Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Трегубенко, Владимир Владимирович

  • Трегубенко, Владимир Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 223
Трегубенко, Владимир Владимирович. Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Пятигорск. 2013. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трегубенко, Владимир Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

3

Глава 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО

И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1.1. Положение конфессий на Ставрополье и Кубани в 1941 - 1943 гг

1.2. Отношение немецкой оккупационной власти к религии:

замыслы и реалии

1.3. Трансформация советской государственной политики в области религии на Ставрополье и Кубани в 1943-1945 гг

Глава 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО И КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВ В 1945 -НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ

2.1 Русская Православная Церковь: практическая деятельность, взаимоотношения с властью

2.2. Состояние общин религиозных культов на Ставрополье и Кубани

в послевоенный период

2.3. От стабилизации отношений с религиозными объединениями

к антирелигиозной кампании (1945 - начало 1960-х гг.)

Заключение

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный вопрос на Ставрополье и Кубани в 1941 г. - начале 1960-х гг.: сущность, место в обществе, отношение власти»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современной России все более существенную роль играет религиозный фактор. Это обстоятельство было вызвано политическими и экономическими реформами 90-х гг. XX века, которые способствовали изменению отношения к религии. Поэтому религиозные ценности для нынешнего социума служат важным ориентиром нравственного развития. Изучение государственной политики в области религии позволит внести ясность в проблему влияния религиозного фактора на жизнь общества и устранит имеющиеся пробелы в истории взаимоотношений государства и института религии в России.

Российская Федерация в настоящее время является поликонфессиональным государством. При этом наиболее влиятельными на население религиозными направлениями в стране являются православие, ислам, протестантизм, старообрядчество и иудаизм. Именно эти религии обладают и наиболее весомым авторитетом в обществе. Изучение истории взаимоотношений всего российского религиозного сообщества с государством позволит дать целостное теоретическое обоснование взаимоотношений государства и института религии, чего нельзя было бы сделать, отдав приоритет какому-то определенному религиозному направлению.

На протяжении исследуемого периода взаимоотношения государства и института религии претерпели существенные изменения. Если в довоенный исторический отрезок весь представленный в СССР спектр религиозных объединений подвергался гонениям, то на завершающем этапе Великой Отечественной войны государственно-конфессиональные взаимоотношения нормализовались. После окончания войны в отношении советской власти к религии можно выделить несколько периодов. Первый охватывал 1945 - 1948 гг. и для него характерно было продолжение директивного возрождения религиозных общин (начался этот период еще в 1943 г.). Второй период начался после охлаждения государственно-конфессиональных отношений в

1948 г. и длился вплоть до смерти И.В. Сталина. Его отличительными чертами служили попытки интегрирования религиозной структуры в государство и стабилизация положения конфессиональной жизни. Третий период длился с 1954 по 1957 гг. и получил название «религиозной оттепели». Благоприятные условия для развития религиозных объединений были вызваны развернувшейся в эти годы внутрипартийной борьбой, сделавшей религиозный вопрос второстепенным для общественной жизни.

Четвертый период начался в 1958 г. и продолжался до 1960 г. Его характерной чертой стало ужесточение позиций государства в области религии, выражавшиеся в перемещении главного центра антирелигиозной борьбы в область экономики и идеологии. Пятый период - 1960-1964 гг. -отмечен массовыми гонениями на конфессии и закрытием большого числа церквей и молитвенных домов. Каждый из вышеперечисленных исторических отрезков необходимо подвергнуть осмыслению и анализу, чтобы обнаруженные ошибки в построении взаимоотношений между советским государством и религиозными объединениями стали ценным материалом в построении современной модели государственно-конфессиональных отношений.

В военное время религия стала источником консолидации населения Ставрополья и Кубани против немецких захватчиков. Призывы высшего духовенства встать на защиту Родины, подпольная деятельность рядового духовенства, содействовавшая успехам партизан, сборы денежных средств и вещей для Красной Армии, - это далеко неполный список дел патриотической направленности, осуществленной представителями различных религиозных движений. Такая патриотическая деятельность подавляющего большинства представителей конфессий на территории СССР, в том числе и Северного Кавказа, стала главной причиной нормализации государственно-религиозных отношений.

В современной России идет процесс религиозного возрождения, и интерес к истории религиозных направлений не ослабевает. Поэтому

большое внимание в работе уделяется проблеме процесса возрождения религиозных обществ. Такие аспекты, как патриотическая деятельность религиозных объединений, административно-управленческая деятельность государственных"^ органов власти в области религии, хозяйственная деятельность церквей и молитвенных домов, контролирующая функция государственных органов власти, выражавшаяся в регистрации лояльных государству религиозных общин, получили более углубленное изучение.

В послевоенный исторический период процесс открытия новых церквей и молитвенных домов был свернут. Хотя, следует отметить, потенциал конфессионального возрождения не был полностью исчерпан, и об этом свидетельствует большой поток ходатайств об открытии культовых зданий. Это противоречие между государством, не желавшим усиления влияния религии на общественную жизнь, и обществом, стремившимся восстановить свои культурно-религиозные корни, вызвало противодействие со стороны общества. Поэтому в данной работе рассматривается проблема сосуществования государства и религиозных объединений на Ставрополье и Кубани в новых, более либеральных условиях.

В настоящее время в России продолжается поиск наиболее оптимальной модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями. Поэтому анализ деятельности государства в области религии в послевоенный период выявит и позитивные, и негативные последствия проводимой им политики для общества. Следовательно, изучение данной проблемы имеет существенное теоретическое и практическое значение. Введенные в научный оборот новые, ранее неизвестные исторические документы, позволили более полно раскрыть многие аспекты исследуемой темы.

В конце 50-х гг. XX века была провозглашена идея создания «общенародного государства», конечной целью которой стал постепенный переход советского общества к коммунизму. Однако процесс его строительства сопровождался усилением идеологического диктата со

стороны партийно-государственного аппарата во всех сферах жизни общества. Главный противник коммунистической идеологии в лице религиозного института не только к концу 50-х гг. не ослабел, но и стал более влиятельным и материально окрепшим, наглядным свидетельством чему стало повышение уровня доходов церквей и молитвенных домов. Во многом по этой причине первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев с таким фанатизмом начал новую наступательную кампанию против представителей всех религий в СССР.

Современные исследователи российского общества отмечают резкое падение нравственности населения в СССР. Одной из причин этого явления стало образование «нравственного вакуума» в советском обществе. Коммунистическая идеология пыталась искоренить влияние религиозных объединений на общественное сознание. Религиозные ценности заменялись коммунистическими. Ярким примером этого процесса стал «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый в октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС. Однако советская молодежь, особенно во второй половине 70-х и в 80-х гг. XX века, разочаровалась в коммунистических идеях, относясь к ним как к утопическим. Считая идеи коммунизма неприемлемыми, атеистически воспитанная молодежь отрицала и религиозные ценности, что послужило основой для появления «нравственного вакуума». Поэтому проблема гонений на религиозные объединения и превращение общества в бездуховное, лишенное религиозных корней, представляется актуальной для современной России.

Неудовлетворительное состояние научной разработки проблемы на региональном уровне, главным образом деятельности религиозных объединений в послевоенный период, и рассекречивание архивных материалов потребовали проведения дальнейших исследований. Новые документы помогли нарисовать более полную картину о деятельности религиозных учреждений в годы войны, провести анализ эволюции государственно-конфессиональных отношений в послевоенный период,

выявить причины и методы проведения антирелигиозной кампании на рубеже 50-60-х гг. XX века.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений государства с религиозными учреждениями в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период привлекала внимание многих исследователей. В то же время в научных трудах по данному историческому периоду и интересующей нас тематике сведения зачастую носили отрывочный, эпизодический характер. Многие аспекты, затрагивавшие деятельность и взаимодействие религиозных объединений с государством, остаются пока малоисследованными.

В историографии проблемы осуществления государственной политики СССР в отношении религиозного сообщества на Ставрополье и Кубани в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период целесообразно выделить два этапа: 1) советский историографический этап, который охватывает 1941 г. - конец 1980-х гг. и характеризуется антирелигиозной ориентацией большинства публикаций; 2) постсоветский историографический этап, начавшийся после распада СССР в 1991 г. и продолжающийся по настоящее время. В отличие от первого этапа он отмечен широким многообразием взглядов и точек зрения по исследуемой проблематике.

Важной особенностью первого этапа была ограниченность источниковой базы. Основополагающими источниками по изучению данной проблемы служили декреты советской власти, труды государственных и партийных деятелей, материалы периодической печати.' В данных источниках религиозный институт нередко представлялся в качестве силы, которая противостояла коммунистической идеологии. Поэтому главной задачей авторов таких публикаций было разоблачение практической деятельности представителей различных конфессий.

1 Ярославский Е.М. О религии. - М.,1957; Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. - М., 1964; Луначарский A.B. Почему нельзя верить в бога. Избранные атеистические произведения. - М., 1965.

В годы Великой Отечественной войны советское руководство начало проводить политику ограниченного возрождения религиозной жизни. Однако изменения, произошедшие в государственно-конфессиональной политике в годы «золотого пятилетия»*, не отразились на общей антирелигиозной тональности исследований. Определенный интерес представляют также статьи, появившиеся в советских периодических изданиях в годы Великой Отечественной войны. В них преобладали выступления высших руководителей Советского Союза, многие из которых основывались на распоряжениях, приказах и речах Сталина.

Важными для понимания данной проблемы представляются различные статьи и очерки, опубликованные в годы войны в оккупационных периодических изданиях. Они наглядно показывают, какими методами и действиями немецкие оккупационные власти, используя средства массовой информации, пытались привлечь на свою сторону население Краснодарского и Ставропольского краев. В таких материалах преобладали сведения о ходе и направлениях церковного возрождения, содержались призывы организовывать на местах открытие церквей и молитвенных домов, предоставлялась возможность духовенству публиковать свои церковные взгляды и размышления.3

Материалы прессы послевоенного периода имеют большое значение для выяснения той внешней обстановки, которая была создана вокруг религиозных объединений. В газетных публикациях, как правило, давалась негативная оценка деятельности религиозных обществ, духовенства и верующих. Через газеты велась также наступательная антирелигиозная, атеистическая пропаганда. Поэтому такие статьи в различных периодических изданиях способствовали созданию определенного духа времени. В противовес наступательной атеистической пропаганде, осуществляемой в

* «Золотое пятилетие» - 1943-1948 гг., период активного открытия культовых зданий в СССР. Верующие помогают фронту // Сталинское слово. - 1944. - 3 июня.

' Церковь и общество // Пятигорское эхо. - 1942. - 26 сентября; Борьба с атеизмом // Пятигорское эхо. -1942. - 23 сентября; Престольный праздник // Утро Кавказа. - 1942. - 16 декабря; Вселенская панихида // Майкопская жизнь. - 1942. - 15 октября.

советской прессе, содержание номеров печатных изданий религиозных центров (у Русской Православной Церкви - «Журнал Московской Патриархии», у Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов -«Братский вестник»), изобиловало верноподданническими материалами, в которых нет даже намека на какой-либо протест со стороны религиозных центров. Всё это наглядно свидетельствовало о тотальном контроле государства в области религии.

В конце 1950-х гг. в СССР получили широкое распространение антирелигиозные публикации, изобиловавшие личной информацией негативного характера о религиозных деятелях, с целью дискредитации их и религиозного института в целом. В частности, в 1960 г. на Ставрополье под авторством П. Мелибеева и В. Туренской вышла антирелигиозная книга ««Святые» тенёта», в которой сурово критиковались семинаристы и высшее православное духовенство Ставропольского края. Так, архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний обвинялся в нарушении канонов монашества, ибо продолжал ухаживать за женщинами, а ректору и духовнику Ставропольской духовной семинарии ставили в вину сотрудничество с гитлеровцами на оккупированной территории.4

С середины 1960-х гг. в работах Н.С. Гордиенко, Е.Ф. Грекулова, Г.З. Иоффе, П.К. Курочкина, В.М. Ушакова подробному анализу был подвергнут исторический путь развития различных конфессиональных направлений.3 Разумеется, авторами такой анализ проведен был с атеистических позиций, с обвинительным уклоном в адрес религиозных воззрений.

В течение 50-х гг. и вплоть до середины 80-х гг. XX века практически не проводилось исторических исследований по проблеме государственной политики СССР в отношении религиозного сообщества. Это было связано с тем, что все важнейшие документы по истории религиозных направлений в

4 Мелибеев П., Туренская В. «Святые» тенёта. - Ставрополь, 1960.

Гордиенко Н.С. и др. Современное православие и его идеология. - М., 1963; Грекулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. - М., 1962; Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. - М., 1977; Курочкин П.К. Идеология современного православия. - М., 1965; Ушаков В.М. Православие и XX век. Критика модернизма и фальсификации в идеологии современной Русской Православной Церкви. -Алма-Ата: Казахстан, 1968.

СССР находились под запретом. Авторы, создавшие за этот период диссертационные исследования и монографии, анализировали на их страницах формы и методы атеистической пропаганды, уделяли внимание вопросам воспитания молодежи в духе атеизма, касались недостатков в организации индивидуальной работы с верующими. В работах Н.С. Гордиенко, Б.Н. Коновалова, М.И. Шахновича различные стороны и проблемы атеистического воспитания масс были отражены в наибольшей степени.6 В целом же, можно утверждать, что выводы и рекомендации данных авторов соответствовали проводимому курсу Коммунистической партии на усиление борьбы с религией.

Новый этап развития историографии проблемы начался с конца 80-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. Большинство авторов кардинально пересмотрели прежние подходы к анализу роли и места религиозного института в жизни нашего общества в годы Великой Отечественной войны. Они отошли от примитивных идеологизированных оценок его вклада в Победу над германским фашизмом в 1941-1945 гг. Этот историографический этап выдержан в духе теоретического плюрализма. Изучением данной проблемы активно занимались профессиональные историки, философы, политологи, религиоведы, церковные историки.

В 1995 г. по истории Русской Православной Церкви В.А. Алексеев опубликовал монографию «Агония зла». Его работа выделяется богатым фактическим материалом, опираясь на который, автор выдвигает целый ряд различных умозаключений и оригинальных выводов. Так, в разделе «Государство и церковь» он делает историко-ретроспективный взгляд на проблему взаимодействия советского государства с религиозными институтами. В конце раздела автор заключает, что «попытки государства административными мерами потеснить Церковь на периферию общественной жизни, а то и вытеснить её вовсе из общества, заведомо

6 Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей: Критика клерикального антикоммунизма. -Л., 1982; Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. - М., 1974; Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И. Ленина. - М.-Л., 1961.

и

обречены на неудачу, приводят тем самым к конфронтации, конфликтам, напряженности и кризисным проявлениям в обществе, потере духовно-нравственного единства нации».7

В монографии М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» рассмотрены взаимоотношения властных государственных и религиозных институтов с 1939 по 1964 гг. Отметим, что заслугой автора стало то, что на основе анализа широкого корпуса архивных материалов была создана периодизация государственно-церковных отношений и выдвинут ряд гипотез о причинах изменения государственной политики в области религии. На наш взгляд, весьма ценным является сформулированный автором вывод о том, что если «в 1943, 1948 и отчасти в 1953 - 1954 гг. основная роль в изменении характера государственно-церковных отношений принадлежала внешнеполитическим факторам, то в 1958 г. доминировали уже внутренние причины. С этого времени религиозная политика стала в значительной мере определяться пониманием роли и места атеизма в системе идеологической работы КПСС».

В другой своей монографии - «Русская Православная Церковь на оккупированных территориях во время Второй мировой войны» - М.В. Шкаровский предпринял удачную, на наш взгляд, попытку исследовать все аспекты отношений между Церковью и оккупационными немецкими властями. Автору удалось определить главные факторы, влиявшие на нацистскую политику по отношению к Русской Православной Церкви; выделить этапы немецкой политики в религиозном вопросе и их основные характерные черты; определить реакцию различных юрисдикций и течений Русской Православной Церкви на действия национал-социалистических ведомств. Удачно также изучен феномен религиозного возрождения на занятых восточных территориях, подробно и убедительно выяснены его причины, масштабы и последствия; рассмотрено воздействие немецкой

7 Алексеев В.А. Агония зла. Конец мирового проекта. - М., 1995.-С.126.

8 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 1999. - С.392.

церковной пропаганды на изменение политики правительства СССР в

9

религиозном вопросе.

Весьма интересной представляется монография Б.Н. Ковалева, основанная на новых архивных материалах. В ней рассматриваются различные аспекты деятельности нацистских административных органов, в том числе и проблема взаимоотношения оккупационного режима с религиозными организациями. Любопытен один из выводов, который делает автор: «в духовно-нравственной сфере нацисты стремились привлечь на свою сторону представителей народного образования, духовенства, культуры и искусства. Это было им необходимо для воспитания подрастающего

поколения в духе преклонения перед фашистской Германией, использования

10

в целях нейтрализации населения православия и русской культуры».

Важной для понимания вопроса о характере и методах управления государством различными религиозными учреждениями представляется работа М.И. Одинцова. В ней автором прослежен процесс эволюции государственных органов власти в области религии, начиная с кануна Великой Отечественной войны и вплоть до её завершения. В частности, М.И. Одинцов выделил ряд причин, побудивших Сталина обратиться к политике нормализации государственно-конфессиональных отношений. Так, по его мнению, это определялось общей политической ситуацией внутри страны и широкой патриотической деятельностью религиозных организаций, а также причинами внешними - необходимостью сплочения в странах антигитлеровской коалиции и странах, оккупированных Германией, всех антифашистских сил, включая религиозные. Кроме того, автор видит в такой политике желание Сталина показать союзникам, прежде всего США и Англии, что он «дает» религиозную свободу гражданам Советского Союза.11

Весьма основательно проблема взаимоотношений государства и Церкви в годы Великой Отечественной войны» освещена в монографии Т.А.

9 Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. - М., 2007.

10 Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941-1944. - М., 2004. - С.480. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945 гг.-М., 1995.-СЛ 3-14.

•Ч

Г

Чумаченко «Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961 гг.».

Особый интерес вызывает высказанное автором мнение о сущности

политики советского правительства в отношении Церкви в военный период.

Раскрывая процессы религиозной жизни военного времени, Т.А. Чумаченко

отметила, что основа правовых взаимоотношений между государством и

церковью практически отсутствовала. В этом, как она считае, «проявилась...

принципиальная позиция сталинского руководства: при возможном

изменении внешней и внутренней политической обстановки можно было бы

1

во взаимоотношениях с Церковью легко вернуться к ситуации 20-30-х гг.». "

Проблему взаимоотношений советского государства с религией подверг аналитическому разбору исследователь периода «оттепели» A.B. Пыжиков. В своей монографии он, используя системный подход в изучении истории СССР 1953-1964 гг., в главе «Идеология и практика модели «общенародного государства»» высказывает предположение о том, что магистральной причиной антирелигиозной кампании конца 1950-х гг. стало повсеместное внедрение идеи «общенародного государства», повлекшей за собой усиление идеологического диктата во всех сферах советского

I Л

общества.

По-новому подошла к изучению проблемы взаимодействия государства и религиозного института исследователь Л.И. Сосковец. В своей монографии она подвергла комплексному анализу деятельность религиозных объединений Западной Сибири в 1940-1960-е гг. Использование комплексного подхода позволило автору, во-первых, изучить такие внутренние стороны религиозной жизни православных и протестантских религиозных организаций Западной Сибири, как вероучительная и обрядовая деятельность религиозных организаций, состав духовенства, социально -демографические характеристики верующих, выявить условия осуществления вероисповедальной практики, определить причины

Ч Чумаченко Т.А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961 гг. - М., 1999. - С.98.

ь Пыжиков A.B. Хрущевская «оттепель». - М., 2002. -С.5И.

конфессионального разнообразия Западной Сибири. Во-вторых, тщательному

анализу была подвергнута внешняя сторона религиозной жизни, а именно,

1 ^ w

характер государственно-конфессиональных отношении.

Поистине фундаментальный характер носит труд И.А. Курляндского «Сталин, власть религия», посвященный политике советского государства по отношению к религии в 1922-1953 гг. Положительными сторонами данного исследования являются, во-первых, использование обширного корпуса неопубликованных источников, во-вторых, глубокий анализ влияния партийных лидеров на советскую религиозную политику, в-третьих, в поле исследовательской деятельности автора попал весь спектр религиозных направлений того времени. Тем не менее, книга не лишена и недостатков. Так, автор порой в своих рассуждениях и оценках прибегает к эмоционально окрашенной лексике. К примеру, труды Святослава и Елены Рыбас охарактеризованы как халтурные и компилятивные, а книга Г.А. Зюганова «Сталин и современность» названа антиисторичной.15

Особое место в изучение проблемы государственно-конфессиональных отношений в советский период занимают церковные историки. Отличительной особенностью конфессиональных исследований является то, что церковными историками было сформулировано собственное видение развития государственно-конфессиональных отношений в СССР. К наиболее существенным конфессиональным исследованиям можно отнести обобщающие труды по истории Русской Православной Церкви протоиерея Владислава Цыпина, статьи и жизнеописания иеромонаха Дамаскина и монографии протоиерея Алексия Марченко, посвященные хрущевским гонениям.16

14 Сосковец Л.И. Религиозные конфессии в Западной Сибири в 40-60-е гг. XX века. - Томск, 2003. Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике

советского государства в 1922-1953 гг.). - М., 2011. - С.526.

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX в. Кн. 1-7. - М., 2006; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Интернет // www // goldentime.ru /nbk 22/htmI; Марченко Алексий, протоиерей. Епископы Пермской епархии эпохи хрущевских гонений на Русскую Православную Церквь (1958-1964 гг.). — Пермь, 2007; Он же. Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и её влияние на церковную жизнь в СССР. - М., 2010; Цыпин Владислав,

В последние годы наблюдается постепенный рост интереса в обществе к проблеме государственно-конфессиональных отношений, что вызвало увеличение числа исследований по истории конфессий и в Ставропольском, и в Краснодарском краях. Наиболее полное освещение данной проблемы осуществили в своих работах В.З. Акопян, Н.Ю. Беликова, С.И. Линец, И.Ю. Сомова, М.Р. Стругова, E.H. Фаттахова.17

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трегубенко, Владимир Владимирович, 2013 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Архивные источники

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (ГАНИСК)

1. ГАНИСК. Ф. 1 - Ставропольский крайком КПСС (1937 - 1965 гг.). Оп. 1.: Д. 443. Д. 742. Оп. 2.: Д. 142. Д. 569. Д. 1001. Д. 1009. Д. 1444. Д. 1458. Д. 4329. Д. 5512. Д. 6049. Д. 6397. Д. 6400. Д. 6770. Д. 7083. Д. 7429. Д. 8142. Д. 8469. Д. 8792.

2. ГАНИСК. Ф. 5938 - Терский окружной комитет ВКП(б) (1924 - 1930 гг.). Оп. 1. Д. 5.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (ГАСК)

3. ГАСК. Ф. Р-5171 - Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (1944- 1988 гг.). Оп. 1.: Д. 15. Д. 17. Д. 18. Д. 44. Д. 77. Д. 91. Д. 116. Д. 136. Д. 145. Д. 151. Д. 165. Д. 169. Д. 194. Д. 208.

4. ГАСК. Ф. Р-5172 - Уполномоченный по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю (1939 - 1971 гг.). Оп.

1.: Д. 1. Д. 3. Д. 4. Д. 5. Д. 6. Д. 9. Д. 35. Д. 67. Д. 72. Д. 89. Д. ЮО^Ц. 104. _ Д. 105. Д. 143. Д. 151. ЦЕНТР ДОКУМЕНТАЦИИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ЦДНИКК)

5. ЦДНИКК. Ф. 2816 - Майкопский окружной комитет ВКП(б) (1924- 1956 гг.). Оп. 1.: Д. 120. Д. 135. Д. 211.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ГАКК)

6. ГАКК. Ф. Р-1519 - Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю (1943 - 1990 гг.). Оп. 1.: Д. 1. Д. 2. Д. 3. Д. 4. Д. 7. Д. 8. Д. 12. Д. 13. Д. 14. Д. 15. Д. 16. Д. 19. Д. 20. Д. 21. Д 24 Д 26 Д. 71. Д 28. Д. 29 Д. 30. Д. 3 1. Д. 32. Д. 33. Д. 34. Д. 35. Д. 36.

Д. 37. Д. 40. Д. 41. Д. 42. Д. 43. Д. 44. Д. 45. Д. 46. Д. 47. Д. 48. Д. 49. Д. 56. Д. 59. Д. 61. Д. 62. Д. 67. Д. 73. Д. 74. Д. 76. Д. 81. Д. 83. Д. 85. Д. 89. Д. 90. Д. 91. Д. 93. Д. 94. Д. 98. Д. 100. Д. 107. Д. 109. Д. 111. Д. 115. Д. 117. Д. 1 19. Д. 122. Д. 123. Д. 124. Д. 125. Д. 127. Д. 132. Д. 133. Д. 135. Д. 136. Д. 138. Д. 141. Д. 142. Д. 144. Д. 145. Д. 148. Д. 152. Д. 160. Д. 161. Д. 163. Оп. 2.: Д. 1. Д. 4. Д. 6. Д. 7. Д. 9. Д. 10. Д. 11. Д. 12. Д. 13. Д. 14. Д. 16. Д. 17. Д. 19. Д. 20. Д. 23. Д. 25. Д. 26. Д. 28. Д. 228. Д. 231. Д. 238. Д. 241. Д_242. Д. 244. Д. 246. Д. 251. Д. 256. Д. 257. Д. 258. Д. 259. Д. 261. Д. 262. Д. 266. Д. 268. Д. 269. Д. 271. Д. 273. Д. 274. Д. 278. Д. 281. Д. 283. Д. 284. Д. 285. Д. 286. Д. 287. Д. 288. Д. 289. Д. 290. Д. 291. Д. 292. Д. 294. Д. 297. Д. 298. Д. 299. Д. 301. Д. 304. Д. 307. Д. 308. Д. 309. Д. 310. Д. 311. Д. 316. Д. 317. Д. 318. Д. 321. Д. 322. Д. 325. Д. 329. Д. 334. Д. 336. Д. 338. Д. 340. Д. 341. Д. 347. Д. 348. Д. 352. Д. 356. Д. 357. Д. 358. Д. 359. Д. 363. Д. 367. Д. 368. Д. 369. Д. 370. Д. 373. Д. 375. Д. 379. Д. 380. Д. 385. Д. 389. Д. 391. Д^393. Д. 394. Д. 396. Д. 398. Д. 399. Д. 400. Д. 404. Д. 413. Д. 418. Д. 419. Д. 422. Д. 423. Д. 427. Д. 436. Д. 440. Д. 441. Д. 444. Д. 445. Д. 453. Д. 468. Д. 474. Д. 476. Д. 483.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ» (ГУНАРА)

7. ГУНАРА. Ф.1 - Исполнительный комитет Адыгейского областного Совета народных депутатов (1922 - 1992 гг.). Оп. 5.: Д. 67.

8. ГУНАРА. Ф.Р-79 - Исполнительный комитет Майкопского городского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов ( 1943 - 1992 гг.). Оп. 3.: Д. 40. Д. 801. Д. 894.

Опубликованные источники, сборники документов и материалов

9. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги. Сборник документов и материалов. - М, 2007. - 320 с.

10. Краснодарский край в 1937-1941 гг.: Документы и материалы / Упр. по делам архивов администрации Краснодарского края. - Краснодар: Эдви, 1997. - 1120 с.

11. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3 кн. Хроника событий 1941-1942 гг. Кн. 1. - Краснодар, 2000. - 816 с.

12. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Рассекреченные документы. Хроника событий: В 3 кн. Хроника событий 1943 г. Кн. 1. Часть 1. - Краснодар, 2003. - 896 с.

1 З.Кубань-фронту. 1941-1945. - Краснодар, 2008. - 224 с.

14.Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / Составители: Васильева О.Ю, Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. - М., 2009. - 765 с.

15. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 19171941. Документы и фотоматериалы. - M., 1996. - 352 с.

16. Советская жизнь. 1943-1953/Составители Е.Ю. Зубкова, Л.П. Кошелева, Г.А. Кузнецова, А.И. Минюк, Л.А. Роговая. - М, 2003. - 720 с.

17. Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. - Ставрополь, 1962. - 515 с.

18. Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942 г. -январь 1943 г.). Документы и материалы. - Ставрополь, 20000. - 1-75 с.

1 9.Ставрополье за 50 лет. Сборник статистических материалов. - Ставрополь, 1968. - 220 с.

20. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь. 2005. - 608 с.

Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций

21 .Алиева, С.К. Материальная и финансовая помощь трудящихся Северного Кавказа Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 19444945 гг. (на материалах Адыгейской, Карачаевской, Черкесской автономных

областей и Кабардино-Балкарской АССР) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / С.К. Алиева. - Пятигорск, 2001. - 25 с.

22. Бондарев, В.А. Российское крестьянство в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области, Краснодарского и, Ставропольского краев) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.А. Бондарев. - Новочеркасск, 2001. - 24 с.

23. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства 1943-1948 гг. [Текст]: Дис. ... докт. ист. наук / О.Ю. Васильева. - М., 1999.

24. Казначеев, A.B. История ислама на Северном Кавказе (начало ХТХ^~ XX вв.) [Текст]: Дис. ... канд. ист. наук / A.B. Казначеев. - Пятигорск, 2002.

25. Кринко, Е.Ф. Оккупационный режим на Кубани (1942-1943 гг.) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е.Ф. Кринко. - М., 1997. - 23 с.

26. Сомова, И.Ю. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны [Текст]: Дис. ... канд. ист. наук / И.Ю. Сомова. - Пятигорск, 2004.

27.Фефилин, C.B. Взаимоотношения государства и религиозных организаций в 40-х - середине 50-х гг. XX в. [Текст]: Дис. ... канд. ист. наук / C.B. Фефилин. - Майкоп, 2002.

28. Якунин, В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст]: Дис. ... докт. ист. наук / В.Н. Якунин. - Самара, 2003.

Монографии, статьи, мемуары, справочная литература

29. Акоиян, В.З. История прихода Армянской Апостольской ЦерквиТорода Пятигорска [Текст] / В.З. Акопян. - Пятигорск, 2005.

30. Алексеев, В.А. Агония зла. Конец «мирового проекта» [Текст] / В.А. Алексеев. - М., 1995.

31. Ахмадулин, В., Мельков, С. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты [Текст] / В. Ахмадулин, С. Мельков. - М., 2000.

32. Бабич, А.Н., Рыбко, С.Н. Приходы советской Кубани [Текст] // Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани // Под ред. О.В. Матвеева. - Краснодар, 2009.

33. Безугольный, А.Ю., Бугай, Н.Ф., Кринко, Е.Ф. Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.: проблемы истории, историографии и источниковедения. [Текст] -М., 2012.

34. Беликова, Н.Ю. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 30-е гг. XX в. [Текст] / Н.Ю. Беликова / Война в истории и судьбах народов юга России / Отв. ред. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д., 2011.

35. Беликов, Г. Безумие во имя утопии, или Ставропольская Голгофа [Текст] / Г. Беликов - Ставрополь, 2009.

36. Беликов, Г. Оккупация. Ставрополь. Август 1942 - январь 1943 гг. [Текст] / Г. Беликов - Ставрополь, 1998.

37. Беликов, Г. Ставрополь - врата Кавказа [Текст] / Г. Беликов. -Ставрополь, 1997.

38. Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. [Текст] — М., 1998.

39. Вагин, A.A., Сперанская, Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. [Текст] - М., 1959.

40. Васильева, О.Ю. Особенности религиозной жизни на временно оккупированной территории [Текст] / О.Ю. Васильева // Церковь в истории России. Сборник №4. - М., 2000.

41. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. [Текст] / О.Ю. Васильева. - М., 1999.

42. Гераськин, Ю.В. К вопросу о поддержке Русской ПравославнойДеркви населением в период «хрущевских гонений» [Текст] / Ю.В. Гераськин // Отечественная история. - 2007. - №4.

216 ._

43. Гордиенко, Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей: Критика клерикального антикоммунизма [Текст] / Н.С. Гордиенко. - Л., 1982.

44. Гордиенко, Н.С. и др. Современное православие и его идеология [Текст] / Н.С. Гордиенко. - М., 1963.

45. Гордун, С. Русская Православная Церковь при Святейших Патриархах Сергии и Алексии [Текст] / С. Гордун // Вестник РСХД. - 1990. -№158.

46. Грациози, А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933. [Текст] -М., 2001.

47. Грекулов, Е.Ф. Православная Церковь - враг просвещения [Текст] / Е.Ф. Грекулов. - М., 1962.

48. Гридина, И.Н. Религия и церковь в годы Великой Отечественной войны глазами верующих и атеистов [Текст] / И.Н. Гридина // Война в истории и судьбах народов юга России / Отв. ред. Г.Г. Матишов. - Ростов н'Д., 2011.

49. Гриценко, В.Б. История земли минераловодской. [Текст] - Минеральные Воды, 1998. ~

50. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои: Раскулачивание и гонение на Православную Церковь пополняли лагеря ГУЛАГА [Текст] . - М., 2001.

51. Дегтярев, Ю.М. Открывал ли Сталин церкви? [Текст] / Ю.М. Дегтярев // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Материалы «Круглого стола», посвященного 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г. - М., 1995.

52. Деларю, Ж. История гестапо [Текст] / Ж. Деларю. - Смоленск, 1993,53. Дулуман, Е. Почему я перестал верить в Бога [Текст] / Е. Дулуман. - М.,

1990.

54 Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. [Текст]-М., 1999.

55. Ковалев, Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 19411944 [Текст]/.-М., 2004.

56. Колесов, В.И. Сталинский религиозный «ренессанс» и история общин иудейского вероисповедания в Краснодарском крае (1945-1950-е гг.) [Текст] / В.И. Колесов // Historia Caucasica. - Краснодар, 2004.__

57. Коновалов, Б.Н. К массовому атеизму [Текст] / Б.Н. Коновалов. - М., 1974.

58. Кринко, Е.Ф. Православная церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Е.Ф. Кринко // Дело мира: очерки истории культуры и православия на Кубани / Под ред. О.В. Матвеева. - Краснодар, 2009.

59. Крупская, Н.К. Вопросы атеистического воспитания [Текст] / Н.К Крупская. - М., 1964.

60. Кубань - фронту. 1941-1945 [Текст]. - Краснодар, 2008.

61. Курляндскнн, И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). [Текст]-М., 2011.

62. Курочкин, П.К. Идеология современного православия [Текст] / П.К. Курочкин. - М., 1965.

63. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 17. [Текст] — М., 1968т

64. Лиджиева, И.В. Буддийская церковь Калмыкии в предвоенные и военные годы / Война в истории и судьбах народов юга России [Текст] / И.В. Лиджиева / Отв. ред. 1 .1 . Матишов. - Ростов н/Д., 201 1.

65. Линец, С.И. Город во мгле... (Пятигорск в период немецко-фашистской оккупации. Август 1942 г. - январь 1943 г.) [Текст] / С.И. Линец. -Пятигорск, 2005.

66. Линец, С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943 гг.) [Текст] / С.И. Линец. - Ростов н/Д., 2003.

67. Луначарский, A.B. Почему нельзя верить в Бога. Избранные атеистические произведения [Текст] / A.B. Луначарский. - М., 1965.

68. Лысенко, Н.Ф. Религии Северо-Западного Кавказа [Текст] / Н.Ф. Лысенко. - Майкоп, 2007.

69. Макаров, Ю.Н. Русская Православная Церковь в условиях советской действительности (1917 - конец 1930-х гг.) [Текст] / Ю.Н. Макаров. -Краснодар, 2005.

70. Мальцев, Г. Бештаугорский монастырь [Текст] / Г. Мальцев. -Пятигорск, 2002. --

71. Марченко, А. Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР [Текст] / А. Марченко. - М., 2010.

72. Материалы XXII съезда КПСС. [Текст] -М., 1961.

73. Мелибеев, П., Туренская, В. «Святые» тенёта. [Текст] - Ставрополь, 1960.

74. Мизун, Ю.В., Мизун, Ю.Г. Ислам в России [Текст] / Ю.В. Мизун^Ю.Г. Мизун. - М„ 2004.

75. Насюльная книга атеиста [Текст]. - М., 1985.

76. Никитин, П.Н. Записки о советском разведчике Геккеле [Текст] / П.Н. Никитин. - Пятигорск, 1987.

77. Одинцов, М.И. Государство и Церковь. (История взаимоотношений. 1917-1938 п\) [Текст] / М.И. Одинцов. - М., 1991.

78. Одинцов, М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] / М.И. Одинцов - М., 1995.

79. Одинцов, М.И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом [Текст] / М.И. Одинцов. -М., 2002.

80. Пазухин, Е. Пути религиозного «ренессанса» [Текст] / Е. Пазухин / Религия и демократия. - М., 1993.

81. Панков, Г.О. О политике Советского государства в отношении к-Русской Православной Церкви на рубеже 50-60-х годов [Текст] / Г.О. Панков / Религия и демократия. - М., 1993.

82. Положение об управлении Русской Православной Церкви. [Текст] - М, 1945.

83. Поспеловский, Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке [Текст] / Д.В. Поспеловский. - М., 1995.

84. Потапова, А.Н. О контроле денежных поступлений церковных организаций в 1940-1950-е годы [Текст] / А.Н. Потапова / История Отечества на рубеже веков: опыт, проблемы, пути решения. - Оренбург,

2001. Ч.З.

85. Правда о религии в России [Текст]. - М., 1942 .

86. Православная Церковь на Кубани в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / Под ред. Фаттаховой E.H. [Текст]. - Краснодар, 2005.

87. Пыжиков, A.B. Хрущевская «оттепель» [Текст] / A.B. Пыжиков. - М.,

2002.

88. Регельсон, Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 [Текст] / Л. Регельсон. - Париж, 1977.

89. Репьев, А.Л. Евангельские конфессии и власть советов — история несбывшихся надежд (1917-1929 гг.). [Текст] / А.Л. Репьев / Война в истории и судьбах народов юга России / Отв. ред. Г.Г. Матишов. - Ростов н<Ц.,2011.

90. Русская Православная Церковь и право [Текст]. Отв. ред. М.В. Ильичев. -М., 1999.

91.Санеев, С.А. Церкви Новороссийска в годы Великой Отечественной войны [Текст] / С.А. Санеев / Война в истории и судьбах народов юга России / Отв. ред. Г.Г. Матишов. - Ростов н<Д, 2011.

92. Сборник по финансовому законодательству [Текст]. - М., 1980.

93. Серова, И.К. К вопросу о взаимоотношениях советского государства и армяно-григорианской церкви в середине 40-х - середине 50-х гг. [Текст] / И.К. Серова // Вестник Московского университета. - 2002. — №2.

94. Серова, И.К. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР в 1953 г. // Российское государство и общество. XX век [Текст] / И.К. Серова. - М., 1999.

95. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. Систематический сборник важнейших декретов. 19171920. [Текст]-М, 1920.

96. Сомова, И.Ю., Линец, С.И. Культурные и религиозные учреждения Ставропольского края в период Великой Отечественной войны [Текст] / И.Ю. Сомова, С.И. Липец . - Пятигорск, 2009.

97. Сосковец, Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века [Текст] / Л.И. Сосковец. - Томск, 2003.

98. Спутник атеиста / Отв. ред. С.И. Ковалев [Текст]. - М., 1959.

99. Стругова, М.Р. К вопросу о мусульманских общинах в Краснодарском крае в 1945-1953 гг. [Текст] / М.Р. Стругова / Власть и общество, национальная политика и межэтнические отношения. - Краснодар, 2006

100. Табунщикова, Л.В. Изменение государственно-церковных отношений в годы Второй мировой войны [Текст] / Л.В. Табунщикова // Война в истории и судьбах народов юга России / Отв. ред. Г.Г. Матишов - Ростов н/Д., 2011.

101. Табунщикова, Л.В., Шадрина, A.B. Антицерковные акции 1923 года в Донском регионе [Текст] / Л.В. Табунщикова., A.B. Шадрина // Исторические, философские, политические и юридические науки, кулы>роло1ия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2012. № 8 Ч. 1.

102. XIII съезд ВЛКСМ. 15-18 апреля 1958 г. Стенографический отчет [Текст]. - М., 1958.

103. Цыпин, Владислав. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005) [Текст] / Владислав Цыпин. - М., 2006.

104. Черная книга («Штурм небес») / Составитель A.A. Валентинов. - _ _ Лондон, 1924.

105. Чумачепко, Т.А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941 -1961 гг. [Текст] / Т.А. Чумаченко. - М., 1999.

106. Шахнович, М. И. Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах В.И. Ленина [Текст] / М.И. Шахнович. - М.-Л., 1961.

107. Шкаровский, М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь [Текст] / М.В. Шкаровский. - М., 2007. _

108. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве [Текс!] - М„ 1999.

109. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964 годах. От «перемирия» к новой войне [Текст] / М.В. Шкаровский. - СПб., 1995.

110. Шкаровский, М.В. Русская церковь и Третий рейх [Текст] / М.В. Шкаровский. - М., 2010.

111. Якунин, В.Н. Налоговая политика государства по отношению к Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.Н. Якунин // Проблемы истории Великой Отечественной войны 19411945 гг. - Самара, 2000. Вып. 6.

112. Ярославский, Е.М. Антирелигиозно ли коммунистическое движение / Гурьев Г.А. Антирелигиозная хрестоматия. - М, 1930.

113. Ярославский, Е.М. О религии [Текст] / Е.М. Ярославский. - М., 1957.

1 14. Ярославский, Е.М. 10 лет на антирелигиозном фронте [Тексг]^Г Е.М. Ярославский. - М.. 1927.

Периодическая печать

115. Борьба с атеизмом // Пятигорское эхо. - 1942. - 23 сентября.

116. Братский вестник. - 1958. -№1.

117. Верующие помогают фронту // Сталинское слово. - 1944. - 3 июня. 1 18. Вселенская панихида // Майкопская жизнь. - 1942. - 15 октября.

119. Емельянова С. Их называли «отродьем» // Комсомольская правда. -1999,- 15 мая.

120. Журнал Московской Патриархии. - 1949. - №9.

121. Журнал Московской Патриархии. - 1960. - №2. __

1 22. Журнал Московской Патриархии. - 1961. - №8.

123. Кубань. 1942. - 26 сентября; 20 октября; 4 ноября; 14 ноября; 21 ноября; 27 ноября; 12 декабря.

124. Майкопская жизнь. - 1942. - 11 октября; 15 октября.

125. Мартынов В. Почему мы порвали с религией // Ставропольская правда.

- 1959. - 9 января.

126. Московские новости. - 1997. -№7.

127. Нравственность и страх божий // Комсомолец Кубани. - 1962. - 20

февраля.

128. Олещук Ф. Коммунизм и религия // Советская Кубань. - 1962. - 30 января.

129. Остапенко В. Почему я порвал с религией // Пятигорская правда. -1959,- 10 января.

130. Попов Л. За боевую атеистическую пропаганду // Кавказская здравница.

- 1960.-26 ноября.

131. Престольный праздник // Утро Кавказа. - 1942. - 16 декабря.

1 32. Пятигорское эхо. - 1942. - 30 августа; 12 сентября; 17 сентября; 23 сентября; 10 октября; 18 октября; 2 декабря; 8 декабря.

133. Ставропольские губернские ведомости. - 1996. - 12 мая; 1997. - 8 июля.

134. Суворова Н. Молитва за Отечество // Родная Кубань. - 2005. - №1.

135. Терек. - 1923. - 8 декабря.

136. Трагическая и светлая история Белого собора // Кубань сегодня. =-2006.

- 24 мая.

137. Утро Кавказа. - 1942. - 23 декабря; 26 декабря.

138. Храмы Екатеринодара - Краснодара: из прошлого в будущее // Краснодарские известия. - 2004. - 5 марта.

1 39. Церковь и общество // Пятигорское эхо. - 1942. - 26 сентября.

Интернет документы

140. Игумен Дамаскин. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Интернет // www // goldentime.ru /nbk_22/html

141. Ильин И.А. О советской церкви. URL:http: // catacomb.org.ua / rubr 11 /RH 11. htm. —

142. http: и w i i -sol d at. n a rod. ru/O P E R/A RT1С L ES/O 16-kavkaz.htm.

143. http:-/\ ablor.i'Li/bloRs/ceni-v-sssr/881 554

144. Бабич A.B., Рыбко C.H. Непокоренные граждане вечности. Из истории православных приходов Кубани. 1920 - 1941 гг. // Интернет // www //slavakubani.ru / read.php?id=4442

145. Шишкин Евгений. Ликвидация обновленческого раскола Русской Православной Церкви в свете данных региональной истории Северного Кавказа. // Интернет // www // stavropol-eparhia.ru/Труды-п реп о дава i еле й -с ем и н арп и - J1 и кв/

146. Шишкин Евгений. Ставропольская Духовная Семинария в 1946-1960 годах. // Интернет // www // history-mda.ru/konf_25_26_dek_2010/stavropolskaya_duhov_l 12.html

147. Совет по делам религиозных культов при СМ СССР и евангельское движение в Советском Союзе. 1956 - 1965 гг. // Интернет // www // perchatkin.com / perchatkin/archives/1743

148. Уолтер Савапкий. Евангельское движение в СССР после Второй мировой войны. // Интернет // www // perchatkin.com / perchatkin/archi ves/4890

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.