Развитие и практика применения законодательства об авторском праве в России XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Отрохова, Елена Фёдоровна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Отрохова, Елена Фёдоровна
Введение.3
Раздел 1. Предпосылки становления законодательства об авторском праве в России в начале XIX века.20
Раздел 2. Основные направления государственной политики в отношении законодательства об авторском праве в России (1828-1870 гг.).73
Раздел 3. Формирование системы авторских обществ и дальнейшее совершенствование законодательства об авторском праве в России (70-е годы XIX века - начало XX века).126
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Авторское право в России: XVIII - начало XX вв.2008 год, кандидат юридических наук Доцик, Николай Николаевич
История авторского права в России XIX века2000 год, кандидат юридических наук Чупова, Мария Дмитриевна
Конституционно-правовой режим авторского права в Российской Федерации2002 год, кандидат юридических наук Мишин, Юрий Данилович
Государственно-правовая охрана интеллектуальной собственности в России: XIX - начало XXI вв.2007 год, кандидат юридических наук Рубин, Олег Федорович
Правовая защита авторских прав в России второй половины XIX - начала XX вв.2010 год, кандидат юридических наук Николаев, Владимир Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие и практика применения законодательства об авторском праве в России XIX - начала XX вв.»
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы, связанные с развитием законодательства об авторском праве, являются весьма актуальными с того момента, когда право автора на созданное им произведение начало трактоваться как право собственности, которым можно было торговать, а именно ,с начала XIX века1. ! i j ! ' *
Российское общество не так давно вышло на весьма тернистый переходный путь к рыночным отношениям, объектами которых стали не только материальные блага; но и интеллектуальная собственность. В связи с этим возникла острая необходимость в государственном регулировании отношений, возникающих между автором и государством, автором и обществом.
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института. Им- охраняются не только имущественные интересы: авторов, но также их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем при его регулировании затрагиваются интересы общественные - интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко. за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства. Историческое государственное регулирование отношений с участием авторов имеет большое значение, поскольку данная область носит не только правовой, но и общенациональный социальный характер.
Незащищенность авторов перед недобросовестными распространителями их произведений, перед иными государственными и частными структурами,
1 См.: Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1988. С.8. становится с каждым годом все острее, все чаще и чаще в средствах массовой информации поднимается вопрос о состоянии защищенности со стороны государства не только авторов, но и всего общества в целом.
Как показывает практика, нынешняя государственно-правовая политика в области развития законодательства об авторском праве недостаточно эффективна и требует весьма тщательной корректировки. Сегодня
II I I законодательство об авторском праве не может обеспечить безболезненную реализацию и надежную правовую охрану прав авторов, а отсюда, как правило, следует распространение дешевой контрафактной продукции, и, как следствие, подрывание нравственных устоев и общественных интересов. И только лишь единицы субъектов авторских прав пытаются, отстаивать свои интересы в суде, что, на наш взгляд, обусловлено рядом исторических причин: ведь субъекты интеллектуального труда в области авторского права в течение многих десятилетий были подавлены, поставлены в такие рамки зависимости, что почти утратили реальное представление о своих подлинных возможностях и своих вполне естественных правах.
История становления законодательства об авторском праве в России насчитывает не одно столетие и существенно отличается от истории авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением, что объясняется, в первую очередь, тем, что книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, в России до середины XVIII века находилось под эгидой государственной монополии.
Развитие законодательства об авторском праве в России достигло определённого апогея в XIX - начале XX века, однако, многим положениям так и не суждено было претвориться в жизнь.
До настоящего времени исторический анализ весьма сложных взаимоотношений авторов, государства и общества, а также практика их государственного регулирования не получили должного освещения.
Указанная сфера позволяет более детально изучить развитие России в течение столь непростого отрезка времени, уяснить причины существующих пробелов в действующем законодательстве. Такая возможность сегодня предоставляется в связи с открытием ряда фондов архивов и накопленными исторической и законодательной базами.
Несмотря на некоторые исследования вопросов, касающихся развития законодательства в области авторского права1, в настоящий период ощущается почти полное отсутствие работ, в которых анализировались бы коренные, принципиальные проблемы построения авторских правоотношений в их историческом аспекте, которые показывали бы, в каком направлении должна развиваться политика государства в области законодательного регулирования авторского права.
Таким образом, актуальность исследования темы диссертации, обусловлена рядом факторов: во-первых, необходимостью восполнения пробелов в историческом аспекте развития законодательства в указанной области; во-вторых, объективной потребностью анализа тех обстоятельств, которые способствовали бы повышению эффективности правового реформирования области авторского права в Российской Федерации; в-третьих, необходимостью исторического сравнения государственной деятельности в различных сферах, тесно связанных с авторским правом, для формирования единой тенденции, которая позволила бы начать слаженную работу многих политических институтов.
Объектом исследования является государственная политика в области законодательства об авторском праве в России.
1 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1988. 170 е.; Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1995; Савельева И.В. Методологические и теоретические проблемы юридической науки. М., 1985; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб, 1994.
Предметом диссертационного исследования выступают основные исторические особенности и тенденции развития российского законодательства об авторском праве в XIX - начале XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX века, когда было разрешено открытие частных типографий, что привело к полному произволу и мошенничеству со стороны отдельных издателей, обострению проблем, касавшихся оплаты труда авторов-создателей произведений, в связи с чем возникла острая необходимость последовательных реформ для устранения зародившегося кризиса в отношении авторских правоотношений, что и вынудило правительство принять соответствующие меры. I
Исследуемый период завершается моментом принятия в 1911 году
Положения об авторском праве». Этот закон, по мнению профессора А.П. Сергеева, занимающегося проблемами интеллектуальной собственности, «.хотя и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции, однако всё же вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений. .»1.
Географические границы исследования определены территорией t 1
России XIX - начала XX века. При этом автором учитывалось, что развитие законодательства об авторском праве и практику его применения необходимо аргументировать конкретными фактами.
Историография проблемы исследования. Отечественную историографию проблемы можно разделить на следующие этапы.
Первый - дореволюционный этап. В указанный период вопросы, касающиеся правового положения авторов, были подняты учеными А.
I I
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. С.36. S
I" t
Шторхом и Ф. Аделунгом в 1810 году в их совместном труде, посвященном систематическому обозрению литературы в России с 1801 по 1806 год1.
Проблемы, касающиеся определения правового положения авторского права в системе права, а также реализации авторами их прав, поднимали такие л ученые, как Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер , указывая на особенности и специфику рассматриваемого института.
Весьма актуальная тема борьбы с контрафакцией освещалась в 1865 году о
В.В. Спасовичем в его труде «Права авторские и контрафакция» .
Ученые А.Я. Канторович и И.Г. Табашников4 в своих трудах рассматривали особенности авторских прав применительно к литературным, музыкальным, художественным и фотографическим произведениям. В своей статье «К истории цензурных гонений на А.Н. Радищева»5, опубликованной в журнале «Русский библиофил» в 1914 году, В. Мияковский касался исторических вопросов, связанных с реакционными волнениями в кругах авторов, вызванными усилением цензурных требований, применяемых к их произведениям.
Особого внимания заслуживает труд ученого М. Лемке «Николаевские жандармы и литература 1826 - 1856 гг.»6, в котором как нельзя лучше показан произвол в отношении авторов, царивший в указанный период.
Ряд исследователей (М.Ф. Владимирский-Буданов, С.В. Пахман, В.Н.
1 Шторх А., Аделунг Ф. Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия с 1801 по 1806 г. СПб., 1810. 507 с.
2 Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения.- Казань, 1891. 405 е.; Мейер Д.И. Русское гражданское право. 4.2 (По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902 г.). М., 1997.455 с.
3 Спасович В.В. Права авторские и контрафакция. СПб., 1865. 217 с.
4 Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916. 368 е.; Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность.СПб., 1878. 347 е.;
5 Мияковский В. К истории цензурных гонений на А.Н. Радищева // Русский библиофил. 1914. №3. С.7-12.
6 Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826 - 1856 гг. С.-Петербург, 1908.277 с.
Латкин, М.М. Сперанский, А. Градовский, Ф.С. Шендорф1) занимался комментированием существовавших законов, что позволяло определить позицию органов государственной власти по вопросам развития авторского права, а также давало возможность проследить за настроениями в обществе.
Среди анализируемых трудов следует особо выделить работу В. Набокова «К истории нашего законодательства о печати»2, в которой ученый впервые рассмотрел в совокупности вопросы авторского права, цензуры, а также связанные с ними взаимоотношения авторов и издателей.
В статье автор общедоступно изложил существовавшие на практике проблемы применения законодательных актов в этой области, провел их наиболее полное толкование, указал на существовавшие пробелы, а также предложил пути их устранения.
Посмотреть на процесс частичного формирования законодательства об1 авторском праве, в совокупности с существовавшими на тот момент настроениями в обществе, дает возможность труд историка В.А. Мякотина о
Из истории русского общества» , датируемый 1902 годом.
Таким образом, историография дореволюционного периода характеризуется, во-первых, наличием довольно большого фактического материала, во-вторых, использованием и подробным анализом законодательных материалов, глубоким знанием истории русского права и юридических норм. Объединяет эти труды то, что с точки зрения изучаемой проблемы в них исследованы, проанализированы и научно обоснованы нормы, регулировавшие авторские правоотношения, что и явилось основой для
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1909. 425 е.; Пахман С.В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т.1. 301 е.; Сперанский М.М Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб., 1837. 609 е.; Градовский А. Начала русского государственного права. СПб., 1892. 431 е.; Шендорф Ф.С. Новое авторское право // Право. Еженедельная юридическая газета. 1911 г. 17 июля. №28.
2 Набоков В. К истории нашего законодательства о печати // Право. Еженедельная юридическая газета. 1911 г. 21 августа. №33.
3 Мякотин В.А. Из истории русского общества. СПб., 1902. 320 с. создания определенной системы охраны как интересов автора, так и интересов общества.
Следующий этап в изучении рассматриваемого вопроса представляет советская историография. Обращает на себя внимание то, что в указанный временной промежуток (1917-1991гг.) направленность работ по изучению законодательства об авторском праве полностью отражала политику государства в этой области.
Надо отметить, что в указанный период было издано много работ, посвященных рассматриваемой, проблеме в юридическом контексте, и мало затрагивающих историческую сторону вопроса.
Некоторые ученые в этот период исследовали институты, сопутствующие развитию законодательства об авторском праве, например такие, как печать, издательская деятельность, развитие культуры, журналистика.
Особого внимания заслуживает труд ученого М.Н. Куфаева «История русской книги в XIX веке»1, в котором приводится ряд статистических данных, касающихся тиражирования и выплаты авторских гонораров в рассматриваемый период.
Большое значение для изучения предпосылок и истории развития законодательства об авторском праве имеет изучение вопросов книгоиздательства и торговли.
Весомую помощь в исследовании вышеуказанных институтов в своем труде «Книжное дело в России в XIX и XX вв.: Очерк истории книгоиздательства и книготорговли, 1800 - 1917 гг.»2 оказал ученый М.В. Муратов.
Освещением процесса формирования русской национальной культуры в XIX веке, влияния на нее авторского права занимались ученые В.Р. Лейкина
1 Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. JL, 1927. 178 с.
2 М.В. Муратов «Книжное дело в России в XIX и XX вв.: Очерк истории книгоиздательства и книготорговли, 1800-1917 гг. М.; JL, 1931. 567 с.
Свирская, В.В. Познанский, А.В. Фадеев, В.Э. Вацуро и М.И. Гиллельсон, А.В. Предтеченский1.
Ряд вопросов развития законодательства об авторском праве в XIX — начале XX века рассматривались в работах, посвященных этому институту советского периода. Например, их затрагивали такие ученые, как Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, Э.П. Гаврилов, Е.П. Вакман, И.А. Грингольц, А.И. Ваксберг, С.А. Чернышева, В.Я. Ионас, О.С. Иоффе, В.И. Серебровский, В.П. Шатров2.
В целом отличительной чертой советской, историографии явилось изложение материала не без идеологической направленности, характерной для данного периода.
Третий этап историографии рассматриваемой проблемы связан с изменением политического и экономического курса страны, которое и, положило начало сложному и противоречивому процессу перехода к рыночным отношениям. Именно к началу 1990-х годов внимание к проблеме развития норм в области авторского права возросло с удвоенной силой. Законодатель при разработке новых положений все чаще стал обращаться к истории вопроса.
В связи с этим должного внимание заслуживает труд ученых JI.M. Вишневецкого, Б.И. Иванова и Л.Г. Левина «Формула приоритета.
1 Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1976. 233 е.; Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975. 409 е.; Фадеев А.В. Идейные связи и культурная жизнь народов дореформенной России. М., 1966. 300 е.; Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь "умственные плотины". М., 1986. 288 е.; Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической Истории России в первой четверти XIX века. М.: Лениздат, 1957. 719 с.
2 Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.„Авторское право. М.: Юридическая литература, 1957. 158 е.; Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар: М.: Юридическая литература, 1988. 208 е.; Вакман Е.П., Грингольц И.А. Авторские права художников. М., 1962. 300 е.; Ваксберг А.И. Не продается вдохновенье. М., 1990. 129 е.; Чернышева С.А. Художественное творчество и закон. М., 1980. 217 е.; Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. 405 е.; Иоффе О.С. Основы авторского права. М.: Изд-во «Знание», 1969. 210 е.; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 456 е.; Шатров В.П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. М.: Междунар. отношения, 1982. 712 с.
Возникновение и развитие авторского и патентного права»1. Особенностью этого исследования является то, что оно было проведено на основе материалов исторического прошлого, в нем указываются основные пути развития этих институтов с учетом особенностей нашего государства и западноевропейской практики.
Дальнейшие исследования проводились в рамках принятия ряда нормативно-правовых актов. Практически все усилия специалистов оказались сосредоточенными на создании комментариев к действующему законодательству, либо же свелись к цивилистике. Здесь можно выделить труды ученых А.П. Сергеева, В.О. Калятина, Е.А. Моргуновой, О.А. Рузановой2, в которых, помимо трактовки правовых норм, предлагался и краткий исторический обзор становления и развития законодательства об авторском праве, анализ сложившейся практики по исследуемому вопросу.
Особую ценность представляют научные статьи, в которых как нельзя лучше отражена практика применения действующего законодательства, проведена аналогия с историческими процессами (И.Л. Зайцева, Э. Гаврилов, В. Сергеев, В.А. Дозорцев и др.) .
Проблемы защиты авторских прав отразили ученые, как О.А.Дворянкин, И.В. Савельева и др.4.
1 Вишневецкий JI.M., Иванов Б.И., Левин Л.Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1990. 207 с.
2 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: «Проспект», 2003. 649 е.; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). М, 2000. 480 е.; Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. М., 2004. 272 с.
3 Зайцева И.Л. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав // Государство и право. 2004. №11. С.90-94; Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. №1. С.20-36; Сергеев В. Взаимосвязь права на имя и авторского права // Право и экономика. 2004. №11. С. 43-46; Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. №15-16. С.30-35.
4 Дворянкин О.А. Контрафакт - зло или благо? / Под общ. Ред. Дворянкина О.А., Карелиной М.М., Трунцевского Ю.В. и др. М., 2004. 352 е.; Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой - М., 2002. 288 с.
Ряд вопросов, касающихся авторского права, нашел свое отражение в диссертационных исследованиях, например, A.JI. Алферова, И.А. Близнеца, Д.В. Сологуба и дрЛ Однако, следует отметить, что в данных работах историческая направленность практически не анализировалась, в частности, были опущены предпосылки принятия тех или иных актов, а практика применения не подкреплялась соответствующими материалами. Исходя из общей направленности работ, они были во многом нацелены лишь на толкование правовых норм, их содержание, выявление пробелов в законодательстве и т.п. Таким образом, в них отсутствовал исторический подход к рассматриваемым вопросам.
История развития законодательства об авторском* праве в Курском крае практически не изучена. В основном исследовались вопросы, связанные с правовой защитой авторских и смежных прав2.
Таким образом, историю развития законодательства об авторском праве и практику его применения в России в XIX - начале XX веках исследовали в недостаточно полном объеме, о чем и свидетельствует анализ выявленной литературы. В работах уделялось мало внимания анализу исторических процессов в рассматриваемой области, предпосылкам принятия ряда нормативно-правовых актов. В данной диссертации предпринята попытка более полного, комплексного и всестороннего изучения поднимаемой проблемы. Отсутствие ее исторического анализа, на наш взгляд, может привести к возникновению в будущем тех же проблем, которые уже оставили свой след не только в истории нашего государства, но и в судьбах многих людей.
1 Алферов A.JI. Авторское право на литературные произведения в России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001; Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2003; Сологуб Д.В. Тенденции развития института авторского права в России: Дис. . канд. юрид. наук:
2004.
Човен В.А. Проблемы правового регулирования защиты авторских прав в Российской Федерации. Курск, 2003. 91 с.
Целью диссертационного исследования является анализ формирования и практики применения законодательства об авторском праве в России в XIX — начале XX века.
В свою очередь, цель исследования определяет его основные задачи:
- провести научный анализ особенностей и определить основные этапы развития законодательства об авторском праве в России в XIX - начале XX века;
- рассмотреть основные направления изменения законодательства об авторском праве в XIX - начале XX века, с учётом практики его применения;
- выявить основные тенденции в этой сфере, а также социально-экономические, политические предпосылки её эволюционного развития;
- показать механизм использования института авторского права в решении вопросов политического, экономического и социального характера в указанный период.
- проследить влияние официальной доктрины на развитие отечественной художественной культуры и использование искусства в государственной политике.
Методологическую основу исследования составил принцип историзма. Для решения поставленных задач применялись и специально-исторические методы, такие как проблемно-хронологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, метод исторического описания и др.
Исследование проводилось также на основе диалектического метода. Аналитический подход к проблеме осуществлялся исходя из исторического материала.
Принципы научности и объективности предполагают использование только достоверных и проверенных данных, трактовка и анализ которых осуществлялись на свободной от идеологических предпосылок основе.
Последовательное комплексное использование этих принципов и методов в изучении исторического прошлого предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно-историческом контексте.
Источниковая база исследования. Среди привлеченных печатных источников важнейшее место занимают основополагающие законодательные акты, а также нормотворческие уставы в обновлявшихся редакциях.
Первую группу источников составляют правовые акты дореволюционного периода. Среди привлеченных печатных источников важнейшее место занимают основополагающие законодательные акты.
Особо следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода отличительной чертой правового регулирования авторских правоотношений была их тесная связь с цензурным законодательством.
Первым весомым актом, затрагивающим права авторов в начале XIX века, был Цензурный устав 1804 года1. Именно с принятием указанного документа и ознаменовалось дальнейшее развитие института авторского права.
В связи с этим особый интерес для изучения представляет ряд распоряжений Министерства народного просвещения 1816 года2, обязывающих представлять рукописи к цензуре, в которых впервые вопрос о правах издателя; ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.
Следующий законодательный акт, касающийся авторского права, датируется 1828 годом. Это Цензурный Устав3, содержащий специальную главу «О сочинителях и издателях книг», дополненный в 1830 году новым Положением «О правах сочинителей, переводчиков и издателей»4.
Далее законодательство об авторском праве представлено рядом актов 1845, 1848, 1857, 1877 годов5.
1 См.: Полное собрание законов Российской Империи. 1830. T.I.
2 См.: Полное собрание законов Российской Империи. 1830. Т.П.
3 См.: Полное собрание законов Российской Империи. 1830. T.III. №1979.
4 См.: Полное собрание законов Российской Империи. 1831. T.V. №3411.
5 См.: Полное собрание законодательства Российской Империи. 1846. Т.ХХ; 1848. T.XXII; 1858. T.XXXII; 1878. T.XXXVII.
Законодательным актом, завершившим целый исторический этап развития авторского права в России, явилось «Положение об авторском праве» 1911 года1.
Ко второй группе источников относятся архивные фонды, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (далее - ГАРФ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а также Государственном архиве Курской области (ГАКО).
При написании диссертации был использован ряд фондов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации.
Фонд 109 ГАРФ — Третье отделение собственной его Императорского величества канцелярии (1826-1880 гг.) - освещает практическую деятельность высшего органа политического розыска в России, осуществлявшего охрану государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также функции 5-й экспедиции при Третьем отделении, которая ведала драматической цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, разрешением изданий новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями. Указанный фонд также содержит списки запрещенных драматических и иных произведений, рукописи, изъятые литературные произведения за 1828-1865 гг., проект Устава книгопечатания 1865 года, а также материалы по наблюдению за литераторами и журналистами (1818-1880 гг.).
Фонд 1741 ГАРФ - Коллекция нелегальных изданий, отложившихся в полицейских и судебных органах дореволюционной России - представляет собой собрание первых произведений многих известных авторов XIX века.
1 Проект статей об авторском праве (на литературные, музыкальные и художественные произведения). С.объяснениями. СПб. Типография Правительствующего Сената. 1899 г.
Фонд 1167 ГАРФ - Коллекция вещественных доказательств, изъятых жандармскими учреждениями при обысках редакций; газет и отдельных лиц — содержит различные литературные произведения^ дневники, записные книжки, листовки, уставы различных обществ и другие документы, отобранные при арестах.
Особый интерес представляет собой фонд 124 ГАРФ — Уголовное отделение первого департамента Министерства юстиции (1892-1917 гг.), освещающий производство по делам об антиправительственной пропаганде в легальной печати, атаюкео привлечении к следствию-ряда писателей.
Для создания объективной картины, деятельности политических организаций интеллигенции начала XX века, в частности писателей, были привлечены источники из фонда Союза Союзов (Ф. 518 ГАРФ):
Одновременно, все указанные фонды помогли уяснить механизм взаимодействия различных органов государственной власти по применению законодательства об авторском праве в России в XIX - начале XX веках.
Для- создания; объективной картины практики применения законодательства об авторском праве также были использованы некоторые фонды Российского государственного! архива древних актов. Например, фонд 1474 (Коллекция документов по имениям Пушкиных (1791-1899)).
Особый интерес для нашего диссертационного исследования представляет фонд 629 (Коллекция документов по организации и деятельности отдельных; издательств XIX века), хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства.
Автором при написании диссертации также были использованы фонды, хранящихся* в Государственном архиве Курской' области; практически все из них дореволюционные, среди которых можно отметить следующие: Канцелярии курского губернатора (Ф.1), Ф.4 (Курского губернского статистического комитета), Курского окружного суда Министерства юстиции (Ф.32), Курского губернского правления (Ф. 33), Ф.725 (Личный архив семьи
Шварц), Ф.1642 (Курского губернского жандармского управления), Ф.1663 (Помощника Начальника Курского губернского жандармского управления в уездах).
В основном указанные фонды отразили судебную практику применения законодательства об авторском праве, помогли локально уяснить его недостатки в России в XIX - начале XX века.
Освещение многих сторон изучаемой проблемы основывается на дореволюционной центральной периодике и местной прессе, которые можно отнести к третьей группе источников. Это Еженедельная юридическая газета «Право», журналы «Русская старина» и «Русский библиофил»1.
Также были привлечены материалы современных изданий: журналы «Вопросы истории», «Государство и право», «История государства и права»,
Отечественная история», «Правоведение», «Право и экономика», «Вестник ЛГУ»2 и др. В последние годы отмечался рост числа печатных изданий различной идейно-политической направленности, способных удовлетворить самые разнообразные политические интересы, поэтому в них были найдены различные точки зрения по исследуемому нами вопросу.
Таким образом, привлеченный круг источников отличается необходимым разнообразием информации и обеспечивает получение достоверных результатов по изучаемой проблеме, а также позволяет прочувствовать атмосферу того времени.
Научная новизна. Авторское право в большинстве исследований, которые проводились по этому вопросу, представлено исключительно как правовой институт. Такой подход далеко не случаен, поскольку основная
1 Русская старина. СПб. 1881,1883; Право. Еженедельная юридическая газета. 1911. Русский библиофил. 1914.
2 Отечественная история: Российская академия наук. 1993-2007; Вопросы истории: Российская академия наук. 2003-2007; Право и экономика: Российская академия наук. 19952006; Вестник ЛГУ. 1982-1987;
Правоведение.1993-2005; Отечественная история: Российская академия наук. 1998-2006; Государство и право: Российская академия наук. 2001-2006. содержательная, часть данной проблемы содержится именно в нормативных актах, анализ которых с точки зрения правильности или целесообразности той или иной правовой конструкции далеко не всегда позволяет выявить тенденции в развитии этой области, установить взаимосвязь с установкой в обществе. За пределами правовых исследований оставались факторы, толкнувшие законодателя к принятию важных решений в рассматриваемой области. Взгляд на законодательство об авторском праве как на механизм реализации политических, экономических и иных государственных задач возможен только в рамках комплексного исторического исследования.
В данной работе изучение нормативного материала наряду. с непосредственно историческими трудами преследует исключительно научную цель - выявить определенные тенденции в развитии института авторского права и предпосылки их возникновения. Выводы, представленные в работе, носят исторический характер и могут быть определены исключительно в рамках правовых исследований.
В таком аспекте данная тема поднимается впервые. Исторических работ, посвященных указанной проблеме, в российской науке практически не было.
Использование принципа историзма и объективного исследования явлений общественной жизни, связанных с развитием законодательства об авторском праве, позволило сделать выводы, напрямую не вытекающие только из историко-правового или сравнительно-правового подхода к проблеме.
Новизна исследования проявляется и в обогащении исторической науки новыми материалами, во включении в научный оборот ранее не использовавшихся источников.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в следующих направлениях:
- при разработке и совершенствовании современного законодательства об авторском праве;
- в преподавании исторических, историко-правовых и юридических дисциплин;
- при написании исторических и правовых работ;
- при проведении тематических семинаров и конференций историками, литературоведами, искусствоведами, а также юристами.
Апробация результатов исследования. Исследование проводилось на базе кафедры истории государства и права Курского государственного технического университета.
Материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении лекций по курсу «Право интеллектуальной собственности» и спецкурсу «Авторское право РФ».
Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования отражены в 4-х публикациях автора общим объемом 3,3 печатных листа.
Положения работы докладывались на XXXIV вузовской научно-технической конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и XXI век» (2006 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства (2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Личность, персоналии в контексте исторического развития» (2008 г.), проводившихся на базе Курского государственного технического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Авторское право в русской журналистике и литературе XVIII-XIX веков1999 год, кандидат филологических наук Бакунцев, Антон Владимирович
Законодательная охрана литературных и издательских прав в дореволюционной России2007 год, кандидат юридических наук Верхова, Наталья Борисовна
Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции2008 год, кандидат юридических наук Ефремова, Валерия Владимировна
Авторское право на литературные произведения в России2001 год, кандидат юридических наук Алферов, Антон Львович
Цензурное законодательство дореволюционной России2003 год, кандидат юридических наук Полусмак, Татьяна Львовна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Отрохова, Елена Фёдоровна
Заключение
В ходе проведенного исследования, объектом которого являлась государственная политика в области законодательства об авторском праве в России, а предметом выступали основные исторические особенности и тенденции развития российского законодательства об авторском праве в XIX - начале XX века, мы попытались провести анализ формирования и практики применения законодательства об авторском праве в России XIX-начала XX вв.
В: частности, был проведен научный анализ особенностей и определены основные этапы, развития законодательства об авторском праве в России XIX - начала XX вв.; рассмотрены основные направления изменения законодательства об авторском праве XIX - начала XX века, с учётом практики его применения; выявлены основные тенденции в, этой сфере, а также социально-экономические; политические предпосылки её эволюционного развития.
Кроме того, нами была предпринята попытка показа механизма использования' института авторского права в решении вопросов; политического; экономического и- социального характера в указанный период.
Мы постарались проследить влияние официальной доктрины на; развитие отечественной? художественной культуры и использование искусства в государственношполитике.
В целом, исследуя историю развития законодательства об авторском праве, мы пришли к следующим выводам.
Зарождение: основ института авторского права было связано с возникновением книгопечатания. В дальнейшем оно развивалась в рамках цензурного законодательства, а также законодательства о печати. Именно цензурные уставы! XIX века отразили зачатки правовых основ, направленных на регулирование авторских правоотношений, выразившиеся в определении правового положения сочинителей, переводчиков и издателей, то есть лиц творческого труда. Специфика этих норм состояла в том, что они представляли собой своеобразные связующие нити цензурного законодательства.
Нами было выяснено, что в начале XIX века цензурная политика Александра I была весьма специфична. Однако, невзирая на нее, в России постепенно происходило становление литературного процесса и журналистики, именно в этот период открытие частных типографий достигло своего апогея.
В этот период практические аспекты цензурного законодательства оставляли желать лучшего.
Соответственно; все эти процессы и стали основными предпосылками окончательного становления законодательства об авторском праве.
Правительство постепенно начало осознавать необходимость осуществления контроля» над ситуацией в отношении авторов, тем более, что это усугублялось произволом в отношении них со стороны некоторых издателей, переводчиков, но в основном цензоров. Стала очевидна опасность того, что так называемая «свобода слова» в любой момент может выйти из- под контроля властей. Кроме того, участившиеся» в первой четверти XIX века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, и вынудили правительство принять соответствующие меры, выразившиеся изданием Министерством народного просвещения в 1816 году особого Распоряжения, с появлением которого впервые в России вопрос о правах издателя ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.
В дальнейшем законодательная политика государства в отношении авторского права.стала развиваться на наш взгляд, более целенаправленно после принятия 22 апреля 1828 года Цензурного Устава, содержащего специальную главу «О сочинителях и издателях книг».
Однако, как показала практика, в ряде случаев роль государства в обеспечении защиты прав авторов произведений сводилась на «нет». Это, в свою очередь, вызвало к жизни изменения государственной политики в этой области.
В 1830 году принимается Закон «О правах сочинитёлей, переводчиков и издателей». Именно этим законодательным актом в России было прямо признано право сочинителей правом собственности, а также был продлён до 35 лет срок охраны произведения после смерти автора.
Общие представления об авторском праве в России, сформировавшиеся к концу первой четверти XIX века, проявившаяся* двунаправленность. законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся отношения в данной области, и выявленные проблемы, возникающие на практике при защите нарушенных прав авторов, дали толчок к его дальнейшему совершенствованию.
Именно после 1830 года выделилось несколько направлений в области правового регулирования авторских прав. Эти направления, как раз, заключались в постепенном расширении авторских правомочий, а также в увеличении числа охраняемых авторским правом объектов.
Анализ, специфики развития законодательства об авторском праве в третьей четверти XIX века- показал, что, расширение объектов охраны, было объективно оправдано. Однако практические аспекты применения действующего законодательства не переставали указывать на слабые места в осуществлении в государственной политики в этой области.
Надо признать, что экономические интересы правительства России, а также отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые, в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были, на наш взгляд, основной^ причиной того, что Россия отказалась от присоединения к Бернской конвенции.
Развитие журналистики и литературного дела во второй четверти XIX века во многом определили специфику отношений власти и авторов произведений. Вскоре в России начинает наблюдаться процесс профессионализации писательского труда, а также прогрессирующее увеличение гонорарных ставок.
В дальнейшем весьма своеобразные отношения; авторов; и издателей порождают проблему выплаты авторских гонораров. Именно эти процессы и стали основными предпосылками начала формирования в 70-е годы XIX века в России системы авторских обществ;, объединявших авторов для защиты и осуществлявших сбор авторског о вознаграждения за публичное исполнение пьес. Таковыми; были:; собрания драматических писателей, авторско-правовое «Общество русских драматических писателей».
Судьбоносное значение для развития законодательства об авторском праве имел 1877 год, в котором правила об авторском праве были перенесены из цензурного законодательства в Законы Гражданские.
Анализ правоприменительной практики еще раз подтвердил наличие многих пробелов в действовавшем.на тот момент законодательстве.
Надо полагать, что правящие круги также осознавали неразрешенность ситуации, тем более, что происходившие в литературной среде явления;, вызывали волну недовольства в кругах лиц творческого труда
В конечном итоге это вызвало к жизни создание единого документа, на основе которого осуществлялось бы регулирование авторских правоотношений. Закон был принят только лишь в 1911 году и назывался «Положение об авторском праве».
Этот закон, на наш взгляд, впитал в себя лучшие достижения западноевропейского законодательства того времени, а в отдельных положениях и опередил их. Вместе с тем, в нем имелись определенные недостатки. Прогрессивность данного закона для России не вызывала сомнений. В нем «раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т.п., а отдельные главы посвящались авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняли силу на срок не свыше 5 лет, хотя в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. Впервые было закреплено право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания оригинала. Законодатель отказался от конструкции «литературная и художественная собственность», заменив ее понятием «исключительные права» и т.д.
Итак, несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты (1828, 1845, 1848, 1877 и 1911 гг.) сыграли положительную роль в совершенствовании* авторских правоотношений. И хотя Закон 1911 года и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции, однако все же вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.
Несомненно, стоит признать тот факт, что авторское право развивалось в России именно в процессе его использования в решении вопросов политического, экономического и социального характера в указанный период, а также под влиянием официальной доктрины на развитие отечественной художественной культуры и использование искусства в государственной политике. Поэтому можно смело утверждать, что в России законодательство об авторском праве всегда развивалось по самобытному пути, а, следовательно, оно достаточно своеобразно.
Думается, что проведенный нами исторический анализ развития и практики применения законодательства об авторском праве в России XIX -начала XX вв., поможет избежать тех же проблем, которые уже оставили свой след не только в истории нашего государства, но и в судьбах многих людей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Отрохова, Елена Фёдоровна, 2008 год
1. Опубликованные документы и материалы
2. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции Текст. / автор-составитель И.Силонов. М.: Юридическая книга, 1998. - 694 с.
3. Азов,. Л:М. Авторское право на литературные произведения. Сборник официальных материалов Текст. / Л.М: Азов. М.: Мысль, 1953. - 317 с.
4. Бернская конвенция об; охране литературных и художественных произведений от 6 сентября 1896 г. Текст. / под ред В.Ф. Чигиря // Интеллектуальная собственность. Минск: Амалфея, 1997. - 157 с.
5. Высочайше утвержденный 22 апр. 1828 г. Устав о, цензуре // Полное собрание законов Российской Империи. 1830. — T.III. - №1979.
6. Высочайше утвержденное 22 апр. 1828 г. Положение «О правах сочинителей» Текст. // Полное собрание законов Российской Империи. 1831. -T.V. -№3411.
7. Закон об авторском праве, одобренный Гос. Советом и Гос. Думою и утвержденный его имп. Величеством 20 марта 1911 г. // Полное собрание законов Российской империи. — 1911. Отд.1. - №61. — Ст.560.
8. Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Книга вторая Текст. / сост. И.М. Тютрюмов. М.: Статут, 2004. - 300 с.
9. Законы о печати. Собрание действующих законодательных постановлений о печати Текст. СПб.: Сенатская типография, 1873. — 612 с.
10. Законы о печати. Собрание действующих законодательных постановлений о печати Текст. СПб.: Сенатская типография; 1878. - 700 с.
11. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1830. - T.I.
12. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1830. - Т.П.
13. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1830. - T.III.
14. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1831. - T.V.
15. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1846. - Т.ХХ.
16. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1848. - T.XXII.
17. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1858. - T.XXXII.i 1.18. Полное собрание законов Российской Империи Текст. 1878. 1. T.XXXVII.
18. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 гг.I
19. Текст. СПб., 1862. - 432 с.
20. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России Текст. /отв. ред. Ю.П. Титов. М.: Проспект, 1999. — 472 с.t
21. Устав о цензуре и печати. С объяснениями Текст. СПб.: Типография
22. Правительствующего Сената. 1886 г. -105 с.
23. Хрестоматия по истории русской журналистики XIX века Текст. М.: Книга, 1969.-362 с.
24. Хрестоматия по истории русской книги. 1564-1917 гг. Текст. / сост. JI.A. Везирова. М.: Книга, 1965. - 362 с.2. Воспоминания и мемуары
25. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Издательство «Флинта», 1999. - 312 с.
26. Греч, Н.И. Записки о моей жизни Текст. / Н.И. Греч. — М.: Книга, 1990. -290 с.
27. Достоевская, А.Г. Воспоминания. Текст. / А.Г. Достоевская. М.: Книга, 1981.-314с.
28. Елисеев, Г.З. Воспоминания. Т.1. Текст. / Г.З Елисеев. М.: Книга, 1965. -320 с.
29. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Т.2 (часть 1) (1801-1856 гг.) Текст. / под ред. П.А. Зайончковского. СПб., 1960. -510 с.
30. Ключевский, В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. Текст. / В.О. Ключевский. -М.: Наука, 1968. 525 с.
31. Мещерский, В.П. Мои воспоминания. 4.2. Текст. / В.И. Мещерский. -Спб., 1898.-275 с.
32. Мякотин, В.А. Из истории русского общества Текст. / В.А. Мякотин. -СПб., 1902.-320 с.
33. Салтыков-Щедрин М.Е. в воспоминаниях современников. Т.2. Текст. М.: Современник, 1975. - 274 с.
34. Стасюлевич М.М. и его современники в их переписке. Т.З. Текст. / -Спб.:, 1912.-164 с.
35. Строев, В.Н. Столетие Собственной Его Императорского Величества канцелярии Текст. / В.Н. Строев. СПб.:, 1912. - 318 с.
36. Теляковский, В.А. Дневники Директора Императорских театров (18961901 гг.) Текст. / под ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. - 478 с.
37. Тютчева, А.Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания, дневник, 1833-1882 Текст. / А.Ф. Тютчева. Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1990. - 345 с.
38. Шелгунов, Н. В. Шелгунова, Л.П., Михайлов, M.JI. Воспоминания. Т.1. Текст. / Н. В. Шелгунов, Л.П. Шелгунова, M.JI. Михайлов. М.: Современник, 1967.-327 с.3. Периодические издания
39. Вестник ЛГУ. 1982-1984 гг.
40. Вопросы истории: Российская академия наук. — 2003-2006 гг.
41. Государство и право: Российская академия наук. 1999-2006 гг.34. Дело. 1870 г.
42. История государства и права: Российская академия наук. 2000-2008 гг.
43. Отечественная история: Российская академия наук. 1998-2006 гг.
44. Правоведение. 1993-2006 гг.
45. Право. Еженедельная юридическая газета. 1910-1911 гг.
46. Право и экономика: Российская академия наук. — 1995-2006 гг.
47. Русский библиофил. 1912-1914 гг.
48. Русская старина. 1880-1883 гг.
49. Современное право: Российская академия наук. 1999-2003 гг.
50. Юридический мир: Российская академия наук. — 2002-2006 гг.4. Архивные документы
51. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
52. Государственный архив Российской Федерации. Ф.109 (Фонд Третьего отделения собственной его Императорского величества канцелярии (18261898)).
53. Государственный архив Российской Федерации. Ф.124 (Фонд Уголовного отделения первого департамента Министерства юстиции (1892-1917 гг.)).
54. Государственный архив Российской Федерации. Ф.518 (Фонд Союза Союзов).j
55. Государственный архив Российской Федерации. Ф.1741 (Коллекция нелегальных изданий, отложившихся в полицейских и судебных органах дореволюционной России).
56. Государственный архив Российской Федерации. Ф.1167 (Коллекция { вещественных доказательств, изъятых жандармскими учреждениями приобысках редакций, газет и отдельных лиц).
57. Государственный архив Российской Федерации. Ф.6834 (посвященный Особому совещанию по делам искусств при комиссаре Временного1.\
58. Правительства над бывшим Министерством Двора и Уделов).
59. Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
60. Российский государственный архив древних актов. Ф. 1474. (Коллекция документов по имениям Пушкиных (1791-1899)).
61. Российский государственный архив литературы и искусства
62. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 629 (Коллекция документов по организации и деятельности отдельных издательств XIX века).
63. Государственный архив Курской области
64. Государственный архив Курской области. Ф.1 (Фонд Канцелярии курского губернатора).
65. Государственный архив Курской области. Ф.1642 (Фонд Курского губернского жандармского управления).
66. Государственный архив Курской области. Ф.1663 (Фонд Помощника Начальника Курского губернского жандармского управления в уездах).
67. Государственный архив Курской области. Ф.32 (Фонд Курского окружного суда Министерства юстиции).
68. Государственный архив Курской области. Ф.ЗЗ (Фонд Курского губернского правления).
69. Государственный архив Курской области. Ф.4 (Фонд Курского губернского статистического комитета).
70. Государственный архив курской области. Ф.725 (Личный архив семьи Шварц).
71. Справочники, статистические сборники
72. Аркадьев, Е.И. Запрещённая литература (книги, брошюры, газеты и журналы, арестованные в 1911 году) Текст. / Е.И Аркадьев. Сызрань: Типография "Печать". Большая улица, дом Пережогина. 1912 г. - 47 с.
73. Арсеньев, К. Начертание статистики Российского государства Текст. / К. Арсеньев. СПб.:, 1850. Ч.З. 359 с.
74. Власть и реформы в России. Материалы "круглого стола", посвященного обсуждению коллективной монографии петербургских историков Текст. // Отечественная история. 1998. - №2. - С.3-36.
75. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т.1. Текст. / В.Даль. М., 1956. - 720 с.
76. Джанджиев, Г.Р. Эпоха великих реформ: Исторические справки. Текст. / Г.Р. Джанджиев. С.-Петербург. Типо-Литография Б.М. Вольфа, Разъезжая, 15, 1905 г.-685 с.
77. Лисовский,. П.М. Периодическая печать в России // Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати, 1703-1903 Текст. / П.М Лисовский. СПб, 1903. - 277 с.
78. Шторх, А., Аделунг, Ф. Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия с 1801 по 1830 гг. Текст. / А. Шторх, Ф. Аделунг. СПб., 1830.-507 с.
79. Исследования и научно-популярная литература
80. Авторское право в издательской деятельности: Монография Текст. / отв. ред. Б.М.Асфандиаров, В.И.Казанцев. М.: Приор, 2001. - 158 с.
81. Аксаков, С.Т. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т.З. Текст. / С.Т. Аксаков. М.: Правда, 1966. - 219 с.
82. Ананьева, Е.В. Становление авторского права в России Текст. / Е.В. Ананьева // Современное право. 1999. - №1. - С.5-8.
83. Ананьич, Б.В. Власть и реформы в России. От самодержавной к советской России. Текст. / Б.В. Ананьич. СПб.:, 1996. - 360 с.
84. Андреева, Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 года Текст. / Т.В. Андреева// Отечественная история. 1993. - №2. - С. 153-161.
85. Антимонов, Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. Текст. / Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц. — М.: Юридическая литература, 1957. 158 с.
86. Антюхин, Г.В. Очерки истории печати Воронежского края. 1798 1917. Текст. / Г.В. Антюхин. - Воронеж, 1973. - 234 с.
87. Арсеньев, К.К. Начертание статистики Российского государства. 4.1. Текст. / К.К. Арсеньев. СПб.:, 1818. - 346 с.
88. Арсеньев, К.К. Законодательство о печати Текст. / под ред. ИВ. Гессена,
89. A.И. Каменки С-Петербург: Типо-Литография Ф.Вайсберга и П.Гершунина, Екатерининский кан., №71/6, 1903 г. - 560 с.
90. Асфандиаров, Б.М., Казанцев, В.И. Право интеллектуальной собственности / Б.М.Асфандиаров, В.И.Казанцев. Текст. / Б.М. Асфандиаров,
91. B.И. Казанцев. -М.: Экзамен, 2003. 160 с.
92. Баград, В.Э. Журнал «Отечественные записки»: 1839-1848. Текст. / В.Э. Баград, -М.: Книга, 1985. 686 с.
93. Баренбаум, И.Е. История книги Текст. / И.Е Баренбаум. М.: Книга, 1975.-280 с.
94. Баренбаум, И.Е., Костылева Н.А. Книжный Петербург Ленинград Текст. / И.Е. Баренбаум, Н.А. Костылева. - Л.: Лениздат, 1986. - 314 с.
95. Бахтин, М.М. Вопросы-литературы и эстетики. Исследования разных лет. Текст. / М.М. Бахтин, М.: Книга. - 1975.
96. Благой, Д.Д. От Пушкина до Маяковского. Закономерности развития русской литературы XIX — начала XX в. Текст. / Д.Д.Благой, М.: Книга, 1963.-248 с.
97. Близнец, И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы Текст. / И.А. Близнец. М.: Норма-Инфра, 2001. — 314 с.
98. Вакман, Е.П., Грингольц, И.А. Авторские права художников Текст. / Е.П. Вакман, И.А. Грингольц. М.: Книга, 1962. - 300 с.
99. Ваксберг, А.И. Не продаётся вдохновенье Текст. / А.И. Ваксберг, М.: Современник, 1990. — 129 с.
100. Ваксберг, А.И., Грингольц, И.А. Автор в кино Текст. / А.И. Ваксберг, И.А. Грингольц. М.: Книга, 1961. - 236 с.
101. Вацуро, В.Э., Гиллельсон, М.И. Сквозь "умственные плотины" Текст. / В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсон. М.: Современник, 1986. - 288 с.
102. Веинке, В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее Текст. / В. Веинке. М.: Юридическая литература, 1979. — 160 с.
103. Венжер, В.Г. Как было, как могло, как стало, как должно стать: Вопросы истории Текст. / В.Г. Венжер. М.: Наука, 1990. - 186 с.
104. Вернадский, Г.В. Очерк истории права Русского государства XVIII — XIX вв. (период империи) Текст. / Г.В. Вернадский, Прага, 1924. — 325 с.
105. Вишневецкий, JI.M., Иванов, Б.И., Левин, Л.Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права Текст. / Л.М. Вишневецкий, Б.И. Иванов, Л.Г. Левин. Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1990. - 207 с.
106. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права Текст. / М.Ф. Владимирский-Буданов. Киев, 1909. - 425 с.
107. Время и судьбы русских писателей Текст. / отв. ред. Н.В. Осьманов. -М.: Наука, 1981.-316 с.
108. Гаврилов, Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. Текст. / Э.П. Гаврилов. М.: Юридическая литература, - 1988. - 208 с.
109. Гаврилов; Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика Текст. / Э.П.Гаврилов. — М.: Экзамен, 2002. 352 с.
110. Гаврилов, Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав Текст. / Э. Гаврилов // Хозяйство и право. 2005. - №1. - С. 20-36.
111. Гаврилов, Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития: Текст. / Э.П. Гаврилов. М.: Юридическая литература, 1984.- 188 с. .
112. Глухов, А. Русские книжники. Текст. / А. Глухов. М.: Книга, 1982. — 296 с.
113. Гордон, М.В. Советское авторское право. Текст. / М.: Юридическая литература, 1995.-306 с.
114. I радовский, А. Начала русского государственного права. Текст. / А.Градовский. СПб, 1892.-431 с.
115. Дворянкин, О.А. Контрафакт зло или благо? Текст. / под; общ. ред. Дворянкина, О.А., Карелиной, М.М., Трунцевского, Ю.В. и др.: Научно-популярное издание. - М.: Юрист, 2004. - 352 с.
116. Державин, Г.Р. Сочинения. Текст. / Г.Р. Державин, -М.: Правда, 1985. — 674 с.
117. Дозорцев, В.А. Законодательство и научно-технический прогресс. Текст. / В.А. Дозорцев, М.: Наука, 1991. - 264 с.
118. Дозорцев, В;А. Новая эра в охране исключительных прав Текст. / В.А. Дозорцев // Право и экономика. 1995. - № 15-16. - С.30-35.
119. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. Т.7 Текст. / Ф.М. Достоевский. — М.: Современник, 1973. 364 с.
120. Есин, Б.И. Путешествие в прошлое: Газетный мир XIX века. Текст. / Б.И. Есин. М.: МГУ, 1983. - 160 с.
121. Есин, Б.Русская дореволюционная газета, 1702-1917 гг. Текст. / Б.И. Есин.-М., 1971.-236 с.
122. Жирков, Г.В. История цензуры в России XIX XX вв. Текст. / Г.В. Жирков. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 368.
123. Зайончковский, 1I.A. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов, Текст. / П.А. Зайончковский, М.: Изд. Моск. Ун-та, 1964. - 511 с.
124. Ионас, В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. Текст. / В.Я. Ионас, -М.: Юридическая литература, 1972. 405 с.
125. Иоффе, О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Текст. / О.С. Иоффе. М.: Статут, 2000. - 457 с.
126. Иоффе, 0:С. Основы авторского права. Текст. / О.С. Иоффе. -М.: Знание, 1969.-210 с.
127. История России: С начала XVIII до конца XIX века Текст. / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: ООО «Издательство «АСТ», 2001. - 544 с.
128. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы 4.1. Текст. / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой: М.: Владос, 2001. — 314 с:
129. Калятин, В.О; Интеллектуальная собственность (Исключительные права) Текст. / В.О. Калятин. М.: Норма-Инфра, 2000. - 480 с.
130. Камышев, В.Г. Права авторов литературных произведений Текст. / В.Г. Камышев. М:: Юридическая литература, 1972. - 300 с.
131. Канторович, А .Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения Текст. / А.Я. Канторович. -Петроград, 1916.-368 с.
132. Карамзин, Н.М. Избранные статьи и письма Текст. / Н.М. Карамзин. — М.: Современник, 1982.-351 с.
133. Киреевский, И.В. Избранные статьи Текст. / И.В. Киреевский. М.: Современник, 1984. - 289 с.
134. Клык, H.JI. Охрана интересов сторон по авторскому договору Текст. / H.JI. Клык. Красноярск, 1987. - 165 с.
135. Книга в России (до середины XIX века) / под редакцией А.А. Сидорова, С.П. Луппова. — Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1978. 320 с.
136. Книга в России 1861-1881. Том 1. Текст. / под ред. И.И.Фроловой. М.: Книга, 1988.-255 с.
137. Книга в России 1861-1881. Том 2. Текст. '/ под ред. И.И.Фроловой. [Текст] / М.: Книга, 1988. - 214 с.
138. Комментарий к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 6 сентября 1886 г. // Интеллектуальная собственность (в 2 т.). Т.1. Текст. / под ред. В.Ф. Чигиря. Минск: Амалфея, 1997. - 245 с.
139. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Вступ. ст. А.А. Левандовского Текст. / А.А. Корнилов. М.: Высшая школа, 1993. — 446 с.
140. Коротких, М.Г. Борьба в правительственных кругах по поводу принципов судебной реформы в России (1857-1859 гг.) // Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Текст. / М.Г. Коротких. Воронеж, 1987. - 277 с.
141. Кортавцов, Е.Э. Николай Христианович Бунге Текст. / Е.Э. Кортавцов // Вестник Европы. 1897. - №5. - С.16-23.
142. Кулешов, В.И. История русской критики XVIII-XIX вв. Текст. / В.И. Кулешов. -М.: Книга, 1978. 376 с.
143. Куфаев, М.Н. История русской книги в XIX веке Текст. / М.Н. Куфаев. -Л., 1927. 178 с.
144. Латкин, В.Н. Лекции по внешней истории русского права Текст. / В;Н. Латкин. СПб., 1888. - 600 с.
145. Лейкина-Свирская, В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века Текст. / В.Р. Лейкина-Свирская. М.: Наука, 1976. - 233 с.
146. Лекции по истории русской литературы XIX века. Вып.1. Текст. / под ред. А.Н. Соколова. — М.: Издательство Московского университета, 1951. — 436 с.
147. Лекции по русской истории профессора С.Ф.Платонова Текст., / издал И. Блинов. Пг.: Сенатская типография, 1917. - 838 с.
148. Лемке, М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. Текст. / М. Лемке. С.-Петербург, 1908. - 277 с.
149. Лесков, Н.С. Собрание сочинений. Т.10. Текст. / Н.С. Лесков. М.: Наука, 1958. - 309 с.
150. Лихачев, Д.С. Задачи изучения связи рукописной книги и печатной Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Современник, 1975. - 280 с.
151. Луппов, С.П. История книги как комплексная научная дисциплина. В кн.: Проблемы рукописной и печатной книги. Текст. / С.П. Луппов. - М.: Современник, 1976. - 284 с.
152. Мейер, Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 2 (По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902 г.). Текст. / Д.И. Мейер. М.: Статут (в серии " Классика российской цивилистики"), 1997. - 455 с.
153. Мияковский, В. К истории цензурных гонений на А.Н. Радищева Текст. / В. Мияковский //Русский библиофил. 1914. - №3. - С.7-12.
154. Моргунова, Е.А., Рузанова, О.А. Авторское право. Комментарий законодательства Текст. / Е.А. Моргунова, О.А. Рязанова. — М.: Право и закон, 2004. 272 с.
155. Муратов, М.В. Книжное дело в России в XIX и XX вв.: Очерк истории книгоиздательства и книготорговли, 1800-1917 гг. Текст. / М.В. Муратов. М.; Л., 1931.-567 с.
156. Набоков, В. К истории нашего законодательства о печати Текст. / В. Набоков // Право. Еженедельная юридическая газета. 1911. - 21 августа. -№33.
157. Ольминский, М.С. Свобода печати Текст. / М.С. Ольминский // Правда. -1904. №2. - С.7-9.
158. Осипов, В.О. Русская книготорговая библиография до начала XX века. Текст. / В.О. Осипов. М.: Книга, 1983. - 232 с.
159. Очерки литературной жизни Воронежского края XIX- начала XX вв. Текст. / авторы-составители В.А.Тонков и О.Г. Ласунский. — Воронеж, 1970. -423 с.
160. Очерки по истории русской журналистики и критики. T.l: XVII век и первая половина XIX века Текст. Л.: «Наука». Ленинградское отделение, 1950.-370 с.
161. Пахман, С.В. История кодификации гражданского права Текст. / С.В. Пахман. СПб., 1876. - T.I. - 301 с.
162. Пиленко, А.А. Международные литературные конвенции Текст. / А.А. Пиленко. М., 1894. - 511 с.
163. Плеханов, Г.В. История в слове Текст. / Г.В. Плеханов, — М.: Современник, 1988. 250 с.
164. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть первая. Текст. / К.П. Победоносцев. -М.: Статут, 2002. 618 с.
165. Познанский, В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. Текст. / В.В. Познанский, М.: Книга, 1975. — 409 с.
166. Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права Текст. / И.А. Покровский. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. -353 с.
167. Полевой, Н.А. Литературная критика: 1825-1842гг. Текст. / Н.А. Полевой. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1990. - 420 с.
168. Полежаев, А.И. Сочинения Текст. / А.И. Полежаев. М.: Художественная литература, 1988. - 530 с.
169. Полонский, В.П. О литературе. Избранные работы. Текст. / В.П. Полонский. М.: Советский Писатель, 1988. - 400 с.
170. Предтеченский, А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века Текст. / А.В. Предтеченский. М.: Лениздат, 1957. -719 с.
171. Пресняков, А.Е. Российские самодержцы Текст. / А.Е. Пресняков. М.: Книга, 1990. - 848 с.
172. Пятьсот лет после Гуттенберга: 1468-1968. Текст. / под ред. Е.С. Лихтенштейна, А.А. Сидорова. М.: Книга, 1968. - 310 с.
173. Развитие русского права в первой половине XIX века Текст. М.: Юридическая литература, 1994. - 380 с.
174. Рейтблат, А.И. Из истории редакторской профессии в России. Вып. 10. Текст. / А.И. Рейтблат. М.: Знание, 1986. - 140 с.
175. Рейтблат, А.И. Литературный гонорар В России XIX начала XX вв. Вып.З. Текст. / А.И. Рейтблат. — Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1988. - 326 с.
176. Розов, Н. Н. Русская рукописная книга Текст. / Н.Н. Розов. Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1971. - 279 с.
177. Русское общество при восшествии на престол Имп. Николая Павловича. Донесения М.Я. фон Фока А.Х. Бенкендорфу. 1826 г. Текст. // Русская старина. 1881. - №10. - С.27-32.
178. Рукописи, авторефераты докторских и кандидатских диссертаций
179. Алферов, A.JI. Авторское право на литературные произведения в России Текст. / A.JI. Алферов: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. 153 с.
180. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование Текст. / И.А. Близнец: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2003. 260 с.
181. Гаврилов, Э.П. Основные направления развития советского авторского права Текст. / Э.П. Гаврилов: Автореф. дис . д-ра юрид. Наук. М., 1985. 27 с.
182. Грингольц, И.А. Права автора сценического произведения в СССР Текст. / И.А. Грингольц: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1953. — 160 с.
183. Сологуб, Д.В. Тенденции развития института авторского права в России Текст. / Д.В. Сологуб: Дис. . канд. юрид. Наук. М., 2004. 148 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.