Реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи: на примере Республики Мордовия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Салимова, Светлана Шамилевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Салимова, Светлана Шамилевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи.
1.1. Развитие принципа культуросообразности в науке (историко-педагогический аспект).
1.2. Сущность принципа культуросообразности воспитания в современных педагогических исследованиях.
1.3. Условия функционирования системы образования Республики Мордовии.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА И. Основные направления реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия.
2.1. Анализ практики реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия.
2.2. Педагогические условия реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях
Республики Мордовия.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Реформирование национальной школы Республики Мордовия в трансформирующемся обществе: Конец 1980-х-начало 2000-х гг.2005 год, кандидат педагогических наук Захаров, Андрей Борисович
Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования)2012 год, доктор педагогических наук Карпушина, Лариса Павловна
Школьное образование в Мордовии в 1941-1991 гг.2006 год, кандидат исторических наук Нарядкина, Людмила Александровна
Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе2011 год, кандидат педагогических наук Икоева, Индира Таймуразовна
Национальная политика Российской Федерации в условиях политической модернизации: на примере Республики Мордовия2013 год, кандидат политических наук Абрамов, Руслан Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи: на примере Республики Мордовия»
Актуальность исследования. Обновление отечественного образования происходит в условиях девальвации нравственно-культурных ценностей и актуализации проблемы воспитания. Поколению, выросшему без общественного идеала и соответствующего ему мировоззрения, трудно двигаться по пути социального прогресса. Исторический опыт свидетельствует, что новое общественное сознание нельзя изобрести, позаимствовать у другого народа или вернуть из прошлого. Для его формирования необходимы: критическое осмысление действительности; сохранение, восстановление традиций отечественной общественной мысли; учет положительного социокультурного опыта, накопленного в предыдущие годы применительно к культурным традициям народа и потребностям современного развития социума.
Важнейшим институтом формирования нравственно-культурных ценностей является система образования. Именно в ней происходит преобразование всех взаимодействующих в воспитательной системе методов и средств для более успешной реализации основной цели воспитания, соответствующей гуманистическим ориентирам современности. Социальный заказ, обусловленный потребностями общества и личности в контексте гуманистической воспитательной парадигмы содержания образования, должен быть личностно ориентированным и сообразным культуре и этнокультуре.
В результате проведенного анализа научной литературы и педагогического опыта реализации принципа культуросообразности выделены существующие противоречия между:
- современной тенденцией к интеграции культур в едином информационном пространстве поликультурного общества и потребностью личности в сохранении и приумножении духовно-нравственных ценностей отечественной культуры и национальной идентичности отдельных народов;
- признанием принципа культуросообразности воспитания одним из ведущих в модернизации школьного образования и недостаточной разработанностью методического инструментария для его реализации в системе воспитания в целом и воспитательной системе образовательного учреждения в частности; наличием полиэтнического и поликультурного воспитательного пространства образовательного учреждения и неподготовленностью педагогов к организации воспитательного процесса с учетом этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся.
Существует большое количество современных научных исследований по культурологическим аспектам образования, проблемам национального образования, использованию в воспитании средств и методов народной педагогики, решению проблем культурного самоопределения личности, особенностям образования в условиях поликультурной среды, поликультурного образования, реализации принципа народности, формирования общекультурной компетентности, воспитания человека культуры (А.Г. Асмолов, Н.Х. Байчекуева, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Буланкина, П.А. Булкин, Н.Н. Карпенко, Н.Б. Крылова, Н.Ю. Конасова, P.JI. Лыгдынова, Ю.С. Остроумова, Т.В. Щербова и др.).
Вместе с тем принцип культуросообразности, заявленный педагогической наукой как основополагающий, с теоретической позиции в исследованиях представлен незначительно, не обобщен опыт практической его реализации.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что большая часть исследовательских работ по этой проблеме посвящена принципу культуросообразности образования, реализация которого рассматривается через содержательное изменение предмета -усиление национального или поликультурного компонента. Однако современная система воспитания не может быть удовлетворена только структурными изменениями учебных планов и содержания учебных предметов, по-прежнему реализующих преимущественно знаниевую парадигму образования. Для достижения целей воспитания необходим качественный переход к парадигме деятельностной, способствующей культурному развитию человека, его культурной и этнокультурной идентификации, обеспечивающей возможность самоутверждения и самоактуализации в культуре, социальной и творческой самореализации в ней. Достижению этих целей способствует построение процесса воспитания на принципе культуросообразности.
Таким образом, необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи» (на примере Республики Мордовия).
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, направленных на повышение эффективности реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи.
Объект исследования: система воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия.
Предмет исследования: пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи будет эффективна:
- если деятельность учителя будет соответствовать современным подходам к принципу культуросообразности воспитания, учитывающим прогрессивные идеи прошлого и настоящего;
- если педагог будет учитывать влияние современных социально-педагогических условий в регионе;
- если при организации целостного педагогического процесса используются опыт народной педагогики, ее средства и методы, адекватные современной культуре.
С учетом цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить подходы исследователей к проблеме принципа культуросообразности воспитания, учитывая прогрессивные педагогические идеи прошлого и настоящего;
- раскрыть сущность принципа культуросообразности воспитания в современном педагогическом процессе;
- рассмотреть специфику региональных условий функционирования системы воспитания Республики Мордовия;
- проанализировать практику реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия;
- обосновать совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания.
Методологической основой исследования являются: аксиологический, культурологический, системный подход в образовании; принцип историзма в педагогической науке; принцип детерминизма; положения о единстве исторического и логического в педагогическом процессе.
Теоретической базой работы являются исследования, в которых:
- рассмотрены культурологические идеи в философии, педагогике, психологии (А.Г. Асмолов, Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, И.И. Бецкой, B.C. Библер, Е.В. Бонда-ревская, Ф.И. Буслаев, Л.С. Выготский, О.С. Газман, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, Дж. Горер, А.Ф. Дистервег, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, П.Ф. Каптерев, А. Кардинер, И.С. Кон, М. Мид, B.C. Мухина, Н.И. Новикова, В.Н. Сорока - Росинский, В.А. Сита-ров, Э.Эриксон и др.);
- содержатся основные положения принципа культуросообразности (П.А.Булкин, И.Е. Видт, С.И. Гессен, А.Ф. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Н.Б.Крылова, В.Д. Семенов и др.);
- представлены идеи о формировании личности в контексте национальной культуры (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, М. Коул, И.Я. Лернер, Ю.М.Лотман, А.Р. Лурия, О.Д. Мукаева, К.Д. Ушинский и др.);
- раскрыта сущность психологических механизмов становления личности в культуре (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);
- выявлены характеристики социальной, культурной и этнокультурной идентичности (Ю.В. Арутюнян, Б.Е. Винер, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, И.О. Орачева, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Суколов, В.Ю. Хотинец, О.Л. Филина, J.C. Turner, М. Waters и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта учебно-воспитательной работы; опытно-экспериментальная работа; анализ продуктов деятельности учащихся; наблюдение; опрос.
Экспериментальной базой исследования стали школы Мордовии: № 4, 12, 19, 23, 24 города Саранска, муниципальные образовательные учреждения г. Рузаевки, Рузаевского, Чамзинского, Дубенского, Болыпеберезниковского, Лямбирского, Инсарского, Теньгушевского районов. В исследовании приняли участие 1 350 учащихся 3 - 11-х классов, 56 учителей г. Саранска, 120 студентов педагогических специальностей Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Научная новизна заключается в том, что:
- выявлены этапы становления и развития принципа культуросообразности как основополагающего в педагогической науке;
- определены сущностные характеристики принципа культуросообразности воспитания, отражающие: взаимовлияние культуры и воспитания; значимость особенностей этнических и общенациональных культур в процессе воспитания; необходимость приобщения человека к различным пластам культуры и освоения общечеловеческих ценностей средствами национальной культуры; позицию ученика в воспитательном процессе, обеспечивающую его культурную и этнокультурную идентификацию;
- рассмотрена специфика условий функционирования системы воспитания в Республике Мордовия, влияющая на реализацию принципа культуросообразности и отражающая социальный, демографический, организационно-методический, экономический, педагогический аспекты;
- обобщен опыт работы общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, позволяющий выделить в их деятельности уровни реализации принципа культуросообразности;
- обоснована совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания, включающая: а) наличие культуросообразной воспитательной среды; б) готовность педагога к процессу передачи культурного и этнокультурного опыта учащимся; в) активность ученика в овладении культуросообразными знаниями и способами действий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том что проведен историко-ретроспективный анализ взглядов, концепций и теорий ученых, позволяющий рассмотреть сущность принципа культуросообразности на различных этапах развития общества; уточнена сущность принципа культуросообразности в современном воспитательном процессе; определена система детерминант, влияющих на функционирование системы воспитания в конкретном регионе; выявлена совокупность педагогических условий реализации принципа культуросообразности воспитания, основанная на диалогическом взаимодействии субъектов и среды; показана специфика деятельности общеобразовательного учреждения в режиме развития, организованная на положениях принципа культуросообразности.
Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе общеобразовательных учреждений, при разработке учебных курсов по теории и методике воспитания, социальной педагогике, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в работе молодежных объединений.
На защиту выносятся следующие положения. 1. Этапами становления и развития принципа культуросообразности в теории зарубежной и отечественной педагогики по признаку сущностного содержания и степени его признания как основополагающего являются:
I этап (Античность) - период безусловного принятия принципа культуросообразности, выступающего образовательным идеалом;
II этап (эпоха Возрождения) - спорная трактовка и неоднозначное принятие принципа культуросообразности;
III этап (XIX век) - принцип культуросообразности получает научное обоснование как основополагающий принцип педагогики;
IV этап (XX век) - неоднозначное отношение к данному принципу: от безусловного принятия до полного игнорирования в зависимости от социально-экономической ситуации и господствующей идеологии;
V этап (конец XX - начало XXI вв.) - возрождение значимости принципа культуросообразности в педагогике и усложнение его структуры и содержания, обусловленные кардинальными изменениями в организации жизненного устройства, увеличением мобильности населения, усложнением культуры и ее составляющей - системы образования.
2. Сущность принципа культуросообразности воспитания в современном воспитательном процессе состоит в аксиоматическом принятии следующих положений:
- современное образовательное пространство есть многообразие и разнообразие культур и элементов культур; воспитание суть культурный процесс, осуществляющийся в культурной среде;
- каждая культура есть ценность; из всего многообразия культур выделяется этническая, обеспечивающая не только уникальность и самобытность, но основы жизни общества;
- взаимодействие культур предполагает способность людей усваивать, ассимилировать, делать своим достоянием ценности всех народов;
- воздействие культур друг на друга невозможно без цивилизованного их противодействия, поскольку есть несовместимые культурные ценности, особенно это относится к ценностям духовного порядка, механический перенос или смешение которых несет опасность разрушения самих основ жизни того или иного общества или народа;
- позиция ученика в воспитательном процессе определяется его субъектностью в культуре, истории, собственной жизни;
- приобщение ученика к различным пластам культуры происходит через содержание обучения и воспитание, соответствующее содержанию культуры, средствами, адекватными национальной культуре.
3. Специфика выявленных условий, влияющих на функционирование системы воспитания учащейся молодежи в регионе, характеризуется: а) полиэтничностью; б) поликультурностью; в) большой долей этнически смешанных браков; г) высокой плотностью и вариативностью воспитательных учреждений; д) удаленностью от столичных центров страны и провинциальностью общественного уклада жизни; е) массовой включенностью в инновационные процессы системы образования России; ж) ведущей ролью государственных структур в инициировании и организации культурно-массовых мероприятий республиканского, всероссийского, международного масштаба. Она проявляется в социальном, демографическом, организационно-методическом, экономическом, педагогическом аспектах.
4. Анализ процесса реализации принципа культуросообразности в школах Республики Мордовия позволил выделить в их деятельности три уровня: высокий, средний, низкий.
5. Педагогическими условиями эффективности реализации принципа культуросообразности воспитания являются: а) наличие культуросообразной воспитательной среды, соответствующей требованиям современной культуры и создающей условия для проявления национальной самобытности, приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, родному языку, истории и географии своей страны и региона; б) готовность педагога к процессу передачи культурного и этнокультурного опыта учащимся, состоящая из мотивационного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов и позволяющая обогатить гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, контрольно-измерительный компоненты деятельности учителя этнокультурными знаниями и этнопедагогическими способами и методами воздействия; в) активность ученика в овладении культуросообразными знаниями и способами действий, состоящая из информационно-познавательного, оценочно-эмоционального, поведенческо-деятельностного, рефлексивного компонентов, зависящая от его возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, семейного воспитания, социального окружения, предшествующего обучения и других факторов.
В качестве компонентов культуросообразной воспитательной среды выступают: а) методы (убеждение, упражнение, косвенные воздействия в зависимости от возраста и степени подготовленности: поисковые, творческие, стимулирующие активность); б) средства воспитания (общественно полезный труд; игры; школьная субкультура; спортивные и творческие коллективы, детские и юношеские организации, музеи, элементы живой и неживой природы, само школьное здание: его интерьер и прилегающая территория и т.д.); в) формы организации деятельности (конкурсы, конференции, концерты, походы, экскурсии, проекты и др.).
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров исследования; синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей; применением комплекса методов исследования, адекватных цели, задачам, поставленным в диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись через опытно-экспериментальную работу, выступления на научно-практических конференциях: международной («Отечественные традиции и их роль в воспитании», г. Саранск, 2007 г.), всероссийской («Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития», г. Саранск, 2006 г.), межрегиональной («Воспитание человека-патриота в структуре дошкольного, начального, общего и профессионального образования: проблемы и пути их решения», г. Саранск, 2006 г.), межвузовской («Межкультурная коммуникация: диалог культур», г. Саранск, 2004 г.); на ежегодных психолого-педагогических чтениях аспирантов и молодых ученых в Российском университете дружбы народов (г. Москва, 2005 и 2006 гг.), Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (г. Саранск, 2006 г.) и через публикации работ в печати.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет и осуществлялось в три этапа:
I этап (2003 - 2004 гг.) - анализ философской, исторической, педагогической литературы, разработка программы исследования;
II этап (2004 - 2006 гг.) - изучение практики по реализации принципа культуросообразности в общеобразовательных учреждениях республики;
III этап (2006 - 2007 гг.) - опытно-экспериментальная работа и оформление результатов эксперимента.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (229 наименований) и приложений. Объем диссертации составил 175 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века2002 год, кандидат педагогических наук Васильева, Марина Николаевна
Становление и развитие региональной системы общего среднего образования в Мордовии в 20 - 80-е годы XX века2005 год, доктор педагогических наук Шукшина, Татьяна Ивановна
Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан2006 год, кандидат педагогических наук Цветкова, Ирина Владимировна
Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи: На материалах Республики Таджикистан2001 год, доктор педагогических наук Латыпов, Диловар Назришоевич
Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе2003 год, кандидат педагогических наук Ткачук, Алла Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Салимова, Светлана Шамилевна
Выводы по главе I
1. Рассмотрев процесс становления и развития принципа культуросообразности в теории мировой и отечественной педагогики от античности до начала XXI века можно заключить, что развитие принципа культуросообразности происходило как по признаку сущностного содержания так и степени его признания как основополагающего. Принятие культуросообразности как образовательного идеала в античную эпоху развития истории, в эпоху Возрождения становится спорным, вступает в противоречия с новыми ценностями эпохи и претерпевает изменения как по сущности, так и по значимости. Центром идеологии постепенно становится человек и проблемы его воспитания, как сочетание духовного богатства и окружающего мира. В XIX веке впервые в истории мировой педагогики немецким педагогом А.Дистервегом был сформулирован и получил научное обоснование принцип культуросообразности, который понимался как воспитание и обучение в контексте культуры. Принцип культуросообразности получает свое обоснование и развитие так же в российской педагогической науке и образовании (Н.Карамзин, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов и др.), которые связывают его с ориентацией на ценности русской национальной культуры и с воспитанием личности человека национальной культуры. В XX веке происходит переход от безусловного принятия данного принципа, до полного его игнорирования в зависимости от социально-экономической ситуации и господствующей идеологии. Новую жизнь принцип культуросообразности получает в постсоветское время, когда он становится методологическим основанием разработки культурологических концепций образования и гуманистического воспитания и находит свое отражения в концепциях известных отечественных педагогав современности ( О.С.Газмана, Е.В.Бондаревской, Н.Е. Щурковой, Н.М.Таланчук и др).
2. По причине быстрых изменений в организации жизненного устройства, увеличении мобильности населения, усложнения самой культуры и ее отдельной конструкции - системы образования возникают новые социально - педагогические процессы и явления, которые находят свое отражение в педагогической науке и оформляются в понятиях мультикультурализма, поликультурализма, интеркультурализма и др. Принцип культуросообразности так же становится более сложным и многоуровневым, предполагает опору на интегративные формы, сохранив при этом основополагающую сущность - учет места и времени, в котором человек родился и растет.
3. Сущность принципа культуросообразности воспитания в современной педагогике состоит в аксиоматическом принятии следующих положений:
- современное образовательное пространство есть многообразие и разнообразие культур и элементов культур (мировой, национальной, этнической, материальной, духовной, художественной, профессиональной, информационной, молодежной и др.);
- каждая культура есть ценность. Нет плохих культур. Неуважительное отношение к культуре является препятствием взаимодействия и саморазвития. Из всего многообразия культур выделяется этническая, сформированная взаимодействием многих факторов природного и социального порядка и обеспечивающая не только уникальность и самобытность, но основы жизни общества;
- взаимодействие культур предполагает способность людей и народов усваивать, ассимилировать, делать своим достоянием ценности всех культур (взаимообогащение языка, науки, техники и технологии, литературы и искусства, спорта и т.д. );
- воздействие культур друг на друга невозможно без цивилизованного противодействия друг другу. Ни одна из культур не может вобрать в себя все из других культур без ущерба для себя. Есть несовместимые культурные ценности. Особенно это относится к ценностям духовного порядка, механический перенос или смешение которых несет опасность разрушения самих основ жизни того или иного общества или народа;
- позиция ученика в воспитательном процессе определяется его субъектностью в культуре, истории, собственной жизни;
- приобщение ученика к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, сексуальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и другой) происходит через содержание обучения и воспитания, соответствующие содержанию культуры и адекватными средствами национальной культуры .
4. Воспитание в республике Мордовии, основанное на принципе культуросообразности, имеет своим результатом интериоризацию ценностей:
- Отечества, его культуры и его истории;
- самобытности народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы взаимодействия людей родственного языка;
- человеческой жизни, его прав и свобод;
- семьи, брака, любви и родительства;
- труда;
- природы;
- человеческих качеств, таких, как мужество, смелость, решительность, благородство; уважение старших, мудрость, достоинство, честь и совесть, нетерпимость зла.
5.Принцип культуросообразности воспитания выступает как основополагающий в организации системы воспитания учащейся молодежи республики Мордовия, которая включает в себя институты: государство, семья, общеобразовательная школа, молодежные организации и объединения, учреждения дополнительного образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры, спортивные сооружения, творческие коллективы, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров и др., имеет особенности: а) полиэтничность - республика Мордовия является зоной межэтнического контакта групп, имеющих значительное этнокультурное своеобразие; б) поликультурность, основанная на этническом многообразии, социальном расслоении, поликонфессиональности, билингвизме; в) удаленности от столичных центров страны и провинциальности; г) высокой доли этнически смешанных браков, способствующих размыванию этнических границ и развитию полиэтнической идентичности, приводящих к смене этнического самосознания, формированию соответствующих этнопсихологических стереотипов, этнокультурных ориентаций и установок; д) активного участия в инновационных процессах системы образования России; е) ведущей роли государственных структур республики в инициировании широкомасштабных республиканских культурно-массовых мероприятий. Представленные условия имеют социальный, демографический, педагогический, организационно-методический характер: социальные (воздействие средовых компонентов, этнокультурных и региональных условий, семьи, общественных организаций, СМИ и т.д.); демографические (численность населения республики, процессы воспроизводства населения, зависимость миграциион-ных процессов от социально-экономической и политической ситуации, культурных факторов региона); организационно-методические (региональная специфика образовательной системы, научный, кадровый, управленческий потенциал региона); педагогические (приоритеты образования в регионе, деятельность школ и педагогов).
6. Условиями, усложняющими процесс воспитания и реализацию принципа культуросообразности в системе воспитания республики выступают: сокращение числа детей в семьях и нарушение межпоколенных связей; резкое снижение общего здоровья детей, снижение их учебной и социальной активности; низкий уровень жизни населения, затрудняющий реализацию многих проектов воспитательного характера, агрессивность средств массовой информации, пропагандирующих анти-, квазикультуру; распространение так называемой «идеологии потребительства», относящейся особенно к городской социокультурной среде.
Глава П. Основные направления реализации принципа культуросообразности в системе воспитания учащейся молодежи
Республики Мордовия
2.1. Анализ практики реализации принципа культуросообразности в воспитании учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях
Республики Мордовии
Воспитание, имеющее в основе один из базовых принципов — культуросообразности учитывает условия места и времени, в которых родился человек и ему предстоит жить, исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества. Цель процесса такого воспитания - человек с широкими философскими воззрениями и кругозором, развитостью миропонимания; с высокой степенью владения всеми современными технологиями жизнеобеспечения; активной жизненной позицией; ценностным отношением: к жизни, Родине, своему народу, труду, семье; самоценностью личности; толерантностью к инакости; критическим восприятием влияний другой культуры. Основу содержания культуросообразного воспитательного процесса составляет субъективный опыт личности учащегося «по освоению, усвоению и присвоению» общечеловеческих и национальных (этнических) ценностей, умений и способностей, социальных навыков и способов поведения [215].
Показателями достижения цели воспитания - становление личности как человека культуры, на наш взгляд являются: система ценностей, сформированный уровень воспитанности, культурная и этнокультурная идентичность.
В практике работы школ республики Мордовия ведутся систематические наблюдения за уровнем воспитанности учащихся по методикам, рекомендованным научно - методическими советами и психологическими службами органов управления образованием. Методики позволяют измерять по определенной шкале степень сформированности стержневых качеств личности: эрудицию, прилежание, трудолюбие, отношение к природе, нравственные качества и сознательную дисциплинированность, эстетические вкусы, навыки самосовершенствования. Перечень показателей изменяется в зависимости от целей исследования и основополагающей концепции.
Проблема ценностных ориентаций учащихся и система их формирования так же систематически является предметом научных исследований [19, 63, 68, 80, 81, 82, 131, 139, 203, 210]. Наиболее малоизученной для системы образования республики являются проблемы культурной и этнокультурной идентификации учащихся в процессе воспитания. Вместе с тем этот процесс представляет научный интерес и практическую значимость.
В 1997 году с целью выявления культурной осведомленности и кросскультурной грамотности было проведено анкетирование в школах республики [63]. Анкета включала блоки вопросов на осведомленность: а) культурно-бытовую и этнокультурную; б) географическую; в) в области истории региона; г) экономическую. Анализ результатов показал: более 71% учащихся начальных классов (1-3 класс) затруднялись правильно ответить на поставленные вопросы (в частности, не смогли назвать народы, живущие на территории Мордовии; назвать столицу и города республики; вспомнить народные приметы, поговорки, загадки, сказочных героев), лишь около 5% учащихся начальных классов дали ответы, близкие к правильным.
Среди подростков (5-7 классы) более 53% учащихся затруднялись ответить на поставленные вопросы (в частности, не смогли назвать народы, живущие рядом с Мордовией; назвать основные районы республики; вспомнить народные игры, песни, героев народного эпоса, полезные ископаемые, добываемые на территории республики и др.).
Среди старшеклассников (10-11 класс) 28% не смогли ответить.на поставленные вопросы (например, не смогли назвать национальных художников, музыкантов; вспомнить народные песни, игры, сказки и т.д.).
Основываясь на результаты анкеты в том же году была разработана и принята «Концепция воспитания учащейся молодежи республики Мородовия» (авторы: Иванова Г.П., Демина Т.Н., Борискина М.В., Мазур Е.Г.). Особое значение в ней уделяется принципу культуросообразности, который означает учет социально-экономических, демографических, культурных особенностей региона, языковой среды обитания, культурных традиций народов республики, а также состояние молодежной культуры, обычаев семьи, традиций народной педагогики, реализацию национально-воспитательной политики, гармонически сочетающей задачи повышения общеобразовательного и культурного уровня детей на основе и с учетом национальных традиций и достижений общемировой культуры. Использование этого принципа, по мнению авторов, способствует приобщению молодого поколения к культурному наследию, национальным понятиям народов своего региона; возрождению и сохранению культурно-национальных традиций региона; расширению границ творческой деятельности быстрому реагированию сферы образования на потребности региона. В концепции были разработаны методические материалы к. реализации, представлены варианты тематических курсов.
В 2007 учебном году нами было проведено повторное анкетирование с целью выявления культурной осведомленности (кросскультурной грамотности) учащихся после девятилетней практики реализации принятой и действующей концепции воспитания молодежи 1997 года. Анкета, составленная для учащихся 1-3 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса вновь включала блоки вопросов на культурно-бытовую, этно-культурную, географическую, историческую, экономическую осведомленность. Кроме того, она была расширена вопросами об особенностях интересов учащихся в области организации досуга, в том числе с использованием компьютерных технологий, музыкальных и кинематографических предпочтениях, отношении к религии, к труду, искусству. В ее содержание входили вопросы о знаниях источников обще - и этнокультурной информации; принятии национальной принадлежности; отношении к языку; следовании традициям; этнокультурных умениях; вовлеченности в этнокультурные процессы. (Приложение 1)
В анкетировании прияли участие 1 150 учащихся городских и сельских школ республики, в том числе специализированных (физико-математический лицей №4, гимназия с углубленным изучением иностранных языков № 12, национальная гимназия № 19, школа — комплекс с кадетскими классами № 23).
Важным в ходе исследования представлялось выявить тенденцию формирования знаний учащихся по истории, религии, быту, культуре народов России и Мордовии, сравнить результаты проводимого исследования с результатами конца 90- х годов прошлого столетия.
В ходе анкетирования 2007 года было выявлено, что уровень знаний детей по географии, истории региона, экономике (т.е. теоретические знания) значительно выше уровня 1997 года. Что же касается блока вопросов, связанных конкретно со знаниями базовых основ национальной культуры, элементарных умений, с этно - культурной самоидентификацией — здесь были выявлены серьезные затруднения в ответах учеников: Лишь 25% учеников смогли назвать более трех национальных праздников народов республики , 76% из них принимали участие лишь в одном, двух. 34% респондентов не вспомнили ни одного народного ремесла, остальные назвали не более трех (резьба по дереву, вышивка, вязание). Лишь 23% смогли перечислить хотя бы две народные игры (лапта, хоровод), играли же в них лишь 57% от вышеназванного числа (преимущественно жители сельской местности). 63% перечислили по две народные песни (гимн республики, «Умарина»), из них 47% ответили, что знают песни на национальных языках. 95% опрошенных не вспомнили как называется мордовский эпос и не смоли назвать его героев; смогли перечислить в общей сложности 14 национальных блюд (блины, кумыс, махан, шаурма, кулебяка, каймак, голубцы, плов, пельмени, поза, щи, манты, чебуреки, чак-чак). Самые высокие показатели уровня знаний в области истории, культуры, экономики региона показали ученики школ №12 и №4. Но в этих же школах самый низкий уровень практических знаний и умений народной культуры и самое размытое представление о национальном своеобразии. Это элитные школы центра столичного города республики Саранска. В них наименьшее число учащихся, знающих язык своей национальности и наибольшее число тех, которые, являясь детьми смешанного брака, идентифицируют себя с русской нацией и культурой. Именно в этих школах на вопрос «Кем из представителей своей национальности ты гордишься?» был самый большой список - перечень из известных людей России (Пушкин, Путин, Суворов, Ломоносов, Менделеев, Гагарин, Кутузов, Сахаров, Петр1, Лермонтов,-Попов, Мечников, Чайковский, Курчатов, Чехов, Достоевский, Есенин), затем Мордовии (Эрзя, Сычков, Пинясов, Дорофеев, Девятаев, Ушаков, Полежаев, Бахтин, Макаров) и лишь иногда, именно по национальному признаку (например, у татар -Камал).
У сельских школьников дела обстоят с точностью до наоборот. Ответы по географии, экономике ограничиваются двумя, тремя вариантами. Что же касается языка, то 76% говорят на родном языке, причем не только дома и с друзьями, но и в школе. Перечисляя людей, которыми гордятся учащиеся выделяют известных людей — земляков, рожденных именно в Мордовии или связанных с ней (Эрзя, команда КВН, команда РМ по футболу, Арапов, Абрамов, Сычков, Пуркаев, Мишин, Ушаков, Бровцев, Меркушкин, Немов, Нижегородов, Андрианов, Огарев).
Анализ ответов на вопрос «Кем по национальности ты считаешь себя» учащихся 7-11 классов позволил сделать вывод о том, что респонденты идентифицировали себя: а) по национальности; б) по гражданству; в) по языку повседневного общения; г) по национальности родителей. 57 % от общего числа опрошенных соотнесли себя с одной из монокультур (русская, мордовская, татарская, армянская). 21 % назвали себя россиянами. Беседа с теми, кто отметил свою принадлежность к российской культуре выявила 81% случаев отождествления ее с культурой русской. 22% указали свою принадлежность к двум культурам, например: мордовка - православная, татарин - мусульманин, русский - мордвин.
Исследования показали, что примерно у 61% учащихся культурная и этнокультурная идентичность не сформирована, средняя степень сформированности примерно у 35%, высокая - только в единичных случаях. При этом было выявлено, что чаще всего идентичность не сформирована у учеников городских школ и детей от смешанных браков (мордва- русский; татарин и русский; мордва и татарин). 89% процентов учащихся, родители которых разных национальностей: мордва - русские, русские - татары, мордва - татары, армяне - русские идентифицируют себя как русские (даже в браке мордва - татары 3 учащихся о своей национальности написали — русский). Что интересно, все дети от смешанных браков, обучающиеся в-городских школах (среда с более широким спектром культур) идентифицируют себя с русскими. При этом 93% детей от смешанных браков не знают национального языка родителей, не знают людей — представляющих гордость нации. По нашему мнению одна из причин такого состояния в недостаточном знании полиэтнической культуры России и Мордовии и значимости вклада каждого этноса в общемировую культуру. Похожая ситуация с уровнем развития гражданского самосознания. Учащиеся горды тем, что живут в России, в Мордовии, в тоже время знают больше о негативных качествах русских, мордвы и татар. Отвечая на вопрос анкеты «Кем из представителей свой нации ты гордишься?», перечисляют людей, которыми гордятся жители республики независимо от их национальности по территориально - административной общности.
Эти факты говорят о том, что школьники, живя в потоке негативной или искаженной информации, испытывают дефицит знаний о роли и вкладе национальной культуры в мировую цивилизацию. Они не могут аргументировать свою гражданскую позицию. Это выражается в желании примкнуть к большинству и идентифицировать себя как «русские».
Своеобразием отличаются ответы учащихся Белозерьевской средней школы Ромодановского района. В школе обучается более 500 учащихся моноэтнического состава (татары). Здесь мы встретились с ярким проявлением связи между этнической самоидентификацией и этнической вовлеченностью. Дети воспитываются в сельском социуме, объединенным не только совместным проживанием, но широкими родственными узами, семейной поддержкой, Подрастающему поколению передаются навыки «татарской жизни» (религиозность, брачное поведение, традиция почитания старших, использование этнического языка). Для детей этой школы принадлежность к общности «татары» не является вопросом выбора, а представляет собой естественное состояние дел. В учебно-воспитательном процессе школы широко применяется краеведческий материал, изучаются традиционные татарские ремесла, культивируются национальные виды спорта.
Гимназия № 19 г. Саранска, основанная в 1954 г. как общеобразовательная школа к началу XXI в. стала известна как образовательный центр Мордовии, основная задача которого - обеспечить развитие интеллектуального, творческого, нравственного потенциала школьника на основе интеграции национальных культур. Обучая музыкально одаренных детей республики, гимназия особо выделяет в системе национальной культуры национальную музыку и национальное слово, ставит целью не только развитие, но и пропаганду ценностей национальной музыкальной и словесной культуры. В гимназии изучаются мордовская литература и языки (мокша, эрзя), финский язык, история и культура мордовского края. В связи с тем, что в этой школе города, как ни в какой другой отмечается представленность всех основных этических групп населения, уже над входом в нее учащихся встречает приветствие «Добро пожаловать!» на русском, мордовском — эрзя, мордовском — мокша, татарском языках. Большое внимание уделяется в гимназии воспитанию у школьников чувства национальной гордости, любви к «малой родине», красоте тех мест, откуда берут начало нравственные идеалы людей, живших и живущих в этом милом сердцу крае, его историческим и культурным традициям. Объединяющим элементом для учеников и учителей школы выступает использование цвета (синий, белый, мареновый) государственной символики республики. На протяжении 25 лет в гимназии действует национальный литературно-краеведческий музей «Лихтибряня» («Родничок»), который даёт учащимся возможность знакомства с уникальным сплавом национальных обычаев и традиций, как результата многовекового соседства финно-угорской, славянской и тюркской культур. «Формирование современной личности требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. В своей работе мы используем различные методы и формы работы: интегрированные и нетрадиционные уроки, исследовательскую и краеведческую работу, творческо-поисковую деятельность учащихся, групповую и индивидуальную работу, разработку проектов, ролевые игры и психологические тренинги, в ходе которых учащиеся приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде»- рассказывает директор школы Акимова З.И.
В12006 г. в гимназии создан Республиканский межшкольный центр национальных культур. Его создание способствует развитию культуры, изучению национальных языков, сохранению и передачи молодым поколениям обычаев, обрядов и традиций, а также укреплению межнациональных отношений. Результатом реализация такой программы деятельности является развитие у учащихся способности добрососедства и органичного совместного проживания детей разных национальностей и вероисповеданий. В ответах 91% учеников этой школы на вопросы анкеты о национальных праздниках народов республики и о вероисповедании жителей республики (вопросы № 8 и № 7) перечислили хотя бы по одному празднику каждого проживающего на территории республики Мордовии народа, и кроме христианства, все респонденты назвали ислам, как религию крупной части населения. Кроме того, в беседе с учениками в процессе коммуникативной игры именно ученики этой школы проявляли максимально дружелюбное и доброе отношение в высказываниях и поступках по отношению к одноклассникам разных национальностей и вероисповеданий. Из этого можно сделать вывод, что воспитание добрососедского отношения возможно в деятельностном аспекте и ценнейшим материалом для воспитательного воздействия на подрастающее поколение представляется народное творчество. Воспитательное воздействие народной музыки определяется значительностью разрабатываемых тем и созданием подлинно поэтических образов, навеянных картинами реальной жизни, раскрывающих внутренний мир человека, его чувства и переживания и отражающих духовно-нравственное самочувствие народа.
Хорошие знания культуры и этнокультуры показали учащиеся школ города Рузаевка. Город Рузаевка (в переводе с мордовского «русская, красавица» - классический провинциальный российский город с населением 49 тыс. чел. Основу экономической и социальной жизни города составляет крупная узловая железнодорожная станция и машиностроительные предприятия. Среди населения преобладают русские, но здесь имеются крупные поселения мордвы и татар. Межэтнические отношения можно охарактеризовать как стабильное дружеское соседство. Для города является характерным участие в процессе воспитания всех общественных институтов: совместные мероприятия детей и взрослых проходят не только в школе, но и за ее пределами (дом культуры, места работы родителей, экспедиции по краю, праздники детского творчества), отражающие колорит народной жизни, спортивные соревнования, включающие народные игры, в которые играли их деды и отцы, и описание которых сделали сами дети, забавы праздники, конкурсы, организованные совместными усилиями детей, преподавателей, родителей, отражающие колорит родной местности- все это вызывает неподдельный интерес детей, родителей, роднит семью и школу, обеспечивает тесную связь трех взаимодействующих факторов: семьи, школы, общественных институтов.
Личное знакомство школьников с народными играми, праздниками, обрядами и участие в них имеет огромное значение в освоении добрососедского проживания. 90 % учеников школы №5 г. Рузаевки, отвечая на вопрос о народных праздниках, перечислили всего по 2-3 праздника; но совершенно у всех в списке были Ураза-байрам и Курбан-байрам. Эти татарские праздники, проходили накануне анкетирования. Они были проведены в школе с серьезной подготовкой, проработкой культурно-исторического материала, массовым привлечением участников и запомнились как самое яркое событие, связанное с датой народного календаря. Перечисляя блюда народной кухни, ученики этой школы так же перечислили наименования, относящиеся к кухне и русских, и мордвы, и татар - хотя бы по одному - но каждого этноса. Это говорит о том, что совместное участие в праздниках того или иного народа позволяют лучше понимать и принимать иную культуру, что, очевидно, способствует умению совместного проживания в мире и согласии.
Всего же в ответах на вопрос: «Какие национальные праздники народов республики ты знаешь?» учащимися было перечислено 9 праздников: Новый год, Пасха, масленица, сабантуй, Рождество, 23 февраля, 8 марта, яблочный спас, медовый спас.
Анализируя предпочтительное заполнение досуга, мы выяснили, что: а) большую часть свободного от школы времени 68 % детей проводят перед телевизором и за компьютером, сотовым телефоном, с игровой приставкой; б) каждое новое поколение осваивает компьютер в более раннем возрасте. Если среди учеников 10 - 11-х классов впервые сели за компьютер в возрасте 10-11 лет только 28% городских и 3% сельских, то среди учеников 5 - 7-х классов уже в 6 -7 лет с компьютером общались 32% городских школьников и 1% сельских; компьютер дома есть у 79% городских детей; в) старшеклассники используют компьютер как средство обучения в 75% случаев, младшие школьники в 87% случаев -играют. Среди игр наиболее популярными являются разновидности «стрелялок»; г) «подкреплением» компьютеру в организации свободного от школы времени выступают новые модели сотовых телефонов и новые портативные игровые приставки, особенно популярные среди детей 7—12 лет достаточно обеспеченных родителей (в силу относительной дороговизны забавы); г) лишь 12,3 % девочек всех возрастов играют в компьютерные игры, с приставками не имеет дело практически никто. Среди любимых мультфильмов у старших классов называются: « Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Том и Джерри», много старых советских фильмов: «Девчата», «Кавказская пленница» и др.). Часто упоминаются новые отечественные фильмы: «Сволочи», «9 рота», «Кадетство» и др.У детей среднего и младшего возраста в ответах отечественная кинопродукция встречается лишь у 12,6%. Все опрошенные знают Гарри Поттера, Фродо, Человека - Паука, Шрека.
Бесспорным фактом современной теории и практики воспитания является то, что культура выступает как фактор, определяющий не только его цели, но и содержание, формы, методы и средства. Однако отношение к культуре учителя и ученика различно. По сути, наблюдается взаимодействие двух культур, являющихся субъектами единого культурно-исторического процесса. С одной стороны, культура педагога, выступающего как образец и предмет освоения. С другой - культура учащегося, развивающегося при возникновении новых культурных ценностей. В культуре педагога персонифицированы общечеловеческие и национально-культурные ценности, а в культуре детей — нормы и ценности, принятые в конкретной социальной среде, часто навязанные средствами массовой информации. У творческих педагогов в образовательном процессе обе культуры согласуются, интегрируются в общении и совместной деятельности. Благодаря этому в структуре личности учащихся появляются новообразования - рождаются качественно новые культурные ценности.
Врастание» учащихся в культуру - это не просто усвоение готовых знаний о культуре, но и их субъективное открытие. Задача педагога своей деятельностью подготовить и « обеспечить» это открытие, которое оформляется через знания, умения, мышление, ценностные отношения, адекватное поведение в социальной, социоприродной, культурной среде.
Анализ деятельности общеобразовательных школ республики Мордовии по реализации принципа культуросообразности позволил сгруппировать их на основе признаков: по содержанию:
- с преобладанием этнокультурного компонента;
- с преобладанием общекультурного компонента;
- с равной представленностью общекультурного и этнокультурного компонентов; по систематичности воспитательных действий:
- постоянно, в урочное и внеурочное время;
- постоянно во внеурочное время;
- эпизодически и фрагментарно; по вовлеченности учителей и учащихся:
- все учителя и учащиеся вовлечены в культуросообразный воспитательный процесс, используют в учебно-воспитательной деятельности культуросообразные средства, осуществляют культуросообразные действия;
- реализация принципа культуросообразности возложена на учителей-энтузиастов, классных руководителей, организаторов внеклассной воспитательной работы;
- лишь участники спортивных, творческих объединений, учащиеся активисты.
Основываясь на вышеперечисленных признаках в деятельности общеобразовательных школ Республики Мордовия были выделены три уровня реализации принципа культуросообразности. К высокому уровню были отнесены общеобразовательные учреждения с преобладанием этнокультурного компонента в содержании, с систематичностью воспитательных действий в урочное и внеурочное время, с вовлеченностью всех учащихся и учителей в культуросообразный воспитательный процесс. Низкому уровню соответствуют школы с равной представленностью общекультурного и этнокультурного компонентов в содержании, использующие культуросообразные средства и осуществляющие культуросообразные действия эпизодически и фрагментарно с ограниченным количеством участников. Все остальные общеобразовательные учреждения обеспечивают средний' уровень реализации принципа культуросообразности в своей деятельности.
Проанализировав результаты исследования, изучив опыт школ и учителей по реализации принципа культуросообразности, мы сочли необходимым:
- структурировать и наполнить содержанием деятельность учителя по реализации принципа культуросообразности,;
- отобрать апробированные учителями и наиболее эффективные средства реализации принципа культуросообразности;
- выделить виды воспитания, формирующие качества личности, типичные для этнокультур республики Мордовия;
- активизировать их деятельность на поиск инновационных моделей организации воспитательного процесса;
- предложить систему показателей для измерения успешности реализации принципа культуросообразности;
- разработать программу подготовки учителя к реализации принципа культуросообразности.
Рассмотрим особенности содержания компонентов деятельности учителя по реализации им принципа культуросообразности в процессе воспитания: гностического, проектировочного, конструктивного организационного, коммуникативного, контрольно - измерительного.
Гностический компонент кроме общепедагогических и общепсихологических знаний возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, содержания и способов воспитательного воздействия, включает специальные знания о культуре народов, по меньшей мере тех, представителями которых являются его воспитанники.
Учитель должен осознавать, что культурное богатство каждого народа столь обширно и многообразно, что познакомиться с ним в полном-объеме немыслимо, тем более в школе. Поэтому для первоначального знакомства необходимо отбирать наиболее важные, специфически-национальные понятия. В культуре каждого народа есть такие понятия, реалии, имена, знание которых обязательно для каждого образованного человека. Вот эти материалы и должны составить основу своеобразного культурологического минимума для изучения в школе. В их числе: выработанные обществом правила речевого поведения и формулы речевого этикета, обязательные для каждого: формулы обращения к собеседнику, привлечения внимания, приветствия и прощания, знакомства, встречи и расставания, поздравлений и приветствий, благодарности, извинения, просьбы, совета, приглашения, согласия и отказа, сочувствия, соболезнования, внушения, комплимента и т д.;
• личные имена и фамилии (связь ономастики с историей народа, состав антропонимики, полные и ласкательные формы личных имен, образование х отчеств и фамилий, имена и фамилии исторических личностей и т д.);
• фольклор: пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни, былины, их тематика, национальный колорит; традиционные занятия, видные представители различных профессий;
• национальный быт: жилище, хозяйственные строения, двор, домашние животные и птицы, домашняя утварь, предметы домашнего обихода;
• национальная кухня: национальные блюда (кушанья), продукты, способы приготовления еды, посуда для еды, печи, сервировка стола, угощения и т. д.;
• народное декоративно-прикладное искусство;
• национальные обряды, обычаи, традиции, праздники;
• национальные игры и развлечения;
• национальная одежда и украшения;
• термины родства, семейные отношения и родственные связи;
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Салимова, Светлана Шамилевна, 2008 год
1. Запугами достигается цель формирования бережного отношения к природе:
2. Не трогай жабу вскочит бородавка
3. Кто разорит ласточки гнездо — у того будут веснушки.
4. Не дави-паучка пойдет дождик и т.д.
5. Учитель не должен требовать от ребят объяснений по поводу их приверженности тем или иным верованиям или обычаям.
6. Изучение и обсуждение могут сосредоточиваться' на том, как и когда отмечаются религиозные праздники, на их происхождении, истории и общепризнанном значении.
7. Учителю не следует ставить в сознании детей своего рода «указатели» религиозных направлений (например, «некоторые буддисты верят .»).
8. Использование картин, пьес, книг с религиозными сюжетами допустимо;если только это служит здравой образовательной цели. Но, составляя программы праздничных концертов, нельзя допускать, чтобы в них доминировала религиозная музыка.
9. Пышные представления на темы рождества Иисуса или пьесы о чудотворстве иных вероучений непригодны для общеобразовательных школ.
10. На соответствующих уроках дети могут выполнять поделки, рисунки, украшения с религиозной тематикой, но учителя не должны ни поощрять их к таким занятиям, ни препятствовать им.
11. Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало проведения специальной опытно экспериментальной работы, при проведении которой мы опирались на вышеизложенные теоретические положения.
12. На данном этапе в микросоциуме педагоги вели широкую разъяснительную работу с родителями.
13. Результатом первого этапа явилось формирование общего мнения учителей, учащихся, родителей о необходимости проведения опытно -экспериментальной работы.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.