Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Сорокина, Ольга Васильевна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Сорокина, Ольга Васильевна
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению креативности как профессионально-значимого качества психологов.
1.1 Профессионально-важные качества психолога.
1.2 Проблема творчества в психологических исследованиях
1.3 Эмоции и субъективность человека
1.4 Рефлексия как необходимый компонент творчества
1.5 Принципы развития креативности у студентов-психологов 47 Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования креативности как профессионально-значимого качества у студентов-психологов.
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Констатирующий этап эксперимента
2.4 Формирующий этап эксперимента
2.5 Контрольный этап эксперимента 90 Заключение 112 Библиография 116 Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста2004 год, кандидат психологических наук Ярушина, Ирина Михайловна
Психология развития творческого потенциала школьников1997 год, доктор психологических наук Яковлева, Евгения Леонидовна
Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности2009 год, кандидат психологических наук Третьякова, Антонина Николаевна
Развитие креативности будущих дизайнеров костюма2011 год, кандидат педагогических наук Сапугольцев, Вячеслав Юрьевич
Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки2000 год, кандидат психологических наук Щербакова, Елена Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов»
Развитие активной! творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческого потенциала, творческих возможностей личности, лежит в основе многих современных подходов к образованию.
На современном этапе развития науки и образования исследования в области становления творческой личности приобретают особую' актуальность и> становятся важнейшим направлением эмпирических поисков' и научно-теоретических исследований. В настоящее время i достаточно- полно разработаны психологические аспекты творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,* A.M. Матюшкищ Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, Дж.Гилфорд, С.Медник, К.Роджерс, Е.П.Торренс,. и др.); созданы теоретические предпосылки для1 изучения творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д.Б.Богоявленская, И.П.Волков, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Е.Л.Мельникова, А.И.Савенков, О.К.Тихомиров, Э.Д'.Телегина,
Н.Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, Е.Л.Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е.С.Белова, О.М.Дьяченко, М.В.Ермолаева, К.В.Тарасова, И.М.Ярушина и др), однако все еще недостаточно исследований, посвященных психологическим- условиям развития креативности в студенческом возрасте.
Для психолога креативность является профессионально-значимым качеством (Н. А. Аминов^ и Н.В.Молоканов, Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина; Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, Л.В. Темнова, М.Дж.Махони (M'J. Mahoney) и Б.Т.Эйдьюсон (В.Т. Eiduson), Л.М.Бечтолд (L.MiBachtold) и Э.Э.Вернер (EEWerner), Р.Б.Кеттел (RBCattell) и Дж.Е.Древдал (J.E.Drevdahl),). В частности, одна из важнейших задач практического психолога заключается? в том, чтобы помочь человеку воспользоваться? его- собственными творческими возможностями для? решения стоящих перед ним задач и для достижения его целей.
Проблема творчества долгое время изучалась в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности, что на долгие годы поставило знак равенства между творческостью * и исключительностью. Различные определения творчества сходятся в том,, что творчество — это привнесение в мир чего-то нового. Однако сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима. И реализация? индивидуальности - т.е. ее предъявление другим людям с помощью социально! выработанных, средств,— уже есть-творческий акт (внесение: в мир нового, уникального, ранее не существовавшего). Психолог помогает людям; развить и реализовать. их: творческую индивидуальность; при этом исключительно важны его собственные личностные качества (А.Маслоу, К.Роджорс), поскольку он делает это, опираясь на свои собственные творческие возможности, реализуя в этом процессе свою уникальную индивидуальность. Помочь будущему психологу лучше осознать своею индивидуальность, проявить эту индивидуальность,в деятельности таким образом^ который соответствует его личностным особенностям и требованиям будущей профессии — это и значит способствоватьфазвитию его креативности^
В связи с тем, что проблема развития креативности менее всего разработана для юношеского возраста, а, также в связи; с тем. что креативность является для психологов профессионально-значимым качеством; изучение психологических условий развития креативности у будущих психологов приобретает особую актуальность.
Цель исследования: выявить психологические условия* развития креативности у будущих ПСИХОЛОГОВ:
Объект исследования:; креативность как профессионально-значимое качество личности будущего психолога.
Предмет исследования: психологические условия развития креативности в студенческом возрасте.
Гипотеза:
Возможность эмоционального самовыражения и рефлексии своих эмоциональных реакций и состояний в ходе специально организованных занятий способствует развитию креативности в студенческом возрасте. Основными психологическими условиями развития креативности у будущих психологов являются: а) трансформация когнитивного содержания стоящей перед ними проблемы в эмоциональное содержание; б) безоценочное принятие и поддержка их эмоциональных реакций и состояний, в) использование проблемности, диалогичности и индивидуализации применительно к эмоциональным реакциям и состояниям.; г) систематическое осуществление рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям.
Соблюдение перечисленных условий в ходе учебно-практических занятий приводит к повышению уровня творческого, интеллектуального и личностного развития студентов.
Задачи исследования:
1. . Проанализировать современные психологические представления о природе творчества, эмоциональности, рефлексии и о профессионально-значимых качествах личности психолога.
2. Определить психологические условия развития креативности у будущих психологов.
3. Реализовать эти условия в ходе учебно-практических занятий со студентами.
4. Экспериментально изучить влияние этих занятий на творческое, личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие студентов.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов: в области личностного развития —
А.Г.Асмолова, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, И.П.Блонского, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, В.В.Мясищева, Д.Н.Узнадзе, Д.И.Фельдштейна, А.Маслоу, Э.Эриксона и др.; использованы идеи гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс); положения о ведущей роли обучения в развитии и о взаимосвязи аффекта и интеллекта (Л.С.Выготский); исследования креативности Э.Торренса, Я.А. Пономарёва, A.M. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, рассматривающих креативность как процесс, как сложное интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные и социальные) аспекты; исследования^ рефлексии (В:А.Лекторский, С.ЭЖовалев, Н®.Шелепанова), в частности — понятие экзистенциальной, рефлексии (В:К.Зарецкий, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов); идеи Дж.Майера, П.Сэловей, Дж.Гарднера относительно эмоционального интеллекта, включающего в себя» способности распознавания, осознания и владения эмоциями.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используется комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: метод, теоретического анализа (исторический, сравнительно-сопоставительный); экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), анкетирование, интервьюирование, наблюдение, методы, математической. обработки результатов (корреляционный анализ, факторный анализ).
Достоверность и надежность данных, полученных в работе, обеспечивалась теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету, цели, и задачам исследования, репрезентативностью и большим объёмом выборки, применением методов математической'статистики для обработки данных в сочетании с их качественным анализом.
База исследования. Работа выполнялась на базе Московского государственного областного университета. В исследовании принимали участие 176 человек, из них 87 чел. — контрольная группа, 89 чел. -экспериментальная группа. Исследование проводилось со студентами 1-го, 2-го и 4-го курсов на протяжении 2006-2008 г.г.
Новизна и теоретическая значимость исследования
- Установлено, что систематическое обращение к эмоциональным реакциям и состояниям студентов-психологов способствует развитию их креативности.
- Установлено, что основными психологическими условиями развития креативности студентов являются: трансформация когнитивного содержания стоящей перед ними проблемы в эмоциональное содержание, безоценочное принятие их эмоциональных реакций и состояний, использование в работе с эмоциональными реакциями и состояниями проблемности, диалогичности, индивидуализации, систематическое осуществление рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям.
- Показано, что проведение ( учебно-практических занятий' с соблюдением вышеуказанных условий приводит к повышению уровня творческого, интеллектуального и личностного развития студентов.
- Выявлено, что систематическое осуществление студентами рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям способствует развитию их креативности как профессионально-значимого качества, повышению уровня рефлексии по отношению к событиям своей жизни в целом, повышению успеваемости и более эффективному овладению профессиональными навыками.
- Полученные в работе результаты расширяют теоретические представления о природе креативности и путях ее развития в юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования.
- Показана возможность и целесообразность развития креативности студентов через систематическое обращение к их эмоциональным реакциям и состояниям.
- Определены и практически апробированы психологические условия развития креативности студентов-психологов, заключающиеся в систематическом обращении к их эмоциональным реакциям и состояниям при соблюдении принципов трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистической психологии (поддержки, принятия и безоценочности), проблемного обучения (индивидуализации, проблемности, диалогичности применительно к эмоциональным реакциям и состояниям), систематической рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям.
- Показано, что вышеуказанные принципы могут быть реализованы в ходе учебно-практических занятий со студентами.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы исследования обсуждались на VII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Научные проблемы, развития образования в 21 веке: методология* теория, эксперимент, практика». (Москва, 2004), на 9 междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследования к практике (Москва, 2006). Результаты и материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогики и психологии» АПКиППРО, где проводилось исследование, на заседаниях кафедры «Начального и дошкольного образования». Основные положения исследования отражены в 5 печатных работах, в программе курса «Методы активного социально-психологического обучения» для студентов дневного отделения, проведённого на кафедре общей и педагогической психологии в 20062008 г.г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Систематическое обращение к эмоциональным реакциям и состояниям студентов-психологов способствует развитию их креативности.
2. Основными психологическими условиями развития креативности студентов-психологов являются: трансформация когнитивного содержания стоящей перед ними проблемы в эмоциональное содержание, безоценочное принятие и поддержка их эмоциональных проявлений, использование проблемности, диалогичности и индивидуализации применительно к эмоциональным реакциям и состояниям, систематическое осуществление рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям в ходе специально организованных занятий.
3. Систематическое осуществление студентами рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям способствует как развитию их креативности как профессионально-значимого качества, так и повышению уровня рефлексии по отношению к событиям своей жизни в целом, повышению успеваемости и более эффективному овладению профессиональными навыками.
4. Реализация в ходе учебно-практических занятий вышеуказанных условий приводит к повышению творческого, личностного и интеллектуального развития студентов.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии (206 источников) и приложений. Объём диссертации 157 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов2009 год, кандидат педагогических наук Никитин, Олег Денисович
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии1996 год, доктор психологических наук Вишнякова, Наталия Федоровна
Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов2006 год, доктор педагогических наук Щербакова, Елена Евгеньевна
Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе2004 год, кандидат психологических наук Тарасов, Сергей Васильевич
Представления о творческой личности и профессионале в юношеском возрасте2009 год, кандидат психологических наук Казарян, Мария Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Сорокина, Ольга Васильевна
Результаты исследования.могут быть полезны для преподавателей вузов и для самих студентов, которые в будущем будут заниматься практической, психологией. Успеваемость повышается; т интерес к занятиям у студентов качественно меняется, если использовать принципы программы* по развитию креативности. Студенты ощущают на себе результаты программы, и понимают, что развившиеся у них качества являются полезными для их будущей профессиональной деятельности. Студенты высоко оценивают преимущества общения с использованием8 принципов развивающей программы и применяют их на практике.
Таким образом, выдвинутая, нами гипотеза о том, что систематическое обращение к эмоциональным* реакциям и состояниям в процессе развития креативности студентов приводит к повышению уровня^ их творческого, интеллектуального и- личностного развития, подтвердилась. Именно познание возможностей своей личности и овладение своими чувствами и эмоциями, достигнутая* гармония между собой и внешним миром приводят к развитию креативности студентов.
Имеются все основания утверждать, что креативность для психологов является важным профессионально-значимым качеством, так как выраженные изменения в личности и поведении студентов-психологов в результате прохождения программы по развитию креативности ведут к лучшему освоению профессиональных навыков, к личностному развитию, что необходимо для психологов, к выработке у выпускников своей профессиональной стратегии.
Заключение
Развитие креативности - один из важнейших аспектов личностного и профессионального развития психологов. Творческость рассматривается как реализация человеком своей уникальности-индивидуальности, которая проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, указывающих на истинное отношение человека к происходящему. Следовательно, для того чтобы развивать креативность, необходимо обращаться к эмоциональным реакциям и состояниям человека.
Особую значимость это положение приобретает в студенческом возрасте, когда работа над личностным развитием будущих профессионалов ведётся весьма интенсивно. Психологу необходимо осознавать свою уникальность-индивидуальность - это поможет ему в дальнейшей самореализации как специалиста. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям в ходе специально организованных занятий, их вербализация даёт студентам почувствовать свою идентичность, помогает становиться аутентичным и конгруэнтным специалистом.
Экспериментальная программа развития креативности студентов строится на основе систематического обращения к эмоциональным реакциям и состояниям с соблюдением основных психологических условий развития креативности студентов, которыми являются: безоценочное принятие и поддержка эмоциональных реакций и состояний студентов, трансформация когнитивного содержания проблем в эмоциональное, использование индивидуализации, проблемности, диалогичности систематического осуществления рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям в работе со студентами.
Основной упор в ходе реализации программы делается на развитие эмоционального самовыражения, вербализацию студентами1 своих чувств и эмоций, развитие личностного самосознания, осознание своей индивидуальности в процессе общения.
В, программе работа строится с учётом собственных интересов студентов. На младших курсах студентов больше интересует личностное развитие, на старшем курсе предпочтение отдаётся развитию профессиональных умений и навыков.
Систематическое обращение к своим чувствам даёт человеку ощутить все имеющиеся у него возможности.
В нашем исследовании'установлено, что в результате организации общения со-студентами на основе безоценочного принятия, поддержки их эмоциональных^ проявлений повышается уровень интеллектуального развития, творческого мышления, уровень рефлексивных способностей, развивается способность к профессиональному общению. Студенты более мотивированы к обучению, лучше сдают экзамены, лучше овладевают навыками коммуникации и самоорганизации и сами,создают программы для использования в собственной практике.
Поддержка эмоциональных состояний студента выступает в качестве психологического' механизма развития его креативности, основным принципом которого выступает принцип перевода когнитивного содержания в эмоциональное.
В* ходе реализации программы ведущим, принимаются и поддерживаются > все эмоциональные проявления студентов - это является самым главным для> развития, креативности. Принятие и поддержка эмоциональных проявлений студентов осуществляется в постоянном взаимодействии студентов с ведущим программы. Ведущий помогает определить и вербализовать эмоциональное состояние студента. По мере расширения репертуара средств эмоционального самовыражения, студенты самостоятельно пытаются не только выражать своё эмоциональное состояние, но и помогать в этом другим участникам программы. Освоение коммуникативных умений и- навыков осуществляется на основе эмоциональной поддержки другого человека, построения помогающих отношений. Систематическое осуществление рефлексии по отношению к своим эмоциональным реакциям и состояниям помогает студентам лучше осознавать свое субъективное отношение к происходящему, тем самым, способствуя лучшему осознанию и проявлению своей индивидуальности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сорокина, Ольга Васильевна, 2010 год
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. - 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
4. А.Е. Айви, М.Б.Айви и Л.Саймек-Даунинг. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики. / Пер. с англ. БНТИ СО АН СССР. Новосибирск, 1987. - 482с.
5. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1994.-237с.
6. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Воп. психологии 1992 - № 1-2.
7. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект».// Воп. психологии — 2008 №5.
8. Аникина В.Г. Проблема осознания в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в контексте исследования рефлексии.// Псих, журнал 2009 - т.ЗО - №2 - с.81-90.
9. Анохин П.К. Эмоции // Избранные произведения. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука. 1976. -с.311-316.
10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1984. 104 с.
11. Асмолов А.Г.Психология индивидуальности. М.: изд. МГУ, 1986.-95 с.
12. Барышева Т.JI. Креативность. Диагностика и развитие. СПб. 2002. -203с.
13. Бачманова Н.В.,Стафурина А.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога.// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.5. Л., 1985, с.78-86.
14. Базелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика: автореф. дис. к. псих. н. — М. — 2008. 19с.
15. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: знание, Прогресс, 1981.-96 с.
16. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. 2002. -320с.
17. Богомолова М. В. Влияние обогащённой среды на развитие интеллекта и креативности: автореф. дис. к. псих. н. — М. -2008. 22с.
18. Бодалёв А.А. О становлении психолога-профессионала.// Подготовка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений. (Материалы семинара-совещания 30 ян.-2 фев. 1996г). Шадринск,1996.
19. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
20. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Межд. Педагог. Академия, 1995. 209 с.
21. Бондаренко А.Ф., Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Психологический журнал, М., 1993, №1, с.63-71.
22. Боно Э. Генератор креативных идей: 62 софта для мозга/ пер. с англ. О. Протасевич. Питер, 2008 - 192с.
23. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
24. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 108 с.
25. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: изд-во «Ин-та практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -387 с.
26. Бубер М.Я. Я и Ты. М.,1993. - 173с.
27. В.А. Лефевр «От психофизиологии к моделированию души// Воп. Философии.- 1990-№7. — с.25-31.
28. Валуева Е.А. Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети: автореф. дис. .к. псих. н. — М. — 2007 -24 с.
29. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе./ Дис-я к. псих, н, М., 1997.
30. Вачков И. В. Введение в профессию «Психологию»: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. -М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, Воронеж: МОДЭК, 2007 462 с.
31. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Дисс. д.псих.н, М. 2004.
32. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Ml 991.
33. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О.В. Овчинниковой. -М.: МГУ. 1976.
34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.'
35. Выготский Л.С. Соб. соч., Т. 1., М.: Педагогика, 1984.
36. Выготский Л.С. Соб. соч., Т. 4., М. Педагогика, 1984.
37. Выготский Л.С.Проблемы общей психологии / Под ред. В.Н. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - Лекция 4.
38. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. -М.: Искусство, 1986.
39. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.
40. Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Воп. психологии 1994 - №4.
41. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. - 167с.
42. Гиниатуллина Е.И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская профессиональная адаптация психологов.// Псих, журнал 2009 - т.ЗО - №2 - с.57-67.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
44. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996.
45. Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму ( июнь-июль 1996 г. ), М. - 1996. - с 39-48.
46. Давыдова, Г.И., Семёнов- И.Н. Применение рефлексивно-тренинговых технологий в профессиональном образовании, -с.84-93.//г
47. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. Сборник статей. Москва-Ярославль. - 2004.
48. Давыдова, Г.И., Семёнов И.Н. Психотерапевтическое развитие личности: экзистенциально-рефлексивный, подход. // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. Сборник статей.-Москва-Ярославль. 2004. - с.114
49. Джемс У. Психология / Под. ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
50. Додонов В.И. В мире эмоций. Киев. - 1987. - 139 с.
51. Додонов В'.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. —272 с.
52. Дружинин В.Н. Взаимопонимание репродуктивных и творческих способностей // Психол. Исследования проблемы формирования личности профессионала/ под ред. В.А.Бодрова -М. -1991.
53. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) // Воп. псих. 1975. - №5. - с.166-176.
54. Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Вопр. псих., 1974. №6. с. 59-73.
55. Зеер Э.Ф. Психология профессий. / Учебное пособие для вузов. М. - 2003. - 336с.
56. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. / Учебное пособие для высшей школы. М., 2005. — 239 с.
57. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопр. псих. 1974. - №6. с.59 -73.
58. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.6 Тривола, 1995. 63 с.
59. Зинченко В.П. Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: изд. МГУ, 1983. 164 с.
60. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской Психологии. М.: Тривола, 1994. 333 с.
61. Изард К.Э. Психология эмоций. Серия «Мастера психологии», - пер. с англ. А.Татлыбаева, - СПб,,- 2000. — 460 с.
62. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб. 2009. - 444 с.
63. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ сост. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. — СПб. -1996.
64. Лук А.Н. Проблемы научного творчества. Сб. аналитических обзоров. Серия: науковедение за рубежом. Вып. 3, М.,1983.
65. Ионин Л.Г. Основания социо-культурного анализа. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1996. -151с.
66. К науке о личности. / История зарубежной психологии в 30-е — 60-е годы 20 в.Тексты. / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: изд-во МГУ, 1986. с. 200-231.
67. Карпов А.В., Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал — 2003, №5 с.45-56.
68. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов. // Пс.ж. — 2006. №6. - с. 18-28.
69. Клемешова И.В. Психологические характеристики профессионально и личностно-ориентированной деятельности взрослых. Дисс-я к.псих.н. М. 1997.
70. Ковалёв С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности. Автреф. к. псих. н. Барнаул. -200Г. - 18с.
71. Кожухарь Г.С. Модель усиленной! мотивации взаимодействия базовых механизмов межличностной толерантности. // Воп. псих., №2. -2007.-с. 15-29.
72. Кон И1С. Социологическая психология: избранные психологические труды. М., 1999. 560с.
73. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего» образования как фактор его развития. // Вопросы психологии. 1996. - №5.
74. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. — М.: Педагогика, 1975.— 304с.
75. Кузнецова И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения в разнотипных профессиях: диссертация к. псих. н. М. - 2000.
76. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. - с.22-29.
77. Кустобаева Е. Самодиагностика и рефлексия как аспект профессионального развития. Сельская школа - 2005. - №1.
78. Ладенко И.С. Интеллектуальное самосознание и когнитивная грамотность // Человеческий фактор в ускорении научно-технического прогресса. Новосибирск. — 1989. - с. 32-45.
79. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании // Общественные науки, 1980, №2.
80. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М.: МГУ.1971. -40 с.
81. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 2. - М.: Педагогика. 1983. - 318 с.
82. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. - с.162 - 171.
83. Леонтьев А.Н. Личностно-смысловые механизмы становления индивидуальности. // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1. М.: Об-во психологов СССР, 1983.- с.5-6.
84. Лефевр В. Рефлексия. М.: «Когнито - Центр», 2003. - 496 с.
85. Лефевр В. Конфликтующие структуры. М.: Институт психологии РАН. - 2000. - 136с.
86. Лефевр В. Космический субъект. М.: Ин-кварто — 1996 -174с.
87. Личность учёного (социально-психологический портрет). Реферативный сборник. М., 1983. — с. 238.
88. Лук А.Н. Проблемы научного творчества. Сб. аналитических обзоров. Серия: науковедение за рубежом. Вып. 3. М. - 1983.
89. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. с.127.
90. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М. Знание,1996.-308с.
91. Маслоу А. Психология бытия/ Пер. с англ. М. 1997 - 304с.
92. Маслоу А. Психология личности. Тексты. М., 1985.
93. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости. // Вопр. псих., 1989, №6. с. 29-33.
94. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
95. Матюшкин A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения. // Проблемное и программированное обучение. / Под ред. Т.В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. С.29-33.
96. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971.- 120 с.
97. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Воп. псих., №4,1997.
98. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя.// Воп. псих.1998.-№3.-с.3-16.
99. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности. Автореф. дисс. д.псих.н. -М.,2001 36с.
100. Неверкович С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров. Автореф. дисс. д. псих. н. — М.,1988.
101. Ольшанникова А.Е. Диагностические возможности вопросника по эмоциональной экспрессии. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 10 М., 1981. с. 124 136.
102. Олыпанникова А.Е. Пути исследования регулирующей функции эмоций. // Тезисы науч. Сообщ. Сов. Психологов к 22 межд. Психол. Конгрессу. М., 1981. С. 16-17.
103. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983.80 с.
104. Олыпанникова А.Е., Ямпольский JI.T. О структуре качественных характеристик эмоциональности (оценка гипотезы средствами факторного анализа). // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: педагогика, 1977.
105. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.
106. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. 255 с.
107. Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 271 с.
108. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов/Дон: Феникс, 1996.
109. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости.// Воп. психологии. 1995. - №2. - С.3-10.
110. Платонов К.К. О системе психологии. М.6 Мысль, 1972. 216с.
111. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности. — М., 1999.
112. Подготовка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений.//А.А. Бодалёв. О становлении психолога-профессионала. Шадринск, 1996.
113. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: изд. МГУ, 1987. -173 с.
114. Попель А.А1. Развитие социальной креативности студентов. / Психология креативности. Сб. научно-практических статей, №2, Нижний Новгород, 2005. с.50-63.
115. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: монография/ Фонарёв А.Р. и др.-Воронеж. 2007. - 541 с.
116. Психология креативности: учебное пособие/ Тодд Любарт и др.; пер. с фр. Д.В, Люсин. М: Когито-Центр, 2009. — 214с.
117. Психотерапевтическое развитие личности: экзистенциально-рефлексивный подход. Г.И.Давыдова, И.Н.Семенов // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. Сборник статей. Москва-Ярославль, 2004. с. 114.
118. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной М. 1998. - 528с.
119. Приходько А.И. Проблемы эмоций в зарубежной социальной ' психологии // Воп. психологии, 2009, №1, с. 141-151.
120. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,1996. -253 с.
121. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. Уч.пособие для вузов. — М.,2001, 480с.
122. Рамуль К. А. О психологии учёного и в частности о психологии учёного-психолога//Воп. психологии, 1965, №6, с126-135.
123. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Д.В. Ушаков Д.В., 2002 Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве — М. 317с.
124. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования. Сборник статей./ Психотерапевтическое развитие личности: экзистенциально-рефлексивный подход. Г.И.Давыдова, И.Н.Семенов // Москва-Ярославль, 2004. с.114.
125. Рибо Т. Психология чувств — Киев, 1912. -299 с.
126. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. 382 с.
127. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М.,1994, 480 с.
128. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2- х томах. -Т.1. -М.: Педагогика, 1989. 485 с.У
129. Рубинштейн C.JI. . Основы общей психологии: в 2- х томах. -Т.2. -М.: Педагогика, 1989. 322 с.
130. Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР,1957.
131. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
132. Рубинштейн C.JI. Эмоции. // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. с.152 — 161.
133. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -381 с.
134. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н., Зарецкий В.К. Исследование организации продуктивного мышления// Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.-е. 101-103.
135. Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. Дисс. д. псих, н.-М., 1999. -530с.
136. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии Социально-психологический центр. СПб. - 1996. - 349 с.
137. Сикорская Т.В., Развитие профессионализма практических психологов средствами логоанализа. Дисс. к.псих.н. М. 2005.
138. Симонов П.В. Эмоциональный мозг -М.: Наука, 1981. 215 с.
139. Слободчиков В.И. Психология человека М. «Школа-пресс» 1995. -383с.
140. Слободчиков В.И. О возможных уровнях, анализа проблемы рефлексии// Проблемы; логической* организации, рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986; — с. 12-14.
141. Слободчиков В.И. О содержательной интерпретации индивидуально-типологических свойств личности// Психологические проблемы индивидуальности; Вып. 1. М.: Об-во психологов СССР, 1983. с.11-12.
142. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. д: псих. н. М. - 1994.
143. Социальная психология высшего образования. М. 2000.
144. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М. 2000. - 173 с.
145. Сыромятников И.В. «Становление профессиональной деятельности; психологавоинской чести сухопутных войск»: автореферат к. псих, н.-М. 1997 - 28с.145Тихомиров: O.K. Психологические, исследования творческой деятельности. Изд: «Наука» —М: -1975. 252с:
146. Темнова J1.B. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования/дис. д. псих н. — М. 2001.
147. Торшина К.А. Современные исследования проблем креативности в зарубежной'психологии // Воп.псих. — 1998. №4. с.123-132.
148. Фельдштейн; Д.И: Проблемы возрастной ид педагогической психологии. М.: Межд. Педагог академия, 1995. -366 с.
149. Фельдштейн Д.И. Психология развивающей личности М.: изд-во «Ин-та практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
150. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.368с.
151. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336с.
152. Фромм Э. Человек для себя Мн.: «Коллегиум», 1992, 253с.
153. Хрящёва Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб., «Речь», 2000, 250 с.
154. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997, с.486. 155.Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в светедостижений современной нейронауки // Вопросы психологии, №2, 2004, с.104-118.
155. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.- Наука, 1982 — 185с.
156. Шадриков В. Д. О применении системного подхода в исследованиях по психологии. Ярославль, 1975.
157. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза прфессиональной деятельности. М.,1997.
158. Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография Омск, 2000. - с.357; с.272.
159. Шелепанова И.В. Рефлексивная детерминация креативных проявлений личности. Дисс к.псих.н., Барнаул, 2003. с.52.
160. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. -223 с.
161. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб: Речь, 2003.-150 с.
162. Шостром Э. Анти — Карнеги или Человек -манипулятор. Минск: Полифакт, 1992 128 с.
163. Щукин М.Р. Совершенствование организации труда на основе социологических и психофизиологических исследований. М.1969.
164. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -219 с.
165. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.384 с.
166. Яковлева E.JI. Психология, развития творческого потенциала личности. М: Московский психолого-социальный институт 1997. 224с.
167. Akiskal U.S., Akiskal К. Significance and artistic creativity // Psychiatry and Psychopathology. 1988.
168. Amabile T.M. The social psychology of creativity. 1983.
169. Ansen R. N. Credo perspective: Their meaning and function. In. E.W. Sinnott ( Ed.). The brige of life. - New York, Simon & Schuster, 1966, 7-17. p.9.
170. Andreasen N.C., Creativity and mental illness: Prevalence rates in writes, and their first — degree relatives // American Journal of Psychiatry. -1987.-Vol. 144.-P. 12884292.
171. Andreasen N.C., Glick I.D. Bipolar affective disorders and creativity:* implications and clinical; management// Comprehensive Psychiatry. 1988. - Vol. 29, - p. 207-217.
172. Arieti S. Creativity: the magic syntetic. N.Y.: Basic Books, 1976.
173. Averill J.R., Thomas-Knowles C. Emotional Creativity. // International revive of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.) v. 1. Chichester Wiley, 1991. P. 269 2991
174. Barron F. Creative person.and creative process. N.Y., 1969.
175. Buck R. Emotional Development and Emotional Education. / Emotions. Theory, Research and Experience. V. 2. N.Y., Academic Press, 1984. P. 259-292.
176. Buck R. Motivation, Emotion and Cognition. A. Development-Interactionist Viev. // International Review of Studies on Emotion. / Strongman K.T. (Ed.) v. 1. Chichester Wiley, 1991. P. 101 142.
177. Glickon J., Alon A., Perlmutter A., Purisman R. Symbolic and syncretic cognition among schizophrenics and visual artists // Creativity Research Journal. 2000 - Vol. 13. - №2. - P.133-143.
178. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995.
179. Hennessey B.A., Amabile T.M. The Condition of Creativity. I I The Natur of Creativity. / Sternberg R.J. ( Ed.). Cambridge: Cambridge Univ Press 1988. P. 11-42.
180. Izard C.E. Bucchler S. Aspect of Consciousness and Personaliti in Terms of Differential Emotion Theorie. // Emotion Theorie, Research and Experience. V. 1. N.Y., Academic Press, 1980. P. 165-187.
181. Izard C.E. The psychology of Emotions. N.Y.: Plenum press, 1991.
182. Ittelson W. H., Kilpatrick F.P. Experiments in perception. —
183. Scientific American, 1951,P.185.
184. Jamison K. R. Manic — depressive illness and creativity // Scientific American. 1995. - Vol. 272. - P. 62-67.
185. Jamison K. R. Mood disorders and'patterns of creativity in British writers and artists // Psychiatry. 1989. - Vol. 52. - P. 125-134.
186. Jamison K. R. Touched with fire: Manic depressive Illness and the Artistic Temperaments. - The free press, Macmillan. - 1994. - 370 p.
187. Kneller G.F. The art of science and creativity. N.Y., 1965.
188. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process. Lawrenge, KS: University of Kansas Press, 1958.
189. Ludwig A.M. Mental illness and creative activity in female writers // American Journal of Psychiatry. 1994. - Vol.151 - P.1650-1656.
190. Ludwig A.M. Creative achievement and psychopathology: comparison among professions // Journal of Psychotherapy. 1992. - Vol. 46. -P. 330-356.
191. Leonard N., Beauvais E., Scholl R. A.Self concept based model of Work motivation, http:// www. Uri. Edu/ research/ lrc/ scholl/ Papers /.Self Concept Motivation. HTM.
192. May R. The courage to create. N.Y., Norton, 1975.
193. Mednick S.A., The associative basis of the creative process. / Psychol Review, 1962. №69. P.220-232.
194. Mooney R.L. A conceptual model for integrating four approaches to the identification of creative talent. // Scientific creativity: its recognition and development. / Taylor C.W., Barron F. (Eds.). N.Y.; Wiley, 1963. P.331-340.
195. Morgan D N Creativity today // four of Aestetics, 1953, 3 12, p.
196. Oatley K., Jenkins J.M. Understanding Emotions. Cambridge, Mass.: Blackwell Publichers Inc., 1996.
197. Plutchik R. A General Psychoevolutionary Theory of Emotons. Theory, Research and Experience. V.l N.Y., Academic Press, 1980. P. 3 34.
198. Plutchik R. Emotions and Evolution. // International Reviev of Studies on Emotions. / Strongman K.T. (Ed.) v. 1. Chichester, Wiley, 1991. P. 37-58.
199. Post F. Creativity and psychopathology: A. Study of 291 world -famous men // British Journal of Psychiatry. 1994. - Vol. 165. - p. 22-34.
200. Reber A.S. The Penguin dictionary of psychology. Harmondsworth, Middlesex: Penguin. 1985.
201. Richards R. Creativity and bipolar mood swings: Why the association // in; M.P. Shaw and M.A. Runco ( Eds.) Creativity and affect. -Norwood, 1994. P. 44-72.
202. Sinnott E.W. The brige of life. New York, Simon & Schuster,1966.
203. Terman L.M. The Discovery and Encouragement of Exeptional Talent. // The Amer. Psychologist, 1954. V.9. P.221-230.
204. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing. // The Nature of Creativity. / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge
205. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Duffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.
206. Wallas G. The art of thought. N.Y., 1926.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.