Ритмическая организация немецкой художественной прозы: на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Серикова, Ольга Николаевна

  • Серикова, Ольга Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 303
Серикова, Ольга Николаевна. Ритмическая организация немецкой художественной прозы: на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Воронеж. 2007. 303 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Серикова, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

1. СИНТАГМА И РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ЕДИНИЦЫ ЧЛЕНЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО И ЗВУЧАЩЕГО ТЕКСТА.

1.1. Понятие синтагмы в развитии.

1.2. Ритм как общеязыковая система.

1.2.1. Типы ритмов.

1.2.2. Сущность понятия «речевой ритм».

1.2.3. Функции речевого ритма.

1.3. Ритмическая единица.

1.3.1.Соотношение понятий «синтагмы» и «ритмической группы».

1.4. Синтагматическое и ритмическое членение художественного текста.

1.4.1. Синтагматическое членение художественного текста.

1.4.2. Ритмическое членение художественного текста.

ВЫВОДЫ.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕМЕЦКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Т. ШТОРМА И Т. ФОНТАНЕ.

2.1. Описание экспериментального материала.

2.1.1. Выбор материала для исследования.

2.1.2 Аудитивный анализ.

2.2. Статистический метод определения модели синтагматического членения текста.

2.3. Метод вычисления математического ожидания.

2.4. Соотношение синтагматического и ритмического членения текста.!

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритмическая организация немецкой художественной прозы: на материале произведений Т. Шторма и Т. Фонтане»

Современный этап развития языкознания характеризуется возросшим интересом к изучению различных аспектов звучащей речи, особенно супрасегментного уровня. Исследование ритма является актуальной проблемой последнего десятилетия. Внимание лингвистов в области изучения ритма было обращено, в основном, на анализ ритма стихотворной речи на материале различных языков. Большинство из существующих работ связаны с изучением стиха, и это вполне закономерно, так как, с одной стороны, ритм рассматривается в связи с метром, и, с другой стороны, в стихе особенно ярко выявляется роль просодических средств в создании ритма. Проблема же ритма прозаической речи, как правило, оставалась, несмотря на некоторые попытки, за пределами активного изучения.

Данная диссертационная работа посвящена исследованию ритмических параметров немецкой художественной прозы и относится к области лингвистики и психолингвистики. В связи с этим в диссертации рассматриваются проблемы, связанные не только с исследованием сущности речевого ритма и его параметров, но и с его психолингвистической функцией, т.е. ролью ритма в процессе порождения речевого высказывания.

Актуальность исследования определяется недостатком данных о явлении ритма художественной прозы с лингвистической и психолингвистической точки зрения. Представление о функциях ритмических параметров может сложиться путем выяснения соотношения ритмических единиц с синтаксическими единицами.

Целью работы является исследование особенностей ритмической организации немецкой художественной прозы, определение частотности ритмических единиц и выявление высокочастотных ритмических единиц в прозе Т. Шторма и Т. Фонтане, стилеметрическая характеристика художественной прозы, а также установление соотношения ритмических единиц письменной и звучащей речи: синтагм и ритмических групп. В ходе экспериментального исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Отбор текстов художественной литературы.

2. Осуществление записей текстов носителями языка.

3. Анализ синтагматического и ритмического членения текстов.

4. Стилеметрический анализ текстов художественной прозы на основе синтагматического членения.

5. Анализ ритмических и темпоральных параметров звучащих текстов.

6. Сопоставительное исследование соотношения ритмических единиц письменной и звучащей речи.

Материалом для исследования послужили письменные, а также записанные на аудиокассету тексты немецких классиков 19 в. - Т. Шторма и Т. Фонтане: «Immensee», «Auf dem Staatshof», «Auf der Universität», «Abseits», «Waldwinkel», «Im Schloß», «Effi Briest» в исполнении двух женских и двух мужских голосов (возраст носителей языка - 25-33 года). Время звучания по каждому голосу составляет около 3 часов. Для нас представляет интерес, прежде всего, авторская речь, поэтому предложения, содержащие прямую речь, а также диалоги нами не рассматривались. Всего было выделено 5319 единиц синтагматического членения. В ритмическом членении выявлены расхождения, которые объясняются индивидуальной манерой прочтения, а также темпом речи носителей языка. Количество ритмических групп у диктора 1 - 5252; у диктора 2 - 5170; у диктора 3 -4785; у диктора 4 - 4595.

Выбор материала для исследования основывался на следующих положениях:

1. Т. Шторм и Т. Фонтане занимают важное место в мировой литературе, их творчество принадлежит к одному временному периоду (вторая половина 19 в.). Тексты данных авторов входят в базовое литературное образование в средней школе и, соответственно, по содержанию и форме отвечают эстетическим представлениям немецких читателей.

2. Тексты Т. Шторма и Т. Фонтане, воплощая определенные направления и определенную эмоциональную выразительность, имеют сходство и в то же время яркие особенности. И эти особенности, в первую очередь, касаются ритмической организации текста.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые производится исследование соотношения синтагматического и ритмического членения текста, при этом выявляются параметры авторского стиля художественной прозы и вариации ритмического членения звучащего художественного текста.

Теоретическая ценность предлагаемой к защите работы заключатся в том, что она может способствовать выявлению особенностей ритмической организации художественной прозы на основе формальных признаков текста.

Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке стратегии обучения неродному языку.

Основными методами исследования в данной работе являются статистический метод и метод аудитивного анализа звучащего текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ритм художественного текста (в его синтагматическом членении) с выделением основных ударностей образует канву, алгоритм которой выражает как признаки художественного стиля данного языка, так и признаки авторского стиля. Стилеметрическое исследование синтагматического членения с применением статистического метода может привести к выведению формулы математического ожидания ударного слога и его аппроксимации линейными функциями.

2. Единицей квантования звучащего текста является ритмическая группа, на уровне звучащего текста ритмическое членение имеет отличие от синтагматического. Данные несовпадения дают информацию о множественности ритмических моделей текста и о константных признаках стиля автора.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах ее разработки на международной конференции «Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке» (Воронеж, ВГУ, 2000г.), на региональной научно-методической конференции «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2001г.), на научных сессиях ВГУ (2003-2007гг.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Серикова, Ольга Николаевна

ВЫВОДЫ

Экспериментальные данные анализа звучащего и письменного текста на материле немецкой художественной прозы подтверждают представление о дискретности речевого потока и существовании ритмических единиц. Эти данные позволяют нам сделать следующие выводы об особенностях ритмической организации прозы немецких классиков 19 века: Т. Шторма и Т. Фонтане.

Синтагма и ритмическая группа относятся к двум формам существования художественного текста, их различие касается объема и качественной характеристики.

Синтагматическое членение детерминировано содержанием высказывания, оно представляет собой чередование определенных моделей синтагм в последовательности, отражающей на фоне структур, присущих данному языку, также стиль автора.

В новелле Теодора Шторма «Abseits» максимально представлена группа синтагм, состоящих из 7 слогов (13,30%), далее следуют 6 (12,77%), 5 (12,50%) и 8 (10,90%) слоговые синтагмы.

В новелле «Auf der Universität» также максимально представлена группа синтагм, состоящих из 7 слогов (12,39 %), далее следуют 6 (11,75 %), 9 (11,11 %), 5 (10,26 %) и 8 слоговые (9,62 %) синтагмы.

В новелле «Auf dem Staatshof» наиболее представлена группа синтагм, состоящих из 7 слогов (12,72 %), далее следуют 6 (11,56 %), 8 (10,69 %) и 5 слоговые (10,12 %) синтагмы.

Новелла «Immensee» максимально представлена группой синтагм, состоящих из 6 слогов (14,74 %), далее следуют 8 (12,87 %), 7 (12,69 %) и в равной степени 4 (11,01 %) и 5 слоговые (11,01 %) синтагмы.

В новелле «Waldwinkel» доминирует группа синтагм, состоящих из 5 слогов (15,50 %), далее в порядке убывания следуют 8 (12,00 %), 6 (10,50 %) и 7 слоговые (10,25 %) синтагмы.

В новелле «Im Schloß» наиболее частотными являются 4 слоговые синтагмы (12,90 %), далее представлены 5 (11,92 %), 6 (12,41 %), 7 (11,19 %) и 3 слоговые (6,81 %) синтагмы.

В романе Теодора Фонтане «Effi Briest» наиболее встречающимися являются 6 слоговые (12,76 %) синтагмы. Далее представлены группы синтагм, состоящих из 4 (12,29 %), 5 (11,57 %), 7 (11,32 %) и 8 (10,74 %) слогов.

Применяя метод вычисления математического ожидания, нами была рассчитана вероятность появления ударных слогов на всем массиве текста.

Поскольку сумма количества случаев появления ударного слога равна к количеству синтагм Е v/=n, то мы можем записать формулу i = l вычисления ударного слога в виде: п

Е =! (£bi), где bi - это ударный слог, появившийся в / синтагме, n i=l

Таким образом, мы подходим к возможности моделирования канвы авторской прозы.

Единицей квантования звучащего текста является ритмическая группа, на уровне звучащего текста ритмическое членение имеет отличие от синтагматического. Алгоритм несовпадения синтагматического и ритмического членения дает информацию о соотношении членения письменного и устного текста в немецком языке.

Стиль звучащего художественного текста формируется у человека в процессе становления стиля на родном языке еще в детстве путем чтения, слушания теле- и радиопередач.

В соотношении синтагм и ритмических групп мы видим большее или меньшее приближение читающего к стилю автора. В основном различия сводятся к «стяжке» синтагм в одну ритмическую группу. В тех случаях, когда ритмическое членение совпадает с синтагматическим, обнаруживается наибольшее признание стиля автора.

В мужском исполнении темп значительно медленнее за счет увеличения длительности пауз. У женщин длина ритмических групп больше, соответственно уменьшается их количество и длительность пауз.

Количественные характеристики соотношения ритмического и синтагматического членения дают возможность сказать, что за счет манеры и темпа прочтения носителей языка происходит объединение нескольких синтагм в одну ритмическую группу. Максимальная ритмическая группа отмечена в прочтении N. Mazingue - Desailly (роман «Effi Briest») и составляет 37 слогов:. denn im selben Augenblick glitt von einem sonnenbeschienenen und mit grünem Tang überwaschsenden Stein eine Robbe glatt und geräuschlos.Минимальная ритмическая группа равна одному слогу: .so; dann; nun;.usw.

Однако объединение нескольких синтагм происходит до тех пределов, которые определяет стиль автора, так как читатель воспроизводит ритм, заданный автором.

153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги комплексного анализа ритмической организации немецкой художественной прозы позволяют сделать следующие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

Синтаксическое строение исследуемых произведений Т. Шторма и Т. Фонтане дает возможность интонационного разнообразия и варьирования. Но увеличение или снижение степени ритмичности осуществляется лишь до тех пределов, которые выдвигает синтаксическая структура текста, так как прочтение определяется, прежде всего, синтаксическим строем.

Мы исходим из звучащего текста, говоря об изначальном возникновении текста в звучащем виде у автора, который переводит его в письменную форму и в этой форме передает читателю. Ритм прозаического произведения закладывается автором в его письменной форме и предопределен его лексическим составом и синтаксическим строем.

В ходе проведенного эксперимента установлено, что ритмическая единица звучащей речи, в нашем случае ритмическая группа, характеризуется отдельностью, то есть имеет границы - начало и конец, обеспечивающие ее выделение в потоке речи, а также цельностью, то есть составляющие ее компоненты связаны между собой. В ритмической группе наблюдается появление дополнительного (более слабого) ударения.

Минимальной единицей членения письменной речи, в рамках которой осуществляется анализ исследуемого языкового материала, является синтагма.

Синтагматическое членение предсказывается в значительной степени синтаксическими правилами каждого конкретного языка. На основании знания правил, действующих в языке, прогнозируются наиболее и наименее вероятные границы как при кодировании речи говорящим, так и при ее декодировании слушающим. Синтагматическое членение текстов художественной прозы не выходит за рамки, которые задаются авторами.

Текст художественной литературы обладает, наряду с признаками ритма данного языка, ритмическими признаками типа текста и стиля автора.

В устной речи членение на ритмические группы обозначается интонационно и достаточно четко воспринимается на слух. Письменные тексты располагают своими указателями синтагматического членения. Известны возможности варьирования синтагматического членения изолированного предложения, поскольку некоторые предложения могут мыслиться не в одном, а в нескольких контекстах, т.е. варьироваться семантически, их синтагматическое и ритмическое членение может быть различным в зависимости от коммуникативного задания.

Экспериментальные данные анализа звучащего и письменного текста на материале немецкой художественной прозы подтверждают представление о дискретности речевого потока и существовании ритмических единиц.

Для вычисления математического ожидания ударного слога нами была выведена формула, которая имеет вид:

Е =1 {ЕЫ), где Ы - это ударный слог, появившийся в / синтагме.

Математическое ожидание ударного слога линейно зависит от количества слогов в синтагме с коэффициентом в интервале от 0,7 до 0,814, что, в частности, подтверждается аппроксимацией математического ожидания линейными функциями: п = 1

Auf der Universität:

А^ dem Staatshof:

Abseits:

Immensee:

Im Schloß:

Wald winkel: у = 0,07 + 0,741 *x + eps; у = 0,36 + 0,724*x + eps; у = - 0,037 + 0,755*x + eps; у = - 0,154 + 0,786*x + eps; у = 0,331 + 0,713*x + eps; у = -0,406+ 0,814*x +eps; у = - 0,09 + 0,726*x + eps.

Таким образом, мы представляем возможность моделирования канвы авторской прозы. На уровне звучащего текста ритмическое членение имеет отличие от синтагматического. Алгоритм несовпадения синтагматического и ритмического членения дает информацию о соотношении членения письменного и устного текста в немецком языке.

В соотношении синтагм и ритмических групп видим большее или меньшее приближение читающего к стилю автора.

Синтагма и ритмическая группа относятся к разным уровням языка и речи, в художественном тексте они смыкаются, но особым образом. При этом можно выделить три пласта членения текста: сначала возникает речевой ритм автора, затем синтагматическое членение этого текста и только затем происходит озвучивание текста дикторами в разных вариациях. В данной работе при помощи анализа синтагм мы исследуем стиль автора, а при анализе озвученного текста - большую или меньшую степень влияния ритма прозы на читателя - рядового носителя языка. Мы считаем, что при совпадении синтагматического и ритмического членения носитель языка вычисляет стиль автора, который заложен в синтаксической матрице текста, при меньшем совпадении чтец увлекается собственной канвой речи, т.е. оказывается под влиянием ритма своего языка, в данном случае современного немецкого языка. В нашем исследовании на синтагмах мы вычислили стиль автора, а на озвучивании - большую или меньшую степень влияния ритма прозы на человека. При большем влиянии читающий сохраняет стиль автора (дикторы 1 и 2), при меньшем влиянии (дикторы 3 и 4) читающий нарушает авторский стиль в сторону речевого ритма немецкого языка. Мы не считаем данный тип прочтения неправильным, так как это не просто нарушение структуры, это стремление к повседневной речи.

Таким образом, на примере прозы Т.Шторма и Т.Фонтане мы проследили возможности сохранения стиля авторов и соотношение синтагм и ритмических групп при озвучивании письменного текста.

Данное исследование позволило подойти к системному анализу ритма художественной прозы с позиции стилеметрии и выведению алгоритма авторской прозы. Выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут найти применение в практике обучения культуре устной речи и развития навыков чтения вслух у учащихся высших учебных заведений, а также в специальной подготовке переводчиков и преподавателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Серикова, Ольга Николаевна, 2007 год

1. Андреева Д.И. Фонетические признаки ритмической группы / Д.И. Андреева. -М.: Высш. шк., 1978.-С. 56-81.

2. Андреева Д.И. Слог и ритмическая группа как единицы ритма английской речи / Андреева. М.: Высш. шк., 1982. - С. 120.

3. Анощенкова A.M. К вопросу о темповых характеристиках речи / A.M. Анощенкова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1986. - Вып. 152.-С. 87-98.

4. Антипова A.M. Система английской речевой интонации / A.M. Антипова. M.: Высш. шк., 1979. - 131 с.

5. Антипова A.M. Ритмическая система английской речи / A.M. Антипова. М.: Высш. шк., 1984. - 119 с.

6. Антипова A.M. Беседы о ритме / A.M. Антипова // Иностранные языки в школе. 1986. - №1. - С. 20-24.

7. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма / A.M. Антипова // Вопросы языкознания. 1990. - №5. - С. 124-132.

8. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. М.: Просвещение, 1990. - 300 с.

9. Багмут А.И. Темпоральный компонент интонации и актуальное членение высказывания в славянских языках / А.И. Багмут // Интонация: сб. науч. тр. Киев: Вища школа:Изд-во Киев. Ун-та, 1978. - С. 74-87.

10. Ю.Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. М.: Изд-во иностр. лит., 1955.-416 с.

11. Белич А.И. К вопросу о распределении грамматического материала по главным грамматическим дисциплинам / А.И. Белич // Вестн. Моск. унта, №7, 1947.-с. 20-21.

12. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Прогресс, 1974. -447 с.

13. Бернштейн С.И. Основные понятия фонологии / С.И. Бернштейн // Вопросы языкознания. 1965. - №5. - С. 62-80.1 б.Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению / С.И. Бернштейн // Вопросы фонетики и обучение произношению. 1972. - С. 5-61.

14. Блохина Л.П. О роли просодических средств на основе ритма / Л.П. Блохина. М.: МГПИИЯ, 1982. - 85 с.

15. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртене: В 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т.2. -390 с.

16. Бондарко Л.В. Разграничение слов в потоке речи / Л.В. Бондарко, Л.Р. Зингер, Н.Д. Светозарова // Вопросы языкознания. 1968. - №2. - С. 68-81.

17. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи / Л.В. Бондарко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - 199 с.

18. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка / Л.В. Бондарко. С. - Петерб. Гос. ун-т. - Спб.: Изд-во С. - Петерб ун-та, 1998. - 275 с.

19. Брандес М.П. Стилистический анализ / М.П. Брандес. М.: Высш. шк., 1971.- 188 с.

20. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка / М.П. Брандес. М.: Высш. шк., 1983.-271 с.

21. Брызгунова Е.А. Анализ русской диалектической интонации / Е.А. Брызгунова // Экспериментально-фонетические исследования в области русской диалектологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 231-262.

22. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. -3-е изд., перераб. М.: Русский языка, 1977. - 279 с.

23. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е.А. Брызгунова. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 117 с.

24. БСЭ. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974. Т. 15. - С. 490.

25. Бубнова Г.И. Письменная и устная коммуникация / Г.И. Бубнова, Н.К. Грабовский // Синтаксис и просодия. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 272 с.

26. Бурая Е.А. Ритмическая организация спонтанной диалогической речи / Е.А. Бурая // Сб науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1980. - Вып. 169.-С. 164-171.

27. Бурая Е.А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной диалогической речи / Е.А. Бурая // Сб науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1982.-Вып. 196.-С. 10-32.

28. ЗГБухбиндер В.А. О целостности и структуре текста / В.А. Бухбиндер, Е.Д. Розанов //Вопросы языкознания. 1975 - №6 - С. 73-86.

29. Ваараск П.К. Очерк развития синтагматической фонетики русского языка / П.К. Ваараск. М.: Изд-во МГУ, 1964. - 4/1/ - С. 186-191. - 4/2/ -С. 132-145.

30. Величкова J1.B. Интонационное выражение эмоционально окрашенной речи / J1.B. Величкова // Функционирование языковых единиц в речи и в тексте: межвуз. Сб. науч. тр. Б.м., 1987. - С. 159-168.

31. Величкова J1.B. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению / JI.B. Величкова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 1989. - 198 с.

32. Величкова J1.B. О соотношении единиц супрасегментного уровня и грамматической системы языка / Л.В. Величкова // Коммуникативный аспект взаимодействия формы и содержания языковых единиц. -Воронеж, 1991.-Деп.ИНИОНРАН№46105 от 19.02.92.-С. 12-19.

33. Величкова J1.B. Попытка психолингвистической характеристики языковых единиц / J1.B. Величкова // Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании. Б.м., 1995.-С. 11-16.

34. Величкова JI.B. Лингвистика и психолингвистика: проблемы определения единиц / JI.B. Величкова // Вестник Воронеж. Гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. 1996. - №2. - С. 31-44.

35. Величкова JI.B. К понятию «контрастивная фоностилистика» / Величкова JI.B. // Современные прагмалингвистические исследования романских, германских и русского языков: сб. науч. статей. Воронеж: Б.м., 1996.-С. 38-42.

36. Величкова JI.B. Контрастивный подход к исследованию речевого ритма / JI.B. Величкова // Германские, романские и русский языки в сопоставительном аспекте. Воронеж: Изд-во Вороне. Гос. ун-та, 1998. - С. 20-27.

37. Винарская E.H. Субсегментные эмоционально выразительные и тембровые комплексы / E.H. Винарская // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1983. Вып. 216. - С. 41-61.

38. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / E.H. Винарская. М.: Высш. шк., 1987. С. - 55-87.

39. Винарская E.H. Выразительные средства текста / E.H. Винарская. М.: Высш. шк., 1989.- 134 с.

40. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку / В.А. Виноградов -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. Вып. 1: Универсальное и ареальное при обучении произношению. - 59 с.

41. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1975. - 559 с.

42. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. -М.: Высш. шк., 1981.-320 с.

43. Витомская В.Н. Основы английской фонетики / В.Н. Витомская. М.: Наука, 1948.-с. 89-97.

44. Вопросы литературы. М., 1968. №4. - С. 194.

45. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский // Собр. соч. М.: Высш. шк., 1982. - Т2. - 504 с.

46. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-350 с.

47. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И.Р. Гальперин. М.: Изд-во лит-ры на ин. языках, 1958. - 458 с.51 .Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 137 с.

48. Ганиев Ж.В. К методике фоностилистического исследования / Ж.В. Ганиев // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1980. - Вып. 152. -С. 3-12.

49. Глушко М.М. Ритмическая организация научного текста и его модальность / М.М. Глушко // Лингво-дидактические исследования под ред. Ю.А. Карулина. -М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 111-122.

50. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. М.: Наука, 1982. С. 5-39.

51. Гиршман М.М. Художественная целостность и ритм литературного произведения / М.М. Гиршман // Русский стих. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. - 336 с.

52. Гусельников В. И. Ритмическая активность головного мозга / В. И. Гусельников, А.Я. Ступин. М.: МГУ, 1968. - 252 с.

53. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 159 с.

54. Жинкин Н.И. Взаимоотношение компонентов интонации в речи и в музыке / Н.И. Жинкин // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1984.-С. 137-148.

55. Жумалева Р.З. Синтагма как ритмическая единица текста (на мат. английского, русского и казахского языков) / Р.З. Жумалева // Фонетика и психология речи. Иваново, 1984. - С. 54-71.

56. Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков / Г.Н. Иванова-Лукьянова // Развитие фонетики современного русского языка: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 1966. - С. 136-143.

57. Иванова-Лукьянова Г.Н. Особенности ритмико-интонационной организации стихотворной речи / Г.Н. Иванова-Лукьянова // Проблемы структурной лингвистики, 1982: сб. ст. М.: Наука, 1984. - С. 158-169.

58. Иванова-Лукьянова Г.Н. Фонетические способы передачи логического ударения и их функционально-стилистическое использование / Г.Н.

59. Иванова-Лукьянова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1985. -Вып. 259. С. 100-112.

60. Иванова-Лукьянова Г.Н. Чтение вслух с опорой на пунктуацию / Г.Н. Иванова-Лукьянова. M.: Русск. яз., 1988. - 182 с.

61. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта: Наука, 2000.- 195 с.

62. Ильинская И.С. О языковых и неязыковых стилистических средствах / И.С. Ильинская // Вопросы языкознания. 1954 - №5 - С. 84-89.

63. Ирисханова K.M. Стилистическая маркированность и норма / K.M. Ирисханова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1990. - Вып. 356.-С. 10-15.

64. Калачева C.B. Выразительные возможности русского стиха / C.B. Калачева. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 174 с.

65. Каменская О.Л. Текст и коммуникация / О.Л. Каменская. М.: Высш. шк., 1990.- 151 с.

66. Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации / Л.А. Кантер. . -М.: Высш. шк., 1988.- 127 с.

67. Карцевский С.И. Повторительный курс русского языка / С.И. Карцевский. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. Гл. II, - 112 с.

68. Карцевский С.И. Из лингвистического наследия / С.И. Карцевский. Сост., вступ. ст. и коммент. И.И. Фужерон. М.: Языки русской культуры, 2000. - 341 с.

69. Касевич В.Б. Ударение и тон в языке и речевой деятельности / В.Б. Касевич, Е.М. Шабельникова. В.В. Рыбин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -244 с.

70. Климов Н.Д. Некоторые актуальные вопросы организации ориентировочной основы действия в обучении иноязычному произношению / Н.Д. Климов // Сб. науч. тр. Моск. гос. лингв, ун-т. -М., 1990.-Вып. 350. С. 68-72.

71. Кожина М.Н. Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка / М.Н. Кожина // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1987, - С. 423.

72. Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста / М.Н. Кожина // Филол. науки. М., 19876. №2. - С. 35-41.

73. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М.Н. Кожина. М.: Просвещение, 1993. - 224 с.

74. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский. М.: Наука, 1984. - 176 с.

75. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г.В. Колшанский. М.: КомКнига, 2005. - 232 с.

76. Костомаров В.Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» / В.Г. Костомаров // Проблемы современной филологии: сб. статей к 70-лет. акад. В.В. Виноградова.-М.: Изд-во МГУ, 1965.-С. 172-176.

77. Котляр E.H. Понятие жанра в стилистике / E.H. Котляр // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1987. - С. 24-35.

78. Кротевич Е.В. Интонационный рисунок предложения с обособленными синтагмами / Е.В. Кротевич // Вопросы славянского языкознания. -Львов, 1948. Кн. 1. - С. 91-104.

79. Крюкова О.П. Проблемы ритма в музыке и речи / О.П. Крюкова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1987. - Вып. 293. - С. 138-148.

80. Кухаренко В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. Л.: Просвещение. - 1979. - 327 с.

81. Лаптева О. А. Мысли В.В. Виноградова о социальных и личностных факторах речи в связи с теорией литературного языка / О. А. Лаптева // Вопросы языкозн. 1989. - № 4. - С. 121.

82. Леонтьев A.A. Психолингвистика / A.A. Леонтьев. Л.: Наука, 1967. -118с.

83. Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

84. Леонтьев A.A. Что такое язык / A.A. Леонтьев. М.: Педагогика, 1976. -95 с.

85. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-364 с.

86. Леонтьев A.A. Язык и речь / A.A. Леонтьев // Теория речевой деятельности: хрестоматия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 2000. С. 347-361.

87. Логинова И.М. Русская интонация в семантико-стилистическом аспекте // Рус. яз. за рубежом. 1995. - №1. - С. 42-46.

88. Ломтев Т.П. Исследования по современному русскому языку / Т.П. Ломтев. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 272 с.

89. Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание / Т.П. Ломтев. М.: Наука, 1976.-384 с.

90. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. / А. Ф. Лосев.-М.: Искусство, 1979.-С. 561.

91. Лосева Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

92. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство. - 1970. - 284 с.

93. Майорова И.А. О месте интонации в лингвистическом описании текста / И.А. Майорова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1984.-Вып. 230.-С. 130-139.

94. Макаров М.Л. Экспрессивность и ритм / М.Л. Макаров // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. -Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1987. С. 49-56.

95. Мартыненко Г.Я. Основы стилеметрии / Г.Я. Мартыненко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 176 с.

96. Мартыненко Г.Я. Стилеметрия / Г.Я. Мартыненко, С.В. Чебнов // Прикладное языкознание: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.-С. 402-435.

97. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику / М.И. Матусевич. М.: Наука, 1959. - С. 99-108.

98. Матюшечкина Г.Г. Сверхфразовое единство как ритмическая единица текста / Г.Г. Матюшечкина // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1987. - Вып. 293. - С. 79-87.

99. Месхишвили И.В. Взаимоотношение простой и сложной ритмических групп в различных типах текста / И.В. Месхишвили // Речевой ритм и его функции: сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1987. Вып. 293. - С. 94-99.

100. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи / И.И. Мещанинов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - С. 95.

101. Минаева Л.В. Слово в языке и речи / Л.В. Минаева. М.: Высш. шк., 1986.- 147 с.

102. Минаева Л.В. Инвариантно-вариативные отношения на сверхсегментном уровне языка / Л.В. Минаева, Н.Е. Медведева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 1998. - №1 - С. 50-64.

103. Моисенко З.С. О ритме прозы / З.С. Моисенко // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1980. Вып. 152. - С. 248-261.

104. Моисенко З.С. О ритме немецкой монологической речи / З.С. Моисенко // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1986. - Вып. 169.-С. 123-140.

105. Николаева Т.М. О синтаксических отношениях единиц интонационного уровня и о соотношении фразовой интонации и синтаксиса языка / Т.М. Николаева // Теоретическая фонетика иобучение произношению. М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1975. -С. 111-118.

106. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков / Т.М. Николаева. М.: АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики: Наука, 1977.-278 с.

107. Нушикян Э.А. Роль просодии в выражении коммуникативной ориентации / Э.А. Нушикян // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1982.-Вып. 201.-С. 41-54.

108. Нушикян Э.А. К проблеме сегментации эмоционально окрашенного текста / Э.А. Нушикян // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза.-М., 1984.-Вып. 230.-С. 149-162.

109. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи / Э.А. Нушикян. Киев: Одесса: Вища школа, 1986. - 160 с.

110. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении / A.M. Пешковский. -М.: Учпедгиз, 1956. 512 с.

111. Поливанов Е.Д. Лекции по введению в языкознание и общей фонетике / Е.Д. Поливанов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 112 с.

112. Полищук Г.Г. Семантико-стилистический анализ спонтанных и неспонтанных текстов / Г.Г. Полищук // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. Вып. 23. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1989. - С. 7-24.

113. Поплавская Т.В. Гласные и речевой ритм / Т.В. Поплавская // Системный анализ и вопросы функционирования языковых единиц. -Таллин, 1988.-С. 78-93.

114. Поплавская Т.В. Ритмическая структура речи и фонетическая подсистема языка: автореф. дис. . канд. филол. наук / Т.В. Поплавская. 1994. - 25 с.

115. Портнова Н.И. Ритмообразующая функция сегментных единиц / Н.И. Портнова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1987. -Вып. 293.-С. 4-11.

116. Потебня A.A. Теоретическая поэтика / A.A. Потебня. М.: Высш. шк., 1990.-342 с.

117. Потебня A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня Киев: СИНТО, 1993.- 189 с.

118. Потапова Р.К. К типологии временной организации речи в германских языках / Р.К. Потапова // Вопросы языкознания. 1977. -№1.-С. 39-47.

119. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика / Р.К. Потапова. М.: Эдиториал, УРСС, 2001. - 568 с.

120. Потапова Р.К. Язык. Речь. Личность / Р.К. Потапова, В.В. Потапов М.: Языки славянской культуры, 2006. - 496 с.

121. Потапов В.В. Некоторые аспекты синтаксической организации речи / В.В. Потапов // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. -Вып. 344.-С. 65-73.

122. Потапов В.В. Речевой ритм в диахронии и синхронии / В.В. Потапов. -М.: Б.и., 1996. 179 с.

123. Потапов В.В. Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков /В.В. Потапов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 344 с.

124. Потемина Т.Х. Объем и характер синтагм в немецкой спонтанной речи / Т.Х. Потемина // Фонетика и психология речи. Иваново, 1984. - 190с.

125. Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. М., 1991. № 6. - С.48.

126. Реформатский A.A. Из истории отечественной фонологии / A.A. Реформатский. М.: Наука, 1970. - 527 с.

127. Реформатский A.A. Фонологические этюды / A.A. Реформатский. -М.: Наука, 1975.- 135 с.

128. Родионова О.С. Синтагматическое членение текста, его жанровая принадлежность / О.С. Родионова // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1984. - Вып. 230. - С. 246-250.

129. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка / Н.Д. Светозарова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 176 с.

130. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи / Э. Сепир // Избр. труды по языкознанию и культурологи. М.: Наука, 1993. - С. 167.

131. Сиротинина О.Б. Устные и письменные формы речи как объекты лингвистического исследования / О.Б. Сиротинина // Вопросы стилистики: межвуз. науч. сб. Вып. 23. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1989.-С. 3-6.

132. Сиротинина О.Б. Стилевая принадлежность и текстовая организация устной научной речи / О.Б. Сиротинина // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1987. - С. 24-33.

133. Смусь М.А. Роль ритма в передаче содержания поэтического текста / М.А. Смусь // Пространственно-временная и ритмическая организация текста. М.: Наука, 1986. - С.138-144.

134. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. - 695 с.

135. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1985. - 479 с.

136. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: Педагогика, 1961.-С. 25-75.

137. Томашевский Б.В. Ритм прозы / Б. В. Томашевский //О стихе. Статьи. Л.: Прибой, 1929 - 327 с.

138. Томашевский Б. В. Стих и язык (филологические очерки) / Б. В. Томашевский. М.; Л., 1959. - С. 274.

139. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка / Г.П. Торсуев. М.: Наука, 1950.-С. 189-195.

140. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания / И.Г. Торсуева. -М.: Наука, 1979.-112 с.

141. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И.Г. Торсуева // Вопросы языкознания. 1984. - №1. -С. 116-126.

142. Тукумцев Г.П. Понятие о синтагме / Г.П. Тукумцев // РЯШ, 1948. №1. С. 6.

143. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. -М.: Наука, 1950. Т.4.-С.187.

144. Цибуля Н.Б. Ритм эмоциональной речи / Н.Б. Цибуля // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1987. - Вып. 293. - С. 87-93.

145. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. М.: Рус. яз., 1989. - 241 с.

146. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации / Н.В. Черемисина-Ениколопова. М.: Наука, 1999. - 517 с.

147. Чистович JI.А. Речь. Артикуляция и восприятие / JI.А. Чистович, В.А. Кожевников, В.В. Алякринский и др. М.: Наука, 1965. - 241 с.

148. Шаповалова О.В. Мелодические признаки звучащей речи с эмоциональным компонентом «гнев» (сопоставительное исследование на материале русского и немецкого языков) / О.В. Шаповалова // Вестник ВГУ Вып. 2. - Воронеж, 2006. - С.418-424.

149. Шевченко Т.И. Ритмико-темпоральная организация синтагмы в английской речи: типология и вариативность / Т.И. Шевченко // Речевой ритм и его функции: сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1987. Вып. 293. - С. 109-115.

150. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке / Д.Н. Шмелев. М.: КомКнига, 2006. - С. 55-75.

151. Шурова М.Е. Ритмические параметры звучащей детской речи (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис. .канд. филол. наук / М.Е. Шурова. Воронеж, 2001. - 21 с.

152. Щерба JI.B. О частях речи в русском языке / JI.B. Щерба // Русская речь, вып. I, 1927.

153. Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность / JI.B. Щерба. Л.: Наука, 1974. - 428 с.

154. Щерба Л.В. Фонетика французского языка / Л.В. Щерба. М.: Высш. шк., 1983.-309 с.

155. Эрдели Н.Б. К вопросу о ритме английской речи / Н.Б. Эрдели // Речевой ритм и его функции. М., 1987. - С. 35-44.

156. Явецкий В.Н. Роль ритмической структуры в процессе распознавания слов в устной речевой коммуникации / В.Н. Явецкий // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1986. - Вып. 273. - С. 100106.

157. Bose, J. Zur temporalen Struktur frei gesprochener Texte / J. Bose. -Frankfurt/M., 1994.-176 S.

158. Chatman, S. A theory of meter / S. Chatman. London; The Hague: Paris, 1965. P.-20-35.

159. Condon, W. Neonate movement as synchronized with adult speech; interactional participation and language acquisition / W. Condon, L. Sander //Science. 1974. V. 183. P.-99-101.

160. Donovan, A. The perceived rhythm of speech / A. Donovan, C. Darwin // Proc. of the 9-th intern, congr. of phonetic scienes. V. 2. Copenhagen, 1979.

161. Der große Duden. Rechtschreibung: Wörterbuch und Leitfaden der deutschen Rechtschreibung. VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1990. -768 S.

162. Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Bd. 4. -Dudenverlag, 1995. 864 S.

163. Essen, 0. Allgemeine und angewandte Phonetik / 0. von Essen -Berlin, 1966.-S. 198-220.

164. Green, M. The voice and its disorder / M. Green. London, 1964.

165. Ivanova, V. Klangsprachliche Mittel zum Ausdruck des Emotionalitätsgrades im poetischen Text / V. Ivanova // Klangsprache im Fremdsprachenunterricht (III). Woronesh: Staatliche Universität Woronesh, 2004.-S. 149-156.

166. Kurz, G. Notizen zum Rhythmus / G. Kurz // Sprache und Literatur in Wissenschaft und Unterricht. Frankiurt/Main, 1992. - S. 41-45.

167. Lehiste, I. Rhythm of poetry, rhythm of prose /1. Lehiste // Phonetic linguistics. Essays in honor of Ladefogd P. / Ed. By Fromkin V.A. -Orlando, San Diego, New York, Toronto, Montreal, 1985.

168. Lindner, G. Grundlage und Anwendung der Phonetik / G. Lindner. -Berlin: Akademie-Verlag, 1981.-438 S.

169. Riesel, E. Deutsche Stilistik / E. Riesel, E. Sendeis. M.: Высш. шк., 1964.-275 с.

170. Riesel, E. Stil der deutschen Alltagsrede / E. Riesel. M.: Высш. шк., 1964.-316 с.

171. Stock, E. Sprachrhythmus Sprechrhythmus - Isochronie / E. Stock // Klangsprache im Fremdsprachenunterricht (II). Woronesh: Staatliche Universität Woronesh. 1999. - S. 3-13.

172. Stock, E. Sprechrhythmus im Russischen und Deutschen / E. Stock, L. Velickova. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2002. - 280 S.

173. Stock, E. Phonetik. Deutsch als Fremdsprache / E. Stock, U. Hirschfeld. Leipzig VEB, 1996. - 168 S.

174. Stock, E. Deutsche Satzintonation / E. Stock, Ch. Zacharias. Leipzig VEB, 1975.- 210 S.

175. Torii, T. Walking, breathing and speech. A guide-book for the Third World Congress of phoneticians. Tokyo, 1976.

176. Velickova, L. Sprachrhythmus im Deutschen / L. Velickova // Beitrage zur XI Internationalen Deutschlehrertagung. Thesen. Leipzig, Woronesh, 1993.

177. Velickova, L. Psycholinguistische und phonetische Basis der Störungen bei der interkulturellen sprechsprachlichen Kommunikation / L. Velickova // Klangsprache im Fremdsprachenunterricht (III). Woronesh: Staatliche Universität Woronesh. 2004. S. 3-11.

178. Zacher, 0. Deutsche Phonetik / O. Zacher Berlin, 1969. - 207 S.

179. Список художественной литературы

180. Fontane, Th. Effi Briest / Th. Fontane. Leipzig, Verlag. Philipp Reclam, 1975.-317 S.

181. Storm, Th. Novellen der Liebe / Th. Storm. Berlin, Verlag der Nation, 1965.-585 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.