Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения основ общественных наук тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хугаева, Фатима Владимировна

  • Хугаева, Фатима Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 161
Хугаева, Фатима Владимировна. Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения основ общественных наук: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2002. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хугаева, Фатима Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ГУМАНИЗМ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Гуманизм как феномен отечественной философско-педагогической мысли

1.2. Ведущие отечественные исторические концепции XVIII - нач.ХХ века как методологическое основание гуманизации образования студентов лицея

1.3. Поликультурное образование как составная часть современного гуманистического воспитания молодёжи

1.4. Социально-педагогические основы развития гуманной личности (на примере женского образования)

ГЛАВА II УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИЦЕЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

2.1. Теоретико-технологические подходы к развитию гуманистической направленности личности студентов лицея

2.2. Структура и уровни развития гуманистической направленности личности студентов лицея

2.3. Опыт развития гуманистической направленности личности студентов лицея

2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию гуманистической направленности личности студентов лицея на уроках основ общественных наук

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения основ общественных наук»

Актуальность исследования. Новые реалии современного мира, глобализация и универсализация современной цивилизации ставят новые задачи и порождают новые противоречия в функционировании и развитии системы образования. Одна из серьёзных проблем - это стремление сохранить и развить национальные системы образования и обеспечить для своей нации, народа, этноса безболезненное вхождение в планетарную человеческую общность. Эта проблема имеет как научно-теоретический, так и практический аспект. Выбор направленности движения зависит от осмысления противоречия между глобальной общечеловеческой функцией образования и его другой функцией -механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности. Будущее Российской Федерации и Осетии, как составной её части, детерминируется этими взаимосвязанными проблемами. При всей взаимообусловленности их нельзя смешивать, тем более подменять одну другой.

Новое общество может возродиться лишь в стране внутренне свободных людей, у которых сформировалось чувство уважения к себе, своей истории, культуре, своему народу, людей способных ценить и уважать представителей другой культуры, их историю, материальные и духовные ценности ими созданные. Создание такого общества не исчерпывается созданием рыночных отношений и структур, реанимацией частной собственности, оно не достигается указами и законами. Россия нуждается в духовном обновлении, качественных изменениях в общественном сознании. Вследствие этого сегодня на передний план выступает гуманная миссия педагога, заключающаяся в смягчении социальной напряжённости, восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной нравственности, гражданского мира и согласия. Одновременно с поиском национальной идеи, общенациональной идеологии идёт интенсивный процесс создания национальной системы образования. Решение этой задачи невозможно без гуманизацни процесса образования на всех его уровнях. Угрозу человечеству несёт не атомная эра, а духовное состояние людей в атомную эру. Сделать людей духовно зрячими - такова задача гуманитарного образования. И здесь огромная ответственность ложится на науки, которые по самой своей природе призваны формировать идейный мир человека, - науки общественные. Специфика этих наук состоит в том, что в них познавательные задачи неотделимы от идейно - воспитательных. В настоящее время последние приобретают особое значение.

Россия страна многонациональная. Это определяет особенности становления и развития национальной системы образования. В России на протяжении столетий проживают бок о бок большое количество различных по происхождению народов. Учитывая всё это многообразие Кавказа, его многоязычие, широкий спектр различных культур и народов, которые постоянно соприкасаются друг с другом, хочется сказать о той важности, которую имеет в этом регионе России гуманистическое воспитание подрастающего поколения. Хочется отметить, что основным его направлением должно стать смягчение межнациональной розни, воспитание любви и взаимопонимания между различными народами, терпимости и уважения друг к другу. Задача подготовки молодёжи к жизни в много культур ном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в 21 веке подчёркивает, что «одна из важнейших функций школы -научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность» [119, с.52]. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой привить ему уважение к другим культурам.

В последнее время проблемам гуманизма, роли образования в жизни общества и национально- этнической проблематике уделяется большое вннмание. Эти проблемы имеют важное практическое значение и влияют на ход разрешения острых актуальных вопросов современного развития России и её регионов. Идея гуманизации отечественного образования имеет долгую историю. Она нашла своё развитие в трудах таких известных педагогов, как И.И.Бецкой, К.Н.Вентцель, В.И.Водовозов, Е.Н.Водовозова, И.И.Горбунов-Посадов, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Пирогов, П.Г.Редкин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

Фундаментальные исследования современной педагогической науки (О.В.Ковалёва, Г.П.Шустрова, Е.Н.Шнянов) убедительно показывают, что педагогическая деятельность успешна, если воплощает в практике образования гуманистические национальные образовательные традиции, социокультурный опыт своего народа в сочетании с обращением к новейшим достижениям современной научно - педагогической мысли. Значимость этого положения подтверждается числом научных исследований по проблеме гуманизации отечественного образования, проводимым по таким направлениям, как изучение истории становления и развития принципа гуманизма в отечественном образовании в трудах отдельных педагогов, разработка современных теоретико-методологических подходов к гуманизации образовательной ситуации.

Так, исследованию процесса становления принципа гуманизма в отечественном образовании посвящены работы Н.Ф.Булгановой, И.В.Лукашенко, Л.П.Матковской, З.Г.Нигматова, И.З.Ярмакеева. Данная проблема нашла своё развитие в трудах Л.И.Позденковой, Т.П.Толмачёвой, Г.Я.Файзулиной, обращенных к анализу опыта воплощения этого принципа в педагогических системах К.Н.Вентцеля, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Ряд исследователей изучает влияние народных традиций на гуманизацию образования (Н.Т.Лакашия, А.Г.Миносьянц, Т.Р.Тимошина, З.Б.Цаллагова), а также концепции отдельных национальных педагогов (Т.И.Карнадзе, В.Д.Саришвили и другие), на воспитание гуманности у детей.

Важный шаг в изучении историко-теоретических аспектов гуманизма в образовании и в разработке теоретико-методологических подходов к гуманизации современного образования сделан в исследованиях Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, А.И.Кузнецова, И.И.Луцкой, Н.Б.Ромаевой, О.Р.Харитоновой, Е.Н.Шиянова и др. В последнее время появилось много исследований связывающих гуманизацию учебно-воспитательного процесса с успешным развитием личности учащихся (Вдовина Т.О., Кожевникова Л.Г., Мухин М.П.). Метлик И.В. рассматривает влияние религиоведческих знаний на гуманизацию мировоззрения старшекласников. Воспитанию культуры межнационального общения, интернациональному и патриотическому воспитанию как составной части гуманистического развития личности посвящены работы Абакарова Р.К., Марзоева С.В., Мындиканц В.М., Султан б а ев а К.И., ХухуаГ.Г., Шамилова Н.Д., и др. исследователей.

Проблемам гуманизации общественного развития и личности как составному ядру этого развития, а также национальному самосознанию большое внимание уделяли в своих работах знаменитые русские философы: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.Н.Гумилёв, С.И.Гессен, П.Сорокин, П.А.Флоренский. Писатели Достоевский, Толстой, Чехов, и другие, основатели русского космизма В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. В последнее время появились работы рассматривающие изменения в философии образования, образовательной политики в области образования и педагогики, взаимосвязи этих проблем с этносоциальной проблематикой и поликультурным образованием. Наибольший интерес в этом отношении представляют работы: Бело гурова А.Ю., Кузьмина М.Н., Котовой И.Б, Супруновой Л.Л, Соколовского С., Ситько P.M., Г.П., Чистякова И., Шадрнкова В.Д., Шиянова Е.Н., Щедровицкого Г.П. Среди западных исследований уделивших большое внимание роли образования в разрешении национальных взаимоотношений это: Джеймс Бенкс, Доган М., Истон П., Клис С., Леви-Строс К., Майор Ф., Миха-ель Мертес, Митер В. Обширна научно - монографическая литература по национально-этнической проблематике: Авксентьев А.В., Авксентьев. В. А.,

Агаев А.Г., Абдулатипов Р.Г, Ахиезер А.С., Баграмов Э.А., Бороноев А.О., Бромлей Ю.В., Вишневский А.Г., Геллнер Э., Гумилёв Л.Н., Дробижева Л.М.,

Здровомыслов А.Г., Иванов В.И., Кучуков М.М., Кон И.С., Михайлов В.А, Пуляев В.Т, Тощенко Ш.Т, Тишков В.А., Церетели М.Г., Ядов В.А.

Многообразие исследований по проблемам национального образования, и путях его гуманизации не исключает, однако, необходимости нашего исследования, посвящённого гуманизации гуманитарного образования, через обращение к историческому, философскому, духовному и культурно- нравственному опыту и наследию осетинского и российского народов, всего человечества.

Актуальность исследования обусловлена изменением содержания основ общественных наук с традиционного, несущего нормативный эталон на обновлённое строящееся в русле гуманистической, антропологической тенденции современного образования, ориентированного на свободное творческое развитие личности студента, в процессе его обогащения духовным наследием своего народа и всего человечества.

Содержание нашего исследования ориентировано на развитие национальной доктрины образования в Российской Федерации, принятой постановлением правительств а Российской Федерации от 4 октября 2000 г №751. В ней основополагающими принципами обновлённого содержания образования называются «гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования. всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащих с я» [116]. В федеральной программе говорится, что система образования призвана обеспечить - «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России:

- воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формированию культуры мира и межличностных отношений;

- формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических от-ношений»[116J.

Гуманизм отечественной национальной и педагогической культуры как самобытный феномен российского общества выступает в исследовании в качестве мировоззрения отечественного образования, будучи представлен как система обобщённых взглядов на образование, место в нём ребёнка, на их взаимоотношения и отношение к миру. Обращение к общественным наукам, с позиций гуманизма как мировоззрения современного образования призвано содействовать гуманизации личности студента, формированию его мировоззрения с учётом требований современного времени. Научно-исследовательский анализ литературы и образовательной практики позволил нам выявить комплекс противоречий, стоящих на пути к успешному решению проблемы гуманизации личности студентов в процессе изучения ими основ общественных наук: между необходимостью подготовки студента как человека российской культуры, обладающего национальным самосознанием и недостаточной обращённостью общественного образования к гуманистическим духовно-нравственным идеалам, составляющих основу национальной культуры; между необходимостью обновления содержания учебных курсов с позиции примата культурных, духовных, общечеловеческих ценностей и недостаточной разработанностью такого содержания; между потребностью личности студента в свободном, активном гуманитарном самоопределении и невозможностью такого самоопределения через обязательные формы и методы учебной деятельности; между необходимостью становления активной гуманистической позиции студента и отсутствием у него собственного опыта гуманистических взаимодействий и отношений; между необходимостью индивидуализации, персонализации образования через конструирование творческих видов деятельности и устоявшейся системой «безличного» преподавания.

Названные противоречия порождают противоречие между необходимостью обращения образования к гуманистической сущности и ценностям национального образования, выступающим в качестве важнейшего фактора его гуманизации, и их невостребованностью в процессе изучения студентами общественных наук. Необходимость преодоления данных противоречий дала основания сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении гуманистического потенциала отечественного образования как культу-росообразной образовательной системы, направленной на интеграцию учащихся в культуры других народов мира, воспитания их в духе мира, терпимости, толерантности, приобщения к ценностям родной и мировой культуры.

Цепь исследования: на основании историко-философского подхода к феномену гуманизма, с позиций его традиционного понимания в Осетии и России, трансформировать гуманистические ценности отечественного образования во внутреннюю структуру личности студента в качестве мотива его жизнедеятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении.

Предмет исследования: процесс развития гуманистической направленности личности студента в ходе изучения основ общественных наук представленных с позиций гуманизма как основной концепции отечественного образования.

В соответствии с целью исследования, ставятся следующие задачи:

- Провести анализ философско-мнровоззренческих и научно-теоретических подходов к проблеме гуманизации современного гуманитарного образования;

- Выявить педагогические условия развития гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения основ общественных наук;

- Разработать педагогические технологии развития гуманистической направленности личности у студентов лицея на основе их интеграции в культуры народов Кавказа, России и мира;

- Внедрить и экспериментально обосновать средства и педагогические технологии, способствующие развитию гуманистической направленности личности студентов лицея в процессе изучения основ общественных наук.

Гипотеза исследования: Обращение к общественным наукам с позиций гуманизма, как мировоззрения современного образования, призвано содействовать гуманизации личности студента, формированию его мировоззрения, при этом оно наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

- интеграции учащихся в культуры других народов мира, на основе глубокого изучения истории и культуры своего народа (национальное, а на его основе поликультурное образование молодёжи);

- актуализации гуманистического потенциала курсов «Основ общественных наук»;

- внедрении личностно-развивающих технологий, способствующих профессионально- личностному, гуманистическому самоопределению студентов лицея;

- актуализации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия со студентами;

- общепедагогической и этнопедагогической культуре педагога;

- использовании принципа межпредметности и механизмов социализации личности учащихся.

Методологическую основу исследования составляют гуманистические идеи отечественной философии о месте и назначении человеческой личности в обществе; положение диалектической философии о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений окружающего мира; системно-структурный подход, принцип единства логического и исторического. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы различные методы:

- теоретический (анализ и обобщение фактов по проблеме диссертации на основе изучения научной литературы, синтез и системный подход);

- социально-педагогический (наблюдение за учебным процессом, анкетирование, тестирование, анализ опыта работы с различными учебными пособиями в плане уровня сформированности гуманистической направленности личности студентов);

- экспериментальный (организация и проведение комплексного педагогического эксперимента);

- статистический (обработка данных педагогического эксперимента, обобщение результатов исследования).

База исследования — Акмеологический Академический профессиональный лицей № 4 (швейников) г. Владикавказа. Исследованием было охвачено 136 студентов лицея, 800 старшеклассников школ и профессиональных лицеев г. Владикавказа, 70 преподавателей общественных дисциплин.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- в дальнейшем развитии национальной самобытности феномена гуманизма, процесса его становления и развития в отечественной философии, культуре и образовании;

- в обосновании гуманитарного образования как обьективно-приоритетного направления в развитии информационного общества, основного условия жизнедеятельности человека, важной сферы формирования духовных ценностей и запросов;

- в исследовании возрастающей роли общественных наук в разрешении глобальных, региональных и национальных проблем;

- в выявлении причин и следствий роста национального недопонимания, недоверия, вражды и конфликтности, определении и обосновании путей и способов нормализации этнополитической ситуации в российском обществе;

- в разработке личностно-развивающ их педагогических технологий способствующих развитию гуманистической направленности личности студентов лицея, на основе их интеграции в культуры других народов мира;

- в разработке и внедрении в учебный процесс авторской ннтегра-тивной модели построения национально-регионального компонента образования.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- разработано обновлённое содержание курсов «Основ общественных наук;

- внедрён спецкурс «Осетия в братской семье народов Кавказа»;

- созданы интегративные таблицы по ноликультурнону образованию. Результаты исследования обогащают материал для, лекций в курсах «Введение в современное обществознание»; «История Северной Осетии»; «Человек и общество»; «Традиционная культура осетин»; они могут быть включены в спецкурсы и спецсеминары гуманитарных дисциплин в колледжах, школах, училищах в целях гуманистического национального и поликультурного образования современной молодёжи.

Выводы и рекомендации автора могут быть учтены при практическом решении проблемы гуманизации преподавания в учреждениях профессионально-технического профиля, в школах и лицеях. Предложенный материал можно использовать при чтении ряда спецкурсов по этноконфликтологии, в целях изменения ценностного мира личности студентов, воспитания толерантности, смягчения межнациональной напряженности, улучшения взаимопонимания между различными народами Кавказа.

Достоверность исследования обеспечивается адекватным подбором методов, методологической обоснованностью исходных позиций, анализом и использованием достижений современной психологической, педагогической и исторической науки, применением взаимодополняющих методов, адекватных поставленным задачам, позитивными результатами опытно - экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

- В процессе становления информационного общества объективным законом развития всех сфер общественной жизни, «категорическим императивом» предстаёт приоритетность развития гуманитарного образования, что диктуется необходимостью развития сущностных сил человека, интеллектуализацией труда, необходимостью внедрения ресурсо и природосберегающих технологий, смягчения межнациональной напряжённости, сохранения жизни на Земле.

- Интегративная модель построения национально-регионального компонента содержания образования сочетающая два направления: полипредметное базовое и монопредметное интегративное, опирающаяся наследующие принципы:

- региональности и этнологичности;

- историко-культурной направленности;

- глобальности и комплексности;

- эколого-деятельностной направленности.

Исследование осуществлялось в соответствии с поставленными задачам и проводилось в три этапа:

На первом этапе исследования^998-1999гг.] нами проводилась поисковая теоретическая работа, направленная на определение теоретических основ гуманизации отечественного образования, уточнение философско-мировоззренческих подходов к данной проблеме.

На данном этапе был также выявлен первоначальный уровень развития гуманистической направленности личности студентов, их знаний о содержании и традициях гуманистической философии, культуры и истории своего и других народов Кавказа.

На втором этапе исследования [1999-2000г г,] основное место занял формирующий эксперимент на базе Владикавказского Акмеологического Академическокого Профессионального лицея № 4 (швейников); разрабатывались пути и условия эффективности развития гуманистических качеств личности учащихся.

Нами организовывалась работа по самообразованию студентов, проводилось их нравственное и гуманитарное просвещение в ходе диспутов, бесед, работы над проблемными заданиями, участия в организационно - деятельных играх, проведении научно- практических конференций, встречах за круглым столом и т.д.

На третьем этане исследования [2000-2001гг.] была завершена экспериментальная работа, выявлены и измерены её результаты, определена её эффективность, а также завершилось оформление диссертационной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на городских и республиканских семинарах для преподавателей общественных дисциплин и руководящих работников системы начального профессионального образования республики Северная Осетия - Алания. Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на курсах Республиканского института повышения квалификации работников образования РСО -Алания, внедрены в образовательную практику. Основные результаты работы нашли отражение в монографиях «Многонациональный облих современного мира», «Гуманизм А.А.Гассиева - первого осетинского философа - материалиста», учебно-методических пособиях, статьях; обсуждались на региональных, всероссийских и международных конференциях и конгрессах.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хугаева, Фатима Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость поиска направлений совершенствования гуманистического воспитания во многом определяется особенностями переживаемого в России этапа общественного развития, задачами, решаемыми в процессе современных социальных преобразований. В соответствии с этим мы выделяем следующие подходы совершенствования гуманистического воспитания молодёжи: усиление процесса социализации; национальное, а на его базе поликультурное образование; повышение роли женского образования; необходимость синтеза в образовании, повышение общепедагогнческой и этнопедаго-гической подготовки преподавателей.

Главной задачей современного гуманистического воспитания подрастающего поколениям процессе которого складывается самоопределение личности, является приобщение личности к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в важнейщих сферах жизни осетинского, российского и мирового сообщества и к их духовному освоению. При этом воспитание гуманистического сознания неразрывно связано с умственным, нравственным, трудовым, идейно-мировоззренческим, патриотическим, эстетическим, эмоциональным становлением личности.

Гуманизм выступает как деятельностная устремлённость сознания, которая связана с образованностью, этической, эстетической, эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческим трудом. В современной педагогической литературе гуманистическое воспитание считается главным идейным стержнем гражданского воспитания. В настоящее время в школах западных стран наметились три тенденции в гражданском воспитании: - Формирование у подрастающего поколения культуры мира, умений и навыков сотрудничества, а не конкуренции, в поиске мирных путей преодоления межэтнических, расовых и религиозных конфликтов и преодоление войн.

- Подготовка молодёжи к жизни в многонациональной и поликультурной среде, что подразумевает воспитание подрастающего поколения в духе взаимопонимания с другими народами и уважения их культур.

- Экологическое воспитание, задачей которого является стремление приблизить детей к природе, вызвать чувство ответственности за её сохранность и приумножение.

Гуманизм формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы выражаются разнообразием симпатий, увлечений, эмоций, привязанностей человека (особенно велика роль семейного воспитания), продиктованные его жизненным опытом и родом деятельности. Внешние факторы - условия и возможности, созданные обществом для полноценного развития личности (формирование человеческих ценностей).

Индивидуальное гуманистическое сознание есть высшая форма психического отражения социальной среды, при котором вырабатывается готовность личности к определённого рода поведению, его творческому совершенствованию. Считаем, что задача гуманизации современного образования заключается именно в формировании стиля мышления и деятельности, направленных на освоение, и использование любого научного знания в качестве средства гуманизации жизни.

В современных условиях интеграции научного знания и интенсификации процесса познания, а также возросшей роли человеческого фактора в решении актуальных проблем современности всё большую актуальность приобретает переход от предметоцентризма к усилению связей между предметами внутри образовательных областей. Реализуют это направление интегра-тивные по ли культурные таблицы, которые дают целостно-логическое видение структуры реального мира, научное знание путём установления естественной, историко-культурной и диалектической взаимосвязи между изучаемыми явлениями и процессами, формируют историчность мышления.

Авторская система целенаправленной социализации, в качестве важнейшего направления гуманизации личности студентов основывалась на проведении научно-практических конференций, встречах за круглым столом, участии в респондировании населения, организации экскурсий, классных часов, работы над проблемным заданием. Социализация выполняла важнейшую функцию перевода человека от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития, а в последующем - к активному субъекту самовоспитания и саморазвития. В соответствии с положениями диалоговой концепции философского подхода к культуре как сфере общения, сформулированного Бахтиным М.М. и Библером B.C., межкультурная адаптация является формой социальной адаптации личности. Мы также осмысливаем социализацию как аккультурацию. Педагогическое значение социализации определяется поиском результативных способов присвоения школьниками социального опыта. Целью использования культуры своего и соседних народов на уроках общественных дисциплин должно стать формирование личности на рубеже культур, т.е. по ли культур ной личности. Поликультуризм рассматривается нами как форма межкультурной компетенции способствующей росту прогрессивных механизмов социализации учащихся.

Формирование поликультурной личности подразумевает воспитание межкультурной восприимчивости, которая не является врождённой ни в одной культуре: снятие противоречий между национальными и общечеловеческими ценностями. Мы считаем, что в полиэтнических регионах, таких как Республика Северная Осетия - Алания, наблюдается тенденция к более высокому уровню развития межкультурной компетенции населения. Культурная интерференция обусловлена социальными причинами длительного совместного проживания разных народов. Национальная культура есть средство внедрения в когнитивную систему реципиента концептуальных конструкций, поэтому она выступает как социальная сила.

В настоящее время гуманизация является одним из направлений этни-зации образования. Эксперимент показал, что введение национально-регионального компонента в содержание основ общественных наук значительно активизировало познавательный интерес и учебную деятельность, явилось средством формирования гуманистического мировоззрения у студентов лицея. Национально-республиканский компонент образования связан с понятием «национальная школа». В работе содержание и технология национально-государственного образования включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, национальной культуры;

- создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с иными культурами России и мира;

- позволяющий гражданину России включиться в современные мировые цнвилизационные процессы.

Национально-региональный компонент образования мы вводили в учебный процесс исходя из следующих концептуальных факторов:

- Многонациональный состав учащихся всех учебных заведений г. Владикавказа;

- Поликонфессиональный характер населения республики, но с преобладанием в некоторых районах христиан или мусульман;

- Население республики, являясь многонациональным (в РСО - Алания проживают представители 90 национальностей) интернационально по духу. Толерантность у всех жителей Северной Осетии сформировалась за сотни лет совместной жизни.

Нашакомплекная модель национально-регионального компонента образования способствует решению двух взаимосвязанных задач - инвариантной и вариативной. Первая реализует госстандарт, ориентированный на общероссийский и мировой уровень ценностей, а вариативная часть призвана решать не менее важную задачу - готовить учащихся к жизни в реальных условиях многонациональной, поликонфессиональной республики. Национально-региональный компонент готовит молодых людей к жизни в реальных условиях Республики Северная Осетия-Алания, создавая необходимые предпосылки для формирования психологической восприимчивости к любой нациоиальной культуре, для сохранения и укрепления той гармонии межнациональных отношений, какую мы имеем в настоящее время, и, наконец, для того, чтобы вступающее в пору зрелости молодое поколение было инкорпорировано в ту среду, в которой ей жить и творить.

В заключении хочется отметить, что немногочисленные исследования в современной литературе посвящены только лишь аспектам гуманитаризации и гуманизации естественнонаучных и технических дисциплин. Неоправданно исключены из этого процесса предметы гуманитарного характера, в то время, как и они, нуждаются в целостной теоретически и практически оправданной программе гуманизации и гуманитаризации. Это продиктовано, прежде всего, тем, что Человек как объект исследования гуманитарных наук нивелирован рассмотрением только лишь системы "человек - общество". Изучение исторического процесса сведено только лишь к рассмотрению антагонизма классов в борьбе за свои коллективные интересы, а развития общества - к противостоянию производительных сил и производственных отношений. При таком одностороннем подходе мы "потеряли" самого человека как движителя общественного прогресса, его личностные и индивидуальные особенности, всё то, что имеет прямую воспитательную направленность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хугаева, Фатима Владимировна, 2002 год

1.Абаев В.И. Избранные труды. В 4-х т. Т.1. Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир. 1990 - 640 с.

2. Абаев В.И. Избранные труды. В 4-х т. Т.2. Общее и сравнительное языкознание. Владикавказ: Ир. 1995 724 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX века/Сост. П. А. Лебедев/М.: Педагогика, 1990. 608с.

4. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе развития личности //Педагогика. 2001 № 8. С. 16

5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Курс лекций Моск. гос. института культуры. М.: МГИК, 1993. - 116 с.

6. Баев Г.В. Осетинская письменность //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Владикавказ: Ир. 1993. -416с.

7. Баев Г.В. Женское образование /Гам же.

8. Баев Г.В. Общество восстановления православия на Кавказе и просвещение осетин // газета «Терские ведомости». 1896. № 44.

9. Бахтин М.М. как философ: Сб. ст. /Рос. акад. наук /Отв. Ред. Л.А.Гоготишвили. М.: Наука, 1992. -251 с.

10. Бездухов В.П. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков: принципы соборности в воспитании//Педагогика. 2000. № 7. С.59

11. Бекоева Т.А. Роль П.К.Услара в развитии школы и просвещения горских народов Северного Кавказа. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ, 1998. 19с.

12. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественнонаучного образования: принципы, подходы, технологии. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ, 1997. 150с.

13. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования //Русская школа. М. 1996. С.76

14. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т.Шацкого. //Педагогика. 1998. №.6. С.77

15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В.2 т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. - 541 с.

16. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173с.

17. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. 1982. 223с.

18. Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности: Репринт. Воспроизведения изд. 1918. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.

19. Бестужев Лада И. Что может дать культурология учителю// Народное образование. 1997. № 6. С.89

20. Библер B.C. От наукочтения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М. Политиздат, 1991 - 412 с.

21. Блейх Н.О. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ. 2000. 17 с.

22. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (нач. ХХв.) //Педагогика. 1998. № 7. С. 17 26.Бондаревская Е.В. Теоретические основы лнчностно ориентированного воспитания. Ростов на - Дону. 1995 - 287 с.

23. Болыная советская энциклопедия. М. 1972. 769с.

24. Борисовский A.M. Люди науки: В.А.Сухомлинский. М.: Просвещение. 1985. 128с.

25. Бурлаков Л.Г. Гуманитаризация процесса обучения физике как средство развития познавательной активности учащихся. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01. Рига, 1988. 182с.

26. Буровский A.M. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новой школы //Педагогика. 1993. № 6. С. 14

27. Валеева Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребёнка //Педагогика. 1998. №6. С. 55

28. Волкова Е.И. Современная христианская культура России и Америки //Философские науки. 1998. № 3-4. С. 49

29. Волкодав И.В. Психолого-педагогические основы социализации личности старшеклассников в условиях республики Северная Осетия Алания. Авто-реф. .канд. дис. Владикавказ - 2001. ИПК. РСО - Алания.

30. Выготский Л.С. Педагогическая психология (Под ред. В.В. Давыдова). -М.: Педагогика. 1991. 479 с.

31. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Гл. ред. А.В.Запорожец. М.:Педагогика. 1982. 4982. 487 с.

32. Газданова Е.А. Мы и вечность. Концепция Духовно-нравственного возрождения осетинского народа. Владикавказ: Ир. 1997. 193 с.

33. Ганиев P.M., Арчегова О.Р. Сполохи мыслей со ступеней времени. Монография. Влад-з: СОГУ. 1996. - 305 с.

34. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров Русской души. М.: Наука, «Восточная Литература». 1993. - 123 с.

35. Гассиев А.А. Избранные произведения. Владикавказ: Ир. 1992. - 440с.

36. Гассиев А.А. Учение Л.Н.Толстого //Избранные произведения. Владикавказ: Ир. 1992 - 440 с.

37. Гассиев А.А. Возвышение духовенства и власти иерархов// Избранные произведения. Влад-з: Ир. 440 с.

38. Гассиев А.А. Сказки и история// Там же, с.413

39. Гассиев.А.А. Анализ Корана по основным вопросам вероучения и нравоучения//Там же, с. 95.

40. Гассиев А. А. Коран, его происхождение и образование//Там же, с. 79.

41. Гассиев А.А. Ислам и конституция. //Там же, с. 101.

42. Гассиев А.А. Школьное дело между инородцами на Кавказе //Там же, с.241.

43. Гассиев А.А. По части книжных древностей //Там же, с. 166.

44. Гассиев А.А. Нечто о положенини женщин у горцев-мусульман //Там же, с. 150.

45. Гегель Г.В. Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль. 1972 73. Т.1. 1972. 667с.

46. Гегель Г.В. Антология чешской и словацкой философии. М. 1982. 479 с.

47. Гегель Г.В. Философия религии. М.: Наука. 1986. Т.2. 341 с.

48. Гельман З.Е. Вырваться из круга.// Народное образование. 1990. № 10. С.24 28

49. Герцен А.И. Былое и думы. М.: Художественная литература. 1987.-670 с.

50. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: Прогресс. 1995. 448 с.

51. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М.: Советский художник. 1977. 335 с.

52. Гумилёв JI.H. Этногенез в аспекте географии //Вестник ленинградского университета. 1970. № 12. С.89

53. Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли. /Под ред. В.С.Жекулнна. Л.: Гидрометеоиздат. 1990. - 528 с.

54. Grimm J. Kleinere Schriften, Bd. 1. Berlin, 1881, p.290; Grimm J. Geschichte der deutschen Sprache. Leipziq, 1880, p. 44

55. Grousset R. Bilan be 1 Histoire. Paris .1946, p .103

56. Девин П.О. О национальном русском воспитании //Русская школа. 1916. №. 2-3. С.128

57. Дзасохов Г.И. Заветы Пирогова педагога //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов. Влад-з: Ир, 1993. - 416 с.

58. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип //Педагогика. 2000. № 10. С.И

59. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика. 1994. № 3. С.75

60. Дорсет Д. До того как умрёт природа. М.: Наука. 1968. 145с.

61. Игумен Иоанн (Экономцев). Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы //Педагогика. 1999. № 4. С. 19

62. Ильин И.А. Основы христианской культуры //Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М. 1993. 403 с.

63. Ильченко В.Р.Перекрёстки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1990. 250 с.

64. Искандеров А.А. Тоётоми Хидеёси. М.: Наука. 1984. 447 с.

65. Кайтукова З.М. Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX начале XX веков. Автореф. .канд. пед. наук: 13. 00. 01.Владикавказ: СОГУ. 2000. 18с.

66. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения./Под ред А.М.Арсеньева. М.: Педагогика. 1982. - 704 с.

67. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Пг. 1915. 145.с.

68. Каптерев П.Ф. История педагогики. Курс лекций. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. - 188 с.

69. Карамзин Н.М. История государства Российского. В.4-х кн.: Книга первая. Ростов-на-Дону: Книжное издательство. 1989. - 528 с.

70. Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. М.: Правда. 1988 -540 с.

71. Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. М.: Наука. 1989. 197 с.

72. Ключевский В. Курс русской истории. Ч.-l. М. 1911 (4-е издание). 404 с.

73. Кодзаев Т.Е. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Уч. -метод. Пособие. Владикавказ: СОГУ, 1996. 48 с.

74. Кодзаев Т.Б., Чеджемов С.Р. Некоторые проблемы современной педагогики // Магометов А.А., Кодзаев Т.Б., Чеджемов С.Р. Педагогика сегодня. -Владикавказ: СОГУ, 1994. 147 с.

75. Кокаева Ф.А. Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII- XIX вв. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ. 2001. 16 с.

76. Колесник С.В. Проблема географической среды //Вестник ленинградского ун-та. 1968. № 12. С. 94

77. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В.2-х т. Том второй. М.Педагогика. 1982. - 656 с.

78. Коменский Я.А. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

79. Конфуций и его школа. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с. (Антология гуманной педагогики).

80. Кондрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. Изд. 2-е. М.: Гл. ред. Вост. Лит. АНСССР. 1972.- 496 с.

81. Кон И.С. Диалектика развития наций: Ленинская теория наций и современный капитализм. //Новый мир. 1970. № 3. С.133 149

82. Краткий философский словарь. /Под ред. А.П. Алексеева. М. 1997.687 с.

83. Кудзаева А.Г. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Казн Атажукина. Канд. .пед наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ. 1991. 20 с.

84. Кудрявая Н.В. Религиозно нравственное учение Л.Н.Толстого: Философские аспекты //Педагогика. 1993. № 1 С.85

85. Ленин В.И. Что такое «Друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? / Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Политическая литература. 1978. 662 с.

86. Ленин В.И.Совещание расширенной редакции «Пролетария» 8-17 (21 -30) июня 1909 г. /Полное собрание соч.т.19. М.: Политическая литература . 1976. 626 с.

87. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. -1988.- 564 с.

88. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. 528 с.

89. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания //Педагогика. 1999. № 4. С.6

90. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Прометей. 1991. - 157 с.

91. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир. -1968. 568 с.

92. Маркс К.5 Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42.

93. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13.

94. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4 .

95. Ю7.Межуев В.М. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество //Вопросы философии. 2000. № 1. С. 126.

96. Ю8.Мескин В.А. Н А. Бердяев: воспитательный идеал и реальный человек //Педагогика. 1993. № 1. С.90

97. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОЙГИ. 1992. - 718 с. ПО.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. - М.: Прогресс. 1993. - 527 с.

98. Ш.Миносьянц А.Г. Народное творчество как средство развития гуманистических качеств личности учащихся профессионального лицея. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Карачаевск 2000. 28 с.

99. Мифы народов мира Энциклопедия: В 2-х т. М. Советская энциклопедия. - 1991. -т.1. - 671 с.

100. Михеев В.Р. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Научн. метод. Пособие для педагогов исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высшая школа, 1987. 200с.

101. Нарты. Осетинский героический эпос./В трёх книгах. Книга 2. М.: Наука. 1989.- 492 с.

102. Наумова Т.В. Основа проектирования курса психологии для технического вуза. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1995. 22 с.

103. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. Москва//Учительская газета. 17 октября 2000 г. № 43.

104. Никольская А.А. Лев Толстой о гуманизации наук //Педагогика. 1994. № 3. С. 80

105. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда//Педагогика. 1997. № 3. С. 87.

106. Осетия и осетины /сост. К.Челехсаты. Влад-з: Ир. 1994. - 576 с.

107. Палтышев Н.Н. Педагогическая гармония //Школа. 1996. № 6. С.З 10

108. Панкрушнна A.M., Веркашинская B.C. Просветительская и педагогическая деятельность В.И.Вернадского //Педагогика. 2001. № 9. С.57 62

109. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах /сост. Л.А.Чибиров. Цхинвали. 1989. 198 с.

110. Петерина С.В. Научно-фундаментальное содержание образования основа профессионализма. Ростов-на-Дону. 1994. 437 с.

111. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М. 1918. Ч. И. 427с.

112. Пономаренко В.А. Гуманизация школы идея вселенского сознания //Педагогика. 1994. № 3. С. 14

113. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1996. 334 с.

114. Рерих Н.К. О культуре и мире моление //Осетия (журнал комитета осети-новедения при европейском центре музея академика Н.К. Рериха) Париж. 1933. Ks 7-8-9. С.19

115. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М.: Просвещение. 1997. 374 с.

116. Рубинштейн М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: Задруга. 1920. 540 с.

117. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл.

118. B.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. 200с.

119. Саранцев Г.И. Гуманизация и гуманитаризация школьного математического образования//Педагогика. 1999. № 4. С. 43

120. Иб.Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования //Педагогика. 2001. № 7. С. 27-31

121. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте //Педагогика. 1998. № 7. С. 18

122. Словарь по этике. /Под ред. И.С. Кона. М. 1989. 547 с.

123. Смолкин A.M. Методы активного обучения: Научн. метод, пособие. М.: Высшая школа. 1998. - 176 с.

124. Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х т. 2-е изд. Т. 2./Общ. ред. А.В.Гулыги, А.Ф.Лосева. М.: Мысль. 1990. - 822с.

125. Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х т., т.1. М.:Мысль. 1990. - 892 с.

126. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России /Сост.

127. C.С.Дмитриева. М.: Правда. 1989. 768 с.

128. Сопоева Н.Х. Национально-региональный компонент в системе активизации процесса обучения в начальной школе. Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01.Влад-з: РГПУ им. А.И.Герцена. 2000. 24 с.

129. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк. 1956. Т.1. 282 с.

130. Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа) //Педагогика. 1997. № 4 С.12

131. Сусоколов А.Культурная инерция этносов: зло или благо? //Народное образование. 1994. № 4 . С. 15

132. Сухомлинский В.А. Зависит только от вас (Письмо завтрашнему учителю). -Избр. Произв. В.5-ти т. Киев. 1980. Т.5 358 с.

133. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т./Редкол.: Дзеверин А.Г. и др. Киев: Рад. Школа. 1979. - т. 4. 670 с.

134. Тарасов JI.B. Новая модель школы «Экология и диалектика», М.: Авангард, 1992.- 690 с.

135. Татищев В Н. История Российская в 7-ми т. М.-Л.: АНСССР, 1962 500 с.

136. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л. Наука. 1979. - 464 с.

137. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс. 1965. 365 с.

138. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.Просвещение. 1995.235 с.

139. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т., т. 17 М.: Художественная литература - 1978. 478 с.

140. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений /Под ред. В.Г. Черткова. М. Гостполитиздат 1980. 355 с.

141. Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? Ленинград: Художественный литература. 1991. 416 с.

142. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 542 с.

143. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика. 1998. № 2. С.17

144. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. Владикавказ: Ир. 1990. - 240 с.

145. Уруймагов Х.А. Женские школы Осетии //Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргнев, С.Р.Чеджемов. Влад-з: Ир. 1993. -416 с.

146. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. АПНСССР М.: Педагогика, 1988 - 414 с.

147. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В И т. М.-Л.: АПНСССР. 1952. -т.11. - 626 с.

148. Философский энциклопедический словарь: М.: ИНФРА М. 2000. - 576 с.

149. Философская энциклопедия. Т.1. /Под ред. Ф.В.Константинова. М.: Политиздат, 1960. 670 с.

150. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней и др. М.: Наука. 1992. 378 с.

151. Фрадкин Ф.А., ПлоховаМ.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогике. М.: Педагогика. 1995. 456 с.

152. Хайруллин Р. Нет народа "хуже" и народа "лучше"//Народное образование.-1997. № 1. С.81

153. Харитонова О.Р. Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения истории отечественного дошкольного образования. Дисс. канд. пед. наук.13.00.01. Ростов-на-Дону : РГПУ 1997. 174 с.

154. Хатаев Е.Е., Кесаева Р.Э. Народная педагогика Сев. Кавказа о сущности, средствах и методах умственного воспитания //Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы. Влад-з: 1998. 325 с.

155. Хатаев Е Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М. 1993. 132 с.

156. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ: СОГУ. 2001. 127 с.

157. Хатаева Р.А. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А. Уруймагова (1864 1919). Автореф. .канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ: СОГУ. 2001. 23 с.

158. Хетагуров К.Л. Стихотворения и поэмы. /Сост. А.А.Хадарцева. М.: Современник. 1989. - 319 с.

159. Хомяков А.С. Полное собрание соч. М. 1900 1904.т.З. 483 с.

160. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX нач. XX в.) М. 1957.

161. Цаликов А.Г. Отклики горской жизни //Антология педагогической мысли Сев. Осетии. Влад-з: Ир. 1993. 416 с.

162. ЦаллаговаЗ.Б. Афористические жанры фольклора как средство народного воспитания //Дарьял. 2002. № 4. С.207-217

163. Церковь и школа//Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. I. Париж. 1927.

164. Чаадаев П.Я. Философские письма. Россия глазвми русского. М. Правда. 1991 556 с.

165. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989 - 675 с.

166. Шнянов Е.Н., Котова И.Б. Философское основание современной педагогики. Ростов-на-Дону. 1994. 352 с.

167. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. .докт. Пед. наук. М.: МГПУ им. В.И.Ленина. 1991. - 400 с.

168. Школа диалога культур: Основы программы /Под ред. B.C. Библера. -Кемерово. 1992. - 348 с.

169. Ямбург Е. А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. 351 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.