Реклама как фактор культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Ноздренко, Елена Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ноздренко, Елена Анатольевна
Введение
Глава 1. Диалектика культурно-исторического процесса
1.1. Модели культурно-исторического процесса в философии 12 культуры
1.2. Факторы культурно-исторического процесса в диалектике саморазвития и внешнего воздействия на становление и генезис культуры
Глава 2. Реклама как фактор культурно-исторического процесса последней трети X X - начала XXIbb.
2.1. Реклама как объект философско-культурологического анализа
2.2. Реклама в контексте мультикультурных детерминант в 111 культурно-историческом процессе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Реклама как средство социальной коммуникации2005 год, кандидат философских наук Растрепина, Ольга Анатольевна
Креативные основы рекламной коммуникации: Системный анализ2002 год, доктор философских наук Козловский, Валерий Иванович
Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе2010 год, кандидат культурологии Моргун, Олег Михайлович
Социокультурные измерения рекламы: креативные стратегии и тактики в контексте массовой культуры2006 год, кандидат философских наук Трищенко, Дмитрий Александрович
Социокультурные основания рекламы: Теоретический и технологический аспекты1998 год, доктор педагогических наук Чаган, Нина Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реклама как фактор культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI вв.»
Актуальность темы исследования
Осмысление сущности понятия «культурно-исторический процесс» является предметом особой философской дискуссии, поскольку исследование движущих сил (факторов) культурно-исторического процесса расширяет возможности объективного научного анализа новых культурных феноменов во всех сферах человеческой деятельности: духовно-религиозной, нравственной, научно-интеллектуальной, художественной, экономической, политической и др. В силу методологической значимости результаты этого анализа могут применяться и к исследованию культурно-исторического процесса в целом.
Существование системы факторов, генерирующих как внутреннее саморазвитие культуры, так и пространство внешнего воздействия на культурный процесс - явление сугубо постоянное. Однако содержание конкретного фактора и процесс детерминации динамичны, противоречивы, конкретны. Наполнение логики философско-культурологического познания определяет та или иная культурная реальность. Выявляя базовые социальные и индивидуальные структуры, воздействующие на культурно-исторический процесс, можно обнаружить новые культурные явления, события, процессы, оказывающие существенное воздействие на внутреннее и внешнее развитие, как отдельной локальной культуры или субкультуры, так и человеческой культуры в целом. К числу таких явлений, несомненно, относится реклама, социальная и культурная значимость которой выступает сегодня предметом острейших дискуссий, но при этом сама реклама еще только входит в систему объектов научного философско-культурологического анализа.
Современная реклама является силой, которая в той или иной степени влияет на характер социального, экономического, политического и иного взаимодействия в культурно-историческом процессе. Как сложное синтетическое явление, возникающее на границе между различными видами человеческой деятельности (экономической, культурной, правовой и т.д.), реклама требует особого методологического подхода. Данный методологический подход, связанный с интеграцией различных форм экономического и социально-гуманитарного познания, может быть реализован именно в философии культуры, поскольку философия, теория и история культуры всегда работают со сложными интеграционными формами -феноменами культуры - к изучению которых нельзя подходить однозначно и однонаправлено. Кроме того, философско-культурологический анализ рекламы позволит удержать целостность в рассмотрении всех сторон и граней такого неоднозначного явления современной культуры, каким выступает реклама как фактор культурно-исторического процесса. Существующий спор о сущности, вреде или пользе рекламы с точки зрения обыденного сознания может являться основанием для научного анализа социальной значимости рекламы, востребованность которой сегодня не вызывает сомнения.
В связи с этим актуальным является выявление специфики рекламы как особого объекта научного исследования, раскрывающего конкретное содержание абстрактных философско-культурологических понятий и принципов. Это позволит реализовать методологическую функцию философии культуры для анализа наиболее дискуссионных сегодня феноменов современной культуры в культурно-историческом процессе, к которым, несомненно, относится и реклама.
Степень изученности проблемы
В современной научно-исследовательской литературе исследование рекламы как фактора культурно-исторического процесса находится на начальной стадии. Отдельные аспекты поставленной проблемы изучаются различными отраслями научного знания.
В отечественной и зарубежной философско-культурологической литературе культурно-исторический процесс рассмотрен в натуралистических концепциях Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Гердера; идеалистических концепциях И. Канта, Г. Гегеля; концепции культуры К. Маркса; культурно-исторической концепции B.C. Соловьева; феноменологической концепции Э. Гуссерля; функционализме Б. Малиновского; символической теории Э. Кассирера,
Хайдеггера; типологии культуры А. Кребера, Дж. Фейблмана; биосферной концепции культуры В.И. Вернадского; теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; культурологической концепции О. Шпенглера; концепции локальных цивилизаций П. Сорокина; психоаналитической концепции культуры 3. Фрейда; теории многолинейной эволюции Дж. Стюарда; неоэволюционизме J1. Уайта; философско-исторической концепции А.Ф. Лосева; технологическом детерминизме Р. Арона; культурологическом номинализме Л.М. Баткина; типологическом подходе А. Дж. Тойнби; концепции этногенеза Л.Н. Гумилева и многих других исследователей. Такое разнообразие концепций позволяет использовать методологическую основу, принципы классификации и сравнительного анализа культур в научном исследовании культурно-исторического процесса.
Исследованию социальной динамики культуры, как проявлению возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся условиям (внешним и внутренним) своего существования, что выражается в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций, посвящены труды П.А. Сорокина, А. Моля. В современной культурологической литературе обобщены типы исторической динамики культуры в трудах А.П. Садохина, Т.Г. Грушевицкой и многих других исследователей. Обращение к проблеме социальной динамики культуры позволяет конкретизировать содержательное поле понятия «культурно-исторический процесс» и находить в системе его факторов новые культурные явления, к числу которых, несомненно, относится реклама.
Исследования рекламы, прежде всего, представлены в работах экономического, психологического, социологического, правового и в меньшей степени культурологического характера, где выявляются типы и виды рекламы, средства рекламной деятельности, сегментация аудитории, функции рекламы, методы воздействия, принципы создания рекламного текста и размещения рекламы и т.д. (И. Сэндидж, Д. Лакер, В Арене, Р. Батра, Б. Джи, Ф.Г.
Панкратов, И.Я. Рожков, Р. Блекуэлл, А.Н. Назайкин, Е.В. Ромат, А. Бове, Г.А. Васильев, E.JL Головлева, А. Жулер, Г. Картер, М. Ковриженко, В.П. Коломиец, Е. Павловская, Е. Песоцкий, Р. Ривс, Е.В. Сальникова, У. Уэллс, О.А. Феофанов, J1.H. Хромов и др.). Истории рекламы посвящены работы М. Старуш, В. Ученовой.
В научно-исследовательской литературе феномен рекламы как синтетического образования, вызывает интерес в таких областях научного знания, как: психология (У. Д. Скотт, Т. Кениг, А. Митчелл, О.-Г. Жерен, В. Паккард, Э. Дихтер, J1.H. Хромов, А.Н. Лебедев, Э. Фромм, Р.И. Мокшанцев, Б.П. Красовский, А.Н. Лебедев, А. Лебедев-Любимов, Л. Фестингер и др.); социология (Л.Н. Федотова, О.О. Савельева и др.); маркетинг (Ф. Котлер, С. Тивари, Ж. Бернет, И. Крылов, Дж. Эванс и.т.д.).
В меньшей степени изучена реклама в ее философско-культурологическом аспекте. Как объект культурологического анализа реклама представлена в работах Б.С. Разумовского, В.В. Ученовой, М.И. Старуш, В.Л. Афанасьевского, М.В. Курленко, Е.В. Сальниковой; в диссертационном исследовании М.В. Барановой, посвященному исследованию рекламы как феномена культуры. В данном контексте необходимо отметить концепцию Ж. Бодрийяра, который трактует рекламу как проявление стратегии современного общества, его интеграции и символической природы. Ги Дебор рассматривает рекламу как часть социального спектакля, опосредованного образами. В современной отечественной науке появились исследования рекламы как социокультурного феномена: А.В. Ульяновский рассматривает рекламу как способ оформления современных мифов; О.А. Карлова исследует рекламу и PR в сопряжении с мифологией. Изучению рекламы как средства социальной коммуникации посвящено диссертационное исследование О.А. Растрепиной в социальной философии. Как показал анализ источников, комплексных исследований, касающихся философско-культурологического феномена рекламы в отечественной науке недостаточно.
Объектом диссертационного исследования обозначен культурно-исторический процесс.
Предметом исследования выступает реклама как коммуникативный фактор культурно-исторического процесса.
Цель и задачи диссертации обусловлены ее объектом и предметом. Целью является философско-культурологическое исследование рекламы как фактора культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI вв.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть концептуальные модели культурно-исторического процесса в философии культуры;
2) сформулировать философско-культурологическое содержание понятия «культурно-исторический процесс»;
3) выявить факторы культурно-исторического процесса в диалектике саморазвития и внешнего воздействия на становление и генезис культуры;
4) проанализировать содержание понятия «реклама» в частных, имеющих по отношению к философии культуры характер прикладных и эмпирических, областях научного знания;
5) сформулировать философско-культурологическое содержание понятия «реклама»;
6) исследовать рекламу как фактор культурно-исторического процесса;
7) определить мультикультурные детерминанты рекламы как противоречивого и заразительного способа межкультурной коммуникации в процессе социального взаимодействия в его знаково-символическом аспекте.
Методологические и теоретические основания исследования: Многоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность диссертационной работы. Методология исследования базируется на единстве теоретикоаналитического и культурно-исторического подходов. В качестве теоретико-методологических основ исследования применялись:
S основные принципы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, единство исторического и логического и др.); S основные принципы синтетической теории идеального и культуры как идеалообразования Д.В. Пивоварова; S основные положения теории ценностей как основы всякой культуры Н.
Лосского, В. Виндельбанда, Э. Дюркгейма, Ф. Ницше, Т. Парсонса; S основные положения теории культурной нормы как социального феномена
Д.К. Норта, Э. Дюркгейма; ^ основные положения теории языка культуры как универсальной формы осмысления реальности и символической теории J1. Уайта, Э. Кассирера, Э Сепира, К. Юнга, О. Шпенглера, А.Ф. Лосева, Ж. Бодрийяра; ^ основные положения теории текста в философии постмодерна Ж.Дерриды, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза.
Для диссертационного исследования в целом постоянно применялись общенаучные эмпирические и теоретические методы: моделирование, экстраполяция, формализация, анализ, синтез, интерпретация и т.д.
Основные результаты исследования и их научная новизна.
Необходимость научного изучения специфической роли рекламы в культурно-историческом процессе обусловила формирование нового исследовательского поля. Научная новизна исследования состоит в осмыслении сущности культурно-исторического процесса и его факторов, которое позволило осуществить философско-культурологический анализ рекламы как определенной модификации фактора социальной коммуникации в культуроформатирующем аспекте.
Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну и значимость, заключаются в следующем:
В диссертационном исследовании содержательное поле понятия «культурно-исторический процесс» конкретизировано посредством проблемы типологизации культуры.
Обоснован выбор модели культурно-исторического процесса, основанного на диалектике саморазвития культуры и внешнего воздействия, поскольку данная модель позволяет существенно уточнить содержание понятия «культурно-исторический процесс». Диссертант формулирует содержание собственного определения данного понятия как диалектического процесса единства и противоречия, а также взаимодействия самоорганизации культурных форм, с одной стороны, и внешних факторов культурного развития, с другой, порождающего сложный и противоречивый процесс создания, сохранения и изменения базовых идеалов культуры.
У Определен и обоснован выбор факторов, определяющих форму и содержание культурно-исторического процесса, в число важнейших факторов современного культурно-исторического процесса введена реклама как новый культурный феномен.
Выявлена специфика рекламы как особого объекта научного исследования, раскрывающего конкретное содержание абстрактных философско-культурологических понятий и принципов.
Синтезированы частнонаучные определения рекламы в философско-культурологическую дефиницию, выявляющую сущность рекламы в целостной значимости для анализа того или иного культурного пространства. Результатом осуществленного анализа является определение в рамках философии и теории культуры содержания понятия «реклама» как движущей силы противоречивого процесса создания, сохранения и изменения базовых идеалов культуры, использующей механизмы массовой коммуникации с целью моделирования потребительского поведения, в диалектическом взаимодействии самоорганизации культурных форм и внешних факторов культурного развития.
На основании рассмотренной диалектической модели культурно-исторического процесса выдвинут ряд теоретических положений, обосновывающих утверждение о том, что реклама есть значимый фактор современного культурно-исторического процесса.
Выявлена специфика рекламы как фактора культурно-исторического процесса в контексте ее мультикультурных детерминант, поскольку содержание рекламной информации и ее восприятие всегда формируется в пространстве взаимопроникновения и смешения различных типов культур.
Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования.
Результаты данного диссертационного исследования расширяют возможности объективного научного анализа реальных проявлений специфики рекламы в культурно-историческом процессе, могут быть использованы для решения дискуссионных проблем в области теории и истории культуры, для оценки роли и места рекламы в пространстве современной культуры.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в решении образовательных задач: в формировании содержания соответствующих разделов учебных курсов в области философии культуры, теории и истории культуры, в теории и истории рекламы.
Положения и выводы, сформулированные автором в данной работе, могут быть использованы на практике - в проектной деятельности специалистов в области рекламы и социально-культурной сферы.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и идеи диссертации отражены в научных и методических публикациях, а также в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, краевых научных и научно-практических конференциях:
1. Международная конференция студентов и молодых ученых «Научное студенческое сообщество и современность» (г. Анталия, 05.2004 г.);
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы науки и образования» (г. Москва, Российская Академия образования, 12.2005 г.);
3. Всероссийская научно-методологическая конференция «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, КрасГУ, ежегодно 2003 - 2006 гг.);
4. Региональная научно-практическая конференция «Искусство, СМИ и реклама в системе социальных коммуникаций: проблемы взаимодействия» (Красноярск, СибГАУ, 11. 2005 г.).
Материалы диссертационного исследования были представлены на научных, теоретических и методологических семинарах кафедры теории культуры и социально-культурной деятельности Красноярского государственного университета.
Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли свое применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения и культурологии, обучающимся по специальностям «Реклама», «Искусствоведение» и «Социально-культурная деятельность» Красноярского государственного университета.
Структура диссертации обусловлена целью работы и поставленными задачами. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы. Содержание изложено на 156 страницах. Библиография включает 224 наименования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Роль культурных универсалий в функционировании рекламы как культурной формы2012 год, кандидат культурологии Сорокин, Кирилл Сергеевич
Потребление образов: эволюция рекламного сообщения2013 год, кандидат наук Ефанова, Анна Игоревна
Социокультурный анализ феномена рекламы2005 год, кандидат философских наук Вахрушев, Олег Аркадьевич
Символизация в рекламных текстах2008 год, кандидат филологических наук Сычёва, Екатерина Сергеевна
Мифодизайн и реклама: конструирование современного социокультурного пространства2012 год, кандидат философских наук Калиниченко, Светлана Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ноздренко, Елена Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная реклама является силой, влияющей в той или иной степени на характер социального, экономического, политического и иного взаимодействия в культурно-историческом процессе. Проблема определения понятия и осмысления сущности культурно-исторического процесса приобрела в наше время особую актуальность, так как развитие культуры — органическая составная часть генезиса общества. Признавая главным в историческом развитии культуры саморазвитие, внутреннее противоречие, тем не менее, допустимо детерминацию движения культуры искать и вне ее самой, прежде всего в развитии общества и как целого, и всех отдельных подсистем и сфер общественной жизни. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретных исторических формах. Особенно явно обнаруживаются изменения и в сущностном содержании культурно-исторического процесса, и в его базовых формах, определяющих своеобразие конкретного культурно-исторического типа общества, в переломные периоды истории человеческой цивилизации.
Разнообразные концепции культурно-исторического процесса дают собственные объяснения процессам изменений в культуре: и как действие чужеродных культуре внешних сил, навязанных ей извне (по логике формационного развития); и как проявление собственных возможностей культуры, закономерностей ее саморазвития; и как диалектику первого и второго. В контексте данного диссертационного исследования понятие культурно-исторического процесса, обуславливающее диалектику саморазвития культуры и внешнего воздействия, представляется наиболее актуальным и обоснованным. Та или иная модель культурно-исторического процесса описывает культуру либо как процесс ее саморазвития, либо как обусловленную внешними для нее факторами, либо связывает саморазвитие и внешнее воздействие в единую целостную диалектическую модель. Данная позиция обусловлена определением в диссертации культурно-исторического процесса как процесса создания, развития и смены базовых идеалов, лежащих в основании той или иной конкретной культуры, а идеалообразование подразумевает такую диалектику.
Таким образом, культурно-исторический процесс - это диалектический процесс единства и противоречия, а также взаимодействия самоорганизации культурных форм, с одной стороны, и внешних факторов культурного развития, с другой, порождающий сложный и противоречивый процесс создания, сохранения и изменения базовых идеалов культуры.
Логику философско-культурологического познания определяет та или иная культурная реальность. В данном диссертационном исследовании раскрыты движущие силы, обуславливающие диалектику культурно-исторического процесса, посредством анализа такого философско-культурологическое понятия как «фактор». Представляется, что именно это понятие снимает в себе целостность формы и содержания противоречивого единства саморазвития и внешнего воздействия на культуру, объясняя непрерывность и генезис новых культурно-исторических форм, и устойчивость уже сложившихся.
Исследование факторов культурно-исторического процесса позволяет находить новые культурные явления, приобретающие большую значимость в современном пространстве культуры. К числу таких явлений, как показало данное диссертационное исследование, относится реклама, социальная и культурная значимость которой является сегодня предметом острейших дискуссий. В современном обществе существует тенденция к усложнению и разветвлению информативно-убеждающих видов коммуникации, функционирующих в его экономической и политической сферах. Значимость рекламы в современном социуме актуализирует ее исследование в качестве объекта научного философско-культурологического анализа.
Реклама как объект научного исследования представляет собой научную ценность, а чрезвычайно высокая социальная значимость рекламной деятельности связана с тем, что она задействует многие сферы человеческой жизни, включая не только экономику, бизнес, но и мораль, и искусство.
Познание сущности рекламы связано с областью ее реализации и в бизнесе, и художественном творчестве в культурно-историческом процессе. В связи с этим необходимость научного анализа, связанная с социальной значимостью рекламы, достаточно обоснована, что позволит осуществлять прогнозирование и моделирование самой рекламной деятельности в духе социального оптимизма.
Среди различных сфер социальной жизни особое значение для изучения рекламы как фактора культурно-исторического процесса имеет социально-культурная сфера, в числе механизмов функционирования которой существуют специфические формы данной коммуникации внутри данной сферы. С точки зрения методологии анализа синтетическая модель социальной коммуникации наиболее оптимальна для исследования актуальных ее проявлений, среди которых реклама выделяется как наиболее противоречивый и заразительный способ осуществления межкультурной коммуникации в процессе социального взаимодействия в его знаково-символическом аспекте, участвующий в создании, развитии и смене базовых идеалов, находящий свое проявление в диффузии культур и культурных заимствованиях.
Как способ межкультурной коммуникации, имеющей косвенный характер воздействия, реклама и сохраняет идентичность собственной культуры, и включается в иную культуру. Рекламная коммуникация существует в неразрывной взаимосвязи с культурной картиной мира, которая в совокупности образует как внутренний, так и внешний контекст процесса коммуникации. Содержание рекламной информации и ее восприятие всегда формируется в условиях взаимопроникновения и смешения культур, что позволяет рассматривать рекламу как фактор культурно-исторического процесса в контексте ее мультикультурных детерминант - определяющих культуру факторов: жизненный стиль, ценности, нормы, ментальность, язык культуры, норма, символы, тексты.
Таким образом, в рамках философии и теории культуры реклама -движущая сила противоречивого процесса создания, сохранения и изменения базовых идеалов культуры, использующая механизмы массовой коммуникации с целью моделирования потребительского поведения, в диалектическом взаимодействии самоорганизации культурных форм и внешних факторов культурного развития.
Основное содержание рекламы как способа социальной коммуникации, направленной на репрезентацию обществом тех или иных экономических, политических, социальных феноменов для организации обмена, потребления позволяет говорить о ней как о коммуникативном факторе культурно-исторического процесса'.
Реклама способствует возникновению новой реальности, характеризующейся возрастающей целостностью многообразия различных культур, традиций, религий, ценностей;
Она рассматривает явления, события, факты развития культуры в контексте того исторического времени, социальных, экономических, политических и других условий, в которые оно происходит;
В рекламном сообщении формируется идея, сформулированная словами с целью распространения и продолжения человеческого опыта через символическое поведение (а использование символов, по Уайту, - главная особенность человека);
В культурно-историческом процессе реклама может выступать и как движущая сила и как ограничивающий фактор в процессе адаптации человека к окружающей среде;
Реклама выполняет функцию связи между эпохами, народами, регионами и континентами, передавая по наследству и по соседству исторические достижения, накопленные человечеством;
Она представляет собой целостную общественную систему, включающую в себя согласованные друг с другом и тесно взаимосвязанные элементы: религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д., где каждый элемент этой системы несет на себе печать устойчивого своеобразия той или иной конкретной культуры;
Основным критерием роста в культурно-историческом процессе, согласно теории А. Тойнби, можно определять прогрессивное движение в направлении самоопределения, существенную роль в котором играет институт рекламы;
Реклама формирует мировоззрение, в основе которого лежит определенное познание в контексте культурно-исторического периода;
Если, согласно концепции Б.Малиновского, культура зарождается как реакция человека на его потребности, то реклама направлена не только на удовлетворение человеческих потребностей, но и их формирование в конкретной культурной среде каждой исторической эпохи;
Реклама способна создавать искусственный мир, где реальность обозначена определенными символами, которые создают между культурами почву для коммуникации и взаимодействия. Структурные элементы рекламы можно определить посредством таких иерархически соподчиненных символических сфер, как: язык, миф, религия, наука и история;
Эволюция культурно-исторического процесса связана с углублением коммуникации между народами на базе социальных ценностей, которые транслирует реклама;
Реклама, воздействуя на человека, проникает в его микромир, способствуя формированию макромира через проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся условиям (внешним и внутренним) своего существования;
Институты рекламы функционируют в большинстве своем в повседневном мире — том месте, где формируются социальный порядок, традиции и культура общества;
Художественное восприятие рекламы в значительной степени обусловлено культурой той социально-природной среды, где происходит процесс художественного творчества, характерный для данной конкретной культуры; Если прямой характер аккультурации выражается в непосредственном влиянии носителей передаваемых элементов культуры на окружающих, то через воздействие рекламы происходит косвенная аккультурация.
Исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений глубинные структуры культуры интегрированы в рекламе, объединяющей в себе различные исторические эпохи и влияющей на развитие национальной истории и культуры. Философско-культурологический подход к рекламе, как способу социальной и межкультурной коммуникации, раскрывает понятие диалога культур через понимание собственного культурного типа, которое осуществляется посредством противоречивого процесса идеалообразования в контексте иной культуры, являющейся движущей силой культурно-исторического процесса.
Можно наметить перспективу исследования данной темы, требующей дальнейшей разработки с включением большого историко-философского и научного материла. Прежде всего, дальнейшее углубленное изучение связано с философско-культурологическим исследованием взаимосвязи и выстраивания системы факторов культурно-исторического процесса, а также с возможностью нахождения новых культурных явлений в данной системе.
Осмысление философско-культурологического содержания понятия «реклама» открывает перспективу исследования в данном контексте разных ее видов с осуществлением детального анализа ее функций. Перспективы исследования могут быть связаны изучением возможности регулирования социального пространства в культурно-историческом процессе. Содержание понятия «реклама» как противоречивого процесса создания, сохранения и изменения базовых идеалов культуры открывает дискуссию об актуальности изучения процесса идеалообразования в той или иной конкретной культуре. А также обращает к более глубокому исследованию роли информационно-убеждающих видов коммуникации в культурно-историческом процессе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ноздренко, Елена Анатольевна, 2006 год
1. Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. №38-Ф3 «О рекламе».
2. Англо-русский словарь рекламных терминов / Сост. И.С. Седельников. -М.: Соверо, 1994.-380 с.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. М., 1989. - 368 с.
4. Афанасьевский B.J1. Реклама как явление культуры / B.JI. Афанасьевский, С.Б. Краснов // Философия культуры196. Самара, 1996.
5. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время / А.В. Ахутин.-М., 1998.-324 с.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт.- М., 1989.-314 с.
7. Баткин JI.M. Два способа изучать историю культуры / JI.M. Баткин // Вопросы философии. 1986. - № 12.
8. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. М., 1990. - 396 с.
9. Батра Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Дж. Майерс. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. - 784 с.
10. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. М., 2001. - 447 с.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. - 785 с.
12. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизика техники) / Н.А. Бердяев. // Культурология: Хрестоматия.- М., 2000. 568 с.
13. Бердяев. Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М, 1990. - 443 с.
14. Бове К.Л. Современная реклама. / К.Л. Бове, У.Ф. Арене. Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995. - 704 с.
15. Бодрийяр Ж. Интервью Катрин Франблен с Жаном Бодрийяром / Ж. Бодрийяр // Искусство 1993. - № 1.
16. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. М.: Библион - Русская книга, 2003. - 272 с.
17. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
18. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр М.: Рудомино, 1999. - 222 с.
19. Буданцев Ю.П. Социология массовых коммуникаций / Ю.П. Буданцев. -М., 1995.-356 с.
20. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. - С 537-568.
21. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2003. - 368 с.
22. Васильев Г.А. Основы рекламной деятельности / Г.А. Васильев, В.А. Поляков.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-414 с.
23. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.- 685 с.
24. Веблен Т. Теория праздого класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984.- 368 с.
25. Вернадский Г.В. Начертания русской истории / Г.В. Вернадский. СПб., 2000.-432 с.
26. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. М., 1988.-596 с.
27. Веселов С. Оценка эффективности рекламной деятельности / С. Веселов // Рекламные технологии. 2000. - № 4.
28. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / В. Виндельбанд. // Международный ежегодник по философии культуры. М., 1910.-кн.2.
29. Гегель. Г. В. Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель. М., - Л., 1934. - Т. 7.
30. Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель // Сочинения М.; - Л., 1935.-Т.8.
31. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. // Сочинения М.; Л., 1934.-Т.7.
32. Генисаретский О.И. Опыт методологии конструирования общественных систем / О.И. Генисаретский. // Моделирование социальных процессов. -М., 1970.
33. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1977.-448 с.
34. Герцен А.И. К старому товарищу / А.И. Герцен. // Собрание сочинений: в 30 т.-М, 1960.-Т. 20 (2).
35. Герцен А.И. С того берега / А.И. Герцен. // Собрание сочинений: в 30 т. М., 1955. Т.6 - С.588-590.
36. Головлева E.JT. Основы рекламы / E.JT. Головлева. М.: ЗАО издательский Дом «Главбух», 2003. - 272 с.
37. Грошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе / И.В. Грошев. // Социологические исследования 1999. - № 4.
38. Грошев И.В. Тендерные различия восприятия рекламы / И.В. Грошев. // Вестник МГУ, сер. 10. Журналистика. 1999. - № 2.
39. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы и тендерная невербальная коммуникация в зеркале рекламы / И.В. Грошев. Тамбов, 1998. - 287 с.
40. Грошев И.В. Рекламные технологии тендера / И.В. Грошев // Общественные науки и современность 2000 № 4 http://ons.gfns.net/2000/4Zl 9.htm
41. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. Д., 1990.-367 с.
42. Гуревич. П.С. Культурология. / П.С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 -327 с.
43. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль. // Культурология XX век: Антология (Лики культуры) М.: Юрист, 1995. -703 с.
44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. - С. 91-114.
45. Дебор Ги. Общество спектакля / Ги. Дебор. М.: Логос, 2000. - 184 с.
46. Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Дейк Ван. М.: Прогресс, 1989.-387 с.
47. Делез. Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез. // Новое литературное обозрение. 1993. -№5.
48. Демидов В. Мифы о рекламе: все ли они столь же истинны, сколь живучи / В. Демидов. // Ноу-Хау. 1993. - № 4.
49. Джемс Дж. У. Личность / Дж. У. Джемс. // Психология личности. Тексты. -М., 1982.-438 с.
50. Джефкинс Ф. Реклама /Ф. Джефкинс / Пер с англ. под ред. Б.Л. Еремина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 543 с.
51. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной политики / Отв. Ред. А.Ф. Суховей. Свердловск, 1991. - 55 с.
52. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М.: Мысль, 1994.-250 с.
53. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. 1991. - № 2. - С. 110.
54. Жулер А. Креативные стратегии в рекламе / А. Жулер, Б. Дрюниани. -СПб., 2002.-387 с.
55. Землянова Л.М. Реклама в период гиперсигнификации / Л.М. Землянова. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 1995. № 3.
56. Зиммель.Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии / Г. Зиммель. // Социологические исследования. 1084. - № 2.
57. Зиммель Г. Философия культуры / Г. Зиммель М.: Юрист, 1996 - 678 с.
58. Ильин В.П. Поведение потребителей /В.П. Ильин.- СПб.:Питер,2000.-223 с.
59. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов / И. Ильин. М., 2001.- 345 с.
60. История философии: Энциклопедия / Под ред А.А. Грицанова— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
61. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004.-427с.
62. Иенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит наш бизнес / Р. Йенсен.- СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2003. 269 с.
63. Каганский В. Культурный ландшафт / В. Каганский. М., 1998. - 304 с.
64. Калмыков А.А. Введение в теорию коммуникации. Электронный учебный комплекс / Калмыков А.А., Клягин С.В., Усачева В.В. http://edu.socom.ru.
65. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант. // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т.6.
66. Кант И. Сочинения: в 6 т. / И.Кант. М., 1966. - Т.5.
67. Картер Г. Эффективная реклама / Г. Картер.- М.: Бизнес-информ, 1998. -432 с.
68. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. 2: Человек и культура. / Э. Кассирер. М., 1945. - 588 с.
69. Кассирер Э. Философия символических форм / Э.Кассирер. // Культурология. XX век: Антология (Лики культуры). М.: Юрист, 1995. -703 с.
70. Кассирер Э. Человек и культура / Э. Кассирер // Хрестоматия по истории философии. В 2-х ч. М.: Прометей. 1994. - 4.2. - С. 90-106.
71. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 200. - 608 с.
72. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 560 с.
73. Кениг Т. Психология рекламы / Т. Кениг.- М., 1925. 377 с.
74. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1993. - 576 с.
75. Ковриженко М. Креатив в рекламе / М. Ковриженко. СПб.: Питер, 2004 -253 с.
76. Коган JI.H. Социология культуры /JI.H. Коган.- Екатеринбург, 1992.- 436 с.
77. Козловский В.В. Модернизация: от равенства к свободе / В.В.Козловский, А.И. Уткин, В .Г. Федотов.-М., 2001.-388 с.
78. Коломиец В.П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов / В.П. Коломиец // Мир России. М., 1997. - № 1. - С. 29-54.
79. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. -М.: Аспект Пресс, 1997. 234 с.
80. Конт О. Курс положительной философии: В 6 т. / О. Конт. СПб, 1900. -Т.1.-359 с.
81. Конт О. Курс позитивной философии / О. Конт // Родоначальники позитивизма. Вып. 1. СПб., 1912-286 с.
82. Копцева Н.П. Философия: Сборник текстов для работы с первоисточниками студентам всех специальностей и всех форм обучения / Н.П. Копцева. Красноярск: СибГТУ, 2002. - 60 с.
83. Костина А.В. Интертекстуальность как ведущий признак рекламы эпохи постмодернизма / А.В. Костина // Журналистика и культура русской речи. Слово в семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах. М.: МГУ, 2002.
84. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент /Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2003. - 707 с.
85. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
86. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социальные мозаики Элвина Гоффмана) / Е.И. Кравченко // Социологические исследования. 1993. № 2.
87. Красовский Б.П. Некоторые социально-психологические аспекты рекламы / Б.П. Красовский// Социологические исследования. 1996. - № 10.
88. Крёбер А. Стиль и цивилизации / А. Кребер // Антология исследований культуры. Т.1.-СПб, 1997-686 с.
89. Кузьменко Н.М. Семиотическая концепция культуры М.К. Петрова: лингвокультурологический контекст и специфика / Н.М. Кузьменко -Ростов-н/Д., 2001.-317 с.
90. Курленко М.В. Культурологические проблемы рекламы / М.В. Курленко // Российская культура глазами молодых ученых. СПб, 1995. - вып. 4. ч.1.
91. Лебедев А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе. / А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков. М.: ИЦ «Академия», 1995. - 346 с.
92. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы / А. Лебедев-Любимов // Мастера психологии. СПб: Питер, 2002 - 368 с.
93. Лившиц Т.Н. Реклама в прагмалингвистическом аспекте / Т.Н. Лившиц. -Таганрог, 1999.-277 с.
94. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман. М.: Институт Фонда «Общественное мнение, 2004. - 384 с.
95. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. М.: Владимир Довгань, 2001. - 332 с.
96. Литвинова А.В. Слоган в рекламе: генезис, сущность, тенденция развития / А.В. Литвинова // Автореф. диссер. к.пед.н. М., 1996.
97. Лосев. А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев.- СПб., 2001.-398 с.
98. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. М., 2001. - 638 с.
99. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / А.Ф. Лосев. М., 1999. - 597 с.
100. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. М., 1993.-635 с.
101. Ю2.Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах / Ю.М. Лотман. Том I. // Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: «Александра», 1992 -247 с.
102. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М., 1992. - 467 с.
103. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский М.: ОГИ, 1999.-206 с.
104. Ю5.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. М.: Алетейя, 2000.-347 с.
105. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука / Э. Макарян. М., 1986.-367 с.
106. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 20,20,27
107. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. т. 46 ч.1.
108. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений / В.В. Маяковский. М., 1959.-Т. 12.
109. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. / П.Н. Милюков-М., 1993.-Т.1.-447 с.
110. Мир философии: Книга для чтения /сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. -4.2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 624 с.
111. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. / Р.И. Мокшанцев. М.: Инфра-М; Новосибирск: Новосибирское соглашение, 2000.-325 с.
112. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль.- М.: «Прогресс», 1973.-380 с. Пб.Мостова Л.А. Историческая типология культуры / Л.А. Мостова //
113. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 2000. - 667 с.
114. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.-640 с.
115. Норт Д.К. Институты и экономический рост: Историческое введение / Д.К. Норт // THESIS, Структуры и институты. Весна 1993. Альманах. М., 1993.
116. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT / Е. Павловская. СПб.: Питер, 2004. - 320 с.
117. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. М.: «Маркетинг», 1999. - 364 с.
118. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2000. - С. 421-572.
119. Петров М. К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров Ростов н/Д, 1992.-287 с.
120. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. М, 1985. - 468 с.
121. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация в рекламном сообщении / Ю.К. Пирогова // Реклама и жизнь, 1999 № 9.
122. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории / В. Д. Плахов. М.: Мысль, 1985. - 326 с.
123. Плахов В.Д. Традиция и общество: Опыт философско-социологического исследования / В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1982. - 264 с.
124. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / Т. Парсонс // THESIS. Альманах. М., 1993.
125. Пелевин.В. Generation «П» / В. Пелевин. М.: Вагриус, 2000. - 302 с.
126. Песоцкий Е. Современная реклама: Теория и практика / Е. Песоцкий. -Ростов-н/Д, 2001.-368 с.
127. Петров М. К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. Ростов-н/Д., 1992.-248 с.
128. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров. Свердловск, 1986. - 267 с.
129. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Г.В. Плеханов // Избранные философские произведения: в 5 т. М., 1956. Т.1.-735 с.
130. Разумовский Б.С. Искусство рекламы / Б.С. Разумовский. Минск, 1984. -287 с.
131. Рассел. Б. Почему не я христианин / Б. Рассел. М., 1987 - 225 с.
132. Растрепина О.А. Реклама как способ социальной коммуникации: Автореф. дис. к.ф.н. / О.А. Растрепина. Красноярск, 2005.
133. Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение / Ф. Ратцель. Т.1-2.-СПб., 1905.-Т.1-2.-734 с.
134. Ривс Р. Реальность в рекламе / Р. Ривс. М.: Северо, 1992. - 388 с.
135. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи» / И .Я. Рожков. М., 1997.-385 с.
136. Рожков И.Я. Цивилизованная реклама насущная необходимость цивилизованного рынка / И.Я. Рожков // Маркетинг. 1995. №3.
137. Ромат Е.В. Реклама / Е.В. Ромат. СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
138. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах / Ж.-Ж. Руссо // Избранные сочинения: в 3 т. М., 1961 Т.1. - 466 с.
139. Русо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М., 1969. - 668 с.
140. Рябов О.В. Реклама и сознание современного российского общества: этика и семиотика / О.В. Рябов // Философия языка и семиотика Иваново, 1995.
141. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия / О.О. Савельева. -М„ 2006.-284 с.
142. Садохин А.П. Культурология / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 365 с.
143. Сазонова Н. Характеристики культуры и планирование рекламных кампаний / Н. Сазонова // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №1.
144. Сальникова Е.В. Развитие рекламы в начале XX века / Е.В. Сальникова // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России XX века. М., 2002.-Т.З.
145. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е.В. Сальникова. М., 2001.-346 с.
146. Семаан Н.В. Культура массовая культура - реклама: (мифологический аспект) / Н.В. Семаан // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика, 1998. - № 2.
147. Семочкина М.Б. Культурология. История культуры / М.Б. Семочкина. -Екатеринбург, 1998.- 144 с.
148. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. -М.: «Прогресс», 1993.- 656 с.
149. Сепир Э. Язык, культура и личность. / Э. Сепир. // Сборник статей памяти Эдварда Сэпира под ред. Лесли Спира (Menasha, Wis.: Sapir Memorial Publication Fund, 1941, pp.75-93).
150. Синицкий Л.Д. Лекции по землеведению (антропогеографии) / Л.Д. Синицкий. М.,1915. - 187 с.
151. Скляренко Н.В. Трапеза как социокультурный феномен: Авториф. дис. к.ф.н. / Н.В. Скляренко Ростов-н/Д, 2002.
152. Скородумова О.Б. Проблема сохранения национальной самобытности в условиях информационного общества / О.Б. Скородумова // Грани культуры: Сб. науч. трудов. М.: МГСА, 2003.
153. Современная российская реклама: тенденции развития / Научно-практич. конферен. М.: Обществ. Совет по рекламе, 1999.
154. Современный философский словарь / под общей ред. В.Е. Кемерова М.: «Панпринт», 1998 с. - 1064 с.
155. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве / B.C. Соловьев // Сочинения: В 2 т. М., 1989.-Т.2.
156. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993.; 2-е изд. -М., 1997.-423 с.
157. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. М., 1998.-365 с.
158. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П.А. Сорокин //Американская социологическая мысль.- М.- 1996.С.372-392.
159. Сорокин П.А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - С. 427-504.
160. Столяренко Л.Д. Культурология / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. М.: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д, 2004. - 352 с.
161. Социальные проблемы современной техники / Сб. текстов под ред. В.Н. Поруса. М., 1986.-225 с.
162. Стюард Дж. Теория культурных изменений. Методология многолинейной эволюции / Дж. Стюард // Культурология. XX век: Антология (Лики культуры). М.: Юрист, 1995. - 703 с.
163. Сэндидж И. Реклама: теория и практика / И. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцол. М.: Прогресс, 1989. - 630 с.
164. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек / Г.М. Тавризян. М., 1989.226 с.
165. Тивари С. (не) Здравый смысл рекламы / С. Тивари. СПб.: Питер, 2005 -304 с.
166. ПО.Тишков В.А. Восприятие времени / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение.- 2002. № 3.
167. Тишков В.А. Культурный смысл пространства / В.А. Тишков // доклад на пленарном заседании V конгресса этнологов и антропологов России. -Омск, 2003.
168. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1991. - 445 с.
169. Токльвиль А. Демократия в Америке / А. Токвиль. М.: 1992. - 287 с.
170. Тоффлер Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. М., 2004. - 347 с.
171. Тоффлер Э. Шок будущего / Элвин Тоффлер. М.: ACT, 2003. - 557 с.
172. Трейвиш А. Город и страна (Инерция российского пространства и динамика его главных центров) / А. Трейвиш // "03", 2002, № 6(7).
173. Уайт Л. Концепция культурных систем / Л. Уайт // Антология исследования культуры / Интерпретация культуры. СПб., 1997. - Т.1.
174. Уайт Л. Символ: происхождение и основа человеческого поведения / Л.Уайт // Работы Л.Уайта по культурологии (сборник переводов). М., ИНИОН РАН, 1996. - 445 с.
175. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры / Лесли А. Уайт // В кн: Работы Л.А.Уайта по культурологии. (Сборник переводов) М.: Российская академия наук, 1996, сс. 98 - 102.
176. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы / А. Ульяновский. СПб, 1995.227 с.
177. Ульяновский А. Россия: краткая эволюция рекламы в постсоветском пространстве / А. Ульяновский // В кн. «Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер, 1999. - 446 с.
178. Утехин И. Очерки коммунального быта / И. Утехин. М.: О.Г.И., 2001. -178 с.
179. Ученова В.В. «Философский камешек» рекламного творчества: культурология и гносеология рекламы / В.В. Ученова, М.И. Старуш. М., 1996.-388 с.
180. Уэллс У. Реклама: теория и практика / У.Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. -СПб.: Питер, 1999.-736 с.
181. Федотова J1.H. Реклама в обществе: каков эффект? / JI.H. Федотова // Социологические исследования. 1996. - № 10.
182. Федотова J1.H. Реклама в опросах общественного мнения / JI.H. Федотова.-ВЦИОМ, 1994.
183. Федотова J1.H. Реклама в социальном пространстве / JI.H. Федотова. М. 1996.-367 с.
184. Федотова JI.H. Реклама: Социальные проблемы сегментации рынка / JI.H. Федотова // Вестник МГУ, серия 10. Журналистика, 1999. № 2.
185. Федотова JI.H. Социология рекламы / JI.H. Федотова. М., 1999. - 325 с.
186. Фейблман Дж. Типы культуры / Дж. Фейблман //Антология исследований культуры. СПб, 1997. - Т. 1.
187. Фейербах JI. Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике / JI. Фейербах // История философии: в 2.т. М., 1967. - Т. 1.
188. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России / О.А. Феофанов. -СПб.: Питер, 2003.-384 с.
189. Феофанов О.А. Реклама и общество / О.А. Феофанов. М., 1974. - 203 с.
190. Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса / JL Фестингер. СПб.: Ювента, 1999- 138 с.
191. Флиер А. О новой культурной политике России / А. Флиер // Общественные науки и современность. 1994. - № 5. - С.14-25.
192. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. Новосибирск: Риф плюс, 1997.-551 с.
193. Фролов С.С. Социология / С.С. Фролов. М.: Наука, 1994. - 256 с.
194. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Погресс, 1989. - 280 с.
195. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. Мн.: Издатель Ильин, 1997-416 с.
196. Фромм Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии. М., 1988 - 567с.
197. Фуко М. Археология знания / М. Фуко. Киев, 1996. - 444 с.
198. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 192-221.
199. Хайдеггер. М. Что такое метафизика; Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. - 567 с.
200. Хельнер Б. Россия идет на Запад? / Б. Хельнер, Р. Дитрих. Интернет-ресурс http:/histori.tuad.nsk.ru.
201. Хромов JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. (Настольная книга делового человека менеджера и бизнесмена) / JI.H. Хромов. - Петрозаводск, 1994. - 425 с.
202. Чаган Н.Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность / Н.Г. Чаган // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 2.
203. Чаган Н.Г. Рекламная деятельность / Н.Г. Чаган // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. М. 1996.-346 с.
204. Чередниченко Т. В. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истоии культуры / Т.В. Чередниченко. М., 1999. -336 с.
205. Черняева В.А. Данные опросов, проведенных Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова / В.А. Черняева // Вестн. МГУ, серия 18. «Социология и политология». 1996. № 2.
206. Шарден Т. Феномен человека / Т. Шарден. М., 1987. - 377 с.
207. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. М.: Перспектива, 2002. - 245 с.
208. Шендрик А.И. Опасность монокультурного мира / А.И. Шендрик // Сборник по материалам конференции «XXI век на пути к единому человечеству». М.: МГУ, 2001.
209. Шендрик А.И. Философия культуры русского идеализма / А. И. Шендрик // Постижение культуры. М.: РИК, 2003. - Вып.№ 7.
210. Шестаков В.П. Эстетика рекламы: функция рекламы в системе современной популярной культуры / В.П. Шестаков // Реклама, 1994.№ 5-6.
211. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.: Искусство, 1993 - 567 с.
212. Шпенглер О. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. // Закат Европы / О. Шпенглер. М., 1979. - Т.2. - С.39-42.
213. Щюц А. Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию // Смысловое строение социального мира / А. Щюц. 2001, http://www.soc.pu.ru:8101 /materials/golovin/reader/SCHUETZ/r schuetz2.html (перевод Н. Головина, А. Минаков).
214. Шюц А. Структуры повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. 1986. - № 1.
215. Эко У. Дискретное видение (семиология визуальных сообщений). Некоторые пояснения: реклама / У. Эко // в кн. Отсутствующая структура: введение в семиологию. М. 1998. - С. 176-202.
216. Юнг К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг // Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. - 386 с. J
217. Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. М., 1998. - 462 с.
218. Яковлева А. Подходит ли ключ к замку: культурологические проблемы рекламы / А. Яковлева // Реклама, 1994. № 1.
219. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности / К. Ясперс.-М., 1988.-Ч.1.-С. 61-89.
220. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Изд-во полит, литературы, 1991 - 525 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.