Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Иванова, Татьяна Валентиновна

  • Иванова, Татьяна Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 143
Иванова, Татьяна Валентиновна. Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Екатеринбург. 2007. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иванова, Татьяна Валентиновна

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья

1.1 Организационные и педагогические проблемы регионализации профессионального образования

1.2. Культурно-исторические и историко-педагогические знания об истории хоровой культуры Прикамья

1.3. Формирование знаний о региональной хоровой культуре в системе профессионального образования хормейстеров в вузе

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по реализации педагогической модели регионализации профессионального образования хормейстеров в вузе

2.1. Педагогическая модель регионализации профессионального образования хормейстеров в вузе

2.2. Организация и итоги опытно-поисковой работы по реализации педагогической модели регионализации профессионального образования ' хормейстеров в вузе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья»

Актуальность исследования. Глубокие социальные и культурные изменения, происходящие сегодня в российском обществе, затрагивают, и сферу профессионального образования. Необходимость повышения качества образования в России ставит перед учеными задачу обращения к системе ценностей, связанных с лучшими национальными и региональными традициями. Влияние ценностей культуры, специфических традиций и норм среды, в которой формируется будущий специалист, во многом определяет его общую культуру, органично связанную и с профессиональной культурой.

Активизация внимания ученых к различным аспектам истории педагогики и образования проявляется в разработке новых подходов к изучению историко-педагогического наследия: цивилизационного

М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов), этнофункционального (A.B. Сухарев), культурологического (И.А. Колесникова). Исторический метод в любой науке позволяет проследить генезис и закономерности становления ее современного состояния, увидеть перспективы дальнейшего развития. Качественное усвоение и свободное владение знаниями об истории и современном состоянии хоровой культуры является важной составляющей процесса профессионального образования хормейстеров (В.П. Ильин, С.А. Казачков, В.И. Краснощекое, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская).

Регионализация образования выступает в качестве одного из направлений реформирования высшей школы. О важности и значимости научного подхода к регионализации образования говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 29), в «Типовом положении о высшей школе». С 1996 года действует «Положение о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования», где наряду с федеральным учитывается и региональный компонент. В этой связи возникает необходимость расширения тематики исследований, направленных на обновление основных профессиональных программ с учетом регионального своеобразия и специфики подготовки специалистов различного профиля.

Механизмом реализации региональной политики в области образования является региональный компонент образовательного стандарта. Он ориентирован на усвоение знаний, развитие эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию и обретение навыков использования регионоведче-ских знаний на практике, что необходимо для успешной социализации по месту проживания. Составляющей регионального компонента профессионального образования хормейстеров становится изучение наследия локальной хоровой культуры.

Историко-педагогический анализ развития музыкальной культуры Прикамья позволяет констатировать наличие разнообразных традиций музыкального образования, творчества, исполнительства, которые формировались в крае на протяжении нескольких столетий. Это свидетельствует о значительном педагогическом потенциале художественных традиций региона, который с успехом может быть использован в современной практике музыкального образования.

В данном исследовании под территорией Прикамья мы, вслед за В.А. Обориным и E.H. Поляковой, будем иметь в виду местность, расположенную вдоль течения реки Камы, простирающуюся на севере до реки Вычегды, а на юге - до республики Удмуртии. Современным географо-экономическим и административным делением данная территория практически полностью относится к Пермскому краю.

Актуальность исследованию придает также наличие большого числа сосредоточенных в архивах, фондах областных краеведческих музеев, образовательных учреждениях документов, относящихся к интересующей нас области культуры, но не изученных наукой. Обобщение содержащихся в них сведений позволяет воссоздать научно обоснованную картину музыкального прошлого Прикамья. Впервые к историко-педагогическому аспекту развития хоровой культуры региона обратились авторы очерков и записок, созданных в конце XIX - начале XX века к юбилеям крупных учебных заведений Прикамья (H.A. Бояршинов, A.B. Зверев, Н.П. Седых, И. Шестаков). Начало научного изучения хоровой культуры края относится к середине XX века (Е.В. Майбурова, Г.П. Рогожникова). Подробное исследование деятельности курсов, возглавляемых А.Д. Городцовым, проведено В.И. Адищевым, И.В. Ефремовым, Б.С. Штейнпрессом. Становление и развитие Строгановской школы мастеропения изучается Н.П. Парфентьевым и Н.В. Парфентьевой. История музыкального образования на Урале в XVIII-начале XX века раскрывается в исследованиях С.Е. Беляева.

Из сказанного выше следует, что в разработке исследуемой темы накоплен определенный опыт, сложились некоторые направления изучения региональной хоровой культуры. Однако специального исследования, направленного на изучение становления и развития хоровой культуры Прикамья, до настоящего времени не проводилось. В практике подготовки современных хормейстеров образовательный и воспитательный потенциал этого наследия реализуется только фрагментарно.

Все это позволило выявить следующие противоречия:

- между объективной необходимостью введения регионального компонента в содержание хормейстерского образования и отсутствием систематизированных знаний о наследии хоровой культуры в Прикамье;

- между наличием значительного педагогического потенциала наследия хоровой культуры Прикамья и его слабой актуализацией в практике подготовки современных хормейстеров;

- между потребностью регионализации профессионального образования хормейстеров и неразработанностью педагогической модели практического осуществления этого процесса.

На основании анализа выявленных противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в определении и обосновании путей регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья, а также сформулирована тема настоящей диссертационной работы: «Регионализация профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья».

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки хормейстеров в вузах Прикамья.

Предмет исследования - педагогическая модель регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья.

Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогической модели регионализации образования хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы внедрения регионального наследия в практику высшего образования.

2. Определить содержание регионального компонента профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья.

3. Разработать педагогическую модель регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья.

4. Обосновать единый подход к отбору педагогического репертуара для различных учебных дисциплин, обеспечивающих освоение регионального компонента содержания профессиональной подготовки хормейстеров в вузах Прикамья.

5. Осуществить опытно-поисковую проверку эффективности педагогической модели регионализации профессионального образования хормейстеров в условиях естественного педагогического процесса в вузе.

Гипотеза исследования - эффективность регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах Прикамья будет обеспечена, если:

- под регионализацией профессионального образования хормейстеров подразумевать включение в специальные дисциплины, предусмотренные федеральным компонентом ГОСа, знаний о наследии хоровой культуры Прикамья, а в специальные дисциплины, предусмотренные национально-региональным компонентом, - курса «Хоровая культура Прикамья»;

- содержание знаний о региональной хоровой культуре будет отражать опыт организации различных форм певческой и хормейстерской подготовки; педагогические принципы, сложившиеся в практике видных педагогов-хормейстеров и наследие музыкально-педагогической мысли; организационные традиции и исполнительский опыт лучших хоровых коллективов; хоровое творчество композиторов Прикамья; роль местной интеллигенции в организации различных форм хоровой деятельности;

- в процессе подготовки специалистов будет реализована педагогическая модель, включающая целевой, содержательный, деятельностный, итоговый блоки и направленная на увеличение объема знаний о наследии хоровой культуры Прикамья, на развитие положительного эмоционального отношения к данному наследию, осознанного и творческого использования регионального наследия в хормейстерской деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: современные философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития образования, принципы историзма, объективности, а также причинной обусловленности явлений и фактов в педагогике (И.В. Блауберг, Б.Г. Гершунский, А.Н Джуринский, Г.Б. Корнетов, Б.Г. Юдин); философско-культурологические идеи преемственности в культуре, искусстве и педагогике (Э.А. Баллер, М.В. Богуславский, В.В. Гринин, А.Б. Ладыгина, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, А.Н. Сохор); философско-педагогические представления о сущности знания, о месте знания в педагогическом процессе и способах его формирования у студентов вуза (П.Я. Гальперин, М.Г. Гарунов, В.И. Гинецинский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина); организационно-педагогические основы регионализации высшего профессионального образования (И.А. Зверева, H.A. Лоншакова); теоретические основы профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, E.H. Федорович, Г.М. Цыпин); системно-целостный подход к анализу педагогического наследия мастеров дирижерско-хорового искусства (В.А. Васильев, И.А. Гарднер, В.П. Ильин, Д.Л. Локшин, К.Ф. Никольская-Береговская); основополагающие принципы музыкально-педагогического ураловедения (В.И. Адищев, С.Е. Беляев, Ю.Н. Вязьмин, Н.П. Парфентьев, Н.В. Парфентьева).

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ научной литературы, архивных источников, современной учебно-методической документации (программ, учебных планов, концертных программ); теоретический анализ, синтез, систематизация, моделирование;

- эмпирические: направленное педагогическое наблюдение; анкетирование; интервьюирование; математическая обработка статистических данных;

- опытно-поисковая работа.

Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 1999 по 2006 гг.

На первом этапе (1999-2000 гг.) проводился анализ философской, культурологической, исторической, психолого-педагогической литературы, архивных источников по проблеме исследования. Определялись цели, задачи, гипотеза исследования и план опытно-поисковой работы. Проводилось констатирующее обследование сформированности знаний о региональной хоровой культуре у будущих хормейстеров.

На втором этапе (2000-2002 гг.) уточнялся научно-теоретический аппарат исследования. Выявлялись основные показатели сформированности знаний о региональной хоровой культуре у будущих хормейстеров. Осуществлялась разработка педагогической модели регионализации образования хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

На третьем этапе (2002-2006 гг.) осуществлялась опытно-поисковая работа по проверке эффективности разработанной педагогической модели. Анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались полученные данные, проверялись результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК) у студентов дирижер-ско-хоровой специальности, а также у хормейстеров детских и взрослых хоровых коллективов, обучающихся на курсах Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Систематизированы культурно-исторические и историко-педагогические знания о хоровой культуре Прикамья, охватывающие весь период ее развития от истоков до современности, для обоснованного определения содержания регионального компонента профессионального образования хормейстеров.

2. Разработана педагогическая модель регионализации образования хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Определено и теоретически обосновано содержание знаний о хоровой культуре Прикамья в процессе регионализации профессионального образования хормейстеров в вузах, отражающее опыт организации различных форм певческой и хормейстерской подготовки; педагогические принципы, сложившиеся в практике видных педагогов-хормейстеров и наследие музыкально-педагогической мысли; организационные традиции и исполнительский опыт лучших хоровых коллективов; хоровое творчество композиторов Прикамья; роль местной интеллигенции в организации различных форм хоровой деятельности.

2. Обоснован единый подход к отбору педагогического репертуара для различных учебных дисциплин, обеспечивающих освоение регионального компонента содержания профессиональной подготовки хормейстеров в вузах Прикамья.

Практическая значимость исследования состоит в разработке теоретического курса «Хоровая культура Прикамья» и создании комплекса учебных материалов: нотные хрестоматии по дирижированию и чтению хоровых партитур, видеоматериалы, репертуарные нотные сборники.

Положения, выносимые на защиту:

1. Регионализация профессионального образования хормейстеров является одним из основных направлений развития профессионального образования и подразумевает включение в специальные дисциплины, предусмотренные федеральным компонентом ГОСа, знаний о наследии хоровой культуры Прикамья, а в специальные дисциплины, предусмотренные национально-региональным компонентом, - курса «Хоровая культура Прикамья».

2. Содержание знаний о региональной хоровой культуре отражает опыт организации различных форм певческой и хормейстерской подготовки; педагогические принципы, сложившиеся в практике видных педагогов-хормейстеров и наследие музыкально-педагогической мысли; организационные традиции и исполнительский опыт лучших хоровых коллективов; хоровое творчество композиторов Прикамья; роль местной интеллигенции в организации различных форм хоровой деятельности.

3. Регионализация хормейстерского образования в вузе обеспечивается включением в процесс профессиональной подготовки педагогической модели, которая включает четыре взаимосвязанных блока: целевой (цель, задачи), содержательный (педагогические принципы, учебные предметы, содержание знаний), деятельностный (формы организации обучения, методы, формы контроля), итоговый (комплекс показателей, характеризующих качество освоения хормейстерами регионального компонента профессионального образования).

Апробация и внедрение результатов исследования были проведены в процессе обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры хорового дирижирования Пермского государственного института искусства и культуры, Уральского государственного педагогического университета (кафедра пения и методики музыкального воспитания). Некоторые теоретические положения были представлены на региональной (Екатеринбург, 2003), межрегиональных (Пермь, 2003; Екатеринбург, 2005) и всероссийских (Пермь, 2004; Уфа, 2005) научно-практических конференциях. Материалы внедрены в практику преподавания дисциплин дирижерско-хорового цикла ПГИИК и ПОИПКРО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В ее тексте содержится 7 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Иванова, Татьяна Валентиновна

Выводы по 2 главе

1. Формирование знаний о региональной хоровой культуре в процессе профессиональной подготовки хормейстеров целесообразно осуществлять на базе разработанной нами педагогической модели, направленной на увеличение объема знаний о региональном наследии, на развитие положительного эмоционального отношения к данному наследию и его творческое использование в хормейстерской деятельности.

2. Для обеспечения внедрения педагогической модели необходим единый подход к отбору педагогического репертуара для различных учебных дисциплин, обеспечивающих освоение регионального компонента содержания профессиональной подготовки хормейстеров в вузах Прикамья. Единый подход заключается в опоре на принципы художественности, дидактической целесообразности, вариативности.

3. Опытно-поисковая работа показала следующие результаты: первый показатель (степень полноты и адекватности знаний о региональной хоровой культуре) стартовый уровень снизился с 37% до 13% в экспериментальной группе и с37% до 25% в контрольной; необходимый, на недостаточный повысился с 46 % до 56 % в экспериментальной группе и с44% до 53% в контрольной; необходимый и достаточный повысился с 17% до 31% в экспериментальной и с 19 % до 22 % в контрольной группе.

Второй показатель (осознание ценности наследия региональной хоровой культуры): стартовый уровень снизился с 23% до 0% в экспериментальной группе и с25% до 0% в контрольной; необходимый, на недостаточный понизился с 37% до 17% в экспериментальной группе и повысился с 31% до 44% в контрольной; необходимый и достаточный повысился с 40% до 83% в экспериментальной и с 44% до 56% в контрольной группе.

Третий показатель (готовность к практическому использованию знаний о региональной хоровой культуре в хормейстерской деятельности): стартовый уровень снизился с 24 % до 0 % в экспериментальной группе и с26% до 6% в контрольной; необходимый, на недостаточный понизился с 43% до 20% в экспериментальной группе и с 43% до 38% в контрольной; необходимый и достаточный повысился с 33% до 80% в экспериментальной и с 31% до 56% в контрольной группе.

4. Опытно-поисковая работа подтвердила правомерность предположений об эффективности и результативности педагогической модели формирования знаний о региональной хоровой культуре у будущих хормейстеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Заключение

Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Регионализация профессионального образования хормейстеров является одним из основных направлений развития профессионального образования и подразумевает включение в специальные дисциплины, предусмотренные федеральным компонентом ГОСа, знаний о наследии хоровой культуры Прикамья, а в специальные дисциплины, предусмотренные национально-региональным компонентом, - курса «Хоровая культура Прикамья».

2. Содержание знаний о региональной хоровой культуре отражает опыт организации различных форм певческой и хормейстерской подготовки; педагогические принципы, сложившиеся в практике видных педагогов-хормейстеров, и наследие музыкально-педагогической мысли; организационные традиции и исполнительский опыт лучших хоровых коллективов; хоровое творчество композиторов Прикамья; роль местной интеллигенции в организации различных форм хоровой деятельности.

3. Регионализация хормейстерского образования в вузе обеспечивается включением в процесс профессиональной подготовки педагогической модели, основанной на выявленной совокупности педагогических принципов, методов и форм организации обучения, и включает четыре блока: целевой, содержательный, деятельностный, итоговый. В первый (целевой) блок входят цель и комплекс развивающих, воспитывающих и формирующих задач. Во второй (содержательный) входят педагогические принципы (куль-туросообразности, профессиональной целесообразности, связи теории с практикой профессиональной деятельности); предметные области (Дирижирование, Хороведение, Вокальный ансамбль, Методика работы с хором, теоретический курс «Хоровая культура Прикамья»; педагогическая и производственная практики); содержание (знания об организации и исполнительском уровне лучших хоровых коллективов; знания о педагогическом наследии видных педагогов-хормейстеров; знания о хоровом творчестве композиторов). В третий блок (деятельностный) - формы организации обучения (лекция, индивидуальное занятие, семинар, экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа студентов); методы (объяснительно-иллюстративный, сравнительного анализа, художественно-образных ассоциаций, создания проблемных ситуаций, теоретических обобщений; практического показа; беседа; диспут); формы контроля (контрольная работа, зачет, тестирование, индивидуальное собеседование, концерт, защита реферата, дипломная работа). В четвертый (итоговый) - комплекс показателей, характеризующих качество освоения хормейстерами регионального компонента профессионального образования.

4. Единый подход к отбору педагогического репертуара для различных учебных дисциплин, обеспечивающих освоение регионального компонента содержания профессиональной подготовки хормейстеров в вузах Прикамья, заключается в опоре на принципы художественности, дидактической целесообразности, вариативности.

5. Опытно-поисковая работа доказала, что предлагаемая педагогическая модель является эффективной для формирования знаний о региональной хоровой культуре у будущих хормейстеров и обеспечивает решение задач по регионализации их профессиональной подготовки в вузах Прикамья.

Диссертационное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы формирования знаний о региональной хоровой культуре у будущих хормейстеров в процессе послевузовского образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иванова, Татьяна Валентиновна, 2007 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Адищев, В.И. А.Д. Городцов организатор музыкального образования на Урале / В.И. Адищев // Развитие общего и профессионального образования на Урале : сб. науч. тр. / ред. В.В. Прокошев. - Пермь, 1981. - С.14 - 26

3. Адищев, В.И. Из истории музыкального воспитания в Перми. Певческие курсы / В.И. Адищев // Музыкальное воспитание в школе / сост. O.A. Апраксина. М.: Музыка, 1977. - Вып. 12. - С.62 - 75.

4. Адищев, В.И. Пермские курсы А.Д.Городцова по подготовке учителей пения / В.И. Адищев // Из истории народного образования Урала / ред. М.Н. Кузнецова.- Пермь, 1976. С. 47 - 68.

5. Андреев, А.Р. Строгановы : энцикл. изд. / А.Р. Андреев М. : Белый волк-крафт, 2000. - 592 с.

6. Андронов, В. Музыкальная жизнь Уральской области // Музыка и революция. 1929. -№ 5 (41). С. 28.

7. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М. : Просвещение, 1984. - 111 с.

8. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. Л. : Музыка, 1980. -С. 11-150.

9. Асафьев, Б.В. Русская музыка 19 начала 20 в. / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1968. - С. 303 - 323.

10. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. М. : Наука, 1969. - 294 с.

11. Белогрудов, O.A. Композиторы-любители Прикамья / O.A. Белогрудов. Пермь : кн. изд-во, 1990. - 219 с.

12. Белогрудов, O.A. Музыкальная культура Перми / O.A. Белогрудов -Пермь : кн. изд-во, 1991. 149 с.

13. Белогрудов, O.A. Музыкальная самодеятельность Прикамья: Сб. ин-форм. ст. / O.A. Белогрудов Пермь : кн. изд-во, 1988. - 156 с.

14. Белавин, A.M. Губернская Пермь / A.M. Белавин, М.Г. Нечаев.-Пермь : ПГПУ, 1996.-99 с.

15. Беляев, С.Е. Музыкальное образование на Урале : два века истории (XVIII начало XX вв.) / С.Е. Беляев. - Екатеринбург : Свердл. обл. б-ка для детей и юношества; Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 182 с.

16. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале : истоки, традиции / С.Е. Беляев. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. - 80 с.

17. Беляев, С.Е. Музыкально-образовательные традиции в истории культуры Урала / С.Е. Беляев // Традиции музыкальной культуры Урало-Сибирского региона : сб. ст. Тюмень : дизайн-центр, 2003. - С. 25.

18. Богуславский, М.В. Современные проблемы истории образования / М.В. Богуславский // Педагогика. 1993. - № 4. - С. 120 - 122.

19. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

20. Бояршинов, H.A. Пермское Екатерино-Петровское городское 4-х классное училище : крат, очерк первого десятилетия существования / H.A. Бояршинов. Пермь, 1915. -45 с.

21. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке / М.В. Бражников. -Л.: Музыка, 1975.-е. 78-104.

22. Булынко, М. Горожане слушают музыку. К истории концертных организаций Перми // Вечерняя Пермь 1974 - 11 янв.

23. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1993. - 254 с.

24. Васильев, В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании / В.А. Васильев. J1.: Музыка, 1991. - 117 с.

25. Верхоланцев, B.C. Город Пермь, его прошлое и настоящее / B.C. Верхоланцев. Пермь : Пушка, 1994. - 256 с.

26. Верхоланцев B.C. Летопись г. Перми с 1890 по 1912 г. / B.C. Верхоланцев. Пермь : 1913. -179 с.

27. Вишневский, Б.Н. Из музыкального прошлого Перми // Звезда. -1960. -24 авг.

28. Владышевская, Т.Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства / Т.Ф. Владышевская // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1976. - Вып. 2. - С. 40 - 61.

29. Воеводин, Л.Е. Воспоминание о Пермском уездном училище и Строгановском пансионе 1860-1862 годов / Л.Е.Воеводин // Тр. Перм. губерн. учен, архив, комиссии. Пермь : Труд, 1913. - Вып. 10. - С. 196.

30. Волегов, В.А. Исторические сведения о гг. Строгановых. // Перм. губерн. ведомости. 1877. - № 3. - С. 13.

31. Волегов, В.А. Историческо-статистические таблицы на Пермские имения господ Строгановых с 1558 по 1850 гг. // Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1889 г. Пермь, 1889. - 7 с.

32. В помощь экскурсантам. Пермь: изд-во общ-ва содействия начальному образованию, 1914. -143 с.

33. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система и история / И.А. Гарднер. Нью-Йорк : Тип. преп. Иова Почаевского, 1998. -Т.1.-568 с.

34. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система и история / И.А. Гарднер. Нью-Йорк : Тип. преп. Иова Почаевского, 1998. - Т.2. - 605 с.

35. Герасимова-Персидская, H.A. Русская музыка 17 века встреча двух эпох / H.A. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 125 с.

36. Гершунский, Б.Г. Менталитет и образование : учебное пособие для студентов / Б.Г. Гершунский. М.: Ин. практ. психологии, 1996. - 144 с.

37. Гершунский, Б.Г. Философия образования для XXI в. / Б.Г. Гершунский. Вып. 2 М.: Пед. о-во России, 2002. - 511 с.

38. Гинецинский, В.И. Знание как категория педагогики / В.И. Гинецинский. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. - 144 с.

39. Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1992. - 152 с.

40. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 1. / А.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, б.г. - 62 с.

41. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 2. / А.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, 1907. - 51 с.

42. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 3. / А.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, б.г. - 91 с.

43. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 4. / А.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, б.г. - 62 с.

44. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 5. / А.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, б.г. - 59 с.

45. Городцов, А.Д. Народнопевческие хоры. В 6 вып. Вып 6. /

46. A.Д. Городцов. Пермь : Перм. губерн. комитет Попечительства о нар. трезвости, б.г. - 57 с.

47. Городцов, А.Д. Отчет руководителя по устройству хоров Пермского попечительства о народной трезвости с 1896 по 1908 год. Пермь : Типо-литогр. губерн. правления, 1909. 88 с.

48. Городцов, А.Д. Отчет руководителя по устройству хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1910 год / А.Д. Городцов. Пермь : Типо-литогр. губерн. правления, 1912. - 45 с.

49. Городцов, А.Д. Отчет руководителя по устройству хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1915 год и за двадцатилетие с 1896 по 1915 год / А.Д. Городцов. Пермь : Типо-литогр. губерн. правления, 1917.- 94 с.

50. Горюнова, JT.B. На пути к педагогике искусства / JI.B. Горюнова // Музыка в школе. 1988. - № 2. - С. 7 - 8.

51. Дилецкий, Н. Идея грамматики мусикийской / публ. перев. исслед.

52. B.В.Протопопова // Памятники русского музыкального искусства. М. : Музыка, 1979. - Вып. 7. - С. 21 - 24.

53. Дмитревский Г.А. : дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. / ред.-сост. А.Б. Павлов Арбенин. - СПб. : НИИ Химии СПбГУ, 2000. - 220 с.

54. Дмитриев, A.A. Пермская старина / A.A. Дмитриев. Пермь; б.и., 1899-1900.-Вып. 5.-299с.

55. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

56. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. М. : ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

57. Ефремов, И.В. Подвижник народной культуры А.Д.Городцов / И.В. Ефремов. Пермь : кн. из-во, 1983. - 103 с.

58. Егоров, A.A. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин : пособие для педагогов консерваторий / A.A. Егоров. М. : Музгиз, 1957 -187 с.

59. Ержемский, Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика / Г.Л. Ержемский. Спб.: Ферт, 1993. - 261 с.

60. Живов, В.Л. Теория хорового исполнительства / В.Л.Живов. М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998.- 288 с.

61. Зверев, A.B. Десять лет в жизни Пермской мужской классической гимназии, 1885-1895 / A.B. Зверев. Пермь, б.и., 1896. - 366 с.

62. Зверев, A.B. Старейшее учебное заведение города Перми : к 100-летию Перм. муж. гимназии, 1808-1908 / A.B. Зверев. Пермь, б.и., 1908. - 229 с.

63. Иванова, Т.В. А. Городцов музыкант, просветитель, педагог / Т.В. Иванова // Музыка и время. - 2006. - № 12. - С. 40 - 42.

64. Иванова, Т.В. Научно-исследовательская работа студентов по региональной тематике педагог / Т.В. Иванова // Модернизация музыкального образования в системе: доу-школа-ссуз-вуз: материлы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа : изд-во БГПУ, 2005. - С. 243 - 248.

65. Из епархиальной жизни // Перм. епархиал. ведомости. 1900. - № 12. -С. 390-391.

66. Из летних и осенних воспоминаний о Перми // Рус. муз. газ. 1897. -Апр.-С. 641 -646.

67. Из музыкального прошлого: сб. очерков: в 2 т. Т. 2. / ред.- сост. Б.С. Штейнпресс. М.: Музгиз, 1960. - 519 с.

68. Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры. В 2 ч. 4.1. / В.П. Ильин. М. : Сов. композитор, 1985. - 232 с.

69. Ильин, В.П. Очерки истории русской хоровой культуры. В 2 ч. 4.2. / В.П. Ильин. М. : Сов. композитор, 1985. - 255 с.

70. Именитые люди, бароны и графы Строгановы / авт.-сост. А.Н. Онучин.- 2-е изд. испр. и доп. Пермь: изд-во Ассоц. генеалогов-любителей, 1996. -96 с.

71. История Пермской духовной семинарии. Изд. 2-е. Екатеринбург : Тип. газ. «Урал, жизнь», 1900. - 489 с.

72. История отечественной музыки второй половины XX века / Отв. ред. Т.Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. - 556 с.

73. История Урала. В 2 т. Т.1. Пермь : ПТУ, 1976.- С. 120 - 157.

74. История Урала с древнейших времен до 1861 г. М. : Наука, 1989. -299 с.

75. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков.- М.: Музыка, 1967.- 112 с.

76. Казачков, С.А. Дирижер хора артист и педагог / С.А. Казачков. - Казань : Казан, гос. консерватория, 1998. - 308 с.

77. Казачков, С.А. От урока к концерту / С.А. Казачков. Ижевск : изд-во Удмуртского ун-та, 1990. - 343 с.

78. Калинина, Т.А. Женское образование в селе Ильинском при крепостном праве // Знамя Ильича. 1983. - 22 нояб.

79. Калинина, Т.А. Из истории Усолья // Крас, знамя. 1993. - 28 дек.

80. Калинина, Т.А. Крепостная школа в вотчине Строгановых / Т.А. Калинина // Из истории демократической культуры на Урале (XVIII -нач. XIX в.): межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1986. - С. 13-18.

81. Капустин, М.И. По поводу семинарского песенника // Труды Перм. губернской учен, архив, комис. Пермь, 1905. Вып. 9. - С. 89-95.

82. Кашихин, Л. Энтузиаст музыкального образования в Перми (об A.A. Луканине) // Веч. Пермь. -1971.-3 марта.

83. Коваль, М.О. О музыкальном образовании (в Пермской области) // Звезда. 1946. - 5 июля.

84. Ковин, Н. Управление хором / Н. Ковин. Петроград : изд-во журн. «Хор и Регентское дело», 1915. -144 с.

85. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2000.- 176 с.

86. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. М.: Академия, 2005. - 285 с.

87. Композиторы Прикамья : Сб. ст. и материалов / под ред. Е.М. Березиной, Н.Б. Зубаревой, Перм. гос. ин-т искусства и культуры. -Пермь: Реал, 2003 - 161 с.

88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : утв. приказом Минобразования РФ от 11.02.02, № 393 // Экономика образования. 2002. - № 3. - С. 89-104.

89. Корнетов, Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования / Г.Б. Корнетов. М.: УРАО, 2001. - 132 с.

90. Корнетов, Г.Б. История образования и педагогической мысли : учеб.-метод. комплекс / Г.Б. Корнетов. М.: УРАО, 2001. - Ч. 1.-122 с.

91. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка : пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов / И.В. Кошмина. М. : ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1. - 224 с.

92. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1999. - 431 с.

93. Краснощекое, В.И. Вопросы хороведения: учеб. для консерваторий / В.И. Краснощекое. М. : Музыка, 1969. - 300 с.

94. Критская, Е.Д. Музыка / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е.О. Яременко. М., 2001. - С. 185.

95. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич: пер. с пол. О.В. Долженко. М. : Высш. шк., 1986. - 386 с.

96. Курочкин, Ю. Музыкальное прошлое Урала // Урал. 1961. - № 2. - С. 156- 158.

97. Ладыгина, А.Б. О преемственности в искусстве / А.Б. Ладыгина, В.В. Гринин. М. : Знание, 1982. - 63 с.

98. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб.пособие / Д.И. Латышина. М. : Гардарики, 2003. -603 с.

99. Ю1.Лащенко, А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития / А.П. Лащенко. Киев : Муз. Украина, 1989. - 132 с.

100. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М. : Просвещение, 1991. - 224 с.

101. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер -М. : Педагогика, 1981. 186 с.

102. Литературно-музыкальный вечер в семинарии (2 дек. 1901 г.) // Рус. муз. газ. 1901.-№49-С. 1299- 1300.

103. Локшин, Д.Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры : (крат, очерки) / Д.Л. Локшин. Изд. 2-е. - М. : Музгиз, 1963. - 214 с.

104. Луканин, A.A. Начало двухголосного пения в школе / A.A. Луканин. -М.: Музыка, 1966. 38 с.

105. Луканин, A.A. Сборник песен для VII-X классов / A.A. Луканин. М. : МГИУУ, 1958. - 92 с.

106. Луканин, В.М. Мой метод работы с певцами / В.М. Луканин; сост. и общ. ред. Е. Нестеренко. Л. : Музыка, 1972. - С. 33 - 41.

107. Майбурова, Е.П. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми / Е.П. Майбурова // Из музыкального прошлого : сб. очерков / ред.-сост. Б.С. Штейнпресс.- М.: Музгиз, 1960. С.72 - 125.

108. Мариинская женская гимназия в Перми : к 50-летнему юбилею. -Пермь : губерн. тип., 1913. 120 с.

109. Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М. : Педагогика, 1979. - 256 с.

110. Мельников, М. Песню не расстрелять: (Памяти героев Великой Отечеств. войны певца А.И. Окаемова и хормейстера Г.П. Лузенина) // Клуб и художественная самодеятельность. 1967. - №11.- С. 17.

111. Могучее средство воспитания : сб. статей / сост. П.П. Левандо. Л. : Музыка, 1978. - 144 с.

112. Музыкальная школа-техникум // Звезда. 1929. - 5 апр.

113. Мухин, В.В. Строгановы и Урал / В.В. Мухин // Сторонушка Ильинская : материалы науч.-практ. конф. Ильинский; б.и., 1997. - С.22-26.

114. Народнопевческое дело в Пермской губернии. // Вестн. нар. образования. 1912.-№ 9.-С. 55.

115. Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики : учеб. пособие / И.Н. Немыкина. Екатеринбург : ГПИ, 1993. - 63 с.

116. Николаева, Е.В. История музыкального образования : Древняя Русь: конец X середина XVII столетия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.В. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

117. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века / К.Ф. Никольская-Береговская. М., Владос, 2003. -304 с.

118. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Мн. : изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 247 - 249.

119. Оборин, В.А. На заре истории Прикамья / В.А. Оборин. Пермь : кн. изд-во, 1958.-244 с.

120. Оборин, В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль / В.А. Оборин. Пермь : кн. изд-во, 1976. 59 с.

121. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. - С. 4 - 5.

122. О концерте // Перм. епархиал. ведомости. -1915. № 40.

123. Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К.А. Ольхов. JI.: Музыка, 1979. - 200 с.

124. Основы религиоведения / под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд. - М. : Высш. шк., 2000. - 480 с.

125. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С.С. Калинин. М.: Музыка, 1988. - 328 с.

126. Памятная книжка Пермской дирекции народных училищ за 1890-91 учеб. г. / сост. директором нар. училищ Перм. губернии Раменским по распоряжению г. Попечителя Оренбургского учеб. округа. Пермь : тип. гу-берн. зем. управы, 1892. - 120 с.

127. Парфентьев, Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре российского государства XVI XVII вв : Школы. Центры. Мастера / Н.П. Парфентьев - Челябинск : Книга, 1996. - 236 с.

128. Парфентьев, Н.П. Промышленники Строгановы и русская музыкальная культура XVI XVII вв. / Н.П. Парфентьев - Челябинск : Книга, 1994. - С. 439 - 444.

129. Парфентьев, Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI XVII веков / Н.П. Парфентьев. - Челябинск : Книга, 1991. - 445 с.

130. Парфентьев, Н.П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI XVII веков / Н.П. Парфентьев. - Челябинск : Книга, 1993.- 347.

131. Педагогика и психология высшей школы : учебник. Ростов-н/Д : Феникс, 1998. - 544 с.

132. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М.Г. Гарунов. -М.: Пед. об-во России, 1999. 354 с.

133. Полякова, E.H. Из истории русских имен и фамилий / E.H. Полякова. -М.: Просвещение, 1992. 232 с.

134. Пономарев, Я.А. Взгляд на рефлексию с позиции структурно-уровневой концепции психологического механизма творчества // Я.А. Пономарев. Новосибирск, Книга, 1990. - С. 73-82.

135. Порозов, В.А. Пермь музыкальная. Кн. 1. По улице Сибирской /

136. B.А. Порозов. Пермь : ПГПУ, 2004. - 136 с.

137. Правила приема воспитанников в Пермскую духовную семинарию // Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год. Пермь: губерн. тип., 1862.-40 с.

138. Престольный праздник // Перм. епархиал. ведомости. 1915. - № 32.1. C. 310.

139. Программа церковного пения для духовно-учебных заведений // Особое приложение к Екатеринбургскому епархиальному адрес-календарю / сост. на основе опубл. данных священник А. Серебренников. Екатеринбург : Тип. И.К. Савицкого, 1886. - 150 с.

140. Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. -Л.: ЛГИК, 1988. 160 с.

141. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб.-справ. / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин М.: Новая шк., 1994. - 96 с.

142. Птица, К.Б. Мастера хорового искусства в московской консерватории / К.Б. Птица. М.: Музыка, 1970. - 120 с.

143. Разумный, В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия : опыт философии педагогики / А.В. Разумный М. : Копи-центр, 1996 - С. 8-16.

144. Разумовский, Д.В. Церковное пение в России. Вып. 2. / Д.В. Разумовский. М., б.и., 1869. - 239 с.

145. Раменский, А.П. Очерк народного образования в Пермской губернии в 1901 году / А.П. Раменский. Пермь. : типогр. губерн. зем. Управы, 1903. -С. 54-57.

146. Рапацкая, И.Н. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века» / И.Н. Рапацкая. М.: ВЛАДОС, 2001. - 384 с.

147. Ратькова, A.M. Развитие самостоятельной творческой мысли русских распевщиков в древнерусском богослужебном пении XII XVII вв. / A.M. Ратькова // Древнерусская книжность. - Л. : Музыка, 1975. - С. 119 -168.

148. Рогожникова, Г.П. Из истории развития хорового пения на Урале / Г.П. Рогожникова // О музыке и музыкантах Урала : Науч.-метод. зап. Урал, гос. консерватории. Свердловск : УГК, 1959. - Вып. 3. - С. 119 -134.

149. Романовский, Н.В. Хоровой словарь / Н.В. Романовский. 3-е изд., испр. - Л.: Музыка, 1980. - 144 с.

150. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В.Давыдова. -М.: Науч. изд-во БРЭ, 1993, в 2 т. 60 с.

151. Руденко, В.И. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности / В.И. Руденко, H.H. Руденко // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. / сост. В.И. Руденко. М. : Музыка, 1986.-вып. 7.-С. 5-21.

152. Седых, Н.П. Очерки истории Пермской духовной семинарии за 18771884 гг. / Н.П. Седых. Пермь: Губерн. тип., 1915. - 216 с.

153. Селянинова, Г.Д. Культурная жизнь Перми в период революции 1917 г. и гражданской войны / Г.Д. Селянинова // В поисках истины: материалы ца-уч.-практ. конф. Пермь : Книга, 1999. - С. 71 - 87.

154. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований : (в помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.

155. Советское хоровое исполнительство (50-80-е годы): сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 98. М.: ГМПИ, 1988. - 144 с.

156. Соколов, А. Педагогический факультет Пермского университета // Просвещение на Урале. 1928. - № 6. - С. 4.

157. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки : сб. ст. Т.1. Л. : Сов. композитор, 1980. - 296 с.

158. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура / А.Н. Сохор. М. : Сов. композитор, 1975. - 203 с.

159. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г.В. Осипов. -М.: Издат. группа ИНФРА-М-Норма, 1998. с. 88.

160. Смышляев, Д.Д. Краткий обзор истории Пермского края / Д.Д. Смышляев // Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, б.и., 1891. -С. 1-16.

161. Советские хоровые дирижеры : справочник / сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. М.: Сов. композитор, 1986. - 304 с.

162. Соколов, В.Г. Работа с хором : учеб. пособие / В.Г. Соколов. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Музыка, 1983. - 192 с.

163. Сухарев, A.B. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России / A.B. Сухарев // Психол. журн. 2005. - Т. 26. №2.,-С. 91-101.

164. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : психологическая основа / Н.Ф. Талызина. М. : изд-во МГУ, 1984. - 344 с.

165. Тевлин, Б.Г. Хоровые пути : Статьи. Воспоминания.Материалы / Б.Г. Тевлин; ред.-сос. B.C. Ценова. М.: Музыка, 2001. - 382 с.

166. Тенюкова, Г.Г. Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России второй половины XIX начала XX столетия / Г.Г. Тенюкова. -М.: МГОПУ, 1999. - 56 с.

167. Торжества в Чердыни // Перм. губерн. ведомости. 1889. - 13 дек. (№ 99).

168. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В.Г. Торосян. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352 с.

169. Уколова, Л.И. Дирижирование : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Л.И. Уколова. М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

170. Усолье: мозаика времен / ред.-сост. С.М. Барков, М.Л. Соколова. -Пермь: Раритет-Пермь, 2004. 317 с.

171. Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство / Н.Д. Успенский. -М.: Музыка, 1971.-220 с.

172. Устав Соликамского музыкального кружка. Соликамск, б.и., 1894. -7 с.

173. Федорович, E.H. История профессионального музыкального образования в России (XIX XX века) / E.H. Федорович. - Екатеринбург : УГПУ, 2001.- 135 с.

174. Хоровые произведения пермских композиторов / Музыкал. об-во, Перм. обл. об-ние композиторов Прикамья. Пермь, 1991. - 48 с.

175. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

176. Чагин, Г.Н. На древней Пермской земле / Г.Н. Чагин. М. : Искусство, 1988.- 122 с.

177. Чагин, Г.Н. Ныроб и его окрестности / Г.Н. Чагин. Чердынь, изд-во Чердынского музея, 1979. - 146 с.

178. Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России / Чер-дын. музей. Пермь, б.и.,1999. - 348 с.

179. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы. История и современные проблемы / В.И. Черниченко. М.: Вузов, кн., 2002. - 136 с.

180. Шамина, JT.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / J1.B. Шамина. -М. : Музыка, 1988. 176 с.

181. Шестаков, И. История Пермской духовной семинарии / И. Шестаков. -Изд. 2-е. Екатеринбург : Тип. газ. «Урал, жизнь», 1900.- 489 с.

182. Шестаков, И. Начало Екатеринбургской епархии с портретами архиепископа Неофита, епископа Нафанаила и протоирея С. Луканина / И. Шестаков. Спб.: Типолитогр. И.Я. Земцова, 1914. - С. 3.

183. Шишонко, В.Н. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии / В.Н. Шишонко. Екатеринбург : 1879. - 110 с.

184. Юрлов A.A. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Ма-рисов. М.: Советский композитор, 1983. - 200 с.

185. Яценко, В.Е. Общие подходы к прогнозированию развития образования / В.Е. Яценко // Вуз и рынок. Кн. 2. М., 1993. - С. 304 - 317.1. Архивные источники

186. ГАПО, ф. 67 оп. 1: Программа занятий на курсах певческой грамоты за 1898,1911 годы. Руководящие начала для народнопевческих хоров.

187. ГАПО, ф. 67, оп. 1, д. 32, л. 16 об.-17. Уведомление пермского губернатора самарскому губернатору о деятельности Пермского попечительства о народной трезвости.

188. ГАПО, ф. 690, оп. 1: Конспект некоторых бесед на курсах певческой грамоты, составленный Городцовым А.Д. Черновые выписки, заметки, адреса и другие материалы, собранные Луканиным для монографии о Город-цове.

189. ГАСО. Ф.р.- 1533.оп.1, 1 том, предисловие, историческая справка. Документы об организации Мотовилихинского музыкально-педагогического техникума.

190. ГАСО. Ф.р-240.оп. 1. Д. 2. Л. 25 об., 28, 39 об, 43 об.

191. ЦГАДА, ф. 1278 (Строгановы), № 25, л.1.

192. Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горького. Ф.6. оп. 2. Д. 10. (Материалы к биографии А.Д.Городцова).

193. Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горького. Ф.690. оп.1, д.23, л. 1 об. Отрывок из письма племянницы А.Д. Городцова A.A. Луканину.

194. Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горького. Ф.690. оп.1, д.26, л. 1 об.-2. Из письма А. Шишева A.A. Луканину.

195. Пермская областная универсальная библиотека им. А.М. Горького. Ф.690. оп.1, д.27, лл. 11 об.-12. Из письма E.H. Шнюковой A.A. Луканину.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.