Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аверкин, Юрий Александрович

  • Аверкин, Юрий Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 216
Аверкин, Юрий Александрович. Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2010. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аверкин, Юрий Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОТОГРАФИКЕ

1.1. Визуальная грамотность как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров как части их профессионального образования.

1.3. Модель компетенций визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОТОГРАФИКЕ

2.1. Системообразующие компетенции методики развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

2.2. Структура методики развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

2.3. Система проверки уровня визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике»

Актуальность темы исследования.

В настоящее время происходит быстрое качественное и количественное развитие средств и форм коммуникации. Неслучайно современное общество часто называют «информационным обществом». Взаимодействие человека с этой активной информационной средой в первую очередь осуществляется через зрение.

Умения понимать, перерабатывать и использовать визуальную информацию на сегодняшний день являются не менее важными критериями эффективного функционирования человека в обществе, чем умения читать и писать.

Процесс продуктивного взаимодействия человека со зрительной информацией (получивший название «визуальной грамотности») является одной из важных проблем современной педагогики.

Так как изменяющаяся информационная среда ставит перед обществом и человеком совершенно новые проблемы, учебный процесс должен, адекватно развиваясь, влиять на формирование личности, способной с этими проблемами справляться. Динамика эволюции коммуникативного процесса в обществе столь высока, что педагогическая наука зачастую не успевает должным образом реагировать и бывает не всегда эффективна.

Подобным образом можно охарактеризовать образовательный процесс в высшей школе в целом и на художественных факультетах в частности. Формирование у студентов визуальной грамотности осуществляется посредством ряда дисциплин, решающих частные проблемы создания изображения. Решение же многих важных вопросов формирования визуальной грамотности вообще не предусмотрено учебным планом.

Развитию визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, направленному на формирование у них «умения видеть» эстетическое и образное содержание снимка, умения решать специальные профессиональные задачи, например, осуществлять репортажную и рекламную съемку, уделялось внимание и ранее. Между тем, комплексное развитие визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, в контексте их профессиональных дизайнерских задач, с учетом специфики и роли фотографии в современном информационном обществе до настоящего времени не изучалось.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Проблеме развития визуальной грамотности личности как целостного самостоятельного направления педагогической науки посвящен ряд исследований в нашей стране и за рубежом (Усов Ю.Н., Дондис Д., Молан С., Синатра Р., Дэбс Д., Вайлд Р., Ами JL, Леборг С. и др.). Так же, необходимо выделить единственное, на сегодняшний день, диссертационное исследование Кальницкой Н.И., посвященное развитию визуальной грамотности старших школьников.

Так как в данной области, при формулировке одной, по своей сути, проблемы, существует определенная терминологическая вариативность, следует отметить исследования в области «Развития визуальной культуры» таких авторов, как Розин В.М., Зорин С.С., Хоуэллс Р., Диковитская М. и др., а также диссертационные исследования Петровой Е.А., Межерицкой Н.В., Цагарева В.А. др.

Проблемное поле визуальной грамотности тесно связано, а зачастую тождественно понятию «медиаграмотность». По этой причине, важную роль для настоящего исследования сыграли труды таких теоретиков медиа и медиаобразования, как М. Маклюэн, В. Флюссер, В. Беньямин, JI. Мастерман, а также таких отечественных ученых, как В. Федоров, В. Савчук, Ю.Н. Усов. Актуальными исследованиями по данной проблеме являются диссертационные исследования Рыжих Н.П., Столбниковой Е.А., Федорцовой С.С., Кортиевой Д.В. и др.

Используемый в настоящем исследовании компетентностный подход как результативно-целевая основа обучения студентов имеет широкое 4 распространение в контексте образования на факультете дизайна (Сокольникова Н.М., Михайлов С.М., Марченко М.Н.), а также в контекстах визуальной и медиаграмотности (Ю.Н.Усов, Н.И. Кальницкая, В. Федоров, С.Дж.Бэрэн, Н.Ф.Хилько и др.). Вместе с тем, компетентностный подход при обучении студентов дисциплине фотографика на сегодняшний день не отражен в русскоязычной научной литературе и диссертационных исследованиях.

В настоящее время имеет место отсутствие изданных методик по преподаванию дисциплины «фотографика» на факультетах дизайна, включающих в себя весь комплекс технических, методических, философских, культурологических, исторических, коммуникационных и других вопросов. Существующие учебные пособия на русском языке преимущественно касаются общей технической стороны получения фотоизображения (Мусорин М.К., Привалов В.Д., Фрост Д., Микулин В., Митчел Э. Розов Г., и др.) и его обработки средствами графических редакторов (Маргулис Д., Рудаков Д., Айсманн К.) или относятся к описанию истории фотографии (Левашов В., Беньямин В., Жарковски Дж., Бажак К. и др.) и жанров фотографии (Иванов-Аллилуев С.К., Фрост Д.). При этом они не адаптированы под задачи педагогического процесса на факультете дизайна, а носят скорее абстрактно-научный характер (Фельдман Я., Курский Д., Лапин А., Дыко Д., и др.). Те же труды на русском языке, которые касаются вопросов философии фотографии (Флюссер В., Барт Р., Беньямин В., А. Лапин, Л. Дыко, С. Пожарская, В. Савчук, Пондопуло Г.К., Петровская Е., Сосна Н. и др.), с точки зрения развития визуальной грамотности студентов, - узко-направлены и лишены необходимой методической составляющей.

Исследованию частных искусствоведческих и философских вопросов в области фотографии на данный момент посвящены диссертационные исследования Заковыриной Н.С., Снеткова А.А., Сосны Н.Н., Якимович Е.А., Фоменко А.Н., Аверьяновой О.Н., Васильевой Ж.В., Кранк Э.О. 5

Компьютерно-техническому компоненту использования фотографии в рекламе посвящено исследование В.В. Матусевича. Диссертации Рузаева А.В., Барабаш О.Ю. и Белякова 3. С. отражают отдельные методологические подходы к образованию в сфере фотографии, но не имеют прямой связи с задачами образования в сфере дизайна.

Методические аспекты, задачи и структура профессионального образования студентов имеют подробное отражение в научных трудах Назарова Ю.В., Михайлова С.М., В.А. Сластенина, Н.М. Сокольниковой, Э.И. Сокольниковой, Е.А. Левановой, Ефимова А.В., Рунге В.Ф., А.В. Антоновой, Ефремова Н.Ф. и др. А также в диссертационных исследованиях Марченко М.Н., Кошенова К.С., Арефьевой О.В., Телегей В.Г., Огуречниковой И.А. и др. Однако труды перечисленных авторов не включают в себя системную теорию развития визуальной грамотности и не освещают задачи и возможности использования фотографии в дизайне, а также ее преподавания в высшей школе.

Приведенный выше анализ показывает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: педагогический процесс в высшей школе на художественных факультетах.

Предмет исследования: процесс развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике.

Цель исследования: определить проблемное поле, а также разработать и апробировать методику развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике.

Гипотезой исследования является предположение, что процесс развития визуальной грамотности студентов будет продуктивным, если:

- будут определены предметное поле, а также общность и различия проблемы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике с другими родственными направлениями педагогики;

- сформулированы суть, задачи, структура, понятийный аппарат визуальной грамотности, а также установлено междисциплинарное взаимодействие с другими дисциплинами из учебного плана студентов-дизайнеров;

- обоснованы и реализованы основные объективные и субъективные психолого-педагогические и технико-методические условия продуктивной реализации изучаемого процесса;

- теоретически разработаны и апробированы на практике учебная программа и методика развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике;

- разработаны критерии и способы проверки уровня визуальной грамотности студентов при изучении дисциплины «фотографика».

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были-определены следующие задачи:

1. Определить предметное поле проблемы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, выявить общность и различия с другими родственными направлениями педагогики.

2. Разработать содержание модели компетенций визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающей в себя общие компетенции визуальной грамотности, критерии и задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов профессиональной фотографии.

3. Исследовать системообразующие компетенции визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике и разработать способы их развития в учебном процессе на факультете дизайна.

4. Выстроить структуру методики развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, дать психолого-педагогическое обоснование необходимости ее развития.

5. Разработать систему заданий и упражнений по фотографике, повышающих визуальную грамотность студентов.

6. Разработать систему проверки уровня визуальной грамотности студентов.

Границы исследования: исходя из поставленных цели и задач, предметно-целевыми границами настоящего исследования являются: теория и практика в истории художественной фотографии, теория визуальной грамотности, а также учебный процесс на факультете дизайна с 2006-2010 гг.

Теоретическо-методологической базой исследования послужили: научные философские и психолого-педагогические работы по проблемам возрастной психологии, психологии общих и специальных способностей таких авторов, как Б.Г. Ананьев, М.В.Буланова-Топоркова, В.А. Якунин, В.А. Сластенин, Е.Ф. Рыбалко, В. Т. Лисовский, И.А. Зимняя, Е.И. Степанов, Н.В. Кузьмин, Э. Эриксон, Э.Фромм, Ж.Пиаже и др.; проблеме воспитания и развития личности: JI. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Брумер, И. Ильин, А. Ухтомский, В. Соловьев, Э. Фромм и др.

В исследовании использованы материалы по вопросам методики, технологии и задачам высшего образования и педагогическим задачам на факультете дизайна: Харламов И.Ф., Фокин Ю.Г., Архангельский С.И., Сокольникова Н.М. и др. Теоретические и практические задачи дизайна в его прикладном, техническом, педагогическом, художественном, а также научном контекстах освещаются в работах В. Рунге, К. Кантора, В. Папанека, И. Розенсона, С. Михайлова, Сокольниковой Н.М., О'Гилви и др.

Философскому осмыслению феномена фотографии способствовало ознакомление с работами Р. Барта, А.Базена, В. Беньямина, С. Зонтаг, А. Брессона, JI. Махоли-Надя, А. Лапина, Л. Дыко, В. Савчука, Р. Краусс, В. Флюссера и др.; по истории фотографии: В. Беньямина, Дж. Жарковски, В. Левашова, В. Стегнеева и др. и др. Технические разделы настоящего исследования созданы с учетом трудов А. Лапина, Л. Дыко, Д. Рудакова, Д.Маргулиса и др.

Для раскрытия основ теории медиа, коммуникации и визуальной грамотности использованы работы М. Маклюэна, В. Федорова, А. Новиковой, Р. Арнхейма, В. Беньямина, Д. Дондис, Ф. Де Соссюра, Ч. Пирса, У. Эко, У. Морриса, Г. Почепцова, К. Скрипника, Р. Барта, И. Рока, Р. Грегори, JL Ярбус, В. Зинченко, Э.Берна, В. Флюссера, В. Савчука и др.

Ответы на вопросы об эстетике, композиции, истории и философии искусства, этике, целях и критериях оценки искусства были получены из трудов А. Бенуа, В. Кандинского, JI. Выготского, А.Ф. Лосева, Дж. Вазари, С. Даниэля, С. Третьякова, П. Флоренского, М.М. Бахтина, X. Ортеги-и-Гассета, Ю. Лотмана, У. Эко, Г. Лессинга, Н. Волкова, А. Свешникова, Е. Андреевой, Е. Деготь, Н. Бердяева, А. Тарковского, В. Беньямина и др.

Для решения поставленных задач и проверки полученных результатов применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования -теоретических (изучение и обобщение материалов по теории и практике настоящего исследования); эмпирических (организация и проведение психолого-педагогического эксперимента; анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов); диагностических (изучение результатов учебной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования с учетом современных научных достижений в области педагогики, психологии, искусствознания, теории и практики в области фотографии; комплектностью; адекватностью его логики и методов; системным рассмотрением проблемы исследования; репрезентативностью экспериментальной базы; использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; творческо-педагогической практикой соискателя, участием в 9 опытно-экспериментальной работе, объективным анализом учебных и творческих заданий, многоаспектностью обработки данных, включающих количественный и качественный анализ и оценки.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено и расширено содержание понятия «визуальная грамотность», она понимается как комплекс знаний, система навыков и определенный набор психологических установок, позволяющих человеку эффективно функционировать в современной информационной среде. Визуальная грамотность включает в себя: умения воспринимать, адекватно интерпретировать и использовать зрительную информацию, развитое критическое мышление, развитое эстетическое восприятие мира, наличие нравственного фильтра к негативному содержанию современной визуальной среды и др.

2. Определено предметное поле проблемы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающее в себя общую теорию визуальной грамотности, задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов профессиональной фотографии.

Выделены специфические методы развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике: системный синтез фотографии с другими средствами визуальной коммуникации; эффективное использование фотографии для решения актуальных потребностей общества; использование проектного метода в процессе обучения фотографике; самостоятельный поиск и практическое использование нестандартных технических средств и материалов в творческом процессе и др.

3. Разработаны: теоретическая модель компетенций визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающая в себя общие компетенции визуальной грамотности, критерии и задачи дизайнерского образования и весь комплекс вопросов профессиональной фотографии, а также системообразующие компетенции визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике (навыки восприятия и

10 адекватной интерпретации, продуцирования, синтеза и трансформации фотографии) и способы их развития в учебном процессе на факультете дизайна. В учебных заданиях основное внимание обращается на решение общехудожественных, практически-функциональных и профильно-дизайнерских задач с учетом принципиальной возможности решения этих задач техническими средствами XIX - XXI вв.

4. Разработаны критерии и способы проверки уровня визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающие в себя весь комплекс субъект-личностных, деятельностных и субъект-субъектных показателей. Структурно и содержательно разработаны теоретические уровни развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике: высокий, средний и низкий (минимально-необходимый). Для каждого уровня разработана структура компетенций и математическая система определения степени освоения студентами учебного материала.

5. Создана и апробирована программа развития визуальной грамотности студентов-дизайнеров на занятиях по фотографике, включающая в себя межпредметные связи с курсами художественного и общеобразовательного цикла, основные компетенции визуальной грамотности, функции и задачи дизайнерского образования, а также все основные положения теории и практики художественной фотографии.

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены задачи и механизмы, способствующие эффективному развитию студентов-дизайнеров с личностной и профессиональной точек зрения, средствами дисциплины фотографика; внесен вклад в формирование системного научного знания по проблеме визуальной грамотности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют создавать новые учебные курсы по дисциплине «фотографика» и служить ценным материалом для разработки

11 смежных учебных курсов по теории и практике дизайна, истории искусства, медиаобразованию и ряду других дисциплин. Разработанные и апробированные материалы настоящего исследования - реальный вклад в совершенствование педагогического процесса на художественных факультетах. Созданная программа спецкурса может быть использована на практике в средних и высших учебных заведениях, в учебном процессе которых визуальная грамотность имеет большое значение, а также может быть применена на курсах повышения квалификации различных специальностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование необходимости развития визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, включающее в себя комплекс социальных вопросов (коммуникация, нормы морали, потребности общества и др.), художественных категорий (эстетика, образ, средства художественной выразительности и др.) и личностных качеств (ответственность, нравственность, вкус и др.), составляющих проблемное поле визуальной грамотности в современном обществе, а также основные профильные компетенции специальности дизайнер.

2. Содержание модели компетенций визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике, в рамках которой разработаны и структурно выстроены основные компетенции по трем основным признакам - «субъектно-личностному», «деятельностному» и «субъект-субъектному». При этом с методической точки зрения, основными компетенциями визуальной грамотности студентов на занятиях по фотографике являются:

- умение воспринимать и адекватно интерпретировать информацию, транслируемую посредством фотографии или синтеза фотографии с другими видами зрительной коммуникации; знание специфики фотографии как средства визуальной коммуникации; - умение творчески перерабатывать и трансформировать фотографию и информацию, содержащуюся в фотографии;

- умение транслировать определенную информацию посредством фотографии или синтеза фотографии с другими формами зрительной коммуникации;

- знание всех необходимых технологических составляющих процессы продуцирования, хранения и трансформации фотографии;

- формирование нравственно-эстетического фильтра к негативному содержанию современной визуальной среды, а также нравственно-этической ответственности за результаты своего творчества;

- развитое критическое мышление;

- развитое эстетическое восприятие мира.

3. Разработанный учебно-методический комплекс включает в себя содержание и задачи по курсу «Фотографика»; учебную программу по данной дисциплине, базирующуюся на основных положениях настоящего исследования, на принципах всестороннего и междисциплинарного использования студентами-дизайнерами материала фотографии; систему тестовых заданий, позволяющих проверить динамику развития визуальной грамотности студентов; методические рекомендации по организации учебного процесса для преподавателей и студентов.

Эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2006 по 2010гг. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна). Исследование также проводилось в филиале МГГУ им. М.А. Шолохова в г. Покров 2006 г. Общая выборочная совокупность исследования составила 300 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались в ходе проведения международных, всероссийских и региональных научно

13 практических конференций и семинаров: на круглом столе, посвященном проблеме «Молодежных приоритетов в глобализующемся мире» в г. Палермо (Италия) в 2009г.; на научно-практической конференции в г. Сочи, посвященной теме «Память в городе» в 2009г.; на конференциях и научных сессиях МГГУ им. М.А. Шолохова по итогам научно-исследовательских работ 2006-2010гг.

Основные теоретические и практические положения работы отражены в 13 публикациях автора (все по теме исследования), из них 2 статьи - в рекомендованных изданиях ВАК.

Объем и структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст диссертации сопровождается таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аверкин, Юрий Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аверкин, Юрий Александрович, 2010 год

1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2005. -144с.

2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. В книге Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: 2005.

3. Маюпоэн Г.М. Галактика Гуттенберга. М.: 2003

4. Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: 2003

5. Маргулис Д. Photoshop для профессионалов. М.: Интерсофмарк, 2003.-464 с.

6. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности : На материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике: диссертация д.п.н., Краснодар, 2002

7. Мастера искусств об искусстве. Т2. (найти полные данные)

8. Мастера искусств об искусстве. ТЗ. М., 1934 (найти полные данные)

9. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//М.: Педагогика №10, 1999

10. Мацумото Д. Психология и культура. 2003. — 720с.

11. Маяковский В., Родченко А. Классика конструктивизма. Тверь: 2004

12. Медиаобразование. Журнал №6., М., 2005

13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: 2002

14. Михалкович В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. М: Искусство, 1989.-292с.

15. Михайлов С. М., Михайлова А.С. Основы дизайна: Учебное пособие для ВУЗов. Казань: Дизайна-квартал, 2008 288 .

16. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. Новосибирск, 2002

17. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир. 1965

18. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: 1983

19. Мусорин М.К., Привалов В.Д. Фотография: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Владос, 2003.-336с.

20. Назаров Ю. В., Васин С. А., Талащук А. Ю., Морозова JI. А., Сумароков В. В. Под ред. Васина С. А. Проектирование в графическом дизайне: Учеб. для вузов / М.: Машиностроение-1, 2007. - 320 с.

21. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000 гг.): Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М.: Союз Дизайнеров России, 2002. 416с.

22. Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. М.: 1958

23. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Бюллетень Минестерства образования Российской Федерации №11, 1999

24. Немов Р.С. Психология. В 3 т. Т.З. М.: 1998

25. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.

26. Образовательные результаты./ Под ред. О.Е. Лебедева.СПб.: Специальная литература, 1999. 135 с.

27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989

28. Олпорт Г. Личность: проблема науки, или искусства? М.: МГУ, 1982

29. Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М.: ACT, 2008

30. Ортега-и-Гассет Хосе. Запах культуры. М.: Эксмо, Алгоритм, 2006

31. Павлов И.П. Рафлекс свободы. СПб.: 2001

32. Панин М.П. Фотограмма. Сделай сам №2. М.: Знание, 1989

33. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Аронов, 2004

34. Пауэлл P.P. «Ваби-саби путь простоты». Минск: Попурри, 2006. - 304с.

35. Пацлаф Р: Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003

36. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987

37. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: 1969

38. Пирс Ч. С. Philosophical Writings173

39. Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: Дисс. Канд. Пед наук , Бийск, 2000

40. Пожарская С.Г. Фотомастер. Пента, 2001

41. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М.: Искусство, 1982

42. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917г. М.: Лабиринт, 1998

43. Почепцов Г.Г. Семиотика. М.: Рефл-бук, 2002

44. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001

45. Принцип визуализации в истории культуры. Сборник статей. Шуя, 2007

46. Проблемы композиции. М.: Изобразительное искусство 2000. — 292с.

47. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002. 608с. '147. Ревю фотография (найти)

48. Розенсон И.А. Основы теории дизайна

49. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир. М.: Либроком, 2008

50. Розов Г. Как снимать. Искусство фотографии. М.: ACT, 2006

51. Рок И. Введение в зрительное восприятие Кн.1, Кн.2. М., 1980.

52. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: 1959.

53. Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. СПб.: Питер, 2006. 200 с.

54. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Москва: Архитектура-С, 2006

55. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-пресс, 2001. 254с.

56. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — JL: Издательство Ленинградского ун-та; 1990

57. Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001.- 288 с.

58. Савчук В. Философия фотографии. СПб.: Издательство С.Петрбургского Университета, 2005

59. Свешников А.В. Композиционное мышление. М.: Университетская книга, 2009. 272с.

60. Скрипник К.Д. Семиотика. Пособие для студентов. Ростов-на-Дону, 2000

61. Сластенин В.А., Исаев И.И., Шиянов Е.Н. М.: Педагогика. 2002

62. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: В 2 тт: Т. 1: Учебник для вузов. М.: Академия, 2007. 320с.

63. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: В 2 тт: Т. 2: Учебник для вузов. М.: Академия, 2007. 216с.

64. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: диссертация . доктора педагогических наук : 13.00.01

65. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 695 с.

66. Степанов Ю.С. Семиотика: антология. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000

67. Сто лет фотографии 1839-1939. М.: Госкиноиздат, 1938

68. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Под ред. К.Э. Разлогова, М.: 1985

69. Суркова О. Книга сопоставлений. Минск: Белорусский Дом печати, 1999

70. Тарковский А. О кинообразе. М.: Искусство кино, 1979, №3

71. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

72. Теплов Б.М. Избранные труды. Tl. М.: Педагогика, 1985

73. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Можайск: 2001. 264 с.

74. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. М.: Кино. 1977.175

75. Тюхтин B.C. О природе образа. М.: 1963

76. Усов Ю. Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности. Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия. М., 1975

77. Устин В. Композиция в дизайне. М.: 2006. 240 с.

78. Фаворский В.А. О композиции. Творчество, №1. 1967

79. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: 1986. -240с.

80. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: 2007

81. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005

82. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Кучма, 2003

83. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с.

84. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. -Ростов: ЦВВР, 2001.-708 с.

85. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 418 с.

86. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Монография. Таганрог: 2007

87. Философская энциклопедия, т5. М.: советская энциклопедия, 1970

88. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Мир книги, 2007. 464с.

89. Флоренский П.А. История и философия искусства. М.: Мысль, 2000. 448 с.

90. Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 148 с.

91. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

92. Фромм Э. Искусство любить. М.: ACT, 2008.

93. Фромм Э. Кризис психоанализа. М.: ACT, 2008. 256 с.

94. Хан-Магомедов. С.О. ВХУТЕМАС и ИНХУК (к проблематике становления сферы дизайна в 20-е годы).// Техническая эстетика №12, 1980

95. Хан-Магомедов. С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Русская редакция, 1995. 424 с.

96. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: «Высшая школа» 1990. 576 с.

97. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Харьковском художественно-промышленном институте. М. 1992

98. Хеджкоу Д. Как делать фотографии hi-класса. М.: Омега, 2003. -160 с.

99. Хилько Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества// Искусство и образование №3, с 75-81

100. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001

101. Хоггард У. Анализ красоты. СПб.: Искусство. 1988. 284 с.

102. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: 1996

103. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1996

104. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия 2006. -208 с.

105. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы и методика художественного конструирования. М., 1975. 137 с.

106. Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск: 2008. 312 с.

107. Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей// Псих. Журн. ТЗ №5, 1982. с 13-16

108. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. М.: 1996

109. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. М.: 1996

110. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов. М.: 2004

111. Шпикалова Т.Я. Творения российских мастеров. М.: Просвещение, 2006. 96с. v

112. Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007

113. Эко Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя. 2003

114. Эко Умберто. История красоты. Слово. М.: ,

115. Эко Умберто. Открытое произведение. СПб.: Академический проект, 2004

116. Эко Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: Петрополис, 1998

117. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб.: 1996.

118. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. М.: 1974

119. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — С.89-106.

120. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969

121. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб., 1998

122. Ярбус А. Роль движение глаза в процессе зрения. М.: 1965

123. Ярбус А. Психология ощущений и восприятия. ЧеРо, 1999

124. А m е у L. J. Visual Literacy: Implications for the production of children's TV programmes. L., 1976

125. Baca J. C. and Roberts A. B. A Research Approach to the Identification, Clarification and Definition of Visual Literacy and Related Constructs. AECT Annual Convention, Anaheim CA, 1990.

126. Bamford A. The Visual Literacy White Paper., Sydney

127. Barthes Roland. Camera Lucida. M.: Ad Marginem, 1997. 224 c.

128. Bernard Malcolm. Approaches to Understanding Visual Culture // Pal grave. 2001

129. Braden R. E. (Eds.) Imagery and Visual Literacy. Annual Conference Proceedings, 1995.

130. Buchanan L. Graphically speaking: a visual a-z guide for better design-client communication. China, 2002 246p.f

131. Christopherson J.T. The Growening Need for Visual Literacy at the University. 1997

132. Curtiss, D. P. Introduction to Visual Literacy: A Guide to the Visual Arts and Communication. (Englewood Cliffs NJ: Prentice-Hall, 1987)

133. Debes J. L. Some Foundations for Visual Literacy, Audio-Visual Instruction, 1968, м 13

134. Debes, John L. "Some Aspects of the Reading of Visual Languages." National Conference on Visual Literacy, Cincinnati, OH, 1972.

135. Dennis Pett. History of the International Visual Literacy Association.

136. Design Review. Казань, 2008

137. Dondis D. A. A primer of Visual Literacy, Camb. (Mass.). 1973

138. Dwyer, F. M. Strategies for Improving Visual Learning. State College, PA: Learning Services, 1978.179

139. Eliab В. Photography class. Ateneo de Davao University, 2002

140. Emmison Michael, Smith Philip. Researching the Visual. London: Sage. 2000

141. Fransecky R.B., Debes J.L. Visual Literacy: a way to learn a way to teach, Wash. 1972

142. Gombrich E.H. Portraits by Henry Cartier-Bresson. London: 1998

143. Industrial Design, 1967, № 5.

144. James M. Linton. Canadian Journal of Communication, Vol 21, No 2 (1996)

145. Journal of Visual Literacy, 2002 Volume 23, Number 2, 119-128

146. Journal of Visual Literacy, 2003 Volume 23, Number 2, 119-128

147. Journal of Visual Literacy, 2007 Volume 27, Number 1, 61-90

148. Journal of Visual Literacy, 2009 Volume 28, Number 2, 163-185

149. Koetzle H.M. Photo Icons. The story behind the pictures 1827-1991. Singapore, Taschen, 2005. 352 p. .

150. Leborg C. Visual Grammar. Princeton Architectural Press 2002

151. Magnum Photos. Photofile. London, Thames and Hudson Ltd, 2008. -84 p.

152. Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997. 15-68 p.

153. Masterman, L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 1985.-341 p.

154. McKenna, M., Reinking, D., Labbo, L. & Kieffer, R. Handbook of Literacy & Technology, v2.0. Erlbaum (LEA Publishing), 2005

155. Moline S. I See What You Mean: Children at Work with Visual Information. 1995

156. Morgan, John and Peter Welton. See What I Mean? London: Edward Arnold, 1992'

157. Muffoletto, Robert. "The Reading of Pictures: A consideration for Developing a Critical Model." In R.A. Braden and A.D. Walker (Eds.). Television and Visual Literacy. (Bloomington, IN: Indiana University, 1982).

158. O'Brien F,, Sibley N. The Photographic eye. Massachusetts, Davis publication

159. Pettersson R. "Intended and Perceived Image content." In L.W. Miller (Ed.) Creating Meaning. Pomona: international Visual Literacy, 1985).

160. Pettersson, R. "Interpretation of Image Content." In R.A. Braden, B. Braden, D.G. Beauchamp. and L. Miller (Eds.) Visual Literacy in Life and Learning. (Blacksburg, VA: International Visual Literacy Association, 1988).

161. Richard Wilde. Visual Literacy: A Conceptual Approach to Graphic Problem Solvingg

162. Sinatra R. Visual Literacy Connections to Thinking, Reading and Writing, Illinois, 1986.

163. Sontag S. On Photography. New York, Rosetta Books, 2005

164. Sturken M. Cartwright Lisa. Practices of Looking. An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press. 2001

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.