Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Яхьяев, Мухтар Яхьяевич

  • Яхьяев, Мухтар Яхьяевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 367
Яхьяев, Мухтар Яхьяевич. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: дис. доктор философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2006. 367 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Яхьяев, Мухтар Яхьяевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФАНАТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.:.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФАНАТИЗМА

§ 1. Фанатизм как феномен психики.

§ 2. Фанатизм как особый способ поведения.

§ 3. Особенности фанатических сообществ и организаций.

ГЛАВА 3. ФАНАТИЗМ И РЕЛИГИЯ

§ 1. Философский аспект проблемы соотношения религии и фанатизма.

§ 2. Специфика и структура религиозного фанатизма.

§ 3. Формы религиозного фанатизма и принципы их познания.

ГЛАВА 4. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

§ 1. Особенности современного религиозного фанатизма.

§ 2. Истоки и смысл исламского фанатизма.

§ 3. Исламский фанатизм в современную эпоху.

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ, ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ФАНАТИЗМОМ

§ 1. Теоретический аспект борьбы с религиозным фанатизмом.

§ 2. Правовые основы профилактики религиозного фанатизма и борьбы с ним.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен»

Актуальность темы исследования. События последней трети XX века заставляют ученых, политиков, общественных и религиозных деятелей искать объяснения таким социально-историческим феноменам, как фундаментализм, радикализм, терроризм, экстремизм и фанатизм, которые дестабилизируют современный мировой порядок, характеризуются разрушительностью по отношению к социальным явлениям. Отечественными и зарубежными учеными в последние десятилетия исследованы экзогенные общественно-политические и идеологические условия и факторы, порождающие многие из этих феноменов. Среди причин называются и разочарование в ценностях Запада, и конфликт культур и цивилизаций, и провал социалистического эксперимента, и специфика международного разделения труда, и особенности процессов глобализации, и т. п. Тем не менее, сегодня нельзя считать окончательными и исчерпывающими существующие объяснения указанных проблем. Особенно это касается такого феномена, как фанатизм, и в частности религиозный фанатизм.

Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

Большинство мыслителей в истории ошибочно полагали, что при условии преодоления монополии религиозной идеологии и распространения научных • знаний религиозный фанатизм прекратит свое существование. Но, как показывают последние события, на рубеже XX - XXI вв. религиозный фанатизм не только не исчез окончательно, но и приобрел новый социальный статус. Несмотря на то, что для постиндустриального общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, религиозный фанатизм имеет многообразные формы проявления. Потому, по нашему мнению, назрела потребность изменить традиционное представление о религиозном фанатизме только как о следствии низкого интеллекта и слепой религиозной веры. История доказала, что увеличение в обществе числа образованных людей не оказывает существенного влияния на решение проблемы преодоления религиозного фанатизма.

В современных условиях религиозный фанатизм обретает особую актуальность не только потому, что данный феномен характеризуется деструктивной направленностью. Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности личности способствуют формированию социально активного и мобильного религиозного фанатика, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собственными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.

Религиозный фанатизм как сложное и противоречивое явление нуждается в современных условиях в научном осмыслении. Проблема изучения религиозного фанатизма предстает как междисциплинарная проблема в силу того, что она связана с особенностями и психологии человека, и поведения социальных общностей, и с конфликтогенной ситуацией в социуме, и с политическими установками социальных институтов общества, и с нравственными нормами гражданского общества. Потому исследование феномена религиозного фанатизма предполагает соединение усилий философов, религиоведов, богословов, политологов, социологов, историков, психологов, юристов и т. д. И это обусловлено » не только многообразием видов и форм религиозного фанатизма, их конкретноисторической природой, но и самой многомерностью фанатизма как социально-исторического феномена.

Актуальность изучения религиозного фанатизма связана и с тем, что эта проблема в современную эпоху обрела общечеловеческую значимость, в силу того, что фанатизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм. Этнические конфликты, которые наблюдаются в разных регионах мира, и особенно в современной России, показывают, какую роль в их разжигании играет религиозный фанатизм. В силу этого изучение феномена религиозного фанатизма имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В этом плане анализ природы и специфики религиозного фанатизма напрямую смыкается с проблематикой социальной конфликтологии.

Степень научной разработанности проблемы. При всей актуальности рассмотрения феномена фанатизма, особенно религиозного фанатизма, его изучению не посвящено ни одной серьезной научной работы, если не считать дис- < сертаций на соискание ученой степени кандидатов философских наук Т.Н. Санае-вой «Социальный фанатизм» (2002) и М.Н. Кузнецовой «Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления» (2003). Проблематика религиозного фанатизма фрагментарно, мимоходом затрагивается и в ряде работ, посвященных фундаментализму, экстремизму, терроризму, деструктивной психологии и деятельности и т. д. Каждый исследователь, затрагивая один из аспектов этого многомерного социального феномена, предлагает свою интерпретацию сущности, специфики, истоков и причин проявления религиозного фанатизма в современных условиях. Но, как правило, эти интерпретации оказываются поверхностными, построенными преимущественно на этимологии слова «фанатизм», не затрагивающими его конкретно-исторической природы и сущности.

Определить сущность религиозного фанатизма, указать на его связь с религиозным сознанием, осмыслить его воздействие на поведение отдельного верующего или религиозных групп пытались многие философы и богословы в истории развития религиозно-философского знания. Ценные идеи, касающиеся природы и истоков религиозного фанатизма, содержатся в работах К. Тертуллиана, Гр. Богослова, Иоанна Златоуста, J1. Баллы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница, П. Бейля, Ф. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж. Мелье, М.Монтеня, Н. Мальбранша, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, К. Юнга, 3. Фрейда, Э.Фромма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Б. Рассела, Б. Лоренса, Г.Ч. Ли, Э.Тоффлера, С. Канерва и др. В отечественной религиозно-философской и богословской литературе следует отметить произведения Г.В. Плеханова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Л. Тихомирова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Для уяснения сущности, специфики и форм проявления религиозного фанатизма несомненное значение имеют идеи, высказанные такими отечественными философами и религиоведами, как М.А. Абдуллаев, В.Х. Акаев, А.К. Алиев, "З.С.Арухов, В.В. Бартольд, М. Бахтин, С.Е. Бережной, Л. Буев, М.В. Вагабов, A.M. Васильев, Р.Г. Гаджиев, П.А. Грязневич, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, АЛ.Гуревич, И.Р. Григулевич, Х.В. Дельмаев, Л.М. Дмитриева, И.П. Добаев, А.Дудченко, Н.В. Жданов, И.В. Журавлев, А.А. Игнатенко, Н.С. Капустин, Г.М.Курбанов, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, И.И. Лысак, М.Ю. Лот-ман, Е.Г. Ляхов, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, С.А. Мельников, Л.Н. Митрохин, Н.И. Мартишина, А.Т. Москаленко, В. Мясищев, В.И. Немчина, Д.В. Ольшанский, А. Панарин, В. Панасюк, Б. Парыгин, М.Г. Писманик, К.И. Поляков, Е.М. Примаков, В. Рогожин, Р.Е. Рубинштейн, А.В. Сагадеев, Ф.М. Султанов, З.А. Тажуризина, П.А. Тревогин, Г.П. Федотов, А.О. Филоник, К.М. Хан-бабаев, Л.И. Чинакова, В.В.Шалин, Л.И. Шершнев, И.Н. Яблоков, А.И. Яковлев, А.А. Ярлыкапов и др.

Для нашего исследования важными являются идеи философов и социологов религии, исследовавших специфику религиозного сознания в целом и фанатического сознания в частности, а также особенности взаимосвязи уровней развития сознания и типов религии. Среди них можно отметить таких мыслителей как М.Вебер, В. Джеймс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Дж. Фрезер, Э. Фромм, К.

Юнг, К.Мангейм, А. Мец, В.И. Красиков, В.М. Бехтерев, Д.М. Угринович, А.А. Ухтомский, Д.М. Федяев и др.

Феномен нетрадиционных религиозных движений, старообрядческих и экстатических сект, еретических движений, имеющих непосредственное отношение к проблеме религиозного фанатизма, рассматривается в работах Е.Г. Ба-лагушкина, В.В. Бонч-Бруевича, А.К. Бороздина, И.А. Крывелева, С.Г. Лозинского, Н.М. Никольского и др. Анализ проблемы связи религиозного фанатизма и экстремизма содержится в работах В.Н. Арестова, А.А. Игнатенко, А.А. Ну-руллаева, Э.Г. Филимонова и др.

Сложность и многомерность объекта исследования определяет и необходимость обращения к материалам смежных областей научного знания: культурологии, психологии, психопатологии, конфликтологии, этики, истории, этнологии и др. Большое значение при исследовании феномена религиозного фанатизма имели работы из области психиатрии, лежащие вне философии, но дополняющие теоретическое исследование проблемы. Религиозный фанатизм в контексте психологии и психопатологии рассматривается в работах Г.М. Андреевой, А.В. Брушлинского, А.О. Бухановского, Ф.Е. Василюка, А.И. Воробьева, Н.В. Дмитриевой, Ю.А.Кутявина, М.Е. Литвака, А.В. Петровского, Ю.И. Полищука, А.А. Портнова, В.Ф. Чижа, М.Г. Ярошевского и др. Исследования в области социальной психологии, обращенной на массовое сознание, на изучение психологии формальных й неформальных групп, сугубо психологические исследования глубинных установок личности, анализ механизмов манипулирования общественным сознанием, осуществлены в работах А.А. Бодалева, А.С. Грачева, Б.А. Грушина, А.Г. Здравомыслова, К. Изарда, В.И. Ибрагимова, И.С. Кона, Г. Лебона, Д. Майерса, Е.И.Степанова и др.

В целом степень разработанности проблемы может быть охарактеризована следующим образом. На данном этапе проблема религиозного фанатизма не имеет общего выражения в форме единой социально-философской концепции. Исследователи, как правило, обращаются лишь к отдельным ее аспектам. Можно констатировать, что существует ряд противоположных друг другу интерпретаций феномена религиозного фанатизма, обусловленных той гранью проблемы, которая оказывается предметом рассмотрения в конкретных исследованиях.

Объектом исследования является религиозный фанатизм как социальный феномен, имеющий конкретно-историческую природу, специфику, формы и причины проявления.

Предметом исследования выступает социально-историческая природа религиозного фанатизма, его сущностные характеристики и многообразные формы проявления, специфика, структура и наиболее значимые его разновидности в современном обществе.

Цель диссертационной работы - выявить на понятийном уровне природу религиозного фанатизма как феномена религиозного сознания и формы социальной практики.

Исходя из указанной цели, были определены следующие задачи:

- выявить социально-историческую природу феномена фанатизма, сформулировать его категориальное определение;

- установить критерии классификации форм и разновидностей фанатизма;

- определить философский аспект рассмотрения проблемы соотношения религии и фанатизма;

- раскрыть сущность и специфику религиозного фанатизма, проанализировать его структуру;

- выявить формы и разновидности религиозного фанатизма, обозначить принципы их философского познания;

- рассмотреть особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях;

- исследовать специфику исламского фанатизма, установить его идеологические и социально-политические истоки, рассмотреть причины проявления фанатизма в исламе в современных условиях;

- проанализировать проблему диагностики и профилактики фанатизма, осветить правовые основы борьбы с религиозным фанатизмом в современной России.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Анализируя феномен религиозного фанатизма, диссертант в качестве методологической основы использует диалектико-материалистическую методологию, такие апробированные отечественной философской и религиоведческой наукой ее принципы, как историзм, объективность рассмотрения, конкретность, противоречивость, системность, всесторонность и др. Вместе с тем многомерность объекта исследования потребовала использования и более широкого набора методологических установок и принципов из арсенала феноменологического, системно-структурного, функционального и сравнительного анализа социальных явлений.

Социально-историческая природа религиозного фанатизма раскрывается с учетом всего многообразия теоретических идей, высказанных такими мыслителями прошлого и современности, как Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель, JT. Фейербах, К. Маркс, М. Вебер, В. Джеймс, Э. Дюркгейм, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев, М.К.Мамардашвили и др. В диссертационной работе также использован материал (теоретического и эмпирического характера) научных исследований смежных с философией религии областей гуманитарного знания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- критически анализируются попытки выявления сущности фанатизма исключительно на основе этимологического изучения термина «фанатизм»;

- дается развернутая характеристика философских, религиоведческих и богословских подходов к определению понятий «фанатизм» и «религиозный фанатизм» с указанием на их значимость и слабые аспекты;

- обосновывается, что сущность фанатизма не может быть раскрыта без анализа специфики тех идей, которые завладевают сознанием, психикой и поведением фанатика;

- устанавливается, что первичным элементом и ключевой предпосылкой фанатизма, ядром фанатизма как особого психического склада личности является специфическая фанатическая идеология;

- проводится разграничение между фанатической направленностью личности и различного рода психическими отклонениями, которые по своим внешним проявлениям сходны с ней;

- дается характеристика специфических особенностей эмоциональных переживаний фанатика, рассматривается специфика фанатического поведения как целостного психологического феномена;

- обосновывается авторское понимание фанатизма как деструктивной формы иллюзорной социально-преобразовательной деятельности, разрушительной как для личности фанатика, так и для общества;

- исследуются различные аспекты соотношения религии и фанатизма, утверждается, что религия может существовать без заметных форм фанатизма, а также то, что религия способна принимать фанатические формы;

- устанавливается природа религиозного фанатизма, характеризуются специфические особенности фанатического религиозного мировоззрения, отличающие его от нормального религиозного мировоззрения;

- освещаются особенности фанатической религиозной веры, отличающие ее от нормальной религиозной веры, анализируются причины превращения нормальной веры в фанатическую;

- объясняется специфика религиозной деятельности, которая формируется на основе фанатического религиозного сознания, выявляются различия между фанатическим религиозным поведением и нормальным религиозным поведением;

- дается классификация форм религиозного фанатизма, формулируются методологические принципы содержательного анализа конкретных форм фанатизма;

- анализируются объективные и субъективные причины появления современного религиозного фанатизма и его распространения в российском обществе;

- объясняются истоки и важнейшие особенности исламского фанатизма в целом и его ваххабитского варианта в частности;

- освещаются теоретические и правовые аспекты проблемы диагностики, профилактики и борьбы с религиозным фанатизмом.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют системно, с конкретно-исторических позиций взглянуть на феномен религиозного фанатизма, установить возможность его профилактики и правовые основы борьбы с религиозным фанатизмом в Российском государстве.

Результаты исследования могут быть использованы в научных разработках проблем социальной философии и религиоведения, при принятии органами государственной власти политических решений, касающихся предотвращения деструктивной деятельности религиозных сообществ и организаций, а также в борьбе правоохранительных органов с религиозным терроризмом и экстремизмом. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании философии, истории и теории религии, культурологии, психологии, политологии, правоведения, они могут быть основанием для разработки специального курса для студентов высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования автором опубликованы 2 монографии и 26 научных статей и тезисов докладов. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в докладах и выступлениях на Российских философских конгрессах (2002, 2005), на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях в 2002 - 2006 гг. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет более 45 п. л.

Диссертация .обсуждалась на совместном заседании кафедр философии, основ религиоведения и истории и теории культуры Дагестанского государственного университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и библиографии. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 367 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Яхьяев, Мухтар Яхьяевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема религиозного фанатизма лежит в плоскости проблем развития культуры. Фанатичная позиция индивида (религиозной группы) связана с кульг турным уровнем и продиктована отрицанием права на свободный выбор другого. Об этом говорит то, что именно в периоды культурного и эмоционального упадка особенно заметно возрастание фанатических тенденций. Религиозный фанатизм, будучи результатом ущербного, во многом незрелого развития, проявляется в склонности к активным деструктивным действиям. Маскируясь под толерантность и терпимость, скрытый религиозный фанатизм постепенно увеличивает свою импульсивность, агрессивность и наступательность. Религиозный фанатизм особенно опасен для процессов социального взаимодействия, межкультурных контактов, отношений между этносами и расами, социальными стратами и религиозными общинами.

Фанатизм в той или иной форме и степени присутствует в реальных отношениях людей в любом обществе, он дестабилизирует общество и ведет к его дезинтеграции, допуская принуждение и насилие. Он предполагает наличие предубежденности, несправедливо-негативного отношения к «другим», утверsждение «двойной бухгалтерии», когда «чужим» не прощается то, что считается позволительным среди «своих». В отношениях людей фанатизм порождает такие антиценности, как нетерпимость, недоброжелательность, враждебность, агрессивность и т. д. Фанатичность не оставляет места для толерантности, первичной становится оппозиция между «своими» и «чужими» по принципу: «кто не такой, как мы (не с нами), тот против нас». Фанатизм как социальная проблема - это отрицание за другими права быть не такими, как мы, не соглашаться с нами, отсутствие понимания и согласия между «нами» и «другими». Культивируя в отношениях между «своими» ценности, сплачивающие их, фанатизм ведет к дезинтеграции вовне, создает враждебный образ «чужого», который чаще всего используется как средство сплочения «своих».

Часто непримиримость и абсолютное неприятие чужого является удобной жизненной позицией, позволяющей не считаться с мнениями, позициями, ценностями других людей. Легко и просто отмахнуться от всего иного, непонятного. Труднее сравнить, оценить свою позицию и чужую, найти преимущества и достоинства во взглядах и поступках других, принять ответственное самостоятельное решение. Безусловная готовность служить своим и безоглядное неприятие иного, возведенное в принцип, оправдывается чаще всего тем, что «все, кто не с нами, те враги». Выработке такой позиции способствует также воспитание в духе кичливого самолюбования и лицемерия.

Религиозный фанатизм можно рассматривать как разграничение допустимого (приемлемого, терпимого) и недопустимого (нетерпимого, неприемлемого). Как социальный феномен религиозный фанатизм означает, во-первых, позицию, т. е. сложившееся отношение (индивида, группы) к тем социальным явлениям (всякому «другому» - другим людям и другим группам), которые оцениваются негативно, как недопустимые, с акцентацией их «инаковости», во-вторых, выражающее это отношение поведение, направленное на деструктивное взаимодействие с этим «другим».

Фанатичное отрицание того, что может и должно восприниматься терпимо в многоконфессиональной, поликультурной среде, часто является результатом неадекватного восприятия и оценки тех или иных культурных феноменов. Оно может быть и бездумным, некритическим воспроизведением определенных традиций, и результатом идеологического «зомбирования». Фанатичное отношение к иному нередко диктуется и просто страхом оказаться в роли отступника от принятой в данном сообществе «генеральной линии», а то и беспринципным приспособленчеством, лицемерием.

Фанатичность может закрепляться как укоренившееся личностное свойство, как социальный тип «фанатичная личность», т. е. как позиция человека по отношению к конкретным общественным явлениям, позиция, обусловленная его ценностными ориентациями и связанная с полученным воспитанием и образованием. Фанатизм может проявляться и как санкционируемая обществом модель поведения, связанная с идеями, верованиями, обычаями, законами и другими факторами, которые могут действовать более или менее согласовано.

В демократическом обществе религиозный фанатизм проявляется ситуативно и эпизодически. При тоталитарных режимах фанатизм становится отличительной чертой социальных групп и общества в целом, господствующих в нем нравов и моральных требований, отношений между индивидами, поколениями, внутри и между политическими, религиозными и иными группами.

Фанатизм заразен: возникнув один раз, он уже не покидает исторической сцены. Из каждого нового поколения фанатизм вербует себе сторонников и продолжателей, которые придают ему новый импульс. На протяжении всей че- • ловеческой истории можно наблюдать периодические всплески фанатизма. Высочайшие проявления национального духа часто сопровождались проявления-, ми массового фанатизма и нетерпимости. Фанатизм был спутником войн, которые непрерывно велись во все времена. Иначе как фанатичной приверженностью к насилию и беспредельной жестокостью не объяснить складываемые Чингисханом и Тамерланом памятники из черепов истребляемых народов; газовые камеры и печи, где фашисты в массовом порядке сжигали людей; концентрационные лагеря, в которые сгонялись миллионы советских граждан и которые вынуждены были жить и умирать, работая на реализацию коммунистического идеала; атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки; взрывы башен, домов и кварталов, где трудятся и проживают сотни и тысячи людей.

Фанатизм является негативным атрибутом всего процесса развития человечества. Только человек фанатично и без устали уничтожает себе подобных. Только он угрожает себе и всему живому на земле, нарушая природный баланс. В то же время фанатизм обладает и национальной спецификой, которая обуславливается особенностями истории и культуры данного этноса, его национальным характером и ментальностью. Национальная специфика фанатизма объясняется особенностями уклада народной жизни, своеобразием духовного строя общества. Так, фанатизму восточных народов более свойственны самопожертвование и требование жертвенного поведения от других. Об этом свидетельствуют действия террористов-смертников, явления шахидизма и камикадзе, ритуалы харакири и акты самосожжения. Западный фанатизм в большей мере циничен и своеволен. Слепая уверенность в своем превосходстве ведет западных фанатиков к уничтожению и разрушению всего того, что представляется препятствием на пути вестернизации народов мира. В попытках навязать западные ценности остальному миру они идут на неисчислимые жертвы и требуют от всего мира такого же жертвенного поведения.

Своей спецификой обладает и российский фанатизм, который замешан на отношении к власти и идеологии. Фанатизм открыто стал заявлять о себе в России со времен опричнины Ивана Грозного. Именно тогда, по словам историка Н.И. Костомарова, «кровь разлакомила самовластителя: он долго лил ее с наслаждением, не встречая противодействия, и лил до тех пор, пока ему приелось этого рода развлечение»355. Он усилился во времена старообрядства, когда сбежавшие в леса и степи староверы сжигали себя заживо в собственных избах. Фанатизм сотрясал политическую, общественную и культурную жизнь России в последующем: и в период петровских реформ, и в ходе столыпинских преобразований, и в эпоху большевистского передела, и в постперестроечное время.

На основе специального комплексного социально-философского исследования феномена религиозного фанатизма осуществленного в диссертационной работе мы можем утверждать:

1. Сущность фанатизма как социального феномена выявляется при рассмотрении во взаимосвязи друг с другом его характеристик как специфического состояния индивидуальной психики, как специфической формы индивидуального поведения, как специфической формы массового, коллективного сознания и поведения. Мы исходили из того, что есть круг явлений, относимых к фанатизму (объективный предмет исследования), и есть набор дефиниций этого круга явлений, предмета. Соответствие между предметом и дефинициями, отражение в дефинициях сущности предмета есть изменяющаяся в ходе теоретического познания и углубления в предмет величина.

355 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. - M., 1993. - С. 285.

344

2. Вне определенного мировоззрения и возникающей на его основе направленности личности говорить о фанатизме невозможно. Без наличия идеологии и без превращения ее в личные убеждения фанатизма не может быть. Именно специфическая фанатическая идеология выступает первичным элементом и ключевой предпосылкой фанатизма, ядром фанатизма как особого психического склада личности. Фанатическая направленность личности находит свое проявление в специфическом поведении, а фанатическое поведение включает в себя мотивы, действия, цели, результаты и оценку результатов, коррекцию поведения.

3. Фанатизм является иллюзорно-деструктивным способом социального действия, основанным на фанатической идеологии и осуществляемым людьми фанатического склада психики, объединяющимися в фанатическое сообщество или организацию. Фанатизм характеризуется антигуманными целями, средствами и действиями, направлен на насильственное преобразование социальной действительности в соответствии с антигуманными и абсолютно утопическими идеалами. Он не считается с жертвами, ориентирован на притеснение, обращение в свою веру или истребление враждебных для фанатиков социальных групп и уничтожение социальной реальности, неприемлемой для фанатиков.

4. В определенные периоды развития общества создаются благоприятные ситуации для рождения религиозного фанатизма. Религия может принимать фанатические формы, но может существовать и без заметных проявлений фанатизма. В самой религии мы можем обнаружить лишь потенциальные ростки, зародыши фанатизма. Основное догматическое содержание конкретной религии одинаково и в нормальной форме религии, и в фанатической ее форме. Различие состоит в идеологических акцентах, в мировоззренческих приоритетах, устанавливаемых соответствующей интерпретацией основного догматического • содержания.

5. Религиозный фанатизм - это одна из возможных форм или стадий развития религии, исторически обусловленная функционированием религии как особого социального института или подсистемы в социальной системе. Он возникает при соединении двух предпосылок: 1) историческая ситуация, для которой характерен острый конфликт старого и нового социально-политического укладов или острый кризис традиционного социально-политического уклада и рождение нового социально-политического уклада; 2) формирование внутри традиционной религии или из синтеза элементов нескольких различных традиционных религий фанатической интерпретации традиционного религиозного вероучения или же рождение нового фанатического религиозного мировоззрения.

6. По своей сути религиозный фанатизм - это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Фанатическое религиозное мировоззрение является ядром религиозного фанатизма и основой фанатических религиозных чувств. Религиозный фанатизм имеет четкое, простое и ясное мировоззрение, он не может быть слепым. Религиозный фанатизм обращен на видимый мир, нуждающийся, по мнению фанатика, в активном человеческом исправлении, рассматривает его как отклонение от истинного божественного установления, он концентрируется на отношениях верующего с видимым миром. Фанатичная вера беспокойна, агрессивна, она требует исправления видимого мира, проповедует нетерпимость к иноверцам и вражду к видимому миру, не соответствующему фанатическим идеалам.

7. Фанатическое религиозное поведение формируется на основе фанатического религиозного сознания. В фанатическом религиозном поведении преобладают иллюзорно-деструктивные формы религиозного поведения, которые рассматриваются как основная форма богослужения. Оно ориентируется на враждебные Богу и «истинной вере» объекты - предметы культа иноверцев, самих иноверцев, на еретиков в своей собственной среде. Главным видом религиозного поведения становится не служение своему Богу, а борьба с иноверцами, защита истинной веры от врагов.

8. Объективными причинами распространения религиозного фанатизма в современных условиях являются: социальная ситуация тотального отчуждения и стремление высокоразвитых западных стран осуществить всемирную капитадиетическую глобализацию путем создания всемирной системы транснациональной эксплуатации и политического и идеологического господства высокоразвитых стран Запада над всем остальным миром. Специфическими причинами развития религиозного фанатизма в российском обществе выступают духовная дезориентация и идеологический плюрализм, вызванные крушением социалистической системы и коммунистической идеологии.

9. В связи с тем, что в современной России религиозный фанатизм чаще всего связывается с исламской религией, мы подвергли исследованию истоки и причины ваххабизма как религиозно-идеологической доктрины и установили, что фанатический настрой современных исламских доктрин во многом объясняется неприятием мусульманской общиной западных ценностей. Вестерниза-ция мусульманских стран вызывает мощный социальный протест, направленный не только вовне, но и против правящих режимов, лояльно настроенных к Западу.

10. Профилактика и борьба с религиозным фанатизмом - это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению фанатической религиозной деятельности и минимизации ее последствий. Решение этой проблемы связано с пониманием сущности фанатизма и квалификацией тех или иных явлений именно как фанатических. Бороться с уже существующим религиозным фанатизмом гораздо сложнее, чем предотвратить его появление.

Полученные в диссертационном исследовании результаты не следует рассматривать как окончательные. Мы понимаем, что некоторые положения нашей работы являются дискуссионными, другие требуют уточнения и конкретизации. Ряд особенностей религиозного фанатизма нуждается в специальном исследовании. К примеру, одним из перспективных направлений развития фана-тологии как новой научной дисциплины может стать исследование национальных, региональных, социокультурных особенностей, причин и форм проявления религиозного фанатизма.

Другим плодотворным направлением может стать изучение исторических форм, разновидностей и этапов развития религиозного фанатизма. Мы в своем исследовании установили, что религиозный фанатизм не является изобретением какой-либо одной конфессии, исторической эпохи. Любая религия потенциально содержит в себе ростки фанатизма, которые актуализируются в определенных конкретно-исторических условиях. Потому и требуется добросовестный научный анализ исторических форм религиозного фанатизма, которые проявили себя и в западной, и в восточной, и в российской цивилизациях. Не менее плодотворным может быть и сравнительный анализ форм религиозного фанатизма, связанных с национальными и мировыми религиями, с нетрадиционными религиозными движениями.

Нельзя считать окончательными выводы и достижения в изучении исламского фанатизма, который в современных условиях выступает как идеологическая и психологическая основа терроризма и экстремизма. Усилия приверженцев традиционного ислама, ученых-религиоведов должны быть сосредоточены на проблемах сущности, особенностей, причин появления и распространения' исламского фанатизма в нашей стране.

Наш анализ проблемы профилактики религиозного фанатизма показал, что недостаточно разработана и правовая база профилактики и борьбы с религиозным и.иными формами фанатизма. Отсутствие четкой правовой дефиниции религиозного фанатизма обусловило то, что в нормативно-правовых документах РФ и ее субъектов проблема противодействия деструктивной деятельности идеологов и проводников фанатизма, фанатических организаций и фанатиков-одиночек решена абстрактно. Реальный уровень развития правовой основы противодействия религиозному фанатизму не позволяет продуктивно бороться с ним. Потому наука должна предложить конкретные рекомендации по совершенствованию существующей правовой базы профилактики и борьбы с религиозным фанатизмом.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Яхьяев, Мухтар Яхьяевич, 2006 год

1. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. -М., 1987.

2. Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы философской науки. Махачкала: Дагполиграф, 1999.

3. Абдуллаев М.А. Исламский фундаментализм и формы его проявления //

4. Северный Кавказ .и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2004.

5. Абдуллаев Н. Ислам и власть в Дагестане // Диа-JToroc: Религия и общество. Альманах, 2001.

6. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. История и перспективы. М.: Мысль, 2002.

7. Адлер А. Психология власти // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Т. 2. Самара: Бахрах, 1999.

8. Адорно Т. Авторитарная личность // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Т. 2. Самара: Бахрах, 1999.

9. Авакяп Г. Объективные и субъективные факторы воздействия на реформирование сектора безопасности Армении // Мат-лы Межд. науч. конф. «Факторы влияния на процессы трансформации в Центральной Азии и на Кавказе» (Москва, 23 25 окт. 2003 г.). - М., 2004.

10. Акаев В.Х. Суфийские братья и ваххабизм // Азия и Африка сегодня. 1998. №6.

11. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

12. Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» как вид исламского радикализма // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27 28 авг. 1999). - Ростов н/Д: СКАГС, 2000.

13. Алиев А.К. Северный Кавказ: современные проблемы этнополитического развития. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2003.

14. Алиев А.К., Юсупова Г.И. Межнациональное согласие как фактор обеспечения стабильности общества в условиях многонационального Дагестана. -Махачкала, 1998.

15. Алиев М.Г. Согласие: Социально-философский анализ. М.: Республика, 2001.

16. Алиев М.Г. В поисках согласия. М.: Республика, 2002.

17. Аль-Фаузан Ф. Книга единобожия. Махачкала, 1997.

18. Аллах не любит Америку / Под ред. А. Парфея. М., 2003.

19. Амстронг К. История бога. Тысячелетие искания в иудаизме, христианстве и исламе. К.: София; М.: ИД София, 2004.

20. Андреев В.И. Конфликтология. М.: Прогресс, 1995.

21. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

22. Андреев А. Монашеские ордена. М.: Традиция - Евролинц, 2001.

23. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. М.: Мысль, 1981.

24. Арапов Д.Ю. Ислам в российской империи. М.: Академкнига, 2001.

25. Аристотель. Этика (к Никомаху) // Этика Аристотеля. СПб., 1908.

26. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе: Дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1995.

27. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала: Кавказ, 1999.

28. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002.

29. Атеистический словарь. М., 1983.

30. Асадулин Ф. Центральная Азия на грани религиозно-социального взрыва // Независимая газета. 2002. 23 сент.

31. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1,2. М.: ЦОП ИФРАН, 1999, 2002.

32. Баранов А.С. Образ террориста в русской культуре конца XIX начала XX века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) // Общественные науки и современность. 1998. № 2.

33. Башамил М.А. Как мы понимаем единобожие. Махачкала, 1997.

34. Белов А.В. Секты. Сектантство. Сектанты. М.: Наука, 1978.

35. Беляев В.А. Мусульманское сектантство. М., 1992.

36. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. 1997. № 9.

37. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

38. Бен-Баз Абдуль Азизз Бен Абдулла. Необходимость соблюдения Сунны Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и признание безбожниками тех, кто ее отвергает. Эр-Рияд, 2000.

39. Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России. Ростов-на-Дону, 2004.

40. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990.

41. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001.

42. Библия. Книги священного Писания. Ветхого и Нового Завета: В рус. пер. с параллельными местами и прилож. М.: Рос. библейское общество, 2001.

43. Богослов Г. Собрание творений: В 2 т. Минск-М.: Харвест-Аст, 2000. - Т.

44. Богословский Н. «Внутренний опыт» в деле религиозного познания // Вера и разум. 1909. № XIX XX.

45. Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27.

46. Бонч-Бруевич В.В. Кривое зеркало сектантства. М.: Жизнь и знание, 1922.

47. Бонч-Бруевич В.В. Штундисты. Постники. Свободные христиане. Духовные скопцы. Старообрядцы. СПб., 1910.

48. Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: Политико-правовые аспекты. Киев; Одесса, 1991.

49. Бражник И.И. Социальная сущность сектантского экстремизма. М.: Знание, 1974.

50. Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М.: Политиздат, 1990.

51. Булгаков А.Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 года. М.: Новый юрист, 2001.

52. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.

53. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: В 2 т. М., СПб., 1999. Т. 1.

54. Буткевич Т. Обзор русских сект и их толков // Вера и разум. 1909. № XVII -XX.

55. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А, Литвак М.Е. Общая психопатология. -Ростов-на-Дону, 1998.

56. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2000.

57. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала: ГУП «Дагестанское книжное издательство», 2002.

58. Вагабов М.В. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. -Махачкала, 1985.

59. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Сауди-дов в Аравии (1744/45 1818). - М., 1967.

60. Васильев А.А. История византийской империи: Исследования. Время до крестовых походов (до 1081 г.). 2-е изд., испр. - СПб.: Алетейя, 2000.

61. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

62. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

63. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

64. Вебер М. Харизматическое господство // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Т. 2. Самара: Бахрах, 1999.

65. Великович JI.H. Католицизм в современном мире. М.: Знание, 1981.

66. Великович JI.H. Чёрная гвардия Ватикана. М.: Мысль, 1980.

67. Витюк В.В., Эфиров С.А. Левый терроризм на Западе: История и современность. М., 1987.

68. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

69. Вольтер Ф. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. Киев, 1989.

70. Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения / Отв. ред., сост. В.Н. Кузнецов. -М.: Наука, 1988.

71. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1997. № 6

72. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.

73. Гальперин Б.И. Религиозный экстремизм: Кто есть кто. Киев: Политиздат Украины, 1989.

74. Гамзатова А. Сущность ваххабизма // Ассалам. 1996. № 1.

75. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995.

76. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894 1917. - М.: КРОНПРЕСС, 1997.

77. Гегель Г. В. Философия религии: В 2 т. -М.: Мысль, 1976. Т. 1.

78. Гегель Г.В. Работы разных лет в 2 томах: М.: Мысль, 1973. Т.2.

79. Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М. 1973. Т. 1.

80. Гоголицын Ю. М. Спонсоры джихада. М.: Эксмо, Яуза, 2003.

81. Гозман Л.Я. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Знание, 1996.

82. Гольбах П. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.

83. Гольбах П. Избранные произведения в двух томах. М., 1963. Т. 1.

84. Голяндин А. Ассасины, или Люди гашиша // Знание сила. 2002, № 5.

85. Городкова В.И. Религиозный фанатизм и психозы человека. Киев, 1966.

86. Грачев А. С. Политический терроризм: Корни проблемы. М., 1982.

87. Грачев А.С. Политический экстремизм. М.: Мысль, 1986.

88. Григулевич ИР. История инквизиции (XIII XX вв.) - М.: Политиздат, 1970. •

89. Григулевич И.Р. Инквизиция. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985.

90. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.

91. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984.

92. Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм?: Критич. очерки. М., 1984.

93. Да скроется тьма! Французские материалисты XVIII в. об атеизме, религии и церкви. М.: Политиздат, 1976.

94. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2003.

95. Дворкип A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. 3-е изд., перер. и доп. - И. Новгород: Изд-во братство во имя Св. Велик, князя Александра Невского, 2002.

96. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1987.

97. Демченко О.Н. Современный ислам на Северном Кавказе // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27 28 авг. 1999). - Ростов н/Д: СКАГС, 2000.

98. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Наука, 1993.

99. Добаев И.П. Северный Кавказ и российский ислам: некоторые историкополитологические проблемы изучения // Наука о Кавказе: проблемы и пер-« •спективы: Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27 28 авг. 1999). -Ростов н/Д: СКАГС. 2000.

100. Добаев ИЛ., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России / Под ред. Малашенко А.В. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005.

101. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2003.

102. Добренькое В.И. Методологические вопросы исследования религии М.:

103. Изд-во Моск. ун-та, 1989. ♦ ■

104. Дудченко А. О фанатизме, религиозности и православии // http://www.kiev-orthodox.org/site/cults

105. Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое братство // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997.

106. Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000. № 3.

107. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Минск: Харвест, 1999.

108. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

109. Жуков А.В. Церковь Объединения: вероучение, идеология и практика: Ав-тореф. дисс. .канд. филос. наук. СПб., 1995.

110. Журавлев КВ., Мельников С.А., Шершнев Л.И. Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. М.: Вече, 2004.

111. Журавлев И.В. Исламизм. История и современность. М., 2001. <

112. Залимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе. (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала: Буйнакский филиал ДГПУ, 2000.

113. Закон РД от 30 декабря 1997 г. «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях». Махачкала, 1998.

114. Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» // Собрание Законодательства Республики Дагестан. Махачкала, 1999.

115. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.

116. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002.

117. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М.: Юрист, 1996. - Т. 1.

118. Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. Н. Новгород: НГПУ, 2001.

119. Идрис Абдуллах. Ваххабизм: история проблемы // Мусульмане. 2000. № 1.

120. Ильясов ИХ. Ваххабизм тяжелый недуг ислама // Ассалам. 1997. № 4.

121. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

122. Игнатенко А.А. 2001. Исламский радикализм как побочный эффект холодной войны // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1.

123. Игнатенко А.А. Халифы без халифата: исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988.

124. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика / Отв. ред. В.Я. Белокриницкий и А.З. Егорин. М., 2001.

125. Игнатенко А. Ислам жертва ваххабизма// НГ-религия. 2002.18 сент.

126. Ильин ИА. Собр. соч.: В 2 т. -М.: Республика, 1993. Т. 1.

127. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.128. «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии: Сборник статей.-М., 1997.

128. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. -М., 1995.

129. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

130. Казаков И Джихад против ереси // НГ-религии. 2002. 18 сент.

131. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.

132. Канерва С. Фанатизм. Личный взгляд на проблему // http://www.urantia.spb.ru/fanat.html.

133. Каннабих Ю. Период религиозного фанатизма, демонологии и процессов ведьм. Казни душевнобольных: История психиатрии // http://www/psvchiatrv.ru/Iibrai-v/lib/artikIe.php4?booknumber=9&article

134. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 1.

135. Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1964. Т. 2.

136. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

137. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 1984.

138. Капустин Н.С. Диалог и толерантность в контексте эволюции религии // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002): В 3 т. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Т. 3.

139. Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма // Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогу-манитарного познания. Ростов н/Д, 1995.

140. Капустин Н.С. Религиозный фактор в социокультурных процессах на Северном Кавказе // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы: Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27 28 авг. 1999). - Ростов н/Д: СКАГС, 2000.

141. Капустин Н.С. Специфика религиозного синкретизма // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1988. №11.

142. Капустин Н.С. Духовный синкретизм // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 28 мая 2005 г.): В 5 т. - М., 2005. Т. 2.

143. Капустин Н.С., Лосева И.Н., Кирсанова ИТ., Тахтамышев В.Г. Библейские имена: Люди, мифы, история. Ростов-на-Дону. Феникс. 1997.

144. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. -М.: Эксмо, 2005.

145. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

146. Касьянова К. Особенности русского национального характера. М., 1996.

147. Кимелев Ю.А. Философия религии: Сист. очерк. М., 1998.

148. Классики мирового религиоведения: Антология. М.: Канон, 1996.

149. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства: Встречи, беседы, наблюдения. М.: Политиздат, 1974.

150. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.

151. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. -Мн.: Харвест, 2000.

152. Конституция Российской Федерации. М., 2000.

153. Конституционное право России. Сборник. -М., 2001. Т. 1.

154. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г., № 24 // Ансимов Ю.Н., Алтунин В.Н. Антитеррористическая деятельность и борьба с экстремизмом. Майкоп, 2003.

155. Конфликты в современной России. М.: Эдиториал, 1999.

156. Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986.

157. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

158. Коротец И.Д. Формирование пространства толерантности в условиях становления информационного общества // Библиотека философской -мысли Юга России. Ростов-на-Дону, 2002.

159. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. -М., 1993.

160. Креншо М. Терроризм и международное сотрудничество: Реферат ИНИОН АН СССР. -М., 1990.

161. Кредо ваххабита (публикация А.А. Ярлыкапова) // Диа-Логос: Религия и общество. Альманах. 2001.

162. Крывелев И.А. История религий: В 2 т. 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1988.

163. Кудрявцев А. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3.

164. Кузанский Н. О мире веры // Вопросы философии, 1992. № 5.

165. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII -начала XIX века. М., 1989.

166. Кузнецов Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистскихгруппировок и некоторых государств. СПб., 1998. *

167. Кураев А. О вере и знании без антимоний // Вопросы философии. 1992. № 7.

168. Курбанов Г.М. Религия и политика террора. Махачкала: ИД «Народы Дагестана», 2002. - 112 с.

169. Курбанов М.Р., Курбапое Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. -Махачкала, 1996.

170. Кутб Сайд. Будущее принадлежит исламу. Махачкала, 1997.

171. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социологические исследования. 1998. № 8.

172. Лазурский А.Ф. Классификация личности // Тайна порока / Сост. Е.В.Медреш. Харьков, 1995.

173. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.

174. Лайда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

175. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М., 1984.

176. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Самара: Бахрах, 2001.

177. Лебон Г. Вожаки толпы // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. -Самара: Бахрах, 1999. Т. 2.

178. ЛиГ.Ч. История инквизиции в средние века в 2 т. СПб., 1911 -1912. Т. 1.

179. Лысак И.В. Человек-разрушитель // Деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. Таганрог, 1999.

180. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986.

181. ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. -М., 1988. Т. 3.

182. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992. № 3.

183. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура М.: Политиздат, 1991.

184. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.

185. Лотман М.Ю. Проблема византийского влияния на русскую культуру // Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992.

186. Луцкий В. Новая история арабских стран. 2-е изд. - М., 1996.

187. Ляхов Ё.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.

188. Малая церковь. Настольная книга прихожанина. М., 1992.

189. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.: Моск. центр Карнеги, 1998.

190. Малашенко А.В. Тень ислама над Европой // Восток. 2003. № 6.

191. Малерб М. Религии человечества. М., СПб.: Университетская книга, 1997.

192. Малъбранш Н. Разыскания истины. СПб.: Наука, 1999.

193. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб: Питер, 2001.

194. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Язык рус. культуры», 1999.

195. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

196. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии. 2-е изд., доп. - М., 1983.

197. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -М., 1955. Т. 1.

198. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.' 2-е изд. Т. 42.

199. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

200. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

201. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Новое знание. М., 1995.

202. МельеЖ. Завещание. Т. 1.-М., 1954.

203. МецА. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

204. Митрохин Л.Н. Религия и культура: Философские очерки. М.: ИФ РАН, 2000.

205. Момен М. Фундаментализм в богословии, политике и обществе // Религия и право. 1999. № 6.

206. Монтень М. Опыты: В 3 кн. М.: Голос, 1992.

207. Моран Г. Религиозный фанатизм // Религия и право. 1997. Вып. 2-3.

208. Московичи С. Наука о массах // Психология масс. Самара: Бахрах, 2001.

209. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Ибн Абд Аль-Ваххаб). Книга единобожия.-М., 1999.

210. Мухаммад иби Джамиль Зину. Исламская Акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям пророка Мухаммеда. М., 1998.

211. Мясищев В.И. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

212. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003.

213. Непесов М.М., Сапрыков В.Н. Современный терроризм: Социальные истоки, цели, проявления. М., 1984.

214. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема современного мышления // Вопросы философии. 1999. №11.

215. Никольский Н.М. История русской церкви. -М.: Политиздат, 1983.

216. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.

217. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Харьков: Фолио, 1999.

218. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Миссионерское отд-ние Моск. Патриархата Русской православной церкви, 1997.

219. Новый сборник законов РФ. М.: ООО «Дом славянской книги», 2005.

220. Общая психология / Петровский А.В., Брушлинский А.В. и др. М., 1986.

221. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1983.

222. Ольшанский Д.В. Психология террора. Екатеринбург: Деловая книга:, М.: Академический проект, ОППЛ, 2002.

223. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПБ.: Питер, 2001.

224. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Изд. дом "Инфра-М", 2000.

225. Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1998.

226. Остроухое В.В. Насилие сквозь призму веков: Историко-философский анализ. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

227. Панарин А. Искушение глобализмом. М., 2002.

228. Панасюк В. О фанатизме, религиозном фанатизме и фанатизме вообще // http://volodik.boom.ru.

229. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухамеда. М.: Политиздат, 1990.

230. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентовг 'высших пед. учеб. заведений. М., 2000.

231. Петросян Д. От боевых организаций к общественно-политическим (на примере ASALA) // Мат-лы межд. конф. «Терроризм в современном обществе факторы, аспекты, тенденции» (Кишинев, 29 - 30 сент. 2001 г.). -Кишинев, 2002.

232. Печников Б.А. "Рыцари церкви". Кто они?: Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. М.: Политиздат, 1991.

233. Писманик М.Г. Диалог о вере. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1989.

234. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976.

235. Платонов К.К. Психология религии: Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967.

236. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. -М, 2001.

237. Портнов А.А. Психозы и религия. Л.: Медицина, 1967.

238. Программа «Земли и воли» // Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Ред. Е.Л. Рудницкая. М., 1997.

239. Психология человеческой агрессивности. Минск: Харвест, 1999.

240. Рассел Б. Фанатизм и терпимость. Интервью 1959 г. // http://books.atheism.ru/atheism/

241. Религия в истории и культуре. М.: ЮНИТИ, 2000.

242. Рогожин В. Фанатизм // http://dkp.narod.ru/fanat.htm

243. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.

244. Рубин Дж., ПруйтД., КимХе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

245. Рубинштейн Р.Е. Алхимики революции: Терроризм в современном мире; Реферат ИНИОН АН СССР. М., 1990.

246. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М., 1991.

247. Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. М.: Политиздат, 1989.

248. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.

249. Рязанова М.А. Новые религиозные движения в России (Церковь Последнего Завета) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. № 2.

250. Сагадеев А. Джихад // Наука и религия. 1986. № 6.

251. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Азия и Африка сегодня. 1994. № 6.

252. Санаева Т.Н. Социальный фанатизм: Дис. . канд. философ, наук. -Н.Новгород, 2002.

253. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов: История и современность. СПб.: Лань, 1997.

254. Северный Кавказ и Дагестан: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации. Материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию РЦЭИ ДНЦ РАН (1-3 октября 2002 г.) Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2004.

255. Свенцицкая И. "На потеху Риму": Веротерпимость и фанатизм в древнем мире // Наука и религия. 1996. № 9.

256. Свенцицкая КС. Раннее христианство: Страницы истории. М.: Политиздат, 1989.

257. Священное Писание: Смысловой перевод Таурата, Книги Пророков, Забу-ра и Инжила. Изд-во «Стамбул», Атаскадеро. 2003.

258. Седов С. Сионизм: ставка на террор. М., 1984.

259. Сергеев В.И. Янычары (меч ислама). Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

260. Словарь иностранных слов. М., 1994.

261. Смирнов М. Джаамат уходит в небо // НГ-религии. 2002. 30 окт.

262. Современный словарь иностранных слов. М., 1994.

263. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2001.

264. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

265. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М.: Гос. антирелиг. изд., 1935.

266. Справочник практического врача / Под ред. А.И. Воробьева. -М., 1981.

267. Старообрядчество в России (XVII XX вв.): Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. - М.: Языки русской культуры, 1999.

268. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. Казань, 1999.

269. Сушков И.М. Героизм и героические традиции. Ростов-на-Дону, 1969.

270. Теология и чудо. Критика богословских концепций. -М.: Мысль, 1978.

271. Терской А. У сектантов. М.: Политиздат, 1965.

272. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994.

273. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение: Фундаментальный курс. М.: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 1998.

274. Тихомиров JI. К вопросу о терпимости // http://\vw\v■philosophv.ru/librarv/vehi/teфilnost■htm

275. Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: Поиск на грани творчества и экстремизма. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

276. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

277. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Мн.: Харвест, 2003.

278. Тревогин П.А. Вера, разум, фанатизм // http://www.athcism.ru/library/Trevoiiin 8.phtml.

279. Тувинов А. Многоликий фундаментализм // Независимая газета. 2001. 26 сент.

280. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2002.

281. Угринович Д.М. У истоков искусства и религии // Наука и религия. 1981. № 12.

282. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Мысль, 1986.

283. Федеральный закон «О политических партиях». М., 2003.

284. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» // Новый сборник законов РФ. М.: ООО «Дом славянской книги», 2005.

285. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» // Новый сборник законов РФ. М.: ООО «Дом славянской книги», 2005.

286. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Гос. изд. полит, лит. 1985. Т. 2.

287. Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М.: Знание, 1983.

288. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983.

289. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1.4. 2.

290. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001.

291. Фокеева Т.Н. Фанатизм // Политика. Право. Экономика. Н. Новгород: МИЭМП, 2001.

292. Франкл С. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

293. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М., 1998.

294. Франк СЛ. Философские предпосылки деспотизма// Вопросы философии. 1992. №3.

295. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1983.

296. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: ACT, Олимп, 1997.

297. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993.

298. Фромм Э. Догмат о Христе. М.: ACT, Олимп, 1998.

299. Фромм Э. Иметь или Быть? Киев: Ника-Центр "Вист-С", 1998.

300. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

301. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

302. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

303. Фромм Э. Авторитарная личность // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. Т. 2.

304. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Харвест, 2004.

305. Харун Яхья. Ислам проклинает террор. Астана, 2002.

306. Хорни К. Стремление к власти // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. Т. 2.

307. Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри. - М.: Ультра. Культура, 2003.

308. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Ред. С.С. Аверинцев. -М.: Большая рос. энциклопедия, 1995. Т. 3.

309. Хоцей А. С. Есть ли бог? Владимир: Аркаим, 2000.

310. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2005.

311. Чиж В.Ф. Психология злодея, властелина, фанатика: Записки психиатра. -М.: Республика, 2001.

312. Шавдонаее X. Записки из лагеря муджахедов // Диа-Логос: Религия и общество. Альманах. 2001.

313. Шалин-В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

314. Шарден Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

315. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.

316. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. 1955. Т. 2.

317. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -М., 1961. Т. 20.

318. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -М., 1961. Т. 20.

319. Элиаде М. Трактат по истории религий. СПб.: Алетейя, 1999.

320. Эткин М: Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1.

321. Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.

322. Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

323. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий / Юнг К.Г.; Моск. философ, фонд. М.: Медиум, 1994.

324. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: ACT, Университетская книга, 1996.

325. Юнг К. Диагностика диктаторов // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. Т. 2.

326. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарика, 1998.

327. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.

328. Яблоков А.И. Религиозное сознание: Учебное пособие для студентов, обучающихся по курсу «История религии». М.: Компания Спутник+, 2004.

329. ЯнгД. Христианство. М.: Фаир-Пресс, 1999.

330. Ярлыкапов А.А. Ваххабизм на Кавказе // Социально-политическая ситуация на Кавказе. М., 2001.

331. Ярлыкапов А.А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Бюллетень № 3 Владикавказского центра этнополи-тических исследований ИЭА РАН. Владикавказ, 1999.

332. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.ч

333. BennigsSn A., Wimbush S.E. Mystics and Commissars. Sufism in the Soviet Union.-L.-A., 1985.

334. Qutb S. Milestones on the Road. New Delhi, 1981.

335. Peters Rudolf. Islam and Colonialism: The Doctrine of Jihad in Modern History. The Hague: Moauton, 1979.

336. Rahman F. Islam and Modernity. Chicago, London, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.