Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства: Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Истоки, уроки, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пономарева, Наталья Ивановна

  • Пономарева, Наталья Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 230
Пономарева, Наталья Ивановна. Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства: Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Истоки, уроки, перспективы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2001. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пономарева, Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

§ 1. роль народного искусства в формировании национального характера человека.

§2. Особенности русского национального образования в учебных заведениях нового типа на рубежах XIX - XX вв. и - ХХ-ХХЗ вв.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.

§ 1. История Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны.

§ 2. Педагогические принципы, модель и технологии деятельности современной Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны.

§3. Педагогические условия эффективной жизнедеятельности Школы Народного Искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства: Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Истоки, уроки, перспективы»

Актуальность и постановка проблемы исследования. Наше время -время переоценок, переосмысления всего накопленного прежде, начиная от собственных знаний, умений и навыков и заканчивая способностью ориентироваться в мировой и своей отечественной истории и культуре.

Когда-то согласившись с тем, что различаются традиции прогрессивные (по своему идейному содержанию и историческому значению) и реакционные, мы и не заметили, как были «вымыты» из нашей жизни, словно ненужный песок, исконные русские традиции восприятия бытия, как и традиции отражения его духовного содержания в национальной художественной культуре, и вместе с ним ушло из нашей жизни то, что позволяло, по определению И.А. Ильина, формировать русский национальный духовный характер. И, безусловно, правы те ученые и практики, которые считают, что потребность обратиться к своим корням, осознать народные истоки, воспитать и обучить своих детей в национальных традициях, сформировать их национальный духовный характер — основная педагогическая потребность сегодняшнего дня.

Поэтому мы видим свою первоочередную задачу в том, чтобы в «прерванное» наше воспитание вернуть «непрерывность», т.е., отыскать и устранить тот обрыв, где была прервана духовная традиция русского воспитания.

Практическое решение этой задачи мы видели в том, чтобы возродить к жизни уникальное педагогическое учреждение начала XX века - Школу Народного Искусства, основанную Императрицей Александрой Федоровной как своего рода эталонное учебное заведение в этом направлении поисков.

Однако вскоре стало очевидным, что возрождение (именно возрождение, т.е. создание живого организма, способного к саморазвитию) этой школы, представляет собой более чем сложную задачу. Нам предстояло, прежде всего, ответить на вопрос - в чем секрет или в чем сущность животворящей, формирующей и воспитывающей силы народного искусства.

Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показало, что проблема народности и роли народного искусства в воспитании была и остается важной проблемой в трудах целой плеяды русских как дореволюционных ( К.Д. Ушинский Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, С.И. Миропольский, Д.И. Менделеев, Н.И. Ильминский, А.А. Штевен, М.К. Тенешева и др.)» так и современных исследователей (Э.Е. Алексеев, Е.П. Белозерцев, Г.К. Вагнер, М.М. Громыко, В.М. Меньшиков, М.А. Некрасова, А.Г. Пашков, В.Ю. Троицкий, Ю.И. Юдин и др.).

Вместе с тем выяснилось, что пока нет специальных систематических исследований посвященных анализу роли народного искусства в формировании национального характера человека. С учетом этого нами и была выбрана данная тема исследования.

Проблема исследования: каковы принципы и технологии эффективного функционирования современной национально-ориентированной школы?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: теория и опыт национального воспитания учащихся общеобразовательных школ XIX-XX веков.

Предмет исследования: процесс возрождения и развития современного многопрофильного образовательного учреждения, реализующего идею национального воспитания детей средствами русского народного искусства.

Гипотеза исследования состоит в том, что русское национальное воспитание успешно реализуется средствами народного искусства при соблюдении следующих условий: полноценного восприятия его духовной основы и ее полноценного воплощения в систему педагогической культуры; создании плодотворной историко-культурной образовательной среды, предрасполагающей детей к адекватному восприятию русской народной культуры и позволяющей детям успешно развиваться в современных условиях; подчинения всех компонентов учебной, внеклассной и внешкольной работы и организация всей жизни школы целям формирования национального характера в детях; целенаправленного подбора и воспитания педагогических кадров, органически несущих в себе лучшие свойства русской культуры и русского характера, которые реализуют концепцию школы на практике; создания единого коллектива учителей, родителей, учеников и попечителей, объединенных общей идеей и целью служения Господу и Отечеству и возрастающих в этом служении.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить значение народного искусства в формировании личности человека.

2. Проанализировать основные педагогические характеристики русских школ нового типа на рубежах XI Х-XX и XX-XXI вв., ориентированных на национальное воспитание.

3. Восстановить историческую модель школы Народного Искусства и разработать концепцию ее оптимального функционирования в современных условиях.

4. Выявить социально-педагогические условия и определить показатели эффективности деятельности Школы Народного Искусства как хранительницы и носительницы живой народной культуры. Методологической основой исследования являются идея органической целостности материального и духовного бытия мира и человека; представление о единстве трех форм познания мира — науки, религии, искусства; теоретико-исторический подход к решению современных проблем воспитания; приятие исторического опыта как фундаментального условия современного воспитания; антропологический подход, опирающийся на христианское вероучение; биографо-хронологический подход к изучению персоналий.

Методы и база исследования. Основными методами исследования выступили изучение и анализ архивных документов; теоретический анализ источников, характеризующих процесс народного творчества и формирования педагогических взглядов наследия К.П. Победоносцева, С. А. Рачинского, Н. И. Ильминского, С. И. Миропольского и других передовых педагогов рубежа XIX - XX вв.; в совокупности использованы эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование; а также количественный и качественный анализ результатов деятельности школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны. Опытная работа проводилась в ходе личной деятельности соискателя в школе Народного Искусства.

Источники исследования: Труды дореволюционных и современных философов, социологов, психологов и педагогов по проблеме национального формирования и развития личности, архивные - от государственных до личных - материалы, издания периодической печати, опыт функционирования современной Школы Народного Искусства.

Исследование выполнялось в несколько этапов. 1. 1988 - 1992 гг. - начальный период исследования, в ходе которого изучался и осмыслялся педагогический опыт передовых школ рубежа XIX — XX веков, в частности опыт княгинь М. К. Тенишевой и Е. К. Святополк-Четвертинской по созданию в Талашкине народной школы. Практическим результатом данного этапа работы были ежегодные международные Тенишевские чтения, издание мемуаров княгини М. К. Тенишевой "Впечатления моей жизни", организация выставки "Талашкино - Брес-Бургиньон" (о Талашкине, как первой в России школе - экомузее) (Франция), создание предпосылок для открытия художественной школы в Талашкине.

2. 1992 — 1999 гг. - основной этап, на котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал. Результатом этого этапа работы стало возрождение (открытие) в Санкт-Петербурге Школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны как многопрофильного образовательного учреждения с углубленным изучением традиционной культуры и ремесел, реализующей идеи национального воспитания в системе школьного образования средствами народного искусства.

3. 1999 - 2001 гг. - завершающий этап, на котором обобщались и систематизировались итоги исследования, происходило окончательное оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследова ни я состоит в том, что:

- решена задача целостного осмысления национального воспитательного потенциала народного искусства и его духовного влияния на формирование личности русского человека в современных условиях

- выявлены главные идеи и принципы воспитания национального направления русской педагогики XIX - XX веков и особенности их реализации в практике школ;

- восстановлена феноменология исторической школы, основанной Императрицей Александрой Федоровной;

- разработана уникальная модель современной Школы Народного Искусства, призванная реализовать идею формирования русского национального характера средствами традиционной русской культуры, и показаны условия ее успешного функционирования.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

- созданный новый тип учебного заведения преемственно воплощает в себе принципы народности и способен к воспроизведению в практике других школ;

- материалы диссертации могут быть использованы в ходе изучения курсов психологии и педагогики (особенно связанных с воспитанием), при чтении спецкурсов и семинаров, в частности, посвященных проблематике русской национальной школы;

- осознание народного искусства как целостного, духовного мира поможет восстановить иерархию педагогических ценностей и даст возможность педагогам плодотворно использовать эти знания в своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание в наших детях национально-духовного характера.

Достоверностьрезультатовисследованияобеспечена совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положений, применением методов, адекватных его задачам и логике; изучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в школе; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и выводы диссертации.

На защиту выносятся следующие положения.

- Народное искусство, понимаемое нами как мир целостности, наполненный духовно-нравственным содержанием, становится действенным и педагогически верным механизмом передачи традиционной культуры сегодняшнему молодому поколению, способствуя пробуждению исторической памяти учащихся, воскрешению лучших духовно-нравственных и психических качеств, формированию традиционного мировоззрения. Осознание учащимися своей причастности к русской национальной традиционной культуре способствует пробуждению в их сердцах истинного патриотизма - веры и верности своему Отечеству, желания послужить ему и потрудиться на его благо начиная со школьных лет.

- Требование воспитания русских детей на основе традиционной русской культуры было безусловным требованием национального направления русской педагогики второй половины XIX- начала ХХвв. ( К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, С.И. Миропольский, С.А. Рачинский и др.). На практике это было реализовано в работе ряда школ России (С.А. Рачинский, А.А. Штевен, М.К. Тенишева и др.).

- Открытая в Петербурге в 1911г. Школа Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны стала закономерным явлением, с одной стороны, теории и практики национально-ориентированного направления русской педагогики, с другой, той большой деятельности, которой лично занималась Императрица Александра Фёдоровна - по сохранению, возрождению и развитию традиционной русской народной культуры. Совокупность этих факторов и позволила создать одно из лучших образовательных учреждений России этого периода.

- Модель Школы Народного Искусства императрицы Александры Фёдоровны оказалась жизнеспособным учреждением, способным к возрождению и эффективному функционированию в наши дни при соблюдении следующих условий: понимании духовных смыслов народной культуры, их правильном педагогическом освоении и передачи детям; создании адекватной культурно-исторической и педагогической среды школы; правильном подборе и воспитании кадров, несущих в себе не только знания русской культуры, но и лучшие качества русского ! человека; живом духовном объединении педагогов, родителей, детей и попечителей с целью служения Господу и Отечеству; соблюдении во всей ! школьной жизни - от содержания учебно-воспитательного процесса до организации общего распорядка школы - важнейших принципов: преемственности опыта, духовности воспитания, основательности образования, укорененности в народную традицию, домостроительства, неразрывности народного искусства и церковных ремесел, принципа соборности и открытости.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Они были представлены в докладах на международных и Всероссийских научно-практических семинарах, конференциях, чтениях в гг. Курске (1998-2001гг), Москве (1992 - 1999 гг.) и Санкт-Петербурге (1997 -2000 гг.). Внедрение результатов исследования осуществляется на базе Санкт-Петербургской Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны с 1992 года, в рамках авторской программы работы Школы. При этом на практике воплощаются принципы национального воспитания средствами народного искусства. Положительные элементы данного опыта, отраженные в опубликованных школой материалах, используются заинтересованными педагогами различных регионов страны в личной практике.

Структура дисссцзтации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования, определяются положения, выносимые на защиту, а также характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Народное искусство как важнейшее средство формирования человека» проанализирована роль народного искусства в формировании национального характера человека; рассматриваются воззрения видных исследователей народного искусства на его содержание, формы и функции. Особое внимание уделяется педагогическим воззрениям К. Д. Ушинского, который за 150 лет до современных исследований определил значение народного искусства в деле воспитания национального духовного характера; анализируются особенности русского национального образования, практиковавшегося в новых учебных заведениях на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв.

Во EnroppjMjr^a^ «Педагогические основы использования народного искусства в системе школьного образования» проанализирована модель Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны, основанной в 1911 г., описана история создания и выявлены задачи её работы; здесь рассмотрены педагогические принципы и технология деятельности, педагогические условия эффективного функционирования современной Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны, а также описаны результаты психолого-педагогического исследования и опросов, проведенных с целью выявления уровня эффективности деятельности Школы по реализации национального воспитания.

В заключении резюмируются наиболее существенные результаты исследования, представляются обобщающие выводы и формулируются перспективные задачи. В конце диссертации приводятся список использованной литературы (157 названий) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пономарева, Наталья Ивановна

в заключение, подводя итог изложенному выше, можно утверждать следующее: Целостное воспитательное воздействие народного искусства на формирование личности человека может состояться лишь при условии осознания духовных ценностей народного искусства (как живого

творчества), обеспечивающих подлинную преемственность традиционной национальной культуры и педагогически правильном освоении их. • Русская педагогическая школа в лице лучших ее представителей: К. Д. Ушинского, А. Рачинского, Н. И. Ильминского, И. Миропольского и др., - проложила современной школе путь воспитания национального духовного характера в наших детях. Это путь возрастания их в Православной вере, составляющей основу народной культуры, и педагогически правильном освоении народной культуры, начиная от языка и фольклора и до народных ремесел в учебно-воспитательном процессе. • Национальное (народное) воспитание в системе школьного образования (осознанное обществом как насущная потребность) успешно реализуется средствами народного искусства, что подтверждается педагогической теорией и опытом К.Д. Ушинского, а также деятелей, заботившихся о судьбах России на протяжении XIX -XX вв. Одновременно это подтверждается и опытом исторической Школы Народного Искусства и возрожденной Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны. • Учащиеся Школы Народного Искусства Р1мператрицы Александры Федоровны наряду с овладением всеми общеобразовательными предметами, предусмотренными федеральным компонентом учебного плана, получают уникальную возможность духовно - нравственного воспитания, овладения традиционными народными ремеслами, что может явиться основой их будущей профессиональной деятельности. • Результаты психолого-педагогического обследования учащихся Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны показали эффективность системы национального воспитания средствами народного искусства, закладывающей основу национального миропонимания и формирования у детей таких исконно национальных качеств, как вера в Бога, надежда на процветание Отечества, любовь к ближнему, милосердие, открытость, сострадание, жертвенность, мужество, добротоделание, нравственная чистота и порядочность. • Опыт деятельности Школы Народного Искусства свидетельствует, что ее успешное, отвечающее поставленным целям функционирование возможно при соблюдении ряда важнейших условий: следование главным педагогическим принципам деятельности школы, создание модели школы, вбирающей в себя не только учебные помещения, но и храм, музей народного искусства, мастерские народных ремесел и т.п., создание плодотворной духовной культурно-педагогической среды, установление нравственной и психологической среды большой семьи, подготовка преподавателей, отвечающих требованиям, предъявляемым к учителю нашего учебного заведения, начиная от высокой профессиональной квалификации до высокой духовно-нравственной жизни. • Деятельность Школы Народного Искусства доказала жизнеспособность не только исторической, но и современной модели ШЬсолы, выявила перспективы ее дальнейшего развития как системы непрерывного образования «Детский сад — Школа - ВУЗ» с обучением в старших классах детей со всей России (как это было в исторической Школе Народного

Искусства) и получением ими высшего образования в стенах Школы, с возвращением ей статуса Всероссийской школы, решающей важнейшие государственные задачи - воспитание духовно и физически здорового, патриотически настроенного и деятельного подрастающего поколения. • Одновременно опыт свидетельствует, что результаты нашей работы могут быть успешно реализованы в деятельности других школ. Их распространению могут служить, в частности, научные конференции, которые являются не только эффективным средством выявления и разработки новых научных идей или перспективных направлений развития нашей школы, обобщения опыта современного национального воспитания, но и средством использования положительного опыта Школы Народного Искусства во многих регионах страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пономарева, Наталья Ивановна, 2001 год

1. Алексеев. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народ, песни. — М.: Сов. Композитор. -1988.-236 с.

2. Алексеева Т. А. Из истории просвещения в России конца XIX нач. XX в. // Школа в истоках православного расцвета России - СПб.,-2000. Вып.4. - С. 40 - 46. / Шк. Нар. искусства имп. Александры Федоровны.

3. Андреев М. И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. — М.; изд. — 1991.- 32 с.

4. Архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. М.,: Из-во православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-та. «Рус. Зерцало». — 1997,- 137с.

5. Багге М. Б. Школа С. А. Рачинского как педагогическая система: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: СПб.:УПМ. - 1999 .18 с./СПб. Ун-т. пед. мастерства.

6. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Мол. гвардия — 1989420 с.

7. Бенуа А. Н. Письма со Всемирной выставки // Мир искусства. — 1900. -№17-18 С.109.

8. Бенуа А. Н. Школа народного искусства// Речь.-1915.- №49.- 4 дек.

9. Бернштам Т. А. Русская народная культура и народная религия // Сов. этнография. 1989. - №3. - С.91-100.

10. Бобринский А. Ф. Гончарство Восточной Европы: источники и методы изучения. М.: Наука. — 1978. — 272 с.

11. Бобринский А. Ф. Народные русские деревянные изделия. Игрушки. Вып. 1.(Альбом) М., 1911. 196 с.

12. Бобринский А. Ф. Народные русские деревянные изделия. Предметы домаш. хозяйст. и отчасти церков. обихода (Альбом) 2-е изд. М., Спб.,-1911 -1914.-242 с.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.