Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Плакидин, Владимир Ильич

  • Плакидин, Владимир Ильич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 229
Плакидин, Владимир Ильич. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плакидин, Владимир Ильич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО - ПРИКЛАДНО

ГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. История развития народно-прикладного творчества и художественных промыслов.

1.2. Традиции в обучении школьников народно-прикладному творчеству.

1.3. Развитие творческой активности школьников для возрождения художественных промыслов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

НА ПРИМЕРЕ ЛОЗОПЛЕТЕНИЯ).

2.1. Отбор содержания обучения школьников народно-прикладному творчеству.

2.2. Формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников.

2.3. Учебно-методическое пособие и программа «Художественное плетение изделий из лозы».

2.4. Содержание и результаты экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возрождения художественных промыслов: На примере лозоплетения»

Общая характеристика исследования.

Актуальность исследования. В своём историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт народно-прикладного творчества и художественных промыслов прошлых поколений.

Народно-прикладное творчество - источник народных художественных промыслов, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры. В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ- художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе освоения и преемственного развития традиций определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.

Творчество рассматривается как деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

Возрождение художественных промыслов неразрывно связано с развитием у подрастающего поколения народно-прикладного творчества, основанного на творческой активности. Развитие народно-прикладного творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием цели деятельности.

Наше исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся основной школы осуществлялось на примере изготовления изделий из лозы: хлебницы, фруктовницы, панно и т.д.

Лозоплетение является древнейшим видом народно-прикладного творчества. Многочисленные исследования доказывают, что плетение изделий из лозы возникло раньше других видов промыслов (ткачества, керамики, гончарного ремесла и др.). В старинных манускриптах отмечается, что в

Египте, на Дальнем Востоке, в Древнем Риме использовались изделия из прутьев ивы. Плетеные изделия найдены в гробнице Тутанхамона.

Из истории развития народных промыслов в Древней Руси известно, что изготовление изделий из лозы возникло в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой стороны, была велика потребность в плетеных изделиях (предметы домашнего обихода, рыболовные снасти, ловушки для зверей и птиц и др.). Лозоплетением занимались семьями -взрослые и дети.

В средние XIX века Европа была законодателем мод по плетению изделий из лозы. Поэтому такие меценаты, как С.Т.Морозов, С.И.Мамонтов и другие финансировали обучение мастеров лозоплетения за границей. И.В. Цингер, А.И.Березовский, М.А.Махаев и другие мастера-плетельщики открывали в разных местах России свои школы, в' которых обучали детей старше 12 лет плетению изделий из лозы.

Предметом активного научного познания в этот период становится сохранение преемственности традиций мастерства от отца к сыну, от мастера к ученику и развитие этой преемственности, как основы культуры.

Многовековые традиции народных умельцев, а также опыт народной педагогики свидетельствует о влиянии лозоплетения на воспитание активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности учащихся, понимающих и сохраняющих культуру своего народа. Именно овладение подрастающим поколением основами народно-прикладного творчества способствует развитию народных промыслов. Поэтому необходимо приобщение школьников к возрождению забытых народных промыслов, которые являются национальной культурой нашего народа.

Проблема приобщения школьников к народному творчеству довольно активно разрабатывается. М.Н.Скаткин предложил методику изучения темы «Местные промыслы» при работе с детьми в деревенской школе. В ряде исследований отмечается влияние обучения школьников основам народноприкладного творчества на развитие их творческой активности, способствующей возрождению художественных промыслов (Е.И.Абакумова, Г.И.Гумерова, Т.А.Крючкова, В.Ф.Максимович, Е.А.Филиппова и др.). Отдельные исследования раскрывают значение использования художественного плетения изделий из лозы в трудовом воспитании и профориентации школьников (И.В.Алексеева, В.А.Барадулин). Но достаточного освещения возможностей обучения детей лозоплетению для развития их творческой активности и возрождения художественных промыслов они не дают.

Включению учащихся в практическую творческую деятельность посвящены работы П.Н.Андрианова, А.В.Бычкова, И.П.Волкова, В.А.Горского, В.М.Казакевича, В.Д.Путилина и других ученых.

Ориентация учащихся на творческие профессии рассматривается в работах П.Р.Атутова, А.К.Бешенкова, В.Ф.Максимович, Л.Н.Михеевой, В.А.Полякова, И.А.Сасовой, В.Д.Симоненко, С.Н.Чистяковой и др.

Содержание и методы обучения школьников народно-прикладным видам труда представлены в работах Е.И.Абакумовой, С.Э.Маркуцкой, Н.К.Невзоровой и др.

Исследования по развитию личности учащихся на народно - трудовых традициях обобщены в работах Т.Я.Шпикаловой, Н.М.Конышевой и др.

Анализ литературных источников свидетельствует, что практически все авторы указывают на необходимость дальнейшей разработки процесса развития народно-прикладного творчества подрастающего поколения как условия возрождения местных художественных промыслов и сохранения национальных традиций. В известных нам работах отмечается, что проблема развития народно-прикладного творчества' учащихся относится в числу мало разработанных. Это приводит к возникновению противоречий между:

- необходимостью возрождения художественных промыслов в России и непроработанностью данной проблемы в педагогической науке и практике;

- значительным исторически сложившимся опытом формирования народно-прикладного творчества подрастающего поколения и недостаточностью методических разработок его развития в современных образовательных учреждениях.

Указанные противоречия не могут быть разрешены в рамках только педагогической практики. Они требуют научных исследований. На сегодня особую актуальность приобретают работы, связанные с развитием народно-прикладного творчества подрастающего поколения, заинтересованного и подготовленного к возрождению художественных промыслов.

Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы как фактор возровдения художественных промыслов». (На примере лозоплетения).

Выбор возрастных границ обучения обоснован физическими и психологическими особенностями учащихся 5-9 классов, способных создавать изделия из лозы.

Цель исследования: разработать методические основы развития народно-прикладного творчества учащихся основной школы, как одного из факторов возрождения художественных промыслов (на примере'лозоплетения).

Объект исследования: развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы развития народно-прикладного творчества учащихся 5-9 классов в рамках образовательной области «Технология» (на примере изготовления изделий из лозы).

Гипотеза исследования. Развитие народно-прикладного творчества учащихся 5-9 классов, способствующее возрождению художественных промыслов, будет успешным, если:

- обоснована с учетом исторического опыта необходимость развития творческой активности и народно-прикладного творчества подрастающего поколения и доказана их значимость для возрождения художественных промыслов;

- выявлены и обоснованы критерии отбора содержания обучения народному промыслу для развития народно-прикладного творчества учащихся;

- определены формы и методы развития народно-прикладного творчества школьников;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены основные задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт развития народно-прикладного творчества и творческой активности учащихся и доказать их значимость для возрождения художественных промыслов.

2. Выявить и обосновать критерии отбора содержания обучения учащихся 5-9 классов для развития народно-прикладного творчества.

3. Определить формы развития народно-прикладного творчества школьников, сочетающие индивидуальную и групповую деятельность с участием членов семьи, народных умельцев, организаторов народных промыслов.

4. Обосновать и использовать методы, ориентированные на переход от репродуктивной к творчески активной деятельности школьников с учетом их возрастных и физических возможностей участия в народно-прикладном творчестве.

5. Разработать учебно-методический комплект, включающий программу, рекомендации для учителей, материалы для оценки уровней развития народно-прикладного творчества школьников и участия их в экономической деятельности, характерной для художественных промыслов в условиях рыночной экономики.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения о природе и сущности человеческой деятельности; ее целесообразном и творческом характере; о роли народного творчества в воспитании личности школьников; научные исследования по психолого-педагогическим аспектам развития творческой активности учащихся; научно-теоретические основы обучения народно-прикладному творчеству и художественным промыслам; труды историков, этнографов, искусствоведов о народных традициях по лозоплетению.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: аналитические (изучение и анализ научной, методической и технической литературы; изучение народного прикладного творчества -лозоплетения); диагностические (анкетирование, беседы, выявление умений, знаний и навыков изготовления художественных изделий народного прикладного творчества); формирующие (составление модуля программы по «Технологии» с учетом специфики местных народно- прикладных видов труда, * способствующих организации творческой деятельности учащихся); статистические (обработка материалов исследования).

Этапы исследования.

Первый этап (1995-1997г.г.) посвящен изучению теоретических и научно-методических работ по проблеме исследования, выявлению противоречий между потребностями общества в формировании творчески активной личности и состоянием проблемы в образовании, определению современных подходов к преподаванию основ лозоплетения, анализу учебных программ, изучению передового опыта, разработке плана и методики исследования.

На этом этапе были определены тема, цель, предмет, основные задачи и рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1997-2000г.г.) — опытно-эксперименгальный - направлен на проведение констатирующего эксперимента, разработку авторской программы, выявление и апробацию комплекса педагогических технологий по изучению народного прикладного творчества - лозоплетения как средства развития творческой активности и народно-прикладного творчества учащихся, обоснование методической организации формирующего эксперимента.

Третий этап (2000-2005г.г.) - обобщающий - посвящен анализу результатов экспериментальной работы и ее оформлению, формулированию выводов, совершенствованию и публикации программы и методики организации работ по лозоплетению, внедрению результатов исследования в практику работы образовательных учреждений.

Экспериментальной базой были: Варежская основная общеобразовательная школа, Тумботинская средняя школа №1, Ново-Щербиненская основная общеобразовательная школа (Павловский район, Нижегородская область), школа-интернат г. Павлово.

Внедрение программы «Художественное плетение изделий из лозы» осуществлялось: МУК г. Первомайска, Сосновской средней школой №1.р.п. Сосновское, Тепляевской средней школой Дальне-Константиновского района Нижегородской обл., интернатом неслышащих детей г. Нижний Новгород, школой мастеров №173, г. Зеленогорска Красноярского края, школой искусств г. Талдома Московской области, Нижегородским институтом развития образования, Нижегородским государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Брянским педагогическим университетом.

Научная новизна исследования

- обобщен и проанализирован исторический опыт развития творческой активности подрастающего поколения как фактора возрождения художественных промыслов, выявлены традиции, способствующие развитию народно-прикладного творчества учащихся (преемственность традиций мастерства от родителей к детям, от мастера к ученику и развитие этой преемственности как основы формирования творческой активности учащихся);

- определены критерии отбора содержания обучения школьников в образовательной области «Технология» как одного из направлений развития народно-прикладного творчества, отражающего специфику художественного промысла (возможность удовлетворения интересов учащихся в создании художественных изделий из лозы утилитарного или декоративного назначения; доступность усвоения знаний и умений по лозоплетению для учащихся 5-9 классов; отражение национальных и региональных особенностей лозоплетения; соответствие материально-технической базы выполнению работ по обработке сырья из различных пород ивы и изготовлению качественных изделий из лозы; возможность реализации изделий из лозы, изготовленных учащимися);

- обоснованы содержание (отбор объектов труда с учетом возрастных и физических возможностей школьников, разработка содержания творческих заданий и др.), формы (урок; факультативные занятия, экскурсии на предприятия художественных промыслов и в музеи, викторины, конкурсы мастерства, встречи с народными умельцами и предпринимателями, занимающимися изготовлением и реализацией продукции художественных промыслов, совместная работа членов семьи и школьников, ярмарки художественно-прикладных изделий и др.) и методы (проектов, исследовательский, стимулирования и мотивации творчества, контроля и самоконтроля деятельности и качества изготовленных изделий из лозы), развивающие народно-прикладное творчество школьников при изготовлении утилитарных и декоративных изделий из лозы.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснована необходимость развития народно^прикладного творчества школьников и доказана её значимость для возрождения художественных промыслов (овладение предшествующим опытом, накопление, закрепление и совершенствование способов воплощения идей в материальную форму; разработка творческих проектов создания изделий утилитарного и декоративного назначения, реализуемых на ярмарках; совместная деятельность народных умельцев, членов семьи школьников, предпринимателей, организаторов народных промыслов в создании оригинальных продуктов труда).

Практическая значимость результатов исследования:

Результаты исследования могут быть использованы в учебных учреждениях, осуществляющих работу по развитию народно-прикладного творчества учащихся и подготовки их к возрождению художественных промыслов.

Разработан учебно-методический комплект, включающий: программу «Художественнее плетение изделий из лозы» как модуль к курсу «Технология»; рекомендации для учителя по методике развития творческих способностей учащихся разных возрастов, подготовке их к труду в художественных промыслах; средства контроля за развитием народно-прикладного творчества школьников.

Обоснован отбор и систематизация объектов художественно-прикладных работ и изделий народных промыслов, развивающих творческие способности учащихся основной школы.

Показана возможность совместной работы детей и их родителей, позволяющая формировать трудолюбие, ответственность, творческую активность и способствующая созданию продукции, имеющей потребительную стоимость.

Предложены варианты включения школьников в деятельность, характерную для художественных промыслов в условиях рыночной экономики (определение себестоимости изделий, их цены, конкурентоспособности на рынке и т.п.).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Развитие народно-прикладного творчества школьников осуществляется на основе освоения опыта исторических традиций художественных промыслов определенной местности и предусматривает использование инновационных форм и методов, обеспечивающих переход от простой передачи сложившихся ценностей народных промыслов к развитию творческой индивидуальности детей.

2. Развитие народно-прикладного творчества учащихся основной школы, способствующее возрождению художественных промыслов, представляет собой сложный процесс, содержащий:

• Обоснование критериев отбора и использования содержания, форм и методов обучения, соответствующих художественным промыслам, местным традициям и возможностям детей, национальным и региональным особенностям; ориентированных на переход от репродуктивной к творческой деятельности учащихся по развитию народно-прикладного творчества.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, длительным характером экспериментальной работы, динамикой уровня развития народно-прикладного творчества учащихся экспериментальных классов, воспроизводимостью результатов, сопоставлением результатов с массовым педагогическим экспериментом.

Апробация работы Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались, обсуждались и одобрены на: VII Международной конференции «Преподавание технологии в школе», Москва, 28-30 октября 2001 года; Международной конференции «Тенденции развития технологического образования», Нижний Новгород, 10-13 июля 2002 года; Международной конференции «Человек в мире современной техники и технологии», Москва-Н. Новгород, 15-18 октября 2003 года; Научно-практической конференции учителей технологии «Инновации в технологическом образовании школьников», Н.-Новгород, 2002 год.

Основные результаты работы были представлены и одобрены при чтении лекций и проведении практических занятий в Нижегородском государственном педагогическом университете, Брянском педагогическом университете, Московском педагогическом университете, Нижегородском институте развития образования. Результаты экспериментальной работы получили высокую оценку на семинарах для учителей, Всероссийских ярмарках народно-прикладного творчества.

Внедрение результатов исследования проводилось в Варежской общеобразовательной школе, Тумботинской средней школе №1 (коррекционные классы), в Ново-Щербиненской общеобразовательной школе (Павловский район, Нижегородская область), в школе-интернате г. Павлово, в МУК г. Первомайска, в Сосновской средней школе №1.п. Сосновское, в Тепляевской средней школе Дальне-Константиновского района Нижегородской обл., в интернате неслышащих детей г. Нижний Новгород, в школе мастеров №173 г. Зеленогорска Красноярского края, в школе искусств г. Талдома

Московской области, в Нижегородском институте развития образования, в Нижегородском, Московском, Брянском педагогических университетах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Плакидин, Владимир Ильич

Выводы по второй главе

Проведенное исследование по развитию народно-прикладного творчества учащихся 5-9 классов позволило нам:

1. Определить критерии отбора содержания обучения школьников, способствующие возрождению художественных промыслов. При отборе содержания обучения были использованы как общедидактические принципы (культуросообразность, наглядность, доступность, научность и др.), так и специфические (этнокультурные, эстетические, политические, экономические, профориентационные и др.). Учитывались требования Государственного образовательного стандарта образовательной области «Технология». Построение содержания соотносилось со ступенями среднего общего образования с учётом дифференциации видов труда и индивидуализации обучения лозоплетению. Разработанное содержание отражало национальные и региональные особенности жизненной среды учащихся и современной уровень знаний о народных традициях.

Предлагаемое содержание обучения характеризуется следующими основными преимуществами:

- изготовление изделий из лозы является традиционным народным промыслом многих народов России и мира;

- для организации такого учебного процесса достаточно элементарной, имеющейся материально-технической базы школьных мастерских;

- решаема проблема обеспечения сырьём;

- возможен широкий творческий простор в подборе объектов труда;

- творческий, развивающий, воспитывающий, политехнический характер;

- лозоплетение является хорошим методом трудовой терапии, снимающей стрессы, удовлетворяющей потребности человека к художественно-эстетическому созидательному труду;

- возможность реализации (продажи) изготовленных изделий.

Выделены и обоснованы критерии отбора содержания обучения.

2. Разработать учебно-методическое пособие и программу «Художественное плетение изделий из лозы» как блока по курсу «Технология».

Основная цель учебно-методического пособия и программы -формирование знаний, умений и навыков в области лозоплетения, воспитание творчески думающей личности, способной возродить народные промыслы. Программа содержит базовый компонент (организация труда учащихся, планирование работ, технику работы с лозой, технологию изготовления изделий, определение их качества, проведение маркетинговых исследований по выявлению потенциальных потребностей изделий и др.) и вариативный компонент (ознакомление школьников с местными художественными промыслами, природными ресурсами, общими технологическими процессами изготовления изделий из природных материалов и др.).

3. Выявить формы и методы обучения, предусматривающие сочетание индивидуальной и групповой деятельности школьников с участием членов их семьи, народных умельцев, организаторов художественных промыслов в данной местности. Они обеспечивали: формирование технико-технологических знаний и практических умений, необходимых при выполнении прикладных художественных видов работ (плетению изделий из лозы); знакомство с историей художественных промыслов России; развитие творческого художественного мышления; формирование национального самосознания и воспитание трудолюбия на основе народных традиций.

Основными формами обучения были: уроки, факультативные занятия, экскурсии на предприятия художественных промыслов и в музеи, встречи с народными умельцами, деловые игры, викторины, ярмарки, конкурсы.

Основными методами обучения были: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивации творчества; контроль и самоконтроль деятельности; компьютерная поддержка; метод проектов. Все они предусматривали организацию творческих народно-прикладных видов труда.

Использованные формы и методы создавали ситуацию успеха за счёт: презентации результатов труда; демонстрации лучших изделий, выполненных школьниками; анализ результатов продажи изделий на ярмарках; участие в конференциях, деловых играх и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, позволившие подтвердить основные положения выдвинутой гипотезы и решить поставленные задачи.

Установлено, что лозоплетение является древнейшим видом ремесленной деятельности, возникшее раньше, чем ткачество, гончарное дело и др. Самые древние плетёные изделия найдены археологами в Египте и на Древнем Востоке. Показано развитие лозоплетения в Италии, Франции, Германии, Англии, Польше, Венгрии, Болгарии и в других странах.

Проанализированы исторически сложившиеся местные традиции художественных промыслов в России. Раскрыта роль развития лозоплетения как специфического вида народно-прикладного творчества, обеспечивающего потребности общества.

Теоретический анализ трудов педагогов-мыслителей России XIX в. и психолого-педагогических исследований в более поздний период развития образования позволил установить, что обучение учащихся основам народно-прикладных видов труда было всегда в системе трудового, нравственного, эстетического образования и воспитания.

Выявлены традиции в обучении подрастающего поколения народно-прикладным видам деятельности (использование исторических и местных особенностей, сохранение традиций и принципов работы местных мастеров, развитие интереса к труду мастеров, творческая направленность обучения, эстетические начала в обучении, единство учебного познания и жизнедеятельности школьников, сочетание индивидуального и коллективного труда). Проведён опрос, подтвердивший интерес школьников и их родителей к историческим традициям местного народно-прикладного творчества.

Установлено, что сегодня художественные промыслы (в частности лозоплетение) переживают глубокий кризис: прерваны связи поколений; нарушены традиции городской и сельской жизни; закрылись некогда процветающие предприятия, выпускающие изделия народно-прикладного творчества; уменьшается число мастеров, владеющих лозоплетением; низкий уровень подготовки учителей к обучению школьников народно-прикладным видам труда.

Определено, что главными задачами учителя при обучении основам народно-прикладного творчества являются: обеспечение становления и развития творческой личности школьников; формирование желания у них I трудиться с использованием местных традиций; оказание помощи в приобретении знаний и умений при изучении народно-прикладных видов труда; обучение школьников использованию проектной деятельности в возрождении народных промыслов.

Рассмотрены научные педагогические и психологические подходы к проблеме развития творческой активности школьников. Источником развития I активности личности служат противоречия между новыми потребностями, стремлениями, запросами и уровнем средств их удовлетворения. Установлено, что развитие творческой активности предусматривает наличие двух составляющих: потребности и мотива.

Выявлены возможности народно-прикладных видов труда и художественных промыслов в развитии творческой активности школьников (удовлетворение художественных и эстетических потребностей, основанных на гармонии и красоте; индивидуальный подход в обучении школьников, развивающий способности и потребности личности; реализация интересов учащихся; достижение высших положительных эмоций, связанных с процессом и результатом деятельности).

Представлено структурирование народно-прикладного творчества: связь с этническим и социально-бытовым укладами; деятельность народных мастеров, сохранивших индивидуальный опыт; стихийный народный художественный промысел, дополняющийся и развивающийся коллективно; деятельность мастеров в мастерских художественных промыслов.

В результате комплексной диагностики отношения учащихся 5-9 классов и учителей технологии к народно-прикладному творчеству и возрождению художественных промыслов выявлена необходимость разработки методических основ творческой деятельности школьников при изучении художественного промысла - лозоплетения, а также разработке содержания, форм и методов обучения учащихся 5-9 классов народно-прикладным видам труда, типичным для данной местности.

I Разработано учебно-методическое пособие и программа обучения школьников «Художественному плетению изделий из лозы». В его основу положен дифференцированный подход (в зависимости от возрастного уровня и способностей учащихся) к выбору учебного материала (объектов, природных материалов, средств и орудий труда) и поэтапного развития творческой деятельности школьников. Работа с природным материалом (лозой) I рассматривается как содержательная основа методики. Определены базовый и вариативный компоненты содержания.

Определено содержание обучения учащихся 5-9 классов основам народно-прикладного творчества, как фактора возрождения художественных промыслов, отражающего национальные и региональные особенности жизненной среды школьников. Разработанное содержание обучения характеризуется следующими основными преимуществами: изготовление изделий из лозы является традиционным художественным промыслом многих народов России и мира; для организации такого учебного процесса достаточно элементарной материально-технической базы школьных мастерских; решаема проблема обеспечения сырьём; широкий творческий простор в подборе объектов труда; творческий, политехнический характер труда; хороший метод трудовой терапии, снимающий стрессы, удовлетворяющий потребности человека в художественно-эстетическом созидательном труде; появляется возможность реализации (продажи) изготовленных изделий.

Разработаны критерии и проведён отбор объектов труда по лозоплетению с учётом возрастных особенностей учащихся и межпредметных связей. Предусмотрено ознакомление школьников с определением себестоимости изготовленных изделий и их возможной цены при сбыте продукции.

Выявлены эффективные формы (уроки, учебные экскурсии на предприятия народных промыслов, посещение музеев, выставок, ярмарок, производительный труд во внеурочное время, кружковая работа, работа учащихся с членами их семей, встречи с мастерами лозоплетения, участие в конкурсах и выставках и др.) и методы, сочетающие словесные и практические приёмы (определение потребностей людей в изделиях народно-прикладного творчества — проблемно-поисковый метод, частично-поисковый метод, метод проектов, коллективное исследование проблемы, разбор конкретных ситуаций, метод компьютерной поддержки и др.) обучения школьников народно-прикладным видам труда.

Определены возможности приобщения детей с ограниченными возможностями к овладению народно-прикладными видами труда (лозоплетением). Экспериментальная работа позволила спланировать и реализовать содержание профильной подготовки детей с учётом коррекционно-реабилитирующей работы. Установлено, что плетение изделий из лозы помогает детям обрести моральное осознание своей нужности, получить некоторую материальную независимость.

Установлено, что совместная работа школьников и членов их семей позволяет решить ряд социальных проблем (взаимоотношения детей и родителей, приобщение членов семьи к работе школы, устранения частичной безработицы в сельской местности, осознание особенностей рыночных отношений, пополнение материального достатка семьи и др.).

Доказано, что включение в технологическое обучение школьников компонентов, связанных с народно-прикладными видами труда оказывает эффективное воздействие на раскрытие творческого потенциала личности, активизацию предметно-преобразующей деятельности, формирование таких значимых качеств личности как самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к труду и окружающей действительности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям общества и художественными промыслами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плакидин, Владимир Ильич, 2006 год

1. Абакумова Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народно-художественных промыслов: Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук.- М. 1998. - 172с.

2. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов на занятиях художественным плетением: Диссертация на соискание учёной степени канд.пед.наук.- Ростов., 1996.- 161с.

3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. 4.1 и П, Кишинев, 1990. 310с.

4. Андриянов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. .доктора пед.наук. М., 1985.-31с.

5. Анциферов Г.И. Разведение ивы на прут. М., 1970. 20с.

6. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. -158с.

7. Атдаев Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Чарджоу, 1993. -17 с.

8. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды: В 2т./ Под ред. д.п.н., проф.Г.Н.Никольской. М., 2001.-389с.

9. Атутов П.Р. Политехнический аспект межпредметных связей общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1977. - С. 91-95.

10. Ю.Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.-175 с.

11. Атутов П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук. -М.: Просвещение, 1983. -128 с.

12. Атутов П.Р., Бабкин Н.Н. Концепция системы политехнической подготовки // Системы политехнической подготовки школьников: Рекомендации и материалы для проведения исследований. М., 1989. -С.З-15.

13. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. -128 с.

14. М.Атутов П.Р., Поляков В.А. Трудовое обучение, воспитание, перспективы и условия перехода ко всеобщему профессиональному образованию молодежи // Советская педагогика. -1987. № 12. - С. 98-105.

15. Атутов П.Р., Поляков В.А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни // Советская педагогика. -1989. № 3. - С. 3-10.

16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

17. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.-189 с.

18. Байдалиев К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5-7 классов художественной обработке материалов на уроках труда(на примере художественных ремесел Казахстана): Автореф. дис. канд.пед. наук. -М., 1995.-18 с.

19. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1995.-190с.

20. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. - 112с.

21. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России.-М.,1983. 1 11с.

22. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла: Т.2-М.: Просвещение, 1978.-254с.

23. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). М.: Высшая школа. -1986.- 319 с.

24. Батуева Е.А. Содержание, формы и методы реализации национально-регионального компонента в трудовой подготовке младших школьников. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.:РАО, 2004. - 17с.

25. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -М.: Высш. школа, 1987. 341 с.

26. Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута. М.,1985.-64с.

27. Бешенков А.К. Дидактические основы трудового обучения учащихся 1-7 классов (технический труд): Дис. .д-ра пед. наук в форме науч. докл. — М., 1990.-42с.

28. Бешенков А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. Из опыта работы в 5-7 классах. М.: Учпедгиз, 1963. 188с.

29. Биология. Программа 6-9 кл. М.: Просвещение, 1996г. 25с. В.С.Кугменко.

30. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. М.: Искусство, 1971. -201с.

31. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.

32. Бычков А.В. Обучение учащихся IX X классов городских школ художественно-прикладным видам труда // Школа и производство. -1982. №8.

33. Бычков А.В. Примерное тематическое планирование занятий по художественно-прикладным видам труда в IX классе // Школа и производство. 1982. №9.

34. Вебер К.К. Корзиночное производство и культура корзиночной ивы. -Спб., 1992.- 155с.

35. Винокурова Е.И. Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М.:РАО, 2003.- 18с.

36. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136с.

37. Вопросы психологии творчества. /Под ред. Страхова И.В. М.:-1982.-81с.

38. Воспитание трудовой активности подростка на занятиях в школьных мастерских в книге «Содержание трудового воспитания школьников» под ред. Журкиной А.Я., Зарецкой И.И. М., Педагогика, 1989. С.3-4. Соавторы Вишневский В.П. и др.

39. Выборы методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К.Бабанского. -М.:Педагогика, 1981.-176с.

40. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн.для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991. —93с.

41. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1986.-572с.

42. География. Программа 6-9кл., Москва «Дрофа», 1999. В.И.Сиротин.

43. Горский В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования/В.А.Горский // Преподаватель. -2001. -№5.-с.38-41.

44. Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М.,1986. -249с.

45. Гуляев В.А. Сохранение традиций народных художественных промыслов.// Школа и производство. 1976. - №1. - с.55-57.

46. Гумерова Г.С. Диссертация на соискание учёной степени К.П.Н. Методические основы введения элементов национальной культуры в трудовом обучении учащихся. М., 1999. - 158с.

47. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П.Р.Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. - 203с.

48. Дикипов Х.М. Возрождение народных промыслов и ремёсел. М.: 1997. -47с.

49. Домашние ремёсла: Сборник./Сост. Е.Н.Семашко. -М., 1993. -256с.

50. Донец Е., Рачков П. Плетение из лозы и лыка. 2-е изд. М., 1994.-208с.

51. Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. М., 1993. - 200с.

52. Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута.- М., 1990. -180с.

53. Елагин Е.С. У вяземских корзиночников. М., 1929. - 42с.

54. Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения/ Под ред. В.А.Полякова.-М.: Просвещение, 1988. 192с.

55. Караманский С.А. Плетёные изделия. М., 1992. - 207с.

56. Керн Э.Э. Ива, её значение, разведение и употребление. 6-е изд. перераб.-Л., 1926.- 152с.

57. Козлов В.Н. Плетение из ивового прута. М., 1994. - 352с.

58. Коноваленко А.Н. Плетение. К., 1989. - 54с.

59. Конышева Н.М. Секреты мастеров: (Ремёсла древ, и соврем.): Учеб. по трудовому обучению для учащихся 4кл. четырёхлет. нач.шк./Н.М.Конышева. 3-е изд. - М.: Ассоц. XXI век: Моск.учеб., 2000.- 128с.

60. Котов С. В. Плетение из лозы и болотных растений. Ижевск.: Алфавит, 1995.- 144с.

61. Котряков Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской школе 19-20 вв. М., 1997.-34 с.

62. Кругликов Г.И. Как обучать технологии:(0 методах обучения и проверки знаний) // Шк. и пр-во. 1998. - №6. - с.53-57.

63. Крючкова Т.А. Народные традиции Урала, как фактор трудового воспитания младших школьников. Диссертация на соискание учёной степени К.П.Н. Курган, 1996. - 168с.

64. Кумарин В.В. Среда влияет, природа определяет. // Нар. образование. -1998.-№7-8.-с.190-192.

65. Леднёв B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360с.

66. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.-М., 1981.-584с.

67. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, -1983.- 128с.

68. Луначарский А.В. и др. Силуэты: политические портреты. -М.: Политиздат, 1991. 463с.

69. Макаренко А.С. Избр. пед.соч. В 2-х т. М., 1977.

70. Максимов Ю.В. Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7лет (На материале детского декоративно-прикладного творчества): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1969.- 17с.

71. Максимова З.Н. Народное творчество в эстетическом и трудовом воспитании детей// Школа и производство. 1992. - №2 - с.50-52.

72. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусства. М.: Флинта. 1999. — 61с.

73. Мальцев Н. Плетение корзины из Звенигородского уезда (Х1Х-ХХвв.)// Декоративное искусства СССР.-1977.-№7-46-47с.

74. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 192с.

75. Маркуцкая С.Э. Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области «Технология» Автореф. Дис., канд.пед.наук. М., 1998.

76. Маркуцкая С.Э. Обучение учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам// Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение школьников. Сборник научных сообщений молодых учёных.-М.: «Прометей», 1995.-с. 15-18.

77. Материалы V международной конференции «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников».-М.: 1999.

78. Материалы VII международной конференции «Преподавания технологии в школе». М.: 2001.

79. Материалы I международной конференции «Тенденции развития технологического образования». — Н. Новгород, 2002.- 170с.

80. Материалы научно-практической конференции учителей технологии. Н. Новгород НГПУ., 2002. 190с.

81. Махаев Ф.Н. Выделка изделий из ивы и камыша. СПб., 19Ю.-70с.

82. Мейнард Б. Плетение. (Пер. с англ.). М., 1981. - 64с.

83. Михеева JI.H. Русский народный праздник. (Обряды, обычаи, промыслы). Книга для внеклассного чтения, 1-4 класс. М.: Дрофа, 2006г. - 160с.

84. Михеева JI.H. В мире народных промыслов (спецкурс для студентов Гос. академии славянской культуры). М.: ГАСК, 2006г. - 140с.

85. Народные художественные промыслы: Материалы и документы. М., 1967.-27с.

86. Народные художественные промыслы: Советское декоративное искусство. Материалы и документы. — 1917-1932. -М.: Искусство, 1986. -с.7-8.

87. Народный мастер и некоторые вопросы его творчества. В сб.: А.С.Данченко. Проблемы народного искусства. С.94-101.

88. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии.// Вопросы психологии. 1987. - №6. - С.13-26.

89. Невзорова Н.К. Дизайн как основное условие эстетического воспитания и художественного образования в школе/ Н.К.Невзорова// Учебно-воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе. Бийск, 1998. - с.32-35.

90. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в 4-6 классах: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1985.-16с.

91. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. 175с.

92. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 115с.

93. Никулин Ф.М. Плетёные изделия.- М., 1982.- 162с.

94. Новиков A.M. Как работать над диссертацией (Пособие для начинающего педагога-исследователя). 4-е изд. - М.: Издательство «Эгвес», 2003.-104с.

95. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 1989. -924с.

96. Орлова Н.С. Народные традиции и современные проблемы воспиткания. Советская педагогика.-1989.-№7.-с. 106-107

97. Основы производства. Выбор профессии. Проб. учеб. пособие для учащихся 7-8кл. сред. шк. В 2 ч. 42. выбор профессии/ Е.А. Климов, С.Н. Чистякова; Под общ. Ред. П.Р. Артутова, В.А. Полякова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.

98. Основы художественного ремесла./Под ред.В.А.Барадулина: Ч.2.-М., 1987.-271с.

99. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. (под ред. Сасовой И.А.). Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. М.: Вентана-Графф,2003. 296с.

100. Плакидин В.И «Лозоплетение в сельской школе»./ Школа и производство 1998. - № 2. -С.51-52.

101. Плакидины В. И. и С. Н. Авторская программа «Художественное плетение изделий из лозы» // Школа и производство. 2000, - №6. С.9-12.

102. Плакидин В.И. Организация и содержание обучения школьников народным промыслам: Методическое пособие для учителя по курсу «Технология»/ Под ред. И.А.Сасовой.-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.-186с.

103. Поляков В.А./отв.ред./, Величкин В.Е., Калюга С.У. и др. Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1989. -79с.

104. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. — 324с.

105. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.- 161с.

106. Путилин В.Д. Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного образования стран СНГ и Ближнего Зарубежья/ В.Д.Путилин// Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. М., 1993. - с.45-70.

107. Пушкин Р.Н. Народные художественные промыслы школа.//Школа и производство.-1976.-№ 1 .-с.49-54.

108. Развитие содержания общего среднего образования: М.: ИОСО РАО, 1997.-c.65.

109. Развитие творческой активности школьников. Под ред. Матюшкина A.M.-М.: Педагогика, 1991.- 155с.

110. Развитие художественных интересов сельских школьников./Под ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина.-М.: 1979.-128с.

111. Ром Н.К. Кустарные ремёсла. / По Н.К.Рому изд. 2-е испр. и доп. под ред. инж.-техн. А.А.Пресса. СПб., 1896. - 34с.

112. Романели Паола. Плетение из прутьев. ООО «Мир книги» М.: 2002.-80с.

113. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя.-М.: 1984.-142с.

114. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М. - 1948. - 792с.

115. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. С.56-57.

116. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки/ И.А.Сасова; Рос.акад.образования, Ассоц. «Проф.образование». М.:АПО, 1996. - 64с.

117. Сасова И.А. Технология: 5-8кл.: программа / И.А.Сасова, А.В.Марченко. М.: Вентана - Граф, 2005. - 92с.

118. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Брянск: Издательство БГПУ, 1999.- 190с.

119. Скаткин М.Н. Материалы и рекомендации для проведения научно-исследовательской работы. М., 1970.

120. Скаткин М.Н. О школе будущего. Серия «Педагогика и психология» М.: «Знание», 1974.

121. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд.-М.: Педагогика, 1984.-96с.

122. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 144с.

123. Скаткин М.Н. С.Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М., 1977.-64с.

124. Скильский Д.М. Изучение народно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей. Диссертация КПН. М.: 1990.- 178с.

125. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1977. -26с.

126. Стеченко А.Ф. Изготовление плетёных изделий. 2-е изд., перераб. и доп.-К., 1995.-288с.

127. Стругова О. Материал-лоза.// Декоративное искусство СССР.-1985.-№10.-18-20с.

128. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.- 120с.

129. Супрун Л.Я. Традиционное и самодеятельное.// Декоративное искусство СССР. 1976. - №4. - с.38-40.

130. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М.: Педагогика. -1990. 206с.

131. Таболин В.М. Плетёные изделия. М.: 1978.- 67с.

132. Темник В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1996.- 181с.

133. Технология 5-9 кл. О.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко. «Просвещение» Трудовое обучение. Москва, 2000. 182с.

134. Трапезников Ф. Ф. Плетение ивового прута и бересты. М.: Нива России, 1995.- 192с.

135. Трудовое обучение в школе. В.А.Кальней. «Сельский дом и семья» 5-9, Москва «Просвещение», 2001.

136. Уткин П.И., Королёв Н.С. Народные художественные промыслы. -М. Высшая школа.: 1992.- 159с.

137. Ушинский К.Д. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Просвещение. 1983. - 303с.

138. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».-4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001. -53 с.

139. Филипова Е.А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду: Диссертация на соискание учёной степени канд.пед.наук. -М., 1999.- 162с.

140. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175с.

141. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф.дис. . докт. пед.н.-М.: 1983.-32с.

142. Хворостов Д.А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработке материалов в сельской школе. Дис. Канд.пед.наук. М. 1995. - 174с.

143. Цируль К.Ю. Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания. М., 1986. - 92с.

144. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962. -40с.

145. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1989. -527с.

146. Чернышёв Г.А. Производство плетёных изделий. М., 1961.-52с.

147. Чесноков В.И. производство плетёных корзин, мебели и игрушек. -М.,1948.-56с.

148. Чистякова С.Н. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Метод.пособие/ С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев; Рос.акад.образования, Ин-т педагогики соц.работы.- М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. 64с.

149. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208с.

150. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-хт./Под ред.Н.П.Кузина и др. -М.: Педагогика, 1980, т. 1. -304с.; т.2. -414с.

151. Шевчук JI.B. Дети и народное творчество. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 128с.

152. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы: изделия из соломки и лозы.-Мн., 1985.- 160с.

153. Шпикалова Т.Я. Значение народного декоративно-прикладного искусства в теории и практике эстетического воспитания школьников// Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. -М.: АПН РСФСР, 1981.- с.42-60.

154. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного искусства: Пособие для учителей.- М., 1979.- 192с.

155. Шпикалова Т.Я. Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательнойшколе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути её реализации: Автореф. дисс. . докт. пед. н.-32с.

156. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. канд.пед.наук. М.- 1965. -151с.

157. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. -46с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.