Рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном сообществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Ануфриева, Карина Викторовна

  • Ануфриева, Карина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Ануфриева, Карина Викторовна. Рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном сообществе: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2013. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ануфриева, Карина Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РЕФЛЕКСИВНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: НОВОЕ ВРЕМЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1. Рефлексивная самоидентичность личности как социально-философская проблема

1.2. Наследие модерности: условия формирования рефлексивной самоидентичности личности

1.3. Рефлексивная самоидентичность личности в контексте Нового времени и современности

ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИВНАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО ПРОЕКТА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

2.1. Глобализация и ее вызовы рефлексивной самотождественности личности

2.2. Выбор сценария личностного развития как проблема эпохи глобализации

2.3. Личностный рефлексивный проект и общество в эпоху глобализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном сообществе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современная эпоха характеризуется стремительным ростом глобализационных тенденций общественного развития, накладывающим свой отпечаток на условия формирования личности, горизонты ее рефлексивной самоидентичности. Модернизация, сопряженная с рационализацией всех сторон общественной жизни и культуры, берущая свое начало с эпохи Нового времени, нашла свое воплощение в формировании информационного общества и создании условий планетарного единства человечества, существенно повлиявшего на процессы социальной и личностной идентификации. Глобализация должна рассматриваться не только с точки зрения тех структурных и институциональных сдвигов, которые она порождает, но и в перспективе, предполагающей выяснение ее влияния на возможности и риски индивидуально-личностного существования, судьбы личностной рефлексивной самотождественности в условиях нынешнего фазиса универсализации общественной жизни и культуры.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью всестороннего социально-философского изучения влияния глобализации на формирования социальной идентичности личности и ее рефлексивной самоидентичности. В перспективе философского анализа отчетливо выявляется недостаточность рассмотрения феномена глобализации лишь с точки зрения выяснения его сущностных характеристик и механизма реализации. Глобализация порождает многообразие как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на процесс становления социальной идентичности личности и ее рефлексивной самотождественности. Мыслители эпохи Просвещения, выражая суть духа модерности, притязали на обнаружение всеобщих условий торжества идеала раскрытия рациональных потенций человеческой личности. Постклассическая философия, представленная различными школами и направлениями, вступает в полемику с притязаниями просвещенческой мысли на обнаружение подобных универсальных оснований,

утверждая значимость многообразия сценариев социокультурного и личностного развития. Мозаичная культура информационного общества свидетельствует о правомерности спора с просвещенческим универсализмом, побуждая к созданию видения социальной идентификации и личностной рефлексивной самотождественности, соответствующего духу глобализации.

Во-вторых, оказываясь в глобальном социокультурном пространстве, личность призвана обрести в процессе поиска собственную социальную идентичность и абрис рефлексивно конструируемой самоидентичности. Констатация этого обстоятельства объединяет представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, которые сходятся во мнении относительно необходимости применения новых средств построения картины личностного "Я". Анализ этой проблемы призван продемонстрировать возможность альянса герменевтической и лингво-аналитической методологии для постижения различных граней конституирования личности в глобальном социокультурном пространстве, имеющем сегодня также виртуальное измерение. Личность должна предстать как рефлексивный проект, апеллирующий к многообразию контекстов ее существования и предполагающий неоднозначность возможных сценариев присвоения ею мозаики свойств и векторов развития. При этом личностный мир, отмеченный печатью рефлексивности, поиска субъектом собственных оснований, играет огромное значение и в обнаружении новых перспектив общественного целого, культуры.

В-третьих, глобальный мир демонстрирует значимость перспектив, обнаруживаемых в процессе самопроектирования личности, для рефлексивной модернизации общества и культуры. В пространстве глобального мира индивидуальные проекты личностного развития могут иметь широкий информационный резонанс, накладывая свой отпечаток на коллективные социальные практики и институты, трансформируя в финальной инстанции базисные социальные структуры. Увеличение рефлексивного характера социальной идентификации и личностной самотождественности влияет на все сегменты общественного целого, придавая ему персонализированное

измерение, заставляя задуматься над личностным смыслом происходящего в пространстве социальной жизни и культуры.

В-четвертых, рассмотрение этой проблематики имеет непосредственное отношение к процессу современной российской модернизации, во многом связанной с изменениями, имеющими место в глобальном сообществе. Очевидно, что в свете динамики смены поколений и социокультурных условий их существования в условиях России отчетливо вырисовывается необходимость пристального изучения реалий социальной идентификации и личностной рефлексивной самоидентификации. Сочетание моментов традиционализма и радикальной новизны, модернизационного обновления значимо влияют на личностное становление, продуцируя многообразные, порой неразрешимые коллизии, существенные для перспектив развития нашей страны. Дефицит рефлексивности может рассматриваться как препятствие не только на пути личностного развития наших сограждан, но и общества в целом. Глобальный мир и информационное сообщество предполагают, что рефлексивное личностное развитие составляет залог продуктивной трансформации социальных практик, целостности общества и культуры.

Степень разработанности проблемы. Различные грани изучения проблемы формирования социальной идентичности личности и ее рефлексивной самоидентичности в эпоху глобализации стали предметом оживленных дискуссий, ведущихся в отечественной и зарубежной литературе. К этой тематике обращаются не только профессиональные философы, но и представители самых различных социальных и гуманитарных дисциплин. В данной связи прежде всего следует отметить труды зарубежных исследователей, направленные на анализ феномена глобализации. В работах 3. Баумана, У. Бека, С. Бенхабиб, Г. Бехманна, Ж. Бодрийяра, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, Р. Дарендорфа, М. Кастельса, Н. Лумана, С. Лэша, С. Тулмина, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, У. Эко и других авторов характеризуются основные черты процесса глобализации. Всесторонний анализ существенных граней глобализации, ее проблем и противоречий представлен в трудах

M.B. Делягина, В.Л. Иноземцева, B.B. Ильина, В.Ж. Келле, А.Д. Королева, В.В. Миронова, К.Х. Момджяна, А.Н. Назарчука, A.C. Панарина, В.Г. Федотовой, А.Н. Чумакова, А.И. Уткина, А.И. Шендрика и других отечественных исследователей1.

Культурные особенности процесса глобализации обстоятельно рассматриваются в работах Р.Г. Апресяна, A.A. Гусейнова, П.С. Гуревича, В.М. Межуева, Н.В. Мотрошиловой, B.C. Степина и других авторов . Особое внимание отечественных и зарубежных авторов привлекает в данной связи

1 Делягин М.Г. Глобализация // Глобалистика. Энциклопедия. М.: "Радуга", 2003; Иноземцев B.JI. Неизбежность монополюсной цивилизации. - Мегатренды мирового развития. М.: Экономика, 2001; Иноземцев B.JL, Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис, № 6. 2001. С. 131-139; Ильин В.В. Мир GLOBO: Вариант России. Калуга: "Полиграф-Информ", 2007; Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 69-70; Миронов В.В. Глобальная коммуникация как фактор трансформации культуры и философии // Сборник научных трудов «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» по материалам 3-го Российского Философского Конгресса Москва-Ростов-на-Дону: Филос. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002; Момджян К.Х. Об одном многократно упоминаемом процессе // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. М.: "ACT", "Ермак", 2004. С. 39; Назарчук A.B. Этика глобализирующегося общества. М.: "Директмедиа Паблишинг", 2002; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2003; Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 47-59; Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (продолжение) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 44-55; Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 94-104; Федотова H.H. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. №4. 2000. С. 58-68; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. М.: Проспект, 2005; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002; Шендрик А. И. Глобализация в системе культурологических координат (начало) // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 59-71; Шендрик А. И. Глобализация в системе культурологических координат (окончание) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. С. 56-68.

2 Апресян Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки, 1986, № 6. С. 53-59; Апресян Р.Г. Принцип наслаждения и интимные отношения // Человек, 2005, № 5. С. 56-66; Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5. С. 3-17; Гуссейнов A.A. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. М.: Наука, 2005; Гуревич П.С. Глобализация и мультикультурализм // Философия и культура. 2012. № 8 (56). С. 4-5; Гуревич П. С. Эпоха Просвещения: открытие субъекта // Философия и культура. 2011. № 9 (45). С. 4-7; Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб: СПбГУП. 2011; Мотрошилова Н.В. Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.: Наука, 2007. С. 34-62; Степин B.C. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. М., 2011, № 2.

вопрос о соотношении культуры эпохи модерна и современного глобального сообщества. Обсуждая его, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко, Д. Ваттимо, Ф. Джеймесон, П. Слотердайк и ряд других авторов характеризуют нынешнее состояние общества и культуры как "постмодерное". В сочинениях Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, У. Бека, С. Лэша общество и культура современности характеризуются как принадлежащие эпохе "высокой модерности". Это проблемное поле стало сюжетом подробного анализа в трудах таких отечественных авторов, как Н.С. Автономова, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Б.Л. Губман, Ю.Н. Давыдов, К.М. Долгов, И.П. Ильин, Т.А. Кузьмина, Н.Б. Маньковская, В.М. Межуев, Н.В. Мотрошилова, Э.Ю. Соловьев, В.А. Подорога и других1.

Разработка проблемы рефлексивной самоидентичности личности, ее связи с социальной самотождественностью таковой в контексте глобализации необходимо предполагает обращение к идейному наследию не только классической, но и современной западной философии. В отличие от постановки вопроса о социальной и личностной идентичности в таких конкретных дисциплинах, как психологртя, социология, лингвистика, философский подход предполагает рассмотрение корреляции экзистенциально-личностных констант человеческого бытия с динамикой становления "Я" в конкретном контексте жизни, истории. Подобная перспектива рассмотрения проблемы

Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: "РОССПЭН", 2008; Гайденко П.П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс (в соавторстве с Ю.Н.Давыдовым) М.: "Политиздат", 2006; Гуревич П.С. Человек Нового времени // Педагогика и просвещение. 2012. № 1 (05). С. 3035; Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: "РОССПЭН", 2005; Долгов K.M. От Киркергора до Камю: философия, эстетика, культура. М.: "Канон +", 2011; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: "Интрада", 1996; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М.-СПб.: Центр Гуманитарных Инициатив, Университетская книга, 2009; Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. №3. 2000. С. 102-115; Мотрошилова Н.В. Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.: Наука, 2007. С. 34-62; Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: 2010; Соловьев Э.Ю. Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. 2009. № 1 (54). С. 68-75.

идентичности личности представлена в сочинениях таких ведущих представителей антропологической философии, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, X. Арендт, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, Э. Фромм, Г. Маркузе и другие. Интерес представляет также постструктуралистский взгляд на проблему обретения личностной идентичности в контексте Нового времени и современности. В данной связи следует прежде всего вспомнить генеалогические штудии М. Фуко, а также работы Ж. Деррида. Фуко развивает идею влияния технологий власти на личностную идентичность, а также говорит о существовании технологий созидания "Я", укорененных в культуре. Деррида показал сосуществование продуцирующих личность "машин дискурса" и одновременно акцентировал в поздний период своего творчества активность Dasein в выборе своего образа. Характерно, что поиски постструктуралистов во многом коррелятивны образу языковой личности, пер-формативно созидающей свою идентичность в языке, который был создан JI. Витгенштейном, Д. Остином, Д. Серлем и другими представителями лингвистической философии. Неслучайно, в работах П. Рикёра герменевтический подход к проблеме личностной идентичности, ее связи с архивом исторической памяти сопряжен с обращением к идеям англо-американской лингвистической философии. Как представляется герменевтическая модель личностной самоидентичности наиболее соответствует задаче анализа возможности построения личностного проекта, соответствующего духу эпохи глобализации. Спектр идей, возникших в символическом интеракционизме, феноменологической социологии, этнометодологии, рефлексивной социальной теории коррелятивен герменевтической модели личностной идентичности.

В публикациях P.M. Алейник, Л.П. Буевой, И.С. Вдовиной, Ф.И. Гиренка, В.Д. Губина, П.С. Гуревича, A.A. Гуссейнова, И.Т. Касавина, И.С. Кона, Т.А. Кузьминой, В.А. Лекторского, Б.В. Маркова, В.А. Подороги, Э.М. Спировой, Е.О. Труфановой и других отечественных исследователей содержатся важные методологические идеи, позволяющие осуществить рассмотрение проблемы рефлексивной самоидентичности личности в период

глобализации 1. За последнее время появился значительный круг работ отечественных и зарубежных авторов, характеризующих проблему виртуальной идентичности в сети Интернет, являющейся одним из наиболее ярких феноменов информационного общества и сопутствующей ему глобализации. К ним следует отнести труды Г.И. Вайнштейна, А.Е. Жичкиной, Д.В. Иванова, М. Кастельса, Д.В. Куликова, Н. Лумана, М. Мориса, М. Постера, М.А. Пронина, В.М. Розина, Э. Рэйд, В.В. Савчука, В.В. Тарасенко и других2. В предложенной перспективе возможно построение модели личностного самопроектирования в социокультурной ситуации глобализации.

1 Алейник Р. М. Человек в философском постмодернизме. М.: "МИК", 2006; Бу-ева Л.П. Механизм идентификации в культуре // Психология и психотехника. 2012. № 11 (50). С. 71-79; Буева Л.П. Идентичность в системе психологического знания // Психология и психотехника. 2011. № 7 (34). С. 6-14; Буева Л.П. Личность как сохранение единства // Психология и психотехника. 2009. №4(7). С. 33-43; Вдовина И.С. «Философия жизни» Поля Рикёра // Западная философия конца XX - начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. С. 29-54; Вдовина И.С. Поль Рикёр: мифологические истоки философских проблем самопризнания и ответственности человека // Теория художественной культуры. М., 2011. Вып. 13. С. 313-330; Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010; Гиренок Ф.И. Фигуры и складки. М.: "Академический проект", 2013; Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990; Гуревич П.С. Проблема целостности человека // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М., 2012. С. 254-274; Гуревич, П. С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том IV. Человек в поисках идентичности. М., 2010. С. 63-87; Гуревич П.С. Горизонты человеческого существования // Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека. М., 2012. С. 72-86; Гуревич П. С. Идентичность - привилегия человека // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Научно-образовательный журнал. 2011. № 2. С. 36-47; Гуревич П. С. Идентичность как психологический механизм // Вестник Российского философского общества. 2011. № 3. С. 81-84; Гуревич П.С. «Кибернавт» как персонаж глобального мира // Культура глобального информационного общества: противоречия развития: сборник научных статей. М.: 2010. С. 158-167; Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: "Канон +", 2008; Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: "Политиздат", 1984; Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопр. философии. 2007. № 12; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997; Подорога В.А. Функция языка в автобиографическом анализе. Пример М.Пруста // Познание и язык. М.: ИФ РАН, 1984; Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии под редакцией В.А. Подороги. М.: Логос, 2001; Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 г. М.: "Ас! Ма^тет", 2004; Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа. М.: "Канон + РООИ "Реабилитация", 2011; Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13-22.

2 Вайнштейн Г.И. Интернет как фактор общественных трансформации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №7. С. 16-27; Жичкина А. Е. О возможно-

Вместе с тем, в существующей научной литературе до сих пор не сложилось целостного теоретического осмысления феномена рефлексивной самоидентичности личности в период глобализации. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является личность в контексте процесса глобализации, а предметом - рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном сообществе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является социально-философский анализ формирования рефлексивной самоидентичности личности в современном глобальном сообществе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

— определить основополагающие характеристики рефлексивной самоидентичности личности;

— выявить роль социокультурной традиции, институтов модерности как условия формирования рефлексивной идентичности личности;

— показать специфику формирования рефлексивной самоидентичности личности в контексте Нового времени и современности;

стях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. 2000. №2. С. 75-78; Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: "Петербургское востоковедение", 2000; Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. JT. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505; Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: "У-Фактория", 2004; Куликов Д. В. Феноменологический метод и мир социальных сетей // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1. С. 75-81; Куликов Д. В. Человек в пространстве опосредованной коммуникации. Феномен «Эпохе телесности» // Вестник СамГУ. 2007. №1. С. 220-227; Morris М. The Internet as mass medium / M. Morris, C. Ogan // Journal of communication. 1996. V. 46. № 1. P. 42; Луман H. Реальность массме-диа: пер. с нем А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005; Poster, М. The Second Media Age. Cambridge: Polity Press, 1996; Пронин M.A. Виртуальный человек как объект философско-антропологических исследований // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса в 3-х томах. Т. III. - Н. Новгород: 2012. С. 270 - 271; Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. С. 56-74; Reid Е. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: a thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program / E. Reid.- University of Melbourne: Department of English. 1994; Савчук B.B. Стратегии ориентации в постсовременности. СПб.: БорейПринт, 1996; Савчук В.В. Топологическая рефлексия. М.: "Канон + РООИ "Реабилитация", 2012; Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. №5. С. 111-120.

— раскрыть существенные характеристики глобализации и ее вызовы рефлексивной самотождественности личности;

— рассмотреть процесс выбора сценария личностного развития как проблему эпохи глобализации;

— проанализировать роль личностного рефлексивного проекта как фактора модернизации общества в эпоху глобализации.

Методологическая и теоретическая основа исследования

Теоретико-методологические основания исследования связаны с его проблемным полем. В диссертационной работе используется герменевтическая методология и инструментарий философско-лингвистического анализа в перспективе их синтеза. Значительную роль играет применение методологического арсенала рефлексивной социальной теории, представленной в сочинениях Э. Гидденса, У. Бека, С. Лэша и других авторов. При рассмотрении темы были использованы структурный, структурно-функциональный, исторический и сравнительно-исторический методы.

Источниковую базу исследования составили труды М. Вебера, Л. Витгенштейна, Э. Гуссерля, А. Шюца, К. Ясперса, М. Хайдеггера, X. Арендт, Х.-Г. Гадамера, П. Рикера, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, А. Гидденса, У. Бека, С. Лэша и других западных авторов, релевантные теме работы. К числу источников следует отнести также произведения философов античности, Нового времени и современности, связанные с рассмотрением проблемы диссертации. Автор ориентировался также на широкий круг интердисциплинарных исследований, сопряженных с изучением данного вопроса.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации - 184 страницы.

Во "Введении" обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности поставленной проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы, рас-

крывается методологическая основа таковой, а также ее научная новизна и положения, выносимые на защиту.

Глава 1 "Рефлексивная самоидентичность личности: Новое время и современность" посвящена рассмотрению специфики феномена рефлексивной самоидентичности, условий ее формирования в социокультурной ситуации модерности и современности.

В первом параграфе "Рефлексивная самоидентичность личности как социально-философская проблема" анализируются экзистенциальные основания и рефлексивная стратегия формирования личностной самоидентичности в определенных социокультурных обстоятельствах. Демонстрируется связь социальной самотождественности и рефлексивной самоидентичности личности.

Во втором параграфе "Наследие модерности: условия формирования рефлексивной идентичности личности" рассматриваются социокультурные предпосылки, институциональные основания рождения рефлексивной самоидентичности личности в эпоху Нового времени.

Третий параграф "Рефлексивная самоидентичность личности в контексте Нового времени и современности" выявляет базовое противоречие между задачей свободной реализации возможностей человеческого "Я" и постоянно усложняющимися общественными стратегиями рациональной регламентации таковой, специфическим образом влияющее на формирование рефлексивной самотождественности личности в условиях классической модерности и современности.

Глава 2. "Рефлексивная основа личностного проекта в эпоху глобализации" ориентирована на осмысление основных характеристик рефлексивной самоидентичности личности в период глобализации, потенциала, заложенного в этом процессе, для постоянной рефлексивной модернизации общественной жизни.

Первый параграф "Глобализация и ее вызовы рефлексивной самотождественности личности" предлагает интерпретацию глобализации

в перспективе угроз и позитивных шансов, рождаемых ею для формирования рефлексивной самоидентичности личности.

Второй параграф "Выбор сценария личностного развития как проблема эпохи глобализации" раскрывает содержание современной стратегии нарративного построения рефлексивной самоидентичности личности в реальном и виртуальном измерениях.

Третий параграф "Личностный рефлексивный проект и общество в эпоху глобализации" демонстрирует влияние личностного самопроектирования на рефлексивно направляемые модернизационные изменения глобального сообщества.

В "Заключении" подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы его основные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

— выявлены экзистенциальные основания и рефлексивный способ перманентного конструирования и поддержания самоидентичности личности в потоке времени путем обращения к архиву индивидуальной и социальной памяти, а также раскрыта конкретная динамика взаимосвязи социальной идентичности и рефлексивной самоидентичности личности как характерных феноменов модерности и современности;

— рождение стратегии рефлексивной самоидентичности личности рассмотрено как результат крушения устоев традиционализма и утверждения социокультурных установок и институтов модерности, раскрепостившей человеческую субъективность и создавшей возможность самореализации индивида, что, в свою очередь, является залогом воспроизводства и развития этого типа общества и культуры;

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ануфриева, Карина Викторовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврелий Августин. Исповедь. - М.: Renaissance, 1991. - 488 с.

2. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. -М.: "РОССПЭН", 2008. - 704 с.

3. Алейник Р. М. Человек в философском постмодернизме. - М.: "МИК", 2006. -222 с.

4. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. - М.: "Идея-Пресс", 2003. - 306 с.

5. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) //Вопросы философии. -2006. -№ 5. - С. 3-17.

6. Апресян Р.Г. Принцип наслаждения и интимные отношения // Человек. - 2005. - № 5. - С. 56-66.

7. Апресян Р.Г. Проблема "другого Я" и моральное самосознание личности // Философские науки. - 1986. - № 6. - С. 53-59.

8. Арендт X. Vita Activa, или о деятельной жизни. - Ст.-Петербург.: "Алетейя", 2000.-437 с.

9. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1.-М.: Мысль, 1976.-550 с.

10. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. -М.: "Весь мир", 2004. - 188 с.

11. Бауман 3. Текучая современность. - СПб.: "Питер", 2008. - 240 с.

12. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

13. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. - М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

14. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург: УРГУ, 2000. - 98 с.

15. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: "Ad Marginem", 2010. - 320 с.

16. Буева Л.П. Идентичность в системе психологического знания // Психология и психотехника. - 2011. - № 7 (34). - С. 6-14.

17. Буева Л.П. Личность как сохранение единства // Психология и психотехника. - 2009. - №4(7). - С. 33-43.

18. Буева Л.П. Механизм идентификации в культуре // Психология и психотехника. - 2012. - № 11 (50). - С. 71-79.

19. Вайнштейн Г.И. Интернет как фактор общественных трансформации // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №7. - С. 16-27.

20. Ваттимо Д. Прозрачное общество. -М.: Логос, 2003. - 128 с.

21. Вдовина И.С. "Философия жизни" Поля Рикёра // Западная философия конца XX - начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции. - М., 2012. - С. 29-54.

22. Вдовина И.С. Памяти Поля Рикера // Вопросы философии. - 2005. -№11,-С. 184.

23. Вдовина И.С. Поль Рикёр: мифологические истоки философских проблем самопризнания и ответственности человека // Теория художественной культуры.-М., 2011.-Вып. 13. - С. 313-330.

24. Велып В. Наш постмодерний модерн. - Кшв: Альтпрес, 2004. -

328 с.

25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

26. Гайденко П.П., Ю.Н. Давыдов. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: "Политиздат", 2006. -367 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. Т. VIII. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - 468 с.

28. Генис А. Сочинения: в 3 томах. Том 1: Культурология. - Екатеринбург: "У-Фактория", 2000. - 539 с.

29. Гидденс А. Последствия современности. - М.: "Праксис", 2011. -

352 с.

30. Гидденс Э. Социология. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

31.Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Изд-во "Весь мир", 2004. - 120 с.

32. Гидденс Э. Устроение общества. - М.: Академический проспект, 2003.-528 с.

33. Гиренок Ф.И. Аутография языка и сознания. - М.: МГИУ, 2010. -

244 с.

34. Гиренок Ф.И. Фигуры и складки. - М.: "Академический проект", 2013.-248 с.

35. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: "Канон-Пресс", 2000. - 305 с.

36. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. - 81 с.

37. Губман Б.Л. Современная философия культуры. - М.: РОССПЭН, 2005.-536 с.

38. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство, 1981. - 359 с.

39. Гуревич П.С. Проблема целостности человека // Человек в единстве социальных и биологических качеств. - М., 2012. - С. 254-274.

40. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.

41. Гуревич П.С. Глобализация и мультикультурализм // Философия и культура. -2012. -№ 8 (56).-С. 4-5.

42. Гуревич П.С. Горизонты человеческого существования // Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека. - М., 2012. -С. 72-86.

43. Гуревич П.С. Человек Нового времени // Педагогика и просвещение.-2012.-№ 1 (05).-С. 30-35.

44. Гуревич П. С. Идентичность - привилегия человека // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Научно-образовательный журнал.-2011,-№2.-С. 36-47.

45. Гуревич П. С. Идентичность как психологический механизм // Вестник Российского философского общества. - 2011. - № 3. - С. 81-84.

46. Гуревич П. С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том IV. Человек в поисках идентичности. - М., 2010. - С. 63-87.

47. Гуревич П. С. Эпоха Просвещения: открытие субъекта // Философия и культура. - 2011. - № 9 (45). - С. 4-7.

48. Гуревич, П.С. "Кибернавт" как персонаж глобального мира // Культура глобального информационного общества: противоречия развития: сборник научных статей. -М. 2010. - С. 158-167.

49. Гуссейнов A.A. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты. - М.: "Наука", 2005. - 428 с.

50. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука, Ювента, 1998.-315 с.

51. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Ст.-Петербург: Владимир Даль, 2004. - 398 с.

52. Делягин М.Г. Глобализация // Глобалистика. Энциклопедия. - М.: "Радуга", 2003.-С. 185-187.

53. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: "Ad Marginem", 2007. - 512 с.

54. Долгов K.M. От Киркергора до Камю: философия, эстетика, культура. 2-е изд. доп. -М.: "Канон +", 2011.-397 с.

55. Жичкина А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С. 75-78.

56. Иванов Д. В. Виртуализация общества. - СПб.: "Петербургское востоковедение", 2000. - 96 с.

57. Ильин В.В. Мир GLOBO: Вариант России. - Калуга: "Полиграф-Информ", 2007. — 252 с.

58. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: "Интрада", 1996. - 235 с.

59. Иноземцев В.Л. Неизбежность монополюсной цивилизации. Ме-гатренды мирового развития. - М., 2001. - 31 с.

60. Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // Полис.-2001.-№ 6.-С. 131-139.

61. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Сочинения в 6 томах. Т. 6.-М.: Мысль, 1966. - С. 25-36.

62. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. - М.: "Канон +", 2008. - 544 с.

63. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: "У-Фактория", 2004. - 328 с.

64. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. -М., 1999.-С. 494-505.

65. Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 69-70.

66. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. - М.: "Политиздат", 1984. - 151 с.

67. Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопр. философии. - 2007. - № 12. - С. 16-27.

68. Куликов Д. В. Феноменологический метод и мир социальных сетей // Ярославский педагогический вестник. - 2006. -№ 1. - С. 75-81.

69. Куликов Д. В. Человек в пространстве опосредованной коммуникации. Феномен "Эпохи телесности" // Вестник СамГУ. - 2007. - №1. -С. 220-227.

70. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998. -

160 с.

71. Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме. СПб.: Изд-во "Владимир Даль", 2001. - 336 с.

72. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения в 3-х т. Т. 1.-М.: Мысль, 1985.-621 с.

73. Луман Н. Реальность массмедиа: пер. с нем А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. - 256 с.

74. Макинтайр А. После добродетели. - М.: Академический проект, 2000.-381 с.

75. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления // Философские чтения. - СПб.: Азбука-Классика, 2002. - 832 с.

76. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. - М.-СПб: Центр Гуманитарных Инициатив, Университетская книга, 2009. - 495 с.

77. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.

78. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.-384 с.

79. Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. - СПБ. СПбГУП, 2011. - 440 с.

80. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. - 2000. - №3. - С. 102-115.

81. Миронов В.В. Глобальная коммуникация как фактор трансформации культуры и философии // Сборник научных трудов "Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия" по материалам 3-го Российского Философского Конгресса. - Москва-Ростов-на-Дону: Филос. фак-т. МГУ им. М. В. Ломоносова. - 2002. - 304 с.

82. Момджян К.Х. Об одном многократно упоминаемом процессе // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. - М.: "АСТ", "Ермак", 2004.-С. 38-45.

83. Мотрошилова Н.В. Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. - М.: Наука, 2007. - С. 34-62.

84. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: 2010; Соловьев Э.Ю. Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. - 2009. - № 1 (54). - С. 68-75.

85. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. -М.:"Директмедиа Паблишинг", 2002. - 387 с.

86. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М.: Эксмо-Пресс, 2003. -

416 с.

87. Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 г. - М.: "Аё Ма^тет", 1995.-271 с.

88. Подорога В.А. Функция языка в автобиографическом анализе. Пример М. Пруста // Познание и язык. - М.: ИФ РАН. - 1984.

89. Подорога В.А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии под редакцией В.А. Подороги. - М.: Логос. -2001.-433 с.

90. Пронин М.А. Виртуальный человек как объект философско-антропологических исследований // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса в 3-х томах. Т. III.-Н. Новгород: 2012.-С. 270-271.

91. Рейд Э. Идентичность и кибернетическое тело // Массовая культура: современные западные исследования, пер. с англ., отв. ред. В. В. Зверева. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2005. -С. 204-220.

92. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1 / Пер. Т. В. Славко. — СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 1999. - 313 с.

93. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с фр. И. И. Блауберг и др. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

94. Рикёр П. Путь признания. Три очерка. - М. РОССПЭН, 2010. -

268 с.

95. Рикёр П. Я - сам как другой / Пер. с фр. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.

96. Розин В. М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. - СПб., 2000. - С. 56-74.

97. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "Канон-Пресс", "Кучково поле", 1998.-416 с.

98. Савчук В.В. Стратегии ориентации в постсовременности. - СПб.: БорейПринт, 1996. - 180 с.

99. Савчук В.В. Топологическая рефлексия. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2012. - 416 с.

100. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. - М.: Республика, 2002. - 639 с.

101. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. -М.: "Политиздат", 1990. - С. 319-344.

102. Соловьев Э.Ю. Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. - 2009. - № 1 (54). - С. 68-75.

103. Спирова Э.М. Философско-антропологическое содержание символа. М.: Канон + РООИ "Реабилитация", 2011. - 336 с.

104. Степин B.C. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. - 2011. - № 2. - С. 8-17.

105. Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста: Сб. Под ред. А.Ю. Ашкерова. - М.: "ACT", "Ермак", 2004. - 352 с.

106. Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация "человека кликающего" // Общественные науки и современность. - 2000. -№5.-С. 111-120.

107. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии.-2010. -№2.-С. 13-22.

108. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос,

2002.-254 с.

109. Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (начало) // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 47-59.

110. Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (продолжение) // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 44-55.

111. Федотова В. Г. Меняющийся мир и глобализация (окончание) // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 94-104.

112. Федотова H.H. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. - 2000. - № 4. - С. 58-68.

113. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad Marginem, 1999.-479 с.

114. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. Т. 1. - М.: Праксис, 2002. - С. 335-357.

115. Фукуяма, Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. - М.: ACT, Ермак, 2004. - 730 с.

116. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: Academia, 1987.- 175 с.

117. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: "Весь мир",

2003.-416 с.

118. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Изд-во "Ad Marginem", 1997. -

451 с.

119. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. - М.: Республика, 1993.-С. 41-62.

120. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. - М.: Республика, 1993.-С. 192-220.

121. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. - М.: Проспект, 2005. - 430 с.

122. Шендрик А. И. Глобализация в системе культурологических координат (начало) // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 59-71.

123. Шендрик А. И. Глобализация в системе культурологических координат (окончание) // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 56-68.

124. Шовье, С. Субъективность, личность и идея самости // Субъективность и идентичность. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - С. 118-128.

125. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.

126. Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. - М.: РОССПЭН, 2004.- 1056 с.

127. Энциклопедия "Глобалистика". Под ред. И.И. Мазура и А.Н. Чумакова. - М.: Радуга, 2003. - 1328 с.

128. Эриксон Э. Молодой Лютер. - М.: Московский философский фонд "Медиум", 1996.-560 с.

129. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения в 2-х т. Т. 1.-М.: Мысль, 1966.-733 с.

130. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1998. - С. 28-287.

131. Ясперс К. Разум и экзистенция // Разум и экзистенция. - М.: "Канон +",2013.-336 с.

132. Ясперс К. Философия. Кн. 1. - М.: "Канон + РООИ "Реабилитация", 2013.-384 с.

133. Ясперс К. Философия экзистенции // Разум и экзистенция. - М.: "Канон + РООИ "Реабилитация", 2013. - 336 с.

134. Anderson Н., Goolishan, H.A. Human Systems as Linguistic Systems: Preliminary and Evolving Ideas about the Implications for Clinical Theory, Family Process. N.Y., Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 371-393.

135. Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. - N.Y., Oxford: Oxford University Press, 1986. - 292 p.

136. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. - Stanford: Stanford University Press, 1994. - 225 p.

137. BeckU. Die Erfindung des Politischen. - Frankfurt am Main: Suhr-kamp Verlag, 1993.-303 s.

138. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. - London: Sage Publications, 1992.-272 p.

139. Beck U, Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization, Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. - Stanford: Stanford University Press, 1994.-228 p.

140. Blanchot M. Michel Foucault as I Imagine Him // Foucault-Blanchot. -N.Y.: Zone Books, 1987. - 109 p.

141. Bruner J.S. Acts of Meaning. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.-208 p.

142. Gadamer H.G. Philosophical Hermeneutics. - Berkley: University of California Press, 1977. - 304 p.

143. Gergen K. J. An Invitation to Social Construction. - London: Sage Publications, 1999.-200 p.

144. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in Late Modern Age. - Cambridge: Polity Press, 1991. - 256 p.

145. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford; Polity Press, 1990,- 186 p.

146. Giddens A. Central Problems in Social Theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: MacMillan Press, 1979. - 294 p.

147. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne: Zwölf Vorlesungen. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2011. - 450 s.

148. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. - Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1981.-305 p.

149. Jean Baudrillard, "Simulacra and Simulations"// Selected Writings. Ed by Mark Poster. - Stanford: Stanford University Press, 1988. - P. 166-184.

150. Koselleck R. The Practice of Conceptual History. Timing History, Spacing Concepts. - Stanford: Stanford University Press, 2002. - 384 p.

151. Lash S. Another Modernity, a Different Rationality. - Oxford: Blackwell, 1999.-400 p.

152. Luhmann N. Soziologie des Risikos. - Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1991.-252 s.

153. Lyotard J.-F., Thebaud J.-L. Just Gaming. - Minnesota: University of Minnesota Press, 1989. - 128 p.

154. Mead G.H. Self // George Herbert Mead on Social Psychology. Selected Papers / Ed. by A. Strauss. - Chicago and London: University of Chicago Press, 1964.-320 p.

155. Morris M. The Internet as mass medium / M. Morris, C. Ogan // Journal of communication. - 1996. -V. 46. № 1. - P. 39-50.

156. Poster, M. The Second Media Age. - Cambridge: Polity Press. 1995. -

200 p.

157. Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: a thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program / E. Reid. - University of Melbourne: Department of English. 1994.

158. Ricoeur P. From Text to Action: Essays in Hermeneutics, II. - Evans-ton: Northwestern University, 1991. - 314 p.

159. Sarbin T. R. Narratology as a Root Metaphor in Psychology // Narrative Psychology: The Storied Nature of Human Conduct / Ed. by T. R. Sarbin. - N. Y.: Praeger, 1986.-303 p.

160. Texts of identity / Ed. by J. Shotter, K. J. Gergen. - London: Sage Publications, 1989.-244 p.

161. Toulmin S. Cosmopolis: the Hidden Agenda of Modernity. - Chicago: University of Chicago Press, 1990. - 235 p.

162. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. - L.: Simon & Schuster, 1995. - 347 p.

163. Vattimo G. The End of Modernity. - Cambridge: Polity Press, 1988. -

256 p.

164. Weber M. Wirtschaft und Gesellscharft. Bd. 1. - Tubingen: J.CB. Mohr Verlag, 1956.-945 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.