Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Савельева, Екатерина Александровна

  • Савельева, Екатерина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Савельева, Екатерина Александровна. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург. 2002. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Савельева, Екатерина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность художественно-творческой активности младших школьников.

1.2. Содержание внеучебной изобразительной деятельности школьников.

1.3. Исторический опыт развития художественно-творческой активности учащихся в изобразительной деятельности.

1.4. Процесс развития художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Педагогическая культура учителя как условие развития художественнотворческой активности младших школьников.

2.2 Совершенствование содержания внеучебной изобразительной деятельности младших школьников.

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности»

Актуальность исследования. Переход от технократического мышления периода индустриальной революции к гуманитарному поставил новые вопросы в сфере образования. Обществу необходима активная, творчески мыслящая личность, обладающая высоким потенциалом, способная в своей деятельности уходить от стереотипов, преобразовывать окружающую жизнь. В действующем Законе Российской Федерации "Об образовании" подчеркивается приоритет культурных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [61, ст. 2].

В педагогической среде, как и в общественном сознании укрепляется новое понимание роли искусства. Приобщение к искусству способствует воспитанию художественно-творческой активности растущего человека. В этом процессе учитель выступает не только как организатор образовательного процесса, но и как носитель духовной культуры, способный повлиять на развитие творческой активности ученика. Большие возможности в развитии художественно-творческой активности младшего школьника заложены во внеучебной изобразительной деятельности с ее значительным потенциалом: свобода в выборе содержания образования, форм, методов его усвоения и т.п.

Степень научной разработанности проблемы. Значение творчества как механизма развития личности обосновывается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, JI.C. Выготского, A.M. Матюшкина, В.Г. Рындак, А. П. Тряпицыной. Положение о том, что личность развивается в деятельности, разработано в трудах Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. Деятельность рассматривается как главное условие формирования умений (Е.С. Заир-Бек, А.Н. Ксенофонтова и ДР-).

Значительное место вопросу развития и воспитания художественно-творческой активности учащихся, в том числе и младшего школьного возраста, отводится в современной методической литературе (B.C. Кузин,

Э.И. Кубыдпсина, H.H. Ростовцев, Н.М, Сокольникова и др.). Исследованы резервы индивидуальных особенностей личности и опоры на них в педагогическом процессе (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), рассмотрены психологические характеристики личности школьника (В.А. Маликова, И.А. Шаповал, И. С. Якиманская и др.). Изучены вопросы философии и методологии образования (М.С. Каган, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.В. Назаров и др.).

В плане художественно-эстетического развития личности учащегося интересующая нас проблема в общей теории педагогического образования была существенно дополнена в работах М.А. Верба, Д.Б. Кабалевского, С.М. Каргапольцева, В.С .Кузина, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Л.П. Печко и др. Ориентация личности на социальные и личностно значимые ценности, красоту познания, творчество проанализирована в трудах A.B. Кирьяковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Ряд исследований посвящен различным аспектам педагогической деятельности: закономерностям профессиональной подготовки педагога (Т.К. Ахаян, A.C. Белкин, В.А. Сластенин и др.), вопросам педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), формированию культуры педагогической деятельности учителя (В.Л. Бенин, Л.Н. Коган, Л.Б. Соколова, P.M. Фатыховаи др.), современных технологий образования (Ф.Ш. Терегулов, В.Э. Штейнберг и др.).

Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, выступает внеучебная деятельность (И.П. Волков, C.B. Сальцева, А.И. Щетинская и др.). Во внеучебной деятельности выявлены некоторые возможности для развития художественно-творческой активности: творческое освоение предлагаемого материала, отсутствие жесткой системы оценок и т. д.

Однако проблема развития художественно-творческой активности во внеучебной деятельности остается мало исследованной.

Обоснование актуальности, обзор научной разработанности темы и анализ практики подводит к формулировке противоречий:

- между объективной потребностью общества в личности, обладающей художественно-творческой активностью и недостаточной разработанностью проблемы ее формирования в педагогической науке с учетом новых реалий в области образования;

- между потребностью школьников в получении качественного образования и недостаточным использованием потенциала внеучебной деятельности.

На решение данных противоречий направлено исследование по теме: "Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности".

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования - внеучебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования - развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования - развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности происходит более эффективно, если:

- содержание внеучебной деятельности становится личностно ценным для младшего школьника;

- происходит целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, способствующих развитию художественно-творческой активности;

- учитель обладает высокой педагогической культурой.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия "художественно-творческая активность младших школьников" с учетом особенностей внеучебной изобразительной деятельности.

2. Разработать критерии, показатели и уровни развития художественно-творческой активности младших школьников.

3. Разработать и обосновать модель развития художественно-творческой активности младших школьников.

4. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме для педагогов образовательных учреждений разного типа.

Методологической основой исследования развития художественно-творческой активности младших школьников являются философские и общенаучные труды, рассматривающие творчество в культурно-историческом плане (Платон, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.); важнейшие психолого-педагогические положения теории деятельности, отражающие предмет анализа (В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.); произведения классической педагогической литературы (Я. А. Коме некий, И. Песталлоцци,

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (К.Н. Вентцель, Д. Дьюи, П.Ф. Каптерев и др.); теория художественно-эстетического образования и воспитания (A.B. Бакушинский, М.А. Верб, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились гимназия № 64, художественная студия лицея № 107, негосударственная школа "Баярд", студия "Эстет" Дворца моторостроителей, региональная проектная школа "Башкирский Дом" г. Уфы. Всего в исследовании было охвачено 152 младших школьников: 76 школьников в экспериментальной группах и 76 - в контрольных.

Первый этап (1997-1998) - теоретический и констатирующий: анализ философской, психолого-педагогической, исторической и методической литературы по изучаемой проблеме, определение темы и понятийного аппарата исследования.

На этом этапе мы использовали теоретические и эмпирические методы: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и методической литературы; проводился констатирующий эксперимент с использованием устного и письменного опроса, тестирования, метода экспертных оценок, педагогического наблюдения за развитием художественно-творческой активности учащихся, анализа продуктов художественно-творческой деятельности учащихся.

Второй этап (1998-2000) - опытно-экспериментальный: разработка программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для младших школьников с учетом регионального компонента и проверка ее эффективности; распространение и внедрение теоретических и практических результатов исследования в школах, студиях, на педагогических семинарах и научно-практических конференциях.

Основные методы, примененные на этом этапе: тестирование, метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, изучение, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности учащихся, формирующий эксперимент.

Третий этап (2000-2002) - заключительно-обобщающий: осуществлен анализ, обработка и обобщение полученных данных. Оформлены материалы диссертационного исследования.

Используемые методы: педагогическое наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок, изучение, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности учащихся, количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности, математические и статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено определение художественно-творческой активности младших школьников с учетом особенностей внеучебной деятельности;

- сформулированы критерии и показатели, характеризующие художественно-творческую активность младших школьников, выявлены уровни ее развития;

- выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующий эффективному развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности;

- разработана модель развития художественно-творческой активности младших школьников, основанная на предложенном комплексе педагогических условий, как организующий и определяющий компонент данного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании модели развития художественно-творческой активности младших школьников, что вносит определенный вклад в теорию педагогики. Результаты исследования могут служить для перспективных научных поисков в разработке проблемы художественно-творческой активности учащихся различных возрастов в образовательных учреждениях разного типа

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для детей младшего школьного возраста, учитывающая художественно-историческое наследие региона, позволяет целенаправленно развивать художественно-творческую активность в образовательном процессе школ, гимназий, учреждениях дополнительного образования. Предложенная программа широко используется педагогами общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования, включена в спецкурсы повышения квалификации Башкирского Института Развития Образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-творческая активность младшего школьника как сложное интегральное качество личности характеризует уровень развития его способностей, культуру мышления, позволяет самостоятельно избрать содержание внеучебной изобразительной деятельности, способы и формы ее усвоения, способствует накоплению собственного опыта творческой деятельности.

2. Эмоциональный, волевой, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты художественно-творческой активности являются значимыми в процессе ее развития.

3. Педагогические условия (отбор содержания внеучебной деятельности, личностно значимого для младшего школьника; целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, способствующих развитию художественно-творческой активности; наличие у учителя высокой педагогической культуры), способствуют развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности

4. Модель развития художественно-творческой активности младших школьников, включающая цель, содержание, методы, средства, результат и Оценку с учетом задач, решаемых на каждом этапе, позволяет оценить эффективность деятельности педагога по достижению поставленной цели и позволяет увидеть процесс развития художественно-творческой активности в его целостности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических концепций, совокупностью методов исследования, адекватных сущности исследуемого о&ьекта, репрезентативностью результатов экспериментальной работы, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в педагогическом процессе различных общеобразовательных учреждений г. Уфы. Основные положения исследования публиковались в печати и докладывались на международной научно-практической конференции

Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования" (Уфа, 1999); Всероссийских научно-практических конференциях "Образование: от опыта прошлого к перспективам будущего" (Уфа, 1999), "Структура ценностей и истин педагогики" (Уфа, 2000); региональных научно-практических конференциях "Студенческая наука в новых условиях: опыт, проблемы, перспективы" (Уфа, 1999), "Мировоззрение в системе духовности" (Уфа, 1999), республиканской научно-практической конференции "Инноватика образования в Республике Башкортостан" (Уфа, 2001); межвузовской научно-практической конференции "Система непрерывного образования, школа - педучилище - педвуз - ИПК" (Уфа, 2000), научно-практической конференции "Культура и образование" (Уфа, 2000).

Основные положения исследования обсуждались на заседаниях и теоретических семинарах кафедры культурологии и социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложении приведены материалы по проблеме исследования, информативно дополняющие вторую часть диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Савельева, Екатерина Александровна

Выводы по второй главе:

На основе опросов педагогов установлена зависимость развития художественно-творческой активности младших школьников от уровня педагогической культуры учителя изобразительного искусства (по данным методического объединения учителей изобразительного искусства): высокий уровень педагогической культуры учителя предполагает эффективное развитие художественно-творческой активности школьников.

В процессе нашего исследовании выработались следующие апробированные параметры художественно-творческой активности.

- эмоциональный компонент: эмоциональное отношение к восприятию и выполнению коллажа;

- волевой компонент: стремление полностью завершить выполняемое задание-коллаж; проявление самостоятельности при выполнении задания;

- когнитивный компонент: знание выразительных средств цвета, формы, фактуры материалов; грамотное отражение пространственных отношений объектов; знание законов Цветоведения;

- деятельностный компонент: умение изготовить элементы коллажа; умение передать форму, объем, перспективу и общие пропорции изображения; применение законов цветоведения, светотоновое решение коллажа; умение выбрать наиболее выразительные для воплощения замысла художественные и нехудожественные материалы и правильно работать с ними;

- креативный компонент: способность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в новые условия; использование при выполнении коллажа оригинальных решений; проявление разработанности, детализации идей.

Содержание программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, направленное на развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной изобразительной деятельности с опорой на художественно-историческое, краеведческое наследие региона проживания, стало личностно ценным для младшего школьника.

Сравнительный анализ данных диагностических процедур констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы показал значительное снижение числа учащихся с низким уровнем художественно-творческой активности и соответствующий рост количества младших школьников со средним и высоким уровнем художественно-творческой активности, что подтверждает правильность теоретических предположений, выдвинутых в гипотезе исследования. Сравнительный анализ полученных данных на начальных и итоговых этапах опытно-экспериментальной работы показал возможность, действенность и эффективность разработанной системы занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, нацеленной на развитие художественно-творческой активности младших школьников.

131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества выдвигают на передний план задачу развития творческой активности человека. Динамические процессы преобразования во всех сферах жизни общества требуют от современного человека способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, приобщаться к национальной культуре, переносить имеющиеся знания, умения, навыки в другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные выходы из сложных ситуаций, участвовать в создании материальных и духовно-нравственных ценностей. Все это ставит перед современной школой задачу воспитания художественно-творческой активности растущего человека.

Художественно-творческая активность младшего школьника как сложное интегральное качество личности характеризует уровень развития его способностей, культуру мышления, позволяет самостоятельно избрать содержание внеучебной изобразительной деятельности, способы и формы ее усвоения, способствует накоплению у младшего школьника собственного опыта творческой деятельности.

Эмоциональный, волевой, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты художественно-творческой активности являются значимыми в процессе ее развития.

Основными критериями сформированное™ художественно-творческой активности в условиях обучения виду изобразительной деятельности - коллажу выступают: эмоциональное отношение к восприятию и выполнению коллажа; стремление полностью завершить выполняемое задание-коллаж; проявление самостоятельности при выполнении задания; знание выразительных средств цвета, формы, фактуры материалов; грамотное отражение пространственных отношений объектов; знание законов цветоведения; умение изготовить элементы коллажа; умение передать форму, объем, перспективу и общие пропорции изображения; применение законов цветоведения, светотоновое решение коллажа; умение выбрать наиболее выразительные для воплощения замысла художественные и нехудожественные материалы и правильно работать с ними; способность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в новые условия; использование при выполнении коллажа оригинальных решений; проявление разработанности, детализации идей.

Степень проявления данных показателей может быть выражена через низкий (воспроизводящий), средний (поисково-исполнительский), высокий (творческий) уровни художественно-творческой активности.

Процесс развития художественно-творческой активности проходит этшты: подготовительный; собственно развития художественно-творческой активности; результативно-оценочный. Каждый этап заканчивается оценкой результата с последующей коррекцией цели.

Результативность процесса развития художественно-творческой активности определяет комплекс следующих педагогических условий:

- содержание внеучебной деятельности личностно ценно для младшего школьника;

- целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, способствующих развитию художественно-творческой активности;

- учитель обладает высокой педагогической культурой.

Разработанная педагогическая модель развития художественно-творческой активности младших школьников, основанная на предложенном комплексе педагогических условий, является организующим и определяющим компонентом данного процесса.

В процессе экспериментальной работы доказано развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной изобразительной деятельности, проявляющаяся в перечисленных критериях. Сравнительный анализ данных диагностических процедур констатирующего и заключительного этапов опытно-экспериментальной работы показал значительное снижение числа учащихся с низким уровнем художественно-творческой активности и соответствующий рост количества младших школьников со средним уровнем и высоким уровнем художественно-творческой активности в экспериментальной группе.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены. Проведенное исследование не исчерпывает, однако, всех аспектов изучаемой проблемы. В частности, актуальным представляется дальнейшее изучение путей совершенствования содержания, методов, форм, средств развития художественно-творческой активности школьников разных возрастов во внеучебной изобразительной деятельности.

134

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Савельева, Екатерина Александровна, 2002 год

1. Абрамова В.В. Из истории подготовки учителей изобразительного искусства// Советская педагогика. - 1987. - № 11. - С. 104107.

2. Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Курган, 1994. - 16 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 336 с.

4. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начало XX века. - М.: Наука, 1997. - 138 с.

5. Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1996. 45 с.

6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 351 с.

7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 565 с.

8. Аничкин С.А. Индивидуальность личности педагога и младшего школьника в эстетическом образовании // Образование и наука. -1999. №2 (2). - С. 17-25.

9. Анохина Е.Ю. Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Оренбург, 2ООО. 18 с.

10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. -начала XX в. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

11. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

12. Ахаян Т.К. Аксиологические проблемы нравственного воспитания учащихся. СПб., 1996.

13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

14. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. - 50 с.

15. Барабанщиков A.B., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. -М., 1985. 78 с.

16. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. - 64 с.

17. Басов М.Я. Избранные психологические произведения / Под ред. чл.-кор. АПН СССР В.Н.Мясшцева, проф. В.С.Мерлина. М.: Педагогика, 1975. -432 с.

18. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Т.Н. Перевод с башкирского. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.

19. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1992. - 85 с.

20. Белкин A.C. Теория и практика витагенного обучения. Голографический подход // Образование и наука. -1999. № 2 (2). - С.34-44.

21. Бенин B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1994. - 190 с.

22. Бенин В. Л. Педагогическая культура: постановка проблемы // Человек -общество культура - Екатеринбург, 1993. - С.20-23.

23. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1997. - 144 с.

24. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1996. 40 с.

25. Бенин В.Д., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры / Вост. ин-т экономики гуманит. наук, управления и права. Уфа: Изд-во "Восточный университет", 1998. - 139 с.

26. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: изд-во ВГУ, -1977. - 304 с.

27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ун-та, 1983. - 174 с.

28. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

29. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 141-144.

30. Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. М., 1961. - 56 с.

31. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993. № 2. - С.70-74.

32. Брауншвиг М.С. Искусство и дитя. Очерк эстетического воспитания. -М., 1908. 178 с.

33. Буслаев Ф. Сочинения. СПб., 1908. - 347 с.

34. Венгцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. Избр. Пр. / Сост. Л.Д. Филоненко. -М., 1993. 170 с.

35. Верб М. А Эстетическая культура школьника: Курс лекций. СПб, 1997. - 142 с.

36. Вестник всероссийского съезда художников. СПб, 1912. - 49 с.

37. Видг И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. 20 с.

38. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

39. Волков И.П. Учим творчеству: опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. М.: Педагогика, 1982.36 с.

40. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. -180с.

41. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. 1992. - № 1/2. - С 66 .

42. Воробьева Т.А. Опыт создания методики профессионального отбора // Советская педагогика. 1971. - № 8. - С.69-74.

43. Выготский J1.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 340 с.

44. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:1. Союз, 1997. 93 с.

45. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1984. - 75 с.

46. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968.

47. Гильман P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Дис. . д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2001. - 378 с.

48. Гладышев Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога Методическое пособие. Оренбург, 2000. - 88 с.

49. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М, 1995. -16 с.

50. Гончаров И.Ф. Эстетический облик учителя в сознании школьников / Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы. Л., 1988. - 56 с.

51. ГоряеваН.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

52. Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. - 78 с.

53. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1992.

54. Добронравова О.В. Развитие художественно-творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1998. - 20 с.

55. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. - 64 с.

56. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1922.

57. Жукова Е.Д. Формирование педагогической культуры учителя в процессе изучения мировой художественной культуры: Дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 151 с.

58. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика., 1987. - 160 с.

59. Заир-Бек Е.С. Опыт деятельности центра педагогических технологий // Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Оренбург, 1993. - С.224-227.

60. Закон Российской Федерации "Об образовании". М.: ИНФРА - М, 1999. - 52 с.

61. Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1997. - 68 с.

62. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург, 2000. - 301 с.

63. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Автореф. дне. д-ра пед. наук. М., 1993. - 40 с.

64. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2 кл. трехлет. и 3 кл. четырехлет. нач. шк. / М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская и др.; Под ред. Б.М. Йеменского. М.: Просвещение, 1998. - 142 с.

65. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: статьи, выступления разных лет. М.: Знание, 1984. - 64 с.

66. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974, -328 с.

67. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. Санкт-Петербург: ТК "Петрополис", 1997. - 544 с.

68. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика' Учебник для техникумов. М., 1998. -336 с.

69. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

70. Кант И. Критика чистого разума: Соч. : В 6 т. Т.З. М.: Мысль, 1964. -327 с.

71. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Избр. соч. -М.: Педагогика, 1982. 701 с.

72. Каргапольцев С.М. Музыкальное восприятие как фактор воспитания: История, теория, практика Монография. Оренбург, 1999. -187 с.

73. Киреенко В.Н. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Искусство, 1959. - 120 с.

74. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 187 с.

75. Кирьякова A.B. Теория ценностей и ее педагогическое значение в современных условиях развития школы // Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. М., 1991. - С.4-29.

76. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-64 с.

77. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. - 159 с.

78. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 168 с.

79. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.:Педагогика, 1990. - 142 с.

80. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 301 с.

81. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

82. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

83. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1 кл. трехлет. и 2 кл. четырехлет. нач. шк. / Под ред. Б.М.Неменского. М.: Педагогика, 1997. -144 с.

84. Котигер Я.С., Чамлер В.И. Педагогическая этика / Отв. ред. В.Г.Папандопола. Кишинев, 1984. - 147 с.

85. Краевский В.В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований. М., 1987. - 44 с.

86. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. - 48 е.: ил.

87. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

88. Ксенофонгова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург, Изд-во ОГНИ, 1995. - 100 с.

89. Кузнецов В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. - 189 с.

90. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. ■ М.: Дрофа, 1997.

91. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. -М.: Дрофа, 1997.

92. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JI.: Изд. Ленин, ун-та, 1967. - 183 с.

93. Кучерюк Д.Ю., Левчук Л.Т., Мазепа В.И. и др. Искусство и творческая деятельность. Киев, 1979. - 315 с.

94. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. -64 с.

95. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Владимир, 1998. -20 с.

96. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989.-359 с.

97. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 448 с.

98. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 279 с.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

100. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

101. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. -528 с.

102. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

103. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: В.Г.Рындак, А.В.Москвина. Под ред. В.Г.Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. - 290 с.

104. Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т.9. М - Л., 1955.

105. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1970. -178 с.

106. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 144 с.

107. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учит. нач. кл. шк. № 587 г. Москвы. Минск: Нар. асвета, 1990. - 174 с.

108. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. - 165 с.

109. Максимова С.Г. Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М, 2000. 21 с.

110. Маликова В.А. Создание развивающей педагогической среды (Опыт профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса). -Оренбург, 1998. 160 с.

111. Маркидонов С.А. Проблемы готовности учителя музыки к эстетической творческой деятельности в школе / Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. трудов. Иркутск, 1997. - 258 с.

112. ИЗ. Мастера искусства об искусстве. Т. VI М.: Искусство, 1969. - 350 с.

113. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности -М.: Знание, 1981. 96 с.

114. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Просвещение, 1991. - 254 с.

115. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе / Сост. В.ИЛейбсон. М.: АПН СССР, 1983. - 103 с.

116. Мид М.К. Культура и мир детства. М. : Педагогика, 1988. - 184 с.

117. Михайлова О.В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.- М.: Искусство, 1951. 120 с.

118. Мнения членов Императорской Академии Художеств по вопросу об учреждении инспекции для наблюдения за художественными училищами и за преподаванием рисования. Императорская Академия Художеств, 1902. - 55 с.

119. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-социологический анализ. Екатеринбург, 1993. - 78 с.

120. Мырзыканов М.С. Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. . канд. пед. наук. Омск, 2000. - 16 с.

121. Назаров Н.В. Периодизация историко-педагогического процесса как компонент деятельности исследователя: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1995.-36 с.

122. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

123. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Изд-во Ассоциация "Профессиональное образование". М., 1996.- 135 с.

124. Нургалеев B.C. Воображение и учебная деятельность. Красноярск: СибГТУ, 1998. - 185 с.

125. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь. / Под ред. А.С.Белкина. Екатеринбург, 1995. - 22 с.

126. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Пед. общ-во России, 1998. - 640 с.

127. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В, А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

128. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Вып. 1 / Баш. гос. пед. ин-т. Уфа, 1995. - 98 с.

129. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Вып. 2 / Баш. гос. пед. ин-т. Уфа, 1996. - 99 с.

130. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Вып. 3. / Баш. гос. пед. ин-т. Уфа, 1998. - 121 с.

131. Педагогический словарь: В 2 т. Т.1 -М.: АПН РСФСР, 1960. - 774 с.

132. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т.2. - М. : Педагогика, 1961-1965. - 450 с.

133. Петров H.H. Сборник материалов. Ч. 1. - СПб, 1864. - 56 с.

134. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М: ВНМЦНТиКПРМКСССР, 1991. - 102 с.

135. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Минск: Нар. света, 1986. - 240 с.

136. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1968.

137. Положение об учителях рисования и черчения в гимназиях и уездных училищах. СПб, 1832. - 54 с.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976. - 280 с.

139. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 178 с.

140. Предгеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории. М.: Просвещение, 1978. - 167 с.

141. Программы восьмилетней школы. История. Изобразительное искусство. 1У-У 1 классы. М.: Просвещение, 1979. - 140 с.

142. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). М.: Просвещение, 1994. - 176 с.

143. Проскурякова Л.Б. Психологические механизмы развития познавательной активности учащихся: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Новосибирск, 1997 22 с.

144. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1998. - 544 с.

145. Развитие творческой активности школьников / Под ред.

146. A.М.Матюшкина М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

147. Раппопорт С.Х. Искусство и формирование нового человека // Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1979. - 98 с.

148. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.

149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 - А- М/ Гл. ред.

150. B.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

151. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства. - М., 1985. - 520 с.

152. Ростовцев Н.Н История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

153. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 3-е изд., доп. и перераб. М: Просвещение, 1998. - 256 с.

154. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1998. -712 с.

155. Рындак В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу). Оренбург, Издательский Центр Огау, 2000. - 192 с.

156. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. - 224 с.

157. Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург, Издательский центр ОГАУ, 2001. - 108 с.

158. Рябова C.B. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе: Дис. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2001. 187 с.

159. СакулинаН.П. Рисование в дошкольном возрасте. М. : Педагогика, 1965.- 211 с.

160. Сальцева C.B. Творческий потенциал личности как предмет педагогического исследования / Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности и ученика: Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 1993. - С.30-32.

161. Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Дис. . д-ра пед. наук. М.,1996. - 343 с.

162. Сапожников А.П. Курс рисования. СПб, 1879. - 87 с.

163. Сафонова З.Г. Развитие методов воспитательной работы. Учеб. пособ. Оренбург: ОГТТИ, 1991. - 65 с.

164. Сборник материалов по художественному образованию. М.,1927. -96 с.

165. Система эстетического воспитания школьников / Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

166. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. -1991. -№ 1. -С.56-58.

167. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Педагогика, 1976. - 136 с.

168. Словарь русского языка: В 4 т. Т.2, К-О. / Под ред. А.П.Евгеньевой. -М., 1982.- 540 с.

169. Слюняева И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 2000. - 20 с.

170. Сманов И. Искусство в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников (на материале произведений изобразительного искусства): Автореферат дис. докт. пед. наук. М., 2000. -39 с.

171. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО Фирма "Изд-во Act", 1999. - 816 с.

172. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. -300 с.

173. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. -М.Д988. -190 с.

174. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: В 4 ч. Обнинск, 1996.

175. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1997. - 40 с.

176. Солодухин В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 1999. 20 с.

177. Столович Л.И. Жизнь, творчество, человек. М.: Знание, 1985.414 с.

178. Сухарева А.П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Автореф. дис. . пед. наук. Омск, 2000. - 16 с.

179. СухомлинскийВ.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

180. СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1971. -336 с.

181. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 254 с.

182. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М.: Просвещение, 1979. - 255 с.

183. Терегулов Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. Уфа, 1999. - 386 с.

184. Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 22 с.

185. Ушачев В.П. Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике: Дис. . докт. пед. наук. М., 1998. -464 с.

186. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1968. - 557 с.

187. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1948-1952.

188. ФатыховаР.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. Уфа: Башгоспедуниверситет, 2000. -164 с.

189. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Педагогика, 1987. - 216 с.

190. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 349 с.

191. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 320 с.

192. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

193. Шаповал И.А. Грамматика в школе для слабослышащих: личнодеятельностный подход. Оренбург: ОГПУ, 2000. -120 с.

194. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М: Мысль, 1966. - 496 с.

195. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика. 1971 - № 9. - С. 45-46.

196. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Монография. -Оренбург, 1998. 261 с.

197. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в III классе: Пособие для учителей. М.: Педагогика, 1985. - 191 с.

198. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Автореф. дис. д-рапед. наук. М., 1988. - 33 с.

199. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. М.: Педагогика, 1979. - 192 с.

200. Штейнберг В.Э. Многомерно-инструментальная основа традиционных и перспективных технологий обучения // Инновахика образования в Республике Башкортостан: Материалы научно-практической конференции 11-12 мая 2000 г. Уфа: Изд-во БИРО, 2001. - 169 с.

201. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. -160 с.

202. Экологическая культура и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко. М.: Педагогика, 1984. - 135 с.

203. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -414 с.

204. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова. М.: Педагогика, 1974. -303 с.

205. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. М.: Педагогика, 1983. - 304 с.

206. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания. М.: Педагогика, 1984.- 76 с.

207. Якиманская И.С. Личносшо-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

208. ЯкубсонЯ.Г. О педагогической этике. -Л., 1973. 85 с.

209. Яшухин А.П. Очерк истории использования и развития средств наглядности в обучении живописи / Вопросы профессиональной подготовки учителя рисования/Под ред. А.Г.Стемпаржецкого. -Краснодар, 1968. 130 с.

210. Clark В. Growing up gifted. Columbus (Ohio), 1984. 380 p.

211. Green M. Existential encounters for teachers // Philosophic alternatives in education / Ed. by G.Gutek. Columbus, 1984. P. 58-69.

212. Read H. Education through Art, New York, 1956. -180 p.

213. Rogers C.R. The interpersonal relationship in the facilitation of learning// Education Forum. 1976. Vol. XL. N 4. 502 p.

214. SprangerE. Gesammelte Schriften, Bd. III. Heidelberg, 1969. 459 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.