Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства: в условиях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Рыбакова, Анна Ивановна

  • Рыбакова, Анна Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Коломна
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 310
Рыбакова, Анна Ивановна. Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства: в условиях дополнительного образования: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Коломна. 2014. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рыбакова, Анна Ивановна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы развития творческих ценностных ориентации личности

§1. Методологические принципы и подходы к проблеме развития творческих

ценностных ориентации личности

§2. Сущность ценностных ориентации личности

§3. Творческие ценностные ориентации как акмеологический феномен

Выводы по Главе 1

Глава 2. Психолого-педагогнческне основы развития творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального

искусства в условиях дополнительного образования

§1. Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентации

подростков в условиях дополнительного образования

§2. Танцевальное искусство как творческий процесс и средство развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного

образования

§3. Специфика развития творческих ценностных ориентаций подростков

средствами танцевального искусства

§4. Критерии, уровни, показатели и характеристики сформированное™

творческих ценностных ориентаций подростков

Выводы по Главе 2

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального

искусства в условиях дополнительного образования

§1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы

§2. Психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях

дополнительного образования

§3. Качественный и количественный анализ полученных результатов опытно-

экспериментальной работы

Выводы по Главе 3

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства: в условиях дополнительного образования»

Введение

Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития творческих ценностных ориентации детей и подростков в современном образовательном процессе обусловлена как потребностями общественного развития, так и личностной значимостью ее для учащихся, а также недостаточной научной разработанностью в психолого-педагогической теории.

Личностно-ориентированная парадигма образования в качестве одного из своих приоритетов определяет развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, способной быстро адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. В начале XXI века в условиях интернационализации и глобализации образования от эффективности творческого саморазвития детей и подростков зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [174].

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы определила меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, среди которых обозначены поддержка школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных

учреждениях, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности [136].

В настоящее время в связи с требованиями, предъявляемыми обществом к культуре личности, и совершенствованием условий среды дополнительного образования проблема формирования и развития творческих ценностных ориентаций подрастающего поколения становится одной из основных в исследованиях личностной самореализации.

Проблемы творчества и развития творческой личности изучались и изучаются с различных ракурсов.

В философском аспекте творчество рассматривается как феномен всеобщего и универсального (Г. Гегель), как божественная одержимость (Платон), как дар, которым обладают только избранные (И. Кант).

Классическими немецкими философами обоснована культурно-историческая детерминанта творчества (Г. Гегель, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг), выявлена связь творчества с непосредственной деятельностью людей (J1. Фейербах), определен феномен творчества как процесс реализации сущностных сил человека (К. Маркс), его активности, воли и интеллекта (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр).

В рамках целостного взгляда на человека как на существо эволюционирующее, самоопределяющееся и самопревосходящее творчество рассматривается как процесс создания человеком объективно и субъективно нового, как в окружающем мире, так и внутри самого себя (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, Э. Фромм и др.).

В современных философских исследованиях значительное внимание уделяется определению сущности творчества, разработке его структуры (М.С. Каган, В.Ф. Овчинников и др.); дается интерпретация творчества на основании принципов деятельности, взаимодействия субъектов и объектов творчества, культуры рефлексии, а также с учетом принципов диалектического единства продуктивного и репродуктивного, деструктивного и конструктивного, нового и старого в творческом процессе

(М.С. Бернштейн, Л.В. Яценко и др.). Творчество рассматривается как механизм развития (С.С. Гольдентрихт, Я.А. Пономарев) и не только с позиций деятельности, но и с точки зрения наддеятелыюстного отношения субъекта к окружающему миру (Г.С. Батищев, Г.А. Глотова).

Зарубежные и отечественные психологи рассматривают творчество как соотношение интеллектуальности и креативности (JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, П. Торренс, Э. Фромм). Творчество на уровне его индивидуально-личностного проявления активно изучалось в психологических исследованиях A.B. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтеса, В.Э. Чудновского и др.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальным источником творчества является мотивация личностного роста. А. Маслоу рассматривает творчество как удовлетворение потребности личности в самоактуализации, полномерной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

В психологических и педагогических исследованиях подробно изложены сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий становления творческой личности (Е.П. Ильин, И.Я. Лернер и др.); выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества человека (П.В. Симонов, И.Е. Шварц и др.).

Активно исследуются различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности в трудах Т.Г. Браже, В.И. Гинецинского, М.С. Кагана, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичевой, В.Ф. Овчинникова и других ученых. Проблема развития творческого потенциала учащихся рассматривается как в отечественных исследованиях (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский и др.), так и за рубежом (Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.).

На междисциплинарном уровне проблема творческого саморазвития личности активно изучается как в зарубежных исследованиях (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франют и др.), так и в отечественных (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.С. Кон, Я.А. Пономарев и др.). Значительно возрос интерес современной науки к исследованиям процессов «самости», которые представлены в трудах античных философов (Гераклит, Сократ, Марк Аврелий, Платон и др.), концепциям мыслителей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), философским теориям субъективного идеализма (И. Кант, JI. Фейербах и др.) и экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Новый оттенок приобрели философско-этические воззрения H.A. Бердяева, JI.H. Гумилева, П.А. Флоренского.

Наличие существенной связи между творчеством и саморазвитием личности отмечают в своих исследованиях К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, В. Библер, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А. Маслоу, И.П. Маноха, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Г.Г. Шпет, М.Г. Ярошевский.

Гуманистические концепции понимания развития личности как необходимого условия для максимальной творческой самореализации разработали A.A. Деркач, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.

Сущностную значимость для осмысления творческого саморазвития представляют дефиниции: «ценность», «личностный смысл», «творчество», «саморазвитие», «жизнетворчество» (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Н.М. Борытко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

В психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных социологов и культурологов представлены особенности развития, характер и динамика ценностных ориентаций личности (С.Г. Вершловский, A.B. Воронцов, A.C. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, А. Маслоу, В.Б. Ольшанский, А.О. Прохоров, П.А. Сорокин, В.А. Ядов и др.).

Исследованием ценностных ориентации учащейся молодежи на различных возрастных этапах занимались Е.В. Гурова, Л.Г. Десфонтейнес, В.В. Ластовка, Е.А. Савина, Г.П. Савкина и др.

Изучение общечеловеческих ценностей как основы формирования ценностных ориентаций, определение способов приобщения подрастающего поколения к ним рассматриваются в исследованиях И.Я. Лернера, Н.С. Розова и др.

Танцевальное искусство рассматривается в качестве эффективного средства формирования и развития нравственно-эстетической культуры личности в научных исследованиях Е.В. Николаева [137], E.H. Фокиной [176], Е.Г. Монаховой [128], Д.А. Семенив [158], А.Н. Брусницыной [36], Л.В. Богомоловой [24].

Исследовательский интерес к проблеме формирования и развития творческих ценностных ориентаций личности связан, в первую очередь, с социальными и экономическими преобразованиями в обществе. Известно также, что творческий стержень государства, представляющий собой творческую элиту, есть своеобразный индикатор духовного подъема или застоя общества.

Несмотря на активную научную разработку указанных выше вопросов, все же нельзя говорить о решении проблемы развития творческих ценностных ориентаций детей и подростков средствами образования, ориентированном, в соответствии с потребностями общества, на активизацию внутренних сил личности, позволяющих ей выступить субъектом творческого саморазвития.

Сегодняшние темпы развития педагогического знания о путях и методах формирования и развития творческой личности не соответствуют потребностям современной образовательной практики. В настоящее время от образования ожидают подготовку не только качественно обученных людей, усвоивших накопленный человечеством опыт знания, но и выпускников с высоким уровнем общего развития, с умениями принимать творческие,

нестандартные, самостоятельные решения, с навыками конструктивно взаимодействовать с окружающим миром.

Все это несоответствие приводит ученых к необходимости поиска путей педагогического управления развитием и саморазвитием творческой личности, повышенному вниманию к исследованию особенностей и возможностей становления и роста творческой личности на различных стадиях онтогенеза и, особенно, в период обучения в школе как этапе интенсивного накопления социального опыта.

Возникает необходимость устранения сложившегося в современной педагогической науке и практике рассогласования между накопленными теоретическими знаниями, касающихся развития творческой личности, обладающей определенными творческими ценностными ориентациями, и отсутствием механизмов их реализации.

Анализ состояния проблемы развития творческой личности и ее творческих ценностных ориентаций позволил выявить следующие противоречия:

- на социально-педагогическом уровне - между общественно-государственной потребностью в творчески развитых людях и недостаточной разработанностью на теоретическом и практическом уровнях педагогических способов решения проблемы развития творческой личности и ее творческих ценностных ориентаций;

- на научно-методическом уровне - между потребностью в содержательно-методическом обеспечении развития творческих ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью соответствующих учебно-методических материалов.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы механизмы развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования?

Объект исследования - развитие творческой личности в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс развития творческих ценностных ориентации подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования.

Цель исследования — теоретико-методологическое и технологическое обоснование процесса развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования будет эффективным, то есть уровни знаний, умений и навыков по решению творческих проблем, мотивации к творческой деятельности, творческой активности, достижений в творческой деятельности и саморазвития учащихся хореографических объединений дополнительного образования существенно повысятся, при соблюдении следующих условий:

- акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства реализуется на основе принципов системности, развития и индивидуализации, личностно-ориентированного, индивидуального, деятельностного, аксиологического, акмеологического, культурологического, системно-диспозиционного, синергетического и компетентностного подходов к исследуемому процессу;

- комплексная образовательная программа по хореографии выступает в качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования;

- содержание и смысл психолого-педагогической технологии развития творческих ценностных ориентаций подростков обусловлены опытом, личностными качествами, системой личностно значимых ценностей и индивидуальных смыслов подрастающего поколения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «творческие ценностные ориентации».

2. Разработать и обосновать акмеологическую модель развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства.

3. Разработать комплексную образовательную программу по хореографии, представив ее в качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования.

4. Обозначить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую технологию развития творческих ценностных ориентаций подростков.

Методологическую основу исследования составляют:

- общенаучные принципы детерминизма, системности, единства всеобщего, особенного и единичного, единства теории и практики;

- специфичные для психологии и педагогики принципы развития, индивидуализации; индивидуальный, личностно-ориентированный, деятельностный, системно-диспозиционный, акмеологический, аксиологический, культурологический, компетентностный, синергетический подходы.

Теоретической основой исследования являются:

- основные положения теории ценностей и ценностных ориентаций (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, В.Т. Тугаринов, В.А. Ядов и др.),

- теории становления Я - концепции личности (B.C. Агапов, P.P. Берне, JI.C. Выготский, A.A. Деркач, Э. Фромм и др.),

- концепции эстетического и художественно-эстетического воспитания (H.A. Дмитриева, Н.К. Крупская, Е.И. Левит, В.А. Сухомлинский и др.),

- теории развития творческой личности (В.И. Андреев, Г.С. Батищев, И.П. Волков, Л.М. Митина, В.Д. Пекелис и др.),

- концепции дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В.А. Березина и др.).

В процессе работы автором был использован комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающий в себя теоретические методы: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, контент-анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, прогнозирование; эмпирические методы: беседа, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, наблюдение и педагогический эксперимент; математические и статистические методы обработки информации: вычисление средних арифметических значений, корреляционный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования:

Муниципальное учреждение Спортивно-технический комплекс «Юность» (г. Коломна).

Этапы исследования:

На первом этапе (2008-2009 гг.) - рефлексивно-поисковом - были изучены и определены теоретико-методологические основы научно-педагогического исследования; осуществлен анализ научных источников по проблеме исследования; сделаны обобщающие выводы; обоснована актуальность рассматриваемой проблемы; конкретизирован объект, предмет, гипотеза и задачи научно-исследовательской работы; определены экспериментальная и контрольная группы; проанализирована деятельность учреждений дополнительного образования; разработаны комплексная образовательная программа по хореографии, акмеологическая модель и психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентаций учащихся хореографических объединений.

На втором этапе (2009-2012 гг.) - экспериментальном — была организована опытно-экспериментальная работа по развитию творческих ценностных ориентации учащихся хореографических объединений; выявлены организационно-педагогические и методические условия

успешного функционирования технологии развития творческих ценностных ориентаций подростков в рамках применения комплексной образовательной программы по хореографии.

На третьем этапе (2012-2013 гг.) - обобщающем - был проведен анализ полученных результатов с их последующей оценкой и систематизацией; спрогнозированы дальнейшие пути развития творческих ценностных ориентации подростков.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодинамического инструментария и статистической обработки данных с последующей психологической интерпретацией (корреляционный, погрупповой анализ с использованием ^критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческие ценностные ориентации - это специфическое образование личности, представляющее собой упорядоченную систему терминальных и инструментальных ценностей, регулирующих процессы саморазвития субъекта и являющихся векторами его созидательной деятельности.

2. Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций личности в условиях дополнительного образования включает в себя совокупность взаимосвязанных блоков:

- концептуально-целевой (предполагает постановку цели развития);

структурно-содержательный (включает в себя когнитивно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, рефлексивно-регулятивный компоненты);

- процессуально-технологический (предполагает поэтапную психолого-педагогическую технологию развития творческих ценностных ориентаций подростков);

- контрольно-оценочный (включает в себя проектируемый уровень сформированное™ творческих ценностных ориентаций каждого учащегося);

- рефлексивно-результативный (ориентирует на выявление причинно-следственных связей процесса развития).

3. Психолого-педагогическая технология развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства представляет собой системно-операционную конструкцию, включающую этапы формирования и развития необходимых личностных качеств и творческой личности в целом (познавательно-смысловой и эмоционально-реализующий) с использованием механизмов достижения результатов:

- проблемное изложение учебного материала;

- привитие интереса к творческой деятельности;

- поддержка творческой активности учащихся;

- создание ситуаций успеха;

- предоставление возможности самообразования и самостановления в личностном и творческом аспектах.

4. В качестве эффективного средства развития творческих ценностных ориентаций подростков выступает комплексная образовательная программа по хореографии, поскольку:

носит теоретико-практический, личностно-ориентированный характер, в ней особое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- раскрывает качественные характеристики танцевальной культуры, которой должны обладать учащиеся к концу своего обучения;

- обеспечивает целенаправленную совместную деятельность педагога и учащихся в процессе освоения содержания программы;

- ориентирует подростков на самоорганизацию и самореализацию;

- способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы в качестве методиста и руководителя хореографического коллектива МБУ ДК «Цементник» (г. Коломна).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении аргументируется выбор темы исследования, определены его актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, представлены теоретико-методологические основы работы; обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы развития творческих ценностных ориентаций личности» на основе анализа источников литературы по теме исследования представлена и раскрыта сущность совокупности методологических принципов и подходов к проблеме развития творческих ценностных ориентаций личности, предложена структурно-функциональная модель творческой личности, выявлена система ценностей творческой личности, определен феномен творческих ценностных ориентаций.

Во второй главе «Психолого-педагогические основы развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования» представлена акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования, которая рассматривается как обобщенный мысленный образ, замещающий и отражающий структуру и функции конкретного процесса в виде схематической совокупности понятий и взаимосвязей; выявлены факторы, возможности, особенности, предпосылки и следствия развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования, отражающие специфику данного процесса; представлены и обоснованы критерии, показатели, уровни и

характеристики сформированности творческих ценностных ориентаций учащихся хореографических объединений.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства в условиях дополнительного образования» дается подробное описание этапов формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства, определяются условия успешного функционирования психолого-педагогической технологии исследуемого процесса; представлены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги работы и намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы.

В приложениях представлены методические и статистические материалы, использованные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы развития творческих ценностных ориентации личности

§1. Методологические принципы и подходы к проблеме развития творческих ценностных ориентации личности

Анализ психолого-педагогических проблем развития творческих ценностных ориентаций личности является одним из перспективных научных подходов в связи с той огромной ролью, которую играет творческая личность в русской истории и культуре.

Как могут повлиять условия системы дополнительного образования на развитие творческой личности? Какие жизненные ценности необходимо формировать в сознании подрастающего поколения? Этими и другими вопросами сегодня задаются многие ученые, поскольку от ответов на них зависит культурное будущее нашего общества.

Анализ теоретических источников дает основание для определения важнейших принципов и подходов к исследованию, формированию и развитию творческих ценностных ориентаций личности. Особое значение среди них имеют принципы развития, индивидуализации и системности.

В исследовании и формировании творческих ценностных ориентаций личности важную роль играет принцип развития, выражающий динамичность проявления творческих ценностных ориентаций как в возрастном, так и личностном аспектах. Именно поэтому актуально рассмотрение возрастной динамики развития творческих ценностных ориентаций, разработки диагностики сформированное™ творческих ценностных ориентаций подростков, исследование специфики и возможностей условий дополнительного образования, особенностей развития творческих ценностных ориентаций личности на различных этапах ее становления.

Принцип индивидуализации основывается на диалектике общего, особенного и единичного, типичного и индивидуального, абстрактного и

конкретного в познании и развитии человека. В современных условиях образования изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее значение. Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения. В частности, танцевальное искусство призвано раскрывать индивидуальность личности, ее творческий потенциал. Почти каждый ребенок имеет возможность заниматься в танцевальных кружках, но разный уровень развития учащихся требует индивидуального изучения учащихся. Принцип индивидуализации помогает определить ту норму развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи образования. Общественные ценности в реальном процессе образования осознаются и становятся личностно значимыми индивидуально каждым учеником. Однако процесс индивидуального приобретения ценностей может быть одинаков, совпадать у детей данной группы. Можно выявить общее в индивидуальном развитии каждого ребенка. Возникает категория общего в развитии и воспитании детей в процессе образования. Прежде всего, это общий уровень развития детей, одинаковый запас знаний, характер мыслительных процессов, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Нужно иметь в виду, что не только биологические показатели возрастного развития ученика определяют общее в его психическом развитии, но и сходство в условиях жизни, в содержании знаний и характере мышления. Чем меньше возраст детей, тем больше сходства в условиях жизни, поэтому больше общего в психическом развитии. С каждым годом накапливается жизненный опыт, который неодинаков у детей, что приводит к различиям в индивидуальном развитии. Это делает задачу выделения общего в развитии детей более трудной и сложной. Знание общих психических и физиологических особенностей детей данной группы или возраста обеспечивает в образовании возможность развития каждого учащегося.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рыбакова, Анна Ивановна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука. - 1980. - 335с.

2. Агапов B.C. Введение в общую психологию: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 126с.

3. Агапов B.C. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. -№1., 2012. - С. 138.

4. Алиева Л.В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования / Л.В. Алиева // Внешкольник. - 2004. - № 4. -С. 5-8.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479с.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 560с.

7. Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) / Под ред. А.К. Бруднова. -М., 2000.

8. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества: Монография. - Казань: КГУ, 1988. -236с.

10. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608с.

11. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань, 1994. -237с.

12. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль, 1970. -183с.

13. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С.6-8.

14. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. - 528с.

15. Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Сов. энциклопедия, 1981.-623с.: ил.

16. Батищев Г.С. Самопознание человека как культурно-созидательного существа: три уровня сложности задач // Культура и человек. - М., 1984. — С. 4-40.

17. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192с.

18. Бердяев H.A. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - М., 1916.-358с.

19. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творчество развития: дис... канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 1998. -147с.

20. Берне P.P. Развитие Я-концепции и воспитание; Пер. с англ. / P.P. Берне; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. -420с.

21. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. - 1990. - № 7. - С.59-60.

22. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. - 162с.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 695с.

24. Богомолова Л. В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: Дис.... канд. пед. наук. -М., 1997. - 179с.

25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320с.

26. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168с.

27. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

28. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972-1978.

29. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 1997. - № 4.

30. Боно Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления / Э. Боно // Пер. с англ. А. А. Курсков. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 288с.: ил.

31. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. -Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.

32. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований / А.Д. Ботвинников. - М., 1981. - 43с.

33. Браже Т. Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : колл. моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - С.52-108.

34. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988. - 301 с.

35. Брусницына А.Н. Личностно-деятелыюстный подход к воспитанию танцевальной культуры обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 5. - С. 117-120.

36. Брусницына А.Н. Организационно-педагогические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. ст. - Вып.6. - М: МГУКИ, 2006. - С. 38-47.

37. Будннайте ГЛ., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные

предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993, №5. - С. 99-105.

38. Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук. - М., 1989. - С.493-502.

39. Валиева Г.Ф. Искусство танца как интегративное средство воспитания конкурентоспособной личности: Сб. материалов конф. «Педагогическое образование: история, современность, перспективы». - Казань, 2012. - С. 228-229.

40. Вардомацкий А.П. Ценностная типология личности и воспитательная практика // Этика и мораль. - М., 1990. - С.126-137.

41. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 284-314.

42. Веллер М. Человек в системе. -М.: Астрель, 2010. - 572с.

43. Верб М.А. Эстетическая культура школьника / М.А. Верб // Дидактика. — 2002. — №3. - С .38-43.

44. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С.Г. Вершловский. - Москва, 1987. - 184с.

45. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982. - 88с.

46. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др. - М.: 5 за знания, 2009. - 304с.

47. Выготский Л.С. Психология искусства.- 2-е изд. / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1968. - 576с.

48. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. - М, 2008. - №5. - С.21-29.

49. Гагарин A.B. Психология и педагогика высшей школы: Учеб. пособие / A.B. Гагарин / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 286 с.

5®„ Гашиш Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической агалеошмши / Учебное пособие. Изд. 2-е. / Ю. А. Гагин. - СПб., СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 2000. - 222с.

51. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О.С. Газман // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. - 180с.

52. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. - М.: Искусство, 1968 - 1973. (на основе перевода Б.Г. Столпнера и П. С. Попова).

53. Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Пер. А. В. Лебедева. - М.: Наука, 1989. - № 22. - С. 176-257.

54. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 200с.

55. Глотова Г.А. Психосемиотика развития человека: Автореф.дис...док.псих.наук. - СПб, 1994. - 33с.

56. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности Л Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2002.-С. 258-259.

57. Гольдентрихт С.С., Творчество как философская проблема. // Творчество и социальное познание. - М.: МГУ, 1982. - С. 9-18.

58. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991. -432с.

59. Гузева Г.И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.-223с.

60. Гурова Е.В. Становление и возрастная динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике: Сб. статей и материалов научно-практической конференции МГСА - РУДН. - М.: Социум, 2001. - 130с.

61. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. -544с.

62. Давыдов В.В., Громыко ЮЗ. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии, 1994. - №6. - С.31-37.

63. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. яз., 1980.-684с.

64. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. - М: Наука, 1980. - 112с.

65. Делор Ж. Образование: необходимая утопия. Доклад председателя Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО // Педагогика. 1998. -№ 5. - С. 3-16.

66. Деркач A.A. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. — М.: Издательство Московского психолого-социалыюго института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. -248с.

67. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 2000. - 391с.

68. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дисс....канд. психолог, наук. - Спб., 1995.

69. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова. Сост. О.Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1979. - 320с.

70. Длугач Т.Б. Дени Дидро. - М.: Мысль, 1986. - 192с.

71. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1956.-208с.

72. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. На пути к обществу, основанному на знаниях. -М., 2004. - 197с.

73. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. -368с.: ил.

74. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М.: Академия, 2003. - 464с.

75. Ерасов B.C. Социальная культурология. - М.: МИР, 1994. - ч. 2. - 240с.

76. Есаулов ИТ. Письма к Ж.Ж. Новерру, введение в эстетику классической хореографии. - Ижевск: MC А, 2001. - 310с.

77. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.-192с.

78. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М.: МГУ, 1994. - С.114-129.

79. Запесоцкий A.C. Молодежь России: проблемы социализации // Социология образования, 2011. - № 11.

80. Зеленкова И.В. Окружающая среда как фактор развития креативности ребенка // Комплексный подход к решению проблем обучения и воспитания детей с особыми потребностями: Сб. статей и материалов всероссийской научно-практической конференции, Коломна 11-13 марта 2010 года / Под общ. редакцией О.Б. Широких. - Коломна: МГОСГИ, 2010. - 322с.

81. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - с. 34-42.

82. Иващенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие. - М.: Институт молодежи, 1993.- 122с.

83. Иконникова С.Н. Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. - СПб., 2000.

84. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — Спб: Питер, 2009. - 434с.

85. Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. - 1981. - № 10. - С. 56-63.

86. Каган М.С. Социальные функции искусства. - JL: Знание, 1978. - 188с.

87. Кант И. Критика чистого разума// Сочинения: В 6 т. Т.З. - М.: Мысль, 1964.-С. 105-124.

88. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70с.

89. Карел о ва И.М. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития // Воспитание школьников. - 2011. - №6.

90. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социология молодежи. - 1998. - №5.

91. Кедров К. Бессмертие по Флоренскому. - М.: АиФпринт, 2005. - С. 2538.

92. Клюева В. Краткий словарь синонимов русского языка. - М.: Учпедгиз, 1961.-344с.

93. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2008. - с. 167.

94. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. - М.: Псшюгшдат, 1984.-336с.

95. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

96. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М., 1992. - 321с.

97. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. - М.: В. Секачев., 2007. - 181с.

98. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.

99. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике: кн. для учащихся ст. классов. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1979. - 153с.: ил.

100. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. - М.: РУДН, 1990.-56с.

101. Крупская Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей / Н.К. Крупская // Пед. соч.: в 10-ти т. - М.: Просвещение, 1959. - Т. 5. - С. 508-591.

102. Крутоус В. П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). - М.: Просвещение, 1989.- 109с.

103. Кузнецов В.И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи. - Ростов н/Д., 1999. - 334с.

104. Кулюткин Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб.: Тускарора, 1996.— 175с.

105. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания, 2001. - №1.

106. Кулюткин Ю.Н. Самореализация и проблемы ее направленности // Образование на рубеже XXI века. - №6,1997. - С.47-53.

107. Лакомкина Л.В. Спонтанный танец как метод психорегуляции // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2007. - №102. - С. 74.

108. Ландау Г.А., Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд. 4-е, исправленное. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 1056с.

109. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. -М., 1996.-224с.

110. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 328с.

111. Ластовка В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: Автореф.дис...кан.пед.наук. - Кемерово, 2000. - 19с.

112. Левит Е.И. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании: Автореф. дис...канд. пед. наук / Е.И. Левит. - Н.Новгород, 2003. - 19с.

113. Левит С.Я. Культурология. XX век. Антология. - М.: Юрист, 1995. -703с.

114. Левкина Т.И. Социальная активность и роль учреждений дополнительного образования в ее формировании // Материалы научно-практического семинара «Духовно-нравственное воспитание и формирование социальной активности в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования». - Саров, 1999. - С. 86-97.

115. Левкина Т.И. Художественно-творческая деятельность как один из факторов социального воспитания детей и подростков // Психолого-педагогические проблемы социальной работы. Материалы всероссийской

научно-практической конференции (26-27 апреля 2000г.). - Магнитогорск, 2000.-С. 163-166.

116. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416с.

117. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992. -17с.

118. Лернер И .Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. -1987. - № 11. - С. 60-65.

119. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 656 с.

120. Лубовский Д.В. Понятие ведущей деятельности в работах Л.С. Выготского и его последователей // Культурно-историческая психология, 2009.-№4.-С. 2-9.

121. Маноха И.П. Человек и потенциал его бытия: опыт синтезирования онтологических и психологических техник. - Киев: Стимул К, 1995. - 256с.

122. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. - 786с.

123. Микалко Майкл. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. -СПб: Питер, 2007. - 448с.

124. Милютина И.М. Хореография как средство гармонизации развития личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://music-art.3dn.ru/publ/po instmmentam/saksoron/khoreografiia как sredstvo garmoniza cii razvitija lichnosti/7-1-0-22, свободный.

125. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 288с.: ил.

126. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: МПСИ, 2002.-400с.

127. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: Знание, 1978. -47с.

128. Монахова Е.Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца: Дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2005. — 221с.

129. Морина Л.П. Ритуальный танец и миф, Религия и нравственность в секулярном мире // Материалы науч. конф. - Спб., 2001.

130. Москвичева Л.Н. Подросток и семья // Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - С. 175-200.

131. Музыкальная Энциклопедия: В 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - С. 423.

132. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. - М.: Политиздат, 1991. - 438с.

133. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 200с.

134. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. — № 21. - С. 3-11.

135. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.

136. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).

137. Николаев Е.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства: Дис. ...кан.пед.наук. -Якутск, 2005.-161с.

138. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского, В.П. Зинченко и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986. - 463с.

139. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - С. 19.

140. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994.-272с.

141. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с: ил.

142. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! — М.: Знание, 1986. — 272с.

143. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 1976.-280с.

144. Поташник М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы / М.М. Поташник, М.В. Кабатченко. - Москва: Просвещение, 1980.-104 с.

145. Поташник М.М. Книга о психологии личности глазами педагога // Вопросы психологии, 1992.-№1-2январь-февраль 1992.-С. 171-175.

146. Практика сказкотерапии / Под ред. H.A. Сакович. - Спб.: 2006. - 224с.

147. Прохоров А.О., Артищева JI.B. Образ психического состояния: динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология, 2012. - №2. - С. 63-73.

148. Разлогов К. Феномен массовой культуры / Культура, традиции, образование - М.: Мысль, 1990. - Вып. 1. - 201с.

149. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994. - С. 114, 117-118.

150. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480с.

151. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования, 2007 - №10.

152. Рокмор Т. Маркс после марксизма: Философия Карла Маркса. - М., 2011.-400с.

153. Российская молодежь: современное состояние и перспективы / Под ред. Г.В. Дыльнова, JI.C. Аникина. - Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 2004.

154. Румянцева H.H. Формирование эстетической культуры учащихся во внеучебной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - Казань, 1994-262с.

155. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический вестник, 2001. - 84с.

156. Савина Е.А. Суждения детей о душе как результат стихийного освоения культуры // Материалы городской научно-практической конференции «Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах». - Орел, 1994. - С. 53-55.

157. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001. - 319с.

158. Семенив Д.А. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами хореографии на уроках физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2010. - 203с.

159. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. -360с.

160. Серый A.B., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.-92с.

161. Сиденко A.C. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии. 1997.-№1.-С.71.

162. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии, 1992. -№11. -С. 3-24.

163. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608с.

164. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 448с.

165. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: социальный и культурный - М.: ИСПИРАН, 2009.-384с.

166. Стойлик АЛО. Сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте: 70-80-е г. XX в. и начало XXI в. // ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА- ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. - СПб., 2002.

167. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -736с.

168. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М., 1961. - 151с.

169. Сухомлинский В.А. О воспитании. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1975. -270с.

170. Театральная энциклопедия: В 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1961-1967.

171. Теория человеческой мотивации // Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. A.M. Татлыбаевой; терминологическая правка В. Данченка. - К.: PSYLIB, 2004.-Гл. 4.

172. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -124с.

173. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. — СПб., 1894.-55с.

174. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2.

175. Федорова М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. - 170с.

176. Фокина E.H. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. -195с.

177. Фохт Б.А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. - М., 1998. - № 1 (22).-С. 60-64.

178. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е.В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368с.

179. Фромм Э. Творческий человек // Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ / Под ред. П.С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана. М.: Айрис-пресс, 2004. - 304с.

180. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. - М., 1980. - 406с.

181. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. - М.: Эксмо, 2009. - 608с.: ил.

182. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-орисптированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№2.-С. 58-64, 63.

183. Хуторской A.B. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. - 544с.

184. Цурюмова C.B. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: Дис.... канд. пед. наук: - Элиста, 2009. - 168с.

185. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. - М.: Наука, 1967. - 390с.

186. Чубенко Д.С. Ценности современной России // Сборник научных статей. - Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2004.

187. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -M., 1986.-С. 32-40.

188. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — M.: Логос, 1996.-320с.

189. Шварц И.Е. Активность школьников в процессе воспитания и обучения. - Пермь, 1971.-286с.

190. Шварц И.Е. Психическая саморегуляция в воспитательной практике // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. - Пермь, 1982.

191. Шварц И.Е. Рефлексия как средство интенсификации процесса обучения // Междунар. симпозиум по проблемам суггестологии. - София, 1971.

192. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2007. -712с.

193. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе изд., доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256с.

194. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / Сост. В. Зелинский, А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - 309с.

195. Ядов В.Я. Диспози ционная концепция личности. // Социальная

психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - 512с.

196. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144с.

197. Якобсон П.М. Психология чувств. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 216с.

198. Ямбург Е.А. Педагогический декамерон / Е.А. Ямбург. - М.: Дрофа, 2008.-367с.: ил.

199. Ellis Н. The Dance of Libe. - 1929. - № 4.

200. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist, 1950. - №15. - P. 444454.

201. The Encyclopedia Americana - New York, 1964. - v. 8. - P. 447.

202. The New Encyclopedia Britannica. - Chicago; London, 1974. - v. 5. - P. 451.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.