Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Станько, Ирина Валентиновна

  • Станько, Ирина Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 234
Станько, Ирина Валентиновна. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 2005. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Станько, Ирина Валентиновна

Введение.

ГЛАВА I

Теоретические аспекты развития художественно-творческого потенциала старшеклассников в дизайн-образовательной среде

1.1. Творческий потенциал личности и психолого-педагогические условия его развития.

1.2. Художественно-творческая деятельность как инструмент актуализации творческого потенциала личности.

1.3. Роль дизайна в развитии художественно-творческого потенциала старшеклассников.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II

Модель развития художественно-творческого потенциала старшеклассников

2.1. Структура и содержание художественно-творческого потенциала старшеклассников.

2.2. Критерии эффективности развития художественно-творческого потенциала старшеклассников.

2.3 Теоретико-эмпирическая модель развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III

Развитие художественно-творческого потенциала старшеклассников в школьной дизайн-образовательной среде

3.1 Особенности определения содержания школьного творчески развивающего дизайн-образования.

3.2 Пути и формы реализации модели развития художественно-творческого потенциала старшеклассника в школьной дизайн-образовательной среде.

3.3 Анализ эффективности экспериментальной работы.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде»

Значительные социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. Современная школа строится на принципах гуманизма и демократизации образования, дифференциации и интеграции образования, свободы выбора содержания и форм учебной деятельности, опираясь на личностно-ориентированное, креативное, эвристическое и другие виды обучения. Однако в нашей стране первоначальные надежды учителя на быстрое преобразование школы не смогли полностью осуществиться. Кризисная ситуация, возникшая в ходе социально-экономических перемен, не позволила школе в полной мере задействовать механизмы, реализующие долгожданные улучшения. Возникло понимание того, что новые идеи, названные выше, рискуют превратиться в простые лозунги и что подлинное их воплощение в жизнь потребует немало времени и будет связано с поиском условий, методов, форм реализации этих идей, их последующей апробацией и анализом результатов. Особенно болезненным из всех этих преобразований является изменение самосознания и образа мышления личности. Именно здесь мы сталкиваемся с теми трудностями, которые возникают на пути гуманизации и демократизации образования. Изменение ранее сложившихся стереотипов и овладение новыми подходами к образовательной среде, образовательным технологиям, новым методам и формам организации занятий не может произойти за год и даже за десятилетие. Однако начало этим изменениям лежит уже в сегодняшнем времени, которое порождает массу проблем, требующих своего теоретического осмысления и апробирования.

В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности, как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания. Живя в динамично изменяющемся мире, человек должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям, овладевать быстро обновляющимся содержанием наук и новыми технологиями, осмысливать изменения, происходящие в мире, определять и переопределять свое место в современной социокультурной жизни; быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли и быть готовым к изменению профессии.

В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей развития творческого потенциала учащихся, служащих реальной основой потенциального творчества в их последующей жизни. Наиболее благоприятные условия для творческого развития личности учащихся создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых дизайн занимает важное место как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала. Дизайн как проектная деятельность и искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания на основе синтеза проектирования и конструирования, интеграции различных видов искусств (литература, музыка, живопись.), что позволяет учащимся приобщиться к различным видам художественного творчества. Занятия дизайном (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только учат понимать и создавать новое, необычное, но они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие, стимулируют внутренние силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что в целом создает хорошую базу для успешного развития не только специальных художественных, творческих способностей, но и всеобщей универсальной способности к творчеству (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, АИ.Буренина, М.С.Каган и др.).

Такая многозначность и многофункциональность дизайна актуализируют необходимость его полноценного использования для решения широкого спектра педагогических задач, и вызывает потребность его использования в современном образовании.

Однако изучение учебных программ показывает, что в современной школе уроки рисования, не говоря уже о дизайне, продолжают оставаться в разряде второстепенных предметов (или отсутствуют вовсе), а деятельность педагогов данных предметов направлена в большей степени на достижение учащимися результатов по приобретению элементарных художественно-графических навыков. Все это позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий развития творческого потенциала учащихся художественно-графическими средствами. Вместе с тем, в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для нашего исследования.

Развитие творческих способностей личности принадлежит к числу давних проблем, интерес к которой в различные периоды истории проявляли философы, психологи, педагоги. Концептуальные основания для ее исследования можно найти в трудах философов - А.Н. Аверина, В.Б. Александрова, В.П. Филатова; исследованиях психологов - Б.Г. Ананина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, АН. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, раскрывающих содержательный аспект творчества, уточняющих особенности творческого процесса, творческой деятельности. Изучением различных аспектов творчества детей занимались известные педагоги - К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, АС. Макаренко, В. А Сухомлинский и другие.

Для исследования проблемы развития творческого потенциала личности принципиальное значение имеют фундаментальные работы по психологии творчества Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, O.K. Тихомирова и других; по проблеме общих и специальных способностей Б.Г.Ананьева, Н.СЛайтеса, Б.Ф.Ломова; психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей В.Д. Небылицина, П.В. Симонова, Л.С. Выготского.

Особое значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие проблемы развития творческого потенциала школьника, которые рассматриваются в науке в связи с изучением вопросов развития сущностных сил и творческих способностей (интеллектуальных, художественных, музыкальных). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются и современных отечественных исследованиях П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Алышулером, И.В.Дубровиной, М.В.Колосовой, A.B. Леонтовича, АА.Мелик-Пашаевым, A.B. Хуторской; в зарубежных исследованиях - Ф. Барроном, Дж. Гилфордом, П. Торренсом, Дж. Рен-зулли и другими.

Изучение проблемы развития художественно-творческого потенциала невозможно без осмысления работ по культурологии (А. И. Арнольдов, М.С. Каган, B.C. Библер), по педагогике и психологии искусства (В.И. Первушин, Г.Ю. Айзенк, М.В. Колосов и др.).

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов следует подчеркнуть, что в педагогической науке еще не накоплен достаточный материал, необходимый для решения проблемы развития художественно-творческого потенциала личности, не дан однозначный ответ на вопрос о путях его развития и совершенствования. Вместе с тем анализ современной педагогической литературы и обзор социально-педагогической ситуации в обществе показал, что существует ряд объективных противоречий:

- между новой социально-экономической обстановкой, требующей от человека умения творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, и недостаточностью внимания уделяемой современной школой проблеме развития творческого потенциала личности учащегося;

- между результатами социологических и психологических исследований подростков, показывающих интерес учащихся к развитию творческого потенциала, интерес к проблемам дизайна и неготовностью современной школы развития учащихся в этой области;

- между необходимостью организации систематической творческой деятельности школьников и недостаточной теоретической, психолого-педагогической и методической разработанностью проблемы развития у старшеклассника художественно-творческого потенциала.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также имеющийся опыт работы школ позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе вызывает ряд затруднений у педагогов и не снимает вышеуказанных противоречий.

В настоящее время школьная образовательная система реформируется, наряду с базовыми компонентами учебных планов вводятся национальные, региональные, школьные компоненты. Школа ищет пути реализации профильного обучения на старшей ступени обучения путем выделения в учебных планах базового общеобразовательного курса, профильных и элективных курсов. В этой связи можно предполагать, что школа должна будет раздвигать рамки не только существующего внутри школьного образовательного пространства, но и образовательные среды отдельных образовательных областей, что несомненно, должно открыть новые возможности школы для развития и реализации учащимися своего творческого потенциала.

Учитывая актуальность проблемы, ее научно-педагогическое значение, недостаточную теоретическую и практическую разработанность, тема диссертационного исследования была сформулирована следующим образом: «Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде».

В качестве объекта исследования выступает школьная дизайн-образовательная среда.

Предметом исследования является развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов средствами школьной дизайн-образовательной среды.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и апробировать организационно-педагогическую модель развития художественно-творческого потенциала личности старшеклассника в школьной дизайн-образовательной среде.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практики образовательного процесса политехнического лицея позволили определить следующую гипотезу исследования: развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде будет успешным, если:

- развитие художественно-творческого потенциала будет рассматриваться как сложное, многокомпонентное, психологическое образование личности, включающие в себя мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный и продуктивный компоненты, целенаправленно формируемые с учетом возрастной преемственности развития и индивидуальных способностей учащихся;

- содержание предметной подготовки учащихся будет ориентировано на овладение методиками, стимулирующими развитие художественно-творческих способностей;

- будет обеспечен личностно-деятельностный подход к учащимся, основанный на эмоционально-положительной направленности образовательного процесса;

- будет реализована специально разработанная технология развития художественно-творческого потенциала старшеклассников.

Цель данной работы и положения рабочей гипотезы позволяют сформулировать ряд конкретных задач исследования:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру художественно-творческого потенциала старшеклассников и возможности его развития в дизайн-деятельности.

2. Разработать модель развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде, исследовать уровни сформированности творческого потенциала и критерии его оценки.

3. Обосновать организационное, методическое и технологическое обеспечение модели развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность развития художественно-творческого потенциала старших школьников в процессе реализации разработанной модели.

Методологическую основу исследования составляет система следующих теоретических подходов:

- структурный, системный подходы, позволяющие рассмотреть в качестве целостной системы процесс развития художественно-творческого потенциала учащегося;

- диалектический подход, раскрывающий суть действия механизмов развития у учащихся старших классов художественно-творческого потенциала;

- качественный подход, направленный на описание совокупности характеристик по определению уровня развития компонентов творческого потенциала;

- количественный подход, позволяющий выразить в числовых величинах уровень развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов.

В диссертационном исследовании также использовались:

- теория личностно-деятельностного подхода, позволяющая рассматривать процесс обучения как активное преобразование, а человека как субъекта деятельности (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

- теория художественного конструирования (Г.Б. Борисовский, A.A. Барташевич, JI.K. Грейнер, Г.В. Крюков, H.A. Масеев, Г.Б. Минер-вин, В.М. Мунипов, Ю.С. Сомов, П.Е. Шпара);

- взгляды педагогов и психологов на художественно-эстетическое образование (JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, Б.В. Иогансон, В.И. Кириенко, B.C. Кузин, Б.М. Неменский).

Исследование опиралось на концепцию проблемно-развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), технологию личностно-ориентированного образования (И.Я. Якиманская), теорию рефлексивного управления учением (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко) и акмеологический подход к обучению (И.Д. Андреев).

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической методической и специальной литературы (осуществлен с целью определения методологического, теоретического основания, предметно-понятийного аппарата исследования);

- анализ, синтез, абстрагирование (позволили рассмотреть процесс развития художественно-творческого потенциала как целостную систему, выделить и описать структурные компоненты, раскрыть научно-методическое и организационно-технологическое обеспечение процесса творческого развития);

- метод проектирования (использован на этапе разработки модели и технологии развития художественно-творческого потенциала в школьной дизайн-образовательной среде);

- педагогическое наблюдение (позволило получить данные для моделирования опытной экспериментальной работы, а также использовалось с целью дальнейшей диагностики и мониторинга за разработанной моделью школьной дизайн-образовательной среды);

- изучение продуктов деятельности учащихся - метод самооценки, метод экспертных оценок, анкетирование, беседа (использованы для определения начального уровня и приращения компонентов творческого потенциала);

- педагогический эксперимент (предпринят для проверки и апробации разработанной технологии преподавания курса «Основы дизайна и эргономики»;

- статистические методы - графический метод, таблицы, схемы для иллюстрации полученных результатов (позволили обосновать степень достоверности совпадения и различия состояний контрольной и экспериментальной групп).

Базой исследования явились политехнический лицей №27 и инженерно-педагогический колледж (г. Улан-Удэ). На разных этапах исследования было охвачено более 800 учащихся старших классов лицея, 57 студентов инженерно-педагогического колледжа специальности «Технология», преподаватели политехнического лицея и слушатели курсов повышения квалификации учителей технологии.

Этапы исследования:

На первом, поисково-теоретическом этапе (1995-1997гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-популярная литература по проблемам природы развития творческого потенциала у учащихся старшего школьного возраста, уточнялся понятийный аппарат, объект и предмет исследования, тема, рабочая гипотеза, проводилось теоретическое исследование обозначенной проблемы.

На втором этапе (1997-2000гт.) - моделирующем, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по проектированию и апробации разработанной модели школьной дизайн-образовательной среды, отбор обогащающих действий, методов, содержания дизайн-образовательной среды и мониторинг развития в ней творческого потенциала старшеклассников.

На третьем этапе (2000-2005гг.) - заключительном, осуществлялась организация и проведение формирующего эксперимента, внедрялась и корректировалась технология преподавания курса «Основы дизайна и эргономики», проводился заключительный анализ и окончательная формулировка гипотезы, систематизация полученного материала, текстуальное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- исследованы сущность художественно-творческого потенциала старшеклассников с точки зрения дизайн-образования и возможность его развития методами дизайн-деятельности;

- разработана и апробирована модель развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов средствами школьной дизайн-образовательной среды, определены ее структурные компоненты и характеристики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- раскрыты психолого-педагогические условия развития художественно-творческого потенциала старшеклассников в школьной дизайн-образовательной среде и особенности его формирования;

- конкретизированы общетеоретические представления о компонентах понятий «творческий потенциал» и «художественно-творческий потенциал», уточнены их сущностные характеристики.

Практическая значимость исследования:

- в рамках школьного дизайн-образования разработана дидактическая система развития художественно-творческого потенциала старшеклассников, включающая учебные планы, программы, методические и дидактические средства, спецкурсы, методические рекомендации и пособия, позволяющие наполнить образовательную область «Технология» новым, современным, гуманистическим, творчески развивающим содержанием;

- разработана диагностическая методика, позволяющая проследить динамику развития компонентов художественно-творческого потенциала и его приращения, которая может найти применение в практике работы общеобразовательных учреждений;

- предложена методика моделирования развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в творчески развивающей среде (данный подход может быть использован и в других образовательных областях);

- разработанное организационно-технологическое обеспечение курса «Основы дизайна и эргономики» внедрено в практику преподавания уроков технологии в школы и колледжи города.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена использованием научно обоснованных теорий и подходов, комплексностью научных методов исследования, адекватных задачам и логике исследования, многообразием данных, которые анализируются в работе и отражают различные аспекты развития креативного потенциала старшеклассника.

На защиту выносятся:

1. Результаты теоретического и экспериментального исследования содержания, структуры и особенностей развития художественно-творческого потенциала личности, а также уровни ее сформированности и критериальные оценки с точки зрения дизайн-деятельности старшеклассников.

2. Теоретико-эмпирическая модель развития художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде.

3. Система организационного, методического и технологического обеспечения реализации творчески развивающей модели в школьной дизайн-образовательной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания в политехническом лицее №27 г. Улан-Удэ предметов «Техническая эстетика» и «Основа дизайна и эргономики» по представленной в данном диссертационном исследовании программе. С 2003 года курс «Основа дизайна и эргономики» преподается в Улан-Удэнском инженерно-педагогическом колледже на специальности «Технология».

Опыт преподавания данного курса и результаты исследования доклады' вались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Бурятского государственного университета, обобщались на семинарах и конференциях различного уровня: «Современные проблемы развития школы» (Улан-Удэ, 1998 г.); «Проблемы воспитания и развития на рубеже веков» (Улан-Удэ, 2000 г.); «Пути модернизации образовательной области «Технология» (Комсомольск-на-Амуре, 2002 г.); на конференции, посвященной 70-летию физико-технологического факультета БГУ (Улан-Удэ, 2003г.); на научно-практической конференции «Инновации в системе СПО Бурятии» (Улан-Удэ, 2004г.); на международной конференции «Пути международной интефации в системе в системе СПО» (Улан-Батор, 2005г.); на методических семинарах учителей и курсах повышения квалификации учителей технологии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Станько, Ирина Валентиновна

Выводы по третьей главе

Сформирующий эксперимент подтвердил, что процесс развития художественно-творческого потенциала старшеклассников протекает более успешно в условиях специально организованного обучения, особой творчески развивающей образовательной среды, в основе которой лежат следующие положения:

- актуализация данной проблемы для учащихся и «погружение» в нее в течение всего курса обучения;

- освоение технологий развития художественно-творческих способностей посредством проблемного обучения на основе постановки и решения учебно-творческих художественно-конструкторских задач;

- стимулирование творческой активности и развитие художественно-творческих способностей старшеклассников;

- формирование у старшеклассников опыта художественно-творческого взаимодействия со сверстниками, преподавателем в условиях практической работы в творческой лаборатории;

- развитие рефлексивной позиции и способности к творческому поиску и анализу путем организации раннего включения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность.

2. Экспериментально проверены общие педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала учащихся, особенности и требования, предъявляемые к творческой, развивающей образовательной среде.

3. Ведущую роль в развитии творческого потенциала играет этап-ность прохождения старшеклассников через определенные стадии развития: понимание учащимися значимости и необходимости решения данной проблемы, знание специальных методик, механизмов, стимулирующих развитие творческого потенциала, личное апробирование некоторых из них и умение старшеклассников проанализировать результаты своей деятельности в указанном направлении.

4. Установлено, что наряду с общим понятием образовательная среда, существует и локальная образовательная среда, которая может быть рассмотрена как функциональное и пространственное объединение конкретного содержания, субъектов образования и определенных условий, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи. Предметная образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных (содержательных) и социальных и эмоциональных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. В предметной образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды. В контексте исследуемой проблемы развития творческого потенциала, составные части в локальной творчески развивающей среде мы выстроили следующим взаимозависимым образом: творческая среда - творческая личность - творческий процесс - творческий продукт.

5. Технологическое структурирование дизайн-образовательной среды мы использовали как средство наглядного представления тех действий и операций, которые должны быть выполнены для решения задачи развития художественно-творческого потенциала старшеклассников. В ходе эксперимента были выявлены необходимые дидактические принципы и психолого-педагогические условия эффективной активизации художественно-творческого потенциала в школьной дизайн-образовательной среде.

6. Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента показал, что у его участников произошли изменения, связанные с развитием каждого компонента художественно-творческого потенциала: лич-ностно-смыслового, теоретического, процессуального, рефлексивного и продуктивного. Эти изменения касаются специальной предметной подготовленности, личной художественно-творческой активности старшеклассников, их рефлексивной позиции, и проявляются в динамике их развития от репродуктивного к деятельностно-интерпретирующему и продуктивному уровню.

7. В ходе исследования установлено, что у учащихся экспериментальных групп в значительной степени повысилась готовность к постановке и решению творческих задач, применению методик развития творческих способностей, к анализу собственной деятельности, что свидетельствует о том, что экспериментальное обучение позитивно повлияло на развитие отдельных компонентов художественно-творческого потенциала и на общее развитие «Я-концепции» личности старшеклассника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования по проблеме развития художественно-творческого потенциала старшеклассников в школьной дизайн-образовательной среде дает основание сформулировать основные результаты и выводы.

1. В результате анализа научной литературы было установлено, что художественно-творческий потенциал - это особое многокомпонентное формирование, определяющее эмоционально-эстетическую творческую направленность и активность личности, ее способность к художественно-образному освоению мира и его воплощению в духовном или реальном материале. Выявлена структура художественно-творческого потенциала, включающая потребностно-мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный и продуктивный компоненты. Выделены существенные признаки художественно-творческой деятельности, для которой характерны наличие общей художественно-эстетической направленности личности. Установлено, что развитию творческого потенциала способствует активизация внутренних резервов личности.

2. Проанализированы ценностные образовательные и воспитательные качества дизайна, его структура как художественно-творческая, проектировочная деятельность. Показано, что новый творческий дизайн-проект возникает в результате аналитического, рассудочного, логического мышления и акта творчества, сочетающего логические рассуждения с интуицией, с неформальным принятием решений.

3. На основе анализа сущности понятия и структуры творческого потенциала, разработаны критерии его сформированное™. Выделены следующие базовые уровни развития художественно-творческого потенциала: высокий уровень (самовыражения); средний (эвристический); продвинутый (фрагментарно-исполнительский); низкий (подражания). Исходя из целей и задач исследования и опираясь на выделенные компоненты и показатели развития творческого потенциала, определен комплекс методов диагностики для выявления уровней его сформированное™.

4. В результате теоретических и предварительных экспериментальных исследований построена модель развития художественно-творческого потенциала средствами дизайна, включающая целевой, содержательный, средовой, психолого-педагогический, диагностический уровни, которые позволяют увидеть процесс развития художественно-творческого потенциала старшеклассников и оценить творческие изменения личности детей.

5. Обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческого потенциала учащихся. Показано, что для эффективного развития компонентов художественно-творческого потенциала необходимы условия специально организованного обучения, особой творчески развивающей образовательной среды, в основе которой лежат: актуализация творческих проблем и «погружение» в нее в течение всего курса обучения; освоение технологий развития художественно-творческих способностей посредством проблемного обучения; стимулирование творческой активности; формирование опыта художественно-творческого взаимодействия со сверстниками, преподавателем в условиях практической работы в творческой лаборатории; развитие рефлексивной позиции и способности к творческому поиску и анализу путем включения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность.

6. В ходе исследования установлено, что у учащихся экспериментальных групп в значительной степени повысилась готовность к решению творческих задач, применению методик развития творческих способностей, к анализу собственной деятельности.

7. В результате проведенных исследований разработана и внедрена в учебный процесс дидактическая система развития художественно-творческого потенциала старшеклассников по курсу «Основы дизайна и эргономики», включающая учебные планы, программы, методические и дидактические средства, методические рекомендации и пособия, позволяющие наполнить образовательную область «Технология» новым, современным, гуманистическим, творчески развивающим содержанием.

174

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Станько, Ирина Валентиновна, 2005 год

1. Абдулина О.Н. Демократизации образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски / О.Н. Абдулина // Высшее образование в России. -1997. - №1. - СЛ5-17.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург : Деловая книга, 1999. С.97-108.

3. Абдульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности / К.А. Абдульханова-Славская // Психологический журнал. -2003.- №14,- С.7-10.

4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1998. -№1. - С. 15-19.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения учеников / Ш.А. Амонашвили. М. : Просвещение, 1994. - С.58-64.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-ориентированная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1990. - С.68-79.

7. Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории / И.Д. Андреев // Философские науки. 2002. - №6. - С. 12-16.

8. Античные мыслители об искусстве./ под ред. А.М.Коротеева. М. : Кедр, 1986. - С.29-68.

9. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М. : Изд-во МГУ, 1999. - С. 12-28.

10. Ю.Атутов П.Р. Политехническое образование школьников. В 2-х т. / П.Р. Атутов. М.: Педагогика, 2000.

11. Н.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. -М.: Знание, 1987. -С.58-67.

12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1998. - С. 48-59

13. Баскин Ю.Я. И.Кант / .Я. Баскин. М. : Юридическая литература, 1984. -С. 48-52.

14. Бартаглевич A.A. Основы художественного конструирования / A.A. Бартаглевич. Минск : Вышейшая школа, 1978. - С. 45-59.

15. Башеев В.В. Идея школы возраста / Школа сотрудничества. Практическое руководство для тех, кто хочет стать учителем / В.В. Башеев, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин. М. : Изд-во «Первое сентября», 2000. - С. 126133.

16. Безрукова B.C. Педагогика / B.C. Безрукова. М. : Мысль, 1987. - С.59-78.

17. Белкина Е.А. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьника в условиях коллективной деятельности : автореф. дисс. канд. педаг. наук / Е.А. Белкина. Изд-во ЯГПИ, 1999.-С.24.

18. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М. : Прогресс, 1986.-322с.

19. Бернштейн М.С. К методике составления и проведения тестов / М.С. Бернштейн // Вопросы психологии. 2001. - С.12-18.

20. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалко. — Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1987. С.58-73.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалко. — М.: Педагогика, 1989. С.29-54.

22. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. 2002. - С. 19-25.

23. Библер B.C. Культура: диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. 1994. - С. 45-49.

24. Битищев Г.С. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) / Г.С. Битищев, H.H. Лебедева // Вестник высшей школы. 2003. - С.58-63.

25. Богданов И.В. Современное образование цели, задачи, проблемы / И.В. Богданов. - М. : Путь, 2004.

26. Богоявленская Д.Б. Психология усвоения знаний в школе / Д.Б. Богоявленская, H.A. Минчинская. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. - С.59-91.

27. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. -М. : Наука, 1996. С.59-67.

28. Веденеева A.A. Моделирование элементов мышления / A.A. Веденеева. -М.: Наука, 1998. С. 29-42.

29. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении / Д.В. Вилькеев. Казань, 1975. - С. 10-48.

30. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект) / Ю.Г. Волков. -М.: Лабиринт, 2001. С.58-69.

31. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. - С. 159-205.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Собрание сочинений : в 6-ти т./ Л.С. Выготский; гл. ред. A.B. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. -т.4. - 232с.

33. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1987. - №6. - С.4-9.

34. Гилфорд Дж. Творческий поиск / Дж. Гилфорд. М. : Наука, 1999. -124с.

35. Гибсон Дж. Теория возможностей / Дж. Гибсон. М. : Педагогическое общество России, 1999. - 336с.

36. Границкая A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе : книга для учителя / A.C. Границкая. М. : Просвещение, 1991. - С.59-78.

37. Грейнер Л.К. Основы технической эстетики и художественного конструирования / Л.К. Грейнер. Л.: СЗПИ, 1986. - С.45-98.

38. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии / В.В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. - С.49-61.

39. Давыдов B.B. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. М. : Педагогическое общество России, 2000. - 259 с.

40. Долгова JI.M. Тьютор и формирование заказа на инновационную школу / JI.M. Долгова // Открытое образование и региональное развитие: проблемы современного знания / отв. ред. А.О. Зоткин. Томск : Пилад, 2000. - С.82-86.

41. Дольто Ф. На стороне ребёнка / Ф. Дольто. Д., СПб : Изд-во «Петербург-XXI век», 1999. -328с.42.3агвязинский В.И. Учитель как исследователь / В.И. Загвязинский. М. :

42. Знание, 1980. С.25-47. 43.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования

43. В.И. Загвязинский. М.: Просвещение. - 1982. - С.125-180. 44. Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление /

44. B.П. Зинченко. М.: Просвещение, 1988. - С.8-15.

45. Знаков В. П. Понимание как проблема человеческого бытия / В.П. Знаков

46. Психологический журнал. 2000. - № 2. - С.7-15. 46.Зотова Ю.Б. Проблемное соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте : дисс. .докт. пед. наук / Ю.Б. Зотова. -М., 2001.-С.365.

47. Измайлова A.A. Системно- деятельностный подход к построению учебно-методических материалов / A.A. Измайлова. Новосибирск : НЭТИ, 1998. - С.15-31.

48. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / A.B. Иконников. М.: Парсифаль, 1990. - С.48-96.

49. Игнатова В.В. Творческий потенциал / В.В. Игнатова. М. : Путь, 2000.1. C.48-69.

50. Игунов И.Р. И.Кант о сущности прекрасного / И.Р. Игунов. М. : Искусство, 1998. - С. 158.51 .Ильясов И.И. Методы решения эвристических задач / И.И. Ильясов. М. : Техника, 1999. - С. 12 -25.

51. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве / Б.В. Иогансон. -М. : Знание, 2002. С.79-128.

52. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. -М. : Изд-во политической литературы, 1974. 328с.

53. Камчукова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / З.И. Камчукова. М.: Педагогика, 2000. - С.48-90.

54. Кан Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога / В.А. Кан-Калик. - Грозный : ИПЛ, 1976. - 157с.

55. Кант И. Избранные труды / И. Кант. М.: Просвещение, 1974. - С. 14-25.

56. Келасоев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: Мысль, 1984. - С.45-63.

57. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко. — М. : Педагогический центр «Эксперимент», 2002. -С.25-98.

58. Климов Е.А. Дифференциально-диагностический опросник / Е.А. Климов. -М., 1998.-С.12-47.

59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание / И.С. Кон. М. : Светоч, 2002. - С.58-96.

60. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. // Первое сентября. 2001. - 10 августа.

61. Концепция профильного образования // Управление школой. 2001. -№2. - С.5-7.

62. Колосов М.В. Истоки творчества / М.В. Колосов. Воронеж, 1996. -258с.

63. Корчак Я. Особенности поведения детей / Я. Корчак. М. : Путь, 2001. -187с.

64. Космина М.А. Идея школы Амоношвили / М.А. Космина // Школа сотрудничества. Практическое пособие для тех, кто хочет стать любимым учителем. -М. : Изд-во «Первое сентября», 2000. 158с.

65. Котова И.Б. Философские основания современной педагогики / И.Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов на Дону, 1994. - С.45-50.

66. Краевский В.В. Мысли вслух / В.В. Краевский. СПб : ГУ, 2000. - С.58-61.

67. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. - С.48-96.

68. Крюков Г.В. Основные принципы и закономерности художественного конструирования / Г.В. Крюков. М. : Высшее художественно -промышленное училище, 1982. - С.45-65.

69. Кузин B.C. Некоторые особенности развития творческого воображения у школьников / B.C. Кузин. М. : Педагогика, 1995. - С. 14-56.

70. Кудрявцев В.Т. Педагогические аспекты творческого развития детей / В.Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1999. - С.25-96.

71. Кузьмичёв A.A. Средства дизайн-проектирования / A.A. Кузьмичев, В.Ф. Сидоренко. -М.: Изд-во «Сократ», 1992. С. 15-58.

72. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. -СПб : Изд-во «Деан», 2000. 323с.

73. Лекционно-семинарская система преподавания в школе. Методические рекомендации. Иркутск, 2002 . - 85с,

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1975. - С.45-51.

75. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лернер. М. : Просвещение, 1987. - С.45-98.

76. Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления / И.Я. Лернер // Теоретические основы содержания общего среднего образования. М. : Педагогика, 1993. — С.137-160.

77. Личность в воспитательной системе / отв. ред. Л.Н. Куликова. СПб, 1999,- С.154-169.

78. Логунова Н.К. Природа и структура творческого потенциала ребенка дошкольника : автореф. дисс. . канд. псих, наук / Н.К. Логунова. М., 2001.-С.24.

79. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1998. - 265с.

80. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М. : Знание, 1975. - С.12-29.

81. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога / Л.И. Маленкова. М. : Педагогическое общество России, 2002. - 230с.

82. Манцер М.Г. Об основах композиции / М.Г. Манцер. М. : Промышленность, 1995.-С.48-157.

83. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М. Пруст. «В поисках утраченного времени» / М.К. Мамардашвили; под общ. ред. Ю.В.Сенокосова. СПб : Русский Христианский гуман. ин-т., 2001. — 368с.

84. Масеев И.А. Эстетическая сущность художественного конструирования и его роль в формировании человека / И.А. Масеев. М. : Высшее художественно- промышленное училище, 1984. - 189с.

85. Маслоу А. Новые рубежи развития человека / А. Маслоу // Современная психология: теория и практика. Хрестоматия по гуманистической психологии. М.: Наука, 1993. - С. 139-167.

86. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин М.: Педагогика, 1989. - 208с.

87. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1987. С.49-58.

88. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя / М.И. Махмутов. М.: Просвещение, 1989. - 149с.

89. Метин И.В. Анализ и обработка экспериментальных данных./ И.В. Метин,

90. B.C. Русаков. М.: Высшая школа, 1987. - 159с.

91. Методики художественного конструирования. Дизайн-программа / под ред. В.Ф.Сидоренко. М.: Педагогика, 2002. - С.12-17.

92. Минервин Г.Б. Основы технической эстетики / Г.Б. Минервин. Минск. РИА, 1976. - С.45-65.

93. Менчинская H.A. О концепции формирования умственных действий / H.A. Менчинская // Вопросы философии. 1998. - №4. - С.45-52.

94. Мирягин B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мирягин. М., Наука, 1997. - С.49-58.

95. Мунипов В.М. Эргономика и художественное конструирование / В.М. Мунипов. М.: Знание, 1987. -216с.

96. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. М. : Исскуство, 1997. -№3. - С. 14-28.

97. Нисбаум Р. Специальные виды творческой деятельности / Р. Нисбаум. -М.: Знание, 1994. С.48-59, 157-185.

98. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / под ред. Е.И. Рогова. М. : ВЛАДОС, 2001. - С. 58-97.

99. Олпорт Г. Развитие личности / Г. Олпорт. М. : Просвещение, 1987.1. C.25-87.

100. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М. : Мир, 1987.

101. Онитщук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онитщук. М. : Просвещение, 1999. - С. 15-91

102. Основы методики художественного конструирования. М. : ВНИИТЭ, 1990.-С. 49-157.

103. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. М. : Просвещение, 2001. - С.25-187.

104. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. -314с.

105. Педагогическая диагностика : пособие для учителя / под ред. К.Н. Кудриной. М.: Педагогика, 2000. - 78с.

106. Перовский Е.И. Проверка знаний и умений учащихся в средней школе / Е.И. Перовский. М. : изд. АПН, 1970. - С.45-97.

107. Петровский A.B. Основы педагогики и психологии / A.B. Петровский. -М.: изд. МГУ, 2001. С.78-149.

108. Петровский A.B. Субъективность: новая парадигма в образовании / A.B. Петровский // Психологическая наука и образование. 1999. — № 3. — С.19-49.

109. Петрунева Р.Н. Гуманитарная среда в инженерном образовании / Р.Н. Петрунева. М.: Просвещение, 2001. - С. 14-97.

110. Платонов К.К. Структура и развитие творческой личности / К.К. Платонов. М.: Просвещение, 2000. - 158с.

111. Пономарев Я.И. Творческое развитие личности / Я.И. Пономарев. М. : Просвещение, 1985. - С.45-97.

112. Подласый И.П. Творческий потенциал / И.П. Подласый. М. : Знание, 1993. - С.12-54.

113. Поспелов H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / H.H. Поспелов, И.Н. Поспелов. М. : Педагогика, 1999.-248с.

114. Прайс Дж. Человек в XXI веке проблемы и пути решения / Дж. Прайс. -СПб: Нева, 2002.-201с.

115. Прошицкая E.H. Выбирайте профессию : учебное пособие для школы / Е.Н, Прошицкая. М.: Просвещение, 1997. - С. 12-87.

116. Психология : словарь / под ред. A.B. Петровского. 2-ое изд. испр. и дополн. -М.: Политиздат, 1990.

117. Психология творчества : методические рекомендации. Новосибирск : Изд-во НГУ, 2000. - 215с.

118. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российского образования / рук. авт. колл. Д.С. Львов. М. : Экономика, 2000. -С.412-418.

119. Радугин A.A. Философия: курс лекций / A.A. Радугин. 2-ое изд. перер. и дополн. - М.: Центр, 1997. - 458с.

120. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся / В.Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. - 258с.

121. Решетова З.А. Реализация принципов системного подхода в учебных предметах / З.А. Решетова // Политехническое образование. 1990. -№8. - С. 15-24.

122. Ребуль О. Философия образования / О. Ребуль // Общество и образование в современном мире (из зарубежного опыта). 2000. - №6. - С.28-37.

123. Репкин В.В. Принципы развивающего обучения / В.В. Репкин. М. : Педагогика, 1987. -257с.

124. Роджерс К. Психология творческой личности / К. Роджерс. СПб : Светоч, 2001. - С.58-92.

125. Россия 2015: оптимистический сценарий / под ред. Л.И. Абалкина. — М. :ММВБ, 2000.-С.162.

126. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М. : Педагогика, 1976. - С.54-87.

127. Рындак В.Г. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Собр. соч. : в 2-х т. М.: Просвещение, 1989. - С. 12-14.

128. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ. - Пресс, 2001. - 257с.

129. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума / Ю.А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С.45-91.

130. Самсонов B.C. Научно-методические основы преподавания радиотехники в педагогическом ВУЗе / B.C. Самсонов. Улан-Удэ : Бурятское книжное издательство, 1998. - 215с.

131. Селевко Г.С. Педагогические технологии в образовании / Г.С. Селевко. М.: Просвещение, 2000. - 287с.

132. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. М. : Просвещение, 1987. -487с.

133. Сладкевич Б.Г. Контроль знаний и обратная связь в обучении / Б.Г. Сладкевич. СПб : Лист, 2001. - С. 14-54.

134. Солнцева H.H. Мотивационная основа педагогической деятельности / H.H. Солнцева // Высшее образование в России. 1990. - №4. - С.45-58.

135. Сомов Ю.С. Композиция в технике / Ю.С. Сомов. М. : Машиностроение, 1987. -421с.

136. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий / Ю.С. Сомов. М.: Машиностроение, 1987. - 502с.

137. Станько И.В. Эргономика / И.В.Станько. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2003.

138. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1998. 157с.

139. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. М. : Мысль, 2000. - 259с.

140. Торанс Е.П. Психология творчества / Е.П. Торанс. М. : Кедр, 1993. -С.58-96.

141. Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход : учебное пособие / А.И. Уман. Орёл : ОГПУ, 1999.-248с.

142. Унт И.К. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.К. Унт. -М. : Педагогика, 1989. С.148-159.

143. Усова A.B. Художественное развитие школьников в процессе обучения / A.B. Усова. -М. : Мысль, 2000. С.247-258.

144. Файгенберг И.М. Проблемные задачи, их место в обучении и контроле / И.М. Файгенберг. -М. : Знание, 1989. -254с.

145. Философы античности. -М. : Мысль, 1974. 358с.

146. Философский словарь. М. : Политиздат, 1987. - 308с.

147. Фольта О.В. Основы художественного конструирования / О.В. Фольта. -Киев : Виша шк., 1973. 256с.

148. Философское понимание жизни / под ред. М.И. Тенкулова. — Киев : Грай-лык, 1993. С.93.

149. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. Книга для учителя / JI.M. Фридман. М. : Просвещение, 1998. - С. 16-87.

150. Фролов М.Т. и др. Введение в философию : учебник для ВУЗов. М. : Политиздат, 1989. - 321с.

151. Фролов Т.П. Системный подход в управлении педагогическим процессом / Т.П. Фролов. Воронеж : Изд-во ВУ, 1999. - 127с.

152. Харламов И.Ф. Педагогика : учебное пособие. 2-ое изд. перер. и дополн. - М. : Высш.шк., 1990. - 324с.

153. Хекхаузен М. Мотивация и деятельность / М. Хекхаузен. М. : Педагогика, 1986. - С.25-65.

154. Холмянский JI.M. Дизайн : учебник для школы / Л.М. Холмянский. — М. : Просвещение, 1986. -212с.

155. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. и вступ. очерки А.Крассел. М. : Педагогика, 1997. - 359с.

156. Хрестоматия по философии / под ред. Е.Н.Шелепова. М. : Кедр, 1987.

157. Цатурова И.Я. Функции теста как средства контроля. Теория и практика / И.Я. Цатурова. Саратов : Изд-во СУ, 1999. - 247с.

158. Цойгнер Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. М. : Стройиздат, 1978. - С.12-16.

159. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М.А. Чошанов. М. : Народное образование, 1996.-128с.

160. Шадриков В.Д. Психология творчества / В.Д. Шадриков. М. : Медицина, 1998. - С.25-57.

161. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования / П.Е. Шпара. Харьков : Изд-во ХИИКС, 1973. -251с.

162. Шубинский B.C. Новые технологии процессов творческого развития / B.C. Шубинский. М.: Просвещение, 2001. - 258с.

163. Эльконин Д.Б. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. М. : Педагогика, 1992.-215с.

164. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская. М.: Просвещение, 1995. - С.25-87.

165. Яковлева Е.А. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.А. Яковлева. М. : Просвещение, 1988. -С.25-31.

166. Ярцева С.Е. Педагогика / С.Е. Ярцева. М.: Ось, 2002. - С.58-96.

167. Яценко Л.В. Методический взрыв в XX веке и формирование эвристики / Л.В. Яценко. Минск, 1998. - 108с.

168. Ясупова К.Л. Развитие творческого потенциала младших школьников в подготовке к выбору будущей профессии : дисс. канд. пед. наук / К.Л. Ясупова. Красноярск, 1999. - 169с.

169. Ясвин В.А. Образовательная среда / В.А. Ясвин. М. : Смысл, 2001. — 265с.

170. R.J. Wlodkovsri. D.H. Jaynes. Eager to Learn. Educ.Technology.,Englewood Cliffs, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.