Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: на материале занятий по искусству в классах развития при общеобразовательных школах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Качалова, Алёна Аркадьевна

  • Качалова, Алёна Аркадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Шадринск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 166
Качалова, Алёна Аркадьевна. Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: на материале занятий по искусству в классах развития при общеобразовательных школах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Шадринск. 2010. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Качалова, Алёна Аркадьевна

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки развития художественного воображения старших дошкольников на занятиях по искусству.

1.1. Развитие воображения дошкольников как психолого- 14 педагогическая проблема

1.2. Художественное воображение в творческой деятельности 33 детей

1.3. Импровизация как художественный и педагогический 46 феномен.

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию художественного воображения детей на занятиях искусством в классах развития.

2.1 Диагностика развитости художественного воображения детей (констатирующий этап опытно-поисковой работы) 2.2. Развитие художественного воображения старших дошкольников на занятиях по искусству (формирующий этап опытно-поисковой работы)

2.3 Итоговая диагностика развитости художественного воображения старших дошкольников (итоговый этап опытнопоисковой работы)

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: на материале занятий по искусству в классах развития при общеобразовательных школах»

Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей детей является на сегодняшний день одной из актуальных в общей педагогике и педагогике художественного образования. В различных педагогических работах, посвященных творческому развитию детей, авторы уделяют особое внимание воображению, без которого творческий процесс является неосуществимым (О.М. Дьяченко, И.А. Медведева, Е.В. Пронина, Т.А. Сидорчук и др.).

Развитие воображения ребенка, считает B.C. Мухина, является целесообразным путем, который приводит к освоению им окружающего мира и выходу за пределы небольшого личного опыта. Художественное воображение, развитое посредством искусства, способствует освоению ребенком мира с определенного уровня человеческой культуры (Э.В. Ильенков).

Развитие художественного воображения рядом авторов связывается чаще всего с определенной художественной деятельностью - созданием творческого продукта (Г.А. Петрова, И.М. Рязанцева, Э.А. Хажумарова и др.), тогда как процесс воссоздания смысла художественных произведений при их восприятии, в котором художественное воображение является необходимым компонентом, авторами часто не принимается во внимание.

В психолого-педагогической литературе художественное воображение рассматривается в контексте профессионального образования будущих дизайнеров, художников, оформителей и т. п. Вопросы развития художественного воображения у детей в процессе восприятия ими художественных произведений и создания художественных продуктов изучены пока недостаточно. Авторы рассматривают в своих работах средства, методы, формы развития художественного воображения ребенка, чаще всего в русле освоения ими изобразительного (С.Л. Киселева), музыкального (Т.В. Зеленкова), театрального искусства (И.Л. Медведева). Развитие творческого, в том числе и художественного воображения детей в процессе взаимодействия искусств — проблема, требующая решения, тем более, что к ней авторы обращаются, решая другие задачи: развитие творческой активности, мышления, технических навыков и т. д.

В настоящее время в связи с недостаточностью детских дошкольных образовательных учреждений родители считают необходимым осуществлять образование детей дошкольного возраста в классах развития при общеобразовательных школах. Такие классы, имеющие различные названия: школа развития, стартовая школа, классы подготовки к школе, осуществляют образовательную деятельность, в которой предметы искусства занимают не последнее место. В учебные планы классов развития включены и такие предметы, которые связаны не с одним, а несколькими видами искусства, что позволяет говорить о реализации столь актуального на сегодняшний день полихудожественного подхода (Б.П. Юсов).

Анализ программ полихудожественных предметов для классов развития позволяет сделать вывод о том, что задачи развития художественного воображения детей в них не являются первостепенными. Если на практике такие задачи и ставятся учителем, то их решение касается в основном деятельности детей по созданию творческого продукта.

В художественном образовании детей и юношества чрезвычайно востребованными сегодня являются образовательные методики и технологии, опирающиеся на специфику различных видов художественной деятельности (Б.М. Неменский). Преподавание искусства на основе закономерностей самого искусства (Д.Б. Кабалевский) - принцип, который является в настоящее время актуальным для педагогики художественного образования в целом. С учетом данного принципа учителя вводят ребенка в большой мир искусства через освоение специфики изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности (С.П. Ломов, Б.М. Неменский, О.В. Островская, Н.М. Сокольникова), деятельности композитора, исполнителя, слушателя (Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр), через формирование у него умений использовать в художественной деятельности такие приемы, как драматизация, эскиз, инсценировка, зарисовка, вариация и т.п.

Анализ искусствоведческой, педагогической литературы позволил выявить специфический художественный метод, используемый в художественном творчестве и в педагогике. Это - импровизация, в процессе осуществления которой всегда создается новый продукт. Поэтому импровизация является такой деятельностью, которая относится к ее творческим видам (С.Н. Бирюков, В.И. Загвязинский, Н.Д. Кораллова, A.B. Сандалев, В.Н. Харькин и др.).

Импровизация как определенный художественный прием включался рядом авторов для организации художественной деятельности детей - музыкально-ритмической, театральной, хореографической и даже изобразительной (Л.В. Зенн, С.М. Истомина, Л.Н. Лымарь, Л.Н. Мун и др.). Обязательным компонентом разных видов художественной деятельности выступает художественное воображение. Таким образом, включение импровизации в процесс художественного образования стимулирует развитие художественного воображения учащихся. Изучение теоретической и методической литературы по преддошкольному художественному образованию детей в классах развития показало, что импровизация как художественно-педагогическое средство, способствующее развитию художественного воображения, в серьезных научных исследованиях авторами не рассматривается.

Все выше указанное позволило выделить следующие противоречия:

- между необходимостью разработки содержания педагогической деятельности по развитию личности ребенка на занятиях в различных образовательных учреждениях и недостаточной разработанностью этого содержания по отношению к занятиям, включающим комплекс искусств;

- между необходимостью развития художественного воображения детей средствами искусства и недостаточной разработанностью художественно-педагогических оснований реализации данного процесса;

- между возможностью использования импровизации в художественно-педагогическом процессе развития творческих способностей и недостаточным использованием импровизации при развитии художественного воображения детей.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в выявлении педагогических аспектов развития художественного воображения детей на занятиях по искусству в классах развития при общеобразовательных школах.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект (на материале занятий по искусству в классах развития при общеобразовательных школах)».

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка художественно-педагогических моделей развития художественного воображения детей на занятиях по искусству в классах развития при общеобразовательных школах.

Объект исследования - процесс художественного образования детей в классах развития при общеобразовательных школах.

Предмет исследования — художественно-педагогические модели развития воображения детей в процессе восприятия и создания творческого продукта.

Гипотеза исследования. Развитие художественного воображения детей на занятиях искусством в классах развития при общеобразовательных школах будет осуществляться успешно, если:

- определить художественный метод, используемый как в общей педагогике, так и в педагогике художественного образования;

- в данном педагогическом процессе учитывать необходимость единства педагогических оснований и закономерностей художественного творчества (восприятия искусства и создания художественного продукта);

- в занятия включать различные виды художественно-творческой деятельности детей и различные виды искусства;

- разработать художественно-педагогические модели, способствующие развитию художественного воображения детей на уровне воссоздания образа произведения искусства (воссоздающее и творческое воображение) и на уровне создания творческого продукта (творческое воображение).

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Произвести анализ литературы для формулировки понятия «художественное воображение детей».

2. Выявить художественные и педагогические основания для моделей, способствующих развитию художественного воображения детей.

3. Определить основные принципы разработки моделей, способствующих развитию художественного воображения детей.

4. Определить тестовый материал для диагностирования у детей развитости художественного воображения.

5. Разработать художественно-педагогические модели развития художественного воображения детей и проверить их эффективность в опытно-поисковой работе.

Методологической основой исследования явились: положение о формировании творческого типа деятельности у детей старшего дошкольного возраста (A.B. Запорожец, JI.A. Венгер, A.A. Люблинская, B.C. Мухина и др.), концепция развития воображения детей в художественной деятельности (JI.C. Выготский, JI.A. Венгер, О.М. Дьяченко, В.Н. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.), положения о значении художественной деятельности в развитии творческого воображения дошкольников (JI.C. Выготский, Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), идеи о необходимости развития художественного воображения в формировании художественной культуры (Э.В. Ильенков, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.), положение о многокомпонентное™ художественного воображения в творчестве (Р. Арнхейм, А.Я. Зись, Б.Г. Лукьянов, H.A. Новикова, Е.П. Олесина, Т.Е. Шехтер и др.), идеи о педагогической импровизации как компоненте педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, Л.Ю. Берикханова, О.С. Булатова, Л.П. Качалова, В.А. Кан-Калик, В.Н. Харькин и др.), положения о импровизации как способе развития творческих качеств личности в процессе художественной деятельности (Б.М. Рунин, Т.А. Дмитриева, С.М. Мальцев, Л.Н. Мун и др.), идеи о художественно-педагогических основаниях преподавания предметов искусства (Э.Б. Абдуллин, З.И. Гладких, Б.М. Неменский, Е.В. Николаева и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по исследуемой теме, анализ базовых понятий исследования, моделирование, анализ результатов опытно-поисковой работы, прогнозирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, творческие задания, анализ документов и личных дел детей, посещавших классы развития при общеобразовательных школах, опытно-поисковая работа.

Выделенные цель, гипотеза и задачи обусловили логику исследования, которое проводилось с 2007 по 2010 год и включало три этапа.

На первом этапе (2007-2008 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования; обобщался педагогический опыт в области художественного образования детей дошкольного возраста; формулировался понятийный аппарат исследования, разрабатывались художественно-педагогические модели развития художественного воображения детей.

На втором этапе (2008-2009 гг.) уточнялась гипотеза исследования, определялись пути введения разработанных художественно-педагогических моделей в процесс занятий по искусству в классах развития, проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялась обработка полученной информации.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялся формирующий и контрольный этап опытно-поисковой работы, анализировались ее результаты, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление его результатов.

Экспериментальной базой опытно-поисковой работы явились классы развития при МОУ СОШ № 32 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла города Екатеринбурга и МОУ СОШ № 1 города Шадринска.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Сформулировано определение художественного воображения детей как целенаправленного, активного, произвольного процесса воссоздания ребенком художественного образа произведения искусства и/или создания им художественного продукта с элементами новизны на основе приобретенного опыта.

2. Обоснованы составляющие художественно-педагогических моделей, включающие художественные (импровизация с особенностями ее осуществления: вариация, контраст) и педагогические (методы, включающие особенности осуществления импровизации) составляющие, способствующие развитию художественного воображения детей в процессе восприятия и создания ими художественных продуктов.

3. Разработаны художественно-педагогические модели: а) вариантная, предполагающая сопоставление вариантов решения авторами одной и той же темы в художественных произведениях, создание ребенком вариантов завершения незаконченных творческих продуктов, использование вариативности в играх, в творческих заданиях и театрализации; б) контраст-дополнение, предполагающая сопоставление произведений различных видов искусства для создания у детей единого художественного впечатления, воплощение ребенком в творческом продукте контрастных образов с последующим их дополнением, использование метода комбинаторных цветовых игр и творческих заданий, включающих контраст-дополнение в их реализацию; в) контраст-сопоставление, предполагающая предъявление детям контрастных художественных произведений, создание детьми художественных продуктов в процессе совмещения декламации и ритмического сопровождения, рисунка и музыкального сопровождения, цветовой и музыкальной импровизации, а также использование методов коллективной творческой работы, художественных загадок, творческих заданий, базирующихся на использовании контраста в их осуществлении.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в доказательстве целесообразности использования импровизации в • процессе развития художественного воображения, обусловленной общностью черт данных явлений (новизна, творческий характер, опора на прошлый опыт) и их взаимосвязью (реализация художественного воображения может проявляться в импровизации, а для осуществления импровизации необходимо наличие развитого художественного воображения);

- в обосновании комплекса принципов для разработки художественно-педагогических моделей развития художественного воображения детей: полихудожественности, связи искусства с жизнью, развития художественного восприятия и практической деятельности, единства народного (фольклор) и академического (классического и современного) искусства в обучении детей, преподавания искусства на основе учета его закономерностей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методического сопровождения, в подборе аудиального, визуального и поэтического художественного материала для проведения занятий по искусству, в подборе комплекса диагностических заданий, в выборе для названных заданий художественного и стимульного материала.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования были обеспечены теоретико-методологической проработкой проблемы, применением комплекса методов эмпирического и теоретического уровня, адекватных объекту, задачам, логике исследования, а также результатами опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы в рамках международных научно-практических конференций (Москва-Шадринск, 2007; Шадринск, 2009), нашли отражение в опубликованных материалах (Москва, 2010; Екатеринбург, 2008, 2009, 2010; Новосибирск, 2009; Шадринск, 2007, 2008), были изложены в выступлениях на кафедре теории и методики изобразительного искусства Шадринского государственного педагогического института.

Внедрение результатов исследования обеспечивалось путем проведения занятий по искусству в МОУ СОШ № 1 г. Шадринска, выступлений на семинарах по художественному воспитанию детей в данной школе, чтения лекций по дисциплине «Теория и методика изобразительного искусства» на художественно-графическом факультете Шадринского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Художественное воображение детей, включающее творческое и воссоздающее воображение, является целенаправленным, активным, произвольным процессом воссоздания ребенком художественного образа произведения искусства и/или создания им художественного продукта с элементами новизны на основе приобретенного опыта.

2. Импровизация как художественный феномен имеет общие черты с таким психологическим феноменом как воображение (новизна, творческий характер, опора на прошлый опыт в реализации), кроме того, в художественной деятельности они взаимосвязаны. Для осуществления импровизации в. художественной деятельности нужно художественное воображение, которое необходимо и для создания художественных продуктов с включением элементов импровизации.

3. Процесс развития художественного воображения детей на занятиях по искусству успешно осуществляется с применением художественно-педагогических моделей, включающих художественные (импровизацию с особенностями ее осуществления в художественной деятельности: вариация, контраст) и педагогические (методы и приемы, способствующие развитию художественного воображения детей в процессе восприятия и создания художественных продуктов) составляющие.

4. В зависимости от условий проведения занятий по искусству в классах развития учителем могут быть использованы три художественно-педагогические модели: вариантная, контраст-дополнение и контраст-сопоставление, предусматривающие реализацию восприятия детьми художественных произведений и практическую деятельность детей с целью развития у них художественного воображения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Качалова, Алёна Аркадьевна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Проведенные констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно-поисковой работы позволили сделать следующие выводы:

1. В связи с тем, что в большей части существующих методик не дается указаний на преимущественное исследование тех или иных конкретных видов воображения и их авторы предлагают оценить качественный уровень развития имажинитивных процессов в целом, для определения уровня развитости творческого воображения были использованы тесты Е.П. Торранса (на выявление уровня развития творческого мышления), тесты Е.М. Торшиловой (на выявление способности к опознанию формы и сложной синестезии), тесты Т.А. Барышевой, И.Г. Тулиной, В.А. Шекалова и др. (на выявление комплекса креативных качеств ребенка). Выбор данных тестов был обусловлен широкой апробацией их в практике проведения диагностирования детей дошкольного возраста, а также возможностью воплощения творческого воображения в определенные продукты, появившиеся с помощью использования разнообразных средств художественной выразительности: слова, цвета, художественной формы, звука и музыкальной интонации.

2. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил определить, что уровень развития художественного воображения детей старшего дошкольного возраста, пришедших в классы развития при общеобразовательных школах городов Шадринска и Екатеринбурга в основном низкий и средний. Наиболее приемлемые результаты были получены по соотнесению геометрических фигур с определенными профессиями, а также при составлении картинки из предложенного стимульного материала. Результаты выполнения творческого задания по составлению рассказов по музыкальному произведению и соотнесению картины со звуковой динамикой показали, что уровень развития творческого воображения детей был в основном низкий.

3. Анализ различных типов педагогических моделей позволил выделить наиболее приемлемый тип к предмету настоящего исследования из них. Это — процессная модель, в ней отражены такие элементы педагогического процесса (модели, методы, включенные в их содержание), для решения задачи развития творческого воображения детей. Такой тип модели - процессная модель позволит учителю создавать импровизационные моменты, способствующие развитию таких качеств личности детей на занятиях по искусству, как художественное воображение.

4. Концептуальная основа построения моделей базировалась на следующих принципах:

- полихудожественности;

- связь искусства с жизнью;

- содержательного единства развития художественного восприятия и практической деятельности детей;

- единства народного, академического (классического и современного) искусства в обучении школьников;

- преподавание искусства, исходя из его закономерностей.

5. Поскольку при разработке педагогических моделей процессного вида они базировались на принципе преподавания искусства, исходя из его закономерностей (вариационность и контраст), проявляющихся во многих произведениях искусства различных видов и включали определенные для каждой модели методы и приемы, то они определялись как художественно-педагогические.

6. Основными художественно-педагогическими моделями, способствующими введению импровизации для развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях искусства, явились:

- вариантная;

- контраст-дополнение,

- контраст-сопоставление.

7. Разработаны художественно-педагогические модели:

- вариантная, предполагающая сопоставление вариантов решения авторами одной и той же темы в художественных произведениях, создание ребенком вариантов завершения незаконченных творческих продуктов, использование вариативности в играх, в творческих заданиях и театрализации;

- контраст-дополнение, предполагающая сопоставление произведений различных видов искусства для создания у детей единого художественного впечатления, воплощение ребенком в творческом продукте контрастных образов с последующим: их дополнением, использование метода комбинаторных цветовых игр и творческих заданий, включающих контраст-дополнение в их реализацию;

- контраст-сопоставление, предполагающая предъявление детям контрастных художественных произведений, создание детьми художественных продуктов в процессе совмещения декламации и ритмического сопровождения, рисунка и музыкального сопровождения, цветовой и музыкальной, импровизации, а также использование методов коллективной творческой работы, художественных загадок, творческих заданий, базирующихся на использовании контраста в их осуществлении.

8. Результаты итогового этапа опытно-поисковой работы по введению в процесс художественного обучения старших дошкольников художественно-педагогических моделей в экспериментальных группах показали значительную динамику сформированности их художественного воображения. Так, значительно улучшились показатели по выполнению всех пяти заданий, в том числе и те, которые касались сочинения рассказов по музыкальному произведению и по картине, по соотнесению динамики звука с картинами, а также по воссозданию картины из предложенной геометрической фигуры.

9. Вместе с тем результаты итогового диагностирования детей в контрольных группах показали лишь незначительную динамику развития их художественного воображения. По некоторым заданиям (задание 3-е, 4-е и 5-е) эта динамика отсутствовала. При выполнении этих заданий были получены результаты адекватные результатам констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

10. Все выше указанное позволяет сделать вывод об эффективности художественно-педагогических моделей, вводимых на занятия по искусству у старших с целью развития их художественного воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение проблемы, итоги опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы по проблеме позволил сформулировать понятие «художественное воображение детей» — это целенаправленный, активный, произвольный процесс воссоздания ребенком художественного образа произведения искусства и/или создания им художественного продукта с элементами новизны на основе приобретенного ребенком опыта.

2. Общность черт таких явлений, как импровизация и воображение (новизна, творческий характер, опора на прошлый опыт), а также их взаимосвязь позволяют считать импровизацию способом развития художественного воображения детей на занятиях по искусству в классах развития при общеобразовательных школах.

3. К основным принципам разработки художественно-педагогических моделей относятся: полихудожественности, связи искусства с жизнью, развития художественного восприятия и практической деятельности, единства народного (фольклор) и академического (классического и современного) искусства в обучении детей, принцип преподавания искусства в опоре на его закономерности.

5. Для развития художественного воображения детей на занятиях по искусству использовались три художественно-педагогические модели: вариантная, контраст-дополнение и контраст-сопоставление. Вариантная модель предполагает сопоставление вариантов решения авторами одной и той же темы в художественных произведениях, создание ребенком вариантов решения незаконченных творческих продуктов, использование вариативности в играх, в творческих заданиях и театрализации. Модель контраст-дополнение предполагает сопоставление произведений различных видов искусства для создания у детей единого художественного впечатления, воплощение ребенком в творческом продукте контрастных образов с последующим их дополнением, использование методов комбинаторных цветовых игр и творческих заданий, включающих контраст-дополнение в их реализацию. Модель контраст-сопоставление предполагает предъявление детям контрастных художественных произведений, создание детьми художественных продуктов в процессе интеграции различных видов художественной деятельности: декламации и ритмического сопровождения рисунка и музыкального сопровождения, цветовой и музыкальной импровизации, а также введение методов коллективной творческой работы, художественных загадок, творческих заданиях, базирующихся на использовании контраста в их осуществлении.

6. Специфика диагностирования-у детей развитости художественного воображения заключается в возможности использования тестов, выявляющих уровень развитости познавательных процессов; в которых художественное воображение является необходимым компонентом, реализующимся в определенном художественном продукте и/или в воссозданном художественном образе воспринятого произведения искусства.

Опытно-поисковая работа доказала эффективность разработанных художественно-педагогических моделей для развития художественного воображения детей на занятиях по искусству в классах развития общеобразовательных школ.

Исследование может быть продолжено в русле следующих направлений: выявление эффективных способов развития художественного воображения детей других возрастных групп, развитие художественного воображения на материале занятий по определенным видам искусства в различных видах художественно-творческой деятельности детей. к

136

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Качалова, Алёна Аркадьевна, 2010 год

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать Текст. / Ю.П.Азаров. -М.: Просвещение, 1979. - 225 с.

2. Айзеке, С. Природа и функция фантазии Текст. / С. Айзеке // Развитие в психоанализе: пер. с англ. / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвер и др.; под ред. И.Ю. Романова. М.: Академический Проект, 2001. - С. 121-190.

3. Актуальные проблемы лингвистики, психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранным языкам Текст.: материалы междю науч. практ. Конференции, посвящ. 40-летию фа-та ин. Языков ШГГ1И. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2004. - Ч.П. - 170 с.

4. Алексеев, П.В. Творчество и познание Текст. / П.В. Алексеев, A.B. Панин // Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, A.B. Панин. М.: Высш. шк., 1991. - С. 185-199.

5. Аристотель, О душе Текст. / Аристотель. СПб.: Питер, 2002.220 с.

6. Аристотель, Сочинения в 4-х т. Текст. М.: АН СССР, 1975. -Т.1.-550 с.

7. Артемов, В.А. Психология творчества Текст. / В.А. Артемов // Артемов, В.А. Очерк психологии. М.: Гос. уч.-пед. издат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1954. - С. 187-201.

8. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества / Е.Я. Ба-син. М.: Знание, 1985. - 64 с.

9. Берикханова, Л.Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов. Текст. / Л.Ю. Берикханова // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И.К.Журавлев, В.С.Шубинский. М.: Педагогика, 1991. - Вып.2(58) - С.67-72.

10. Бирюков, С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы Текст.: дис. канд. Искусствоведения / С.Н. Бирюков. М., 1980. - 192с.

11. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование Текст. / Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.

12. Бондаренко, Т. О педагогической импровизации на уроке музыки Текст. / Т. Бондаренко// Искусство в школе. 2007. - №3. - С. 24-28.

13. Бордовская, Н.В. Педагогика Текст.: учебн. для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. СПб: Питер, 2001. - 304с.

14. Боровик, О. В. Развитие воображения Текст.: метод. Рекомендации / О.В. Боровик. М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000. - 112с.

15. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Д.С. Брунер. -М.: Прогресс, 412с.

16. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение Текст.: избр. психол. тр. / A.B. Брушлинский. 2-е изд., испр. - М. - Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003.-406 с.

17. Васильева Л. И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.И. Васильева. Н. Новгород, 2006. - 144 с.

18. Веккер, Л.М. Психические процессы Текст. / Л.М. Веккер. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1974. - Т.1. - 334 с.

19. Венгер, JI.A. Воображение и память в старшем дошкольном возрасте Текст. / JI.A. Венгер, B.C. Мухина // Венгер, JI.A. Психология / JI.A. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. - С. 217-220.

20. Венгер, JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) Текст. / JI.A. Венгер. М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

21. Венгер, JI.A. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию Текст. / JI.A. Венгер // Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2000.-С. 196-206.

22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991 — 19 с.

23. Выготский JI.C. Воображение и творчество в дошкольном возрасте Текст. / JI.C. Выготский. СПб.: Союз, 1997 - 92 с.

24. Выготский, JI. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Текст.: избр. психологические исследования / JI.C. Выготский. М., 1956. -429 с.

25. Выготский Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6-ти т. / JI.C. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - Т.2. Проблемы общей психологии. - 504 с.

26. Выготский JI. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития Текст. / JI.C. Выготский // Вопр. психологии. 1972. - № 2. — С. 114-123.

27. Гагай, В.В. Роль воображения в творческом мышлении младших школьников Текст. / В.В. Гагай // Наука и школа.- 2002. №1. - С. 32-36.

28. Гладких, З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования Текст.: автореф. дис. канд. пед. Наук / З.И. Гладких. М., 1997. - 17 с.

29. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего возраста: современные педагогические технологии Текст.: учебно-метод. пособие /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 428с.

30. Гумилев, Н.С. Письма о русской поэзии / Н.С. Гумилев. СПб.,1923.

31. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

32. Данилкина И.И. Концепт визуализации воображения в творчестве, как феномен культуры Текст.: автореферат . канд. пед. наук: 24.00.01-теория и история культуры / И.И. Данилкина. Тамбов, 2009. - 33 с.

33. Джексон, П. Импровизация в тренинге Текст. / П. Джексон. -СПб.: Питер, 2002 256 с.

34. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты Текст.: учеб. пособие. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2009. -533 с.

35. Диалектика и смысл творчества (к критике антропоцентризма) Текст. / Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание / отв. ред. Е.Я. Режабек. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. - С. 42-58.

36. Диалектика и теория творчества Текст. / под ред. С.С. Гольден-трихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 200 с.

37. Дмитриева, Т.А. Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации Текст.: дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Т.А. Дмитриева. М.: РГБ, 2005. - 214с.

38. Доронова, Т. О концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе Текст. / Т. Доронова // Дошк. воспитание. 2007. - №8. - С. 18-31.

39. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника Текст. / О.М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. - 96с.

40. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения Текст. / О.М. Дьяченко // Вопр. психологии. 1988. - № 6. - С. 52 - 59.

41. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников Текст. / О.М. Дьяченко // Вопр. психологии. 1987. -№1. — С. 44-51.

42. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника Текст.: метод. пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. М.: Мозаика-Снтез, 2008. - 128 с.

43. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников Текст. / О.М. Дьяченко. -М.: РАО, 1996. 197 с.

44. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста Текст. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопр. психологии. 1987. - № 1. - С. 44 - 51.

45. Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера Текст.: учеб. пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова. М.: Архитектура-С, 2005. - 464 с.

46. Ерофеева, Т.И. Образование детей старшего дошкольного возраста Текст. / Т.И. Ерофеева // Управление ДОУ. 2008. -№7. - С. 72-75.

47. Загвязинский, В.И. О педагогической импровизации и учителях-импровизаторах Текст. / В.И. Загвязинский // Коммуникативная методика. — 2003.-№6.-С. 30-32.

48. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В.И. Загвязинский. М: Просвещение, 1987. - 160 с.

49. Загязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей Текст. / В.И. Загвязинский. М.: Знание, 1986. - 116 с.

50. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения. Текст. / Е.В. Заика // Вопр. психологии. 1993. - № 2. - С. 54-62.

51. Запорожец, A.B. Психология Текст. / A.B. Запорожец. М.: Просвещение, 1965. - 240 с.

52. Захарюта, Н.В. Культурно-историческая концепция JI.C. Выготского основа преддошкольной подготовки детей Текст. / Н.В. Захарюта // Нач. шк. плюс да и после. - 2008. - №2. - С. 50-53.

53. Зудина, Е. В. Подготовка будущих учителей к импровизации в профессионально-педагогической деятельности Текст. : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.08 /Е. В. Зудина . Волгоград, 2008.-23, 1. с.

54. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения Текст. / Е.И. Игнатьев // Психологические исследования представлений и воображения / Известия Академии Педагогических Наук РСФСР. -М.: Изд.АПН РСФСР, 1956 Вып. 76. С. 3-17.

55. Ильенков, Э.В. О воображении Текст. / Э.В. Ильенков // Нар. образование. 1968. - №3. - С. 33-43.

56. Ильин, E.H. Рождение урока Текст. / E.H. Ильин. М., 1986.158 с.

57. Ильницкая, И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения Текст. / И. Ильницкая, JI. Остапенко // Дошк. воспитание.-2007.-№3. С. 15-21.

58. Импровизация детская, импровизация педагогическая Текст. / сост. H.A. Виноградова // Дошкольное образование: словарь терминов / сост. H.A. Виноградова и др. М.: Айрис-пресс, 2005. - С. 114.

59. Истомина, С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчестваТекст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.07/ С.М. Истомина. -Екатеринбург, 2005. 196с.

60. Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе Текст. / Е.П. Кабкова. — М.: Институт художественного образования РАО, 2004. 261 с.

61. Калинина, P.P. Диагностика воображения Текст. / P.P. Калинина // Калинина, P.P. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. -СПб.: Речь, 2003. С. 99-105.

62. Калинина, Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы Текст. / Т.В. Калинина. СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.-64 с.

63. Калиновский, Ю.И. Решение макродидактических задач адресной помощи дошкольнику в условиях региональной системы образования Текст. / Ю.И. Калиновский, Н.В. Борисова // Педагогическое образование и-наука. — 2009. -№11. — С. 96-100.

64. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения Текст. / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1979. - 189 с.

65. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 144с.

66. Карандашев, Ю. Н. Развитие представления у детей Текст.: учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. Мн.: М-во просвещения БССР, Мин. гор. совет Педобщества БССР, 1987. -82с.

67. Качалова, A.A. Диагностика развитости художественного воображения старших дошкольников Текст. / A.A. Качалова // Известия Уральского государственного университета. 2010. - № 5/73. — С. 117-124.

68. Качалова, Л.П. Генезис проблемы педагогической импровизации Текст. / Л.П. Качалова // Актуальные проблемы современного образования (методология, теория и технология): сб. науч. ст. / ШГПИ. Шадринск: ШГПИ, 2006. — С. 20-36.

69. Качалова Л.П. Педагогическая импровизация в контексте формирования интереса к учительскому труду будущих учителей Текст. / Л.П. Качалова // Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: сб. науч. трудов. -Шадринск: ШГПИ, 2004. С. 123-132.

70. Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей Текст. / Г.Д. Кириллова // Доппс. воспитание. 1971. - № 2. - С. 4-46.

71. Клебанов, И.М. О педагогическом такте учителя Текст. / И.М. Клебанов // Учен, записки Ленингр. гос.пед. ин-та им. А.Герцена. 1956, Т. 123.-С.197.

72. Клименко, Л.И. О природе и типах интуиции Текст. / Л.И. Клименко // Вопросы методологической науки. Томск, 1971. - Вып.1. - С. 5258.

73. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / С.К. Кожохина. М.: ТЦ, 2002. - 192 с.

74. Кожохина, С.К. Фантазии Текст. / С.К. Кожохина // Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ, 2002.-С. 52-54.

75. Колесниченко, Т.В. Развитие творческого воображения Текст. / Т.В. Колесниченко // Шк. технологии. 2002. - №2. - С. 108-111.

76. Комарова, Т.С. Подготовка педагогов в вузе к эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей Текст. / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. 2008. - №1. — С. 4-7.

77. Кондаков, И.М. Психология Текст.: иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.79. «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 №7/1. В.В. Давыдов, В. А. Петровский.

78. Концепция МО РФ 17.06.2003 г. содержания непрерывного Начального образования (дошкольное и начальное звено).

79. Концепция организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. URL:mon.gov.ru.

80. Концепция преддошкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (проект) Текст. // Нач. шк. плюс до и после. 2006. — №8.-С. 4-10.

81. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): проект Текст. // Нач. шк. плюс-минус. — 2000. №8. — С. 8-26.

82. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Текст. // Дошкольник. Младший школьник. 2002. - №2. -С. 1-14. (Вкладыш).

83. Кораллова, Н.Д. Классика литературной импровизации Текст. / Н.Д. Кораллова. Кишинев, 1978. - 198с.

84. Коршунов, A.M. Познание и деятельность Текст. / A.M. Коршунов. М.: Политиздат, 1984. - 142 с.

85. Коршунов, A.M. Творчество и отражение в историческом познании Текст. / A.M. Коршунов, В.Ф. Шаповалов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 191 с.

86. Коршунов, A.M. Теория отражения и творчество Текст. / A.M. Коршунов. М.: Политиздат, 1971. - 255.

87. Коршунова, JI. С. Воображение и его роль в познании Текст. / Л.С. Коршунова. -М: Изд-во МГУ, 1979. 145с.

88. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения Текст. / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин. -М: МГУ, 1989. -182с.

89. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника Текст. / Е.Е. Кравцова. -М.: Просвещение, 1996. 158 с.

90. Кравцова Е. Развитие воображения Текст. / Е. Кравцова // Вопр. психологии. 1989. - № 12. - С. 37-41.

91. Краткий словарь по эстетике Текст. / под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

92. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей Текст. / Т.А. Барышева, И.Г. Тулина, В.А. Шекалов и др. Ростов н/Д, 2004.-415 с.

93. Круглов А. Словарь. Психология и характерология понятий Текст. /А. Круглов. URL:alkruglov.narod.ru/fantasie.html.

94. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. - 303с.

95. Кудрявцев, В.Т. Развитие воображения — волшебный ключ к дверям культуры Текст. / В.Т. Кудрявцев // Перемены. 2008. - №1. - С. 22-37.

96. Кудрявцев-Доброхотов, Ю. На пути к «Цветовой композиции» Текст. / Ю. Кудрявцев-Доброхотов // Художественный совет. № 6(52). - С. 22-26.

97. Кузин B.C. Психология живописи Текст.: учеб. пособие для вузов / B.C. Кузин. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век». - 2005. -304 е.: ил

98. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) Текст. / Ю.Н.Кулюткин. -М.:"Каро", 2002.- 152с.

99. Куприна, Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка Текст. / Н.Г. Куприна. М.: Academia, 2007. - 448с.

100. Куроленко, Е.М. Художественно-педагогическая деятельность профессионального музыканта в образовании Текст.: автореф. канд.пед.наук. М., 2006. - 24 с.

101. Куцакова, JI.B. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного: прогр.-метод. пособие Текст. М.: ВЛАДОС, 2003. - 376 с.

102. Лейтес, Н. С. Ранние представления одаренности Текст. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 1988. - №4. - С. 98 - 108.

103. Лосева, А. Влияние репрезентативной системы на развитие творческого воображения дошкольников Текст. / А. Лосева// Прикладная психология и психоанализ. 2001. - №4. - С. 47-53.

104. Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя Текст. / Ю.Л. Львова. -М.: Просвещение, 1992. 223 с.

105. Макаренко, A.C. Педагогические сочинения Текст. / A.C. Макаренко.-М., 1948.- 165с.

106. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей Текст. / Т.Д. Марциновская. -М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1998. 176с.

107. Музыкальное образование в школе Текст.: учеб. пособие для студентов / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

108. Музыка Текст.: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.

109. Мун, JI. Импровизация в истории искусств Текст. / Л. Мун // газ. «Искусство» изд. Дома «Первое сентября». 2002. - №6 (246) - С.3-7.

110. Мун, Л. Синтез искусств в истории художественной культуры Текст. / Л. Мун // Эстет, воспитание. 2001. - № 3. - С. 8-11.

111. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2006 — 608 с.

112. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии Текст. / пер с англ.; У. Найссер. — М., Прогресс, 1981. -230 с.

113. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения Текст.: Экспериментальное исследование / Р.Г. Натадзе. -Тбилиси, 1972. 187 с.

114. Неменский, Б.М. Приоритеты на путях очеловечения образования Текст. / Б.М. Неменский// Искусство в школе: сб. науч. тр. М: ВНИК «Школа», 1990.-С.5-18.

115. Немов, P.C. Психология Текст.: в 3-х кн.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -Кн. 1. Общие основы психологии. -688 с.

116. Немов, P.C. Психология Текст.: в 3-х кн.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Кн. 1. Общие основы психологии. -687 с.

117. Никифорова, О.И. Исследования по психологии художественного творчества Текст. / О.И. Никифорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 155 с.

118. Никифорова, О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении Текст. / О.Н.Никифорова. М., 1990. - 147 с.

119. Новикова, H.A. Творческое воображение как перспектива развития личности // Электронный ресурс. / H.A. Новикова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. -2007. №1, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-l-2007.htm

120. Новлянская, З.Н. Методика исследования чувства материала как одного из аспектов художественного воображения Текст. / З.Н. Новлянская // Вопр. психологии. 2006. - №5. - С. 165-176.

121. Новый энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская энциклопедия; РИПОЛ классик, 2008. -1456 с.

122. Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 класс Текст. / О.В. Островская. М.: Гуманитарный центр ВЛА-ДОС, 2004.-276 с.

123. О Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. «Российская Газета» Федеральный выпуск №5125 от 5 марта 2010 г. www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

124. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

125. Петровский, A.B. Воображение Текст. / A.B. Петровский //Общая психология: учебник для студ. пед. ин-тов / под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Просвещение, 1977. - С.342-360.

126. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект; Гаудеамус. -2008. 490 с.

127. Пирожкова, М. Г. Психологические особенности структуры воображения Текст.: дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / М.Г.Пирожкова. -М., 2001.-240 с.

128. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют Текст. / Ю.А. Полуянов. М.: Педагогика, 1988. - 175 с.

129. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей JI.C. Выгодского о детском художественном творчестве Текст. / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. 1997. - № 1. - С. 98-106.

130. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. /Я.А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.

131. Поташник, М.М. В поисках оптимального варианта Текст. / М.М. Поташник. М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

132. Прокофьева, И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Прокофьева. Тюмень, 2002. - 24 с.

133. Пронина, Е. Психология формирования воображения дошкольника Текст. / Е. Пронина // Прикладная психология и психоанализ. 2006. -№3. - С. 16-23.

134. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Текст.: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. - 160 с.

135. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов Текст. / под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. - 352 с.

136. Ратанова, Т.А. Методы диагностики воображения Текст. / Т.А. Ратанова // Диагностика умственных способностей детей. — М.: Флинта, 2003.-С. 73-76.

137. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй Текст.: пер. с итальянского/ Дж.Родари. — М.: Прогресс, 1978.-214 с.

138. Родионова, В.О. Психолого-педагогические особенности и предпосылки становления способности к импровизации на уроках изобразительного искусства Текст. / В.О. Родионова, А.Н. Родионов // Психология обучения. 2010. - №5. - С. 44-59.

139. Розетт, И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности Текст. / И.М. Розетт. Мн., 1977. - 270с.

140. Рослякова, Е.Е. Влияние воображения на развитие личности ребенка дошкольного возраста Текст. / Е.Е. Рослякова // Нач. шк. плюс до и после. 2002. - №12. - С. 11-14.

141. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

142. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст.: в 2-х т. / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1. 486 с.

143. Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн; под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Педагогика, 1973. 423 с.

144. Рунин, Б.М. О психологии импровизации Текст. / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. — Д.: Наука, 1980. С. 45-57.

145. Рунин, Б.М. О психологии импровизации Текст. / Б.М. Рунин //Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельче-нок. Мн.: Харвест, 2003. - С. 626-641.

146. Рязанцева И.М. Формирование художественного воображения в специальной подготовке студентов художественно-графического факультета Текст.: дис. . д-ра пед. наук : (13.00.02) / И.М. Рязанцева. М., 2003. -322 с.

147. Сабурова, JI.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности Текст.: дис. канд. филос. наук / JI.A. Сабурова. -Свердловск, 1988.

148. Самойлова Е. Учитель это стильно Текст. / Е. Самойлова //Управление шк. -2004. - №4. - С. 19-21.

149. Сандалев, A.B. Импровизация в искусстве Текст. / A.B. Санда-лев. Молдова-Пресс, 1976. - 374 с.

150. Сапогова, Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников Текст. / Е.Е. Сапогова // Вопр. психологии. -1993. -№3. с. 24-31.

151. Симонов, П.В. Метод К.С.Станиславского и физиологии эмоций Текст. / П.В. Симонов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 374 с.

152. Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии Текст. / В. Синельников // Дошк. воспитание. 1993. - № 10. - С. 69-72.

153. Система эстетического воспитания в детском саду Текст. / под общ. ред. H.A. Ветлугиной. М.: АПН РСФСР, 1962. - 372 с.

154. Сказка, как источник творчества детей Текст.: пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. М.М. Безруких. — М.: ВЛАДОС, 2001.-287 с.

155. Скоролупова, О. Образование детей старшего дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений государственной политики вобласти образования Текст. / О. Скоролупова // Дошк. воспитание. -2007.-№8.-С. 12-18.

156. Сляднев, А. А. Профессиональная подготовка студентов к импровизационно-педагогической деятельности Текст.: дис. . канд. пед. наук / A.A. Сляднев. Ставрополь, 1999. - 166 с.

157. Смирнова, Е.О. Детская психология Текст.: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

158. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве Текст. / К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1972. - 534с.

159. Страхов, И.В. Психология воображения Текст.: пособие для студ. пед. ин-тов / И.В. Страхов. — Саратов: СГПИ, 1971. 78с.

160. Страхов, И.В. Психология творчества Текст.: лекции для студ. Педвузов/ И.В. Страхов. Саратов, 1968. - 96с.

161. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства Текст.: книга для семейного чтения творческого досуга / Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. М.: АСТ:Астрель, 2009. - 141 е.: с ил.

162. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей Текст.: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

163. Тагильцева, Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни Текст. / Н.Г. Та-гильцева. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 65с.

164. Тагильцева, Н.Г. Учимся слушать музыку в школе развития Текст. / Н.Г. Тагильцева // Искусство в шк. 2007. - № 5. - С.24-27.

165. Тагильцева, Н.Г. Современная музыкальная культура и ребенок Текст.: монография / Н.Г. Тагильцева, М.Р. Шамтиева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 149с.

166. Тараданова, И. О приоритетных направлениях государственной политики в области дошкольного образования Текст. / И. Тараданова // Дошк. воспитание. — 2007. — №8. С. 8-12.

167. Творческая направленность деятельности педагога Текст.: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской JL, 1978. - 102 с.

168. Творчество, воображение и интуиция Текст. // Диалектика процесса познания / под ред. М.Н. Алексеева, A.M. Коршунова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - С. 251-267.

169. Творчество и самопознание личности Текст. // Диалектика и теория творчества / под ред. С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-С. 114-128.

170. Тельманова, Е.В. Процессно-деятельностная модель, подготовки студентов к деятельности в. области менеджмента качества Текст.: дис. . канд. пед. наук / Е.В. Тельманова. Челябинск, 2007. - 208 с.

171. Товстоногов, Г.А. Уроки БДТ Текст. / Т.А. Товстоногов // Клуб и художественная самодеятельность. 1985.- № 15. - С.24-26.

172. Торшилова, Е.М. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет Текст. / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-141 с.

173. Третьяк, Н. О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста Текст. / Н. Третьяк // Дошк. воспитание. 2007.,- №3. - С. 8-13.

174. Турро, И.Н. Коллективные работы учащихся по рисованию Текст. / И.Н. Турро. М.: Просвещение, 1965. - 77 с.

175. Тутолмин, A.B. Систематизирующие основания педагогического творчества Текст. / А.В.Тутолмин // Творчество в педагогической деятельности: монографический сб. науч. тр. — Глазов: Изд-во 11 'ПИ, 1993. Вып. 2. - С. 3-28.

176. Ускова, Г.А. Изучение особенностей воображения и фантазии Текст. / Г.А. Ускова // Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. — М.: Академический Проект, 2004. — С. 36-42.

177. Филатов, Ф.Р. Общая психология Текст. / Ф.Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.

178. Философский словарь Текст.7 под. ред. Фролова. — М.:-Политиздат, 1986. 590 с.

179. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника Текст. / Е.А. Флерина; под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-334 с.

180. Фомичева, И. Г. Виды творческих педагогических решений Текст. / И.Г. Фомичева // Сов. педагогика. 1989. - № 11. С, 87—90.

181. Харькин, В.Н. Педагогическая импровизация Текст. / В.Н. Харькин. М.: МИП Магистр, 1992. - 160 с.

182. Хрестоматия по возрастной психологии Текст.: учеб. пособие для студ. / Сост.Л.М. Семенюк. 2-е изд., испр. - М.-Воронеж: РАО Моск. психолого-соц. ин-т, 2003. - 399 с.

183. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка Текст. / / ред. сост. Г.В. Бурменская. М.: РАО Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. - 655 с.

184. Христаревич, Д. Великие виртуозы Текст. / Д. Христаревич. -Киев: Наукова Думка, 1957. 112 с.

185. Художественное творчество в детском саду Текст.: пособие для воспитателя и муз. руководителя / под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. — 175 с. с. ил.

186. Художественное творчество и ребенок Текст. / под общ. ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

187. Цымбулов, В.И. Детский рисунок и развитие воображения Текст. / В.И. Цымбулов // Искусство и образование. 1999. - №2 (8). - С. 2024.

188. Цымбулов, В. Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей Текст. / В. Цымбулов // Искусство в шк. -2002.-№2.-С. 66-69.

189. Шинтяпина, И.В. Роль педагогической импровизации в процессе формирования творческой личности учителя Текст. / И.В. Шинтяпина // Теор1я i методика мистецько1 освгги: зб1рник наукових праць. Киев. Вып. 2.-2001.-С. 208-217.

190. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство Текст.: учеб. для 1 кл. нач.шк. / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 2004. - 94 е.: ил.

191. Эрберг, К. Цель творчества: Опыты по теории творчества и эстетики Текст. / К. Эрберг. М.: Рус мысль, 1913. - С. 110-111.

192. Энциклопедический словарь Текст. / изд. Ф. А. Брокгаузъ, И.А. Ефронъ. СПб.: - Типо-Литография И.А. Ефрона, 1892. - Т. VII Вола-пюкъ - Выговсюе. - 481 с.

193. Эстетическое воспитание в детском саду Текст.: пособие для воспитателей дет. сада / под ред. H.A. Ветлугиной. — 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.

194. Якушева, Г.И. Формирование профессиональных навыков и умений у студентов педагогических учебных заведений в области народногодекоративно-прикладного искусства Текст. Г.И. Якушева // Нач. шк. -2002.-№10.-С. 21-25.

195. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе Текст.: учеб. Пособие / А.Ф. Яфальян. — М.: Изд-во Феникс, 2008-381 с.

196. Amabile, Т.М. (1983). The social pshychology of creativity. New-York: Springer-Yerlag.

197. Bloom, B. (1985). Developing talent in young people. New-York: Ballantine.

198. DeBono, E. (1970). Lateral thinking: Creativity step by step. New-York: Harper & Row.

199. Finke, R. (1990). Creative imagery. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

200. Ghiselin B. Ultimate Criteris for Two Levels of Creativity. In: "Scientific Creativity", ed.by C.W. Taylor and F. Barron. N. Y., 1963.

201. Guilford J.P. Measurement of Creativity. In: "Explorations in Creativity". N. Y., 1967.

202. Michalko, M. (1998). Cracking creativity. Berkeley, CA: Ten Speed Press.

203. Parnes S. Guidebook for Creative Thinking. N. Y., 1963.

204. Parnes S. Source Book for Creative Thinking. N. Y., 1963.

205. Sintia Novak . Considerations On Dancing Improvisation. Contact Quarterly, Winter/Spring 97, Vol.22. N1.

206. Sprecher T.B. A Proposal for Identifying the Meaning of Creativity. -In: "Scientific Creativity", ed. by C.W. Taylor and F. Barron. N. Y., 1963

207. Stein MJ. Creativity and Scientists. In: "The National physical laboratories", The Direction of Research establishments, N 3. L., 1957.

208. Stein M.J., Heinze C.T. Creativity and the Individual. Glencoe, 1960.

209. Stein, M.I. (1974). Stimulating creativity (vol. 1). New-York: Academic.

210. Taylor C.W. (ed.). Creativity. Progress and potential. N. Y., 1964.

211. Tardif, T.Z. & Sternberg, RJ. (1988). What do we know about creativity? In R.J. Sternberg (Ed.), The nature of creativity. Cambridge University Press.

212. Wallach, M.A. (1985). Creativity testing and giftedness. In F.D. Horowitz & M. O'Brien (Eds.), The gifted and talented: Developmental perspectives, Washington, DC: American Psychological Association, 99-123.

213. Wallach, M.A. & Kogan, N. (1965). Modes of thinking in young children. New-York: Holt.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.