Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Шварков, Алексей Владимирович

  • Шварков, Алексей Владимирович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 166
Шварков, Алексей Владимирович. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2007. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шварков, Алексей Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ.

1.1 Становление и функции основных типов металлических украшений в костюме древних культур.

1.2 Эпоха переселения народов и Средние века.

1.3 Возрождение и Новое время.

1.4 Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в.

1.5 Украшения из металла в русском историческом костюме.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ НА ФОРМУ И ОБРАЗ КОСТЮМА.

2.1 Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла.

2.2 Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма.

ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ.

3.1 Новые факторы создания и использования металлических украшений в костюме XX в.

3.2 Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в.

3.3 Авторский опыт создания костюма с металлическим декором в контексте требований современной моды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство»

На протяжении тысячелетий одежда и украшения развивались в тесном контакте, оказывая большое взаимное влияние. Характер одежды предполагал определенную форму и состав украшений, которые, в свою очередь, органично входя в композицию костюма, существенно влияли на его образ. Таким образом, на протяжении всей истории украшения из металла и костюм имели прочные связи, постоянно взаимодействуя, дополняя и влияя друг на друга.

В большинстве источников, затрагивающих тему украшений в костюме, последние рассматриваются лишь как дополнения к одежде. При этом предметом описания являются, в основном, формы украшений, способы применения и только отчасти роль и функции. Актуальность данного исследования состоит в раскрытии роли металлических украшений в современном костюме, взаимосвязи их форм, количества и типов с композиционной и функциональной структурой костюма в целом. В исследовании прослеживается также влияние техник и технологий изготовления украшений из металла на пластику и образ костюма.

Возрастающий интерес к украшениям из металла в настоящее время также подчеркивает актуальность и своевременность избранной в качестве диссертационного исследования темы.

Одним из результатов исследования является прогноз и обоснование дальнейшего повышения интереса к металлическим украшениям в костюме и увеличение спроса на них.

Анализ генезиса, эволюции и роли украшений из металла в историческом и современном костюме требует комплексного подхода к их исследованию, объединяющему данные ряда научных дисциплин - искусствоведения, этнологии, культурологии, истории, психологии и других. Изучение источников по истории, психологии и семиотике костюма, аксессуаров и украшений позволяет сделать выводы, что тема металлических украшений и костюма как единого композиционного целого в исторической перспективе и контексте современной практики достаточно редко затрагивается в научной литературе. Поэтому следует отметить, что наиболее интересное и «эргономично» выстроенное описание костюма и украшений как единого и цельного отражения культурной среды своей эпохи дается в источниках, освещающих более общие вопросы искусства и культуры тех или иных народов, в таких, например, как труды Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси» (1948) и «Язычество Древней Руси» (1987), или Лайонелла Кассона - «Правители варваров» (1998) и других.

В большей части научной литературы по истории костюма украшения и аксессуары рассматриваются отдельно от одежды, в конце характеристики того или иного исторического этапа в развитии костюма. Такой подход не дает достаточно подробного и четкого представления о его композиционном строе в целом. Можно отметить, что источники конца XIX - начала XX вв. больше тяготеют к более полному и подробному описанию украшений и их конструктивных особенностей в тесной связи как с одеждой, так и с другими элементами костюма (П.И. Савваитов «Описание старинных русских утварей, одежд и оружия», 1896).

Работа Н.Т. Савельевой «Мода и массовый вкус» (1966) интересна исследованием исторических и социальных предпосылок использования металлических украшений в историческом костюме, основными из которых обоснованно указаны классовое разделение и социальное неравенство, характерные для большинства культур древности. Важное значение в освещении проблемы украшений из металла как в контексте костюма, так и на фоне специфической культурной и социальной среды своего времени, имеют труды П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения» (1970) и Т.Б. Забозлаевой «Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков» (2003). Из источников по ювелирному искусству можно также выделить работу Р.А. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова, - иллюстрированный типологический словарь ювелирных изделий (2000), где описание различных ювелирных украшений дано в тесной связи со специфическими особенностями костюма, и способами их применения в рассматриваемый период. Отчасти это является следствием того, что авторы широко используют материалы работ упомянутых выше Б.А. Рыбакова и П.И. Савваитова. Данный труд ценен также решением важнейшей проблемы терминологии ювелирных украшений.

С этой точки зрения интересна работа Дайфри Уильямса и Джека Огдена «Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V - IV вв. до н. э.» (1995). Украшения здесь анализируются в контексте технико-технологических процессов и приемов исполнения, что дает возможность оценить взаимосвязь технологии с образом и пластикой, а также социо-культурную характеристику среды, условий и особенностей использования.

Следует отметить работу Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и других «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков из собрания Государственного Исторического музея» (1994). Это исследование актуально комплексным подходом к освещению вопроса значения украшений в костюме, о чем свидетельствуют сами авторы: «На протяжении веков развитие ювелирных украшений и их количество стояли в тесной зависимости от стилистических изменений моды. Поэтому в каждом разделе текста они рассматриваются в связи с покроем одежды и условиями бытования».

Аналогичный подход, только уже с точки зрения изучения костюма, применен в четырехтомном издании М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (1993), где развитие одежды рассматривается параллельно с украшениями в контексте общей декоративной и функциональной структуры костюма.

Весьма полезна в изучении данной проблемы работа Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров 1900 - 1999.» (2000), посвященная истории моды в XX в. и раскрывающая новые факторы ее развития. Наиболее интересны материалы по новейшим технологиям и разработкам в области металлизированного текстиля, а также интервью с известным авангардистом моды Гельмутом Лангом, посвященное тенденциям и прогнозам развития моды в ближайшем будущем и их социальной и психологической обусловленности.

Из публикаций последних лет следует выделить издание «История костюма с XVIII по XX вв. Коллекция костюма Киото», представляющее богатый иллюстративный материал из не публиковавшегося ранее собрания, включающий в себя украшения и аксессуары.

Монография А. Васильева «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (2004) интересна тем, что в ней история русской моды со второй половины XIX в. и до наших дней представлена в виде фотоальбома. Это дает возможность составить наиболее полное впечатление не только о развитии композиции костюма, но и о манере его ношения с теми или иными украшениями и аксессуарами.

Весьма репрезентативны при рассмотрении проблемы в контексте современной моды такие иностранные издания как работа Колина МакДауэлла «The Fashion Book» (1998) и «Fashion Now» (2003), представляющие собой прекрасно проиллюстрированные альбомы с подробным описанием и комментариями, касающимися в том числе и украшений. Таким образом, при изучении вопроса с использованием материала по ювелирному искусству с одной стороны, и по искусству костюма - с другой, складывается довольно противоречивая картина описательного, по большей части, характера.

Это позволяет говорить о необходимости разностороннего изучения объекта исследования - украшений из металла в историческом и современном костюме.

Предметом диссертационного исследования стали значение, функции и роль украшений в современном костюме.

Цель работы - изучение, систематизация и обобщение исторического и современного материала, свидетельствующего о роли металлических украшений в костюме, сравнительный анализ и оценка взаимодействия этих двух составляющих в контексте современной культуры. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:

- изучить основные формы, функции и значение металлических украшений в историческом костюме;

- рассмотреть технико-технологические аспекты изготовления украшений из металла в различные исторические периоды, определить их роль в композиции костюма;

- выявить образно-пластические возможности новых технологий;

- исследовать социокультурную обусловленность изменений в характере и составе украшений;

- сформулировать основные принципы применения декоративного металла в структуре современного костюма;

- оценить тенденции к применению новаторских решений на фоне использования традиционных видов и форм украшений в костюме;

- раскрыть роль украшений из металла в создании костюма XX -начала XXI вв. и их значение в формообразовании современного костюма.

Методологической основой работы стал комплексный, системный подход к исследованию. Материал рассматривается как в культурно-историческом аспекте, так и с точки зрения социальной и психологической обусловленности. В работе использованы: художественно-стилистический, историко-сравнительный, системный и типологический методы.

Научная ценность и новизна работы состоит в следующем:

- в работе прослежена эволюция металлических украшений в контексте костюма как важнейших его составляющих;

- выявлены факторы использования украшений в историческом костюме, проведены параллели с современностью и обоснованы предпосылки дальнейшей эволюции;

- впервые предложена классификация украшений и декоративных элементов из металла по принципу их использования в современном костюме;

- данная работа позволяет полнее рассмотреть и оценить роль металлических украшений и аксессуаров в формировании образа современного костюма.

При этом значительное внимание уделяется культурным, социальным, историческим, технико-технологическим и другим факторам, влияющим на обусловленность различных форм металлических украшений и их роль в композиционном строе костюма.

Необходимо сразу оговорить тему средневековых боевых доспехов, которая не затрагивается в данной работе, так как представляет собой отдельную обширную и самодостаточную проблему, требующую индивидуального и всестороннего исследования.

При рассмотрении истории костюма и украшений можно отметить, что металлические элементы и украшения используются человеком в одежде с древнейших времен, и им всегда придавалось большое значение: украшения из металла были и остаются поныне важными формообразующими составляющими костюма. Любой исторический костюм представляет собой единую, архитектонически сбалансированную цельную композицию, включающую в себя как одежду, так и украшения - только это выверенное веками соотношение создает законченную, неповторимую пластику образа, на которую, наряду со спецификой производства одежды, существенное влияние оказывали и оказывают технико-технологические особенности изготовления металлических деталей и украшений.

Данная работа, наряду с исследованием роли украшений из металла в композиции исторического и современного костюма, затрагивает также их роль в общей функциональной структуре костюма, отражающей географические и климатические условия, этнические особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества.

При рассмотрении некоторых металлических украшений в костюмах разных народов можно сделать вывод, что функциональные особенности этих украшений являются неотъемлемым компонентом функции костюма в целом. Так, в древнеиндийском костюме украшения являлись не только демонстрацией благосостояния семьи, но и важнейшими декоративными и конструктивными его элементами. Каскад браслетов на руке выполнял функцию рукава, ножные браслеты создали необходимую массу, восполняющую отсутствие обуви. Кроме эстетического значения они несли важную магическую и ритуальную функции - служили оберегами и талисманами.

В северных странах украшения также являлись необходимой и гармоничной составляющей костюма, постепенно приобретая новые, специфические черты. Так для древнерусского костюма знаковой, легкоузнаваемой деталью стали височные кольца, а для женского костюма восточных славян доминантой служили мониста - особые «передники», собранные из серебряных пластин.

Мужской грузинский традиционный костюм узнаваем по газырям -деталям, представляющим собой небольшие нашитые на одежду обоймы с декоративными металлическими патронами, в сочетании с чеканным поясом и кинжалом, формирующим силуэт, дающим единый образ и определяющим графику костюма.

Указанные примеры свидетельствуют также о влиянии функциональности украшений на пластику и образ костюма. Необходимо заметить, что только в тех случаях, когда в костюме доминирует утилитарная функция (например, рабочая и защитная), костюм выступает как «вещь». В тех случаях, когда преобладает функция региональная, общественная, ритуальная или эстетическая, костюм приобретает символику или знаковость, указывающую на смысл его назначения и образ.

Современный костюм унаследовал от исторического и народного костюма только некоторые их функции. При этом интенсивность их проявления снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определенную функцию, ставшую многозначной, поскольку в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности. Украшения же, служившие на протяжении истории для выявления и акцентирования определенного назначения костюма, теперь, зачастую, наоборот стремятся нарушить единообразие, войти в контраст с общей структурой одежды. Существуют также примеры, когда использование металлических украшений и элементов полностью исключало функциональность костюма как одежды. Тем не менее украшения из металла в костюме продолжают играть важную роль в современной моде. На протяжении тысячелетий ювелирные украшения занимали свое заслуженное место в костюме самых различных народов, пока современная цивилизация не отодвинула их на второй план, ограничив как в размерах, так и в способах применения. Однако находки прошлого продолжают вдохновлять художников современности. Так, в революционных 1960-х Пако Рабанн вернулся к древним истинам, представив на подиумах необычные платья - кольчуги и панцири, выполненные из металла. Из народного творчества прошлого можно до бесконечности черпать идеи, преломляя их сквозь призму современного восприятия мира и не оставляя, наряду с этим, в стороне научно - технический прогресс. Многие модельеры, так же как Пако Рабанн, начали обращаться к прошлому в поисках новых идей, создавая «нетленные» вещи из разряда тех, что не теряют актуальность по завершении сезона, и притягивают взоры спустя годы. Это обстоятельство закрепляет за этими творениями статус произведений искусства.

Украшения из металла имеют собственную значимую ценность в смысле их уникальной способности предоставлять мастеру обширное поле для творчества, исторических ассоциаций, поиска новых форм, технологических приемов и идей. Ассоциативные образы, авторские фантазии воплощаются в произведения, в которых металл и ткань становятся неразделимым целым, обеспечивающим законченность и целостность образа.

Следует упомянуть, что в древности практически все украшения и элементы из металла являлись именно произведениями ювелирного искусства. Поскольку металл высоко ценился и был доступен лишь богатым и властьимущим, изделия из него тщательно отделывались и облагораживались, чтобы придать вещи большую ценность и уникальность, полнее использовать красоту и возможности материала, будь то золото, серебро или просто медь и железо. Поэтому ювелирная техника была основной при изготовлении ювелирных украшений и металлических элементов в одежде. Однако в наше время сложно дать точную оценку художественному изделию из металла в костюме как предмету ювелирного искусства, так как по формам, техникам изготовления и функциям украшения, а также металлические элементы в современном костюме предельно разнообразны и включают в себя как традиционные произведения ювелирного искусства, так и высокотехнологичные образцы современного ручного и промышленного производства. С одной стороны это могут быть «классические» драгоценности, выполненные в традиционной ювелирной технике, а с другой - суперсовременные формы в стиле хай-тек фабричного производства. Металл может использоваться в качестве несущего элемента или модуля, на основе которого создана вещь, и не являться самостоятельным художественным произведением, но быть важной составляющей художественного образа в целом. Тем не менее, все вышеуказанные примеры служат той же цели, что и исторические аналоги металлических украшений в костюме.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Шварков, Алексей Владимирович

Заключение.

Результаты проведенной работы позволяют сделать выводы о неоспоримой важности изучения проблемы роли художественного металла в искусстве костюма, как исторического, так и современного.

Рассмотрение данной проблемы в исторической перспективе показало, что только в комплексе: одежда, аксессуары и украшения -создают неповторимый образ костюма как единого художественного целого. И если говорить именно об искусстве костюма, то становится очевидно, что нельзя не только обособленно рассматривать одежду или украшения, но и разделять эти части единого целого, говоря об одной из них как о незначительном и второстепенном вопросе. Изучение роли, места и функций металлических украшений в историческом костюме позволяет сделать вывод о том, что формирование как одежды, так и украшений на протяжении истории происходило в тесной связи друг с другом, что говорит об исторически сложившемся взаимном влиянии и дополнении различных форм и функциональных особенностей одежды и украшений из металла. В качестве примера подобного влияния можно привести следующую взаимосвязь: актуальность использования украшений из металла как важных декоративных элементов в оформлении исторического костюма стимулировала в свое время развитие ювелирных технологий и поиск новых приемов мастерами прошлого, что, в свою очередь, сказалось на изменении пластики костюма в целом (утяжеление и статичность византийских тог, зашитых золотом и серебром с включением золотых и серебряных пластинок-дробниц; превращение некоторых видов украшений на Руси в отдельные конструктивные элементы одежды, такие как, например, накладные бармы).

Современные материалы и технологии также влияют на рост использования металла в костюме. Как уже говорилось в последней главе, модельеры просто обязаны искать и применять как новейшие материалы, так и различные технологические новинки, чтобы идти в ногу со временем. Благодаря современным технологиям возможности сочетать декоративные качества металла с функциональностью и эргономичностью существенно расширились, что способствует повышению интереса к нему дизайнеров. Кроме того, современное демократическое общество достигло на сегодняшний день максимального уровня свободы самовыражения, что с одной стороны дает авторам практически неограниченные возможности для творческих поисков и экспериментов, а с другой, в свою очередь, требует от них все более прогрессивных и смелых решений. Социолог Ю.Н. Лотман в своем исследовании «Культура и взрыв» выдвигает вполне обоснованное мнение, что «. в моде 3-го тысячелетия все более актуализируется потребность модной аудитории в постоянной экспериментальной проверке границ дозволенного» (53,128), и именно металл, как один из самых «выразительных» материалов, все чаще участвует в подобных экспериментах.

Исследование показало, что современная мода не испытывает приверженности к каким-то определенным стилевым направлениям, напротив, она стремится к частой смене предпочтений и свободному оперированию стилями. Поиск новинок современными дизайнерами и мастерами ювелирного искусства приводит не только к радикальным изменениям актуальных стилевых направлений каждый сезон, но и к общей предельно пестрой картине в европейском и, тем более, в мировом масштабе. При этом практически вся современная мода тяготеет к смешению различных стилей в отдельно взятом костюме, находя нечто новое на стыке зачастую противоположных направлений. Иначе говоря, одежда, выполненная в одном стиле может сочетаться с украшениями и прочими аксессуарами в совершенно ином. Поэтому украшения играют важную роль стилеобразующих элементов в современном костюме. Это касается не только творений «от кутюр», но и свободы выбора украшений и их сочетаний в одежде «прет-а-порте». Формирование художественного образа современного костюма стало не только привилегией дизайнеров, но и возможностью потребителя оказывать влияние на развитие стиля и вкусов в современной моде.

Большое место в современном искусстве костюма занимают различные этнические мотивы, такие как, например, индийский, африканский, стиль американских индейцев и многие другие, где характерными деталями являются всевозможные украшения и другие декоративные элементы костюма из металла. Поэтому, в силу как восточного влияния, так и большого интереса к фольклору вообще, а также тенденций смешения стилей в современной моде, можно с определенностью сказать, что значение ювелирных украшений и других декоративных деталей из металла, как важнейших стиле- и формообразующих составляющих в костюме, имеет все основания к дальнейшему развитию. Тем более, что актуальность использования украшений из металла в современной моде очевидна в силу растущего сегодня интереса как к этническим, так и многим другим направлениям в контексте современных пластических, конструктивных и технологических решений костюма.

Таким образом, опираясь на результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: - украшения из металла обнаруживают тесную неразрывную связь с историческим костюмом и являются важнейшими и многофункциональными его составляющими;

- все исторически сложившиеся формы и виды украшений из металла оказываются востребованы в современной моде. С применением современных технологий, сообразно требованиям моды и замыслу автора они продолжают служить основой для создания новых модификаций с иными функциональными и декоративными свойствами;

- технико-технологические аспекты изготовления металлических украшений, оказавшие существенное влияние на пластику и образный строй исторического костюма, при нынешнем развитии промышленности и внедрении новых технологий и материалов имеют не менее важное значение в процессе создания современного костюма и являются одним из основных факторов, обеспечивающих многогранность современной моды; украшения из металла играют роль формо- и стилеобразующих элементов в костюме, являются важнейшими компонентами при создании современного костюма, а также участвуют в формировании его функциональной структуры. Это дает возможность заявить о неоспоримой перспективности как дальнейшего практического развития темы декоративного металла в современном костюме, так и теоретических исследований в этом направлении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шварков, Алексей Владимирович, 2007 год

1. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., Издательство «Литера», 1997. 416 с.

2. Андреева И. Волшебники моды: о коллекции Ива Сен-Лорана и не только о ней // Советская культура, 1986.-29 ноября С. 8.

3. Абушалинова Л.Н., Свиринавичус М.В., Кадырова Г.А., Суслова С.В. Использование национальных элементов при разработке современной одежды. Казань: КГТУ, 2000,- 79 с.

4. Алешина Татьяна. Платьев без отделок решительно не видать.// «Наше Наследие» 1993. №27. - С. 102-109.

5. Алешина Т.С. Обувь, шитая золотом и серебром, из Торжка // Труды Государственного исторического музея, 1990. вып. 75. -С. 116-130.

6. Бакланова Н.А. Привозные товары в Московском государстве во 2-й половине 17-го века. // Очерки по истории торговли и промышленности в России 17-го и начала 18-го столетия. М.: 1928.-С. 23-25.

7. Берлинское художественное литье из чугуна первой половины 19-го века из музея прикладного искусства в Берлине, каталог выставки в государственном Эрмитаже. Л.: «Аврора», 1976. -111с.

8. Билибин И. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII веках // «Старые годы», 1909. №7 - С. 9.

9. Бранденбург Н. А. К вопросу о типах фибул, встречаемых в древних могилах Европейской России. // Тр. Шестого Археологического съезда, 1884 г. Одесса: 1886. Т. 1.-е. 208215.

10. Ванюшова Р.А. Ванюшов Б.Г. Ювелирные изделия: иллюстрированный типологический словарь. СПб.: Политехника,2000. 240 с.

11. Васильев А. Ветер с Востока будет дуть десять лет. // Домовой №12, декабрь 2001. с. 62-66.

12. Васильев А. Мода «от кутюр» недосягаемая и притягательная // Моя Москва, - 1994. - №3 - с.58-60.

13. Веклич С.Н. Великие кутюрье и дизайнеры XIX XX вв. (учеб. пос. в 2-х частях.) Казань: КГПУ, 2001.- 70 е., 74 с.

14. Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата. М.: 1844. 94 с.

15. Володина Полина Королева моды с прошлым в стиле «панк». // «Света», август 1995. С. 21-25.

16. Мищевская Галина Высокая энергия воображения. // «Ювелирный мир», ООО «издательский дом «Ювелирный мир»», 2002. -№>3.- С. 33.

17. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Дизайнеры XX в. Челябинск: ЮурГУ, 1999.- 72 с.

18. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮурГУ, 1998. 90 с.

19. Ганьер Л. Спутник изящной женщины / Соч. Герцогини Лориан псевд. СПб.: Ред. журн. «Вестник моды», 1896. (4), 270 с.

20. Горбачева Л.М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануеля Унгаро. М.: Издательство «ГИТИС», 1996. 120 с.

21. Гринкова Н. П. Височные украшения в русском народном женском костюме. // Сб. МАЭ., 1955. т. 16. - С. 24-40.

22. Дайфри Уильяме, Джек Огден Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V IV вв. до н. э. СПб.: АО «Словия», 1995.-271 с.

23. Даркевич В.П. Светское искусство Византии. М.: «Искусство», 1975. 352 с.

24. Джеспилит Л. Технология бунта // Harper's BAZAAR июльавгуст 1999 с.24-27.

25. Дуке Гомес Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев. М.: «Искусство», 1982. 176 с.

26. Европейские ювелирные украшения. Историзм и югендстиль. Работы из собрания музея украшений Пфорцхайма. Schmuckmuseum Pforzheim, Verlag Hans Schoner CmbH, 1996. -112 c.

27. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). СПб.: «Искусство - СПБ.», 2003. - 464 с.28.3асецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. «Аврора», JL: 1995,- 79 с.

28. Затулий А.И. Костюм в контексте авангардистских течений. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2002 140 с.

29. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм. // «Мода: за и против» М.: «Искусство», 1973 288 с.31.3елинг Ш. Мода. Век модельеров 1900 1999. Koln. Konemann, 2000.- 655с.

30. Ильин М.А. Ювелирные изделия и мода. // «Декоративное искусство СССР», 1961. №3. - с. 11 - 12.

31. История одежды, составленная Наталией Будур. М.: Олма -пресс, 2001.-480 с.

32. История одежды. Издание Вологодского отделения государственного издательства 1922. 126 с.

33. Калашникова О. Ее величество пуговица. // «Русский ювелир», 1998.-№1(6),-С. 16-17.

34. Каминарская М. Прораб Валентин Юдашкин // Столица, 1993. -№8 с. 40-42.

35. Картамышева JI.H. Исторический процесс и эволюция одежды.

36. Саратов: СГТУ, 1998.- 52 с.

37. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987. 608 с.

38. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: СПГУТ, 2001.- 192 с.

39. Киреева Е.В. История костюма: европейский костюм от античности до XX в. М.: «Просвещение», 1976. 174 с.

40. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: «Литература», 1998.-496 с.

41. Корзухина Г. Ф. Киевские ювелиры накануне монгольского завоевания. // СА., 1950. №14 - С. 217-235.

42. Королькова Е.Ф. Русские клады IX XIII вв. / АН СССР. ИИМК. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 156 с.

43. Коршунова Т.Т. Придворный костюм в России. // «Наше Наследие». М., 2000. №53, - С. 24-28.

44. Которн Н. История моды в XX веке. М.: «Тривиум», 1998 175с.

45. Кочешков М.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX XX вв. М.: Наука, 1995 - 150 с.

46. Кропивницкий Л. Русские украшения. // ДИ, 1972 №4 - С. 52.

47. Курбатов В. Древнерусский женский головной убор. // Художественные сокровища России, 1901. №12, - С. 230-231.

48. Курбатова А.К. Психологические и медико социальные аспекты моды будущего. Три этапа женской эмансипации. // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. (Тезисы Международной научной конференции.) СПб., 2000. - С. 8-9.

49. Лайонелл Кассон Правители варваров. М.: Книжный клуб «Терра», 1998.- 176 с.

50. Левинсон-Нечаева М. Н. Золотно-серебряное кружево XVII века. // Тр. ГИМ, 1941.-Вып. 13.-с. 167-190.

51. Левинсон-Нечаева М.Н. Золотно-серебряное кружево. // Рус. Декоратив. Искусство. М., 1962. Т. 1.-е. 453-460.

52. Лотман Ю.Н. Культура и взрыв М.: Гнозис, 1992. 128 с.

53. Май Е. Ювелирные одежды ремейк хорошо забытого прошлого. // «Русский ювелир», 1998. - № 2-3 - с. 7 - 8.

54. Медведева Г.М., Платонова Н.Г. и др. Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собрания Государственного Исторического музея. М.: «Галарт», 1994. 344 с.

55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. 1-4 т. М.: АО «Академия моды», 1993.

56. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: «Искусство», 1971.- 200 с.

57. Минасян Р.С. Литьё в древнегреческом ювелирном производстве // Ювелирное искусство и материальная культура. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1996. С. 34-35.

58. Михайлов К. А., Соболев В. Ю. Новгородские наборные пояса XI-XII вв. // Археол. Вести, 2000. №7 - С. 222-228.

59. Мишина Н. 7-е воплощение Пако Рабанна. // Эхо планеты, 1996 -№27 С. 12-13.

60. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: «Искусство», 1972. -197 с.

61. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. «Красная площадь» М.: 2000. 208 с.

62. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Якутск: «Сахаполиграфиздат», 2001. 368 с.

63. Немчинова Д. Нет ничего скучнее нормальности // «Русский ювелир», 1998. № 2-3 - С. 14-16

64. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.: «Искусство», 1972. 87 с.

65. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирныхукрашений. С.Пб.: «Политехника», 1991. 208 с.

66. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: «Просвещение», 1980. 176 с.

67. Орлова Н. Провокатор в венце из металлических роз. // "Коммерсант Daily", 26сент. 1995. с. 11.

68. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов. // под редакцией Т.В.Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.

69. Павлинская А.П. Серебро, латунь, сталь. // «Декоративное искусство СССР», 1964. №3. - С. 11-13.

70. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 216 с.

71. Под знаком орла. Искусство Ампира. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1999. 103 с.

72. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV XX вв. М.: Наука, 1983. - 374 с.

73. Потемкин С.В. Благородный 79-й: Очерк о золоте. М.: «Недра», 1988.- 176 с.

74. Пушкина Т. А. Об одной группе скандинавских фибул на территории Древней Руси // Древности Пскова: Археология. История. Архитектура: К юбилею И. К. Лабутиной. Псков: 1999. -с. 81-83.

75. Рехачев М. Северная чернь. Архангельское областное издательство, 1952. 84 с.

76. Павлов B.C., Новиков В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений. СПб.: «Политехника», 1991. 206 с.

77. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: 1987. 784 с.

78. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1948.- 792 с.

79. Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд иоружия. СПб.: 1896. 351 с.

80. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М.: 1966.- 59 с.

81. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюмах народов России. М.: Информ-знание, 2002.- 201 с.

82. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI-XVII вв. М.: «Искусство», 1972. 188 с.

83. Соколова Л.Н., Киселева А.Н. Творчество французских стилистов. Иваново: ИГТА, 1994. 75 с.

84. Сестры Сорины. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. Психологический практикум. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», ИКФ «ЭКМОС», 2002. 224 с.

85. Уваров А.С. Поясные украшения в курганах мерян. // Сб. мелких тр. М„ 1910.- Т. 2.-С. 89-93.

86. Ульянова Б.Л. Платонова Н.Г. Постникова Лосева М.М. Русское черневое искусство. М.: «Искусство», 1972. - 144 с.

87. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. М.: «Легкая индустрия», 1970. 164 с.

88. Уткин П. Современные ювелирные украшения и костюм. М.: Госбытиздат, 1963. 31 с.

89. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения из цветного и черного металла второй половины XVIII начала XIX вв. // Сборник трудов НИИХП. М., 1967. - вып. 4 - с. 153-161.

90. Фукай Акико. История моды с XVIII по XX век. М.: «Арт-родник», 2003. - 736 с.

91. Холландер Э. Мода, которая возбуждает. //«США» М.: «Наука», дек. 1992. - С. 83-91.

92. Хромченко Э. Пако Рабанн металлург в высокой моде. // "Известия", - 29дек. 1994г. - С. 10.

93. Шеренговская 3. Народные интонации в современной моде // Декоративное искусство СССР, 1979. - №9 - С. 22-23.

94. Шепелев Л. Е. Шляпа должна быть с галуном // Родина. 1996. -№6. - С. 49-52.

95. Японское декоративное искусство. М.: «Планета», 1973. 257 с.

96. Яриков К. Что носили фараоны // Моя Москва, 1992. - №1 - С. 58-59.

97. Яриков К. Между Тигром и Ефратом // Моя Москва, 1992.- №2 - С. 58-59.

98. Яриков К. Спарта, Афины, Коринф // Моя Москва, 1992.- №3 -С. 58-59.

99. Charles Holme Modern design in jewellery and fans. London, Paris, New York: Offices of "the Studio", 1902. 190 p.

100. Colin McDowell The Fashion book. London: Phaidon press limited, 1998. 512 p.

101. Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y. 1942.229 p.

102. Dictionnaire International de la Mode. Paris: ADAGP, 2004.- 623 P.

103. Fashion now. Koln: Taschen, 2003.- 640 p.

104. Fritz Falk Schmuck/ Jewellery 1840 1940. Highlights -Shcmuckmuseum Pforzheim. Stuttgart : Arnoldsche Art Publishers, 2004.- 176 p.

105. Robert O. Kinsey Ojime. Magical jewels of Japan. Harry N. Abrams inc. Publishers, 1991.- 64 p.

106. Царица Нефертари в белом каласириее с золотым воротником и золотым символом царской власти на голове, роспись из гробницы Нефертари, XVIII династия. XIV в. до н. э.

107. Браслет с геракловым узлом. Греция. III в. до н. э., золото, ковка

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.