Развитие художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Михайлова, Мария Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михайлова, Мария Викторовна
Введение.
Глава 1 . Педагогические основы формирования художественно -образного мышления детей 6-7 лет.
1.1 . Отечественная психология о развитии образного мышления.
1.2. Проблема музыкального мышления в педагогике.
1.3. Художественно-образное мышление как компонент эстетического развития ребенка.
Глава 2. Структура эксперимента по развитию художественно-образного мышления детей в условиях музыкально-драматической деятельности.
2.1. Принципы формирования художественно-образного мышления детей
6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности.
2.2. Формирование художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности: условия и результаты.
2.3. Методические рекомендации по развитию художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников2003 год, кандидат педагогических наук Аккуратова, Елена Анатольевна
Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве2007 год, доктор искусствоведения Силантьева, Ирина Игоревна
Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей2006 год, кандидат искусствоведения Бахтин, Андрей Александрович
Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Букатина, Светлана Ивановна
Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.2008 год, кандидат искусствоведения Гальцина, Наталья Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-образного мышления детей 6-7 лет средствами музыкально-драматической деятельности»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования. Совершенствование современной системы образования в нашей стране предполагает формирование личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. А искусство, развивая художественно-образное мышление ребенка, эффективно помогает ему построить целостную картину мира, позволяющую принимать более успешные решения в условиях его дальнейшей самореализации.
Образное мышление в целом включает в себя эмоциональное отношение человека к окружающему миру, его личный (индивидуальный) опыт, своеобразную избирательность в его восприятии и оценке. Роль образного мышления в ряде научных педагогических и психологических школ рассматривается как своеобразный возрастной этап, в развитии личности школьника, причем этап переходный (от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению). Недооценка роли образного мышления в школьном обучении и преобладание в традиционном обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит, на наш взгляд, к недостаточному развитию многих нравственно-психологических качеств, эмоциональной глухоте, нечувствительности к образам"природы и искусства, в итоге - к формально узкому освоению знаний и некоторой дальнейшей ущербности мировосприятия в целом.
С точки зрения отечественной психологии и педагогики, особенно -педагогики искусства, развитие образного мышления происходит, прежде всего, в процессе собственной творческой деятельности учащихся. Творчество дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях ребенка и своевременно выявлять способность у детей и к образному мышлению, и к творческой деятельности. Этой точки зрения на значение результативной, продуктивной детской деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживались многие психологи (JI.C. Выготский,
A.В: Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, и др.) и педагоги
H.A. Ветлугина, М.Б. Зацепина, В.Т. Кудрявцев, О.П. Радынова,
B.Н. Шацкая). В работах тех же исследователей подчеркивается, что как раз умение работать с образом (создавать его, применять на практике) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер.
Поэтому представляется очевидным, что наиболее успешным и закономерным руслом развития образного мышления как характеристики мировосприятия оказывается стимулирование художественно-творческой деятельности ребенка, обуславливающей развитие его художественно-образного мышления.
Среди психологических трактовок художественно-образного мышления мы останавливаемся прежде всего на. определении И.С. Якиманской,5 которая указывает на1 полимодальность художественно-образного» мышления- как восприятия, в котором не только воспроизводится приблизительная физическая структура объекта, но и выражается эстетическое и эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности.
Отличие художественно-образного мышления от образного мы видим в том, что образ, возникающий у ребёнка при восприятии окружающего мира, может быть не связан с эстетической составляющей, художественно-творческим аспектом отношения к миру, поэтому развитие художественно-образного мышления является актуальным для растущего человека. Мы отмечаем, что в своём исследовании не противопоставляем образное и художественно-образное мышление. Художественно-образное мышление определяется нами как способность к эстетическому восприятию мира и творческому преобразованию его в искусстве. Адаптированное к особенностям музыкально-драматической деятельности детей 6-7 лет художественно-образное мышление предполагает развитие способности ребёнка к сотворчеству в реализации своего и авторского смысла.
Выбор в качестве предмета исследования проблемы развития художественно-образного мышления детей 6-7 лет определялся правомерным, на наш; взгляд, представлением об определяющей функции образного мировосприятия в развитии общей одаренности ребенка и приоритетности художественно-образного мышления в развитии художественной одаренности. Во многих практически ориентированных исследованиях, посвященных взаимовлиянию эстетического и общего развития; прослежена очевидная позитивная зависимость общего развития от развития эстетического (Н.В. Гросул, Е. А. Ермолинская, И.Э. Кашекова, Е.И. Коротеева, A.A. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова, И.Б. Шульгина). Одной из позиций поиска такой взаимосвязи оказывалась гипотеза о ключевом? значении эстетической установки мировосприятия; Поэтому конечной целью? исследования стало; стимулирование у ребенка 6-7 лет эстетической установки; восприятия мира и искусства; которая; очевидно, зависит от развитости художественно-образного мышления ребенка.
Наш педагогический опыт свидетельствовал о возможностях музыкально-драматической? деятельности в развитии у всех, а не специально отобранных детей способности к сотворчеству, которая базируется на художественно-образном;мышлении.
Анализ» музыкально-методической; психолого-педагогической литературы и практики организации, образовательной деятельности в начальной школе позволил выделить ряд противоречий между:
- разработанной в психологии теорией содержания, и функций образа в развитии детского мышления, но отсутствием педагогического определения и методики формирования художественно-образного мышления у младших школьников;
- современными потребностями общества в эстетически развитой личности и ограниченным использованием потенциальных возможностей музыкально-драматического искусства, обеспечивающего гармоническое ее развитие.
Выявленные противоречия обусловили проблему активизации потенциала музыкально-драматической деятельности младших школьников в условиях формирования их художественно-образного мышления.
Таким образом, объектом исследования стало музыкальное воспитание детей 6-7 лет в условиях дополнительного образования в начальной школе.
Предмет исследования — развитие художественно-образного мышления учащихся в условиях стимулирования эстетической установки их мировосприятия.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить систему развития, художественно-образного мышления детей, средствами музыкально-драматической деятельности.
Задачи' исследования:
- на основе анализа философской, искусствоведческой, музыкально-методической и психолого-педагогической литературы определить содержание понятий образного и художественно-образного мышления;
- разработать критерии развитости художественно-образного мышления на основе возрастной специфики детей шести-семи лет в условиях музыкально-драматической деятельности;
- обосновать и апробировать методику развития художественно-образного мышления учащихся шести-семи лет в условиях активизации их творческого потенциала.
Гипотеза исследования - формирование художественно-образного мышления детей 6-7 лет окажется эффективным, если успешно реализуется творческая способность ребёнка к музыкально-драматической деятельности и развивается эстетическая установка к искусству и действительности, которые обеспечиваются педагогической методикой, А включающей мотив ационную, репродуктивную и креативную стадии. Методологической основой исследования стали:
- положения отечественной психологии о развитии способностей в процессе деятельности, о связи обучения и развития (JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин);
- теоретические основания интерпретации целей и смыслов эстетического развития (А.И. Буров, М.С. Каган, A.A. Мелик-Пашаев, Е.М. Торшилова);
- основные положения музыкознания о природе развития музыкального восприятия и концепция музыкального обучения и воспитания (H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, JI.В.Школяр).
В процессе работы, использовались следующие методы научного поиска:
- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, музыкально-педагогической^ учебно-методической литературы в аспекте изучаемой-проблемы, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа с использованием различных видов наблюдения, стимулированиями диагностики эстетического развития детей шести-семи лет, анализ продуктов детского творчества.
Научная новизна исследования определяется разработкой педагогической системы развития художественно-образного мышления у детей 6—7 лет в условиях музыкально-драматической деятельности.
В данной системе художественно-образное мышление определяется способностью к эстетическому восприятию мира и творческому преобразованию его в искусстве. Адаптированное к особенностям музыкально-драматической деятельности детей 6—7 лет художественно-образное мышление предполагает развитие способности ребёнка к сотворчеству в реализации своего и авторского смысла.
Определено содержание учебного музыкального и театрального материала и творческих видов деятельности детей этого возраста, которое строится на интеграции выразительных средств музыкального и театрального искусства в условиях отбора самими детьми выразительных средств для создания нового художественного образа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определена и адаптирована к возрасту 6-7 летних детей- специфика развития художественно-образного мышления в отличие от образного;
- выявлены характерные черты художественно-образного мышления, такие как: ассоциативность, импровизационность, особое чувство формы и гармонии;
- доказана позитивная взаимозависимость между эстетической установкой мировосприятия« ребенка и развитостью его художественно-образного мышления;
- разработаны уровни и критерии- художественно-образного мышления ребёнка, которые включают способность, воспринимать и создавать эстетическую выразительность формы как явленности содержания и способность ребенка создавать исполнительский художественный образ в условиях сотворчества с автором - композитором; предложена система, педагогического руководства развитием художественно-образного мышления детей 6-7 лет на основе интеграции музыкального и театрального искусства в условиях восприятия музыки, ее творческого преображения в рисунке, движении и игре.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в исследовании разработана и апробирована в условиях педагогической деятельности диссертанта в течение двенадцати лет система развития художественно-образного мышления детей 6-7 лет при соблюдении следующих этапов: разъясняюще-мотивационный, имеющий целью помочь ребенку в понимании его роли и всего замысла спектакля и призванный активизировать его мотивацию радостного участия в интересном деле; поиск образной характеристики своего героя; выбор варианта решения роли, предложенного ребенком-исполнителем в процессе сотворчества с автором.
Представлены методические рекомендации по планированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие художественно-образного мышления детей средствами музыкально-драматической деятельности, достигнуты положительные результаты в совершенствовании педагогического процесса эстетического развития детей младшего возраста.
Разработанная педагогическая система может быть использована при организации музыкального обучения как в дошкольных учреждениях, так и во внеклассной работе по дополнительному образованию в общеобразовательных школах. Результаты исследования могут быть использованы в^ массовой практике дошкольного и школьного образования, в детских оперных студиях, на. курсах повышения квалификации педагогов, на лекционных и практических занятиях со студентами педагогических учебных заведений:
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью выбранных теоретических положений философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, опытом реализации методик преподавания музыки и драматического искусства, продолжительностью проведенного экспериментального исследования и практической проверкой основных положений исследования в условиях реальной педагогической деятельности диссертанта (1996-2009 гг.) в общеобразовательной и детской музыкальной школе в качестве учителя музыки и руководителя музыкально-драматического кружка.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись, в процессе опытно-экспериментальной' работы диссертанта в качестве преподавателя музыки и руководителя кружка «Музыкальный театр «Радуга»» в общеобразовательной школе.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях педсоветов в
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» и Детской музыкальной школе № 3, заседаниях городского методического объединения учителей музыки в Учебно-методическом центре города Серпухова; в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях лаборатории теоретических основ социологии и психологии художественного образования Института художественного образования (1997-2008 гг.)
Основные теоретические и методические положения исследования и выводы были представлены на Всероссийской (Москва, 1998 г.) научно-практической конференции и выступлениях руководимого исследователем детского коллектива- на фестивалях и конкурсах: городской конкурс, посвященный 850-летию г. Москвы. (1997 г., лауреат), городской конкурс «Театральные игры школьников» (1998 г., лауреат), городской конкурс «Театральные каникулы» (1999 г., лауреат), участие в городском фестивале театров «Играют дети» - 2000, участие в Московском областном фестивале детских и молодёжных театральных коллективов «Театральная завалинка 2000», городской конкурс театральных коллективов «Поклонимся великим тем годам» (2005 г., I место), городской конкурс театральных коллективов «Мельпомена» (2006 г., 1П место), городской' конкурс театральных коллективов «Мир добра и красоты» (2007 г., II место), участие в фестивале патриотической песни в рамках областного фестиваля «Юные таланты Московии» (2002 г.), областной фестиваль эстрадной и бардовской песни «Юные таланты Московии» (2003 г., III место), фестиваль патриотической песни в рамках областного фестиваля «Юные таланты Московии» (2003 г., II место), участие в областном конкурсе театральных постановок «Сказка моего двора» (2007 г.).
Экспериментальной базой исследования являлись МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» (г. Серпухов) и Детская музыкальная школа № 3. Экспериментом было охвачено 1020 детей младшего школьного возраста 6-7 лет.
Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в 1997-2008 гг. и включало три этапа.
1. Подготовительно-поисковый этап (1997-1999) - изучались и анализировались искусствоведческие, психологические, музыкально-педагогические исследования в целях разработки теоретических основ исследования, были определены методология и методика исследования и его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи.
2. Опытно-экспериментальный (1999-2007) - уточнялась гипотеза исследования. Проводилась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной технологии обучения, направленной на формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет; анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.
3. Аналитический этап (2007-2008) - систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы и оформлялись результаты исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогическая система развития художественно-образного мышления у детей 6-7 лет определяет содержание творческой деятельности детей как потребности их в самовыражении, педагогически реализуемой в исследовании как необходимость создания вариативных ситуаций в условиях музыкально-драматической деятельности.
2. Представления о художественном образе, рассматривающиеся как мысленное обобщенное и чувственное познание ребенком музыки, играют значимую роль в понимании младшими школьниками искусства в целом и оказываются условием их успешной исполнительской деятельности.
3. Успешному формированию художественно-образного мышления способствует методика обучения, реализуемая в последовательности следующих этапов: разъясняюще-мотивационного, синтезирующе-репродуктивного и дивергентно-креативного, включающего организацию творческой деятельности в условиях отбора самими детьми выразительных средств музыкального и театрально-драматического искусства для создания нового художественного образа.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Основной текст изложен на 135 страницах, включает таблицы. Список использованной литературы включает 144 источника.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
"Евгений Онегин" Пушкина и Чайковского, текст и версии2008 год, кандидат искусствоведения Головатая, Галина Федоровна
Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи2004 год, кандидат искусствоведения Якушевич, Марина Валерьевна
Русская опера XIX - начала XXI веков: проблемы жанра, драматургии, композиции2011 год, доктор искусствоведения Комарницкая, Ольга Виссарионовна
В.П. Бурмейстер: стиль и метод: Балеты "Эсмеральда", "Лебединое Озеро", "Снегурочка"2006 год, кандидат искусствоведения Ямакава Сихоко
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Михайлова, Мария Викторовна
Результаты работы подростков как режиссеров оценивались по следующим критериям и уровням: способность осмыслить всё произведение в целом и развести мизансцены, тщательно, детально «проработать» образы, гибко следовать за предложениями педагога и партнёров, создавать яркие характеры-образы и доступно объяснять задуманное; невозможность «охвата» произведения в целом, работа в основном над «мелочами», отдельными фрагментами; последний уровень -повторение за участниками спектакля, боязнь самостоятельности. Работа хореографа - постановщика оценивалась по градациям: ребёнок создаёт множество пластических импровизаций, яркие образы, может научить, передать свой замысел, исправить «неверное» у участников процесса; неполная самостоятельность в работе, неспособность объяснить суть замысла, но возможность показа; наконец, невозможность создания собственного пластического решения. Стимулировались возможности детей отразить исполняемое в домашних заданиях в прикладном творчестве (художник - декоратор).
Оценивались также возможности ребенка в качестве «вокалиста» -способность выразить в партии яркий целостный музыкальный образ своего героя, умение передать свой замысел, исправить «неверное» у участников процесса. Все этапы постановочной работы также фиксировались и заносились в таблицу, отражающую виды творчества ребёнка: рассматривалась адекватность режиссерского, пластического, художественного и вокального решения. Каждый вид деятельности ребёнка оценивался по критериям, описанным выше.
Все этапы постановочной работы также фиксировались и заносились в таблицу, отражающую виды творчества ребёнка: рассматривалась адекватность режиссерского, пластического, художественного и вокального решения. Каждый вид деятельности ребёнка оценивался по критериям, описанным выше.
Сам сюжет сказки подсказал на какие микрогруппы и по какому принципу можно распределить ребят с.учётом разновозрастного состава исполнителей. Между старшими ребятам были распределены роли Лисы Алисы и Кота Базилио, Бабушки, Снежной Королевы, главного героя сказки Кости, Золушки, Офицера Оловянных солдатиков, Емели, Несмеяны. Исполнение этих ролей предполагало наличие знаний и опыта. Вокруг этих персонажей по сюжету сказки собраны более простые роли: снежинки, подруга Кости - Таня, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Оловянные солдатики. Таким образом, в исполнении той или иной сцены принимал участие один или двое взрослых исполнителей и несколько ребятишек 6-7 лет. Исполнительница партии Снежной Королевы становилась одновременно и хореографом-постановщиком сцены «Танец снежинок», Офицер Оловянных солдатиков являлся образцом в исполнении вокальной партии Оловянных солдатиков, режиссером сцены встречи с Дюймовочкой, «Несмеяна» помогала исполнителю роли Мальчика-с-пальчика подобрать интонации и движения, соответствующие сказочному персонажу. Особенно сложной была роль Кости, поскольку он был основным действующим лицом музыкального представления, постоянно пребывающим на сцене (за редким исключением) и работал со всеми участниками спектакля, то он и совместил свою исполнительскую деятельность с деятельностью помощника режиссёра. В то же время каждый из старших ребят выступал и в роли декоратора, автора костюма не только своего героя, но и персонажей, исполняемых младшими ребятишками.
В целом, алгоритм их действия напоминал алгоритм их собственной работы с руководителем кружка: знакомство со сказкой, подбор различных вариантов сказочных историй (интерпретации одного и того же сюжета в сказках разных народов), создание собственной истории своего героя, художественного и социально-психологического портрета, совместная подготовка эскизов костюмов и декораций, работа над пластикой и выразительностью вокального исполнения. Детям давалась установка на то, как можно воспринимать и преобразовывать зрительную, звуковую, вербальную информацию, наряду с обычным способом ее понимания и запоминания. В то же время, большинство ребят в своих диалогах с маленькими «артистами» обращали их внимание на красоту поступков героев сказки, умение сопереживать им, готовность прийти на помощь в трудную минуту, взаимосвязь и взаимозависимость отношений между персонажами произведения, их поступками, они предостерегали детей от необдуманных критических высказываний в адрес партнёров и прилагали все усилия для поддержания доброжелательной творческой атмосферы занятий. Не всё получалось, сказывалось отсутствие у многих опыта общения с малышами (те быстро утомлялись и требовалась смена вида деятельности, каждый хотел особого к себе внимания). Более удачно получалось у тех, в семьях которых подрастали младшие сестрёнки и братишки. Вместе с тем эта работа отразилась на качестве спектакля в целом, так как был установлен более тесный контакт между исполнителями, действие их на сцене не было скованным, стало более разнообразным и гибким, содержание мизансцен осмысленным, появились элементы сценической импровизации, образ, создаваемый ребятами на сцене отличался яркостью и убедительностью.
В заключении диссертационного исследования мы делаем следующие выводы:
1. Педагогическая система развития художественно-образного мышления у детей 6-7 лет определяет содержание, формы и методы продуктивной творческой деятельности учащихся с опорой на интеграцию выразительных средств музыки и театрально-драматического искусства.
2. Педагогическая система развития художественно-образного мышления детей включает этапы стимулирования мотивации ребенка, его способность к достижению некоторой целостности в интерпретации им авторского замысла и собственной интерпретации образа ребенком-исполнителем.
3. Успешность процесса развития художественно-образного мышления учащихся зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) отбор и использование музыкального, драматического, учебного материала и видов деятельности, соответствующих развитию художественно-образного мышления; б) необходимо соблюдать этапы: разъясняюще-мотивационный, синтезирующе-репродуктивный, дивергентно-креативный; в) создание творческой атмосферы на основе взаимного уважения и доверия; г) группировка музыкального, драматического, учебного материала, объединённого образом, сюжетом.
4. В результате исследования была выявлена позитивная взаимосвязь между эстетической установкой мировосприятия ребенка и развитостью его художественно-образного мышления. Содержание и структура разработанной экспериментальной методики позволили развить у детей способность воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы в процессе музыкально-драматической деятельности.
136
Заключение
Опыт работы по избранной теме продолжался в течение последующих лет, проводилось дальнейшее исследование педагогических возможностей развития художественно-образного мышления детей. В новых условиях был расширен возрастной состав участников, поскольку музыкальный репертуар требовал введения разновозрастного состава (постановка музыкального представления Е. Жарковского «Хоровод сказок»).
Старшеклассники одновременно выступали не только в роли исполнителей но и в роли помощника режиссёра (руководителя кружка), хореографа-постановщика, художника-декоратора и вокалиста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михайлова, Мария Викторовна, 2010 год
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В:А., 1998. - 379с.
2. Алиева Т. Ребёнок в мире образа / Алиева Т. // Дошкольное воспитание. М., -1996. - №11 -С.68-72
3. Амонашвили Ш.А. В школу- с шести лет. Педагогический поиск. /Сост. И.Н. Баженова. -М.: Педагогика. 1987. 544с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Том 1. М.: Педагогика, 1980. - с.232
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. — М-.: Просвещение, 1987. 144с. - (Психол. наука - школе).
6. Андреев А. Л: Художественная мысль как эстетическая категория. М.: Наука, 1981 с. 298
7. Арановсктий М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. / Сост. и редактировал Арановский М.Г. М,: Музыка, 1974. - 336 с.
8. Арисменди А.Л. де. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./Общ. ред.М. Шуаре; Вст. статья Ю.В. Винникова; Послесл. Л.И. Айдаровой и Э.Е. Захарова. М.: Прогресс, 1989. - 176с.
9. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Дис. д-ра пед. наук\Л.Г. Арчажниковой; М , 1988: 442 с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании М.-Л., 1965.- 143'с.
11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн 1,2 Л : Музыка, 1971.-376 с. Издание 2
12. Асафьев Б.В. Об опере. -Л.: Музыка, 1985. 343 с.
13. Блонский П.П. Избранные педагогические труды. М.: АПН СССР, 1979. -234 с.
14. Блоиский П.П. Память и мышление. М. - Л., 1935 -206 с.
15. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. -М.: Мысль, 1979. с.230
16. Борев Ю. Эстетика. -М.: Просвещение, 1981. 165 с.
17. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. -М.: Искусство, 1956. -246 с.
18. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968.-415 с.
19. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под редакцией Шевченко Г.Г., Юсова В.П. -Луганск, 1990. -138 с.
20. Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра. Л., 1988. 89 с.
21. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. -М.: Просвещение, 1991 205 с.
22. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. -М.: АПНРСФСР, 1956.-467 с.
23. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Выготский Л.С. //Вопросы психологии. -1966. -№6 .
24. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986. 573 с.
25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. -96 с.
26. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственной деятельности. -М., 1954.
27. Гальперин И.М. Развитие художественно-образного («театрального») мышления учащегося в процессе музыкальных занятий (на материале работы в факультативных классах педагогического училища и ВУЗа): дис. .: канд.пед.наук/И.М. Гальперина; М., 1990. - 146 с.
28. Генералова И. А. Театр: Методическое пособие для учителей начальной школы дополненное и переработанное / Ред. Л.В. Тарасова. -М.: «Авангард», 1997. 160 с.
29. Головская К.В. Детское музыкальное творчество. -М.,1986. 156с.
30. Готсдинер A.JI. ст. О стадиях формирования музыкального восприятия // Психология процессов художественного творчества. Ленинград: «Наука», 1980
31. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970.
32. Гусев Ю.А. Познание и творчество. Минск: Университетское, 1987. -127 с.
33. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1983 132 с.
34. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. -М, 1978. 317с.
35. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
36. Жарковский Е. Хоровод сказок. -М.: «Музыка», 1985. — 48 с.
37. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. — М., 1986, т.1 -316с. '
38. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребёнка средствами культурно-досуговой деятельности. Автореферат дис. .д.п.н. -М., 2005. -44с. '
39. Зацепина М.Б. Формирование общей культуры ребёнка. Монография. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. -350 с.
40. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост.I
41. O.A. Апраксина.- М.: Просвещение, 1990. 207 с.
42. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. М.: Советский композитор, 1982. — 272 с.
43. Кабкова Е.П. Музыкальное развитие школьников // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. / Под редакцией Шевченко Г.Г., Юсова В.П. Луганск, 1990. - 138 с.
44. Каган М.С. Лекции по марксистско- ленинской эстетике. Изд. 2-е. Л.: Издательство Ленинского университета, 1971. — 766 с.
45. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. М., 1987. №3, с.66
46. Кадобнова И.В. Усачёва В.О. Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка. // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарёва.-М.: Просвещение, 1991. -205с.
47. Кашекова И.Э. «Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства» М.2006.- 332с.
48. Кириллов Е. Творческий союз учащихся и артистов на сцене тбеатра // Искусство в школе. 2009. - №4. с. 35 (80с.)р
49. Коган Г. Избранные статьи. Вып.З М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1985. - 184с.
50. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. - 324 с. Серия: Психологическая наука - школе.
51. Красильникова М.С. К вершинам музыкального искусства// Искусство в школе. 2002. - №6. с. 50-53
52. Красильникова М.С. Штрихи к образу новой методики// Искусство в школе. 2002. - №6. с. 57-60
53. Кремлёв Ю. Изобразительность и выразительность в музыке. М.: Музгиз, 1961. 47с.
54. Кузьмина И.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980.-238 с.
55. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.,1961.-176с.
56. Леонтьев А.Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. М., 1970. №2 — 44с.
57. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит, литература, 1977. - 304 с.
58. Леонтьев А.Н. Мышление //Вопросы философии. М., -1964. - № 4.- 95с.
59. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983
60. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-78 с.
61. Лурия А.Р. Потерянный и возвращённый мир. М., 1971. - 169с.
62. Маймин Е. Искусство мыслит образами. М.: «Просвещение», 1977. серия «Мир знаний»
63. Медведев Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку ( на художественно графических факультетах педагогического института). Автореф. дис. к.п.н. -М., 1977
64. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976
65. Медушевский В. В. Как устроены художественные средства музыки // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1977, вып. 4, 79-113 с.
66. Медушевский В. В. Проблемы становления музыкального восприятия. М., 1982
67. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Изд. объедин. «Композитор», 1993. 266с.
68. Медушевский В.В. Умный анализ музыки // Искусство в школе. 2002.- №6. с. 53-55
69. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического восприятия и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии. 1989, №1. -159 с.
70. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.
71. М.: Педагогика, 1981. -с. 52
72. Мелик-Пашаев A.A. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Педагогика, 1988. 38с.
73. Мелик-Пашаев A.A. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности//Вопросы психологии. 1990, №5. 35 - 40 с.
74. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: «Искусство», 1985 - 116 с.
75. Мейлах Б.С. Художественное и научное творчество. -JL, 1972.
76. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. Ленинград: «Наука», 1980
77. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе. М.: Просвещение, 1986. -215 с.
78. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998. — 268с.
79. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
80. Неменский Б.М. Мудрость красоты. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987.-255 с.
81. Никитенков В. Заметки практикующего хормейстера // Искусство в школе. 2009. - №4. с. 50-53
82. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972. 158 с.
83. Олифирова Л. Дело было в лесу // Дошкольное воспитание. М., 1995. №13. 124 с.
84. Осорина М.В. Секрктный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. -288с.: (Серия «Мастера психологии»)
85. Павлов И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. -М. -Л., 1949 2т. 515с.
86. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова.- М.: Педагогика. 1987. -544 с.
87. Пеня Т.Г. Театрально-творческое развитие. // Взаимодействие иинтеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. / Под редакцией Шевченко Г.Г., Юсова В.П. — Луганск, 1990. 138 с.
88. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра. Автореф. дис.к.п.н. Екатеринбург, 1999<
89. Проблемы музыкального мышления // Под редакцией Арановского М.Г. М: «Музыка», 1974 - 263 с.
90. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост. ред. А.Е.Тарас. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. - 720 с. - (Библиотека практической психологии).
91. Психология процессов художественного творчества. Ленинград: «Наука», 1989. 240с.
92. Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -327 с.
93. Поддъяков H.H. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. -М.: 1985.
94. Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества. / Отв. ред. Пономарёв Я.А. — М.: Наука, 1983. -295 с.
95. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е. Тарас. -М.: ACT; Ми.: Харвест, 2005. 720 с. (Библиотека практической психологии).
96. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реан A.A. М,- СПб.: «прайм ЕВРОЗНАК». Издательский дом «Нева», «ОЛМА - ПРЕСС», 2002. - 652 с.
97. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Автореф. дис. д.п.н., М., 1998. - 52 с.
98. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под редакцией Поддъяков H.H., Говоркова А.Ф. -М.: «Педагогика», 1985.200 с.
99. Раздобарина JI.A. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценическими произведениями для детей. Автореф. дис. к.п.н. — М., 2006. 176с.
100. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 144 с.
101. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. -237с.
102. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М.: «Педагогика», 1982.
103. Родари Д. Грамматика фантазии. -Алма-Ата: Мектеп, 1982. 208 с.
104. Ротбаум JT. Опера и её сценическое воплощение /Записки режиссёра. -М.: Советский композитор, 1980. — 268 с.
105. Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф., Шевелёв H.H. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М. : Просвещение, 1974.-49 с.
106. Рубина Ю.И. Искусство театра в системе эстетического воспитания. -М., 1982.-52с.
107. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика^ 1946. - 485с.
108. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АНСССР, 1958. -147 с.
109. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.:'Издательство АНСССР, 1957.-296 с.
110. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Издательство АН СССР, 1959.
111. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М., 1947. -25с.
112. Сеченов И.М: Рефлексы головного мозга. М,- Л., 1961.
113. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. -Л.: Издание ЛГУ, 1982.-82 с.
114. Селиванов B.B. Мышление как личностный процесс. Смоленск, 1995.
115. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. —М.: Наука, 1981. -215с.
116. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МУ, 1985.
117. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкальной мысли и восприятия // Проблемы музыкального мышления / Сост. и редактировал Арановский М.Г. -М,: Музыка, 1974. 59 -77 с.
118. Сохор А.Н. Содержательность музыки. Музыкальный образ и знак / Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 256 с.
119. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский., Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. -М.: Просвещение, 1993. -240 с.
120. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. -575 с.
121. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1972. - 60 с.
122. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Наука, 1985. - 437с.
123. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1985. т.1 — 336 с.
124. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.-220 с.
125. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Теория и диагностика. 2-ое изд., Екатеринбург, Деловая книга, 2001, -192 е.
126. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. М.: 1998. - 220 с.
127. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. Дубна, «Феникс+», 2008, - 288с.
128. ТюлинЮ.Н. Строение музыкальной речи. М.: Музгиз, 1962.
129. Художественное творчество и ребенок / Под редакцией Н.А.Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972.-287с.
130. Царёва Н. Диалог театра и школы // Искусство в школе. 2009. - №4.
131. Цеплетис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974. - 188-197 с.
132. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994.-323 с.
133. Шепелев В. Интерпретация музыки как средства воспитания чувств школьников. -М.: МГПИ им. В.Ленина, 1984. 89с.
134. Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Музыка в жизни младших школьников // Опыт художественных занятий с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 1991. 128с.
135. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки (сборник статей по теории и практике эстетического воспитания). М., 1994.
136. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
137. Юм Давид. О трагедии // Френсис Хетчесон. Давид Юм Адам Смит Эстетика. М., 1973
138. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М., 2004
139. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности //Эстетическое воспитание школьной молодёжи. /Под ред. Б.Т. Лихачёва, Г. Зальмона. -М, 1998.
140. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка /Под ред. Д.Шостаковича, М.: Сов.комп., 1972. 146 с.
141. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении // Советская педагогика. М., 1968. №12 - 65 с.
142. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся: -М., 19 -10 с. 226 с.
143. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., «Знание»; 1971. - 17с. 48с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.