Рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе первой трети XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Голова, Ксения Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Голова, Ксения Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теория рецептивной эстетики в прикладном аспекте.
1.1. Рецептивный подход в литературоведении.
1. 2. Основные положения теории рецептивной эстетики.
1.3. Читатель как литературоведческая категория.
1. 4. Писатель как реципиент.
1. 5. Современное состояние рецептивной эстетики. Ее вклад в науку о литературе.
1. 6. Терминологический аппарат рецептивной эстетики как научно-практический инструментарий.
ГЛАВА II. "Русский Гофман" как научное и художественное явление.
2. 1. Актуальные проблемы русского гофмановедения.
2. 2. Биография Э. Т. А. Гофмана как объект художественной рецепции. 49 2. 2. 1. Повести Н. А. Полевого «Блаженство безумия» и «Живописец» в рецептивном аспекте.
2. 2. 2. «История двух калош» В. А. Соллогуба: рецепция на русской почве гофмановской темы художника.
ГЛАВА III. Элементы художественного мира Гофмана в рецепции русских романтиков.
3. 1. Механизмы художественной рецепции в цикле А. Погорельского
Двойник, или Мои вечера в Малороссии».
3. 2. Творческая рецепция гофмановской фантастики в произведениях В. Н. Олина и Н. А. Мельгунова.
3.3. Проблема «гофманизма» В. Ф. Одоевского. Рецепция творчества Гофмана в повести «Сильфида».
3.4. К. С. Аксаков как реципиент гофмановских сказок.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Восприятие Э. Т. А. Гофмана в России 30 - 40-х годов XIX века: к проблеме формирования и трансформации культурного мифа2007 год, кандидат филологических наук Кожикова, Анна Владимировна
Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. ХIХ в.2002 год, доктор филологических наук Ильченко, Наталья Михайловна
А.Блок и Э.Т.А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике2007 год, кандидат филологических наук Королёва, Вера Владимировна
Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова1999 год, кандидат филологических наук Новикова, Наталья Вячеславовна
Романтическая новелла Н. Готорна в жанровой системе русской литературы: проблемы рецепции2007 год, кандидат филологических наук Николаенко, Нина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе первой трети XIX века»
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) для всемирной культуры является одной из знаковых фигур, олицетворяющих немецкую литературу. Современные исследователи и читатели ставят его имя наравне с именами И. В. Гете, Ф. Шиллера и Г. Гейне, хотя при жизни последние всячески сторонились Гофмана и даже порицали его.
Гофман был художником «не для своей эпохи и не для своей страны»: имел место некий парадокс его «невосприятия» в Германии начала XIX века. Несмотря на то, что многие его произведения не встречали препятствий со стороны цензуры, печатались они в большинстве своем в «карманных альманахах» («Урания. Карманная книжка для дам», «Карманный альманах светских развлечений» и др.). Гофмановские повести пользовались спросом главным образом у малоразборчивой публики, падкой на чудеса. Эту ситуацию ярко охарактеризовал Г. Гейне в своем литературно-политическом памфлете «Романтическая школа» (1833): «В свое время его <Гофмана> много читали, однако лишь люди с нервами слишком сильными или слишком слабыми, чтобы поддаваться воздействию мягких аккордов. Действительно одаренные и поэтические натуры и слышать о нем не хотели. Им был милее Нова-лис.»1.
Итак, чем же творчество Гофмана отталкивало «одаренных и поэтических» читателей? На наш взгляд, немецкая «гофманофобия» основана на боязни «заразиться» от текстов этого писателя новой, неизвестной духовной болезнью, которую наиболее чуткие реципиенты неизменно угадывали в них. Наиболее ярко сформулировал эту мысль С. Цвейг в своем эссе «Борьба с безумием». И хотя он посвятил его Гёльдерлину, Клейсту и Ницше, на наш взгляд, в этот ряд вполне можно поставить и Гофмана. По Цвейгу, «не связанные со своей эпохой, не понятые своим поколением, сверкнув, словно метеорит, они мчатся в ночь своего предназначения <.> путь их - из беспре
1 Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1982. Т. 4. С. 394. дельности в беспредельность <.> в них действует нечто сверхчеловеческое»2.
Видимо, космический масштаб и некоторая болезненность его творчества отпугивали проницательных соотечественников Гофмана, непритязательные же читатели расценивали его тексты как легковесные фантастические истории, подходящие для приятного досуга. Так или иначе - феномен Гофмана не был осмыслен его современниками. Исследователи нашего времени обнаруживают в произведениях Гофмана серьезную философскую базу. Так, J1. Э. Скородумова убедительно говорит о сходстве мировосприятий зрелого Гофмана и Шопенгауэра (интерес к человеку; проблема воли; атеизм /религиозность; страдание и аскеза.).
Творчество Гофмана несет в себе множественность художественных и философских смыслов, что позволяет говорить о мировом значении писателя.
Тема данной работы - рецепция творчества Э. Т. А. Гофмана в русской литературе первой трети XIX века. Выбор именно этого периода для анализа восприятия творчества Гофмана в России неслучаен. Дело в том, что феномен «вхождения» Гофмана в русскую культуру берет свое начало в 1822 году, когда был опубликован первый перевод «Мадемуазель де Скюдери». С этого момента, вслед за Ч. Пэссэджем, можно говорить о русском «гофма-низме»4, который имел место не только в отечественной литературе, но и в музыке, живописи, театре - областях, в которых в свое время так или иначе проявился гений великого немца. Это явление на протяжении более полутора веков имело как периоды подъемов, так и спадов. Наиболее сильной из этих «волн» была «первая гофмановская волна» (1820-1840-е гг.), характерная для творчества русских писателей-романтиков. Важно, что именно в это время явственно обозначились основные пути «усвоения» творчества Гофмана русской культурой, так или иначе проявляющиеся в последующие периоды, что
2 Цвейг С. Борьба с безумием // Цвейг С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Терра, 1992. Т. 5. С. 8.
3 Скородумова Л. Э. «Фантазии в манере Калло» Э. Т. А. Гофмана: своеобразие композиции. Дис. канд. филол. наук, М.: МПГУ, 1996. С. 15-25.
Passage Ch. Е. The Russian Hoffmannists. The Hague: Mouton & Co, 1963. P. 66. и определяет актуальность выбранной темы. Изучение рецепции творчества Гофмана в русской литературе представляется частным случаем более широкого направления исследований, ставящих своей задачей анализ функционирования крупных художественных миров в инокультурной среде. В рамках работы мы останавливаемся на фактах русской литературной жизни, связанных с Гофманом, и стремимся выявить своеобразие рецепции творчества и личности этого писателя в отечественной литературе первой трети XIX века.
Степень разработанности темы. Внимание к русской судьбе произведений великого немецкого романтика уже долгое время является характерным признаком отечественного литературоведения. В основном исследователи касались какого-то одного аспекта темы, ограничиваясь взаимоотношениями того или иного писателя-романтика и Э. Т. А. Гофмана. Так, темой «А. Погорельский и Гофман» в конце XIX века занимался А. И. Кирпичников, отыскавший в текстах Погорельского множество аллюзий и прямых заимствований из произведений немецкого писателя. Ученый выдвигает порой недостаточно обоснованные положения, в том числе и о возможности личного знакомства писателей5, и в этом, на наш взгляд, основная слабость его работы. Продолжил тему С. Игнатов в статье «А. Погорельский и Э. Гофман» (1914), но и он не избежал ошибок своего предшественника. Проблемы «гофманизма» В. Ф. Одоевского первым коснулся П. Н. Сакулин в книге «Из истории русского идеализма. Князь Одоевский» (1913), но его теория во многом идеологически ангажирована. Ученый «разводит» Гофмана и Одоевского по разные стороны, доказывая различия их творческих методов. Если первый, по Сакулину, - романтик в истинном смысле этого слова, то второй -лишь трезвый морализатор, «рядящийся в одежды» первого. Все эти исследователи придерживаются точки зрения, что Гофман - подлинный гений, в то время как названные русские писатели - лишь подражатели, хоть и талантливые.
5 Кирпичников А. И. Антоний Погорельский. Эпизод из истории русского романтизма // Кирпичников А. И. Очерки истории новой русской литературы. 2-е изд. М.: Книжное дело, 1903. Т. 1. С. 96.
Начало так называемым комплексным исследованиям положено статьями С. Родзевича «К истории русского романтизма» (1917), В. Морозова «Гофман в России» (1922) и Т. Левита «Гофман в русской литературе» (1930). В этих очерковых работах впервые намечаются пути анализа русского «гофманизма» как явления, при этом авторы прослеживают эволюцию в «гофмановских» повестях ряда авторов - от Погорельского до Достоевского. Этот весьма продуктивный путь исследования избрала и А. Б. Ботникова, которая в фундаментальной монографии «Э. Т. А. Гофман и русская литература первой половины XIX века» (1977) проследила различные формы межлитературных связей - от художественного усвоения до литературного спора. Она говорит не столько о преемственности, сколько о новаторстве наших авторов по отношению к наследию великого немца. Однако по прошествии почти трех десятилетий данная работа, при всей обоснованности ее претензий на универсальность, начинает обнаруживать все больше лакун и нуждающихся в корректировании моментов.
Важными событиями отечественного гофмановедения стали сборники «Художественный мир Гофмана» (1982) и «В мире Э. Т. А. Гофмана» (1994), суммирующие итоги различных направлений науки о Гофмане и намечающие дальнейшие пути ее развития. Эти работы продемонстрировали новые подходы к наследию немецкого классика. Исследователи не ограничиваются сопоставлением отдельных мотивов в текстах писателей разных культур, их внимание привлекают также архетипы, структура художественного мышления, эволюция героев и т. д. То есть ученых по-прежнему интересуют вопросы художественной организации новелл и романов Гофмана, а также литературная судьба его творчества в России. Так, в сборник «В мире Э. Т. А. Гофмана» вошли статьи «Гофман и Жуковский», «Гофман и Пушкин», «Гофман и Погорельский», авторы которых сообразно своим взглядам выстраивают картину межлитературных схождений.
Из иностранных исследований выделим работы, связанные с восприятием гофмановского наследия в России. Это прежде всего статья М. Горлина (Gorlin М. Hoffmann en Russie), монографии Ч. Пэссэджа (Passage Ch. E. The Russian Hoffmannists) и H. Ингама (Ingham N. W. E. Th. A. Hoffmann's Reception in Russia). Эти иностранные гофмановеды весьма предвзято относятся к русским писателям - реципиентам Гофмана, обвиняя многих из них в плагиате и нехватке таланта, поэтому суждения названных исследователей не бесспорны. Однако вкупе с названной ранее монографией А. Б. Ботниковой и обзорными статьями С. Родзевича и В. Морозова они на сегодняшний день представляют наиболее полный свод исследований по теме «Гофман и Россия».
Несмотря на внимание отечественных исследователей к проблеме творческого осмысления русскими писателями наследия Гофмана, многие аспекты этой темы еще не являются изученными в достаточном объеме. Это прежде всего касается таких тем, как «Гофман и В. Одоевский», «Гофман и А. Погорельский», «Гофман и Н. Полевой». Нуждается в корректировке и тема художественных отношений немецкого романтика и полузабытых ныне авторов (В. Соллогуба, К. Аксакова, Н. Мельгунова, В. Олина). Весь этот комплекс задач должен привести к постижению феномена Гофмана и его произведений в становлении русской романтической повести первой трети XIX века.
За рамками данного исследования остается рецепция Гофмана в творчестве Пушкина и Гоголя. Грани рецепции гофмановского творчества в их произведениях - отдельная тема, имеющая длительную научную традицию и нуждающаяся в скрупулезном изучении. Этот вопрос достаточно четко осветила А. Б. Ботникова в своей монографии. Однако исследовательница, как, впрочем, и ее предшественники, прошла мимо таких «второстепенных» авторов, как В. Соллогуб, К. Аксаков, Н. Мельгунов и В. Олин. Эти авторы вообще не включаются отечественной наукой в круг писателей-«гофманистов», достойных изучения. Но именно писатели «второго ряда» (с точки зрения современной науки) отражают рецепцию гофмановского феномена на уровне, близком массовому сознанию. Эта плеяда авторов «первой гофмановской волны» позволяет выявить типичные черты указанного явления.
Осветив состояние разработанности темы, можно сделать вывод о том, что гофманистика как наука уже вполне сложилась, однако круг интересующих ее вопросов постоянно растет и методологическая база ее нуждается в обновлении.
В качестве методологической основы данной работы выбран историко-функциональный подход, акцентирующий внимание на заложенной в произведении системе приемов воздействия на читателя. Конкретное воплощение он получил в методах рецептивной эстетики, одной из литературоведческих школ Европы, сложившейся в 1970-х годах в Констанце. Это направление исходит из идеи, что литературное произведение «возникает» только в процессе «встречи» с читателем, который благодаря «обратной связи», в свою очередь, воздействует на произведение, определяя его восприятие и бытование. Идеи констанцского литературоведения еще не исчерпаны и нуждаются в дешифровке, они дают ключ к пониманию одной из важных проблем гуманитарного познания — к проблеме взаимоотношений автора произведения и его потенциального адресата.
Ключевым термином в заявленной теме является понятие рецепции. В связи с этим представляется вполне обоснованным применение методологии констанцской школы для разработки обозначенной темы. Отечественной наукой до сих пор не поднимался в полной мере вопрос рецепции гофманов-ского творчества в сознании русских писателей. Не следует забывать, что каждый писатель непременно является читателем, воспринимающим художественные тексты других авторов, имеющим свой эстетический опыт, то есть реципиентом. Художник не может быть изолирован от классического и современного ему искусства, освоение и усвоение им всего богатства культуры является необходимой предпосылкой для успешной творческой деятельности. Важно, что писатель в отличие от «рядового» читателя фиксирует свое восприятие в продуктах собственной художественной деятельности, давая возможность исследователю прослеживать особенности рецепции текста-донора.
Рецептивная эстетика разрабатывала понятие о «литературном ряде», в который «вписывается» каждое новое произведение. Такой литературный ряд не может быть представлен одними «вершинами», это именно непрерывная цепь произведений, тесно взаимосвязанных - во многом за счет рецептивных отношений. Произведения так называемого второго (невершинного) ряда как раз и являются показателем степени усвоения донорского текста.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней осуществлена попытка синтезировать две до сих пор раздельно существовавшие области литературоведения - гофмановедение и рецептивную эстетику, то есть, оперируя методологическим и терминологическим аппаратом констанцской школы, исследовать феномен русскоязычной рецепции творчества Гофмана первой трети XIX столетия.
Исходя из этого определим цель работы - изучить восприятие наследия Гофмана русскими писателями первой трети XIX века в рецептивном аспекте. В соответствии с целью сформулированы и задачи:
• на основе методологии рецептивной эстетики выработать научно-исследовательский инструментарий;
• с помощью рецептивно-эстетического инструментария реконструировать отдельные аспекты горизонта читательских ожиданий указанного периода;
• определить основные особенности «вписывания» творчества Гофмана в русский литературный ряд;
• проанализировать восприятие творчества Гофмана читателями-профессионалами, под которыми мы подразумеваем критиков и писателей.
Поэтому объект исследования в нашей работе - комплекс произведений русских писателей «второго ряда», в которых распознаваемы аллюзии на творчество Гофмана. А предметом будут являться эстетические реакции самих писателей, запечатленные в произведениях. Мы обратимся не столько к теме «Гофман в русской литературе», сколько к рецепции его творчества в текстах русских писателей названной эпохи.
Существенную помощь в подготовке данного исследования оказала работа «Гофман Э. Т. А. Библиография русских переводов и критической литературы» (1964), в которой четко прослежена русская судьба произведений Гофмана.
Обозначая круг задействованных в данной работе источников в области гофмановедения, назовем труды М. И. Бента, Н. Я. Берковского, А. Б. Ботниковой, А. В. Карельского, Н. А. Корзиной, Л. В. Славгородской, А. В. Скобелева, Ф. П. Федорова, К. Г. Ханмурзаева, Д. JL Чавчанидзе. Эти ученые последовательно выработали методологию, которая и поныне лежит в основе науки о Гофмане. Фундаментальная работа Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии» (1973) до сих пор является настольной книгой специалистов по зарубежной литературе. Среди серьезных исследований М. И. Бента в области жанровой специфики романтической новеллы для нас наиболее важным оказалось «Новеллистическое творчество Э. Т. А. Гофмана». Мы также опирались на работы Д. JI. Чавчанидзе о литературных аллюзиях и архетипах в гофмановском творчестве.
Из исследований, посвященных литературе русского романтизма и отдельным ее представителям, особо отметим работы Ю. В. Манна, В. М. Жирмунского, В. И. Сахарова, Н. JI. Степанова, М. Турьян. Среди источников, в которых наиболее основательно изучено жанровое своеобразие русской романтической повести, укажем «Историю всемирной литературы» (Т. 6) и книгу «Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра» (1973). Кроме того, значимыми для нас оказались работы отечественных и зарубежных мыслителей, критиков и литературоведов, где авторы дают свою оценку донорско-принимающих отношений и литературного процесса в целом. Здесь назовем имена М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, X. Ортеги-и-Гассета, Т. С. Элиота.
Структура данного диссертационного исследования состоит из трех глав. В первой мы даем обзор констанцского литературоведения как научного явления, в связи с чем рассматриваем его истоки, основные имена и положения, терминологию и методологию. В результате мы стремимся преобразовать наработки рецептивной эстетики в исследовательский инструментарий, позволяющий анализировать межлитературные схождения.
Вторая глава демонстрирует своеобразие «русского Гофмана» как научного и художественного явления. Здесь мы стремимся осмыслить историю отечественного гофмановедия, а также выводим тезис о том, что не только произведения немецкого романтика, но и его биография была объектом художественной рецепции. В связи с этим мы обращаемся к отдельным повестям Н. Полевого и В. Соллогуба, которые, на наш взгляд, являются яркой иллюстрацией этого положения.
В третьей главе объектом писательского осмысления нами заявлен художественный мир Гофмана. Причем нас интересуют как «общепризнанные» реципиенты творчества немецкого романтика (А. Погорельский, В. Одоевский), так и остававшиеся до сих пор «в тени» литературоведческой науки (К. Аксаков, В. Олин и Н. Мельгунов). На наш взгляд, эти имена незаслуженно исключены из числа «русских гофманистов», ведь писатели «второго ряда» являют наиболее показательные в рецептивном отношении типы творческого восприятия, т.к. их сознание приближено к сознанию массового читателя, а их тексты в основном ориентированы именно на массовую аудиторию.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах русской и зарубежной литературы эпохи романтизма; в спецкурсах по проблемам компаративистики и, в частности, русско-немецких литературных связей; в курсах теории литературы и филологического анализа, а также при разработке тематики курсовых и дипломных работ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Культурологическое прочтение Э.Т.А. Гофмана на рубеже XX-XXI вв.: онтологизм фантастического2008 год, доктор философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна
"Гофмановский комплекс" в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ веков2020 год, доктор наук Королева Вера Владимировна
Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков2008 год, кандидат филологических наук Луткова, Елена Александровна
Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума2001 год, кандидат философских наук Лаптева, Ирина Валерьевна
Стихотворные повести В.А. Жуковского 1830-х гг.: проблемы перевода и мифопоэтики2005 год, кандидат филологических наук Никонова, Наталья Егоровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Голова, Ксения Вячеславовна
заключен™
В ходе интерпретации текстов русских «гофманистов» с позиций рецептивной эстетики мы можем сделать ряд выводов.
Русский Гофман - это особое явление, существенно отличающееся от западноевропейского. Феноменальность данного явления как раз в том, что в 1820-1830-х гг. отечественные читатели (в том числе читатели-профессионалы) воспринимали гофмановские тексты вполне серьезно. Шуточный, пародийный характер многих произведений немецкого романтика не актуализируется ими, как это было на Западе. Если, например, соотечественники Гофмана относились к его текстам, как к развлекательной литературе, то русская читающая публика единодушно признала их «интеллектуальным чтивом».
Другая сторона гофмановского феномена в России в том, что не только произведения немецкого писателя, но и его биография становятся объектом читательской рефлексии, а в итоге - художественной рецепции. Этому немало способствовали отечественная и переводная критика и публицистика 1830-х годов, которые формировали в сознании читателей синкретическое понимание жизни и наследия Гофмана. С тех пор фигура Гофмана сама по себе дает повод для художественного осмысления, являясь обобщенным портретом непризнанного романтического гения, полубезумца, находящего отдушину лишь в искусстве и алкоголе. В итоге складывается некий гофма-новский миф, понимаемый как «супертекст», к которому в разной степени апеллируют и писатели «второго ряда». Как мы показали, повести Н. Полевого и В. Соллогуба - яркое тому подтверждение.
Анализ механизмов художественной рецепции позволил выявить основные черты эстетического опыта русских реципиентов Гофмана, который в каждом случае был индивидуальным. Во многом эстетический опыт обусловлен кругом интересов и занятий реципиента (например, интерес к алхимии и музыке Одоевского отразился на круге реципируемых им текстов
Гофмана; талант Полевого-журналиста сказался на стилистике и проблематике его повестей).
Существенным этапом исследования был также анализ горизонта ожидания писателей «первой гофмановской волны», который в основном складывался из комплекса романтических представлений. При «столкновении» с текстами немецкого автора реципиенты обнаруживали именно созвучные их горизонтам ожидания моменты, считая при этом реципи руемые тексты понятыми до конца. Однако для указанной плеяды русских романтиков свойственно, что имплицитными читателями Гофмана они по сути не являлись, «вынося» из воспринимаемых произведений лишь близкие своему эстетическому опыту темы, образы и сюжеты.
Писатели-реципиенты в донорских текстах актуализировали отдельные пласты, соответствовавшие собственным горизонтам ожиданий. Прежде всего это были тематические уровни: тема искусства и связанная с ней тема художника в ее романтическом ракурсе; тема «кукольности», бездушности современного общества. В наследии Гофмана русские реципиенты актуализировали целый перечень мотивов, о которых говорил еще Ч. Пэссэдж: мотив двойника, романтического двоемирия, магнетизма, романтической одержимости, безумия и др. К тому же отечественные «гофманисты» конкретизируют основные типы гофмановских героев (художник / обыватель, добрый маг, коварный магнетизер, сказочное существо и пр.). Все это позволяет говорить об избирательном характере творческой рецепции.
Однако в отдельных моментах процесс художественной рецепции приводил к тому, что читатель-профессионал фактически отказывался от предвзятости, начиная постигать глубины гофмановских текстов и заполнять участки коммуникативной неопределенности в духе немецкого романтика. Эти моменты, обнаруженные нами в ходе рецептивного анализа, мы вправе считать творческими удачами авторов (Одоевский, Полевой, Соллогуб, Аксаков).
Важной чертой русскоязычной рецепции произведений Гофмана стало акцентирование внимание на поэтической или же страшной, мистической стороне его творчества. Иначе говоря, писатели «второго ряда» актуализировали два полюса гофмановской эстетики: прекрасное (Полевой) и ужасное (Олин, Мельгунов), порой совмещая эти планы в рамках одного текста (Одоевский, Аксаков). Массовым читательским сознанием при этом игнорируется игровой характер многих текстов немецкого романтика, включающий элементы сатиры, иронии и самоиронии.
Другая особенность русскоязычных реципиентов Гофмана состоит в синтетическом характере их восприятия. Среди проанализированных нами повестей лишь «Пагубные последствия необузданного воображения» Погорельского обнаруживают один донорский текст - повесть Гофмана «Песочный человек», все же остальные произведения (в том числе и оцененная всеми как «слабая» повесть В. Олина «Странный бал») несут на себе следы рецепции их авторами ряда гофмановских текстов, и даже - шире - целого пласта своей и иностранной культуры. В итоге приходится говорить о синкретизме «гофмановских» повестей, русские авторы которых апеллируют к национальному и западному фольклору, к фактам иноязычных культур («Ла-фертовская маковница» А. Погорельского, «Странный бал» В. Олина, «Кто же он?» Н. Мельгунова).
Своим исследованием мы хотели привлечь внимание к возможностям анализа межкультурных схождений с позиций констанцской школы литературоведения, которая помогает открыть новые грани процессов творческой рецепции. Очевидно, что применение рецептивно-эстетического инструментария дает большие возможности для анализа того или иного литературного феномена, дополняя традиционную компаративистскую методологию и терминологию. При использовании такого подхода «дочерний» текст представляется исследователю не в ключе заимствования и подражания, а в свете читательской реакции его автора на донорский текст.
Обозначая перспективы темы, нужно назвать затронутую нами во второй главе проблему гофмановского мифа в России, которая еще не ставилась в литературоведении. На наш взгляд, она дает исследователю возможность постигнуть глубины межкультурной коммуникации в одном из ее аспектов. Ведь «русский Гофман» как культурное явление прослеживается на протяжении не только XIX века, но и века XX. Ряд авторов, в том числе и поэтов (Вс. Гаршин, М. Булгаков, В. Маяковский, А. Ахматова.), так или иначе воспринимают феномен Гофмана, причем в поле их художественной рецепции входят не только наследие и биография немецкого романтика, но и произведения авторов «первой гофмановской волны».
Нужно сказать, что гофмановское творчество нашло отклик не только в России, но в ряде европейских стран. Эту особенность отмечает еще Т. Левит, автор предисловия к собранию сочинений немецкого романтика. По его словам, «можно назвать <.> писателей-учеников Гофмана: Франция - Бальзак, Жерар-де-Нерваль, Мериме; Англия - Куинси, Диккенс, Э. По»305. Но исследователь делает оговорку, что это не подражатели, а продолжатели гоф-мановских традиций, которые в своем творчестве неизменно ориентируются и на собственную национальную культуру.
Проблемы восприятия гофмановского творчества в других странах касались многие исследователи (Г. Гурко, JI. Гинзбург, А. Б. Ботникова и др). Однако ясно, что тема эта открывает новые перспективы изучения межкультурных связей и нуждается в дальнейшем изучении в том числе и с применением рецептивно-эстетической методологии. Последняя позволит по-новому осмыслить своеобразие горизонта ожидания каждого конкретного писателя и учесть особенности его эстетического опыта.
305 Левит Т. Гофман и романтизм // Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Недра, 1929. Т. 4. С. 19.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Голова, Ксения Вячеславовна, 2006 год
1. Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений Текст. : В 6 т. / Сост. А. Ботни-ковой и А. Карельского. -М.: Худож. лит., 1991-2000.
2. Аксаков, К. С. Вальтер Эйзенберг Текст. / К. С. Аксаков // Русская романтическая повесть писателей 20 40-х годов XIX века : Сб. произв. -М.: Пресса, 1992. - С. 343-360.
3. Аксаков, К. С. Облако Текст. / К. С. Аксаков // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.) : Сб. произв. - Л. : Изд* во Ленингр. ун-та, 1991. - С. 484-496.
4. Мельгунов, Н. А. Кто же он? Текст. / Н. А. Мельгунов // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.) : Сб. произв. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - С. 224-255.
5. Одоевский, В. Ф. Сильфида Текст. / В. Ф. Одоевский // Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М.: Худож. лит., 1981. -С. 106-126.
6. Одоевский, В. Ф. Последний квартет Бетховена Текст. / В. Ф. Одоевский. М.: Моск. рабочий, 1982. - 399 с.
7. Олин, В. Странный бал, повесть из рассказов на станции, и восемь сти-♦ хотворений Текст. / В. Олин. СПб.: Тип. III отд., 1838. - 20 с.
8. Олин, В. Н. Странный бал Текст. / В. Н. Олин // Русская романтическая повесть писателей 20 40-х годов XIX века : Сб. произв. - М. : Пресса, 1992. -С. 329-340.
9. Погорельский, А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии Текст. / А. Погорельский // Избранное. М.: Сов. Россия, 1985. - С. 24-158.
10. Полевой, Н. А. Избранные произведения и письма Текст. / Н. А. Полевой. Л.: Худож. лит, 1986. - 584 с.
11. Соллогуб, В. А. История двух калош Текст. / В. А. Соллогуб // Из* бранная проза. М.: Правда, 1983. - С. 43-85.1. БИБЛИОГРАФИЯ
12. Аксаков, К. С. Эстетика и литературная критика Текст. / К. С. Аксаков. М. : Искусство, 1995. - 526 с.
13. Алексеев, М. П. Ч. Р. Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» Текст. / М. П. Алексеев : Послесловие // Метьюрин Ч. Р. Мельмот Скиталец. -Л. : Наука, 1976. С. 563-574.
14. Антонова, Е. С. Мифологические образы и мотивы в повести А. А. Погорельского «Лафертовская маковница» (к специфике бытования и художественного воплощения). Электронный ресурс. //jl http://www.ruthenia.ru/folklore/antonoval.htm (дата обращения1210.2005)
15. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе Текст. / Э. Ауэрбах. М. : ПЕР СЭ; СПб. : Университетская книга, 2000. - 511 с.
16. Бабанов, И. К вопросу о русских знакомствах Э. Т. А. Гофмана Текст. / И. Бабанов // Вопр. лит. 2001. - № 6. - С. 155-171.
17. Бальзак, О. Письмо Анри Бейлю от 6 апреля 1839г. Текст. / О. Бальзак // Собр. соч. : В 15 т. Т. 15. М. : Госуд. изд-во худож. лит., 1955. - С. 584-585.
18. Барт, Р. Смерть автора Текст. / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - С. 384-391.
19. Барт, P. S / Z Текст. / Р. Барт. М. : Ad Marginem, 1994. - 303 с.
20. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет Текст. / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
21. Текст. / М. М. Бахтин. // Литературно-критические статьи. М. : Ху-^ дож. лит., 1986. - С. 291-352.
22. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
23. Белецкий, А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (Изучение истории читателя) Текст. / А. И. Белецкий // В мастерской художника слова. М.: Высш. шк., 1989. - С. 112-126.
24. Белинский, В. Г. Собрание сочинений Текст. : В 9 т. / В. Г. Белинский / Ред. Н. К. Гей и др. М.: Худож. лит., 1982. - Т. 1, 2, 9.
25. Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста Текст. / В. П. Белянин. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 120 с.
26. Белянцева, А. А. Мир героя и структура повествования. «Двойник» Ф. М. Достоевского и «Двойники» Э. Т. А. Гофмана Текст. / А. А. Белянцева // Пространство и время в художественном произведении : Сб. ст. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2002. - С. 114-119.
27. Белянцева, А. ; Тамарченко Н. Проблема двойничества у Гоголя, Гофмана и Достоевского Текст. / А. Белянцева, Н. Тамарченко // Гоголь как явление мировой литературы : Сб. ст. М.: ИМЛИ РАН, 2003. -С. 345-350.
28. Бент, М. И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология Текст. / М. И. Бент. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. -120 с.
29. Бент, М. И. Немецкая романтическая новелла и проблемы ее изучения Текст. / М. И. Бент // Филол. науки. 1989. - № 1. - С. 23-30.
30. Бент, М. И. Новеллистическое творчество Э. Т. А. Гофмана Текст. / М. И. Бент : Учеб. пособ. Челябинск : Урал. гос. ун-т ; Челяб. гос. унт, 1991.-85 с.
31. Бент, М. И. Эволюция жанра новеллы у Гофмана. Соотношение повествователя, героя и события Текст. / М. И. Бент // Образ героя образвремени : Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1984.-С. 37^18.
32. Берковский, Н. Я. Гофман Текст. / Н. Я. Берковский // Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб. : Азбука-классика, 2002. - С. 98122.
33. Берковский, Н. Я. Немецкий романтизм / Н. Я. Берковский // Немецкая романтическая повесть : Сб. произв. : В 2 т. Т. 1. М. ; J1. : Academia, 1935.-С. XXIII-XLVII.
34. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии Текст. / Н. Я. Берковский. -СПб.: Азбука-классика, 2001.-512 с.
35. Берковский, Н. Я. Эстетические позиции немецкого романтизма Текст. / Н. Я. Берковский // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - С. 5-120.
36. Бернандт, Г. Б. Н. А. Мельгунов Текст. / Г. Б. Бернандт // Статьи и очерки. М.: Сов. композитор, 1978. - С. 181-216.
37. Блум, X. Страх влияния. Карта перечитывания Текст. / X. Блум. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1998. 352 с.
38. Большакова, А. Ю. Образ читателя как литературоведческая категория Текст. / А. Ю. Большакова // Известия АН. Сер. лит. и яз. 2003. - Т. 62.-№2.-С. 17-26.
39. Большакова, А. Ю. Типология и менталитет: К проблеме межлитературных схождений Текст. / А. Ю. Большакова // Филол. науки. 1996. - № 6. - С. 3-12.
40. Борев, Ю. Эстетика Текст. / Ю. Борев. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
41. Ботникова, А. Б. Э. Т. А. Гофман и Россия Текст. / А. Б. Ботникова : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Собр. соч. : В 6 т. Т. 6. М. : Худож. лит., 2000.-С. 297-322.
42. Ботникова, А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века) : К проблеме русско-немецких литературных связей
43. Текст. / А. Б. Ботникова. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -206 с.
44. Браудо, С. Э. Т. А. Гофман. Очерк Текст. / С. Браудо. СПб. : Парфенон, 1922.-56 с.
45. Бушмин, А. С. Преемственность в развитии литературы Текст. / А. С. Бушмин. JI.: Наука, 1975. - 158 с.
46. Бэлза, И. Чудный гений Текст. / И. Бэлза // Гофман Э. Т. А. Крейсле-риана. Новеллы. М.: Музыка, 1990. - С. 380-399.
47. В мире Э. Т. А. Гофмана Текст. : Сб. ст., Вып.1. Калининград : Калининградский ун-т ; Гофман-центр, 1994. - 224 с.
48. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма Текст. / В. В. Ванслов. М. : Искусство, 1966. - 403 с.
49. Вацуро, В. Э. Готический роман в России Текст. / В. Э. Вацуро. М.: Нов. лит. обозрение, 2002. - 544 с.
50. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский.- JI.: Худож. лит., 1940. 647 с.
51. Видок Фиглярин: Письма и агентурные записки Ф. В. Булгарина в III отделение Текст. М.: Нов. лит. обозрение, 1998. - 704 с.
52. Винокурова, И. Участь артиста незавидная участь. Князь Одоевский- феномен русской культуры Текст. / И. Винокурова // Юность. 2004. -№5. с. 66-69.
53. Виппер, Ю. Б. Вступительные замечания Текст. / Ю. Б. Виппер : Пре-дисл. // История всемирной литературы : В 9 т. Т. 1. М.: Наука, 1983. -С. 5-12.
54. Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI первой половины XIX века) Текст. / Ю. Б. Виппер.- М.: Худож. лит., 1990. 317 с.
55. Виткоп-Менардо, Г. Э. Т. А. Гофман сам свидетельствующий о себе и о своей жизни Текст. / Г. Виткоп-Менардо. Челябинск : Урал1ЛТ>, 1999.-321 с.
56. Габитова, Р. М. Философия немецкого романтизма Текст. / Р. М. Га-битова. М.: Наука, 1978. - 278 с.
57. Гайм, Р. Романтическая школа: Вклад в историю немецкого ума Текст. / Р. Гайм. М.: Тип. В.Ф. Гехтер, 1891. - 714 с.
58. Гейне, Г. Романтическая школа Текст. / Г. Гейне // Собр. соч. : В 6 т. Т. 4. М.: Худож. лит., 1982. - С. 318-452.
59. Герцен, А. И. Гофман Текст. / А. И. Герцен // Собр. соч. : В 30 т. Т. 1.- М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 62-80.
60. Гинзбург, JI. О романтизме Текст. / Л. Гинзбург // Французская романтическая повесть. Л.: Худож. лит., 1972. - С. 3-18.
61. Голубева, О. Д. В. Ф. Одоевский Текст. / О. Д. Голубева. СПб.: Рос. нац. б-ка, 1995.- 192 с.
62. Гофман, Э. Т. А. Библиография русских переводов и критической литературы Текст.: Библиогр. указатель. М.: Книга, 1964. - 131 с.
63. Гофман, Э. Т. А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы Текст. / Сост. К. Гюнцель. М.: Радуга, 1987. - 464 с.
64. Гофман, Э. Т. А. Дневники Текст. // Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М. : Наука, 1972. - С. 433-537.
65. Грешных, В. И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления Текст. / В. И. Грешных. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.- 185 с.
66. Григорьев, Ап. Литературная критика Текст. / Ап. Григорьев. М. : Худож. лит., 1967.- 631 с.
67. Григорьев, An. Воспоминания Текст. / An. Григорьев. М. : Наука, 1988.- 437 с.
68. Грихин, В. А. Русская романтическая повесть первой трети XIX века Текст. / В. А. Грихин : Предисл. // Русская романтическая повесть (первая треть XIX века): Сб. произв. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. -С. 5-28.
69. Грудкина, Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века (В. Ф. Одоевский, А. П. Чехов) Текст. : Автореф. дис. . канд. филол. наук / Т. В. Грудкина. Шуя : Весть, 2004. - 18 с.
70. Гуляев, Н. Литературно-эстетические взгляды Н. А. Полевого Текст. / Н. Гуляев // Вопр. лит. 1964. - № 2. - С. 69- 87.
71. Дима, А. Принципы сравнительного литературоведения Текст. / А. Дима. М.: Прогресс, 1977. - 200 с.
72. Дмитриев, А. Предисловие Текст. / А. Дмитриев : Предисл. // Избранная проза немецких романтиков : Сб. произв.: В 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1979.- С. 3-30.
73. Доброхотов, А. Л. Ночные бдения Гофмана Текст. / А. Л. Доброхотов : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Эликсиры сатаны. Ночные рассказы. М. : Республика, 1992. - С. 505-508.
74. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы Текст. / Д. Дюришин. М.: Прогресс, 1979. - 319 с.
75. Европейский романтизм Текст.: Сб. ст. М.: Наука, 1973. - 507 с.
76. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения Текст. / А. Б. Есин : Учеб. пособ. М.: Флинта ; Наука, 2002. - 248 с.
77. Жабицкая, Л. Г. Чтение служит таланту: Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы Текст. / Л. Г. Жабицкая. Калининград : КГУ, 1984. - 98 с.
78. Жавнерович, А. В. О понятии «ужасное» в античной эстетике Текст. / А. В. Жавнерович // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 1992. - № 2. - С. 68-70.
79. Жирмунская, Н. А. Новеллы Э. Т. А. Гофмана в сегодняшнем мире Текст. / Н. А. Жирмунская // От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературах. СПб. : Филол. ф-т СПбГУ,2001.- С. 383-402.
80. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы Текст. / В. М. Жирмунский : Избр. тр. JI.: Наука. 1978. - 423 с.
81. Жирмунский, В. М. Из истории западноевропейских литератур Текст. / В. М. Жирмунский. JI.: Наука, 1981. - 275 с.
82. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика Текст. / В. М. Жирмунский. СПб. : Аксиома ; Новатор, 1996. - 232 с.
83. Жирмунский, В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад Текст. / В. М. Жирмунский. JI.: Наука, 1979. - 426 с.
84. Житомирская, 3. Э. Т. А. Гофман и русская литература Текст. / 3. Житомирская : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Библиография русских переводов и критической литературы. М.: Книга, 1964. - С. 5-26.
85. Западное литературоведение XX века Текст. : Энциклопедия. М. : Intrada, 2004. - 560 с.
86. Зинченко, В. Г.; Зусман, В. Г.; Кирнозе, 3. И. Методы изучения литературы. Системный подход Текст. / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе : Учеб. пособ. М.: Флинта ; Наука, 2002. - 200 с.
87. Зоркая, Н. Некролог Текст. / Н. Зоркая // Нов. лит. обозрение. 1997. - №25.- С. 131-132.
88. Зоркая, Н. А. Рецептивная эстетика Текст. / Н. А. Зоркая // История эстетической мысли : В 6 т. Т. 5. М.: Искусство, 1990. - С. 89-103.
89. Зоркая, Н. Ханс Роберт Яусс. История литературы как провокация литературоведения Текст. / Н. Зоркая : Предисл. // Нов. лит. обозрение. -1998.- № 12.- С. 34-39.
90. Иваницкий, А. Гоголь и Гофман: исток и преодоление гротеска Текст. / А. Иваницкий // Гоголь как явление мировой литературы : Сб. ст. -М. :ИМЛИ РАН, 2003.- С. 327-335.
91. Игнатов, С. С. Э. Т. А. Гофман. Личность и творчество Текст. / С. С. Игнатов. М.: Тип. О. Л. Сомовой, 1914. - 195 с.
92. Игнатов, С. С. А. Погорельский и Э. Гофман. Из «Русского филологического вестника» Текст. / С. С. Игнатов. Варшава : Тип. Варшав. учеб. округа, 1914. - С. 249-278.
93. Изер, В. Акты вымысла, или что фиктивно в фикциональном тексте Текст. / В. Изер // Немецкое философское литературоведение наших дней : Антология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 186-216.
94. Изер, В. Процесс чтения: феноменологический подход Текст. / В. Изер // Современная литературная теория : Антология. М. : Флинта ; Наука, 2004.- С. 201-225.
95. Ингарден, Р. Исследования по эстетике Текст. / Р. Ингарден. М. : Изд-во иностр. лит., 1962. - 572 с.
96. История романтизма в русской литературе 20 30-х годов XIX века (1825-1840) Текст. - М.: Наука, 1979. - 328 с.
97. Ищук, Г. И. Воображаемый читатель в литературном труде русских писателей Текст. / Г. И. Ищук // Художественное восприятие: проблемы теории и истории: Межвуз. сб. науч. тр. Калинин : КГУ, 1988. -С. 90-96.
98. Канунова, Ф. 3.; Айзикова, И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е годы) Текст. / Ф. 3. Канунова, И. А. Айзикова. Новосибирск : Сиб. хронограф, 2001. -304 с.
99. Карабегова, Е. В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от иенских романтиков к Гофману Текст. : Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. : МГУ, 1984. -24 с.
100. Карельский, А. Эрнст Теодор Амадей Гофман Текст. / А. Карельский : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Собр. соч. : В 6 т. Т. 1. М. : Худож. лит., 1991.- С. 5-30.
101. Карпов, А. А. Николай Полевой и его повести Текст. / А. А. Карпов // Полевой Н. А. Избранные произведения и письма. Л. : Худож. лит., 1986. - С. 3-26.
102. Карташова, И. В. Гоголь и романтизм Текст. / И. В. Карташова // Русский романтизм : Сб. ст. Л.: Наука, 1978. - С. 58-78.
103. Кедрова, М. М. Системно-функциональное исследование литературы: основные аспекты Текст. / М. М. Кедрова // Художественное восприятие: проблемы теории и истории : Межвуз. сб. науч. тр. Калинин : КГУ, 1988. - С. 7-17.
104. Кирпичников, А. И. Антоний Погорельский. Эпизод из истории русского романтизма Текст. / А. И. Кирпичников // Очерки истории новой русской литературы : В 2 т. Т. 2. 2-е изд. М. : Книжное дело, 1903.- С. 76-120.
105. Конрад, Н. И. Запад и Восток. Статьи. Текст. / Н. И. Конрад. -М. : Наука, 1972. 495 с.
106. Корзина, Н. А. Искусство и его синтез в эстетических воззрениях немецких романтиков Текст. / Н. А. Корзина // Проблемы романтического метода и стиля : Межвуз. сб. науч. тр. Калинин : КГУ, 1980. -С. 31-48.
107. Корзина, Н. А. Стиль прозы Э. Т. А. Гофмана и романтический синтез искусств Текст. : Автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. А. Корзина. М.: МГУ, 1985. - 16 с.
108. Коровина, Е. Сказки про Гофмана Текст. / Е. Коровина // Старинная музыка. 2001. - № 1 (11). - С. 8-13.
109. Кошелев, В. А. «Не право о вещах те думают, Аксаков.» Текст. / В. А. Кошелев : Предисл. // Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М. : Искусство, 1995. - С. 7-42.
110. Кулешов, В. И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке (первая половина) Текст. / В. И. Кулешов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 350 с.
111. Кюхельбекер, В. К. Путешествие. Дневник. Статьи Текст. / В. К. Кюхельбекер. Л.: Наука, 1979. - 789 с.
112. Ладыгин, М. Б. Взаимодействие жанров и проблема романтического романа Текст. / М. Б. Ладыгин // Взаимодействие жанров в художественной системе писателя : Межвуз. сб. науч. тр. М. : МГПИ, 1982.- С. 36-51.
113. Лаптева, И. В Э. Т. А. Гофман: философия жизненного и творческого континуума Текст. : Автореф. дис. . канд. филос. наук / И. В. Лаптева. Саранск, 2001. - 15 с.
114. Лашкевич, А. В. Герменевтика и рецептивная эстетика в современном англо-американском литературоведении. Проблемы истории, теории и методологии Текст. : Автореф. дис. . докт. филол. наук / А. В. Лашкевич. М.: ИМЛИ РАН, 1994. - 51 с.
115. Левидов, А. М. Автор образ - читатель Текст. / А. М. Левидов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 350 с.
116. Левина, А. А. Авторский замысел и художественная реальность (Философский роман В.Ф. Одоевского «Русские ночи») Текст. / А. А. Левина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т. 49. - № 1. - С. 3140.
117. Левинтон, А. Г. Роман Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны» Текст. / А. Г. Левинтон : Послесловие // Гофман Э. Т. А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. - С. 233-276.
118. Левит, Т. Гофман в русской литературе Текст. / Т. Левит : Послесловие //Гофман Э. Т. А. Собр. соч. : В 6 т. Т. 6. М. : Недра, 1930. - С. 333-371.
119. Левит, Т. Гофман и романтизм Текст. / Т. Левит : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Собр. соч. : В 6 т. Т. 4. М. : Недра, 1929. - С. 5-20.
120. Литература в контексте художественной культуры Текст. : Сб. ст. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. - Вып. 1. - 148 с.
121. Литературная энциклопедия Текст. : В 11 т. Т. 7. / Отв. ред. А. В. Луначарский. М.: Акад. научно-иссл. ин-т лит., иск. и яз., 1935.
122. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / Под ред. Н. А. Николюкина. М. : Интелвак, 2001. - 1600 стлб.
123. Литературные манифесты западноевропейских романтиков Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 639 с.
124. Литературный энциклопедический словарь Текст. / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М. : Сов. энцикл., 1987. -752с.
125. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества Текст. / Д. С. Лихачев. СПб. : Рус.-Балт. информац. центр БЛИЦ, 1999.- 190 с.
126. Лосев, А. Ф. Философия имени Текст. / А. Ф. Лосев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 296 с.
127. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Академический проект, 2002. - 542 с.
128. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.
129. Майер, П. Из гофманского «Золотого горшка» «Шинель» Гоголя Текст. / П. Майер // Гоголь как явление мировой литературы : Сб. ст. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 336-344.
130. Маймин, Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» Текст. / Е. А. Маймин : Послесловие // Одоевский В. Ф. Русские ночи.- М.: Наука, 1975. С. 247-276.
131. Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма Текст. / Ю. В. Манн. М.: Аспект Пресс, 1995. - 384 с.
132. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя Текст. / Ю. В. Манн. М. : Худож. лит., 1978.- 389 с.
133. Манн, Ю. В. Проза и драматургия второй половины 1820-х и 1830-х годов Текст. / Ю. В. Манн // История всемирной литературы : В 9 т. Т. 6. М.: Наука, 1989. - С. 349-387.
134. Манн, Ю. В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма Текст. / Ю. В. Манн. М. : Аспект Пресс, 2001. - 447 с.
135. Манн, Ю. В. Русская философская эстетика Текст. / Ю. В. Манн.- М.: Искусство, 1969.-303 с.
136. Маркович, В. М. Дыхание фантазии Текст. / В. М. Маркович : Предисл. // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 — 1840 гг.): Сб. произв. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - С. 5-47.
137. Мармье, Кс. Знаменитые современники. Гофман Текст. / Кс. Мармье. Пер. с фр. //Телескоп. 1833.- ч. 16. - № 13. - С. 93-115.
138. Масолова, Е. А. Искусство и художник в творчестве Э. Т. А. Гофмана Текст. / Е. А. Масолова // История зарубежной литературы первой половины XIX века (Немецкий, французский и американский романтизм) : Курс лекций. Новосибирск: НГТУ, 2003. - С. 29-36.
139. Мейлах, Б. Художественное восприятие (Аспекты и методы изучения) Текст. / Б. Мейлах // Вопр. лит. 1970. - № 10. - С. 38- 55.
140. Миримский, И. В. Гофман Текст. / И. В. Миримский // История немецкой литературы : В 5 т. Т. 3. М.: Наука, 1966. - С. 209-230.
141. Мистлер, Ж. Жизнь Гофмана Текст. / Ж. Мистлер. Пер. с фр. -Л.: Academia, 1929. 232 с.
142. Михайлов, А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма Текст. / А. В. Михайлов // Эстетика немецких романтиков. М. : Искусство, 1987.- С. 7-43.
143. Михайловская, Н. М. Владимир Федорович Одоевский писатель-просветитель Текст. : Автореф. дис. . докт. филол. наук. - М. : ИМЛИ им. А. М. Горького, 1985.-46 с.
144. Мокульский, С. С. Гофман Текст. / С. С. Мокульский//История западноевропейского театра : В 4 т. Т. 4. М. : Искусство, 1964. - С. 73 -83.
145. Морозов, В. О. Э. Т. А. Гофман в России Текст. / В. О. Морозов : Предисл. // Гофман Э. Т. А. Избр. соч. / Под ред. Е. М. Браудо. М. ; Пг.: Гос. издат., 1922.- С. 39-50.
146. Муравьев, В. Московская романтическая повесть Текст. / В. Муравьев : Предисл. // Марьина роща: Московская романтическая повесть : Сб. произв. М.: Моск. рабочий, 1984. - С. 3-20.
147. Муравьев, В. Русский Фауст Текст. / В. Муравьев : Предисл. // Одоевский В. Ф. Последний квартет Бетховена. М. : Моск. рабочий, 1982.- С. 3-34.
148. Надеждин, Н. И. Летописи отечественной литературы Текст. / Н. И. Надеждин // Литературная критика. Эстетика. М. : Худож. лит., 1972.-С. 320-325.
149. Науман, М. Литературное произведение и история литературы Текст. / М. Науман : Сб. избр. работ. М.: Радуга, 1984. - 423 с.
150. Немзер, А. С. Проза Владимира Соллогуба Текст. / А. С. Немзер // Соллогуб В. А. Избранная проза. М.: Правда, 1983. - С. 3-20.
151. Немзер, А. С. Тринадцать таинственных историй Текст. / А. С. Немзер : Предисл. // Русская романтическая новелла : Сб. произв. М. : Худож. лит., 1989. - С. 3-7.
152. Нестеров, А. Проблема события в рецептивной теории литературы Электронный ресурс. / http://www.philosophv.ru/library/nesterov/sobytie.html (дата обращения 14.10.2005)
153. Неупокоева, И. Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа Текст. / И. Г. Неупокоева. М.: Наука, 1976.- 359 с.
154. Неупокоева, И. Г. Сравнительные аспекты изучения в «Истории всемирной литературы» Текст. / И. Г. Неупокоева. М. : Наука, 1967. - 15 с.
155. Нефедов, Н. Т. Литературоведческая герменевтика Текст. / Н. Т. Нефедов // История зарубежной критики и литературоведения. М.: Высш. шк., 1998.-С. 218-221.
156. Николюкин, А. Н. К типологии романтической повести Текст. / А. Н. Николюкин // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. -С. 259-282.
157. О фантастических повестях Гофмана Текст. / Пер. с фр. // Вестник Европы. 1830. -№23-24. -С. 146-158.
158. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие Текст. / В. Ф. Одоевский. М.: Гос. музык. изд-во, 1956. - 723 с.
159. Одоевский, В. Ф. Примечание к «Русским ночам» Текст. / В. Ф. Одоевский : Соч.: В 2 т. Т. 1.-М.: Худож. лит., 1981. С. 310-314.
160. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - С. 218-259.
161. Пенская, Е. Н. Антоний Погорельский и его «Двойник» Текст. / Е. Н. Пенская : Предисл. // Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. М.: Книга, 1987. - С. 5-42.
162. Полевой, Н. А.; Полевой, Кс. А. Литературная критика: Статьи и рецензии 1825 1842 гг. Текст. / Н. А. Полевой, Кс. А. Полевой. - Л. : Худож. лит., 1990. - 592 с.
163. Последние дни жизни и смерть Э. Т. А. Гофмана. Отрывок Текст. / Пер. с фр. // Сын отечества. 1830. - Т. 9. - № 4. - С. 217-236.
164. Прозоров, В. В. Читатель и литературный процесс Текст. / В. В. Прозоров. Саратов : Изд-во Саратов, ун-та, 1975. - 210 с.
165. Пушкин, А. С. Письмо JI. С. Пушкину от 27 марта 1825 г. Текст. / А. С. Пушкин // Полн. собр. соч. М. : Воскресение, 1993. Т. 13. - С. 157.
166. Реизов, В. Г. История и теория литературы : Сб. ст. Текст. / В. Г. Реизов. JI.: Наука, 1986.-318 с.
167. Родзевич, С. К истории русского романтизма (Э. Т. Гофман и 30 -40 гг. в нашей литературе) Текст. / С. Родзевич // Рус. филол. вестник. -Варшава, 1917.-Кн. 1.-С. 194-237.
168. Розанов, И. Н. Литературные репутации. Работы разных лет Текст. / И. Н. Розанов. М.: Сов. писатель, 1990. - 458 с.
169. Рош, Р. Из новой литературы о Гофмане Текст. / Р. Рош // Новый мир. 1929. - № 11. - С. 221-226.
170. Рудницкий, М. Фантастическая правда Гофмана Текст. / М. Рудницкий // Наука и религия. 1972. - № 6. - С. 86-90.
171. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра Текст. Л.: Наука, 1973.-565 с.
172. Русские писатели. 1800-1917: Библиограф, словарь Текст. : В 6 т. / Ред. кол. : П. А. Николаев и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 1989-2000. - Т. 1, 3, 4.
173. Сакулин, П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель Текст. / П. Н. Сакулин. М. : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. Т. 1. Ч. 2. -479 с.
174. Сахаров, В. И. Прозаик-романтик и его издатель. А. Бестужев-Марлинский и Н. Полевой Текст. / В. И. Сахаров // Литературные взгляды Н. Полевого : Сб. ст. -М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 190-202.
175. Сахаров, В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили Текст. / В. И. Сахаров. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 256 с.
176. Сахаров, В. И. Форма времени Текст. / В. И. Сахаров // Русская романтическая повесть писателей 20-40 годов XIX века : Сб. произв. -М.: Пресса, 1992. С. 5-30.
177. Свительский, В. А. Художественный мир Текст. / В. А. Свитель-ский // Достоевский: Эстетика и поэтика / Словарь-справочник. Челябинск : Металл, 1997. - С. 237-239.
178. Скобелев, А. В. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Э. Т. А. Гофмана Текст. / А. В. Скобелев // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII-XX веков : Сб. ст. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - С. 14-23.
179. Скобелев, А. В. Фантастическое как форма выражения авторской позиции (Э. Т. А. Гофман. Выбор невесты) Текст. / А. В. Скобелев // Формы раскрытия авторского сознания : Межвуз. сб. науч. тр. -Воронеж : Изд-во Воронеж ун-та, 1986. С. 46-58.
180. Скородумова, JI. Э. «Фантазии в манере Калло» Э. Т. А. Гофмана: своеобразие композиции Текст. : Дис. . канд. филол. наук / JI. Э. Скородумова. М. : МПГУ, 1996. - 186 с.
181. Скотт, В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана Текст. / В. Скотт // Собр. соч.: В 20 т. Т. 20. М.; JI.: Худож. лит., 1965. - С. 602-652.
182. Славгородская, JI. В. Трактовка романтического индивидуализма в ранних новеллах Гофмана («Дон Жуан», «Магнетизер») Текст. / JI.
183. В. Славгородская // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1970. - № 3. -С. 37^3.
184. Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины / Энцикл. справочник Текст. М.: Интрада, 1996. - 317 с.
185. Сравнительно-историческое изучение и теоретические вопросы развития современных литератур Текст. : Сб. ст. М. : Наука, 1985. -295 с.
186. Станкевич, Н. В. Поэзия. Проза. Статьи. Письма Текст. / Н. В. Станкевич. Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 272 с.
187. Стафеев, Г. И. В отчизне пламени и славы (А. А. Перовский и А. К. Толстой в Красном Яре) Текст. / Г. И. Стафеев. Тула : Приокское кн. изд-во, 1983. - 188 с.
188. Степанов, Н. JI. Антоний Погорельский Текст. / Н. JI. Степанов : Предисл. // А. Погорельский. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Монастырка. М.: Худож. лит., 1960. - С. 3-22.
189. Сумцов, Н. Ф. Князь В. Ф. Одоевский Текст. / Н. Ф. Сумцов. -Харьков : Тип. М. Зильбербега, 1884. 63 с.
190. Теоретическая поэтика. Понятия и определения Текст. : Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002. - 467 с.
191. Теории, школы, концепции (Критические анализы). Художественная рецепция и герменевтика Текст. / Под ред. Ю. Б. Борева. М.: Наука, 1985. -288 с.
192. Тепляков, В. Письма из Болгарии Текст. / В. Тепляков. М. : Тип. А. Семена, 1833.-210 с.
193. Тишунина, Н. В. Взаимодействие искусств в литературном произведении как проблема сравнительного литературоведения Текст. / Н. В. Тишунина // Филол. науки. 2003. - № 1. - С. 19-26.
194. Тураев, С. В. От Просвещения к Романтизму Текст. / С. В. Тура-ев. -М. : Наука, 1983. 248 с.
195. Турьян, М. Жизнь и творчество Антония Погорельского Текст. / М. Турьян : Предисл. // Погорельский А. Избранное. М.: Сов. Россия, 1985.-С. 3-22.
196. Турьян, М. Странная моя судьба: О жизни Владимира Федоровича Одоевского Текст. / М. Турьян. М.: Книга, 1991. - 400 с.
197. Турьян, М. Эволюция романтических мотивов в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра» Текст. / М. Турьян // Русский романтизм : Сб. ст. Л.: Наука, 1978. - С. 187-206.
198. Тынашева, Е. В. Поэтика поздней прозы Э. Т. А. Гофмана Текст. : Дис. . канд. филол. наук / Е. В. Тынашева. СПб. : СПбГУ, 2000. -207 с.
199. Тынянов, Ю. Промежуток Текст. / Ю. Тынянов // История литературы. Критика. СПб .: Азбука-классика, 2001. - С. 399-434.
200. Тюпа, В. И. Компаративизм как научная стратегия гуманитарного познания Текст. / В. И. Тюпа // Филол. науки. 2004. - № 6. - С. 98105.
201. Утехин, Н. П. Жанры эпической прозы Текст. / Н. П. Утехин. -Л. .-Наука, 1982.- 184 с.
202. Уэллек, Р.; Уоррен, О. Теория литературы Текст. / Р. Уэллек, О. Уоррен. -М.: Прогресс, 1978. 325 с.
203. Федоров, Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время Текст. / Ф. П. Федоров. Рига : Зинатне, 1988. - 456 с.
204. Федоров, Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика Текст. / Ф. П. Федоров. М. : МИК, 2004. -367 с.
205. Федоров, Ф. П. Эстетические взгляды Э. Т. А. Гофмана Текст. / Ф. П. Федоров. Рига : Звайгзне, 1972. - 64 с.
206. Фиш, С. Почему никто не боится Вольфганга Изера Текст. / Стенли Ю. Фиш // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1997. -№5.-С. 86-102.
207. Фомин, Д. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман в отечественной книжной культуре Текст. / Д. В. Фомин // Библиотековедение. 2001. -№ 1. - С. 52-58.
208. Фрейд, 3. Жуткое Текст. / 3. Фрейд // Художник и фантазирование. -М. : Республика, 1995. С. 265-281.
209. Фриче, А. М. Немецкий романтизм Текст. / А. М. Фриче // Очерк развития западных литератур. Харьков : Пролетарий, 1930. -С. 108-116.
210. Фриче, А. М. Поэзия кошмаров и ужаса. Несколько глав из истории литературы и искусства на западе Текст. / А. М. Фриче. М. : Худож. печать, 1912. - 343 с.
211. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. / В. Е. Хализев : Учебник. 4-е изд. М.: Высш. шк., 2004. - 405 с.
212. Ханмурзаев, К. Г. Немецкий романтический роман. Генезис. Поэтика. Эволюция жанра Текст. / К. Г. Ханмурзаев. Махачкала : 1998. -322 с.
213. Хин, Е. Ю. В. Ф. Одоевский Текст. / Е. Ю. Хин : Предисл. // Одоевский В. Ф. Повести и рассказы. М. : Худож. лит., 1959. - С. 338.
214. Хорошков, Я. К. Игровая символика в жанре литературной сказки и в фантастике Электронный ресурс. // http://www.ksu.ru/science/news/lingv 97/n201 .htm (дата обращения 24.10. 2005).
215. Хренова, Н. И. Герцен о Гофмане Текст. / Н. И. Хренова // Славяно-германские культурные связи : Сб. ст. М. : Наука, 1969. - С. 285-294.
216. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана Текст. : Сб. ст. М. : Наука, 1982.-295 с.
217. Цвейг, С. Борьба с безумием Текст. / С. Цвейг // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.: Терра, 1992. - С. 5-261.
218. Цвейг, С. Франц Антон Месмер Текст. / С. Цвейг // Собр. соч. : В 10 т. Т. 6. М.: Терра, 1992. - С. 25-112.
219. Цехновицер, О. Силуэт. В. Ф. Одоевский Текст. / О. Цехновицер : Предисл. // Одоевский В. Ф. Романтические повести. JI. : Прибой, 1929.-С. 21-99.
220. Чавчанидзе, Д. JI. «Романтическая ирония» в творчестве Гофмана Текст. / Д. Л. Чавчанидзе // Вопр. зарубеж. лит. Учен. зап. М. : 1967. -№280.-С. 340-355.
221. Чавчанидзе, Д. Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение Текст. / Д. Л. Чавчанидзе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 296 с.
222. Чернец, Л. В. «Как слово наше отзовется.». Судьбы литературных произведений Текст. / Л. В. Чернец : Учеб. пособ. М. : Высш. шк., 1995.-239 с.
223. Шевырев, С. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Сочинение Антония Погорельского Текст. / С. Шевырев // Моск. вестник. 1828. -Ч. 10.-№13-14.-С. 160-164.
224. Шелаева, А. А. Антоний Погорельский и его сочинения Текст. / А. А. Шелаева : Послесловие // Погорельский А. Избранное. М. : Правда, 1988. - С. 373-389.
225. Шор, Р. Из новой литературы по Гофману Текст. / Р. Шор // Печать и революция. 1924. - Кн. 2. - С. 129-132.
226. Штейн, С. Пушкин и Гофман. Сравнительное историко-литературное исследование Текст. / С. Штейн. Дерпт (Tartu) : К. Ма-тиссен, 1927. - 328 с.
227. Шумкова, Т. JI. Литературно-философский генезис новеллы В. Ф. Одоевского «Сильфида» Текст. / Т. Л. Шумкова // Проблемы литературных жанров : Сб. ст. : В 2 ч. Ч. 2. Томск : Томск, гос. ун-т, 2002. -С. 182-186.
228. Элиот, Т. С. Традиция и индивидуальный талант Текст. / Т. С. Элиот // Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев : AirLand, 1996.-С. 157-166.
229. Эстетика немецких романтиков Текст. : Сб. избр. произв. М. : Искусство, 1987. - 734 с.
230. Языков, Д. Князь Владимир Федорович Одоевский (его жизнь и деятельность). Историко-литературный очерк Текст. / Д. Языков. М. : Университет, тип., 1903. - 49 с.
231. Янушкевич, А. С. Э. Т. А. Гофман в России (В. Г. Белинский о Гофмане) Текст. / А. С. Янушкевич // Учен. зап. Томского ун-та. -1973.-№83.-С. 38-49.
232. Яусс, X. Р. История литературы как вызов теории литературы Текст. / X. Р. Яусс // Современная литературная теория : Антология. -М.: Флинта; Наука, 2004. С. 192-201.
233. Яусс, X. Р. История литературы как провокация литературоведения Текст. / X. Р. Яусс / Предисл. и пер. с нем. Н. Зоркой // Нов. лит. обозрение. 1995. - № 12. - С. 39-84.
234. Яусс, X. Р. К проблеме диалогического понимания Текст. / X. Р. Яусс // Вопр. филос. 1994. - № 12. - С. 97-106.
235. Яусс, X. Р. Письмо Полю де Ману Текст. / X. Р. Яусс // Нов. лит. обозрение. 1997. - № 23. - С. 24-30.
236. Яусс, X. Р. Средневековая литература и теория жанров Текст. / X. Р. Яусс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1998. - № 2. -С. 96-120.
237. Ellinger, G. E. T. A. Hoffmann. Sein Leben und seine Werke Text. / G. Ellinger. Hamburg : Verlag von L. Voss, 1894. - 230 S.
238. Gloor, A. E. T. A. Hoffmann. Der Dichter der entwurzelten Geistigkeit Text. / A. Gloor. Zurich : Verlag A. Gloor, 1974. - 138 S.
239. Gorlin, M. Hoffmann en Russie Text. / M. Gorlin // Revue de litterature comparee. P., 1935. - B. 15. - № 1. - P. 60-76.
240. Ingham, N. W. E. Th. A. Hoffmann's Reception in Russia Text. / N. Ingham. — Wurzburg : jal-verlag, 1974. 303 p.
241. Iser, W. Der Akt des Lesens: Theorie asthetischer Wirkung Text. / W. Iser. Munchen : W. Fink Verlag. 1976. - 357 S.
242. Iser, W. Der implizite Leser : Kommunikationsformen des Romans von Bunjan bis Beckett Text. / W. Iser. Munchen : W. Fink Verlag, 1972. - 420 S.
243. Jauss, H. R. Asthetische Erfahrung und literarische Hermeneutic Text. / H. R. Jauss. Fr. a. M., 1991. - 344 S.
244. Jost, W. Von Ludwig Tieck zu E. T. A. Hoffmann Text. / W. Jost. -Fr. a.M., 1921.- 182 S.
245. Kaiser, G. E. T. A. Hoffmann Text. / G. Kaiser. Stuttgart: Metzler, 1988. -218 S.
246. Klinke, О. E. T. A. Hoffmanns Leben und Werke Text. / O. Klinke. -Lpz.: Verlag von Leubner, 1918. 116 S.
247. Kohn, L. Vieldeutige Welt. Studien zur Struktur der Erzahlungen E. T. A. Hoffmanns und zur Entwicklung seines Werkes Text. / L. Kohn. -Tubingen, 1966.- 107 S.
248. Literatur und Leser : Theorien und Modelle zur Rezeption literarischer Werke Text. / Hrsg. Vor. Grimm G. Stuttgart: Philipp Riclam, 1975. -444 S.
249. Passage, Ch. E. The Russian Hoffmannists Text. / Ch. E. Passage. -The Hague: Mouton & Co, 1963. 252 p.
250. Pikulik, L. E. T. A. Hoffmann als Erzahler. Ein Kommentar zu den «Serapions-Briidern» Text. / L. Pikulik. Gottingen : Vandenhoeck & Ruprecht. 1987. - 138 S.
251. Rezeptionsasthetik : Theorie und Praxis Text. / Hrsg. von Warning R. Munchen : W. Fink Verlag, 1975. - 504 S.
252. Safranski, R. E. T. A. Hoffmann. Das Leben eines skeptischen Phantasten Text. / R. Safranski. Munchen ; Wien : C. Hansen Verlag, 1984.-534 S.
253. Sakheim, A. E. T. A. Hoffmann. Studien zu seiner Personlichkeit und seinen Werken Text. / A. Sakheim. Lpz.: Haessel Verlag. 1908. - 219 S.
254. Winter, I. Untersuchungen zum serapiontischen Prinzip E. T. A. Hoffmanns Text. /1. Winter. The Hague ; Paris, 1976. - 235 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.