Рецепция философских идей И. Канта в системе трансцендентального монизма В. Д. Кудрявцева-Платонова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Рожин Давид Олегович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат наук Рожин Давид Олегович
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Истоки рецепции философских идей И. Канта В. Д. Кудрявцевым-Платоновым
1.1. Общая характеристика и значение философии В. Д. Кудрявцева-Платонова
1.2. Рецепция кантовских идей в метафизике Ф. А. Голубинского и ее роль в формировании отношения В. Д. Кудрявцева-Платонова к критической философии И. Канта
1.3. Реконструкция гносеологических идей И. Канта в рукописи В. Д. Кудрявцева-Платонова «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)»
1.4. Критика теоретической философии И. Канта в работах
A. Ф. Тренделенбурга и В. Д. Кудрявцева-Платонова
1.5. Философский синтетизм В. Н. Карпова и его критика философии И. Канта как возможный источник теории познания
B. Д. Кудрявцева-Платонова
1.6. Трансцендентальный синтетизм В. Т. Круга и трансцендентальный монизм В. Д. Кудрявцева-Платонова
Выводы по первой главе
Глава 2. Интерпретация и критика философии И. Канта В. Д. Кудрявцевым-Платоновым
2.1. Сравнительный анализ взглядов на чувственное познание и теорий пространства и времени И. Канта и В. Д. Кудрявцева-Платонова
2.2. Сравнительный анализ учения о категориях чистого рассудка И. Канта и концепции рационального познания В. Д. Кудрявцева-Платонова
2.3. Сравнительный анализ учения об идеальном познании И. Канта и В. Д. Кудрявцева-Платонова
2.4. Сравнительный анализ концепций априоризма И. Канта и В. Д. Кудрявцева-Платонова
2.5. Сопоставление трансцендентального идеализма И. Канта и концепции трансцендентального монизма В. Д. Кудрявцева-Платонова
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Религиозная метафизика В.Д. Кудрявцева-Платонова2006 год, кандидат философских наук Кабанова, Мария Леонидовна
Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века2011 год, доктор философских наук Мачкарина, Ольга Дмитриевна
Категория продуктивного воображения в трансцендентальной системе И. Канта: философско-культурологический аспект2014 год, кандидат наук Кукунина, Екатерина Викторовна
Рецепция нравственного учения И. Канта в русской философии конца XIX - начала XX вв.: историко-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Самойлов, Дмитрий Вячеславович
Современный проект трансцендентальной философии2002 год, доктор философских наук Тетюев, Леонид Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция философских идей И. Канта в системе трансцендентального монизма В. Д. Кудрявцева-Платонова»
Актуальность исследования
Начиная со времен первого издания «Критики чистого разума», философия Канта привлекала к себе внимание как со стороны сочувствующих мыслителей, так и со стороны оппонентов. Со смертью великого философа интерес к его философии только возрос. Для идей критической философии не было никаких ограничений: ни языковых, ни географических. Довольно рано идеи Канта стали известны и в России, хотя и не встретили какого-либо особенного сочувствия. А. Н. Круглов отмечает, что на раннем этапе знакомства с философскими взглядами Канта в России они были восприняты больше враждебно1. При этом нельзя сказать, что рефлексия над кантовским наследием в России была однообразной и односторонней, что подтверждается специально посвященной этой теме монографией Круглова. Во всяком случае, философия Канта тем или иным способом оказала широкое влияние на русскую философию, независимо от того, шла ли речь об эпигонстве или о критическом восприятии или о полном отторжении. Такое положение дел привело к тому, что изучение влияния кантовской философии на отечественную мысль, в частности мысль философскую, породило на сегодняшний день большой массив научно-исследовательской литературы. Но в тоже время остаются малоизученные, либо вообще неизученные случаи влияния кантовских идей на философию того или иного представителя русской мысли. Один из таких случаев относится к виднейшему представителю русской духовно-академической философии Виктору Дмитриевичу Кудрявцеву-Платонову (далее Кудрявцев). Общая характеристика его философии будет предложена в основной части работы. Здесь же мы остановимся на том обстоятельстве, что взгляды Кудрявцева, оформленные в систему трансцендентального монизма, где
1 Круглов А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половины XIX веков. М., 2009.
3
ключевым разделом выступает теория познания, при первом знакомстве создают впечатление зависимости от кантовских гносеологических идей. Это придаёт актуальное историко-философское значение настоящему диссертационному исследованию, которое впервые подробно решает проблему определения степени и характера влияния Канта на мысль Кудрявцева как одного из виднейших представителей русской духовно-академической философии.
Русская духовно-академическая философия как историко-философский феномен начала привлекать внимание исследователей еще во второй половине XX века. В работах советских историков философии обнаруживается идеологическая предвзятость к представителям духовно-академической философии в силу религиозной направленности их мысли. Ситуация стала меняться в лучшую сторону ближе к концу XX века, когда религиозно-философская мысль получила право быть исследуемой объективно. Но в силу большого объема материала, а также в силу грандиозности задачи всестороннего изучения русской духовно -академической философии, в последней остается много не проясненных, а порой и совершенно неизвестных лакун.
Исследования рецепций идей Канта в отечественной мысли непосредственно пересекаются с исследованием феномена русской духовно-академической философии. Общая оценка влияния Канта на русскую философию складывается из частных оценок влияния немецкого философа на отдельных представителей русской философии, среди которых видное место занимают представители духовно-академической философии. Поэтому для истории философии важно учитывать каждый отдельный случай рецепции кантовских идей. С другой стороны, исследование рецепции философских идей Канта (как и любых других философов, оказавших существенное влияние на русскую мысль) позволяет получить более точные представления о характере духовно-академической философии в целом, и
философских взглядах каждого ее отдельного представителя в частности.
4
Итак, обе затрагиваемые области оказываются взаимообусловленными. Следовательно, исследование рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева необходимо по той причине, что позволяет уточнить многие идеи русского философа и получить о них более верное представление.
Необходимость данного исследования в историко-философском плане обусловлена также тем, что в исследовательской литературе существуют различные оценки философских взглядов Кудрявцева, что является проблемой. Решение данной проблемы, во-первых, предполагает глубокое изучение взглядов Кудрявцева в их целостности и системности, во-вторых, выявление тех факторов развития, которые оказали особое влияние на философию Кудрявцева. Последнее по сути помогает понять, на какой историко-философской почве стоит русский философ, что, в свою очередь, позволяет раскрыть особый характер его взглядов. Если первый шаг в решении рассматриваемой проблемы уже неоднократно предпринимался, то второй шаг пока не был сделан, что и обусловило выбор темы данного исследования.
Факт рецепции философских идей Канта во взглядах Кудрявцева,
помимо историко-философского значения, имеет социальную и
концептуальную значимость. Начиная со времен появления христианства и
по сей день сохраняет остроту проблема конфронтации веры и знания, а со
времен появления европейской науки к указанной проблеме добавляется
вопрос соотношения религии и науки. Эти трудности в свою очередь
порождают проблемы в отношении верующих к образованию, также как и в
отношении светски образованных людей к вере. Философия Кудрявцева
является одним из наиболее близких к нам вариантов разрешения указанной
проблемы, предлагая синтез религиозных и научных установок,
фундированный обращением русского философа к Канту и европейской
философской традиции. В более узкой перспективе философия Кудрявцева -
это вариант диалога носителя религиозного мировоззрения с кантианской
философией. Таким образом, социальная и концептуальная значимость
5
исследования рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева состоит в том, что, с одной стороны, позволяет сократить дистанцию между верой и знанием, религией и наукой, с другой стороны, стать платформой для дальнейшего диалога носителей религиозного мировоззрения с кантианской традицией.
Степень разработанности проблемы
Тема рецепции философских идей Канта в трансцендентальном монизме Кудрявцева на сегодняшний день специально никем не рассматривалась. Тем не менее, существует ряд исследований, где данная тема частично затрагивается.
Хронологически первой работой, затрагивающей вопрос рецепции кантовских идей во взглядах Кудрявцева, является статья А. И. Абрамова «Кант в русской духовно-академической философии». Автор считает, что Кант был однозначно одним из тех, кто оказал влияние на Кудрявцева2. Влияние кантовских идей в теории познания Кудрявцева видит Е. Н. Коновалова. Исследователь отмечает, что важнейшими теоретическими источниками развития концепции субъективности для духовно-академической философии, в частности для Кудрявцева, стали идеи Канта34. На связь философии Кудрявцева с философией Канта указывает М. Л. Кабанова в диссертации «Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова» (2006 год)5. Влияние некоторых кантовских идей на философию Кудрявцева также рассматривается в диссертации
B. В. Гилевой «Влияние немецкого философского идеализма XVШ - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм»6. Научно-
2 Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. М., 1994.
C. 95.
3 См.: Коновалова Е. Н. О теоретических источниках идеи субъективности в русской духовно-академической философии. 2006. № 5 (34). С. 20-22.
4 См.: Коновалова Е. Н. Иммануил Кант и развитие идеи субъективности в русской духовно-академической философии // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. № 2 (50). С. 59-60, 63.
5 Кабанова М. Л. Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Благовещенск, 2006. С.14, 17.
6 Гилева В. В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Владивосток, 2009. С. 15-17.
6
исследовательской кульминацией исследования рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева на сегодняшний день стала докторская диссертация О. Д. Мачкариной «Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века» (2011 год)7. Здесь рассматриваемой теме посвящено значительно больше объема, чем в предыдущих исследованиях.
Все представленные работы затрагивают тему рецепции кантовских идей лишь по тем случаям, когда об этом ведет речь сам Кудрявцев, и, как правило, рассматривают ее фрагментарно. Также ни один из указанных исследователей не стремится посмотреть на систему трансцендентального монизма Кудрявцева, в частности на его теорию познания, в ее целостности через призму критической философии Канта. Таким образом, на сегодняшний день тема рецепции идей Канта в системе трансцендентального монизма Кудрявцева недостаточно изучена, или изучена фрагментарно.
Объектом исследования выступает система трансцендентального монизма Кудрявцева.
Предметом исследования является рецепция идей Канта в системе трансцендентального монизма Кудрявцева.
Цель исследования: выявить связи между гносеологическими идеями И. Канта и философией В. Д. Кудрявцева-Платонова.
Задачи исследования:
1. Выполнить историко-философский анализ предпосылок рецепции гносеологических идей Канта в философии Кудрявцева.
2. Проанализировать содержание и определить источники ранее неизученной рукописи Кудрявцева «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)».
3. Реконструировать основные положения теории познания Кудрявцева.
7 Мачкарина О. Д. Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора филос. наук. СПб., 2011. С. 194-199, 201-202.
4. Произвести сравнительный анализ гносеологических идей Канта и теории познания Кудрявцева.
5. Реконструировать концепцию трансцендентального монизма Кудрявцева.
6. Сопоставить концепцию трансцендентального монизма Кудрявцева и концепцию трансцендентального идеализма Канта.
Теоретические и методологические основания исследования
Для выполнения первой задачи используются метод концептуального анализа предполагаемых источников рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева и метод сравнения, который позволяет обнаружить параллели между указанными источниками и взглядами Кудрявцева. Для решения второй задачи производится расшифровка рукописи Кудрявцева «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)» и ее концептуальный анализ. Для определения источников указанной рукописи производится сопоставление ее содержания с работами Э. Х. Г. Рейнгольда, И. Э. Эрдманна, И. Г. К. Х. Кизеветтера, К. Фортлаге. Для репрезентации основных положений теории познания Кудрявцева, необходимой для дальнейшего сравнительного анализа с идеями Канта, используется метод исторической реконструкции, предполагающий точное следование авторским текстам в том историческом контексте, в котором они создавались. Для выявления связей между эпистемологическими концепциями Канта и Кудрявцева используется метод сравнительного анализа с опорой на первоисточники. Для выполнения пятой задачи применяются методы исторической реконструкции, концептуального анализа, а также отчасти используется герменевтический метод с целью интерпретации концепции трансцендентального монизма Кудрявцева. Наконец, решение последней задачи предполагает использование метода истории идей в отношении различных интерпретаций трансцендентального идеализма Канта, а также метода асинхронного бинарного сравнения для обнаружения связей между трансцендентальным
идеализмом Канта и трансцендентальным монизмом Кудрявцева.
8
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые осуществлен историко-философский анализ рецепции философских идей И. Канта в теории познания В. Д. Кудрявцева, а именно:
- установлено, что рецепция гносеологических идей Канта в философии Кудрявцева выходит за рамки просто критического восприятия: русский философ не мог обойти стороной Канта не только в целях собственной историко-философской критики, но потому, что определенные в результате исследования идеи Канта (априоризм, субъективизм, эмпирический синтез) оказались ему необходимы для решения проблемы достоверности знания как в отношении материального и духовного миров, так и по отношению к абсолютной сущности - Богу;
- проанализирована ранее не публиковавшаяся рукопись Кудрявцева «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)», посвященная философии Канта, и определен один из ее источников - «Справочник по всеобщей истории философии для всех научно образованных людей» Э. Х. Г. Рейнгольда; в результате документально подтверждено знакомство Кудрявцева с основными идеями теоретической философии Канта на раннем этапе творчества русского философа, которое имело явный опосредованный характер;
- исследованы связи между теорией познания Кудрявцева и аналогичными теориями А. Ф. Тренделенбурга, В. Н. Карпова, Ф. А. Голубинского, а также связь между концепцией трансцендентального монизма Кудрявцева и концепцией трансцендентального синтетизма В. Т. Круга; в результате установлено, что Кудрявцев как в отношении критического восприятия, также как и в отношении заимствования философских идей Канта, находился под влиянием А. Ф. Тренделенбурга, В. Т. Круга, Ф. А. Голубинского, в меньшей степени В. Н. Карпова;
- произведено сравнение концепций априоризма Канта и Кудрявцева; в результате определено, что концепция априоризма Кудрявцева имеет
достаточно сходств с подобной концепцией Канта, что позволяет заключить о заимствовании Кудрявцевым взглядов Канта на априорное;
- сопоставлены концепция трансцендентального монизма Кудрявцева с трансцендентальным идеализмом Канта в свете актуальных дискуссий современного кантоведения; установлено, что в основании обоих концепций может лежать онтологический монизм с гносеологическим дуализмом, с одной стороны, сближающий Канта и Кудрявцева, с другой стороны, не являющийся достаточным основанием для заключения о влиянии первого на второго;
- уточнено, в каком смысле Кудрявцев использует определение «трансцендентальный» в словосочетании «трансцендентальный монизм», а именно, нечто изначальное, лежащее в основе эмпирического, то есть априорное, в то же время нечто более высокое, выходящее за границы опыта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Русский философ познакомился с теорией познания Канта на раннем этапе своего философского пути посредством Ф. А. Голубинского и ряда историко-философских исследований, среди которых особо стоит выделить работу Э. Х. Г. Рейнгольда, которая стала одним из источников при изложении теоретической философии Канта в рукописи Кудрявцева «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)».
2. В качестве теоретических основ взглядов Кудрявцева на философию Канта, помимо самих работ немецкого философа, выступают идеи Ф. А. Голубинского, А. Ф. Тренделенбурга, В. Т. Круга, в меньшей степени В. Н. Карпова.
3. Взгляды Канта на чувственное познание и его теория пространства и времени оказали значительное влияние на учение Кудрявцева об эмпирическом познании и его теорию пространства и времени, в частности, русский философ вслед за Кантом различает в чувственном познании субъективный и объективный элементы, определяет пространство
и время как априорные формы созерцания, принадлежащие познающему субъекту, а также различает явления и вещи в себе.
4. Русский философ солидарен с тем взглядом Канта на категории, согласно которому они представляют собой априорные формы рассудочного познания. Отмечая дискурсивный характер рассудочной деятельности, в отличие чувственности, Кудрявцев воспроизводит идею «двух стволов» человеческого познания, которой придерживался Кант. Одновременно Кудрявцев вслед за Кантом указывает на необходимую связь эмпирического и рассудочного познания в процессе познания.
5. Несмотря на принципиально противоположные установки Канта и Кудрявцева в отношении идеального познания, русский философ здесь не отступает от некоторых особенностей кантовского априоризма, а именно, соглашается с Кантом в том, что идеи разума по сути особые формы познания, в отличие от форм чувственного и рассудочного познания, которые имеют субъективное значение в области познания, а также имеют неопытное происхождение. Также Кудрявцев, желая обосновать возможность познания сверхчувственных предметов, относит к идеальному познанию все те особенности, которые характерны для того, что Кант называет эмпирическим синтезом.
6. В своей основе априоризм Кудрявцева представляет модифицированный априоризм Канта, допускающий, в отличие от последнего, объективное значение форм познавательных способностей. При этом обнаруживаются следующие сходства: неопытное происхождение, всеобщность и необходимость, возникновение априорных форм посредством опыта, субъективное значение априорных форм познания.
7. Онтологическая концепция бытия Кудрявцева имеет сходства с трансцендентальным идеализмом Канта, проинтерпретированным в рамках «теории двух аспектов», и может быть представлена как ее модифицированный вариант.
8. «Трансцендентальное» в понимании Кудрявцева, с одной стороны, означает нечто изначальное, лежащее в основе эмпирического, тем самым сближается с пониманием априорного у Канта. С другой стороны, «трансцендентальное» указывает на нечто более высокое, выходящее за границы опыта, то есть трансцендентное. Соответственно, определение «трансцендентальный» в философии Кудрявцева не является кантианским в полном смысле, но лишь отчасти.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическое значение диссертации заключается в нескольких аспектах. Во-первых, полученные в ходе исследования результаты способствуют углублению понимания русской духовно-академической философии в целом и философии представителей Московской духовной академии в частности. Во-вторых, пример рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева позволяет скорректировать общее представление о роли философских идей Канта в русской мысли. Результаты диссертации могут быть использованы в процессе разработки проблем русской философии XIX века, а также при разработке учебных программ и пособий по истории философии, лекционных курсов, спецкурсов, практических и методологических семинаров, посвященных русской философии XIX века.
Апробация полученных результатов
Работа над данной темой была выполнена в рамках проекта «Кантианская рациональность и её потенциал в современной науке, технологиях и социальных институтах» (грант 075-15-2019-1929 МНиВО РФ).
С докладами по теме диссертации автор выступал на научно-
практической конференции «Дни науки 2018» (Калининград, 2018 г.), на
научно-практической конференции «Дни науки 2020» (Калининград, 2020 г.),
на научной конференции «HOMO LOQUENS: логика — язык — культура»
(Калининград, 2020 г.), на научно-практической конференции «Дни науки
2021» (Калининград, 2021 г.). Результаты исследования отражены в четырех
12
публикациях, в том числе в трех статьях в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Структура диссертационной работы соответствует целям и задачам исследования и включает введение, две главы, одиннадцать параграфов, заключение и список литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Истоки рецепции философских идей И. Канта В. Д. Кудрявцевым-Платоновым
В данной главе предстоит произвести историко-философскую реконструкцию рецепции кантовских идей в философии Кудрявцева, чтобы ответить на вопрос: была ли это непосредственная рецепция или опосредованная, или она сочетала в себе и то, и другое. Здесь нас в первую очередь будут интересовать два аспекта: 1) рецепция собственно идей кантовской философии и 2) восприятие критики теории познания Канта. Также в данной главе мы попытаемся понять, в каком смысле Кудрявцев употребляет определение «трансцендентальный» в словосочетании «трансцендентальный монизм», и тем самым определить его связь с кантианским пониманием трансцендентального. Но прежде всего представим общую характеристику философии Кудрявцева в свете историко-философских исследований его творчества.
1.1. Общая характеристика и значение философии В. Д. Кудрявцева-Платонова
Философская система Кудрявцева в генетическом и историко-философском плане представляет собой сложный продукт. По своей структуре в окончательном замысле русского мыслителя его философская система должна была подразделяться на два больших блока: аналитические дисциплины (гносеология, логика, эмпирическая психология и история философии и введение в философию) и дисциплины, в которых преобладает синтетический метод (метафизика, этика и философия права, эстетика). Метафизика как полное и цельное философское миросозерцание идеальной стороны бытия, согласно Кудрявцеву, должна включать в себя учение о сущем вообще и его категорических определениях (онтология), о
безусловном (естественное богословие) и условно сущем (космология и рациональная психология)8. Беглый обзор основных работ Кудрявцева показывает, что разные части своей философской системы он разрабатывал на протяжении всей своей преподавательской карьеры. Так работы, посвященные теории познания, появляются в виде рукописей еще в 50-е годы XIX века: «Аналитика чувственного познания» (1854), «Аналитика рассудочного познания» (1856)9. Гораздо позднее появляются «Аналитика умственного познания» (1874)10, «Аналитика идеального (умственного) познания» (1870-е-1890-е)п, «О пространстве и времени» (1880-е-1890-е)12. В виде публикаций сочинения Кудрявцева, посвященные теории познания, издаются с 1885 года по 1889 год13. Что касается работ Кудрявцева по метафизике, то работы по естественному богословию Кудрявцева охватывают период с 1857 года по 1875 год, если не считать его цикл «Из чтений по философии религии», охватывающей период с 1879 года по 1890 год, и отдельные главы учебника 1889 года «Начальные основания философии»14. Сочинения Кудрявцева по космологии охватывают период с 1880 года по 1883 год15. Здесь неясным остается только вопрос о времени появления работ Кудрявцева «Из чтений по космологии», которая была напечатана в журнале «Вера и разум» за 1890-1892-е года, и «Регрессивная и прогрессивная теория происхождения мира», опубликованная после смерти автора в «Богословском вестнике за 1892 год16. Прочие работы Кудрявцева, имеющие отношение к космологии и рациональной психологии частично были изданы еще в ранний период его творчества с 1852 года по 1860 год17,
8 Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. в 3 т. Т. 1. Вып. 1. Сергиев Посад, 1905. С. 253-258.
9 См.: ОР РГБ Ф. 823. Опись архива Кудрявцева-Платонова, Виктора Дмитриевича. Л. 12.
10 См.: Там же.
11 См.: Там же. Л. 7.
12 См.: Там же. Л. 14.
13 См.: Артемкин, Д. Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/2462183.html#part 5 (дата обращения 10.02.2021).
14 См.: Там же.
15 См.: Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. в 3 т. Т. 3. Вып. 1. Сергиев Посад, 1905. С. 1, 50, 116.
16 См.: Там же. С. 202, 359.
17 См.: Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. в 3 т. Т. 3. Вып. 2. Сергиев Посад, 1905. С. 1, 196, 248.
затем две работы были изданы в 1878 году18. Наконец, работа Кудрявцева «Бессмертие души» была напечатана в журнале «Вера и разум» за 1885 и 1886 годы19. Итак, на деле оказывается, что замысел философской системы Кудрявцева так и остался до конца нереализованным, так как в его случае мы имеем дело лишь с разрозненными сочинениями, которые были собраны воедино механическим путем уже после смерти философа в собрание сочинений. Тем не менее, это не стало препятствием к тому, чтобы уже современники видели системный характер его философских взглядов. В частности А. И. Введенский, считает трансцендентальный монизм Кудрявцева оригинальной философской системой20.
По роду своей деятельности Кудрявцев занимался преподаванием различных дисциплин на кафедре логики и метафизики Московской духовной академии, где он после смерти своего наставника Ф. А. Голубинского читал курсы метафизики и истории древней философии, к которым впоследствии присоединился курс по истории Новой философии от Канта до Гегеля21.
Философские взгляды Кудрявцева по верному замечанию его современников и более поздних исследователей действительно отражают религиозную, а именно, теистическую направленность его философии. Так П. П. Соколов отмечает, что Кудрявцев предложил «сильную и самостоятельную» критику существующих мировоззрений и защищал идеалы христианства, используя философские средства22. И. А. Татарский называет Кудрявцева «лучшим христианским философом на Руси», который был прежде всего верующим христианином, а потом философом23. Преемник Кудрявцева по кафедре логики и метафизики - Алексей Иванович
18 См.: Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. в 3 т. Т. 3. Вып. 3. Сергиев Посад, 1905. С. 1, 98.
19 Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. в 3 т. Т. 3. Вып. 3. Сергиев Посад, 1905. С. 138.
20 Введенский А-й И. О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова // Соч. В. Д. Кудрявцева-Платонова в 3 т. Т. 1. Вып. 1.Сергиев Посад, 1905. С. 60
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблема языка в символическом идеализме Э. Кассирера2008 год, кандидат философских наук Шилова, Светлана Алексеевна
Кант: трансцендентальное обоснование принципов права2015 год, кандидат наук Аронсон, Даниил Олегович
Гносеологические основания учений о правовом государстве2010 год, кандидат философских наук Поваляев, Василий Александрович
Критическая философия И. Канта: Трансцендентальный и психологический аспекты2005 год, кандидат философских наук Соболева, Елена Александровна
Рецепция кантовского априоризма как условие обоснования социальной теории2011 год, кандидат философских наук Баёва, Елена Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рожин Давид Олегович, 2022 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, А. И. Кант в русской духовно-академической философии / А.И. Абрамов // Кант и философия в России. - М.: Наука, 1994. - С. 81-113.
2. Абрамов, А. И. Кантианство в русской философии / А. И. Абрамов // Вопросы философии. - 1998. - № 1. - С. 59-60.
3. Абрамов, А. И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии / А. И. Абрамов // Платон и его эпоха / сост. А. Ф. Лосев, A. A. Тахо-Годи, С. С. Аверинцев. - М.: Наука, 1979. - С. 212-237.
4. Абрамов, А. И. Русское духовно-академическое философствование как феномен русской философской культуры // Сб. научных трудов по истории русской философии / сост. В. Сербиненко. - М.: Кругъ, 2005. - С. 31-117.
5. Абрамов, А. И. Христиан Вольф в русской духовно -академической философии / А. И. Абрамов // Христиан Вольф и философия в России / рук. проекта А. В. Панибратцев; ред.-сост. В. А. Жучков. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 189-210.
6. Артемкин, Д. Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич / Д. Артемкин // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/2462183.html#part 5 (дата обращения 10.02.2021).
7. Асмус, В. Борьба философских течений в Московском университете в 70-х годах XIX века / В. Асмус. - М.: изд-во Московского университета, 1969. - 241 с.
8. Афанасьевский, В. Л. Становление русской академической философии православия: диалог с И. Кантом (к постановке проблемы) / В. Афанасьевский // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: изд-во ООО «Грамота», 2009. - №1. - C. 12-16.
9. Баумейстер, Хр. Метафизика / Хр. Баумейстер, пер. с лат. Я. Толмачева ; изд. 2-е. - СПб.: Типография медицинского департамента Министерства внутренних дел, 1830. - 232 с.
10. Бекжанова, Е. С. Религиозная вера и рациональное познание в теистической системе В. Д. Кудрявцева-Платонова / Е. С. Бекжанова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2015. - № 2 (48). -C. 86-91.
11. Бекжанова, Е. С. Религиозно-философская трактовка рационального познания в теистических системах В. Д. Кудрявцева-Платонова и П. И. Линицкого / Е. С. Бекжанова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 49. - C. 53-59.
12. Бердяев, Н. О характере русской религиозной мысли XIX века / Н. О. Бердяев // Современным записки: общественно-политический и литературный журнал. - 1936. - С. 309-342.
13. Бердяев, Н. О. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. О. Бердяев. URL: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm (дата обращения: 20.11.2019).
14. Бондарева, Я., Семаева, И., Моисейкина, Т. Онтологические искания в русской религиозной философии XIX - первой половины XX вв. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: философские науки. - 2008. - №4. - C. 49-58.
15. Буткевич, Т. И. Религия, ее сущность и происхождение: в 2-х книгах / Т. И. Буткевич. - Книга II. - Харьков: Типография Губернского Правления, 1904. - 451 с.
16. Васильев, В. В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий) / В. В. Васильев. - М.: Наследие, 1998. - 160 с.
17. Васильева, М. Ю. Кант и Беркли: сходство или различие? / М. Ю. Васильева // Кантовский сборник. - 2009. - № 1 (29). С. 30-38.
18. Введенский Александр Иванович // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1902876 (дата обращения 18.05.2021).
19. Введенский, А-й И. О религиозной философии Виктора Дмитриевича Кудрявцева / А. И. Введенский // Вера и разум. - 1893. - Т. II. -Ч. I. - C. 51-71, 103-123.
20. Введенский, А-й И. О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова / А. И. Введенский // Сочинения В. Д. Кудрявцева-Платонова : в 3 т. - Т. 1. - Вып. 1. - Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1905.- С. 57-125.
21. Введенский, А-й И. Основатель системы трансцендентального монизма / А. И. Введенский // Вопросы философии и психологии. - 1892. -Книга 14. - C. 1-28.
22. Введенский, А-й И. Прот. Ф. А. Голубинский, как профессор философии / А. И. Введенский // Богословский вестник. - 1897. - Т. 4. - № 12. С. 483-507 (2-я пагин.).
23. Введенский, А-й И. Профессор философии протоиерей Федор Александрович Голубинский. Ко дню столетней годовщины рождения Ф. А. Голубинского. 22 декабря 1797-1897 г.г. / А. И. Введенский. - Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898. - 30 с.
24. Введенский, А-й. И. Памяти Виктора Дмитриевича Кудрявцева / А. И. Введенский // Богословский вестник. - 1893. - Т. 1 - № 2. - C. 336-351.
25. Воденко, К. В. Разум и вера в русской духовно-академической философии / К. В. Воденко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - № 3 (46). - C. 20-24.
26. Возможна ли современная трансцендентальная философия? Материалы круглого стола VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 9 октября 2015 г.) / Отв. ред. С. Л. Катречко ; 2-е изд., исп. и доп. - М.: Фонд ЦГИ, 2017. - 98 с.
27. Вольф, Хр. Метафизика / Хр. Вольф, пер. с нем. В. А. Жучкова // Христиан Вольф и философия в России / рук. проекта А. В. Панибратцев; ред.-сост. В. А. Жучков. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 227-358.
28. Вольф, Хр. Онтология (Введение и пролегомены) / Хр. Вольф, пер. с лат. А. В. Панибратцева // Христиан Вольф и философия в России / рук. проекта А. В. Панибратцев; ред.-сост. В. А. Жучков. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 359-374.
29. Гаврюшин, Н. К. «Столп Церкви»: протоиерей Ф. А. Голубинский и его школа / Н. К. Гаврюшин // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2008-2009 года / под ред. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. - М.: КЕОтМ, 2012. - С. 7-51.
30. Гаврюшин, Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н. К. Гаврюшин. - Нижний Новгород: «Ридо», 2011. - 672 с.
31. Гаврюшин, Н. К. У истоков русской духовно-академической философии: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером / Н. К. Гаврюшин // Вопросы философии. - 2003. - № 2. - С. 131-139.
32. Гайдадым, Э. Л. Феникс или забытая статуя Галатеи? Философия истории русского неортодоксального теизма XIX - нач. XX вв. / Э. Л. Гайдадым. - Донецк: Облполиграфиздат, 1990. - 249 с.
33. Гайдадым, Э. Л. Философия истории православного неортодоксального теизма в России XIX - начала XX вв. : автореферат дисс. ... докт. филос. наук / Э. Л. Гайдадым. - Киев, 1992. - 46 с.
34. Гайдадым, Э. Л. Философия истории православного неортодоксального теизма в России XIX - начала XX вв. : дисс. ... докт. филос. наук / Э. Л. Гайдадым. - Киев, 1992. - 344 с.
35. Гайдадым, Э. Л. Философия Кудрявцева-Платонова / Э. Л. Гайдадым // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1997. - № 6. - С. 41-50.
36. Галактионов, А. А., Никандров, П. Ф. Русская философия IX-XIX
вв. / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. - Ленинград: Изд-во
Ленинградского университета, 1989. - 744 с.
154
37. Гаристова, Е. Ю. Критика западноевропейского философского позитивизма и прагматизма в русском духовно-академическом теизме XIX -нач. XX века : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / Е. Ю. Гаристова. -Хабаровск, 2010. - 23 с.
38. Гаристова, Е. Ю. Критика западноевропейского философского позитивизма и прагматизма в русском духовно-академическом теизме XIX -нач. XX века : дисс. ... кандидата философских наук / Е. Ю. Гаристова. -Хабаровск, 2010. - 151 с.
39. Гилева, В. В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм : дис. ... канд. филос. наук / В. В. Гилева. - Владивосток, 2009. - 171 с.
40. Голубинский, Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. - Вып. 1. - М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884. - 81 с.
41. Голубинский, Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. - Вып. 2. - М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884. - 97 с.
42. Голубинский, Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. - Вып. 3. - М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884. - 171 с.
43. Голубинский, Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. - Вып. 4. - М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1886. - 204 с.
44. Голубинский, Ф. А. Лекции философии. Метафизическая психология. Профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1898. - 144 с.
45. Голубинский, Ф. А. Умозрительная психология / Ф. А. Голубинский // Чтения покойного профессора Московской духовной академии, протоиерея Федора Александровича Голубинского. - М.: Изд-во
Университетской типографии (Катков и Ко), 1871. - 144 с.
155
46. Гунькин, И. В. Становление и развитие философско-онтологической традиции в Московской духовной академии XIX в. / И. В. Гунькин // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2006. -№ 1 (9). - C. 19-28.
47. Гунькова, Е. Г. Генезис религиозного сознания в трудах В.Д. Кудрявцева-Платонова / Е. Г. Гунькова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». - 2013. - 51-52 с.
48. Домашенко, Н. С. Обоснование бытия Сверхсущего в концепции В. Д. Кудрявцева-Платонова / Н. С. Домашенко // Религиоведение. - 2017. -№ 2. - C. 85-92.
49. Домашенко, Н. С. Социо-исторический аспект в изучении философского наследия В. Д. Кудрявцева-Платонова / Н. С. Домашенко // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2015. - № 4. - C. 161-165.
50. Домашенко, Н. С. Теистическое понятие о сущности и происхождении религии в философии В. Д. Кудрявцева-Платонова / Н. С. Домашенко // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 3-3 (27). - C. 96-105.
51. Домашенко, Н. С., Пишун, С. В. В. Д. Кудрявцев-Платонов и философская традиция Средневековья / Н. С. Домашенко, С. В. Пишун // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2016. - № 2. - C. 300-303.
52. Еникеева, Н. К. Исторически сложившиеся особенности духовно-академической философии / Н. К. Еникеева // Достижения вузовской науки. -2016. - № 26. - C. 101-104.
53. Ермишин, О. Т. Введенский Алексей Иванович / О. Т. Ермишин // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/149991.html (дата обращения 18.05.2021).
54. Жучков, В. А. Метафизика Вольфа и ее место в истории философии Нового времени / В. А. Жучков // Христиан Вольф и философия в России / рук. проекта А. В. Панибратцев; ред.-сост. В. А. Жучков. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 8-106.
55. Задорнов, А. Голубинский Федор Александрович / А. Задорнов // Православная энциклопедия. - Т. 11. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. - С. 721-724.
56. Захарова, К. М. Из истории отечественного религиоведения: концепция прамонотеизма в русской духовно-академической философии / К. М. Захарова // Вестник Православного Свято-тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. - 2018. - № 79. - C. 77-97.
57. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с.
58. Зеньковский, В. В. Христианская философия / В. В. Зеньковский. - Москва: Институт русской цивилизации, 2010. - 1072 с.
59. Зотов, А. Ф. Позитивизм / А. Ф. Зотов // ИФЛИБ. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da743c 39902a61864994?p.s=TextQuery (дата обращения 14.12.2020).
60. Иванов, В. Становление богословской мысли в московской духовной академии (1814-1870) / В. Иванов // Богословские труды. Юбилейный сборник Московской духовной академии. - 1986. - C. 113-147.
61. История русской философии: Учеб. для вузов / под ред. М. А. Маслина. - М.: Республика, 2001. - 639 с.
62. Кабанова, М. Л. Абсолют и человек в истории общества в системе «трансцендентального монизма» / М. Л. Кабанова // URL: https://static-imgs.ru/www.teologia.ru/www/biblioteka/social_filosof_kudr_plat.htm (дата обращения 19.01.2021).
63. Кабанова, М. Л. Онтологический смысл учения о Промысле в
философии «трансцендентального монизма» В. Д. Кудрявцева-Платонова /
157
М. Л. Кабанова // Гуманитарные исследования. Альманах. - 2004 - № 6. URL: https://static-imgs.ru/www.teologia.ru/www/biblioteka/ontologich aspect.htm (дата обращения 25.05.2021).
64. Кабанова, М. Л. Православная философия В. Д. Кудрявцева-Платонова и святоотеческая традиция / М. Л. Кабанова // VI-е Приморские образовательные чтения памяти свв. Кирилла и Мефодия. - Владивосток: ДВГУ, 2007. - С. 43-46.
65. Кабанова, М. Л. Рационализм в православной философии / М. Л. Кабанова // Православие и славяне на Урале: единство и многообразие исторической и актуальной взаимности письменности культуры. Материалы V-го Славянского научного собора. URL: https://static-imgs.ru/www.teologia.ru/www/biblioteka/racionalizm v pravos.htm (дата обращения 25.11.2020).
66. Кабанова, М. Л. Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / Амур. гос. ун-т. -Благовещенск, 2006. - 26 с.
67. Кабанова, М. Л. Религиозная метафизика В. Д. Кудрявцева-Платонова : дисс. ... канд. филос. наук / М. Л. Кабанова. - Благовещенск, 2006. - 186 с.
68. Кабанова, М. Л. Философия религии в системе «трансцендентального монизма» В. Д. Кудрявцева-Платонова / М. Л. Кабанова // Религиоведение. - 2006. - № 3. - C. 113-118.
69. Калинников, Л. А. Русская мысль между Платоном и Кантом: П. Д. Юркевич / Л. А. Калинников // Кантовский сборник. - 1997. - № 1 (20). -С. 75-96.
70. Калинников, Л. А. Системность КЧР и система Канта (I) / Л. А. Калинников // Кантовский сборник. - 2015. - № 3 (53). - С. 7-21.
71. Калинников, Л. А. Системность КЧР и система Канта (II) / Л. А. Калинников // Кантовский сборник. - 2015. - № 4 (54). - С. 7-16.
72. Калинников, Л. А. Системность КЧР и система Канта (III) / Л. А. Калинников // Кантовский сборник. - 2016. - № 1 (55). - С. 7-15.
73. Калинников, Л. А. Системность КЧР и система Канта (IV) / Л. А. Калинников // Кантовский сборник. - 2016. - Т. 35. - № 3 (57). - С. 7-17.
74. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Кант И. Соч.: в 8 т. -Т. 3. - М.: Чоро, 1994. - 741 с.
75. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / И. Кант // Основы метафизики нравственности / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - С. 3-146.
76. Кант, И. Трактаты и письма / И. Кант. - М.: Изд-во «Наука». -1980. - 712 с.
77. Карпов, В. Н. Избранное / В. Н. Карпов. - СПб: «Тропа Троянова». - 2004. - 280 с.
78. Карпов, В. Н. Систематическое изложение логики / В. Н. Карпов. - СПб.: типография Я. Трея, 1856. - 314 с.
79. Карпов, В. Н. Сочинения: в 3 т. / В. Н. Карпов // ред. Мозговая Н. Г., Волков А. Г. - Т. 1. - Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2013. - 355 с.
80. Катречко, С. Л. Обзор международного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии (2)» (Москва, 27— 29 апреля 2017 г.) / С. Л. Катречко // Кантовский сборник. - 2018. - № 1. - Т. 37. - С. 88-93.
81. Катречко, С. Л. Специфика кантовского трансцендентализма и концепт «вещь- сама-по-себе» / С. Л. Катречко // Кантовский сборник. -2017. - Т. 36. - № 4. - С. 68-87.
82. Катречко, С. Л., Егорова, Ю. Р. Обзор круглого стола «Возможна ли современная трансцендентальная философия?», проведенного в рамках работы VII Российского философского конгресса // Кантовский сборник. -2016. - № 1 - Т. 55. - С.100-105.
83. Коновалова, Е. Н. Концепция субъективности В. Д. Кудрявцева-Платонова / Е. Н. Коновалова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2005. - № 5 (28). - С. 7-16.
84. Коновалова, Е. Н. Иммануил Кант и развитие идеи субъективности в русской духовно-академической философии / Е. Н. Коновалова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2010. - № 2 (50). - С. 58-64.
85. Коновалова, Е. Н. О теоретических источниках идеи субъективности в русской духовно-академической философии / Е. Н. Коновалова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 5 (34). - С. 14-23.
86. Корнилов, С. В. РЫ1оБорЫа регепшБ. В. Д. Кудрявцев-Платонов: путь познания истины / С. В. Корнилов // Пространство и время. - 2016. - № 3-4 (25-26). - С. 188-200.
87. Корнилов, С. В. Априоризм Канта и проблема формирования теоретического мира / С. В. Корнилов // Кантовский сборник. - 1982. - № 7. -С. 55-60.
88. Корнилов, С. В. К постижению Бесконечного: верующий разум Ф. А. Голубинского / С. В. Корнилов // Пространство и время. - 2016. - № 1-2 (23-24). - С. 63-72.
89. Корнилов, С. В. Философская школа Московской духовной академии: В.Д. Кудрявцев-Платонов / С. В. Корнилов // Электронное научное издание альманах пространство и время. - 2018. - № 1-2 (16).
90. Коцюба, В. И. «...К большему и большему расширению кругозора философской мысли»: духовно-академическая философия в постсоветских историко-философских исследованиях на рубеже XX-XXI вв. / В. И. Коцюба // Электронное научное издание альманах пространство и время. - 2018. - № 1-2 (16).
91. Коцюба, В. И. Духовно-академическая философия XIX столетия
в немецкой историко-философской науке XX в. / В. И. Коцюба // Вопросы
160
философии. - 2017. - № 2. - C. 117-127.
92. Коцюба, В. И. Духовно-академическая философия в освещении прот. В. В. Зеньковского. Часть II. Становление философии в России, духовно-академическая философия, православная философия / В. И. Коцюба // Вопросы философии. - 2013. № 12. - C. 78-88.
93. Коцюба, В. И. Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа / В. И. Коцюба // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. - 2013. - № 5 (49). - С. 43-59.
94. Коцюба, В. И. Репрезентация духовно-академической философии в советской историко-философской и религиоведческой литературе / В. И. Коцюба // Религиоведческий интернет-портал «Религиозная жизнь» // URL: https://religious.life/2015/03/reprezentatsiya-duhovno-akademicheskoy-filosofii-v-sovetskoy-istoriko-filosofskoy-i-religiovedcheskoy-literature/ (дата обращения 20.10.2019).
95. Круглов, А. Н. И. Н. Тетенс и дискуссия о метафизике в немецкой философии второй половины XVIII века : автореферат дисс. ... докт. филос. наук / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). - М., 2005. - 42 с.
96. Круглов, А. Н. И. Н. Тетенс и дискуссия о метафизике в немецкой философии второй половины XVIII века : дисс. ... докт. философ. наук / А. Н. Круглов. - М., 2005. - 432 с.
97. Круглов, А. Н. Тетенс, Кант и дискуссия о метафизике в Германии второй половины XVIII века / А. Н. Круглов ; Российский гос. гуманитарный ун-т. - М.: Феноменология-Герменевтика, 2008. - 439 с.
98. Круглов, А. Н. Трансцендентальное / А. Н. Круглов // ИФЛИБ URL: https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1 &href=http: %2f %2f3054.html (дата обращения 24.08.2020).
99. Круглов, А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII - первой половины XIX веков / А. Н. Круглов ; Российский гос. гуманитарный ун-т. -М.: «Канон +» ; РООИ «Реабилитация», 2009. - 567 с.
100. Кудрявцев-Платонов В. Д. Философия религии. М.: Изд-во: «ФондИВ». - 2008. - С. 572.
101. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 1. - Вып. 1. -Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1905.- 261 с.
102. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 1. - Вып. 2. -Сергиев Посад : Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914. - 310 с.
103. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 1. - Вып. 3. -Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1914. - 367 с.
104. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 2. - Вып. 1. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1892. - 350 с.
105. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 2. - Вып. 2. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1892. - 347 с.
106. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 2. - Вып. 3. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1898. - 510 с.
107. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 3. - Вып. 1. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1894. - 383 с.
108. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 3. - Вып. 2. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1894. - 278 с.
109. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Сочинения: в 3 т. - Т. 3. - Вып. 3. -Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1894. - 344 с.
110. Леонидова, В. В. Философия религии в Московской духовной академии на примере творчества В.Д. Кудрявцева-Платонова / В. В. Леонидова // В мире научных открытий. - 2012. - № 11 (35). - С. 139-149.
111. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. -М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
112. Луценко, В. Е. Духовно-академическая философия в России и европейский теизм второй половины XIX века : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / В. Е. Луценко. - Благовещенск, 2008. - 21 с.
113. Мачкарина, О. Д. Гносеологические проблемы в русской
академической философии второй половины XIX века: опыт критического
162
анализа / О. Д. Мачкарина // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 11. - C. 209-215.
114. Мачкарина, О. Д. Проблема субъективности в философии Ф. А. Голубинского: критическое восприятие идей И. Канта / О. Д. Мачкарина // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2011.
- Т. 14. - № 1. - С. 161-169.
115. Мачкарина, О. Д. Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века : автореферат дисс. ... докт. филос. наук / О. Д. Мачкарина -СПб., 2011. - 35 с.
116. Мачкарина, О. Д. Рецепция критической философии И. Канта в России XIX века : дисс. ... докт. филос. наук / О. Д. Мачкарина. - СПб., 2011.
- 392 с.
117. Моисеенко, Е. Е. Религиозная философия как явление православной интеллектуальной традиции XIX века / Е. Е. Моисеенко // Манускрипт. - 2019. - Т. 12. - № 3. - C. 68-72.
118. Мотрошилова, H. В. Трансцендентальный идеализм / Н. В. Мотрошилова // ИФЛИБ URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH012ba3def18 6377b09e1772b (дата обращения 25.05.2021).
119. Мотрошилова, Н. В. Борьба против и в защиту метафизики / Н. В. Мотрошилова // История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философия XIX - XX в.) / под ред. Н. В. Мотрошиловой, 2-е изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1999. - С. 257-263.
120. Нижников, С. А. Метафизика веры в русской философии / С. А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 313 c.
121. Новикова, Н. В. Духовно-академическая философия как важнейшее направление русской религиозной философии XIX - начала XX веков / Н. В. Новикова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2015. - № 2. - C. 78-83.
122. Новикова, Н. В. Формирование русской духовно-академической
163
философии XIX - начала XX веков / Н. В. Новикова // Материалы участников IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации». - 2019. - 181-185 с.
123. Ойзерман, Т. И. Кантовская концепция пространства и времени. / Т. И. Ойзерман // Кантовский сборник. - 2009. - № 1 (29). - С. 7-18.
124. ОР РГБ Ф. 076. Архивный фонд, 1503-1905. (Голубинский Федор Александрович (1797 - 1854), Голубинский Дмитрий Федорович (1832 - 1902)).
125. ОР РГБ Ф. 823. Картон 4. Ед. хр. 7. 107 л. (В. Д. Кудрявцев-Платонов «Из истории Новой философии (Лекц. 1858 г.)).
126. ОР РНБ Ф. 574. от. 2. Ед. хр. 129. 102 л. (И. Марухняк Религиозно-философское мировоззрение В. Д. Кудрявцева-Платонова. -СПб., 1900) // URL: https://static-imgs.ru/www.teologia.ru/www/biblioteka/maruhnac.htm (дата обращения 30.05.2021).
127. Печурина, О. А. Философское обоснование веры в православной духовно-академической традиции (30-90-е годы XIX века) : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1991. -16 с.
128. Печурина, О. А. Философское обоснование веры в православной духовно-академической традиции (30-90-е годы XIX века) : дисс. ... канд. филос. наук / Гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1991. - 219 с.
129. Пишун, С. В. Духовно-академический теизм конца XIX - начала XX вв.: переход от «теологического рационализма» к «опытно-психологической» философии / С. В. Пишун // Когнитивная целостность человека: Материалы международной научно-практической конференции. -2012. - С. 155-160.
130. Пишун, С. В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века / Пишун С. В. - М.: Прометей, 1996. -431 с.
131. Пишун, С. В. Религиозная метафизика Ф. А. Голубинского: опыт синтеза онтологии, гносеологии и умозрительной психологии / С. В. Пишун // Журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» - 2011.
- № 3 (31). - С. 186-193.
132. Пишун, С. В. Теистическая концепция религии и познания Сверхсущего В. Д. Кудрявцева-Платонова / С. В. Пишун // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2017. -Т. 14. - № 3. - C. 123-126.
133. Пишун, С. В. Теоретические особенности формирования новой модели философствования в русской духовно-академической науке конца XIX -начала XX вв. / С. В. Пишун //Актуальные проблемы изучения истории и культуры Православия: сборник научный статей. - 2012. - С. 182-189.
134. Пишун, С. В. Формирование философской школы в московской духовной академии: Ф. А. Голубинский / С. В. Пишун // Альманах «Гуманитарные исследования»: вып. 6. - 2003. - С. 77-85.
135. Полякова, И. А. Философия синтетизма В. Н. Карпова — страница в истории русского платонизма // «Универсум платоновской мысли-X: платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий»: Материалы Десятой Платоновской конференции (Санкт-Петербург, 23-24 июня 2002 г.).
- СПб., 2002. / URL: http://platoakademeia.ru/index.php/ru/conferences/item/331 -upt_10_10 (дата обращения 23.04.2021).
136. Радионовская, Т. И. Этапы научно-философского творчества В. Д. Кудрявцева-Платонова / Т. И. Радионовская // Система ценностей современного общества. - 2008. - № 3. - C. 55-60.
137. Радлов, Э. Л. Очерки истории русской философии // Эл. библиотека «Литмир». URL: https://www.litmir.me/br/?b=114341&p=1 (дата обращения: 28.11.2019).
138. Рожин, Д. О. Критическое восприятие В. Д. Кудрявцевым-Платоновым учения о категориях и основоположениях чистого рассудка И. Канта / Д. О. Рожин // Философская мысль. - 2021. - № 5. - С. 1-18.
139. Рожин, Д. О. Рецепции кантовских идей в философии Ф. Голубинского / Д. О. Рожин // Сборник трудов научно-практической конференции «Дни науки - 2018». - 2018. - С. 48-56.
140. Рожин, Д. О. Рецепция гносеологических идей И. Канта в метафизике Ф. А. Голубинского / Д. О. Рожин // Кантовский сборник. - 2021. - Т. 40. - № 1. - С. 97-123.
141. Рожин, Д. О. Рецепция и критика теории пространства и времени И. Канта в философии В. Д. Кудрявцева-Платонова / Д. О. Рожин // Философская мысль. - 2021. - № 6. - С. 42-53.
142. Романько, Ю. И. Религиозно-философская система Ф. А. Голубинского : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / Ю. И. Романько. -Благовещенск, 2012. - 27 с.
143. Романько, Ю. И. Религиозно-философская система Ф. А. Голубинского : дисс. ... канд. филос. наук / Ю. И. Романько. - Уссурийск, 2012. - 161 с.
144. Светлов, Р. В. «Русский Платон». Платонизм в русской культуре / Р. В. Светлов // Платоновское философское общество / URL: https://www.plato.spbu.ru/PROJECTS/rusplat/intro.htm (дата обращения 23.09.2020).
145. Сербиненко, В. В. Русская философия: курс лекций / В. В. Сербиненко ; 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 464 с.
146. Сербиненко, В. В., Гребешев, И. В. Русская метафизика XIX-XX веков / В. В. Сербиненко, И. В. Гребешев. - М.: Руниверс, 2016. - 800 с.
147. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии / сост. Е. Троицкий. - Т. 3. - Вып. 6. - М.: Типография М. Г. Волчанинова. 1890. - 251 с., I-XXXVIII.
148. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии / сост. И. Корсунский. - Вып. 1. - М.: Типография М. Н. Лаврова и Ко, 1881. - 660 с., I-CXI.
149. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии / сост. И. Корсунский. - Вып. 5. - М.: Типография М. Г. Волчанинова, 1889. - 220 с.
150. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии / сост. Н. Колосов. - Т. 4. - Вып. 7. - I половина. - Сергиев Посад: 2-я Типография А. И. Снегиревой, 1895. - 380 с., 1-ЬУ11.
151. Систематический каталог книг библиотеки Московской духовной академии / сост. Н. Колосов. - Т. 4. - Вып. 7. - II половина. - Сергиев Посад: 2-я Типография А. И. Снегиревой, 1897. - 314 с., 1-ЫУ.
152. Соболева, М. Е. Аналитическое кантоведение, трансцендентальный идеализм и вещь в себе / М. Е. Соболева // Кантовский сборник. - 2017. - Т. 36. - № 4. - С. 88-99.
153. Соколов, В. А. Памяти наставника нашего Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова [3 января 1891 г.]. [Некролог] / В. А. Соколов // Богословский вестник. - 1892. - Т. 1. - № 1. - С. 161-165.
154. Соколов, П. П. Краткие сведения о жизни и трудах Виктора Дмитриевича Кудрявцева / П. П. Соколов // Богословский вестник. - 1892. -Т. 1. - № 1. - С. 215-232.
155. Степанов, А. Анализ философии скептицизма в творчестве профессора Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова / А. Степанов // Актуальные вопросы церковной науки. - 2019. - № 1. - С. 267-271.
156. Татарский, И. А. Виктор Дмитриевич Кудрявцев / И. А. Татарский // Вера и разум. - 1892. - Т. II. - Ч. I. - С. 81-95, 163-179.
157. Тихомиров, П. В. Философия В. Д. Кудрявцева (этюд и характеристика) / П. В. Тихомиров // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. - 1894. - № 1. - 45 с.
158. Тренделенбург, А. Ф. Логические исследования: в 2-х ч. / А. Ф. Тренделенбург, пер. с нем. Е. Корша. - Ч. 1. - М.: Типография Грачева и Ко., 1868. - 362 с.
159. Тренделенбург, А. Ф. Логические исследования: в 2-х ч. / А. Ф. Тренделенбург, пер. с нем. Е. Корша. - Ч. 2. - М.: Типография Грачева и Ко., 1868. - 532 с.
160. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.
161. Ханна, Р. Кант, радикальный агностицизм и методологический элиминативизм относительно вещей в себе ; пер с англ. М. Е. Соболевой / Р. Ханна // Кантовский сборник. - 2017. - Т. 36. - № 4. - С. 51-67.
162. Харитонова, А. М. Понятие тела и проблема научности новоевропейской метафизики: от Декарта к Канту / А. М, Харитонова // Кантовский сборник. - 2012. -№ 2 (40). - С. 7-29.
163. Хауэлл, Р. Аналитическая работа над Кантом - идеализм, вещи в себе и объект знания ; пер с англ. М. Е. Соболевой / Р. Хауэлл // Кантовский сборник. - 2017. - Т. 36. - № 4. - С. 31-50.
164. Цвык, И. В Религиозно-философская система В. Д. Кудрявцева-Платонова / И. Цвык. - М.: изд-во Московского университета, 1997. - 112 с.
165. Цвык, И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ : автореферат дисс. ... докт. филос. наук / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). - М., 2002. - 54 с.
166. Цвык, И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в. : Историко-философский анализ : дисс. ... докт. филос. наук. - М., 2002. - 373 с.
167. Цвык, И. В. Преподавание философии в Московской духовной академии XIX в. / И. В. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2013. - № 1. - С. 44-57.
168. Цвык, И. В. Проблема соотношения веры и разума в русской духовно-академической философии XIX в. / И. В. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: философия. - 2011. - № 4. - С. 41-50.
169. Цвык, И. В. Религиозно-философская система В. Д. Кудрявцева-
168
Платонова : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / И. В. Цвык. - М., 1995. -23 с.
170. Цвык, И. В. Трансцендентальный монизм В. Д. Кудрявцева-Платонова / И. В. Цвык // Философия религии: альманах. - 2011. №. 20102011. - С. 210-225.
171. Чернов, С. А. Априоризм как философия субъекта / С. А. Чернов // Кантовский сборник. - 1987. - Вып. 12. - С. 27-38.
172. Чернов, С. А. Кант и Вольф: онтология как трансцендентальная логика / С. А. Чернов // Философский век. Альманах. Вып. 3. Христиан Вольф и русское вольфианство / отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб., 1998. - С. 72-105.
173. Шапошников, Л. Е. История русской религиозной философии : учебное пособие для студентов вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. -М.: Высшая школа, 2006. - 446 с.
174. Шарова, М. А. Психологическое знание в контексте философского синтетизма В. Н. Карпова / М. А. Шарова // Гуманитарий юга России. - 2017. - Т. 6. - № 3. - С. 121-128.
175. Шиян А. А., Державина Н. Ф., Катречко, С. Л. Кантовский трансцендентализм в современных философских дискуссиях. Обзор Международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии - 3» // Кантовский сборник. - 2019. - Т. 38. - № 2. -С. 103-111.
176. Шлет, Г. Очерк развития русской философии / Г. Шпет. -Москва: РОССПЭН, 2008. - 592 с.
177. Штанге, К. Ход мыслей в "Критике чистого разума" : Руководство для чтения / К. Штанге, пер. с нем. Б. А. Фохта и А. И. Бердникова. - М.: тип. б. Шушукина, 1906. - III, 27 с.
178. Шульц, И. Разъясняющее изложение «Критики чистого разума»: Руководство для чтения / И. Шульц // под ред. Б. А. Фохта. Изд-е 2-е, испр. -
М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 152 с.
169
179. Шумейко, М. В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века : автореферат дисс. ... канд. филос. наук / М. В. Шумейко. - Благовещенск, 2006. - 26 с.
180. Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко // общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. - М.: Республика, 2003. - 510 с.
181. Erdmann, I. E. Versuch einer wissenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neuern Philosophie / I. E. Erdmann. - Leipzig: Fr. Chr. Wilh. Vogel, 1848. - B. III. - Abth. 1. - 854 s.
182. Fortlage, C. Genetische Geschichte der Philosophie seit Kant / C. Fortlage. - Leipzig, 1852. - 488 s.
183. Immanuel Kant // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato. stanford.edu/entries/kant/ (дата обращения 05.03.2020).
184. Kant, I. Critik der reinen Vernunft / I. Kant. - Riga: Hartknoch, 1781. - 889 s.
185. Kant, I. Kritik der reinen Vernunft / I. Kant // herausg. von K. Rosenkranz. - Leipzig: Leopold Voss, 1838. - 842 s.
186. Kantii, I. Opera ad philosophiam criticam. Volumen primum, cui inest Critica rationis purae Latine vertit Fredericus Gottlob Born / I. Kantii. - Lipsiae: impensis Engelhard Beniamin Schwickerti, 1796. - 635 p.
187. Kant-Lexikon: herausg. von M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. - Berlin: Walter de Gruyter GmbH, 2015. - 2880 s.
188. Kiesewetter, J. G. C. Versuch einer fasslichen Darstellung der wichtigsten Wahrheiten der neuern Philosophie für Uneingeweihte / J. G. C. Kiesewetter. - Berlin, 1795. - 254 s.
189. Krouglov, A. Krug, Wilhelm Traugott (1770—1842) // The Bloomsbury Dictionary of Eighteenth-Century German Philosophers / ed. by H. F. Klemme, M. Kuehn. L. - N. York: Bloomsbury Academic, 2016. - P. 441-442.
190. Krug, W. T. Fundamentalphilosophie / W.T. Krug. - Züllichau und Freystadt, 1803. - 344 s.
191. Krug, W. T. Handbuch der Philosophie und der philosophischen Literatur : in 2 Bd. - B. I. - Leipzig: F. A. Brockhaus, 1828. - 383 s.
192. Krug, W. T. System der theoretischen Philosophie: Erste Abtheilung. / W.T. Krug. - Vien, 1818. - 726 s.
193. Lapointe S. Logic from Kant to Russell: Laying the Foundations for Analytic Philosophy. - Oxon: Routledge, 2018. - 256 p.
194. Reinhold, E. Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie für alle wissenschaftlich Gebildete: / E. Reinhold. - B III. - Th. II. - Zweite Hälfte. - Gotha, 1830. - 609 s.
195. Rozhin, D. O. Kant's Ethical-theological Argument for God's Existence in Fedor Golubinsky's Rational Theology // Kant and the Ethics of Enlightenment: Historical Roots and Contemporary Relevance. Proceedings of the 12th International Kant-Readings Conference (Kaliningrad, 21-25 April 2019) / Ed. by N. Dmitrieva, R. Hanna, and V. Chaly. - Kaliningrad: Immanuel Kant Baltic Federal University Press, 2021.
196. Trendelenburg, F. A. Logische Untersuchungen: in 2 Bd / F. A. Trendelenburg. - B I. - Berlin, 1840. - 322 s.
197. Trendelenburg, F. A. Logische Untersuchungen: in 2 Bd / F. A. Trendelenburg. - B II. - Berlin, 1840. - 370 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.