Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Цыганов, Михаил Евгеньевич

  • Цыганов, Михаил Евгеньевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 182
Цыганов, Михаил Евгеньевич. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2003. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Цыганов, Михаил Евгеньевич

Введение 3-

Глава 1 Религиозная политика как предмет политического анализа15

§ 1 Сущность и структура сферы религиозном политики в современной России 15

§2 Подходы к изучению роли религии в общественнополитическом развитии 22-

§3 Стратегии религиозной политики и критерии их эффективности41

Глава 2 Общественное развитие современной России и социальная концепция Русской православной церкви 76

§ 1 Религиозная политика ввременной России 76-

§2 Значениециальной концепции РПЦ для общественного развития иатуса православия 101-

§3 Современная идеология РПЦ и базовые основы развития общества 107

Глава 3 Религиозная политика и правовое обеспечение граждан на примере репродуктивных прав) 120

§ 1 Роль религиозной политики в обеспечении репродуктивных прав 120-

§2 Религиозная политика и ее роль в обеспечении репродуктивных прав за рубежом (на примере Испании и США) 133 -

§3 Репродуктивное здоровье и религиозная политика в России 152

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды»

Актуальность исследования

Процессы глобализации обусловили изменение и усложнение роли религиозных институтов в социально-политическом развитии. Политические отношения религиозных организаций и государства приобретают новое значение как для общественного развития многих стран, и особенно современной России, так и для процессов мировой интеграции. С одной стороны, такие явления как религиозный фундаментализм, межэтническая рознь связаны с рассогласованиями во взаимодействии государства и религиозных организаций. С другой стороны, в ситуации глобализации, которая все больше ограничивает ресурсы социальной защиты, религиозные организации и религиозные лидеры часто выполняют функции миротворчества и социальной поддержки.

Актуальность задачи изучения религиозной политики в России усиливается и тем, что общество переживает этап перехода от политики официального атеизма к мультикультурному и мультирелигиозному социуму. Этому процессу сопутствуют такие явления как рассогласование между политико-правовой основой религиозной политики и реальным местом религиозных организаций в общественной и политической жизни, усиление общественно-политической роли Русской православной церкви, распространение сект и культов, которые снижают возможность контроля за деятельностью религиозных организаций, усиление борьбы между конфессиями за политическое и общественное влияние и т.д. Современная ситуация предъявляет всем политическим институтам России требование формировать взаимодействие с религиозными организациями на новой основе. Проблема религиозной политики оказывается тесно связана как с проблемами церковно-светских отношений, так и политико-общественной активности различных религиозных организаций.

За рубежом исследование проблемы «государство-церковь», «политика-религия» является отдельным, давно сложившимся направлением политической науки. Для отечественной политической науки церковно-светское взаимодействие представляют новый предмет исследования. Изучение взаимодействия государства, общества и религии, предполагает выделение возможностей и ограничений в применении зарубежного опыта к отечественным условиям. Современные требования к религиозно-светским отношениям должны учитывать их особенности, которые сложились в ходе длительного исторического процесса в России, - подчинение русской церкви государству, государственный статус православия, его доминирующие положение над другими конфессиями.

Процесс выстраивания религиозно-светских отношений осложнен не только специфическими для них проблемами, но и трудностями преобразования политического устройства. Истоки многих трудностей формирования религиозной политики связаны с трудностями развития гражданского общества в России. Религиозные организации, как и другие акторы общественной жизни (система служб социальной помощи, некоммерческие организации, политические объединения), испытывают существенные затруднения, определяясь со своей ролью в социальном развитии современной России. Таким образом, изучение религиозной политики на современном этапе включено в исследование проблемы взаимодействия государства и социума, оптимизации процессов построения гражданского общества.

Одним из заметных проявлений усиления взаимосвязи государственной политики и общественной активности религиозных организаций становится их вмешательство в проблемы обеспечения прав человека, в том числе, в правовое обеспечение репродуктивного здоровья. Дискуссии о запрете абортов, ограничении контрацепции, сексуальном просвещении, с одной стороны, используются многими религиозными организациями для усиления своего политического влияния, а, с другой стороны, актуализируют вопрос об основах взаимодействия государства и религиозных организаций. Перспективным путем выявления критериев эффективности религиозной политики становится изучение роли религиозных организаций в обеспечении репродуктивных прав. Репродуктивные права - предмет непримиримой борьбы религиозной и светской точек зрения. Важность и высокое социальное значение этих прав определяется тем, что они затрагивают непосредственно каждого человека. Степень вовлеченности религиозных организаций в обеспечение репродуктивного здоровья представляет собой индикатор уровня обеспечения гражданских свобод и эффективности религиозной политики. Современная ситуация в России (как в ряде европейских государств и США) характеризуется все более интенсивным вмешательством религиозных организаций в обеспечение репродуктивных прав. Данная проблема не может быть рассмотрена исключительно в рамках тендерных исследований или разработки правовых норм. Требуется междисциплинарное исследование роли религии в формировании норм репродуктивного права, значения политики государства в отношении религиозных организаций, социальной политики и социальной активности религиозных организаций.

Религиозная политика - актуальный предмет исследования для современной политической науки, который соединяет такие значимые проблемы как развитие гражданского общества, формирование позитивной мульти-культурной среды, определения идеологического базиса социального развития.

Усложнение развития этой области политической жизни обуславливает потребность в уточнении теоретических путей, отражающих эту область политики.

Уровень разработки темы

Проблемы религии, взаимосвязи религии и политики, соотношения духовной и светской власти являются предметом исследования различных наук и подходов к изучению общественно-политической жизни: истории, социологии, социокультурной антропологии, философии, политологии, социальной и политической психологии. История изучения религии, ее влияния на общественно-политическое развитие насчитывает более двух столетий как отдельное направление исследовательской мысли, а как проблема гуманитарной науки была поставлена практически одновременно с ее возникновением. Это исследование в рамках гуманитаристики представляет собой своего рода базовый уровень проблемного изучения.

В то же время специализированные политологические исследования, представляющие собой второй уровень изучения, развиты явно недостаточно. Для достижения целей, поставленных данной работой, несомненным значением обладают труды общетеоретического свойства, которые позволяют раскрыть природу и сущность государственно-церковных отношений как одного из направлений политического развития. Труды зарубежных исследователей: Г.Алмонда, Д.Бабста, М.Дойла, М.Кастельса, А.Лейпхарта, Х.Линца, Г.Пшеворского, А.Степана, Ю.Хабермаса, С.Хантингтона, С.Уолта, а также отечественных ученых - Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, Г.А.Белова, К.С.Гаджиева, Г.Г.Дилигенского, М.В.Ильина, Б.Г.Капустина, В.С.Комаровского, А.Ю.Мельвиля, В.П.Пугачева, В.В.Согрина, А.И.Соловьева и др. определили общеметодологическую и концептуальную основу изучения проблем религии и политики, церковно-светских отношений.

Существенное развитие эти проблемы получили в исследованиях зарубежных ученых, усилия которых были направлены на выработку комплексного подхода к изучению религиозной политики, анализ взаимовлияния развития церковно-светских отношений и общеполитического курса, формирование принципов и стратегий эффективной религиозной политики, изучение роли религиозной политики в социокультурном развитии.1

1 Berger S. Religion in Western European Politics. London, Cass, 1983; Bidegain A.M. From Catholic Action to Liberation Theology: the Historical Process of the Laity in Latin America in the Twentieth Century // Working Paper 1985, № 48 November; Brassloff A. Religion and Politics in Spain: The Spanish Church in Transition, 1962-1996, 1998; Elliott M., Corrado Sh. The 1997 Russian Law on Religion: the Impact on Protestants // Religion, State and Science. Keston, 1999. -Vol. 27 №1; Fetzer J.S. Religious Minorities and Support for Immigrant Rights in the United States, France and Germany // Journal for the scientific study of religion. - Washington, 1998, Vol. 37, №1; Howard V.B. Religion and the Radical Republican Movement. Lexington, Ky. 1990; Kohut A., Green J.C., Keeter S, Toth R.C. The Diminishing Divide: Religion's Changing Role in American Politics, 2000; Religion, Democratization, and Market Transition. Nation Science Foundation Sociology Program, Material of workshop 1993, December 6-7;

Немалое значение для понимания поставленной проблемы имеют российские исследования в области религиозной политики. Их главное внимание сосредоточено на вопросах преемственности религиозной политики в переходный период, позитивной и негативной роли религии в формировании гражданского общества, возможностей и ограничений применения зарубежного опыта исследования и проектирования религиозной политики в отечественных условиях.2

Важное значение для анализа религиозной политики приобретает роль духовно-светских отношений в обеспечении гражданских прав. Понимание личных свобод в рамках светских и религиозных идеологий существенно различается. Выработка путей компромисса становится одной из актуальных задач современного этапа общественного развития. Одним из наиболее заметных примеров становится проблема взаимодействия государства, общества и религиозных организаций в рамках обеспечения репродуктивных прав.

Templeton Е. Religions, Education in a Secular Pluralist Culture // Religión, State and Science. Keston, 1999.-Vol. 27 №1;

2 Андронова В. Церковь и демократия: опыт Латинской Америки // Свободная личность. М., 1999, №4; Богданова О.А. Методологические аспекты исследования взаимодействия экономических и религиозных факторов в развитии современного российского общества // Философско-методологические проблемы экономических наук. - Ростов-на-Дону, 1998; Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность - демократичность - авторитарность // Полис, 1993, № 3, с. 141-149; Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви // Социологические исследования, 2002, №4; Дозорцев П. Методология подхода к исследованию правового статуса светских государств // Право и жизнь. М., 1998, №17; Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис, 2001, №2; Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис, 2000, №5; Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт? // Полис, 2002, №1; Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность // Социологические исследования, 1990, №5; Нечаев М.Г. Взаимоотношения государства, общества, личности и религии: постановка вопроса // Государство и общество: проблема федерализма и самоуправления. Ижевск, 1998; Одинцов М.И. Государство и церковь в России XX век. М., 1999; Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социологические исследования, 2001, №8; Пче-линцев А.В. К вопросу о терминах «традиционная религия» и «секта» //Религия и право. М., 1999, №2; Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис, 1999, №3; Филатов С.Б. Русская православная церковь и политическая элита // Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994; Штерин М.С. Межконфессиональные отношения в Англии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1998, №1-2

3 Champion F. De la diversité des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies, 1999, vol. 1, N 2; Fleischman R. The Battle Against Reproductive Rights: the Impact of the

Очевидно, что тему невозможно раскрыть без учета междисциплинарного характера взаимосвязи религии и политики. В ходе научного развития исследования в различных областях интегрировались в отдельные направления: историко-эволюционный подход, функциональный подход, мультикуль-турный подход и другие.

Для разрабатываемой темы особое значение имеет эволюционный подход, в рамках которого сложились различные точки зрения в отношении зависимости института религии от общественного развития (М. Вебер, К. Маркс), на характер эволюции места религии и религиозных организаций в политическом устройстве: позитивное (Г. Спенсер, Дж. Фразер) и негативное (Э. Трельч, В. Шмидт).4 Изучение роли религии в развитии человека и человеческом поведении также определило основные направления эволюции функций религии в общественной жизни (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Райх, К. Роджерс).5 Современный эволюционный подход позволяет соединять в исследовании исторический анализ с социально-политической оценкой статуса религии (Э. Гидденс).6 Особое место в данных исследованиях занимает сравнение роли ислама и христианства в общественно-политическом развитии разных государств.

Изучение сформулированной темы требует определения роли и функций религии в общественно-политическом развитии. Функциональный под

Catholic Church on Abortion Law in Both International and Domestic Arenas // Emory International Law Review, Spring, 2000, vol. 14, P. 277-314; Gellner E. Postmodernism, Reason and Religion. London, 1992; Gorman M.-J. Abortion & Early Church. 1982; Ward R.B. The Use of The Bible in The Abortion Debate. St. Luis University Public Review, 1993, N13

4 Вебер M. Теория ступеней и направлений религиозного восприятия мира // Избранное. Образ общества, М., Юрист, 1994, Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества, М., Юрист, 1994; Маркс К. Собрание сочинений, К критике гегелевской философии права. Введение (1843), т.1; К. Маркс - А. Руге, 30 ноября, т.27; Spencer Н. The Principles of Sociology. 2 vols. 1897 New York: D. Appleton; Fraser J.G. Antología Antropología. Golden Bough, 1939; Troeltsch E. The Absoluteness of Christianity and the History of Religions. Richmond, 1971; Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches, translated by Olive Wyon, London/Chicago 1981; Schmidt W. The Origin and Growth of Religion, Cooper Square, New York, 1971

5 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии, М., Политиздат, 1990; Фромм Э. Психоанализ и религия М., Политиздат, 1990; Райх А. Анализ личности. СП-б.: Ювента - М, 1999; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., Прогресс - Универс, 1994 ход определил критерии оценки общественно-политической активности религиозных организаций (Т. Гоббс, О. Конт, Э. Дюркгейм). В его рамках были развиты два основных подхода к определению религии: субстантивный о

Э. Тейлор) и функциональный (Дж. Вилсон). В рамках изучения функций религии, религиозных организаций была разработана схема оценки эффективности религиозной политики (Т. Парсонс).9 В период позднего функционального подхода было введено весьма значимое для современной науки понятие «гражданская религия» и рассмотрена роль религии в процессе секуляризации общества (Р. Беллах, О. Малиновский, Т. Радклифф, Л. Браун).10

Религиозно-философские изыскания как в России (П.Я. Чаадаев, С.Н. Булгаков, C.B. Соловьев, о. П.А. Флоренский, H.A. Лосский, А.Ф. Лосев), так и за рубежом (И. Кант, Г. Гегель, М. Хайдеггер, В. Дильтей, Ф. Ницше, П. Тиллих) позволили определить пути преобразования онтологических основ религии в соответствии с ходом развития цивилизации.11

Современные политико-правовые изыскания по проблемам демократизации, строительства гражданского общества выявили основные дискуссионные направления взаимодействия церковной и светской власти, определили

6 Гидденс Э. Социология, М., Эдиториал УРСС, 1999

7 Гоббс Т. Левиафан или материя. Форма и власть государства церковного и гражданского // Собрание сочинений. Т. 2, Мысль, М., 1991; Конт О. Система позитивной политики. М., 1995; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 1999

8 Tylor, Е.В. Researches into the Early History of Mankind and the Development of Civilization. Paul Bohannan. ed. Chicago: University of Chicago Press, 1964; Wilson B. Religion in a Secular Society, London, Penguin, 1969

9 Parsons T. On Institutions and Social Evolution Selections, N-Y., 1982

10 Bellah R.N. Uncivil Religion: Interreligious Hostility in America. Edited with Frederick E. Greenspahn, Crossroad, 1987; Malinowski B.K. Magic, Science and Religion and Other Essays, 1948; Racliffe-Brown A.R. Method in Sociological Anthropology, 1958

11 Чаадаев П.Я. Философические письма // Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1 М., Наука, 1991; Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов 2 т., М., 1911; Соловьев С.В. История и будущность теократии. // Собр. соч. 1т. М., 1988; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины // Вопросы философии 1989, №3; Лосский Н.А. Типы мировоззрений М., 1996; Лосев А.Ф. Знак, символ и миф М., 1982; Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-1966 4. Ч. 1; Гегель Г. Философия религии. В 2 т. М., Мысль, 1977; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1994; Дильтей В. Сущность философии. М., Интрада, 2001; Ницше Ф. Антихристианин М., Политиздат, 1990; Tillich P. The Protestant Era. N.-Y., 1966 пути и ограничения сближения религиозной и общественной позиций (В .П.

12

Гутник, К. Костюк).

Анализ роли религии в формировании этносов, развитии национальных конфликтов, формировании мультикультурных обществ определил новые функции и сферы влияния религий на современном этапе развития цивилизации (М. Уолцер, Л. Боллинджер, Ф. Шампьон).13

Обращение к социальным последствиям глобализации выявило оборотную сторону процессов мировой интеграции - усиление религиозного фундаментализма, поставило проблему религиозной политики в контекст выработки политических идеологий, их модернизации и распространения (Э. Геллнер, Ю. Хабермас).14

На современном этапе изучения религиозной политики к исследованию взаимодействия государства и церкви все чаще применяются методы прикладного политического анализа, когда религиозные организации изучаются аналогично светским политическим институтам. В частности широкое распространение в рамках религиоведческих исследований получила концепция рынка, которая рассматривает многообразие религиозных течений как явление квази-рынка, институциональный подход (Д. Кингсли, В. Мур).15

Объектом исследования является сфера религиозной политики и ее роль в формировании социальной среды, что включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиоз

12 Гутник В.П. Социальное государство: тупик или возможность обновления? // Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской, М., Дело, 1998; Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис, 2000, №5, с.133-154; Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт? //Полис, 2002, №1, с. 105-117

Уолцер М. О терпимости. Идея-пресс, М., 2000; Bollinger L.C. The Tolerant Society. Clarendon Press, Oxford; Champion F. De la diversité des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies, 1999, vol. 1, no 2

14 Gellner E. Postmodernism, Reason and Religion. London, 1992; Геллнер Э. Условия свободы. M., Ad Marginem, 1995; Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. М.,Academia, 1998

15 Kingsly D., Moore W. Some Principles of Stratification // American Sociological Review 1945, N7 ных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Предметом исследования является взаимосвязь религиозной политики и развития социальной сферы, в том числе, укоренение гражданских прав.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является создание теоретической модели, предполагающей выделение, изучение и описание системы критериев оценки сферы религиозной политики в контексте динамики политических процессов, путей оптимизации взаимодействия политических институтов и религиозных организаций в условиях переходного периода.

Для достижения поставленной цели автор предполагает решить следующие задачи:

- обосновать использование понятия «сфера религиозной политики» в рамках политологических исследований применительно к современному политическому процессу;

- систематизировать различные научные подходы к изучению соотношения религии и общества на основе генезиса этих подходов;

- выявить различные стратегии религиозной политики, проанализировать и описать критерии оценки их эффективности (на примере развитых стран и стран переходного периода);

- апробировать разработанную систему критериев оценки сферы религиозной политики на примере новейшей истории политических процессов в России;

- осуществить политологический анализ «Основ социальной концепции» Русской православной церкви в контексте ее идеологического самоопределения в современном российском обществе;

- определить пути и роль социальной активности религиозных организаций в общественном развитии современной России;

- исследовать основные механизмы взаимодействия государственных институтов и религиозных организаций, путей его оптимизации на примере проблемы обеспечения репродуктивных прав в ряде стран и России.

Научная новизна проведенного исследования состоит в: теоретическом описании понятия «сфера религиозной политики» как совокупности общественно-политических акций государства, церкви, социума и системы их взаимодействия; выявлении взаимозависимости между общеполитическим курсом и стратегией религиозной политики со стороны государства, определении основных трудностей осуществления религиозной политики государства в современной России; оценке возможных путей оптимизации взаимодействия государства, социума и религиозных организаций на примере репродуктивных прав; выявлении и описании различных стратегий религиозной политики, оценке их эффективности в контексте развития политических процессов; разработке системы показателей эффективности религиозной политики в контексте развития различных политических процессов; оценке возможных путей идеологического самоопределения Русской православной церкви, выделении путей и условий оптимизации участия религиозных организаций в общественно-политическом развитии; определении роли сферы религиозной политики в контексте задачи правового обеспечения граждан (на примере репродуктивных прав); выявлении ряда индикаторов эффективности религиозной политики в контексте обеспечения гражданских прав (на примере обеспечения репродуктивных прав). определении путей использования зарубежного опыта в анализе и прогнозировании сферы религиозной политики.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты исследования намечают пути интеграции различных подходов к изучению религиозной политики в контексте задачи формирования целостной концепции анализа и прогнозирования политики государства в отношении религии. Проведенное исследование сформировало систему оснований для оценки уже существующих программ развития религиозной политики и общественно-политических инициатив религиозных организаций. Результаты работы могут применяться для осуществления практических исследований деятельности религиозных организаций и содействия взаимодействию государства и религиозных организаций. Кроме того, выводы и полученные результаты могут быть использованы в разработке учебных программ и формировании курсов для высшей школы.

Теоретико-методологическая основа работы включает теоретические и прикладные методы политического анализа. Методология исследования основана на принципах системного анализа динамики политических процессов. В работе использованы системный сравнительный анализ при изучении отечественного и зарубежного опыта, государственной религиозной политики и политики на современном и предыдущих этапах общественного развития, национальных и международных основ религиозной политики. В исследовании применялся структурно-функциональный анализ, метод исторического ретроспективного исследования. Диссертация включает обзор обширной отечественной и зарубежной литературы по проблемам изучения религии.

Апробация работы. Основные идеи и выводы работы представлены в публикациях автора, промежуточные результаты исследования были представлены на научной конференции молодых ученых (г. Волгоград, Волгоградский государственный университет, 1999 г.), конференции «Государственно-конфессиональные отношения в России: свобода совести и ее реализация» (г. Волгоград, Академия государственной службы 2000 г.), конференции «Векторы развития современной России» (г. Москва, Московская школ социальных и экономических наук, 11-12 апреля 2003 г.). Диссертация обсуждена на кафедре политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и два приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Цыганов, Михаил Евгеньевич

Выводы к 3-й главе:

Постановка проблемы репродуктивных прав в контексте религиозной политики актуализирует ряд важных проблем и в сфере равенства женщин, и в контексте развития взаимодействия духовной и светской власти. Центральным противоречием между репродуктивным правом и религиозной точкой зрения на это вопрос становится право женщины решать: иметь или не иметь ребенка. Большинство религий «отдает» это право богу. Аборт, контрацепция, сексуальное просвещение рассматриваются как вмешательство в «волю божью». Преодоление этой точки зрения происходит в процессе изменения статуса репродуктивных прав в контексте прав женщины в целом. Процесс преобразования позиции церкви связан с допущением множественной интерпретации религиозных (священных) текстов; развитием межкультурного взаимодействия различных религий и поддержки религиозного плюрализма как пространства общественной жизни; изменением фокусов рефлексии религиозных акторов в вопросе взаимосвязи религиозной и социальной политики.

Светская политика обращается к теме абортов по преимуществу с целью политической спекуляции, что придает религиозно-государственным отношениям двойственный смысл. С одной стороны, церковь получает доступ к вмешательству в государственную политику, и это нарушает конституционные основы большинства государств. С другой стороны, вместо реального законодательного и институционального решения проблемы репродуктивных прав государство обращается к политической манипуляции и спекуляции.

Проблема взаимодействия духовной и светской властей в обеспечении репродуктивных прав должна рассматриваться как проблема отдельных государств и как международная проблема. История религии в рамках отдельных стран определяет пути построения религиозного плюрализма и необходимую планку законодательной инициативы по ограничению деятельности религий. На международном уровне многие религии выступают как интернациональные акторы, деятельность которых должна регулироваться развитием религиозного плюрализма на международном уровне.

Религиозная политика в области репродуктивных прав вписывается в общий контекст религиозной политики. И от государства, и от общества, и от религиозных организаций требуются значительные усилия в движении к выработке общих норм разрешения вопросов репродуктивных прав.

Заключение

Общественные науки в России относительно проблемы религиозной политики в данное время переживает переходный период. Атеистический курс, проводимый советским государством, уступил место многообразию религий. Религиозная идентичность стала значимой характеристикой для отдельных граждан, социальных групп, политических объединений. Религиозные организации заняли свое место в политическом ландшафте современной России. Государство выстраивает отношения с ними на новой основе. Эти преобразования являются следствием не только процесса демократизации общественной жизни, но и российскими особенностями проведения политических реформ, в которых правовой и институциональный аспекты нередко отставали от повседневных действий власти.

Изменение политических устоев жизни России прямо повлияло на определение термина «религиозной политика». Если раньше под религиозной политикой понималась система мероприятий и акций со стороны государства в отношении религиозных организаций и проявлений религиозных чувств граждан, то идеалы гражданского общества актуализировали вопрос о том, кто является субъектом религиозной политики. Несомненно, и сами религиозные организации, и общество в условиях демократии участвуют в религиозной политике на паритетных началах с государством. В итоге, в центре внимания оказывается проблема взаимодействия общества, государства и религиозных организаций.

Вся сфера религиозной политики становится актуальной проблемой научного анализа. С одной стороны, во взаимодействии государства, общества и церкви, как и в других областях социально-политических отношений, проявляется большинство трудностей процесса демократизации. Изучение религиозной политики содействует, таким образом, политическому анализу и прогнозированию. С другой стороны, религиозная политика является весомым фактором формирования институтов демократии. Религиозные организации могут выступать катализаторами политических процессов, как позитивных, так и негативных. Обдуманность и эффективность политики власти в отношении вопросов религии непосредственно связана с тем, в каком объеме возможна реализация гражданских прав и свобод.

Отечественная политическая мысль в отличие от зарубежной пока не имеет концептуального воплощения исследований религиозной сферы. Обращение к западным исследованиям религии и политики, государства и церкви предполагает анализ возможности использования и теоретического, и методологического опыта. Методология изучения проблем религиозной политики на современном этапе носит междисциплинарный характер, т.е. соединяет ранее сложившиеся подходы к изучению религиозной сферы на основе оценки общественного влияния религиозных организаций, религиозности общества, типе взаимодействия общества, государства и церкви. Основным направлением теории религиозной политики становится рассмотрение вопроса о взаимосвязи общего политического курса и религиозной политики. Стратегии религиозной политики государства прямо связаны с курсом, который проводит власть, а поведение религиозных организаций - с общественным развитием. Таким образом, исследователи выделяют четыре основных варианта развития религиозной политики в контексте общей оценки политической ситуации: религиозная политика развитых стран, которая характеризуется сотрудничеством общественных институтов и религиозных организаций в рамках поддержания института гражданского общества, цивилизованным рынком религий и поддержкой ресурса религиозного плюрализма; религиозная политика стран переходного периода, в которых религиозные организации стали одной из движущих сил демократических преобразований, выполняя роль не существующих пока социальных организаций; религиозная политика в условиях религиозного фундаментализма, когда государство зависит от религиозных организаций и вынужденно сотрудничать с религиозными организациями или реализовывать программу сдержек и противовесов; политика репрессии религии, которая по преимуществу реализуется в странах с авторитарным политическим режимом, когда религия является реальным соперником власти в области влияния на общественное мнение и выработку норм общественно-политического поведения.

Опора на подобную типизацию для современной России представляется весьма перспективной. Во-первых, за последние 15 лет политика в области религиозных отношений не была однородной с точки зрения действия государства, общества и религиозных организаций. Во-вторых, религиозная политика в России тесно связана с общеполитическим курсом. Анализ стратегий религиозной политики оказывается иногда более доступным инструментом политического анализа, чем анализ политической сферы в целом. Выделение различных стратегий религиозной политики позволяет сформировать критерии эффективности взаимодействия общества, государства и церкви как в рамках различных стратегий, так и общие для всех стратегий. В-третьих, в рамках процесса демократизации особенно важен ресурс развития системы социальной помощи и поддержки, в формировании которого немалую ро^/играют религиозные организации. Таким образом, в условиях развития гражданского общества меняется функционал религиозных организаций. Использование этой типизации стратегий религиозной политики позволило выделить характеристики отдельных этапов политического развития России. Также был выделен ряд особенностей религиозной политики на протяжении последних 15 лет - недостаток преемственности в религиозной политики разных политических лидеров, усиление манипуляции общественным мнением с использованием религиозных настроений.

Сфера религиозной политики современной России отражает все издержки процесса демократизации, такие как недостаток идеологического самоопределения, пробелы в развитии институтов регуляции, подмена общественных инициатив государственными, неблагоразумное привлечение помощи религиозных организаций (в том числе, и РПЦ) с формированием последующей зависимости них. В то же время, существуют препятствия для благоприятного развития религиозной политики, связанные с политическим поведением самой массовой конфессии на территории России, - Русской православной церкви. РПЦ отличается значительным консерватизмом и , неуклонным следованием традициям. Она позиционирует себя в союзе с го- ^ сударством, но не обществом. Основы Социальной Концепции РПЦ отражают внутреннюю противоречивость идеологических установок церкви, амбивалентное отношение к демократическим ценностям. Таким образом, на социальную активность РПЦ действуют как факторы общеполитического развития, так и присущие ей характеристики.

Если религиозная политика может быть моделью изучения общеполитического курса, то взаимосвязь религиозной политики и обеспечения гражданских прав может быть использована в свою очередь как критерий оценки эффективности религиозной политик/6 целом. Репродуктивные права - одна из наиболее конфликтных тем в контексте религиозной политики. Уровень обеспечения репродуктивных прав в обществе - реальный показатель сбалансированной религиозной политики. Большинство репродуктивных прав (на сексуальное просвещение, контрацепцию, аборт) осуждаются традиционной церковной моралью. В странах с развитой демократией диалог различных религий и светской точки зрения содействует выработке комплексного взгляда на проблему репродуктивных прав. В странах с тенденцией усиления религиозного фундаментализма и политические, и религиозные деятели используют тему репродуктивных прав для спекуляции общественным мнением. Крайние выходы из такой проблемы заранее не эффективны - ни отрицание религиозной точки зрения, ни запрет репродуктивных прав. Требуется содействие диалогу различных точек зрения, понимание их истоков. Взаимодействие общества, религиозных организаций и государства в контексте обеспечения репродуктивных прав, с одной стороны, становится эффективной практикой реализации новых подходов к религиозной политике, а, с другой стороны, определяется общим характером религиозной политики.

До последнего времени Россия отличалась крайней несбалансированностью в обеспечении репродуктивных прав: право на аборт существовало довольно давно, тогда как контрацепция и сексуальное просвещение прививаются крайне медленно. Заметное сопротивление церковь оказывает в отношении сексуального просвещения. В последнее время участились случаи заявления политических лидеров о запрете абортов и обосновании этой точки зрения православными нормами. Можно говорить о том, что Россия утрачивает уже накопленный багаж репродуктивных прав, не приобретая новых и более качественных гарантий уже устоявшихся.

Можно сделать вывод, религиозная политика в современной России отражает многие проблемы общественной жизни и сама становится проблемной зоной социального развития. Прежнее отношение к религии, обусловленное советским периодом, когда взаимодействие с церковными организациями не считалось значимым, пока содействует тому, что проблемы взаимодействия государства, общества и церкви не воспринимаются как актуальные. Но на современном этапе религиозная политика не только отражает общий ход политического развития, но и оказывает значительное влияние на общественную жизнь.

Источники

1. Всеобщая декларация прав человека, Принята Организацией объединенных наций 10 декабря 1948г.

2. Закон о свободе совести и религиозных объединениях (принят Государственной Думой 26 сентября 1997г.)

3. Основы социальной концепции Русской православной церкви (приняты Архиерейским собором РПЦ 2000г.)

4. Конституция Российской Федерации

5. Конституция США

6. Концепция взаимоотношений между органами военного управления и религиозными объединениями

7. Положение о координационном комитете по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и РПЦ 2.03.1994г.

8. Положение о координационном Совете по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ 01.07.1999г.

9. Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 2.08.1995г.

10. Совместное заявление Алексия II и Директора Федеральной пограничной службы РФ А.И. Николаева о сотрудничестве 16.03.1995г.

11.Совместное заявление о взаимодействии между РПЦ и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 4.04.1995г.

12. Соглашение о сотрудничестве между отделом Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и общероссийским общественным движением «Россия Православная» 1998г.

13.Соглашение о сотрудничестве между Министерством Внутренних дел и РПЦ 30.08.1996г.

14.Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции РФ и РПЦ

15.Соглашения об основных направлениях сотрудничества между Русской Православной Церковью и Министерством РФ по налогам и сборам, 27 октября 2000г.

16.Соглашение об основных направлениях сотрудничества между Управлением министерства по налогам и сборам РФ по Москве и Московской Патриархией, 19 апреля 1999г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Цыганов, Михаил Евгеньевич, 2003 год

1. Абазов Р.Ф. Исламское возрождение в центральноазиатских новых независимых государствах//Полис, 1995, №3, С.60-67.

2. Аверинцев С.С. Христианство в XX веке / С.С. Аверинцев. Киев: София -Логос, 2000, С.272-273.

3. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Хорос В.Г, Мир-ский Г.И, Майданик К.Л и др. М., 1996

4. Алферов Т. Может ли Церковь быть аполитичной? // Советская Россия,2309.93

5. Андронова В. Церковь и демократия: опыт Латинской Америки //Свободная личность. М., 1999, №4

6. Арсенина Л. В США начался новый этап борьбы защитников и противников абортов, http://www.gazeta.ru/2001/03/30/novyezertvya.shtml

7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Изд. «Медиум», 1995, С. 334

8. Богданова O.A. Методологические аспекты исследования взаимодействия экономических и религиозных факторов в развитии современного российского общества // Философско-методологические проблемы экономических наук. Ростов-на-Дону, 1998

9. Богичев C.B. Армия и церковь: история и современный опыт сотрудничества //Школа духовности. М., 1999, №1

10. Ю.Брудный И.М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России //Полис, 2002, №1. с.87-104.

11. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Нужна ли России концепция отношений государства и религиозных объединений? http://religion.ng.ru/caesar/2001-10-24/6 methods.html

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1964

13. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества М.: Юрист, 1994,- 704 с. (с.78-308)

14. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного восприятия мира //Избранное. Образ общества М.: Юрист, 1994, - 704 с. (с.7-42)

15. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий II Избранное. Образ общества М.: Юрист, 1994, 704 с. (с.43-77)

16. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Ра-мон. М., Изд. «Аспект пресс», 1997

17. Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность демократичность - авторитарность // Полис, 1993, № 3, с. 141-149.

18. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России. M., 1994

19. Геллнер Э. Условия свободы. M.: Ad Marginem, 1995, - 223 с.

20. Гидденс Э. Социология, М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 703 с.

21. Гоббс Т. Левиафан или материя. Форма и власть государства церковного и гражданского//Собрание сочинений. Т. 2, М.: Изд. «Мысль», 1991

22. Головин Я. О соотношении между православными и либеральными ценностями (мой ответ митрополиту Кириллу).http://www.kulichki. rambler.ru/articles/golov/2000-05/religion.html

23. Государство и церковь в России // Передача радиостанции «Голос свободы», ведущие Константин Симис и Дина Каминская. 01.08.2001г. http://www.svoboda.org/programs/ls/2001/ls.08Q101.asp

24. Гутник В.П. Социальное государство: тупик или возможность обновления? // Куда идет Россия?. Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И. Заславской, М.: Дело, 1998

25. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви // Социологические исследования, 2002, №4, с.76-86.

26. Дозорцев П. Методология подхода к исследованию правового статуса светских государств // Право и жизнь. М., 1998, №17

27. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис, 2001, №2, с.78-92.

28. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 1999

29. Ильин И. Религиозный брендинг http://www.russ.ru/politics/20010618-ilyin.html

30. Игумен Вениамин (Новик) Анализ 1-5 глав «Основ социальной концепции Русской православной церкви» // Социологические исследования, 2002, №4, с.67-75.

31. Интервью с главой католической миссии в России митрополитом Тадеушем Кондрусевичем // Известия, 2002, апрель

32. Интервью последнего «министра религий» Советского Союза // Новые Известия, 29.12.2001

33. Каневский К. Угроза государственного клерикализма. Нужно ли России министерство по делам вероисповедания? // Независимая газета, 26.12.2001

34. Кардинал Поль Пупар Роль христианства в культурной идентичности европейских народов // Полис, 1996, №2

35. Касьянова К. Религиозный фундаментализм // О русском национальном характере. М., 1994

36. Кокоткин И.Ю. Аборты и РПЦ http://www.herpes.ru/abort/ob/iYkokovsorthodox3.htm

37. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Кто виноват и что делать? http://www.nedug.ru/lib/lit/sex/01 oct/sex65/sex!9.htm

38. Конт О. Система позитивной политики. М., 1995

39. Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис, 2000, №5, с. 133154.

40. Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт? // Полис, 2002, № 1. с. 105-117.

41. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность // Социологические исследования, 1990, № 5

42. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис, 2002, №1. с.66-77

43. Левинсон Л. Все еще сверхъестественное право http://index.org.ni/i ournal/11 /llev.html

44. Ленин В.И. Социализм и религия // Полное собрание сочинений Т. 12

45. Лункин Р.Н. Западная вера на восточной земле // Энциклопедия современной религиозной жизни России. М., 1996

46. Малахов B.C. Существует ли демократический национализм? http ://www.russ.m/iournal/peresmot/98-02-12/malah.htm

47. Мартинес Д. Сексуальная и репродуктивная жизнь молодых женщин в Латинской Америке http://www.latin.ru: 8101/publicacion/yira.shtml

48. МВД готово сотрудничать с представителями всех религий http ://rusk.ru/News/02/10/ne w 17 1 Or .htm

49. Медведева И., Шишова Т. Группировка в ОВРАГе http://www.rus-sky.com/vesti/pv61 .htm

50. Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия // Полис, 1998, №2

51. Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // Полис, 2002, №1. с.78-86.

52. Митрополит Кирилл Без веры не может жить современная цивилизация // Литературная Россия № 23, пятница, 8 июня 2001 г.http://www.litrossia.ru/litrossia/viewitem?itemid=::14850

53. Нечаев М.Г. Взаимоотношения государства, общества, личности и религии: постановка вопроса // Государство и общество: проблема федерализма и самоуправления. Ижевск, 1998

54. Ницше Ф. Антихристианин М.: Политиздат, 1990

55. Новик В.Н. Историко-аналитический взгляд на русской православие // Православие и католичество: социальные аспекты, М., ИНИОН, 1998

56. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения// Социологические исследования, 1998, №9

57. Одинцов М.И. Государство и церковь в России XX век. М., 1999

58. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социологические исследования, 2001, №8, с.96-103.

59. Панич С. Религиозное образование в постатеистических обществах (к постановке проблемы) http://www.religare.ru/article.php?num= 1412

60. Парламентские слушания на тему "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления" http://pms.orthodoxy.rU/semia//se/Q 104.htm

61. Патриарх как авторитетный политик. Результаты опроса Фонда «Общественное мнение» от 3-8 апреля 2001 г. .

62. Планирование семьи угроза национальной безопасности, Ассоциация "Жизнь", Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества" Аналитический вестник, МЛ 997 №182 http://wvm.zhizn.orthodoxy.ru/materiai/matl 82.htm

63. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 3 т. М., 1957. Т.З.

64. Пономарев В.А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995 // Полис, 1996, №2

65. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке, М., 1995. С. 270.

66. Православие или смерть. Альманах. М., 1997, №3

67. Проблема конституционности Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях // Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997, с.181-186.

68. Прокофьев С.Е. Церковь, государство, общество. Опыт взаимодействия. -Материалы к архиерейскому собору по рассмотрению социально-православной концепции. М., 2000

69. Пчелинцев A.B. К вопросу о терминах «традиционная религия» и «секта» // Религия и право. М., 1999, №2

70. Руссо Ж.-Ж., Об общественном договоре. М., 1938

71. Салих П. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях второй мировой войны и послевоенный период. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата политических наук, -М., 2001

72. Сипко Ю. (зам. председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов) Две концепции и семь принципов Российские баптисты об альтернативных проектах церковно-государственных отношений http://atheism.websib.ru/articles/ng03.htm

73. Соловьева Т. Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях государственной церкви в английском обществе // Альфа и Омега. -М., 1999, №2

74. Уолцер М. О терпимости М.: Изд. Идея-пресс, 2000

75. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис, 1999, №3, с.138-149.

76. Филатов С.Б. Русская православная церковь и политическая элита // Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

77. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Материалы VII Рождественских чтений, - М., 2000

78. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии М.: Политиздат, 1990

79. Фромм Э. Психоанализ и религия М.: Политиздат, 1990

80. Ципко А. Папу надо благодарить, а не ссориться с ним // Независимая газета, 05.07.2001

81. Штерин М.С. Межконфессиональные отношения в Англии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1998, №1-2

82. An-Na'im A.A. Introduction. Human Rights, 1996

83. Baker R. Religious Thought in Modern World, N.-Y, 1995

84. Bellah R.N. Uncivil Religion: Interreligious Hostility in America edited with Frederick E. Greenspahn, Crossroad, 1987

85. Berger P. Facing up to Modernity. N.-Y., 1977.

86. Berger S. Religion in Western European Politics. London: Cass, 1983

87. Bidegain A.M. From catholic action to liberation theology: the historical process of the laity in Latin America in the twentieth century // Working Paper 1985, №> 48-November

88. Binion G. Human rights: a feminist perspective // Human rights quarterly, Vol.17, August, 1995

89. Bollinger L.C. The tolerant society Clarendon Press, Oxford

90. Boland R. The Cario Conference and Program of Action: An Innovative Approach to Popular Policy or Old Wine in a New Bottle? 1995, St. Louis Warsaw Transatlantic Law Journal

91. Brassloff A. Religion and Politics in Spain: The Spanish Church in Transition, 1962-1996, 1998

92. Bunch Ch. Women's Right as Human Rights: Toward a Re-Vision of Human Rights, Human Rights Quarterly, 1990, N12,

93. Burns T. Spain Reject Abortion Bill, Financial Times, Sept. 23,1998, P.3

94. Center for Reproductive Law & Policy, The Cario Conference: A Program of Action for Reproductive Rights? Oct. 28, 1994, посещение 05.02.2000http://204.19.126/carioconference.htm

95. Champion F. De la diversité des pluralismes religieux // MOST Journal of Multicultural Societies, 1999, vol. 1, no. 2

96. Crossette B. Vatican Holds Up Abortion Debate at Talks in Cario, New-York Times, Sept. 8, 1994, A1

97. Cuomo M. Religion beliefs and Public morality: A Catholic Governer's Perspective, Abortion and Catholicism: The American Debate, Patricia Beattie Jung & Thomas A. Shannon editions, 1988

98. James, W. The Varieties of Religious Experience

99. Dea O. The Sociology of Religion. Prentice Hall, 1966

100. Dictionary of government and politics Peter Collin Publishing, 1988 P. 67

101. Dictionary of legal terms. Ed. By S. Gifis, 1998, P. 138

102. Dictionary of sociology. Ed. By N. Abercrombie, S. Hill, B. Turner, The Penguin, 1994

103. Earth Negotiation Bulletin 04.02.2000 http://www.iisd.ca/linkages/voLl 06/0630011 e.html

104. Elliott M., Corrado Sh. The 1997 Russian law on religion: the impact on protestants // Religion, state and science,- Keston, 1999. -Vol. 27 №1

105. Encyclopedia of Government and Politics V.l, Ed. by M. Hawkesworth & M. Kogan, L., N.-Y., 1992

106. Fay J. The police dictionary and encyclopedia. Illinois, 1988, P.

107. Fetzer J.S. Religious minorities and support for immigrant rights in the United States, France and Germany //Journal for the scientific study of religion. -Washington, 1998, Vol. 37, №1

108. Fleischman R. The battle against reproductive rights: the impact of the Catholic Church on abortion law in both international and domestic arenas // Emory international law review, Spring, 2000, vol. 14, P. 277-314

109. Fraerman A. Rights-Spain: Decriminalizing Abortion to be Decided by Parliament, Inter Press Service, Sept. 21,1998

110. Gellner E. Postmodernism, Reason and Religion. London, 1992

111. Global Culture, Nationalism, Globalization and Modernity /Ed. by M. Feath-erstone, London 1997

112. Gonzalez E.B. Spain, in Abortion in The New Europe: A Comparative Handbook, Bill Rolston & Anna Eggert editions, 1994

113. Gorman M.-J. Abortion & Early Church, 1982

114. Hadden Jeffrey K., Longino Charles F. Gideon's Gang: A Case Study Of The Church In Social Action. United Church Press Philadelphia, Pennsylvania 1974

115. Hadden, Jeffrey K. and Charles E. Swann. Prime Time Preachers: The Rising Power of Televangelism University of Virginia

116. Harvieu-Leger D. The transmission and formation of religious experience of socioreligious identities in modernity: An analytical essay on the trajectories of identification // Interk. Sociology. -L., 1998, Vol.13, №2

117. Howard V.B. Religion and the radical Republican movement. Lexington, Ky. 1990

118. International Handbook on Social Work Education. Ed. by T.D. Watts, D. Elliott, N.S. Mayadas, Greenwood Press, 1995

119. Irving R.E.M. The Christian Democratic Parties of Western Europe. London: Allen&Unwin, 1979

120. Johnson I. Vatican Adopts a Softer Line in Opposing U.N. Women's Conference Declaration, The Baltimore Sun, Sept. 16, 1995, 4A

121. Kohut A., Green J.C., Keeter S, Toth R.C. The Diminishing Divide: Religion's Changing Role in American Politics 2000

122. Krischke P. Proposal for the study of the church's role in the 1964 Brazilian political crisis // Working Paper 1983, №7 December

123. Levine D.H., Mainwaring S. Religion and popular protest in Latin America // Working Paper, 1986, №83 September

124. Lozancich P., Maclntyre, B. Europe/Africa, Salt Lake Tribune, Sept.27,1998, A2

125. Little D. Belief, Ethnicity, and Nationalism // Nationalism and Ethnic Politics1995, March-April

126. Macmillan dictionary of anthropology. Ed. By C. Seymour-Smith, London, Macmillan Press, 1986 P.

127. Mainwaring S. The Catholic youth workers movement (JOC) and the emergence of the popular church in Brazil // Working Paper 1983 №6 December

128. Mainwaring S. Grassroots catholic groups and politics in Brazil 1964 1985 // Working Paper, 1987 №98 - August

129. Mainwaring S. The new catholic church in Latin America: a conference report // Working Paper 1983 №8 December

130. Marshall M. United Nations Conference on Population and Development: The Road to A New Reality for Reproductive Health, Emory international law review, 1996, N10

131. Merino-Blanco E. The Spanish Legal System. Sweet & Maxwell edition,1996.

132. Meso-Lago C. Social welfare reform in the context of economic-political liberalization: Latin American Cases // World Development, Vol. 25, No.4, pp. 497-517, 1997.

133. Metz J.B. Jenseits Bürgerlicherreligion "Reden über die Zukunft des Christentums". München, 1980.

134. Moltmann J. Ideologi der Hoffnung. Köln, 1985.

135. Moses J., Munro G. Rewriting East Germanys history: the role of the churches in the collapse of the German Democratic Republic // Rewriting the German past. Atlantic Highlands, 1997

136. Nash E. Spanish MPs Reject Abortion, The Independent, Sept. 23, 1998, P. 13

137. Obermeyer C.M. A cross-cultural perspective on Reproductive rights // Human rights quarterly, Vol.17, March, 1995 P. 366-381

138. Parsons T. On Institutions and Social Evolution Selections, N-Y., 1982

139. Pérez y Mena A. Cuban sunteria, haitian, vodan, peurto rican spiritualism: multricultaralist inquiry into syncretism // J. for the study of religion. -Wash. 1998 Vol.37, № 1

140. Pipes D. The Muslims are coming! The Muslims are coming! "National Review", Nov. 19, 1990, p. 28-31

141. Preis A.-B., S. Human rights as cultural practice: an anthropological critique // Human rights quarterly, Vol.18, May, 1996 P. 286-315

142. Protestantismus und Politic in Deutschland //Neue Gaselscaft. /Frankfurter Hefte.-Bonn, 1998

143. Redefining social problems, ed. By Ed. Seidman & J. Rappaport, N.Y., 1986

144. Religion, Democratization, and Market Transition. Nation Science Foundation Sociology Program, Material of workshop 1993, December 6-7

145. Robertson D. The Penguin Dictionary of Politics, London, 1993

146. Romero C. Iglesia Peruana: Cambio y continuidad natureleza y sentido de su transformaci // Working Paper 1985, №47 November

147. Social work and the European Community. The social policy and the practice. London, 1998

148. Stammers N. A critique of social approaches to human rights // Human rights quarterly, 1995, 17 P. 488-505

149. Templeton E. Religions, education in a secular pluralist culture // Religion, state and science.- Keston, 1999. Vol. 27 №1

150. The Blackwell Encyclopedia of Political Science. Ed. By V. Bogdanor, Oxford, 1993

151. The Dictionary of World Politics. A Reference Guide to Concepts, Ideas and Institutions. G. Evans & J. Newnham, Harvester Wheatshear, 1992

152. The Oxford Companion to Politics of the World. Ed. By J. Krieger. Oxford University Press, 1993

153. Tillich P. The Protestant Era. N.-Y., 1966

154. Thomas G. MP Letter: Abortion Back on the Agenda, The Guardian, Sept. 26,1998, A2

155. Youssef, M. Revolt against modernity. Leiden. 1985

156. Ward R.B. The Use of The Bible in The Abortion Debate. St. Luis University Public Review, 1993, N13

157. White D. Abortion Vote Set to Test Aznar, Financial Times, Sept., 21, 1998, P. 2

158. Wilde Al. Redemocratization, the church, and democracy in Columbia // Working Paper 1984 №22 June

159. Wilde Al. Creating neo-christendom in Columbia // Working Paper 1987, №92 March

160. Wilson B. Religion in a Secular Society, London, Penguin, 1969

161. Women: A World Report, A New Internationalist Book, Debby Taylor edition, Oxford University Press, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.