Развитие образного мышления в процессе выполнения графических и живописных краткосрочных изображений на начальном этапе обучения студентов вузов: на материале подготовки художников-педагогов, дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Садомова, Наталья Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 294
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Садомова, Наталья Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
1.1. Психологические основы развития образного мышления.
1.2. Особенности развития образного мышления в творческой изобразительной деятельности.
1.3. Методические аспекты процесса развития образного мышления.
Выводы.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Разработка критериев оценки работ студентов.
2.2. Проведение констатирующего этапа экспериментального исследования.
2.3. Проведение поискового этапа экспериментального исследования.
2.4. Проведение формирующего этапа эксперимента.
2.5. Результаты сравнительного эксперимента.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью2002 год, кандидат педагогических наук Саяпина, Елена Ивановна
Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: на примере обучения портретной и декоративной живописи2007 год, кандидат педагогических наук Нуразхан Алмаз Шайкенулы
Активизация процесса освоения искусства рисунка пером и тушью как важного средства в системе подготовки художника-педагога2009 год, кандидат педагогических наук Спирина, Маргарита Владимировна
Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта2009 год, кандидат педагогических наук Ушанева, Юлия Сергеевна
Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления2007 год, кандидат педагогических наук Никитин, Сергей Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие образного мышления в процессе выполнения графических и живописных краткосрочных изображений на начальном этапе обучения студентов вузов: на материале подготовки художников-педагогов, дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства»
Проблема исследования и ее актуальность., В современной системе образования учащийся рассматривается не в качестве объекта обучающих и воспитательных воздействий, а в качестве субъекта собственной познавательной и будущей профессиональной и социокультурной деятельности. Он является не только потребителем интеллектуальной и духовной культуры, но и обогащает ее самим фактом своего творческого развития в разнообразных формах совместной деятельности с педагогом. Студент, как будущий преподаватель изобразительного искусства, должен стать и высококвалифицированным специалистом в области педагогики, и художником-профессионалом. Произведения искусства живописи представляют собой художественно-образное отражение действительности. Нерекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации примерных программах дисциплин предметной подготовки для специальности «Изобразительное искусство» написано: «Учитель изобразительного искусства должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем умений, навыков реалистического искусства, но и глубоко понимать сущность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве» (138, с. 250). В художественном образе автор воплощает свои мысли, чувства, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Мышление как в историко-онтогенетическом, так и в процессуально-филогенетическом и гносеологическом отношениях является специфической ступенью- отражения действительности. Стремясь к созданию художественного образа как сложной системы отражения объективной действительности, студент постепенно познает ее, последовательно переходя на все более высокие уровни познания. Существенный интерес для педагогической деятельности имеет тот факт, что в студенческом возрасте продолжаются сложные процессы структурирования интеллекта. Согласно данным Б.Г. Ананьева, в возрасте 18-21 года в виде цепочки связей выступает корреляционная плеяда из разных функций (памяти, мышления, восприятия, внимания). В 20-25 лет образуется сложноветвящийся комплекс с мнемическим (память, мышление) и аттенционным (внимание) ядрами. При этом логический компонент — компонент вербального, понятийного мышления — все время остается одним из ведущих в структуре интеллекта. Основной критерий развития интеллекта — умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Творчество всегда направлено на создание чего-то нового, неизвестного. И здесь встает вопрос о соотношении воображения и мышления. Психологи А.В. Брушлинский, В. Вундт, O.K. Тихомиров акцентировали внимание на сходстве воображения и мышления, стирая грань между ними. Если мышление рассматривать как самостоятельный процесс, не зависящий от других психических функций, утрачивается его взаимосвязь с воображением (А.В. Абрамов, С.Д. Владычко, Т. Рибо, А.И. Розов и др.). Наиболее рациональной представляется точка зрения А.В. Петровского, B.C. Кузина, М.Б. Беркинблита, которые характеризуют эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. J1.C. Выготский считал, что и воображение, и мышление участвуют в любом творческом акте и переплетены настолько тесно, что их иногда трудно разграничить. Воображение всегда опирается на реальность, на впечатления и опыт жизни. Развитие воображения — это одновременно и развитие мышления, и наоборот. При этом любое развитие и формирование прове- ряется практикой. Создание подлинного произведения искусства возможно лишь на основе профессионального художественного опыта. F.B. Беда неоднократно подчеркивал, что, не освоив на занятиях под руководством педагога необходимых знаний, навыков, умений, любой начинающий рисовальщик оказывается беспомощным и рисует не то, что задумал, а то, что получается. Создание художественных образов невозможно без активной работы мысли художника. Исследование психологической природы образного мышления, особенностей его становления и проявления в познавательной, художественной деятельности студентов не утратило своей актуальности. Практическую и теоретическую ценность для нашего исследования, представляют работы ученых в области вузовской художественной педагогики и методики — Г.В. Беда, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслова, Л.Г. Медведева, А.С. Пучкова, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, М.М. Старикова, А.В. Триселева, А.А. Унков-ского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина; в области психологии — Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, П.П. Лазарева, А.Н. Леонтьева, И.П. Павлова, А.Я. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе.
Стремление к достижению подлинно художественного образа связано со значительным уровнем развития изобразительных способностей, с повышением уровня знаний, умений и навыков в области изобразительной техники. Необходимость тесного взаимодействия эмоционального и рационального начал в процессе формирования образного мышления требует оптимальных условий их реализации. Становление образного мышления интенсивно происходит в обучении под влиянием конкретного предметного содержания знаний, методами овладения ими. Для успешного освоения знаний о действительности надо привить студентам стремление к художественному пониманию явлений окружающей действительности. Студент, не имеющий твердых знаний о формировании художественного мышления, не сможет развить в своих будущих учениках эту способность - совмещать в„ процессе создания- художественного- образа эмоциональные и рациональные начала. Студентам на занятиях по живописи необходимо овладевать профессиональными умениями и навыками реалистической живописи во взаимосвязи с познанием специфики формирования художественного мышления. Художественно-образное отражение реальной действительности начинается с процесса восприятия. Организующим моментом восприятия является мышление. Уже на первом этапе живописи с натуры восприятием руководит образное мышление. Если рассматривать и ощущения, и восприятия, и представления, и научную теорию как образы объективного мира, возникающие в сознании человека, то путь от простейших учебных натюрмортов к произведениям изобразительного искусства — путь от образов на уровне восприятия к высокому уровню художественно-образного осмысления и воображения. Содержание образного мышления составляют различные чувственные впечатления, которые интегрируются в целостный образ, своеобразную мысленную картину. На уровне логического мышления образное познание выражается в понятиях, суждениях, умозаключениях. Предпосылкой создания художественного образа являются представления в соединении с логико-понятийными операциями. Представление формируется на основе ощущений и восприятия, наиболее значимых признаков предмета, при этом происходит схематизация образа. Таким образом, представление, являясь завершающим этапом чувственного познания, становится основой формирования художественного образа. С одной стороны, композиционно-творческий замысел формируется на основе воображения, в то же время его практическое решение требует использования обширного материала представлений, вспомогательных натурных зарисовок. Практика показывает, что большинство студентов затрудняются в композиционной работе при отсутствии определенного уровня представлений. Формированию художественного образа предшествует накопление материала, наблюдение. Представление включает в себя элемент обобщения; является результатом всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Основной характерной- чертой восприятия является осмысленность. Развивая мышление учащегося, преподаватель развивает и его умение «видеть» предмет, то есть видеть в нем главное, существенное: особенности строения предмета, его пространственное положение, пропорции, цвет, распределение светотени. Художественное видение начинается с чувственных зрительных и слуховых впечатлений, которые особенно глубоки у художника. Человеческие чувства тоже связаны с мышлением. Возникшая мысль неразрывно связана с устойчивыми, повторяющимися ситуациями и эмоциональными впечатлениями, которые ее подтверждают и закрепляют. Целостное мышление включает в себя и порождает в себе как эмоционально-психологические компоненты, так и феномены интуитивного постижения. Раскрытие глубинного формо- и смыслообразующего фактора связи искусства и мышления, заключенного в самом существе художественно-творческого процесса, начинается уже на первых ступенях обучения изобразительному искусству. Студенты «в процессе обучения должны освоить опыт художественной деятельности, накопленный предшествующими поколениями и закрепленный в произведениях изобразительного искусства, а также в правилах и законах профессионального реалистического мастерства, с помощью которых создаются реалистические произведения» — подчеркивал известный российский педагог Г.В. Беда. Изображая предметы, художник делает их предметом познания. Этим фактором обусловлены задачи художественной практики. Цель познания в искусстве — адекватное отражение мира, путь к которому обеспечивается активной познавательной творческой деятельностью человека, «в особой форме - форме художественных образов». Реалистическое понимание понятия «художественный образ» как высшего проявления духовности в практической деятельности художника является для нас основополагающей, строится она на переосмыслении лучших традиций отечественной педагогики. Например, один из исследователей, этой проблемы А.Ф. Еремеев считает, что художественный образ - это диалектическое единство мира и человека, духовного-и материального^ рационального и эмоционального, типичного и индивидуального, объективного и субъективного. В этом его специфика и даже, можно сказать, уникальность. Реалистическая трактовка художественного образа предполагает, что воплощенный в материале замысел средствами изобразительного искусства и свойственной ему образностью соединяет в себе воедино понятия общего, особенного и единичного. Таким образом, структуру художественно-образного мышления целесообразнее рассматривать в динамике развития, а создание образа связано с определенным уровнем знаний, умений и навыков в области изобразительной техники. Организация обучения должна обеспечивать не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности студентов, в частности, развитие их познавательных способностей, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению. В рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации примерных программах дисциплин предметной подготовки для специальности «Изобразительное искусство» написано: «Вся система занятий живописью в тесной связи с занятиями рисунком и композицией ведет к развитию таких творческих способностей студентов, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений» (138, с. 281). Занятия краткосрочными изображениями способствуют не только развитию, но и взаимообогащению творческих способностей будущих учителей. В тех же программах отмечается, что целью выполнения набросков и зарисовок, прежде всего, является «формирование целостного восприятия модели, выявление образной сути изображаемого, умение быстро изображать объект на классной доске. В практической работе необходимо использовать все виды набросков (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению, комбинированные наброски), а также различные изобразительные материалы». В практике преподавания недостаточное внимание уделяется использованию возможностей краткосрочных изображений для осуществления межпредметных связейг Не всегда учитывается значение композиционного решения и размещения, акцент делается чаще на выразительной стороне краткосрочных изображений. В меньшей степени раскрывается взаимосвязь с методикой длительных работ, формируются навыки и умения творческого применения изученных закономерностей, осуществляется прочная связь теории с практикой. В системе упражнений и заданий быстрых этюдов и рисунков можно более эффективно осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. Наряду с работой с натуры, в процессе обучения необходимо использование различного наглядного материала, анализ разнообразных произведений художников >и работ студентов, как длительных, так и краткосрочных, при этом основным методом является проблемно-поисковый. Реализация, принципов современного обучения связана с совершенствованием методических подходов к изучению предмета. Систематизированные упражнения и задания краткосрочных изображений могут стать эффективным фактором повышения уровня образования, развития и воспитания студентов в процессе предметного обучения. Художественная деятельность на занятиях краткосрочными изображениями должна быть рассмотрена и использована в обучении как средство и метод познания, как содержательная сторона'понятий и как основа творчества обучающихся. В данном исследовании делается акцент на развитии средствами краткосрочных изображений профессиональных форм мышления, повышении уровня профессиональной подготовки и развитии творческих способностей, образного мышления, формировании положительных мотивов учения. Существуют реальные"перспек-тивы в выявлении рациональных и эффективных путей развития образного мышления студентов на занятиях краткосрочными изображениями.
Проблема развития образного мышления в процессе выполнения графических и живописных краткосрочных изображений на начальном этапе обучения студентов остается слабой стороной подготовки специалистов в области изобразительного искусства: как учителей изобразительно-гоь искусства, так и художников- декоративно-прикладного- искусства, художников-дизайнеров. Таким образом, от нерешенности данной проблемы не только недостаточно эффективно осуществляется процесс обучения изобразительному искусству, но и в значительной мере страдает качество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства, так как художник-педагог, недостаточно подготовленный в области художественного творчества, не способен развивать образное мышление школьников. В этом заключается актуальность проблемы. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях краткосрочными изображениями, в ходе которого у студентов развивается художественно-образное мышление.
Предмет исследования: методическая система развития образного мышления-студентов на занятиях краткосрочными изображениями и условия ее реализации.
Изучение литературы, затрагивающей проблему исследования, самостоятельная творческая и педагогическая деятельность, экспериментальная работа по данной проблеме позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую-систему занятий краткосрочными изображениями, направленную на формирование образного мышления студентов, которая включает»в себя:
1) цели, задачи, содержание;
2) принципы, методы, формы обучения;
3) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, то это позволит активизировать процесс формирования образного мышления студентов на начальном этапе обучения, потому что предлагаемая методическая система обладает следующими качествами:
- в авторской экспериментальной учебной программе уточнены и расширены задачи и содержание учебного предмета;
- выполняется поэтапное научно обоснованное усложнение учебно-творческгос задач;- реализуется взаимодействие известных в педагогике методов и методических приемов на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
- в процессе обучения осуществляется интеграция многих дисциплин (живопись, рисунок, композиция, теория и методика обучения изобразительному искусству, история и теория искусства, эстетика, психология зрительного восприятия);
- производится тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических умений.
Для достижения поставленной цели и доказательства» выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе анализа научно-теоретической и учебно-методической литературы определить методологические основы и методические подходы проводимого исследования.
2. Выявить на основе анализа состояния преподавания изобразительного искусства резервы повышения эффективности развития образного мышления студентов средствами краткосрочных изображений в существующей системе художественного образования (на материале подготовка художников-педагогов, дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства).
3. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет выявления уровня развитости их образного мышления.
4. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов, исходя из особенностей отражения окружающей действительности средствами языка краткосрочных изображений.
Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой и другой литературы по проблеме исследования;
- анализ учебных программ, пособий и рекомендаций по дисциплинам изобразительного цикла для художественных учебных заведений; наблюдение; анализ работ студентов и мастеров изобразительного искусства; изучение состояния преподавания дисциплин изобразительного цикла и опыта работы художников; собеседование; анкетирование; педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с 2003 г. по 2008 г. и включало три этапа. На первом этапе (2003 - 2004 гг.) был выполнен анализ психолого-педагогической; методической^ искусствоведческой и другой литературы по проблеме исследования, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цель, задачи и методы исследования* разрабатывалась программа экспериментального исследования, проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе (2004 - 2005 гг.) были определены методологические основы исследования: и проведен поисковый эксперимент для выявления и отбора/наиболее эффективных разработанных заданий. Третий этап (2005 - 2008 гг.) включал в себя опытно-экспериментальную работу - формирующий и контрольный эксперименты. Были проведены обучающий эксперимент, включающий содержание экспериментальных заданий по выполнению графических и живописных краткосрочных изображений, и сравнительный эксперимент, в ходе которого анализировались работы студентов. Были обобщены и систематизированы полученные данные, подведены итоги, проведенного исследования, подготовлены соответствующие выводы.
Научная новизна.исследования-заключается в следующем: разработаны критерии оценки работ студентов на предмет выявления уровня развитости их образного мышления; создана методическая система формирования образного мышления студентов на занятиях краткосрочными изображениями, которая включает в себя: а) цели, задачи, содержание; б) принципы, методы, формы обучения краткосрочным изображениям и формирования образного мышления; в) средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях краткосрочными изображениями (ТСО, наглядные пособия и т.д.).
Теоретическая значимость результатов исследования: внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания - решена проблема развития образного мышления студентов на начальном этапе обучения в процессе выполнения краткосрочных изображений: Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования образного мышления студентов на занятиях краткосрочными изображениями дает ценный научно-педагогический материал для проведения исследований и разработки смежных проблем и дальнейшего совершенствования процесса подготовки научно-педагогических кадров.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практике преподавания дисциплин изобразительного цикла, а также при разработке учебных программ и различных видов учебной литературы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены теоретической базой и подтверждены данными педагогического эксперимента, в ходе которого был достигнут более высокий уровень специальной подготовки студентов и умение самостоятельно создавать выразительные и целостные краткосрочные работы.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на научных и практических конференциях Белгородского государственного университета; Московского педагогического государственного университета (2003 - 2008 гг.). Теоретические положениями практические результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в вестнике Московского государственного областного университета, в журналах «Искусство и образование», «Вопросы гуманитарных наук», в «Объединенном научном журнале». Основные результаты исследования внедрены в практику обучения Белгородского государственного университета, Белгородского государственного института культуры и искусств, Курского государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения: теоретико-методические основы формирования образного мышления у студентов на занятиях краткосрочными изображениями; методическая система развития образного мышления на занятиях краткосрочными изображениями; результаты педагогического эксперимента и выводы исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогика портретного искусства: педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога2010 год, доктор педагогических наук Шаляпин, Олег Васильевич
Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педвузов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции2007 год, кандидат педагогических наук Болычева, Татьяна Владимировна
Формирование целостного восприятия и воспроизведения в живописи тоновых и цветовых отношений у студентов творческих факультетов2011 год, кандидат педагогических наук Старикова, Надежда Михайловна
Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра2004 год, кандидат педагогических наук Воронина, Елена Владимировна
Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Колодина, Анна Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Садомова, Наталья Ивановна
Выводы
Особенностью процесса создания художественного образа является обобщенное опосредованное отражение действительности, которое определяется прежде всего характером мыслительной деятельности. Процессы обобщения происходят и на уровне рисунка, построения художественной формы, и в ходе моделирования, лепки, и на стадии завершения художественных произведений, а наиболее важной ступенью обобщения является типизация художественного образа. Чтобы понять, что художник-реалист является мыслителем, творцом новой предметности, а не копиистом, начинающим художникам необходимо овладеть и изобразительным обобщением, с помощью которого достигается целостность изображения. Проблема развития образного мышления в процессе выполнения графических и живописных краткосрочных изображений на начальном этапе обучения студентов остается слабой стороной подготовки специалистов в области изобразительного искусства: как учителей изобразительного искусства, так и художников декоративно-прикладного искусства, художников-дизайнеров. О неразвитости образного мышления, особенно таких его операций, как анализ, обобщение, свидетельствует неудачно выполненный, часто исправляемый предварительный рисунок под живопись или рисунок на этапе композиционного размещения. В работе с натуры у многих студентов проявляется неумение формировать на основе образа восприятия натуры зрительное произвольное, целостное (не одного натюрморта, а всех предметов в целом), обобщенное представление. Иногда мешает вошедшее в привычку оперирование образами определенного масштаба, подходящего под стандартный, постоянно используемый в работе с натуры формат. При значительном уменьшении или увеличении формата сразу обнаруживается несоответствие масштаба изображаемых предметов и размера формата, что приводит к многократным исправлениям. Подобные проблемы не возникают, если студент приучен всегда, с самого начала работы, формировать образ-замысел хотя бы в обобщенном виде. Поэтому такие ошибки вскрывают наиболее значительные пробелы в создании целостного образа на начальном этапе обучения, требуют особого внимания и разработки системы специальных упражнений. В дальнейшем неумение формировать основы художественного образа при работе с натуры отрицательно сказывается на всем протяжении обучения, и на занятиях по композиции, и при усложнении постановок (переходе от натюрморта к портрету). Очевидно, что умение при работе с натуры еще в самом начале формировать образ-замысел хотя бы в предельно обобщенном виде тесно связано с развитием целостного восприятия, более того, это предполагает развитие целостного восприятия. Многие студенты не имеют достаточных знаний о художественно-выразительных средствах графических и живописных краткосрочных изображений, не всегда понимают задачи художественного образа, особенно в области создания набросков и быстрых этюдов. Также для большинства студентов характерны ошибки в работе по памяти. Плохо развитая зрительная память препятствует накоплению необходимого для творческой деятельности запаса достаточно устойчивых зрительных образов, как прямых, так и опосредованных. Таким образом, развитию -образного мышления на начальном этапе обучения в первую очередь препятствуют недостаточно развитые целостное восприятие, зрительная память, композиционное мышление, низкий уровень владения различными материалами и техниками живописи и рисунка.
Сложность заключается в том, что на начальном этапе обучения у подавляющего большинства студентов еще недостаточно развиты многие художественные способности, и их развитие должно идти параллельно и в связи с развитием образного мышления, к тому же художественная подготовка студентов очень неравномерна. Отсюда возникает необходимость для большинства учащихся строго соблюдать методическую последовательность выполнения учебной работы, которая соответствует последовательности формирования образа, уделяя особое внимание первым этапам, без освоения которых в дальнейшем развитии образного мышления появятся элементы бессистемности и случайности. В то же время такая сложная задача требует постоянных упражнений, что на начальном этапе обучения в, процессе: длительной/работьг осуществить очень трудно. Это еще раз подтвердило необходимость разработки системы графических и живописных краткосрочных изображений, в которой бы учитывались индивидуальные особенности и уровень образного мышления5 студентов;
На основе анализа теоретических и эмпирических данных были выработаны критерии оценки работ студентов, на основе: которых выявлены три основных уровня- развития образного мышления студентов; - высокий, средний, низкий. Выходе констатирующего эксперимента с помощью-выработанных критериев был установлен наличный уровень сформированное™ образного мышления" у студентов,, выявлены затруднения, возникающие на. начальном этапе обучения» при выполнении длительных работ, графических и живописных краткосрочных изображений: Обобщая итоги проводимого эксперимента, мы отметили наиболее типичные недостатки. Часто в композиции не выделяется главное, композиционное решение недостаточно обоснованно, поверхностно, носит случайный фрагментарный характер, не содержит конструктивной идеи. Другой крайностью является шаблонность и схематизация композиционных.решений. Учащиеся применяют заученные учебные композиционные схемы или композиционные решения картин известных художников. Для повышения качества обучения, осуществления? индивидуального подхода рационально использовать возможности живописных и графических краткосрочных изображений. При этом: появляется больше условий для создания проблемных ситуаций. Часто у студентов! проявляется шаблонность, в использовании технических приемов и материалов, что препятствует раскрытию образа. В? работах студентов нередко наблюдается недостаточная обобщенность изображения, излишняя неоправданная детализация. Недостаточное внимание в процессе обучения уделяется отработке этапа композиционного размещения, а ведь именно на этом этапе проявляется, насколько правильно начинается формирование образа. Были разработан ряд специальных упражнений, направленных на выработку у студентов умения правильно формировать целостное обобщенное представление об изображаемом. Положительная динамиf ка развития образного мышления студентов была подтверждена показателями результатов поискового эксперимента. Формирующий эксперимент I был организован на основе материалов поискового этапа исследования. Студенты экспериментальных групп приучались систематически выполнять краткосрочные изображения, как на практических занятиях, так и самостоятельно. Задания были выстроены в логической последовательности в соответствии с дидактическими принципами и правилами. Систематичность и преемственность соблюдалась как в содержании, так и в способах обучения. Происходило постепенное усложнение заданий, начиная с несложных графических набросков и зарисовок, и заканчивая живописными этюдами. Учитывался индивидуальный рост каждого студента. По мере освоения задач обучаемые получали усложненные задания. В методической модели последовательно проводится принцип реализации интегрирования теории и практики различных дисциплин. Важным средством формирования образного мышления- является интегративность предлагаемой модели. В лекционном материале и в практической работе большое внимание уделялось повышению эффективности усвоения материала разных дисциплин, как живописи и рисунка, композиции, истории и теории изобразительного искусства, методики преподавания изобразительного искусства, так и некоторых разделов психологии. Практические занятия были направлены на методически последовательную организацию формирования образа. В соответствии с основными целями и задачами решаемой проблемы были, сгруппированы задания. Каждое задание было дифференцировано по выделенным ранее уровням развития образного мышления студентов. Для студентов высокого уровня задания были выше по степени сложности и по количеству решаемых задач, чем для студентов среднего
233 k I 1 уровня. Учащимся с низким уровнем развития образного мышления предлагалось выполнять большее количество дополнительных учебных тренировочных упражнений. При таком подходе осуществляется максимальное развитие образного мышления студентов с учетом их индивидуальных различий. Большое внимание уделялось освоению техники и технологии живописи, особенно акварельной. Результаты проведения эксперимента выявили более высокое качество работ у студентов экспериментальной группы. Предлагаемая методическая модель оказалась эффективной, так как основана на принципах реалистического искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие образного мышления необходимо для педагогической и творческо-изобразительной деятельности будущих преподавателей изобразительного искусства. В рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации примерных программах дисциплин предметной подготовки для специальности «Изобразительное искусство» отмечается, что целью выполнения набросков и зарисовок, прежде всего, является формирование целостного восприятия модели, выявление образной сути изображаемого, умение быстро изображать объект на классной доске. Исследование подтвердило тот факт, что в сложившейся практике преподавания возможности краткосрочных изображений не используются в полной мере. Студенты не всегда могут достаточно быстро выполнить выразительный и целостный краткосрочный этюд или рисунок, правильно проанализировать и оценить краткосрочные работы. Выполнение большинства краткосрочных изображений выносится на самостоятельную работу, но для многих студентов необходимо руководство и более тщательный контроль преподавателя на первых порах обучения. Для полноценного анализа набросков времени аудиторных занятий не всегда хватает, ввиду этого контроль преподавателя за этим процессом недостаточен. Усиленный контроль и регулярность занят ий к раткосрочными изображениями положительно отражается как на развитии образного мышления, так и творческих способностей студентов в целом.
Проведенное исследование позволило выявить перспективы усовершенствования существующей системы обучения краткосрочным изображениям. Благодаря экспериментальному исследованию были выявлены резервы для улучшения контроля самостоятельной работы студентов, повышения их ответственности за выполненную работу и улучшения качества краткосрочных изображений. Выполняемые и контролируемые систематически наброски и быстрые этюды способствуют повышению профессиональной подготовки студентов.
Таким образом, возникла актуальная задача дальнейшего совершенствования' содержания и методики обучения краткосрочным изображениям, а проведенное экспериментальное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.
В ходе исследования.удалось решить следующие задачи:
1. На основании тщательного изучения современных исследований психологических, методических аспектов формирования образного мышления; а также на основании проведенного исторического анализа развития методов, обучения, краткосрочным изображениям в художественной педагогике была обоснована целесообразность применения» краткосрочных изображений в целях развития образного мышления.,
2. Теоретически обосновании подтверждено преимущество осуществления межпредметных связей на основе системы ^заданий* по выполнению краткосрочных изображений, что отразилось на результатах исследования: установлено повышение качества работ и улучшение-методики их выполнения студентами экспериментальных групп по другим дисциплинам изобразительного цикла; подтверждено, что развитие образного мышления положительно-влияет на другие творческие способности; подтверждено, что развитие образного мышления положительно-влияет на зрительную память, повышается качество набросков^ и зарисовок; установлено повышение уровня развитияобразногомышления сту-' дентов экспериментальных групп, что доказывает пользу разработанной' системы заданий.
3. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально подтверждена методическая система развития образного мышления-студентов. Разработана и апробирована диагностика уровня развития образного мышления при выполнении краткосрочных изображений для студентов начального этапа обучения, на основе которой дифференцированы задания экспериментальной методики.
4. Доказана результативность системы заданий краткосрочных изображений, которая позволила студентам экспериментальных групп развить наряду с образным мышлением такие профессионально значимые способности, как: зрительная память, целостность восприятия, пространственное, материально-изобразительное и композиционное мышление.
Данное исследование может быть использовано в практической деятельности преподавателей и студентов, при разработке методических вопросов преподавания изобразительных дисциплин.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Садомова, Наталья Ивановна, 2008 год
1. Авсиян, О. Н. Натура и рисование по представлению : учебное пособие / О. Н. Авсиян. М. : Изобразительное искусство, 1985; - 151 с. : ил.
2. Аксенов, Ю. Г. Образ и материал / Ю. Г. Аксенов. М. : Сов. Россия, 1977. - 141 с.: ил.
3. Андреева, Г. М. Образ мира в структуре социального познания / Г. М. Андреева // Мир психологии. 2003. - № 4. - С. 31-40.
4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура : Терминологический словарь / под. общ. ред. A.M. Кантора. М. : Эллис Лак, 1997.-736 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М: : «Архитектура-С», 2007. - 392 с.
6. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. - 386 с.
7. Беда, Г. В. Живопись : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство м труд» / Г. В. Беда. М. : Просвещение, 1986. - 192 с. : ил.
8. Беда, Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах / Г. В. Беда // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М. : МГПИим. Ленина, 1983. - С.46-51
9. Беда, F. В. Основы изобразительной грамоты : Рисунок, живопись, композиция/Г. В. Беда. М.: Просвещение, 1981. - 239 с. : ил.
10. Бернштейн, М. Д. Проблемы учебного рисунка / М. Д. Бернштейн. -М.: Искусство, 1940. 161 с.
11. Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1964. - 547 с.
12. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта (Изображение вещи в живописи XYIII XX вв.) / И. С. Болотина. - М. : Советский художник, 1989. 192 с. : ил.
13. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб; : ПРЛЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. -672 с.
14. Брагина; Д. В. Формирование образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией : дис. . канд. пед. наук. / Д. В. Брагина ; МПГУ. М., 2006. - 228с.
15. Брушлинский,, А. В. Воображение и познание / А-. BI Брушлинский// Вопросы философиш Mi, 1967. - №11. - G. 18-43:
16. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинскиш- Mi-. Наука, 1970;-157 с.
17. Вазари, Джордже. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей5тзодчих; В^2 т.T.1L/Джордже Вазарт Mi, 1966. - 602 с.
18. Ванслов; В. В. Что такое искусство / В. В. Ванслов-.- Mi : Изобразительное искусство,, 1989. 328 с. : ил.
19. Ветрова; И. Б. Неформальная композиция : от образа к творчеству. Учебное пособие / И. Б. Ветрова. М: : Издательство;«Ижица»; 20041 - 174 с.: ил.
20. Волков, К Н: Восприятие предмета и рисунка / Н. Н: Волков. М.* : Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 508 с. : ил.
21. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. М. : Искусство, 1984. - 220'с.: ил.
22. Волков, Н. Н. Мысли об искусстве / Н. Н. Волков. М. : Советский художник, 1973. - 140Лс.: ил.
23. Вопросы педагогики художественных дисциплин-: сб. науч. тр. / Ред. кол. : Г.В:. Беда, Ю.К Боджанов, В.И. Денисенко, Р.Г. Ломоносов, А.П. Яшухин. Краснодар : Кубан. ун-т, 1982. - 142 с.
24. Вопросы психологии способностей : сб. статей / Под ред. В.А. Кру-тецкого. М.: Педагогика, 1973. - 216 с.
25. Воробей, Ю. Д. Диалектика художественного творчества / Ю. Д. Воробей: М. : Изд-во Московск. ун-та, 1984. - 376 с.
26. Выготский, JI. С. История развития высших психических функций / JI. С. Выготский // Развитие высших психических функций'. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960, - С.67 - 88.
27. Выготский, JL С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
28. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. СПб. : Азбука, 2000.-416 с.
29. Гегель, Г. Эстетика : В 4-х т. / Под ред. Мих. Лившица / Г. Гегель. М. : Искусство, 1969.
30. Гете, И.'-В.* Об искусстве / И.-В: Гете. М. : Искусство, 1975. - 663с.
31. Гильмутдинова, С. Р. Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека : На прим. худож.-граф. фак. : дис. . канд. пед: наук. / С. Р. Гильмутдинова ; МПГУ. М., 1998.- 194 с.
32. Глезер, В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. Л. : Наука, 1985. -246 с.
33. Гончаренко, Н. В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. М. :1. Искусство, 1991.-432 с.
34. Грегори, Р. Психология зрительного восприятия / Р. Грегори. М. : Прогресс, 1970. - 269 с.
35. Грибакин, Н. В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа : дис. . канд. пед. наук. / Н. В. Грибакин; МПГУ. М., 2000. - 194 с.
36. Громов, Е. С. Природа художественного творчества : Кн. для учителя / Е. С. Громов. М. : Просвещение, 1986. - 239 с.
37. Данилова, И. Е. Искусство средних веков и Возрождения / И. Е. Данилова. М.: Сов. художник, 1984. - 272 с.: ил.
38. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности : учебник / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. М. : Изд-во МГУ, 1989. - 399 с.
39. Дейнека, А. А. Из моей рабочей практики / А. А. Дейнека. М. : Изд. Акад. художеств СССР, 1961. - 148 с.
40. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать / А. А. Дейнека. М. : АХ СССР, 196К - 224 с.: ил.
41. Денисюк, А. С. Развитие воображения / А. С. Денисюк. Киев, 1972. -173 с.
42. Демидов, В. Е. Как мы видим то, что видим. / В. Е. Демидов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Знание, 1987. - 240 с.
43. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества : цикл лекций для студентов педагогических вузов и учителей общеобразовательной школы / А. Я. Дудецкий. Смоленск, 1974. - 152 с. : ил.
44. Дудецкий, А. Я. Воображение / А. Я. Дудецкий. Смоленск, 1969: - 94" с.
45. Ермаш, Г. Л. Творческая природа искусства / Г. Л. Ермаш. М. : Искусство, 1977. - 320 с.
46. Ермаш, Г. Л. Искусство как творчество / Г. Л. Ермаш. М. : Искусство, 1972. - 84 с.
47. Ермеев, А. Ф. Границы искусства / А. Ф. Ермеев. М. : Искусство, 1987. -319- с.
48. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. М. : Искусство,1 1986. - 158 с. : ил.
49. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.1 / А. В: Запорожец: М. гПедагогика, 1976. - 354 с.
50. Запорожец, А; В: Познавательные процессы : ощущение, восприятие : сб. / А. В. Запорожец, В. П. Зинченко // Восприятие. Движение. Дёиствие. -: М., 1982. С. 50-80.
51. Зинченко, В1 П. Образки деятельность / В: П. Зинченко; Акад. пед. m соц. наук; Моск. психол.-соц. ин-т. : М. : Воронеж : изд-во «Ин-т практической психологии»; НПО'«МОДЭК», 1997. - 354 с. ^
52. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. М. : Изд-во МГУ, 1969. - 106 с.
53. Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта / О. П. Иванов. М. : Издательство Московского-психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 640 с.
54. Игнатьев, Е. И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей / С. Е. Игнатьев,// Учен. зап. №194 / Ml И У им. В.И. Ленина. М., 1963 - С. 5-36.
55. Игнатьев, С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью : дис. . канд. пед. наук. / С. Е. Игнатьев ; МПГУ. М. : 1981. - 264 с.
56. Игнатьев, Е. И. Психологическое исследование представления и воображения /Е. И. Игнатьев. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 196 с.
57. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. М. : Изобразит, искусство, 1968. - 32 с.
58. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев // Психологические исслед. представлений и воображения. М. : Известия АПН РСФСР, 1956. - Вып. 76 - С. 3-17.
59. Илиади, А. Н. Природа художественного таланта / А. Н. Илиади. М. : Сов. писатель, 1985. - 535 с. ,
60. Иогансон, Б. В. Молодым художникам о живописи / Б. В. Иогансон. -М. : АХ СССР, 1959. 247 с.
61. Иогансон, Б. В. О живописи / Б. В. Иогансон. М. : Профиздат, 1955. -30 с.
62. Каган, М. С. Эстетика // БСЭ. В 30 т. Т. 30. М., 1978. - С.47. '
63. Казин, A. JI. Художественный образ и реальность / A. JI. Казин. JL : ЛГУ, 1985. - 119 с.
64. Капланова, С. Г. Психологический анализ работы художника над картиной / С. Г. Капланова // Вопросы психологического исследования формирования образа. М. : Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С. 141-196.
65. Капланова, С. Г. Процессы воображения в создании произведений живописи / С. Г. Капланова // Вопросы психологического исследования формирования образа. М. : Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С. 197-224.
66. Капланова, С. Г. От замысла и натуры к законченному произведению : 1.Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин / С. Г. Капланова. М. : Изобраз.искусство; 1981.- 216 с.: ил.
67. Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма : сост., автор примеч. Е.Д. Кардовская / Д. Н. Кардовский. М. : АХ СССР, I960.-340 с.
68. Касань, А. Руководство к рисованию акварелью / А. Касань. М. : Издательство Московской; государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007. - 224. : ил.'
69. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. М. : Высшая школа, 2000. - 271 с.: ил.
70. Криенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Криенко; М: : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с. : ил.
71. Кирнос, Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И. Кир-нос. М.: Тип. ГА ВС, 1992. - 172 с.
72. Ковалев, А. Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности//Проблемы способностей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. М. : АПН РСФСР, 1962. - С.153-164.
73. Козлов* В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий/ В. II. Козлов. М. : Легкая промышленность, 1981. - 260 с.
74. Константин Коровин вспоминает./ Авторы-составители И.С. Зиль-берштейн, В:А. Самков М.: Изобразительное искусство, 1990. - 608 с.
75. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова, М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 144 с.
76. Коршунова, Л; С. Воображение и:рациональность. Опыт методологического; анализа познавательных функций воображения?/ Л. С. Коршунова; В; И. Пружинин. --Mi: Изд-во МГУ, 1989; 182 с.
77. Коровин, В. И. Художественный талант / В. И. Коровин. М: : Знание, 1980. -48 с.
78. Костин, В., Юматов, В; Язык изобразительного искусства / В. Костин, В. Юматов. М. -. Знание, 1978. - 109 с.
79. Корчик, О. Я. Живописная система Борисова-Мусатова / О. Я. Корчик.- М.: Искусство, 1980. 319 с.
80. Крамской об искусстве / Сост., авт. вступ. статьи Т.М. Коваленская. -2-е изд., доп. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 176 с. : ил.
81. Краткий словарь по эстетике / Под. ред. М.Ф. Овсянникова. М. : Просвещение, 1983. - 223 с.
82. Крутецкий, В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условия формирования и развития / В. А. Крутецкий // Проблемы общей; возрастной и педагогической психологии М. : Педагогика, 1978. -С. 206-221.
83. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.
84. Кузин, В. С. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности-/ В. С. Кузин.// Учен, записки № 150 Свердловского пед. ин-та. Свердловск, 1971. - С. 52-66. .
85. Кузин, В. С. Психология : учебник / B.C. Кузин. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 1982. - 256 с.С
86. Кузин, В. С. Психология живописи : учебное пособие для вузов. / В. С. Кузин. 4-е изд., испр. - М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304 с.: ил.
87. Куликова, И. С. Экспрессионизм в искусстве / И. С. Куликова. М. : Изд-во Наука, 1978. - 184 с.
88. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская.- М. : Просвещение, 1986. 159 с. : ил.
89. Лебедко, В: К. К вопросу о «взаимосвязи рисунка и композиции-при подготовке художника-педагога / В. К. Лебедко // Проблемы провинциальной^ художественной культуры. Материалы всероссийской научной'конференции. Курск : Изд-во КГПУ, 1998. - С. 17-18.
90. Лейтес, Н. С. Способности, труд, талант / Н. С. Лейтес. М. : Знание, 1962. - 32 с.
91. Леонтьев, A. Hi Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев -М1.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 340 с:
92. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. Г / А. Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983-. -318 с.: ил.
93. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев-// Вопросы психологии. 1960. - №1. - С. 7-16.
94. Ломаева, Н. Н. Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией : дис. . канд. пед. наук. / Н. Н. Ломаева; Ml И У. М., 1998. -187 с.
95. Ломов, С. П. Живопись : учебник. 2-е изд., перераб. и доп ./ С. П. Ломов, А.П. Яшухин. М. : АГАР, 1999. - 232 с.
96. Макарова, К. Bi Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета : дис. . канд. пед. наук. / К. В. Макарова ; МШУ. -М., 2005.-217 с.
97. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков; М:: Издательство Московской государственной специализированной школы акварели* Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2003. - 192 с.
98. Мастера^ искусств-об искусстве. В 7 т. Т. 7. М. г Искусство, 1969: -654 с.
99. Машковцев, Н. Г. Из истории русской художественной культуры / Hi Г. Машковцев. М. : Сов. художник, 1982. - 328 с. : ил.
100. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку : учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак.пед. ин-тов / JI. Г. Медведев. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
101. Межелайтис, Э., Савицкас, А. Чюрленис / Пер. с лит. Б. Залесской (проза), Ю. Левитанского (стихи) М. : Искусство, 1971. - 156 с.
102. Мигунов, А. С. Искусство и процесс познания / А. С. Мигунов. Изд-во Московского университета, 1986. - 128 с.
103. Мириманов, В. Б. Первобытное и традиционное искусство / В. Б. Ми-риманов. М., 1973. - 228 с.
104. Молева, Н. П.П. Чистяков теоретик и педагог / Н. Молева, Э. Белю-тин. - М.: Академия худ. СССР, 1953. - 228 с. : ил.
105. Морозов, Е. М. Живопись и рисунок гуашью / Е. М. Морозов. М. : Эксмо, 2006. - 72 с.: ил.
106. Морозов, И. М. Природа интуиции / И. М. Морозов. Мн. : Университетское, 1990. - 141 с. :: .
107. Мочалов, Л. В. Дидактика натюрморта / Л. В. Мочалов // Советское искусствознание : сб. статей. -1988. вып. 24. - С. 229-260.
108. Мочалов, Л. В. Неповторимость таланта / Л. В. Мочалов. М.-Л. : Искусство, 1966. - 168 с. : ил.
109. Мочалов, Л. В. Пространство мира и пространство картины / Л. В. Мочалов. М.: Сов, художник, 1983. - 264 с. : ил.
110. Нейман, М. Л. П.П. Кончаловский / М. Л. Нейман. М., 1967. - 167 с.
111. Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века / М. Г. Неклюдова. - М. : Искусство, 1991. - 396 с. : ил.
112. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания : Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 1987. - 255 с. : ил.
113. Николаенко, Н. Н. Психология творчества : учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной / Н. Н. Николаенко. СПб. : Речь, 2005. - 277 с. : ил.
114. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.ил.
115. Никифоров, А. С. Этюды о разуме / А. С. Никифоров. М. : Сов. Россия, 1981.-208 с.
116. Никифоров, Б. М. Путь к картине / Б. М. Никифоров. М. : Искусство, 1971». - 142 с.
117. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. М.': Изд-во МГУ, 1972. - 155 с.
118. Островский, Г. С. Как создается картина / Г. С. Островский. М. : Изобраз. искусство, 1976. - 96 с. : ил.
119. Пименов, Ю. Необыкновенность обыкновенного / Ю. Пименов. М. : Искусство, 1964. - 129 с.
120. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М. : Наука, 1972. - 372 с.
121. Познавательные процессы и способности в обучении : учеб! пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Щадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Щадрикова . М. : Просвещение, 1990. - 142 с : ил.
122. Подкорытов, Г. А. О природе научного метода / Г. А. Подкорытов. -JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. 224 с.
123. Полонский, В. Сознание и творчество / В. Полонский. Л. : Изд-во писателей, 1934. - 212 с.
124. Пономарев, Я. А. Психологические- исследования творчества / Н. Г.Алексеев, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов // Психологический журнал. -Т.З.- 1982. -С.153-160.
125. Психология рисунка и живописи : Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред; Е.И. Игнатьев. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1954.-224 с. : ил.
126. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю / С. X. Раппопорт. М. : Сов. художник, 1978. - 238 с. : ил.
127. Раппопорт, С. X. Художественное представление и художественныйобраз / С. X. Раппопорт // Эстетические очерки : сборник. М. : Музыка, 1973. - Вып. 3. - С. 45-94.
128. Рисунок и живопись. В 2 т. Т. 1 / Авторы.руководства Ю. F. Аксенов, P.M. Заикин, Е. М. Зонненштраль, Ф. М. Кригер, Г. Е. Тарасевич. М. : Искусство; 1961. - 206 с.: ил.
129. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию / Н. Н. Ростовцев. М.' : Просвещение, 1982. - 240 с. : ил.
130. Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка : учебное пособие / Н. Н. Ростовцев. М. : Изобраз. искусство, 1983. - 288 с. : ил.
131. Ростовцев, Н: Н; Развитие творческих способностей на занятиях рисованием / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев. М; : Просвещение, 1987. -176 с. : ил.
132. Ростовцев, Н. Н. Рисование головы человека : Учеб. пособие / Н. Н. Ростовцев. М.: Изобраз. искусство, 1989. - 304 с. : ил.
133. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учебноепособие / Е. Ф. Рыбалко. JI. : Изд-во Ленинского ун-та, 1990. - 256 с.
134. Рубинштейн, С. Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / С. Л. Рубинштейн. М. : Изд-во АН СССР, 1960. -168 с.
135. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
136. Самохин, В. Н. Эстетическое воспитание : вопросы методологии и критика/В. Н. Самохин. М.: Мысль, 1971. - 208 с.
137. Сапожников, А. П. Полный курс рисования / А. П. Сапожников. М. : АЛЕВ-В, 2003.- 160 с.
138. Сезанн, П. Переписка. Воспоминания современников / П. Сезанн. -сост., автор вступ. статьи Н.В. Яворская. М.-Л. : Искусство, 1972. - 367 с.
139. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения / Под ред. В.М. Казанова / И. М. Сеченов. М. : ОГИЗ, 1947. - 647 с.
140. Словарь философских терминов / Под. ред. Кузнецова В.Г. М. : Ин-фра : М, 2005.-731 с.
141. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник Московского университета. Сер. «Психология». 1981. - № 2. - С. 15-29.
142. Смирнов, С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С. Д. Смирнов // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. - № 2. - С.149-155.
143. Смирнов, Г. Б. Живопись : Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Г. Б. Смирнов. М. : Просвещение, 1975. - 143 с.
144. Советы мастеров. Л., 1979. - 374 с.
145. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб. : Питер, 2002. -592 с. : ил.
146. Спиркин; A. 1>. Происхождение сознания / А. Г. Спиркин. М., 1960. -188. с. . V- ■.'.
147. Страхов, И. В: Психология, воображения : пособие для студентов пед. ин-TOBf/И;.В;.Страхов.'- Саратов; 1971. 78 е.
148. Суздалев, П. К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод / П К. Сузда-лев.'-Mi: Изобразительное искусство, 1986. 328 е. : ил.,.1*781 Столяров, И; Mi Материалы и способышисьма / И! М! Столяров - Mm : Вышэйшая школа, 1980. - 110 с.: ил. • ; .
149. Ь79:€>фиков Bl. И. Письма. Воспоминания о художнике: / В ступ, статьи Н.А. Радзимовской, G.H. Гольдштейн; сост. и комментарии Н.А. и В.А. Радзимовских, С.Н. Еольдштейн. Л. : Искусство, 1977. - 384 с; : ил.
150. Тарабукин, Н: Б. Опыт теории; живописи / Hi Б. Тарабукин; М; : Всероссийский пролеткульт, 1923:-69 !с:
151. Теория и практика педагогического эксперимента / Под. ред. А.И. : Пискунова, F.B. Воробьева.- Ml: Педагогика,, 1979; -208<с:
152. Тихомиров, О. К'. Структура, мыслительной1 деятельности; человекам: автореф. дис. д-ра пед. наук. / О.2 К. Тихомиров. М., 1967. - 31: с.
153. Тугенхольд, Я; А. Из истории.западноевропейского, русского и советского искусства / Я: А. Тугенхольд. М; :-Сов; художник,. 1987. - 320 с. : ил.184! Тюхтин, В; С. Содержание и форма в искусстве / В; С. Тюхтин; Ю. Дг Ларкин. М.: Знание, 1984. - 63 с.
154. Узнадзе; Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д. И.' Узнадзе. Тбилиси, 1961. - 210 с.
155. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М. : Наука, 1966. -451с.
156. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита : учебное пособие для, студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / А. А. Унковский. М. : Просвещение, 1980. - 128 с. : ил.
157. Унковский, А. А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет / А. А. Унковский. М:: Просвещение, 1983. - 47 с. : ил.
158. Уоллэйс, Р. Мир Леонардо. 1452-1519 / Пер. с англ. М. Карасевой / Р. Уоллэйс. М.: ТЕРРА, 1997. - 192 с. : ил.
159. Фаворский, В. А. О художнике, о творчестве, о книге / В. А. Фаворский. М. : Молодая гвардия, 1966. - 192 с.
160. Ченнини, Ч. Книга.об искусстве или трактат о живописи / Под ред. к, со вступ. статьей А. Рыбникова / Ч. Ченнини. М.: Изогиз, 1933. - 139 с.
161. Шегель, Г. М. Колорит в живописи : Заметки художника / Г. М. Ше-гель. М.: Искусство, 1957. - 76 с.
162. Шембель, А. Ф. Основы рисунка / А. Ф. Шембель. М. : Высшая школа, 1994. - 159 с. : ил. ^
163. Шиффман, X. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд / X. Р. Шиффман. -СПб. : Питер, 2003. 928 с. : ил.
164. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е. В. Шорохов. М. : Просвещение, 1979. - 302 с. : ил.
165. Шорохов, Е. В. Композиция : учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и. доп / Е. В. Шорохов. М. : Просвещение, 1986. - 289 с. : ил.
166. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. М. : Просвещение, 1979. - 303 с : ил.
167. Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества : монография / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1982. - 143 с.
168. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество : проблемы руководства изобразительным творчеством детей / B.C. Щербаков. М.: Просвещение, 1969. - 272 с. : ил.
169. Эстетика : словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989. - 447 с.
170. Эстетика и пути творчества : сб. статей / Под ред. В.В. Ванслова и М.Т. Кузьминой. М. : Изобразительное искусство, 1977. - 286 с.
171. Юлдашев, JL Г. Искусство : философские проблемы исследования / JI. Г. Юлдашев. М. : Мысль, 1981. - 247 с.
172. Юон, К. Ф. Об искусстве. В 2 т. Т. 1 / К. Ф. Юон. М. : Советский художник, 1959.-384 с.
173. Якобсон, П. Н. Психология художественного восприятия / П. Н. Якобсон. М. : Искусство, 1964. - 85 с.
174. Ярбус, A. JL Роль движения глаз в процессе зрения / A. JI. Ярбус. М. : Просвещение, 1985. - 288 с. : ил.
175. Яшухин, А. П. Живопись. Этюд с натуры / А. П. Яшухин. Ростов н/Д : РГПИ, 1987. - 80 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.