Реклама и театр в коммуникативном пространстве современной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Красноярова, Дарья Константиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат философских наук Красноярова, Дарья Константиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Коммуникативная природа рекламы.
1.1. Сущностные свойства рекламной коммуникации.
1.2. Брэнд как выражение специфики рекламной коммуникации в современном обществе.
ГЛАВА 2. Специфика театральной коммуникации.
2.1. Отличительные черты театра как коммуникативной системы.
2.2. Формы реализации театральной коммуникации в общественной жизни.
ГЛАВА 3. Направления рекламно-театрального взаимодействия.
3.1. Театральный характер рекламной коммуникации.
3.2. Влияние рекламной коммуникации на театр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме2006 год, доктор философских наук Андреева, Инна Михайловна
Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты2010 год, кандидат искусствоведения Киреева, Наталья Юрьевна
Феномен театральности: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Райков, Валерий Николаевич
Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями2006 год, кандидат культурологии Щепеткова, Ирина Анатольевна
Театральное пространство и пространство театра: компаративный анализ2011 год, кандидат философских наук Орлова, Елена Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реклама и театр в коммуникативном пространстве современной культуры»
Актуальность исследования взаимодействия двух феноменов культуры - театра и рекламы — обусловлена рядом причин, относящихся к этим сферам человеческой деятельности.
Реалии существования современных постиндустриальных обществ, а также процессы, происходящие в культуре в течение последнего столетия, вызывают повышенный теоретический интерес к феномену рекламы. Причиной такого интереса является возрастание экономического значения рекламы как неотъемлемой части функционирования и регулирования сложившейся системы рыночных отношений. Помимо этого, стремительное технологическое развитие, предоставляющее все более разнообразные способы сообщения между участниками рынка, привело к значительному расширению сферы рекламной деятельности и увеличению подвидов ее специализации. Результатом ' становится тотальность распространения продуктов рекламной деятельности, которая проявляется в большом количестве рекламных сообщений, получаемых человеком ежедневно, и охватывает те области, которые раньше не использовали рекламные технологии (реклама религии, самореклама и т.д.), а также вызывает широкое внедрение рыночно-рекламной терминологии в повседневный язык. Охватывая все сферы человеческой жизни, реклама неожиданно начинает выполнять общекультурные функции, которые изначально не были в нее заложены. Тотальность и неоднозначность рекламы как феномена культуры являются главной причиной философского интереса, направленного на постижение сущности данного феномена.
С другой стороны, наблюдается всплеск интереса к феномену театра, проявляющийся в возникновении многочисленных концепций тотальной театрализации современной культуры и повсеместном использовании метафоры театра для объяснения различных явлений общественной жизни. В связи с этим требуют осмысления причины сохранения устойчивого общественного и теоретического интереса к театру даже в условиях возникновения и широкого • распространения новых видов массовых зрелищных коммуникаций (кино, телевидение, Интернет и т.д.).
Осознание коммуникативной природы всех феноменов культуры, которое дает философия XX века, позволяет рассматривать и театр, и рекламу как часть единого коммуникативного пространства культуры, где сущность каждого феномена и место, занимаемое им, могут быть раскрыты через осмысление его взаимодействия с другими феноменами.
Актуальность анализа взаимодействия именно театра и рекламы, обусловлена, в первую очередь, широким использованием в традиционной рекламе театрального инструментария, а также появлением большого количества новых «нестандартных» видов рекламы, среди которых театрализованные действия занимают значительное место (рекламный flashmob, перформансы, ambient media, событийный маркетинг и т.д.). Сложившаяся рыночная ситуация привела к трансформации способов рекламного воздействия на потребителя от рационально-информационных к создающим эмоциональное состояние, что еще больше сближает рекламу и театр. С другой стороны, происходит активное проникновение рекламных механизмов в театральную среду в связи с конкуренцией на свободном «рынке культуры». Еще одним фактором является сложившееся в рамках историко-культурных исследований представление о единых истоках и рекламы (проторекламы), и театра - универсальных коммуникативных приемах, выполнявших демонстративную функцию (боевая раскраска, татуировки, украшения, одежда, ритуалы и т.д.). Тотальность же распространения и театра, и рекламы в современной культуре приводит к необходимости осуществления сравнительного анализа и анализа взаимодействия, проливающих свет на взаимосвязь феноменов.
Коммуникативный подход, используемый в данном исследовании, дает возможность исследовать феномены, исходя из единого основания — принадлежности и театра, и рекламы к разновидностям социальной коммуникации, что позволяет выстроить сравнительный анализ на основе единообразной структуры простейшей коммуникации, включающей одинаковый минимальный набор элементов.
Таким образом, объектами исследования являются театральная и рекламная коммуникации, функционирующие в коммуникативном пространстве культуры. Предмет исследования в свете этого - направления взаимодействия рекламной и театральной коммуникаций.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические исследования, образующие основу философского осмысления рекламной коммуникации, складываются из основных подходов к изучению рекламы: прагматического, психологического, исторического, культурологического, коммуникативного, семиотического и философского.
Прагматический подход излагается в уже ставших классикой рекламной теории трудах зарубежных исследователей Ф. Котлера, Д. Огилви, У. Аренса, К. Бове, К. Хопкинса, Дж. Траута, Р. Ривса, Э. Райса, Дж. Р. Росситера, JL Перси, Ф. Джефкинса и др. В работах российских исследователей прослеживается свой подход к рекламной деятельности, учитывающий специфику российского рынка и потребителя (труды Г.А. Васильева, C.B. Веселова, JI.M. Дмитриевой, X. Кафтанджиева, С.С. Марочкиной, B.JL Музыканта, Е.В. Ромата и др.). В теории рекламы даны определение понятия рекламы, ее цели, отличия от других видов рыночных коммуникаций (PR и других маркетинговых коммуникаций), видовые классификации рекламы, принципы создания рекламного сообщения, наборы средств, техник, используемых образов и т.д.
Психологический анализ- рекламной коммуникации можно найти в работах таких авторов, как Э. дю Плесси, В. Ценев, Г. Фельсер, А.Н. Лебедев-Любимов, А.П. Мельников, Р.И. Мокшанцев, К. Сельченок, П.С. Гуревич и др. Методологической основой этих исследований преимущественно являются идеи К.Г. Юнга, Э.Эриксона, 3. Фрейда, Г. Шиллера, Э. Берна и других классиков современной психологии. В рамках психологических исследований решается проблема, важная для понимания рекламной коммуникации — выделение психологических механизмов, позволяющих рекламе оказывать необходимую для рекламодателя степень влияния на потребителя.
Анализ становления исторических форм рекламной деятельности позволяет проследить генеалогию рекламной коммуникации. Такой анализ осуществлен в работах, представляющих историко-культурологический подход (исследования О.О.Савельевой, Н.В.Старых, М.Тангейта, В.В.Ученовой и др.).
Семиотический подход к исследованию феномена рекламы в работах Е.А. Елиной, Ю.К. Пироговой, А.Н. Баранова, П.Б. Паршина и др. раскрывает специфику рекламного языка, его составляющих, понятия рекламного знака, решает проблему понимания рекламного сообщения. Основы семиотических исследований рекламы заложены в трудах Р. Барта и У. Эко. Семиотический анализ исторических форм рекламного творчества (лубка и плаката) встречается в некоторых публикациях Ю.М. Лотмана.
Коммуникативный подход Г.Г. Почепцова, В.В. Ученовой, Р. Харриса, A.B. Соколова и др. позволяет определить модели рекламной коммуникации.
В рамках данного исследования становится необходимым подробный анализ брэнда как одного из значимых результатов развития современной рекламной коммуникации. Теоретической основой размышлений о брэнде являются работы Н. Кляйна, В. Тамберга, Т. Гэда, А. Бадьина, Р. Бренсона.
Вопросы о сущности феномена рекламы, его природе, месте и роли в жизни человека реализуются в рамках философского подхода. Наиболее яркие его представители - Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Г.Э. Дебор и др. Философское осмысление рекламы как феномена современной культуры, объяснение причин ее тотального распространения оказывается неполным без привлечения аппарата постмодернистской философии (работы Ж. Делеза, Ф. Гватарри, С. Жижека, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймисона и др.).
Теоретический фундамент осмысления специфики театральной коммуникации, ее структурных особенностей, места в ряду других форм социального взаимодействия формируется из результатов исследований, возникших в рамках двух масштабных подходов к изучению театрального феномена — семиотическом и философском.
Понимание коммуникативной природы театра, его игрового и знакового характера, заложившее основу семиотики театра, складывается в трудах выдающихся театральных деятелей и теоретиков театра начала XX века: В.Э. Мейерхольда, М.А. Волошина, К.С. Станиславского, М.А. Чехова, A.A. Архангельского, М.М. Бонч-Томашевского, С.М. Волконского, А.Р. Кугель, H.H. Евреинова, М. Попело-Давыдова и др.
Семиотика театра в середине и второй половине XX века основывалась на лингвистических концепциях Ч.Морриса, Ч.Пирса, Ф. де Соссюра. Первым знаковые модели, основанные на лингвистическом подходе, для анализа театрального языка использовал П.Пави. Основной проблемой театральной семиотики становится определение минимальной единицы театрального текста (Я. Мукаржовский, П.Г. Богатырев, Ю. Кристева и др.). Эта проблема до сих пор остается важнейшей для театральной семиотики и театральной герменевтики (И.В. Цунский,. М. Поляков). Большой вклад в развитие семиотики культуры (и театра в том числе) внесли представители московско-тартусской семиотической школы (Ю.М. Лотман, П.Г. Богатырев и др.). В рамках теории коммуникаций получены результаты, дополняющие понимание семиотической специфики театральной коммуникации (Г.Г. Почепцов, В.М. Соковнин). Для полного осмысления специфики театральной коммуникации необходимо учитывать труды практиков театра, рассматривающих театральную коммуникацию изнутри театрального процесса (А. Арто, Б. Брехт, Е. Гротовски, А. Малинов, И.В. Цунский и др.)
Философский подход к ормыслению сущности театрального феномена дает основания для анализа места театра в жизни общества, его предназначения и природы (Аристотель, Г.-Г. Гадамер, В.В. Розанов, Ж.-П. Сартр, С. Мелроуз, H.H. Евреинов, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, И.П. Ильин, М.К. Мамардашвили, С.Д. Кржижановский, В.А. Подорога, и др.) Для осмысления тотальности распространения театральной коммуникации в социуме необходимо рассмотрение основных концепций театрализации, возникших в философском дискурсе XX века (Ж. Бодрийяр, Г.Э. Дебор, Ж. Липовецкий, Ж. Баландье, Х.Р. де Вентос, H.H. Евреинов). Вплотную к концепциям тотальной театрализации, определяемой игровым характером театра, примыкает теория игры И. Хейзинга.
Анализ театральной коммуникации с точки зрения влияния, оказываемого на психику человека и его поведение, представлен в работахпо психологии творчества В.Б. Блока, Ю.Г. Клименко и др.
Вопрос об исследовании взаимодействия театра и рекламы возник относительно недавно и не является достаточно разработанным. В философии сходство театра и рекламы как образа несуществующей реальности отмечалось Ж. Бодрийяром. Г.Э. Дебор обозначает рекламу как один из элементов «общественного спектакля», констатируя ее театрализацию.
Эмпирической основой осмысления взаимодействия театра и рекламы являются труды, описывающие различные ее виды и технологию создания театрализованных рекламных сообщений (М.Линдстром, Дж.К.Левинсон, Н. Кляйн и др.), а также работы А.Б. Долгин, Д. Огилви и др. по экономике и маркетингу, рассматривающие специфику применения рекламной коммуникации в сфере культуры и искусства (арт-рынки).
Проблема, решаемая в рамках диссертационного исследования, заключается в том, что при всем многообразии исследований рекламы и театра остаются нераскрытыми причины их тесного сближения и взаимодействия в коммуникативном пространстве современной культуры.
Основная идея диссертационного исследования состоит в том, что активное взаимодействие и взаимопроникновение театральной и рекламной коммуникаций в пространстве современной культуры говорят о сущностном их сходстве и генетической взаимосвязи, раскрывающей природу обоих феноменов.
Цель исследования: философский анализ направлений взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения рекламной и театральной коммуникаций, определяемых существенными свойствами и контекстом коммуникативного пространства.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть существенные свойства рекламной и театральной коммуникаций;
- определить общие (универсальные) особенности функционирования рекламной и театральной коммуникаций в культуре;
- провести сравнительный анализ театральной и рекламной коммуникаций на основе выделенных существенных свойств;
- исследовать направления взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения рекламной и театральной коммуникаций.
Методологические основы исследования. В диссертационном исследовании использованы методологические принципы восхождения от абстрактного к конкретному, системности, объективности, диалогичности, междисциплинарности.
В ходе работы были использованы методы структурно-функционального анализа, семиотического подхода, сравнительного анализа, исторического подхода, а также категориальный аппарат постмодернистской философии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существенными свойствами рекламной коммуникации являются сфокусированность на объекте рекламирования; направленность на конкретного потребителя; целевое манипулирование поведением потребителя для реализация объекта рекламирования; минимизация возможности случайных искажений при передаче рекламного сообщения; использование всех возможных языков для передачи сообщения; тотальная символизация объектов, попадающих в пределы действия рекламной коммуникации.
2. Специфика существования и функционирования рекламы в коммуникативном пространстве является следствием ее ризоморфной природы (целостность, внутренняя гетерогенность, антииерархичность; «сконструированность», отсутствие жестко заданных форм реализации, высокая приспосабливаемость к условиям среды). Данные свойства определяют тотальный характер распространения рекламы в культуре. Будучи ризомой, реклама реализуется и распространяется в разрывах смыслового содержания коммуникативного пространства. В этом отношении бытие рекламы можно определить как «межбытие» среди дискретных элементов смыслового поля.
3. Спецификой современной рекламной коммуникации является сфокусированность на брэнде (образе в сознании потребителя) как объекте рекламирования. Брэнд характеризуется целостностью; открытостью границ предметного содержания; коллективным характером субъекта; механизмом воссоздания в сознании посредством чувственно воспринимаемых атрибутов; ценностной самодостаточностью; принципиальной «сконструированностью» содержания; наличием уникального имени как точки концентрации конструируемых смыслов.
4. В современном обществе брэнд обладает определенной мировоззренческой значимостью: будучи «пустым знаком» и симулякром, он наделяется совокупностью смыслов, которые выполняют функции «идеологии», задающей стереотипы поведения потребителя. Рекламная коммуникация как инструмент брэндинга может быть описана как симуляция и источник «идеологической» множественности, характеризующей современную культуру.
5. Существенными свойствами театральной коммуникации являются следующие: семиотическая сложность языка; активная позиция зрителя; наличие «измерения» присутствия; вариативность; неповторимость каждой конкретной формы реализации; «сценическое событие» как минимальная единица текста; игровая природа; абсолютная значимость сцены; единство коллективного субъекта восприятия. Эти свойства позволяют театру выполнять значимые общ'екультурные функции: психологической реабилитации личности, праздника, семиотического мультипликатора, «машины понимания», модели мироздания.
6. Взаимодействие рекламы и театра осуществляется в направлениях:
- театрализации рекламы, которая заимствует театральные формы и развивает их, доводя до максимальной степени реализации. Современная высоко театрализованная реклама, помимо своих основных (утилитарных) функций, начинает решать универсальные культурные задачи, традиционно относящиеся к деятельности театра;
- проникновения рекламы в театральную коммуникацию в трех формах (театр как объект рекламирования, театр как проводник рекламного сообщения, театр как рекламный код), которое можно представить как общую тенденцию развития театра в современных условиях коммуникативной среды.
7. Взаимное проникновение рекламы и театра в современной культуре приводит к стиранию различий между ними, проявляющемуся в возникновении таких форм, где рекламная коммуникация становится театральной, а театральная коммуникация становится рекламной. Учитывая представления о происхождении театра и рекламы из исторически исходной нерасчлененной коммуникативной формы, их взаимное влияние и сосуществование в ходе становления общества, а также современное смешение, можно утверждать единство театра и рекламы как феномене культуры.
Научная новизна положений, выносимых на защиту
1. Определены специфические свойства рекламной коммуникации как разновидности социальных коммуникаций.
2. Раскрыты особенности функционирования рекламы в коммуникативном пространстве культуры, являющиеся следствием ее ризоморфной природы. Предложена формулировка основного принципа существования рекламы как ризомы в коммуникативном пространстве.
3. Раскрыты свойства брэнда как высшей формы развития коммуникативной природы рекламы. Показано мировоззренческое значение брэнда как своеобразной «идеологии», содержащей программу поведения потребителя.
4. Выделены универсальные свойства театральной коммуникации, позволяющие охарактеризовать комплекс социально значимых функций, выполняемых театром в пространстве культуры.
5. Раскрыты основания единства рекламы и театра, заключающиеся в совпадении ряда их существенных коммуникативных свойств.
6. Определены направления взаимного проникновения театральной и рекламной коммуникаций в пространстве современной культуры.
Теоретическая и практическая значимость. Дальнейший анализ единства театральной и рекламной коммуникаций как феномена культуры в его историческом развитии позволит раскрыть характеристики универсальных коммуникаций, объясняющих человеческое поведение, выявить процессы, происходящие в культуре, проследить динамику развития социальных коммуникаций.
Результаты диссертационного исследования представляют интерес для философии культуры и социальной философии, а также для преподавания дисциплин и разработки лекционных курсов, затрагивающих проблемы философии театра и рекламы, бытия театра в условиях изменившегося социокультурного пространства, характера воздействия рекламы на потребителей, создания рекламного продукта и театрального произведения.
Апробация работы. Результаты исследования представлены в статьях научного журнала «Омский научный вестник», входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК, журнала «Experiment. A journal of Russian culture», выступлениях на следующих конференциях и конгрессах: «Реальность. Человек. Культура: универсалии научного знания» (Омск, 2007); «Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2007), «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2007, 2009); «Человек в меняющемся мире» (Омск, 2007); «Социальные проблемы современного города в визуальной культуре: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2008); «Современная Россия: путь к .миру - путь к себе» (Екатеринбург, 2008); «Искусство, архитектура, дизайн: весь мир — театр.» (Омск, 2009); «Динамика систем, механизмов и машин» (Омск, 2009).
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 197 наименований. Общий объем диссертации - 166 страниц
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Аудиореклама в коммуникативном пространстве массовой культуры2012 год, кандидат культурологии Соболева, Мария Владимировна
Потребление образов: эволюция рекламного сообщения2013 год, кандидат наук Ефанова, Анна Игоревна
Театр в эстетико-семиотическом дискурсе: На примере отечественной и западноевропейской театральной практики второй половины XX века2004 год, кандидат философских наук Романова, Елена Владимировна
Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе2010 год, кандидат культурологии Моргун, Олег Михайлович
Медиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции2010 год, доктор филологических наук Ежова, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Красноярова, Дарья Константиновна
Выводы по третьей главе
1. Сравнивая свойства театральной и рекламной коммуникаций, автор приходит к выводу, что реклама и театр обладают сходством, которое проявляется на глубинном уровне, затрагивающем их сущностные основания.
2. Язык рекламы обладает высокой степенью театральности, воплощая в себе следующие особенности театрального языка: набор действий, направленных на демонстрацию иллюзорной, «несуществующей» реальности; семиотическая сложность языка; измерение присутствия (использование
I вкуса, осязания и обоняния); активная позиция воспринимающего субъекта (интерактивная реклама); опыт непосредственного переживания (событийность рекламы); тотальная символизация всех объектов, попадающих в поле действия «рекламного спектакля»; эстетизация явлений; отношение зрителя к рекламе, напоминающее «условную веру» театрального зрителя.
3. Вместе с тем, рекламная и театральная коммуникации не могут быть признаны тождественными, так как в них присутствует существенное различие - они отличаются друг от друга разным характером соотношения необходимости и случайности в процессе их реализации.
Случайность, неизбежная при реализации любого процесса, занимает в данных коммуникациях противоположное место. В рекламной коммуникации заложено осознанное стремление к сведению любой случайности к минимуму в ходе передачи рекламного сообщения. Рекламное сообщение должно дойти до потребителя в «чистом виде», так, как необходимо автору и заказчику рекламы. В театральной коммуникации случайность является признанной, полноправной составляющей театрального спектакля, как источник его неповторимости, уникальности каждого театрального представления.
Естественно, речь не идет о случайностях, ломающих ткань спектакля.
4. Многообразие театрализованных форм рекламы и размах, с которым эта театрализация осуществляется, позволяет сделать следующий вывод: реклама не просто заимствует театральные формы, но и развивает их, доводя до некоторого предельного состояния, максимальной степени реализации. Реклама, движимая своей утилитарной целью, наделена креативным потенциалом, направленным на создание новых выразительных средств и технологических способов их воплощения, которые могут быть позаимствованы искусством в целом и театром в частности.
5. Будучи высоко театрализованной, современная реклама, помимо своих основных функций, начинает частично решать в общественной жизни задачи, традиционно относящиеся к деятельности театра, то есть выполнять роли: праздника, «семиотического мультипликатора», «коллективного психотерапевта», мировоззренческой модели, «машины понимания».
6. Осуществленный анализ позволяет сформулировать рабочую гипотезу: обществу для сохранения себя и своей целостности необходимы средства коммуникации, оказывающие мощное идеологическое воздействие на человеческое сознание, с помощью которого решается ряд неких универсальных задач. Такие средства всегда использовали театральную форму в силу ее эффективности как способа манипуляции индивидуальным и коллективным сознанием. В обществах с тоталитарной идеологией эта театральность принимала гигантские масштабы (обряды, ритуалы и культовые праздники в религиозных обществах; парады, массовые праздничные мероприятия в светских тоталитарных режимах и т.д.)
В современном нетоталитарном обществе, для которого характерен идеологический плюрализм, театральная форма идеологического воздействия не исчезает. Напротив, она становится более востребованной, но для ее эффективного использования необходимы иные средства реализации. Таким средством становится рекламная коммуникация. Сочетая абсолютно плюралистическое содержание и абсолютно тотальную форму существования в коммуникативном пространстве, реклама берет на себя универсальные функции и традиционного театра, и традиционной идеологии.
7. Констатируя высокую степень проникновения театральной коммуникации в рекламу, следует подчеркнуть не менее высокую степень проникновения рекламной коммуникации в театральную.
8. Театр как объект рекламирования всегда был тесно связан с рекламной коммуникацией, используя ее для достижения собственных целей. Специфика современной социально-экономической ситуации способствует более глубокому проникновению рекламных технологий в театр. Изменяются цели театра, которые становятся более прагматическими, а само творчество — инструментом достижения этих прагматических целей.
Рекламная коммуникация внедряется в процесс создания театрального действия, внося в него следующие изменения: сфокусированность на объекте рекламирования, которым, например, является бренд театра (актера, режиссера и т.д.); утрата самоценности театрального действа, используемого как элемент создания образа некого другого объекта; ориентация на вкусы и потребности целевой аудитории, имеющей «позитивный» экономический эффект (повторная покупка, доверие бренду и т.д.), что приводит к своеобразному «упрощению» театра, переориентировки его на удовлетворение сиюминутных, а не долгосрочных потребностей человека; стремление к управлению потребительским поведением, что влечет за собой избегание всякого рода случайностей при передаче и приеме рекламного сообщения, что, в свою очередь, приводит к потере важных особенностей театральной коммуникации; ориентация на альтернативную среду и контекст.
9. Проникновение рекламных коммуникаций различных товаров в театр (развитие рекламы в театрах), превращает его в инструмент рекламного воздействия. Этот инструмент используется для рекламирования не театра, а других объектов. Такое положение уравнивает театр с другими объектами потребления, трансформируя непосредственное переживание зрителя в символ принадлежности к целевой группе, идентификации себя и других и т.д.
10. Рекламная коммуникация активно использует театральную коммуникацию в качестве способов достижения своих целей. Здесь происходит уже не предполагаемая (потаенная) трансформация театра в инструмент рекламной коммуникации, а открытое заимствование рекламой лишь театральной формы для реализации любого рода объектов рекламирования.
11. Проникновение рекламной коммуникации в театр можно назвать высокой степенью «рекламизации» современного театра как такового. Эту высокую степень нельзя охарактеризовать как тотальность, так как в современной театральной практике можно найти массу примеров, опровергающих эту трансформацию (те режиссеры и театры, для которых реклама осталась лишь инструментом, а не «довлеющим» принципом), но все же можно представить как общую тенденцию развития театрального искусства в заданных условиях коммуникативной среды. Основным вопросом, который возникает из констатации «рекламизации» театральной коммуникации, становится оценка позитивного или негативного ее влияния. Ответ на этот вопрос позволяет сделать прогнозы относительно развития театральной коммуникации и выработать механизмы ее защиты в культуре.
12. Взаимное проникновение театральной и рекламной коммуникаций друг в друга в современном коммуникативном пространстве приводит к их слиянию и постепенному стиранию различий между ними. Тесное взаимодействие театра и рекламы порождает сегодня такие формы, где рекламная коммуникация полностью становится театральной (театрализованные формы социальной рекламы), а театральная коммуникация полностью становится рекламной (театр как массовый конвейерный продукт, продвигающий брэнд).
13. Констатация смешения театра и рекламы позволяет говорить о глубинном единстве театра и рекламы как феноменах культуры. Рекламная и театральная коммуникация шли бок о бок с момента своего зарождения и, как показывают наблюдения историков рекламы, произошли из некой единой нерасчлененной коммуникативной формы, основным назначением которой была демонстрация, самоидентификация и отличение путем изменения данного природой облика и его символизации.
14. Обозначенное театрально-рекламное единство становится источником ряда проблем, для решения которых необходимы дальнейшие исследования: во-первых, исторически-совместное существование театра и рекламы, происхождение из одних оснований и тесное сближение сегодня позволяют говорить о том, что в основании и театральной, и рекламной коммуникации лежит некая единая универсальная коммуникативная форма, специфика которой обусловлена не сложившимися условиями современной культуры, а природой человека вообще. Соответственно, через познание этой универсальной коммуникации становится возможным понимание новых сторон человеческой природы, обусловливающей его поведение, а также культуру и современное ее состояние;
- во-вторых, то глубокое взаимопроникновение в современной культуре театральной и рекламной коммуникаций, которое открылось в результате анализа, приводящее порой к полному их смешению, не позволяющему отличить одну коммуникативную форму от другой, характерно не только для театра и рекламы. Вся современная культура претерпевает состояние «размытости» устоявшихся значений, критериев отличения одного явления от другого. Наиболее показательно это в искусстве, где невозможно отличить одни жанры от других, продукт «массовый» от «высокого», мастерство от непрофессионализма.
Телевизионные шоу демонстрируют, как люди, никогда не занимавшиеся ледовым спортом, за пару месяцев начинают танцевать на льду так, что разница с профессионалами в принципе не особо заметна. Это шоу очень показательно, так как представление о спорте, как о тяжелом и непосильном труде, на который тратится вся жизнь, рушится. То же происходит и с понятием мастерства в литературе, где каждый человек, ставший популярным в «живом журнале», может назваться писателем.
Это состояние современной культуры можно охарактеризовать как нерасчлененность. Наблюдаемую сейчас в социальных коммуникациях ситуацию представляется возможным назвать «новым синкретизмом».
Взаимоотношение театральной и рекламной коммуникаций в их историческом развитии подчинено действию диалектического принципа отрицания отрицания: от состояния некой единой нерасчлененной коммуникации через фазу полного разделения (это, скорее всего, тот момент, когда рекламе не было необходимости в создании образа отличия, так как не было перенасыщения рынка товарами, а рекламные объявления носили чисто информационный характер) снова к единому состоянию, но уже на новом уровне их развития. в-третьих, на основании констатации единства театра и рекламы как показательного для нерасчлененного состояния большинства современных социальных коммуникаций можно сделать вывод, что мы наблюдаем возникновение в современном социальном пространстве некой новой универсальной коммуникации, которая имеет черты как рекламной, так и театральной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация, которую мы можем сегодня наблюдать в сфере социальной коммуникации, характеризуется глубоким проникновением рекламной коммуникации практически во все ее области. Те отношения, которые раньше не требовали использования рыночных механизмов, которым, по сути, и является рекламная коммуникация, теперь включены в систему функционирования огромного количества субрынков. Восприятие любого объекта реальности как потенциального товара и любого субъекта реальности как потенциального потребителя, приводит к тому, что рекламная коммуникация становится некой универсальной в условиях современного общества формой сообщения между участниками социального процесса.
Те результаты, которые дало данное исследование, позволяют приблизиться к пониманию сущности рекламного феномена через сопоставление с наиболее близкой ей коммуникативной формой — театральной коммуникацией. Взаимодействие театра и рекламы, которое мы можем сегодня наблюдать, выражается в глубоком взаимовлиянии и взаимопроникновении обеих коммуникативных форм друг в друга.
Причем в крайних своих формах это взаимодействие подменяет коммуникации, превращая театральную в рекламную, а рекламную в театральную. Усредняя своими внутренними механизмами, театр как таковой до равнозначного другим коммуникативным формам статуса досуга, реклама утверждает, что ценность его может быть как легко сгенерированна, так и легко разрушена. Сама же рекламная коммуникация неожиданно становится «более театральной», чем какая-либо другая социальная коммуникация. Размах ее «театральности», масштабы, творческая плодовитость, с которыми она разыгрывает свой спектакль и придумывает новые формы, превращают все пространство повседневной жизни человека в сценическую площадку рекламного действия. Для театра как такового это влечет вопрос о положительных или негативных эффектах ситуации глубокого взаимопроникновения.
В этом случае становится важным понимание того, какова сверхзадача у наблюдаемого нами «рекламного спектакля»? Этот спектакль не есть порождение какого-то одного замысла — замысел этого спектакля, который мы можем считать - некий синергетический эффект, вызванный разнонаправленными и движимыми каждый своей целью одиночными элементами, которые в совокупности своих действий рождают поистине неожиданные результаты.
С другой стороны, анализируя истоки и рекламы, и театра, мы видим такую же нерасчлененную театрально-рекламную коммуникацию, из изучения которой мы, может быть, сможем понять причины того, что наблюдаем сегодня. Здесь к взаимодействию театра и рекламы оказывается приложим диалектический принцип отрицания отрицания, осознание возможности использования которого сулит большие перспективы для дальнейшего исследования изменения различных коммуникативных форм в ходе исторического развития.
Констатация рекламно-театрального единства, которое мы можем рассматривать как феномен культуры — это, пожалуй, тот единственный и главный результат, к которому мы пришли в ходе их детального сравнения. Причем, чем более детализированным было сравнение, тем более автор рисковал сделать явления неотличимыми друг от друга, так как даже самое главное выделенное отличие театра и рекламы легко преодолевается посредством ряда логических операций.
Этого эффект «неотличения» (невозможности отличить один объект от другого, какие бы усилия ни прикладывались, приводящий к формированию лишь видимости отличия) также требует дальнейшего исследования. Взору открывается будто бы бытие в социальном пространстве некой смешанной коммуникативной формы, которая обладает признаками обеих коммуникаций и других, родственных им.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Красноярова, Дарья Константиновна, 2009 год
1. Федеральный закон «О рекламе». М.: Проспект, 2006. - 44 с. — ISBN 5-482-00898-3.
2. Анашкина, H.A. Режиссура рекламы: учеб. пособие / H.A. Анашкина. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 136 с. - ISBN 5-8149-0252-3.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель; В. Аппельрот, Н. Платонова. Спб.: Азбука, 2000. - 348с. - (Философия). - ISBN 5-267-00095-7.
4. Арто, А. Театр и его двойник / А. Арто; сост. В. Максимова; комм. В. Максимова, А. Зубкова. — СПб-.: Симпозиум, 2000. — 440с. — ISBN 5-89091123-6.
5. Баландье, Ж. Политическая антропология / Ж. Баландье. издание осуществлено в рамках программы «Пушкин». — М.: Науч. мир, 2001. - 204 с. -ISBN 5-89176-116-5.
6. Барбой, Ю.М. К теории театра / Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008. - 240 с. - ISBN 978-5-88689-048-8.
7. Барт, Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда — об авангарде / Р. Барт; вступ. ст., сост., пер. и комм. С. Исаева. — М.: ГИТИС, 1992. ISBN 585717-009-5.
8. Барт, Р. Мифологии. Mithologies / Р. Барт; пер. с фр. С. Зенкин. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - 320 с. - ISBN 5-8242-0076-9.
9. Барт, Р. Основы семиологии // От структурализма к постструктурализму / сост. Т.К. Косиков. — М.: Прогресс, 2000. —536 с. — ISBN 5-01-004663-6 С.247-312.
10. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1994.-616 с.-ISBN 5-01-004408-0.
11. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. — 512 с. ISBN 5-8242-0089-0.
12. Батай, Ж. Проклятая часть / Ж. Батай. М.: Ладомир, 2006. - 742 с. — ISBN 5-86218-466-Х.
13. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М.М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с. ISBN: 5-280-00710-2.
14. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 424 с. - ISBN 978-5-94865-995-4.
15. Бердсли, М. Эстетическая точка зрения / М. Бердсли // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века. Антология / под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова; пер. И.Э.Блюма. — Екатеринбург, 1997.-ISBN: 5-86745-022-8.
16. Вернадская, Ю.С. Текст в рекламе / Ю.С. Вернадская; под ред. Л.М. Дмитриевой. -М.: Юнити-Дана, 2008.-288 с. ISBN 978-5-238-01382-4.
17. Блок, В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология: сборник. М.: Наука, 1991. — С. 31-55.
18. Бове, Л. Современная реклама / Л. Бове, Ф. Арене; пер. с англ. Д.В. Вакина и др. Тольятти: Довгань, 1995. - 704 с. - ISBN 5-88731-001-4.
19. Богатырев, П.Г. Знаки в театральном искусстве // Ученые записки ТГУ. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1975. Вып. 365. - С. 7-21.
20. Бодрийар Ж. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна / под ред. А.Усмановой. Мн.: Красико-принт, 1996. - 896 с. -ISBN 985-6235-17-0.
21. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический проект, 2007. - 335 с. -ISBN 978-5-8291-0898-4.
22. Бодрийяр, Ж. Система вещей / . Ж. Бодрийяр; пер. с франц. С.Н.Зенкин. М.: Рудомино, 2001. - 224с. - ISBN 5-7380-0156-7, ISBN 5-73800038-2.
23. Бонч-Томашевский, М.М. Театр и обряд / М.М. Бонч-Томашевский // Маски. 1912-1913.-№6.
24. Бонч-Томашевский, М.М. Театр пародии и гримасы (Кабаре) / М.М. Бонч-Томашевский // Маски. 1-912-1913. - №5.
25. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук; пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.-240 с.
26. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры / В. Бычков, Л. Бычкова. Полигнозис. - 2000. - № 2. - С. 63-76.
27. Вайнштейн, О.Б. Семиотика Шанель №5 // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2 / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 608с. - ISBN 5-86793-240-0. - С.352-367.
28. Возгривцева, К.И. Театральное пространство: культурологический аспект / К.И. Возгривцева • // Известия уральского государственного университета. Гуманитарные науки. — № 35(2005) (Выпуск 9. Культурология).
29. Волконский, С.М. Человек на сцене / С.М. Волконский. СПб.: Издание Аполлона, 1912. - 184с.
30. Волошин, М.А. О смысле танца // Собрание сочинений в 10-ти т., Т5. Лики творчества / М.А. Волошин. М.: Эллис Лак, 2007. - ISBN 978-5-90215248-4, 5-902152-05-4. - С. 250-258.
31. Волошин, М.А. Театр как сновидение // Собрание сочинений в 10-ти т., Т5. Лики творчества / М.А. Волошин. М.: Эллис Лак, 2007. - ISBN 978-5902152-48-4, 5-902152-05-4. - С. 185-195.
32. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991. 3 67 с. — ISBN 5-210-0261 -х.
33. Гантер, Б. Типы потребителей: Введение в психографику / Б. Гантер, А. Ферхам; пер. с англ. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. - 304 с. - ISBN 5-318-00229-3.
34. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России: Практика и рекомендации / Л.Ю.Гермогенова. М.: РусПартнер Лтд., 1994.-252 е.- ISBN 5-900733-01-7.
35. Голофаст, В.Б. Люди и вещи / Голфаст В.Б. // Социологический журнал. 2000. - № 1/2. - С. 58-65.
36. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман. 2000. - 304 с. - ISBN 5-93354-006-4.
37. Гроф, С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания / С. Гроф. М.: ООО «Изд-во ACT» и др., 2004. - 248 с. - ISBN 5-17011159-2.
38. Губанова, И. К проблеме театрального знака: кризис прикладной и нереализованные возможности фундаментальной семиотики / И. Губанова // Теория театра. Сборник статей. — М: Международное агентство «A.D.&T.», 2000. 298 с. - ISBN 5-8916-1017.
39. Гудмен, Н. Факт, фантазия и предсказание: Способы создания миров: статьи/Н. Гудмен. — М.: Логос, 2001.-375 с. -ISBN 5-901574-04-4.
40. Гуревич, П.С. Психология рекламы. Историко-аналитическое и философское содержание / П.С. Гуревич М.: Феникс, 2009. — 464 с. - ISBN 978-5-222-14768-9.
41. Гэд, Т. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики / Т. Гэд. — СПб.: Изд-во стокгольмской школы экономики, 2003. — 228 с. ISBN 5-315-00017-6.
42. Дебор, Г.Э. Общество спектакля / Г.Э. Дебор; пер. С. Офертас, М.Якубович. — М.: Логос, 2000. -183 с. -ISBN 5-8163-0008-3.
43. Дейян, А. Реклама / А. Дейян. М.: Сирин, 2002. - 144 с. - ISBN 586567-065-Х.
44. Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. Д. . Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с. ISBN 978-5-9757-0192-3.
45. Делез, Ж. Ризома / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Философия эпохи постмодерна / под ред. А.Усмановой. Мн.: Красико-принт, 1996. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0 - С. 27-30.
46. Делез, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. С. Н. Зенкина. СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с - ISBN-5-89329-106-9
47. Деррида Ж. Голос и феномен / Ж. Деррида. М.: Алетейя, 1999. — 208 с. - ISBN 5-89329-171-9.
48. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна / под ред. А.Усмановой. — Мн.: Красико-принт, 1996. 896 с. - ISBN 985-6235-17-0. - С. 121-133.
49. Джурова, Т.С. Николай Евреинов: Театрализация жизни и искусства // Оригинал о портретистах / H.H. Евреинов; пред. Т.С. Джурова. — М.: Совпадение, 2005. С. 5-28.
50. Джурова, Т.С. Концепция театральности в творчестве H.H. Евреинова: автореф. дис. на .соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: специальность 17.00.01. «Театральное искусство». СПб., 2007.
51. Дидро, Д. Племянник Рамо. Парадокс об актере / Д. Дидро; пер. с фр. А. Федорова, Р. Линцер. СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224 с. - ISBN 978-591181-513-4.
52. Дмитриева, Л.М. и др. Основы рекламы: учебник / Л.М. Дмитриева, Ю.С. Вернадская, Т.А. Костылева; под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: Юнити-дана, 2007. - 351 с. - ISBN 978-5-238-01252-0.
53. Дмитриева, Л.М. Профанное как элемент театрализации в рекламе // Материалы Международного .круглого стола: «Искусство, архитектура, дизайн: весь мир театр.». - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 60с. - ISBN 978-5-8149-0715-8.-С. 18-21
54. Дмитриевский, В.Н. Некоторые вопросы методики изучения интересов и реакций театрального зрителя // Художественное восприятие / под ред. B.C. Мейлаха. — Ленинград: Наука, 1971.
55. Долгин, A.B. Экономика символического обмена / A.B. Долгин. — М.: Инфра-М, 2006. — 632 с. ISBN 5-16-002911-7.
56. Домнин, В.Н. Брендинг: новые технологии в России / В.Н. Домнин. — 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 381 с. - ISBN 5-94723-766-0.
57. Дымшиц, М.Н. Манипулирование покупателем / М.Н. Дымшиц. М.: Омега-Л, 2004. - 252 с. - ISBN 5-98119-223-2.
58. Дэвис, Э. Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис. М.: Культура, 2008. - 480 с. - ISBN 978-5-9681-0127-3.
59. Евреинов, H.H. Pro scena sua: Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра / H.H. Евреинов. СПб.: Книгоиз-во «Прометей» H.H. Михайлова, 1915.-181 с.
60. Евреинов, H.H. Демон театральности / H.H. Евреинов; сост., общ. ред. и комм. А. Зубкова, В. Максимова. СПб.: Летний сад, 2002. - 534 с. — ISBN 5-94381-017-х.
61. Евреинов, H.H. К постановке «Хильперика» / H.H. Евреинов. Б/м,1913.
62. Евреинов, H.H. Театр у животных: о смысле театральности с биологической точки зрения / H.H. Евреинов.- Л., М.: Товарищество «Книга», 1924.
63. Елина, Е. А. Семиотика рекламы / Е.А. Елина. — М.: Дашков и Ко, 2009. 136 с. - ISBN 978-5-394-00254-0
64. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек; пер. с англ. В. Софронов. М.: Художественный журнал, 1999. - 130 е.- ISBN 5-90111601-1.
65. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек; пер. с англ. А. Смирной — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с. — ISBN 5-7333-0220-8.
66. Жлудова, О. Бренд как механизм социальной регуляции в массовой культуре / О. Жлудова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2007. Т. 10. Спецвыпуск. - С. 38-59.
67. Жукова, Я. Модели массовой коммуникации. Научный отчет / Я. Жукова, Ю. Ширков. -М.: Гостелерадио СССР, 1989.
68. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с. - ISBN 5-250-01-302-3.
69. Ильин, В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / И.В. Ильин // Мир России. 2005. - № 2 - С. 3-40.
70. Ильин, И.П. Анна Юберсфельд и французская школа театральной семиологии // Теория театра. Сборник статей. — М: Международное агентство «A.D.&T.», 2000. 298 с. - ISBN 5-8916-1017.
71. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998 - 256 с. - ISBN 5-87604-038-X.
72. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с. - ISBN 5-86708-073-0.
73. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — М.: ЭКСМО, 2009. 864 с. - ISBN 978-5-699-10826-8
74. Карнап, Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике / Р. Карнап; пер. с англ. Н. В. Воробьева. — Биробиджан: Тривиум, 2000. 380 с. - ISBN 5-1251-0147-8
75. Кафтанджиев, X. Семиотика абсолюта / X. Кафтанджиев. М.: РИП-Холдинг, 2006. - 360 с. - ISBN 5-903190-04-9.
76. Классен, К. Аромат товара: коммерциализация запаха / К. Классен, Д. Хоувз, А. Синнот // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2 / сост. О.Б. Вайнштейн. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. 608с. - ISBN 586793-240-0. - С. 419-464.
77. Клименко, Ю.Г. Театр как практическая психология // Катарсис: альманах. М.: Наука, 1994. - С. 84-116.
78. Кляйн, Н. No Logo. Люди против брендов / Н. Кляйн. М.: Добрая книга, 2003. - 624 с. — ISBN 5-98124-001-6.
79. Кнабе, Г. С. Семиотика культуры / Г.С. Кнабе. М.: РГГУ, 2005. - 64 с.-ISBN 5-7281-0326-Х.
80. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. М.: Издательства ACT, 2001. - 272 с. - ISBN 5-17-000077-4.
81. Кривцун, O.A. Эстетика: учебник / O.A. Кривцун. 2-е изд., доп. -М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с. — ISBN 5-7567-0210-5.
82. Кристева, Ю. Порождение формы. VI. Театр. Четырехкомпонентная матрица // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева; пер. с фр. Г.К. Корсикова, Б.Н. Нарумова. — М., 2004 656 с. - ISBN 5-82430500-5.
83. Крэнделл, Р. 1001 способ маркетинга / Р. Крэнделл. М.: Фаир — Пресс, 2001. - 496 с. — ISBN: 5-8183-0082-х.
84. Кугель, А.Р. Утверждение театра / А.Р. Кугель. — М.: Театр и искусство, 1923.
85. Куренная, Н.М. О категории театральности / Н.М. Куренная // Информационный бюллетень МАИРСК/UNESKO (По материалам конференции «Театральность в жизни и искусстве»). — М., 1997. — Вып. 27. — С. 13-21.
86. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. СПб.: Питер, 2003. - 268 с. - ISBN 5-94723-364-9.
87. Линдстром, М. Brand sense: чувство брэнда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брэндов / М. Линдстром. — М.: ЭКСМО, 2006. 272 с. - ISBN 5-699-16031-0, 0-7432-67-84-2
88. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. H.A. Шматко. М.: Ин-т экспер. социологии, 1998. - 159 с. - ISBN 5-89329107-7.
89. Липовецкий, Ж. Эра путоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецкий. СПб.: Владимир Даль, 2001. - ISBN 5-07-032513-Х, 5-93625012-7.
90. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики: монография / М.Н. Липовецкий. Екатеринбург: Из-во УрГПУ, 1997. -317с. — ISBN 5-7186-03 63-4.
91. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2009. - 300 с. — ISBN: 978-5-8291-1044-4.
92. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб: Искусство-СПб, 2005. - 752 с. - ISBN 5-210-01523-8.
93. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М, Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2004. - 704 с. - ISBN 5-210-01562-9,5-210-01488-6.
94. Малинов, А. Рассуждения о пространстве и времени сцены / А. Малинов, С. Серегин // Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. СПб, 1997 - С. 112-113.
95. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе, языке / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Шк. «Языки русской культуры»: Кошелев, 1997. -217с.— ISBN 5-88766-055-4.
96. Мамардашвили, М.К. Время и пространство театральности / М.К. Мамардашвили // Театр. 1989. — №4.
97. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. / М.К. Мамардашвили; сост. и пред. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. - 368 с. -ISBN 5-01-002570-1.
98. Мамардашвили, М.К. Метафизика Арто // Театр и его Двойник/ А.Арто; сост. В. Максимова; комм. В. Максимова и А. Зубкова; пред. М.К. Мамардашвили. — СПб.: Симпозиум, 2000. — 440с. — ISBN 5-89091-123-6.
99. Манхейм, К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юристъ, 2004. - 704 с. - ISBN 5-7357-0046-4. - С. 7-276.
100. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф.Энгельс. М.: Издательство политической литературы, 1985. - 574 с. - ISBN 5-250-00085-1.
101. Маркс, К. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс, Ф.Энгельс. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 240 с.
102. Меженинов, М. О художественном пространстве и немного о хронотопе / М. Меженинов // Теория театра. Сборник статей. М: Международное агентство «A.D.&T.», 2000. - 298 с. - ISBN 5-8916-1017. - С. 35-46.
103. Мейерхольд, В.Э. Из писем о театре/ В.Э. Мейерхольд // Весы. -1907.-№6.-С. 90-150.
104. Мейерхольд, В.Э. О театре // Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая. 1891-1917 / В.Э. Мейерхольд. -М.: Искусство, 1968. 352 с.
105. Микитенко, П. Фантазм протеста / П. Микитенко // Художественный журнал. Что современного в современном искусстве? — 2007. №64.
106. Миронов, В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?). Статья 2 / В.В. Миронов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - №5. - С. 3-12.
107. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: ЛКИ, 2008. -418 с. - ISBN 978-5-382-00433-4.
108. Морозова, И.Г. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства / И.Г. Морозова. — М.: Гелла-принт, 2002. 272 с. - ISBN 5-901008-17-0.
109. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Антология / под ред. Ю.С. Степанова. — М.: Академический проект, Деловая книга, 2001. — 704 с. ISBN 5-8291-0104-1, 5-88687-096-2. - с. 37-89.
110. Музыкант, B.JI. Реклама в действии. История. Аудитория. Приемы / В.Л. Музыкант. -М.: Эксмо, 2006.-240 с. ISBN 5-699-15565-1.
111. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. — М.: Искусство, 1994. 606 с. - ISBN 5-210-01299-9.
112. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. Хрестоматия / М. М. Назаров. -М.: Едиториал УРСС, 2000.-240 с. ISBN 5-88417-179-Х.
113. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства / X. Ортега-и-Гассет. М.: ACT, ACT Москва, 2008. - 192 с. - ISBN 978-5-17-055341-9, 978-5-97139354-2
114. Основы рекламы: учебник / под общ. ред. JI.M. Дмитриевой. М.: Наука, 2005. - 281 с. - ISBN 5-02-033965-2.
115. Пави, П. Игра театрального авангарда и семиологии // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост., пер., коммент. С. Исаева. М.:ГИТИС, 1992. - 288с. - ISBN 5-85717-009-5.
116. Пави, П. Словарь театра/ П. Пави. М.: Прогресс, 1991. - 504с. -ISBN 5-01-002106-4.
117. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе / И.Г. Пендикова, JI.C. Ракитина; под ред. JI.M. Дмитриевой. М.: Юнити-дана, 2008. - 304с. - ISBN 978-5-238-01423-4.
118. Пирс, Ч.С. Начала прагматизма: в 2-х т. / Ч.С. Пирс; пер. с англ., предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. — СПб.: Алетейя, Лаборатория метафизических исследований при философском факультете СПбГУ, 2000. ISBN 5-89329-259-6.
119. Плесси, дю Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей / Э. дю Плесси. СПб.: Питер, 2007. - 272 с. -ISBN 978-5-469-01239-9, 5-469-01239-5.
120. Подорога, В. А. Театр без маски. Попытка философского комментария / В.А. Подорога // Человек. 1990. - № 1.
121. Поляков, М. Семиотика театра. Театр и его знаковая система / М. Поляков // Теория театра. Сборник статей. — М: Международное агентство «A.D.&T.», 2000. 298 с. - ISBN 5-8916-1017.
122. Попело-Давыдов, М. Современное искусство танца / М. Попело-Давыдов // Маски. 1912-1913. - № 5
123. Постмодернизм. Энциклопедия / сост. A.A. Грицианов, М.А. Можейко. Мн.: Интерпрессервис, 2001. - 1040 с. — ISBN 985-6656-05-02.
124. Почепцов, Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. Учебно-справочное издание / Г.Г. Почепцов; под ред. И.В. Пешкова М: Лабиринт, 1998. - 336 с - ISBN 5-87604-126-2.
125. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук, 2001. — 656 с. — ISBN 5-87983-101-9.
126. Райе, Э. Позиционирование: битва за узнаваемость / Э. Райе, Дж. Траут; под ред. Ю.Н. Каптуевского. СПб.: Питер, 2004. - 256 с. - ISBN 5318-00282-Х.
127. Рашкофф, Д. Медиавирус / Д. Рашкофф. — М.: Ультра. Культура, 2003.- ISBN 5 98042 012 6.
128. Родькин, П. Экзистенциальные интерфейсы / П. Родькин. — М.: «Юность», 2004. — 190 с. — ISBN 5-7282-0207-1.
129. Розанов, В.В. Собрание сочинений: Среди художников / В.В. Розанов; сост. и вступ. ст. А. Н. Николюкина. — М.: Республика, 1994. 494 с. — ISBN 5-520-02461-0.
130. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: Инфра-М, Норма, 1998. - 672 с. - ISBN 589123-163-8, 5-86225-636-9.
131. Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. / Дж.Р. Росситер, Л. Перси; под ред. Л.А. Волковой. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002. -656 с. - ISBN 5-8046-0115-6.
132. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. Руднев. М.: Аграф, 2009. - 544 с. - ISBN 978-5-7784-0383-3.
133. Рюмина, М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 320 с. - ISBN 5-354-00429-2.
134. Савельева, О. Живая история российской рекламы / О. Савельева. — М.: ГЕЛЛА-принт, 2004. 262 с. - ISBN 978-5-901008-30-0
135. Сальникова, Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы / Е.В. Сальникова. М.: Эпифания, 2001. - 288 с. - ISBN 5-89329492-0.
136. Соколов, A.B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / A.B. Соколов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 461 с. — ISBN 5-8016-0091-4.
137. Соссюр, Ф.де. Курс общей лингвистики / Ф.де Соссюр; ред. Ш. Балли и А. Саше; пер. с фр. А. Сухотина. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 432 с. - ISBN 5-7525-0689-1.
138. Соссюр, Ф.де. Труды по языкознанию / Ф.де Соссюр; под ред. A.A. Холодовича. — М.: «Прогресс», 1977. 696 с.
139. Сыченков, В.В. Малые информационные войны как новая модель коммуникации /В.В. Сыченков // Интернет-маркетинг: ИД «Гребенников» -2008. -№1.- С. 46-50.
140. Тамберг, В. Бренд: боевая машина бизнеса / В. Тамберг, А.Бадьин. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. 240 с. - ISBN 5-9693-0007-1.
141. Тангейт, М. Всемирная история рекламы / М. Тангейт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 290 с. - ISBN 978-5-9614-0853-9, 0-749-44837-7.
142. Ткаченко, Н.В. Креатив в рекламе искусство конструировать бренды: учеб. пособие / Н.В. Ткаченко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - ISBN 5-8149-0288-4.
143. Траут, Дж. В поисках очевидного / Дж. Траут. Спб.: Питер, 2009. -272 с. ISBN 978-5-388-00537-3.
144. Туркина, О. Голем сознания 3. Смена сцены представления: от театра к виртуальной реальности / Туркина О., Мазин В // Альманах
145. Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ. СПб., 1997. - Вып. 4. - С. 122- 143.
146. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2005. 360 с. - ISBN 5-94457-100-4.
147. Утехин, И.И. Театральность как инстинкт. Семиотика поведения в трудах Евреинова / И.И. Утехин // Театр. 2001. - № 2. - С. 80 - 84.
148. Ученова, В.В. История рекламы. 2-е изд-е / В.В. Ученова, Н.В. Старых. СПб.: Питер, 2002. - 304 с. - ISBN 5-94723-431-9.
149. Ученова, В.В. Философия рекламы / В.В. Ученова. М.: Гелла-принт, 2003. - 208 с. - ISBN 5-901008-24-3
150. Флиер, А.Я. Некультурные функции культуры / А.Я. Флиер. М.: МГУКИ 2008. —272 с. - ISBN 978-5-94778-175-5.
151. Флоренский, П.А. Имена. Иконостас / П.А. Флоренский. М.: ACT, 2009. - 320 с. - ISBN 978-5-17-059757-4, 978-5-403-01677-3.
152. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Христианство и культура / П.А. Флоренский. — М.: ACT, Фолио, 2001 — 672 с. ISBN 966-03-0933-3, 5-17-002658-7.
153. Фуко М. Мишель Фуко. Theatrum philosophicum. Жиль Делез. Логика смысла / М.Фуко, Ж. Делез. М.: Раритет, Деловая книга, 1998. - 474 с. - ISBN 5-85735-095-6, 5-88687-041-5.
154. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой СПб.: A-cad, 1994. - ISBN 585962-021-7.
155. Фуко, М. Это не трубка / М. Фуко. М., 1999. - 150 с. - ISBN 5901116-02-Х.
156. Хайдеггер, М. Вещь // Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447 с. - ISBN 5-250-01496-8.
157. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-442 с. - ISBN 5-93878-033-0.
158. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. В.В. Ошиса. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-352 с. ISBN 5-04-007416-6.
159. Хонзл, И. Подвижность театрального знака / И. Хонзл // Экспресс-информация, серия «Искусство» (семиотические проблемы). — М., 1975. — Вып. I.
160. Хренов, H.A. Художественное время в фильме (Эйзенштейн, Бергман, Уэллс) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / по ред. Б.Ф. Егоров. Ленинград: Наука, 1974.
161. Ценев, В. Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25-й кадр / В. Ценев. М.: Бератор-Паблишинг, 2006. - 224 с. - ISBN 5-9531-0022-1
162. Цунский, И.В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста / И.В. Цунский // Общественные науки и современность. — 2000 №3. — С. 161-171.
163. Чехов, М.А. К.С. Станиславский. Работа актера над собой. М.А. Чехов. О технике актера / М.А. Чехов, К.С. Станиславский. М.: APT, 2008. -496 с. - ISBN 978-5-87334-113-9
164. Шаповалова, Н.Г. ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности / Н.Г. Шаповалова // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: В 3-х ч. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — Вып. 11, ч. II. - С. 292295
165. Шейгал, Е.И. Театральность политического дискурса // Единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во СГАП, 2000.-Вып. 6.
166. Эко, У. Открытое произведение / У. Эко; пер. с итал. А.П. Шурбелева. СПб.: Симпозиум, 2006. - 412с. - ISBN 5-89091-321-3.
167. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко; пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. - 538 с. -ISBN 5-89091-252-6.
168. Эко, У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / У. Эко; пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: ЭКСМО, 2007. - 592 с. - ISBN 978-5699-21165-4.
169. Юберсфельд, А. Читать театр — 2 / А. Юберсфельд // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост., пер., коммент. С. Исаева. М.:ГИТИС, 1992. - 288с. - ISBN 5-85717-009-5. - 191201.
170. Якобсон, Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия / Р. Якобсон. — М., 1972.
171. Ясперс, К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. — М.: Алгоритм, 2007. -272 с. ISBN 978-5-9265-0329-3.
172. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/post.html.
173. Брехт, Б. Малый органон для театра Электронный ресурс. / Б. Брехт. — Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/lib/breht organon.html.
174. Гринько, B.C. Антонио Грамши — философия катарсиса Электронный ресурс. / B.C. Гринько. — Режим доступа: http://www.hrono.ru/ statii/200 l/gramsci01 .html
175. Гротовски, Е. Театр и ритуал Электронный ресурс. / Е. Гротовски. Режим доступа: http://www.theatre-studio.ru/library/grotovski/ theatreandritual.html
176. Кашкин, В.Б. Модели коммуникации и коммуникативного акта Электронный ресурс. / В.Б. Кашкин — Режим доступа: http://kachkine. narod.ru/CommTheory/2/WebComm2.htm.
177. Корнев, С. Трансгрессоры против симулякров // Постмодерн-фундаментализм Электронный ресурс. / Корнев С. Режим доступа: http://kitezh.onego.rU/transgr.html#*.
178. Кржижановский, С.Д. Философема о театре Электронный ресурс. / С.Д. Кржижановский; публ. и пред. В. Перельмутера. — Режим доступа: http ://www.utoronto .ca/tsq/04/krzhizhan04. shtml.
179. Надеин, А. Правильно поставленные цели определяют успех рекламы Электронный ресурс. / А. Надеин, Д. Танфильев. — Режим доступа: http ://www. advi .ru/archive/article .php3 ?pid=267&mag=&rub::=.
180. Назаров, О. Уникальная практика засадного маркетинга Электронный ресурс. / О. Назаров. Режим доступа: http://www.adme.ru/ partisan/2006/02/22/53 07/#
181. Осипов В. Знакотканое поведение и знакотканая реальность Электронный ресурс. / В. Осипов. Режим доступа: http://xyz.org.ua/ discussion/behaviourreality.html.
182. О'Шонесси, Дж. Разработка рекламной стратегии Электронный ресурс./ — Режим доступа: http://www.management.com.ua/ marketing/mark020. html.
183. Рябухина, В. Шестой канал. Энергоинформационная Модель Театра: Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://www.russika.ru/ ctatjajv.asp?index=22&pr=l.
184. Сартр, Ж.-П. Миф и реальность театра Электронный ресурс., Ж.-П. Сартр / — Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/ philosbook22dec2006 2420.rar.
185. Славутин, Е. Театр — это реклама вечных ценностей Электронный ресурс. Режим доступа: http://afisha.webmoskva.ru/news/3498909.
186. Смирнов, И. Реальность и фантазм. От «Общества спектакля» к «Матрице» Электронный ресурс. / И. Смирнов. Режим доступа: http://www.lacan.ru/articles/realityandfantasm.html.
187. Соковнин, В. Массовая фасцинация Электронный ресурс. / — Режим доступа: http://fascinology.narod.ru/MASS.htm.
188. Фреге, Г. Смысл и значение Электронный ресурс. / Г. Фреге. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/frege/02.html.
189. Baudrillard, J. Ecstasy of Communication I I The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / J. Baudrillard; ed. H. Foster; tr. J. Johnston. Port Townsend: Bay Press, 1983.-P. 126—133.
190. Bignel, J. Media Semiotics. An Introduction / J. Bignel. — Manchester etc., 1997.
191. Fischer-Lichte, E. Semiotik des Theaters. 2 Bde. — Tuebingen: Narr,1983.
192. Gerbner, G. International Encyclopedia of Communication. / G. Gerbner and others.; ed. by E. Barnouw. Vol.1. - Univ. of Pennsylvania: Oxford Univ. Press, 1989.
193. Marconi, E. II teatro come modello generale del linguaggio / E. Marconi, A. Rovetta. — Milano, 1975.
194. Pavis, P. Problemes de semiologi theatrale / P. Pavis. Montreal: Presses de PUniversite du Quebec, 1976.
195. Shannon, K. The Mathematical Theory of Communication / K. Shannon, W Weaver. Urbana: University of Illinois Press, 1949.
196. Williamson, J. Decoding Advertisements. .Ideology and Meaning in Advertising / J. Williamson. London etc., 1978.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.