Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918 – 1960 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Султанова Рамиля Ринатовна

  • Султанова Рамиля Ринатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 458
Султанова Рамиля Ринатовна. Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918 – 1960 гг.): дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2019. 458 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Султанова Рамиля Ринатовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ

1.1. Методологические основания и сущностные характеристики основных

понятий исследования

1.2. Социокультурные предпосылки возникновения начального музыкального образования в Казанской губернии (XIX - начало XX вв.)

1.3. Периодизация развития начального музыкального образования в Татарстане

(1918-1960 гг.)

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ (1918-1960 гг.) 2.1. Тенденции и региональные особенности развития организационных основ, целей и содержания начального музыкального образования в первые годы

советской власти (1918-1932 гг.)

2.2. Развитие начального музыкального образования в новых социально -педагогических условиях (1932-1945 гг.)

2.3. Формирование целей, содержания и структуры «советской модели»

начального музыкального образования в Татарстане (1945-1960 гг.)

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................2 ТОМ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918 – 1960 гг.)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная система начального музыкального образования в соответствии с Федеральным законом об образовании (2012 г.) нацелена на одновременное решение нескольких задач, обусловленных потребностями социума и государства, в том числе на организацию свободного времени подрастающего поколения, его досуговой деятельности, в процессе которой осуществляется свободное развитие личности ребенка, его творческих способностей, а также на выявление и подготовку наиболее одарённых юных музыкантов, ориентированных на профессиональную деятельность в сфере музыкального искусства.

В настоящее время начальное музыкальное образование является частью системы дополнительного образования и представляет собой феномен, имеющий глубокие исторические корни. Анализ архивных материалов и других источников позволяет убедиться в том, что традиции отечественного начального музыкального образования формировались не только в столичных, но и в других регионах России. Наряду с общими, характерными для всей страны чертами развития музыкального образования, в российских регионах этот процесс имел свои особенности, что отражено в содержании Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». В ней отмечается, что «на содержание и формы дополнительного образования детей по факту влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиций народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик» [168]. Таким образом, в программе сформулирован принцип преемственности, на основе которого должно развиваться современное начальное музыкальное образование: опора на имеющийся опыт и лучшие традиции, являющиеся частью культурного наследия регионов.

В контексте сказанного представляется важным и закономерным исследование процесса развития начального музыкального образования, изучение его традиций, сформировавшихся в одном из богатейших в историко-культурном отношении регионов России - Татарстане и без которых трудно представить развитие музыкальной культуры республики в целом. Не вызывает сомнения, что без исследования накопленного опыта, его осмысления и использования в современной практике невозможно решить поставленные государством и обществом задачи реформирования музыкального образования и воспитания подрастающего поколения как на территории Татарстана, так и России в целом.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью актуализировать опыт прошлого в процессе модернизации современного образования, в современной практике обучения музыке - в детских музыкальных школах и школах искусств, целью которых является воспитание эстетически и творчески развитого молодого поколения страны.

Проблема и степень ее разработанности. Отдельные факты, явления, процессы, имевшие место в истории развития музыкального образования на территории Татарстана, отражены в работах исследователей истории образования и культуры региона. Так, например, деятельность оперного театра и его влияние на развитие музыкального образования в Казани рассмотрены в публикациях Г.М. Кантора (1970, 1976, 2007 гг.); интересный фактологический материал, конкретизирующий определённый период преподавания музыки в Казанском университете, освещает Е.К. Шулюпина (1981 г.); вопросы истории становления хоровой школы и деятельности С.В. Смоленского исследованы Г.С. Кожевниковым (1976 г.) и В.Д. Булгаковым (1988, 2000 гг.); деятельность Казанского музыкального училища дореволюционного периода представлена в работах Е.К. Карповой (1986, 1993 гг.); начальный этап зарождения и дальнейшего формирования пианистической школы в Казани представлен в трудах В.М. Спиридоновой (1973, 1993, 2008 гг.) и Э.Б. Литвиновой (2012 г.); различные аспекты содержания и форм музыкального воспитания в татарских учебных заведениях в дореволюционный период, его цели и задачи раскрываются

в исследованиях А.Н. Валиахметовой (2005, 2007, 2009 гг.); процесс «музыкального строительства» в Казанском крае в первое десятилетие советской власти отражён в монографии Г.К. Вайды-Сайдашевой (1991 г.); процесс формирования академического музыкального образования в Казани в XVIII -начале XX вв. освещен в работах Е.В. Порфирьевой (2004, 2014 гг.); развитие системы среднего специального музыкального образования Казани в 19171960 гг. отражено в исследовании Ю.А. Мартыновой (2013 г.); становление и развитие теории и практики эстетического воспитания в Татарстане в Х1Х-ХХ вв. стало темой диссертационного исследования Е.М. Галишниковой (2004 г.); докторская диссертация и монография А.Л. Маклыгина посвящены изучению процесса становления музыкальных культур Среднего Поволжья (2000 г.); концепция развития музыкально-педагогической культуры татарского народа «от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления» нашла своё обоснование в монографиях Ф.Ш. Салитовой (2002, 2006, 2008 гг.); процесс становления и развития общего музыкального образования в Татарстане широко представлен в диссертационном исследовании и монографиях З.М. Явгильдиной (2007, 2012 гг.); истории становления и развития музыкально-педагогического образования в Татарстане в XIX - XX вв. посвящено исследование Л.Т. Файзрахмановой (2014 г.).

Несмотря на многоаспектность и содержательность вышеуказанных работ, проблема развития начального музыкального образования в Татарстане не была предметом специального исследования. В том числе не изучены предпосылки, особенности и тенденции развития начального музыкального образования в Татарстане, социально-педагогические условия и содержание деятельности музыкальных учебных заведений, осуществлявших как общее музыкальное развитие, так и профессиональную начальную музыкальную подготовку учащихся; не выявлены основные цели, задачи, содержание начального музыкального образования в Татарстане в период с 1918 по 1960 гг.; не представлена научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа периодизация данного исторического процесса; не

изучен в полном объеме опыт музыкантов-педагогов, принимавших активное участие в их организации. Вне поля зрения ученых оказалось значительное число архивных документов, введение которых в научный оборот будет способствовать воссозданию целостного историко-педагогического процесса развития начального музыкального образования в Татарстане.

Таким образом, проведенное исследование, в том числе анализ научной литературы, архивных и других источников позволил выявить основное противоречие между объективной необходимостью сохранения регионального наследия и традиций, способствующих воссозданию более полной и достоверной картины развития музыкальной культуры и образования в Татарстане и в России в целом и отсутствием научно обоснованного исследования исторических предпосылок и региональных особенностей, а также тенденций и этапов развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

Указанное противоречие, выявившее существенные пробелы в изучении истории начального музыкального образования в Татарстане, позволило определить проблему исследования: каковы исторические предпосылки, тенденции, региональные особенности и хронологические этапы развития начального музыкального образования в Татарстане в период с 1918 по 1960 гг. На основании изложенного сформулирована тема исследования: «Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.)».

Объект исследования: процесс развития начального музыкального образования в Татарстане.

Предмет исследования: предпосылки, тенденции, региональные особенности и хронологические этапы развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

Территориальные рамки исследования определены границами, последовательно сменивших друг друга административно-территориальных единиц: Казанская губерния (до 1920 г.), Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика (АТССР) (до 1937 г.), Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР) (с 1937 г.).

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 по 1960 гг. В 1918 г. в соответствии с культурной политикой советского государства, идея «доступности музыкального образования» была положена в основу организации на территории Татарстана различных структур начального музыкального образования и его последующего развития в течение нескольких десятилетий. К началу 60-х годов XX века в республике сформировалась система музыкального образования, включавшая, в том числе, сеть ДМШ, деятельность которых осуществлялась с ориентацией на «советскую модель» начального музыкального образования. Последующий этап развития начального образования был обусловлен новым политическим курсом страны (ХХ съезд КПСС, 1956 г.; XXI съезд КПСС, 1959 г.) и решениями руководства о реформировании образования («Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.).

Цель исследования: изучить предпосылки, выявить тенденции, региональные особенности и основные этапы развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

Гипотеза исследования: воссоздать целостный историко-педагогический процесс развития начального музыкального образования в Татарстане (19181960 гг.) окажется возможным, если будут:

- изучены предпосылки возникновения начального музыкального образования в Татарстане;

- определена и обоснована периодизация развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.);

- выявлены тенденции и региональные особенности развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.);

- раскрыто содержание деятельности различных подразделений начального музыкального образования в указанный период в республике, обобщен педагогический опыт ведущих музыкантов-педагогов.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить предпосылки возникновения начального музыкального образования в Татарстане.

2. Определить и обосновать периодизацию развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

3. Выявить тенденции и региональные особенности развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

4. Раскрыть содержание деятельности различных подразделений начального музыкального образования, обобщив опыт педагогов-музыкантов, деятельность которых определяла развитие начального музыкального образования в Татарстане.

Методологической основой исследования являются принципы исторического познания: историзм, культуросообразность, преемственность, целостность, обеспечивающие полноту и достоверность теоретического анализа изучаемых явлений, целостное представление исследуемого процесса развития начального музыкального образования.

Основными в процессе исследования являются исторический (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, А.Ф. Лосев и др.) и культурологический (Н.А. Бердяев, Г.И. Гайсина, И.Г. Гердер, С.И. Гессен, М.С. Каган и др.) подходы, применение которых способствовало воссозданию историко-педагогического процесса развития начального музыкального образования в Татарстане.

Теоретическую базу исследования составили:

- историко-педагогические исследования (В.И. Адищев, Т.О. Барбазюк, Т.Н. Батуринская, В.Д. Булгаков, С.И. Дорошенко, Ю.В. Келдыш, Н.А. Миронова, Е.В. Николаева, М.С. Старчеус, Н.А. Терентьева, Е.Н. Федорович и др.);

- работы по истории музыкальной культуры и образования Татарстана, (А.Н. Валиахметова, Г.М. Кантор, Е.К. Карпова, Л.А. Маклыгин, Ю.А. Мартынова, Е.В. Порфирьева, Ф.Ш. Салитова, В.М. Спиридонова, Л.Т. Файзрахманова, З.М. Явгильдина и др.);

- труды, в которых рассматриваются вопросы теории и практики музыкального воспитания и образования (Э.В. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, А.С. Базиков, Е.М. Галишникова, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.).

В процессе работы применялись следующие методы исследования: изучение, систематизация и анализ научной литературы, архивных и нормативных документов; описание и обобщение явлений, фактов исследуемого историко-педагогического процесса развития начального музыкального образования и его периодизация; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.

В процессе исследования использовались различные источники: государственные документы (законодательные акты, нормативные документы и др.); фонды Национального архива РТ (23 фонда); библиотечные фонды РГБ (г. Москва), Национальной библиотеки РТ (г. Казань), Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, Научной библиотеки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова (включая личный архив Р.А. Гуммерта); материалы музея ДМШ №1 им. П.И. Чайковского (г. Казань) и периодической печати. Отдельную группу источников составили фотоматериалы, афиши и мемуарная литература. В работе использовались сборники опубликованных документов (отчеты, сводки и др.); диссертационные исследования, посвященные истории музыкальной культуры и образования Татарстана; Интернет-ресурсы, находящиеся в свободном доступе.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в течение 2010-2019 гг.:

На первом этапе (2010-2013 гг.) была выявлена проблема и определена тема исследования, проводилась поисково-аналитическая работа по изучению и систематизации философских, историко-педагогических, музыковедческих трудов, архивных материалов, нормативных документов по теме диссертации.

На втором этапе (2014-2016 гг.) были определены методологические основания и категориальный аппарат исследования; продолжена работа в

научных библиотеках, архивных фондах, музее ДМШ №1 им. П.И. Чайковского г. Казани; осуществлен анализ и обобщение полученных материалов.

На третьем этапе (2017-2019 гг.) - завершение исследования: уточнение научного аппарата и структуры исследования, оформление результатов работы в диссертации.

Научная новизна исследования.

1. Воссоздан целостный процесс развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.), определена и обоснована его периодизация, включающая «организационно-экспериментальный» (19181932 гг.) и «созидательный» (1932-1960 гг.) периоды.

2. Выявлены тенденции развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.), которые проявились:

- в области управления: в процессе создания централизованной государственной системы управления и обеспечения доступности начального музыкального образования; организации различных структур начального музыкального образования с целью массового приобщения к музыке взрослых и детей; созидания «советской модели» начального музыкального образования и ее реализация в школах нового типа - ДМШ на всей территории Татарстана;

- в области структуры и содержания: в стандартизации процесса обучения на основе типовых программ и учебных планов ГУСа; в развитии начального музыкального образования по двум направлениям - общеобразовательному и предпрофессиональному; в ходе формирования преемственной трехступенной системы музыкального образования, что привело к расширению спектра музыкальных специальностей, обогащению содержания начального музыкального образования, повышению уровня методической оснащенности образовательного процесса. Указанные процессы отражались на качестве подготовки выпускников ДМШ и повышении уровня музыкальной культуры региона.

Среди тенденций были выявлены негативные: частая смена ведомственной принадлежности учреждений начального музыкального образования; кадровый дефицит и «низкая квалификация» значительного числа преподавателей

общедоступных музыкальных школ; проблемы финансового обеспечения на фоне возрастающего влияния идеологии РАПМ в 20-е годы; «сворачивание» деятельности и ликвидация всех структур начального музыкального образования на территории Татарстана к 1932 г.; дефицит педагогических кадров, недостатки в учебно-методической и материально-технической оснащенности ДМШ, высокая плата за обучение (1945-1960 гг.).

3. Определены региональные особенности развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.), обусловленные этнокультурным своеобразием исследуемого региона, взаимовлиянием исторически сложившихся религиозно-образовательных и музыкально-культурных традиций, в том числе взаимовлиянием европейской, русской музыкальной культуры, восточно-мусульманской музыкальной традиции и фольклора народов, проживающих на территории Казанской губернии.

4. Впервые изучена деятельность уездных (кантонных) общеобразовательных музыкальных школ, классов и студий (1918-1924 гг.), детских музыкальных групп при Татарском техникуме искусств (1930-1932 гг.), музыкальной школы им. Р.А. Гуммерта (1925-1932 гг.) и ДМШ-семилеток (19321960 гг.); обобщена деятельность народных общеобразовательных музыкальных школ, классов и студий (1919-1922 гг.), музыкальных школ I ступени и подготовительных отделений при специальных музыкальных учебных заведениях (1919-1929 гг.); обобщен опыт ведущих педагогов и организаторов начального музыкального образования (В.М. Айонов, А.Ф. Бормусов, В.П. Бунина, С.Х. Габяши, С.А. Гепнер, А.М. Васильев, Р.А. Гуммерт, О.О Махнач, Ф.Н. Рындов, Р.Л. Поляков, Л.М. Шлеймович и др.), показана значимость их педагогической деятельности для развития начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.).

5. Введен в научный оборот массив архивных документов из 23 фондов НА РТ, среди них: документ «Прошение дворянина В.Б. Гавронского об открытии в Казани музыкального класса фортепианной игры и теории (1897 г.)» [Ф. 1. Оп. 3. Д. 10511. Л. 1]; документ «Выписка из протокола заседания Коллегии

Буинского КОНО об открытии музыкальной студии (18.09.1922 г.)» [Ф. Р-2482 Оп. 1. Д. 26. Л. 81]; документ «Резолюция по докладу музыкальных школ I ступени (1933 г.)» [Ф. Р-1860. Оп. 1. Д. 121. Л. 15]; документ «Протокол конференции педагогов ДМШ г. Казани (6.01.1955 г.)» [Ф. Р-1297. Оп. 1. Д. 28. Л. 9-11] и др.; представлены материалы из личного архива Р.А. Гуммерта и музея ДМШ №1 им. П.И. Чайковского г. Казани и другие источники.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении знаний в области истории начального музыкального образования (Татарстан, 19181960 гг.), полученных в процессе анализа и обобщения значимого объема архивных документов, введенных в научный оборот; в воссоздании целостного процесса развития начального музыкального образования в республике; в выявлении основных предпосылок, тенденций и региональных особенностей развития исследуемого процесса и обосновании его периодизации; в изучении и обобщении содержания деятельности ведущих педагогов-музыкантов и учреждений начального музыкального образования Татарстана. Результаты и выводы данной работы могут явиться основанием для дальнейшего исследования процесса развития начального образования в последующих временных границах, как в Татарстане, так и других регионах России.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования опыта, передовых идей прошлого в решении современных задач реформирования и развития начального музыкального образования (совершенствование организации, содержания, форм, методов учебно-образовательного процесса). Материалы исследования использованы при разработке и реализации проекта «Туган ил моцнары» (Напевы родного края) 2018 г., а также учебных программ ДМШ № 8; подготовке учащихся к IX Открытой конференции-конкурсу исследовательских работ «Пасхаловские чтения - 2017», открытым урокам в классе специального фортепиано ДМШ и др.

Материалы исследования могут найти применение при разработке учебных курсов профильных вузов и ссузов, а также в работе методических объединений преподавателей ДМШ и ДШИ РТ и курсов повышения квалификации педагогов

дополнительного образования РТ («История музыкального образования РТ», «Музыкальное краеведение», «Методология начального музыкального образования» и др.); при разработке рабочих программ и учебно-методических комплексов для ДМШ и ДШИ; в деятельности музеев республики.

Достоверность результатов и выводов обеспечивается выбором методологических подходов и методов, соответствующих цели и задачам исследования; привлечением большого объёма архивных материалов, теоретическим анализом разнообразных источников, а также широкой апробацией материалов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие начального музыкального образования в Татарстане (19181960 гг.) рассматривается как единый исторический процесс, обусловленный совокупностью социокультурных, институциональных и педагогических предпосылок, включающий два взаимосвязанных периода:

- «организационно-экспериментальный» (1918-1932 гг.), связанный с реализацией государственной политики в области музыкального просвещения «широких масс трудящихся»; организацией и реорганизацией структур начального музыкального образования в Татарстане; созданием условий для музыкального образования представителей коренных народов Поволжья, организацией национальных музыкальных учебных заведений; поиском новых форм, методов и содержания обучения (дифференциация обучения взрослых и детей, изменение репертуарной политики, внедрение первых типовых учебных планов и программ, индивидуальной формы обучения и др.); формированием двухступенной системы музыкального образования, в которой начальное образование приобретает самостоятельное значение;

- «созидательный» период (1932-1960 гг.), когда формировалась «советская модель» начального музыкального образования, создавалась и развивалась сеть детских музыкальных школ-семилеток на всей территории Татарстана; шло становление преемственной трёхступенной системы музыкального образования; повышался уровень учебно-методического обеспечения начального музыкального

образования, в том числе в годы Великой Отечественной войны; шла планомерная подготовка национальных кадров и формирование национального учебного репертуара, который включался в программы детских музыкальных школ.

2. Развитие начального музыкального образования в Татарстане на историческом этапе с 1918 по 1960 годы характеризовалось наличием позитивных и негативных тенденций. К позитивным тенденциям отнесены:

- в области управления: создание централизованной системы управления и организация общедоступного начального музыкального образования (сети бесплатных общедоступных народных городских и уездных (кантонных) музыкальных школ, студий и классов на всей территории республики); организация новых структур музыкального образования (музыкальные школы I ступени при специальных музыкальных учебных заведениях); дифференциация обучения музыке детей и взрослых (1924 г.); организация учреждений начального музыкального образования нового типа (1932 г.): созидание «советской модели» начального музыкального образования; развитие сети детских музыкальных школ-семилеток на всей территории Татарстана (к 1960 г. в Казани действовали 9, а в районах республики - 13 таких школ, кроме того была открыта ССМШ для одаренных детей Татарстана);

- в области структуры и содержания: стандартизация процесса обучения на основе типовых программ и учебных планов ГУСа (1922, 1927 гг.); формирование преемственной трехступенной системы музыкального образования (детская музыкальная школа - музыкальное училище - консерватория, с 1945 г.); организация структур методического сопровождения образовательной деятельности детских музыкальных школ (республиканское, городские и кустовые методические объединения; курсы повышения квалификации и др.); позитивная роль эвакуированных в Казань педагогов столичных музыкальных вузов (гг. Москва, Ленинград) в росте уровня педагогической, учебно -методической, музыкально-просветительской деятельности преподавателей детских музыкальных школ.

Негативные тенденции, препятствовавшие развитию начального музыкального образования в регионе, проявились:

- частой сменой ведомственной принадлежности учреждений начального музыкального образования;

- изменениями в культурной политике государства (идеология РАПМ в 20-е годы прошлого века; решения Всесоюзной конференции музыкантов -педагогов (г. Свердловск, 1948 г.) в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В.И. Мурадели и др.).

- кадровым дефицитом и «низкой квалификацией» значительного числа преподавателей общедоступных музыкальных школ (1919-1924 гг.); дефицитом кадров в ДМШ - семилетках в последующие десятилетия, в основном в районах республики (1945-1960 гг.);

- недостаточным финансированием, приведшим к ликвидации сети общедоступных народных и уездных музыкальных школ в республике (1922 г.), к «сворачиванию» деятельности музыкальных школ и ликвидации всех структур начального музыкального образования на территории Татарстана (1932г.);

- проблемами материально-технической оснащенности школ в последующие годы (1932-1960 гг.), отсутствием учебно-методического обеспечения музыкальных школ, открытых в Казани (1932 г.) и Чистополе (1939 г.) и в районах республики; введением платы за обучение (начиная с 1923 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Султанова Рамиля Ринатовна, 2019 год

литература

Фортепиано: З.Г. Апанаева, Е.В. Болдырева, И.П. Гаврилова, Р.Э. Гельмс, З.А. Гладышева, М.И. Грачева, Р.Г. Горшкова, Е.Р. Касриэльс, А.В. Кешнер, А.В. Коткова, М.Н. Крупеникова, Л.Е. Лакс, Т.Г. Линсцер, З.Н. Лихутина, З.М. Мустакимова, Ф.С. Радунская, Р.В. Рылеева, Э.П. Сайфуллина, Е.А. Соколова, М.В. Сухоренко, Л.А. Сухотерина, Э.И. Тарнопольская, Н.С. Устинова,

B.Н. Фрейман, Г.М. Фишелева, А.В. Чернышева, Н.А. Шевалина, Т.П. Шушарова, Н.А. Щеглова, Т.И. Юшкова.

Скрипка: И.В. Аухадеев, Ф.Л. Бурдо, Р.С. Герман, А.М. Гурьянова, Б.В. Каплун, А.Н. Кормухина,

C.Д. Лякишев, В.М. Михайлов, С.И. Раимова, Л.В. Филонова, Г.Б. Фрейверт.

Виолончель: Н.А. Сегель, И.Г. Халитов. Баян: О.А. Фадеев.

Теория, хор: Р.Х. Бадыгова, А.Ф. Бормусов, ВН. Буримов, Л.Г. Варфоломеева, И.А. Вейс, Э.В. Воронова, Л.А. Гаврилова, Г.В. Гаймерль, В.П. Гончарова, Л.В. Иванова, Г.М. Кантор, Г.Я. Касаткина, Т.М. Корзинникова, Г.И. Лазарева, М.А. Манукян, С.И. Раимова, З.Н. Сайдашева, Л.М. Черменская, М.С. Шпильберг. Концертмейстеры: Л.И. Ахмедова, В.В. Бояринова, Р.С. Вайсер, Ф.Х. Валиуллина, Л.Г. Величковская, С.Д. Гажеева, В.И. Гринченко, Г.И. Динар, С.И. Замарянова, Н.Ф. Мельникова, Н.С. Муртазина, М.Н. Лепевец, С.Б. Симонова, О.Н. Усольцева, С.Б. Черепанова._

ДМШ № 8, основана в 1949 г., ул. Пушкина, д. 15, общеобразовательн ая школа № 24 (4 кабинета и зал). Директор: Людмила Александровна Гаврилова

Фортепиано,

скрипка,

виолончель,

домра,

ансамбль,

общее ф-но,

музыкальная

грамота,

сольфеджио,

элементарна

я теория,

хоровое

пение,

музыкальная

литература,

оркестр

Заведующие учебной частью: А.В. Чернышева, Н.С. Устинова.

Фортепиано: А.А. Абдуллина, Е.Н. Булыгина, К.Т. Виноградова, Е.С. Винокурова, Е.И. Гаврилова, Д.Я. Коварская, М.Я. Коварская, М.Н. Крупеникова, В.А. Литвинова, Э.Б. Литвинова, Н.А. Лишевская, Н.Д. Миракова, Н.Д. Миронова, Р.Г. Мусина, М.Д. Парфентьева, И.А. Петрова, Г.Л. Петропавловская, Е.Н. Сергеева, Н.С. Устинова, Л.И. Церковникова, А.В. Чернышева. Скрипка: Х.И. Брин, МП. Головинченко, Э.Н. Сайдашев, В.Т. Самойлова, О.А. Соколовская, Г.Б. Фрейверт.

Виолончель: Ж.Я. Айманов, Н.П. Курочкина, ИГ. Халитов.

Домра: В.В. Кацаева, В.В. Сапунова. Теория, хор: И.А. Вейс-Куликова, Л.А. Гаврилова, Б.Я. Гиршман, В.И. Денисова, Т.М. Мустакимова, М.Н. Нигметзянов.

Концертмейстеры: Г.М. Володарская, Г.И. Динар, В.Л. Лощилова, В.А. Смирнов.

8

ДМШ № 9, Фортепиано,

основана в 1953 г., скрипка,

поселок Дербышки, виолончель,

ул. Советская, д. духовые,

15, с 13.11.1953 г. - баян,

ул. Мира, д. 5,

Директор: хор,

Разумный Семен музыкальная

Григорьевич (1953- грамота,

1954 гг.), общее

Хасан Хайруллович фортепиано,

Губайдуллин сольфеджио,

(1955-1959 гг.), хор,

Фаина Евсеевна музыкальная

Ешурина (с 1959 г.) литература

Фортепиано: Д.С. Абдрахманова, З.Г. Апанаева, Е.К. Гора, Т.Г. Гудкова, Л.Я. Житова, А.К. Зикеев, М.П. Зикеева, Н.А. Зыкова, Н.Н. Карукес, Л.П. Лякишева, Р.Б. Ниазбаева, Т.А. Одинокова, Э.Х. Сингатуллина.

Скрипка: Л.Д. Бельман, Р.Б. Гибадиллина, Ф.Е. Ешурина, С.С. Комарова, И.В. Куренева, Э.Н. Сайдашев, Р.Г. Фаткуллин. Виолончель: О.Ф. Белых, М.Л. Глинсбург, В.И. Дубосарский, Н. К. Малиновский.

Баян: Б.Р. Архипов, П.А. Маршалов, В.В. Чибизов.

Теория, хор: Р.С. Абдулвалеева, З.С. Дубосарская, Т.М. Мустакимова, Р.С. Разумный, И.П. Рябов.

Динамика роста числа учащихся в ДМШ г. Казани (1948-1960 гг.)

Годы 1948 1949 1950 1952 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960

Кол-во ДМШ 7 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9

Всего уч-ся 938 1120 1110 1213 1310 1343 1325 1438 1590 1686 1757

Приложение 127 Решение об открытии ДМШ в рабочем поселке Уруссу, 1959 г.

[219. Оп. 2. Д. 220. Л. 126]

Приложение 128

Обращение жителей поселка Карабаш к Министру культуры ТАССР с просьбой открыть филиал музыкальной школы

[219. Оп. 2. Д. 220. Л. 158].

ЧИП

Ныосновинш

Просьб жител

и сои и,. ,г г.и.

и01

Карабаш б

«(.V

ЕЛЬЦИН

Т

с«ог. рЦйона, , нас

сел«е до |0 тысач. ч,лиВвк. " В

Руководство строительного управления I ? Греста

ТБ уруяьма н афт ее то А " партийная и про&сасз„вя орРН1ав

ции обращающая к Чаы с цросьбо« об открытии в посёке

Карабаш детского филиала музыкальной "пколч п ¡к наличии гля этой цели помещения. Ранее с такиьл ходатайствам ми обращались в исполком Б угуаь« ин с к ого ри совета, которая ио его яалчяевик обратился с ходатайством к Там, но ответа на его письмо ещё не получил. 0 Чалем решении по данном ¡ам ио адресу:

опросу цроиим СО.Х

ТАТАССР Бугульм^нский район ^ посёлок Карабаш нач. тристы БНС

. боцмрщ*0 и'а*

СУ-2 трест* Л Л"

^«•Рь партбюро с

''п°едатель постройкома ^

у

Приложение 129

Обращение депутатов городского Совета г. Набережные Челны об открытии

ДМШ, 1958 г. [219. Оп. 2. Д. 220. Л. 264]

V

1у №Ж открьтия кп™

А/..44

I, \ Д

\ Л

ДОВГ1Ш ВЕРХОВНОГО Г.ЛПП

ЮВ. ШШВУ швш С^СР

Совета

рателей. тУ'Ъщ^ иаои-

у* г.

ч

та и

ПОИВ ОЛЬ! при г.

„ При\\шборах в Верховный совет и Вашей встпр

^ * так-же при !ЯК

* Председателями Районного и

лГбродск^о^Ювета депутатов трудящихся Вы обещали Ч'нам пош№гсСОДганиаодш музыкальной школы в городе

Наб.ЧеяНь*1 поэтому мы и решили обратиться по да.ло-» му воп[ШЗру к Вам как к нашему депутаты.

с-го октября преходила сессия городского Совета дец татов трудяярхся на которой обсуадался вопрос о культурно просветительной работе в городе, где еще рав подчеркнули необходимость открытия в городе музыкальной шьолы/ выписку из решения сессии прилагаем/.

то я Катыев мы как депутаты и Ваши избиратели кадвемся^ что Вы положите ¿но репите ьашу просьбу.

Депутаты Ьа^чешшнфого ^^ ж0в/ Городского совета.- ' /БЕШВ/

у" Дариов^

4 -^Локтев/

УМ-^. /миьнигареева/

ст) /Б0Р1«0В/

^ /ахмегзыьов/

ц

Приложение 130

Обращение Тетюшского Исполкома райсовета трудящихся в Министерство Культуры ТАССР об открытии ДМШ 1957 г.

[219. Оп. 2. Д. 220. Л. 260].

ь министерство когльтуры ТАССР

тов.ШАМСУТДИНОВУ.

ьа ваш запрос за 1С 1391 от у июля с.г. по вопросу открытия музыкальной школы, исполком райсовета депутатов трудящихся сообщает следующее:

вод вновь открываемую музыкальную школу по классу фортепиано, йаяна и скрипки выделяется каменное здание по адресу: ул.Свердлова 1 4», общей площадью 1Ьь,а6 кв.м. в количестве У комнат.

школа будет обеспечена следующими преподавателями по I совместительству:

. по классу фортепиано -Дворжецкая Зоя Антон овна, 1904 года : рождения,беспартийная,с высшим музыкальным образованием. К. ио классу баяна - Хуртин ялександр Андреевич,!у23 года рождения,член 1шСс,имеющий среднее музыкальное образова-ние/пазанское мужыкальвое училище/, и тов.клеткия Борис Лмитриевич,1а08 года рождения,беспартийный,имеющий среднее музыкальное образование.

перечисленные преподаватели жилплощадью обеспечены, просьба направить преподавателя по классу скрипки, "новь направленный преподаватель будет обеспечен жилплощадью.

■узыкальных инструментов,спедиальней музыкальной литературы и оборудования вновь открываемая школа не имеет.

исполком Тетюшского Райсовета просит выделить для начала работы музыкальной школы необходимые средства на оборудование и на приобретение музыкальных инструментов.

1 , ^УКч

едседатель исполкома Райсовета д/т

(лЛ

/т.Власов/

Приложение 131

Обращение Тетюшского Исполкома райсовета трудящихся в Министерство Культуры ТАССР об открытии ДМШ 1958 г.

[219. Оп. 2. Д. 220. Л. 227].

Сведения о ДМШ в районах Татарской АССР, 1945-1960 гг.

[204. Оп. 1.]

№ ДМШ, адрес, директор Предме-ты Преподаватели

1 ДМШ г. Зеленодольск, основана в 1943 г., ДК им. Серго (ДК «Родина») ул. Клубная, д. 3, с 1960 г. ул. Ленина, д. 19. Директор: Ева Львовна Юровская. Фортепиано, скрипка, виолончель, баян, домра Заведующие учебной частью: М.А. Петухова, М.А. Мальковская Фортепиано: О.А. Борисова, ЕС. Бурунина, Р.Б. Ей, А.П. Жгутова, А.Д. Кардаш, Р. Леонова, М.А. Мальковская, Л.Б. Микитчук, Т.З. Михайлова, С.З. Михайлова, Г.А. Отрокова, М.А. Петухова, И.В. Сафронова, Б.И. Сафронов, Х.З. Тазетдинова, Е.Л. Юровская, Э.А. Ялховская Скрипка: В.П. Гребенников, В.М. Лазарев, Ю.Г. Максимов, Т.З. Михайлова, А.А. Рифман, Р.П. Рохлова, О.А. Соколовская Виолончель: М.Н. Воробьева, О.А. Данилова, Л.Д. Мельникова, Н.Н. Новикова Баян: В.А. Маклаков, В.А. Маковков, В.П. Патрушев Домра: И.Н. Петров Теория, хор: Е.К. Гора, Б.А. Лазарева, Т.С. Лисовская, С.Я. Патрушев, И.Н. Петров, Р.П. Рохлова, Х.З. Тазетдинова, В.Е. Федотов Концертмейстер:Е.Кривенкова

2 ДМШ г. Чистополь, основана в 1947 г., С 1949 г. ул. Володарского, д. 55. С 1959 г. ул. Ленина, д. 55. Директор: М.П. Белоусова (1947-1951 гг.), М.Г. Меняйлова (1951-1959 гг.), Ирина Сергеевна Литвинова (с 1959 г.). Фортепиано, скрипка, баян Фортепиано: А.Я. Зельд, В.Я. Зиминская, Д.Я. Коварская, С.Я. Патрушев Скрипка: А.В. Михайлов, Можгинский, И.С. Симонова (Литвинова) Баян: И.И. Русов Теория, хор: М.П. Белоусова О.П. Сахарова Е.П. Чистик

3 ДМШ г. Буинск, основана в 1947 г. (по инициативе Н.Г. Жиганова), ул. Советская, д. 46. С 1958 г. ул. Советская, д. 54. Директор: С.А. Гананов (1947-1952 гг.), И М. Мальцев (19521954 гг.), Виталий Григорьевич Колесников. Фортепиано, скрипа, баян Фортепиано: М.Г. Летникова, З.И. Сайдашева, Л.М. Тагирова, Р.Н. Фейгина Скрипка: Н.В. Данилов, ЛИ. Казаков, Баян: А.С. Калинин, В.Г. Колесников, О.А. Фадеев Теория, хор: П.Н. Ивлиев, О.Л. Гулькова, О.А. Гульнеева, З.И. Сайдашева, Л.М. Тагирова, Р.Н. Фейгина

4 ДМШ г. Мензелинск, основана в 1950 г. в начальной школе. С 1955 г. ул. К. Маркса, д. 67. Директор: Б.А. Ашпаров, Римма Александровна Железкина (Волкова) (19501951 гг.), Рабига Рахимовна Трегулова (1955-1959 гг.), Уразаева. Фортепиано, скрипка, баян, народные инструменты Б.И. Быков, А.М. Гуськов (баян), М.Н. Захаров, Р.З. Зиналетдинова, Ф,З. Петрова, Н.М. Петрова, Н.М. Тагирова, Р.Р. Тригулова и др.

5 ДМШ г. Бугульма, основана в 1950 г., ул. Широкая, д. 55-а (Дом Пионеров). С 1959 г. ул. Первомайская, д. 5. Директор: О.А. Конькова (1950-1953 гг.), З.Г. Суянгулова-Грунина (19531958 гг.), Александр Иванович Грунин (с 1958 г.). Фортепиано, скрипка, баян, виолончель Заведующие учебной частью: Л.А. Горфель, Т.И. Романова Фортепиано: З.Г. Валежникова-Агафонова, Л.А. Горфель, К.К. Карнакова, Т.И. Романова Скрипка: М.И. Оскотский Баян: В.И. Болотов, А.И. Грунин Теория, хор: А.С. Верхоглядова, Ю.М. Дмитриева, Г.С. Гафурова

6 ДМШ в рабочем поселке Бавлы, основана в 1954 г. (по инициативе Г.Н. Евдигарова), ул. Пушкина (финский домик). С 1955 г. одноэтажное здание барачного типа. Директор: Ната Власовна Куренкова, Галия Рахимовна Попова, А.С. Зайцев. Фортепиано, баян, скрипка, Фортепиано: О.А. Гульнева Скрипка: Р.Н. Белялова, Н.Н. Дергунина Баян: Н.П. Козлов, Н.П. Парфёнов, Теория, хор: О.А. Гульнева

7 ДМШ г. Лениногорск, основана в 1954 г., ул. Маяковского, д. 10. Директор: Т.И. Романова, Андрей Сергеевич Белов, Тамара Васильевна Шамис, Юлия Михайловна Дмитриева, Николай Сергеевич Кельдюшев. Фортепиано, скрипка, баян Т.Г. Акчурина (теория), Ю.М. Дмитриева, М.В. Касатьева, Т.Т. Малькова, Л.Г. Минуллина, Л.В. Нагорнова, А.А. Саакян (скрипка), Н.К. Чмых (баян) и др.

8 ДМШ г. Альметьевск, основана в 1955 г., Доме Пионеров (5 классов). С 1960 г. ул. Чехова, д. 43 (9 комнат). Директор: В.Д. Сельментова (1955-1957 гг.), Мария Шакировна Уразманова (1957-1959 гг.), Ниниль Алексеевна Арнопольская (1959-1966 гг. ). Фортепиано, скрипка, баян Фортепиано: А.Г. Ахмадуллина, Э.М. Валишина, В.Д. Сельментова Скрипка: Н А. Арнопольская, И.П. Ильина Баян: А.С. Назмеев, А.А. Поляков Теория, хор: А.Г. Ахмадуллина, Э.М. Валишина, В.Д. Сельментова А.С. Казаков и др.

9 ДМШ г. Елабуга, основана в 1958 г. (по инициативе Э.З. Бакирова), ул. К.Маркса, д. 3. Директор: Ф.С. Заббаров. Фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, кларнет Ф.С. Заббаров (скрипка) и др.

10 ДМШ поселка Юдино, основана в 1958 г. Директор: Т.В. Шамис Фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, труба Фортепиано: Р.М. Акчурина, Р.М. Бачурина, З.В. Зиганшина, Г.В. Хорчев, Т.В. Шамис Скрипка: ЕС. Комарова Виолончель: Л.П. Воробьёва Баян: З.Х. Гибадуллин, П.Л. Скоробогатов Теория, хор: Р Ф. Максудова

11 ДМШ г. Н. Челны, основана в 1959 г., ул. Красная, д. 32. Директор: Равиль Абдрашитович Вильданов (1959-1962 гг.). Фортепиано, скрипка, баян, Фортепиано: О.В. Шестакова Скрипка: ЕС. Комарова, З.В. Мустафин Баян: А.М. Сыриков Теория, хор: Р.А. Вильданов

12 ДМШ г. Тетюши, основана в 1960 г., ул. Свердлова д. 49 (9 комнат) Фортепиано, баян, Фортепиано: З.А. Дворжецкая Баян: Б.Д. Клеткин, А.А. Хуртин

13 ДМШ г. Азнакаево, основана в 1960 г., ул. Толстого д. 15. Директор: Алим Андреевич Руденко Фортепиано, баян Фортепиано: Г.М. Фишелева Баян: Г.Г. Сайфуллина Теория, хор: А.А. Руденко

Сведения о количестве учащихся и преподавателей в районных ДМШ

ТАССР за 1955, 1958, 1959 гг.

Учебное заведение 1955 г. 1958 г. 1959 г.

ДМШ Фортепиано 104 130 136

г. Зеленодольск Скрипка 33 33 41

Виолончель 12 14 20

Духовые 3 1 4

Баян 15 26 43

Домра 13 18 22

Прием 54 29 69

Выпуск 7 17 25

Татар 26 39 46

Учащихся всего 180 222 264

Штатных преподавателей - 17 20

Высшее образование 2 3 2

Не полное высшее образование 1 2 1

Среднее образование 10 17 18

Стаж до 5 года 1 11 12

Стаж 5-10 лет 9 8 5

Стаж 10-25 лет 2 3 3

Свыше 25 лет 1 - -

Преподавателей всего 16 22 22

ДМШ Фортепиано 82 123 138

г. Чистополь Скрипка 10 9 -

Баян 28 24 28

Прием 17 34 22

Выпуск 7 8 11

Татар 21 22 30

Учащихся всего 120 156 166

Штатных преподавателей 3 6 6

С высшим образованием - 1 2

Со средним образованием 4 6 4

Стаж до 5 года - 1 4

Стаж 5-10 лет 4 1 4

Стаж 10-25 лет 2 - -

Свыше 25 лет - 6 3

Преподавателей всего 6 7 7

ДМШ г. Фортепиано 45 48 42

Буинск Скрипка 14 17 16

Баян 47 30 32

Прием 44 24 18

Выпуск - 10 7

Татар 33 32 38

Учащихся всего 106 95 90

Штатных преподавателей 5 6 4

Высшее образование - 1

Не полное высшее образование 1 1 -

Среднее образование 4 4 4

Стаж до 5 года - 3 1

Стаж 5-10 лет 5 3 2

Стаж 10-25 лет - - 1

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего 5 6 4

ДМШ г. Фортепиано 73 75 80

Бугульма Скрипка 19 18 19

Баян 30 27 33

Подготовительная группа 21 42 41

Прием 27 48 20

Выпуск 1 9 3

Татар 20 27 27

Учащихся всего 143 162 173

Штатных преподавателей 5 7 8

Высшее образование - - -

Не полное высшее образование - 1 -

Среднее образование 5 7 6

Стаж до 5 года 1 6 4

Стаж 5-10 лет 4 2 4

Стаж 10-25 лет - - -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего 5 8 8

ДМШ Фортепиано 30 43 54

г. Мензелинск Скрипка 10 3 3

Баян 57 64 57

Народные инструменты 10 - -

Прием 34 40 34

Выпуск 4 8 7

Татар 50 43 50

Учащихся всего 107 110 113

Штатных преподавателей 6 5 5

Высшее образование - - -

Не полное высшее образование - - -

Среднее образование 3 4 4

Стаж до 5 года - 2 2

Стаж 5-10 лет 2 1 1

Стаж 10-25 лет 2 2 2

Свыше 25 лет 2 - -

Преподавателей всего 6 5 5

ДМШ рабочего Фортепиано 30 39 63

поселка Бавлы Скрипка 4 7 7

Баян 29 45 56

Прием 40 34 45

Выпуск - 6 3

Татар 56 33 62

Учащихся всего 63 91 126

Штатных преподавателей 3 4 5

Высшее образование - 1

Не полное высшее образование - - -

Среднее образование 3 4 4

Стаж до 5 года - 1 1

Стаж 5-10 лет 3 2 3

Стаж 10-25 лет - 1 -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего 3 4 5

ДМШ Фортепиано 42 73 84

г. Лениногорск Скрипка - 19 27

Баян 48 54 59

Прием 64 33 48

Выпуск 1 - 8

Татар 27 27 29

Учащихся всего 90 146 170

Штатных преподавателей 4 7 6

Высшее образование 1 - -

Не полное высшее образование - - -

Среднее образование 3 7 8

Стаж до 5 лет 1 7 6

Стаж 5-10 лет 3 - 2

Стаж 10-25 лет - - -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего 4 7 8

ДМШ Фортепиано 25 75 95

г. Альметьевск Скрипка 7 17 13

Баян 18 33 44

Прием 37 39 44

Выпуск - - 1

Татар 18 28 79

Учащихся всего 50 125 152

Штатных преподавателей 2 6 7

Высшее образование - 1 1

Не полное высшее образование - - -

Среднее образование 2 5 6

Стаж до 5 года 1 6 6

Стаж 5-10 лет 1 - 1

Стаж 10-25 лет - - -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего 2 6 7

ДМШ Фортепиано - 75 79

г. Елабуга Скрипка - 18 17

Баян - 27 54

Аккордеон - - 16

Кларнет - - 4

Подготовительная группа - 40 -

Прием - 160 30

Выпуск - - 1

Татар - - -

Учащихся всего - 160 170

Штатных преподавателей - 6 6

Высшее образование - - -

Среднее образование - 8 11

Стаж до 5 лет - 5 7

Стаж 5-10 лет - 1 2

Стаж 10-25 лет - 2 2

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего - 8 11

ДМШ поселка Фортепиано - 62 84

Юдино Скрипка - 18 30

Виолончель - 7 13

Духовые - - -

Баян - 25 26

Аккордеон 10 10

Прием - 122 60

Выпуск - - -

Татар - - 68

Учащихся всего - 122 163

Штатных преподавателей - 9 9

Высшее образование - - 2

Не полное высшее образование - - 1

Среднее образование - - 7

Стаж до 5 лет - - 9

Стаж 5-10 лет - - 1

Стаж 10-25 лет - - -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего - 12 10

ДМШ Фортепиано - - 28

г. Набережные Скрипка - - 18

Челны Баян - - 25

Прием - - 71

Выпуск - - -

Татар - - -

Учащихся всего - - 71

Штатных преподавателей - - 4

Высшее образование - - -

Не полное высшее образование - - -

Среднее образование - - 3

Стаж до 5 лет - - 5

Стаж 5-10 лет - - -

Стаж 10-25 лет - - -

Свыше 25 лет - - -

Преподавателей всего - - 4

Приложение 134

Количество учащихся татар в учебных заведениях Министерства культуры

ТАССР в 1957-1958 уч. г.

[219. Оп. 1. Д. 220. Л. 202-203].

ч

- 2

6.

3

Обучается татар -

7.]

30

Чвл- /Всего V»

° УЧ-С" 138 „ел,/

Обучается татар . 38

\1

Всего уч-ев Ю4

е. „

1. Вугулькы - 32 чел, /Всего уч-с. 185

2. Лениногорека- 56 чел. /Всвго <у,-с« ц5 ,„./

3. Альметьевска- 19 чел. / Всего уч-ся 94 чел./ 4* Бавлов - 17 чел. /Всего уч-ся 83 чел./ 5. Чистополя - 25 чел. /Всего уч-ся 148 чел./ 6* Мепзелипска - 25 чел. /Всего уч-ся 110 чел./ 7. Буинска - 37 чел. /Всего уч-ся 84 чел./ С. Зеленодольска-Зб чел. /Всего уч-оя 110 чел./

\/число дпшягс« т<т МА К01Ш| т'РНОГ° Т0М1

■года * 1 Шкода Я 2 Школа V 3 Школа 0 4 Школа V 6 Входа Ш в Вкоха В 7 Школа Я в Школа Я 9

. 49 чел.

- 55 чел» • 61 чея»

- 25 чел. _ 28 чел. . 84 чел. _ 54 чел. . 37 чел.

•• I

1478 ,вя'/

Варко I

Сведения по учебным заведениям Министерства культуры ТАССР на 9 февраля 1957 г. [219. Оп. 1. Д. 83. Л. 58, 59].

Общее количество учащихся в структурах начального музыкального образования (1883-1960 гг.) и количество учащихся-татар среди них

Приложение 137 Сведения о количестве татар в ДМШ г. Казани (1957-1960 гг.)

1957 г. 1958 г. 1959г. 1960 г.

Татар 320 399 432 500

Всего учащихся 1460 1590 1675 1757

Приложение 138

Копия выписки из решения Исполкома Буинского Городского Совета депутатов трудящихся ТАССР от 7 июля 1952 г.

[219. Оп. 2. Д. 220. - 280 л.; л. 17].

Приложение 139

Единая школа платности за обучение в ДМШ-семилетках Министерства культуры РСФСР, 1959 г. [219. Оп. 2. Д. 220. Л. 8, 9].

1

зарас )ОТ1 *<>- нда>е за ыест; 1 гвг обучение • ¿а /¡еи.РйЕ—

^о 300 | гуоявД 10 "■■■■■«»«■л 90

0* 301 до 5 00 Г/одеа го 180

% 501 до 6 СО рубжлк ал 270

от 601 до Э 00 рубжео 40 360

ох 301 ДО Р ООО руо. 50 450

05 10С| т О 1 п руо. 60 540

от 1501 до ; ^оо 0 руб. 70 630

01 _:001 ДО ; 0 руб. 125 N25

от 2501 ДО ^ ^ руо • 160 1440

евгле 3 - лл _ ООО р '/й кем 200 1800

ДРЕМЕЧА

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.