Ритуал как инструмент управления современными организациями тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.08, кандидат наук Архангельская, Лидия Сергеевна

  • Архангельская, Лидия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 230
Архангельская, Лидия Сергеевна. Ритуал как инструмент управления современными организациями: дис. кандидат наук: 22.00.08 - Социология управления. Москва. 2012. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Архангельская, Лидия Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТУАЛА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

1.1. Сущность ритуала и его роль в развитии системы социальных отношений

1.2. Институциональные особенности ритуализации общественной практики

ГЛАВА 2. РИТУАЛЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Типологические и структурные особенности организационной культуры современных компаний

2.2. Роль ритуалов в формировании организационной культуры: управленческие аспекты

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИТУАЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1. Специфика и основные тенденции ритуализации организационной практики российских компаний в современных условиях

3.2. Особенности восприятия организационных ритуалов работниками российских компаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритуал как инструмент управления современными организациями»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Ритуалы являются неотъемлемой частью жизни общества на протяжении всей его истории. В доиндустриальную эпоху они несли на себе важнейшие функции, связанные с социализацией человека, трансляцией опыта между поколениями, определением отношений между природной и социальной средой. Также ритуалы играли особую роль в качестве инструмента, очерчивающего границы того или иного сообщества людей (племени, сословия, религиозной конфессии и др.). Быть причастным к ритуальной жизни, соблюдать ритуалы сообщества значило быть его полноправным членом.

Исходя из принципиального значения ритуалов в прошлые эпохи развития человечества, их изучением традиционно занимались историки, антропологи и этнографы. Именно поэтому в большинстве источников определение этимологических границ понятия ритуал осуществляется через соотнесение с понятиями обычай и обряд. И обычай, и обряд, и ритуал предстают как социальное выражение мифологического сознания. При этом учеными высказываются противоречивые точки зрения на соотнесение данных понятий. В настоящем исследовании, произведенном в концептуальной парадигме социологии управления и ориентированном на определении роли ритуала не в истории, а в современных организациях, понятие ритуала является синонимичным обряду, а его содержание представляет собой практическое выражение обычая1. С социологической точки зрения ритуал определяется как фундаментальный элемент общественной жизни, универсальная форма организации и ценностно-нормативной регуляции социального порядка, символизации и стереотипизации социальных взаимодействий на всех уровнях общественной практики и во всех институциональных сферах деятельности.

1 Схожие точки зрения на данную проблему были высказаны С.А.Токаревым и А.К.Байбуриным - см. Токарев С.А.Обычан и обряды как объект этнографического исследования / Советская этнография, 1980, № 3, с. 283; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб.: Наука, 1993, с. 25.

В современном обществе большинство сфер жизни подверглись процессу деритуализации. Как социальный феномен ритуал явно снизил свое влияние на развитие общественных процессов, но это влияние не исчезло совсем. Своими яркими и самобытными ритуалами обладают такие социальные институты как семья, государство, армия, церковь и др. Многие из этих ритуалов сформировались еще в далеком прошлом, многие возникли по воле отдельных лиц, закреплявших посредством их внедрения определенные ценности той или иной общности людей. Принципиально важным является то обстоятельство, что в индустриальную эпоху и в современном обществе в жизни человека начинает играть исключительно важную роль специфическая общность людей -организация, где он работает. Наряду со всеми другими атрибутами социального института, организация начинает обладать и своими ритуалами.

Этот процесс стал очевиден научному сообществу с началом исследований в области организационной культуры. Культура организации, состоящая из артефактов, ценностей и верований, не могла не включать в себя определенные типы ритуальных действий. Наряду с формой одежды, фирменным стилем, дизайном помещений, ритуалы стали тем видимым и очевидным проявлением организационной культуры, на основе которых работник дифференцирует себя по

С ГГ1

отношению к представителям других организации. Тем самым, в культурологическом и социологическом плане, во многом сами границы организации связаны с принятием ее членами определенных видов ритуального поведения. Для российских организаций, многие из которых только начинают целенаправленную работу по построению или трансформации организационной культуры, ритуалы приобретают особое значение в силу своей способности обеспечивать лояльность персонала, создавать корпоративную идентичность и формировать корпоративный патриотизм.

Несмотря на очень большое количество научных трудов, посвященных проблематике организационной культуры, организационным ритуалам как инструменту управления уделялось незначительное внимание. Их наличие по

большей части просто констатировалось. Зачем существуют ритуалы в организации, насколько эффективно их использование, как они воспринимаются персоналом - все эти и многие другие вопросы до сих пор оставались открытыми. Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется важностью организационных ритуалов как элемента организационной культуры и относительной неизученностью данного явления в отечественной социологии управления.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на высокую значимость ритуала как социокультурного феномена, его систематическое изучение началось лишь с середины XIX века и осуществлялось первоначально на основе преобладавших в то время в науке эволюционистских представлений, получивших отражение в работах Дж.Фрэзера, Г.Спенсера, Э.Тайлора, В.Вундта и др.

•2

Труды Бр.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна отразили основные положения функционалистского подхода к изучению ритуалов. Согласно этому подходу, научная интерпретация социальных явлений (в том числе ритуалов) не может ограничиваться выяснением их происхождения и должна предусматривать анализ функций, которые свойственны этим явлениям в современной общественной жизни.

Наряду с функциональным подходом активно развивалась символическая теория ритуала, акцентирующая внимание на связи ритуала и символа как социальных феноменов. Данная теория, восходящая своими истоками к принципам символического структурализма, сформулированным К.Леви-Строссом4, получила развитие в статьях и монографиях В.Тэрнера, Р.Фирта, С.Лангер, Э.Лича, В.Н.Топорова и ряда других исследователей5.

2 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989; Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980.

3 Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М.: Рефл-Бук, 1998; Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. M.: Изд. фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.

4 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс: Яуза, 2001.

5 См.: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000; Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Главная редакция вост. литературы изд-ва «Наука», 1983; Firth R. Elements of social organization. Watts & Co, London, 1963; Топоров B.H. Символ и ритуал. M.: Наука, 1983; Лич Э. Культура и

Среди работ социологов-классиков, посвященных анализу ритуалов и их роли в регулировании общественных отношений, методологической значимостью обладают труды Э.Дюркгейма, М.Вебера, Р.Мертона и Т.Парсонса6. В отечественной науке по данной проблематике выделяются исследования Ю.М. Лотмана, А.К.Байбурина, Л.Г. Ионина, В.Н.Нечипуренко7.

Если обратиться непосредственно к предмету настоящего исследования, то следует отметить, что целостных работ, посвященных организационным ритуалам как таковым, не существует. При этом в рамках социологии управления они рассматриваются многими авторами как важный элемент организационной культуры. Наиболее последовательно проблематика организационных ритуалов представлена в работах Т.Дила и А.Кеннеди, Э.Шейна, К.Камерона и Р.Куинна, Ч.Хэнди и Й.Кунде8. Кроме того, специфика ритуалов, распространенных в практике менеджмента, отражена в ряде работ, посвященных сравнительному анализу бизнес-культур в различных странах (Г.Хофштеде, Ф.Тромпенаарса и Ч.Хампден-Тернера, У.Оучи, Р.Д.Льюиса9 и др.). Среди российских социологов и экономистов, системно рассмотревших проблемы организационной культуры и корпоративных ритуалов, обращают на себя внимание труды Ю.Д.Красовского,

коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.

6 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+, 1998; Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). / Вебер М. Избранное. Образ обществ. М.: Юрист, 1994; Мертон Р. Типы приспособления индивидов. Ритуализм. http://lib.socio.msu.ru; Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.

7 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство - СПб., 2002; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000; Нечипуренко В.Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2002.

8 Deal Т., Kennedi A. Corporate Cultures. The Rites and Rituals of Corporate Life. London: Addison-Wesley, 1982; Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002; Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001; Handy Ch. В. Gods of Management: The Changing Work of Organizations. N.Y.: Oxford University Press, 1995; Кунде Й. Корпоративная религия. Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.

9 Hofstede G. Culture's Consequence. International differences in Work-related Values. Newbury Park: Sage Publications Inc., 1984; Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: Попурри, 2004; Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984; Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999.

В.В.Щербины и Е.П.Поповой, В.И.Верховина, С.А.Баркова, О.С.Виханского и А.И.Наумова, В.В.Томилова, В.А.Спивака10.

Целью диссертационного исследования является выявление управленческих особенностей и исторических тенденций использования ритуалов как элемента организационной культуры, а также определение специфики восприятия организационных ритуалов работниками современных российских компаний.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- определить особенности исторического развития ритуальной практики в социальных институтах различного типа;

- выявить социально-управленческую специфику использования ритуалов в современных условиях;

- классифицировать организационные ритуалы в соответствии с различными критериями управленческой практики;

- провести сравнительный анализ использования ритуалов в различных национальных бизнес-культурах;

- систематизировать функции организационных ритуалов в современных компаниях;

- проследить наиболее значимые тенденции использования организационных ритуалов в отечественной практике управления;

- определить особенности восприятия организационных ритуалов работниками российских организаций;

- наметить потенциал дальнейшего использования ритуалов как инструментов управления организациями.

10 Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления. М.: Финансы и статистика, Юнити-Дана, 2007; Щербина В.В., Попова Е.П. Развитие деловых организаций. Теоретические модели и проблемы практического применения. М.: РГГУ, 2010; Верховин В.И. Трудовое поведение. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003; Барков С.А. Теория организации. Институциональный подход. М.: КДУ, 2009; Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Издательство Московского университета, 1995; Наумов А.И. Влияние национальной культуры на управление бизнесом// Менеджмент. Век XX - век XXI. M.: Экономистъ, 2004; Томилов B.B. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000; Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

Объект исследования - ритуалы как элемент организационной культуры.

Предмет исследования - структурно-управленческие особенности использования ритуалов в современных организациях.

Выбор теоретико-методологических оснований исследования обусловлен поставленной целью и спецификой предметной области. В диссертации нашли применение общенаучные принципы исследования: единства синхронного и диахронного исследования объекта, синтеза причинно-следственных и структурно-функциональных обоснований выявленных закономерностей, взаимодополнения объективной и субъективной сторон социальных явлений. В работе нашел применение цивилизационный подход, в соответствии с которым проведен сравнительный анализ роли ритуалов в организационных культурах компаний различных стран. В ходе работы были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия); анализ письменных источников на русском, английском и немецком языках; специальные социологические методы построения эмпирического и теоретического знания (экспертный опрос, исторический метод исследования, позволивший раскрыть эволюцию использования ритуалов в социальных институтах различного типа).

Эмпирической базой исследования послужили результаты проведенного автором экспертного опроса кадровых работников организаций, действующих на территории России. Исследование было нацелено на сбор количественной и качественной информации относительно восприятия организационных ритуалов как инструментов управления, а также изменений в их использовании, произошедших в последние десятилетия. В опросе участвовали специалисты и менеджеры низшего и среднего звена, имеющие большой стаж работы. Были обработаны данные, полученные от 60 экспертов, представлявших 60 организаций, включавших в себя отечественные компании, многонациональные корпорации, работающие в России, и некоммерческие организации (действующие в сфере образования и здравоохранения).

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. определены базовые управленческие особенности и организационные функции ритуалов как элемента организационной культуры;

2. проведен сравнительный анализ использования ритуалов в российской, американской, британской, немецкой и японской бизнес-культурах;

3. выявлена историческая динамика использования ритуалов в отечественных организациях, включающая в себя три различные этапа: советская эпоха, 1990-е годы и современная Россия;

4. определена зависимость частоты и эффективности использования организационных ритуалов от социально-экономического положения организации и экономики в целом;

5. систематизированы факторы позитивного и негативного восприятия ритуалов работниками современных организаций;

6. определены социальные императивы управленческой деятельности по эффективному созданию и закреплению организационных ритуалов в современных условиях.

Научная новизна диссертации конкретизирована в положениях, выносимых на защиту.

1. Организационные ритуалы представляют собой совокупность программируемых действий и мероприятий с высокой степенью эмоциональной вовлеченности, которые демонстрируют сотрудникам ценности организации и обеспечивают функции стабилизации, интеграции и поддержания статусной идентичности. Сообразно выделенным Т.Парсонсом функциональным проблемам любой социальной системы, ритуалы в организации выполняют следующие функции: (1) функция социализации - восприятие норм и ценностей сообщества, а также интеграция в него; (2) воспроизводящая функция - консервация корпоративных норм и правил на основе санкций за их нарушение; (3) структурная функция - поддержание иерархии статусов; (4) функция стабилизации - создание стабильных моделей мышления и принципов восприятия

организационной реальности. Исходя из различного сочетания данных функций, выделяются следующие типы ритуалов: ритуалы перехода (изменения статуса); интегрирующие ритуалы; ритуалы поощрения; ритуалы порицания; ритуалы разрешения споров и улаживания конфликтов; ритуалы обновления (оживления традиций и внедрения инноваций). Постиндустриальная стадия развития общества во всех странах усиливает внимание к организационной культуре и ритуалам как ее части по причине усиления экономического значения лояльности персонала и в силу необходимости жесткого контроля над людьми умственного труда.

2. В разных национальных бизнес-культурах - одна из наиболее полных классификаций которых была создана Г.Хофштеде - отличаются доминирующие ритуалы и исполняемые ими роли. Произведенный сравнительный анализ показал, что японская культура является одной из наиболее ритуализированных, при этом ритуалы прежде всего ориентированы на поддержание коллективистского духа и отношения к компании как к большой семье. В США с высоким индивидуализмом и огромной разницей в доходах между менеджерами и рядовыми работниками наиболее значимыми являются интегрирующие ритуалы в форме широкомасштабных корпоративных праздников, конкурсов и шоу, на которые тратятся очень большие в сравнении с другими странами деньги. Для Германии типична ориентация на поддержание организационной иерархии и порядка. Здесь наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, позволяющие рядовым сотрудникам повысить свой статус до недостижимого в обычной работе уровня. Во Франции с преобладающим авторитарным стилем управления компаниями и стремлением большого числа граждан «жить красиво» особую популярность приобрела традиция предлагать подчиненным разнообразные приятные варианты коллективного времяпрепровождения (в частности, посещение 8РА-салонов и фитнес-центров). В Великобритании с характерными для этой страны ценностями индивидуализма, мужественности и консерватизма большое внимание уделяется неформальным ритуалам,

нацеленным на развитие межличностного общения (посещение клубов, совместные походы с коллегами в паб и т.д.).

3. В России можно констатировать «синусоидальную» траекторию развития процесса организационной ритуализации от периода советских времен с их насыщенностью различными ритуалами через резкое сокращение использования данного элемента организационной культуры в 1990-е годы к активному распространению ритуалов на всех уровнях организационной практики в 2000-х годах. В последний период существования СССР наличествовало большое количество ритуалов, связанных с партийной, комсомольской и профсоюзной деятельностью, а также самим производством. Постепенно происходила деградация данных ритуалов, детерминированная дискредитацией выражаемых ими смыслов и значений. Однако последующее изменение экономической и политической ситуации в стране не означало полного исчезновения ритуалов советской эпохи. Будучи относительно устойчивым образованием, они полностью или частично сохранялись и в последующие годы, являясь частью противоречивой ритуальной практики российского общества. В кризисные 1990-е годы внимание к организационным ритуалам резко упало. Ритуалы, будучи повторяющимися действиями, требующими определенных усилий и затрат на разработку, внедрение и распространение, в период кризиса утрачивают свою актуальность, вытесняются из организационной практики в силу общей дестабилизации ситуации, недостатка возможностей и ресурсов для их модернизации, а также по причине сформировавшегося негативного отношения к ритуалам из-за присущей им жесткой связи с прошлым, итогом которого стал кризис. В 2000-е годы, в период относительной стабилизации социально-экономического развития страны, ритуалы оказываются снова востребованными, при этом их создание, возрождение или сохранение приобретает новый смысл в рамках поступательного развития бизнеса.

4. Произведенный экспертный опрос показал, что с советских времен серьезным образом изменились доминирующие в организациях ритуалы. В

советское время ритуалы объединяли всю страну, являлись по большей части общенациональными, были тесно связаны с трудовой деятельностью и общественной жизнью (субботники, собрания и совещания, социалистическое соревнование и др.). В настоящее время на уровне организационной практики предпочтение отдается созданию внутрикорпоративных ритуалов (пусть даже очень похожих друг на друга в разных организациях), ориентированных на совместное проведение досуга (корпоративные вечеринки, праздники и т.п.).

5. Совокупность организационных ритуалов в современных отечественных организациях в целом носит эклектический характер: часть из них осталась от советских времен, часть заимствована из других культур, часть самостоятельно выработана в организациях. Очень редко наблюдается четкая связь ритуалов с базовыми положениями и принципами организационной культуры. На общем фоне, в целом, несистемного использования ритуалов, наиболее выраженной является тенденция к усилению ритуальной направленности тех мероприятий, которые служат повышению преданности конкретному руководителю и демонстрации его привилегированного статуса.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут найти непосредственное применение в практике работы современных российских компаний, реализующих начинания в области построения эффективной организационной культуры. Выявленные в диссертации закономерности социального восприятия ритуалов как элемента управления позволят руководству организаций оптимизировать кадровый менеджмент, внедрять эффективные механизмы повышения лояльности персонала, снизить потенциал возникновения организационных конфликтов, вызванных различным пониманием ценностей организационной культуры. Результаты анализа современного состояния ритуальной практики отечественных организаций создают методологическую основу для последующих социологических исследований в области организационной культуры, а также консультационных

проектов по совершенствованию функционирования организаций различного типа.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в следующих учебных курсах для подготовки социологов, экономистов и менеджеров: «Социология организаций», «Теория организации», «Менеджмент», «Управление персоналом» и «Организационное поведение».

Апробация работы. Работа подготовлена и обсуждена на кафедре социологии организаций и менеджмента МГУ имени М.В.Ломоносова. Основные положения диссертации докладывались автором на международной научной конференции «Ломоносовские чтения» ( Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 2009 - 2011 гг.), на всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 2009 г.). В рамках XVII международной конференции среди студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносовские чтения» (2010 г.), доклад автора был награжден дипломом победителя среди аспирантов на подсекции «Социология организаций и менеджмента». Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора, общим объемом 4,47 п.л. (из них 5 научных статей, опубликованных во всероссийских научных журналах, входящих в Перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации).

Структура работы. Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 6 параграфов, приложения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИТУАЛА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

1.1. Сущность ритуала и его роль в развитии системы социальных отношений

Ритуалы относятся к числу социокультурных феноменов, которые

существуют на протяжении всей истории человеческой цивилизации, от глубокой

древности до наших дней. Ритуал - фундаментальный элемент общественной

жизни, универсальная форма организации и ценностно-нормативной

регуляции социального порядка, символизации и стереотипизации

социальных взаимодействий на всех уровнях общественной практики и во

всех институциональных сферах деятельности.

Как социокультурный феномен ритуалы в широком эволюционном

контексте «отражают момент перехода от природного и биологического к

п

культурному и социальному» , являются вехой в познании и освоении мира, в развитии организационных основ общественной жизни. Появление ритуалов и зарождение ритуальной практики - знаковый момент в истории человечества, в его цивилизационном развитии.

На протяжении многих веков человек был глубоко погружен в природный мир, который одновременно был для него средой обитания и источником ресурсов, а также зоной опасностей и рисков, сферой непознанного и необъяснимого. Уже в глубокой древности, стремясь справиться с превратностями этого мира, «люди начали создавать символы; выдумывать истории и соблюдать ритуалы, делавшие окружающий мир осмысленным, - все для того, чтобы переменчивость погоды, судьбы, здоровья, охоты и земледелия не

1 л

осталась непонятной» . Ритуальная практика стала формой осмысления мира, наделения смыслами и значениями конкретных объектов, явлений, отношений и

11 Топоров B.H. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988, с. 44.

12 Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: ACT: Москва-Хранитель, 2008, с.37.

процессов, а также способом упорядочивания социальной реальности, установления взаимосвязи с разноуровневыми порядками естественного и сверхъестественного.

Возникновение ритуальной практики - социально детерминированный процесс, обусловленный потребностями в адаптации к окружающей среде и обеспечении безопасности жизнедеятельности, преодолении кризисных ситуаций, нарушающих сложившийся порядок и ритм жизни, установлении общепризнанных норм и ценностных ориентиров в целях стабилизации индивидуального, группового и общественного существования и развития. Как подчеркивал Э.Дюркгейм: «Самые варварские или диковинные обряды, самые странные мифы выражают какую-то человеческую потребность, какой-то аспект

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Архангельская, Лидия Сергеевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.

2. Алексеевский B.C. Введение в российский менеджмент. Калуга: Манускрипт. 2001.

3. Андреева О.Ю., Лысенко О.В. Источники происхождения ритуалов корпоративной культуры российских предприятий, http://www.auditorium.ru

4. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. // Советская этнография. 1981, № 2.

5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

6. Барков С.А., Дорохина О.В. Проблемы и противоречия формирования внутренней репутации современной компании. // Репутациология. 2009, №1.

7. Барков С.А. Организация и рынок: противоборство или согласие? М.: Изд-во МГУ, 2008.

8. Барков С.А. Социология организаций. М.: Издательство МГУ, 2004.

9. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб.: Алетейя, 2000.

Ю.Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

П.Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

12.В бизнесе появилось место празднику, http://c-culture.ru/news/broadcast/50/

13.Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001.

14.Ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: «Восточная литература» РАН, 1999.

15.Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). / Вебер М. Избранное. Образ обществ. М.: Юрист, 1994.

16.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. / Вебер М. Избранное. Образ обществ. М.: Юрист, 1994.

17.Вебер М. Хозяйство и общество, http://filosof.historic.ru/

18.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Издательство Московского университета, 1995.

19.Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982.

20.Волкогонова О. Российская модернизация и опасности авторитаризма. // Российская модернизация: размышления о самобытности: /Сб. ст. /Ин-т Кеннона. М.: Три квадрата, 2008.

21.Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Эдиториал УРСС, 2004.

22.Гордон J1.A., Клопов Э.В. Потери и обретения в России 90-х. М.: Эдиториал УРСС. Т. 1,2000, Т.2, 2001.

23.Гудков JL, Дубин Б. Представления о модернизации российской элиты. // Российская модернизация: размышления о самобытности: /Сб. ст. /Ин-т Кеннона. М.: Три квадрата, 2008.

24. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR: практические рекомендации. СПб.: Питер, 2009.

25.Данилова Н.И. Социальная ответственность лидерства в бизнесе // Социальная ответственность бизнеса как фактор развития Северо-Запада России: опыт и проблемы (сборник научных трудов). СПб.: СПАУЭ, 2008.

26.Дилигенский Г.Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты XX-XXI в. на рубеже тысячелетий. Дубна: Феникс+, 2005.

27.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

28.Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-пресс, 2000.

29.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда, http://www.ckp.ru

30.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон+, 1998.

31.Ежегодно рынок ивент-услуг в России растет на треть, http ://www.btlregio .ru/stat

32.Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2002.

33.Event-индустрия в России: с каждым днем все лучше, www.eventmarket.ru

34.Жертвоприношение. Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000.

35.Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга 1-я: Государев двор, или дворец. М., 1990.

36.Зарянка В. Как немецкие фирмы закаляют командный дух. http ://www.reporter. by/world/

37.Заславская Т.П. Современное российское общество: социальный механизм трансформаций. М.: Дело, 2004.

38.3идер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

39.Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

40.Исида X. Управление человеческими ресурсами по-японски // Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Век XX - век XXI. М., Экономистъ, 2004.

41.Как работают японские предприятия. М: Экономика, 1989.

42.Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

43.Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.

44.Карпова Ю.А. Социальная оценка процессов формирования организационной культуры российских предприятий. // Управление персоналом. Ученые записки. Книга III. СПб.: Изд-во СПбАУП, 2005.

45.Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

46.Кондрашева Т.В. Восприятие российской деловой культуры французскими и российскими менеджерами. //Вестник Московского Ун-та серия 24 менеджмент. М.: Изд-во Московского университета. 2010. №1.

47.Корпоративным праздникам посвящается, http://www.hr-journal.ru

48.Крылова Н. Поощрение и порицание - это вам не хухры-мухры, это ритуалы. // Капитал. М., № 6. 05.03.1997.

49.Крылова Н. Традиции и ритуалы: От ремесленников Древнего Рима до компаний XX века. // Капитал. М., № 5, 26.02.1997.

50.Кунде Й. Корпоративная религия. Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.

51.Курс предпринимательства. / Под ред. В.Л. Горфинкля, В.А. Швандара. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/index.htm

52.Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики, разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

53.Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.

54.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

55.Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс: Яуза, 2001.

56.Лелюхин С. «Не секрет, что друзья не растут в огороде». Есть ли будущее у корпоративов? // Профессионализация социального менеджмента: Сборник научных статей. Саратов, 2008.

57.Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI - XIX вв.). СПб.: Издательство Фроловой Т.В., 1999.

58.Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.

59.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство - СПб., 2002.

60.Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 1999.

61.Лэнгдон К., Брюс Э., Итон Д. Мастерство менеджмента. М.: Росмэн, 2004.

62.Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М.: Рефл-Бук, 1998.

63.Малиновский Бр. Социология религии (типы религиозных сообществ). / Вебер М. Избранное. Образ обществ. М.: Юрист, 1994.

64.Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., 1996.

65.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, изд. 2, 1961, Т. 21.

66.Мартемьянов Ю.С., Шрейдер Ю.А. Ритуалы - самоценное поведение. // Социология культуры. М., 1975. Вып. 2.

67.Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М, 2011.

68.Мертон Р. Типы приспособления индивидов. Ритуализм. http://lib.socio.msu.ru

69.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

70.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999, Т.1.

71.Мулярова Е. Хоровод для прибыли, http://www.hrm.ru

72.Наумов А.И. Влияние национальной культуры на управление бизнесом // Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Век XX - век XXI. М.: Экономистъ, 2004.

73.Неретина С.С. Тропы и концепты. М.: ИФРАН, 1999.

74.Нечипуренко В.Н. Ритуал - генезис социального бытия и формирование субъективности: Автореф. дис. на соискание уч. степени д-ра филос. наук: 09.00.11 / В.Н.Нечипуренко. - Ростов-на-Дону, 2002.

75.Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988.

76.Орлов A.C., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. М.: Простор, 2006.

77.0сборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. М.: ACT: Москва-Хранитель, 2008.

78.0учи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Экономика, 1984.

79.Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000.

80.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.

81.Пленков О.Ю. Третий Рейх. Арийская культура. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.

82.Ползиков С.Д. Проблемы предпринимательства в истории западной индустриальной социологии. М.: Луч, 1994.

83.Польская С.А. «...Прими власть как испытание...»: королевское помазание и коронация в протоколах Франкских коронационных порядков. // Хачатурян H.A. Священное тело короля. М., 2006.

84.Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). Очерк первый. М., 1997.

85.Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л.: Наука, 1966.

86.Романов П. В. Социология менеджмента организаций. Саратов, 2003.

87.Романов П., Кононенко Р. «Хочешь-не хочешь, а иди и отмечай». Корпоративные праздники и их агенты. // Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М.: «Вариант», ЦСПГИ, 2007.

88.Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М.: «Восточная литература» РАН, 2001.

89.Савенко В. Люди и ритуалы. // Менеджмент и менеджер. 2002. №3.

90.Селигман А. Веллер Р. Пьет М. Саймон Б. Да здравствует ритуал! (Ритуалы и их последствия: там, где не нужна искренность). // Историческая психология и социология истории. 2009. № 2.

91.Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2004.

92.Сидорина JI. Культуру формирует лидер, даже если он об этом не подозревает //Экономика и время. 2004. №2 (489).

93.Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаГ. T.l. М., 1989.

94.Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.,

1994.

95.Сорокин П.А. Кризис современной семьи. // Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3.

96.Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.

97.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

98.Тартаковская И.Н. Карьера женщины в индустрии. // Человеческие ресурсы. 1998, №2.

99.Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

100. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000.

101. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

102. Топоров В.Н. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

103. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн.: Попурри, 2004.

104. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Глав, редакция вост. литературы изд-ва «Наука», 1983.

105. Ульяновский A.B. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности,

1995.

106. Уортман P.C. Сценарии власти, т. 1, М., 2002.

107. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

108. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. М.: Рипол Классик, 2011.

109. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980.

110. Фрейд 3. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2008.

111. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

112. Хачатурян Н.А. Сакральное в человеческом сознании // Хачатурян Н.А. Священное тело короля. М., 2006.

113. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.

114. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления. М.: Академический Проект, 2006.

115. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.

116. Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб.: Питер, 2001.

117. Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.

118. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

119. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

120. Alchian A., Demsetz Н. Production, Information Coasts and Economic organization// American Economic Review. 1972. № 62(5).

121. Beattie J. Ritual and Social Change. Man. 1966. Vol. 1. N. 1.

122. Bell C. Ritual Theory, Ritual Practice. New York: Oxford University Press, 1992.

123. Bellah R. Religious Evolution // American Sociological Review. Chicago, 1964, v. 29, June.

124. Birrell S. Sport as Ritual: Interpretation from Durkheim to Goffman. Social Forces. 1981, Vol. 60, No. 2, Special Issue.

125. Braverman H. Labor and Monopoly Capital. The Degradation of Work in the Twentieth Century. New York and London: Monthly Review Press, 1974.

126. Cannadine D. Introdiction: The Divine Rites of Kings // Rituals of Royalty: Power and Ceremonial in Traditional Societies. Cambridge, 1987.

127. Deal T., Kennedi A. Corporate Cultures. The Rites and Rituals of Corporate Life. London: Addison-Wesley, 1982.

128. Euskirchen M/ Militärrituale. Analyse und Kritik eines Herrschaftsinstruments. Köln: Papy Rossa-Verlag, 2005.

129. Firth R. Element of Social Organization. Walts & Co, London, 1963.

130. Geertz C. Negara: The Theatre State in Nineteenth-Century Bali. Princeton (N.J.), 1980.

131. Gluckman M. Les Rites de Passage // Essays on the Ritual of Social Relation. Manchester University Press, 1962.

132. Goffman E. Interaction Ritual: Essays in Face-to-Face Behavior. Aldune Pub., 1967.

133. Goody J. Myth, Ritual and the Oral. Cambridge University Press, 2010.

134. Hampton D. R. Organizational Behavior and the Practice of Management. Glenview, London: Scott, Foresman and Company, 1987.

135. Handy Ch. B. Gods of Management: The Changing Work of Organizations. N.Y.: Oxford University Press, 1995.

136. Handy Ch. B. Understanding Organizations. London: Penguin Books, 1981.

137. Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories // Academy of Management Executive. №7 (1). 1993.

138. Hofstede G. Culture's Consequence. Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks: Sage Publications Inc., 2001.

139. Hofstede G. Culture's Consequence. International Differences in Work-related Values. Newbury Park: Sage Publications Inc., 1984.

140. Hofstede G. Cultures and Organizations. Software of the Mind. N.Y.: McGraw-Hill, 1997.

141. Koubek J. Unternehmenskulturen als Teilkulturen, http://www.dobocom.de

142. Lipp С. Gerettete Gefühle? Überlegungen zur Erfoschung der historischen Mutter-Kind-Beziehungen // Sozialwissenschaftliche Informationen. 1984. Bd. 13.

143. Lukes S. Essays in Social Theory. New York: Columbia University Press, 1977.

144. Max Weber on Law in Economy and Society. N.Y., 1967.

145. Milbach B. Soziologische Handlungstheorie. Eine Einführung. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2006.

146. Ouchi W. Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge. London: Addison-Wesley, 1981.

147. Rappaport R. A. Ritual and Religion in the Making of Humanity. Cambridge University Press, 1999.

148. Rappaport R.A. Ritual, Sanctity, and Cybernetics. American Anthropologist, New Series, Vol. 73, No. 1, 1971.

149. Schein E.H. The Corporate Culture. Survival Guide. San Francisco: Jossey-Bass, 2009.

150. Shils E. Center and Periphery, in the Logic of Personal Knowledge: Essays Presented to Michael Polanyi, Routledge & Kegan Paul, 1961.

151. Smircich L. Concepts of Culture and Organizational Analysis. Administrative Science Quarterly, (28), 1983.

152. Stein H.-P. Simbole und Zeremoniell in deutschen Streitkräften: vom 18. bis Zum 20. Jahrhundert. Heiford, 1986.

Интернет-сайты

1. http://www.auditorium.ru

2. http://www.bibliotekar.ru

3. http://www.btlregio.ru

4. http://www.c-culture.ru

5. http://www.ckp.ru

6. http://www.eventmarket.ru

7. http://www.filosof.historic.ru/

8. http://www.hrm.ru

9. http://www.hr-journal.ru

10.http://www.reporter.by

11. http://soc.lib.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.