Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Чернова, Мария Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 295
Оглавление диссертации кандидат наук Чернова, Мария Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РИТМОМЕЛОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ДОМИНАНТЫ
1.1. Основные тенденции исследования ритма в современной науке
1.2. Психологические, психолингвистические,. нейрофизиологические и физиологические основания исследования ритмомелодической структуры поэтического текста
1.3. Ритмомелодическая структура текста как компонент синергетического
процесса
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ РИТМОМЕЛОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПОЭТИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТОВ
2.1. Цель, задачи, материал исследования
2.2. Выбор методики
3. Первый этап экспериментального исследования: выявление закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического текста
3.1. Характеристика испытуемых
3.2. Описание результатов эксперимента
3.3. Выводы по первому эксперименту
4. Второй этап экспериментального исследования: выявление характера корреляции ритмомелодической и смысловой структур поэтического текста и роли ритмомелодических характеристик текста в процессе понимания его эмоционально-смысловой доминанты
4.1. Цель, задачи, материал и методика исследования
4.2. Описание результатов эксперимента
4.3. Выводы по второму эксперименту
5. Третий этап экспериментального исследования: установление общих закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов
5.1. Цель, задачи, материал и методика исследования
5.2. Характеристика испытуемых
5.3. Эксперимент с использованием поэтического текста
5.4. Эксперимент с использованием музыкального текста
5.5. Выводы по третьему эксперименту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
#
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания2002 год, кандидат филологических наук Чернышева, Нина Юрьевна
Эмоциональная доминанта как структурообразующий компонент текста перевода2004 год, кандидат филологических наук Роговская, Елена Евгеньевна
Фоносемантическая доминанта как структурообразующий компонент текста перевода: Экспериментальное исследование на материале русского и английского языков2001 год, кандидат филологических наук Шадрина, Ирина Николаевна
Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания: Экспериментальное исследование1999 год, кандидат филологических наук Балаш, Маргарита Александровна
Специфика понимания иноязычного поэтического текста в условиях учебного двуязычия2007 год, кандидат филологических наук Волохова, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста»
ВВЕДЕНИЕ
Исследование процессов порождения и восприятия (понимания) текста, способов вербальной репрезентации мыслительного содержания является актуальным в современной филологической науке. Активно изучаются семантика, структура и функционирование текста, закономерности текстообразования, детерминирующие существование речевого произведения как структурной и смысловой целостности. Осуществляется поиск элементарных смысловых единиц, ответственных за создание смысловой структуры текста. Вместе с тем, многочисленные попытки обнаружения подобных смысловых единиц показали, что вычленение в тексте смыслосодержащих компонентов (языковых единиц и смысловых блоков) любого качества и количества не позволяет решить вопрос о принципах возникновения текста как смыслового целого. Разноаспектные исследования текста в психолингвистическом аспекте в последнее время (В.А. Пищальникова, И.А. Герман, A.A. Залевская, Ю.А. Сорокин и др.) показывают, что текст представляет собой отнюдь не линейную последовательность языковых элементов, не статичную иерархию смыслов, а сложный, иерархически организованный репрезентант некоей смысловой нелинейной целостности (Герман, Пищальникова, 1999) и поэтому должен исследоваться как функциональная (процессуальная) система. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является подход к тексту с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность (язык) и текст исследуются как открытые неравновесные нелинейные самоорганизующиеся системы, обладающие; способностью обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией. При этом звуковая = субстанция текста, в частности, его ритмомелодическая организация является не чем иным, как веществом, способным воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.
Диссертация представляет собой теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия..
Актуальность диссертации определяется все более возрастающим интересом в современной науке к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл; активизацией фоносемантических исследований, выявляющих роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности; отсутствием аргументированной концепции, рассматривающей ритмомелодическую структуру как содержательно-значимый компонент текста.
Объектом нашего исследования является вербальный (поэтический) и музыкальный тексты, в которых ритмическая организация традиционно признается существенным признаком.
Предмет исследования - ритмомелодическая структура сопоставляемых видов текста, образующаяся в процессе самоорганизации сложно взаимодействующей звуковой материи.
Цель диссертационного исследования - выявление лингвосинергетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Установить основные тенденции исследования ритма.
2. Исследовать психологические, психолингвистические, нейрофизиологические и физиологические основания изучения ритмомелодической структуры поэтического текста.
3. Экспериментально аргументировать наличие/отсутствие одинаковых закономерностей функционирования ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов; выявить специфику реализации этих закономерностей в текстах обоих типов.
4. Определить роль ритмомелодических характеристик текста в процессе его продуцирования и рецепции.
5. Доказать, что ритмомелодические характеристики текста являются его содержательным компонентом и относятся к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.
6. Выявить возможные связующие элементы феноменальной стороны текста и среды его обитания - концептуальной системы индивида.
Специфика поставленных цели и задач обусловила использование следующих методов и приемов исследования:;
1) прием компонентного анализа лексических единиц текста с использованием данных толковых словарей русского языка;
2) метод концептуального анализа, направленный на выявление доминантного личностного смысла текста;
3) различные методики психолингвистического эксперимента;
4) методика позиционного анализа структуры текста, разработанная Г.Г. Москальчук в применении к смыслосодержащему объекту;
5) элементы статистического анализа для количественной обработки результатов экспериментов.
Материалом исследования служат 104 поэтических и музыкальных текста, входящих в общепризнанный национальный фонд культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
смысловые отношения ритмомелодических характеристик текста рассматриваются в синергетическом аспекте;
экспериментально устанавливается взаимная обусловленность ритма, смысла и эмоции, которая обосновывалась в лингвистике ранее только теоретически;
экспериментально устанавливаются общие закономерности функционирования; ритмомелодической структуры текстов, принадлежащих к разным знаковым системам;
ритм рассматривается как интегративный компонент когнитивной структуры.
Теоретическая значимость работы. Выводы, полученные на; основе экспериментальных данных, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в порождении и восприятии речи. Кроме того, работа может способствовать углублению общей теории понимания речевого произведения и роли эмоционального компонента в этом процессе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста при создании методик оптимизации речевого воздействия; при исследовании суггестивных свойств речи, где фоническая (ритмомелодическая) организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида; в качестве материала при разработке спецкурсов по проблемам психолингвистики; на занятиях по анализу текста — изучение способов взаимодействия ритмомелодической структуры текста с его смысловым; уровнем позволяет повысить объективность интерпретации текста; в спецсеминарах по изучению новых направлений в лингвистике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего более 250 наименований, и трех приложений, содержащих 72 рисунка и 24 таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ритм предопределяет способ репрезентации эмоционально-смысловой доминанты, а, следовательно, - особенности структуры речевого произведения.
2. Вследствие этого ритм является для автора своеобразным индикатором, первичной материализацией замысла как целостности и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла речевого произведения.
3. Ритмические характеристики текста задают направление авторских ассоциаций.
4. Ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции, а потому они гомоморфны.
5. Ритм фиксирует динамику процесса смыслообразования.
6. Асимметричные компоненты структуры ритма служат маркерами перехода системы из одного структурно-функционального состояния в другое и сигнализируют о наличии в процессе порождения смысла моментов неустойчивости.
7. Экспериментально подтверждено положение о том, что ритмомелодическая структура поэтического текста регулирует протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.
Основные положения исследования в виде докладов, выступлений, сообщений излагались на ХЬ международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 2002г.); на VII межвузовской научно-практической конференции «Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста» (г. Бийск, 2002г.). Апробация отдельных частей работы проходила на аспирантских объединениях в Алтайском государственном университете в 1999-2001 годах.
ГЛАВА 1. РИТМОМЕЛОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ДОМИНАНТЫ
1.1. Основные тенденции исследования ритма в современной науке
Исследование ритмомелодической структуры текста невозможно без обращения к проблеме ритма. Следует отметить, что данная проблема, несмотря на давнюю и плодотворную историю своего изучения, и в настоящее время не может считаться вполне решенной. Слово ритм употребляется чрезвычайно широко и по отношению к самым различным по своей природе явлениям. Показательно, что существует более пятидесяти определений этого понятия. Как отмечает М. Верли, «термин ритм в своем применении является в той же мере неопределенным и непостоянным, в какой нерешенной и загадочной представляется данная проблема в целом» (Верли, 1957, с. 133). По словам Ф.-В. Шеллинга, «ритм принадлежит к удивительнейшим тайнам природы и искусства» (Шеллинг, 1966, с. 196).
В обыденном сознании понятие ритма издавна связывается с представлением об< организованности, определенной упорядоченности процессов и явлений. Слово ритм' применяется по отношению к какому-либо процессу, в котором более или менее равномерно чередуются различные явления, то есть речь идет об определенным образом упорядоченной; организации процесса во времени. Так, к ритмическим явлениям относят смену времен года,. дня и ночи, чередование приливов и отливов, максимумов и минимумов солнечной активности и т.п.
Самыми распространенными признаками ритма являются регулярность, периодичность и повторяемость. Зачастую понятия периодичности, цикличности и ритмичности употребляются как синонимичные, однако эти понятия не являются • равнозначными. Процесс называют периодическим, когда повторное наступление какого-либо события отделяется от предыдущего равным интервалом времени, следовательно, время наступления периодических явлений можно точно предсказать. Для циклического развития характерно «такое изменение состояния системы, при котором она возвращается в идентичное, уже имевшее место в прошлом, состояние через любой интервал времени (курсив мой.- М.Ч.)» (Возовик, 1970, с. 3-4). Слово ритм употребляется по отношению к процессу закономерного чередования каких-либо соизмеримых элементов или явлений в системе. Как отмечает Ю.И. Возовик, «для ритмично протекающего процесса характерно закономерное повторение определенных качественных состояний отдельных элементов
системы, причем интервалы повторений могут быть и неодинаковы (курсив мой.- М.Ч.)» (там же, с. 4). Таким образом, ритмичность и периодичность представляют собой разные понятия. Между тем, многие научные определения ритма исходят из понимания его как простого периодического повторения при чередовании каких-либо явлений или событий. Так, в языкознании под речевым ритмом понимается «регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции» (Языкознание: Большой энцикл. сл., с. 416). Но в таком понимании ритм является не более чем абстракцией, поскольку в действительности тождественных повторений не может быть, так как ритм — это форма движения, развития материи.. По словам Б.С. Алякринского и С.И. Степановой, «понятие тождества как одинаковости, равенства с самим собой с точки зрения диалектики обязательно предполагает одновременное изменение, различие» (Алякринский, Степанова, 1985, с. 8). В свое время Н.Я. Пэрна, определяя природу ритма, подчеркивал, что «...всякий периодический или волнообразный процесс есть, в сущности, прогрессивный процесс; в каждом периодическом процессе нечто достигается...-, каждый следующий период, или следующая волна не есть полное повторение предыдущих, а наслаивается на эти предыдущие как их следующая и новая ступень (курсив мой.- М.Ч.)» (цит. по: Алякринский, Степанова,. 1985, с. 8). Представление о том, что повторные возвращения в исходное состояние происходят через равные промежутки времени, также не соответствует действительности: «реальные ритмы, особенно в сфере живой материи, никогда не имеют такого строгого однообразия: периоды между аналогичными состояниями равны лишь приблизительно, они также колеблются около какой-то величины, в среднем довольно постоянной» (там же, с. 8-9).
В философии понятие ритма используется при исследовании категорий времени и движения. Наряду со временем и пространством ритм признается одной из основных форм существования материи, особым образом оформленным движением. Ритмические процессы носят всеобщий характер, характеризуя все уровни развития материи. Таким образом, ритм принадлежит к числу фундаментальных природных закономерностей и является основой самого существования сложных физических объектов. Поэтому следует признать обоснованным нередко встречающееся утверждение о том, что единство жизни есть единство ритма.
В естествознании ритм изучается в связи с процессами органической природы. Общепризнанным считается тот факт, что биологические ритмы лежат в основе организации живых систем и являются неотъемлемым их свойством. Согласно теории А.И. Опарина, органическая жизнь могла возникнуть только при условии ритмических форм движения,
поскольку в процессе эволюции фактором отбора наиболее совершенных систем могло служить наличие в их функционировании циклического повторения. Как полагает исследователь, «...при быстром и массовом разрастании исходных систем происходил отбор для дальнейшей эволюции только тех из них, в которых реакции клетки согласовывались между собой так, что возникали стационарные, постоянно повторяющиеся цепи или даже замкнутые циклы реакций, где эти реакции совершались все время по одному и тому же кругу, и только в определенных пунктах этого круга происходило ответвление, приводившее к постоянно повторяющемуся новообразованию того или иного продукта» (Опарин, 1957, с. 329). П.К. Анохин был убежден, что устойчивая структура живого организма могла появиться «только как результат ритмически и апериодически повторяющихся воздействий неорганической природы (курсив мой.- М.Ч.)» (Анохин, 1978, с. 12).
Известно, что биосистемы любого уровня сложности являются ритмическими системами и функционируют в колебательном режиме. Ритм является тем фактором, который позволяет отдельным и разрозненным элементам преодолеть неупорядоченность во времени и пространстве, в результате чего природный объект начинает функционировать как целостная, гармонично развивающаяся система. Кроме того, ритмичное функционирование системы обеспечивает высокую степень ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, способность саморегулироваться, гибко перестраивать свою деятельность. Как отмечает Н.А. Агаджанян, «целостный организм может существовать только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и с другой стороны, при их синхронизации с условиями окружающей среды (курсив мой.- М.Ч.)» (Агаджанян, 1977, с. 160). Таким образом, ритм лежит в основе возникновения и динамического развития органических систем. Ритмическая деятельность на всех уровнях организации является одним из основных свойств живой материи. По выражению Р. Гольдэкра, «природа не любит пустоты, но очень любит ритм и цикличность» (цит. по: Блехман, 1981, с.245).
В эстетике ритм в качестве видового понятия связан с такими понятиями, как гармония, мера и симметрия (соразмерность в широком значении), соотносится с золотым сечением. Полагают, что симметрия представляет собой вид метрического порядка и является одним из понятий пространственных искусств, в то время как золотое сечение, которому не присуща правильность симметрии (зеркального соответствия в узком значении), но характеризующееся пропорциональным равенством отношений разных величин, являет собой вид порядка ритмического. В.М. Жирмунский противопоставляет ритм как конструктивный принцип временных искусств, то есть искусств, развивающихся во времени,
динамических (музыка, поэзия, танец), симметрии как композиционному принципу искусств пространственных, статических, к которым традиционно относят живопись, скульптуру и архитектуру (Жирмунский, 1974, с. 27).
В содержании понятий симметрия и ритм много общих моментов. Так, слово симметрия в переводе с греческого языка означает «пропорциональность, соразмерность,, гармония». Симметрия представляет собой такой способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в одно целое. Слово ритм означает «соразмерность, стройность» Именно этот признак ритма как соразмерности, пропорциональности актуализирован в понятии пространственного ритма, существующего • в таких видах искусства, как живопись, скульптура и архитектура. Здесь термин ритм употребляется в значении эстетически упорядоченного распределения элементов в пространстве («ритм орнамента», «ритм картины»), где все эти элементы расположены и существуют в каком-то гармоническом сочетании.
Представление о ритме как универсальном упорядочивающем, гармонизирующем начале идет со времен античности, где ритму придавалось субстанциональное значение. Так, согласно древнегреческой мифологии, Вселенная возникла в процессе преображения Хаоса (беспорядочного нагромождения элементов) в Космос (порядок) именно при помощи Ритма.
Многие художники слова провозглашали ритм одной из центральных категорий искусства, синонимом красоты. Так, Р. Тагор отмечал, что «ритм так же естествен, как все прекрасное во Вселенной» (Тагор, 1965, с. 212). Дж. Голсуорси, определяя ритм как гармонию между частями и целым, подчеркивал, что он является неотъемлемым качеством жизни: «Важнейшее свойство искусства называют также и более удачно - ритмом. А что такое ритм, как не таинственная гармония между частями и целым, создающая то, что называется жизнью; точное соотношение, тайну которого легче всего уловить, наблюдая, как жизнь покидает одушевленное создание, когда необходимое соотношение частей в достаточной мере нарушено. ...это ритмическое соотношение частей между собой и частей и целого - иными словами, жизненность — и есть единственное свойство, неотделимое от произведения искусства (курсив мой.- М.Ч.)» (Голсуорси, 1962, с. 331).
В литературоведении, в частности в исследованиях по теории стиха, понятие ритм приобретает особое, суженное значение, имеющее отношение к структурным особенностям поэтического текста. Начиная с работ Андрея Белого (А. Белый, 1994), предложившего описание русского стиха как противоречия между некоторой структурной схемой и ее реализацией, противопоставление ритма как реального чередования ударений в стихе и метра как абстрактной схемы идеального стихотворного размера становится традиционным.
Отметим в этой связи, что в музыкознании также различают понятия ритма и метра, понимая их как две стороны художественно организованного музыкального движения. Метр является наиболее концентрированным проявлением регулярного начала и представляет собой художественно организованное чередование акцентов. Ритм определяют как последовательность длительностей звуков, отвлеченную от их высоты (ритмический рисунок в отличие от звуковысотного) (Музыка:: Большой энцикл. сл., с. 463). В более широком значении ритм представляет собой временную организацию музыки. При этом специфичность музыкального ритма проявляется в том, что он теснейшим образом связан с, характером других музыкальных компонентов. Так, В.Н. Холопова определяет музыкальный ритм: как временную и; акцентную сторону мелодии, гармонии, тембра и всех других элементов музыки. Исследователь акцентирует, что ритм является главной конструктивной и динамической силой (Холопова, 1974).
Другой аспект изучения ритма в литературоведении можно назвать функциональным. В рамках данного направления ритм определяется в качестве главной конструктивной и динамической детерминанты художественного текста, обусловливающей его; органическое единство. По словам М.А. Сапарова, ритм представляет собой «специфический способ организации пространственно-временного континуума художественного произведения, по-разному обнаруживающий себя в различных видах искусства, но оказывающийся при этом непременным условием всякой художественной целостности» (Сапаров, 1974, с. 103). При этом подчеркивается динамичность как неотъемлемое свойство ритма: «категория ритма может быть правильно понята и истолкована лишь посредством категорий развития и становления» (там же, с. 101). Отметим, что сходной позиции по вопросу о функциональном назначении ритма придерживается и А.Е. Супрун, полагающий, что ритм является «важнейшим параметром, определяющим специфичность формы в художественной речи» (Супрун, 1996, с. 212).
М.М. Гиршман исследует ритм в его взаимоотношении со стилем литературного произведения, определяемым им как «непосредственно воспринимаемое выражение целостности жизни в индивидуальном единстве творческого, словесно-художественного ее воссоздания» (Гиршман, 1991, с. 5). В этом контексте ритм выступает в качестве одного из носителей стиля, определяя функционирование последнего. Как полагает исследователь, стиль основывается на утверждении преобладания и первоначальности порядка, космоса над беспорядком, хаосом, а ритм выявляет эту глубинную тенденцию (там же, с. 90). Акцентируя системообразующую функцию ритма, М.М. Гиршман считает необходимым отметить и его процессуалъностъ. Так, по его словам, «ритм объединяет всю речевую
«поверхность» художественного текста, превращает простую последовательность внешне обозримых и непосредственно ощущаемых речевых элементов в последовательность значащую, в единый развивающийся целенаправленный процесс», наполняет своим движением все структурные слои произведения, охватывая при этом не только закономерности членения текста на отдельные речевые единицы, но и «закономерности следования этих единиц друг за другом, их взаимного сопоставления и объединения в композиции текста (курсив мой.- М.Ч.)»(там же, с.5, 87).
На необходимость рассмотрения ритма как важнейшего фактора формообразования, способствующего возникновению законченной, строго упорядоченной, замкнутой системы, указывает и Н.М. Фортунатов (Фортунатов, 1974, с. 173). Им также акцентируется динамический аспект ритма, его подвижность и предрасположенность к различного рода модификациям и изменениям. По мнению исследователя, ритм структуры проявляется в динамическом развертывании художественного < произведения, в сменяющих друг друга подъемах и спадах напряжения, благодаря чему достигается «волнообразное» движение художественной системы (там же, с. 181).
Таким образом, одной из важнейших особенностей художественного ритма признается его способность интегрировать различные элементы в сложное, иерархически организованное системно-структурное единство. Необходимо подчеркнуть, что ритм не просто объединяет элементы текста в некую статичную механическую конструкцию, но трансформирует ее в динамически развивающееся художественное единство. Благодаря ритму система текста существует и развивается как функциональная целостность, сохраняя при этом свою качественную определенность.
Художественный ритм имеет сложную природу. Он может быть охарактеризован как динамическое единство упорядоченности (регулярности) во взаимодействии с неупорядоченностью (нерегулярностью), периодической повторности - с изменчивостью, нормативных моментов — с отступлениями от нормы, тождества - с различием. Эта диалектическая природа ритма отмечалась многими исследователями. Так, Теофиль Шперри характеризовал ритм как «осмысленное слияние воедино покоя и движения» (цит. по: Верли, 1957, с. 133), М. Верли определял его как «единство изменчивости и постоянства» (Верли, 1957, с. 134). По мнению С.М. Бонди, «ритм в искусстве, художественный ритм всегда заключает в себе две стороны: 1. Равномерность, закономерность процесса; 2. Постоянные художественно выразительные отклонения от этой равномерности» (Бонди, 1977, с. 128). Е.В. Волкова подчеркивает необходимость при изучении ритма учитывать взаимодействие в нем двух подсистем - «однообразия повторностей и разнообразия» (Волкова, 1974, с. 76).
Ю.М. Лотман характеризует ритмическое построение поэтического текста как сложное соотнесение упорядоченностей и их нарушений. Как полагает исследователь, ритмичность стиха можно описать как «циклическое повторение разных элементов в одинаковых позициях с тем, чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном, или повторение одинакового с тем, чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие в сходном» (Лотман,- 1972, с. 55). Данный принцип «со-противопоставления» элементов признается; Ю.М. Лотманом универсальным структурообразующим принципом поэзии и словесного искусства. По справедливому замечанию Г.Г. Москальчук, «ритм подразумевает единство»некоторой повторяющейся основы и ее периодическое изменение в каких-то ощутимых и значимых для восприятия пределах» (Москальчук, 1998, с. 93).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Метафора как компрессированный компонент перевода: деятельностный аспект2003 год, кандидат филологических наук Губернаторова, Элина Викторовна
Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора1998 год, кандидат филологических наук Кинцель, Алена Васильевна
Структура текста как синергетический процесс1999 год, доктор филологических наук Москальчук, Галина Григорьевна
Специфика модели авторского сознания, репрезентированного в разножанровых текстах: на материале творчества О. Хаксли2011 год, кандидат филологических наук Гацура, Наталья Игоревна
Символ как креативный аттрактор речевого произведения: На материале текстов О. Э. Мандельштама2000 год, кандидат филологических наук Рылова, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория языка», Чернова, Мария Михайловна
Выводы, полученные в результате теоретического и экспериментального исследования ритмомелодической структуры текста, могут стать одним из оснований теории, исследующей роль эмоций в процессах порождения и восприятия речи. Интересным представляется изучение суггестивных свойств речи (текста), где ритмомелодическая организация выступает как один из эффективных способов воздействия и коррекции эмоционального состояния индивида. Для этого необходимо более детальное экспериментальное исследование всех динамических характеристик в их взаимодействии и создание более адекватной модели процессов ритмической самоорганизации текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема понимания текста является одной из приоритетных в современной лингвистике, психолингвистике и ряде других наук. В настоящее время все более возрастает интерес к исследованию суггестивных свойств речи (текста), позволяющих адекватно воспринять доминантный смысл. Активизируются фоносемантические исследования, выявляющие роль звуковой субстанции языка в коррекции и регуляции эмоционального состояния личности. Фоническая организация речевого произведения, вследствие своей связи с эмоциями и смыслом (гомоморфизм смыслового и фонического уровней) рассматривается в качестве универсального средства регуляции понимания, репрезентированного звуковой материей языка. В представленной диссертационной работе осуществляется : теоретико-экспериментальное исследование роли ритмомелодической структуры текста в процессах его порождения и восприятия. Исследование осуществляется в рамках психолингвистической и лингвосинергетической научных парадигм
Анализ философского, естественнонаучного, эстетического, литературоведческого и музыковедческого подходов к изучению ритма, актуализирующих различные аспекты этого понятия, позволил констатировать, что ритм принадлежит к числу универсальных природных закономерностей, характеризующих процессы возникновения и эволюционного развития любых природных систем. Одним из важнейших свойств ритма является его способность интегрировать разрозненные элементы в сложное, иерархически организованное, динамически развивающееся системно-структурное единство.
В связи с тем, что ритм является фактором, определяющим функционирование любых систем, независимо от их природы, необходимо было исследовать специфику реализации этого универсального свойства ритма в процессах порождения и восприятия художественного текста как сложной системы вербально репрезентированных смыслов.,
Обобщение и систематизация; данных психологических, психолингвистических, нейрофизиологических и физиологических исследований, а также свидетельств художников слова позволили установить, что ритм является неотъемлемым компонентом эмоционально-смысловой доминанты и предопределяет способ ее репрезентации в речевом произведении. Ритм служит для автора своеобразным индикатором, первичной материализацией замысла как целостности и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла текста. Определенная ритмическая форма, будучи устойчиво связанной с доминантной эмоцией, способна задавать границы выбора того или иного языкового выражения. В процесс представления личностных смыслов могут включаться единицы, не сопоставимые ни по ядерным, ни по периферийным семам, но обладающие формальным (ритмико-структурным) сходством. Ритмически сходные языковые единицы способны представлять тождественные эмоции, а потому, с точки зрения репрезентации данной эмоционально-смысловой доминанты, они становятся функциональными синонимами.
Таким образом, доминантная эмоция, определяя ритм речемыслительной деятельности, получает закономерное закрепление на ритмомелодическом уровне речевого произведения. Ритмомелодическая структура текста служит своеобразным кодом, несущим эмоциональную информацию. При этом кодирование эмоциональной информации на ритмомелодическом уровне в процессе речепорождения осуществляется непроизвольно и носит универсальный характер.
Ритм (а также интонация, неразрывно с ним связанная) является основным способом эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу автора. Данный процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста, а именно — на уровне восприятия его звуковой, ритмомелодической структуры. На последующих этапах восприятия под регулирующим воздействием смысловой структуры поэтического текста и ритмомелодической организации ее вербальных репрезентантов происходит формирование доминантного смысла текста в концептуальной системе реципиента. Ритмомелодическая структура способна акцентировать эмоционально-смысловую доминанту, ограничивая континуальность смыслов и неосознаваемо направляя процесс смыслопорождения в КС воспринимающего. Поэтому, несмотря на несходство концептуальных систем автора и реципиента, возможно адекватное понимание смысла текста.
Рассмотрение ритмомелодической структуры текста с позиций, лингвосинергетической парадигмы позволяет определить ее как: развертывающееся в пространственно-временном континууме единство темпоритма, мелодики, динамики и тембра. Данная структура возникает в ходе сложных коллективных взаимодействий составляющих ее компонентов, как результат их спонтанного упорядочивания под регулирующим воздействием креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты).
Пути эволюции системы текста предзаданы ее аттракторами. При этом в процессе самоорганизации система производит селективный отбор компонентов, способных стать составляющими будущей структуры. В синергетический процесс могут быть втянуты: 1) языковые единицы, структура которых изоморфна структуре аттрактора и 2) единицы, обладающие подходящей структурой для того, чтобы органично вписаться в окружающую аттрактор ритмомелодическую среду. Тем самым ограничивается разнообразие языковых единиц, потенциально возможных в качестве репрезентантов личностного смысла, устраняется неопределенность, множественность путей развития процесса смыслопорождения.
Смысловой континуум и звуковая материя языка принципиально нестабильны, динамичны. В процессе самоорганизации речевого произведения происходит поиск и установление гармоничных отношений между ними. Данный процесс осуществляется через цепь дискретных переходов, посредством ритмичного переключения: режимов функционирования системы (смены ее структурно-функциональных состояний). В процессе самоорганизации системы поэтического текста происходит спонтанная самокоррекция его ритмомелодической структуры, приближение ее к глубинному структурному инварианту, оптимально соответствующему репрезентации доминантного смысла. В результате временной стабилизации потоков обмена энергией, веществом и информацией текст приобретает определенную метастабильную структуру.
В тексте как синергетическом объекте структура является элементом содержания. Это возможно в силу синхронизирующего воздействия креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты), под влиянием которого смысловая; и «формальная» стороны речевого произведения интегрируются в эволюционирующую целостность. В ходе ряда экспериментов доказано, что ритмомелодическая структура отражает динамику процесса смыслообразования, коррелирует с ней. Следовательно, ритмомелодическая структура текста является его содержательным компонентом и относится к уровню глубинных, а не поверхностных структур, как это традиционно считается.
Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать процесс смыслопорождения. Ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания процесса смыслопорождения, является в то же время фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе воспринимающего. Научная достоверность описываемых в работе фактов подтверждается практически, — в серии экспериментов и теоретически — соотнесением с результатами психологических, психолингвистических, нейрофизиологических, физиологических и лингвосинергетических исследований.
В ходе экспериментального исследования по восприятию реципиентами ритмомелодической структуры текста было подтверждено предположение о том, что ритмомелодическая структура играет ведущую роль в формировании направления процесса смыслопорождения, как бы программируя его результат. Возникая в процессе когерентных взаимодействий ее стабильных и нестабильных компонентов, ритмомелодическая структура определяет упорядоченную во времени и пространстве последовательность и интенсивность воздействий на концептуальную систему реципиента в процессе восприятия речевого произведения. Под воздействием квантов энергии, вещества и информации, поступающих из внешней среды, данной как текста, концептуальная система настраивается на ритм внешних воздействий, обретая новый; режим функционирования. Таким образом, в процессе восприятия; текста: его ритмомелодическая структура неосознаваемо (для реципиента) направляет процесс смыслопорождения. Это возможно потому, что сходные в ритмомелодическом отношении участки структуры способны выявлять интегративный признак, связывающий смыслы в единую функциональную систему. Так, под регулирующим воздействием ритмомелодической структуры речевого произведения концептуальная система реципиента выходит на ведущий аттрактор — доминантный смысл текста.
Вместе с тем, была выявлена универсальность восприятия испытуемыми ритмомелодической организации текстов разных знаковых систем. При сопоставлении экспериментальных данных по восприятию ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов было обнаружено существование общих закономерностей функционирования ритмомелодических характеристик сопоставляемых видов текста, что, на наш взгляд, свидетельствует о единстве ритма на вербальном и музыкальном уровнях. Таким образом, в основе организации ритмической структуры лежат одни и те же фундаментальные принципы, которым подчиняется звуковая материя в своем функционировании. Единство ритма предполагает наличие определенных когнитивных структур, которые устойчиво соотносят вербальные и музыкальные структуры.
Существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих, выявленный в эксперименте, позволяет говорить о том, что ритмомелодическая структура текста, во-первых, фиксирует определенное эмоциональное состояние продуцента речевого произведения, во-вторых, она способна формировать эмоциональную доминанту, с опорой на которую происходит понимание доминантного смысла текста в процессе рецепции. Иными словами, ритмомелодическая структура, коррелирующая с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чернова, Мария Михайловна, 2002 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). М.: Сов. Россия, 1977.256 с.
2. Алякринский Б.С. Адаптация в аспекте биоритмологии // Проблемы временной организации живых систем. М.: Наука, 1979. С. 8-36.
3. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука, 1985.176 с.
4. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С. 259-279
5. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Анохин П.К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.448 с.
7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
8. Анохин П.К. Электроэнцефалографический анализ корково-подкорковых соотношений при положительных и отрицательных условных реакциях // Высшая нервная деятельность. - Тр. конф., посвященной И.П.Павлову в США. М.: Медицина, 1963
9. Анохин П.К. Эмоции// Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 181-187.
10. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма // Вопросы языкознания. 1990. №5. С. 124-134.
11. Арановский М.Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978
12. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970. 654 с.
13. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 107-120.
14. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация в науке. Опыт философского осмысления М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 33-47.
15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.376 с.
16. Асмолов А.Г Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.150 с.
17. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
18. Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (экспериментальное исследование): Дисс...канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 1999.160 с.
19. Барышникова К.К. О ритме диалогической речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1971. Вып. 3
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1975. 504 с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.
22. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.
23. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 303-329.
24. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М.: ЧеРо, 1999. 128 с.
25. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 120 с.
26. Бескадаров A.B., Галунов В.И. Анализ вариативности мелодических контуров речи // Речь, эмоции и личность. Л.:Наука, 1978. С. 49-52.
27. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. М.: Наука, 1977. 165 с.
28. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. 152 с.
29. Блехман И.И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981. 352 с.
30. Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. М.: Наука, 1971. 896 с.
31. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи. М., 1970
32. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.200 с.
33. Боллинждер Д. Интонация как универсалия // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972
34. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 152 с.
35,
36,
37,
38,
39,
40,
41,
42,
43,
44,
45,
46,
47,
48.
49,
50,
51.
Бондарко М.В., Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В. и др. О фонетических коррелятах различной степени выразительности и эмоциональности речи // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 84-90.
Бонда С.М. О ритме // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 100-129.
Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997.
Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96122.
Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.:Высш. школа, 1970. 208 с.
Бураго С.Б. Музыка поэтической речи. Киев: Дншро, 1986. 181 с.
Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
440 с.
Вайман С.Т. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М.: Сов. писатель, 1989. 368 с.
Валери П. Поэзия и абстрактная мысль// Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 313-338.
Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М.: Наука, 1967. 95 с.
Валянский С.И., Илларионов C.B. Физические основы самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С. 306-325. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. 372 с. Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание созревшей установки// Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.2. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 512-517.
Васильев И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 55-62.
Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев: Наукова думка, 1988.237 с.
Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.1. Ритмика. М.: Музыка, 1972. 150 с.
Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. Интонация. Ч.З. Композиция. М.: Музыка, 1978.368 с.
52. Васютинский H.A. Золотая пропорция. М.: Молодая Гвардия, 1999.240 с.
53. Веренииова Ж.Б. К трактовке понятия «интонация» в работах отечественных и зарубежных фонетистов // Филол. науки. 1994. №5-6. С. 84-88
54. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд. иностр. лит., 1957.243 с.
55. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3-28.
56. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.288 с.
57. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 144 с.
58. Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 50-55.
59. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии. 1965. №3. С. 89-102.
60. Возовик Ю.И. О повторяемости событий в процессе развития ландшафтов во времени //Ритмы и цикличность в природе. М.: Мысль, 1970. С. 3-14.
61. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL: Наука, 1974. С. 73-85.
62. Волынкина Г.Ю., Замаховер Ш.М., Тимофеева А.Н. Электромиографическое исследование эмоциональных состояний // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 4959
63. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981.160 с.
64. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976
65. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.
66. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии. Л., 1962
67. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 480 с.
68. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т.6. С. 92-318.
69,
70.
71.
72,
73,
74,
75,
76,
77,
78,
79,
80,
81.
82.
83.
84,
85.
86.
87.
Галунов В.И., Манеров В.Х. Характеристики речевого сигнала как индикатор эмоционального состояния оператора П Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль, 1974. Вып. 3
Галунов В.И., Коваль СЛ.,. Тампель И.Б. Влияние индивидуальных и эмоциональных изменений параметров артикуляторного тракта на характеристики речевого сигнала // Речь, эмоции и личность. Л.: Наука, 1978. С. 83-90.
Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе// Теория литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 186-311.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1969.326 с. Гельгорн Э., Луфбарроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966. Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999.130 с.
Гирпшан М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М.: Высш. школа, 1991. 160 с.
Гирпшан М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982.368 с. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика// Символ. М., 1994. №29. С.73-127. Голсуорси Дж. Туманные мысли об искусстве // Голсуорси Дж. Собр. Соч. в 16-ти т. Т. 16. М.: Правда, 1962
Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. 276с.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1986. 104 с. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. 224 с. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. шк., 1988,343 с. Гридин В.П. Психолингвистические функции эмоционально-экспрессивной лексики: Автореф. дисс...канд. филол. наук. М., 1976.23 с.
Гридин В.Н. Семантика эмоционально-экспрессивных: средств языка // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. С. 113-119.
Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. 181 с. Гусельников В.И., Ступин Я. Ритмическая активность головного мозга. М., 1968 Дорфман Я.Г., Сергеев В.М. Морфогенез и скрытая смысловая структура текстов// Вопросы кибернетики. Логика рассуждений и ее моделирование. М.: ВИНИТИ, 1983. С. 137-147.
88. Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т.З. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 293-301.
89. Дуранин В.Е., Карпов О.Н., Носенко Э.Л., Чугай А.А. О диагностической ценности сигнала частотной модуляции основного тона голоса для организации контроля за состоянием человека-оператора // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. М.: Наука, 1984. С. 44-45.
90. Ермолаев Б.В. Моторный аккомпанемент поэтического творчества // Психол. журнал. 1995. Т. 16. №5. С. 59-66.
91. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
92. Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме // Историко-филологические исследования. М.: Наука, 1974. С. 27-37.
93. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.
94. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. Писатель, 1975. 664 с.
95. Задоенко Т.П. Ритмическая организация потока китайской речи. М.: Наука, 1980. 268 с.
96. Зелинский Ф. Ритмика и психология художественной речи. Петроград: Мысль. 1922. №2.
97. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.
98. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ.. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 464 с.
99. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.440 с.
100. Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965. С. 126-127.
101. Интонация. Киев: Вища школа, 1978.240 с.
102. Как мы пишем. М.: Книга, 1989. 208 с.
103. Калачева C.B. Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М.: Знание, 1978. 96 с.
104. Калачева C.B. Эволюция русского стиха. М.: Изд-во МГК, 1986.264 с.
105. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.285 с.
106. Кинцель А.В. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой - доминанты как текстообразующего фактора. Дисс... канд. филол. наук.
Барнаул,1998. 177 с.
107. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.,1983.
108. Клименко A.B. Основы естественного интеллекта. Рекуррентная теория самоорганизации. Версия 3. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. 304 с.
109. Князева E.H. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 243-261.
110. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С. 62-79.
111. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
112. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. С. 3-20.
113. Ковалев А.М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т.2. Идеи, размышления, гипотезы. М., 1999. 435 с.
114. Колмогоров А.Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопр. языкознания. 1963. №4. С. 64-71
115. Колымба С.Н., Нушикян Э.А., Пирогова A.A. Акустические корреляты эмоционально окрашенных фраз, выражающих зону гнева, одобрения, иронии в современном английском языке // Речь и эмоции. JL: Наука, 1975. С. 95-100.
116. K.P. (Константин Романов) Избранное: Стихотворения, переводы, драма. М.: Сов. Россия, 1991.336 с.
117. Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: Изд-во «ИР», 1990. 240 с.
118. Криндач В.П. Симметрия и вероятность // Принцип симметрии. Историко-методологические проблемы. М.: Наука, 1978. С. 256-267.
119. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты. Минск: Изд-во БГУ, 1977.256с.
120. Курдюмов С.П., Князева E.H. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М.: Ин-т философии РАН, 1994. С. 162-186.
121. Леннеберг Э. Биологические основы языка // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. С. 126-133
122. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.288 с.
123. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
124. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.304 с.
125. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1983.
126. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 171-180.
127. Линдсли Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. С. 629-684.
128. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.
129. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.
130. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург: Искусство-СПб, 1999. 848 с.
131. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.127 с.
132. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. 176 с.
133. Лукьянов А.Н., Фролов М.В. Сигналы состояния человека-оператора. М.: Наука, 1969. 248 с.
134. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975.253 с.
135. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998.416 с.
136. Мандельштам О.Э. Слово и культура. Статьи. М.: Сов. писатель, 1987.319 с.
137. Марутаев М.А. Гармония как закономерность природы // Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. С. 130-233.
138. Мархасин B.C., Цеханский В.М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. С. 200-214.
139. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976.
140. Маяковский В.В. Как делать стихи // Маяковский В.В. Собр. соч. в 6-ти тт. Т.З. М.: Правда, 1973. С. 263-299.
141. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.254 с.
142. Меркулов И.П. Когнитивные типы мышления // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000
143. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два // Инженерная психология. М., 1964.
144. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977.232 с.
145. Морозов В.П. Занимательная биоакустика. М.: Знание, 1983.184 с.
146. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психол. журнал. 1993. Т. 14. №1. С. 18-31.
147. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 240 с.
148. Музыка: Большой энцикл. сл. / Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Большая Рос. энцикл., 1998.672 с.
149. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.Л. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 79-91.
150. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гардарики, 1999. 476 с.
151. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. 303 с.
152. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993.280 с.
153. Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека. Новая парадигма селективной передачи информации // Вопросы философии. 1997. №3. С. 85-89.
154. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. Пер с англ. М.: Мир, 1990.344 с.
155. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.512 с.
156. Никонов A.B., Попов В.А. Особенности структуры речи человека-оператора в стрессовых условиях // Речь и эмоции. Л.: Наука, 1975. С. 11-16.
157. Никонова О.Н. Фонетика немецкого языка. М., 1958
158. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.216 с.
159. Новое в синергетике.. Загадки мира неравновесных структур. М.:Наука, 1996. 263с.
160. Норк O.A., Адамова Н.Ф. Фонетика современного немецкого языка. М., 1976.
161. Носенко Э.Л. Изменения характеристик речи при эмоциональной напряженности // Вопросы психологии. 1978. №6. С. 76-85.
162. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975. 132 с.
163. Носенко Э.Л., Ельчанинов П.Е., Крылова Н.В., Петрухин Е.В. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи // Вопр. психологии. 1977. №3. С. 46-56.
164. Нунгакян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев-Одесса: Вища школа, 1986.160 с.
165. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975. 846 с.
166. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М.: Изд-во АН СССР, 1957.458 с.
167. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983.286 с.
168. Пешковский А.М. Избранные труды. М., 1959.252 с.
169. Пищальникова В.А. Доминантная эстетизированная эмоция как суггестивный компонент художественного текста// Известия Алт. ун-та. 1996. №2. С. 12-16.
170. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1991. 88 с.
171. Пищальникова! В.А. К становлению лингвосинергетики // Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста. Барнаул: Изд-во АТУ, 1998а. С.5-11.
172. Пищальникова В.А. Общее языкознание. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. 240 с.
173. Пищальникова В.А. Проблема речевого мышления с позиций теории речевой деятельности // Семантика и прагматика текста. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 19986
174. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во АТУ, 1999а. 176 с.
175. Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система // Известия Алт. ун-та. 1997. №2. С. 72-79.
176. Пищальникова В.А. Соотношение симметричных и асимметричных компонентов текста как синергетической системы // .Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул: Изд-во «ГрафИкс», 19996. С. 72-79.
177. Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993.209 с.
178. Попов В.А., Симонов П.В., Фролов М.В., Хачатурьянц JI.C. Частотный спектр речи как показатель степени и характера эмоционального напряжения у человека //Журнал высш. нервн. деят. 1971. Т. 21. №1. С. 104-109.
179. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. 328 с.
180. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1985.432 с.
181. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. 288 с.
182. Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.287 с.
183. Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. №1. С. 28-37.
184. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.167 с.
185. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
186. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: 1990.637 с.
187. Реформатский А.А. Обучение произношению и фонология. М., 1969.
188. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. 300 с.
189. Ритмы и цикличность в природе. М.: Мысль, 1970.224 с.
190. Ротенберг B.C.. Внутренняя речь и динамизм поэтического мышления // Философские науки. 1991. №6. С. 157-164.
191. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
192. Рубинштейн СЛ. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 160-170.
193. Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979.170 с.
194. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т. 1.793 с.
195. Рылова Е.В. Символ как креативный аттрактор речевого произведения (на материале текстов О.Э. Мандельштама): Дисс...канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2000.
196. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: Ин-т философии РАН, 1994.350 с.
197. Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 85-103.
198. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 184 с.
199. Сафонов Ю. Новеллы о золотом сечении и числах Фибоначчи // Чудеса и приключения, 1998. №3. С. 56-59.
200. Сачков Ю.В. Случайность формообразования // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. С. 127-147.
201. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 176 с.
202. Семенцов B.C. Ритмическая структура поэтического текста на примере анализа Бхагавадгиты. Автореф. дисс...канд. филол. наук. М.,1972.28 с.
203. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.176 с.
204. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. 98 с.
205. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.240 с.
206. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993.112 с.
207. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.:Наука,1970. 142с.
208. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 96 с.
209. Симонов П.В. Эмоциональный мозг: Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Наука, 1981.216с.
210. Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы. М.: Янус - К, 1999. 272 с.
211. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 536 с.
212. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981.
213. Соколов A.A., Соколов Я.А. Математические закономерности электрических колебаний мозга. М., 1976.
214. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1967. 248 с.
215. Соколов E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981.142 с.
216. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984. 264 с.
217. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-и т.М.: Искусство, 1955. Т.3.502 с.
218. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978.118 с.
219. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Мн.: Бел. Фонд Сороса, 1996.287 с.
220. Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. М.: Мол. гвардия, 1983.224 с.
221. Тагор Р. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1965. Т.11.427 с.
222. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психол. журнал. 1996. Т. 17. №5. С. 132-134.
223. Тарасова К.В. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1971. №2(4). С. 40-43.
224. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 42-222.
225. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: Гос. изд-во худ. л-ры,1958.416 с.
226. Тихомиров O.K., Клочков В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. №5. С. 23-31.
227. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М., 1959. 240 с.
228. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
229. Тонкова-Ямпольская Р.В. Начальные этапы становления детской речи // Журнал высш. нервн. деят. 1966. Т. 16. №2. С. 351-356.
230. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. 112 с.
231. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. 372 с.
232. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.574 с.
233. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965. 304 с.
234. Ухтомский A.A. Доминанта. М.-Л.: Наука, 1966. 274 с.
235. Ухтомский A.A. Собрание сочинений. Л.: Изд-во Ленингр. гос ун-та им. А.А.Жцанова, 1950. Т.1.329 с.
236. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М.: Флинта, 1997. 336 с.
237. Физика: Большой энцикл. сл. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: Большая Рос. энцикл., 1998.944 с.
238. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний. М.: Наука, 1972.136 с.
239. Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М.: Наука, 1971. 112 с.
240. Фокс Р. Энергия и эволюция жизни на Земле. Пер. с англ. М.: Мир, 1992.216 с.
241. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 173-186.
242. Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М.: Наука, 1987.200 с.
243. Фролов М.В., Таубкин B.JL, Лужбин H.A. Алгоритм распознавания эмоциональных состояний по реализациям главноударных гласных звуков // Речь, эмоции и личность. Л.: Наука, 1978. С. 190-194.
244. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Пер. с англ. М.: Мир, 1991.240 с.
245. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. М.: Янус-К, 1999. С. 11-25.
246. Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. М.: Мир, 1980. 406 с.
247. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 229-238.
248. Хомская Е.Д.; Батова Н.Я. Мозг и эмоции: Нейропсихологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1992.179 с,
249. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. Киев: Вшца школа, 1981.240 с.
250. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи.. М., 1971. 238 с.
251. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1989.240 с.
252. Черемисина Н.В. Эстетический анализ художественного текста и подтекст // Анализ художественного текста. М.: Педагогика, 1976. С. 32-43.
253. Чернышева Н.Ю. Психолингвистические обоснования проблемы восприятия и понимания поэтического текста его ритмомелодическими характеристиками // Семантика и прагматика текста. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. С. 25-29.
254. Чудное мгновенье. Кн.1. М.: Худ. лит-ра, 1988. 447 с.
255. Шевелев И.Ш. О формообразовании в природе и искусстве // Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. С. 6-129.
256. Шелепин Л.А. Теория когерентных кооперативных явлений — новая ступень физического знания // Физическая теория (философско-методологический анализ). М.: Наука, 1980. С. 439-461.
257. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
258. Шервинский C.B. Ритм и смысл. К изучению поэтики Пушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1961.272 с.
259. Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М.: Гослитиздат., 1955. Т. 6.791 с.
260. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения // Шкловский В.Б. Избранное. В 2-х тт. Т.2 М.: Худ. л-ра, 1983. 640 с.
261. Шноль С.Э., Замятин А.А. Возможные биохимические и биофизические основы творчества и восприятия ритмических характеристик художественных произведений // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JI.: Наука, 1974. С. 289-297.
262. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972. 340 с.
263. Щерба JI.B. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. 182 с.
264. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963.
265. Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. Введение в теорию диссипативных структур. Пер. с нем. М.: Мир, 1979. 280 с.
266. Элькин Д.Г. Восприятие времени М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 312 с.
267. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд. иностр. лит., 1959. 432 с.
268. Языкознание: Большой энцикл. сл. / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Большая Рос. энцикл., 1998. 685 с.
269. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 85 с.
270. Birdwhistell R.L. Kinesics and context. Essays on body motion communication. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1970.
271. Bull N. The body and its mind. An introduction to attitude psychology. N.Y. : Las Americas publ., 1962
272. Condon W., Sanders L. Synchrony demonstrated between movements of neonate and adult speech // Child development. 1974. 45.
273. Seidler H. Allgemeine Stilistik. Gottingen (Vandenhoeck) - Ruprecht, 1953
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.