Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Блимготова, Мадина Ильясовна

  • Блимготова, Мадина Ильясовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Блимготова, Мадина Ильясовна. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2000. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Блимготова, Мадина Ильясовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИИ ПО

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.

§1.1 .Психолого-педагогические основы развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

§1.2.Реализация идеи развития художественных способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства в практике отечественного образования.;.

§1.3. Анализ состояния реализации идеи развития художественных способностей младших подрдстков на занятиях по ДПИ в национальной школе.

ГЛАВА II.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО

ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

§2.1.Обоснование критериев эффективности обучения декоративноприкладной деятельности.

§2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию способностей у младших подростков в процессе художественного плетения.

§2.3.Характеристика дидактических условий и технологических компонентов совершенствования занятий по декоративно-прикладному искусству.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

При разработке средств повышения эффективности обучения изобразительной деятельности и определения условий наиболее целесообразного использования их в практике общеобразовательной школы для нас особенно важное значение имеет народное декоративно-прикладное искусство, отражающее отношение человека с природой на протяжении веков и даже тысячелетий. Поэтически образные и ремесленные традиции передавались из поколения в поколение как результат коллективного творчества, сохраняясь как устойчивые эмоционально-выразительные структуры. В декоративном искусстве существует глубокая неповторимость пластического ритма видения и чувствования, определяющая художественный строй искусства разных народов. В каждом виде прикладного искусства говорит не только исторический опыт, но и национальный характер и темперамент, проявляющиеся в трактовке формы, цветовом и ритмичном строе композиции росписей, орнаментации вышивок ,макраме и т.д. т.п. Данный национальный аспект поддерживается устойчивостью использования образов, приобретающих типизированную характерность. Образы народного искусства осмысливались художниками всякий раз в новых связях, что в целом позволяло выкристаллизовать в веках традиции коллективного опыта.

Основополагающие для развития педагогической науки на современном этапе принципы: демократизация всей системы образования, соревновательность различных моделей школ, гуманизация, интенсификация, субъектно-личностная направленность, креативность, непрерывности образования и др. способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса общечеловеческих ценностей; эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия потенциальных возможностей и способностей каждого.

Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для нашего исследования. Декоративная деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром народного и декоративно-прикладного искусства, это способствует формированию нравственных идеалов, эстетических вкусов детей, повышению их культурного уровня.

Именно народное и декоративно-прикладное искусство, часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих околений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития ащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

К проблеме использования народного искусства в учебно-оспитательном процессе обращаются многие авторы. Решению интересующей нас проблемы способствовало изучение научных трудов, связанных с •I выявлением ее психологических аспектов, подходов к методике организации ;екоративной деятельности в сельской школе» критериев оценки ее эффек-ности и т.д. обеспечивающих успешность формирования и развития творческих способностей личности. Определяющее значение при рассмотрении етодологических аспектов проблемы комплексного развития художествен-х способностей, формирования ее творческого потенциала имели работы:

••I и>

В.А. Ануфриева, В.Г. Афанасьева, М.С. Кагана. С.М. Ковалева, Р.И. Косола-пова, В.А. Разумного, А.К. Рычкова. И.Т. Фролова и другие. В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались на научные труды С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, В.И. Сластенина и др. Важное значение для нашего исследования имели также работы ученых педагогов Л.И. Божо-вича, И.П. Волкова, А.С. Макаренко, О.И. Никифоровой, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, М.Г. Тайчинова, В.Н. Шатцкой, С.Т. Шацкого и др.

По вопросам общей и возрастной психологии развития и формирования способностей наше исследование опирается на фундаментальные труды: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьеа, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.А. Понамарева, П.Н. Ракитского, Д.В. Эльконина и др. Особое значение имели работы педагогов и ). ученых, связанных с исследованием проблемы развития художественных способностей личности Б.И. Коротяева, Н.В. Метельского, Л.И. Новикова,

A.В. Петровского, Ю.И. Самарина, Б.М. Теплова и др.

Значительный вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И .Я. Богусловской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л. Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, Б.А.Рыбакова, В.А.Фалеевой,

B.Л. Яковлевой и др., на теоретические положения которых мы также опирались в нашем исследовании, поскольку в них отражается народная художественная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах.

Проблема художественного развития личности, ее художественного образования и эстетического воспитания в условиях общеобразовательной школы решалась на основе анализа научных трудов: А.Д. Алехина, Г.В.Беды, Г.Г. Воробьева, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.В. Нешумова, Н.Н. Ростовцева, И.У. Фохт-Бабушкина, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова и других, а также в результате изучения публикаций по проблемам национальной школы таких авторов как М.Н. Алл eraев, Ю.В. Арутюнян, Т.Г. Богданова, Ю.К. Беджанов, Т.В. Карнилова и др.

Выявлению значения роли и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественных способностей личности, способствовало изучение научно-педагогических трудов С.М. Гаджимурадова, М.К. Даутова, М.А. Ершовой, А.И. Ковепшикова, Ю.В. Максимова, С.Н. Новикова, М.В. Соколова. Р.Х. Тебуева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Однако проведенный анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, ПОСВЯЩЕННЫХ изучению роли декоративной деятельности /в частности, занятий по макраме, как средства формирования творческих, художественных способностей в условиях национальных школ, практически нет. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме художественного развития индивидуальности средствами декоративно-прикладного и народного искусства, на большое количество специалистов, педагогов практиков, художников-профессионалов, мастеров декоративно-прикладного искусства, занимающихся данной проблемой нет ее детального теоретического обоснования.

Кроме того, несмотря на обширное количество публикаций, выходящих в последнее время, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, особенно сельских школ явно не хватает. Между тем, декоративная деятельность, связанная с работой в технике макраме является доступной учащимся различных возрастных групп, и с успехом может осуществляться в условиях любой сельской школы. К тому же подобные занятия не требуют сложного оборудования, дефицитных инструментов и материалов.

Воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала К тому же в условиях местных школ имеются благоприятные условия для организации различных форм занятий по декоративному искусству. Особый интерес представляют различные виды творчества, характерные для данного региона, как плетение и национальная вышивка.

Таким образом, рассматриваемая в данном исследовании проблема развития художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно прикладному искусству приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных I школ, она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Определив актуальность и значимость реализации учебно-воспитательных возможностей народного искусства и декоративно-художественной деятельности школьников в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству была сформулирована проблема данного исследования: занятия декоративно-прикладным искусствам в школе одно из результативных средств формирования и развития художественных способностей у младших подростков. f

Цель исследования: проанализировать, научно-теоретически обосновать, методически разработать и экспериментально проверить систему дидактических средств, форм и методов развития художественных способностей личности.

Объект исследования: процесс обучения учащихся декоративной деятельности на занятиях по макраме на основе изучения народного и декоративной прикладного искусства в общеобразовательных национальных школах Карачаево-Черкесии.

Предмет исследования: процесс формирования и развития художественных способностей младших подростков на занятиях по макраме в национальной школе.

Задачи исследования:

- проследить генезис проблемы развития художественных способностей личности в процессе занятий по макраме, определить ее научно-теоретические основы;

- выявить возможности диагностики и критерии оценки уровня развития художественных способностей личности с целью определения форм, методов и средств педагогического воздействия в процессе занятий по ДЛИ;

-проанализировать сложившуюся систему школьного образования по ДЛИ;

-разработать авторскую модель занятия по ДЛИ в национальной школе как одного из средств развития художественных способностей школьников;

-выявить возможности использования доступных в данной местности материалов для макраме, их технико-технологических особенностей и художественно-выразительных возможностей на занятиях со школьниками, с учетом возрастны индивидуальных особенностей детей, с целью расширения и углубления их знаний, совершенствования умений и навыков, духовного и физического развития;

-экспериментально апробировать разработанную систему обучения с комплексом учебно-творческих заданий разного уровня сложности и на этой основе предложить методические рекомендации по совершенствованию художественно-творческой деятельности школьников.

Гипотеза исследования: развитие художественных способностей младших подростков на занятиях по ДПИ будет более эффективным, если:

- занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство декоративно-творческой деятельностью детей;

- процесс художественного творчества непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

- педагогические приемы, формы и методы обучения макраме соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям младших подростков;

- определена и используется система личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;

- формирование и развитие положительных качеств личности /творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, уважение к себе и окружающим и др./ осуществляется, в том числе, и на основе изучения национальной художественной культуры, местных художественных промыслов и ремесел.

Общую методологию исследования составили: философская трактовка закономерностей развития общества, социально-педагогические концепции в области национальных отношений, гуманизации образования, школьных воспитательных систем; положения педагогики и психологии о деятельност-ной, творческой сущности личности, о роли народной художественной культуры в духовной жизни общества; концептуальные положения о сущности, способах проектирования и механизмах реализации дидактических принципов.

В качестве конкретных методологических принципов исследования были избраны целостный системно-исторический и комплексный подходы к обучению и воспитанию школьников, создавшие необходимые условия для прогнозирования и коррекции уровней художественных способностей младших подростков на занятиях по ДЛИ.

Теоретическую основу исследования составили основополагающие идеи о социальных и психологических факторах, влияющих на формирование личности, о ее индивидуальных способностях и творческом потенциале /Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдпггейн и др./; положения о возможности и необходимости выявления и развития художественно-творческих способностей детей с ранней юности /И.П. Волков,

В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, В.И. Кириенко, Т.С. Комарова, B.C. Мухина/ путем формирования творческих интересов и потребностей /JI.H. Любарская, Б.М. Неменский, Э. Маслоу, Д.Б. Эльконин, М.С. Шехтер и др./ на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла в целом и ДЛИ, в частности /М.А. Ершова, Ю.В. Максимов, А.С. Хворостов, А.К. Чекалова, Т.Я. Шпикалова и др./; положения об этнопедагогической культуре учителя, необходимой для педагогически грамотной организации учебно-воспитательного процесса в национальной школе /И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.В. Макаев, JI.JI. Супрунова, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров, М.Ю. Айбазова/.

Методы исследования: На разных этапах опытно-экспериментальной работы для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован комплекс методов, теоретический анализ философской, историко-этнографической, культурологической, психолого-педагогической литературы, а также литературы по изобразительному искусству; изучение и анализ действующих учебных планов и программ для общего и профессионального образования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; опрос; анкетирование и моделирование; формирующий эксперимент; статистико-математические методы обработки количественных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- разработана целостная, научно-обоснованная и методологическая система развития творческих качеств личности на занятиях по макраме в национальной школе;

- дано психолого-педагогическое обоснование возможностей формирования творческой индивидуальности и художественных способностей в процессе активной декоративной деятельности;

- выявлена возможность использования занятий по ДПИ для глубокого и всестороннего изучения национальной художественной культуры и регионального декоративно-прикладного искусства и ремесел;

- определена образовательная и развивающая роль декоративно-прикладной деятельности учащихся в развитии их личностных качеств;

-разработана структура, содержание, формы и методы организации декоративной деятельности младших подростков средствами макраме на различных этапах обучения;

- выявлены и экспериментально подтверждены дидактические условия развития художественных способностей младших подростков на занятиях по ДЛИ в национальной школе.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения диссертации создают реальную основу для организации внеурочной декоративно-творческой деятельности, позволяющей развивать положитель-* ные качества личности, улучшать художественное образование и эстетическое воспитание школьников, повышать их общий культурный уровень.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания форм, методов и ^средств обучения декоративной деятельности в общеобразовательной школе. .#; Разработанные в диссертации положения могут быть использованы t:e в качестве основы для лекционных курсов по методике кружковой ра-I в педагогической деятельности преподавателей средних и высших

Учебных заведений.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широким кругом источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, опытно-экспериментальной проверкой ее основных положений в условиях общеобразовательной школы, выявI

Гением и сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Блимготова, Мадина Ильясовна

Основные выводы теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:

- основные компоненты художественных способностей к декоративно-прикладной деятельности можно представить как: 1) способности к восприятию; 2) способность соотносить свой художественный опыт с решением художественных задач; 3) способности произвольной регуляции вязальных движений руки в соответствии со стоящими художественными задачами;

- учащиеся, овладевшие регуляцией вязальных движений и умением удерживать в поле зрения все изображение (периферийное зрение), в результате освоения образно-художественного языка макраме наиболее успешно осваивают декоративно-прикладную деятельность;

- для постижения сложной технической стороны процесса плетения, для "постановки глаза" и развития специальных навыков вязальных движений руки требуется специальная методика. Значительные резервы в этом плане имеет система занятий по освоению образно-художественного языка макраме; представляющая широкие возможности как для развития целостного видения - "постановки глаза", так и для развития произвольной регуляции движения руки, осуществляемых в процессе создания изделия;

- развитие художественных способностей необходимо осуществлять с учетом интересов личности (мальчики, девочки);

- создание орнаментальных композиций может служить показателем развития целостного восприятия, уровня понимания художественных задач, а также фантазии;

- в результате освоения художественного языка макраме формируется как специфически образное, так и логическое мышление, что является необходимым условием в понимании стоящих перед учащимися художественных задач.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что использование макраме в процессе обучения младших подростков декоративно-прикладному искусству способствует формированию эстетически развитой личности, а освоение искусства макраме открывает богатые возможности для развития художественных способностей в целом для самостоятельного активного и творческого решения самых сложных изобразительных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе решения первой задачи исследования, состоящей в теоретическом изучении особенностей развития художественных способностей к декоративно-прикладному искусству и определении роли макраме, выявлены цель и содержание мыслительных операций, связанных с образным и художественным преобразованием зрительной информации. Определены пути для разработки методических приемов преподавания изобразительного искусства в школе с акцентом на усиление декоративно-прикладной деятельности учащихся.

Целью сравнения изображения с натурой, частей изображения между собой является познание существенных отношений объекта. Сравнение помогает учащимся в отражении объемно-пространственные свойства предметов в процессе их визуального анализа. Структура логического приема сравнения включена в сравнение изображения с натурой, частей изображения между собой и определяет его, но не исчерпывает, так как анализ и оценка объемно-пространственных свойств объектов реальности осуществляется при соотнесении с учебной целью задачи на сравнение.

При решении второй задачи исследования, которая заключалась в обосновании критериев эффективности при освоении художественной деятельности, в диссертации рассмотрены наиболее распространенные в педагогической науке способы оценки качества обучения, дан научно-обоснованный анализ.

В области графической подготовки критерием эффективности, характеризующим и процесс мышления, и процесс исполнения изделия, нами выбрано понимание художественных задач, а мерой его измерения - полнота понимания, которая проявляется при успешном преодолении трудностей осмысления восприятия и воплощения в изображении, что позволило определить ее уровни.

На основе анализа физиологических особенностей зрения нами выделен критерий" позволяющий определить умение удерживать в едином поле зрения весь предмет изображения в совокупности его конструктивно-геометрических свойств одновременно и одинаково отчетливо, в результате чего появляется возможность проведения логических операций сравнения и анализа свойств объектов изображения. Таким параметром является уровень развития периферийного зрения.

При решении третьей задачи нашего исследования мы опирались на мысль о том, что развитие способностей к декоративно-прикладной деятельности зависит во многом от изобразительного материала, на котором базируется макраме и методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству, учитывающей определенную последовательность и форму репрезентации художественных задач.

Под этим углом зрения был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития способностей к декоративно-прикладному искусству, результатом чего было определение направления дальнейшего исследования, в частности, акцентировка внимания на опорных способностях: I) развитии периферийного зрения; 2) произвольной регуляции вязальных движений; 3) формировании актива художественных образов.

В ходе теоретического осмысления проблемы развития способностей мы пришли к мысли о том, что сбалансированное сочетание в методике проведения занятий изучения приемов макраме с рисованием с натуры, а в дальнейшем проведения на основе натурных зарисовок стилизации природных форм в декоративные, может быть источником развития способностей, как к рисованию, так и к декоративно-прикладному искусству.

Это предположение явилось основой для разработки ряда специальных заданий, способствующих формированию качеств, необходимых ребенку для успешного освоения основ декоративно-прикладного искусства. Опираясь на понимание декоративности, как необходимой части художественного мышления, мы обобщили существующие представления о художественно-выразительных средствах макраме с целью создания ряда заданий, при помощи которых возможно развитие способностей к декоративно-прикладному искусству.

Для проверки предположений, сформулированных в гипотезе нашего исследования о целесообразности использования изучения макраме для развития способностей к декоративно-прикладному искусству проводилось экспериментальное исследование, в результате которого обнаружилось:

- существует определенная зависимость между периферийным зрением и успешным выполнением орнаментальных элементов макраме;

- освоение художественного языка макраме требует определенной специализации мыслительных операций, в частности, высокого уровня понимания художественных задач, целостности восприятия, гибкости мышления;

- характер изобразительного решения композиций макраме зависит как от уровня понимания художественных задач, так и от особенностей мыслительных операций с изображением (типа фантазирования).

В целом диссертационное исследование представляет собой попытку определения условий развития способностей младших подростков в процессе декоративно-прикладной деятельности при обычном обучении в кружковой работе. Для решения этой задачи разработана возможная методика организации занятий по декоративно-прикладному искусству.

Проверка выдвинутых в диссертации теоретических положений и разработанной методики проводилась в процессе педагогического эксперимента. Для получения объективных данных о полноте понимания учащимися стоящих перед ними художественных задач использовались задания по декоративному рисованию, по стилизации природных форм в декоративные. Различия между результатами работы учащихся экспериментальных и контрольных классов выявлялись на основе достижения ими определенных уровней понимания художественных задач.

Следует также отметить, что педагогический эксперимент выявил и некоторые слабые стороны методики по развитию художественных способностей школьников в процессе декоративно-прикладной деятельности. Многие мальчики шестого класса не проявляли интереса к изобразительной тематике макраме, основанной на декоративном изображении природных форм, что обусловлено в этом возрасте повышенной направленностью на идентификацию со своим полом, придает определенное содержание рисункам: мальчики особенно сензитивны к мужским ролям, рисуют машины, самолеты в небе, войну и т.д. Девочки же, сензитивные к женским ролям, напротив, с большим удовольствием осваивают макраме.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Блимготова, Мадина Ильясовна, 2000 год

1. Арабов И.А. Этнокультурная ориентация студентов педвуза в поликультурной среде. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции посвященной 20-летию открытия факультета педагогики и методики начального образования. Карачаевск, 99.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. JI. Изд. ЛГУ, 1961,456 е.: ил.

3. Андреева Т. Жежеров. Методы оценки конкурирующих методов обучения. Сов. Педагогика, 1971. № 10, с. 73-80.

4. Анохин П.К. Кибернетические аспекты в изучении работы мозга. /Материалы симпозиума/. Отв. ред. академик П.К. Анохин. М.: Наука, 1970. - 283 е.; ил.; 1 л. схем.

5. Архангельский С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М.: Знание, 1968.-42 с.

6. Айбазова М.Ю. Мир красоты и восприятия эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

8. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из исправлений развития способностей к изобретательной деятельности: Дис.канд.пед.наук. М.: изд-во МГУ. 1995. -183 л.: ил.

9. Батурина Г., Байер. Цели и критерии эффективности обучения. Сов. педагогика, 1975, №4, с. 41-49.

10. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Уч. пособие для студ. худ. граф. фак-ов пед. ин. М.: Просвещение, 1977. - 186 е.; ил.

11. Бернпггейн Н.А. Общая биомеханика. Основы учения в движении человека. Под ред. Центр, ин-та труда. М.: РИО ВЦСПС. 1926. - 416 е.: ил., черт.

12. Бернпггейн Н.А. К вопросу о природе и динамике координационнойфункции. Учен. зап. МГУ. 1945., вып. 90 с. 22-90.

13. Бернпггейн НА О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255 е.: ил.

14. Богомолов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис.док.пед.наук. -М.: МГУ. 1993.

15. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний. Сов. педагогика, 1968, N4, с.52-69.

16. Блинов В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. - 192с.

17. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. музея: Сборник очерков. / Сост. И. Богуславская; науч. ред. В. Пушкарев. JL: искусство, 1976. - 211с.: ил.

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. - 46.4 с.

19. Бойко Е. И. Механизм умственной деятельности: Динам, связи. М.: Педагогика, 1976. - 248 с.

20. Ботвинников А.Д. Методы исследования в частных дидактиках: (На прим. черчения). / Под ред. чл. кор. АПН РСФСР М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1964. -112 с.

21. Брунер Дж. и др. Исследование развития познавательной деятельности. / Под ред. Гринфилда П. М.: Педагогика, 1971. 389 с.

22. Брюллов К.П. в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. Н.Г. Мащковцев. 2-е изд. доп.- М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961.-318 с. 24 л. ил.

23. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1976. -16 с.

24. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. / Под ред. и с. вступ. статьей Л.С. Выготского/. М.: Работник просвещения 1930. - 222 е.: ил.

25. Бэн А. Психология / Пер. с англ., под ред. и с предисл. прив. -доц. Моск. ун-та А. С. Белкина Т 1-2/. М.: тип. И. А. Баландина, 1902-1906. T.l -417 с. Т.2-104 с.

26. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977. -464 е.: ил.

27. Веккер JL М. Психические процессы: Мышление и интеллект в 2-х томах. Изд-во ЛГУ, 1976. - 344 с.

28. Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника. / Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Н. Б. Венгер и др./; Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М.: Педагогика 1978 - 248 е.: ил.

29. Венецианов А. Г. Статьи, письма, современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. Л.: Искусство, 1980. - 391 с.

30. Войскункий А. Б. К вопросу о двух видах понимания при совместном рашении задач. В кн.: Психология технического творчества. - М: 1973. -с. 235- 240. - В над. заг.: НИИ общей и педагогич. психологии.

31. Волков В.Г. Организации восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий): Дис. канд. пед. наук. М.: Изд-во МГУ. 1981. -174 л.: ил.

32. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. - 508 с.6 1 л. табл.: ил.

33. Выготский Л.С. Избранные и психологический исследования. Мышление и речь. (Проблемы психологического развития ребенка. Под ред. и со вступ. статьей, с. 4-36, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 е.; 1 л. поргр.

34. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. -с.17.

35. Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на худ. граф. факультетах педагогических инс-тов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1972.- 173 л.: ил.

36. Гальперин П.Я. Психология мышления о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - с.236-277.

37. Ге Н.Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. М.: Искусство, 1978. - 399 с., 25 л. ил.

38. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988 - 464 с.

39. Гиневская Т.О. Развитие движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. " Вопр. псих. /Под ред. А.Н. Леонтьева/. М.; JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, вып. 14. с. 197-215.

40. Гинзбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.; Л.: Искусство, 1940. - 204 е.: 14 вкл. л., ил. и портр.

41. Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.; Л.: Наука, 1966. - 204 с.

42. Говоркова А. Ф. О понятийной природе эмпирических обобщений. -Вопр. психол., 1971, N6, с.78-88.

43. Горский В. Б. Особенности волевой саморегуляци подростков: Дис. . канд. психол. наук. М., 1990. -142 л.

44. Грабарь М., Краснянская К. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -136 с.

45. Грановская Р., Березная И. Запоминание и узнавание-фигур. И : Изд-во ЛГУ, 1974. - 96 с.

46. Грегори Р. П. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс. 1970. - 210 с. б л. ил.: ил.

47. Гунина Е. R Особенности объема зрительного внимания у подростков массовой и вспомогательной школ: Дис. . канд. психол. наук. М. , 1987.- 129 л.

48. Гурова Л. Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров в интуитивных решениях. Вопр. психол., 1976, N3, с. 83-96.

49. Гурьянов Е. В. Навык и действие. Ученые зап. МГУ, 1945, вып. 90, с. 133-148.

50. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423 с.

51. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность и эффективность обучения. М.: Просвещение, 1996, -440 с.

52. Данашев М.Х. Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пединститутов: Дис. канд. пед. наук. -М. ,1982.-161 л.: ил.

53. Делакруа Э. Дневник Делакруа / Пер. с франц. Т. М. Пахомовой: Ред. и предисл. М. В. Алпатова. М.: Изд-во Акад. художеств СССР. 1961. -т. 1-2.

54. Доблаев Л. П Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания: Автореф. дис. док. пед. наук. Саратов, 1972. - 42 с.

55. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.; U,: Искусство, 1957. - т. 2253 с.

56. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Дис.канд.пед.наук. -М. 1995. -177 л.

57. Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду /На примере художественной обработки материалов в 6-7 кл./ Автореф. Дис. канд. пед. наук. М, 1970.- 16 с.

58. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.-160 с.

59. Заззо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка. В кн. Развитие ребенка /Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. - М.:1968.

60. Запорожец Л.В. Изменение моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов его деятельности. Изв. АПН РСЖТ, 1948, вып. 14 с. 3862.

61. Запорожец Л.В. Развитие произвольных движений. Автореф. дис. . док. пед. наук (психологии) М., 1958.-38 с.

62. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1986. т. 2. - 268 с.

63. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. Вопр. психол. /Под ред. Б.М. Теплова и др./. - М.: Изд-во АПН РСДОР .1968. ВЫП. 5, С. 63-76.

64. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. канд пед. наук. — М. 1980. -188 л.: ил.

65. Зорина JI.Я Дидактические основы формирования знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128 с.

66. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. - 442 е.: ил.

67. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

68. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968, - 32 с.

69. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 264 е.: ил.

70. Инагамов А.И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства (На материале восьмилетних школ УзССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент: 1984. -26 с.

71. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1959. 248 с.

72. Кагальняк А.И. Особенности сравнения учащимися конкретных объектов в зависимости от их количества и характера. Вопр. психол., 1972, N4, с.93-99.

73. Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания, письма, статьи /Сост. и автор примеч. Е.Д. Кардовская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР. I960. - 340 е.: ил.

74. Карелинская В. Панчешникова. Опыт создания объективных измерителей оценки знаний, умений и навыков учащихся. Сов. педагогика, 1964, N3, с. 63-72.

75. Кекчеев К.Х. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. М.: Медгиз, 1946. -187 с.

76. Кершешптейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка.: Пер. с нем. и ред. С.А. Левитана. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. -214 с. ил., портр.; 3 л., цв. илл.

77. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.304 е.: ил.

78. Ковалев А.Т. Психология личности. 3-е изд. пере-раб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 382 с.

79. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970. -151 с.

80. Комарова Т.О. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. -120 с.

81. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -720 с.

82. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. // Общ.ред. и предислов. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. -М.: Прогресс, 1989. -720 с.

83. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика. 1977.- 264 с.

84. Крамской Иван Николаевич: Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи /Под ред. и с предисл. В. В. Стасова. СП. б. . 1888.-750 с.

85. Красновский Э., Коган. Качество знаний, умений и навыков как критерий оценки учебных достижений школьников. Сов. Педагогика,1980, №8, с.47-52.

86. Крутецкий R А. Психология обучения и воспитании школьников. -М.: Просвещение, 1976. 300 с.

87. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. - 304 с.

88. Кузин В. С. Психология /Под ред. Б. Ф. Ломова, Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1Q82, - 256 е.: ил.

89. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М.: Изо-гиз. 1934. - 384 с.

90. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд—во АПН РСФСР . 1959.-495 с.

91. Леонтьев А. и Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1988. - т.2, - 317 с.

92. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 174 с.

93. Лернер И.Я Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика.1981.- 186 с.

94. Логинова В.И. Содержание обучения и воспитания детей в детском саду: Сб. науч. тр. /ЛГПИ им. А. И. Герцена; / Науч. редакторы В. И. Логинова, П. Т. Саморукова /. П.: ЛГЖ, 1978. -140 е.: ил.

95. Ломов Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. -М.: Педагогика. 1972.-312 с.

96. Лосюк П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессеовладения декоративно-прикладным искусством: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1974. - 28 с.

97. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. -М.: Акад. Мед. наук СССР, 1948. 236 е.: ил.

98. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством: Дис. . канд. пед. наук. М.: 1979. -168 л.

99. Мастера искусств об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1965 - 1970. - т.1-7.

100. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, М.: искусство, 1957, Т. 1.- с. 158.

101. Маслоу А. Самоактуализация. I I В сб.: Психология личности: Текст под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. - с. 108 - 118.

102. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Дис. . док. пед. наук. -М. ,1987.-409 л.

103. Метельский Н.В. Психолого педагогические основы дидактики математики. - МН.: Полыня, 1997. - с. 12.

104. Молева Н., Белютин Э. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1956. - 116 е.: ил.

105. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX -начала XX века. М.: Искусство, 1967.- 321 с.

106. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. - 389с., 56 л. ил.

107. Мухина В.О. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981. 238 е.: ил.

108. Мясшцев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшая задача (Проблемы способностей). Под ред. В. Н. Мясшце-ва. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - с. 5-14.

109. Неверович Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. Вопр. психол. (Под ред. чл. корр. АПН РСФСР проф. А. Е Леонтьева) - - М. ; П.: Изд-во АШ РСФСР, 1948. вып. 14, с.167-196.

110. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. -192 с.

111. Ш.Немов Р.Е. Психология. Учебник для студентов вне педагогических учебных заведений. В 2 кн. КН. 2. Психология образования М.: Просвещение: Владос,1994. - с. 131.

112. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз, 1950. - 264 с.

113. ИЗ. Панчешникова Л.М. Об уровнях и показателях эффективности развивающего обучения. В кн.: Новые исследования в педагогических науках, 1974, N10, с. 13-15.

114. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань: изд. Казанского университета, 1973.-c.24.

115. Программа общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Москва.: Просвещение 1994.

116. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987, - 80 с. - (новое в жизни, науке и технике, сер. Педагогика и психология; №1).

117. Попов М.М. Иллюстрированная история методики преподавания. -СПб. 1909.

118. Полякова А.Г. Анализ процесса усвоения навыков путем подражания (у детей дошкольного возраста).- Вопр. психол. Под ред. А. Н. Леонтьева/. -М., JL: Иэд-во АПН РСФСР, 1958. №5.

119. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1978. -184 л.

120. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., 1996.-157 с.

121. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразит, искусство, 1977. - 256 е.: ил.

122. Раките кий П. Принципиальные вопросы современной генетики. Коммунист, № 9,1978. - с.75

123. Распопова Н.И. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Дис. . канд. психолг. наук. М., 1994. -202 л.

124. Рейнольде Д. Речи, говоренные кавалером Рейнольдсом в Английской королевской Академии художеств в Лондоне . -СПб.: Тип. Горного училища, 1870. 293 с.

125. Решетников В.И. О некоторых показателях умственного развития учащихся. В кн. Новые исследования в педагогических науках. - 1976, N8, с. 126-132.

126. Риччи К. Дети художники /Пер.под ред.и с предисл. Л. Г. Оршанского. - М.: В. М. Саблин. 1911. - 84 с.

127. Ростовцев Н. и История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

128. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. -М.: Изобразит, искусство. 1983. 288 с.

129. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -704 с.

130. Рубинштейн 0. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Учен. зап. МГУ. 1945. вып. 90. с.6-21.

131. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство.-М.: Искусство. 1969. 296 е.: ил.

132. СакулинаКП. Рисование в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 1965. 214 е.; 16 л. ил.

133. Сапожников А.П. Курс рисования: Учебное руководство для военно-учебных заведений. СПб., 1838. - 43 е.: табл.

134. Селли Дж. Очерки по психологии детства. /Пер. с англ. А. Грошбаха. -М.: К. И. Тихомиров, 1901. 456 е.: ил.

135. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. / Под ред. со вступ. статьей "И. М. Сеченов", с.З 66 и примеч. В. М. Качалова. - М.: Гос. изд. полит, лит-ры, тип. "Красный пролетарий". 1947. - 647 е., 1л. портр.

136. Сеченов И.М. Физиология органов чувств: зрение. СПб. , 1867. - 344 с.

137. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980.-96 с.

138. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся /На материале искусства Прикарпатья /. Дис. канд. пед. наук. -М., 1973. -139 л.

139. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. -160 с.

140. Сокольников М.П. Б.К. Иогансон: Жизнь и творчество. М.: Сов. художник, 1957. - 200 е.: ил. 20 л. ил.

141. Сюзева В.Ф. Исследование вопросов эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства в начальных классах /Декоративная работа/: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. - 20 с.

142. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.

143. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И.Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981. - 374 с.

144. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. раб. М.:

145. Изд-во АШ РСФСР, 1961. 535 е.: ил.

146. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Просвещение, 1962. - с.230.

147. Толстой JI.E и Ге Н.Н.: Переписка.- М.: Академия, 1930. 222 с.

148. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. М.: Правда, 1964, т. 15. -с.85

149. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси; Изд-во А.Н.Груз. СОР., 1961. 210 с.

150. Ухтомский А.А. Собрание сочинений./Отв. ред. проф. М. И. Виноградов. В 5-ти т.- Л: Изд-во ЛГУ, 1945. т.З., 165 е.: ил.

151. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А.И. Пискунова. Т. 1-11.- М.: Педагогика, 1974. - т. 1 - 584 е., т.2 - 438 с.

152. Фельдпггейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.: Флинта, 1997. 160 с.

153. Флерина Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении. /Метод, пособие для воспитателей /. М.: Учпедгиз. 1939.

154. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз., 1956. - 160 е.; ил.

155. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчест-2;. как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы. /На материале Марийской АССР/: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1980.-22 с.

156. Хасанов Р.И. Народно-декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания младших школьников. Дис. . канд. пед. наук. - Ташкент: 1970. - 231 с.

157. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.

158. Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Акад. художников СССР, 1962.- 67 с.

159. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933.- 139 с.

160. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания (о П. П. Чистякове). 1832-1919. / Материалы подгот. к печати Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство. 1953. -592.: ил. 14 л. ил.

161. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: Искусство, 1957 - с.41

162. Шидаков В.Д. Способности человека. М.: Флинта, 1997. - 193с.

163. Шехтер М.О. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967. 220 с.

164. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. длястуд. худ. граф. ф-тов. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп." М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: ил.

165. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1979 - 192 с.

166. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. -Изд-во "Книгоспилка", 1926. 402 с.

167. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса ь педагогике. М.: Педагогика. 1971. - 351 с.

168. Эльконин Д.Б. Современные проблемы психологии-детской игры. (Краткое содержание доклада).- М., 1963.- 14 л.

169. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301 с.

170. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Дис. . канд. пед. наук. М. 1963. - 231 л.

171. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. В кн. Теория эстетического воспитания. - М: Изд-во АПН РСТОР, 1975, вып. 3, с. 43-55.

172. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 88 с.

173. Ярбус A.JI. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965,166 е.: ил., 3 л. ил.

174. Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно-графических факультетах пединститутов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971.- 166 л.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.