Религиозный поиск В.П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Золотухина, Олеся Юрьевна

  • Золотухина, Олеся Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 205
Золотухина, Олеся Юрьевна. Религиозный поиск В.П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Красноярск. 2010. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Золотухина, Олеся Юрьевна

Введение.

Глава I. Религиозность как категория в современной литературоведческой науке.

1.1. Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии.

1.2. Проблема изучения религиозного аспекта творчества

В.П. Астафьева.

Глава П. Религиозный аспект в произведениях

В.П. Астафьева 1960-1990-х годов.

2.1. Особенности формирования религиозного идеала

В.П. Астафьева в контексте развития темы старообрядчества в творчестве писателя.

2.2. Развитие религиозных мотивов в раскрытии темы войны в трех редакциях повести В.П. Астафьева

Пастух и пастушка».

Глава П1. Творчество В.П. Астафьева 1990-2000-х годов как особый период в формировании религиозной концепции писателя.

3.1. Отражение христианских идей в романе

В.П. Астафьева «Прокляты и убиты».

3.2. Особенности религиозного поиска В.П. Астафьева в художественных и публицистических произведениях конца XX - начала XXI века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный поиск В.П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя»

Литературно-художественное творчество и религия в России всегда, по мнению большинства исследователей, имели более тесные и напряженные отношения, чем в западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно-этические элементы, определявшие тематику произведений и арсенал художественных средств. Проблема «Христианство и русская литература» плодотворно разрабатывалась отечественными учеными еще в XIX в., что подтверждается в библиографическом указателе «Христианство и новая русская литература XIX-XX вв.», составленном А.П. Дмитриевым, JI.B. Дмитриевой. В начале XX века религиозные философы (И.А. Ильин, H.A. Бердяев, К.В. Мочульский, В.И. Зеньковский) осуществляли попытки обоснования христианского характера русской литературы. В советское время на изучение данной проблемы был наложен идеологический запрет. С 90-х годов XX века российское литературоведение идет по пути обоснования новой концепции русской литературы, учитывая ее связь с христианством.

Религиозный аспект произведений В.П. Астафьева стал объектом особо пристального изучения в начале 2000-х годов. Отсутствие единых методологических подходов к проблеме «Христианство и русская литература» обусловило полярные суждения по поводу религиозного содержания произведений писателя. Часть исследователей (П.А. Гончаров, О.П. Кадочников, Г.М. Шленская, Н.Я. Сакова и др.) утверждает, что в его творчестве прослеживается мировоззренческая эволюция к христианству. Другие исследователи (М.М. Дунаев, Д.А. Субботкин и др.) подчеркивают в творчестве В.П. Астафьева отход от православной веры, скептическое отношение к церкви, что приводит писателя к пессимизму и ожесточению в последние годы жизни.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена следующими противоречиями:

1. В современном литературоведении осуществляется попытка прочтения произведений русских писателей, в частности В.П. Астафьева, в религиозном контексте, но до сих пор нет четко обоснованной концепции связи русской литературы с христианством, нет единого мнения по поводу того, какие критерии следует применять при выделении религиозного аспекта произведений. В связи с этим выявление основных научных подходов к проблеме и применение их в анализе христианского аспекта творчества отдельных русских писателей представляется наиболее значимым.

2. На данный момент творчество В.П. Астафьева является логически завершенной художественной системой, которая исследуется наиболее активно как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Наличие в литературоведении противоположных суждений по поводу религиозного аспекта творчества писателя требует дальнейшего изучения данного вопроса.

Цель исследования: выявить религиозный аспект творчества В.П. Астафьева, определить отношение писателя к вере, христианству, выраженное в повторяющихся и эволюционирующих идеях, темах, мотивах и образах.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Обозначить основные методологические подходы к проблеме «Христианство и русская литература» в современной филологии, определить критерии анализа религиозного аспекта литературного произведения.

2. Провести анализ, систематизацию исследовательских работ, содержащих наблюдения над идеями, темами, мотивами и образами произведений В.П. Астафьева, свидетельствующими о религиозном поиске писателя.

3. Выявить наиболее показательные, с точки зрения отраженного в них религиозного поиска, темы творчества В.П. Астафьева и проследить их развитие.

4. Рассмотреть творчество писателя 1990-2000-х годов как особый период в формировании религиозной концепции В.П. Астафьева и выявить отношение писателя к христианству на заключительном этапе его жизненного и творческого пути.

Следует отметить, что при исследовании религиозного поиска В.П. Астафьева, мы, прежде всего, учли национальную самобытность творчества данного автора, его принадлежность к сугубо русской культуре и ментальности, вследствие чего ни о какой другой религии, кроме православия, в диссертации речь не идет. В связи с этим в контексте нашей работы термины «религиозность», «христианство», «православие» выступают как равноправные, и мы не ставим задачу рассматривать православие в сравнении с иными версиями христианства.

Исходя из понимания религиозности творчества как использования автором в текстах произведений идей, тем, образов, мотивов, связанных с православием, мы пришли к выводу о том, что наиболее выраженной религиозная проблематика является в произведениях В.П. Астафьева, посвященных теме старообрядчества и теме войны, а также в творчестве писателя периода 1990-2000-х годов. Гипотетически предположив, что изучение особенностей религиозного поиска писателя будет наиболее продуктивным в контексте исследования его творческой эволюции, мы, тем не менее, решили не затрагивать весь массив творчества В.П. Астафьева, а проанализировать ключевые произведения на выделенную нами тематику, а также рассмотреть творчество 1990-2000-х годов как особый этап формирования религиозной концепции писателя. Для того, чтобы религиозный поиск, проявившийся в творчестве В.П. Астафьева, был наиболее очевидным, мы выбрали для анализа те произведения, которые писались в течение длительного времени, имели разные редакции и черновые варианты.

Объектом исследования являются художественные произведения В.П. Астафьева, содержащие сквозные религиозные темы, идеи, мотивы и образы: две редакции повести «Стародуб» (1958-1959, 1960), рассказ «Медвежья кровь», три редакции повести «Пастух и пастушка» (1971, 1974, 1989), роман «Прокляты и убиты», черновые варианты романа «Прокляты и убиты», повесть в рассказах «Последний поклон» (преимущественно, заключительные главы), повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат», рассказ «Ловля пескарей в Грузии» с послесловием, «Из тихого света. Попытка исповеди», рассказы «Пролетный гусь», «Пионер всем пример», «Затеей», написанные в 1990-2000-е годы, эпитафия писателя. Также объектом исследования являются публицистические статьи В.П. Астафьева 1960-1990-х годов, анализ которых способствует раскрытию наиболее значимых для выявления религиозного поиска писателя тем и идей и проясняет авторскую позицию по определенным (религиозным и мировоззренческим) вопросам. В диссертации анализируется эпистолярная книга «Крест бесконечный. В. Астафьев - В. Курбатов: Письма из глубины России», так как именно в многолетней переписке В.П. Астафьева с критиком В.Я. Курбатовым духовный поиск писателя, отразившийся и в его творчестве, прослеживается наиболее полно. Не становясь непосредственным объектом исследования, в диссертации затрагиваются такие произведения писателя, как повествование в рассказах «Царь-рыба», повесть «Звездопад», «Ода русскому огороду», роман «Печальный детектив».

Предмет исследования - имеющиеся в произведениях автора темы, идеи, мотивы и образы, связанные с религиозными исканиями писателя.

В методологии работы сочетаются принципы комплексного анализа, биографического метода. В качестве основного в диссертации использован метод текстологического анализа. Изучение различных редакций и вариантов произведений, учет историко-литературных, исторических, историко-бытовых причин изменений текстов позволяют увидеть творческую эволюцию автора наиболее полно. Методологический фундамент диссертации определили труды A.M. Панченко, Ю.М. Лотмана, И. А. Есаулова, П.Е. Бухаркина, A.M. Любомудрова, B.C. Непомнящего по проблеме «Христианство и русская литература»; В.Я. Курбатова, Т.М. Вахитовой, А.Ю. Большаковой, П.А. Гончарова по творчеству В.П. Астафьева; Б.В. Томашевского, Д.С. Лихачева, Б.М. Эйхенбаума, Л.Д. Громовой-Опульской, А.Л. Гришулина по теории текстологии и методике текстологического анализа.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• На примере исследования религиозного поиска В.П. Астафьева, отраженного в творчестве писателя, выявляются основные критерии анализа религиозного аспекта литературных произведений.

• Впервые метод текстологического анализа используется для доказательства последовательности религиозного поиска В.П. Астафьева.

• Религиозный аспект творчества В.П. Астафьева впервые становится объектом научного исследования.

• Творчество В.П. Астафьева позволяет сделать вывод о специфике восприятия религии писателем, выразившим духовный поиск русской интеллигенции во второй половине XX века.

Положения, выносимые на защиту:

• В творчестве В.П. Астафьева прослеживается продолжение классических традиций, заключающихся в утверждении идей, восходящих к христианской этике.

• В произведениях писателя церковь как объект изображения встречается крайне редко, «дорога к храму» не становится для героев, как и для автора, основным центром духовных поисков, что исключает возможность определить астафьевские тексты как православные произведения, входящие в выделенное A.M. Любомудровым направление духовного реализма.

• В ряде произведений В.П. Астафьева («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Затеей» и др.) присутствуют апокалиптические образы и символы, что связано с эсхатологическими настроениями писателя, особо усилившимися в 90-е годы XX века, а также образ Богородицы, глубинно связанный с категорией материнства.

• В творчестве В.П. Астафьева прослеживается религиозный поиск, очевидный на всех его этапах и особо усиливающийся в 90-е годы XX века. Тем не менее, богоборческие тенденции в его последних произведениях, идея возмездия, мотивы ожесточения дают основание сделать вывод о том, что при несомненном повороте писателя к православию христианская эволюция в его творчестве не завершается.

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования содержащихся материалов, положений и выводов в общих лекционных и специальных курсах по истории русской литературы в высшей школе, в частности, при создании научно- и учебно-методических пособий для студентов-филологов, а также при составлении учебных программ, спецкурсов и спецсеминаров по региональному литературоведению и культуре Сибири. Работа представляет интерес для педагогов дополнительного образования, составляющих авторские учебные программы по истории русской духовной культуры.

Диссертация прошла апробацию на кафедре русской литературы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и на конференциях по христианству, культуре, языку и литературе, среди которых: Региональный межвузовский семинар-конференция преподавателей русского языка и культуры речи (Красноярск, 2006), IV Астафьевские чтения: Международная научная конференция (Красноярск, 2006), VIII Рождественские чтения (Красноярск, 2007), Региональная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Литературного музея им. В.П. Астафьева «Сибирь суровая и нежная» (Красноярск, 2007), «Современная филология: теория и практика»: Международная научная конференция (Красноярск, 2007), IX Рождественские чтения (Красноярск, 2008), Региональная научно-практическая конференция «Язык и социальная динамика» (Красноярск, 2006, 2007, 2008), Всероссийский фестиваль памяти В.П. Астафьева: «Время веселого солдата» - IV гражданские чтения памяти Виктора Астафьева (Пермь, 2008), Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха»: Всероссийская конференция с международным участием (Красноярск, 2009).

Содержание исследования отражено в 11 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 213 наименований. Общий объем исследования 205 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Золотухина, Олеся Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с предпринимаемой российским литературоведением попыткой обоснования новой концепции русской литературы через ее связь с христианством творчество В.П. Астафьева стало изучаться с религиозной точки зрения. В начале 2000-х годов религиозный аспект творчества В.П. Астафьева стал объектом исследования литературоведов, лингвистов и философов. В связи с отсутствием единого методологического аппарата и концепций изучения проблемы «Христианство и литература» ученые демонстрировали противоречивые суждения по поводу религиозности творчества писателя: часть исследователей утверждала, что в произведениях автора можно проследить христианскую эволюцию; другие исследователи подчеркивали в творчестве писателя элементы богоотступничества.

Изучение религиозного аспекта творчества В.П. Астафьева показало, что более глубокий религиозный поиск отражается в его произведениях периода 90-х годов XX века. Однако к христианским мотивам, образам и идеям писатель прибегает еще в советский период, что наиболее очевидно в разных редакциях повести «Пастух и пастушка», текстологический анализ которых позволил проследить мировоззренческую эволюцию писателя достаточно полно. В редакции 1971 г. присутствуют религиозные мотивы и символы, связанные с утверждением авторской концепции войны, как явления, противоречащего Божьим заповедям. В редакции 1974 г. усиливается христианская символика, что явилось следствием стремления автора вывести содержание на уровень общечеловеческих философских идей. В последней редакции писатель усиливает религиозные мотивы с целью акцентировать художественные идеи, связанные с утверждением христианских истин: противоречие войны Божьим заповедям, сходство войны с Апокалипсисом, неприятие гордыни людей, взявших на себя право повелевать чужими судьбами, утверждение всеобщей вины и ответственности за участие в братоубийстве, что тождественно христианской идее соборности.

В начале 90-х годов XX века воплощением этико-религиозного идеала для писателя становится старообрядчество. Исследование особенностей формирования данного идеала в творчестве В.П. Астафьева показало, что от негативного отношения к старообрядцам, заявленного в повести «Стародуб» в начале 1960-х годов, писатель переходит к отношению скептическому («Царь-рыба»), затем положительному («Медвежья кровь»), а в начале 1990-х видит в старообрядцах свой религиозный идеал, что отражается в романе «Прокляты и убиты» и публицистических произведениях данного периода. Однако нельзя не заметить, что в религиозном плане автор идеализирует старообрядцев прежде всего потому, что, искренне стремясь к Богу, он негативно относится к церкви и не желает видеть в ней духовную опору. Очевидно, что в старообрядчестве В.П. Астафьева более привлекает нравственная составляющая, верность старообрядцев особенностям своей религии, стойкость их духа, нежели сама старообрядческая вера в ее ортодоксальном смысле. Это дало право многим исследователям скептически отнестись к религиозности старообрядца Коли Рындина, воплощающего в романе «Прокляты и убиты» религиозный идеал писателя.

Роман «Прокляты и убиты», который В.П. Астафьев считал своим главным произведением, явился очень значимым для анализа религиозного поиска писателя. В нем наиболее очевидно отражение многих христианских идей, художественно представленных уже в повести «Пастух и пастушка». Основным мотивом произведения становится мотив братоубийства, братоистязания, на котором основываются как фашизм, так и коммунистическая идеология. Продолжая такие идеи повести «Пастух и пастушка», как осуждение фашизма, сочувствие немецким солдатам, неприятие смерти, важность веры в Бога в минуту опасности, апокалиптическое изображение противоречащей Божьим заповедям войны, утверждение всеобщей вины за участие в мировом зле, В.П. Астафьев в романе дополняет их еще более глубоким религиозным смыслом. Писатель подчеркивает, что война не просто противоречит Божьим заповедям, но искажает в людях образ Божий; тема сочувствия немцам углубляется посредством изображения войны с их точки зрения и через образ верующего немца Лемке, утверждающего необходимость добрых дел и веры в Бога для всех людей, независимо от национальности; вина за участие в злом деле, которую в повести ощущает лишь один герой, переходит в романе во всеобщую вину, связанную с христианской идей соборности, и трансформируется в тему проклятия, пронизывающую весь роман; важность веры для солдат в минуту опасности переходит в тему обретения солдатами на войне веры в Бога, необходимой для победы. Отрицая показной советский героизм и патриотизм, писатель утверждает, что русские победили, так как верили в Бога и воевали за свою родную землю, за истинные ценности. Однако, несмотря на глубокие христианские идеи, заложенные в романе, и ярко проявившийся в нем религиозный поиск автора, очевидно, что в христианской религии В.П. Астафьеву было ближе нравственное, этическое, но не сакральное начало. Богоборческие мотивы, ярко выраженные в произведении, неполнота веры биографического героя Лешки Шестакова, утрата в жестких условиях войны твердой веры Колей Рындиным, расправа над отрицательным героем, воспринимающаяся в контексте романа как справедливое возмездие, не дают основания говорить о завершенности христианской эволюции писателя.

Вторая часть романа «Прокляты и убиты» создавалась в начале 1990-х годов, и это определенным образом отразилось на ее художественных идеях. Утверждение христианских идей наиболее очевидно в первой части романа, которая была написана в конце 1980-х. Во второй части, в связи с изменившимся в 90-е годы мироощущением писателя, религиозная тема фактически отходит на второй план.

Анализ художественных и публицистических произведений В.П. Астафьева последнего десятилетия XX века показал, что при тенденции усиления религиозных мотивов в произведениях, в них присутствуют элементы богоборчества и богоискания. Их появление во многом было связано с трагическим мироощущением писателя в данный период, которое стало следствием сложившейся общественной ситуации, враждебного отношения к

В.П. Астафьеву его оппонентов, осуждающих проводимую им критику коммунистов и поддержку нового демократического режима, обвиняющих писателя в антисемитизме, нацизме, русофобии, ксенофобии. В связи с этим, помимо утверждения в произведениях 90-х годов необходимости веры в Бога как нравственной опоры, в них отражается и неприятие писателем мира, исполненного зла, наиболее выражены богоборческие мотивы. Идея восстановления справедливости, характерная для всего творчества писателя, доминирует в военных повестях 1990-х, в работах, посвященных Н.В. Гоголю, в публицистике и публичной полемике с оппонентами, в которой писатель часто переходит на гневный, обличительный тон. Очевидно однако, что В.П. Астафьев не просто борется за социальную справедливость, но и жаждет возмездия, а понятие смирения ему чуждо. Исходя из концепции И.А. Есаулова, противопоставившего православную ментальность, заложенную в генотипе русского народа, и советскую, отвергшую идею милосердия, противоречивость натуры В.П. Астафьева и, как следствие, противоречие в авторской позиции, можно объяснить следующим: сознание писателя включает два типа ментальности: советский и православный. Идея возмездия, богоборческие мотивы, гордыня, связанная с утверждением своей воли, гневный, обличительный тон — все это является следствием советского типа ментальности; идея соборности в повести «Пастух и пастушка» и в романе «Прокляты и убиты», жажда Бога, уверенность в его доброте и милосердии, поиск веры, убеждение, что настоящая культура несет идеи Бога и спасает человечество от самоуничтожения, тема покаяния и радости от подаренной Богом жизни — это является следствием ментальности православного типа.

Применяя выделенные в первой главе диссертационного исследования критерии анализа христианских идей, образов и мотивов в литературных произведениях, можно сделать следующие выводы о религиозном аспекте творчества В.П. Астафьева:

• В творчестве В.П. Астафьева прослеживается продолжение классических традиций, заключающихся в утверждении идей, восходящих к христианской этике. Произведения писателя посвящены решению духовных вопросов, пристальное внимание в них уделяется проблемам совести, долга, чести, присутствует определенное морализаторство, утверждается христианская идея соборности. Это доказывает, что православное миропонимание, несомненно, заложено в менталитете писателя. В.П. Астафьев следует в своем творчестве и традициям русской классической литературы (Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, И.А. Бунина,

A.M. Горького, М.М. Пришвина), его произведения идейно связаны с работами религиозных философов начала XX века.

• В 90-е годы XX века религиозным идеалом для В.П. Астафьева становится старообрядчество, однако очевидно, что данный идеал формируется у писателя вследствие его негативного отношения к церкви. В произведениях писателя церковь как объект изображения встречается крайне редко, «дорога к храму» не становится для героев основным центром духовных поисков. Анализ творчества писателя с точки зрения критерия церковности, предложенного A.M. Любомудровым, исключает возможность определить астафьевские тексты как православные произведения, входящие в направление духовного реализма.

• В ряде произведений В.П. Астафьева («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты», «Затеей» и др.) присутствуют религиозные образы и символы, чаще всего апокалиптические, что связано с эсхатологическими настроениями писателя, особо усилившимися в 90-е годы XX века. Помимо апокалиптических символов в творчестве В.П. Астафьева присутствует образ Богородицы, глубинно связанный с категорией материнства, воплощающейся в повести «Пастух и пастушка» в образе Люси, олицетворяющей собой тип русской женщины-матери, и соотносимый с образом земли, который также выполняет религиозную функцию в романе «Прокляты и убиты». Очевидно, что эсхатологические воззрения

B.П. Астафьева и его пристальное внимание к категории материнства, выраженной в его произведениях в образах Богородицы и земли, сближают художественную концепцию писателя с философией Н.А. Бердяева.

• В творчестве В.П. Астафьева прослеживается религиозный поиск, проявляющийся на всех его этапах и особо усиливающийся в 90-е годы XX века. Однако для творчества писателя свойственно противоречие: утверждение необходимости веры в Бога, его доброту и милосердие, убеждение, что настоящая культура несет идеи Бога и спасает человечество от самоуничтожения, тема покаяния и радости от подаренной Богом жизни сочетаются в его произведениях с богоборческими тенденциями, мотивами ожесточения и идеей возмездия. Очевидно, что В.П. Астафьеву был ближе Бог ветхозаветный, карающий. Элементы пантеистической философии также сохраняются в художественном мире писателя. Таким образом, можно сделать вывод, что при несомненном мировоззренческом повороте писателя к православию христианская эволюция в его творчестве не завершается.

Феномен В.П. Астафьева в русской литературе XX века определяется свойством универсального художественного отражения социальных и мировоззренческих процессов. Духовная и творческая эволюция писателя сопряжена с наглядно проявившимся в художественных и публицистических произведениях религиозным поиском. О направлении и содержании этого поиска свидетельствуют ряд выявленных художественных идей, тем, мотивов и образов. В ходе анализа особенностей религиозного аспекта произведений В.П. Астафьева становится очевидным стремление продолжить духовные традиции русской классической литературы, утвердить христианские постулаты, и одновременно проявляется полемика с устойчивыми догматами веры. Делая вывод о незавершенности христианской эволюции авторского сознания, нельзя ставить под сомнение ценность его художественного опыта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Золотухина, Олеся Юрьевна, 2010 год

1. Библия. С-Петербург: Ассоциация христианских церквей России «Союз христиан», 1999.

2. Астафьев, В. П. Беседы о жизни. (8 вопросов для ответов пермской газете «Молодая гвардия») / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 76-82.

3. Астафьев, В. П. Веселый солдат / В. П. Астафьев // Веселый солдат: повести Иркутск: Частный предприниматель Сапронов Г. К., 1999. - С. 375-518.

4. Астафьев, В. П. Во что верил Гоголь / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. -С. 372-378.

5. Астафьев, В. П. Всей моей жизнью и кровью / В. П. Астафьев // Веселый солдат: повести Иркутск: Частный предприниматель Сапронов Г. К., 1999. -С. 519-526.

6. Астафьев, В. П. Выбрал бы ту же самую. Интервью на 13 странице «Недели» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 130-138.

7. Астафьев, В. П. Где наш предел. Из текущей публицистики / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 280-285.

8. Астафьев, В. П. Горячая работа. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 457-458.

9. Астафьев, В. П. Да пребудет вечно / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 169182.

10. Астафьев, В. П. Затеей: Новая тетрадь / В. П. Астафьев // Новый мир. — 1999.- №8.-С. 5-78.

11. Астафьев, В. П. Звездопад / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. Повести. Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. - С. 181-258.

12. Астафьев, В. П. Из тихого света. Попытка исповеди / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 707-728.

13. Астафьев, В. П. Имя Толстого свято / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. -С. 258-261.

14. Астафьев, В. П. Край жизни (газета «Комсомольская правда») / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. -Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 310-318.

15. Астафьев, В. П. Лес не шумит, лес стонет. Из незаконченной статьи / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. -Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 44-48.

16. Астафьев, В.П. Ловля пескарей в Грузии. Рассказ без сокращений и с послесловием / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 252-336.

17. Астафьев, В. П. Медвежья кровь / В. П. Астафьев // Медвежья кровь: рассказы. Красноярск: Кн. изд-во, 1990. - 243-262.

18. Астафьев, В. П. Молитва о хлебе. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы.

19. Киносценарии. Из тихого света. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 479-480.

20. Астафьев, В. П. Награда и мука. К юбилею Пушкина / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998.- С. 369-371.

21. Астафьев, В. П. Нет, алмазы на дороге не валяются / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998.- С. 61-75.

22. Астафьев, В. П. Ода русскому огороду / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 8. Произведения 1970-1980-х годов. Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. - С. 5-54.

23. Астафьев, В. П. Обертон / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 11. Повести, рассказы разных лет. Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. — С. 197-280.

24. Астафьев, В. П. Ответ в «Пионерскую правду» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет»; 1998. - С. 262-267.

25. Астафьев, В. П. Ответ на анкету журнала «Москва» к 40-летию Победы / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998.-С. 183-185.

26. Астафьев, В. П. Остановить безумие. («Уральский рабочий» г. Екатеринбург) / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 585-590.

27. Астафьев, В. П. Пастух и пастушка / В. П. Астафьев // Военные страницы: повести и рассказы. 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 1987. - С. 78-189.

28. Астафьев, В. П. Пастух и пастушка / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1.-М.: 1979.-С. 299-438.

29. Астафьев, В. П. Пастух и пастушка / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 289-416.

30. Астафьев, В. П. Пересекая рубеж. Ответы журналу «Вопросы литературы» (беседу вел критик А. Михайлов) / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 205231.

31. Астафьев, В. П. Печальный детектив / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1991. С.417-537.

32. Астафьев, В. П. Пионер всем пример / В. П. Астафьев // Пролетный гусь: Рассказы, затеей, воспоминания. — Иркутск, ИП Сапронов Г. К., 2001 - С. 85-136.

33. Астафьев, В. П. «Полуправда нас замучила». Выступление на конференции «История и литература» (журнал «Вопросы литературы») / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 268-272.

34. Астафьев, В. П. Помолимся! Ответы на анкету ко Дню Победы / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 232-236.

35. Астафьев, В. П. Последняя песня. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 476-479.

36. Астафьев, В. П. Пора работать / В. П. Астафьев // Красноярский рабочий. -8 октября 1993 г.-СЛ.

37. Астафьев, В. П. Пора работать / В. П. Астафьев // Красноярская газета. 26 октября 1993 г. - С. 1.

38. Астафьев, В. П. Пора работать / В. П. Астафьев // Молодая гвардия. 1994. -№ 2.-С. 121-123.

39. Астафьев, В. П. Последний поклон: Повесть. Изд. доп. и испр. В 2-х т. Т. 1. / В. П. Астафьев. — Красноярск: Издательство «Благовест», Производственно-издательский комбинат «Офсет», 1994. 384 с.

40. Астафьев, В. П. Последний поклон: Повесть. Изд. доп. и испр. В 2-х т. Т. 2. / В. П. Астафьев. Красноярск: Издательство «Благовест», Производственно-издательский комбинат «Офсет», 1994. — 432 с.

41. Астафьев, В. П. Пред алтарем (Из незаконченной статьи) / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 357-359.

42. Астафьев, В. П. Прокляты и убиты: Роман / В. П. Астафьев. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.-800 с.

43. Астафьев, В. П. Пролетный гусь / В. П. Астафьев // Пролетный гусь: Рассказы, затеей, воспоминания. Иркутск, ИП Сапронов Г. К., 2001. — С. 7-66.

44. Астафьев, В. П. Прощание с отчимом. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 472-476.

45. Астафьев, В. П. Разговор. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. — С. 454.

46. Астафьев, В. П. Сгорит божествённая скрипка. Два письма-ответа на вопросы корреспондента журнала «Российская провинция» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998.-С. 94-100.

47. Астафьев, В. П. Сквозь февраль (журнал «Российская провинция») / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. С. 101-109.

48. Астафьев, В. П. Смена глаза. Из романа «Прокляты и убиты» / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Повести. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 465-470.

49. Астафьев, В. П. Сопричастный / В. П. Астафьев // Посох памяти. М.: Современник, 1980.-С. 16-33.

50. Астафьев, В. П. Стародуб / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. Повести. Красноярск: ПИК «Офсет», 1997. - С. 109-180.

51. Астафьев, В. П. Стародуб. Повесть (вариант) / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13. Варианты. Отрывки. Пьесы. Киносценарии. Из тихого света. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 337-408.

52. Астафьев, В. П. Так хочется жить / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 11. Повести, рассказы разных лет. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.-С. 5-196.

53. Астафьев, В. П. Там, в окопах. Воспоминания солдата / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. — Красноярск: ПИК «Офсет», 1998.-С. 141-166.

54. Астафьев, В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев. — Красноярск: Кн. изд-во., 1978. -408 с.

55. Астафьев, В. П. Чистая душа. О Викторе Лихоносове / В. П. Астафьев // Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12. Публицистика. Красноярск: ПИК «Офсет», 1998. - С. 437-445.

56. Астафьев, В. П. Эпитафия / В. П. Астафьев // Первые Астафьевские чтения в г. Красноярске: Материалы Всероссийской конференции 28-29 апреля 2004 г. Выпуск 1 / Отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - С. 34-35.

57. Астраханцев, А. О В. П. Астафьеве, человеке и писателе / А. Астраханцев // «И открой в себе память.»: Материалы к биографии В. П. Астафьева / Краснояр. гос. ун-т; отв. ред. Г. М. Шленская. Красноярск, 2005. — С. 1733.

58. Буйлов, А. Л. Пора отвечать / А. Л. Буйлов // Красноярская газета. 26 октября 1993 г.-С. 1-2.

59. Буйлов, А. Л. Слуга Люцифера / А. Л. Буйлов // Молодая гвардия. — 1994. -№ 2 С. 123-135.

60. Куняев, С. Ю. И пропал казак / С. Ю. Куняев // Наш современник. 1999. -№8-С. 94-112.

61. Крест бесконечный. В. Астафьев В. Курбатов: Письма из глубины России / Сост., предисл. Г. Сапронова. Послесл. Л. Аннинского. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. — 512 с.

62. Молитва за русский народ // Первые Астафьевские чтения в г. Красноярске: Материалы Всероссийской конференции 28-29 апреля 2004 г. Выпуск 1 / Отв. ред. Л. Г. Самотик. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005. - С. 4.

63. Черкасов, А. Т. Хмель. Сказания о людях тайги. Том I. / А. Т. Черкасов. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1984. — 862 с.1. Список литературы

64. Авчинникова, Н. Н. Проза Виктора Астафьева (проблемы творческой индивидуальности писателя): автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. Н. Авчинникова. М., 1996. — 33 с.

65. Азадовский, К. М. Переписка из двух углов империи / К. М. Азадовский // Вопросы литературы. 2003. - № 5. - С. 3-33.

66. Алибаева, С. А. Проблема трудового подвига в современной советской прозе (В. Астафьев, О. Куваев, В. Санин, В. Степанов): автореф. дис. . канд. филол. наук / С. А. Алибаева; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. -М., 1986.-16 с.

67. Аннинский, Л. А. За что прокляты / Л. А. Аннинский // Литературная газета. 1993 г. -3 марта.-С. 4.

68. Ануфриев, А. Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (Творчество В. Астафьева и В. Распутина): автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Е. Ануфриев. М., 1983. - 16 с.

69. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. Т. 1. / А. Н. Афанасьев. М.: Современный писатель, 1995. — 413 с.

70. Бару, М. 3. Концепция мира и человека в современном советском романе (Ч. Айтматов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, Н. Думбадзе): автореф. дис. . канд. филол. наук / М. 3. Бару; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. М., 1986. -19 с.

71. Бедрикова, М. Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов. (Творчество В. Астафьева и В. Распутина): автореф. дис. . канд. филол. наук / М. Л. Бедрикова. М., 1995. — 16 с.

72. Бердяев, Н. А. О русских классиках / Н. А. Бердяев. М.: Высш. шк., 1993. -368 с.

73. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.-С. 43-271.

74. Березкин, А. М. Когнитивные и прикладные аспекты современной текстологии / А. М. Березкин // Русская литература. 2005. — № 1. - С. 6780.

75. Блескун, Л. В. Человек и его судьба в русском рассказе 1960-80-х годов (В.Астафьев, В.Распутин): автореф. дис. . канд. филол. наук / Л. В. Блескун; Моск. пед. ун-т им. М., 1992. - 16 с.

76. Бойко, А. В. Концепция мира и человека в прозе В. П. Астафьева: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. В. Бойко. -М., 1983. 16 с.

77. Большакова, А. Ю. Художественное претворение нравственной проблематики в прозе Виктора Астафьева: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Ю. Большакова; МГУ им. М.В. Ломоносова, филол. фак. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 23 с.

78. Болыиев, А. О. Проблема народного характера в творчестве В. Белова, В. Астафьева, В. Распутина: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. О. Большее; Горьков. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. — Горький, 1986. 16 с.

79. Бочаров, С. Г. О религиозной филологии / Бочаров С.Г. // Сюжеты русской литературы. М.: Языки славянской культуры. — С. 585-600.

80. Бухаркин, П. Е. Православная Церковь и русская литература в ХУШ-ХГХ веках: (Проблемы культурного диалога) / П. Е. Бухаркин. — СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. 172 с.

81. Вахитова, Т. М. Народ на войне (Взгляд В. Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») / Т. М. Вахитова // Русская литература. 1995. - №3-С. 114-129.

82. Вахитова, Т. М. Повествование в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»: учеб. пособие для студентов филол. спец. вузов / Т. М. Вахитова. М.: Высш. шк., 1988.-71 с.

83. Викторук, Е. Н. Неклассическая этика В. П. Астафьева: монография / Е. Н. Викторук. Красноярск: СибГТУ, 2006. - 168 с.

84. Гончаров, П. А. Стилевые искания современной прозы социально-этической прозы (В. Астафьев, С. Залыгин, В. Шукшин): автореф. дис. . канд. филол. наук / П. А. Гончаров; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. М., 1987. -23 с.

85. Гончаров, П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов: монография / П. А. Гончаров. М.: Высшая школа, 2003. -386 с.

86. Гончаров, П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: автореф. дис. . докт. филол. наук / П. А. Гончаров; Тамбов, гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004. — 48 с.

87. Грибов, Н. Письмо к издателям / Н. Грибов // Вече. Независимый русский альманах. Мюнхен, 1999. - № 64 - С. 343.

88. Гришулин, А. Л. Исследовательские аспекты текстологии / А. Л. Гришулин.I-М.: Наука, 1998.-416 с.

89. Громова-Опульская, Л. Д. Основания «критики текста» / Л. Д. Громова-Опульская // Современная текстология: теория и практика — М., 1997. — С. 23-34.

90. Дедков, И. А. Объявление войны и назначение казни / И. А. Дедков' // Дружба народов. 1993. - №10. - С. 185-202.

91. Дмитриев, А. П. А. М. Бухарев (архимандрит Феодор) как литературный критик / А. П. Дмитриев // Христианство и русская литература: Сб. ст. / Рос АН. Институт рус. лит. (Пушкин, дом); Сб. 2; Отв. ред. В. А. Котельников. -СПб: Наука, 1996. С. 160-201.

92. Дмитриев, А. П. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет / А. П. Дмитриев // Русская литература. — 1995. № 1. - С. 255-269.

93. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в ХУП-ХХ вв. / М. М. Дунаев. М.: Издательский Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002.- 1056 с.

94. Дунаев, М. М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 6-ти частях. Ч. 1 / М. М. Дунаев. М.: Христианская литература, 1996. - 320 с.

95. Дунаев, М. М. Православные основы русской литературы XIX в.: дис. в форме науч. докл. . докт. филол. даук / М. М. Дунаев. — М., 1999. — 49 с.

96. Ершов, Л. Ф. Три портрета: очерки творчества Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Белова / Л. Ф. Ершов. — Москва: Издательство «Правда», 1985. 48 с.

97. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995.-288 с.

98. Есаулов, И. А. Сатанинские звезды и священная война («Прокляты и убиты» Астафьева) / И. А. Есаулов // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1995.-С. 209-237.

99. Есаулов, И. А. Сатанинские звезды и священная война. Современный роман в контексте русской духовной традиции / И. А. Есаулов // Новый мир. 1994. - № 4. - С. 224-239.

100. Захаров, В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе

101. XVIII XX вв. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сборник научных трудов. Вып. 2. - Петрозаводск, 1998. - С. 5-30.

102. Захаров, В. Н. Русская литература и христианство / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX вв. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сборник научных трудов. — Петрозаводск, 1994 С. 5-11.

103. Зеньковский, В. И. Русские мыслители и Европа / В. И. Зеньковский. — М.: Республика, 2005. 368 с.

104. Золотусский, И. П. Невеселый солдат / И. П. Золотусский // Литература в школе. 2005. - № 4 - С. 3-4.

105. Золотусский, И. П. Три письма / И. П. Золотусский // Литература в школе. 2005. - № 4 - С. 4-5.

106. Золотусский, И. П. Убиты и воскрешены. Заметки о романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» / И. П. Золотусский // Литература в школе. -2005.-№4.-С. 2-3.

107. Зубков, В. А. Полемическая составляющая в творческом методе В. П. Астафьева / В. А. Зубков // I Астафьевские чтения: (17-18 мая 2002 года). -Пермь: мемориал, центр истории полит, репрессий «Пермь-36», 2003. С. 15-17.

108. Зубков, В. А. Последняя проза Виктора Астафьева / В. А. Зубков // Астафьевские чтения: Выпуск второй (17-18 мая 2003 года) Пермь: Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», 2004. — С. 18-19.

109. Зубков, В. А. Прощание: народная Россия в позднем творчестве В. П. Астафьева / В. А. Зубков // Астафьевские чтения. Выпуск третий (19-21 мая 2005 г.). Пермь: Издательство «Курсив», 2005. - С. 131-137.

110. Ильин, И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев / И. А. Ильин. М.: Скифы, 1991. - 216 с.

111. Им Ен Им. Автобиографические мотивы в творчестве В. П. Астафьева (60-70-е годы): автореф. дис. . канд. филол. наук / Им Ен Им; МГУ им. М.В. Ломоносова, филол фак. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 26 с.

112. Кадочников, О. П. Правдоискательство — аксиологическое ядро художественной эволюции творчества Виктора Астафьева / О. П. Кадочников // Астафьевские чтения. Выпуск третий (19-21 мая 2005 г.). — Пермь: Издательство «Курсив», 2005. С. 180-189.

113. Кокшенева, К. А. У «Букера» в плену / К. А. Кокшенева // Москва. -1994.-№3.-С. 15-20.

114. Колошук, Н. Г. Авторская позиция в современной прозе о деревне (на материале автобиографических произведений В. Астафьева, Н. Карима, М. Алексеева): автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. Г. Колошук; Киев, ун-т им. Т.Г. Шевченко. Киев, 1990. - 14 с.

115. Кондепуди, Л. Гуманистический пафос и формы его выражения в советской повести 70-х годов: (Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Шукшин): автореф. дис. . канд. филол. наук / Л. Кондепуди; МГУ им. М. В. Ломоносова, филол фак. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 18 с.

116. Котельников, В. А. Православие в творчестве русских писателей XIX в: дис. в форме науч. докл. . докт. филол. наук/В. А. Котельников. — СПб, 1994.-40 с.

117. Котельников, В. А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной) / В. А. Котельников. СПб, 1994. - 297 с.

118. Кузина, А. Н. В. Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Н. Кузина; Моск. пед. ун-т им. М., 1994. — 19 с.

119. Кузьменко, Р. Г. «Царь-рыба» В. Астафьева в контексте лирической прозы 50-70-х годов: автореф. дис. . канд. филол. наук / Р. Г. Кузьменко; Одес. гос. ун-т им. И. И. Мечникова. Одесса, 1989. — 16 с.

120. Кураев, А. В. Почему православные такие?. / А. Кураев. — М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 528 с.

121. Кураев, М. Н. Виктор Астафьев и конец крестьянской Руси / М. Н. Кураев // Астафьевские чтения. Выпуск третий (19-21 мая 2005 г.). — Пермь: Издательство «Курсив», 2005. С. 72-78.

122. Курбатов, В. Я. Виктор Астафьев: лит.-критич. статья / В. Я. Курбатов. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. — 71 с.

123. Курбатов, В. Я. Жизнь на миру / В. Я. Курбатов // В. П. Астафьев. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1991. С. 5-34.

124. Курбатов В. Я. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева / В. Я. Курбатов. Красноярск, 1983. - 168 с.

125. Ланщиков, А. П. Виктор Астафьев / А. П. Ланщиков. М.: Советская Россия, 1975.-96 с.

126. Ланщиков, А. П. Виктор Астафьев / А. П. Ланщиков. — М.: Просвещение, 1992. 159 с.

127. Лапченко, А. Ф. Русская советская социально-философская проза 70-х годов («Человек и земля» в творчестве В. Распутина, В. Астафьева, С.Залыгина): автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Ф. Лапченко. Л., 1984.- 16 с.

128. Лапченко, А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин) / А. Ф. Лапченко. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 137 с.

129. Лейдерман, Н. Л. Крик сердца: Творческий облик Виктора Астафьева / Н. Л. Лейдерман; Урал. гос. пед. ун-т; Науч.-исследоват. центр «Словесник». — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001. — 36 с.

130. Лихачев, Д. С. Об особенностях русского православия / Д. С. Лихачев // Звезда. 2006. - № 11. - С. 7-15.

131. Лихачев, Д. С. Текстология. Краткий очерк / Д. С. Лихачев. М: Наука, 2006. - 175 с.

132. Лихачев, Д. С. Текстология. На материале русской литературы XXVII вв. / Д. С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 2001. - 760 с.

133. Лотман, Ю. М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т.-Т. З.Таллинн «Александра», 1993. С. 127-137.

134. Лосская-Семон, Л. В. О религиозном призвании русской литературы / Л. В. Лосская-Семон // Русская литература. 1995. - № 1. - С. 27-35.

135. Лукина, В. А. Современные проблемы текстологии русской литературы / В. А. Лукина // Русская литература. 2005. - № 4. - С. 222226.

136. Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья (Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев): автореф. дис. . докт. филол. наук. (Пушкин, дом) / А. М. Любомудров. - СПб, 2001. - 37 с.

137. Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / А. М. Любомудров. СПб: «Дмитрий Буланин», 2003. - 272 с.

138. Любомудров, A.M. Памяти святителей Филарета (Дроздова) и Игнатия (Брянчанинова). Хроника XI Пасхальной научной конференции «Православие и русская культура» / A.M. Любомудров. — СПб, 2007. http://www.rusk.ru/

139. Любомудров, А. М. Церковность как критерий культуры / А. М. Любомудров // Христианство и русская литература: Сб. ст. / Рос АН. Институт рус. лит. (Пушкин, дом); Сб. 4; Отв. ред. В. А. Котельников. -СПб: Наука, 2002. С. 87-109.

140. Макаров, А. Н. Во глубине России. Критико-библиографический очерк / А. Н. Макаров. Пермь: Пермское книжное издательство, 1969. — 104 с.

141. Маракова, Л. М. Творчество В. П. Астафьева как выражение русской души / Л. М. Маракова // I Астафьевские чтения: (17-18 мая 2002 года). -Пермь: мемориал, центр истории полит, репрессий «Пермь-36», 2003. — С. 39-43.

142. Мешалкин, А. Н. Традиции Ф. М. Достоевского в творчестве В. П. Астафьева: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Н. Мешалкин; Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. М., 1993. - 16 с.

143. Молчанова, Н. А. Творчество В. Астафьева (проблема эволюции жанров): автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. А. Молчанова; ЛГУ. Л., 1981.- 14 с.

144. Мочульский, К. В. Великие русские писатели XIX в. / К. В. Мочульский.- СПб: Алетейя, 2000. 160 с.

145. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М.: Республика, 1995.-607 с.

146. Непомнящий, В. С. О горизонтах познания и глубинах сочувствия. Поэзия, филология, религия. По поводу выступления Сергея Бочарова / В. С. Непомнящий // Новый мир. 2000. - № 10. - С. 174-194.

147. Нива, Ж. Возвращение в Европу: Статьи о русской литературе / Ж. Нива. М.: Высшая школа, 1999. - 304 с.

148. Осипова, А. А. Концепт «смерть» в русской языковой картине мира и его вербализация в творчестве В. П. Астафьева 1980-1990-х годов: автореф. дис. . канд. фил. наук / А. А. Осипова. — Волгоград, 2005. — 26 с.

149. Острецов, В. М. Великая ложь романтизма / В. М. Острецов // Слово. 1991. — № 6. - С. 9-15.

150. Панченко, А. М. Петр I и веротерпимость / А. М. Панченко // Аз: Приложение к газете «Литератор». 1990. —№ 1 - С. 21-32.

151. Панченко, А. М. Пушкин и русское православие / А. М. Панченко // Русская литература. 1990. — № 2. - С. 32-43.

152. Панченко, А. М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема / А. М. Панченко // Новый журнал. — 1991. — № 1. — С. 11-25.

153. Панченко, А. М. Эстетические аспекты христианизации Руси / А. М. Панченко // Русская литература. 1988. - № 1. - С. 50-59.

154. Перевалова, С. В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. С. Маканин): Монография / С. В. Перевалова. - Волгоград: Перемена, 1997. — 240 с.

155. Перевалова, С. В. Творчество В. П. Астафьева. Проблематика. Жанр. Стиль («Последний поклон», «Печальный детектив»): учебное пособие по спецкурсу / С. В. Перевалова. Волгоград: Перемена, 1997. - 86 с.

156. Петушкова, Е. В. Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века (С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин): автореф. дис. . канд. филол. наук / Е. В. Петушкова; Твер. гос. ун-т. Тверь, 2004. - 22 с.

157. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение: учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов. М.: Высшая школа, 1988. — С. 528 с.

158. Пранцова, Г. В. Изучение творчества В. П. Астафьева в школе: книга для учителя / Г. В. Пранцова. — Арзамас: АГПИ, 2002. — 83 с.

159. Рислан, Г. Человек и природа в современной советской литературе:

160. Творчество В. Астафьева и В. Распутина): автореф. дис.канд. филол.наук / Г. Рислан; МГУ им. М. В. Ломоносова, филол фак. М.: Изд-во МГУ, 1989.-31 с.

161. Руденко, М. С. После литературы: игра или молитва / М. С. Руденко // Знамя. 1993. - № 6. - С. 186-192.

162. Снычев, Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / Иоанн Снычев. СПб, 1997.http://www.rus-sky.com/history/library/samoderj.htm

163. Томашевский, Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии / Б. В. Томашевский. М.: Искусство, 1959. - 279 с.

164. Фахри, А. X. Романтический идеал и сюжетная коллизия в повестях Ч. Айтматова «Джамиля» и В. Астафьева «Пастух и пастушка»: автореф. дис. . канд. филол. наук / А. X. Фахри; МГУ им. М. В. Ломоносова, филол. фак.- М.: Изд-во МГУ, 1991. 23 с.

165. Федотов, Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Г. П. Федотов. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 192 с.

166. Федотов, Г. П. Трагедия интеллигенции / Г. П. Федотов // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 403-443.

167. Фельде, О. В. Концептосфера писателя (на материале заглавий художественных и публицистических текстов В. П. Астафьева) / О. В. Фельде // Астафьевские чтения. Выпуск третий (19-21 мая 2005 г.). Пермь: Издательство «Курсив», 2005. - С. 173-176.

168. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия. VI. Философское пробуждение / Г. В. Флоровский // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990.-С. 272-378.

169. Хватов, А. И. Живые страницы, памятные имена / А. И. Хватов. — М.: Современник, 1989. 352 с.

170. Холодяков, И. В. Прокляты и убиты или мертвые сраму не имут? / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2001. - №8. - С. 35-37.

171. Христианство и культура // Новое «Знамя». 1986-2006: Антология. -М.: Знамя; Время, 2006. 203-248.

172. Христианство и новая русская литература Х1Х-ХХ вв. Библиографический указатель. 1800-2000 / Сост. А. П. Дмитриев, Л. В. Дмитриева. Под. ред. В. А. Котельникова. СПб., 2002. 891 с.

173. Хроника XII Пасхальной научной конференции «Православие и русская культура» // http://www.pushkinskijdom.ru/

174. Чалмаев, В. А. Исповедальное слово Виктора Астафьева / В. А. Чалмаев // Литература в школе. 2005. - № 4. - С. 6-12.

175. Чубукова, Н. В. Творчество В. П. Астафьева и стилевые искания советской прозы 50-70-х годов: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. В. Чубукова. Л., 1984. - 18 с.

176. Швех, Л. Г. Творчество В. Астафьева и идейно-художественные искания в прозе 60-70-х годов: автореф. дис. . канд. филол. наук / Л. Г. Швех; Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. М., 1981. - 18 с.

177. Школьникова, О. Ю. Текстология: наука или искусство? / О. Ю. Школьникова // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2005. - № 5 - С. 3846.

178. Штокман, И. Г. Черное зеркало / И. Г. Штокман // Москва. 1993. -№4.-С. 187-189.

179. Шумана, Ч. Нравственное содержание личности в прозе В. П. Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба»): автореф. дис. . канд.филол. наук / Ч. Шумана; МГУ им. М.В. Ломоносова, филол фак. М.: Изд-воМГУ, 1992.-18 с.

180. Эйхенбаум, Б. М. Основы текстологии / Б. М. Эйхенбаум // Редактор и книга. Сборник статей. Вып. 3. - М., 1962. - С. 41-87.

181. Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых Отцов. Клин: «Христианская жизнь», 2004. - 671с.

182. Эспань, М. О некоторых задачах современной текстологии / М. Эспань // Современная текстология: теория и практика. — М., 1997. — С. 4— 22.

183. Якимова, Л. П. Сказания о людях тайги / Л. П. Якимова // А. Т. Черкасов. Хмель. Сказания о людях тайги. Том I. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1984. - С. 847-862.

184. Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев / Н. Н. Яновский. М.: Советский писатель, 1982. - 272 с. .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.