Timbre [Text] / S. McAdams // Timbre: Acoustics, Perception and Cognitio. - Springer International Publishing, 2019. - Рр.23 - 57
227. Namba, S. Dimensions of Timbre Diversity in Harmony [Text] / Seiichiro Namba // Insights from Psychology: Proceedings of the 31st International Congress of Psychology. - Book Editor(s): Kazuo Shigemasu, Sonoko Kuwano, Takao Sato, Tetsuro Matsuzawa, 2018 -Рр.145 - 163.
228. Norris, G. Debussi: Playing with Colour. January 1 2015. -URL:https://www.gramophone.co.uk/feature/debussy-playing-with-colour (accessed 08.01.2018)
229. Pyle, R., Klaus, S., Myers, A. Timbre of marching-band brass instruments [Text] / Robert Pyle, Sabine Klaus, Arnold Myers // The Journal of the Acoustical Society of America. - 142 (4). - Pp.2510 - 2514
230. Risset, J.-C. Paradoxes de hauteur / Jean-Claude Risset. // Rapport Ircam 10/78 - Paris: Institut de recherche et coordination acoustique-musique, 1978.
- URL:https:http://articles.ircam.fr/textes/Risset78c/index.html (accessed date:10.08.2019).
231. Risset, J.-C Hauteur et timbre des sons / Jean-Claude Risset. // Rapport Ircam 10/78 - Paris: Institut de recherche et coordination acoustique-musique, 1978.
- URL:https:http://articles.ircam.fr/textes/Risset78c/index.html (accessed date:10.08.2019).
232. Roschitz, К. The Valkyrie Richard Wagner [Text] / Karlheinz Roschitz // Osterreichische Musikzeitschrift. - 65(7-8):January 2010. - Рр.62-63.
233. Saariaho,K. Colour, Timbre and Harmony [Text] / Kaija Saariaho // The Voice of Music:Conversations with Composers of Our Time. - London: Edited by Anders Beyer. - Pp.301-315.
234. Saitis, С. & Weinzierl, S. The Semantics of Timbre [Текст] / Charalampos Saitis, Stefan Weinzierl // Timbre: Acoustics, Perception, and Cognitio. -Springer International Publishing, 2019 - Pp.119-149.
235. Schaeffer, P. La musique concrete / P. Schaeffer. - P.U.F., 1973 - 168 p.
236. Siedenburg, K. & Müllensiefen,D . Memory for Timbre Memory for Timbre [TexT] / Kai Siedenburg, Daniel Müllensiefen // Timbre: Acoustics, Perception, and Cognitio. - Springer International Publishing, 2019 - Pp. 87-118.
237. van Elferen I. Agency, Aporia, Approaches: How Does Musicology Solve a Problem Like Timbre? [TexT] / Isabella van Eiferen // Contemporary Music Review - Volume 36, 2017 - Issue 6: Timbre - Pp.483-487.
238. Vogels, B Performative Sounds: The Threatening Touch of Timbre [TexT] / Benjamin Vogels // Contemporary Music Review. - 36(2): 1-18 February 2018. - Pp.544-561.
239. Wallmark, Z. Semantic Crosstalk in Timbre Perception [TexT] / Zachary Wallmark // Music & Science, 2019. - V. 2. - Pp.1-18.
СЛОВАРЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ Восприятие музыки - процесс, осуществляемый параллельно её звучанию. Он происходит на разных уровнях: от элементарной перцепции акустических сигналов до осознания заложенных в музыке знаково-метафорических значений и высших смыслов.
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) - интегрированный образ, результирующий процесс восприятия.
Интонация - системно организованный акустический феномен, участвующий в смыслообразовании совокупностью тембровых, артикуляционных, громкостных, ритмических и звуковысотных компоненетов.
Музыкальное восприятие - прочувствованное и осознанное восприятие музыки как художественного феномена.
Слуховое восприятие (перцепция) - психический процесс чувственного отображения и внутреннего преобразования акустических сигналов внешнего мира, основа ориентировочно-приспособительной деятельности человека. Тембр - специфическая обертоновая окраска гармонического спектра звука, которая в момент восприятия определяет его уникальность. Тембровая модель (ТМ) - звуковая структура, концентрирующая наиболее характерные черты реального объекта (явления) окружающего мира и/или протекающих в нем процессов.
Темброакустическая модель (ТАМ) - разновидность ТМ, отображающая предметно-качественные особенности объекта (явления) и формирующая пространственные представления в момент слухового восприятия Темброинтонационная модель (ТИМ) - разновидность ТМ, которая обобщает слуховые впечатления от звуков, сопровождающих перемещение в пространстве и/или отображает особенности сигналов коммуникации живой природы и человека.
Фоносфера - совокупность семиотизируемых ребёнком акустических сигналов окружающего мира.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.