Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля: региональный компонент тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Богоянова, Вера Павловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Богоянова, Вера Павловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНаМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ
1.1. Понятие и структура специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства
1.2. Специальные качества как фактор художественно-творческого развития и нравсгвенно-эстегаческош воспитания художника педагога
13. Психолого-педагогические условия развития специальных качеств художника-педагога
1.4. Художественный текстиль как универсальное средство всестороннего развития личности
1.4.1. Краткая история развития росписи ткани
1.4.2. Особенности выполнения набойки на Руси
1.5. Структура методической системы развития специальных качеств студентов средствами художественного текстиля
ВЫВОДЫ к: главе
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ СПЕЦИАЛЬНЬК КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ
2.1. Особенности мониторинговой системы в условиях художесгвенно-педагошческого образования
22. Результаты констатирующего эксперимента
2.3. Результаты обучающего эксперимента
2.4. Результаты контрольно-сравнительного эксперимента.
ВЫВОДЫ ко 2 главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Содержание и методы обучения основам декоративной композиции в системе подготовки художника-педагога: На материале текстильного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Кабижанова, Гульжанат Какеевна
Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике2007 год, кандидат педагогических наук Голованова, Марина Михайловна
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете1998 год, кандидат педагогических наук Ибрагимова, Равзалия Талховна
Развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по декоративно-прикладному искусству: Роспись ткани2006 год, кандидат педагогических наук Зарали, Наталья Васильевна
Развитие педагогических и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов: На материале начертательной геометрии и черчения2005 год, доктор педагогических наук Корзинова, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля: региональный компонент»
Проблема исследования и его актуальность. Проблема развития специальных компетентностных качеств студентов художественно-графических факультетов, являющихся специалистами в области художественного образования в современной системе высшей школы Российской Федерации, а также зарубежных научных школ рассматривается ведущими специалистами и нормативными документами Министерства науки и образования Федерального агентства по образованию. «Меры, принятые в 2001-2005 гг. создали базу для решения отечественной системой образования задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны», они отражены в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы. Планомерное совершенствование образовательного процесса, корректировка его направленности, структуры и содержания - конкретная необходимость для успешного и устойчивого развития общества. «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ — «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года». Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.
Сущность проблемы заключается в исследовании теоретико-методических аспектов развития специальных качеств будущего педагога художественным текстилем на основе использования этнокультурного наследия Южного федерального округа. Формирование профессиональной компетентности молодого педагога во многом зависит от мотивации к освоению будущей профессией. Эффективным методом повышения качества обучения является опора на художественные традиции многонациональных и межэтнических связей сформированных в методическую систему как принципиальную схему реализации в процессе образовательной деятельности. 3
Научно-теоретическое и методическое обоснование художественного образования в системе высшей школы раскрыты в работах Н.Н.Ростовцева, С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, С.П.Ломова, А.Е.Терентьева, В.К. Лебедко, H.H. Анисимова, Н.К. Шабанова.
В научных трудах ведущих ученых в области художественного образования аспекты профессиональной компетентности личности, закономерности их профессиональной подготовки и формирование будущего учителя отражались в исследованиях O.A. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В. А. Канн-Калика, A.C. Макаренко, Н.В. Половниковой, Л.П. Раченко, Л.И.Рувинского, К.Д. Ушинского, A.M. Щербакова и др. Содержание специальных качеств раскрыто в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна (1957), Б .Г. Ананьева (1980), Н.Д. Левитова (1960), Ф.Н. Гоноболина (1962, 1975), В.А. Крутецкого (1982, 1991), В.Д. Шадрикова (1983, 1991), Б.М. Теплова (1985), B.C. Мерлина (1986), Н.В. Кузьминой (1961, 1993), Э.А. Голубевой (1993), H.A. Аминова (1997), Б.Б. Коссова (1998), М.К. Кабардова (2000), Ю.П. Поваренкова (2002) и др. Формирование системного подхода и структуры специальных способностей художника-педагога изучены М.Т.Харламовой, Е. И. Корзиновой.
Теоретическое и дидактическое обоснование эффективности развития специальных качеств учителя изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного искусства (художественным текстилем) изложены в трудах В.П.Зинченко, З.И.Калмыковой, В.Г.Максимова, О.Г.Максимовой, Л.Г.Медведева, В.А. Моляко, А. А. Прищепы, П.И. Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной, Т.И.Шамовой, В.Д. Шадрикова, A.C. Хворостова, В.И. Козлова, Т.Я. Шпикаловой, и других.
Основываясь на научных исследованиях в области художественного образования и смежных наук, проблема соответствия профессиональному уровню требует дальнейшего исследования, в связи с новыми открытиями в историко-этнографической сфере, появлением новых современных технологий декоративного искусства, а также необходимости соответствия подготовки студентов общественно-экономическому строю, постоянно развивающемуся современному обществу. Инновационные тенденции художественного обучения в сфере мирового образовательного пространства позволяют соответствовать профессиональным компетенциям, а также формировать теорию и методику обучения декоративному искусству с учетом изменяющихся условий образовательного пространства.
Сфера художественного текстиля одна из наиболее востребованных областей декоративно-прикладного искусства студентами художественно-графических факультетов, способствует эффективному развитию специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства.
Занятия художественным текстилем наиболее благоприятная почва для развития специальных качеств. Она доступна с раннего детского возраста и имеет огромный учебно-творческий потенциал. Для студентов начальных курсов художественно-графических факультетов роспись, вышивка, набивка, плетение являются наиболее доступными, посильными, способствующие раскрытию индивидуальных качеств, используемых в заданиях инновационной методики опережения. Сущность, которой предполагает поэтапное усложнение материала и повышение результата, что способствует повышению качества обучения и формированию профессиональной компетентности.
Одной из особенностей обучения студентов художественно-графических факультетов является региональный компонент как фактор, влияющий на особенности, специфику подготовки студентов высших учебных заведений Южного федерального округа. Особенности этнокультурных групп в обычаях, традициях, социокультурных коммуникациях формируют особый тип мышления, оперирующий условными знаковыми формами, что в свою очередь затрудняет восприятие трехмерного пространства и оказывает влияние на качество обучения академических дисциплинам, рисунку, живописи, скульптуре. В изучении дисциплин декоративно-прикладного искусства, языковой формой выразительности которых является декоративный элемент, знак, условное пятно, студенты решают на более высоком учебно-творческом уровне.
Как показывает исследование, уже в подростковом возрасте активное развитие в обучении приобретает логическое мышление, и уже в школьном возрасте имеет важное значение в мотивации заданий и актуализации проблем. Т.к. включаются другие психические процессы, и репродуктивные знания уступают место реальным мыслительным процессам. Таким образом, создаются психолого-педагогические условия развития специальных качеств на основе адекватности мыслительных процессов возрастному цензу и наличию образно-логического мышления, с учетом изобразительного знака декоративного искусства.
Таким образом, определилась область исследования, что позволило сформулировать проблему — развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля.
В условиях формирования принципиально новой структуры образовательной системы исключительно важным является подготовка учителя изобразительного искусства наделенного специальными качествами в условиях интеграции образовательного процесса, основанного на тенденциях художественного и этнокультурного наследия.
Преподаватель изобразительного искусства должен обладать высоким уровнем специальных качеств, т.к. основой его профессиональной деятельности является художественно-педагогическое творчество с учетом владения основами изобразительного и декоративного искусств. Таким образом, необходимость более глубокого изучения и развития условий формирования специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства, доказывает актуальность данной проблемы. Потребность общества в автономной, профессионально грамотной личности, квалифицированном специалисте, реализующем свой творческий потенциал в деятельности общества, свидетельствует о своевременности и целесообразности данного исследования.
Цель исследования: решение проблемы исследования посредством разработки методической системы, направленной на развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля.
Гипотеза исследования: развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля будет успешно, если разработать методическую систему, включающую в себя: цели, задачи и содержание развития специальных качеств (использование средств художественного текстиля на основе этнокультурных традиций региона, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в систему факторов, составляющих профессиональную компетентность);
- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств художественного текстиля, способствующих развитию специальных качеств;
- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.
Предмет исследования. Методика развития специальных знаний, умений, навыков будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения художественному текстилю.
Объект исследования. Процесс обучения студентов начальных курсов художественно-графических факультетов художественному текстилю.
В соответствии с целью и гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить и проанализировать структуру специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства;
- определить условия и психолого-педагогические предпосылки развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства;
- изучить психолого-педагогические, методические аспекты усвоения знаний по художественному текстилю в обучении студентов, способствующих развитию специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства; определить основные знания, умения и навыки в области художественного текстиля, необходимые будущему учителю для практической педагогической деятельности в условиях регионального образовательного компонента;
- спроектировать и реализовать педагогические методы развития специальных качеств учителя;
- разработать методическую систему образовательного процесса, направленную на алгоритм овладения студентами понятийно-терминологического аппарата и методикой использования выразительных и изобразительных средств художественного текстиля;
- провести мониторинг развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе занятий по художественному текстилю на начальном образовательном этапе.
Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, психологов, педагогов; достижения современной педагогической науки (концепция о формировании способностей в деятельности, деятельностно-творческий подход к образованию), нормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также научные изыскания по проблеме исследования.
В ходе эксперимента применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования: учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, декоративному и изобразительному искусству;
- исследование историко-архивных документов;
- изучение фольклора, этнокультуры, межнациональной коммуникации;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом, познавательной и художественно-творческой деятельностью студентов;
- анализ выполненных в процессе обучения учебно-творческих работ студентов по художественному текстилю;
- разработка теоретических положений развития специальных качеств в процессе освоения художественного текстиля;
- подбор и составление учебных заданий;
- экспериментальное обучение, диагностика, обработка полученных результатов;
Организация исследования. Экспериментальную базу исследования составили художественно-графические факультеты г. г. Ростова-на-Дону, Москвы, Карачаевска, Махачкалы, Краснодара, Воронежа. Экспериментальна работа проводилась в 2006-2009 гг., в эксперименте участвовали студенты 2-3-х курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».
Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе (2006-2007 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития специальных качеств студентов педагогических вузов, определение структуры, целей, задач, содержания, методов подготовки педагогических кадров, обучающихся по дисциплинам декоративно-прикладного цикла в разделе «Художественный текстиль», осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретико-методического обоснования организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в процессе освоения основ художественного текстиля, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному развитию специальных качеств студентов, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.
На третьем этапе (2008-2009 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации методической системы организационно-педагогического обеспечения развития специальных качеств в процессе проведения художественно-оформительской практики, с использованием изделий художественного текстиля, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выразительные и изобразительные средства художественного текстиля, обеспечивающие развитие специальных качеств будущих учителей изобразительного искусства
2. Методическая системы развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля, включающая в себя: цели, задачи и содержание развития специальных качеств (использование средств художественного текстиля для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, организация разнообразных форм проведения занятий по курсу «Основы декоративно-прикладного искусства с практикумом»);
- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств художественного текстиля, и способствующих развитию специальных качеств.
3. Критерии оценки развития специальных качеств средствами декоративно-прикладного искусства.
4. Научно обоснованный и подтвержденный ходом исследования вывод о том, что развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля открывает новые возможности для самореализации, творческой педагогической деятельности и создает условия профессиональной компетентности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрительную оценку на заседаниях кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Педагогического института «Южного федерального университета», на семинарах Академии молодых исследователей «Психолого-педагогическое предпосылки развития чувства ритма у студентов младших курсов ХГФ на занятиях декоративной вышивки» (г. Ростов-на-Дону) в докладе: «Влияние декоративного искусства на развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства», в докладе «Художественный текстиль как средство формирования профессиональных качеств студентов художественно-графических факультетов» (Ростов-на-Дону, 2009), Основные положения нашли практическое применение в дисциплинах декоративно-прикладной направленности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Изучено значение мотивации в процессе формирования творческих способностей как фактора специальных качеств учителя изобразительного искусства.
2. Выявлено значение этнокультурных и национальных особенностей на эффективность мотивации в учебно-творческом процессе.
3. Дано научно-методическое обоснование возможности развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля.
4. Разработано содержание учебного курса «Основы художественного текстиля», с использованием межпредметных связей, направленное на развитие специальных качеств учителя изобразительного искусства с расширением и уточнением целей и задач дисциплины.
5. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля, включающая в себя:
- цели, задачи и содержание учебного курса, направленного на развитие специальных качеств (использование средств художественного текстиля для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, организацию разнообразных форм проведения занятий по дисциплине «Основы художественного текстиля»);
- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств художественного текстиля, способствующую развитию специальных качеств;
- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.
6. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение средств художественного текстиля обеспечивает поэтапное развитие специальных качеств у будущих учителей изобразительного искусства и создает условия для вхождения в педагогическую профессию.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания:
- вариативность и полинаправленность обучающего процесса;
- обосновано решение проблемы развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля;
- выявлены психолого-педагогические условия развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства (студентов 2-3-х курсов) в процессе обучения художественному текстилю;
- уточнено содержание учебного курса «Художественный текстиль», способствующего наиболее эффективному развитию специальных качеств студентов 2-3-х курсов как будущих учителей изобразительного искусства;
- разработаны методические рекомендации освоения технологий художественной обработки ткани, способствующие эффективному развитию специальных качеств будущих учителей изобразительного искусства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они успешно внедрены в практику преподавания художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также могут использоваться при разработке методических рекомендаций, подборе тематики и содержании занятий, направленных на развитие специальных качеств учителя изобразительного искусства; предложенные в исследовании методические разработки могут быть применены в образовательном процессе высших и средних учебных заведений художественной направленности в качестве методической системы эффективного освоения различных видов декоративно-прикладного искусства по разделу «Художественный текстиль», в организации обучения старших школьников, на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.
Сформированная учебно-методическая система на основе исторических, этнокультурных, национальных особенностей региона в области декоративного искусства (художественный текстиль), позволяет повышать качество профессиональной подготовки молодых учителей изобразительного искусства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства2011 год, кандидат педагогических наук Козлякова, Надежда Владимировна
Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана: На примере изучения национального изобразительного искусства2001 год, доктор педагогических наук Кемешев, Диллабай Анварович
Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника2006 год, кандидат педагогических наук Шайгозова, Жанерке Наурызбаевна
Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана2002 год, доктор педагогических наук Асылханов, Ермек Сабырович
Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов2000 год, доктор педагогических наук Ломов, Станислав Петрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Богоянова, Вера Павловна
Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Применение в учебном процессе художественно-графических факультетов разработанной методической системы по курсу «Художественный текстиль», способствует развитию специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства.
Однако проведенное исследование не разрешает всех проблем образовательного процесса подготовки учителя изобразительного искусства средствами художественного текстиля, поскольку сфера народного художественного творчества, профессионального декоративного искусства весьма многообразна и диапазон развития художественно-профессиональных качеств студентов может быть расширен на основе новых исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ исследований и опытно-экспериментальная работа позволили получить следующие результаты:
1. Обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,
2. Подробно рассмотрено понятие «специальные качества» Для будущих квалифицированных специалистов основу профессионально важных качеств составляют способности и характерологические черты. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности. Специальные качества влияют на эффективность труда, являются предпосылкой и, результатом профессиональной деятельности, совершенствуются в ней.
Классификации специальных качеств учителя изобразительного искусства с подробным описанием компонентов были составлены Е.А. Климовым, Н.Д. Левитовым, Ф. Н. Гоноболиным, A.B. Карповым, А.К. Марковой, В.А. Крутецким и другими исследователями.
За основу исследования специальных качеств нами была принята систематизация, предложенная Н.С. Кузьминой в рамках функционального подхода, объединяющей множество компонентов в систему из пяти составляющих: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
3. Раскрыты психолого-педагогические условия развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства и возможности влияния обучения художественному текстилю на компоненты специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Рассмотрены концептуальные позиции вопроса личностно-профессионального становления человека в контексте личностного, деятельностного, профессиональноориентированного и возрастного подходов, реализуемых в рамках личностно - ориентированного непрерывного профессионального образования.
4. Рассмотрены возможности позитивного влияния художественного текстиля на становление компонентов специальных качеств и переноса новообразований, полученных в художественно-творческих процессах для профессионально-педагогической деятельности.
5. Разработана методическая система, способствующая развитию специальных качеств учителя изобразительного искусства в процессе обучения художественному текстилю. Главным отличием разрабатываемой методики является то, что развития специальных качеств осуществляется в процессе художественной обработки ткани, многонациональном социуме студентов, региональных условий обучения, с учетом использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
6. Уточнены компоненты методической системы: цели, задачи и содержание учебного курса «Художественный текстиль», формы проведения занятий, дидактические принципы, методические приемы, средства обеспечения учебных, развивающих, познавательных процессов.
Цель учебного курса «Художественный текстиль»: развить специальные качества студентов как будущих учителей изобразительного искусства; научить технике и технологии художественной обработки ткани, развить художественно-эстетический вкус, воспитать граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование образования. Выявлены знания, умения и навыки в области художественного текстиля, необходимые будущему учителю изобразительного искусства для практической педагогической деятельности в условиях многонационального образовательного пространства.
Исходя из цели уточнено и расширено содержание учебного курса, состоящего из теоретического и практического блоков. Содержание учебного курса «Художественный текстиль» открывает новые возможности применения синтеза знаний по изученным дисциплинам накопленных за период обучения на художественно-графическом факультете при выполнении учебных заданий средствами декоративно-прикладного искусства. Особенно это актуально для дисциплин предметной подготовки: история изобразительного искусства, перспектива, рисунок, живопись, композиция, основы теории декоративно-прикладного искусства, художественное оформление в школе.
Выявлены психофизиологические и эргономические требования к организации учебного процесса по художественной обработки ткани.
7. Выделены и обоснованы критерии развитости специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства и выбраны методы их диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, использовались результаты выполнения текущих заданий, результаты просмотров и сдачи сессии.
1. Диагностика уровня знаний, умений, навыков в области художественной обработки ткани осуществлялась методом опроса, а также по результатам практических заданий и в соответствии с таксономией целей обучения (Б.Блум) выявлялся уровень овладения знаниями. Также проверялось развитие мышления, памяти, внимания.
2. Проводилось наблюдение за процессом выполнения студентами практических заданий, фиксировалось отношение студентов к выполняемой работе, мотивация, способность анализировать, творчески перерабатывать новый учебный материал, последовательно осваивать технологические процессы, формировать художественно-образную структуру декоративного произведения.
2. Для выявления влияния нашей методики на общий уровень успеваемости студентов мы зафиксировали и провели сравнительный анализ оценочных показателей по итогам сессий.
3. Для определения уровня специальных качеств в профессиональном предпочтении использован опросник В. Гербачевского, предназначенный для диагностики мотивационной структуры личности, также использовались бланки самооценки личности и опросник самооценки творческого потенциала.
4. Для диагностики коммуникативных качеств будущих учителей изобразительного искусства нами была выбрана методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (КОС-2) и диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Опросник «С^-сортировка», разработанный В. Стефансоном (1958) представляет собой эмпирический метод определения того, каким человек себя представляет и каким хотел бы быть; позволяет определить основные тенденции поведения человека в реальной группе.
5. Для выявления структуры ценностных ориентаций студентов был использован опросник С.С. Бубнова, направленный на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.
6. Уровень социальной зрелости диагностировался на основе определения локуса контроля (Д. Роттер), который является важной интегральной характеристикой личности, показателем отношения к себе и отношения к окружающему миру. Локус является устойчивым свойством индивида и формируется в процессе его социализации.
7. Подробно рассмотрен ход и результаты проведения констатирующего, обучающего и контрольно-сравнительного экспериментов.
На этапе формирующего эксперимента реализовывались в учебно-творческом процессе обучения по художественному текстилю положения теоретически разработанной методической системы, направленной на развитие специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Учебный курс состоял из теоретических и практических занятий.
Одновременно с объяснением теоретического материала преподавателем, студенты соотносили полученные сведения с практикой. Сразу после завершения теоретической части занятия, студенты начинали работать над практическим заданием для закрепления пройденного материала и снижения уровня забывания теоретических положений.
Важное значение в содержании занятий уделялось ориентации на развитие умений, навыков и способностей освоения декоративного языка, выбора темы и художественно-образного строя декоративного произведения.
Задания выполнялись в индивидуальном темпе, соответствующем скорости протекания нервно-психических процессов, что стимулировало глубину и прочность усвоения, благодаря чему обучаемые получали возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.
Эмоционально-положительный настрой занятий поддерживается при помощи использования аудио и видео ряда, поддерживающего основной очаг внимания студентов.
В процессе выполнения практических заданий преподавателем применялись следующие методы: метод фронтальной работы, метод индивидуальной работы со студентами, метод личного показа.
8. Результаты экспериментального обучения были оформлены в таблицы и представлены в диаграммах.
Основываясь на результатах эксперимента, можно сделать вывод о повышении уровня гностического компонента специальных качеств: система знаний, умений (основа профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность); повысился уровень знаний, умений и навыков в области владения приемами обработки художественного текстиля (начальный — высокий); и повысился общий уровень успеваемости по предметам.
В результате обработки и сравнения нами были выявлены различные показатели самооценки творческого потенциала: в группе на этапе констатирующего эксперимента - 56, 5 %, в контрольной группе после окончания формирующего этапа - 59,3, в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента - 76, 1 % , что является высоким показателем, но не результатом завышенной самооценки (выше 85%). Таким образом показатель самооценки творческого потенциала в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем повысился на 19,6 %; а этот же показатели в контрольной группе увеличились на 2,8 %. Положительная разница результата уровня экспериментальной группы к результатам контрольной составляет 16,8 %.
Сравнительный анализ развития уровня показателей специальных качеств в профессиональном предпочтении студентов до и после формирующего эксперимента выявил более положительные тенденции развития показателей мотивационной структуры в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Наиболее положительная динамика развития была отмечена в экспериментальной группе по показателям: волевого усилия - разница показателей контрольной и экспериментальной групп составила 4,8 балла; инициативности - 6 баллов; значимости результатов деятельности - 3,4 балла; ожидаемого уровня результатов — 4,4 балла. Еще одной положительной тенденцией можно считать снижение значения мотива избегания - разница показателей контрольной и экспериментальной групп составила 3,6 балла.
В результате обработки данных развития коммуникативных склонностей, нами была выявлена различная их динамика: в экспериментальной группе на этапе формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим показатель возрос на 18%; а в контрольной — на 2 %. Процентная разница показателей развития этих склонностей контрольной и экспериментальной групп составила 16 % в пользу последней.
Развитие организаторских склонностей также проходило не равнозначно: в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента показатель увеличился от уровня констатирующего этапа на 18%; в контрольной группе - на 6,5 %. Разница показателей развития этих склонностей в контрольной и экспериментальной группах составила 11 % с положительным перевесом в экспериментальной группе.
В результате исследования были выявлены различные уровни коммуникативной нетерпимости к окружающим в контрольной и экспериментальной группах. Сравнительный анализ позволил подвести итоги: в контрольной группе после этапа формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим результат коммуникативной нетерпимости снизился - на 1,5 %; в экспериментальной группе после формирующего эксперимента - 13,7 %. Разница показателей свидетельствует о повышении уровня коммуникативной толерантности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 12,2 %.
По результатам исследования реальной структуры ценностных ориентаций изменилась значимость поликомпонентных ценностей: возросло значение художественно-эстетических ценностей, имевших низкие показатели.
Показатель уровня локализации контроля имеет тенденцию; преобладание интернальных альтернатив (склонность принятия на себя ответственности за происходящие события).
Таким образом, в результате контрольно-сравнительного эксперимента был выявлен существенный рост значений по выделенным критериям в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанной методической системы развития специальных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения художественному текстилю.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Богоянова, Вера Павловна, 2009 год
1. Абдуллина О. Мониторинг качества педагогической подготовки //Высшее образование в России. 1998 - № 1. - С. 16-19
2. Абрамов А. Образование в политике и политика в образовании //Вестник высшей школы. 1999 - № 4
3. Абульханова К.А. Время жизни и время личности. СПб.:Алетейя, 2001
4. Агошкова Анастасия Николаевна Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза (на материале архитектурно-строительного черчения). Автореферат дис.канд. пед. наук. -М. 2006.- 19 с.
5. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. - 128 с.
6. Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. Спб., 2007. - 192 с.:ил. - (серия «Практическая психология»).
7. Алексеева Л. Н. Модель личностно-профессионального становления человека/ Служба практической психологии образования МО РФ.
8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
9. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе //Педагогика. 1991 -№ Ю. С. 42-45
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1989, стр 5-8.
11. И. Андреев А.Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры М.: Знание, 1987. 60 с.
12. Андреев А.Л. Мир искусства и мир политики М.: Знание, 1990. 62 с.
13. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория М.: Знание, 1981. 64 с.
14. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исседов-ательской деятельности. — М.,1981. -291с., с ил.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999. 313 с.
16. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
17. Андрей В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988. 187с.
18. Антипова В.М. Система внутришкольного педагогического мониторинга г. Ростова-на-Дону Ростов-на-Дону, 1996. 75 с.
19. Аркин Д. Мастера искусства об искусстве М.: Т.З, 824 с
20. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
21. Ахлибинский Б.В., Храленко H.H. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. JL, 1989
22. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.-207 с.
23. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общеобразовательный аспект. -М.: Просвещение, 1977.-180 с.
24. Батаршев А. В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. СПб.: Питер, 2007. - 192с.: ил. — (Серия «Практическая психология».
25. Белова В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков. Автореф. Дис.на сосикание ученой степени канд.пед.наук (13.00.01). М., 1986
26. Бердяев H.A. Кризис искусства М., 1918
27. Бердяев H.A. Самопознание М.: Мысль, 1991. 320 с.
28. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования Дис. докт.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. 430 с.
29. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1999 - № 1.
30. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. - 1996 - № 2. - С. 31-36
31. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М., 1995
32. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. М. - 1993 - № 5. - С. 16-25
33. Бранский В.П. Искусство и философия Калиниград: «Янтарный сказ», 1999. 704 с
34. Буровкина JI.A. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: Монография. М.: МГПУ, 2008. - 124 с.
35. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности М., 1989
36. Буров А.И., Печко Л.П., Петрова Ю.Н. Эстетическое воспитание в школе -М., 1980. 168 с.
37. Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования /Этология человека на пороге XXI века. М. -1999
38. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства М., 1966. 118 с.
39. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская K.P. Психологическая диагностика и новые информационные технологии СПб., 1997
40. Введение в педагогическую культуру /Под. ред. Е.В. Бондаревской Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995
41. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России //Высшее образование в России. 1996 - № 1.
42. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1990.- 238 с.
43. Веремьев A.A. Эстетическое воспитание в системе педагогического образования Брянск, 2001
44. Веремьев А.А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи //Искусство и образование. № 3 (21) 02 - С.8
45. Вопросы искусствоведения М. - XI - 2 - 97. 640 с.
46. Вопросы искусствоведения М. - XI - 2 - 97. 640 с.
47. Вопросы искусствоведения. М. — 1 — 96. 640 с.
48. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусствам.: Прометей, 1999
49. Воронин Т.П. Кашица В.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.- 108 с.
50. Выготский JI.C. Психология искусства М.: Искусство, 1975
51. Выготский JI.C. Психология искусства. — М., 1986, -.460 с.
52. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопр. психол. 1994. № 4. 160 с.
53. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского университета, 1988. -255 с.
54. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского университета, 1988. -255 с.
55. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994. - 87с
56. Голованова М.М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусств в процессе обучения компьютерной графике: Автореф. дисс. . к.п.н. М., 2007
57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -244с.
58. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.-142 с.
59. Джидарьян И. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с.
60. Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Автореф. канд. дис. Пермь, 1999. 60с.
61. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 2000. -440 с.
62. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. -Мн.: Харвест, 2004. 576с. - (Библиотека практической психологии).С.229-230, 401, 402, 403.
63. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.,1999. -320 с.
64. Ерошенко Ю.В. Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры. Автореферат дис.канд. пед. наук. М. 2006.22 с.
65. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема //Дополнительное образование. — 2001 -№ 10.-С. 16
66. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития -М., 1998
67. Загрекова, JI.B. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова JI.B., Николина B.B. М.: Высш. шк.,2004.- 157 е.: ил.
68. Занков JI.B. Обучение и развитие. М., 1975.
69. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения. М., 1992. — 41, II.
70. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. М., 2006.- 240 с.
71. Зернов В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография М.: Российский новый университет, 1999. 200 с.
72. Игнатенко JI.A. Процесс формирования профессионально- педагогическойнаправленности студентов университета. Автореферат дис.канд. пед. наук. -Одесса. 1990.-22 с.
73. Искусство дизайна с компьютером и без./Пер.с англ. - М.: Кудиц-Образ, 2004. - 208 с.
74. Исполнева Ю.А. Художественное плетение. Азбука макраме, Астрель, 2001.
75. История мирового искусства М.: БММ АО, 1998. 724 с.
76. Казилов Г.Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры (на материале Республики Дагестан) Дис. докт.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. 346 с.
77. Карпенко М.П. Становление новой педагогической парадигмы и ее технологическое обеспечение //Мир психологии. — 1999 № 3.
78. Карпова Н.К. Теоретические основы ситеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Дис. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.-170 с.
79. Киященко Н.И. Художественно-эстетическое образование -фундаментальное основание культуры //Искусство и образование. № 3 (17)01 - С. 6
80. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Теория отражения и проблема эстетики -М., 1983.220 с.
81. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Эстетическое творчество М., 1984
82. Корзинова Е.И. Структура профессиональных художественно-графических способностей студентов педвузов, МПГУ
83. Краузе Анна. Макраме (альбом). Ташкент, 1986.
84. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. СПб:БХВ; Петербург, 1999.- 416 е., ил.
85. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.
86. Кузин B.C. Психология М.: «Агар», 1997. 304 с.
87. Кузьмина М. «Азбука плетения» ,Москва, Легпромбытиздат,1992.
88. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики JL, 1984
89. Курилова Т. Н. Педагогическая подготовка учителя в России: историографический анализ. // Советская педагогика. 1991. - № 11. - С. 81-86.
90. Лаптева Г. С. Проблемное обучение в системе подготовки учителя в университете. // Актуальные проблемы подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского унта, 1991.- 128 с.-С. 10-12.
91. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960
92. Лекции по общей психологии: Учебное пособие / Л.Б. Ительсон. Мн., 2003. - 896 с. - (Библиотека практической психологии).
93. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1972
94. Леонтьев Э.В. Искусство и реальность Л., 1972
95. Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении Санкт-Петербург, 1992
96. Макраме (альбом). Изд."Мона" в серии "Лотос", Прага, 1977.
97. Максимова М., Кузьмина М. «Лоскутики»
98. Малый энциклопедический словарь С-Пб.: Брокгауз и Эфрон, 1907
99. Масленникова H.H. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета. Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 180 с.
100. Матросов В. Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М., 2001. - 46с.
101. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. 1994 - № 2. - С. 9
102. Мельников В.M., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию М., 1985
103. Мешков Н. И. Концепция многоуровневой подготовки преподавательских кадров в университетах. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 56 с.
104. Мутер Р. История живописи в XIX в. М.: Искусство, 1975. - Т. 1. 530 с.
105. Национальная доктрина образования в Российской Федерации октябрь 2000 г.
106. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996., с 51
107. Общая психология: Курс лекций/ Сост. Е.И.Рогов. М., 1995. - 448 с.
108. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве Хрестоматия /Под.ред. H.H. Ростовцева М., 1989.
109. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 19600 74. М., 1974. - 58с.
110. Педагогика профессионального образования: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под.ред. В.А. Саластенина. -М., 2004. 368 с.
111. Педагогическая психология: конспект лекций/ сост. C.B. Кошелева. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. 94,2. е.: ил. - (Университетская библиотека).
112. Педагогическая психология: конспект лекций/ сост. C.B. Кошелева. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. 94, 2. е.: ил. - (Университетская библиотека)
113. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства JL: Изд-во Ленинградский университет, 1980. 188 с.
114. Петровский A.B. Новое педагогическое мышление. М., 1989.
115. Полная энциклопедия женских рукоделий. Плетение: каймы, бахромы, шнуры.
116. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1998
117. Прищепа A.A. Декоративное искусство как предыстория зарождения дизайна . Ростов-н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. - 162 с.
118. Прищепа A.A. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст). Автореферат дис. .докт. пед. наук. М. 2004.- 20 с.
119. Прищепа A.A., Никифоров Б.Т. Ювелирное искусство. Ростов-н/Д: ДГТУ, 2004. - 192 с.
120. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании //Сборник научных статей. М., 1998
121. Психология высшей школы/ М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, С.л. Кандыбович. Мн., 2006. - 416 с.
122. Психология труда: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / A.B. Карпов и др.; пд. Ред. Проф. A.B. Карпова. М., 2005. - 350 с.
123. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В.Сельченок. Мн.:Харвест, 1999. - 752 е.
124. Пугач В.А. Развитие творческого воображения студентов начальных курсов художественно-графического факультета на занятиях живописью натюрморта: Автореф. дисс. . к.п.н. М., 2009
125. Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М., 1991
126. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.
127. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности //Вопросы психологии. М., 1995. № 1. С. 13-24
128. Рерих H.K. Обитель света М.: Международный центр Рерихов, 1992
129. Ростовцев H.H. Рисунок. Живопись. Композиция М.: Просвещение, 1989. 207 с.
130. Сабашников Е. История мирового искусства М.: БММАО, 1998
131. Секунова Т.Н. Волшебные узоры. Самарский дом печати, 1994.
132. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. — 743 с.
133. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991.- 240 с.
134. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). Красноярск: КрГУ, 2002. 367 с.
135. Соколова Р.И. О новом мировоззрении //Искусство и образование. №4 (18) 01. С. 44
136. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.,Просвещение, 1990.
137. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебн. Пособие/В.А. Сонин (автор-составитель). СПб.:, 2004. - 408 с.
138. СоснинаТ.М. Макраме. Художественное плетение. Лениздат, 1985.
139. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка) М., 1998
140. Спирин П.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.(С. 11,13,14.)-49 с.
141. Спирин П.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.(С. 11,13,14.)-49 с.
142. Стасевич В.Н. Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. унта, 2003. 86 с.
143. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия //Педагогика. 2000 - № 2. - С. 3-10
144. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т., т.1., М., 1985.- 328 с.(.стр16)
145. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1985. 328 с.
146. Теплов Б. М. Способности и одаренность// ученые записки государственного института психологии. Т.2. М., 1973. -58 с.
147. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства М.: «Прометей, 1990. 180 с.
148. Терешкович Т.А.Изд. «Минск Хэлтон 2001» из серии «Секреты Макраме»
149. Толстой JI.H. Литература, искусство М.: Современник, 1978. 272 с.
150. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы. М., 2003 — 321 с
151. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. -М., 2005.-280 с.
152. Трайнев И.В., Горнштейн М.Ю. Организация контроля качества учебного процесса/ Под общ. Ред. Проф. И.М. Ващенко. М., 2003. - 128с.
153. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. В.Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
154. Трубникова Л. А. Методические рекомендации к выполнению практических работ по ручному ковроткачеству / для Центра эстетичекского воспитания студентов ХГФ, руководителей кружков/. — Ростов-н/Д: РГПИ, 1988. 12 с.
155. Труды академии художеств М.: Искусство, 1983. 270 с.
156. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 г.г. апрель 2000 г.
157. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»
158. Фолькельт И. Современные вопросы эстетики СПб.: Изд-во журнала «Образование», 1900. 240 с.
159. Харламова Т.М. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления: Автореф. канд. дис. Пермь, 2003 -20 с.
160. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002. - 467с.
161. Хон P.JI. Педагогическая психология: Принципы обучения: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 736 с.
162. Хрусталева Т.М. Психологические аспекты развития профессиональных способностей учителя-предметника Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя: Автореф. дис. канд. псих.наук Пермь, 1993. — 16 с
163. Хрусталева Т.М., Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре деятельности учителей-предметников // Вопр. психол. 2003. № 3. с
164. Художественное творчество JL, 1983. 220 с.
165. Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991. 192 с.
166. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. -М., 2000. -266 с.
167. Цветаева М. Об искусстве М.: Искусство, 1991. 479 с.
168. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Дис. док.пед.наук Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 442 с
169. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
170. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд.,перераб. И доп. М., 1996. 320 с.
171. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: Автореф. канд. дис. Пермь,
172. Шевякова О.Н. Новые информационные технологии как основа профессионального роста учителя искусства./ Центр непрерывного художественного образования (Департамент образования Москвы)/
173. Шепилова В.А. Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма (региональный аспект): Автореф. дисс. . к.п.н. М., 2007
174. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе -М., 1998
175. Шиянов E.H. Гуманизация образовательной и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие М.: Ставрополь, 1991. 180 с.
176. Щекатунова А.Д. Образовательная модель «школа — школа искусств» как личностно-развивающаяся система: Автореф. дис. . канд. пед.наук. Волгоград, 1995. 22 с.
177. Щепотин А.Ф. О системном подходе к совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами//Специалист. 2001. - №8.
178. Щепотин А.Ф., Черноглазкин С.Ю., Шеховцов А.П. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: ИПР СПО, 2002 -334 с.
179. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
180. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М.,1997.
181. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дисс. д.п.н. М., 1984. 32 с.
182. Яблокова JI.B. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления //Преподаватель. 2000 - № 4.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.