Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Непершина, Ольга Владимировна

  • Непершина, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Саратов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 220
Непершина, Ольга Владимировна. Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Саратов. 2000. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Непершина, Ольга Владимировна

Введение.

ГЛАВА /. Теоретико-методологические основы развития нравственно-эстетической составляющей духовной культуры младших школьников.

1.1 .Теоретико-методологический анализ понятия "духовная культура личности".

1.2.Нравственно-эстетическая культура в структуре личности младшего школьника.

1.3.Условия и средства развития нравственноэстетической культуры личности.

ГЛАВА 2. Педагогическая система развития духовной культуры младшего школьника средствами полихудожественной деятельности.

2.1. Описание констатирующего эксперимента.

2.2.Теоретико-методологические основы построения экспериментальной системы.

2.3. Организация, содержание и результаты формирующего» эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности»

Характерной чертой современного состояния общества является кризисное состояние большинства областей его жизнедеятельности, распад системы ценностей, усиление бездуховности. В связи с этим резко возросли требования к духовному становлению молодого поколения на всех этапах его развития, и в частности к начальному этапу, во многом определяющему дальнейшее формирование личности. Ведущая роль в процессе формирования личности принадлежит начальной школе.

Процесс реформирования начальной школы связан, прежде всего, с формированием культуры ребенка, становлением его нравственного облика. При этом одной из актуальных задач начальной школы является развитие нравственно-эстетической культуры, позволяющей активно овладевать мировым духовным наследием. Решение поставленной задачи требует качественно иного подхода к построению педагогического процесса, внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих современную социокультурную обстановку.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры в педагогической науке остается одним из наименее разработанных ее разделов. Теоретико-методологического обоснования требуют вопросы определения сущности духовной культуры школьника, влияния современной социокультурной ситуации на процесс становления личности обучаемого, выявления имеющихся и потенциальных возможностей педагогического процесса в развитии нравственно-эстетической культуры средствами комплекса различных видов искусств, определение уровней развития данного личностного качества.

Являясь одной из самых актуальных, проблема развития духовной культуры и ее составляющих нравственной, эстетической и интеллектуальной культуры учащихся привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. д. Но чаще всего интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматривают как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Подробное рассмотрение вопросов умственного развития содержится в научных трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Подцьякова и др.

Проблеме нравственного развития посвящены труды А.Н. Ананьева, Л.С.Выготского, А.И. Рувинского, В.М. Коротова и т.д. Структура нравственной культуры как компонента духовной содержится в работах Б.Т. Лихачева. Вопросы взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников рассматриваются в работах К.В. Гавриловец, И.И. Казимирской.

Проблема эстетического развития личности изучается в различных отраслях науки (эстетика, культурология, искусствоведение и др.). Вопросам реализации потенциала личности учащегося в творческой деятельности, созданию условий для возникновения и развития детской художественно-творческой деятельности посвящены работы Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и Др.

Изучение эстетической культуры как составной части духовной и формирование ее в различных видах эстетической деятельности раскрываются в трудах А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Л.П. Печко, Медушевского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Йеменского, В.А. Левина, Е.Ю. Сазонова и др.

Не могла не повлиять на решение проблемы духовного развития школьников многолетняя дискуссия педагогов вокруг возможности развития детского художественного творчества ( В. Глоцер, С. Сивоконь, Н. Погодина, Н. Ягункова).

Таким образом, очевидно сложившееся в последнее десятилетие в педагогической науке противоречие между потребностью общества в повышении уровня нравственноэстетической культуры подрастающего поколения, с одной стороны, и неразработанностью ее теоретико-методологических основ как целостной базовой структуры личности - с другой.

Общепедагогическое и социокультурное значение данной проблемы и необходимость теоретического и практического ее разрешения обусловили выбор темы исследования: «Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников в полихудожественной деятельности».

Цель исследования - разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы развития нравственно-эстетической культуры личности учащегося, базирующейся на культурологическом и системно-деятельностном подходе, ее учебно-методическое и технологическое обеспечение.

Объект исследования - полихудожественная деятельность младших школьников.

Предмет исследования составляет формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс развития нравственно-эстетической культуры младших школьников будет результативным, если:

• он приобретает характер педагогической системы, раскрывающей динамику становления личности и учитывающей психолого-педагогические условия протекания этого процесса;

• проектируемая педагогическая система базируется на диагностично поставленных целях и задачах воспитания, носит личностно-ориентированный характер;

• научно-методическое и технологическое обеспечение педагогической системы представлено совокупностью авторской программы интегрированного спецкурса «Развитие нравственно-эстетической культуры личности»; технологией организации полихудожественной деятельности; средствами диагностики уровней нравственно-эстетической культуры личности; выявлением психолого-педагогических условий поддержки развития личности младшего школьника со стороны воспитывающего взрослого;

• в процессе изучения предметов эстетического цикла происходит органичное включение школьников в полихудожественную деятельность.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

1. Выстроить систему понятий, раскрывающих сущность нравственно-эстетической культуры.

2. Описать компонентный состав, структуру, уровни и показатели сформированности нравственно-эстетической культуры на различных этапах становления личности младшего школьника.

3. Проанализировать педагогические условия эффективного развития и формирования эстетических и нравственных качеств личности школьника и определить роль и место полихудожественной деятельности в формировании личностной культуры младшего школьника.

4. Разработать диагностический аппарат и критериальный инструментарий, позволяющий установить уровни сформированности нравственно-эстетической культуры.

Методологическую основу исследования составляют:

• фундаментальные положения по философии и психологии гуманистического подхода к воспитанию (В.В. Ильин, Ю.М. Орлов, A.B. Петровский, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс);

• концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, A.A. Вербицкий, Г.И. Железовская, М.В. Кларин, Г.П. Корнев, И.А. Колесникова, В.В. Сериков);

• концепция деятельностного подхода в развитии личности (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов JI.H. Леонтьев, Л.Г., Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин);

• концептуальные идеи о специфике художественно-творческой деятельности ребенка 6-7 лет (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина В.В., , Т.С. Комарова, Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов);

• концепция массового музыкально воспитания (Д.Б. Кабалевский), художественного воспитания (Б.М. Неменский);

• разработки в области технологии обучения в средней школе (Р.П. Арнаутов, В.П. Беспалько, Г.И. Железовская, М.В. Кларин);

• концептуальные идеи в области нравственного воспитания (Л.И. Божович, Э.П. Козлов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая диссертационные исследования, учебных и учебно-методических материалов, касающихся преподавания предметов эстетического цикла; опыта педагогических инноваций; педагогическая диагностика; прямое и косвенное наблюдение, опросные и тестовые методы, беседы, анкетирование; системный анализ и синтез художественной деятельности младших школьников; математическая обработка экспериментальных данных; педагогический эксперимент, анализ продуктов полихудожественной деятельности младших школьников, сравнение, обобщение.

База и этапы исследования: эксперимент проводился с 1997 по 2000 год на базе педагогического факультета Балашовского филиала СГУ им. Н.Г. Чернышевского, средней школы № 6 г. Балашова, методического кабинета отдела народного образования Балашовского района.

На первом этапе (1997 - 1998 гг) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, культурологической, историко-педагогической литературы, современных педагогических и методических разработок в области проблемы формирования и развития духовной культуры у младших школьников, организация эмпирического исследования по изучению массовой школьной практики в области развития нравственных и эстетических качеств у младших школьников. На этом этапе удалось выявить теоретические основы исследования.

На втором этапе (1998 -1999 гг) проводилась первичная апробация условий и средств эффективного и целенаправленного воспитания нравственных и эмоциональных качеств у младших школьников.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг) проводился формирующий эксперимент в его завершенном виде, что позволило выявить степень эффективности разработанной нами педагогической системы. Осуществлялось оформление диссертационной работы и подготовка методических рекомендаций для учителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:

• выявлена и обоснована сущность понятия "нравственно-эстетическая культура" личности младшего школьника и дано его определение; введено и определено понятие "полихудожественная деятельность младшего школьника";

• определены педагогические условия и средства нравственного и эстетического развития младших школьников в процессе полихудожественной деятельности;

• предложена научно обоснованная модель педагогической системы развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников, интегрирующая учебно-методическое и технологическое обеспечение процессов нравственного и эстетического развития;

• выявлен воспитательный потенциал предметов эстетического цикла, разработаны методы его использования в формировании нравственно-эстетической культуры младших школьников;

• предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни сформированное™ духовной культуры, определены их качественные показатели.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации, авторская педагогическая система и спецкурс помогут организаторам воспитательного процесса в образовательных учреждениях, преподавателям предметов эстетического цикла в эффективном решении задач развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников в современных социокультурных условиях.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и рекомендаций обеспечивается методологической аргументированностью исходных положений; научно обоснованной логикой исследования проблемы; выбором методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в общеобразовательной школе и в вузе.

На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы развития нравственно-эстетической культуры младших школьников.

2. Модель педагогической системы формирования нравственно-эстетической культуры у младших школьников.

3. Дидактические условия и средства развития нравственно-эстетической культуры у младших школьников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Непершина, Ольга Владимировна

Выводы.

Таким образом, данные, полученные в ходе аналитической и опытно-экспериментальной работы, позволили сделать ряд выводов, подтверждающих верность выдвинутой гипотезы.

1. Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности младшего школьника является органичное включение школьников в процессе изучения предметов эстетического цикла в полихудожественную деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации, как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте.

2. Развитие нравственно-эстетической культуры личности происходит поэтапно в условиях творческого взаимодействия педагога и ребенка с произведениями различных видов искусств по принципу постепенного усложнения как художественного материала, так и выполняемых заданий. В ходе такого взаимодействия ребенок овладевает полихудожественной деятельностью, что дает ребенку возможность вбирать в себя все самое ценное, что дает человеку искусство.

3. Возникновение полихудожественной деятельности, на наш взгляд, возможно при условии комплексного варианта подачи художественного материала, что обеспечивает всемерное и комплексное развитие всех видов восприятия; условии общения ребенка с подлинными образцами мировой художественной культуры, имеющими высокую художественную ценность, от чего зависит формирование правильных ориентиров, эталонов, критериев оценок художественных произведений; при наличии уже сформированных элементарных исполнительских умений и навыков, характерных для каждого отдельно взятого вида художественной деятельности.

168

4. Развитее нравственно-эстетической культуры личности младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организуемой педагогической системы, включающей в себя:

• этапы опытно-экспериментальной работы, определяющие логику формирования нравственно-эстетической культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности;

• содержательный компонент, включающий содержание полихудожественной деятельности на каждом из этапов опытно-экспериментальной работы;

• технологию организации полихудожественной деятельности, представленной системой заданий, позволяющих формировать умения работы с художественным материалом в логике их поэтапного усложнения;

• средства диагностики уровней сформированности духовной культуры личности, выступающих в качестве контрольных срезов на каждом этапе опытной работы.

5. Данные полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, показали тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня сформированности нравственно-эстетической культуры личности младших школьников экспериментальной группы, что доказывает эффективность разработанной нами педагогической системы и подтверждает верность исходной гипотезы нашего исследования.

Заключение.

Таким образом, рассмотрение вопроса о развитии нравственно-эстетической культуры младших школьников решает одну из актуальных задач, поставленных перед современной школой требованиями личностно ориентированного педагогического процесса. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать ряд выводов, подтверждающих верность исходной гипотезы.

Усиление гуманистических тенденций, определяющих возрастание роли человеческого фактора в жизни общества, актуализирует проблему становления личности. Становление личности, ее духовного мира - это всемерное, полноценное вхождение человека в общность людей, осознание себя частицей общечеловеческой культуры, активным ее компонентом. В связи с этим наиважнейшей и актуальнейшей воспитательной задачей представляется развитие духовной культуры личности как одной из фундаментальных культур современного человека.

Духовная культура личности является одним из базовых оснований личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека. В контексте нашего исследования духовная культура личности как понятие, базируется на этических и эстетических началах и формируется в человеке с периода детства и представляет собой структурно-уровневое образование и состоит их трех взаимосвязанных составляющих: интеллектуальной, нравственной и эстетической.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. На базе развития мотивационной сферы формируются коренные духовные потребности, к числу которых относятся: потребность в знаниях, основанная на познавательном интересе и любознательности, потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения, потребность в самообразовании, в творческом освоении учебного материала, потребность в духовном общении, обмене познавательной информацией, потребность в практическом применении знаний, умений и навыков. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сензитивный период для формирования нравственно-эстетической культуры личности.

Эффективным средством развития нравственно-эстетической культуры личности выступает полихудожественная деятельность, под которой понимается деятельность ребенка, направленная на восприятие, осмысление художественного образа как носителя духовной информации,- как комплекса средств выразительности, характерных для различных видов искусств и передачу этого образа в своем продукте. Полихудожественная деятельность как средство развития нравственно-эстетической культуры младших школьников учета комплекса психолого-педагогических условий при ее организации:

• Направленность учителя на педагогику сотрудничества, что выражается в диалогичной форме общения учителя с классом и коллективный поиск решения; опора на творческий и нравственный опыт детей, цроецирование познаваемых ценностей на личность ученика; создание на уроке творческой атмосферы, системы стимулирования и поддержки позитивных форм поведения детей;

• Принцип одновременного включения всех анализаторов в процессе познания какой-либо ценности, осуществляющийся с помощью комплексного варианта подачи художественного материала обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.

• Творческий подход к проведению урока, обеспечение эмоциональной целостности; взаимосвязь с образной природой других видов искусства; включение игровых ситуаций;

• Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к работе с младшими школьниками, предполагающего обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, прочувствовал, оценил.

Развитие нравственно-эстетической культуры младших школьников успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы, включающей в себя:

• этапы опытно-экспериментальной работы, определяющие логику формирования духовной культуры младших школьников в процессе полихудожественной деятельности;

• содержательный компонент, включающий содержание полихудожественной деятельности на каждом из этапов опытно-экспериментальной работы;

• методику организации полихудожественной деятельности, представленной системой заданий, позволяющих формировать умения работы с художественным материалом в логике их поэтапного усложнения;

• средства диагностики уровней сформированное™ нравственно-эстетической культуры личности, выступающих в качестве контрольных срезов на каждом этапе опытной работы.

Под этапом опытно-экспериментальной работы мы понимали логически завершённый отрезок учебно-воспитательного процесса в школе (учебный год), направленный на развитие нравственно-эстетической культуры в процессе реализации полихудожественной деятельности в рамках определенных заданий, отражающих определённый уровень сформированное™ исследуемого нами

172 качества личности. В соответствии с этим нами были выделены следующие этапы опытно-экспериментальной работы:

• ориентационный;

• поисковый;

• обогащающий;

• интегрирующий.

1. ориентационный этап опытно-экспериментальной работы, направлен на рсвоение различных видов художественно-творческой деятельности, расширение знания детей о различных видах искусства, развитие исполнительских способностей;

2. поисковый этап опытно-экспериментальной работы направлен на поиск средств адекватной самореализации детей в различных видах детского художественного творчества, углубление знаний в области литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусств, формирование устойчивого познавательного интереса к искусству как к одной из граней человеческой культуры, готовности реб.енка к самостоятельному поиску, добыванию духовной информации;

3. обогащающий этап, направлен на расширение сферы полихудожественной деятельности ребенка, развитие активности в нравственно-эстетическом освоении действительности, на постижение закономерностей художественного ее отображения;

4. интегрирующий этап опытно-экспериментальной работы направлен на формирование целостного представления о различных видах искусства как о гранях единого духовного наследия, на интеграцию знаний о различных видах искусства, концентрацию их на человеке как на высшей ценности, предмете искусства и его творце.

Содержание полихудожественной деятельности концентрировалось вокруг трех основных тем:

• Мир человека (его внутренняя сущность, личные и социальные связи, отношение к природе и предметному миру).

• Мир природы (ее красота и гармония, состояние природы и ее взаимосвязь с человеком, т.е. влияние природы на состояние человека и его отношение к ней, место человека в природе).

• Мир рукотворный: произведения разных видов искусства, декоративно-прикладные и бытовые предметы ( способы взаимодействия человека с предметами, отражение в предметах характера эпохи и традиций народа, красота предметов и их утилитарное назначение).

Каждая тема раскрывалась с помощью определения основных кореллирующих понятий, раскрытия их сущности, пояснения примерами действительности. Весь материал иллюстрировался произведениями живописи, музыки, литературы разных стилей и жанров. Закрепление изученного материала происходило в процессе практической деятельности детей на уроках предметов эстетического цикла и во внеклассных мероприятиях (в выполнении заданий на полихудожественную деятельность).

Каждому определенному выше этапу опытно-экспериментальной работы соответствовала своя система заданий. Так ориентационному этапу соответствовали задания, носящие репродуктивный характер и направленные на усвоение основных средств художественной выразительности различных видов искусств, а также на формирование навыков исполнительской деятельности, а также на ориентацию в различных видах искусства. На поисковом этапе применялись частично-поисковые задания, направленные на формирование потребности в познавательной активности, умения находить неординарное нешаблонное решение поставленных задач в различных областях художественной деятельности. Обогащающий этап характеризовался применением заданий эвристического типа, способствующих формированию навыков художественной

174 деятельности в условиях интеграции содержания. Навыки полихудожественной деятельности проявляются как умения работать с художественным материалом по заданному образцу с наличием импровизационного момента. Интегрирующий этап экспериментальной работы был построен на заданиях, имеющих характер свободного детского творчества. Творческие задания как наиболее сложный вид полихудожественной деятельности направлены на формирование целостного восприятия искусства как источника духовного познания и способности, черпать духовную информацию из различных его граней.

Вышеперечисленные задания, будучи включенными в итоговые внеклассные мероприятия, послужили средствами диагностики, позволяющими выявить уровень сформированное™ нравственно-эстетической культуры личности

Были выявлены и описаны качественные показатели уровней сформированности нравственно-эстетической культуры младших школьников, отражающие основные компоненты структуры данного базового основания личности:

• Наличие нравственно-эстетического сознания; владение определенным объемом, знаний о различных сферах человеческой культуры, одной из которых является искусство; осознание основных этических и эстетических категорий и их взаимосвязанности, взаимопроникновении в контексте художественного образа произведения искусства.

• Наличие устойчивая положительная мотивация на нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности; развитость эмоционально-нравственной сферы, выражающаяся в разнообразии эмоциональных откликов и нравственном переживании произведений искусства, действительности; наличие активного познавательного интереса к различным видам искусства; сформированность нравственно-эстетических идеалов.

• Развитость художественно-творческих способностей, умения оценивать произведения различных видов искусства и явления окружающей действительности с нравственно-эстетических позиций; умение создавать собственный художественный образ с помощью различных специфических для каждого отдельного вида искусства выразительных средств.

На основе соотношения данных качественных показателей в структуре личности младшего школьника нами были выделены следующие уровни сформированности нравственно-эстетической культуры: низкий, средний, достаточный, высокий, которые в последствии были приняты нами за основу в ходе ведения опытно-экспериментальной работы.

Низкий уровень характеризуется следующими качественными показателями:

Ребенок проявляет познавательную активность в области различных видов искусств, разнообразные эмоциональные отклики на произведения искусства; имеет представления о взаимосвязи событий, отражаемых в произведений искусства различных видов и явлений окружающей действительности; анализируя произведение искусства умеет выделять нравственное содержание, находить связь между явлениями действительности и художественным творчеством; у ребенка сформированы первые ассоциативные связи; умеет отображать некоторые эмоциональные состояния, настроения в практической деятельности (мимика, пластика, рисунок).

Средний уровень включает в себя следующие качественные показатели:

Ребенок проявляет устойчивый познавательный интерес к различным видам искусства, способен к нравственному переживанию ситуаций, изображенных в произведениях искусств, к нравственному 176 вхождению" в образ; у ребенка сформированы начальные представления о закономерностях построения художественных произведений различных видов искусств, жанров искусств, понятия об источниках художественного творчества, о специфических средствах выразительности различных видов искусств; умеет дать нравственно-эстетическую оценку явлениям действительности и провести аналогию с произведениями различных видов искусств, у ребенка сформированы элементарные навыки исполнительской деятельности в области музыки, танца, драматизации, изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также умения создавать собственный художественный образ, опираясь на какой-либо пример из произведений искусства, анализировать произведение искусства, с точки зрения его художественной выразительности.

Достаточный уровень характеризуется наличием следующих качественных йоказателей:

Ребенок проявляет активность в нравственно-эстетическом освоении действительности, в художественно-творческой деятельности, желание участвовать в коллективной созидательной нравственно-эстетической деятельности; сформированы понятия о соотношении этического и эстетического начал в действительности и в художественном ее отображении; о нравственном и безнравственном, красивом и безобразном, имеет знания в области стилей, жанров искусства, начальные представления об исторических эпохах в искусстве; может представить себя на месте героя художественного произведения, ощутить его эмоциональное состояние, способен представить какой-либо данный литературный, музыкальный, художественный образ в отличной от образца воображаемой ситуации, умеет находить общих признаков и характерных особенностей выразительных средств различных видов искусств.

Высокий уровень сформированности духовной культуры характеризуется следующими качественными показателями:

У ребенка сформирована потребность в духовном познании мира через произведения искусства, имеет позитивный настрой на осуществление творческой как индивидуальной, так и коллективной деятельности, находя компромиссное решение в различных нравственных ситуациях; рассматривает различные виды искусства, как грани единого духовного наследия, как источник духовной информации о мире, человека - как высшую ценность, предмет искусства разных эпох и стилей и его творца; умеет проецировать нравственные ценности на свое "Я" и осуществлять нравственный выбор, имеет опыт восприятия классической, романтической и современной музыки, а также произведений изобразительного искусства и архитектуры различных стилей; у ребенка сформированы исполнительские навыки в различных видах художественно-творческой деятельности, а также умение переводить художественный образ из одного изобразительного ряда в другой по наиболее общим характерным чертам (воспринимает «настроение» цвета, звука и пространства, гармоничные и дисгармоничные цветовые, графические и звуковые сочетания; переносят физические свойства материала на звук, цвет, линию, форму, пространство; выделяет общие признаки и характерные особенности цвета и звука, линии в музыке - линии в графике, может проводить аналогию между характером художественного и музыкального пространства), умеет создавать свой художественный образ с помощью выразительных средств различных видов искусств.

На основании вышеизложенных положений была организована опытно-экспериментальная работа в начальных классах средней школы № 3 г. Балашова. Для ее реализации потребовалась разработка авторского • специализированного курса "Организация полихудожественной деятельности детей 6-7 лет которая велась диссертантом на протяжении 1997 - 2000 учебных годов; составление комплекса учебно-познавательных творческих заданий; подбор методов взаимодействия педагога с учениками, организации полихудожественной деятельности в условиях начальной школы; отбор средств диагностики уровней сформированности духовной культуры личности в полихудожественной деятельности.

Анализ результатов, получаемых на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, отражал тенденцию к преимущественному преобладанию более высокого уровня сформированности нравственно-эстетической культуры школьников экспериментальной группы, что указывает на эффективность разработанной педагогической системы и подтверждает верность основных положений гипотезы нашего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Непершина, Ольга Владимировна, 2000 год

1. Абраменкова В.В., Петровский A.B. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе. // Советская педагогика.-1987.-№12.-С. 16-22.

2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318с.

3. Алимская Л.Ф. Художественно-педагогическое общение учителя и учеников на уроках музыки в школе.: Образование на пороге нового тысячелетия.//Сб. научн. статей Балашов. - 1999. - 108с.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1983.- 208 е., ил.

5. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. -Киев: Освита,1991.-111с.

6. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. //Вопросы психологии,-1984.-№5.-36-41с.

7. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т., М. :Педагогика, 1980.-С.21.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. /Инновационный курс.- Казань.: Изд. Казанского университета. -1996г.-568с.

10. Антонова А. Подготовка педагога-дошкольника в педагогическом университете. // Сб. научн. ст. Москва. - МГПУ им. В.И.Ленина. -1997.- .с.

11. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. Москва: Просвещение. - 1998. - 38с.

12. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М. Советский композитор. - 1989. - 120с.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.

14. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. -М.: Знание. 1983. - 68с,

15. Баранов С.П. Воспитательные задачи на уроке.//Начальная школа. -1990.- №2. с.6 - 10.

16. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание. - 1988. -64с.

17. Басина Е.З., Нежнова Т.А. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста. -М., Педагогика, 1988. -133с.

18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.),

19. Бирич И.А., Лепская H.A. Концепция экспериментальной программы и учебника «Изобразительное искусство» (научный руководитель народный художник РСФСР Б.М .Неменский).//Начальная школа. -1989. №1. - с.22-25.

20. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.

21. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Знание, 1979. 96с.

22. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика начального обучения". М.: Просвещение, 1978.- 128 с.

23. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре.//Человек 1993. - №1.

24. Боякова Е.В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников. .// Сб. научн. ст. Москва. - Ml НУ им. В.И.Ленина.-1998. - .с.

25. Буре P.C. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение,. 1987.- 96с.

26. Буре P.C. Изучение проблем нравственного воспитания детей в Российской дошкольной педагогике (50-80 гг.). Москва, Mill У им. В.И.Ленина. - 1996. - .с.

27. Буянова Т. Формирование эмоциональной выразительности образов в рисунках детей средствами искусства. ./ Сб. научн. статей. Москва, МПГУ им. В.И.Ленина. - 1996. - .с.

28. В школе слушают музыку. /Под ред. Н.Л. Гродзенской. М.: Просвещение, 1964. - 68с.

29. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1998, № 4.— С. 12-23.

30. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. -Ленинград.: Художник РСФСР. 1977. - 246с.

31. Вендрова Т.Е. Постигая основы искусства.//Начальная школа. 1980. -№8.-с. 58-62.

32. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. - 240 е., нот.

33. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.: Учеб. пособие для студентов педагогических инст-в. по спец. "Дошкольная педагогика и психология". М.: Просвещение, 1983. - 255с.

34. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г.Реутова Московской области. -М.: Педагогика, 1988.-96С.

35. Вопросы вкально-хорового воспитания школьников.: Сборник науч. трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 160с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.-96с.

37. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Собр. соч. М., 1983, - Т.З.

38. Выготский Л.С. Кризис семи лет.//Собр.соч.:В6т.-М.: Педагогика, 1984. Т.4, С-376-385.

39. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Избр. пед. исследования. М., 1956.).

40. Вяткин Л.Г., Рашкин В.Ф. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы.-Саратов,1995.-22с.

41. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск «Народная асвета». - 1988. - 128с.

42. Галаев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание. -1982. - 64с.

43. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество. //Вопросы философии. 1995. - №6.

44. Гершунский Б. С. Менталитет и образование: Уч. пособие для студентов. М., 1996. С. 32).

45. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальных школе (1—4 классы).- М.: АПН РСФСР. 1962. - 88с.

46. Груздова И. Педагогические условия формирования эмоционально-оценочного отношения к музыке у детей младшего дошкольного возраста./ Сб. научн. статей. Москва, МПГУ им. В.И.Ленина. - 1996.- .с.

47. Губанова E.H. Уроки труда уроки искусства.//Начальная школа. -1995.-№Ц.-с.14-17.

48. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект-Пресс, 1994)

49. Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. // Вопросы психологии. 1977., №5.)

50. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 432с.

51. Доронина О.М. Развитее музыкально-эстетической культуры школьника (на материале уроков музыки и внеклассных занятий). Автореф. дисс.канд. пед. наук. Саратов 1999. - 23 с.

52. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988.- 394с.

53. Дронова О., Левищева И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте. И -Дошкольное воспитание, 1996 - № 6,-с.98 -101.

54. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы круглого стола. //Вопросы философии. 1996. - №2.

55. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе.//Начальная школа. 1995. - №2.- с.8-12.

56. Железовская Г.И., Елисеева A.B. Духовно-нравственная культура личности. Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1997. - 104с.

57. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.).

58. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение,1968.-176с.

59. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

60. Запорожец A.B., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение,1974.-С.24-50.

61. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ.//Начальная школа. 1992. - №9-10.- с.45-51

62. Зись А.Я. Философское, мышление и художественное творчество. -М.: Искусство. 1987. - 274с.

63. Игнатова В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся. // Автореферат на соискание ученей степени доктора педагогических наук. Тюмень 1999.).

64. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

65. Исаева Е.В., Воробьева О.В. Природа и искусство в воспитании младшего школьника.//Начальная школа. 1995. - №11.- с.5-6.

66. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 1995. - № 4. -с. 15-21.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984 г. - 240с.

68. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М, 1977. - 160с.

69. Казакова Р.Г., Домогацких В.В. Изучение феномена цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста./ Сб. научн. статей. Москва, Mill У им. В.И.Ленина. - 1996.• • «с*

70. Казакова Т.Г. Рисуют младшие школьники. М., 1971.).

71. Канке В.А. Философий. Истоический и системный курс: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательская корпорация "ЛОГОС", Гуманитарный, издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания "Наука", 1997. - 352с.

72. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. 1993.

73. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство эстетического и нравственного развития школьников.//Начальная школа. 1990. - №8. -с.24 - 28.

74. КоваленкоВ.А. Постигая тайны музыки.//Начальная школа. 1992. -№11-12. -с.22-25.

75. Коломинский .Я.Л., Панько Е.А. учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.190с.

76. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе.//Начальная школа. 1989. -№3. - с.52-53

77. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно- творческих способностей. //Дошкольное воспитание, 1998, - № 10, -с. 65 - 67

78. Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей. // Дошкольное воспитание. 1995. - с. 47 - 49

79. Компанцева JI.B. Формирование творческой личности в изобразительной деятельности М.: Mill У им В.И.Ленина - 1996.• • «С*

80. Концепция развития народного образования Саратовской области на 1991-2000гг.-Саратов, 1991.-37с.

81. Конышева Н.М. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе обучения.//Начальная школа. 1979. -№8. -с. 36-40.

82. Коротов В.М., Пуйман С.А. Теоретические основы воспитания: Учебное пособие. Балашов: Изл-во БГПИ, 1993. 72с.

83. Кравцов Г.Г., Кравцова Ё.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе.-М.: Знание, 1987.-С.З5.

84. Кравчук Л.В. Сказка, как начальная философия в формировании и развитии художественного вкуса у детей дошкольного возраста. М.: МПГУ им В.И.Ленина - 1996. -. .с.

85. Краткий психологический словарь,-М.,1985,С.176.

86. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение 1973.).

87. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 208с.

88. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.- М.: Знание, 1988. 80с.

89. Кузин B.C. Беседы об изобразительном искусстве.//Начальная школа. 1979. - №3.- с.65-68.

90. Куревина O.A., Васильева Л.С. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников: Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений. М., 1993. - 56с.

91. Лазарева М.В. Интегративность и комплексность в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.// Сб. научн. ст. Москва. -МГЛУ им. В.И.Ленина. - 1998. - .с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М., 1977, С. 297.)

93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983 .Т.2.-320с.

94. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959, с. 128 156.,.

95. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978. - №5. - с. 7377.

96. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное.//В сб.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.М., 1980.-С.31.

97. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

98. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональнойотзывчивости на музыку. // Дошкольное воспитание 1997 - №4. -с.68-73.

99. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство. -1965.

100. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. -М.: Просвещение,1977.-224с.

101. Лямина В.Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам.//Начальная школа. - 1995. - №11. -с.21-25.

102. Макаренко A.C. Соч.-Т.5.-М.,1958,-С.242.

103. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.

104. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. с. 12, 66.).

105. Мельникова И.Д. Эстетическая деятельность в нравственном воспитании школьников.//Начальная школа. 1983. - №5. - с.15-17.

106. Методика воспитательной работы в школе: Очерки. М.: Просвещение. - 386с.

107. Методика музыкального воспитания в детском саду./ Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. - 267с.

108. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. - 416с.

109. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. М., 1975. -88с.

110. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240с.

111. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории. //Дошкольное воспитание, 1998, - № 2, - с. 114- 116

112. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967).

113. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребёнка. //Психологический журнал.-1980.-№5 .-С.43-53.

114. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.:

115. Наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. -124с.

116. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М, 1980. - 254с.

117. Непершина О.В. Развитие музыкально-эстетического вкуса у детей 6- 7 лет.: Образование на пороге нового тысячелетия.//Сб. научн. статей Балашов. - 1999. - с 87 - 89.

118. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Педагогика. - 1992.- 160с.

119. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания.// Педагогика. 1998. - №3.).

120. Никитин Б.Г. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп. -М.: Просвещение,1991.-160с.

121. Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к миру художественной культуры. .// Сб. научн. ст. Москва. - МГПУ им. В.И.Ленина. - 1998. -. .с.

122. Нравственное воспитание в детском саду./Под ред. В.Г .Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. 320с.

123. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. - 79 с.

124. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования /сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 460с.

125. Общая психология./Под редакцией Петровского А.В.-С. 176.

126. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и пепераб. - М.: Просвещение, 1988.- 479 с.

127. Пеня Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся. //Начальная школа. 1987. - №3. -с.75-80.

128. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 е.: ил.

129. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

130. Полунина В.Н. Искусство и.дети: Из опыта работы учителя. М., 1982. - 62с.

131. Поташник М.М., Кабатченко М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение. - 1980. -104с.

132. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы / Под ред. И.С. Марьенко. М., 1976. С. 49).

133. Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980.).

134. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. - 174с.

135. Программы восьмилетней и средней школы. Начальные классы (13 классы). М.: Просвещение, 1985. - 168с.

136. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. - 174с.

137. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. - 266с.

138. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Педагогика, 1974.;

139. Радынова О.П. Концепция авторской программы «Музыкальные шедевры». М. МПГУ им. В. И. Ленина. - 1997. - . .с.

140. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей " Маленький Эмо " // Дошкольное воспитание. 1996.-№ 9,- с. 58 - 65.

141. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - с.630 -631.

142. Сакулина Н.Г., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.,1973.,

143. Сакулина Н.П., Ветлугина H.A., Езикеева В.А., Карпинская Н.С.

144. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1954. -200с.

145. Саласкина 3. И. «Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии». Афтореф. дисс. кнд. пед. наук. Саратов, 1998. - 24с.

146. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей шести-семилетнего возраста. // Вопросы психологии. 1986. - №4. -С.36-43.

147. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении.//Начальная школа. -1990. -№5.- с.57-60.

148. Селевко Г.К. (Селевко Г.К. Опыт системного анализасовременных педагогических систем // Школьные технологии. 1996.- № 3.),

149. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

150. Силивон В. Развитие чувства ритма посредством музыкально-графических и рече-графических упражнений./ Сб. научн. статей. -Москва, Ml Л У им. В.И.Ленина. 1996. - .с.

151. Симонова В.П. (Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Рос.пед. агентство.-. 1997.).

152. Словарь иностранных слов./ Под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954.

153. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240с.

154. Суслова О. Введение в язык искусства. // Дошкольное воспитание. 1996. - №4. - с. 4 - 11.

155. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975, С. 97.

156. Сухомлинский о воспитании. / Сб. М.: Политиздат, 1973.

157. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1985. - 328с.

158. Усова А.П. воспитание общественных качеств у ребёнка в игре.//Роль игры в воспитании детей./Под ред. Запорожца A.B. -М.: Просвещение,1976.-С.48-57.

159. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. Л., 1950, т. 8, с. 12.

160. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: "Фолио", 1996 - 462с.

161. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.

162. Фокина С.Л. Беседы о музыке.//Начальная школа. 1990. - №10. -с. 77.

163. Фокина С. Л. Музыка в художественном творчестве детей.//начальная школа. 1992. - №3. - с.47-48.

164. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1973.

165. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая учителю. - М., Просвещение, 1985.- 224с.

166. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. - 1991.- 228 с.

167. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. H.A. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. 380с.

168. Цагарели К.К. Музыкальные игры.//Начальная школа. 1976.-№4. - с.72-74.

169. Шабашов Л. В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе. М.: Просвещение. - 1966.- 88с.

170. Шац кая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание юношества. М.: Педагогика. - 1975. - 200с.

171. Широков В.В. Выразительные движения младших школьников под музыку. Балашов. - БГПИ. - 1991. - 14с.

172. Шишилова Е.Э. К вопросу о нравственном и социальном развитии ребенка. М.: Mill У им. В.И.Ленина. -1998. -.с.

173. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. //Дошкольное воспитание. 1992. - № 9-10. - с. 39-42.

174. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

175. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития.//Вопросы психологии.-1971 -№4.

176. Эстетическое воспитание в детском саду ./Под ред. H.A. Ветлугиной. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1985.- 207с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.