Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии: 1897-1917 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Алексеева, Елена Петровна

  • Алексеева, Елена Петровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 220
Алексеева, Елена Петровна. Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии: 1897-1917 гг.: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2004. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Алексеева, Елена Петровна

Введение

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И КИНЕМАТОГРАФА В КАЗАНИ.

1.1. Предпосылки зарождения кинематографа в Казани.

1.1.1. Ранний период развития кинематографа в Казани

1.1.2. Предпосылки возникновения кинотеатров в Казани.

1.2. Возникновение кинотеатров.

1.2.1. Первые кинотеатры и их топонимика.

1.2.2. Официальная процедура открытия кинотеатров.

1.2.3. Пожарная безопасность и надзор за кинотеатрами.

1.2.4. «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов» П. А. Столыпина

Глава 2. КИНОПРОКАТ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВ КИНЕМАТОГРАФА.

2.1. Становление кинопроката в Казани.

2.1.1. Просветительский кинематограф в Казани.

2.1.2. Самостоятельные киносъемки в Казани.

2.1.3. Цензура, как инструмент контроля репертуара кинотеатров.

2.1.4. Расширение сферы кинопроката от Казани в губернию

2.2. Эволюция кинематографического социума.

2.2.1. Владельцы кинотеатров.

2.2.2. Интерьеры казанских кинотеатров.

2.2.3. Кинотеатр и его музыкальное пространство.

2.2.4.Социотопика кинозала. 134 2.2.5.Образ кинематографической публики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской Губернии: 1897-1917 гг.»

Актуальность исследования. Кинематограф с самого начала стал символом технического прогресса человечества, совершенно новым, невиданным доселе явлением, а потому завоевал раз и навсегда огромную популярность у всего населения. Кинематограф на глазах двух-трех поколений из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры, которое непрерывно развивается. Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной^ культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино — это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в процессе развития, распространения и технического обогащения кино.

Изучение проблемы кинематографа в Казани и Казанской губернии в годы его возникновения и первоначального становления представляется важным и необходимым, так как имеет решающее значение для понимания социальной сущности кинематографа, его традиций, истоков динамичного развития массовой культуры.

Степень разработанности проблемы. Всю литературу, прямо или косвенно относящуюся к теме данного исследования можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей кино России в целом.

Первые попытки исследовать кино как особую область искусства с его закономерностями были предприняты в конце первого десятилетия XX столетия. Такой опыт суммирования профессиональных навыков самого раннего кино сделан в сборнике «Вся кинематография»1. В это же время выходит книга «Кинематограф и его просветительная роль», составленная по немецким источникам Е.Самуйленко. Здесь приводятся цифровые данные

0 количестве кинотеатров и киноцензуре в крупных городах Европы и Америки, что дает право сделать сравнительный анализ состояния кинематографического дела в Казани на фоне мировых столиц. Научный анализ русского дореволюционного кино в 20-е годы сделан в книге В.С.Лихачёва «История кино в России. Материалы к истории русского кино (1896-1913 г.)»3. Здесь русское дореволюционное кино рассматривается во взаимодействии^ с зарубежным, дана доскональная характеристика кинорепертуара, раскрыта деятельность кинопредприятий и кинопредпринимателей; проанализирована политика царского правительства в. отношении кино: В 1937 году вышла книга В.Росоловской «Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории»,4 подробно рассказывающая о системе «рационального проката», о состоянии кинематографа на 1917 год. К сожалению, некоторые оценки произведений дореволюционной кинематографии откровенно тенденциозны. Та же тенденциозность В.Росоловской к дореволюционным кинофильмам сквозит и в предисловии: к книге А.Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии»5, где она была редактором и составителем. В фильмографическом справочнике В.Вишневского6 описаны практически все дореволюционные игровые фильмы.

Историко-теоретическая концепция отечественного кино дооктябрьского у периода в советское время принадлежит Н.А.Лебедеву. А также

1 Вся кинематография. Настольная адресная и справочная книга, 1916. - М.: Издание Ж.Чибрарио де Годена, под редакцией Ц.Ю.Суламинского,- 1916;

2 Кинематограф и его просветительная роль. Составлена по немецким источникам Е.Самуйленко.- Второе издание.- Петроград.-1919.

3 Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1926).Материалы к истории русского кино.4.1,- Ленинград,- 1927.

4 Росоловская В. Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории,- М.-Л.1937.

5 Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии,- М.-Л., 1937.

6 Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России.- М.,1945.

7 Лебедев H.A. Очерк истории кино СССР. Т. 1- 1947; 2 изд.- 1965.

С.С.Гинзбургу, с его капитальным трудом «Кинематография дореволюционной России» . В этой книге дана самая подробная информация о кинематографе начала века и не только в Москве, но и по всей России. Развернутую панораму развития русского кинематографа до 1917 года можно увидеть в книге Р.Соболева «Люди и фильмы русского дореволюционного кино»9. Атмосферу начала века воссоздает Н.М.Зоркая в книге «На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов»10, где включает кинематограф в систему создавшейся в те годы в России «массовой культуры». По истории российского кино имеются библиографические справочники-каталоги «Книги о кино. 1917-1960»,11 и «Книги о кино»,12 выпущенные ВНИИ киноискусства.

История мирового кинематографа представлена в «Истории зарубежного

1 Ч кино» С.В.Комарова , и в нескольких изданиях исследований Жоржа Садуля, французского историка кино.14 Также «История киноискусства» представлена польским искусствоведом Ежи Теплицем15.

В разные годы выходили сборники, специализирующиеся на историческом материале киноискусства.16 Регулярно издаются журналы «Искусство кино»,

17 и «Киноведческие записки» , где публикуются материалы по истории кино и

1 ft библиографичесикие материалы.

8 Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. - М.: Искусство, 1963.

Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. - М.: Искусство, 1961.

103оркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов,- М.: Наука, 1976.

11 Книги о кино. 1917-1960. (Аннотированная библиография), сост. Ю.Г.Рубинштейн.- М.: Искусство, 1962.

12 Книги о кино. В 3 т. М.: Искусство, 1981-1982.

13 Комаров С.В. История зарубежного кино.Т.1- Немое кино. 1895-1929. М.: Искусство, 1965.

14 Садуль Жорж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М.: Издательство иностранной литературы, 1957; Всеобщая история кино. В 6-ти т.- М.: Искусство, 1958.

13 Теплиц Ежи. История киноискусства. 1 т. 1895-1945.- В 5-ти т.- М.: Искусство, 1968-1974.

16 Вопросы киноискусства. Ежегодный историко-теоретический сборник. Вып. 1-17. М., 1956-1976; Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 1-10. М., 1958-1977; Вопросы истории и теории кино. Вып. 14. Л., 1973-1978; Кино и время. Вып. 1-6. М., 1977-1982;

17 Искусство кино - ежемесячный журнал, выходит с 1931; Киноведческие записки - историко-теоретический журнал. Издается с 1988г., выходит 6 раз в год.

18 Кинематограф дореволюционной России. Материалы к библиографии (публикации на русском языке, 1977-1993гг.) Подготовлена Т.А.Симачевой. // Киноведческие записки.-1993. - №18.- С.116-120.

Для второй половины 80-х годов характерна смена исторических ориентиров, были сняты многие ограничения в использовании источников, что позволило ученым принципиально изменить процесс осмысления многих проблем, в том числе и проблемы истории развития кинематографа в дооктябрьский период. Заслуживает внимания книга А.А.Чернышева

Русская дооктябрьская киножурналистика»,19 где впервые прослежено зарождение киномысли, у истоков которой стояли такие выдающиеся деятели культуры, как М.Горький, Л.Н.Толстой, В;В.Стасов и другие. Солидный труд

Ю.Цивьяна «Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 189620

1930» рассматривает историю восприятия кинематографа. Это попытка автора выяснить некоторые аспекты взаимоотношений между фильмом и его восприятием. Ю.Цивьян исходит из того, что эти взаимоотношения исторически обусловлены, и, значит, подвержены эволюционным изменениям

- это исходный постулат книги. Книга В.П.Михайлова «Рассказы о

21 кинематографе старой Москвы» содержит подробную информацию о кинотеатрах, их репертуаре и других деталях, что дает возможность сделать сравнительный анализ подобной информации о кинематографической Казани.

Вышла в свет написанная серьезным авторским коллективом популярная

22 энциклопедия «Первый век кино», где собраны свидетельские показания -словесные и визуальные - о том, каким кино было. Это издание, представляющее кино как достояние истории (в первую очередь в справочно-информационных материалах) и как живое, непрерывно развивающееся явление культуры. Следует также отметить и «Энциклопедию кино Кирилла и Мефодия» - самую полную мультимедиа-энциклопедию, посвященную кинематографу.

Вторая группа литературы относится к истории Татарстана и его культуры. Эта группа литературы дала возможность увидеть общую картину

19 Чернышев А.А. Русская дооктябрьская киножурнапистика. М.: Издательство Московского государственного университета, 1987.

20 Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930. - Рига: Зинатне, 1991.

21 Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Искусство, 1998.

22 Первый век кино: Популярная энциклопедия. М.: Локид, 1996.

23 Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. С изменениями и дополнениями. 2 CD - ROM. М., 2002. развития1 кинематографа в контексте истории развития Татарстана24. По истории Татарстана было издано достаточно монографий, где имелись разделы культуры, но, к сожалению, нет разделов, специально посвященных

25 истории кинематографа . В некоторых изданиях содержатся определенные

26 данные о киноустановках. В коллективной двухтомной монографии

История Казани» есть некоторые сведения о демонстрации фильмов и открытии; кинотеатров. В исследовании Р.У.Амирханова «Татарская

28 дореволюционная пресса» содержится упоминание о кинотеатре «Свет». Монографией, посвященной кинематографу Республики Татарстан,

ЛП является книга И.Н.Алексеева «Рубежи кинодокументалистов Татарии» , вышедшая в свет в 1974 году. Автор во введении отмечает, что в задачу книги «входит в хроникальной последовательности показать организацию кинопроизводства в Татарской АССР с первых послереволюционных лет до 70-х годов»30. К сожалению, автор не рассматривает в своей работе дореволюционный период.

Некоторые сведения о кинематографе в дореволюционной Казани можно найти в публикациях местных периодических изданий31. Из анализа литературы видно, что специальное, углубленное изучение истории развития

24 История Татарской АССР (от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней) (ред.кол.: Х.Г.Гимади, М.К.Мухарямов, Х.Х.Хасанов, под пред. акад. Л.Е.Арбузова). В 2-х т.- Казань, 1960; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана: с древнейших времен до наших дней. Казань, 2000; История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. (Руководитель проекта и научный ред. Б.Ф.Султанбеков). Казань, 2001;

25 История Татарской АССР (от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней) (ред.кол.: Х.Г.Гимади, М.К.Мухарямов, Х.Х.Хасанов, под пред. акад. А.Е.Арбузова). В 2-х т.- Казань, 1960; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана: с древнейших времен до наших дней. Казань, 2000; История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. (Руководитель проекта и научный ред. Б.Ф.Султанбеков). Казань, 2001; Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. (Ред. колл. З.И.Гильмонов, С.Х.Алишев, Ю.И.Смыков).- Казань, 1988; История Татарской АССР.- (Авторы: В.В.Кузьмин, К.Р.Синицына, Р.Г.Фахрутдинов).- Казань, 1989; Казань. Исторические зарисовки. (Сост. К.Ф.Амиров, И.М.Ахметзянов, Ф.М.Шакиров).- Казань, 1997; Казань: прошлое и настоящее: Исторические зарисовки.- Казань, 1998; Город на «славу имени своему». Информационно-справочное пособие.- Вып.1.-Казань, 2002;

26 История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней). (Ред. колл.: З.И.Гильманов. М.К.Мухарямов, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Х.Х.Хасанов). - Казань, 1968, 1973.

27 История Казани. (Ред. колл.: Я.А.Абдуллин, С.Х.Алишев, З.И.Гильманов, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Х.Х.Хасанов). В 2 т.- Казань, 1988, 1991.

28 Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса (в контексте «Восток-Запад»). - Казань, 2002. с. 168.

29 Алексеев И.Н. Рубежи кинематографистов Татарии. - Казань, 1974.

30 Алексеев И.Н. Рубежи кинематографистов Татарии. - Казань, 1974. С.З.

31 Алексеев.И. Кино в дореволюционной Казани. В поисках пути // Советская Татария -1975. - 15-16 мая; Ерунов Б. Первые шаги казанского кинематографа// Вечерняя Казань. - 1986.-2 апреля; Ерунов Б. Взлет десятой музы // Советская Татария. - 1987. - 24 марта и др. и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период авторы своей целью не ставили. Отсюда можно сделать вывод, что история кинематографа в Казани является малоизученной областью.

Объектом исследования является' кинематограф в России в дооктябрьский период, предметом - история развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии.

Цель и задачи исследования - проанализировать исторические тенденции возникновения, развития и становления кинематографа в Казани и Казанской губернии в дооктябрьский период в его социальной, экономической и политической обусловленности, в контексте всей культуры. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: рассмотреть предпосылки возникновения кинематографа в Казани; проанализировать ранний период развития кинематографа; выявить первые кинотеатры и их топонимику; раскрыть факты и закономерности, характеризующие кино, как систему эстетически-информативной деятельности; выявить связи с кинопрокатными организациями, обозначить и проанализировать факты, характерные только для Казани; показать потребность в осознании возможностей; и реальных функций кинематографа как феномена цивилизации и культуры.

Методологической основой изучения темы послужил диалектический и конкретно-исторический метод познания действительности, что позволило на основе конкретных документов, выявленных в архивах, показать историю кинематографа в Казани в динамике и поступательном движении от первых киносеансов до организации самостоятельных киносъемок. Сравнительно-сопоставительный анализ при изучении явлений, фактов и документов позволил показать своеобразие истории развития кинематографа в Казани и её место на карте дооктябрьской российской кинематографии. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип.

Характеристика условий истории возникновения, развития и становления кинематографа предопределила аспект исследования и содержание двух глав. Хронологическими рамками исследования определены 1897 - 1917 годы. 1897 год выбран тем, что в этом году в Казани произошел первый киносеанс, который положил начало развитию кинематографа в Казани и Казанской губернии. 1917 год - смена политического строя:

Территориальными рамками исследования являются пределы дореволюционной Казани и Казанской губернии.

Источниковедческая база исследования. В работе были использованы многочисленные, различные по жанру, степени объктивности и достоверности опубликованные и неопубликованные материалы, условно подразделяемые на три большие группы.

К первой группе основных источников исследуемого материала относятся документы Национального Архива Республики Татарстан (НА РТ). Исследуемый период представлен несколькими фондами: Фонд № 1 Канцелярия Казанского Губернатора, Фонд № 2 - Строительный Отдел Казанского Губернского Правления, Фонд № 98 - Казанская Городская Управа, Фонд № 299 -Казанская Купеческая Управа, Фонд № 636 -Казанский кинотеатр «Электра» О.Э.Петцольда, Фонд Р-144 - О деятельности «Таткино».

Большой интерес для нас представляют документы, относящиеся к Фонду №1, из которого исследуемый период характеризуют 4 дела. В одном из дел 1907 года были найдены «Сведения обо всех существующих в г. Казани увеселениях»32, в том числе и кинематографе. Тогда еще его называли i «туманными картинами». Эти;данные за подписью казанского губернатора М:В.Стрижевского были представлены в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии. В другом деле представлена переписка губернатора с казанским полицмейстером о просмотре уездными начальниками полиции всех картин,

32 НА РТ, Ф. 1, о. 4, д. 2979, л. I. демонстрировавшихся в кинематографах. Из этих документов мы получаем ценнейшую информацию о количестве кинотеатров, их местонахождении, репертуаре, как в Казани, так и в уездных городах Казанской губернии. Очень ценными явились «Бумаги о воспрещении в кинематографах демонстрирования снимков, рисующих картины голода в неурожайных местностях». Чистопольский полицмейстер давал на протяжении нескольких месяцев отчеты, присылая афиши кинотеатра (которые великолепно сохранились). Таким образом, благодаря сверхусердию полицейского, мы имеем ценнейшую информацию о частном чистопольском кинотеатре, его репертуаре, частоте его сменяемости и т.д. Все другие уездные исправники посылали скупые отчетные рапорты, но и эта информация для нас бесценна.

Из Фонда № 2 к исследуемой теме относятся 28 дел. В основном это дела - ходатайства разных лиц о выдаче разрешений на открытие кинематографов» (так тогда называли частные кинотеатры) с 1905 по 1914 годы. В этих делах также содержатся уникальные сведения о местонахождении этих заведений^ их владельцах, других интересных деталях. Здесь же мы находим информацию о кинотеатрах в Чистополе, Козмодемьянске, Тетюшах, Чебоксарах - городах, входивших тогда в Казанскую губернию. Так, в деле № 1589 «Об освидетельствовании в десятидневный срок существующих театров, кино в г. Казани для установки их безопасности в пожарном отношении» — на 286 страницах — все подробнейшие сведения о казанских частных театрах кино, их планы-чертежи, об индивидуальных деталях их интерьеров и другие сведения. В этом же деле находим «Нормальные Правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», подписанные министром внутренних дел Росси и П.А.Столыпи ным.

Два дела из Фонда № 98 - это документы о кинематографах и выдаче разрешений на их открытие за 1910 год. Также использовано дело, раскрывающее некоторые сведения о владельцах кинематографов,33 о

33 НА PT, Ф.98, о.5, дело «О включении в книгу лиц, получивших звание потомственных почетных граждан г. Казани 1911-1916г.г.».

Казанской Международной выставке34. Некоторые дела позволяют собрать данные о владельцах кинотеатров и составить их портреты35.

Фонд № 636 представлен книгой о количестве проданных билетов в кинотеатре «Электра» О.Э.Петцольда за 1915 —1917 годы.

Фонд № Р-144 относится к советскому периоду развития кинематографа в Казани, но эти дела содержат и некоторые факты и сведения о частных пайщиках «Таткино», которые работали в дореволюционный период, и представляют ценность для данного исследования.

Надо отметить, что практически все документы НА РТ, относящиеся к исследуемому периоду, впервые вводятся в оборот. Многие архивные дела до сих пор оставались невостребованными.

Одним из основных источников наших знаний о дореволюционном кинематографе являются материалы, опубликованные в периодической: печати того времени, где происходящие в стране и в городе события находили свое наиболее полное, всестороннее и наглядное отражение. Именно периодика дает почувствовать, понять и оценить современному читателю «дух времени».

Ко второй основной группе источников информации данного исследования относится периодическая печать, выходившая в Казани. Работа базируется на русскоязычной прессе. Из сохранившегося36 журнала «Жизнь»37 можно узнать некоторые сведения о репертуаре кинотеатров. В журнале «Шура»38 найдена статья на татарском языке «Кинематограф» (Приложение 1), свидетельствующая об интересе к кинематографу со стороны мусульманских просветителей с самого раннего развития нового искусства. Первые сведения о синематографе Люмьера в Казани и реакции на

34 Фонд 98, опись 4, дело «О собрании бумаг по Международной казанской выставке».

35 Фонд 299, опись 1 - приводит «Списки купцов 1 и 2 гильдии»; также содержит «Формулярный список о службе Казанского 1 гильдии купца О.Э.Петцол ьда».

36 Не сохранились издававшиеся в Казани литературно-художественная и театральная газета - Казанская сцена.- 1913; и -Театр и экран.-1915, ред. В.С.Андреев, изд.Ю.А.Еленев.

37 Жизнь - еженедельный литературно-художественный и общественно-политический журнал, редактор-издатель Н.А.Скворцов.

38 Агаев Н. Жанлы фотография (кинема). (Живая фотография). - Шура.- 1909.- № 14. С. 422-424. него казанцев, мы находим в газете «Волжский вестник»39. Также сведения о первых сеансах опубликованы в газете «Казанский телеграф»40. Газета стала ценным источником информации о работе кинотеатров и их репертуаре. В газете существовала постоянная колонка «Казанская хроника», где в рубрике «В кинематографе», можно было узнать о содержании картин и реакцию на них казанской публики и другие сведения. Другим источником для данной работы является газета «Камско-Волжская речь»41, дававшая информацию, как по городу Казани, так и по стране в целом. Именно эта газета оставила уникальные сведения о первых авиаполетах казанца А.А.Васильева в 1909 году; о первом казанском автомобильном пробеге по Оренбургскому тракту в 1914 году; и о том, что эти события, в числе многих других, снимались на кинопленку, а затем показывались на экране казанского кинотеатра «Аполло» (сегодняшний кинотеатр «Татарстан»).

Казанская газета»42 «ставила себе задачей вывести деревню из полосы просветительского отчуждения», между тем здесь публиковались важные факты о кинематографе.43 В частности, интереснейшую статью под названием «Кинематограф и деревня» (Приложение 1), где подробно рассказывается «об изобретении Эдисона, о его кинематографе», предшествовавшем синематографу братьев Люмьер, фильмы которого демонстрировались в прогимназии нашего города.

39 Волжский вестник - ежедневная общественно- политическая и литературная газета издавалась с 1884 по 3 июня 1904, и с 5 апреля 1905 по 26 октября 1906 г. в Казани, где издателями и редакторами в разные годы были Н.П.Загоскин, Н.В; и Л.П. Рейнгардты, В.М.Ключников и другие.

40 Казанский телеграф - общественно-политическая, литературная и коммерческая ежедневная газета, выходившая в свет с 11 апреля 1893 по март 1917 года, издателями и редакторами которой были А.Г.Ильяшенко и Н.А.Ильяшенко.

41 Казанская либерально-буржуазная газета - Камско-Волжская речь - печатный орган партии народной свободы (или кадетов), являющийся наиболее представительным органом местной периодической печати того времени. Газета выходила с I октября 1908 года по 14 декабря 1917 года. Первый издатель и редактор А.Ф.Музовский, затем Н.П.Гусев, К.Н.Тимофеев. 2 «Казанская газета» - еженедельное издание Казанского губернского земства.

43 «Обязательное постановление губернского земства о содержании кинематофафов», «Казанская газета», №39, 1912; Ив. Лодкин «Кинематофаф и деревня», «Казанская газета», № 4 , 1914, с.7-8.

Просмотрены все цензорские экземпляры газет44, хранящиеся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Лобачевского КГУ (ОРРК НБЛ).

Третья группа источников фактов была найдена в Фондах Государственного объединенного музея республики Татарстан (ГОМ РТ). Здесь имеется перечень всех кинотеатров дореволюционной Казани. Используя архивные материалы, информацию из периодической печати, этот список можно уточнить, изменить некоторые неточные данные.

Иконографический материал исследуемой темы частично представлен фотографиями, различными афишами, негативами из Фондов ГОМ РТ. Материалы, касающиеся исследуемого периода можно найти в нескольких папках, посвященных культуре, начиная, со второй половины XIX века и кончая 1941 годом. В Фондах ГОМ РТ хранится богатая подборка негативов, с: видами дореволюционной Казани, а также зданий и событий, которые связаны с историей развития кинематографа в Казани.

В Фондах ГОМ РТ сохранился дореволюционный игровой кинофильм «Во власти гипноза», который переведен на несгораемую пленку и может демонстрироваться на современном демонстрационном кинооборудовании.

Для исследуемой темы представляет большой1 интерес «Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР»45. По данным этого путеводителя в Центральном государственном архиве собрана уникальная коллекция фотографий и хроникальных лент, снятых в разное время.

В целом анализ показывает, что использование всех этих источников позволило глубже прояснить проблемы возникновения, развития и становления кинематографа в Казани. В связи с введением в исторический оборот значительного количества новых материалов, диссертанту пришлось провести работу по выявлению репрезентативности, достоверности и

44 Цензорские экземпляры газет: Волжский вестник 1895-1900, 1902-1905гг.; Волжский курьер 1906-1907 гг.; Волжский листок 1904-1909гг.; Казанский телеграф 1896-1900, 1902-1905 гг.

45 Страницы живой истории. Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР. (Под редакцией С.С.Гингбурга), М.: Искусство, 1961. объективности указанного круга источников путем сравнительно-сопоставительного анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная диссертация на основе анализа разнообразных источников, впервые вводимых в научный оборот, обобщает материал по; вопросам возникновения, развития и становления кинематографа в Казани в дооктябрьский период, рассматривает его роль и влияние на общественную, культурную и просветительскую жизнь. Выявляется целый ряд особенностей, характерных только для Казани. Выявляется роль кинематографа в истории образования и культуры, который стал одним, из эффективных средств межкультурного понимания и диалога. Портретируется облик владельцев кинотеатров и кинозрителей. Практическая значимость исследования: материалы данной диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Татарстана, по истории культуры республики, по истории кинематографа России, деятельности средств массовой информации. Результаты исследования могут быть включены в учебный процесс при изучении истории Татарстана, а также использованы преподавателями и студентами учебных заведений культуры и искусства, факультетов журналистики и других, при изучении истории культуры и проблем деятельности средств массовой информации.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены:

- в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научной конференции «Современные российские реформы: проблемы национального возрождения и развития» (Казань, 1999); в научно-практической конференции «Казанский посад в прошлом и настоящем» (Казань, 2002); и Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества: искусство и эстетика» (Казань, 2003);

- в телепередаче «Про кино и не только» телекомпании «Татарстан. Новый век», посвященной истории кинематографа в дореволюционной Казани;

- соискатель принимал участие в плановых исследованиях по теме «История кино и телевидения Татарстана», проводимых в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» АН РТ, а также в работах, выполненных по гранту Фонда НИОКР «Формирование видеодокументации о деятелях кино Республики Татарстан».

Структура диссертации. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Алексеева, Елена Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

История развития кинематографа в Казани начинается в 1897 году, когда произошел первый сеанс синематографа Люмьера в Городском театре под музыку симфонического оркестра. Первое появление кинематографа в Казани было приравнено как очевидному фактору культуры, фактору духовной жизни - для первого знакомства отдается лучший театр, а сеансы демонстрируются под симфонический оркестр театра

И уже через год, в 1898 году на экране Городского театра публика могла увидеть «первую казанскую картину» - «На театральной площади».

Пройдя все этапы развития мирового кинематографа, история развития и становления его в Казани имела ряд своих особенностей, характерных только для неё.

Уже с 1900 года в Казани в зале Городской думы проводились благотворительные сеансы для детей с демонстрацией картин.

В прогимназии регулярно проводили демонстрацию научных картин по географии, биологии и другим наукам. Делаются проекты по демонстрации научных картин в мужской гимназии и реальном училище. В Казани работал специальный «Научно-популярный» кинотеатр. Научные картины регулярно демонстрировались и в обычных кинотеатрах. Научный кинематограф поддерживается государством - демонстраторы освобождаются от налогов, если проводятся благотворительные акции.

Во время войны картины демонстрируются бесплатно в лазаретах для раненых солдат всего Казанского округа.

И, наконец, Казанское Общество народных университетов активно использует кинематограф в своих лекциях.

Поэтому кинематограф не только развлекал, но и учил, просвещал, приносил конкретную, ощутимую пользу людям.

С начала 1908 года в Казани начали активно открываться стационарные кинотеатры. В первую очередь, они появлялись в центре мегаполиса. Всего в 1908 году в Казани насчитывалось восемь кинотеатров и девятнадцать гостиниц, ресторанов и трактиров, где демонстрировались кинокартины. Последняя цифра, по-видимому, оставалась практически стабильной до 1914 года. С началом Первой мировой войны все трактиры были закрыты, а их помещения использовались для нужд военного времени — очень часто для лазаретов.

Количество кинотеатров в Казани: продолжало расти, несмотря на общественные и социальные катаклизмы. К 1915 году количество кинотеатров Казани достигло своего апогея - их насчитывалось 16. И эта цифра была стабильной до середины 1917 года. К концу 1917 года количество кинотеатров осталось в том же количестве, что и в первые годы создания кинотеатров - их осталось восемь.

В работе приводятся факты, подтверждающие высокий уровень технического оборудования кинотеатров, которые способствовали стабильной и устойчивой степени их пожарной безопасности; что было крайне важно в то время.

Датой рождения российского кино считается 15 октября 1908 года, когда в Москве состоялась премьера фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Уже в 1909 году впервые в Казани открывается прокат картин и киноаппаратов, которые можно осуществить в театре «Буфф». В этом же театре и театре «Урания» либретто картин выдавались зрителям бесплатно.

Столичная кинематографическая контора А.Б.Гехтман (Москва, Тверская, 26) открыла свое отделение в Казани - для Волги, Камы, Вятки, -представителем которой, и являлся; Г.А.Розенберг со своим театром «Пассаж».

Это значит, что Казань стала центром кинопроката фильмов, отделением, где можно было взять не только фильмы на прокат, но и купить киноаппарат, или запасные его части, отремонтировать неисправную аппаратуру и так далее. Это значительно способствовало становлению кинематографа не только в Казани, Казанской губернии, но и по всему Поволжскому региону.

Каждый вновь выходящий по вторникам выпуск журнала фабрики бр.Пате в Москве, будет показываться по четвергам». Эти сроки диктовались тем, что путь от Москвы до Казани по железной дороге тогда занимал пятьдесят три часа.

В работе приводятся примеры, из которых становится ясным механизм кинопроката в это время. Владельцы крупных кинотеатров имели возможность заказывать тематику и жанры новых кинокартин, которые им тут же высылались из Москвы. По-видимому, все это было оформлено юридически и каких-то явных срывов в работе не было. Заранее в афишах объявлялся репертуар, а наиболее значимые премьеры широко рекламировались в печати.

И тот же театр «Пассаж», единственный среди всех казанских кинотеатров, устраивает специальные сеансы «Детское утро, состоящее из строго подобранных картин специально для детского и юношеского возраста»,, где по воскресным дням и в праздники дети могли посмотреть специально подобранную для их возраста программу.

Декларирование дирекцией «Аполло» утверждения, что их театр «единственный в Казани, где выдающиеся новинки ставятся одновременно с большими театрами столиц» не являлось рекламным трюком. Отмечены примеры, когда казанцы впервые в России знакомились с новыми фильмами.

Так, «Большой театр» предлагает казанцам фильм по произведениям Габриэля Д, Аннуцио «Кабирия» впервые в России, право постановки; которой Акционерным Обществом «Ханжонков и К°» приобретено за 500.000 рублей.

С 1911 года, кинотеатр официально признан российским правительством одним из важнейших звеньев инфраструктуры зарождающейся российской кинопромышленности. Сеть кинотеатров составляет инфраструктуру проката. Кинопрокат сохранял систему, выработанную в течение всего десятилетия (1907 -1917). Система эта заключалась в разделе внутреннего российского рынка между основными; крупными иностранными и российскими фирмами.

Весь прокатный рынок в России был разбит на районы, и в каждом районе конкурировало между собой несколько прокатных; контор, претендующих быть «монопольными».

Система «рационального проката», которая* копировала иностранные системы, довершала метод отношений; Вокруг каждой прокатной конторы группировалась сеть кинотеатров. Они строго делились на «первоэкранные» и остальные, по имущественному цензу.

Кинотеатрами «первого экрана» в Казани были «Аполло» и «Пассаж», -они получали; новые картины раньше других и за это платили дороже: Остальные платили несколько дешевле и получали продукцию только после первых. В Казани, по примеру крупных городов России; сформировалась именно такая система кинопроката.

Казань выполняла функции кинематографического/ (кинопрокатного) центра и для; всего Поволжья, и, соответственно, для всей Казанской: губернии, в городах которой успешно функционировали кинотеатры.

Собственно, была традиция - кинотеатр, электротеатр, как их тогда называли, должен был выглядеть на уровне городского театра: Отсюда — тщательная отделка интерьера с непременной электрической вентиляцией,, предварительная продажа билетов, бесплатные программы — либретто кинокартин, обязательно наличие гардероба; кафе. Всё это укрепило? репутацию кинотеатра, как топоса городской жизни Казани.

В Казани к 1914 году сформировалось и устоялось собственное производство кинохроники.

Итак, было упомянуто в печати, что «техническим отделом управы были приглашены казанские представители фирмы «Братья Пате» произвести кинематографические съемки автомобильного пробега, которые позднее должны были быть представлены на открывающемся в текущем году Земском съезде».

Можно сделать вывод, что эти съемки были заказаны государственной структурой для будущего Земского съезда, то есть это был, как бы мы сейчас сказали, госзаказ. Это значит, что в собственный кинохронике была потребность - для празднования юбилея Казанской земской управы.

Начавшееся в 1910 году производство собственных кино-хроникальных фильмов, организованное владельцем кинотеатра «Аполло» Юлием Федоровичем Тренингом, достигло своего апогея к 1914 году, когда все интересные, значимые события жизни города Казани были запечатлены на кинопленке. Это небольшое кинопроизводство обслуживало и государственные интересы - планировалось картину «Автомобильные гонки» показать на Земском съезде. В планах было и устройство третьих автомобильных гонок по другому маршруту. Всему этому помешала начавшаяся Первая мировая война.

Организатор киносъемок Ю.Ф.Гренинг, в 1914 году свой кинотеатр «Аполло» продал другому владельцу и больше кинематографом: никогда не занимался, хотя и жил в Казани до 1917 года.

С началом военных действий стал актуален жанр военной кинохроники. Первая мировая война, как это ни парадоксально, дала мощный толчок для развития российской кинематографии; так как государственные границы были закрыты, и импорт кинофильмов прекратился. Даже в это время в Казани открывались и успешно работали новые кинотеатры.

Не смотря на все беспорядки в стране в 1917 году, театры и кинотеатры в Казани работают регулярно. В ноябре свои анонсы ежедневно дают три казанских театра и кинотеатры - «Электра» и «Пассаж». В декабре 1917 года только «Пассаж» дает свои сеансы. Это фильмы: 10 декабря - «Отравленная совесть», 13 декабря — «Ступени жизни», и 14 декабря — «Ошибка».

Так, в истории кинематографа дооктябрьского периода достаточно устойчиво утверждение, что кинематографическая публика была низкого социального уровня. Данное исследование опровергает этот тезис в отношении казанского зрителя на конкретных примерах, оставленных в периодической печати того времени. Анализ этих источников и всей кинематографической обстановки, позволяет утверждать, что в Казани театральная публика была одновременно и кинематографической, так как первые сеансы и последующие на протяжении нескольких лет, проходили в Городском театре.

Впоследствии в Казани были открыты «Театр-Миниатюр», позднее «Большой- театр»,, где театральные и кинематографические представления-проходили одновременно.

К услугам респектабельной публики были ложи бельэтажа и ложи бенуара — в театре «Электра». Однако в этом же кинотеатре были и доступные цены на более простых местах. Всегда и во всех кинотеатрах продавали билеты «ученические» и «детские». Проведенный анализ показал, что цены на билеты с 1908 по 1917 годы особых изменений не претерпели. То есть всегда кинематографические сеансы были доступны всем слоям населения.

Предлагаемая работа на основе анализа разнообразных источников показала этапы становления и развития кинематографа в Казани и осветила эти малоизученные страницы его истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Алексеева, Елена Петровна, 2004 год

1. источники.1 .Архивные материалы.

2. Национальный Архив Республики Татарстан.

3. Фонд № 1 Канцелярия Казанского Губернатора. О.4. Д. 2188, 2979, 3751 4892, 4899, 5125;

4. Фонд № 2 Строительный Отдел Казанского Губернского Правления. 0.7 Д. 1589,2022,2071, 2175, 2176, 2177, 2178,2260,2261,2262, 2263,2264, 2265, 2266, 2267, 2337, 2338, 2339, 3045, 3055, 3062, 3076, 3200, 3203, 3268, 3272, 3278, 3945.

5. Фонд № 98 Казанская Городская Управа. О.4. Д. 1253, 2949; О.5. Д.160, 292, 3266, 3455, 3884; О.7. Д.1453; О.8. Д.135.

6. Фонд № 299 Казанская Купеческая Управа. О.1. Д.298, 300, 324, 337, 377. Фонд 171 — Афиши казанских городских театров и кинотеатров. О.1. Д. 1-741. Фонд № 636 - Книга о количестве проданных билетов в кинотеатре «Электра»03.Петцольда. О.1. Д. 1.

7. Фонд Р-144 О деятельности «Таткино». О.1. Д.1.

8. Материалы периодической печати.

9. Бе. Футуристы на экране кинематографа. // Казанский телеграф. 1915. 12 апреля. С.4.

10. В. В кинематографе.// Казанский телеграф. 1915. 2 апреля. С.З.

11. Г.Г-ич. В синематографах.// Камско-Волжская речь.1910.12 октября. С.4.

12. Ив. Лодкин. Кинематограф и деревня.// Казанская газета. 1914.№ 4. С.7-8.

13. К-рский. О разумном кинематографе. //Камско-Волжская речь. 1914. 24января. С.З.

14. Н.Гусев. Мысли по поводу кинематографов. //Камско-Волжская речь. 1914.31 января. С.З.

15. Новый. Летучие заметки. // Камско-Волжская речь Л 909. 25 октября. С.2-3.

16. Переполнение кинематографов.// Казанский телеграф. 1911. 6 февраля. С.4.

17. Проф. Л.Даркшевич. Кинематограф в деле популяризации научных знаний. //Камско-Волжская речь. И марта. С.3.

18. Я. Изо дня в день. //Камско-Волжская речь. 1916. 27 февраля. С.З.1.. ЛИТЕРАТУРА.

19. Авенариус F.A. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества / Г.А.Авенариус.- М.: Из-во АН СССР, 1959.- 266 с.

20. Алексеев И.Н. Рубежи кинематографистов Татарии / И.Н. Алексеев.-Казань: Тат. кн. из-во, 1974.- 98 с .

21. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) / Р.У .Амирханов.- Казань: Тат. кн. из-во, 2002. - 239 с.

22. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового кино / М.И.Андроникова.- М.: Искусство, 1980.- 423 с.

23. Андроникова М.И. Сколько лет кино? История движущейся камеры. Предыстория киноленты/М.И.Андроникова.-М.: Искусство, 1968.- 100 с.

24. Алейников М.Н. Яков Протазанов (1881-1945) /М.Н.Алейников.- М.: Госкиноиздат, 1948.- 335 с.

25. Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф / Л.А.Аннинский.- М.: Искусство, 1980.- 288 с.

26. Анощенко Н.Д. Кино в Германии / Н.Д.Анощенко.- М.: Кинопечать, 1927.-271с.

27. Аристарко Гуидо. История теорий кино /Гуидо Аристарко.- М.: Искусство, 1966.-354 с.

28. Арнольди Э.М. История кино / Э.М.Арнольди.-Л. 1940.- 92 с.

29. Аташева П. Д.У.Гриффит / П. Аташева.-М.: Госкиноиздат, 1944.-192 с.

30. Базен Андре. Что такое кино? /Андре Базен.-М.: Искусство, 1972.-383 с.

31. Балаш Бела. Искусство кино /Бела Балаш.- М.: Госкиноиздат, 1945.-203 с.

32. Балаш Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства / Бела Балаш.-М.: Прогресс, 1968. 328 с.

33. Балаш Бела. Культура кино /Бела Балаш.- Л.М.: Госиздат, 1925.- 90 с.

34. Баталии В.Н. 1896 1916 гг.: Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД / В.Н.Баталин.- М.: ОЛМА-пресс, 2002.- 475 с.

35. Беляков В.К. Каталог съемок А.К.Ягельского / В.К.Беляков // Киноведческие записки. 1993.- №18.- С.98- 106.

36. Благов Ю.А. «.получил прозвище Казанский». П.М.Медведев и казанский театр в конце 60-х 80-е гг. Х1Хв. / Ю.А.Благов.- Казань, 1998.94 с.

37. Бронников М. Мэри Пикфорд / М.Бронников.-Л.: Akademia, 1926, 67с.

38. Верховский Н.В. Дуглас Фербенкс (очерк-характеристика) /Н.В.Верховский.-М.: Теа-кино-печать, 1929.-16 с.

39. Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России.-М.,1945.

40. Вопросы истории и теории кино / Сб. статей. Вып.1 М.: ВГИК, 1965. -204 с.

41. Вопросы истории и теории кино / Сб. статей. Вып.2 М.: ВГИК, 1967.188 с.

42. Вопросы истории и теории кино / Сб. статей. Вып.З.- М.: ВГИК, 1969. -174 с.

43. Вопросы истории и теории кино /Сб. статей. Вып.4 — М.: ВГИК, 1970.-138 с.

44. Вопросы истории и теории кино /Сб. трудов.-Л.: ЛГИТМИК, 1973.- 293 с.

45. Вопросы киноискусства/Сб. статей и материалов.- М.: АН СССР, 1956.284 с.

46. Вся кинематография. Настольная адресная и справочная книга. 1916. -М.: Издание Ж.Чибрарио де Годена, под редакцией Ц.Ю.Суламинского.-1916.

47. Гардин В.Р. Воспоминания Т. 1. 1912-1921 / В.Р.Гардин.- М.: Искусство, 1949.

48. Гинзбург. С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963.- 406 с.

49. Гинзбург С.С. Очерки теории кино /С.С.Гинзбург.- М.: Искусство, 1974.264 с.

50. Гинзбург С.С. Дореволюционный кинематограф как вид массовой художественной продукции / С.С.Гинзбург//Русская художественная культура конца XI- нач. XX века. Кн.З: Зрелищные искусства. Музыка.- М.: Наука, 1977. С. 240 - 264.

51. Гиш Лилиан. Кино, Гриффит и я /Лилиан Гиш.-М.: Искусство, 1974.- 183 с.

52. Голдовский Е.М. От немого кино к панорамному / Е.М.Голдовский.-М.: Из-во АН СССР, 1961.- 149 с.

53. Гольдшмидт И. Сотворившие чудо. Немецкие фотографы в Казани / И. Гольдшмидт//Казань. №9-12, 1996.-С.114-118.

54. Готвальд В.А. Кинематограф /«Живая фотография»/. Его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение /В.А.Готвальд.-М.: Изд.-во Сытин, 1909.- 120 с.

55. Деллюк Луи. Фотогения кино /Луи Деллюк.- М.: Новые вехи, 1924.-164 с.

56. Демин В.П. Рождение кинематографа / В.П:Демин // Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Ч;1. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX века.- М.: искусство, 1983.- С. 96-114.

57. Ермилов Н.Е. Кинематограф, его история, устройство и тайны. Популярно-научный очерк /Н.Е.Ермилов. Л.: Прибой, 1925.- 147 с.

58. Ефимов Н. Георг Вильгельм Пабст /Н:Ефимов.- М.-Л;: Искусство, 1936.-84с.

59. Жаткин П. Ричард Толмедж /П.Жаткин.-М.: Теа-кино-печать, 1928.-16с. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917гг.: дисс.канд. истор. наук / Ю.Е.Железнякова; Каз. гос. ун-т — Казань, 2002. — 249с.

60. Зеленина М.Е. Искусство кино (Рекомендованный указатель литературы) /М.Е.Зеленина.- М.: Искусство, 1961.- 46 с.

61. Звезды немого кино / Сборник. М.: Искусство, -19681 239 с:44; Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов / Н.М.Зоркая.- М.: Наука, 1976.

62. Зоркая Н.М. Первопроходец русского кино: К 110-летию со дня рождения

63. А.А.Ханжонкова / Н.М.Зоркая // Советский экран,-1987.- № 20.- С. 19.

64. Игнатов И.Н. Кинематограф в России. Прошлое и будущее / Публикация

65. A.А.Чернышева // Киноведческие записки.- 1992.- № 16.- С.30 -57.

66. Идрисова Р.Р: Становление Казанской фотографической школы (на материалах Фотофонда НМ РТ) / Р.Р.Идрисова // Молодежь и ее вклад в развитие современной науки: сб. ст. Казань, 2002. - С.134 -135.

67. Изволов Н:А. Русская золотая серия / Н.А.Изволов //Киноведческие записки.- 1993. № 18.- С.61 - 64.

68. Из истории кино / Сб. материалов и документов. Вып.1- М.: Из-во АН СССР, 1958.- 199 с.

69. История издания одной книги:А.Ханжонков. Первые годы русской кинематографии.-М.-Л.: Искусство, 1937. (Переписка А.А.Ханжонкова с

70. B.Е.Вишневским) / Публикация В.Мыльниковой // Минувшее: Ист. альманах. Вып 10.- М.- СПб., 1992.- С.415- 464. '

71. Ирский Г.Л. Луи Люмьер. К 40-летию кино / Г.Л.Ирский.- М.: Росснабсбыткино, 1935.-15с.

72. Кауфман Н. Вильям Десмонд и трюковая фильма / Н.Кауфман.-М.: Теа-кино-печать, 1928.- 15с.

73. Каплер А.Я. Загадка королевы экрана / А.Я.Каплер.- М;: Сов. Россия, 1979.- 204 с.

74. Касьянов В. Вблизи киноискусства Отрывки из воспоминаний. 1896 -1917 гг. / Публикация В.Н.Мыльниковой // Киноведческие записки. 1990.-№ 13.-С. 173- 185.

75. Кациграс А.И. Что такое кино: Почему фигуры движутся на экране /А.И.Кациграс,-М.: Кинопечать, 1926,- 112 с.

76. Кинематограф / Сб. статей.- М.: Госиздат, 1919. 95 с.

77. Кинематограф и его просветительная роль. Составлена по немецким источникам Е.Самуйленко. Со статьею о кинематографе в России Л.Н.Никонова. // Петроград. Издательство: Школа и жизнь, второе издание, 1919.-79 с.

78. Кинематограф дореволюционной России. Материалы к библиографии (публикации на русском языке, 1977-1993гг.) Подготовлена Т.А.Симачевой. //Киноведческие записки.-1993. №18.- С. 116 - 120.

79. Кино и время / Сб. статей. Вып.1- М.: Искусство, 1977.-255 с.

80. Кино и время / Сб. статей. Вып.2- М.: Искусство, 1979.-254 с.

81. Кино и время / Сб. статей. Вып.З- М.: Искусство, 1980.-271 с.

82. Кино и время / Сб. статей. Вып.4- М.: Искусство, 1981.-280 с.

83. Кино и время / Сб. статей. Вып.5- М.: Искусство, 1983.-288 с.

84. Кино и время / Сб. статей. Вып.6- М;:Искусство,1985.-191 с.

85. Кино: методология исследования /Сб. статей.- М.: Искусство, 1984.- 270 с.

86. Кино в дореволюционной России /1896-1917/. Становление и расцвет советской кинематографии /1918—1930. / Учеб. пособ. / Под общ. ред. М.П.Власова.- М.:ВГИК, 1992 111 с.

87. Киноискусство /Справочное и библиографическое издание. М.: ГБЛ, 1985.- 48 с.

88. Киноэнциклопедическии словарь. М^: Советская энциклопедия, 1986. 639 ? с.

89. Ключевская Е.П. Художественная культура Казани конца XIX — начала XX вв. // Казанский посад в прошлом и настоящем / Сб. статей и сообщений науч.- практич. конференции, состоявшейся 21 мая 2002 года. Казань: Мастер Лайн, 2002.- С. 121-126.

90. Клер Рене. Кино вчера, кино сегодня / Рене Клер.- М.: Прогресс, 1981. -360с.

91. Книги о кино (1917-1960) Аннотированная библиография.- М.: Изд. вост. лит., 1962.-182 с.

92. Коломаров Б. Эрнест Торренс / Б.Коломаров,- M.JL: Кино-печать, 1928. 16 с.

93. Комаров С.В. История зарубежного кино. Том первый. Немое кино/ С.В.Комаров.- М.: Искусство, 1965. С.416.

94. Комаров С.В. Кинематография Франции (1914-1929) /С.В.Комаров.- М:: ВГИК, 1963. 52с.

95. Комики мирового экрана / Сборник статей. М.: Искусство, 1966. - 287 с.

96. Кракауэр Зигфрид. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера/Зигфрид Кракауэр.- М.: Искусство, 1977.- 321 с.

97. Кукаркин А.В. Чарли Чаплин / А.В.Кукаркин.- М.: Искусство, 1960. 327 с.

98. Кукаркин А.В. Чарльз Чаплин и его фильмы / А.В.Кукаркин.- М.: Наука, 1966. 246 с. 28.

99. Лебедев Н.А. Кино: Его краткая история, его возможности, его строительство в советском государстве / Н.А.Лебедев.- М.: Госиздат, 1924.216 с.

100. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино / Н.А.Лебедев.-М.: Госкиноиздат, 1947.-303 с.

101. Линдгрен Эрнст. Искусство кино. Введение в киноведение /Эрнст Линдгрен.-М.: Изд. иностр.лит., 1956.-192 с.

102. Лихачев Б.С. История кино в России. Материалы к истории русского кино. Часть 1. 1896-1913 /Б.С.Лихачев.-Л: Akademia, 1927.

103. Мазинг Б. Бергард Гетцке /Б.Мазинг.- М-Л.: Теа-кино-печать, 1928. 24 с.

104. Мазинг Б. Вернер Краусс /Б.Мазинг.-М.-Л.: Теа-кино-печать, 1928.- 16 с.

105. Мазинг Б. Эмиль Яннингс /Б.Мазинг.-М.Л.: Теа-кино-печать, 1928.- 32 с.

106. Малышева Г.Е. «Русская военная хроника», 1914— 1915, киножурнал Скобелевского комитета / Г.Е.Малышева // Киноведческие записки.- 1993.-№18.- С. 77-97.

107. Мартен Марсель. Язык кино /Марсель Мартен.- М.: Искусство, 1959. -292 с.

108. Миславский В.Н. Дмитрий Харитонов. Судьба русского кинопродюсера /В.Н.Миславский // Киноведческие записки. 1993.- № 18.- С.210 — 240.

109. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы / В.П.Михайлов.- М.: Искусство, 1998.

110. Монтегю Айвор. Мир фильма. Путеводитель по кино /Айвор Монтегю. -JL: Искусство, 1969. -279 с.

111. Муссинак Леон. Избранное /Леон Муссинак.- М.: Искусство, 1981.- 278 с.

112. Недоброво В. Эрнст Любич / В.Недоброво.- М.: Кинопечать, 1927.-16 с.

113. Нильсен Аста. Безмолвная муза /Аста Нильсен.-Л.: Искусство, 1971. 288 с.

114. Оганесов К. Американское кино-ателье / К.Оганесов.- М.: Кинопечать, 1926.- 60 с.

115. Оганесов К. Присцилла Дин / К.Оганесов.- М.: Кинопечать, 1927.-16 с.

116. Оттен Н. Рене Клер / Н.Оттен. М.-Л.: Искусство, 1937.-144 с.

117. Пате. Генеральная компания. Каталог несгораемых лент кинематографа для всех. — М; б.г., 124 с.99; Первый век кино: Популярная энциклопедия. М.: Локид, 1996.

118. Поэтика кино / Сб. статей.- М.-Л.: Кинопечать, 1927.- 192 с.

119. Преображенский С.Н. Кино как метод научного исследования /С.Н.Преображенский.- М.: Госкиноиздат, 1948. -96 с.

120. Росоловская В. Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории / В.Росоловская. М.-Л.: Искусство, 1937.

121. Садуль Жорж. Жизнь Чарли. Чарли Спенсер Чаплин, его фильмы и его время /Жорж Садуль.- М.: Прогресс, 1965.-319 с.

122. Садуль Ж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.- С. 463.

123. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т.- Т.1 Изобретение кино 18321897. Пионеры кино 1897-1909 / Жорж Садуль.- М.:Искусство, 1958.- 610 с.

124. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. Т.2 Кино становится искусством. 1909-1914/Садуль Жорж.- М. Искусство, 1958.- 523 е.;

125. Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 т. Т.З Кино становится искусством 1914-1920 /Жорж Садуль.- М.: Искусство, 1961.- 528 с.

126. Салтыкова И.Е. Материалы по истории русского немого кинематографа в фондах ГИМ / И.Е.Салтыкова. // Труды Гос. ист. музея.- Вып. 79.- 1991.-С. 170-187.

127. Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.: Искусство, 1961.

128. Соболев Р.П; Как кино стало искусством / Р.П.Соболев. Киев: Мистецво, 1975.-126 с.

129. Соколов И.В. История изобретения кинематографа / И.В.Соколов.- М.: Искусство, I960.- 198 с.

130. Соколов И.В. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. Очерк истории американского кино / И.В.Соколов.- М.: Госкиноиздат, 1938. -120 с.

131. Сковородникова С.В. Просветительский кинематограф в России. 1908 — 1917 / С.В.Сковородникова// Киноведческие записки.- 1993.- № 18.- С. 38 -60.

132. Страницы живой истории. Очерк-путеводитель по Центральному государственному архиву кино-фото-фонодокументов СССР. (Под редакцией

133. Тальбот Фредерик. Живая фотография /Фредерик Тальбот.- Л.-М.: Общество, 1928.-186 с.

134. Твид И. Наш кинематограф / И.Твид.- Спб.: Шут, 1912.- 16 с.

135. Теплиц Ежи. История киноискусства. В 5т. Т.1 / Ежи Теплиц.- М.: Прогресс, 1968.- 336 с.

136. Тимошенко С. Искусство кино и монтаж фильма. Опыт введения в теорию и эстетику кино / С.Тимошенко.- JL: Akademia, 1926.- 79 с.

137. Трауберг JI.3. Дэвид Уорк Гриффит /Л.З.Трауберг.-М.: Искусство, 1981.209 с.

138. Трауберг Л.З.Мир наизнанку: Социально-критические мотивы в американской кинокомической 1910-1930 гг./Л.З.Трауберг.- М.: Искусство, 1984.-301 с.

139. Трауберг Л.З. Фильм начинается./Л.З.Труаберг.- М.: Искусство, 1977.327 с.

140. Уразов Измаил. Аста Нильсен / Измаил Уразов.- М.:Кинопечать, 1936.16 с.

141. Форестье Л. Великий немой. (Воспоминания кинооператора) /Л.Форестье.- М.: Госкиноиздат, 1945.- 111 с.

142. Хайрутдинова Д.Р. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны: дисс. . канд. ист. наук/ Д.Р.Хайрутдинова. Каз. гос. ун-т.- Казань, 1997.-235с.

143. Ханжонкова В. Он работал не для себя / В.Ханжонкова // Искусство кино.- 1995. №1. С. 126-134.

144. Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии / А.А.Ханжонков. -М.-Л.: Искусство, 1937.

145. Херсонский Х.Н. Страницы юности кино / Х.Н.Херсонский.- М.: Искусство, 1965. 184 с.

146. Хренов Н.А. Кино в структуре зрелищного общения в городе начала XX века / Н.А.Хренов // Социально психологические аспекты взаимодействия искусства и публики.-М.: Наука, 1981.-С. 210 —219.

147. Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930 / Ю.Г.Цивьян . Рига: Зинатне, 1991. - 492 с.

148. Чайковский Вс. Младенческие годы русского кино. М., 1928.

149. Чаплин Чарльз Спенсер. Моя биография /Чарльз Спесер Чаплин.-М.:Искусство, 1966.- 495 с.

150. Чернышев А.А. От презрения к признанию. Дооктябрьская театральная печать о кино/ А.А.Чернышев //Искусство кино. 1984.- № 2. - С. 100 - 109.

151. Чернышев А.А. Русская дооктябрьская киножурналистика/ А.А.Чернышов,- М.: Из-во Моск. ун-та, 1987.- 216 с.

152. Экранные искусства и литература: Немое кино / Редкол.: Н.М.Зоркая // М.: Наука, 1991.-244 с.

153. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. С изменениями и дополнениями. 2 CD ROM. М., 2002.

154. Юренев Р.Н. Первые шаги: К 90-летию появления кинематографа в России / Р.Н.Юренев // Советский экран. 1986. - № 12. - С. 18 -19.

155. Янгиров P.M. Киномосты между Россией и Германией: эпоха иллюзионов (1896-1919) / Р.М.Янгиров // Киноведческие записки. 2002,- № 58.- С.153-178.

156. Янгиров P.M. К биографии А.А.Ханжонкова: новый ракурс.// Киноведческие записки.2001. № 55.

157. Янгиров P.M. Материалы к истории русской кинематографии в Германии. Первые годы. //Киноведческие записки. 2002. № 58.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.