Религиозное измерение языка и мира в философии Людвига Витгенштейна и Мартина Хайдеггера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Талалаева Екатерина Юрьевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат наук Талалаева Екатерина Юрьевна
Введение
Глава 1. Духовный аспект философствования Людвига Витгенштейна
1.1. Путь от внемирного мистического к философской легитимации языковой деятельности в религиозных формах жизни
1.2. Влияние личностного фактора на религиозный характер философствования Л. Витгенштейна
1.3. Логика как эманация свыше и религиозная основа смысла мира
1.4. Мифологическое мышление в контексте религиозных языковых игр
1.5. Грамматические правила религиозной формы жизни
Глава 2. Религиозный характер метафизики Мартина Хайдеггера
2.1. Концептуальные предпосылки религиозного осмысления языка и мира в фундаментальной онтологии
2.2. Выдвинутость в Ничто и акт творения как религиозная основа бытия-в-мире
2.3. Трансцендентальность «сказа» и мифологическое обоснование бытия в поэзии
2.4. Поэзия как преодоление «зияния Бога»: исток религиозно-поэтического мышления М. Хайдеггера
2.5. Медиумические функции поэта и божественная природа поэтического
слова
Заключение
Список использованных источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблема «подлинности» в философии религии М. Хайдеггера до «поворота»2024 год, кандидат наук Вишняков Владимир Петрович
Мышление другого Начала в философии позднего Мартина Хайдеггера2021 год, кандидат наук Кода Надежда Викторовна
Концепции поэтического языка в эстетике двадцатого века: Хайдеггер, Гадамер, Бадью2015 год, кандидат наук Козлова, Мария Владимировна
Философия как образ жизни (на примере Людвига Витгенштейна)2019 год, кандидат наук Костина Светлана Анатольевна
Хайдеггер и философская теология XX века2010 год, доктор философских наук Коначева, Светлана Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозное измерение языка и мира в философии Людвига Витгенштейна и Мартина Хайдеггера»
Введение
Актуальность исследования. Осмысление языка и мира с точки зрения философии религии представляет несомненный интерес для современного религиоведения. Религия не только является важнейшей частью культуры, она также представляет уникальную коммуникативную систему. Особую значимость приобретает выявление религиозной коннотации представлений о языке и мире в контексте современной философской мысли.
«Лингвистический поворот» в философии, у истоков которого стояли выдающиеся западноевропейские мыслители Людвиг Витгенштейн и Мартин Хайдеггер, во многом определил развитие современной философии религии. В.К. Шохин, опираясь на исследование Р. Шеффлера, в качестве основного методологического подхода в философии религии выделяет «анализ религиозного языка (после "лингвистического поворота" в философии в целом)»1. Заявленные мыслители считаются центральными фигурами аналитической и феноменолого-герменевтической философских традиций -этому посвящено подавляющее большинство исследований их творчества. Также произошла оценка влияния их идей на теологическую мысль XX века. Однако по-прежнему остается вне сферы исследовательского внимания то, что и Л. Витгенштейна, и М. Хайдеггера волновали религиозные смыслы и религиозные версии ответов на философские вопросы. Философы на разных этапах своей деятельности пришли к выводу, который можно передать признанием Витгенштейна, оброненным им в беседе со своим учеником и другом М. Друри: «Я не религиозный человек, но я не могу не видеть каждую проблему с религиозной точки зрения»2.
1 Шохин В.К. Введение в философию религии. М., 2010. С. 149.
2 Drury M. Some notes on conversations with Wittgenstein // The Selected Writings of Maurice O'Connor Drury: On Wittgenstein, Philosophy, Religion and Psychiatry / John Hayes. London, 2017. P. 151.
В размышлениях о языке и его соотношении с миром Л. Витгенштейн и М. Хайдеггер выходят на проблематику философии религии, при этом по-разному решая сопутствующие вопросы. По словам В.В. Бибихина, мыслители действовали «непохожим до почти полной противоположности образом, как движения правой и левой руки бывают до противоположности непохожими именно тогда, когда они делают одно и то же дело»3. Приведенное суждение подтверждает важность обращения к философскому наследию Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера - как ключевым мыслителям в современной философии после лингвистического поворота - при раскрытии религиозного измерения языка и мира. Философско-религиоведческий анализ воззрений Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера на соотношение языка и мира в свете проблематики философии религии позволит прояснить, какое влияние оказало на философские конструкции мыслителей их личное отношение к религиозным вопросам, и засвидетельствовать факт невозможности для основных форм постметафизического мышления преодолеть метафизику.
Анализ современного состояния исследований философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера выявляет весьма незначительное число работ зарубежных ученых и отсутствие систематических научных трудов в отечественной литературе, посвященных сопоставлению философских позиций обоих мыслителей в свете философии религии. Данное обстоятельство обусловило потребность проведения сравнительного рассмотрения трактовок Л. Витгенштейном и М. Хайдеггером религиозных смыслов языка, что позволит выявить общее и особенное в их подходах к осмыслению религиозного измерения языка и мира.
Степень разработанности проблемы. Полноценный анализ специфики и сопряженности подходов Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера к проблеме религиозного измерения языка и мира предполагает проведение
3Бибихин В.В. Мир. Язык философии. СПб., 2016. С. 145.
4
детальной реконструкции различных аспектов интеллектуального наследия обоих философов, комплексное рассмотрение которых позволяет приблизиться к целостному восприятию философской позиции каждого из мыслителей.
Общая направленность философских идей Л. Витгенштейна отражена в работах отечественных витгенштейноведов, в числе которых: А.Ф. Грязнов, Е.И. Беляев, В.В. Бибихин, М.С. Козлова, В.А. Ладов, Н.В. Медведев, З.А. Сокулер, В.А. Суровцев, Е.А. Баллаева, С.В. Никоненко, К.А. Родин, Е.А. Давыденко, Е.Д. Смирнова, О.А. Назарова, Е.Г. Драгалина-Черная, В.М. Розин, В.П. Шестаков, В.П. Руднев, И.Ф. Михайлов и др. Основные положения философской программы М. Хайдеггера освещены в исследованиях В.В. Бибихина, Т.В. Васильевой, И.Н. Инишева, П.П. Гайденко, Н.А. Артеменко, А.Г. Дугина, В.А. Подороги,
A.B. Михайлова, Н.В. Мотрошиловой, И.А. Михайлова, Е.В. Борисова,
B.В. Молчанова, Ю.М. Романенко, О.В. Никифорова, А.Г. Чернякова, Н.И. Ищенко, С.И. Ставцева, А.Н. Крюкова и др. Особого внимания заслуживают тексты двух антологий, посвященных рецепции интеллектуального наследия Л. Витгенштейна4 и М. Хайдеггера5 в отечественной философской мысли.
В числе зарубежных исследований, обрисовывающих общий контур философского наследия Л. Витгенштейна, наиболее значительны труды западноевропейских и американских исследователей, таких как К. -О. Апель, Р. Монк, Дж. Бейкер, В. Блатнер, Г. Финч, Дж. Хайман, Н. Малкольм, Г. Слуга, Ф. Вайсманн. Философия М. Хайдеггера рассмотрена в трудах зарубежных ученых, среди которых: В. Бимель, В. Бретшнайдер, Ж. Деррида, Д. Гриффитс, О. Пёггелер, В. Анц, К. Лафонт, Т. Кларк, Х. Дрейфус,
4 Л. Витгенштейн: pro et contra. Личность и наследие Л. Витгенштейна в оценках российских исследователей : антология / Сост., вступ. статья, примеч., науч. ред. С. В. Никоненко. 2 -е изд. СПб., 2019.
5 М. Хайдеггер: pro et contra, антология. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли / Науч. ред. Ю.М. Романенко. 2-е изд. СПб., 2020.
5
В. Ф. фон Херрманн и др. Отдельные аспекты философского наследия Л. Витгенштейна в отношении языка и мира изучены в работах К. -О. Апеля, Р. Акермана, Х. Апеллквист, Дж. Богена, Ш. Влэдуцеску, Н. Гарвера, У.Д. Гудзона, Д. Халлибертона, Э. Холидея, Ю. Хабермаса, П. Хакера, М. Кобер, Э. Кенни. Различные нюансы взаимодействия между бытием и языком в философии М. Хайдеггера проанализированы в трудах Ш. Влэдуцеску, К. Лафонт, В. Бимеля, Дж. Гозетти-Ференсей, В. Блатнера, Дж. Бранса, П.Дж Маккормика, Ю. Хабермаса, Т. Шатцки.
В исследовании религиозного аспекта философии Л. Витгенштейна ведущую позицию занимает эссе Н. Малкольма «Витгенштейн: религиозная точка зрения?»6, в котором раскрываются точки соприкосновения стиля философствования австрийского мыслителя с религиозным мировоззрением христианина. При раскрытии влияния личностного аспекта на религиозное мировоззрение Л. Витгенштейна особое внимание уделено мемуарам Р. Монка7, автора наиболее информативной и полной интеллектуальной биографии Л. Витгенштейна, и составленному Р. Рисом8 сборнику воспоминаний очевидцев, хорошо знакомых с философом. Помимо этого, значимым источником биографических сведений о Л. Витгенштейне служат труды Б. Мак-Гиннесса, Ф. Паскаль, Г.Х. фон Вригта, П. Энгельмана и М. О'Коннора Друри. М. Аддисом и Р. Аррингтоном составлен и отредактирован сборник трудов «Витгенштейн и философия религии»9. Кроме того, вклад в исследуемую проблему привнесли зарубежные ученые К. Нильсен, Г. Мур, Д.З. Филлипс, Х.-Дж. Глок, Ф. Шилдс и Д.П. Корриган, а также российские исследователи И.Ф. Михайлов, А.Ю. Рахманин, Ю.С. Федотов, Т.Н. Панченко, Н.А. Цыркун, И.Л. Галинская.
6 Malcolm N. Wittgenstein: A Religious Point of View? / Ed. Winch P. London, 1993.
7 Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения / пер. с англ. Васильевой А.; науч. ред. и примеч. В. Анашвили. М., 2018.
8 Recollections of Wittgenstein Hermine Wittgenstein, Fania Pascal, F.R. Leavis, John King, M. O'C. Drury, Norman Malcolm / Ed. by Rhees R. Oxford [Oxfordshire]; NY, 1984.
9 Wittgenstein and Philosophy of Religion / ed. Arrington R.L., Addis M. London, 2003.
6
Зарубежные исследования по философии религии М. Хайдеггера изложены в работах Дж. Уильямса10 и Б. Веддера11. Прочие аспекты религиозного измерения философии немецкого мыслителя в различной мере отражены в работах В. Бимеля, А. Стран, Дж. Гозетти-Ференсей, Д. Гриффитса, Т. Кото, А. Брука, Д. Кальвина.
Особое внимание в данном диссертационном исследовании уделено эссе Х.-Г. Гадамера «Религиозное измерение»12, посвященному исследованию позднего творчества М. Хайдеггера. Рассматривая вопрос о религиозном измерении философии М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамер опровергает восприятие Хайдеггера и как атеистического философа, и как христианского теолога. Знакомство же философа с идеями Ф. Ницше и поэзией Ф. Гёльдерлина определяет как ключевые факторы возникновения «религиозного измерения» в философии М. Хайдеггера. Среди отечественных исследований, связанных с рассматриваемой проблематикой, можно отметить работы В.В. Бибихина, С.А. Коначевой, Е.В. Фалёва, Н.З. Бросовой, А.С. Жировой, А.Г. Чернякова, А.М. Гагинского, Н.Д. Сафроновой, П.П. Гайденко, М.В. Козловой и др.
В современной философии исследования, посвященные сопоставлению тех или иных аспектов интеллектуального наследия Л. Витгенштейна и М Хайдеггера по-прежнему носят единичный характер. В этом отношении можно выделить труды западных исследователей, среди которых М. Гайер13, обративший в своей монографии основное внимание на ключевые аспекты, сближающие философские подходы позднего Л. Витгенштейна и раннего М. Хайдеггера, и Х. Фурута14, рассмотревшего философию М. Хайдеггера через призму аналитической традиции. Анализу различных аспектов
10 Williams J. Martin Heidegger's Philosophy of Religion / J. Williams. Waterloo, Ontario, 2010.
11 Vedder B. Heidegger's Philosophy of Religion: From God to the Gods / B. Vedder. Pittsburgh, 2007.
12 Гадамер Х.-Г. Религиозное измерение // Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Минск, 2007. С. 192-207.
13Geier M. Wittgenstein und Heidegger: Die letztenPhilosophen. Berlin, 2017.
14Furuta H. Wittgenstein und Heidegger: «Sinn» und «Logik» in der Tradition der analytischenPhilosophie. Würzburg, 1996.
философии языка обоих мыслителей посвящены работы С.Н. Биндеманна, П. Стэндиша, Л. Брейвера, С. Гленденинга и Э. Руда. Разностороннее сопоставление философского наследия Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера представлено в коллективной монографии британских исследователей под редакцией Д. Игана15. В рамках рассматриваемой проблемы следует особо выделить труды Дж.Ф. Сефлера16, Дж. Ханнингса17 и Г. Флойстада18, посвященные непосредственно анализу соотношения языка и мира в философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера. Интерпретация поздней хайдеггеровской мысли в отношении религиозного языка с опорой на труды Л. Витгенштейна представлена в исследовании Р. Гутшмидта19. В отечественной философии сопоставительный анализ философских воззрений Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера представлен в исследованиях В.В. Бибихина, С.В. Никоненко, Н.В. Медведева, В.М. Розина, Е.В. Борисова. В частности, С.В. Никоненко анализирует специфику стратегий сближения учений Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера в отечественной и зарубежной философских традициях20.
Проведенный в настоящем исследовании обзор литературы выявил особую актуальность сопоставления интеллектуального наследия Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера с позиции философии религии. Таким образом, данное диссертационное исследование представляет собой оригинальный опыт целостного исследования философских воззрений
15Egan D., Reynolds S., Wendland A. Wittgenstein and Heidegger. London, 2013.
16Sefler G.F. Language and the world: a methodological synthesis within the writings of Martin
Heidegger and Ludwig Wittgenstein. London, 1974.
17Hunnings G. The World and Language in Wittgenstein's Philosophy. Albahy, 1988.
18Floistad G. The Concept of World in Heidegger and Wittgenstein // Wittgenstein- Ästhetik und transzendentalePhilosophie / Wittgenstein - Aesthetics and Transcendental Philosophy. Proceedings of a Symposium at Bergen (Norway), 1980. Wien, 1981.
19 Gutschmidt R. The late Heidegger and a post-theistic understanding of religion // Religious Studies, 2020. Vol. 56, Issue 2. Pp. 152-168. URL: https://doi.org/10.1017/S0034412518000276 (date of access: 23.11.2020).
20 Никоненко С.В. Сравнительный анализ учений Витгенштейна и Хайдеггера в контексте российской и западной философской традиции // Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной философской мысли. СПб., 2018. С. 289-323.
8
Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера на соотношение языка и мира в контексте их религиозного измерения.
Объект исследования. Философское наследие Людвига Витгенштейна и Мартина Хайдеггера.
Предмет исследования. Выявление религиозного измерения языка и
мира в воззрениях Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера в контексте философии религии.
Цель исследования - провести философско-религиоведческий анализ представлений Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера о языке и мире с позиции присутствия в них религиозного измерения. В связи с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
- выявить, что взаимодействие языка и мира в интерпретации Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера может иметь и религиозный характер;
- реконструировать дуалистическое понимание мира в представлениях раннего Л. Витгенштейна и позднего М. Хайдеггера;
- проследить эволюцию внемирного мистического в грамматически обоснованные религиозные формы жизни;
- раскрыть значение поэзии как зашифрованного послания богов людям и исследовать божественную природу поэтического слова;
- обосновать общность свойства трансцендентальности для логики и поэзии в философско-религиозных теориях мироустройства Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Диссертационное исследование опирается на расширенную интерпретацию религиозного, представленного как опыт взаимодействия с трансцендентным.
Особого пояснения требует термин «религиозное измерение». Отправной точкой в рассуждениях является обращение к способу операционализации понятий. Измерение, в данном случае, имеет
философский интерпретативный характер. О религиозном измерении философии Л. Витгенштейна рассуждал Питер Уинч21, переводчик сборника витгенштейновских текстов на английский язык, известного под названием «Культура и ценность». На религиозное измерение философии М. Хайдеггера указывал его ученик Ханс-Георг Гадамер22. Таким образом, с точки зрения философии религии использование термина «религиозное измерение» в диссертации считаем теоретически и эмпирически обоснованным. В качестве «единиц» анализа, позволяющих говорить о религиозном измерении философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера выступают такие смысловые константы, как: упоминания о Боге, мистическое отношение к объекту и использование понятия «мистическое», обращение к текстам Священных Писаний, ссылки на религиозных писателей и др.
Значительное число работ, апеллирующих к наследию М. Хайдеггера в области теологии, мы преимущественно выводим за рамки данного исследования. Наша позиция опирается на мнение Х.-Г. Гадамера, согласно которому религиозное измерение присутствует в философии М. Хайдеггера «не благодаря теологии, но в обход ее»23. При выстраивании собственной исследовательской концепции мы также принимаем во внимание мнение С.А. Коначевой, в соответствии с которым «диалог христианских теологов с М. Хайдеггером остался скорее опытом не-прочтения»24. Схожая ситуация наблюдается и в отношении работ Л. Витгенштейна. Как отметила З.А. Сокулер: «ввиду неэксплицированности витгенштейновского текста любые пояснения будут интерпретациями, отражающими в первую очередь
21 Winch P. Discussion of Malcolm's essay // Malcolm N. Wittgenstein: A Religious Point of View? / Ed. P. Winch. London: Routledge, 1993. P 132.
22 Гадамер Х.-Г. Религиозное измерение // Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Минск, 2007. С. 192-207.
23 Гадамер Х.-Г. Указ. соч. С. 205.
24 Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Российский государственный гуманитарный университет. М., 2010. С. 326.
уровень понимания интерпретатора»25. Исходя из этих наблюдений, особое внимание в разработке теоретической базы уделено анализу текстов самих философов: как в оригинале, так и в переводах. Необходимо также указать на важность использования биографических исследований, мемуаров, эпистолярных источников и интервью для разработки исследуемой темы.
Изученные материалы способствовали формированию собственного взгляда на философско-религиозные воззрения австрийского и немецкого мыслителей. Исследование религиозного измерения языка и мира в философских взглядах Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера осуществлено автором с учетом осмысления специфики мышления каждого из философов и при сопоставлении отдельных аспектов их рассуждений в рамках рассматриваемой проблемы.
В решении поставленных в диссертационном исследовании задач были применены следующие методы и подходы:
1. В основу анализа текстов философских сочинений Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера заложен герменевтический метод интерпретации как способ выявления смыслов в текстах и наполнения их смыслами - для понимания связей между объектами во внутреннем мире автора. Данный метод исходит из многозначности компонентов, составляющих философский текст. 2. Феноменологический метод, включающий феноменологическую «деструкцию» - критический «разбор» используемых концептов, и процедуры феноменологических эпохе и редукции, которые облегчают доступ к предметам исследования и тем самым позволяют раскрыть сферу имманентного опыта. Этот метод позволил описать становление и трансформацию мировоззренческих установок Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера.
25 Сокулер З.А. К публикации перевода витгенштейновских «Заметок о "Золотой ветви" Дж. Фрэзера»// Историко-философский ежегодник. М.,1989. С. 246.
11
3. Сравнительно-исторический метод исследования, позволил выявить общее и особенное в философско-религиозных воззрениях Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера на проблему соотношения языка и мира.
4. Междисциплинарный подход, обусловленный, с одной стороны, разносторонними философскими интересами Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера, с другой - обращениями в рамках данного исследования к различным областям знания, позволил в полной мере охватить философский замысел обоих мыслителей в отношении религиозной составляющей их философских концепций.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- выявлена религиозная составляющая подходов Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера к пониманию языка и мира;
- на основе анализа трудов Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера раскрыта многоуровневая структура языка в описании мира, представленная формально-логическим, повседневным и поэтическим уровнями с последующим выявлением религиозной коннотации;
- установлена важность религиозного измерения в концепциях логики раннего Л. Витгенштейна и поэзии позднего М. Хайдеггера, трансцендентальная природа которых обеспечивает взаимосвязь языка и мира;
- осуществлен анализ ключевых аспектов соотношения языка и мира в лингвофилософских построениях Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера с позиции философии религии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Принцип дуальности мира, обусловленный наличием религиозной составляющей в установках философов, характерен как для раннего Л. Витгенштейна, так и позднего М. Хайдеггера, что доказывает возможность наличия религиозного измерения их философских концепций.
2. Мистическое, выведенное ранним Л. Витгенштейном за рамки мира фактов, ограниченного логической структурой языка, впоследствии находит свое лингвистическое выражение в мифе и в грамматической легитимации языка в религиозных формах жизни.
3. Миф играет важную роль при обосновании бытия-в-мире с помощью религиозного измерения языка. Взаимодействие мира и земли у М. Хайдеггера находит свое высшее воплощение в искусстве, истинная сущность которого выражается в поэзии как подлинном языке. Поэзия, в свою очередь, есть способ нисхождения идей горнего мира в мир надземляной, что завершает логику концепции Мирового древа, имеющей религиозное измерение.
4. Заключенное в молчании витгенштейновское мистическое может получить прояснение через хайдеггеровское Ничто. Это обосновывается через сопоставление «выдвинутости в Ничто» (М. Хайдеггера) с «философским Я» (Л. Витгенштейна). Непосредственная близость Ничто провоцирует ужас, обращающий человеческое бытие в сторону Сущего, а как метафизический субъект человек пребывает на границе мистического с миром в качестве ретранслятора божественных смыслов.
5. Формы постметафизического мышления, характерные для философии XX века, обнаружили невозможность преодоления метафизики. Два мощных импульса, задавших вектор развития современной философской мысли, оформленные трудами Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера, содержат в своей основе ключевые понятия язык и мир, сохранившие как неявное (у первого), так и явное (у второго) не только метафизическое наполнение, но и религиозное значение.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в философско-религиоведческой реконструкции лингвофилософских идей Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера на разных этапах их интеллектуальной деятельности. В ходе данного исследования выявлены предпосылки,
формирующие представления о природе религиозного измерения языка и мира в трудах австрийского и немецкого мыслителей. Несмотря на принадлежность Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера к разным философским традициям и исторически сложившегося стереотипа о несоизмеримости и «взаимоисключающего понимания»26 их философских программ, установление сходств и различий в их религиозном мировоззрении позволяет выявить интерпретационные возможности в отношении трактовки философских суждений обоих мыслителей о взаимодействии языка и мира.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанный материал может быть использован в дальнейшей научно-исследовательской деятельности и в учебном процессе при подготовке и чтении курсов по религиоведению и философии религии в высших учебных заведениях.
Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертации прошли апробацию в виде докладов и выступлений на международных и всероссийских научных конференциях: VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (Уфа, 2015); VII международная научно -практическая конференция «Перевод. Язык. Культура» (Санкт-Петербург, 2016); Вторая международная научно-практическая конференция «Этика и история философии» (Тамбов, 2016); Международная научная конференция «Контрастивные исследования языков и культур» (Минск, 2017); IX международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы - 2017. Этика революций» (Санкт-Петербург, 2017); Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование: исторический опыт, современное состояние, новые ориентиры» (Тамбов, 2017); Всероссийская научно-практическая конференция
26Apel K.-O. Wittgenstein und Heidegger. Die Fragenach dem Sinn von Sein und der Sinn losigk eits ver dachtgegenalle Metaphysik // Philosophisches Jahrbuch. 1967. №75(1). Рр. 56-94.
14
«Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации» (Липецк, 2017); Международная научно-практическая конференция «Философия и методология науки» (Тамбов, 2017); VIII Международная научно-практическая конференция «Перевод. Язык. Культура» (Санкт-Петербург, 2018); XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы - 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования» (Санкт-Петербург, 2019); Вторая международная научно-практическая конференция «Философия и образование: практики взаимодействия, стратегии развития в XXI веке» (Тамбов, 2019); VIII Международная междисциплинарная конференция «Когнитивные штудии: Эмерджентность и сложность, когнитивные практики» (Минск, 2019).
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в международные и российские реферативные базы данных (Web of Science, РИНЦ и др.) и включенных в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций.
Структура диссертационной работы включает в себя введение, две главы, подразделяющиеся на десять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, включающий 220 наименований.
Глава 1. Духовный аспект философствования Людвига Витгенштейна
Данная глава посвящена изучению философских взглядов Людвига Витгенштейна, в которых отражается религиозность его личности. Под этим подразумевается особый вид религиозности, не связанный с традиционным представлением о ней - религиозность интеллектуала. Такая религиозность пронизывает творчество Л. Витгенштейна, определяя стиль и характер его философствования и обуславливая особое восприятие взаимосвязи языка и мира на всем протяжении философского пути австрийского мыслителя.
Считаем избранный нами подход вполне обоснованным. Как заметил М.Ю. Смирнов, религиозность «при любом ее истолковании, это нечто имманентное индивидам, сотканное из психических, ментальных, эмоциональных процессов»27. То есть, в широком смысле религиозность это неотъемлемая часть человеческой натуры. Проблема в том, что критически настроенный ум глубокого мыслителя, как правило, пребывает в сложных отношениях с его религиозностью. Довольно часто компромисс находится в абстрагировании веры от исторического и метафизического контекстов. Именно поэтому Дж. Хайман называет кьеркегоровскую концепцию Живого Бога наиболее привлекательной для Л. Витгенштейна28. В течение жизни мировоззрение и философские предпочтения мыслителя могут меняться, в значительной степени эволюционировать. Учитывая этот факт, структура данного исследования предполагает определенную этапность в изучении творчества рассматриваемых философов. Первый параграф диссертации служит цели ознакомления с основными понятиями философии Л. Витгенштейна на разных этапах его интеллектуальной деятельности, что в дальнейшем позволит выявить их религиозное измерение.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
А. Шопенгауэр и немецкая экзистенциальная философия: проблема преемственности2023 год, кандидат наук Корниенко Алексей Геннадиевич
Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа Суонси2023 год, кандидат наук Золотков Григорий Алексеевич
Концепция бытийной истории Мартина Хайдеггера2023 год, кандидат наук Митлянская Мария Борисовна
Проблема языка в философии М.Хайдеггера2022 год, кандидат наук Чебан Алексей Георгиевич
Проблема следования правилу как проявление радикального эпистемологического скептицизма в аналитической философии языка2008 год, доктор философских наук Ладов, Всеволод Адольфович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Талалаева Екатерина Юрьевна, 2022 год
Список использованных источников и литературы
1. Анц В. Диалог Хайдеггера с традицией / В. Анц // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. С. 53-61.
2. Апель К.-О. Витгенштейн и проблема герменевтического понимания / К.-О. Апель // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 76-93.
3. Аринин Е.И. Философия религии. Академическое введение в основные концепции и термины: учеб. пособие для студентов специальности и направления «Религиоведение» / Е.И. Аринин. Владимир, 2014. 407 с.
4. Артеменко Н.А. «Кто» и «что» трансцендентально -феноменологической философии / Н.А. Артеменко // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2010. Т. 10. № 2. С. 76-87.
5. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.: Университетская книга, 1999. 96 с.
6. Баллаева Е.А. Витгенштейнова концепция мира как «микрокосма» (О мировоззренческих идеях «Логико-философского трактата») / Е.А. Баллаева // Человек. Общество. Познание (Историко-философские очерки). М., 1981.
7. Беляев Е.И. Людвиг Витгенштейн: обновление философии / Е.И. Беляев. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. 164 с.
8. Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: «Канон», 1994. 384 с.
9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Издательство «Правда», 1989. 607 с.
10. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н.А. Бердяев. Париж, 1934. URL: http://heidegger.rhga.ru/section/m-khaydegger-v-rossii/ya-i-mir-obektov-opyt-filosofii-odinochestva-i-obshcheniya-parizh-1934.html (дата обращения: 07.01.2021).
11. Бибихин В.В. Мир. Язык философии / В.В. Бибихин. СПб: Азбука, 2016. 448 с.
12. Бибихин В.В. Экскурс: Витгенштейн и Хайдеггер // Витгенштейн: смена аспекта / В.В. Бибихин. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского, 2005. С. 315-335.
13. Борисов Е.В., Ладов В.А., Суровцев В.А. Язык Сознание Мир. Очерки компаративного анализа феноменологии и аналитической философии / Е.В. Борисов, В.А. Ладов, В.А. Суровцев. Вильнюс: ЕГУ, 2010. 155 с.
14. Бросова Н.З. Теологические аспекты философии истории М. Хайдеггера / Н.З. Бросова. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2005. 188 с.
15. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество / С.Н. Булгаков. М.: Русская книга, 1992. 528 с.
16. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. 415 с.
17. Вайсманн Ф. Людвиг Витгенштейн и Венский кружок // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Ф. Вайсманн / Пер. с англ., нем. М.: «Дом интеллектуальной книги». 1998. С. 44-68.
18. Валери П. Об искусстве / П. Валери. М.: Искусство, 1993. 512 с.
19. Вейш Я.Я. Учение Л.Витгенштейна и религиозная философия / Я.Я. Вейш // Проблема человека в современной буржуазной философии. М., 1 988. С. 83-87.
20. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С. 57-68.
21. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги. Предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Л. Витгенштейн / Пер. с англ. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. 256 с.
22. Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916 (Под общей редакцией В.А. Суровцева) / Л. Витгенштейн. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. 415 с.
23. Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера / Л. Витгенштейн // Историко-философский ежегодник / пер. Сокулер З.А. М.: «Наука», 1989. С. 251-268.
24. Витгенштейн Л. Замечания по основаниям математики / Л. Витгенштейн // Философские работы / пер с нем. Козловой М.С., Асеева Ю.А. М.: Издательство «Гнозис», 1994. Ч. II. Кн. 1. 206 с.
25. Витгенштейн Л. Культура и ценность / Л. Витгенштейн // Философские работы. Часть I / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. С. 407-492.
26. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Л. Витгенштейн / Пер. с англ. В.П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 127 с.
27. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере / Л. Витгенштейн // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 120-134.
28. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы. Часть I / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. С. 1-74.
29. Витгенштейн Л. О достоверности / Л. Витгенштейн// Философские работы. Часть I / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. С. 321-406.
30. Витгенштейн Л. Тайные дневники 1914 - 1916 гг. / Л. Витгенштейн / Предисловие и перевод В.А. Суровцева и И.А. Эннс // Логос. 2004. № 3 -4 (43). С. 279-322.
31. Витгенштейн Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн// Философские работы. Часть I / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. С. 75-320.
32. Витгенштейн Л. Zettel / Л. Витгенштейн. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. 240 с.
33. Гагинский А.М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. № 4 (60). С. 55-71.
34. Гадамер Х.-Г. Бытие Дух Бог // Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Минск: Пропилеи, 2007. С. 208-224.
35. Гадамер Х.-Г. Религиозное измерение // Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. Минск: Пропилеи, 2007. С. 192-207.
36. Гайденко П.П. Тайна бытия. М. Хайдеггер о сущности художественного произведения // Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. М.: Республика, 1997. С. 335-353.
37. Гарвер Н. Витгенштейн и критическая традиция / Н. Гарвер// Логос. 1995. №6. С. 231-247.
38. Гёльдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма / Ф. Гёльдерлин. М.: Наука, 1988. 187 с.
39. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ / А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. 172 с.
40. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства / А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 142 с.
41. Друри М. Беседы с Витгенштейном / М. Друри // Логос. 1999. № 1. С. 131-150.
42. Дугин А. Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала / А.Г. Дугин. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. 389 с.
43. Инишев И.Н. Интенциональность и медиальность генезис и трансформация феноменологической герменевтики / Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / РГГУ. М., 2015. 329 с.
44. Ищенко Н.И. Мартин Хайдеггер: к вопросу о трансценденции // Науч. ежегодник Института философии и права Урал. отд-ния РАН, 2018. Т.18, вып.3, С. 27-46.
45. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики - критика техники - этика / П. Кампиц // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 49-55.
46. Кантерян Э. Людвиг Витгенштейн (Критические биографии) / Э. Кантерян. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 248 с.
47. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк / Ю.А. Кимелев. М.: Издательский Дом «КЫаВепе», 1998. 424 с.
48. Козлова М.С. Философия как деятельность: Мысли Л. Витгенштейна / М.С. Козлова // Современная аналитическая философия. Сборник обзоров. Вып. 3. М.:ИНИОН, 1991.С. 110-126.
49. Коначева С.А. Бог как слово нашего языка: постметафизическая интерпретация ключевых христианских символов в религиозной мысли второй половины ХХ в. // Философия религии: альманах 2012-2013 / сост. и отв. ред. В.К. Шохин. М.: Восточная литература, 2013. С. 98-116.
50. Коначева С.А. Бог после Бога. Философская теология в постметафизическую эпоху. М.: РГГУ, 2019 г. 242 с.
51. Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог: Хайдеггер и философская теология ХХ века / С.А. Коначева. М.: РГГУ, 2010. 352 с.
52. Коначева С.А. Религиозные феномены в перспективе вопроса о бытии: хайдеггеровская интерпретация поэзии Гельдерлина как феноменология священного / С.А. Коначева // Логос. 2010. №5 (78). С.43-55.
53. Коначева С.А. Хайдеггер и вопрос о Боге / С.А. Коначева // Феномен человека в его эволюции и динамике: Труды открытого семинара института синергийной антропологии. Великий Новгород, 2013. С. 48-76.
54. Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / С.А. Коначева / Российский государственный гуманитарный университет. М., 2010. 347 с.
55. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие / А.Н. Красников. М: Академический проект, 2007. 239 с.
56. Л. Витгенштейн: pro et contra. Личность и наследие Л. Витгенштейна в оценках российских исследователей: антология / Сост., вступ. статья, примеч., науч. ред. С. В. Никоненко. 2-е изд. СПб.: РХГА, 2019. 1055 с.
57. Ладов В.А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии / В.А. Ладов. Томск: Издательство Томского университета, 2008. 326 с.
58. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ. / Сост. и заключит. ст. В.П. Руднева. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
59. М. Хайдеггер: pro et contra, антология. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли / Науч. ред. Ю.М. Романенко. 2-е изд. СПб.: РХГА, 2020. 1152 с.
60. М. Хайдеггер и русская философская мысль. Коллективная монография / Отв. редактор Ю.М. Романенко. СПб: РХГА, 2020. 383 с.
61. Мануссакис Д.П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. К.: ДУХ I Л1ТЕРА. 2014. 416 с.
62. Маркс К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1: [1839 - 1844 гг.]. XVI, 696 с.
63. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала / А.А. Маслов. М.: Алетейя, 2003. 376 с.
64. Маслов А.А. Тайный код Конфуция. Что пытался передать Великий Учитель? Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. 288 с.
65. Медведев Н.В. К вопросу о сущности языка: размышления Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера / Н.В. Медведев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 2 (2). С. 20-25.
66. Медведев Н.В. Проблема взаимосвязи языка и мира: подход позднего Л. Витгенштейна / Н.В. Медведев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 67-73.
67. Медведев Н.В., Федотова Е.Ю. Роль молчания в онтологии языка Витгенштейна и Хайдеггера / Н.В. Медведев, Е.Ю. Федотова // Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (53). С. 199-209.
68. Микешина Л.А. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании / Л.А. Микешина // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М: Изд-во ИФ РАН, 1996. С. 54-66.
69. Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире. М.: Издательство Московский рабочий, 1990. 48 с.
70. Михайлов И.Ф. Витгенштейн и проблема мистического опыта // Философские идеи Людвига Витгенштейна / И.Ф. Михайлов. М: Изд-во Инта философии РАН, 1996. С. 116-121.
71. Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения / пер. с англ. Васильевой А.; науч. ред. и примеч. Анашвили В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2018. 624 с.
72. Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие - Время - Любовь / Н.В. Мотрошилова. М.: Академический проект, 2013. 542 с.
73. Никоненко С.В. Сравнительный анализ учений Витгенштейна и Хайдеггера в контексте российской и западной философской традиции / С.В. Никоненко // Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной философской мысли. СПб.: РХГА, 2018. С. 296-323.
74. Никоненко С.В. Сравнительный анализ учений Хайдеггера и Витгенштейна в контексте российской философской традиции / С.В. Никоненко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 58-71.
75. Никонова С.Б. Мартин Хайдеггер. Что такое метафизика? // Конфликтология духовной сферы: учеб. пособие. СПб., 2018. С. 50-55.
76. Никонова С.Б. Рождение катастрофического субъекта в протестантизме // XXIII научно-практическая конференция молодых ученых «Мodermty: человек и культура» (17-18 декабря 2020 г.). СПб., 2020. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=0iZNkrGhjVM (дата обращения: 07.01.2021).
77. Новая философская энциклопедия: В 4 томах / Под редакцией В.С. Стёпина. Т. 4. М.: Мысль. 2001. 736 с.
78. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто. СПб: АНО «Издательство СПбГУ», 2008. 274 с.
79. Панченко Т.Н. Стросон и Витгенштейн. Анализ как выявление формальной структуры неформального языка и анализ как терапия / Т.Н. Панченко // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М: Изд-во ИФ РАН, 1996. С. 67-82.
80. Паткуль А.Б. Мир как взаимосвязь значимости и как противоборец земли у Хайдеггера / А.Б. Паткуль // ВПЕРЕД, МЕЧТА... От стихии современного информационного общества к горизонтам общества знания. Сборник научных статей. СПб., 2019. С. 27-32.
81. Пронина Т.С. Методологические проблемы изучения современной религиозности // Философская методология и научное познание: материалы Международной научной конференции. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С.132-141.
82. Рахманин А.Ю. Автономия религии и религиозный плюрализм в лингвистической философии и феноменологическом религиоведении / А.Ю. Рахманин // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 90-103.
83. Рахманин А.Ю. «Религия» в философии обыденного языка: несколько наблюдений / А.Ю. Рахманин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 26-36.
84. Рахманин А.Ю. Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна / А.Ю. Рахманин // Платоновские исследования. 2019. Т. 11. № 2. С. 153-174.
85. Родин К.А. Витгенштейн: история интерпретаций (критический анализ подхода Анат Билецкой) / К.А. Родин // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 87-90.
86. Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка / Р. Рорти// Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. С. 121 -133.
87. Руднев В.П. Божественный Людвиг: Витгенштейн: Формы жизни / В.П. Руднев. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 256 с.
88. Сафронова Н.Д. М. Хайдеггер как толкователь поэзии Фр. Гёльдерлина: в поисках «сочинённого» / Н.Д. Сафронова // Вопросы философии. 2018. № 4. С. 158-168.
89. Смирнов М.Ю. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии? / М.Ю. Смирнов // Вестник РХГА, 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 145-153.
90. Смирнова Е.Д. Логика и «строительные леса» мира. Необычный мир «Трактата» Л. Витгенштейна / Е.Д. Смирнова // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 62-67.
91. Сокулер З.А. К публикации перевода витгенштейновских «Заметок о "Золотой ветви" Дж. Фрэзера»// Историко-философский ежегодник. - М.: «Наука», 1989. С. 246-250.
92. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. / З.А. Сокулер. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 173 с.
93. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. СПб.: Лань, 2000. 190 с.
94. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. СПб.: Лань, 2000. 190 с.
95. Суровцев В.А., Родин К.А. «Заметки о цвете» Людвига Витгенштейна: от логики цвета - к социологии цвета / В.А. Суровцев, К.А. Родин // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2 (24). С. 25-38.
96. Талалаева Е.Ю. Аналитическое прочтение романа Д. Марксона «Любовница Витгенштейна»: идейное противостояние философских взглядов Витгенштейна и Хайдеггера? / Е.Ю. Талалаева // Журнал философских исследований. 2019. Т. 5. № 2. С. 25-31.
97. Талалаева Е.Ю. Онтология поэзии Фридриха Гёльдерлина: ключ к поздней философии Мартина Хайдеггера / Е.Ю. Талалаева // Журнал философских исследований. 2019. Т. 5. № 1. С. 39-43.
98. Талалаева Е.Ю. Преодоление границы языка в философии Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера / Е.Ю. Талалаева // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 83-88.
99. Талалаева Е.Ю. Язык и мир в философии Людвига Витгенштейна и Мартина Хайдеггера / Е.Ю. Талалаева. Тамбов, 2020. 132 с.
100. Талалаева Е.Ю., Пронина Т.С. «О достоверности» Людвига Витгенштейна: соотношение понятий знание и вера / Е.Ю. Талалаева, Т.С. Пронина // Философия и образование: практики взаимодействия, стратегии развития в XXI веке. Материалы второй международной научно-практической конференции. Тамбов, 2019. С. 83-86.
101. Талалаева Е.Ю., Пронина Т.С. Людвиг Витгенштейн: «О достоверности», вере и религиозных языковых играх / Е.Ю. Талалаева, Т.С. Пронина // Журнал философских исследований. 2019. Т. 5. № 3. С. 11-16.
102. Толстой Л.Н. Краткое изложение Евангелия и предисловие к нему / Л.Н. Толстой. 1881. [Электронный ресурс] // URL: http://tolstoy.ru/creativity/publicism/780/ (дата обращения: 23.01.2020).
103. Фалёв Е.В. Хайдеггер как "христианский теолог"? / Е.В. Фалёв // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 289-293.
104. Федотов Ю.С. Религиозный аспект метафизики Людвига Витгенштейна / Ю.С. Федотов. Тамбов, 2020. 224 с.
105. Федотов Ю.С., Талалаева Е.Ю. "Витгенштейнианский фидеиз": к истоку понятия / Ю.С. Федотов, Е.Ю. Талалаева // Журнал философских исследований. 2018. Т. 4. № 3. С. 81-86.
106. Федотов Ю.С., Талалаева Е.Ю. О религиозности Л. Витгенштейна: аналогии Н. Малкольма / Ю.С. Федотов, Е.Ю. Талалаева // Аспирантский вестник Поволжья. 2018. № 7-8. С. 12-18.
107. Федотов Ю.С., Талалаева Е.Ю. Религиозный аспект личности Людвига Витгенштейна / Ю.С. Федотов, Е.Ю. Талалаева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2019. № 1 (31). С. 90-95.
108. Федотов Ю.С., Федотова Е.Ю. Параллели истории. Гуманизм и десакрализация личности / Ю.С. Федотов, Е.Ю. Федотова // Философские традиции и современность. 2013. №1 (3). С. 128-131.
109. Федотова Е.Ю. Онтологическая сущность поэзии в философии Мартина Хайдеггера / Е.Ю. Федотова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2016. № 3 (33). С. 15 -22.
110. Федотова Е.Ю. Постижение феномена молчания: Витгенштейн и восточная философия / Е.Ю. Федотова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2 (34). С. 325 -332.
111. Философия Мартина Хайдеггера и современность / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1991. 253 с.
112. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2017. 799 с.
113. Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировоззрение / Ю. Хабермас// Историко-философский ежегодник 1989. М.: Наука, 1989. С. 327-353.
114. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Академический Проект, 2013. 460 с.
115. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер / Пер. с нем. и комм. В.В. Бибихина. М.: AdMargmem, 1997. 452 с.
116. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.С. 41-62.
117. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающем / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 273-301.
118. Хайдеггер М. К чему поэты? // Дугин А. Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2010. С. 299-346.
119. Хайдеггер М. О поэтах и поэзии. Гельдерлин. Рильке. Тракль / М. Хайдеггер, пер. Н.А. Болдырев. Томск: Водолей, 2017. 240 с.
120. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность -одиночество. СПб: Владимир Даль, 2013. 591 с.
121. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 192 -220.
122. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. Томск: Водолей, 1998. 384 с.
123. Хайдеггер М. Путь к языку / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 259-272.
124. Хайдеггер М. Размышления II-VI. (Черные тетради 1931-1938) / М. Хайдеггер. Москва: Издательство Института Гайдара, 2016. 584 с.
125. Цыркун Н.А. Эстетические аспекты философии Л. Витгенштейна / Н.А. Цыркун // Вопросы философии. 1981. №10. С. 83-94.
126. Чернова Я.С. Талалаева Е.Ю. Онтологический анализ поэзии как подлинного языка в философии М. Хайдеггера, Х. -Г. Гадамера и П. Рикёра / Я.С. Чернова, Е.Ю. Талалаева // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 133-140.
127. Чернова Я.С., Талалаева Е.Ю. Онтологическая сущность молчания в философии М. Хайдеггера / Я.С. Чернова, Е.Ю. Талалаева // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 2. С. 102-105.
128. Черняков А.Г. Бог без бытия и ум без мышления. О поэтическом именовании // Онтология времени. Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. С. 129-148.
129. Черняков А.Г. Послесловие переводчика // Мартин Хайдеггер. Основные проблемы феноменологии / Перевод с нем. А.Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 446 с.
130. Шестаков В.П. Людвиг Витгенштейн в Кембридже и России: Документальная биография / В.П. Шестаков. М.: ЛЕНАНД, 2018. 176 с.
131. Шохин В.К. Введение в философию религии / В.К. Шохин. М.: Альфа -М, 2010. 288 с.
132. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Издательство МГУ. 1994. 144 с.
133. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. Москва: Ренессанс, 1991. 300 с.
134. Apel K.-O. Wittgenstein und Heidegger. Die Frage nach dem Sinn von Sein und der Sinn losigkeits verdacht gegena lle Metaphysik/ K.-O. Apel// Philosophisches Jahrbuch. 1967. №75(1). Рр. 56-94.
135. Appelqvist H. Why does Wittgenstein say that ethics and aesthetics are one and the same? / H. Appelqvist // Wittgentein's Tractatus: History and Interpretation / Eds. P. Sullivan, M. Potter. Oxford: Oxford University Press, 2013. Pp. 40-59.
136. Arrington R. L. «Theology as grammar»: Wittgenstein and some critics // Wittgenstein and Philosophy of Religion / ed. Arrington R.L. Addis M. London: Routledge, 2003.
137. Ayer A.J. Wittgenstein / A.J. Ayer. NY: Random House, 1985.
138. Biemel W. Poetry and Language in Heidegger / W. Biemel // Kockelmans J.J. On Heidegger and Language. Evanston: Northwestern University Press. 1980.
139. Bindemann S.L. Heidegger and Wittgenstein, the Poetics of Silence / S.L. Bindemann. Lanham:University Press of America, 1981.
140. Blattner W. Heidegger's 'Being and Time': A Reader's Guide / W. Blattner.London: A&C Black, 2007.
141. Bogen J. Wittgenstein's philosophy of language: some aspects of its development / J. Bogen. Abingdon-on-Thames: Routledge and K. Paul, 1972.
142. Braver L. Groundless Grounds: A Study of Wittgenstein and Heidegger / L. Braver. Cambridge: MIT Press, 2012.
143. Brencio F. Foundation and Poetry: Heidegger as a reader of Hölderlin / F. Brencio // Studia Philosophiae Christianae. Vol. 49. No 4. 2013. Pp. 181-200.
144. Bruns G.L. Heidegger's Estrangements Language, Truth, and Poetry in the Later Writings / G.L. Bruns.New Haven: Yale University Press, 1989.
145. Calvin D. Ullrich On Caputo's Heidegger: A Prolegomenon of Transgressions to a Religion without Religion / D. Calvin // Open Theology, 2020. Vol. 6. Issue 1. Pp. 241-255. URL: https://doi.org/10.1515/opth-2020-0020 (date of access: 19.09.2020).
146. Caputo J.D. The mystical element in Heidegger's thought / J.D. Caputo. Athens: Ohio University Press. 1978.
147. Clark T. Martin Heidegger / T. Clark. London: Routledge, 2002.
148. Crowe B.D. Heidegger's Religious Origins: Destruction and Authenticity / B.D. Crowe. Bloomington: Indiana University Press, 2006.
149. Derrida J. Of Spirit: Heidegger and the Question / J. Derrida. Chicago: University of Chicago Press, 1991.
150. Dreyfus H. Being-in-the-world: A Commentary on Heidegger's Being and Time, Division I / H. Dreyfus. Cambridge: MIT Press, 1991.
151. Drury M. Conversations with Wittgenstein // Recollections of Wittgenstein. Hermine Wittgenstein, Fania Pascal, F.R. Leavis, John King, M. O'C. Drury,
Norman Malcolm / Ed. R. Rhees Oxford; New York: Oxford University Press, 1984. P. 97-172.
152. Drury M. Some notes on Conversations with Wittgenstein // Drury M. The Selected Writings of Maurice O'Connor Drury: On Wittgenstein, Philosophy , Religion and Psychiatry / Ed. J. Hayes. London: Bloomsbury Academic, 2017. P. 93-148.
153. Egan D., Reynolds S., Wendland A. Wittgenstein and Heidegger / D. Egan, S. Reynolds, A.Wendland. Abingdon-on-Thames: Routledge, 2013.
154. Floistad G. The Concept of World in Heidegger and Wittgenstein / G. Floistad // Wittgenstein- Ästhetik und transzendentale Philosophie / Wittgenstein -Aesthetics and Transcendental Philosophy. Proceedings of a Symposium at Bergen (Norway), 1980. Wien, 1981.
155. Furuta H. Wittgenstein und Heidegger: «Sinn» und «Logik» in der Tradition der analytischen Philosophie / H. Furuta. Würzburg: Königshausen & Neumann, 1996.
156. Geier M. Wittgenstein und Heidegger: Die letzten Philosophen / M. Geier. Berlin: Rowohlt E-Book, 2017.
157. Glendinning S. On Being With Others: Heidegger, Wittgenstein, Derrida / S. Glendinning. Abingdon-on-Thames: Routledge, 2006.
158. Gosetti-Ferencei J. The world and image of poetic language: Heidegger and Blanchot / J. Gosetti-Ferencei // Continental Philosophy Review. 2012 Vol. 45. Pp. 189-212.
159. Griffiths D.H. On the uses and advantages of poetry for life. Reading between Heidegger and Eliot / D.H. Griffiths / Dissertation / University of Pretoria, 2006.
160. Gutschmidt R. The late Heidegger and a post-theistic understanding of religion / R. Gutschmidt // Religious Studies, 2020. Vol. 56, Issue 2. Pp. 152-168. URL: https://doi.org/10.1017/S0034412518000276 (date of access: 23.11.2020).
161. Habermas J. Postmetaphysical Thinking II / J. Habermas. Hoboken: John Wiley & Sons, 2017.
162. Hacker P.M.S. Wittgenstein's Place in Twentieth-Century Analytic Philosophy / P.M.S. Hacker. Oxford: Blackwell, 1996.
163. Heidegger M. "Only a God Can Save Us": Der Spiege's Interview with Martin Heidegger (1966) / Heidegger M. // The Heidegger Controversy: A Critical Reader / ed. by R. Wolin. - London: The MIT Press, 1992. - Pp. 91-116.
164. Heidegger M. Beiträge zur Philosophie (VomEreignis). Vol. 65 of the Gesamtausgabe / M. Heidegger / Ed. F.-W. von Herrmann. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann. 1989.
165. Heidegger M. Elucidations of Holderlin 's Poetry / M Heidegger. NY: Humanity Books, 2000.
166. Heidegger M. Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung / M. Heidegger. Frankfurt am Main: V. Klostermann, 1963.
167. Heidegger M. On the Way to Language / M. Heidegger. San Francisco: HarperOne, 1982.
168. Heidegger M. Poetry, Language, Thought / M. Heidegger. NY: Harper Collins, 2001.
169. Herrmann F.W. von Subjekt und Dasein. Interpretationen zu «Sein und Zeit» / F.W. von Herrmann. Frankfurt am Mein, 1985.
170. Hintikka J. Ludwig Wittgenstein. Half Truths and One-and-a-Half-Truths. Selected Papers / J. Hintikka. Dordrecht: Dordrecht Kluwer, 1996.
171. Hölderlin F. 'Oldest System Programme of German Idealism' / F. Hölderlin // Classic and Romantic German Aesthetics / ed. by J.M. Bernstein. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. Pp. 185-188.
172. Hudson W.D. Ludwig Wittgenstein: The Bearing of His Philosophy Upon Religious Belief / W.D. Hudson. London: John Knox Press, 1968.
173. Hunnings G. The World and Language in Wittgenstein's Philosophy / G. Hunnings. Albahy: SUNY Press, 1988.
174. Hyman J. Wittgenstein / J. Hyman // A Companion to Philosophy of Religion. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2010.
175. Inwood M. A Heidegger Dictionary. Blackwell Philosopher Dictionaries / M. Inwood. Hoboken: Wiley-Blackwell, 1999.
176. Kenny A. Wittgenstein / A. Kenny. Harmondsworth: Penguin, 1973.
177. Kober M. Deepening our Understanding of Wittgenstein / M. Kober. Amsterdam: Editions Rodopi B.V., 2006.
178. Lafont C. Heidegger, Language, and World-Disclosure / C. Lafont.Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
179. Ludwig Wittgenstein and Vienna Circle: Conversations Recorded by Friedrich Waismann / Eds. F. Waismann, B.F. MacGuinnes. Oxford: Basil Blackwell, 1979.
180. Magrini J.M., Schweiler E. Heidegger on Literature, Poetry, and Education after the "Turn": At the Limits of Metaphysics /J.M. Margini, E. Schweiler. London: Routledge, 2017.
181. Malcolm N. Wittgenstein: A Religious Point of View? / Ed. P. Winch. London: Routledge, 1993.
182. Maly K. Reviewed Work: Soundings of Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) / K. Maly // Research in Phenomenology. 1991.Vol. 21. Pp. 169-183. URL: http://www.jstor.org/stable/24654476?seq=1#page_scan_tab_contents (access date: 11.01.2017).
183. McCormick P.J. Heidegger and the Language of the World (Collection Philosophica) / J.P. McCormick. Ottawa: University of Ottawa Press, 1976.
184. McCutcheon F. Religion Within the Limits of Language Alone: Wittgenstein on Philosophy and Religion. Farnham: Ashgate, 2001.
185. Monk R. Ludwig Wittgenstein: The Duty of Genius / R. Monk. London: Macmillan Free Press, 1990.
186. Moore G. Wittgenstein's English Parson: Some Reflections on the Reception of Wittgenstein in the Philosophy of Religion / G. Moore // Religion and
Wittgenstein's Legacy / ed. Phillips D. Z., Von der Ruhr M. Burlington, VT: Ashgate Publishing, 2005.
187. Nielsen K. Wittgenstein and Wittgensteinians on religion / K. Nielsen // Arrington R. L., Addis M. Wittgenstein and Philosophy of Religion. London: Routledge, 2001. Pp. 137-166.
188. Nielsen K. Wittgensteinian Fideism / K. Nielsen // Philosophy, 1967. № 161. V. 42. P. 191-209.
189. Nielsen K., Phillips D.Z. Wittgensteinian Fideism? / K. Nielsen, D.Z. Phillips.London: SCM Press, 2005.
190. O'Donoghue B. A Poetics of Homecoming: Heidegger, Homelessness and the Homecoming Venture / B. O'Donoghue. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2011.
191. Pöggeler O. The Paths of Heidegger's Life and Thought / O. Pöggeler. NY: Humanity Books, 1997.
192. Recollections of Wittgenstein by Hermine Wittgenstein, Fania Pascal, F.R. Leavis, John King, M. O'C. Drury, Norman Malcolm / Ed. by Rhees R. Oxford [Oxfordshire]; New York: Oxford University Press, 1984.
193. Rogers B. Poetic Uncovering in Heidegger / B. Rogers // Aporia. 2006. Vol. 122. URL: http://aporia.byu.edu/pdfs/ rogers-poetic_uncovering_in_heidegger.pdf (date of access: 15.01.2016).
194. Römpp G. Heideggers Philosophie: Eine Einführung / G. Römpp. Köln: Marix, 2006.
195. Rorty R. Wittgenstein, Heidegger, and the reification of language // Essays on Heidegger and Others: Philosophical Papers / R. Rorty. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
196. Rudd A. Expressing the World: Skepticism, Wittgenstein and Heidegger / A. Rudd. Chicago: Open Court Publishing, 2003.
197. Russell B. Ludwig Wittgenstein / B. Russell // Mind, New Series. 1951. Vol. 60, № 239. Pp. 297-298.
198. Schatzki T.R. Early Heidegger on Sociality / T.R. Schatzki // A companion to Heidegger / Eds. H.L. Dreyfus and M.A. Wrathall. NY: Blackwell Publishing, 2005.
199. Sefler G.F. Language and the world: a methodological synthesis within the writings of Martin Heidegger and Ludwig Wittgenstein / G.F. Sefler. London: Humanities Press, 1974.
200. Sheehan T. Dasein / T. Sheehan // A companion to Heidegger / Eds. H.L. Dreyfus and M.A. Wrathall. NY: Blackwell Publishing, 2005.
201. Shields P. R. Logic and Sin in the Writings of Ludwig Wittgenstein. Chicago: University of Chicago Press, 1993.
202. Sluga H.D. Wittgenstein / H.D. Sluga. Oxford: Wiley-Blacwell, 2011.
203. Standish P. Beyond the self: Wittgenstein, Heidegger and the limits of language / P. Standish. Avebury, 1992.
204. Stern D.G. Wittgenstein on mind and language / D.G. Stern. Oxford: Oxford University Press, 1996.
205. Strhan A. Religious language as poetry: Heidegger's challenge / A. Strhan // The Heythrop Journal. 2011.Vol. 52. Pp. 926-938.
206. Taylor C. Lichtung or Lebensform: Parallels between Heidegger and Wittgenstein / C. Taylor // Philosophical Arguments. Cambridge: Harvard University Press, 1995.
207. The Bloomsbury Companion to Heidegger / Eds. F. Raffoul, E.S. Nelson. London: Bloomsbury Academic, 2016.
208. The Cambridge Companion to Wittgenstein / Eds. H.D. Sluga, D.G. Stern. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
209. Tomasini A.B. Wittgenstein on Language and Religion / A.B. Tomasini // Revista Portuguesa de Filosofia. 2008.Vol. 64. P.1291-1299.
210. Vedder B. Heidegger's Philosophy of Religion: From God to the Gods / B. Vedder. Pittsburgh: Duquesne University Press, 2007.
211. Vlädutescu S. Communication of Silence at Ludwig Wittgenstein: Linguistic Silence / S. Vlädutescu // International Letters of Social and Humanistic Scienc es.
5 5
2014. № 5. Pp. 81-86.
212. Vlädutescu S. Communication of Silence at Martin Heidegger: Sygetics -Logics of Thinking Silence / S. Vlädutescu // International Letters of Social and Humanistic Sciences. 2014. № 6. Pp. 49-54.
213. Westphal M. Phenomenology and Existentialism // A companion to philosophy of religion. 2nd ed. / Eds. C. Taliaferro, P. Draper, and P. L. Quinn. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2010.
214. Williams J. Martin Heidegger's Philosophy of Religion / J. Williams. Waterloo, Ontario: Wilfrid Laurier University Press, 2010.
215. Winch P. Discussion of Malcolm's essay // Malcolm N. Wittgenstein: A Religious Point of View? / P. Winch London: Routledge, 1993. Pp. 95-135.
216. Wittgenstein L. Philosophical remarks / L. Wittgenstein. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
217. Woessner M. Heidegger in America / M. Woessner. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
218. Wright C. Realism, Meaning and Truth / C. Wright. Oxford: Blackwell, 1993.
219. Wright G.N. A biographical Sketch/ C.N. Wright // Malcolm N. Ludwig Wittgenstein: A Memoir. Oxford: Clarendon Press, 2001.
220. Zweig S. The Struggle with Demon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche / S. Zweig / trans. by C. and E. Paul. London: Pushkin Press, 2012.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.