Развитие идеи "логоса" в греческой философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Феллер, Максим Викторович

  • Феллер, Максим Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 155
Феллер, Максим Викторович. Развитие идеи "логоса" в греческой философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Саратов. 2016. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Феллер, Максим Викторович

Оглавление

Введение

Глава I. Генезис понятия «логос» в греческой философии УЫУ вв. до н.э

§1. Логос как «единое знаемое» Гераклита

§2. Сущность познаваемости «единого» у Протагора, Сократа, Платона,

Аристотеля

Глава II. Логос: от позднеантичного к христианскому пониманию

§1. Этико-практическое понимание Логоса у стоиков

§2. Христианское понимание логоса как синтез всего предшествующего развития

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие идеи "логоса" в греческой философии»

Введение

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, возможностью осмысления основ греческой и шире - античной философии в ракурсе смыслового определения одного отдельно взятого термина. Этот термин присутствует в известной формуле «от мифа к логосу», выражающей суть процесса возникновения собственно философского знания, а значит осмысление данного термина есть, в конечном счете, осмысление того, что является началом и основанием западного мышления.

Сам термин логос называет прежде всего «слово», «речь» и все так или иначе связанное с речевым и словесным. Можем ли мы в таком случае принять «переход к логосу» за самоутверждение словесного над чем-то, что является противоположным ему? Нет, ведь и сам миф выражает собой определенную форму словесного, не являясь при этом ни противоположным, ни тождественным логосу. В чем же тогда суть названного перехода, имевшего оба предела в словесном? Что выражает собой логос как отличительная форма словесного? В нашей работе мы постарались дать обоснованное понимание данной проблематики.

Проводимый в диссертации анализ собственно греческого, а также понятийной части христианского содержания логоса ведет к прояснению трех важных составляющих. Определение «места» термина в античном мышлении позволяет приблизиться к пониманию самого мышления, более чем двух с половиной тысячелетней историей отделенного от современного. Его последующая периодизация на основе различий в понимании логоса определяет суть его исторического развития как стремление к некоей цели, завершенности. Наконец, нахождение таковой дает возможность охватить саму античную мысль в ракурсе терминологического единства и цельности понятия логос. Таким образом мы приходим к новому переосмыслению начал античной философии, определившей все дальнейшее развитие мысли.

В аналитическом плане проблематика диссертационного исследования исходит из идеи абсолютной взаимосвязанности различных этапов античного учения о логосе. Первоначально распознанное Гераклитом в логосе «слово мировой загадки» имеет природу божественного, но в то же время именно человеку необходимого знания. Его загадочность определяет свойство его непостижимости, а с ней - саму природу человеческих возможностей: человек, опираясь лишь на собственные силы, не может ни достичь его, ни постичь в совершенстве. Такого рода специфика логоса была положительно воспринята новой этической философией Протагора и Сократа, определившей перемену в методологии постижения необходимого знания. Дальнейшее же развитие новых положений определило возникновение двух фундаментальных понятий - платоновской «идеи» и аристотелевской «энергии» как превращенных форм прежнего понимания логоса, но имеющих отличительное от последнего свойство принципиальной достижимости. На той основе раскрывается новый, практический смысл греческого термина, который был присущ ранней Стое: логос есть образец безмятежности и спокойствия, а потому его постижение имеет сугубо практическую цель - добродетельную жизнь.

Определение исторической преемственности указывает прежде всего на внутреннее единство самого греческого понятия. Тем самым отбрасываются все те положения, разделяющие единый логос на простую совокупность от-стоящих друг от друга аутентичных логосов, присутствовавших в различные периоды античного мышления. Принципиальная позиция автора заключается в утверждении, что новый этап мышления не рождал новый логос, но лишь дополнял тот первоначальный и единственный логос новым определением, позволяя тем самым раскрыться всему тому, что было заложено в нем изначально. Актуальность данной работы, таким образом, состоит в целостно-историческом осмыслении термина логос как понятия, близко стоящего к самому истоку западного мышления и в целом мышления христианской (и, соответственно, постхристианской) культуры, включая, конечно, и русскую культуру, православную и светскую.

Степень разработанности проблемы. Проблема собственно античного понимания термина логос находится в области непосредственного рассмотрения значительного числа работ историко-философского характера. Зачастую анализ самого термина включен либо в узкую тематику рассмотрения того или иного философа или философской школы, связанных с понятием логоса, либо в широкую -в контексте рассмотрения самой античной традиции. В то же время существует и ряд работ, главной целью которых является анализ самого греческого понятия.

Ценность работы Э. Целлера «Очерк истории греческой философии»1 определяется прежде всего тем, что дает общее представление о научном дискурсе второй половины XIX века вокруг античной философии в целом и проблемы логоса в частности. Не менее важными являются работы Г.С. Кирка и Дж. Е. Равена о философии досократики («The Presocratic Philosophers» ), а также труд Дж. Бар-нета («Early Greek Philosophy» ), в котором содержится авторская интерпретация всех известных фрагментов Гераклита.

В работах М. Хайдеггера «Гераклит»4, «Парменид»5, «Изречение Анакси-мандра»6 было проведено весьма тщательное этимолого-философское рассмотрение многих важнейших понятий греческой философии, включая и весьма подробный анализ понятия «логос». Определив изначальное значение термина в «собирать, класть одно к другому», немецкий философ вскрывает совершенно новый -именуемый им как изначальный - пласт смыслов греческого «слова». Опираясь во многом именно на это хайдеггеровское открытие Ж. Бофре7 формулирует собственное понимание приписываемому Гераклиту положению nävia реТ, находя в нем точку схождения, а не расхождения двух учений - учения о бытии и становлении.

1 Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Пер. с нем. С.Л. Франк. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1996. 294 с.

2 Kirk G.S., Raven J.E. The Presocratic Philosophers. - Cambridge: at the University Press, 1957. 487 p.

3 Burnet J. Early Greek Philosophy.3rd edition - London: A&C Black, 1920. 269 p.

4 Хайдеггер М. Гераклит / Пер. с нем. А.П. Шурбелева. - СПб: «Владимир Даль», 2011. 503 с.

5 Хайдеггер М. Парменид / пер. с нем. А.П. Шурбелева. - СПб: «Владимир Даль», 2009. 383 с.

6 Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л. Доброхотова. - М.: Высш. шк., 1991. С. 28-68

7 Бофре Ж. Гераклит и Парменид // Диалог с Хайдеггером. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2007. - С. 57-80; Его же. Рождение философии / Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн.1. - СПб.: «Владимир Даль», 2007. С. 23-56

Анализ платоновского (точнее, сократовско-платоновского) различения истинных и ложных речей, из которого формируется определенное понимание и самого логоса, содержится в работах Х.-Г. Гадамера8, Т. Эберта9, Ж. Делеза10. Работа Ф. Брентано «Древние и современные софисты»11 позволяет провести соединительную линию между собственно гераклитовским пониманием логоса и тем, которое возникло в самом начале классического (или еще пред-классического) периода. В первую очередь это касается софистических воззрений об «уподобляющейся» природе слова, а также понимании истины как «согласия», «согласованности». Также следует отметить работы Г. Арнима12, Ж.-П. Вернана13, Т. Гомпер-ца14, П. Адо15 в которых содержится авторская интерпретация основных периодов греческой мысли, включая также мысль гераклитовскую.

В России одной из первых работ, посвященных непосредственно теме логоса, явилась работа М.Д. Муретова «Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе»16, в целом высокий уровень которой оставляет за ней определенную актуальность и по сей день. Здесь же необхо-

17

димо отметить и труд В.С. Соловьева «Философские начала цельного знания» , где определение абсолютного Логоса в качестве цели органического мышления

дается в форме, по сути, гераклитовского понимания всеединой природы знания;

18

а также работа Н.Е Скворцова , где дается весьма основательный разбор плато-

8 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. 704 с.

9 Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Пер. с нем. А.А. Россиуса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 160 с.

10 Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я.И. Свирского. - М.: Академический Проект, 2011. - 472 с.

11 Брентано Т.Ф. Древние и современные софисты / Пер. с франц. Я. Новицкого - СПб.: Синодальная типография, 1886. 252 с.

12 Арним Г. История античной философии: Пер. с нем. / Предисл. С.И. Поварина. Изд-е 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. 264 с.

13 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. Пер. с фр. / Общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича; Послесл. Ф.Х. Кессиди. - М.: Прогресс, 1988. 224 с.

14 Гомперц Т. Греческие мыслители. Том 1. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. 605 с.

15 Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. 320 с.

16 Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. - М.: В университетской типографии (М. Катков), 1885. 179 с.

17 Соловьев С.С. Философские начала цельного знания. Сочинения в 2-х томах. Т.2. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. - М.: Мысль, 1988. С. 139-288

18 Скворцов Н.Е. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом: Анализ диалога «Те-этет». Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 376 с.

новского «Теэтета», содержащего непосредственно саму суть платоновского понимания логоса.

Работа С.Н. Трубецкого «Учение о Логосе в его истории»19, выполненная на рубеже Х1Х-ХХ веков, является до сих пор непревзойденным по своему охвату трудом на заданную тему из всего написанного на русском языке. В ней дается как раз то необходимое с точки зрения полноценного понимания термина целостно-историческое рассмотрение логоса как объекта мышления греков, а также пред-христианской, христианской и гностической мысли начала новой эры. Немногим позже появился и знаменитый философско-публицистический труд В.Ф.

20

Эрна «Борьба за Логос» , целью которого было, скорее, оправдание собственного пути религиозно ориентированной русской мысли, нежели историко-философское осмысление самого термина.

Далее дискуссия о природе греко-христианского Логоса была обозначена в качестве основополагающей темы русской философии всеединства, где в работах

21 22 23 24

Е.Н. Трубецкого , П.А. Флоренского , С.Н. Булгакова , С.Н. Франка присутствует понимание, имеющее нечто среднее между гераклитовским бытием, стоической разумностью и христианской божественностью (божественной личностью) Слова.

В советской философии интерес как в отношении античной философии, так и сущности логоса оставался высоким. Здесь выделяется в первую очередь корпус сочинений А.Ф. Лосева, чья трудоемкая работа дает системное представление о сущности греческого термина. А.Ф. Лосев рассматривает логос в двух измерениях: в общеисторическом и собственно терминологическом. Историко-философский анализ термина дается философом в «Истории античной эстети-

19 Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Сочинения / Сост., ред. и вступ. ст. П.П. Гайденко; Примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. - М.: Мысль, 1994. С. 43-482

20 Эрн В. Борьба за Логос // Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 3-332.

21 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. 656 с.

22 Флоренский П.А. Разум и диалектика // Сочинения в 4 томах. Т.2 / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - 131-142 с.; Его же. У водоразделов мысли // Сочинения в 4 томах. Т.3(1) / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 2000. 621 с.

23 Булгаков С. Философия имени. - Париж: YMCA-PRESS, 1976. 279 с.

24 Франк С.Л. Душа человека. - СПб.: «Наука», 1995. 655 с.

ки»25, где содержится, в частности, указание на логос как общее учение всей до-сократики. Существенное же прояснение терминологического понимания логоса, соответствующее больше после-гераклитовским представлениям, мы находим в «Философии имени»26, где различение его с другим греческим понятием - эйдос, разводит их по принципу многого и единого.

Также советской философской школе принадлежит и замечательная реконструкция гераклитовской мысли, взятая в ее целостном выражении с привлечением достаточно большого числа самих высказываний грека, которая была проведе-

27

на Ф.Х. Кессиди в работе «Гераклит» . Довольно существенное место логосу было отведено в работах об античной философии и диалектики А.О. Маковельско-го28, В.Ф. Асмуса29, М.А. Дынника30, А.Н. Чанышева31.

В современной дискуссии также виден неугасающий интерес к проблеме

32

логоса. В.В. Бибихин в исследовании «Язык философии» дает весьма кропотливый лингвистико-философский анализ как самого логоса, так и многих других терминов, при этом опираясь в своем рассуждении на фрагменты ранних греческих философов (в частности, Гераклита). «Комментарии к курсу античной фило-

33

софии» Т.В. Васильевой содержат в себе весьма существенные замечания о сути платоновского понимания логоса, а также понятий фюсис и эйдос, имеющих непосредственное отношение к понятию логос. Также следует отметить работу А.В. Ахутина «Античные начала философии»34, в которой понятию логос посвящен

25 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / Худож.-офор. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: «Издательство ACT», 2000. 960 с.

26 Лосев А.Ф. Философия имени // Бытие-Имя-Космос/Сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. 613-801

с.

27 Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М.: Мысль, 1982. 200 с.

28 Досократики / Пер. с древнегреч. Маковельского А.О. - Мн.: Харвест, 1999; Софисты (выпуск первый) / Пер. с древнегреч. Маковельского А.О. - Баку: Азербайджанский гос. ун-т им. С.М. Кирова, 1940. 100 с.

29 Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. - М.: «Высшая школа», 1976. 543 с.

30 История античной диалектики / Под ред. Дынника М.А., Каменского З.А. - М.: «Мысль», 1972. 335 с.

31 Михайлова Э.Н., Чанышев А.Н. Ионийская философия. - М.: Издательство московского университета, 1966. 184 с.

32 Бибихин В.В. Язык философии. 2 изд., исп. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2002. 416 с.

33 Васильева Т.В. Беседа о Логосе в платоновском «Теэтете» (201 c - 210 d) // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов. - М: Издатель Савин С.А., 2002. С. 119-150; Ее же. Великая правда Протагора // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов. - М: Издатель Савин С.А., 2002. С. 33-38; Ее же. От фиск; к ei5o^: от «природы» к «идее» // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов. - М: Издатель Савин С.А., 2002. С. 19-32

34 Ахутин А.В. Античные начала философии. - СПб.: «Наука», 2007. - 783 с.

большой раздел, а также весьма ценный комментарий А.Л. Доброхотова на один из наиболее загадочных фрагментов Гераклита (фрагмент B52: «Вечность - дитя играющее, кости бросающее»).

Важнейшей составляющей античного учения о логосе является философия стоицизма (особенно ранней Стои). В этом контексте высокую значимость имеют работы А.А. Столярова «Стоя и стоицизм»36 и А.С. Степановой «Философия

37

Древней Стои» , в которых содержатся весьма подробный анализ стоической космологии, строящейся из признания Логоса в качестве верховного Начала-Бога, ведущего человека к необходимому самоопределению. Здесь же следует упомянуть и перевод А.А. Столярова столь объемного корпуса фрагментов, относящих-

38

ся к ранней Стое. Также следует отметить критические работы И.Д. Рожанского , А. Меня39, Д.В. Джохадзе40, П.П. Гайденко41, дающие объемное представление об истории античной мысли.

Среди недавно вышедших работ о логосе Гераклита стоит особо выделить

42

книгу А.В. Лебедева «Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова» , где автором совершается попытка восстановить целостность гераклитовой мысли и его книги по имеющимся фрагментам на основе их правильного расположения и интерпретации. Особую ценность представляет выполненный в работе лингвистический анализ отдельных фрагментов книги Гераклита, который дает возможность перейти от выявления особенностей самого стиля написания к определению закономерностей мышления древнегреческого философа. Также следует отметить исследование М.Н. Вольф «Философский поиск: Гераклит и Парменид»43, нацелен-

35 Доброхотов А.Л. Гераклит: Фрагмент В52 // Избранное. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. 215-227 с.

36 Столяров А. А. Стоя и Стоицизм. М.: АО «Ками Груп», 1995. 448 с.

37 Степанова А.С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмологической концепции. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 164 с.; Философия Древней Стои. - СПб.: «Алетейя», 1995. 272 с.

38 Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М.: Наука, 1988. - 448 с.; Рожанский И.Д. Античная наука. - М.: Издательство «Наука», 1980. 198 с.

39 Мень А. Дионис, Логос, Судьба. - Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1992. 396 с.

40 Джохадзе Д.В., Джохадзе Н.И. История диалектики: эпоха античности. - М.: КомКнига, 2005. 328 с.

41 Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. Изд-е 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 264 с.

42 Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). - СПб.: Наука, 2014. 533 с.

43 Вольф М.Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 382 с.

ное на определение самой природы гераклитовской рациональности, основывающей знание не столько даже теософского, сколько собственно научного (научно-рационального).

Основы христианско-богословского понимания проблемы Логоса можно найти в работах ранних апологетов П-1У вв. Необходимость изучения работ этих авторов обусловлена многими факторами, в числе которых, прежде всего, их незначительная временная удаленность от самого события пришествия Христа, а также тот факт, что они стремились излагать свои мысли, используя терминологию греческой философии. В числе таковых работ - труды св. Аристида44, Афина-гора45, Иринея Лионского46, Климента Александрийского47, Татиана48, Мелито-на49, Тертуллиана50, Оригена51.

Среди современных философско-богословских трудов в первую очередь

52

следует выделить труды Р. Бультмана («Вера и понимание» ), где помимо собственно трактовок некоторых глав Священного Писания дается также и языковой анализ многих слов, употребляемых в самом Писании. Однако позиция Бультмана заслуживает упрек от Х.У. фон Бальтазара в чрезмерном уподоблении экзистен-

44 Аристид Апология св. Аристида // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». С. 290-337

45 Афинагор Прошение о христианах // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». С. 53-91

46 Ириней Лионский Против ересей (Фрагменты) // Антология восточно-христианской богословской мысли в 2-х т. Т.1 / Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова. - СПб.: «Никея»-РХХГА, 2009. С. 36-46

47 Климент Александрийский Строматы (фрагменты) // Антология восточно-христианской богословской мысли в 2-х т. Т.1 / Под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова. - СПб.: «Никея»-РХХГА, 2009. С. 70-79

48 Татиан Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». С. 10-48

49 Мелитон Сардийский Речь к императору Антонину // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». С. 211-222; Его же. О душе и теле // Сочинения древних христианских апологетов / Введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». С. 601-632

50 Тертуллиан О плоти Христа // Избранные сочинения / Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 161-187; Его же. К язычникам / Избранные сочинения / Сост. и общ. ред. А.А. Столярова. - М.: «Прогресс», 1994. С. 37-82

51 Ориген О началах. Против Цельса. Спб.: Библиополис, 2008. 792 с.

52 Бультман Р. Первохристианская весть о Христе и исторический Иисус // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 188-210 с.; Его же. Теология апостола Павла // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 58-187 с.; Его же. Эсхатология Евангелия от Иоанна // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 409-423 с.

циальным теориям в трактовке слов Писания. Его «Теология истории»53 направлена на утверждение понимания Логоса как абсолютной нормы истории.

В работе «Мистика апостола Павла»54 А. Швейцер дает глубокое понимание подлинной эсхатологичности павлового мышления, указывая в нем наименее всего искаженную (искаженного, прежде всего, эллинизацией) форму первохристи-анской веры. «Послание к римлянам» К. Барта55 содержит сложную интерпретацию парадоксальной сущности Христа-Логоса как одновременно ярчайшего явления и величайшей тайны бытия, давая тем самым необходимое основание для его понятийной соотнесенности с логосом греков. Здесь же следует отметить работы В. Каспера56 и К. Ранера57 по современной христологии.

Объектом исследования являются концептуальные основы учения о логосе в античной философии.

Предметом исследования является генезис греческого понятия логос в античной философии и связь понятийных комплексов «частных логосов» ряда эпох в истории греческой философии: эпохи досократики, предклассической и классической философии, стоицизма, а также определение понятийной части христианского Логоса.

Цель и задачи исследования. Цель - определить сущность греческого понятия логос, а также присущие ему свойства, остававшиеся неизменными на протяжении всего периода античной философии и вошедшие в понятийную часть христианского понимания Логоса.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

53 Бальтазар Х.У. фон Теология истории - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 136 с.; Его же. Сердце мира - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 152 с.; Его же. Пасхальная тайна. Богословие трех дней / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 228 с.

54 Швейцер А. Мистика апостола Павла // Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 608 с.

55 Барт К. Послание к Римлянам / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 580 с.

56 Каспер В. Иисус Христос / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 420 с.

57 Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 662 с.

- определить сущность гераклитовского понимания «логоса» и его связь с такими важнейшими понятиями ранней философии как «фюсис», «архе», «алетейя», «псевдос» и «космос»;

- провести анализ протагоровского тезиса «человек есть мера всех вещей...», в котором утверждается новая, в противовес прежней, установка на человеко-мерности и собственно человеческой обоснованности необходимого знания;

- провести анализ сократовского «понятия» («определения»), платоновской «идеи» и аристотелевской «энергии» в их соотнесении с гераклитовским «логосом» и их определением свойства познаваемости «единого»;

- дать определение сущности стоического понимания «логоса» в его раздвоенности на единичный «логос» и всеобщий «Логос», а также прояснить свойство стоического «согласия» и его гносеолого-этической ценности для основ учения;

- на основе компаративного анализа двух логосов - логоса-понятия и Логоса-Христа определить парадокс перехода от античной традиции к христианской, сохраняющий все прежнее содержание, но рождающий новый, личностный смысл Слова.

Методологические основы исследования. Используемые методы исследования исходят из особенностей темы. В частности, применялись герменевтический, этимологический анализ, структурно-исторический, а также сравнительный подходы и методы рассмотрения.

Герменевтический метод способствует выявлению того, что сокрыто за навязчивой очевидностью «готового» понимания. Такой подход критически важен в рассмотрении истока мышления. Здесь «правильность» понимания исходит не из решения (отвечающего мышления), но из самой постановки задачи (вопрошающего мышления), когда мы стремимся вновь вернуться к исходной точке переосмысления изначальной мудрости. В ней мы находим весьма необычный для современного мышления образ, в котором отсутствует склонность к излишней определенности, стремящейся к абсолютному разоблачению тайны. Этим обуслов-

лена и та особая «темнота» Гераклита, и некоторая, как может показаться на первый взгляд, несуразность многих его высказываний.

Этимологический анализ некоторых существенно значимых понятий является необходимым условием их более полного и оттого более правильного понимания. В смыслообразующем истоке таких слов еще отсутствует та терминологическая строгость, в которой происходит отсечение смыслов по принципу существенности. В этом случае этимологический разбор слова позволяет вновь приблизиться к началу «словесности», где еще не разорвана связь с его основанием, бытием.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Феллер, Максим Викторович, 2016 год

Список литературы

1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; пер. с франц. В.П. Гайдамака. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320с.

2. Аль-Кинди О едином (толкование X книги «Метафизики») // Аристотель Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / Аль-Кинди; сост. и подготовка текста С.И. Еремеев. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 564-605

3. Ансельм Кентерберийский Монологион // Сочинения / Ансельм Кентербе-рейский; пер., послесл. и коммент. И.В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - С. 32-122

4. Ансельм Кентерберийский Об истине // Сочинения / Ансельм Кентерберей-ский; пер., послесл. и коммент. И.В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - С. 166197

5. Ансельм Кентерберийский Почему Бог стал человеком = (Cur Deus homo) // Искупление: Материалы международного симпозиума христианских философов. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. - 290 с.

6. Ансельм Кентерберийский Прослогион // Сочинения / Ансельм Кентербе-рейский; пер., послесл. и коммент. И.В. Купреевой. - М.: Канон, 1995. - С. 123-165

7. Аристид Апология св. Аристида // Сочинения древних христианских апологетов / Аристид; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 290-337

8. Аристотель Вторая аналитика // Сочинения в 4-х томах. Т.2. / Аристотель; ред. З.Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. - С. 255-346

9. Аристотель Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Аристотель; ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1996. - 550 с.

10.Аристотель Никомахова Этика // Сочинения в 4 томах. Том 4 / Аристотель. М: Мысль, 1983. С. 53-284

11.Аристотель О софистических опровержениях // Сочинения в 4-х томах. Т.2 / Аристотель; ред. З.Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. - С. 533-593

12.Аристотель О частях животных / Аристотель; пер. В. П. Карпова. - М.: Биомедгиз, 1937. - 219 с.

13.Аристотель Об истолковании // Сочинения в 4-х томах. Т.2 / Аристотель; ред. З.Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. - С. 91-116

14.Аристотель Физика // Сочинения в 4-х томах. Т.3 / Аристотель; пер., вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. - С. 59-262

15.Арним, Г. История античной философии / Г. Арним; пер. с нем.; предисл. С.И. Поварина. Изд-е 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 264 с.

16.Армстронг, Артур Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / Артур Х. Армстронг; пер. с англ. В.А. Самойлова. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. - 256 с.

17.Асмус, В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие / В.Ф. Асмус. - М.: «Высшая школа», 1976. - 543 с.

18.Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1975. - 220 с.

19.Афинагор Прошение о христианах // Сочинения древних христианских апологетов / Афинагор; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 53-91

20.Ахутин, А.В. Античные начала философии / А.В. Ахутин. - СПб.: «Наука», 2007. - 783 с.

21.фон Бальтазар, Г.У. Пасхальная тайна. Богословие трех дней / Г.У. фон Бальтазар; пер. с нем. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 228 с.

22.фон Бальтазар, Г.У. Сердце мира / Г.У. фон Бальтазар. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 152 с.

23.фон Бальтазар, Г.У. Созерцательная молитва / Г.У. фон Бальтазар. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. - 236 с.

24.фон Бальтазар, Х.У. Теология истории / Г.У. фон Бальтазар. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - 136 с.

25.Барт, К. Послание к Римлянам / К. Барт; пер. с нем. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 580 с.

26.Барт, К. Церковная догматика в 2-х т. Т. 1 / К. Барт; пер с нем. - М.: Библей-ско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 560 с.

27.Эпиктет Беседы / Эпиктет; изд. подгот. Г.А. Таронян. - М.: Ладомир, 1997. - 312 с.

28.Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин; 2 изд., исп. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 416 с.

29.Бофре, Ж. Гераклит и Парменид // Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн.1 / Ж. Бофре. - СПб.: «Владимир Даль», 2007. - С. 57-80

30.Бофре, Ж. Зенон // Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн.1 / Ж. Бофре. -СПб.: «Владимир Даль», 2007. - С. 139-149

31.Бофре, Ж. Лекция о Пармениде // Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн.1 / Ж. Бофре. - СПб.: «Владимир Даль», 2007. - С. 81-138

32.Бофре, Ж. Рождение философии // Диалог с Хайдеггером. В 4-х книгах. Кн.1 / Ж. Бофре. - СПб.: «Владимир Даль», 2007. - С. 23-56

33.Брентано, Ф. Древние и современные софисты / Ф. Брентано; пер. с франц. Я. Новицкого -СПб.: Синодальная типография, 1886. - 252 с.

34.Брентано, Ф. О понятии истины // Избранные работы / Ф. Брентано; сост., пер. с нем. В. Анашвили. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. - С. 95114

35.Булгаков, С. Философия имени / С. Булгаков. - Париж: YMCA-PRESS, 1976. - 279 с.

36.Бультман, Р. Анализ первого послания Иоанна // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Р. Бультман; пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 381-397

37.Бультман, Р. Первохристианская весть о Христе и исторический Иисус // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Р. Бультман; пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 188-210

38.Бультман, Р. Теология апостола Павла // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Р. Бультман; пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 58-187

39.Бультман, Р. Эсхатология Евангелия от Иоанна // Избранное: вера и понимание. Том 1-11 / Р. Бультман; пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 409-423

40.Васильева, Т.В. Беседа о Логосе в платоновском «Теэтете» (201 с - 210 d) // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов / Т.В. Васильева. - М: Издатель Савин С.А., 2002. - С. 119-150

41.Васильева, Т.В. Великая правда Протагора // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов / Т.В. Васильева. - М: Издатель Савин С.А., 2002. - С. 33-38

42.Васильева, Т.В. От фйогс; к е!5о<;: от «природы» к «идее» // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов / Т.В. Васильева. - М: Издатель Савин С.А., 2002. - С. 19-32

43.Васильева, Т.В. Стоическая картина мира. Фатализм или натурализм? // Комментарии к курсу античной философии. Пособие для студентов / Т.В. Васильева. - М: Издатель Савин С.А., 2002. - С. 247-270

44.Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. / Ж.-П. Вернан; пер. с фр.; общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича; послесл. Ф.Х. Кессиди. -М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

45.Виллер, Э.А. Учение о Едином в античности и в средневековье / Э.А. Вил-лер. - СПб.: «Алетейя», 2002. - 668 с.

46.Виндельбанд, В. Платон / В. Виндельбанд. - Киев.: Зовништоргвидав Украины, 1993. - 175 с.

47.Вольф, М.Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид / М.Н. Вольф. -СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. -382 с.

48.Гадамер, Х.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / Г.-Г. Гадамер. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 256 с.

49.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Г.-Г. Гадамер; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

50.Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 264 с.

51.Гераклит Эфесский Фрагменты / Гераклит; пер. с древнегреч. В. Нилендера. М.: «Мусагет», 1910. - 88 с.

52.Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус. пер. / Изд. подгот. С.Н. Муравьев. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 416 с.

53.Гомперц, Т. Греческие мыслители. Том 1. / Т. Гомперц. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. - 605 с.

54.Горан, В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В.П. Горан. - Новосибирск: «Наука», 1990. - 333 с.

55.Гюйо, Ж.М. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль / Ж.М. Гюйо; пер. с фр. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 112 с.

56.Дворецкий, И.Х. Древнегреческо-русский словарь / И.Х. Дворецкий; под. ред. С.И. Соболевского. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. - 1043 с.

57.Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делез; пер. с фр. Я.И. Свирского. - М.: Академический Проект, 2011. - 472 с.

58.Джохадзе Д.В. Диалектика Аристотеля / Д.В. Джохадзе. - М.: «Наука», 1971. - 264с.

59.Джохадзе Д.В., Джохадзе Н.И. История диалектики: эпоха античности / Д.В. Джохадзе, Н.И. Джохадзе. - М.: КомКнига, 2005. - 328 с.

60.Дильтей В. Введение в науки о духе / В. Дильтей; под. ред. Малахова В.С. и Плотникова Н.С. М: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.

61.Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Пер. с древне-греч. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

62.Дионисий Ареопагит О божественных именах // Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: «Алетейя», 2002. - С. 207-566

63.Дионисий Ареопагит О мистическом богословии // Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: «Алетейя», 2002. - С. 737-764

64.Доброхотов, А.Л. Гераклит: Фрагмент В52 // Избранное / А.Л. Доброхотов.

- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - С. 215-227

65.Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - М.: Издательство московского ун-та, 1986. -248 с.

66.Доброхотов, А.Л. Философия и христианство // Избранное / А.Л. Доброхотов. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. -С. 73-86

67.Доддс, Э.Р. Греки и иррациональное / Э.Р. Доддс; пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова; послесл. Ф.Х. Кессиди. - СПб.: «Алетейя», 2000. -507 с.

68.Досократики / Пер. с древнегреч. Маковельского А.О. - Мн.: Харвест, 1999.

- 784 с.

69.Ириней Лионский Против ересей (Фрагменты) // Антология восточно-христианской богословской мысли в 2-х т. Т.1 / Ириней Лионский; под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова. - СПб.: «Никея»-РХХГА, 2009. - С. 36-46

70.История античной диалектики / Под ред. Дынника М.А., Каменского З.А. -М.: «Мысль», 1972. - 335 с.

71.Каспер, В. Иисус Христос / В. Каспер; пер. с нем. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 420 с.

72.Кессиди, Ф.Х. Гераклит / Ф.Х. Кессиди. - М.: «Мысль», 1982. - 200 с.

73.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: «Мысль», 1972. - 312 с.

74.Климент Александрийский Строматы (фрагменты) / Антология восточно-христианской богословской мысли в 2-х т. Т.1 / Климент Александрийский; под науч. ред. Г.И. Беневича и Д.С. Бирюкова. - СПб.: «Никея»-РХХГА, 2009. - С. 70-79

75.Коплстон, Ф. История философии. Средние века / Ф. Коплстон; пер. с англ. Ю.А. Алакина. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 494 с.

76.Ксенофонт Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. М.: Наука, 1993. - С. 5152

77.Лебедев, А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов) / А.В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014. -533 с.

78.Лосев, А.Ф. Вещь и имя // Бытие-Имя-Космос / А.Ф. Лосев; сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - С. 802-880

79.Лосев, А.Ф. Диалектика мифа // Миф - Число - Сущность. / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова - М.: Мысль, 1994. - С. 5-216

80.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев; худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 880 с.

81.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика / А.Ф. Лосев; худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

82.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А.Ф. Лосев; ху-дож.-оформ. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: «Издательство ACT», 2000. - 960 с.

83.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев; вступ. ст. А.А. Тахо-Годи; Худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

84.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев; худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. — М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 846 с.

85.Лосев, А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля // Миф - Число - Сущность. / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Ма-ханькова - М.: Мысль, 1994. - С. 527-712

86.Лосев, А.Ф. Миф - развернутое магическое имя // Миф - Число - Сущность. / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Ма-ханькова - М.: Мысль, 1994. - С. 217-232

87.Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев; сост.

A.А. ТахоТоди; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.

88.Лосев, А.Ф. Учение Аристотеля о математических предметах и идеях // Аристотель Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / А.Ф. Лосев; сост. и подготовка текста С.И. Еремеев. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 731-786

89.Лосев, А.Ф. Учение Аристотеля о потенции и энергии // Аристотель Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / А.Ф. Лосев; сост. и подгот. текста С.И. Еремеев. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 699-718

90.Лосев, А.Ф. Философия имени // Бытие-Имя-Космос / А.Ф. Лосев; сост. и ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - С. 613-801

91.Лурье, В.М. История Византийской философии. Формативный период /

B.М. Лурье. - СПб.: Axioma, 2006. - 553 с.

92.Материалисты Древней Греции / Общ. ред. и вступ. ст. Дынника М.А. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 238 с.

93.Мелитон Сардийский О душе и теле // Сочинения древних христианских апологетов / Мелитон Сардийский; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 601-632

94.Мелитон Сардийский Речь к императору Антонину // Сочинения древних христианских апологетов / Мелитон Сардийский; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 211-222

95.Мень, А. Дионис, Логос, Судьба / А. Мень. - Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1992. - 396 с.

96.Минуций Феликс Октавий // Сочинения древних христианских апологетов / Минуций Феликс; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 226-274

97.Михайлова, Э.Н., Чанышев, А.Н. Ионийская философия / Э.Н. Михайлова, А.Н. Чанышев. - М.: Издательство московского университета, 1966. - 184 с.

98.Муретов, М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе / М. Муретов. - М.: В университетской типографии (М. Катков), 1885. - 179 с.

99.Ницше Ф. О философах / Ф. Ницше. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 384 с.

100. Ориген О началах // Против Цельса / Ориген. - Спб.: Библиополис, 2008. -792 с.

101. Пифагор Золотой канон. Фигуры эзотерики / Пифагор. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 448 с.

102. Платон Алкивиад I // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; Авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 220-267

103. Платон Апология Сократа // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 70-96

104. Платон Государство // Собрание сочинений в 4 томах. Т. 3. / Платон; пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; - М.: Мысль, 1994. - С. 79-420

105. Платон Кратил // Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 613-671

106. Платон Лахет // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1990. - С. 268-294

107. Платон Лисид // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 314-340

108. Платон Менон // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1990. - С. 575-612

109. Платон Пир // Собрание сочинений в 4 т. Т.2 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1993. - С. 81-134

110. Платон Протагор // Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 418-476

111. Платон Теэтет // Сочинения в четырех томах. Т.2 / Платон; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч._СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абыш-ко., 2007. - С. 229-328

112. Платон Тимей // Сочинения в четырех томах. Т.3 / Платон; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч._СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; .Изд-во Олега Абыш-ко., 2007. - С. 495-578

113. Платон Федон // Собрание сочинений в 4 т. Т.2 / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. - С. 7-80

114. Платон Филеб // Сочинения в четырех томах. Т.3 / Платон; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч._СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абыш-ко., 2007. - С. 11-96

115. Приходько, Е.В. Двойное сокровище / Е.В. Приходько. - М.: «Прогресс-Традиция», 1999. - 592 с.

116. Ранер, К. Основание веры. Введение в христианское богословие / К. Ранер; пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 662 с.

117. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел; пер. с англ. - М.: «Миф», 1993. - 509 с.

118. Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В.Н. Горан, М.Н. Вольф, И.В. Берестов, Е.В. Орлов, Е.В. Афонасин, П.А. Бутаков; отв. ред. д-р. филос. наук В.Н. Карпович; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филос. и права. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 396 с.

119. Рожанский, И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 198 с.

120. Рожанский, И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1988. - 448 с.

121. Розенгрен, М. Тезис Протагора: доксологическая перспектива // Вопросы философии. - 2014. - № 5. - С. 171-178

122. Секст Эмпирик Против ученых // Сочинения в 2-х томах. Т.1 / Секст Эмпирик; вступ. ст. и пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1975. - 399 с.

123. Секст Эмпирик Три книги Пирроновых положений // Сочинения в 2-х томах. Т.2 / Секст Эмпирик; вступ. ст. и пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1976. - 421 с.

124. Сенека, Луций Анней Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. М.: «Наука», 1977. - 383 с.

125. Скворцов, Н.Е. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом: Анализ диалога «Теэтет» / Н.Е. Скворцов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 376 с.

126. Соловьев, С.С. Философские начала цельного знания // Сочинения в 2-х томах. Т.2. / С.С. Соловьев; общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; примеч. С.Л. Кравца и др. - М.: Мысль, 1988. - С. 139-288

127. Софисты (выпуск первый) / Пер. с древнегреч. Маковельского А. О. - Баку: Азербайджанский гос. ун-т им. С.М. Кирова, 1940. - 100 с.

128. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 336 с.

129. Степанова, А.С. Физика стоиков: Доминирующие принципы онтокосмоло-гической концепции / А.С. Степанова. - СПб.: Изд-во СПбУ 2005. - 164с.

130. Степанова А.С. Философия Древней Стои / А.С. Степанова. - СПб.: «Але-тейя», 1995. - 272 с.

131. Столяров А. А. Стоя и Стоицизм / А.А. Столяров. М.: АО «Ками Груп», 1995. - 448 с.

132. Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение. // Избранные сочинения / А.А. Столяров; сост. и общ. ред. А.А. Столярова. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 736

133. Татиан Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов / Татиан; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 10-48

134. Тертуллиан К язычникам // Избранные сочинения / Тертуллиан; сост. и общ. ред. А.А. Столярова. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 37-82

135. Тертуллиан О плоти Христа // Избранные сочинения / Тертуллиан; сост. и общ. ред. А.А. Столярова. - М.: «Прогресс», 1994. - С. 161-187

136. Кар, Тит Лукреций О природе вещей / Тит Лукреций Кар; пер. с латин. Ф. Петровского; вступ. ст. Т. Васильевой. -М.: Худож. лит., 1983. - 383 с.

137. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой; сост. и отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 656 с.

138. Трубецкой, С.Н. История древней философии Ч. 2 / С.Н. Трубецкой. - М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев, 1908. - 136 с.

139. Трубецкой, С.Н. Метафизика в древней Греции / С.Н. Трубецкой; примеч. И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 2010. - 589 с.

140. Трубецкой, С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / С.Н. Трубецкой; сост., ред. и вступ. ст. П.П. Гайденко; примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. - М.: Мысль, 1994. - С. 43-482

141. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. Т.1 (А-Д) / М. Фас-мер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под. ред. и с предисл. Б.А. Ларина. - М.: Прогресс, 1986. - 576 с.

142. Феофил Антиохийский К Автолику // Сочинения древних христианских апологетов / Феофил Антиохийский; введ., пер. с древнегреч., латин. и примеч. П. Преображенского. - СПб.: Издательство «Алетейя». - С. 128-194

143. Философия древности и средневековья. Антология мировой философии в 4 т., т.1. / Ред. и авт. вступ. ст. Соколов В.В. М.: Мысль, 1969. - 576 с.

144. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. Гайденко П.П., Петров В.В. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с.

145. Флоренский, П.А. Иконостас // Сочинения в 4 томах. Т.2 / П.А. Флоренский; сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - С. 419-526

146. Флоренский, П.А. Пифагоровы числа // Сочинения в 4 томах. Т.2 / П.А. Флоренский; сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - С. 632-646

147. Флоренский, П.А. Разум и диалектика // Сочинения в 4 томах. Т.2 / П.А. Флоренский; сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - С. 131-142

148. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х томах. Т.1 (1,11) / П.А. Флоренский. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 1-490 с., 11-839 с.

149. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Сочинения в 4 томах. Т.3(1) / П.А. Флоренский; сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 2000. - 621 с.

150. Флоровский, Г. Восточные отцы IV века / Г. Флоровский. - Минск: «Хар-вест»; Издательство Белорусского экзархата, 2006. - 303 с.

151. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. - М: Наука, 1989. - 576 с.

152. Фрагменты ранних стоиков Т.2, ч.1 / Перевод и ком. А.А. Столярова. М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1999. - 280 с.

153. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1: Зенон и его ученики / Пер. и комм. А.А. Столярова. - М.: ГЛК, 1998. - 229 с.

154. Фрагменты ранних стоиков. Т. 2, ч. 2 / Пер. и комментарии А. А. Столярова. - М.: «греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. - 260 с.

155. Фриауф, В.А. Язык, письмо и христианство // Православная традиция и диалог культур в современном мире / В.А. Фриауф. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2013. - С. 419-426

156. Фриауф, В.А. Язык, сознание, человеческая реальность. Абсолютно другое / В.А. Фриауф. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2005. - 230 с.

157. Хайдеггер, М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - С. 41-62

158. Хайдеггер М. Гераклит / М. Хайдеггер; пер. с нем. А.П. Шурбелева. - СПб: «Владимир Даль», 2011. - 503 с.

159. Хайдеггер, М. Изречение Анаксимандра // Разговор на проселочной дороге: Сборник / М. Хайдеггер; пер. с нем.; под ред. А.Л. Доброхотова. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 28-68

160. Хайдеггер, М. О существе и понятии фйогс; // Семь встреч с Хайдеггером / Хайдеггер. - М.: Издатель Савин С.А., 2004. - С. 119-184

161. Хайдеггер, М. Парменид / М. Хайдеггер; пер. с нем. А.П. Шурбелева. -СПб: «Владимир Даль», 2009. - 383 с.

162. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика. 1993. - С. 192-220

163. Хайдеггер, М. Положение об основании // Статьи и фрагменты / Хайдеггер; пер. с нем., глоссарий, послесловие О. А Коваль, предисловие Е.Ю. Сиверцева. — СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 213 с.

164. Хайдеггер, М. Путь к языку // Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика. 1993. - С. 259-272

165. Хайдеггер, М. Слово // Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика. 1993. - С. 302-311

166. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине // Семь встреч с Хайдеггером / М. Хайдеггер. - М.: Издатель Савин С.А., 2004. - С. 15-46

167. Хайдеггер, М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / М. Хайдеггер; пер. с нем., предисл., науч. ред., сост. слов. Н.А. Артеменко. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. - 224 с.

168. Целлер, Э. Очерк истории греческой философии / Э. Целлер; пер. с нем. С.Л. Франк. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1996. - 294 с.

169. Цицерон, Марк Туллий О пределах добра и зла. Парадоксы ^оиков / Цицерон Марк Туллий; пер. с лат. Н.А. Федорова; вступ. ст. Н.П. Гринцера. Коммент. Б.М. Никольского. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 474 с.

170. Цицерон, Марк Туллий Учение Академиков / Марк Туллий Цицерон; пер. Н.А. Федорова. Коммент. и вступ. ст. М.М. Сокольской. - М.: Индрик, 2004. -320с.

171. Чанышев, А.Н. Аристотель / А.Н. Чанышев. - М.: Мысль, 1987. - 221 с.

172. Швейцер, А. Мистика апостола Павла. Христос или Закон? // Апостол Павел глазами новозаветной науки / А. Швейцер. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 608 с.

173. Эберт, Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Т. Эберт; пер. с нем. А.А. Россиуса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 160 с.

174. Эрн, В. Борьба за Логос // Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. -Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С. 3-332.

175. Юнгер, Ф.Г. Язык и мышление / Ф.Г. Юнгер. - СПб.: «Наука», 2005. - 301 с.

rd

176. Burnet, J. Early Greek Philosophy.3 edition - London: A&C Black, 1920. -269p.

177. Kirk, G.S., Raven, J.E. The Presocratic Philosophers / G.S. Kirk, J. E. Raven. -Cambridge: at the University Press, 1957. - 487 p.

178. Sextus Empiricus nupproveioi йлотшюоек; / Opera. Ex recensione L. - Bekkeri, Berolini, 1842. - 814 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.