Развитие отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Конаныхин, Юрий Павлович

  • Конаныхин, Юрий Павлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Конаныхин, Юрий Павлович. Развитие отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Конаныхин, Юрий Павлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1. Генезис возникновения и актуализации проблемы целесообразного включения компьютерных игр в контекст общеличностного совершенствования детей и подростков.

1.2. Психолого-педагогический анализ мировой и отечественной научной и методической литературы по вопросам развёртывания образовательного потенциала игры в формировании личности младшего школьника.

1.3. Характеристика первопроходческих теоретических трудов отечественных учёных в области воспитания младших школьников с помощью компьютерных игр.

1.4. Современные отечественные интерпретации роли и методической инструментовки использования компьютерных игр в воспитании детей 6-9-летнего возраста.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ

2.1. Современное состояние компьютерно-игровой базы для общеобразовательных школ и внешкольных детских учреждений.

2.2. Анализ отечественного опыта применения электронных игр для общеличностного совершенствования детей младшего школьного возраста.

2.3. Характеристика принципиальной модели теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения процесса общеличностного развития младших школьников через применение электронно-игровой техники.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов»

В условиях широкого демократического реформирования социально-политической, экономической и духовно-культурной жизни Российской Федерации соответственно происходящим переменам усложняются характер и содержание подготовки подрастающих поколений к полноценному участию в общественно-трудовых процессах.

В школьно-учебную, буднично-домашнюю и развлекательно-досуговую повседневность нынешних школьников всё ощутимее вторгается научно-технический прогресс. Практически все дети младшего школьного возраста могут быть так или иначе подверженными воздействию электронно-игровой техники, которое чувствительно опосредует результаты образовательно-воспитательной деятельности учителей и всех лиц, причастных к занятиям с мальчиками и девочками из начальных классов.

Теоретическое и практическое решение педагогических задач, связанных с эффективным использованием воспитательно-развивающего потенциала компьютерной игротеки в работе с учащимися 6-9-летнего возраста, становится актуальным направлением опытно-экспериментальной деятельности отечественных учёных. Оно осуществляется на базе и в рамках теоретико-методологических позиций относительно применения игры во всестороннем совершенствовании подрастающих поколений, разработанных Ш. А. Амонашвили, О. С. Богдановой, JI. И. Божович, JI. С. Выготским, Н. Ф. Головановой, В. В. Давыдовым, И. П. Ивановым, И. Ф. Каптеревым, А. Н. Леонтьевым, А. А. Люблинской, В. И. Петровой, П. И. Пидкасистым, С. Л. Рубинштейном, Ж. С. Хайдаровым, С. А. Шмаковым, Д. Б. Элькониным.

Специфические особенности реализации дидактических и воспитательных принципов в процессе приобщения младших школьников к компьютерным играм стали непосредственным или опосредованным предметом научного освоения у С. Б. Водолеева, Г. Г. Гнездиловой, О. А. Гончарова, Т. В. Добудько, О. Ю. Ермолаева, Т. М. Марютиной, А. П. Журавлёва, В. В. Петрусинского, Т. Б. Романовского, Г. В. Сенина, Л. В. Шеншева, JI. И. Ястребова. Их подходы к рассмотрению соответствующих социально-психологических и педагогико-методических феноменов в целом согласуются с сущностью и содержанием мнений на этот счёт, высказанных такими известными зарубежными специалистами, как Э. Берн, К, Валнум, Р. Вильяме, Г. Клейман, Дж. Клейсон, Г. Л. Лэндрет, К. Маклин, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Персивал, Д. Р. Роут-ледж, Дж. Солпитер, Й. Хейзинга, Э. Эддинал, Г. Эллингтон.

Ознакомление с научно-педагогической литературой по теме привело нас к выводу о том, что анализ и обобщение наработок в области включения компьютерно-игрового потенциала в контекст образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста пока не стали объектом пристальных изысканий российских учёных, и это обстоятельство объективно не позволяет нынешним наставникам школьной детворы теоретически обоснованно, методически взвешенно инструментовать процесс совершенствования общеличностного развития учащихся начальных классов с помощью компьютерных игр.

Стало быть, мы вышли на объективно существующую в деятельности всего отряда наставников подрастающих поколений по подготовке детей младшего школьного возраста к самостоятельной общественно-трудовой жизни проблему: каковы генезис и современное состояние отечественной теории и практики использования компьютерных игр в воспитательной работе с учащимися начальных классов? Её посильное решение и является целью проводимых в течение ряда лет научных изысканий.

Объект исследования — отечественная теория и практика использования компьютерных игр в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста, а его предмет — генезис и нынешнее состояние этих двух составляющих целостного педагогического процесса.

Гипотеза исследования заключалась в определении современного состояния отечественной теории и практики включения компьютерных игр в контекст общеличностного развития младших школьников как порубежного для исходного и последующего этапов их становления, когда: учёными сформулированы законы и принципы организации и проведения имитационных игр, описаны социально-педагогически значимые функции компьютерных игр для детей, энциклопедически представлены и классифицированы распространённые в детской среде игры на персональных компьютерах, подготовлены методические указания и медицинские рекомендации по применению воспитательно-развивающего потенциала компьютерной игротеки в общеличностном совершенствовании учащихся начальных классов; изобретателями предложены и получают всё большее распространение мощные персональные компьютеры и компьютерные игры с содержанием, ориентирующим детей на освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей/ в практике задействования компьютерных игр для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста складываются и шлифуются продуктивные методики и педагогические технологии оптимального развёртывания образовательно-воспитательных ресурсов электронных игр для подготовки 6-9-летних школьников как сознательных, инициативных и добросовестных тружеников, как достойных граждан Отечества.

В ходе научных изысканий решались следующие задачи.

1. Охарактеризовать генетический аспект актуализации проблемы целесообразного включения компьютерных игр в контекст общеличностного совершенствования представителей младшего школьного возраста.

2. Осуществить педагогическую оценку вклада отечественных учёных-психологов и педагогов в разработку сущности, роли и методической инструментовки использования компьютерных игр в воспитании детей 6-9-летнего возраста.

3. Проанализировать современное состояние отечественной практики применения электронно-компьютерных игр с целью общеличностного совершенствования учащихся начальных классов.

4. Составить и охарактеризовать принципиальную модель теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения процесса общеличностного развития младших школьников через применение электронно-игровой техники.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена: сводом общечеловеческих духовно-нравственных ценностей как содержательным источником реализации гуманистической парадигмы наставнического воздействия на детскую среду,- принципом культуросообраз-ности в обучении и воспитании детей (А. Дистервег, Й. Хейзинга, К. Д. Ушинский); социокультурной теорией роли игры в личностном становлении ребёнка (JI. С. Выготский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин) .

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап изысканий (1992-1994 гг.) посвящался изучению и анализу философской, социологической, психологической, медицинской, общепедагогической, специальной и методической литературы по теме для освоения научной терминологии, выявления и формулирования теоретических основ задуманного поиска, определения проблемы и предмета исследования, конкретизации его задач.

Второй этап изысканий (1994-1997 гг.) включал в себя планомерную и фронтальную проработку всего массива литературы, характеризующей историю зарождения и развития компьютерно-игровой эмпирии, процесс научного препарирования особенностей воздействия электронной игротеки на детей 6-9-летнего возраста, а также сложности становления методики искусного задействования воспитательно-развивающего потенциала компьютерных игр в работе с учащимися начальных классов. Одновременно осуществлялось ознакомление с практикой образовательно-воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений, целенаправленно и энергично применяющих компьютерные игры для совершенствования общеличностной культуры детей младшего школьного возраста, — ради выведения, формулирования и научного описания устойчивых связей между наставническими действиями воспитателей в компьютерно-игровых ситуациях и их результатами в плане становления подопечных как граждан и патриотов Отечества, интернационалистов, сориентированных на посильное воплощение в своём сознании и поведении требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Третий этап изысканий (1997-1998 гг.) был отведён для итоговой систематизации и классификации реалий теоретического и практического характера в использовании компьютерно-игрового материала для всестороннего развития учащихся начальных классов, а также для составления и характеристики принципиальной модели теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения исследуемого процесса.

В ходе второго и третьего этапов научного поиска диссертантом большое внимание уделялось пропаганде добытой информации.

Решаемыми на каждом этапе исследования задачами обуславливалась совокупность применяемых методов изучения выделенных для этого психолого-педагогических феноменов. Ведущим в группе теоретических способов освоения материала являлся метод изучения многообразных источников информации по теме. В рамках его применения были широко задействованы анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, использование статистики, генерирование и обнародование информации. Среди методов получения сведений об эмпирическом материале чаще других использовались массовое анкетирование, коллективные и индивидуальные собеседования с младшими школьниками, интервью и беседы с их воспитателями и родителями, наблюдения. Операциями массового обследования было охвачено 590 учащихся начальных классов, более 140 наставников школьной детворы и руководителей разных учреждений системы образования.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что соискателем: охарактеризован генетический аспект актуализации проблемы целесообразного включения компьютерных игр в контекст общеличностного совершенствования представителей младшего школьного возраста; осуществлена педагогическая оценка вклада отечественных учёных-психологов и педагогов в разработку сущности, роли и методической инструментовки использования компьютерных игр в воспитании детей 6-9-летнего возраста; проанализировано современное состояние отечественной практики применения электронно-компьютерных игр с целью общеличностного совершенствования учащихся начальных классов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и характеристике принципиальной модели теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения процесса общеличностного развития младших школьников посредством интенсивного применения электронно-игровой техники, в предметном рассмотрении и обстоятельном анализе современной практики применения компьютерных игр для всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Содержащиеся в диссертации теоретический материал и методические рекомендации могут быть использованы воспитателями школьной детворы и способствовать повышению уровня учебно-воспитательной работы в начальных классах. Результаты проведённого поиска могут составить добротную основу для чтения лекций и проведения занятий по спецкурсу со студентами факультетов педагогики и методики начального образования педвузов, а также для работы с учителями начальных классов в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, в научно-исследовательской работе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены: последовательным применением научной методологии и совокупности современных методов познания; разнообразием привлечённых источников/ соотнесением теоретических выводов с данными оправдывающих себя в опыте научных концепций и передовой педагогической практики; репрезентативностью выборки учащихся и воспитателей для обследования.

На защиту вынесены.

1. Утверждение диссертанта о наличии объективно существующего и постоянно дающего о себе знать спектра детерминант процесса включения компьютерных игр в контекст общеличностного совершенствования младших школьников: политической, экономической, социальной, информационно-технологической, биологической, медико-гигиенической, общепедагогической, методико-дидактической.

2. Вывод соискателя о том, что к концу 1998 г. педагогическая наука, школьно-образовательная и досугово-вослитательная практика получили в своё распоряжение пакет перспективных наработок теоретического характера, позволяющих говорить о фактическом завершении целостного этапа выявления и обоснования оптимума мер по включению компьютерно-игровых средств в контекст всестороннего совершенствования детей и учащейся молодёжи. В содержание этого пакета входят: а) свод законов организации имитационных игр и руководства процессом их протекания/ б) совокупность принципов построения и проведения игр имитационного характера; в) описание и характеристика социально-педагогически значимых функций всей гаммы предлагаемых детям компьютерных игр; г) энциклопедическое представление компьютерной игротеки; д) систематизация, классификация и характеристика распространённых в детской среде игр на персональным компьютере; е) методические указания учителям и родителям младших школьников по оптимизации развёртывания воспитательно-развивающего потенциала компьютерных игр в совершенствовании общеличностной культуры детей; ж) медицинские рекомендации по налаживанию защиты здоровья детей от вредоносного влияния электронно-компьютерной техники на играющих при регламентированном и чрезмерном взаимодействии с ней.

3. Классификация и характеристика современных отечественных интерпретаций роли и методической инструментовки использования компьютерных игр в воспитании детей 6-9-летнего возраста по четырём группам: проблемно-постановочного характера (суть их — в попытке учёных проникнуть за оболочку фактов из областей личностной самоорганизации детей при содержательном контакте с электронно-игровыми устройствами и оптимального функционирования социально-педагогических систем, обслуживающих процесс такого контактирования) , информационно-пропагандистского характера (суть — в стремлении авторов привлечь внимание потенциальных пользователей компьютерно-игровой аппаратуры к распространяемым в массовом обиходе или появившимся на отечественном видеорынке новинкам электронно-игровой техники, а также обеспечить компьютерную грамотность семей, приобретших такую технику для своих детей, и других её владельцев), рекомендательно-методического характера (суть — в разработке и адресовании коллегам оптимальных и потому актуальных способов психолого-педагогического воздействия на все сферы личности младшего школьника средствами доступных наставникам и посильных ребёнку компьютерных игр), игротехнического характера (суть их отражает результаты новаторско-изобретательского творчества авторов в области технологии высокопродуктивного задействования компьютерных игр в общей структуре образовательно-воспитательной работы с учащимися начальных классов).

4. Принципиальная модель теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения процесса общеличностного развития младших школьников посредством интенсивного применения компьютерно-игровой техники; постановка вопроса о том, что обеспечение оптимального успеха в повышении коэффициента полезного действия усилий разработчиков и реализаторов компьютерно-игровых программ для общеличностного совершенствования детей 6-9-летнего возраста автор напрямую связывает с централизацией и координацией соответствующих действий ныне пока ещё разрозненного отряда исполнителей на всех уровнях.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путём выступлений соискателя на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов кафедры педагогики Московского педагогического университета в 1994-1997 гг., на заседаниях лаборатории педагогической аксиологии Международной педагогической академии в 1994-1998 гг., на межрегиональных научно-практических конференциях «Педагогика развития» (Ярославль, 1995), «Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе» (Москва, 1995), «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 1998), «Оптимизация учебно-воспитательной деятельности в школе и вузе», «В. А. Сухомлинский и школа наших дней» (Нижневартовск, 1998), на Международных научно-практических конференциях «Школа за мир, взаимопонимание и социальное развитие» (Ровно, 1996), «Ориентация подрастающего поколения на освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей» (Серпухов, 1996), на первой научной сессии Международной педагогической академии (Москва, 1997), через публикацию 23 научных работ в открытой печати .

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Конаныхин, Юрий Павлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках самостоятельно проведённого соискателем научно-педагогического исследования удалось осуществить комплекс замышленных аналитико-синтетических действий.

С позиций генетического и исторического подходов рассмотрен путь от возникновения до завершения первого этапа актуализации проблемы целесообразного включения компьютерных игр в контекст общеличностного совершенствования учащихся младшего школьного и отроческого возраста в российской психолого-педагогической науке. Характер и содержание конкретных прогрессивных изменений на данном пути мы связываем с действием детерминант политического, экономического, социального, информационно-технологического, биологического, медико-гигиенического, общепедагогического и методико-дидактического характера.

Предпринят психолого-педагогический анализ мировой и отечественной научной и методической литературы по вопросам развёртывания образовательного потенциала игры в формировании личности младшего школьника.

Осуществлена характеристика первопроходческих теоретических трудов отечественных учёных в области воспитания младших школьников с помощью компьютерных игр. В её контексте — раскрытие воспитательно-развивающих возможностей аркадных, адвентюрных, ролевых, спортивных, стратегических, имитационных, логических, традиционных игр на компьютере и представление методических рекомендаций наставникам по использованию воспитательно-развивающих ресурсов компьютерных игр в жизненно-практической подготовке учащихся начальных классов. Большим достижением в теоретическом освоении игровой проблематики диссертант считает разработку П. И. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым совокупностей законов и принципов построения, проведения и протекания имитационных игр.

Рассмотрение современных отечественных интерпретаций роли и методической инструментовки использования компьютерных игр в воспитании детей 6-9-летнего возраста осуществлено по группам материалов научных изысканий проблемно-постановочного, информационно-пропагандистского, рекомендательно-методического и игротехническо-го характера.

Соискателем сделана попытка описать и оценить современное состояние компьютерно-игровой базы для общеобразовательных школ и внешкольных детских учреждений. Данная мыслительно-аналитическая операция позволила убедиться в хотя и неупорядоченном, однако прогрессирующем движении отечественной системы образования и воспитательских сил по задействованию компьютерно-игровых богатств в общеличностном совершенствовании детей младшего школьного возраста.

Предметно проанализирован отечественный опыт применения электронных игр для всестороннего развития учащихся начальных классов. Здесь авторскому рассмотрению подвергнуты целевые педагогические установки детям по взаимодействию с компьютерно-игровыми аппаратами на развитие у них потребностно-мотивационной, интеллектуально-мировоззренческой, эмоциональной, волевой и деятельностно-поведенческой сфер.

Автором составлена и на страницах диссертации научно описана принципиальная модель теоретического, методического и организационно-педагогического обеспечения исследуемого процесса. Она призвана способствовать полнокровной реализации нашего убеждения в том, что столь значимое в социально-педагогическом плане направление всестороннего совершенствования юного поколения Отечества эффективным может стать лишь при условии централизации и продуманной координации соответствующих действий воспитательских сил в масштабах государства.

По выдвигаемому проекту, теоретическое обеспечение работы по включению компьютерно-игрового арсенала в образовательно-воспитательную деятельность всех наставников учащихся младшего школьного возраста должны принять на себя федеральные структуры, организующие обучение и воспитание подрастающих поколений. Непосредственными организаторами научно-изыскательских мероприятий выступят педагогико-методические центры в сотрудничестве с изобретатель ско-конструкторскими фирмами под эгидой Министерства общего и профессионального образования РФ, вовлекающие в эту деятельность содружества учёных из научных учреждений, академических сообществ, высших учебных заведений, а также целенаправленно использующие агитационно-пропагандистские возможности специализированных издательств, педагогической и иной печати, средств массовой информации .

Методическое обеспечение процесса эффективного использования компьютерных игр для всестороннего развития учащихся начальных классов осуществляет методическая служба всех уровней — от федерального до функционирующего непосредственно в школе или внешкольном учреждении.

Организационно-педагогическое обеспечение рассматриваемого процесса осуществляют все образовательно-управленческие структуры государства сверху донизу, ориентирующие свои действия на максимальную реализацию федерального, регионального и местного компонентов подготовки юной смены к самостоятельной жизни и труду в русле требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Значительная часть генерированной диссертантом научной информации по разрабатываемой теме получила официальное одобрение и положительные отклики на ряде форумов педагогической общественности от вузовского до международного уровня и освещена открытой печатью в виде 23 публикаций.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, поставленные задачи научного поиска решены и цель изысканий достигнута.

Итоги проведённой соискателем научно-исследовательской работы не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всех вопросов в русле рассматриваемой проблемы. Внимательного изучения ждут такие аспекты научно-педагогического анализа обучения и воспитания младших школьников с целенаправленным использованием компьютерных игр, как: профессионально-педагогическое препарирование и квалифицированная оценка организации освоения детьми общего (применительно вообще к таким играм) и частного, дифференцированного (применительно к определённому классу игр) алгоритмов их игрового взаимодействия с компьютером; характеристика эффективных оригинально-авторских методических целостностей, позволяющих наставникам-воспитателям осуществлять оптимальное воздействие компьютерно-игровыми средствами на личность каждого учащегося начальных классов; психолого-педагогическая характеристика позитивного опыта объединения усилий работников системы образования и родителей младших школьников по оптимальному включению воспитательно-развивающего потенциала компьютерных игр в процесс общеличностного совершенствования юных граждан России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Конаныхин, Юрий Павлович, 1998 год

1. Абрамова И. Г. Игротехнические приёмы: рекомендации для организации игровых занятий в школе. — СПб., 1992.

2. Агафонов В. В. Твой друг Компьютер. — М. : Новая школа,1996.

3. Адашинская Г. А., Рамендик Д. М., Тихомиров О. К. Избирательность к помощи ЭВМ // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 138-144.

4. Азаров Ю. П. Игра: размышления о нравственном воспитании // Новый мир, 1983.

5. Александров В. В. и др. Что может ЭВМ? — JI., 1988.

6. Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986.

7. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М. , 1995. 496 с.

8. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. — М. : Знание, 1982. —96 с.

9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань: КГУ, 1988. 238 с.

10. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — Новосибирск, 1994. — 144 с.

11. Аникеева Н. П. Общение в игре как средство самоутверждения младших школьников // Проблемы общения и воспитания. — Тарту, 1974. Ч. 2.

12. Артёмова JI. В. Формирование общественной направленности ребёнка-дошкольника в игре. — К., 1988. — 160 с.

13. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М., 1982.

14. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. — М., 1986.

15. Афонькина Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М., 1996. — 24 с.

16. Верлянд И. Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово,1992.

17. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. — М., 1992.

18. Блонский П. П. Избр. пед. соч. — М., 1961.

19. Богданова О. С., Петрова В. И. Некоторые вопросы нравственного воспитания и развития младших школьников. — М., 1973.

20. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968.

21. Борзенко А. Компьютерные игры: дорогое удовольствие? // КомпьютерПресс. 1994. - № 8. - С. 122.

22. Борзенко А. Твой персональный компьютер — Proxima МС // КомпьютерПресс. 1996. - № 12. - С. 144-146.

23. Борковский А. Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике (с толкованиями). — М.: Русский язык, 1989.

24. Борнштейн X. Быстрее звука // Мир ПК. 1994. - № 7. -С.

25. Борнштейн X. Наилучший лётный тренажёр // Мир ПК. — 1994.

26. Бочаров Г. Компьютер и лапоть: кто кого? // Известия. — 1997. № 31. - С. 5.

27. Брябрин В. М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. — М.: Наука, 1989.

28. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. — М. : Просвещение, 1986.

29. Ваграменко Я. А. О развитии педагогической информатики // Педагогическая информатика: Банк педагогических данных. Компьютеризация обучения. — М., 1988. — С. 3-9.

30. Валлон А. Психологическое развитие личности. — М., 1967.

31. Варегина Ф. В., Смирнова С. В. Дидактические игры на уроках математики в начальных классах школы: Уч. пособие. — Тула: ТГПИ, 1987.

32. Варченко В. И. Радуга в компьютере: Компьютерные игры в начальной школе // Нач. .школа. 1997. — № 10. — С. 92-94.

33. Васильченко М. А. Пробуждение и формирование гуманных чувств у шестилетних школьников // Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе. — Тверь: ТГУ, 1993. — С. 49-52.

34. Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. — М., 1996. — 176 с.

35. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. — М. : Прогресс, 1988.

36. Власов Е. А. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. — М.: Русский язык, 1990.

37. Водолеев С. Г. Энциклопедия компьютерных игр: Вып. 1. — СПб.: ЭРГОС, 1995. 603 с.

38. Воодушевляющее управление // Уч. газета. — 1987. — 10 февраля.

39. Воспитание гуманных чувств у детей. — К., 1987. — 173 с.

40. Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой. — М., 1979.

41. Вуарен М. Что такое игра? // Культура. — 1982. — № 4.

42. Выготский J1. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1967.

43. Выготский J1. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психики. — 1966. — № 6.

44. Выготский JI. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. — Т. 3. М., 1983.

45. Выготский J1. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

46. Гаврилова Ю. Мама, папа, я и компьютер // Семейный доктор. 1997. - № 3 (39). - С. 26.

47. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. — М., 1988.

48. Газман О. С., Харитонова Н. Б. В школу — с игрой: Кн. для учителя. — М., 1991.

49. Гаркуша В. В. Зигзаги компьютеризации // Формирование новой школы: опыт, поиск, проблемы. — Краснодар, 1990. — С. 68-73.

50. Гейдебранд К. фон. О душевной сущности ребёнка: Пер. с нем. — Мн.: Полифакт, 1991. — 76 с.

51. Геллер Е. М. Наш друг — игра. — Мн., 1979.

52. Гельфан Е. М. От игры к самовоспитанию. — М., 1971.

53. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М., 1987.

54. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М.,1989. — 80с.

55. Гнездилова Г. Г., Гончаров 0. А., Сенин Г. В. Персональный компьютер в играх и задачах. — М.: Наука, 1988. — 192 с.

56. Гозман JI. Я. Психология эмоциональных отношений. — М. : МГУ, 1987.

57. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — СПб., 1996. — 41 с.

58. Григорьев В. М. Традиционная педагогика игры: Опыт и проблемы // Педагогика. — 1996. — №1.

59. Гринь Н. Н. Игра на занятиях по физической культуре как фактор общеличностного развития младшего школьника / Дис. канд. пед. наук. — М., 1994. — 165 с.

60. Гросс К. Душевная жизнь детей. — СПб., 1906.

61. Гудвин М. Развлекательные программы — это не только игры // Мир ПК. 1997. - № 7. - С. 221-222.

62. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. - С. 69-100.

63. Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье. — М.,1995. — 64с.

64. Демирчоглян Г. Г. Компьютерная болезнь // Секреты здоровья. 1994. - № 10.

65. Демирчоглян Г. Г. Не вредно ли работать за компьютером? // Моск. правда. — 1997. — 1 февраля.

66. Добудько Т. В. Использование вычислительной техники в младших классах. — Самара: СГПИ, 1992. — 72 с.

67. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. — М.: Знание, 1990.

68. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. — М.,1975.

69. Журавлёв А. П. Языковые игры на компьютере. — М.: Просвещение, 1988 .

70. Журавлёв В. И. Пути информатизации в педагогике // Педагогическая информатика: Банк педагогических данных. Компьютеризация обучения. М., 1988. - С. 9-12.

71. Журавлёв В. И. XXVII съезд КПСС и проблемы методологии педагогической науки. — М.: Педагогика, 1988. — 200 с.

72. Заблудившиеся в виртуальной реальности // Труд-7. — 1997. —11 июня. — С. 23.

73. Загузов Н. И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Науч.-метод, пособие. — М., 1993. — 114 с.

74. Зайцева С. А. Информатика в начальных классах // Нач. школа. 1996. - № 3. - С. 10-11.

75. Закон Российской Федерации "Об образовании". — МП "Новая школа", 1992. 57 с.

76. Зеленко Г. В. Домашний компьютер. — М. : Радио и связь,1989.

77. Знаменский А. С. Мой дух витал над этим миром. // Тропа жизни учителя Знаменского / Ред. — Сост. В. К. Белобородов. — Ханты-Мансийск, 1998.

78. Иванова JT. И. Игра как способ творческой активности младших школьников // В. А. Сухомлинский — выдающийся украинский педагог / Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Ровно: РГПИ, 1993.- С. 228. Укр. яз.

79. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. — М. : Педагогика, 1982. 79 с.84. .Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.

80. Иванов Ю. С., Хасанов И. А. Автоматизированные дидактические игры в системе непрерывного педагогического образования // Как решать педагогические задачи? / Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч.-практ. конф. — М. Кострома, 1992. — С. 104-107.

81. Игра // Психологический словарь. — М. : Педагогика, 1983.- С. 117-118.

82. Игротека в школе: Метод, рекомендации руководителям школьных игротек, воспитателям групп продлённого дня, организаторам внеклассной работы. — М., 1988.

83. Игры, в которые играют люди: Сб. / Отв. ред. Б. М. Васильев. — М.: Знание, 1990. — 47 с.

84. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусин-ского. — М.: Прометей, 1991.

85. Игры и развлечения / Сост. Л. М. Фирсова. — М., 198 9.

86. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петру-синского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.

87. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

88. Кавамото У. Микрозонд // Мир ПК. 1994. - № 7. - С. 220.

89. Казанский О. А. Игры в самих себя. — М., 1995. — 127 с.

90. Казанский О. А. Педагогика как любовь. — М.,1996. — 133с.

91. Кайдаш Е. Г. Игра как средство развития познавательных интересов младшего школьника // Человек, общество, наука. — М., 1993. С. 56-57.

92. Кайдаш Е. Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1985. — 18 с.

93. Каптерев И. Ф. О детских играх и развлечениях. — СПб.,1898.

94. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. - 80 с.

95. Квалификационные и личностные качества учителя начальных классов / Отв. ред. П. В. Конаныхин; сост. А. Е. Богоявленская. — Тверь: ТГУ, 1991. 40 с.

96. Кейра Ф. Детские игры. М., 1908.

97. Клейман Г. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. — М.: Радио и связь, 1987. — 176 с.

98. Клюев Д. Компьютер как инструмент воспитателя // Компьютерра. 1996. - № 44. - С. 37.

99. Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житьё, или Весёлая книга о свободе и нравственности. — М. : Новая школа, 1996. 384 с.

100. Козловский Е. А. Как нам купить и обустроить компьютер. М., 1997. - 311 с.

101. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Педагогика, 1984.

102. Колоцца Д. А. Детские игры. Их происхождение и педагогическое значение. — М., 1911.

103. Компьютер в школе и педвузе: Метод, разработки АПН СССР / Под ред. И. М. Бобко. М., 1990.

104. Компьютеризация образования: Межвуз. сб. науч. трудов. — Новосибирск, 1991.

105. Компьютерные игры / Под ред. М. Б. Игнатьева. — JI.,1988.

106. Кон И. С. В поисках себя: личность и её самопознание. — М., 1987

107. Конаныхин П. В., Конаныхин Ю. П. Воспитание учащейся молодёжи в духе общечеловеческих ценностей // Педагогика мира в образовательно-воспитательном процессе школы и вуза / Материалы меж-вуз. науч.-практ. конф. — Ровно, 1995. — С. 97-98.

108. Конаныхин Ю. П. Воспитание учащейся молодёжи в духе общечеловеческих ценностей / / Христианское воспитание молодёжи на идеях мира и милосердия. — Ровно, 1996. — С. 31-33.

109. Конаныхин Ю. П. Качественные преобразования в личности младшего школьника под влиянием аркадных компьютерных игр // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу / Сб. науч. трудов. — М. — Серпухов, 1996. С. 159-161.

110. Конаныхин Ю. П. К игре, духовно возвышающей ребёнка // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодёжи / Сб. науч. трудов. М. - Сургут, 1995. - С. 21-22.

111. Конаныхин Ю. П. Компетентная интерпретация развития и актуального состояния компьютерной игротеки // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодёжи / Сб. науч. трудов. М. - Серпухов, 1996. - С. 41-42.

112. Конаныхин Ю. П. Компьютерная игра и волевое развитие младшего школьника // Школа за мир, взаимопонимание и социальное развитие. Ч. 2. - Ровно, 1996. - С. 92-93.

113. Конаныхин Ю. П. Критерии выбора компьютерных игр в воспитательной работе с младшими школьниками // Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду / Сб. науч. трудов. М., 1995. - С. 107-109.

114. Конаныхин Ю. П. Педагогико-методическая трактовка сути и перспектив развития сенсорной сферы младших школьников под воздействием компьютерных игр // Совершенствование общего и профессионального образования молодёжи. — М., 1998. — С. 245-247.

115. Конаныхин Ю. П. Педагогическая характеристика игр с персональным компьютером для детей младшего школьного возраста // Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения / Сб. науч. трудов. — М. — Серпухов, 1996. — С. 42-43.

116. Конаныхин Ю. П. Педагогические целевые установки в области развития интеллекта младших школьников в процессе приобщения к компьютерным играм // Педагогика единого и целостного мира. — Ровно, 1995. С. 195-197.

117. Конаныхин Ю. П. Первичное освоение содержания компьютерной игры как реальный акт мыслительной деятельности младшего школьника // Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду. — М., 1995. — С. 102-103.

118. Конаныхин Ю. П. Персональный компьютер: обращение к игре // Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. — М. — Серпухов, 1996. — С. 22-23.

119. Конаныхин Ю. П. Причины возникновения негативных последствий включения компьютерных игр в контекст досуга младших школьников // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодёжи. М. - Сургут, 1995. - С. 26-30.

120. Конаныхин Ю. П. Целевые педагогические установки при занятиях младших школьников с компьютерными играми на совершенствование их поведенческой сферы // Поиск оптимальных методик "обучения и воспитания молодёжи. — М. — Сургут, 1995. — С. 39-40.

121. Конаныхин Ю. П. Шаги компьютеризации детства в Российской Федерации // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. — М., 1997. С. 42-44.

122. Конвенция о правах ребёнка // Нар. образование. — 1993. № 5. - С. 24-26.

123. Кубичев Е. А. ЭВМ в школе: из опыта работы школы № 183 г. Москвы. М., 1987 .

124. Куликов Л. В, Психологические вопросы компьютеризации обучения // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1992. - С. 96-100.

125. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1977 .

126. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.

127. Лесгафт П. Ф. Об играх в семье. — СПб., 1894.

128. Линдквист К. Разговор с Вашим ПК. // Мир ПК. 1994. -№ 7. - С. 223-224.

129. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1985- 207 с.

130. Личность // Психологический словарь. — М., 1987. — С 178-179.

131. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб., 1996. 250 с.

132. Лысенкова С. Н. Жизнь моя — школа, или Право на творче ство. — М. : Новая школа, 1995. — 240 с.

133. Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. — К., 1987.133с.

134. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М. : МП А, 1994. 368 с.

135. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьни ка. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

136. Макроун Б. ПК для дома // PC Magazine / Russian Edition- 1995. № 2. - С. 124-125.

137. Максанов А. И., Тумакова Т. А. Учите, играя. — М., 1983.

138. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. — М., 1994 >96 с.14 9. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. — М. 1982. 128 с.

139. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогическо го опыта // Соч.: В 8 т. -Т. 5. -М., 198 0.

140. Методика воспитательной работы / Под ред. В. М. Корото-ва. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.

141. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Мн.,1989.

142. Михина Г. В. Формирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников / Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. — М., 1985.

143. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. — М. : Мир, 1987. 225 с.

144. Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. — М.: Знание, 1986. — 80 с.

145. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. — М., 1989. — 304 с.

146. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Знание, 1976.

147. Никитин В., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989. 303 с.

148. Новикова В. И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

149. Нортон П., Сандлер К., Баджет Т. Персональный компьютер изнутри. — М., 1995.

150. Опойцев В. И. И кому нужен этот компьютер? — М. : Дет. литература, 1987. — 127 с.

151. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

152. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М. : Наука,1991.

153. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М.,1991.

154. Очков В. Ф., Хмелюк В. А. От микрокалькулятора к персональному компьютеру. — М.: МЭИ, 1990. — 223 с.

155. Падласный И. Пусть нас рассудит компьютер // Нар. образование. 1990. - № 5.

156. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М. : РПА, 1996. 602 с.

157. Педагогические требования к электронным играм и игрушкам. М.: АПН СССР, 1987. - 20 с.

158. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

159. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. — Алма-Ата: Мектеп, 1980. — 207 с.

160. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. — М.: РПА, 1996. — 268 с.17 4. Полунин Д. Опасные игры // Труд. — 1996. — 19 июля.

161. Прутченков А. С. Учим и учимся, играя. — М. : МПА, 1997. 320 с.17 6. Работин И. В. Пути активизации познавательной деятельности школьников в условиях компьютеризации: Метод, рекомендации для преподавателей, студентов и учителей. — М., 1990. — 68 с.

162. Развитие // Философский словарь. — М., 1987. — С. 400401.

163. Развитие психики // Психологический словарь. — М., 1987.- С. 306-307.17 9. Рассказы об ЭВМ / Сост. В. Сосновцев, С. Зигуненко, пре-дисл. В. М. Володина. — М.: Знание, 1984. — 48 с.

164. Развивающие игры для детей / Сост. Н. Ехевич. — М.,1990.

165. Романовский Т. Б. Микрокалькуляторы в рассказах и играх.- Мн. : БГУ, 1987. 191 с.

166. Роутледж Д. Р., Валнум К. Ваш персональный компьютер. — М.: БИНОМ, 1995.18 3. Рубинштейн С. JI. Бытие и сознание. — М., 1957.

167. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. — М., 1946.

168. Савченко А. Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — К., 1984. 48 с.

169. Самойлов Б. Осторожно: включён компьютер // Веч. Москва. -1995. 18 ноября. - С. 4.

170. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Занимательный компьютер: Кн. для детей, учителей и родителей. — М., 1998. — 352 с.

171. Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания. — М.: Прометей, 1993. — 200 с.

172. Солпитер Дж. Дети и компьютеры: Настольная кн. для родителей / Пер. с англ. Б. Копылова. — М., 1996. — 192 с.

173. Спиваковская А. С. Игра — это серьёзно. — М., 1981.

174. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. — М., 1996.

175. Технология игровой деятельности: Уч. пособие / JI. А. Байкова, JI. К. Гребёнкина, О. В. Ерёмкина. — Рязань: РГПУ, 1994.

176. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987. 352 с.

177. Тихонова Г. С. Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в системе внеклассных занятий // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. — Т. 10. — Тверь, 1997. ~ С. 214-215.

178. Ткаченко Д. Хиты на компьютере // Подмосковные известия.- 1996. 20 ноября. - С. 3.

179. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. — М., 1987.

180. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966.

181. Ушинский К. Д. Соч.: В 3 т. — Т. 1.-М., 197 9.

182. Фёдоров А. Игры всех времён и народов // КомпьютерПресс.- 1996. № 12. - С. 195-207. %

183. Филиппов О. Мультимедийные компьютеры // Hard'n'Soft. -1996. № 11. - С. 46-53.

184. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М., 1985. 223 с.

185. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М., 1986.

186. Фрёбель Ф. Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2, ч. 1. - М., 1940. - С. 355-356.

187. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.

188. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерландского В. В. Ошиса. — М., 1992.

189. Ходырева Е. А. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников в игровой среде // Развитие самоценной активности обучающихся / Материалы межвуз. науч.-практ. конф. по педагогике. — Ч. 2. — Балашов, 1996. — С. 20-21.

190. Холопов В. А. Проект оснащения современными компьютерно-лингафонными классами школ русского образования в странах СНГ и Балтии. — Рязань, 1996. — 3 с. .

191. Цап Г. Т. Противоречия в процессе нравственного воспитания младших школьников / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1988.

192. Частиков А. П. От калькулятора до супер-ЭВМ: История компьютера. — М.: Знание, 1988. — 95 с.

193. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. — М., 1993.

194. Шелгунов Н. В. Соч. Т. 1. - СПб., 1904.

195. Шеншев JI. В. Компьютеризация школьного образования как комплексная проблема // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.

196. Школа творчества: Сб. ученических работ / Ред. и сост. А. В. Хуторской. — Ногинск, 1996. — 250 с.

197. Шмаков С. А. Её величество — игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М., 1992.

198. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. 240 с.

199. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. — М.: Новая школа, 1995. — 80 с.

200. Шнейдеров В. С. Занимательная информатика. — СПб., 1994.- 301 с.

201. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. — М., 1966.

202. Эльконин Д. Б. Проблемы психологии игры // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. — М. : Педагогика, 1989. С. 306-362.

203. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М. — Воронеж, 1995. — 414 с.

204. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

205. Юферова Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников / Автореф. дис. . канд. психол, наук. — М., 1977. 17 с.

206. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985. 78 с.

207. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М., 1979.

208. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М., 1980.22 9. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М. 1974.

209. Ястребов JI. И. Нужен ли компьютер вашему ребёнку, и нужен, то зачем: Пособие по развитию компьютерной грамотности дителей. М.: БИ, 1995. 143 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.