Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в процессе преподавания инфографики в высшей школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Зотова Ксения Владимировна

  • Зотова Ксения Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 260
Зотова Ксения Владимировна. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в процессе преподавания инфографики в высшей школе: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2020. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зотова Ксения Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Научно-теоретические основы развития художественно-творческой активности студентов художественных вузов в процессе изучения инфографики

1.1. Теоретические основы формирования инфографики и краткая история ее развития в странах Европы и России

1.2. Современные проблемы и тенденции использования инфографики в дизайне полиграфической продукции как основа для обучения студентов художественных вузов

1.3. Психолого-педагогические основы и условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе изучения

инфографики и проектирования инфографических объектов

Вывод по 1 главе

Глава 2. Методические основы проектирования информационной графики и создания инфографического дизайна

2.1. Методика работы над созданием визуальных коммуникаций средствами инфографики в современной полиграфической продукции

2.2. Методика организации занятий по изучению инфографики и проектированию инфографического дизайна

2.3. Экспериментальная проверка разработанной методики развития художественно-творческой активности студентов в процессе

проектирования инфографики

Вывод по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в процессе преподавания инфографики в высшей школе»

Актуальность исследования

Исследуя тенденции современного образования, можно заключить, что наблюдаются значительные изменения в применяемых в высшей школе педагогических технологиях обучения. Современные ученые отмечают значительно возросшую в последнее время информационную активность. С увеличением объема информации, которую необходимо усвоить будущему специалисту, перед современным педагогом стоит задача наилучшим образом донести до студента накопленные знания, используя новые технологии.

Инфографика, являясь областью интереса дизайнеров, в настоящее время становится актуальным способом предоставления информации и в педагогическом процессе. В связи с повышением потока знаний, передаваемых обучаемым, возникает необходимость внедрения в педагогический процесс более продуктивных методов обучения, максимально ориентированных на использование инфографики, она становится эффективным способом решения задач передачи и восприятия информации, так как позволяет представить большой объем разнообразных сведений в организованном виде. Исходя из вышеизложенного, следует, что назрела необходимость более основательного внедрения инфографики в образовательное пространство вуза.

С одной стороны инфографика — дисциплина, необходимая будущим дизайнерам в их профессиональной деятельности, с другой — в современном педагогическом процессе донесение информации до студентов с использованием информационной графики может быть мотивирующим моментом для изучения этой дисциплины, дать возможность повысить интерес студентов к овладению способами передачи информации посредствам инфографики, так как они на практике имеют возможность прочувствовать как помогает визуализация информации воспринимать учебный материал и использовать его в дальнейшем творчестве.

Развитие художественно-творческой активности можно считать одной из основных задач в процессе формирования профессиональных компетенций

студентов художественных вузов. Работа над созданием информационных структур, является сегодня одним из актуальных направлений графического дизайна. Включение студентов в этот процесс способствует развитию интереса и формирует их творческую активность, поскольку инфографика дает возможность донести огромные объемы информации в различных областях науки и техники.

Актуальность данного исследования состоит в том, что оно включает в себя изучение процессов передачи информации с помощью инфографики, показывает уровень развития современных информационных систем применительно к графическим структурам. Процесс создание этих инфографических структур с одной стороны необходим обществу, с другой имеет колоссальное значение в процессе обучения студентов художественно-графических факультетов, развивая их творческий потенциал и активизируя их деятельность, что в конечном итоге приводит к сформированности профессиональных компетенций студентов художественных вузов, направленных на активизацию творчества.

Область исследований, касающаяся вопросов профессиональной подготовки студентов, всегда была актуальной. Несмотря на это, проблема развития художественно-творческой активности обучаемых в процессе проектирования информационной графики, разработка методических основ ее преподавания, является недостаточно изученной, в связи с этим своевременной и значимой.

Проблема исследования заключается в определении психолого-педагогических условий и методики формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов вузов, направления дизайн, в процессе изучения ими основ инфографики и создания инфографического дизайна.

Цель исследования — изучить исторические условия формирования и развития информационной графики, теоретические аспекты ее создания и разработать методические основы преподавания данной дисциплины,

направленные на формирование художественно-творческой активности студентов-дизайнеров ХГФ.

Объект исследования — обучение студентов-дизайнеров созданию информационной графики в процессе проектирования визуальной среды.

Предмет исследования — педагогическая система, направленная на формирование художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в процессе изучения ими основ информационной графики и создания инфографического дизайна.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров будет проходить наиболее эффективно, в процессе изучения основ информационной графики и проектирования инфографического дизайна, при следующих условиях:

- если развитие художественно-творческой активности студентов и формирование их профессиональных компетенций в процессе изучения информационной графики и создания информационного дизайна, с применением компетентностно-контекстного подхода и метода проектов в процессе обучения, будут осуществляться в неразрывной связи друг с другом;

- разработке эффективной методики преподавания, направленной на проектирование условий, способствующих проявлению у студентов, в процессе создания инфографического дизайна, художественно-творческой активности на достаточно высоком уровне;

- формирования интереса к изучению теоретических основ информационной графики и созданию инфографического дизайна на основе изучения истории развития инфографики в России и за рубежом;

- если процесс работы по созданию проектов в области инфографики будет сопровождаться использованием специальных методических пособий с применением инфографических приемов и компьютерных программ;

- повышении уровня эмоционального состояния и мотивации студентов, усилении их волевых качеств, активном развитии интеллекта, применении интуиции, а также чувственного опыта при реализации творческих задач;

- организации процесса обучения на основе интенсивной творческой деятельности студентов и принципах развивающего обучения, направленных на достижение оптимального общего развития;

- если будет создан экспериментальный курс по изучению теоретических основ инфографики и разработке проекта, непосредственно связанный с дисциплинами учебного плана — «Основы проектирования (пропедевтика)», «Проектирование в коммуникативном дизайне», «Компьютерные технологии в дизайне», «Типографика», «Технологии полиграфии».

Основываясь на цели, предмете и гипотезе исследования, нами были поставлены следующие задачи:

- проанализировать литературные источники, связанные с тематикой нашего исследования, необходимые для определения значимости информационной графики в процессе формирования художественно-творческой активности студентов художественных вузов;

- разработать и проверить на практике психолого-педагогические условия развития художественно-творческой активности студентов в процессе проектирования инфографики;

- разработать методику преподавания информационной графики, направленную на эффективное формирование художественно-творческой активности студентов;

- обосновать критерии оценки художественно-творческой активности студентов и разработать технологию определения уровней ее сформированности в результате обучения инфографике;

- разработать программу спецкурса по изучению инфографики и проектированию объектов инфографического дизайна.

Методологическую основу исследования составили:

- научные психолого-педагогические работы по проблемам развития художественно-творческой активности в процессе деятельности (Р. Арнхейм, К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Н.Н. Волков, Д.П. Гилфорд, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Ц.И. Киреенко,

A.И. Крупнов, М.С. Лейтес, Т.С. Лапин, А. Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Небылицын, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, В.И. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фильштейн, П.М. Якобсон и др.);

- научные труды по теоретическим проблемам и истории оформления диаграмм (Э.Р. Тафти, А. Каиро, М. Смикиклас, Х. Эрреа). Методическая литература по инфографике современных российских дизайнеров (М.С. Горбачевского, В.В. Лаптева);

- научные исследования, посвященные истории периодической печати (Е.Ю. Герчука, Я. Чихольда, К. Бюхера, Л. Саламона);

- работы, отразившие теоретические основы типографики и практические методики ее создания (Ю.М. Гордона, Г. Цапфа, Я. Чихольда, Э. Шпикермана);

- научные работы по маркетингу и менеджменту средств массовой информации (В.В. Ворошилова, М.В. Гундарина, С.П. Голубкова,

B.В. Морозова и некоторых др.);

- труды ведущих ученых в области педагогики и методики преподавания (А.Д. Алехин, Г.В. Беда, И.М. Власова, Л.В. Занков,

C.Е. Игнатьев, Ю.Ф. Катханова, Т.С. Комарова, Е.И. Корзинова, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Д.А. Хворостов, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.);

- научно-философские и психолого-педагогические работы по проблемам развития художественного творчества в процессе активной деятельности (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, И.С. Коган, А.И. Крупнов, Т.С. Лапина,

Б.Ф. Ломов, С.П. Ломов, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов,

Н.М. Сокольникова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, С.К. Ткалич, и др.);

- докторское исследование по проблемам развития художественно-творческой активности школьников (Н.М. Сокольникова);

- кандидатские исследования по проблемам формирования художественно-творческой активности (М.В. Бардала, С.В. Городецкая, И.С. Искра, Ю.Н. Калугина, Н.С. Колмагорова, В.П. Кузовлев, Л.Н. Романова, Е.А. Фёдорова);

- кандидатские исследования по проблемам инфографики (С.В. Остриков).

Методы исследования

При работе над диссертацией нами были определены следующие методы исследования:

теоретические — на основе которых нами был сделан исторический анализ развития информационной графики, исследование появления и становления инфографического дизайна, изучение исторической и методической литературы по проблемам инфографики, а также правовых документов по теме исследования;

эмпирические — дающие возможность последовательной организации эксперимента и направленные на анализ осуществляемого нами процесса развития творческой активности студентов, изучающих информационную графику и создающих инфографические объекты дизайна;

диагностические — направленные на изучение работ и результатов проектной деятельности студентов до и после введения разработанной нами экспериментальной программы, а также осуществление диагностики и анализа полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный педагогический университет» и федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А Шолохова. Всеми этапами эксперимента были охвачены более 100 человек.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа, ход его определялся посредствам выбранной нами методологии поставленным задачам.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа, с 2014-2018 гг.

На первом этапе (2014-2015 гг.) мы осуществляли теоретическое изучение проблемы нашей диссертационной работы, в течении этого периода решались следующие задачи: исследование психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ современных ученых, направленность которых актуальна для нашего эксперимента и в основу которых входит процесс формирования художественно-творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе изучения ими теоретических и практических аспектов создания информационной графики; проведение анализа и синтеза научных трудов по истории и теории развития и формирования инфографики в Европе, Америке и России; изучение культурологических и искусствоведческих аспектов образования и становления инфографических структур.

На данном этапе были обозначены границы и основные концепции экспериментальной методики исследования, сформирована гипотеза и понятийный аппарат, разработана экспериментальная программа по изучению инфографики на основе модулей учебного плана 54.03.01 Дизайн — «Проектирование печатной продукции».

На втором этапе проводилась экспериментальная проверка исследования по выбранной теме (2015-2017 гг.).

Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось нами в начале учебного семестра, в процессе которого мы проверяли первоначальный уровень подготовленности студентов в контрольной и

экспериментальной группе. Формирующий эксперимент проводился во время всего учебного семестра, он был направлен на апробирование и корректировку разработанной нами программы, а также экспериментальной методики, заложенной в ней, по которой осуществлялось преподавание информационной графики. Реализуя данный процесс, мы определяли какие психолого-педагогические условия необходимы для формирования художественно-творческой активности студентов. Также нами были разработаны критерии, по которым оценивалось ее развитие и формирование.

Формирующий эксперимент осуществлялся нами следующим образом: обучение в экспериментальных группах проводилось по специально разработанной программе, а в контрольных — по традиционной методике.

Учебный процесс, направленный на формирование художественно -творческой активности студентов, в экспериментальных группах проводился на основе использования: метода проектов, принципов развивающего обучения; кейс-методов, проблемных методов обучения.

В конце семестра мы делали контрольный срез в экспериментальных и контрольных группах по специально определенным для нашего исследования темам, на основе которого проводился анализ проектов студентов и определялся уровень сформированности их художественно-творческой активности.

Третий этап завершающий (2017-2018 гг.). Были проанализированы результаты экспериментального исследования, направленные на формирование художественно-творческой активности студентов ХГФ в процессе изучения теории инфографикии и создания творческих проектов, обобщены и систематизированы результаты исследования, сформированы выводы, разработаны методические рекомендации, проведено заключительное оформление работы.

Всего в исследовании приняло участие 107 студентов (53 в экспериментальных и 54 в контрольных группах).

Научная новизна исследования:

В процессе проведенного эксперимента мы разработали психолого-педагогические условия развития художественно-творческой активности студентов, изучающих теоретические аспекты инфографики и основы создания дизайн-проектов инфграфических структур, которые заключаются в усилении эмоциональной направленности и мотивации студентов, активизации их волевых качеств, развитии интеллектуальной сферы личности и направлены на использование чувственного опыта и интуиции при реализации творческих задач.

Проектируя обучение студентов, мы изучили их возрастные особенности и потребности, которые учитывались при организации образовательного процесса. Исходя из вышеизложенного, мы проводили занятия, на протяжении которых максимально интенсифицировали творческую деятельность обучаемых, сочетая данный процесс с использованием принципов развивающего обучения.

Экспериментальная методика, предлагаемая нами в данном исследовании, направлена на: постепенное и поэтапное усложнение творческих задач, применение принципов развивающего обучения, использование методов проблемного обучения и методов проектов в дизайне. Также нами предложено использование в образовательном процессе кейс-технологий, направленных на моделирование и решение конкретных проектных ситуаций. Осуществление образовательного процесса основывается на единстве развития художественно-творческой активности и формировании профессиональных компетенций студентов, активном применении исторического наследия и новых технологий в области создания современных проектов по инфографике.

Методика преподавания инфографики представлена в нашем исследовании как единый процесс, включающий в себя ряд функций: психолого-педагогическую, историко-хронологическую, методическую, научно-теоретическую и практическую в области художественного образования и дизайн-проектирования.

Сочетание этих функций дает возможность наиболее эффективно осуществлять образовательный процесс, направленный на изучение теоретических основ инфографики и практическое проектирование объектов инфографического дизайна.

Теоретическая значимость исследования

В результате исследования мы внесли дополнение в содержание определения художественно-творческой активности, которая представлена в нашем исследовании личностным свойством и рассмотрена как психическое состояние студента, занимающегося изучением и проектированием объектов инфографического дизайна, с одной стороны выражающая отношение к процессу творческого проектирования, с другой — формирующаяся в процессе проектной деятельности. Художественно-творческая активность — устойчивое личностное образование, представляющее интегральное качество личностных черт, необходимых для творческого проектирования, а также — мера деятельности личности студента в области проектирования инфографики.

Нами были выделены ряд компонентов, характеризующих художественно-творческую активность студентов: ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, креативный, профессионально-компетентностный и на их основе определены критерии ее оценки и уровни сформированности.

Разработаны эффективные педагогические технологии развития художественно-творческой активности студентов, основанные на формировании профессиональных компетенций студентов, направленных на образование целостного динамического структурно-уровневого образования личности, заключающего в себе соединение профессионального самосознания, мотивации, ценностных ориентиров, а также содержательного и процессуального компонентов обучения, которое возникло вследствие овладения знаниями, умениями, опытом необходимыми для работы по специальности и влияющее на эффективность профессиональной творческой

деятельности дизайнера. Формирование профессиональных компетенций студентов происходит на основе использования современных педагогических технологий, посредствам использования кейс-методов, методов проектов, проблемного и развивающего обучения.

Формирование творческой активности осуществлялось нами на основе активного использования современных информационных технологий, новейших тенденций в области инфографического дизайна, а также традиционных методов создания инфографики. При реализации разработанной нами экспериментальной программы, была проведена интеграция в образовательный процесс дисциплин фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, которые осваивались в единстве с формированием профессиональных компетенций студентов, также знаний, умений и навыков создания инфографических проектов.

Практическая значимость исследования

Разработана программа спецкурса по изучению инфографики, связанная с дисциплиной «Проектирование печатной продукции», основанная на изучении истории становления и развития информационной графики, ее творческого анализа, использовании уже имеющихся традиционных приемов проектирования инфографических объектов и последующей разработкой собственных проектов по информационному дизайну, отвечающих современным принципам развития дизайна и информационной графики. Экспериментально проверена разработанная нами методика обучения студентов проектированию информационной графики, направленная на развитие их художественно-творческой активности.

Для эффективного контроля и отслеживания процесса развития художественно-творческой активности студентов нами были разработаны методические рекомендации по мониторингу поэтапного проектирования инфографичеких проектов.

Достоверность исследования обусловлена: опорой на научно-теоретические базовые положения в области следующих наук: психологии,

философии, педагогики, культурологии, искусствоведения, методологии дизайна; применением современных методов теоретического и эмпирического исследования, актуальных для поставленных в данной работе задач; исследованием результатов проведенного эксперимента посредствам методов качественного и количественного анализа; практической проверкой теоретических аспектов проектирования инфографических структур и методов преподавания инфографики студентам высшей школы; методическими разработками и рядом других материалов, проведенного опытно-экспериментального исследования; многолетней теоретической и практической работой соискателя по созданию инфографического дизайна в области современных книжно-журнальных изданий; научной деятельностью диссертанта в области инфографического дизайна и защитой магистерской диссертации на тему «Культурологическая основа инфографики в дизайне полиграфической продукции»; преподавательской деятельностью в вузе, направленной на осуществление педагогического процесса в области инфографического дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, руководства дипломными и курсовыми работами, а также публикаций статей.

Результаты исследования и материалы, содержащие отчеты о проделанной работе представлялись и обсуждались на заседаниях кафедр: «Дизайна» МГГУ им М.А. Шолохова; «Истории художественной культуры и методики преподавания изобразительного искусства» ХГФ МИГУ, освещались в выступлениях на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции — Международный очно-заочный форум «Стратегии отечественного дизайна», (2017 г.); на научных конференциях художественно-графического факультета Института изящных искусств (2017 г., 2018 г.); XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в науке и практике» (2018 г.); XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной

науки» (2018 г.); научной конференции «Художественный образ в литературе и искусстве (дизайне)» (2018 г.); Межвузовской научно-практической конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Традиции и инновации в сфере художественного образования и культуры» (2019 г.); XVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» (2019 г.); Международной научной конференции «Сохранение и приумножение исторического наследия и культурных ценностей народов Российской Федерации» (2019 г.).

Всего, в рамках исследования опубликовано 11 работ, в том числе в журналах рекомендованных в ВАК — 4.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика художественно-творческой активности студентов, которая представлена в нашем исследовании личностным свойством и рассмотрена как психическое состояние студента, занимающегося изучением и проектированием объектов инфографического дизайна, с одной стороны выражающая отношение к процессу творческого проектирования, с другой — формирующаяся в процессе проектной деятельности. Художественно-творческая активность — устойчивое личностное образование, представляющее интегральное качество личностных черт, необходимых для творческого проектирования, а также — мера деятельности личности студента в области проектирования инфографики.

2. Развитие художественно-творческой активности студентов в процессе изучения инфографики и создания проектов с использованием инфографического дизайна происходит наиболее эффективно при следующих условиях:

- усилении эмоциональной направленности и мотивации студентов, активизации их волевых качеств, развитии интеллектуальной сферы личности, использовании чувственного опыта и интуиции при реализации творческих задач;

- использовании экспериментальной методики, направленной на постепенное и поэтапное усложнение творческих задач, применении методов проблемного обучения, организации процесса на основе метода проектов и принципах развивающего обучения;

- использовании в образовательном процессе кейс-технологий, направленных на моделирование и решение конкретных проектных ситуаций;

- единстве развития художественно-творческой активности и формировании профессиональных компетенций студентов;

- активном применении исторического наследия и новых педагогических технологий;

- использовании компьютерных технологий в области создания студентами проектов по инфографике.

Структура диссертации состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертационного исследования составляет 260 страниц, основной текст составляет 194 с., в списке литературы 278 наименований источников.

В работе представлены таблицы и графики, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли фотографии эскизов студенческих работ, выполненных в процессе проведения педагогического эксперимента.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зотова Ксения Владимировна, 2020 год

- источник данных.

III. Практическая часть.

1. Выполнение графической композиции со сложной структурой повествования.

2. Консультации с преподавателем

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. Что такое «бегство от плоскости» и какова его роль при построении инфографики?

2. Какова зрительная последовательность в восприятии пространства?

3. Рассказать о приемах разделения информации на слои в инфографических таблицах.

4. Рассказать о микро- и макро-уровнях считывания информации.

5. Какова роль цвета в организации пространства инфографики?

V. Домашнее задание.

1. Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

2. Учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

3. Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

4. Составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы.

План-конспект занятия по проектированию печатной продукции на тему: «Принципы инфографики в сторителлинге»

Тема урока: сторителлинг

Тип урока: комбинированный

Цели занятия:

• образовательная: усвоить понятия инфографического дизайна, уметь анализировать и оценивать результаты собственной интеллектуальной творческой деятельности, умением осуществлять критический анализ результатов умственной и практической деятельности.

• воспитательная: пониманием значимости практической деятельности, наличием установок, стремления, интереса к активной деятельности, интересом к новым открытиям, установками на инновации, мотивацией к преодолению трудностей, желанием самоутверждения в профессиональной области.

• развивающая: способностью к неординарному мышлению, гибкой ориентации в процессе творческой деятельности, способностью вырабатывать необычные идеи, демонстрировать постоянную готовность к преобразовательной деятельности.

Задачи занятия:

• развивающая: развитие творческого мышления студентов. Развитию художественно-творческой активности.

• техническая: освоение базовых приемов работы с информационным потоком, посред-ствам сторителлинга.

Оборудование и материалы:

• компьютерный класс, оснащенный средствами для демонстрации иллюстративного материала и мультимедийных презентаций: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор.

• зрительный ряд: : презантация по теме: «Сторителлинг».

План урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала

III. Практическая часть:

IV. Закрепление нового материала.

V. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие дизайн-папок, тетрадей, инструментов.

II. Объяснение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Опрос (повторение).

3. Активизация новой темы

Основной задачей сторителлинга является привлечение внимания к рассказываемой истории, вызывая у зрителя сопереживание главному герою, а так же донесение до него основной мысли произведения. Слушателю, для того чтобы воспринять рассказываемую историю, необходимо активизировать правое полушарие головного мозга. Подсознание человека получает некоторый опыт, о котором говорится в истории, таким образом стори-теллинг - это инструмент для работы с бессознательным. Рассказы воспринимаются значительно легче и увлекательней, чем сухие рассуждения.

Сторителлинг находит применение в самых различных областях современной жизни, таких как журналистика, маркетинг, управление персоналом, педагогика. Активную востребованность этого метода донесения сообщения до аудитории можно объяснить тем, что в современном мире, из-за перенасыщения информацией, наступает информационная усталость. Это явление связано с огромным количеством общедоступных источников из которых мы получаем знания, отражающие все области человеческого бытия. Соответственно, завладеть вниманием аудитории становится все сложнее, в связи с этим такой инструмент коммуникации, как сторителлинг получил широкое распространение, в том числе и в ин-фографическом дизайне.

III. Практическая часть.

1. Выполнение графической композиции со сложной структурой повествования.

2. Консультации с преподавателем

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «сторителлинг».

2. Назовите жанры сторителлинга.

V. Домашнее задание.

1. Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

2. Учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

3. Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

4. Составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы.

План-конспект занятия по проектированию печатной продукции на тему: «Использование инфографики в визуальной коммуникации»

Тема урока: инфографика в плакате

Тип урока: комбинированный

Цели занятия:

• образовательная: усвоить понятия инфографического дизайна, уметь анализировать и оценивать результаты собственной интеллектуальной творческой деятельности, умением осуществлять критический анализ результатов умственной и практической деятельности.

• воспитательная: пониманием значимости практической деятельности, наличием установок, стремления, интереса к активной деятельности, интересом к новым открытиям, установками на инновации, мотивацией к преодолению трудностей, желанием самоутверждения в профессиональной области.

• развивающая: способностью к неординарному мышлению, гибкой ориентации в процессе творческой деятельности, способностью вырабатывать необычные идеи, демонстрировать постоянную готовность к преобразовательной деятельности.

Задачи занятия:

• развивающая: развитие творческого мышления студентов. Развитию художественно-творческой активности.

• техническая: освоение базовых приемов разработки инфографического дизайна.

Оборудование и материалы:

• компьютерный класс, оснащенный средствами для демонстрации иллюстративного материала и мультимедийных презентаций: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор.

• техническая: приобретение и совершенствование навыков проектирования инфогра-фических плакатов.

Оборудование и материалы:

• компьютерный класс, оснащенный средствами для демонстрации иллюстративного материала и мультимедийных презентаций: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор.

• зрительный ряд: презантация по теме: «Инфографика в плакате»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала

III. Практическая часть:

IV. Закрепление нового материала.

V. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие дизайн-папок, тетрадей, инструментов.

II. Объяснение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Опрос (повторение).

3. Активизация новой темы

В начале XVI века появились первые печатные плакаты, афиши.Так же возрос больший интерес к проблемам физического измерения времени, расстояния, пространства. Эти знания применялись в разработке карт и навигации, а так же в первых информационных плакатах.

Язык плаката в начале ХХ века сильно изменился, он стал агрессивнее и навязчивее. В Советском Союзе изобразительная статистика применяется в целях распространения среди населения сведений о деятельности учреждений и развития народного хозяйства. Ин-фографику в печатной продукции СССР можно увидеть в дизайне агитационных плакатов, посвященных спорту, достижениям советской промышленности, а также безопасности на производстве, газетных разворотах и учебных пособиях.

Также интересны для рассмотрения с точки зрения применения инфографики советские плакаты 80-х годов, с пропагандой техники безопасности на производстве, охране труда, противопожарной безопасности, гражданской обороне и медицинской помощи.

Один из излюбленных приемов при создании инфографических плкатов в начале XXI века - это сторителлинг. Так Canal+ выпустил целую серию постеров, посвященную теме производства фильмов. Они отличаются ясным и простым дизайном, при этом в них заложена пошаговая инструкция, со сложными связями, в которых создатели плаката помогают разобраться неопытному читателю. Так же дизайнеры не оставили без внимания, что юмор -это одна из самых широко используемых эмоций при разработке рекламного контента. Рекламные плакаты, с их яркими картинками, крупными буквами и малой информационной насыщенностью — больше предназначены для просмотра с расстояния. Подобная форма не всегда подходит для создания хоть сколько-нибудь информационной инфографики. В связи с этим современный инфографический плакат зачастую сдержан в колористическом решении и лаконичен в пластическом.

III. Практическая часть.

1. Выполнение инфографики для оформления журнальной статьи.

2. Консультации с преподавателем

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. Расскажите о роли инфографики в рекламных коммуникациях.

2. В чем особенность компазиционного решения инфографического плаката.

V. Домашнее задание.

1. Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

2. Учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

3. Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

4. Составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы;

5. Выполнение инфографики для оформления журнальной статьи.

План-конспект занятия по проектированию печатной продукции на тему: «Инфографика в оформлении периодических изданий»

Тема урока: сетка базовых линий

Тип урока: комбинированный

Цели занятия:

• образовательная: усвоить понятия инфографического дизайна, уметь анализировать и оценивать результаты собственной интеллектуальной творческой деятельности, умением осуществлять критический анализ результатов умственной и практической деятельности.

• воспитательная: пониманием значимости практической деятельности, наличием установок, стремления, интереса к активной деятельности, интересом к новым открытиям, установками на инновации, мотивацией к преодолению трудностей, желанием самоутверждения в профессиональной области.

• развивающая: способностью к неординарному мышлению, гибкой ориентации в процессе творческой деятельности, способностью вырабатывать необычные идеи, демонстрировать постоянную готовность к преобразовательной деятельности.

Задачи занятия:

• развивающая: развитие творческого мышления студентов. Развитию художественно-творческой активности.

• техническая: освоение приемов проектирования инфографической статьи в периодических изданиях.

Оборудование и материалы:

• компьютерный класс, оснащенный средствами для демонстрации иллюстративного материала и мультимедийных презентаций: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор.

• зрительный ряд: презантация по теме: «Инфографика в оформлении периодических изданий»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала

III. Практическая часть:

IV. Закрепление нового материала.

V. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие дизайн-папок, тетрадей, инструментов.

II. Объяснение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Опрос (повторение).

3. Активизация новой темы

На современном этапе развития периодических изданий инфографика становится полноценным жанром журналистики, визуальный контент начинает доминировать над текстовым. По сравнению с предыдущими веками, когда все структуры разрабатывались вручную, на данный момент создано программное обеспечение, позволяющее проектировать визуализации различного уровня сложности. В дизайне периодических изданий инфогра-фика создается: в соответствии с четко поставленными целями, рассчитанным характером воздействия на потребителя и направленной на определенную аудиторию.

Рассматриваются работы известных дизайнеров, работающих в области инфографики периодических изданий - это Дженифер Даниел и ее работы для журнала «Technology», американец Нигель Холмс, работающий в области политической пропаганды, Франческо Франчи, сотрудничающий с изданием «IL Magazine» и отличающийся особым стилем, получившим название - «плоская графика».

В результате проведенного анализа современной периодической литературы, актуально отметить, что инфографика многие десятилетия являлась инструментом выступающим в качестве дополнения к текстовой информации, но в последние годы появляется такой жанр журналистики, как инфографическая статья, в которой визуальная часть контента преобладает над текстовой, по данным исследования, такой мате-риал оказывается наиболее успешным.

III. Практическая часть.

1. Выполнение инфографика для иллюстрации журнальной статьи.

2. Консультации с преподавателем.

IV. Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. Расскажите о роли визуальной коммуникации в современной прессе.

3. Рассажите в чем заключается принципиальное отличие инфографической иллюстрации от обычной журнальной иллюстрации.

V. Домашнее задание.

1. Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

2. Учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

3. Работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

4. Составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы; 1. Выполнение инфографика для иллюстрации журнальной статьи.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.