Речевое поведение персонажа в художественном тексте (на материале художественной прозы В.П. Астафьева и В.М.Шукшина) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Ишмуратова Сулпан Рамилевна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Ишмуратова Сулпан Рамилевна
Введение
Глава I. Речевое поведение: исторический и теоретико-методологический аспекты исследования
1.1. Речевое общение, речевая деятельность и речевое поведение
1.2. Речевое поведение: его специфика и основные компоненты
1.3. Речевое поведение в аспекте антропоцентрической парадигмы
1.4. Речевое поведение и художественный текст
Выводы по I главе
Глава II. Речевое поведение персонажа в структуре художественного текста (на материале рассказов В.П. Астафьева и В.М. Шукшина)
2.1. Исследование художественной прозы В.П. Астафьева и В.М. Шукшина в лингвостилистике
2.2. Способы презентации речевого поведения персонажа в художественном тексте
2.3. Персонажная речь
2.3.1. Межперсонажный диалог как способ презентации речевого поведения
Разговорность речи персонажей как основа идиостиля В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
Прецедентные тексты как параметр речевой характеристики персонажей рассказов В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
2.3.2. Монолог персонажа как способ презентации речевого поведения
2.4. Авторская речь
2.4.1. Особенности авторского повествования в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
2.4.2. Авторское комментирование вербального речевого поведения персонажей
2.4.3. Авторское комментирование невербального речевого поведения персонажей
2.5.Контаминированные формы речи: несобственно-прямая речь
2.5.1. Функциональные особенности несобственно-прямой речи в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
2.5.2. Способы введения и сопровождения несобственно-прямой речи в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
2.6. Персонаж художественного текста как языковая личность
2.6.1. Типы языковых личностей в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина
2.6.2. Языковая личность и коммуникативный стиль
Выводы по II главе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Диалог как компонент художественного текста: на материале художественной прозы В.М. Шукшина2009 год, доктор филологических наук Хисамова, Галия Гильмулловна
Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле В.М. Шукшина2013 год, кандидат наук Черницына, Татьяна Владимировна
Теоретические основания русской семантической персонологии: объект и метод2018 год, кандидат наук Башкова, Ирина Венадьевна
Герой рассказов В. Шукшина как национальная языковая личность2009 год, кандидат филологических наук Лю Лицзюнь
Лингвоэвокационное исследование ситуации непонимания в текстах рассказов В. М. Шукшина2003 год, кандидат филологических наук Лушникова, Юлия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Речевое поведение персонажа в художественном тексте (на материале художественной прозы В.П. Астафьева и В.М.Шукшина)»
Введение
Современная лингвистика значительно расширила парадигму своих исследований, поставив в центре внимания «человека говорящего» (то есть языковую личность), его язык, мышление, культуру, речевую коммуникацию, включающую и речевое поведение.
Анализ исследований, посвященных речевой коммуникации в аспекте антропоцентрической парадигмы, показал, что инновационные подходы современного языкознания помогают расширить сферу знаний о речевом поведении, об участниках коммуникации, их речевых действиях и принципах взаимодействия (см. работы В.М. Глушака, О.С. Иссерс, В.В. Красных, М.Л. Макарова, Т.Л. Музычук, Г.Г. Полищук, К.Ф. Седова, И.А. Стернина, Н.И. Формановской, Т.А. Чеботниковой, Л.Н. Чурилиной и др.).
Однако проблемы речевого поведения говорящего и слушающего, представленного на фоне социальных, психологических и событийных составляющих, выдвигаются антропоцентрической лингвистикой на первый план при изучении спонтанной речи. Эти ориентиры можно учитывать и при анализе художественного текста.
Диссертационная работа посвящена исследованию речевого поведения персонажа в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина, писателей, представляющих один из наиболее значительных историко-литературных феноменов, условно именуемый «деревенской прозой». Не отрицая индивидуального своеобразия каждого художника, можно говорить о сходстве проблем, идейно-эстетических установок в изображении писателями главных героев произведений. Центром их творчества становится человек как социальный и национальный феномен, а целью творчества-исследование неповторимости души русского человека.
Актуальность предпринятого исследования определяется рядом факторов: повышением значимости лингвистического исследования феномена коммуникации; обращением к явлению речевого поведения персонажа в
художественной прозе и лирического героя в поэзии (Е.М. Верещагин, С.Г.
4
Ильенко, А.Д. Степанов, Е.А. Яковлева и др.); возрастающим интересом к коммуникативной стилистике текста (Н.С. Болотнова, Е.И. Диброва, Т.В. Ларина, В.В. Степанова, И.Я. Чернухина и т.д.); использованием функционально-коммуникативного подхода к анализу речевого поведения, представляющего процесс развертывания речевого взаимодействия в условиях его художественной репрезентации (Л.А. Сергеева, Г.Г. Хисамова, А.А. Чувакин и др.); сопоставлением творчества В.П. Астафьева и В.М. Шукшина с позиции реализации в языке их произведений идейно-художественного своеобразия и особенностей идиостиля.
Объект исследования - диалог и монолог как компоненты художественного текста В.П. Астафьева и В.М. Шукшина.
Предметом исследования является специфика речевого поведения в аспекте его организации и функционирования.
В последнее время наряду с термином «текст» в широкое употребление вошел термин «дискурс», который имеет несколько значений: «связный текст», «устно-разговорная форма текста», «диалог», «группа высказываний, связанных между собой по смыслу», «речевое произведение» и др. Неоднозначность трактовки термина «дискурс» позволяет нам придерживаться в данном исследовании термина «текст» применительно к художественной речи, воссоздающей особенности межличностного общения и обладающей при этом эстетической функцией. Нам близка позиция Н.С. Болотновой, которая рассматривает текст как речевой продукт функционирования языковых средств, характеризующийся двойной системностью, в основе которой лежит не только ориентация на узус, но и отражение картины мира автора как языковой личности [Болотнова 2007: 109]. Такие признаки текста, как информативность, связность, членимость, целостность, помогут выявить специфику межличностного общения в условиях его художественной репрезентации.
Материалом исследования послужили диалогические фрагменты, формируемые сочетанием персонажной и авторской речи, а также
монологические фрагменты, иллюстрирующие речевое поведение персонажей в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина.
В качестве отдельных рассказов для анализа языкового материала была привлечена также повесть В.П. Астафьева «Последний поклон», история и форма создания которой (разный временной период, короткая емкая зарисовка жизненного случая, переключенная в общий план народной речи, отсутствие строгой хронологической последовательности, отсутствие сквозного сюжета) позволяют это сделать.
Объем выборки материала составил 1500 текстовых фрагментов, в которых воспроизводится речевое поведение литературных героев.
Цель исследования заключается в описании способов презентации речевого поведения персонажей в художественном тексте с учетом своеобразия идиостиля писателя и языковой личности персонажа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику речевого поведения как предмета научного исследования, выявить его специфику и основные компоненты;
2) охарактеризовать речевое поведение в аспекте инновационной (антропоцентрической) парадигмы современного языкознания;
3) определить способы презентации речевого поведения персонажа в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина;
4) сопоставить специфику реализации речевого поведения персонажей в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина с учетом эстетических установок писателей и идейно-художественного своеобразия их произведений;
5) выявить типы персонажей как языковых личностей в социально-психологическом, гендерном и национально-культурном аспектах и охарактеризовать особенности их речевого поведения;
6) выявить своеобразие идиостиля В.П. Астафьева и В.М. Шукшина в художественном отображении межличностного общения.
В основу настоящего исследования положена гипотеза о том, что функционально-коммуникативный подход дает возможность интерпретировать стратегии и тактики речевого поведения в рамках его художественной репрезентации с учетом своеобразия языковой личности, «стоящей за текстом» (Ю.Н. Караулов). Речевое поведение - это мотивированный выбор человеком средств для вербализации определенной интенции в той или иной ситуации общения. Функционально-коммуникативный подход ориентируется на то, что язык представляет собой механизм для реализации человеком определенных интенций в определенных ситуациях общения.
Научная новизна работы обусловлена тем, что:
- разработана новая методика использования функционально-коммуникативного подхода к анализу художественного текста, представляющего процесс речевого взаимодействия персонажей;
- выявлена специфика моделирования речеповеденческих стратегий и тактик в составе художественного текста;
- определены способы презентации речевого поведения персонажа и его вербальных и невербальных составляющих;
- произведен анализ персонажа художественного текста как языковой личности в рассказах В.П. Астафьева;
- сопоставляется творчество В.П. Астафьева и В.М. Шукшина с учетом своеобразия их идиостиля.
Теоретическая значимость работы определяется использованием функционально-коммуникативного подхода к изучению художественного текста. В работе уточнено понятие «речевое поведение», определены его сущность, специфика, выделены основные компоненты. Раскрыта роль функционально-коммуникативного подхода как фактора интерпретации художественного текста. Опыт анализа речевого поведения в текстах рассказов В.П. Астафьева и В.М. Шукшина, воспроизведенного с помощью вербальных и невербальных средств, способствует расширению понимания механизмов текстообразования и текстовосприятия.
Практическая ценность результатов работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов современного русского языка, стилистики, лингвистического анализа художественного текста, теории речевой коммуникации, в курсах теории литературы и истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению творческой лаборатории В.П. Астафьева и В.М. Шукшина, при составлении лексикографических справочников.
Теоретической базой данного исследования послужили труды, посвященные речевому общению (И.А. Бодуэн дэ Куртенэ, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, М.М. Бахтина, А.А. Леонтьева и др.); работы, посвященные семантико-синтаксической организации разговорной речи (Е.А. Земской, Г.Г. Инфантовой, Г.Г. Полищук, О.Б. Сиротининой); работы, посвященные проблемам речевой коммуникации (И.В. Артюшкова, В.В. Богданова, И.А. Стернина); работы, в которых описывается языковая личность (Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, Т.Б. Радбиля, Л.Н. Чурилиной); работы, посвященные исследованию текста и текстовой деятельности (В.А. Лукина, Г.А. Золотовой, С.Г. Ильенко, Г.Я. Солганика, В.В. Одинцова).
В качестве основного в работе использован описательный метод, представленный приемами наблюдения, сопоставления, обобщения, интерпретации фактов языка. В работе также используются специальные методы исследования: метод моделирования речевого поведения персонажа, метод комплексного (структурно-семантического, функционально-коммуникативного, стилистического) анализа текста, метод интерпретационного анализа текста.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Речевое поведение является одной из важных составляющих сферы персонажа в художественном тексте. Способами презентации речевого поведения являются персонажная речь, межперсонажный диалог, персонажный
монолог, авторская речь и несобственно-прямая речь.
8
2. Приоритетным в исследовании речевого поведения литературного героя является функционально-коммуникативный подход, предусматривающий анализ межличностного общения с позиций статических признаков (ситуации речевого общения, коммуникативно-статусных позиций его участников) и с позиций динамических признаков (речевых стратегий и тактик).
3. Специфика моделирования речевого поведения персонажа определяется текстовым воплощением параметров коммуникативной ситуации, представленной с помощью диалогических и монологических фрагментов.
4. Ориентация на речевое поведение персонажа в художественном тексте позволяет выйти на анализ литературного героя как языковой личности. Языковая личность в общении наделена коммуникативными, социальными, психологическими ролями, совокупность которых создает варианты речевого поведения.
5. Своеобразие речевого поведения персонажей рассказов В.П. Астафьева и В.М. Шукшина детерминировано эстетическими установками авторов и особенностями их идиостиля. Повышенная диалогичность в рассказах В.М. Шукшина связана с одной из главных особенностей идиостиля писателя -нивелированием авторской позиции как единственно возможной. В коммуникативном пространстве рассказов В.П. Астафьева преобладает монолог: чаще всего произведения писателя - это монолог-исповедь автора, которому герой доверяет рассказать о своей судьбе.
6. Для героев В.П. Астафьева и В.М. Шукшина характерна природная тяга к творчеству. Творческая языковая личность - это личность, которая реализует в своем речевом поведении лингвокреативные стратегии. Данные типажи представлены в рассказах писателей множеством ролевых номинаций (шутник, весельчак, балагур, остряк, «артист», «песенный человек»).
Апробация работы. Основные положения и результаты
диссертационного исследования обсуждались на ежегодных научно-
практических конференциях аспирантов и студентов БашГУ (2011, 2012, 2013,
2014,2015 гг.), на Международной научно-практической конференции 11-12
9
декабря 2012 года «Когнитивный и коммуникативный аспекты дискурсивной
деятельности» (Уфа, 2012); на Международной научно-практической
конференции «Сохранение и развитие родных языков и литератур в условиях
многонационального государства: проблемы и перспективы» (Уфа, 2013);на
Всероссийской молодежной научно-практической конференции 25-27 апреля
2013 года «Актуальные вопросы науки и образования» (Уфа, 2013); на IX
Международной научно-практической конференции «Современные научные
достижения - 2013» (Чехия, Прага, 2013); на V Международной научно-
методической конференции 20-21 июня 2013 года «Теория и практика языковой
коммуникации» (Уфа, 2013); на III Международной научной конференции
«Актуальные проблемы общего и регионального языкознания», посвященной
юбилею профессора БГПУ имени М. Акмуллы Талмаса Магсумовича Гарипова
(Уфа, 2013); на Международной научно-методической конференции 5-6
декабря 2013 года «Межкультурная ^ интракультурная коммуникация: теория
и практика обучения» (Уфа, 2013);на XIV Международной научно-
практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 14-17 мая
2013 года «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2013); на Всероссийской
научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные
проблемы современной филологии и журналистики в свете глобализации»
(Уфа, 2013); на межвузовской (с международным участием) научно-
практической конференции, посвященной Году культуры в РБ, «Актуальные
проблемы современной филологии и журналистики» (Уфа, 2014); на
Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и
молодых ученых 24 апреля 2014 года «Теоретические и практические проблемы
развития современной гуманитарной науки» (Уфа, 2014); на VII
Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в
когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» 21-23 мая 2014
года (Челябинск 2014); на Всероссийской (с международным участием) научно-
практической конференции, посвященной 95-летию народного поэта
Башкортостана Мустая Карима и 80-летию литературного объединения
10
«Шонкар» («Кречет») БашГУ, «Актуальные проблемы башкирской, тюркской и угро-финской филологии и культуры» (Уфа, 2014); на «Студенческом научном форуме - 2015» (Москва, 2015); на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 23 апреля 2015 года «Актуальные проблемы современной башкирской филологии, журналистики и востоковедения» (Уфа, 2015).
Содержание работы отражено в 25 публикациях, в том числе - 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Опубликовано учебное пособие «Тайны русской души: особенности национального характера (лингвокультурологический аспект исследования)»: учебное пособие. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - 74 с. (в соавторстве).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей и справочников, источников.
Во Введении обосновывается актуальность, определяются цель и задачи, методы, материал, объект и предмет исследования, отмечаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов, полученных в ходе исследования, определяются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации результатов исследования и структуре работы.
Первая глава посвящена обзору теоретической литературы по проблеме феномена речевого поведения: выявляется его специфика, дается характеристика основных компонентов, выделяются аспекты его описания. Особое внимание уделяется изучению речевого поведения в лингвостилистике.
Во второй главе исследуются способы презентации речевого поведения в рассказах В.П. Астафьева и В.М. Шукшина, выявляются типы персонажей как языковых личностей и особенности их речевого поведения с учетом эстетических установок и своеобразия идиостиля авторов.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются общие выводы.
Глава I
Речевое поведение: исторический и теоретико-методологический
аспекты исследования 1.1. Речевое общение, речевая деятельность и речевое поведение
Одной из основных проблем современного языкознания является проблема человеческого фактора в языке. Интерес к говорящей личности не теряет своей актуальности и считается приоритетным направлением лингвистики. Этот аспект освещался в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, Е.Д. Поливанова, Б.А. Ларина. Идея исследования говорящего индивида была выдвинута Г. Паулем, Г. Остфогом, К. Бругманом и др. Мысль о том, что в мире столько языков, сколько говорящих, развивает в XX веке Ж. Вандриес, а Э. Бенвенистом разрабатывается теория, в которой язык квалифицируется как возможность реализации личностного начала человека. В отечественном языкознании накоплен значительный материал, отражающий речь человека говорящего (работы М.М. Бахтина, Е.М. Верещагина, Т.Г. Винокур, В.А. Жеребкова, Е.А. Земской, О.С. Иссерс, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, Е.В. Клюева, В.Г. Костомарова, Е.В. Красильниковой, Л.П. Крысина, А.А. Леонтьева, К.Ф. Седова, О. Б. Сиротининой, И.А. Стернина, Е.Ф. Тарасова, Н. И Формановской и др.). Характеризуясь высокой сложностью организации, речевое общение включает в себя и язык, и общество со всеми его правилами, и отдельного человека. Как показывает анализ научно-исследовательских интересов лингвистов, достижение определённых результатов в изучении языка возможно при использовании данных антропологии, психологии, социологии, культурологии и других наук. Широкомасштабное изучение речевого общения привело к возрождению старых дисциплин, например, риторики и к возникновению новых - психолингвистики, этнопсихолингвистики, социолингвистики, лингвокультурологии, лингвостилистики и других смежных дисциплин.
С целью раскрытия понятия речевого поведения необходимо рассмотреть специфику общения, его функции, а также соотношение с понятием речевой деятельности.
Несмотря на интерес исследователей к общению как явлению или процессу, сам термин «общение» часто употребляется как синоним термина «коммуникация». Нужно отметить, что в толковых и энциклопедических словарях значения этих терминов не различаются и толкуются следующим образом:
Коммуникация - «сообщение, общение» [Ожегов 1987: 233].
Коммуникация - «(лат. commuшcatю от commuшco - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, идеями» [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 233].
Коммуникация - «(лат. communicatio от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку -специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)» [Краткий словарь современных понятий и терминов 1993: 190].
Отсюда следует, что один термин толкуется через другой.
В психологическом словаре «общение» и «коммуникация» определяются как разные, но пересекающиеся понятия. Термин «коммуникация» используется в человеческом общении как «информационная сторона» [Психологический словарь 1983: 154], а «общение» же рассматривается как «межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [Психологический словарь 1983: 228].
Общение может не носить информативного характера, но является всесторонней связью и предполагает социальное содержание. Коммуникация же представляет собой однонаправленный процесс передачи информации.
Как пишет Б.Ф. Ломов, «общение есть подлинная гуманная связь между людьми как индивидуальностями, личностями, а коммуникация - процесс массового информирования, обезличенная «неподлинная» связь между индивидами как носителями социальных ролей. Коммуникация в принципе безразлична к системе социальных отношений, тогда как общение непосредственно от неё зависит» [Ломов 2000: 225].
Вопрос дифференциации терминов вызывает научный интерес. В рассуждениях специалистов подчёркивается единство биологического, психологического и социального в человеке, который осуществляет информационный обмен в процессе деятельности и имеет мотивы и цели. По мнению Н.Д. Арутюновой, «в ходе межличностного общения собственно коммуникация (сообщение некоторой информации и её получение собеседником) неотделима от поведения, поступков, действий и отношений между говорящими» [Арутюнова 1992: 3].
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время сложилась традиция употребления термина «коммуникация» для обозначения информационного процесса, а «общение» - при характеристике межличностных отношений. Мы отдаём предпочтение термину «общение» в связи с речевым поведением - объектом нашего исследования. Как считает Б.Д. Парыгин, естественнее предпочесть термин «общение», т.к. именно за ним закреплено языковое и «человеческое» содержание и именно оно воплощает в себе мысль о взаимодействии [Парыгин 1971: 18-20].
Общение толкуется и как социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности: «Это сложный процесс, выступающий и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей к друг другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [Парыгин 1971: 178].
Деятельностное понимание термина «общение» приводит Т.А. Чеботникову к заключению, что «общение представляет особый вид деятельности, выражающийся в преобразовании объекта/субъекта своего воздействия посредством осуществления определённых действий, то есть соответствующего оформления поведения, получающего воплощение в определённых поступках» [Чеботникова 2012: 30]. При таком понимании общения предметом изучения становятся и субъект, и объект общения, и их социопсихологические отношения, и языковые средства. Деятельность, в свою очередь, толкуется ею как «специфическая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества и включает в себя цель, средства, результат и сам процесс»[Чеботникова 2012: 30] .
Стало традиционным понимание общения как особого вида деятельности, имеющей цели, мотивы, стратегии и способы реализации. Как пишет Т.М. Дридзе в своей работе «Язык и социальная психология», «общение, опосредованное знаками, всё более кристаллизуется в самостоятельную деятельность с определённой психологической структурой, с собственной стратегией решения тех или иных коммуникативно-познавательных задач» [Дридзе 1980: 224].
Условием осуществления речевой деятельности является наличие
говорящего и слушающего, вступающих между собой в определённые
отношения. Результатом этих отношений становится речевое произведение,
зависящее от субъектов, их психологических особенностей и от ситуации. Этим
и отличается речевая деятельность от других видов деятельности: «Сущностью
языка является человеческая деятельность - деятельность одного индивида,
направленная на передачу его мыслей другому индивиду, и деятельность этого
другого, направленная на понимание мыслей первого. Если мы хотим понять
природу языка и, в частности, ту область, которая изучается грамматикой, мы
не должны упускать из виду упомянутых двух людей - производящего и
15
воспринимающего речь, или, проще говоря, говорящего и слушающего» [Есперсен 1958: 15].
A. А. Леонтьев определяет речевую деятельность как «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемой ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения, в котором происходит формирование и формулирование мысли и её фиксация в языковых значениях». Учёный справедливо отмечает направленность речевой деятельности на: «1) ориентирование и планирование речевых и неречевых действий; 2) формулирование плана действий в речевой форме; 3) контролирование полученного результата с намеченной целью» [Леонтьев 1974: 25].
В статье В.А. Жеребкова «Коммуникативная модель как комплексный метазнак» значимость коммуникативной модели (говорящий - текст -слушающий - предмет - язык) рассматривается в двух аспектах: динамическом и статическом, первый из которых имеет дело с речевой деятельностью. По мнению исследователя, к основным видам речевой деятельности относятся: а) «непосредственная коммуникация, целиком осуществляемая в актуальной ситуации по отношению к ней самой или к вовлекаемым в неё ситуациям прошедшего и будущего (предмет теории речевого акта)» и б) «коммуникация, в той или иной степени отличная от ситуации и ориентирующаяся преимущественно на речевую цепь (текст)» [Жеребков 1985: 68].
Л.В. Щерба понимает речевую деятельность как деятельность говорящих: «В дальнейшем я буду называть процессы говорения и понимания «речевой деятельностью» [Щерба 1974: 24].
Речевая деятельность, как и любая деятельность, имеет мотивационную сторону. Мотив - это побуждение, повод к осуществлению деятельности; мотивация - совокупность мотивов, направляющих деятельность личности.
B.И. Карасик среди мотивов общения выделяет следующие:
«1) самовыражение;
2) стремление сохранить и преумножить значимые ценности;
16
3) желание избежать отрицательных эмоций» [Карасик 2002: 70].
О.С. Иссерс видит в межличностном общении два ведущих мотива: «1) стремление индивида создать положительный имидж; 2) уберечься от требований, просьб, посягательств, ущемляющих его интересы. Эти мотивы реализуются в стратегиях самопрезентации и антиэтикетных тактиках» [Иссерс 2002: 58]. Мотивы самосохранения и самореализации также реализуются в общении. Несмотря на многообразие мотивов, общение играет основополагающую роль в жизни человека и устанавливает общественные и межличностные отношения индивидов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Семантико-стилистическая характеристика лексики произведений В.М. Шукшина2012 год, кандидат наук Самадова, Динаханым Арсаналиевна
Речевой портрет как средство создания образа героев (на материале произведений Энтони Бёрджесса)2022 год, кандидат наук Павлов Денис Валерьевич
Языковая репрезентация "человека телесного" в художественной прозе В.М. Шукшина2012 год, кандидат наук Ковалёва, Инесса Борисовна
Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П. Чехова2004 год, кандидат филологических наук Андреева, Елена Владимировна
Языковая личность персонажа литературного произведения и психотип человека: на примере произведений М.А. Булгакова2011 год, кандидат филологических наук Смирнова, Анастасия Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ишмуратова Сулпан Рамилевна, 2016 год
ИСТОЧНИКИ
1. Астафьев В.П. Жестокие романсы. Рассказы. - М.: Эксмо, 2002. - 864 с.
2. Астафьев В.П. Жизнь и творчество: биобиблиографический указатель/ Сост.-ред. Т.Я. Брискман. - М.: Пашков Дом, 1999. - 240 с.
3. Астафьев В.П. Последний поклон. - М.: Детская литература, 1983. -
232 с.
4. Астафьев В.П. Посох памяти. - М.: Современник, 1980. - 367 с.
5. Астафьев В.П. Рассказы. - М.: Советская Россия, 1984. - 480 с.
6. Астафьев П.В. Конь с розовой гривой. - СПб.: Изд. группа Лениздат, 2014. - 320 с.
7. Шукшин В.М. Вопросы самому себе. - М.: Молодая гвардия, 1981. -
256 с.
8. Шукшин В.М. Ответы на анкету журнала // Вопросы литературы. -1974. - № 1. - С. 27-35.
9. Шукшин В.М. Собрание сочинений в шести томах. Т.2. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 560 с.
10. Шукшин В.М. Собрание сочинений в шести томах. Т.3. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 608 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.