Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Данилова, Элина Викторовна

  • Данилова, Элина Викторовна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 262
Данилова, Элина Викторовна. Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2001. 262 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Данилова, Элина Викторовна

Введение.

Глава

Развитие формообразующих методов и композиционных приемов в творчестве архитекторов-деконструктвистов.

1.1 Общая характеристика деконструктивизма.

1.2Абстрактный символизм и программный подход в творчестве Рема Коолхааса.

1.3 Даниэль Либескинд: от супрематизма к кубизму.

1.4 Пространственный супрематизм Захи Хадид.

1.5 Событие и деконструкция Бернара Чуми.

1.6 Экспрессионизм Копп Химмельб(л)ау.

1.7 Геометрические трансформации Питера Эйзенмана.

1.8 Синтез искусства в творчестве Френка Гери.

1.9 Выводы.

Глава

Кубизм и футуризм как формообразующие концепции начала XX века.

2.1 Формообразующие методы и композиционные приемы построении картинной плоскости в кубизме.

2.2 Формообразующие методы и композиционные приемы построения картинной плоскости в произведениях футуризма.

2.3 Влияние формообразующих методов кубизма и футуризма на развитие новых течений в изобразительном искусстве первой трети XX века.

2.4 Развитие формообразующих методов кубизма и футуризма в русском кубофутуризме.

2.5 Супрематизм К. Малевича.

2.6 Конструктивизм В. Татлина.

2.7 Влияние формообразующих методов кубизма и футуризма на современное искусство XX века.

2.8 Выводы.

Тлава

Трансляция формообразующих методов и композиционных приемов кубизма и футуризма в архитектуру первой трети XX века.

3.1 Выход из картинной плоскости в пространство в русском и советском авангарде.

3.2 Группа Де Стиль.

3.3 Раннее творчество Jle Корбюзье.

3.4 Влияние раннего модернизма и конструктивизма на последующее развитие архитектуры.

3.5 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма»

Актуальность исследования. Архитектура деконструктивизма является сегодня одним из самых ярких направлений архитектуры конца XX века и вызывает интерес не только многочисленных последователей ее во всем в мире, но и большого числа исследователей и критиков. Сложность формообразования и пространственной организации деконструктивистских объектов определяет многообразие точек зрения по поводу их происхождения и поиска истоков деконструктивизма в различных областях - искусстве, архитектуре, философии, естественных науках. Существующая в архитектурной критике точка зрения по поводу генезиса формообразования архитектуры деконструктивизма в архитектуре авангарда первой трети XX века не дает полного представления о процессе создания объемно-пространственной композиции объектов этого направления. Авангард первой трети XX века оказал влияние на многие последующие течения в архитектуре: функционализм, модернизм, хай-тек и т.д. Но это влияние, определяющее в основном стилистические и социальные аспекты этих течений, не раскрывало идею развития новых пространственных представлений, которая лежала в основе формирования новой архитектуры XX столетия и которая ярко выражена сегодня в архитектуре деконструктивизма.

Таким образом, развитие деконструктивистской архитектуры в последнее десятилетие, выразившееся в создании сложной системы пространственной организации и уникальной формы объектов, не имеющих аналогов в архитектуре XX века, определяет необходимость более детального изучения композиционных приемов мастеров деконструктивизма и выявления иных возможных истоков формообразования в их творческих методах.

Направленность архитекторов-деконструктивистов на создание новых пространственных структур, на поиск новой формы, не несущей в себе узнаваемость образов и языка, указывает на связь деконструктивизма не только с авангардной архитектурой 20-30-х годов XX века, но и с периодом революционных преобразований в изобразительном искусстве в начале XX века. Именно в живописи произошла радикальная трансформация пространственных представлений, определившая последующее разрушение классической традиции в архитектуре и ее развитие на основе нового пространственного мышления. Таким образом, оба этих периода в развитии искусства и архитектуры могут быть определены как новаторские в области развития новых пространственных и формообразующих концепций.

Исследование особенностей периодов формирования нового пространственного мышления на основе переосмысления формы и содержания, а также выявление формообразующих методов и композиционных приемов создания объектов архитектуры деконструктивизма на основе новых пространственных представлений являются сегодня актуальными.

Методической основой работы стали исследования по истории и теории современного искусства и архитектуры российских и зарубежных авторов. Исторические и теоретические аспекты современной архитектуры исследовались в работах Ю.П. Волчка, А.В. Иконникова, В.В. Кириллова,

A.В. Рябушина, Е.В.Сидориной, А.А.Стригалева, С.О.Хан-Магомедова,

B.Э. Хазановой, B.JI. Хайта и др. Русский авангард исследовался Дж. Боултом, Е.Ф. Ковтуном, А. Наковым, Н.Н. Луниным, Д.В. Сарабьяновым,

C.О. Хан-Магомедовым, А.С. Шатских и др. Концепции современного искусства рассматривались Е. А. Бобринской, Дж. Голдингом, Ф. Купером,

К. Рашбергом и др. Тенденции архитектуры деконструктивизма рассматривались Ф. Джодидио, Ф. Джонсоном, И.А. Добрицыной, К. Кук, Т.Ю. Николенко, А. Пападакисом, Дж. Стилом, М. Уигли, К. Фрэмптоном и др. Вопросы взаимодействия и взаимовлияния архитектуры и искусства широко исследовались в работах И.А. Азизян, Г.В. Есаулова, А. А. Стригалева, В.Э. Хазановой, Д.О. Швидковского и др. Автор также основывался на теоретических работах художников и архитекторов Р. Коолхааса, К. Малевича, А. Родченко, Б. Чуми и др.

Цель исследования - выявить особенности формообразующих методов и композиционных приемов в творчестве архитекторов - деконструктивистов и их истоки.

Задачи исследования:

- исследовать приемы построения объемно-пространственных композиций в архитектуре деконструктивизма;

- выявить преемственность в методах формообразования между кубизмом, футуризмом, архитектурой авангард а первой трети XX века и деконструктивистской архитектурой;

- проанализировать общие закономерности процесса формирования новых пространственных представлений и создания новой формы; определить его возможную универсальность в архитектурном формообразовании.

Объект исследования: архитектура деконструктивизма, живописный и архитектурный авангард первой трети XX века.

Предмет исследования: творческие методы формообразования и композиционные приемы архитектуры деконструктивизма и их истоки в живописи и архитектуре авангарда первой трети XX века;

Границы исследования: временные границы исследования, определенные задачами работы, включают период развития архитектуры деконструктивизма в последней четверти XX века и период формирования авангардных концепций в живописи и архитектуре в первой трети XX века, для которых характерно устремление к трансформации сложившихся пространственных представлений и формированию нового пространственного мышления.

В исследовании рассматриваются формообразующие методы, композиционные принципы архитектуры деконструктивизма и не затрагиваются социальные и идеологические аспекты этого течения.

Методологическая основа работы - системный анализ формообразования в архитектуре с применением графоаналитического метода и объемно-пространственного моделирования, что позволяет реконструировать формообразующие методы, выявить композиционные приемы в творчестве мастеров авангарда первой трети XX века и провести их сравнительный анализ с формообразующим подходом в архитектуре деконструктивизма.

Методика исследования:

- многоаспектный анализ научной литературы по теории и истории архитектуры и искусства рассматриваемых периодов;

- анализ композиционных структур произведений изобразительного искусства и архитектурны с применением графоаналитического метода, а также объемно-пространственного моделирования;

- проведение сравнительного анализа композиционных приемов и формообразующих методов архитектуры деконструктивизма, живописного и архитектурного авангарда первой трети XX века.

Научная новизна исследования:

- в результате проведенного графического анализа и последующего объемно-пространственного моделирования выявлены формообразующие методы и композиционные приемы в архитектуре деконструктивизма, особенности творческих методов архитекторов-деконструктивистов (Рема Коолхааса, Захи Хадид, Бернара Чуми, Кооп Химмельб(л)ау, Даниэля Либескинда, Питера Эйзенмана, Френка Гери);

- установлена общность подходов к формообразованию в архитектуре деконструктивизма и художественных направлениях начала XX века - кубизме и футуризме; определена последовательность приемов создания новых пространственных структур и новой формы в архитектуре на основе кубистического метода построения.

На защиту выносятся следующие положения:

- особенности формообразующих методов и композиционных приемов в творчестве архитекторов - деконструктивистов;

- механизм создания новых пространственных структур и новой формы в архитектуре деконструктивизма.

Научное и практическое значение работы:

- исследование расширяет научное знание о деконструктивистской архитектуре, ее истоках, формообразующих методах и композиционных приемах. Полученные результаты позволяют определить механизм создания новых пространственных структур и нового формообразования в архитектуре XX века.

Апробация и внедрение результатов исследования:

- основные положения исследования были представлены в докладах на областных и региональных научно - технических конференциях Сам ГАСА в 1998, 2000 и 2001 гг., в двух статьях в местной прессе и сборнике научных трудов кафедры Градо СамГАСА; в докладе «От изображения к конструкции» на международной конференции «Творчество и современность», проведенной Самарским областным художественным музеем в 2000 году. Внедрение результатов исследования проведено в ходе руководства двумя дипломными работами: «Самарский ВХУТЕМАС» и «Синтетический театр», 2000г. Разработана рабочая программа по архитектурному проектированию, цветографической и объемно-пространственной композиции по специальности «Дизайн» на архитектурном факультете СамГАСА. Были проведены научно-практическая конференция «Беспредметный мир» в рамках архитектурного факультета, выставка «От изображения к конструкции» и мастер-класс совместно с Самарским художественным музеем. Результаты исследования также внедрены в разработку проекта Самарского театрального центра. В ходе работы над исследованием было переведено около 400 страниц англоязычных текстов, которые могут быть применены в качестве методического материала в учебном процессе. Отдельные фрагменты исследования могут найти практическое применение в учебных курсах по истории новейшей западной архитектуры для студентов архитектурных вузов.

Структура работы:

- диссертация состоит из двух томов. В первом томе представлен основной текст, состоящий из введения, трех глав, заключения и библиографии. Второй том содержит 78 иллюстративных таблиц. Структура диссертационного исследования отражает взаимосвязь и последовательность решения поставленных цели и задач.

В первой главе исследуются формообразующие методы и композиционные приемы архитекторов-деконструктивистов, определяются особенности развития их творческих методов на протяжении последней четверти XX века; устанавливается их преемственность с архитектурой первой трети XX века и их общие с кубизмом и футуризмом истоки.

Во второй главе проводится анализ формообразующих методов и композиционных приемов кубизма и футуризма, а также художественных течений, развитых на основе этих направлений; выявляется последовательность становления метода кубистического построения картинной плоскости, определяющего создание новых пространственных структур в произведениях изобразительного искусства.

В третьей главе анализируется последовательность передачи приемов формообразования от живописи к архитектуре в первой трети XX века; определяется механизм создания новых пространственных структур и нового формообразования в архитектуре XX века.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования и формулируются главные выводы работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Данилова, Элина Викторовна

Общие выводы

1. Использование графоаналитического метода и объемно-пространственного моделирования позволяет реконструировать процесс формообразования, выявить последовательность линейного построения и проанализировать пространственные структуры произведений изобразительного искусства. Результаты исследования показали, что развитие архитектуры деконструктивизма определялось механизмом формообразования, который был использован и в период формирования кубистического метода построения картинной плоскости, и позднее - в ходе передачи формообразующих приемов от изобразительного искусства к авангардной архитектуре.

Таким образом, в исследовании была установлена преемственность архитектуры деконструктивизма по отношению к авангарду первой трети XX века, декларируемая архитекторами-деконструктивистами, что было подтверждено в работе сравнительным анализом их произведений. В результате анализа было выявлено, что механизм формообразования, применяемый в рассматриваемых творческих направлениях, приводит к внешне похожим формам на ранних стадиях становления их методологии проектирования.

2. Преемственность в подходах к формообразованию между архитектурой деконструктивизма и художественными направлениями XX века: кубизмом и футуризмом - проявилась в применении таких приемов, характерных для монтажной культуры XX века, как:

- фрагментация формы и разделение ее на элементы, вызванная многообразием условий и задач, как методически важная стадия для последующего проектирования в необходимой для каждого конкретного случая последовательности.

- выявление динамики городской среды, определение «силовых линий» контекста как основы для создания композиционного каркаса объекта и его взаимопроникновения и интеграции с окружающим пространством;

- уравнивание в правах «пустот» и «объемов» в формообразовании объекта, объективизирующее пространство как материал архитектуры и монтаж как проектный метод.

3. В исследовании определена универсальность механизма создания новой архитектурной формы, которая заключается в последовательности четырех этапов формообразования:

- на первом этапе разрушается традиционное содержание и представление архитектурной формы, переосмысливается ее однородность на основе диссонанса, являющегося ключом к деформации и преобразованию;

- на втором этапе происходит разложение архитектурной формы на отдельные элементы под воздействием авторских представлений о картине окружающего пространства; формируется новая система композиционных осей, определяемая контекстом, создаваемым окружением;

- на третьем этапе система выявленных авторами направлений движения архитектурной формы в трехмерном пространстве определяет создание новой пространственной структуры. на четвертом этапе появляется новая форма, выражающая новую пространственную организацию объекта и являющаяся результатом пространственного монтажа.

Таким образом, в механизме архитектурного формообразования на основе переосмысления традиционного содержания и канонизированной архитектурной формы заложена методологическая универсальность, которая определяет показ возможностей альтернативных вариантов и дальнейшее развитие архитектурных идей.

Исследование показало, что образно-композиционный арсенал яркого и необычного направления в архитектуре деконструктивизма во многом опирается на достижения русского и западного авангарда начала XX века, в особенности кубизма и футуризма.

Заключение

Формообразование является одной из главных проблем художественного творчества, потому что, в конечном счете, значение творчества того или иного мастера определяется его пластическим вкладом в развитие искусства, который представляет собой ответ не только на вопрос «что сделано», но и «как это сделано». Формообразование - это также один основных аспектов обучения, главной целью которого является формирование проектного метода, как основы профессиональной деятельности. Именно поэтому, процесс формообразования, включающий рассмотрение взаимодействия всех факторов, определяющих итоговую проектную модель, становится объектом анализа как самих авторов так и профессиональных критиков.

Кубофутуристические основы прослеживаются в творчестве различных направлений современного искусства и архитектуры, доказывая основополагающую роль кубизма и футуризма в процессе современного формообразования. Деконструктивизм, как направление, является продолжением кубофутуристической программы и беспредметного искусства в архитектуре и оказывает сегодня огромное воздействие на творчество большого числа архитекторов, подчеркивая универсальность идей, заложенных в его основе. Очевидно, что, исследование истоков и основ современного формообразования является сегодня актуальным как для профессионалов так и для учащихся.

В своей работе автор исследовал лишь небольшую часть наследия художников и архитекторов, развивавших в своем творчестве формообразующие принципы и методы кубизма и футуризма, что объясняется большим объемом и многообразием материала, требующего своего дальнейшего рассмотрения и объективного анализа. Выбор тех или иных художников и архитекторов продиктован их ведущей ролью в процессе «от изображения к конструкции», определившем революционность преобразований в развитии искусства и архитектуры XX века, также являющихся предметом многочисленных исследований сегодня и в будущем.

В механизме архитектурного формообразования на основе переосмысления традиционного содержания и канонизированной архитектурной формы заложена методологическая универсальность, которая определяет показ возможностей альтернативных вариантов и дальнейшее развитие архитектурных идей.

Исследование показало, что образно-композиционный арсенал яркого и необычного направления в архитектуре деконструктивизма во многом опирается на достижения русского и западного авангарда начала XX века, в особенности кубизма и футуризма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Данилова, Элина Викторовна, 2001 год

1. Адаскина Н. Место ВХУТЕМАСа в русском авангарде. // Великая утопия. -М.: Галарт, Берн: Бентелли,1993. -97-109с.с.

2. Адаскина Н., Сарабьянов Д. Любовь Попова. //Амазонки русского авангарда. Каталог выставки. М.:ГАларт,2000. - 365 с.

3. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств.//Советское искусствознание,74. -М.: Советский художник, 1975. 284-296с.с.

4. Азизян И.А. Рождение диалогизма сознания XX века.// Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХ1 веков: разломы и переходы. М.:УРСС. - 2001. - 7-90с.с.

5. Азизян И.А. Стиль и синтез. Взаимоотношения и взаимозависимости.// Проблемы формализации средств художественной выразительности. М.: ВНИИТЭ, 1980. - 73-74с.с.

6. Азизян И.А. Цвет культура - цветовая культура.// Техническая эстетика, 1981, №9. -26-29с.с.

7. Азизян И.А. Аналитический метод художника.// Декоративное искусство СССР, 1973, №9. 12-17с.с.

8. Азизян И.А. Взаимодействие искусств. Композиционно методологический аспект проблемы.// Архитектура СССР, 1974, №9. 45-50с.с.

9. Азизян И.А. Композиционные основы взаимодействия искусств.// Архитектурная композиция. -М.: Стройиздат, 1970. 175-179с.с.

10. Азизян И.А. Композиционные основы синтеза.// Композиция в современной архитектуре. -М.: Строииздат. 1973. - 245-255с.с.

11. Азизян И.А. Творческий метод в архитектуре. М., 1974. 1-82с.с.

12. Азизян И.А. Цветовая композиция в современной архитектуре.// композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973. - 130-13 5с.с.

13. Азизян И.А., Сарабьянов А.А. Два аспекта взаимодействия искусств: формообразование и синтез.// Композиция в современной архитектуре. М.: Строииздат, 1973. - 234-245с.с.

14. Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М.:НИИТАГ,1998. - 146с.

15. Амазонки русского авангарда./ Под ред. Джон Э. Боулта, Мэтью Дратта. -М.: Галарт, 2000.- 142с.

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Благовещенск: колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ,1999. - 386с.

17. Архитектура СССР 1917-1987. М.: Стройиздат, 1987. - 549 с.

18. Балан М. Серия «Деревья» Пита Мондриана. Логика трансформации природного мотива. // Метафизические исследования/ Под ред. Соколова Б. С.Петербург: Алетейя,2000. - 204-23 lc.c.

19. Барбьери У. Два проекта для голландского института Архитектуры // Домус. декабрь 1989-43-51 с.с. (43).

20. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М.: Академия Архитектуры СССР, 1947. -245с.

21. Басс А .Я., Стернин Г.Ю. От модерна до авангарда. -М.:Галарт,1995. 183с.

22. Бобринская Е. Футуризм. М.:Галарт,2000. - 142с.

23. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М.:Галарт,2000. - 175с.

24. Боулт Джон. Художники русского авангарда М.:Искусство,1990. 212с.

25. Бродский Иосиф. Сочинения. Том №3./ Под ред. Комарова Г.Ф. -С.Петербург: Пушкинский фонд, 1994. 446с.

26. Бурлюк Давид. / Под ред., Петровой Е., Лаке А. Palace Editions. - 128с.

27. Бурлюк Давид. Фрагменты из воспоминаний футуриста. -С.Петербург: Пушкинский двор, 1994. 381с.

28. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932 Берн: Бентелли, М.: Галарт, 1993-831 с.(110)

29. Владимир Татлин. Ретроспектива. Каталог выставки. / Под ред. Стригалева А. Koln: Du Mont Buchverlag, 1994.

30. Волчок Ю.П. Тектоника //Теория композиции в советской архитектуре/ Под ред. Л. И. Кирилловой М.: Стройиздат, 1986. - 69-87 с.с.

31. Волчок Ю.П., Иванова Е.К., Кацнельсон Р.А., Лебедев О.С. Конструкции и форма в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1980.

32. Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922. - 56 с.

33. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.:Стройиздат,1984. - 455с.

34. Гинзбург М.Я. Жилище. М.: Госстройиздат ,1934.-190с.(22)

35. Голдхорн Б. Новый этап освоения наследия русского конструктивизма // Проект Россия №1 60-62 с.с.(62)

36. Горячева Т. Нина Коган. История судьбы.// В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. Palace Edition, 2000. - 65-76с.с.(15-16)

37. Добрицина И.А. Нелинейная пардигма в архитектуре 90-х годов XX века.// Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХ1 веков: разломы и переходы/ Под ред. Азизян И. А. М.:УРСС. - 2001. - 146-207с.с.

38. Дуглас Шарлотта. К вопросу о философских истоках беспредметного искусства.// Малевич. Художник и теоретик./ Под ред. Сарабьянова Д. М: Советский художник, 1990. - 56-103с.с.(59)

39. Иконников А.В. Архитектура и история. М.: Архитектура, 1993. - 252с.

40. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат. 1986. -287с.

41. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. - 174с.

42. Иконников А.В., Хан-Магомедов С.О., Шайхет А.А. Советская архитектура вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1967. - 47с.

43. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия М.:Интрада,1998.-255с.

44. Ильин М.А. Веснины. М.: изд. АН СССР, I960.- 192с.

45. История советского театра. Том №1 / Под ред. Рафаловича В.Е. -Ленинградское отделение государственного издательства художественной литературы, 1935. 401с.

46. Кандинский В. О духовном искусстве. М.:Архимед, 1992. - 107с.

47. Карасик И. По радиусу основы. // В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. Palace Edition,2000. - 7-12с.с.

48. Карасик И. Современная нам форма в искусстве исследовательский институт.// В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. - Palace Edition,2000. - 103-122с.с.

49. Карасик И.В. Русский авангард./ Под ред. Лакст Анны. Palace Editions, 1998. -400с.

50. Клюн И.В. Каталог выставки в Третьяковской галерее./ Под ред. Сарабьянова А. M.:"RA", 1999. (53)

51. Клюн И.В. Мой путь в искусстве. Статьи, воспоминания, дневники. -M.:"RA", 1999.-559с. (85,88,92,133,250,288)

52. Коваленко Г.Ф. Александра Экстер. Художник и время./ Под ред. Сарабьянова Д. М.:Галарт,1993. - 287с.

53. Ковтун Е. Русский авангард 1920-1930 г.г. С.Петербург: Аврора, Бурнемут: Паркстоун,1996. - 287с.

54. Ковтун Е.Ф. Начало супрематизма.// .// Малевич. Художник и теоретик./ Под ред. Сарабьянова Д. М: Советский художник, 1990. -104-141с.с.(104)

55. Крючкова В. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М.:Галарт,2000. - 175с.(24,29)

56. Лаврентьев А., Фелькер А. Родченко Степанова./ Под ред. Петера Невера. -Мюнхен: Престель,1991. - 258с.

57. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М.:Искусство,1992. - 220с.

58. Лаллманд Г. Сезанн. Образы великого художника. Белфакс,1998. - 144с.

59. Ле Корбюзье. Архитектура XX века./Под ред., Топуридзе К.Т.-М.:Прогресс, 1970. 304с.(238,239,269)

60. Лесли Р. Пикассо-Белфакс, 1998.- 156с.(34)

61. Малевич К. Статьи и теоретические исследования, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930г.г. Том №2/ Под ред. Шатских А.С., Демосфенова Г.Л. М.:Гилея,1998. - 372с.(164,210,219,238)

62. Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы 1913-1929 г.г. Том №1. / Под ред. Шатских А.С., Сарабьянов А.Д. -М.:Гилея, 1995. 393с.(40,41,164,170,179,189,278-290)

63. Малевич К. Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой. Том №3./ Под ред. Шатских А.С. М.:Гилея,2000. - 389с.

64. Малевич: художник и теоретик. / Под ред. Сарабьянова Д. М: Советский художник, 1990. - 239с.

65. Маринетти Ф. Т. Футуризм/Пер. Саблина И. // Метафизические исследования/ Под ред. Соколова Б. С.Петербург: Алетейя,2000. - 296-307с.с.(299,300)

66. Марочкина А. Вера Михайловна Ермолаева// В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. Palace Edition,2000. - 123-138 с.с.

67. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Том №2./ Под ред. Бархина М.Г. М.Искусство, 1975. - 584с.(14,15,23).

68. Мельников К.С. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. М.:Искусство,1985. - 311с.

69. Мерфи Р. Мир Сезанна. М.:Терра,1998. - 191с.

70. Михайловский Н.Н. Пунин. Портрет в супрематическом пространстве./ журнал «Нева» № 6 1989 - 145-160 с.с. (154)

71. Многогранный мир Кандинского/ Под ред. Авонотова Н.Б., Сарабьянов Д.В., Турнин B.C. М.:Наука,1998. - 208с.(119-120)

72. Мондриан П. Пластическое искусство и чистое пластическое искусствоА Пер. Балана М. // Метафизические исследования/ Под ред. Соколова Б. -С.Петербург: Алетейя,2000. 308-331с.с.(310-312).

73. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. -М.Искусство, 1997. 416с.( 17,18,231,233,400).

74. Наков А. Русский авангард. М.Искусство, 1991. - 190с.(10,12,24,174)

75. Направления итальянского искусства 1947-1989г.г . Каталог. Рим: Фрателли Паломби,1989. - 159с.

76. Некрасов А.И. Теория архитектуры. М.:Стройиздат,1988. - 231с.

77. Петрова Е. Вступление.// В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. Palace Edition,2000.

78. Петрочук О. К. Рисунки В. Ван-Гога. М.:Исскуство,1974. - 144с.

79. Подоксик А. Пабло Пикассо. С.Петербург: Аврора: Паркстоун,1996. -180с.

80. Попова Л.С. 1889-1924. -ARS Publication Ltd, 1990.-215с.

81. Поспелов Г.Г. Бубновый Валет. М: Советский художник, 1990. - 270с.

82. Постимпрессионизм / Под ред. Парсоса Т. М. Белый город, 2000 (54,107).

83. Пунин Н. О Татлине. M.:"RA", 1994. - 126с.( 15,52).

84. Ракитин В. Мастеровой и пророк.: заметки на полях творческих биографий.// Великая утопия. М: Галарт, Берн:Бентелли,1993. - 26-40с.с.

85. Ракитин В. Николай Михайлович Суетин. M.:"RA", 1998. - 225с.

86. Родченко A.M. Статьи, воспоминания, автобиографии, записки, письма. -М.: Советский художник, 1982. -221с.

87. Розанова Ольга 1886-1918 г.г. Каталог выставки. М.:ВХПО, Finland: Art Consalting ARS, 1992. - 125c.

88. Русский авангард в европейском контексте./ Под ред. Бездидько А.В. -М.:Наука,2000. 310с.

89. Русский авангард. Недописанные страницы. Памяти Е.Ф. Ковтуна -PALACE EDITIONS, 1999- 131 с.(9)

90. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич. Живопись, теория. -М.Искусство, 1993. 413с.(104)

91. Сарабьянов Д.В. Вступление. Станковая живопись и графика Поповой// Л.С. Попова 1889-1924. ARS publication ltd, 1990. - 245 с.(56)

92. Сарабьянов Д.В. Любовь Попова. М.:Галарт,1994. - 79с.(53)

93. Сарабьянов Д.В. Малевич в эпоху великого перелома.// Малевич. Художник и теоретик./ Под ред. Сарабьянова Д. М: Советский художник, 1990. -142-191с.с.

94. Сарабьянов Д.В. Малевич между французским кубизмом и итальянским футуризмом.// Русский авангард 1910-1920 г.г. в европейском контексте. -М.:Наука,2000. -62-71 с.с.

95. Сарабьянов Д.В., Гурьянова Н.А. Неизвестный русский авангард. М.: Советский художник,1992. - 350с.

96. Сахаров А.Д. Лионская лекция // журнал «Огонек»., 1991 № 21

97. Сезанн. Переписка, воспоминания современников./ Под ред. Яворской Н.В. М.:Искусствао,1972. - 367с.

98. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. -М.:ВИНИТИ, 1995. 240с.(175)

99. Сидорина Е. Сквозь весь XX век. Художественные концепции русского авангарда. М.: Русский мир,1994. - 373с.

100. Служение русскому авангарду. / Под ред. Петровой Е. Palace Editions, 1998. - 128с.(8,16,54)

101. Стригалев А. Не архитекторы в архитектуре.// Великая утопия. М: Галарт, Берн: Бентелли, 1993. - 265-283с.с.

102. Стригалев А. Ретроспективная выставка Владимира Татлина // Владимир Татлин. Ретроспектива DuMont Buchverlag Koln,1993. - 8-53 с.(15,25)

103. Терман М. Василий Кандинский. UK: Parkstoun. - 159 с.

104. Фремптон. К. современная архитектура./ Под ред. Хайта В.Л.-М.:Стройиздат, 1990 .-534с.(210,215,223,234).

105. Хазанова В.Э. Клубная жизнь и архитектура клуба 1917 1941. - М.: Жираф, 2000. - 160с.

106. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября 1917-1925 гг. -М.: Наука, 1970. 205 с.

107. Хайт В.Л., Нащокина М. В. взаимодействие авангарда и ар-деко в мировом контексте развития стиля. // Русский авангард 1910-1920 г.г. в европейском контексте. М.:Наука,2000. - 195-204с.с.(197)

108. Хан-Магомедов С.О. Архитектор Константин Мельников. М.: Знание, 1981.

109. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Проблемы формообразования. Мастера и течения. Книга первая. М.: Стройиздат, 1996. - 709 с.(90,224,225-226,357-358,370,419,439,480).

110. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Социальные проблемы. Книга вторая. М.: Стройиздат, 2001. - 712 с.( 104,702).

111. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. М.: Изд. ладья, 1995. - 342 с.

112. Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов. М.: Стройиздат, 1988. - 231 с.

113. Хан-Магомедов С.О. М.Я. Гинзбург. Серия: «Мастера архитектуры».- М., 1972, 182с.

114. Хан-Магомедов С.О. Николай Ладовский. М.: Знание, 1984. - 63 с.

115. Хан-Магомедов. С.О. 27 приоритетов советского архитектурного авангарда.//Русский авангард 1910-1920 г.г. в европейском контексте. -М.:Наука,2000. 216-220с.с

116. Хан-Магомедов.С.О. Пионеры Советского дизайна М.:Галарт,1995. -423с.

117. Художественные модели мироздания. Книга вторая. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира / под общей ред. В.П. Толстого-М., Наука-363 с.(57,59,73,139,335).

118. Ченяков А.Г. Братья Веснины. М.: Стройиздат, 1970. - 180 с.

119. Шатских А. Малевич и Лисицкий лидеры УНОВИСа.// В круге Малевича: соратники, последователи, ученики в России 20-50г.г. - Palace Edition, 2000. - 45-64с.с.(48-49).

120. Шатских А. Жизнь искусства. Витебск М. Языки русской культуры, 2001 -255с.

121. Шатских А. УНОВИС- Очаг нового мира.// Великая утопия. М.: Галарт, Берн:Бентелли,1993. - 72-83 с.с.

122. Шукурова А.Н. Архитектурная графика в конце XX века.// Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки. М.: НИИТАГ, 1998. - 104-11 lc.c.

123. Якимович А. Магическая вселенная. М.:Галарт,1995. - 132с.

124. Amsoneit W. Contemporary European architects. TASCHEN, 1991. - 160c.

125. Concepts of modern art / From fauvism to postmodernism. London: Thames and Hudson Inc, 1997. - 424c.

126. Cooper Philip. Cubism. London: Phaidon, 1999. - 127c.(12,14).

127. Eisenman Peter Madrid:El Croquis #83,1997. - 173c.(64)

128. Engo F. Walther, Rainer Metzger. Van Gogh- the complete painting. -TASCHEN,1997. 740c.(78,128).

129. Engo F. Walther, Warncke C.-P. Picasso. TASCHEN, 1998. - 740c.

130. Frank Gehry" s Acceptance Speech // www.pritzeфrize.com/gehry.htm.

131. Gehry Frank. Madrid: El Croquis #74-75,1995. - 251c.(24,32,35).

132. Golding J. Cubism. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. -50-78 c.c.(55,56,58,63,69).

133. Gossel P., Leuthauser G. Architecture in the twentieth century. TASCHEN, 1991.-432c.

134. Green C. Purism. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. - 79-84c.c.(81).

135. Hadid Zaha. Madrid: El Croquis #52,1991. - 189c.(44,134).

136. Harrison Ch., Francis F., Gill P. Primitivism, cubism, abstraction. The early twentieth century. London: YAIE, 1993. - 270c.

137. Jancks Ch.& Kropf K. Theories & manifestoes (of contemporary architecture).- UK: Academy editions, 1997. 312c.(267,276).

138. Jodidio Ph. New forms. The architecture in 1990s. TASCHEN, 1997. -237c.(7,8,10)

139. Jodidio Ph. Architecture now! TASCHEN, 2001. - 576c.

140. Jodidio Ph. Building a new millenium. TASCHEN, 1999. - 559c.

141. Jodidio Ph. Contemporary American architects. Volume #2. TASCHEN, 1997.- 176c.

142. Jodidio Ph. Contemporary American architects. Volume #3. TASCHEN, 1997.- 176c.

143. Juan Antonio Gaya Nuno. Juan Gris. Un peintre cubiste. Espagne: Poligrafa.- 264c.

144. Koolhaas Rem/ ОМА. Madrid: El Croquis #76,1996. - 256c.

145. Kovtun E., Povelihkina A. Russian painted shop signs & Avantgarde artists. -Leningrad: Avrora ART, 1991. 199c.

146. Lampugnari V.M. L'architecture du XX -e siecle en dessins: utopie et realite. -Paris: Philip SERS editeur, 1982. 195c.

147. Le Corbusier // www.com/purist-arch.htm

148. Libeskind Daniel. Madrid: El Croquis #80,1996. - 200c.

149. Lynton N. Futurism. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. -97-105c.c.(15,99).

150. Malustik Radislav. Bauhaus. Chec. Rp.: VSVU, 1965. - 93c.

151. OMA@work. A+U. Published by a+u Publiting Co. Ltd., 2000. - 277c.(34).

152. Overy P. Vorticism. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. -106-109c.c.(108).

153. Palau I Fabre J. Picasso- der cubism. Germany: Konemann, 1998. - 527c.

154. Passuth Krisztina. Moholy-Nagy. Corvina, 1982. - 417c.

155. Raumplan versus Plan Libre/ Adolf Loos and Le Corbusier, 1919-1930/ edited by Max Risselada. Holland: Delft University Press, 1988. - 150c.

156. Rodchenco-Stepanova/ Edited by Carrel C., Young K., McArtur E., Lodder C. 1989.-86c.

157. Ruhrberg K., Schneckenburger M., Fricke C., Honnef K. Art of the 20th century./ Edited by Engo F. Walther. Volume#l. TASCHEN, 1998. -400c.(23,35,45).

158. Ruhrberg K., Schneckenburger M., Fricke C., Honnef K. Art of the 20th century./ Edited by Engo F. Walther. Volume#2. TASCHEN, 1998. - 400c.

159. Spate V. Orphism. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. - 85-97 c.c.(86,90).

160. Stangos N. Preface to concept of modern art. // Concepts of modern art (from fauvism to postmodernism). London: Thames and Hudson Inc, 1997. -6-11 c.c.(6).

161. Steele J. Los Angeles architecture. USA: Verlag Gerd Hatje, 1993. -231c.(84).

162. Steele J. Architecture today. London: PHAIDON, 1997. - 51 lc.(212,348).

163. Steinberg E. Catalogue of an exhibition. / Completed by Manevich G. -Switzerland: Edition d'en Haut, 1992. 209c.

164. Thompson Jessica С. 40 architects under the 40. TASCHEN, 2000. - 559c.

165. Tschumi B. Event-cities 2. London: The MIT Press, 2000 -689c.(12,16,55,453-454,489).

166. Tschumi B. Six concepts/ Excerpt from Architecture and Disjunction

167. Warncke C.-P. De Stijl 1917-1931. TASCHEN, 1991.-216c.

168. Welling Helen G The flickering figure // Arkitekturidsskriftet № 47+48 1990/1991 17-16 c.c.

169. Welling Helen G The flickering figure // Arkitekturidsskriftet № 47+48 1990/1991-7-16c.c.(18,23).

170. Werner F. Convering+Exposing. The architecture of Coop Himmelb(l)au. -Birkhauser, 2000. 206c.(54,56,68).

171. Wigley Mark. The architecture of deconstruction. London: The MIT Press, 1997.-278c.

172. World mundos. Madrid: El Croquis #88-89,1998. - 325c.174. www.tshumi.com/writings.htm

173. Российская академия архитектуры и строительных наук Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства1. ДАНИЛОВА Элина Викторовна

174. РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ИДЕЙ

175. КУБИЗМА И ФУТУРИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА

176. Специальность 18.00.01 -Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историкоархитектурного наследия1. На правах рукописи

177. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Том 2

178. Научный руководитель -доктор архитектуры, профессор, член-корр. PAACH Е.А. АХМЕДОВА1. Москва 20011. Содержание1. Введение.стр. 4

179. Архитектура Рема Коолхааса: основные объекты1. Таблицы №№ 1-3.стр. 6

180. Трансформация. Рем Коолхаас

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.