Развитие музыкально-эстетической культуры школьников: На материале уроков музыки и внеклассных занятий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Доронина, Ольга Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 288
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Доронина, Ольга Михайловна
Введение3
Глава I. Теоретические основы развития музыкально-эстетической культуры школьника.
1.1. Сущность музыкально-эстетической культуры15
1.2. Обоснование и разработка технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников, в процессе обучения музыке46
Выводы
Глава II. Проверка эффективности технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника в ходе эксперимента.
П.1. Констатирующий этап эксперимента72
П.2. Этап апробации и внедрения технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника, в процессе обучения музыке88
II.3. Заключительный этап эксперимента115
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников: На материале уроков музыки и внеклассных занятий2001 год, кандидат педагогических наук Козинская, Ольга Юрьевна
Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников2006 год, кандидат педагогических наук Сокольникова, Наталья Павловна
Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства2009 год, кандидат педагогических наук Сафаргалина, Зульфия Габдулловна
Формирование готовности будущего учителя музыки к проведению внеклассной работы по эстетическому воспитанию школьников2009 год, кандидат педагогических наук Петухова, Маргарита Ивановна
Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования2000 год, кандидат педагогических наук Фадеева, Марина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкально-эстетической культуры школьников: На материале уроков музыки и внеклассных занятий»
В современном обществе, переживающем преобразования в его политической, экономической, социальной, культурной сферах, существенное обновление претерпевает и система среднего образования.
Начавшийся процесс реформирования школы связан прежде всего с гуманизацией, демократизацией образования, содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.
При этом, одной из актуальных задач общеобразовательной школы становиться формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, которая не только способна выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явиться залогом, базой потенциально возможного культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.
В этой связи, существующая система образования требует пересмотра, поиска, разработки и внедрения новейших педагогических технологий, учитывающих изменившуюся социокультурную ситуацию в стране и позволяющих наиболее эффективно решить поставленную задачу.
Однако научное обоснование и практическое внедрение подобных технологий связано с недостаточной теоретической разработанностью таких проблем как: определение сущности музыкально-эстетической культуры школьника; выявление особенностей современной социокультурной ситуации и анализ их влияния на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников; определение уровней развития музыкально-эстетической культуры детей и некоторых других.
Теоретические и практические трудности, связанные с формированием и развитием музыкально-эстетической культуры школьников в общеобразовательной школе, требующие скорейшего преодоления, позволили сформулировать проблему нашего исследования - развитие музыкально-эстетической культуры школьников, интерес к которой в различные периоды истории проявляли философы, психологи, социологи, культурологи, представители педагогической теории и практики.
Изучением ' различных вопросов музыкально-эстетической культуры, среди которых - выделение ее деятельностного аспекта, занимались К.Д.Ушинский [211], В.Н. и С.Т. Шацкие [226, 227], Н.ЛГродзенская [49] и другие.
В современных исследованиях общим вопросам воспитания человека культуры, реализации потенциала личности учащегося, созданию атмосферы раскрепощенности, творчества посвящены работы Е.В.Бондаревской [30], О.С.Газмана [42], Н.Б.Крыловой [120], В.В.Серикова [197], Л.Г.Вяткина [39, 40], М.С.Кобзева [112], М.М.Князевой [110], Е.В.Квятковского [102] и других.
Исследованием специфики музыкально-эстетической культуры школьников занимались Медушевский В.В. [144], Назайкинский Б.В. [159], НемыкинаИ.Н. [161], Тарасов Г.С. [206], Тельчарова Р.А. [207], Теплов Б.М. [210] и другие.
Изучению связи музыкальной и художественной культуры, а также рассмотрению первой в аспекте музыкальной деятельности посвящены работы ученых-философов: Л.Н.Когана [113], М.С.Кагана [91], Н.И.Киященко [105], Ю .А.Лукина [137], А.Банфи [20] и других.
Одни исследователи рассматривают музыкальную культуру как "подсистему" духовной культуры [113, 137], другие как "третий слой", расположенный в деятельностной структуре между "материальным" и "духовным" слоем [94], третьи, не отрицая тесной связи между данными понятиями, подчеркивают и выделяют ее специфику, уточняют их различия [105, 80].
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов - Л.С.Выготского [37], Л.Н.Леонтьева [130, 131], Е.В.Назайкинского [159], Г.С.Тарасова [206], Б.М.Теплова [210], Д.Б.Эльконина [231] и других, раскрывающие деятельностный аспект музыкально-эстетической культуры, уточняющие ее специфические особенности.
Изучению музыкально-эстетической культуры школьника в тесной взаимосвязи с формированием художественной культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования отечественных ученых - Л.Г.Арчажниковой [14], АЛ.Карелина [99], Л.А.Рапацкой [187 - 190], И.Н.Немыкиной [161] и других.
В ряде научных работ, посвященных музыкальной культуре личности, рассматриваются особенности музыкального развития школьников: в исследованиях В.В.Молзинского [152], В.С.Матвеева [143], В.В.Молчанова [153] и других выявляются характерные черты социокультурной ситуации, их влияние на развитие музыкальной культуры; О.П.Кееринг [104], А.И.Роздымаха [192], С.А.Феруз [212] изучают формирование и развитие музыкальной культуры школьника в определенной музыкально-культурной среде.
Анализ музыкальной культуры личности с позиции ее личностной и деятельностной характеристик представлен в трудах Р.А.Тельчаровой [207], Ю.У.Фохт-Бабушкина [214], Ф.В.Цанн Кай-Си [221] и других.
Наиболее многочисленны работы Д.Б.Кабалевского, О,А.Апраксиной, • Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдулина, Л.В.Горюновой и других [87, 88, 10, 11, 4, 1, 47], рассматривающие формирование и развитие музыкально-эстетической культуры школьника через призму музыкальной деятельности и различные ее виды.
Изучению музыкальной деятельности в контексте развития музыкально-эстетической культуры личности посвящены исследования Б.В.Асафьева [15], Р.НГрубера [50], А.Н.Сохора [202], В.С.Цукермана [222], Е.В.Назайкинского [159], Б.М.Теплова [210], Г.С.Тарасова [206].
Однако проблема целенаправленного развития музыкально-эстетической культуры именно школьника, учитывающая личностный и деятельностный аспекты данной культуры и их взаимосвязи, на уроках музыки, а также во внеклассной работе по музыке в общеобразовательной школе изучена не достаточно полно.
Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей подготовки развитых в области музыкальной культуры учащихся (Н.А.Терентьева [182], И.В.Кошмина, В.В.Алеева [183], Т.Л.Айзикович [184]) показывает, что несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения.
Поэтому, как справедливо отмечают ВХ.Ражников [186], Н.И.Киященко, А.И.Коников [185], несмотря на широкий спектр методических разработок, общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся, в основном уделяется внимание деятельностному аспекту - фрагментарному включению детей в различные виды музыкальной деятельности.
Р.А.Тельчарова [207, 208], М.М.Князева [110] считают, что одна из причин этого кроется в отсутствии теоретически разработанной и научно-обоснованной теории развития музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Таким образом, мы можем констатировать, что в научных поисках еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития музыкально-эстетической культуры учащихся, она не стала еще предметом специального изучения.
На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на культурно развитую личность, обладающую в том числе высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры, проявляющейся в деятельности и научным, целенаправленным подходом к ее развитию; потребность в разработке, апробации и внедрении технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в общеобразовательной школе.
Таким образом имеются противоречия между:
- объективными потребностями общества в высоком уровне развития музыкально-эстетической культуры личности и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;
- необходимостью определения сущности и специфики музыкально-эстетической культуры учащегося и слабой теоретической и практической разработкой проблемы, недостаточной изученностью понятия "музыкально-эстетическая культура школьника";
- важностью развития музыкально-эстетической культуры детей и отсутствием соответствующих педагогических технологий.
Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы научного исследования "Развитие музыкально-эстетической культуры школьника (на материале уроков музыки и внеклассных занятий)".
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является развитие музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и на внеклассных занятиях.
Дель исследования: определить сущность музыкально-эстетической культуры школьника и научно обосновать, разработать, апробировать й внедрить технологию ее развития в общеобразовательной школе.
Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, инновационные тенденции в системе среднего образования, была определена следующая гипотеза: развитие музыкально-эстетической культуры школьника будет более эффективным, если:
- она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в средней общеобразовательной школе;
- обоснована специфическая природа музыкально-эстетической культуры школьника как целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;
-разработана и внедрена технология развития музыкально-эстетической культуры школьника на уроках музыки и во внеклассной работе;
- разработана методика диагностики уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников.
Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность и дать определение понятия "музыкально-эстетическая культура школьника", а также рассмотреть сопряженные о этой категорией понятия в рамках понятийно-терминологического аппарата современной педагогической науки.
2. Изучить особенности современной социокультурной ситуации, влияющие на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников.
3. Теоретически обосновать и проверить в ходе эксперимента эффективность технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе, проследить его динамику.
4. Спроектировать критериально-диагностическую систему определения уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, разработать методику ее применения.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- философско-социологические идеи о культуре, имеющей личностный и деятельностный аспекты (Г.В.Гегель, А.Я.Зись, М. С.Каган, И.Кант, Л.Н.Коган, Н.Б.Крылова, Н.Новалис, Ф.Ницше, Э.С.Маркарян);
- концепция деятельностного подхода в развитии личности (Л.СБыготский, Л.Г.Вяткин, Л.Н.Леонтьев, Н.П.Лукашенко, Г.К.Паринова, Г.И.Щукина);
- концептуальные идеи о специфике МЭК школьника (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов);
- концепция массового музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский);
- труды в области общей и частной музыкальной педагогики (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова и другие);
- разработки в области технологии обучения в средней школе (П.Р .Арнаутов, В.П.Беспалько, Г.И.Железовская,
В.А.Извозчиков, М.В.Кларин).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использована совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, социологической, культурологической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, преподавателями школ; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкальной деятельности школьников на всех этапах исследования, изучение творческих работ детей, выполнения критериально-ориентировочных заданий, опросные, диагностические методы (анкетирование, тестирование), "метод корреляции, методы математической статистики, которые использовались при обработке экспериментальных данных.
Использование комплекса различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных и качественных показателях.
Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 49 города Саратова.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1993 по 1999 гг.:
На первом этапе (1993 - 1995 гг.) определялось состояние разработанности проблемы в науке, осуществлялось изучение опыта работы экспериментальных школ города (№ 63, № 87), а также отдельных учителей, работающих в среднеобразовательных учреждениях (В.ПКаменского [с./ш. № 72], Ю.И.Шашкина [с./ш. №
36], Е.К.Ваганова [с./ш. № 76] и других). На основе полученной информации создавался банк данных, что помогло определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, разработать теоретическую модель технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки. При этом использовались методы как теоретического анализа, так и эмпирические - включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и преподавателями.
На втором этапе (1995 - 1996 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению разработанной авторской технологии развития музыкально-эстетической культуры школьника. Были выявлены уровни развития данной культуры.
На третьем этапе (1996 - 1999 гг.) проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. На основе личностного и деятельностного аспектов культуры определено понятие «музыкально-эстетическая культура школьника», ее сущность и компонентный состав, включающий: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус, музыкальную грамотность, выработанную в процессе применения специальных музыкальных способов и приемов, музыкальность как результат музыкальной деятельности.
2. Выявлены и проанализированы особенности современной социокультурной ситуации, влияющие на процесс развития музыкально-эстетической культуры школьников, которые заключаются в: широком распространении технических средств, перегружающих школьников музыкальной информацией;
- обилии художественного материала различного достоинства;
- принципиально новых социально-динамических параметрах жизни, сужающих спектр музыкальных предпочтений современного школьника;
- многообразии определенных конкретных форм существования музыкальной культуры -субкультур.
3. Научно обоснована технология развития музыкально-эстетической культуры, предполагающая поэтапное включение школьников в информационный, практический, творческий виды музыкальной деятельности и отражающая взаимосвязь личностного и деятельностного аспектов культуры, что позволило достичь высокого уровня развития музыкально-эстетической культуры учащихся.
4. Разработана и научно обоснованна критериально-ориентировочная система определения уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, основанная на анализе результатов включенности детей в различные виды музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана технология развития музыкально-эстетической культуры школьников, комплекс критериально-ориентировочных методик по определению уровней развития музыкально-эстетической культуры детей и рекомендации по их применению;
- представлена авторская программа "Мир музыки и музыка мира", разделы которой находят широкое применение в учебной и внеклассной работе в школах г.Саратова и области;
- материалы исследования используются преподавателями вузов, школ, в практике работы СарИПКРО;
- результаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при разработке учебных программ, спецкурсов, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций для учителей.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена методологической аргументированностью исходных теоретических положений; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; использованием в работе методов теоретико-эмпирического исследования, а также соблюдением норм, правил и требований к педагогическим исследованиям, соответствием методов цели и задачам исследования, личным опытом работы диссертанта в школе.
На защиту выносятся:
1. Сущность и компонентный состав музыкально-эстетической культуры школьника.
2. Технология развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях по музыке, отражающая личностный и деятельностный аспекты.
3. Диагностическая система критериально-ориентировочных методик, позволяющая определить и проследить динамику развития музыкально-эстетической культуры детей на различных этапах ее становления.
Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходили на базе общеобразовательной школы № 49 города Саратова, где автор работает преподавателем музыки, а также в школах № 72, № 63, № 55.
Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Педагогического Института СГУ, педагогических советах школ города, методических объединениях учителей музыки, семинарах в СарИПКРО, аспирантских семинарах ПИСГУ в 1993-1999 годах.
Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержаться в четырех публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций2004 год, кандидат педагогических наук Иванова, Мария Кимовна
Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края2004 год, кандидат педагогических наук Былкова, Светлана Викторовна
Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников: На материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий2001 год, кандидат педагогических наук Васильева, Дина Николаевна
Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа2003 год, кандидат педагогических наук Буркова, Лариса Федоровна
Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Явгильдина, Зилия Мухтаровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Доронина, Ольга Михайловна
Выводы по главе I.
Анализ философских, социологических, культурологических, психологических и общепедагогических основ развития музыкально-эстетической культуры личности позволил сделать следующие выводы:
1. Музыкально-эстетическая культура школьника определяется нами как ценностное, целостное образование, имеющее личностный и деятельностный ■ аспекты, и включающее: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус, музыкальную грамотность, полученную в процессе применений специальных музыкальных способов, музыкальность, как результат музыкальной деятельности.
2. По отношению к музыкально-эстетической культуре школьника необходимо использовать термин "развитие", понимаемый нами как изменение данного образования, направленного на переход из одного состояния в другое - более качественно высокое.
3. На развитие музыкально-эстетической культуры школьников влияют особенности изменившейся социокультурной ситуации, которые необходимо учитывать в процессе обучения музыке.
4. Процесс развития музыкально-эстетической культуры школьника реализуется через специально разработанную технологию, представленную системой следующих взаимосвязанных между собой структурных элементов: содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих гарантированное достижение поставленной цели.
Глава II
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Целью экспериментальной части данного исследования явилась проверка эффективности разработанной технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Для реализации поставленной цели была разработана программа опытно-экспериментального исследования. Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 49 города Саратова с 1993 по 1999 учебный год. Для непосредственного описания, анализа и обработки данных опытно-экспериментальной работы мы выбрали четыре седьмых класса.
7-й "А" и 7-й "Б" классы - экспериментальная группа, а 7-й "В" и 7-й "Г" классы - контрольная группа. Численность групп экспериментальной и контрольной на начало эксперимента было почти одинаковой: 46 и 47 человек соответственно. Учебный план и программа по музыке до начала эксперимента в группах были аналогичные.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, которые отражали динамику развития музыкально-эстетической культуры школьников.
1. Констатирующий этап (1993-1995 гг.) - обоснование и разработка уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников, определение исходного уровня сформированное™ музыкально-эстетической культуры учащихся, разработка технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, составление программы эксперимента.
2. Этап апробации и внедрения технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников (1995-1996 гг.) - реализация технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников, осуществление программы эксперимента, включающей следующие последовательные стадии:
1) Организация информационного вида музыкальной деятельности.
2) Организация практического вида музыкальной деятельности.
3) Организация творческого вида музыкальной деятельности.
Подведение первоначальных итогов, анализ, коррекция технологии на индивидуально-личностном уровне.
3. Заключительный этап (1996-1999 гг.) - этап расширения и углубления достигнутого на предшествующих этапах уровня развития музыкально-эстетической культуры школьников. Количественная и качественная обработка результатов эксперимента. Анализ результатов по этапам проводился в соответствии с разработанной технологией развития музыкально-эстетической культуры школьников (таблица № 1, (1.20).
Основными критериями развития музыкально-эстетической культуры школьника явились качественные характеристики разработанных уровней, соответствующих видам музыкальной деятельности, которые в свою очередь соответствуют компонентам музыкально-эстетической культуры школьника, что отражает личностный и деятельностный аспекты и позволяет проследить динамику развития данного образования.
При проведении эксперимента были использованы следующие методы:
- включенное наблюдение за учащимися контрольной и экспериментальной групп;
- беседы с преподавателями школ;
- индивидуальные и групповые беседы с учащимися;
- изучение творческих работ школьников;
- обработка результатов опроса, анкетирования, тестирования по диагностике уровней развития музыкально-эстетической культуры школьника, проведенного в средней школе № 49 города Саратова;
- метод корреляции;
- метод математической обработки результатов эксперимента.
ILL Констатирующий этап эксперимента.
В данном параграфе описывается ход и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, ставящего следующие задачи:
- обосновать и дать качественную характеристику уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников;
- на основе разработанных уровней развития музыкально-эстетической культуры дать характеристику участвующих в эксперименте, с целью определения у них исходного уровня. Прежде чем перейти к критериально-диагностическому аппарату определения уровней развития исследуемой музыкально-эстетической культуры школьников необходимо выявить качественные характеристики этих уровней. Основой для решения данной проблемы является теория уровневого подхода.
Под уровнем в общеметодологическом смысле понимается "степень величины, развития, значимости чего-нибудь", отношение каких-то "высших" и "низших" ступеней развития чего-либо [167, с.775].
В современной педагогической литературе накоплены определенные представления о процессе и уровнях развития тех или иных явлений, качеств личности, описан опыт их выделения.
Так, в основу классификаций, предложенных Л.Г.Вяткиным, Н.В.Кузьминой, И.Н.Немыкиной, ЛЛ.Рапацкой [41, 122, 161, 190] положены уровни развития педагогической деятельности учителя: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий, в которых главным определяющим является наличие творческого компонента, что представляет интерес для нашего исследования, так как мы говорим об уровнях развития музыкально-эстетической культуры личности, которая имеет ярко выраженный творческий характер. Кроме того, в последних двух исследованиях [161, 190] речь идет об уровнях развития педагогической деятельности учителя музыки, что также имеет отношение к нашему исследованию, поскольку в этих работах учитывается специфика музыки, музыкальной деятельности.
Данный подход несмотря на то, что он весьма обобщенный, позволяет нам точнее определиться в существующих уровнях развития личности в деятельности.
Очень интересны уровни музыкально-эстетической культуры личности учителя музыки, предложенные Р.А.Тельчаровой [208]:
- элементарное узнавание музыкальных объектов при повторном восприятии;
- стихийного самосовершенствования - характеризуется наличием определенного музыкального опыта, в основном базирующегося на известном;
- операционный - владеет приемами практической музыкальной деятельности;
- оценочный - владеет приемами творческой реализации, музыкально-эстетических оценок, имеет музыкальные взгляды, убеждения.
Такой подход объединяет в себе и специфику музыкальной деятельности, и саму музыкальную деятельность - поэтому он может быть положен в основу разрабатываемых нами уровней сформированное™ и развития музыкально-эстетической культуры школьника.
Кроме того, для определения их мы пользовались также методиками В.П.Беспалько, Е.В.Квятковского, Ю.М.Алиева, Л.В.Горюновой, Е.В.Николаевой [26,103, 4, 46].
В качестве критерия уровня музыкально-эстетической культуры школьника нами был взят компонентный состав музыкальноэстетической культуры школьника, учитывающий качественные характеристики ее личностного и деятельностного аспектов, которые были подробно рассмотрены в первой главе данного исследования. Так, деятельностный аспект выражен через включенность в различные виды музыкальной деятельности, что обеспечивается определенными формами, методами и средствами. Сама же включенность влияет на личностный аспект, то есть на компоненты музыкально-эстетической культуры. Все это позволяет нам обосновать три уровня развития музыкально-эстетической культуры школьника:
Первый уровень - является результатом включенности школьников в информационный вид музыкальной деятельности и частично-эпизодическим результатом включенности в практический вид музыкальной.деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие развито слабо, в основном преобладает "зрелищно-событийный" его тип; музыкальный вкус выражен не в полной мере: из всех его составляющих (интересы, склонности, убеждения, потребности) можно говорить лишь о слабо выраженных интересах к музыке; музыкальная грамотность представлена в виде разрозненных элементов: поверхностных, несистематизированных музыкальных знаний и музыкальных умений; музыкальность практически не выражена.
Второй уровень - является результатом включенности школьников в информационный, практический и частично творческий вид музыкальной деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие может быть как "зрелищно-событийным", так и "эмоционально-творческим"; из составляющих элементов музыкального вкуса ярко выражены музыкальные интересы, музыкальные склонности и потребности, менее выражены музыкальные убеждения; наличие четко выраженной музыкальной грамотности: прочных, закрепленных музыкальных знаний, умений и музыкальных навыков, а также непосредственная их практическая реализация.
В силу определенных барьеров, в основном, психологического плана (боязнь аудитории, скованность, отсутствие соответствующего эмоционального 'настроя и так далее), школьники недостаточно включены в творческий вид музыкальной деятельности, однако элементы фантазии, творчества присутствуют.
Третий уровень - характеризуется включенностью во все виды музыкальной деятельности. Что касается личностного аспекта, то музыкально-эстетическое восприятие в основном "эмоционально-творческое", хотя и остается частично "зрелищно-событийным"; четко выражен музыкальный вкус; музыкальная грамотность проявляется в умении самостоятельно применять на практике музыкальные знания, музыкально-исполнительских умениях, умениях • сравнивать, анализировать и оценивать собственно музыкальную деятельность; наблюдается практическая реализация музыкальных, творческих способностей.
Таким образом, как видно из характеристики представленных выше уровней все они, как и культура в целом, имеют деятельностный и личностный аспекты, проявляющиеся в той или иной степени на определенном этапе развития ребенка.
Все перечисленные уровни развития музыкально-эстетической культуры школьников связаны между собой скорее непрерывно, чем дискретно, и поэтому могут иметь промежуточные позиции; вместе с тем разработанная нами технология развития музыкально-эстетической культуры школьников предусматривает, что каждый предшествующий уровень является как бы подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и потенциально вносит в них качественные изменения, но в виде основных можно назвать представленные выше уровни.
В соответствии со всем вышесказанным, на констатирующем этапе эксперимента мы определили исходный уровень сформированности музьпсально-эстетической культуры школьников (термин «сформированность» мы относим к выявлению именно исходного уровня музыкально-эстетической культуры, которая в дальнейшем будет развиваться), используя комплекс следующих авторских критериально-ориентировочных методик. Представим их содержание ниже, для удобства обработки мы их оформили в виде таблицы:
Заключение.
Рассмотренная проблема развития музыкально-эстетической культуры школьников позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Приоритетным направлением в образовании является развитие культуры личности школьника в целом и музыкально-эстетической культуры в частности, которую мы понимаем, как ценностное, целостное образование, имеющее личностный и деятельностный аспекты, и включающее: целенаправленное музыкально-эстетическое восприятие, мотивированный музыкальный вкус; музыкальную грамотность, выработанную в процессе применения специальных музыкальных способов и приемов, музыкальность как результат музыкальной деятельности.
Представленные выше компоненты отражают личностный и деятельностный аспекты исследуемой музыкально-эстетической культуры и находятся в тесной взаимосвязи как внутри, так и между собой.
В данном исследовании по отношению к музыкально-эстетической культуре школьника правильным было использование термина "развитие", понимаемое нами как изменение ценностного, целостного образования «музыкально-эстетическая культура», направленное на переход из одного состояния в другое - более качественно высокое.
Следует отметить, что на развитие музыкально-эстетической культуры школьников в современных условиях в значительной степени влияет изменившаяся социокультурная ситуация. Это диктует необходимость учета ее особенностей в процессе развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Так как музыкально-эстетическая культура учащихся развивается в деятельности и через деятельность, то последовательная включенность в учебную музыкальную деятельность, определенные ее виды позволила:
- устранить . ранее разрозненные между собой компоненты личностного аспекта музыкально-эстетической культуры школьников и осуществить их объединение в целостное образование;
- рассмотреть сущность самой музыкальной деятельности, ее виды и взаимосвязь последних между собой и с компонентами личностного аспекта музыкально-эстетической культуры школьников;
- обеспечить дальнейшую саморегуляцию и саморазвитие на основе развитой музыкально-эстетической культуры учащихся.
В результате анализа концептуальных основ технологии обучения в средней школе, нами была теоретически разработана и практически апробирована технология, включающая в себя приоритетную цель, содержание, выбор форм, методов, средств и обеспечивающая достижение гарантированного результата. Предложенная технология имеет общедидактическое значение и может применятся не только в рамках восьмого класса, но и стать ведущим звеном с первого по одиннадцатый классы.
В основу главного средства, обеспечивающего реализацию поставленной цели, положена разработанная авторская'программа по музыке, учитывающая современные особенности социокультурной жизни общества. В связи с этим в содержание программы включены разделы, посвященные популярным массовым жанрам.
Для подтверждения правильности основных положений и определения эффективности развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе была f " разработана специальная система количественной и качественной оценки, включающая математическую обработку результатов, а также использование самых различных методов изучения музыкальной деятельности школьников: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, корреляция, что позволило дать глубокий анализ развития компонентов музыкально-эстетической культуры на индивидуально-личностном уровне.
Каждый компонент личностного аспекта исследуемой нами культуры развивается через включенность школьников в музыкальную деятельность, определенные ее виды. По тому, в какой мере и последовательно ли осуществляется эта включенность, можно судить о степени развития музыкально-эстетической культуры. Нами были определены три уровня развития музыкально-эстетической культуры школьников, отражающие ее личностный и деятельностный аспекты, соответствующие, видам музыкальной деятельности и собственно компонентам данной культуры.
Содержание первого уровня подразумевает включенность школьников в информационный вид музыкальной деятельности и частично-эпизодическую включенность в практический вид музыкальной деятельности. Для данного уровня характерно преобладание "зрелищно-событийного" типа музыкально-эстетического восприятия; слабо выраженного музыкального вкуса; разрозненных элементов музыкальной грамотности; практически не выраженной музыкальности.
Второй уровень напрямую связан с реальной возможностью применять теоретически и практически полученные музыкальные знания, умения, то есть музыкальную грамотность в непосредственной музыкальной деятельности. Здесь помимо информационной и преобладающей практической музыкальной деятельности дополняется частичная включенность в творческую музыкальную деятельность. Для данного уровня характерно наличие в равной степени как "зрелищно-событийного" так и "эмоционально-творческого" типов музыкально-эстетического восприятия; музыкального вкуса во всех его элементах; ярко выраженной музыкальной грамотности; частично представленной музыкальности.
Третий уровень - характеризуется включенностью школьников во все виды музыкальной деятельности. Уровень отбора творческих решений, практического проявления музыкальности, возможности корректировки, пересмотра, нахождения необычных, оригинальных решений. Для данного уровня характерно преобладание "эмоционально-творческого" типа музыкально-эстетического восприятия; ярко выраженного музыкального вкуса; музыкальной грамотности.
Выделенные уровни рассматриваются нами как необходимые и обязательные ступени, ведущие к развитию целостного образования -музыкально-эстетической культуры школьника.
Выявленные уровни развития музыкально-эстетической культуры учащихся позволяют проследить и проанализировать динамику ее развития на различных этапах обучения на уроках музыки и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Разработанный комплекс критериально-ориентировочных методик диагностики уровней развития музыкально-эстетической культуры школьников позволяет определить уровень развития как в целом, так и каждого отдельного ее компонента. Методики были ориентированы на деятельностный аспект музыкально-эстетической культуры и разработаны в соответствии с выделенными основными видами музыкальной деятельности. Выполнение заданий из каждой методики позволяло учащимся последовательно включаться В информационный, практический и творческий виды музыкальной деятельности. Построенные в форме игры, они способствуют позитивному личностному общению учителя и ученика, с присущими игре элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
В результате апробации и внедрения предложенной технологии развития музыкально-эстетической культуры школьников отмечено не только увеличение интеллектуального и эмоционального потенциала личности школьника, но и высокое нравственное развитие, ведущее к гармонии с общечеловеческими ценностями и высоконравственным поступками, в основе которых лежит умение видеть, слышать, понимать прекрасное и поступать по "законам красоты". Кроме того, данная технология изменила характер взаимосвязей внутри и между личностным и деятельностным аспектами музыкально-эстетической культуры. Так, использование метода корреляции подтвердило предположение о том, что сначала наметилась, а затем и усилилась взаимосвязь и взаимозависимость между включенностью во все виды музыкальной деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование среди преподавателей об их отношении к проблеме развития музыкально-эстетической культуры школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Было выявлено, что несмотря на определенный интерес, данная проблема еще не нашла должного выражения в традиционной системе обучения музыке, носит эпизодический, не целенаправленных характер, что говорит о недостаточности теоретического и практического материала к ее разрешению.
При анализе результатов опытно-экспериментального исследования возникло предположение, что существует определенная зависимость между высоким уровнем развития музыкально-эстетической культуры школьников и их позитивным отношением к последующей музыкальной деятельности. И хотя первоначально это не входило в программу эксперимента, мы решили убедиться в обоснованности данной гипотезы. С этой целью мы использовали тест-опросник, который подтвердил существование зависимости между данными явлениями. Несомненно данный аспект представляет особый интерес и может стать темой самостоятельного и глубокого изучения.
Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее решение проблемы развития музыкально-эстетической культуры школьников. В ходе исследования возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: изучение соотношения процессов формирования и развития музыкально-эстетической культуры личности; изучения взаимодействия процессов развития музыкально-эстетической культуры на уроках музыки, во внеклассных занятиях, во внешкольных объединениях; выявление психолого-педагогических барьеров развития данной культуры и путей их устранения; постановка и решение проблемы саморазвития музыкально-эстетической культуры личности и так далее.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Доронина, Ольга Михайловна, 1999 год
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение. - 1983. - 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
3. Актуальные проблемы музыкального образования /Сост. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. К.: Муз. Украина, 1986. - 125 с.
4. Алиев Ю.М. Формирование музыкальной культуры школьников -подростков. Дис. .д-ра пед. н. М., 1987. - 417 е.: нот. - Библиогр.: с. 358-398.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд. Ленинградского университета, 1969. 339 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1988. - 239 с.
7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 Изд. Казанского ун-та, 1996, 568 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.2 Изд. Казанского ун-та, 1998, 320 с.
9. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания в советской школе. /Муз. воспит. в школе, вып.9. М., Музыка, 1974. - 96 с.
10. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. /Муз. воспит. в школе, вып.10. М., Муз., 1975. 232 с.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983. 224 с.
12. Арнаутов "П.Р. Технология и современное образование. М.: Педагогика, 1996, № 2. с. 11-14
13. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Издательство МГИК, 1992. - 240 с.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
15. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. /Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, Л. Музыка. 1973.-144 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2. Л.: Музгиз, 1963.-378 с.
17. Бабанский Ю.М. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, 192 с.
18. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Россия, 1984. - 269 с.
19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие /Отв. ред. Н.С.Злобин. -М.: Наука, 1987. 158 с.
20. Банфи А. Философия искусства /Предисл. К.М.Долгова. М.: Искусство, 1989. - 283 с.
21. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование //Муз. энциклопедия. т.З. М.: Сов. энциклопедия, 1976. - с. 763-787.
22. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? М.: Специалист, 1993, N 3. с. 25-27
23. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., Просвещение., 1991.-е. 168
24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. [с.5-24] В.Я.Пилиповского М.: "Прогресс", 1986.-420 с.
25. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во ВГУ, 1977. 120 с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
27. Библер B.C. Диалог культур и школа XXI //Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993. 126 с.
28. Боголюбова Е.В. Культура и общество: /Вопросы истории и теории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 231 с.
29. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Педагогика, 1960. - 347 с.
30. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону РГПУ, 1995. 32 с.
31. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства, М.: Сов. художник РСФСР., 1966. - 118 с.
32. Ванслов В.В., Витаньи И. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. 2-е изд. - JL: Художник РСФСР, общество, культура, социология. М., 1984. - 233 с.
33. Введение в культурологию: Уч. пособие для вузов /Отв. ред. Е.В.Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. - 336 с.
34. Вопросы социального функционирования художественной культуры: Сб. науч. тр. /Под общей ред. Г.Г.Даданяна, В.М.Петрова. -М.: Наука, 1984. 269 с.
35. Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.
36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк., 2-е изд. М., Просвещение. 1967. 67 с.
37. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1991. N 4 с. 5-19,
38. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-572 с.
39. Вяткин Л.Г., Корнюшкин Н.П. Основы педагогики. Саратов, Изд-во "Колледж", 1994, 184 с.
40. Вяткин Л.Г. Общие основы педагогики. Саратова, 1990. 155 с.
41. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развитая творческого потенциала обучаемых., Саратов. 1994. 92 с.
42. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О.С.Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 5.
43. Гердер И.Г. Идеи культуры и философии в истории человечества. М., 1977. 267 с.
44. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры младших школьников. Дис. .к.п.н. М., 1991. - 160 с. - Библиогр.: с. 145-160
45. Горанов К, Социологические и социально-психологические подходы к изучению художественной культуры //Актуал. вопросы методологии совр. искусствознания, М.: Наука, 1983. - с. 181-206
46. Горюнова Л.В., Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней музыкального развития школьников, с. 147-213 /Вопросы подгот. уч. музыканта и муз. воспитания детей. Сб. науч. тр. МГПИ. 1974.-216 с.
47. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. Новосиб. 1969. 22 с.
48. Гринфельд О. "Молодежная культура" в освещении британских, социологов. М.: НИО Информкультура, 1985. - 16 с.
49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
50. Грубер Р.И. Из опыта изучения музыкальной культуры современности, с. 144-166. Временник отдела музык. Академия, 1969. -166 с,
51. Давидович В.Е., Белолипецкий В.К. Культура и ее место в жизни общества//Философ, науки. 1973. - N 2, - с. 152-164
52. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263 с. 1
53. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии. 1996, N 5. 52-62 с.
54. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление. М., "Перспективы", N 1/2,1992. 323 с.
55. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировоззрения и социальная болезнь) М., изд. "Наука" М, 1998. 264 с.
56. Данилова И. Культурное самоопределение подростков и преподавание "Мировой художественной культуры" в школе. //Новые ценности образования. Вып. 4, М., "Инноватор", 1996. с. 68.
57. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Дис. .к.п.н. Киев, 1989. - 188 с. -Библиогр.: с. 163-179
58. Дидактика средней школы. // Под ред. М.Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982. 319 с.
59. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1989. 208 с.
60. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1984, N 4. 126-130 с.
61. Дружкин Ю.С. Решать задачи, а не отворачиваться от них //Сов. муз. 1985.-N2.-с.49-53
62. Железовская Г.Й., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности. Саратов., Изд-во "Лицей", 1997. 140 с.
63. Жданов Ю.А. Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1984. - 240 с.
64. Закс Л.А. О культурологическом подходе к музыке, с. 9-45 /Музыка. Культура. Человек. //Отв. ред. М.Л.Мугинштейн. Свердл. изд-во УрГУ, 1988. .
65. Залесская Л.В. К определению понятия "культура" //Проблемы философии /Республиканский межведомственный науч. сб. /Отв. ред. А.А.Лысенко. Киев, 1978. - вып. 43. - с. 36-44
66. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности. Авт. .к.п.н. М. 1986. 16 с.
67. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.
68. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 с.
69. Зись А .Я. Искусство система искусств - художественная культура //Сов. музыка. - 1983. - N 12. - с. 27-35
70. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. - 303с.
71. Злобин Н.С. Народ и культура //Культура. Творчество. Человек /Сост. Э.А.Баллер, Н.С.Злобин. М.: Мол. гвардия, 1970. - с. 31-48
72. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. Санкт-Петербург, 1991. 120 с.
73. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. 1917 1927 /Сост. Л.А.Баренбойм и др. - Л.: Музыка, 1969. - 306 с.
74. Иконникова С.Н. "Массовая культура" и молодежь: вымыслы и реальность. М.: Знание, 1979. - 36 с.
75. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1., М., Знание, 1972. 72 с.
76. Ингекамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с. - (Зарубежная школа и педагогика),
77. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: Сб. науч. ст. Волгоград., Перемена, 1993. 196 с.
78. Искусство в мире духовной культуры /Отв. ред. Е.П.Шудря; АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1985. - 239 с.
79. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты /Отв. ред. Г.А.Праздников. Л.: Наука, 1981. - 107 с.
80. Искусство в системе культуры /Сост. и отв. ред. М.С.Каган; АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. JL: Наука, 1987. -272 с.
81. Искусство и общение /Сост. А.Я.Куклин. Л.: Наука, 1984. - 168с.
82. Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред.: А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.
83. Искусство и творческая деятельность /Отв. ред. В.И.Мазепа. -Киев: Наук. Думка, 1979. 209 с.
84. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Отв. ред. В.Г.Кисунько. М.: Наука, 1981. - 335 с.
85. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. I., ч. 2., М., Изд-во "Прометей", 1991.-236 с.
86. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. тр. /Под ред. Е.К.Чухман. - М.: НИИ Худож. воспитания, 1986. - 119 с.
87. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-206 с.
88. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобр. школы //Программа по муз. (с поурочной методической разработкой) для общеобраз. школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1981. - с. 3-36
89. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 337 с.
90. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 376 с.
91. Каган М.С. Культура как объект философского исследования, с. 11-14 /Роль дух. культуры в развитии личности. Сб. науч. тр. //Ред. С.Н.Иконников. JL 1979. 167 с.
92. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, П, Ш. Л.: Искусство, 1972. - 447 с.
93. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Сов. муз. 1987. - N 1. - с. 26-32.-N3.-с. 56-66.
94. Каган М.С. О месте музыки в современной культуре //Сов. муз. -1985.-N11.-с. 2-9
95. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Муз. в школе, 1987. N 4. - с. 28-32
96. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
97. Как объяснить тебя, талант? (словарь-справочник). Серия творческая одаренность. Самара, 1993. 35 с.
98. Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с.
99. Карелин А .Я. Формирование художественной культуры студентов муз.-пед. факультетов в процессе обучения в классе фортепьяно. Дис. .к.п.н. М., 1996. 144 с. - Библиогр.: с. 118-136
100. Карцева Е.Н. "Массовая культура" в США и проблемы личности. М.: Наука, 1974. - 192 с.
101. Квятковский Е.В., Неверов В.В. Комплексное использование искусств в обучении и воспитании в старших классах //Сов. педагогика, 1979.-N12.-с. 33-39
102. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи //Сов. педагогика, 1989. N 8. - с. 19-26
103. Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки //Сов. педагогика, 1985. - N 1. - с. 130
104. Кееринг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности. Автореф. .к.п.н. JI. 1984. 16 с.
105. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971. - 160 с.
106. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994, N5.11-17 с.
107. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание. 1989.
108. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., Знание. 1991. 77 с.
109. Князева М.М. Мультикультурное пространство образования. //Новые ценности образования. Вып.1, М. "Инноватор", 1995. с. 113.
110. Князева М.М. Педагогические возможности культурологического подхода. //Новые ценности образования. Вып.4, М. "Инноватор", 1996. С. 78.
111. Князева М.М. Субкультура. //Новые ценности образования. Вып.1, М. "Инноватор", 1995. с. 113.
112. Кобзев М.С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе. Саратов., Изд-во СГУ, 1981. 107 с.
113. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, Сред. - Уральск, кн. изд-во, 1972. - 169 с.
114. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 1984. -252 с.
115. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М,, Наука, 1975.-203 с.
116. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе / АПН СССР. НИИ Худож. воспитания. -М. 1988;-30 с.
117. Краткий педагогический словарь пропагандиста // Под ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. М., Политиздат, 1984. 319 с.
118. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1988. 479 с.
119. Критская Е.Д. Развитие музыкальной культуры младших школьников. I кл. с. 33-47 / Обучение и воспитание школьников средствами искусства // Сб. науч. тр. под ред. Д.Б.Кабалевского. М. 1978. 98 с.
120. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. -М., 1994 97 с.
121. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. //Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995 С. 103.
122. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., Изд-во ЛГУ, 1970. 113 с.
123. Культура как целостное явление. Проблема и методология изучения /Отв. ред. ЕЛ.Зазерский. Сб. науч. тр. N 80. - Л. 1983. - 152 с.
124. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования /Отв. ред. Л.Н.Коган. М.: Наука, 1981. - 238 с.
125. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Системогенетика и проблема переноса в педагогику подходов смежных научных дисциплин. // Проектирование и реализация педагогических технологий. Сборник научно-методических работ, Самара, 1996. 8-15 с.
126. Лалетин Д.А. Целостность и структурность культуры, с. 11-19 /Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. науч. тр. N 80. - Л. 1983.- 152 с.
127. Ланге О., Банасиньский А. Теория статистики. М., 1971. - 267с.
128. Левин Л.И. Музыка в системе культуры как актуальная проблема музыкознания. М.: НИО Информкультура, 1984. - 20 с.
129. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология, М., 1960. -411 с.
130. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1975.-304 с.
131. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ. М. 1972.-517 с.
132. Леонтьева О., Житомирский Д. Миражи музыкального прогресса //Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1983. вып. 4, -с. 3-66
133. Лернер ИЛ. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика, 1996. N 2. - с. 7-11
134. Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981. 68 с.
135. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. - 128 с.
136. Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с.
137. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М., 1982. -112 с.
138. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наук. Думка, 1984. - 119 с.
139. Малахова И.А. Развитие креативности подростков в процессе художественной деятельности., Минск, 1995., Автор.к.п.н. -16 с.
140. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: изд-во АН Арм.ССР, 1969. - 228 с.
141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
142. Массовые виды искусства и современная художественная культура/Отв. ред.: А.С.Вартанов, В.П.Демин. М.: Искусство, 1986. -271 с.
143. Матвеев B.C. Эволюция музыкального "авангарда": от элитарной к "массовой культуре". Дис. .к.ф.н. М., 1986. - 197 с. -Библиогр.: с. 167-197
144. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств //Муз. в школе, 1984.-N1.-с. 31-35
145. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования //Сов. муз. 1984. N 9. - с. 51-59
146. Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности //Муз. искусство и формирование нового человека. Киев, 1982. 238 с.
147. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопр. психологии. 1989. - N 1. - с. 15-23
148. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, N 5. 22-25 с.
149. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В Зт. М., 1993.
150. Мировая художественная культура 8-10 классы. Программа средней общеобразовательной школы /М-во проев. РСФСР; Предчетенская JI.M. -М.: Просвещение, 1988. 80 с.
151. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. -М., 1986.-85 с.
152. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи. Дис. .к. искусствоведения. Л., 1986. - 243 с. - Библиогр.: с. 181-201
153. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л.: Искусство, 1984.- 119 с.
154. Моляко В.А. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1987, N 5. 86 с.
155. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград., Перемена, 1995. 151 с.
156. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура. Межвуз. сб. науч. тр. Владимир, 1990. - 149 с.
157. Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. науч. тр. /Под общей ред. А.Г.Костюка. Киев: Музычна Украина, 1982. -238 с.
158. Музыкальное образование личность - культура. Сб. науч. тр. -М., 1989. -127 с.
159. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 с.
160. Неменскнй Б.М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., РОУ, 1992. 138 с.
161. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993. 320 с.
162. Новые технологии воспитательного процесса. М., МП "Новая школа", 1994. 110 с.
163. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., Инноватор. 1995, N 1-7
164. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1903. 318 с.
165. Овчинников Л.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., Наука, 1984. 147 с.
166. Овчинникова М.В. К определению понятия "культура" //Некоторые методологические проблемы исследования личности и общества: материалы науч.-тех. конференции. М., 1976. - с. 111-117
167. Ожегов С.И. Словарь русского языка. // Под ред. С.П. Обнорского. М., 1953. 848 с.
168. Орлова Э.А. Взаимосвязь обыденной и специализированной областей культуры с. 136-144 /Структура культуры и человек в современном обществе //Отв. ред. А.И.Арнольдов. М., 1987. -184 с.
169. Орлова Э.А. Молодежное субкультурное объединение как фактор динамики, культуры //Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.-21 с.
170. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. - 193 с.
171. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в пед. училище. Дис. .к.п.н. М., 1996. 151 с. - Библиогр.: с. 122-136
172. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1988. 479 с.
173. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). М., 1992. 88 с.
174. Педагогическая энциклопедия. М. 1966, т. 3. 1076 с.
175. Платонов К.К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А.Д.Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.
176. Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
177. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. - 142 с.
178. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
179. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция, Сп-б., 1994. 54 с.
180. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 1-3 классы /Научн. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. -112 с.
181. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 4-7 классы /Научн. рук. Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1983. - 174 с.
182. Программа по музыке /Музыкально-эстетическое воспитание /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. Н.А.Терентьевой). -М.: Просвещение,-1994. 78 с.
183. Программа по музыке /Духовная музыка: Россия и запад /Для общеобразовательной школы. 1-4 кл. (Под ред. И.В.Кошминой, В.В.Алеева). М.: Просвещение, 1994. - 61 с.
184. Программа факультативного курса /История джаза и популярной музыки /Для общеобразовательной школы. (Под ред. Т.Л.Айзиковича). М.: Просвещение, 1992. - 27 с.
185. Пути и средства эстетического воспитания /Отв.ред.: Киященко Н.И., Коников А.И. М.: Наука, 1989. - 191 с.
186. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание, 1980. 96 с.
187. Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. М.: МГЗПИ, 1988.-23 с.
188. Рапацкая Л.А. Художественная культура в содержании пед. образования //Культура и личность: проблема социальной активности. -М.: ИФ АН СССР, 1990.-с. 104-110
189. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М/. Прометей, 1991. - 139 с.
190. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки' в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Дис. .д-рап.н. М., 1991. - 450 е.: ил. - Библиогр.: с. 375409
191. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996. 529 с.
192. Роздымаха А.И. Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях школы-интерната. Автореф. .к.п.н. М., 1991.-18 с.
193. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества /Сост. А.Л.Готсдинер. М.: Музыка, 1980. - 104 с.
194. Румер М.А. Активизация мышления на уроке музыки //Муз. воспитание в школе. М.: Музыка, 1972. - с. 80-87
195. Румянцев С.Ю. Место в культуре место в практике //Сов. музыка. 1984. -N 10. - с. 21-31
196. Саркитов Н.Д. Субкультура. /Современная западная социология. -М., 1990.-336 с.
197. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика, 1994. N 5. - с. 16-21
198. Система эстетического воспитания школьников /Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др. /Под ред. С.А.Герасимова. М.: Педагогика, 1983.- 264 с.
199. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1992. 159 с.
200. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.
201. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей, вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1980. - 296 с.
202. Сохор А.Н., Капустин Ю.В. Социология и музыкознание, с. 123124 /Вопр. социологии и искусства //Ред. В.В.Молчанов. ЛГИТМИК. 1980.- 150 с.
203. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. 1981. 385 с.
204. Таланчук И.М. Системно социальная концепция школьного воспитания. -Казань, -1991. - 50 с.
205. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. // Современная высшая школа. 1977, N 1. 55-60 с.
206. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
207. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личностный подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.
208. Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры: Юн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
209. Теория и технология образования. Тверь., Изд-во ТГУ, 1992. -106 с.
210. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1. - М.: Педагогика, 1985. -329 с.
211. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. // Ибр. пед. соч. в 2-х томах. М., Педагогика. 1974, т. 1, 584 с,
212. Феруз С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье. Автореф. .к.п.н. М., 1990. 19 с.
213. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 503 с.
214. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. м.: Наука, 1986. - 237 с.
215. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 157 с.
216. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. /Общ. ред. и послесл. Г.М.Тавризян. -М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 464 с.
217. Художественная культура и гармоническое развитие личности /Отв. ред. Н.В.Гончаренко. Киев: Наук. Думка, 1982. - 240 с.
218. Художественная культура и развитие личности /Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука 1987. - 222 с.
219. Художественная культура и развитие личности /Ред.: Ю.А.Лукин и др. М.: Мысль, 1978. - 186 с.
220. Художественная культура и эстетическое развитие личности /Отв. ред. В.И.Мазепа. Киев: Наук. Думка, 1989. - 292 с.
221. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1982. - 204 с.
222. Человек и социокультурная среда. /Специализированная информация по академической программе "Человек. Наука. Общество." (комплексное исследование). М., 1991. 432 с.
223. Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный "авангард" и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.: Музыка, 1985. - 191 с.
224. Чернявский Р. Опыт типологизации молодежного потребителя масс -медиа. //Социологические проблемы художественной жизни. М., 1993.- 190 с.
225. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
226. Шацкий С.Т. Школа для детей и дети для школы. Пед. соч. т. 2. М., 1983.-208 с.
227. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Санкт-Петербург., "Наука", 1993. - 343 с.
228. Щукина' Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. 16 с.
229. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. 1993, N 2. 66-70 с.
230. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. -168 с.
231. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., "Педагогика", 1978. 304с.
232. Энциклопедия философских наук. т. 3. М., 1977. 803 с.
233. Эстетика: словарь. М., 1989. - 318 с.
234. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Г.С.Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
235. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
236. Якиманская И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология. М., 1996. 39 с.
237. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.-230 с.
238. Яценко Л.В. Разработка методов конкретных форм деятельности как вид творчества. // Философские науки. 1984, N 1. 5563 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.