Развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абрамова, Светлана Юрьевна

  • Абрамова, Светлана Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 340
Абрамова, Светлана Юрьевна. Развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2009. 340 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абрамова, Светлана Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

1.1. Сущность творчества и его трактовка в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.

1.2. Развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы как педагогический процесс.

1.3. Возможности современных педагогических технологий по развитию творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

2.1. Методический замысел и содержание опытно-экспериментальной работы с учащимися 5-9 классов

2.2. Основные этапы экспериментального исследования и анализ его результатов.

Глава III. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ.

3.1. Повышение качества методической подготовки учителей общеобразовательной школы.

3.2. Комплексное применение традиционных и инновационных педагогических технологий на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

3.3. Создание оптимальной социально-педагогической среды в школе, способствующей развитию творческих качеств у учащихся.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам»

Актуальность исследования. Модернизация системы образования Российской Федерации направлена на обеспечение доступности и качества образовательных услуг для каждого гражданина, создание условий для дальнейшего поступательного движения нашего общества вперед. Системные изменения в этой области призваны придать отечественному образованию личностно и творчески ориентированный характер, поставить его на прочный технологический фундамент.

Анализ практики обучения в общеобразовательной школе показывает, что за последние годы предприняты определенные шаги в этом направлении. Общество и государство стали больше внимания уделять сфере образования, заботиться о том, чтобы его качество, содержание, организация, обеспеченность необходимыми средствами, соответствовали международному уровню. Новые методики и технологии становятся доступными педагогам.

В средней школе наметилась тенденция перехода от концепции массово-репродуктивного изучения учебных предметов к индивидуальному, творчески ориентированному подходу, позволяющему создать основы для дальнейшего непрерывного саморазвития личности. Все это предполагает поиск нового содержания, организационных и методических начал, ведущих к развитию мышления, способности к рефлексии, саморазвитию.

В целом ряде школ накоплен передовой педагогический опыт развития творческих качеств у учащихся, использования современных педагогических технологий, в т.ч. базирующихся на компьютерной технике. Этот опыт нуждается в изучении, педагогическом анализе и обобщении для использования в массовой практике обучения школьников.

Однако, результаты исследований, проведенных Министерством образования и науки РФ показывают, что уровень знаний многих выпускников школ по ряду предметов остается недостаточным. Как показало наше обследование ряда школ Владимирской области, несмотря на высокие средние баллы, лишь 25% учащихся - выпускников школ способны успешно выполнять устные и письменные задания различной сложности.

Содержание, организация и методика преподаваемых дисциплин (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько и др.) ориентируются, в основном, на репродуктивный подход, не предусматривают развития у учащихся сообразительности, изобретательности, находчивости, гибкости и быстроты принятия решений и других творческих качеств, необходимых современному человеку. В то же время, изучение положения дел в школах, беседы с педагогами и учащимися показывают, что многие проблемы рождаются и накапливаются именно в 5-9 классах, когда формируются мировоззренческие позиции, знания по основным дисциплинам, способы учебно-познавательной деятельности.

Попытки развития творческих качеств у учащихся со стороны учителей как показали результаты исследований (C.JI Белых, А.М.Матюшкин, A.B. Морозов, Н.Д.Никандров и др.) часто носят эпизодический, случайный характер. Педагогами чаще всего используются лишь те средства, которыми они овладели за годы своей практической деятельности. Так, более 45 % учителей опрошенных в ходе диссертационного исследования, заявили, что чаще всего на занятиях они ограничиваются вербальными методами и технологиями. Не всегда прогнозируется и учитывается степень эмоционального воздействия развивающих технологий на учащихся. Учителям порой трудно сформулировать цели и задачи занятий, которые бы предусматривали активную работу по развитию творческих качеств учащихся.

При этом многие из учителей не всегда имеют возможность своевременно знакомиться с современными технологиями, а поэтому чаще всего опираются на традиционные дидактические средства, апробированные методики обучения. Особенно контрастно эти недостатки просматриваются на фоне всеобщей компьютеризации школ, осуществленной в рамках специальной государственной программы. Так, в школах Владимирской области в 2008-2009 г. на 700 учащихся приходится 50 персональных компьютеров, тогда, как в 2000 г. — их число составляло всего 10. Содержание, организация и методика обучения ориентируются, в основном, на репродуктивный подход, не требующий развития у учащихся сообразительности, изобретательности, находчивости, гибкости и быстроты выработки идей и других творческих качеств. Опросы более 250 учащихся и 150 учителей показали, что творчески-ориентированные технологии по-настоящему так и не используются, несмотря на рост открывшихся возможностей в последние годы. Применение творческих средств не всегда логично входит в процесс преподавания, а сами учителя, порой затрудняются в формулировке целей и задач, выбирая ту, или иную технологию для обучения. 1

Следовательно, выявленные недостатки по данной проблеме требуют осмысления причин возникновения трудностей, условий их снижения и устранения. Анализ изученных источников показывает, что психолого-педагогические исследования связанные с проблемой развития у школьников творческих качеств (А.А.Вербицкий, Я.А.Пономарев, М.Н.Скаткин и др.) ведутся учеными уже давно. На их основе созданы авторские методики и педагогические технологии проблемного обучения, активизации и интенсификации деятельности учащихся, инновационные модели овладения школьниками профессионально-ориентированными предметами. Однако лишь незначительная часть из них конкретно посвящена развитию творческих качеств учащихся основной средней школы, способам, средствам и технология развития этих качеств у учащихся на занятиях по гуманитарным дисциплинам. Обязательность решения этих задач диктуется ростом потребности общества и производства

1 См.: Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2010 годы// Народное образование. 2000. № 2; Международная научная конференция «Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI века»: Тезисы докладов. - СПб.: СПб ГУАП, 1999; Концепция модернизации российского образования до 2010 г. и др. в людях творческих, владеющих, не только стандартными знаниями, но и способных генерировать новые идеи, способы труда и успешно интегрироваться в мировую культуру, а также необходимостью совершенствования процесса обучения на основе использования инновационных педагогических технологий.

Имеющиеся недостатки и слабые места требуют осмысления причин возникновения трудностей, условий их профилактики и устранения. 1

Однако лишь в незначительной части из них речь конкретно идет о творческих качествах учащихся основной средней школы, способах, средствах и технологиях развития этих качеств у учащихся на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Таким образом, практическая и теоретическая значимость проблемы исследования, и недостаточная ее разработанность в психолого-педагогических исследованиях обусловили выбор темы диссертации, ее объекта и предмета, замысла, цели и основных задач.

Следовательно, актуальность данного исследования определялась необходимостью выявления педагогических условий и разработки соответствующих технологий, способствующих развитию творческих качеств учащихся в ходе изучения ими гуманитарных дисциплин.

Научная задача состоит в обосновании теоретических основ относительно самостоятельного процесса развития творческих качеств у

1 См.: Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960; Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. -М., 1982; Белых C.JI. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Коментарии A.C. Саввичева. Под ред. A.C. Обухова. - М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 56; Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности//Психологический журнал. -2002. - Т. 13, №2; Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. -М.,2003. Ильин Г. JL Проективное образование и реформация науки. М., 2003; Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 2000; Матюшкин A.M. Творческая одаренность (проблема, концепция, значение исследований)// Общественное движение и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». — М., 2001; Морозов A.B., Чернилевский Д.В.Психология творчества. - М.: Смысл, 2004; Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. — М. - Прага, 2004. учащихся основной средней школы и определении педагогических условий совершенствования данного процесса с использованием возможностей традиционных и инновационных технологий на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Объектом исследования явился процесс развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов средствами современных педагогических технологий на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Цель исследования - обоснование теоретических положений организации педагогического процесса, направленного на развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы и их экспериментальная проверка на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

В исследовании решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать теоретические положения, определяющие содержание, организацию и методику педагогического процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов.

2. Проанализировать возможность включения новых видов педагогической работы с учащимися через реализацию разработанной автором комплексной программы «Школа 21 век», направленной на развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы средствами современных педагогических технологий и проверки их возможностей в ходе опытно-экспериментальной работы.

3. Установить степень влияния уровня методической подготовки учителей на эффективность процесса развития творческих качеств у учащихся.

4. Выявить и теоретически обосновать основные направления и педагогические условия совершенствования процесса развития творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам и сформулировать практические рекомендации участникам данного процесса.

Решение задач исследования осуществлялось с использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов. Основными методами являлись: теоретические: анализ, синтез, обобщение научной литературы, контент-анализ документов, моделирование, абстрагирование и другие; организационные: сравнительный и лонгитюдный методы для проведения многократного обследования учащихся в течение продолжительного времени; эмпирические: наблюдение, беседы, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и др.

Гипотеза исследования состояла в том, что совершенствование процесса развития творческих качеств у учащихся основной средней школы возможно за счет повышения качества и эффективности методической подготовки учителей; оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий обучения на занятиях по гуманитарным дисциплинам; создания в школах комфортной социально-педагогической среды.

Методологическую и научно-теоретическую основу исследования составили теоретические положения философии, психодиагностики, общей, возрастной и педагогической психологии, общей и возрастной педагогики. В частности, автор опирался на фундаментальные положения отечественной и зарубежной науки, рассматривающие человека, как целостный природно-социокультурный феномен; обосновывающие единство обучения, воспитания и развития личности, единство сознания и деятельности человека; определяющие ведущую роль деятельности в развитии индивида и личности, ее творческого потенциала. Кроме этого, в научной работе автор руководствовался положениями проблемно-деятельностной концепции и личностно-социально-деятельностного подхода применительно к процессу развития творческих качеств у учащихся. Методологической базой исследования явились также положения о развитии творческих начал личности, изложенные в работах таких психологов и педагогов, как: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Г.А. Балл, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, Д.Б. Кабалевский, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, Б.М. Неменский, Н.Н.Нечаев, Ч.Куписевич, A.C. Обухова, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, М.Н.Скаткин, В.А. Сластенин, Д. Толлингерова, JI.B. Шлюмер, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.

В исследовании использованы основополагающие положения представителей мировой классической философии - И. Канта, Д. Дидро, Г. Спенсера, Ф.Шиллера, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Блюхера, К. Штундта, Н. Радищева, А. Олябьева, получивших свое развитие в философских исследованиях: П. Сюке, М.М. Бахтина, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, Э.В. Ильенкова, B.C. Библера, Ю.М. Бородая, Ф.Т. Михайлова и ДР

В качестве теоретической основы использованы и положения психологической науки об особенностях интеллектуальных и личностных новообразований в процессе развития творческих качеств у учащихся, представленных в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, A.C. Обуховой, Д.Б. Эльконина и др.

Источниковедческую базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Особый интерес для исследования представляли вопросы оптимизации процесса развития творческих качеств у учащихся, изложенные в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, A.B. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова,

A.А.Вербицкий, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, X. Грубер, С.И.Денисенко,

B.А. Зобков, Д.Б.Кабалевский, А.Т. Ковалев, Ю.Г. Круглов, Р. Крачфилл, и

А.Д. Лук, М.А. Лямзин, А. Маслоу, A.M. Матюшкин, A.B. Морозов, Б.М.Неменский, Н.Н.Нечаев, И.Г. Песталоцци, Я.А. Пономарев, Е.В. Пронина, Г.И. Резницкая, Р. Стенберг, П. Сюке, P.E. Тафель, Е. Торренс, М. Уоллах, К.Д. Ушинский, Дж. Хеслруд, Д.В. Чернилевский, Э. Шехтель и др.

Автором были изучены и учтены в процессе исследования результаты работ ученых, непосредственно рассматривавших с разных точек зрения возможности применения средств современных педагогических технологий для развития творческих качеств у учащихся основной средней школы (B.C. Безруков, В.Н. Дружинин, И.Я.Зимняя, А.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков, Е.А. Шашенкова, Г.П. Щедровицкий и др.).

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлялось с использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов. Основными методами являлись: теоретические: анализ, синтез, обобщение научной литературы, контент-анализ документов, моделирование, абстрагирование и другие; организационные: сравнительный и лонгитюдный методы для проведения многократного обследования учащихся в течение продолжительного времени; эмпирические: наблюдение, беседы, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты, анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах (МОУ СОШ) № 1, № 2 г. и др. Покров, г. Петушки, п. Городищи Владимирской области. Сведения о деятельности учителей по развитию творческих качеств учащихся, качестве обучения учащихся 5-9 классов ряда школ Владимирской области были получены также в ходе прохождения производственной практики студентами педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.

Исследование осуществлялось с 2004 по 2009 гг. в три взаимосвязанных этапа

Первый этап - (2004-2006 гг.) — подготовительный. Его содержание включало: анализ организации образовательного процесса в школах на основе изучения психолого-педагогической литературы; сбор эмпирического материала и обобщение опыта работы по теме исследования; определение исходных теоретико-методологических положений научного исследования; подготовку программы диссертационного исследования и его опытно-экспериментальной составляющей.

Второй этап - (2006-2007 гг.) - основной. Данный этап характеризовался разработкой организационных, методических и содержательных вопросов педагогического эксперимента; проведением констатирующего и формирующего эксперимента и предварительным выявлением педагогических условий, обеспечивающих совершенствование процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Третий этап - (2008-2009 гг.) - заключительный. Он включал уточнение и проверку предварительных научных результатов исследования; апробацию результатов исследования; публикацию материалов научной работы; формулировку теоретических выводов и практических рекомендаций; оформление текста диссертации и автореферата.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями: изучено около 160 научных источников (монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в т.ч. почти 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам рассматриваемой темы и смежных с ней. Проанализировано свыше 50 основных образовательных программ среднего образования, учебных планов, программ учебных дисциплин, около 20 программ курсов повышения квалификации преподавательского состава. Опрошено в беседах, интервью, анкетах около 400 учеников, представителей административного и преподавательского состава школ. Проанализировано свыше 60 основных образовательных программ для среднего школьного образования, учебных планов, программ учебных дисциплин, около 30 программ курсов повышения квалификации, методических рекомендаций и разработок педагогов-новаторов Московской и Владимирской областей РФ, для школ и дополнительного образования. Осуществлено целенаправленное наблюдение за педагогической деятельностью 160 учителей на более чем на 200 учебных занятиях. Путем анкетирования опрошено 160 преподавателей, представителей административного и методического состава школ, 400 учащихся. Были использованы данные из педагогического дневника многолетних наблюдений соискателя. Констатирующим и формирующим экспериментом, опытной работой было охвачено около 200 человек.

Научная новизна исследования состояла в том, что в нем впервые:

1. Проанализированы и обоснованы теоретические и прикладные положения организации педагогического процесса, направленного на развитие творческих качеств у учащихся основной средней школы, конкретизированы возможности современных педагогических технологий по развитию творческого потенциала учащихся.

2. Обоснованы основные педагогические условия совершенствования процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов общеобразовательной средней школы.

3. Разработана и экспериментально проверена комплексная программа «Школа 21 век», способствующая совершенствованию процесса развития творческих качеств у учащихся основной средней школы на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешное развитие творческих качеств у учащихся 5-9 классов в ходе изучения гуманитарных дисциплин возможно за счет организации целенаправленного процесса педагогического взаимодействия учителя с учащимися, предусматривающего выявление и развитие у учащихся творческих потенциалов, создание условий, способствующих их развитию, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, как в ходе учебных занятий, так и во внеучебное время.

2. Разработанная и проверенная опытно-экспериментальным путем комплексная программа «Школа 21 век», представляющая собой технологию развития творческих качеств у учащихся на занятиях по гуманитарным дисциплинам (литература, русский язык, мировая художественная культура + изобразительная деятельность, музыка и др.) и может стать основой для совершенствования преподавания других дисциплин в основной средней школе.

3. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные основные условия совершенствования процесса формирования и развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам, включают: повышение качества методической подготовки учителей общеобразовательной школы; комплексное применение на занятиях по гуманитарным дисциплинам традиционных и инновационных педагогических технологий; создание оптимальной социально-педагогической среды в школе, способствующей развитию творческих качеств у учащихся и их реализации в учебной деятельности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в установлении и раскрытии педагогических условий совершенствования процесса развития творческих качеств у учащихся на занятиях по гуманитарным дисциплинам; в обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы при анализе и разработке путей повышения качества и эффективности процесса обучения в общеобразовательной школе.

Практическая значимость работы в том, что результаты, полученные на основании реализации разработанной в ходе исследования комплексной программы «Школа 21 век» могут быть использованы в рамках образовательного процесса: в школах, учреждениях дополнительного образования, в институтах повышения профессионального мастерства педагогов среднего и дополнительного образования. Результаты исследования были применены в работе Центра переподготовки и квалификации работников образования г. Владимира — ВИПКРО и Владимирской области.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школах (МОУ СОШ) № 1, № 2 г. и др. Покров, г. Петушки, п. Городищи Владимирской области. Сведения о деятельности учителей по развитию творческих качеств учащихся, качестве обучения учащихся 5-9 классов ряда школ Владимирской области были получены также в ходе прохождения производственной практики студентами педагогического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ филиал г. Покров Петушинского района, Владимирской области).

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечиваются: репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для качественного и количественного изучения предмета исследования; сочетанием различных методов научного исследования и их взаимодополняемостью; применением современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных; методологической обоснованностью исходных параметров исследования процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов; применением комплексной программы «Школа 21 век», адекватной объекту, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки и статистической значимостью экспериментальных данных; апробацией и внедрением результатов исследования в массовую педагогическую практику.

Апробация теоретических выводов и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов в МОУ СОШ № 1, № 2 г. Покров, № 2 г. Петушки, п. Городищи, МОУ ДОД ЦРТД и Ю (Центр Развития Творчества Детей и Юношества) Владимирской области, через апробацию комплексной программы «Школа 21 век» в течение всей опытно-экспериментальной работы, что подтверждено документально. Полученные результаты, теоретические положения, практические выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях ученых советов и кафедр, заседаниях предметно-методических комиссий кафедр: МГГУ им. М.А. Шолохова, ВГПУ, КГУ им H.A. Некрасова г. Кострома, МГЛУ г. Москва. Проверка промежуточных результатов исследования осуществлялась путем обсуждения в педагогических коллективов кафедры педагогического образования МГГУ им. М.А. Шолохова (филиал г. Покров Владимирской области), педагогов ВГПУ, МГЛУ, КГУ имени H.A. Некрасова г. Кострома, Методического о совета Петушинского РАИУНО, Владимирского института переподготовки квалификации работников образования г. Владимир — ВИПКРО. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования были использованы в научных публикациях автора, при разработке учебных программ и учебно-тематических планов по музыке, изобразительной деятельности (мировой художественной культуры + изобразительной деятельности), литературе, русскому языку, проведении учебных занятий с учащимися 5-9 классов. Тезисы и рекомендации представлялись диссертантом: на учебно-методических сборах руководящего и преподавательского состава данных вузов, региональных школ, межвузовских научных и учебно-методических конференциях. Материалы исследования отражены в 9 научных публикациях автора, учебных пособиях, выступлениях на межвузовских совещаниях и конференциях общим объемом более 25 п. л.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абрамова, Светлана Юрьевна

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

1. В диссертации выявлены две основных группы исследований теоретических основ развития творческих качеств у учащихся: исследования общепсихологической и психолого-педагогической направленности, в которых, раскрываются основы психологии творчества, закономерности и механизмы творческой реализации личности (Г.С.Альтшуллер, А.А.Вербицкий, А.Н. Лук, Н.Н.Нечаев, Я.А.Пономарев, Р.В. Рескин, Г.П.Щедровицкий, Д.Толлингерова и др.); экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности (Н.Ф. Вишнякова, A.M. Матюшкин, Р.С.Немов, Л. А. Петровская, Е. Торренс и др.).

В современных отечественных исследованиях теоретических основ развития творчества в аспекте предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности формирования творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап (С.Л. Белых, A.C. Обухова, Я.А.Пономарев и др.).

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области изучения, как теоретических основ развития творческих качеств, так и процесса творчества. Практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания о том, что творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный, что особенно важно в условиях современной России, осуществляющей реформы во многих сферах и областях.

В то же время результаты нашего исследования показывают, что лишь незначительная часть учителей, преподающих гуманитарные дисциплины в школах, целенаправленно развивают творческие начала учащихся, совершенствуя для этого образовательный процесс. Многие ссылаются на дефицит свободного времени, ограниченность современных дидактических средств, сковывающее влияние государственных образовательных стандартов.

Преодоление данного противоречия возможно за счет выделения в рамках целостного педагогического процесса целенаправленной и систематической работы учителя, направленной на развитие творческих качеств учащихся, имеющей соответствующую структуру и характерные особенности специально организуемого процесса.

Объектом такого процесса выступают учащиеся, которые в ходе изучения гуманитарных дисциплин включаются в активную творческую деятельность.

Цель этого процесса состоит в том, чтобы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся определить характер и траекторию изменений их творческих качеств в ходе учебной деятельности, сформировать мотивы и готовность к творческой работе, вооружить учащихся способами творческого познания и побудить их к использованию данных способов не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Можно выделить пять групп определений творчества школьников в современных условиях.

1. Творчество как всеобщая форма развития.

2. Творчество как форма труда.

3. Творчество как форма создания нового.

4. Творчество как реализация внутреннего мотива деятельности.

5. Творчество как мировоззрение.

На основе приведенных в диссертационном исследовании автором сформулировано определение творческих качеств личности. Творческие качества личности — это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Критерием творчества, по мнению автора, является креативность. При этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Проведенное исследование показывает, что чаще всего творческие качества учащихся проявляются:

- в видении новой проблемы в знакомой ситуации;

- в видении целостной структуры объекта и его новой функции;

- в самостоятельном комбинировании известных способов действия, превращении их в новый способ действия;

- в поиске различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств;

- в самостоятельном аналитическом переносе (ближнем и дальнем) знаний и умений в принципиально новую ситуацию;

- в построении принципиально нового способа решения проблемы. Целью и содержательными основами педагогического процесса развития творческих качеств, на наш взгляд, является формирование мотивации, готовности к творческой деятельности, а так же — совершенствование процесса обучения на основе современных творческиориентированных технологий. Развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств, на наш взгляд, предполагает соблюдение требований гуманизации образования.

Анализ работ ряда авторов (А.А.Вербицкий, А.Н. Лук, Н.Н.Нечаев, Я.А.Пономарев и др.) позволил нам также прийти к выводу, что современный образовательный процесс в школе должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовного потенциала личности. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания современных педагогических методик и технологий обучения.

2. В современной психолого-педагогической литературе творчески-ориентированные технологии рассматриваются с процессуальной, деятельностной и результативной точек зрения. Общим основанием для всех подходов является признание того, что применению средств творчески-ориентированных технологий и творческой информации принадлежит ключевая роль в процессе обучения учащихся 5-9 классов по школьным предметам.

Технологии обучения являются творчески-ориентированными в том случае, если направлены на: активизацию мыслительной деятельности школьников 5-9 классов и развитие у них способности самостоятельно или в сотрудничестве с другими обучаемыми, добывать новые знания.

Средства творчески-ориентированных технологий, на наш взгляд — это объекты и предметы, которые способствуют доведению учебного материала до обучающихся и усиливают его восприятие путем развития у них творческих качеств.

Общедидактическая характеристика процесса обучения, которая формируется на базе специальной структуры конкретных технологий и их систематизации, подчиненной целям развития рассматривается нами в диссертационном исследовании как «творческость». Творческими могут быть: лекция, рассказ, задание, наглядные средства вопросы и т.д. Также, творчески-ориентированные технологии могут находить свое отражение в проводимых лабораторных занятиях, беседах, факультативах, практических занятиях, направленные на активизацию логического, образного, индуктивного и продуктивного мышления учащихся в процессе обучения гуманитарным предметам, а также на дальнейшее развитие у них словесно-логического и абстрактно-теоретического творческого мышления. Применение средств творчески-ориентированных технологий обусловлено целью обучения учащихся 5-9 классов основных средних школ и должно способствовать усвоению ими знаний по предметам в объеме, необходимом для качественной подготовки по программе. При этом сами средства творчески-ориентированных технологий являются для учащихся дидактическими источниками новых знаний, пособиями для самостоятельной работы, иллюстрации, повторения, обобщения и систематизации знаний. Следовательно, центральным противоречием исследования является, активное желание современных учащихся 5-9 классов развить в себе творческие качества в процессе обучения и скудность методов, приемов, используемых в работе педагогами в школах.

Совершенствование процесса обучения на основе творчески-ориентированных технологий, воспитание качеств творческой самостоятельности должно стоять во главе современного образования, стать основой новых образовательных программ обучения, которые должны содержать специальные задания, цель которых — способствовать активизации творческих качеств и способностей учеников и педагогов, а также включать описание творческого процесса, теоретического опыта, обоснованности технологий творческого обучения для различных видов деятельности.

3. Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям комплексное использование «традиционных» и современных средств творчески-ориентированных технологий в преподавании гуманитарным предметам реализуется несколькими путями и имеет как позитивные стороны, так и узкие места. Вместе с тем представляется, что данное направление использование средств творчески-ориентированных технологий в преподавании школьных дисциплин в 5-9 классах является наиболее перспективным для дальнейшего развития.

В условиях профессионализации различных сфер деятельности в современной общественной практике система воспитания и образования всецело является трудом и заботой учителя. Педагогу принадлежит особая культурная миссия как человеку, хранящему и передающему духовный и жизненный опыт человечества.

Значение педагога не исчерпываются функцией посредника и коммуникатора в системе знания, которая в наиболее чистом и завершенном виде аккумулирует духовно-практический опыт человечества. Глубокий человекотворческий смысл педагогики и творчества педагога раскрывается в образе учителя в тот момент, когда человек осознает свое учительство как призвание и служение. Педагогика перестает быть только профессией и ремеслом, приобретая иной духовный статус, - статус творчества.

ГЛАВА II.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Методический замысел и содержание опытно-экспериментальной работы с учащимися 5-9 классов

Предварительный теоретический анализ, изучение практики применения педагогических технологий в процессе развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам, позволили в логике научного исследования перейти к опытно-экспериментальной части исследования, основу которой составлял формирующий педагогический эксперимент. Необходимость и целесообразность проведения педагогического эксперимента в процессе исследования по развитию творческих качеств у учащихся 5-9 классов основной средней школы на основе современных педагогических технологий, несомненна.

В результате проведенного эксперимента соискателем предложен авторский подход к определению творчески-ориентированных технологий, который заключается в комплексном объединении определенного набора методик, способствующих совершенствованию процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам в школе.

Творческо-ориентированиые технологии, по мнению автора, это — педагогические технологии, направленные на процесс развития творческих качеств личности, включающие в себя систему творчески-развивающих методик, на основе определенных педагогических средств и приемов.

Проведенный эксперимент предполагает совместное использование различных методов научного исследования: (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, создание педагогических ситуаций и др.).1

В процессе эксперимента, в качестве основополагающих - соискателем предложены следующие нетрадиционные методы, с использованием личностно-ориентированного подхода:

1. Метод экспрессии в творческой ситуации.

В основу этого метода положены известные методики гуманистической психологии, ориентированные на субъективное творчество.

Творчество - это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Оно локализовано не только в психике, но и в теле. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования, своеобразным метаморфическим путешествием в глубину самого себя. Метод, в частности, базируется на том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности, и внутреннее «я» человека отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать, рисовать или двигаться.

Основные этапы метода экспрессии могут быть спланированы примерно так:

1. Начинать процесс следует с того, чтобы «построить» атмосферу безопасности и доверия, то есть создать ребенку среду, в которой он мог бы освободить себя от своих проблем.

2. Участники занятия рассаживаются удобно, учитель дает команды; приглашающие к созданию определенного настроения и состояния.

1 См.: Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избранные педагогические труды. - М., 2004. С. 491; Новиков A.M. Как работать над диссертацией. - М., 2009; Ануфриев А.Ф. Научное исследование. - М., 2002; Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. - М., 2008; Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2003; Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике. - М., 2003.

3. Дальше можно переходить к движениям.

4. Важнейшим, хотя и кратким во времени, является этап рефлексии, можно начать со слов: «Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило.» и т.д.

5. Переход к рисованию, написанию, разговору и т.д. Инструкция следующая: «Это рисование (написание произведения, разговор) не для того, чтобы создать произведение искусства, а для самоисследования».

6. Переход к заданным движениям под музыку. Предлагается музыка (на 15-20 минут) и дается инструкция типа: «Почувствуйте себя в лесу. Почувствуйте себя кем-то или чем-то в лесу: зверем, растением, ветром. Обратите внимание, как идет тот, кем вы себя почувствовали, что он желает сейчас, когда он.».

7. «Напишите рассказ о том, кем вы чувствовали себя сейчас.».

8. Прочитайте и поделитесь тем, что написали, со своим партнером.

9. Разбейтесь на группы по 4-5 человек. Пусть каждый из группы изобразит в живой скульптуре то чувство, которое вызвала ситуация, наиболее тревожащая, беспокоящая, расстраивающая его (негативное чувство). И. наоборот, — наиболее радостное чувство.

10. Коллаж, Создается на тему «Кто я?» или «Какой я?» Задача заключается в том, чтобы подобрать картинки и слова из журналов и газет такие и таким образом, чтобы можно было ответить себе на вопрос: кто я"?

Что дает этот метод личностному развитию подростка?

1. Метод дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них.

2. Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии, При этом субъект как бы наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь на нее сознательно воздействовать.

3. Метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений.

4. Метод помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство (совпадение) в художественном творчестве становится основой для развития эмпатии и положительных чувств друг к другу.

Этот метод позволяет осуществлять, в какой-то мере, целостный подход к человеку, как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода - рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, камнем, деревом, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела, то есть - средства искусства, привлекающие сами по себе, дополнительно эстетическую деятельность. Благодаря этому, личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию, запечатленную в рисунке, происходит высвобождение энергии, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой.

2. Метод развития творческого самочувствия.

Включение подростка в «драматизирующую» игру, учит его не только «приспосабливать себя к другим», но и осуществлять и исследовать собственное драматизирующее влияние на других, воздействовать на других, и в каком-то смысле адаптировать их к себе.

Метод развития творческого самочувствия включает в себя - игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности, чувства ритма и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» в педагогическом процессе, приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.

Суть «театрализации» заключается в том, что ученику предлагается на определенное время перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и «пожить» таким образом, в необходимых для их проявления обстоятельствах. Перевоплощение в «театрализации» предлагаемых обстоятельствах», или «от имени персонажа» имеет ту ценность для подростка, что в момент анализа и игры сливается умственное и физическое, внешнее и внутреннее, теоретическое и практическое в единый путь к поиску человеческого бытия.

Это ведет к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, проявлению творческой активности и самостоятельности. Но при этом, не стоит забывать и о формировании творческой интуиции, а для этого необходимо использовать приемы, побуждающие ученика осознать и стремиться преодолевать границы своего понимания. В качестве средств, в этом случае, могут выступать притчи, иносказания, парадоксы. Полезно обратиться к технике актерского переживания, так как, сценические чувства, в отличие от жизненных переживаний, находятся под контролем сознания.

Таким образом, участие в драматизации, или театрализации способствует раскрытию и совершенствованию человеческого потенциала невербального и вербального самовыражения.

Метод дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. В подобного рода деятельность учитель должен вносить не только смысл, идею, задачу, но и эмоционально-оценочное содержание. Способ воздействия по типу - «Делай, как я» увеличивает возможность педагога сделать доступным преподносимые знания. Однако наглядность в преподавании должна рождать в ученике необходимость размышлять над конкретным явлением. Таким образом, метод по развитию творческого самочувствия позволяет ученику составлять собственную программу развития и самосовершенствования и, в конечном итоге, управлять собственной судьбой.

3. Метод творческого самовыражения.

Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности — ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы коммуникабельности.

Метод строится на том, чтобы убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни. Поможет в этом субъективное творчество и положительное переживание. Реализация метода творческого самовыражения возможна в разных вариантах. Например, метод самовыражения через литературное творчество, как и через другие виды творчества, проводится в форме практических занятий. Метод призван донести до подростка идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему.

Возможно творческое общение с природой. Идея этого метода -открыть свой путь к природе. Цель — понять, как по-своему люди разного склада воспринимают, чувствуют природу. Задача подобных уроков -выявить личностное отношение к природе; уточнить свое собственное отношение к природе.

Особую роль играет творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода - найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства.

Что даст метод творческого самовыражения?

1. Новые возможности для самораскрытия подростка.

2. Еще один шанс подростку почувствовать себя и стать самим собой.

3. Укрепление и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал.

Всестороннее развитие школьников, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе. Обучение должно рассматриваться, как активное и творческое, продуктивное, интеллектуальное взаимодействие.

Выделенные нами основные критерии и показатели оценки по развитию творческих качеств у учащихся 5-9 классов на основе применения средств творчески-ориентированных технологий, являются надежным инструментом для измерения результативности мер экспериментального воздействия.

Участие автора в данном исследовании позволяет определить его, как включенный. При этом соискателю предоставляется возможность изучения влияния творчески-развивающих методик, учесть особенности обучаемых и своевременно вносить соответствующие коррективы.

В рамках научного исследования педагогический эксперимент проводился в естественных условиях образовательного процесса некоторых учебных заведений Владимирской области: МОУ СОШ № 1,2 г. Покров, г. Петушки, п. Городищи.

Условно он был разделён на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В ходе каждого этапа, последовательно и параллельно решался ряд взаимосвязанных задач.

Цель педагогического эксперимента заключалась в том, чтобы проверить действенность и эффективность теоретически разработанной комплексной программы - «Школа 21 век», как усовершенствованной методики в процессе развития творческих качеств на занятиях по гуманитарным дисциплинам (литература, музыка, мировая художественная культура + изобразительная деятельность) с учащимися 5-9 классов основных средних школ; с применением различных средств творчески-ориентированных технологий; выявить основные пути и педагогические условия совершенствования процесса развития творческих качеств у учащихся на занятиях по гуманитарным дисциплинам; создания оптимальной социально-педагогической среды в школе, способствующей развитию творческих качеств у учащихся; выработать практические рекомендации учителям школ по развитию творческих качеств у учащихся, с применением средств творчески-ориентированных технологий; по повышению качества методической подготовки учителей.

Исходя из этой цели, во время проведения занятий с учащимися нами решались следующие задачи:

- на первом этапе: а) формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ гуманитарных наук (литература, русский язык, музыка, мировая художественная культура + изобразительная деятельность); б) повышение мотивации обучения через активизацию и развитие творческих качеств в деятельности, развитие общих и специальных способностей (организация научно-практических конференций, «погружений», литературных чтений, в которых выявляются познавательные, ораторские, актерские, художественные способности учащихся); в) формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков (способность выражать свои чувства в форме сочинений, эссе, рассуждений на определенные темы, поделок, рисунков, слайдов и т.д.); г) формирование общих и специальных умений и навыков (интеграция разных дисциплин, изучение мифологии, библии, фольклора и т.д.).

- на втором этапе: а) освоение фундаментальных теоретических основ гуманитарных наук; б) развитие творческих качеств, специальных и практических способностей учащихся; в) овладение специальными приемами мыследеятельности; г) формирование целостной картины мира; д) овладение навыками научно-исследовательского труда; е) психолого-педагогическая диагностика профессиональной интеллектуальной деятельности учеников и учителей.

При разработке частной гипотезы опытно-экспериментальной работы в качестве базовой рассматривалась основная гипотеза исследования, а также, педагогические зависимости, выявленные в ходе анализа научных источников и современной практики процесса развития творческих качеств у учащихся 59 классов. Конкретизируя основную гипотезу, удалось сформулировать частную гипотезу экспериментальной части исследования, которая состоит в необходимости разработки комплекса творчески-развивающих методик, включающего в себя как традиционные педагогические технологии, так и творчески-ориентированные на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Предполагается, что разрешение выявленного противоречия возможно, если: во-первых, в образовательных учреждениях основного среднего образования существенно повысить качество и эффективность методической подготовки учителей, в т.ч. к применению разнообразных средств творчески-ориентированных технологий (на примере комплексной программы «Школа 21 век»); во-вторых, обеспечить педагогические условия для систематического, комплексного применения традиционных и средств творчески-ориентированных технологий в процессе развития творческих качеств у школьников на занятиях по гуманитарным дисциплинам; в-третьих, активно использовать средства творчески-ориентированных технологий в процессе развития творческих качеств у школьников.

Опытно - экспериментальная работа велась в течение 4.5-х лет (с конца 2004 по 2009 годы МОУ СОШ № 1,2 г. Покров, г. Петушки, п. Городищи. В первом (подготовительном) периоде было определено количество и состав экспериментальных групп (ЭГ). Общее число экспериментальных групп в названных школах составило 16 (в т.ч. в г. Покров - 8, г. Петушки — 4, п. Городищи - 4). В них были включены учащиеся 5-9 классов, изучающих гуманитарные предметы, численностью — 100 человек.1 В состав экспериментальных групп было включено 175 учащихся, в контрольных группах было представлено 172 чел. Соответственно были определены 2 контрольные группы (КГ) в тех же классах. Общая численность учащихся в контрольных группах составила 92 человека.

Предварительное обследование показало, что учащиеся, представленные в этих группах, были примерно одинаковы по составу, качеству учебно-познавательной деятельности, уровню общего развития и воспитанности. Для оценивания происходящих изменений в соответствующих группах учащихся в ходе подготовительного этапа исследования была разработана система критериев и показателей, на основе которых оценивалась эффективность процесса развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов, качество учебного процесса в целом. В качестве показателей успешности (результативности) данного процесса выступали: быстрота, гибкость мышления, оригинальность и самобытность предлагаемых идей, степень разработанности и детализации идей, их фантастичность, проявления любознательности учащихся. Содержанием основного этапа опытно-экспериментальной работы явилась реализация в ходе формирующего эксперимента специально-разработанной комплексной программы «Школа 21 век», направленной на развитие творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам и предусматривающей интегрированное применение традиционных и инновационных технологий и методик.

В ходе исследования осуществлялось педагогическое наблюдение и изучение деятельности 32 учителей, проводивших занятия в экспериментальных и контрольных группах. Целенаправленные педагогические воздействие в ходе формирующего эксперимента

1 Такой выбор обусловлен тем, что в большинстве этих групп автор исследования проводил учебные занятия. оказывались на 16 учителей 16 школ, которые проводили соответственно занятия в экспериментальных группах.

Такое количество участников эксперимента, а также их принадлежность к различным школам и направлениям по предметам, свидетельствует о репрезентативности исследования и позволило проверить выявленные тенденции, сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации по результатам экспериментальной части исследования. Распределение учащихся экспериментальных и контрольных групп приведено в табл. 2.2.1.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абрамова, Светлана Юрьевна, 2009 год

1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВИДА ИСКУССТВА

2. Апробация результатов опытно-экспериментальной части исследования проводилась посредством:

3. Основные этапы экспериментального исследования и анализего результатов

4. Для выделения критериев и показателей овладения способами деятельности в процессе развития творческих качеств у учащихся 5-9 классов на занятиях по гуманитарным дисциплинам, производилось изучение содержания понятий «критерий» и «показатель».

5. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 307.

6. См.: Современный толковый словарь русского языка /под редакцией С.А. Кузнецова. СПб., 2001. С. 300.

7. См.: Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. М., 2003. - Т.1. С.390.

8. Также, делаться оценки или классификация или как уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс.1

9. Следовательно, критерий оценки — это признак, на основании которого производиться оценивание чего-либо. Показатели — это проявления оцениваемого.

10. См.: Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М., 2002. С.497.

11. См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. С.37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.