Развитие этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры Чеченской Республики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Муциева Зура Саидовна

  • Муциева Зура Саидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 173
Муциева Зура Саидовна. Развитие этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры Чеченской Республики: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2020. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Муциева Зура Саидовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

1.1. Суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы

1.2. Современные требования к педагогу гимназии и место этнографической культуры в его профессиональной деятельности

1.3. Содержательно-компонентный состав этнографической культуры педагогов гимназии

1.4. Метод моделирования как способ эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей истории и культуры

Чеченской Республики

Выводы к первой главе

ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ГИМНАЗИИ №12 МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Разработка опытно-экспериментальной программы, её этапов и диагностических методик в рамках развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей истории и культуры Чеченской Республики (констатирующий этап)

2.2. Внедрение в образовательно-воспитательный процесс «Программы повышения уровня этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры Чеченской Республики» (формирующий этап)

2.3. Содержательный анализ динамики педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей истории и культуры Чеченской Республики (заключительный этап)

Выводы ко второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры Чеченской Республики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы развития этнографической культуры у чеченских педагогов обусловлена тем, что сегодня на территории Чечни не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом более 40 наций и народностей (чеченцы, ингуши, аварцы, русские, кумыки, лезгины, ногайцы, армяне, евреи, терские казаки и т.д.). Многонациональная среда республики стала типичным явлением и условием жизни современного чеченца.

По этой причине, сегодня как никогда, важно педагогам быть корректными и внимательными в межэтнических отношениях, и не только в словах, выражениях, но и в педагогической деятельности, во взаимодействии с учениками и их родителями. К сожалению, отдельные молодые педагоги, работающие в средних специальных учреждениях (имеющие 1-2 года стажа,) не дают исчерпывающего ответа на вопрос - Что такое межнациональные отношения? Что такое межэтническая толерантность? Как проявляется терпимость к иным нациям и народностям? Согласно опросу педагогов гимназии, более 51% не осознают необходимости развития у себя этнографической грамотности и этнографической культуры, не считая это приоритетной задачей своей профессиональной культуры. Национальное переплетение народов Чечни и всего Северного Кавказа ставит перед педагогическими коллективами образовательных учреждений сложные задачи повышения этнографической культуры у учителей, способствующей гуманистическим, дружественным взаимоотношениям между всеми субъектами образовательного учреждения.

Игнорирование данного факта может вовлечь педагога в совершенно неожиданные и необоснованные противоречия, создавая межэтническую напряжённость с коллегами, учениками, родительской общественностью.

Министерством Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации с целью единения и укрепления меж-

национальных отношений народов, проживающих в регионе, реализуется специальный проект «Этно-Мир Чеченской Республики». Проект был запущен по личной инициативе Главы Чеченской Республики, Героя России Рам-зана Ахматовича Кадырова, по указу которого действуют два указа Президента России «Об обеспечении национального согласия в РФ» и «О стратегии государственной национальной политики», исходя из которых был разработан «Этно-Мир Чеченской Республики». В различных районах Чеченской республики пять основных национальностей учредили свои национально-культурные центры и национально-культурные автономии в Шелковском, Грозненском, Наурском и других районах Чечни. Однако цель создания проекта не только в том, чтобы культурные центры возрождали свою историю, культуру, традиции, но и всячески делились культурными познаниями с другими народами, развивая и создавая общенациональную чеченскую историю и культуру.

Степень разработанности проблемы. В данном разделе представлены несколько направлений этнографической культуры педагога через народную педагогику, этнопедагогику чеченцев и формирование национальной идентичности личности. Были проанализированы целый ряд диссертаций: Абдул-вахабова Б. Л.-А. Детская одежда вайнахов XVII нач. XX вв. и ее влияние на национальную идентичность молодежи (1993); Арсалиев Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы (1996); Арсалиев Шавади М. -Х. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов (1999); Эфендиев Ф.С. Развитие у педагога профессиональной идентичности на основе интереса к чеченскому языку, истории и культуры; Этнокультура и национальное самосознание: На материалах Северного Кавказа (1999); Дакхильгов H.A. Традиционная культура ингушей: истоки и характерные черты (2003); Прокошен-кова Л.П. Формирование этнического самосознания учащихся в региональной национальной школе как комплексная социально-педагогическая про-

блема (2004); Хаертдинова Р.М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве (2006); Арсанкуева М.С. Обычное право чеченцев и ингушей - Х1Х-начало ХХ век, (2009); Межиева К.Х. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе (2009); Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики (2010); Жемчураева С.Ш. Теоретико-методологические аспекты социологической диагностики идентичности чеченцев в полиэтнической среде Исторические особенности формирования этнической идентичности чеченцев (2010); Дендиева Р.У. Особенности семейного воспитания чеченского народа (2011); Димаева Ф.В. О традиционной и современной культуре чеченцев (2011); Саракаева А.Х. Профессиональной подготовке педагогов образовательных учреждений на основе этнопедагогических принципах посвящен целый ряд диссертаций: Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения (2013); Тлеужанова Г.К, Утеубаева Э.А. Модель формирования субъекта этнической культуры в условиях высшей школы (2016); Мусхаджиева Т.А. Формирование межэтнической толерантной культуры у будущего психолога в полиэтнической образовательной среде вуза на примере Чеченского государственного педагогического университета (2018) и др.

Несмотря на многочисленные научные исследования, работы, раскрывающие проблематику формирования межэтнической толерантности, этнографической культуры педагога, его этнографической грамотности, представлены недостаточно полно.

Актуальность проблем этнографического образования, развития этнографической культуры педагогов (теория и методика профессионального образования) мы видим в изучении ими культуры каждой нации Чечни через посредство родной и принятой им национальной культуры. Для сохранения территориальной, экономической и политической целостности ЧР и России важно, с одной стороны - вдумчивое приобщение различных этнических

общностей к единой чеченской культуре, языку, с другой - формирование интереса у чеченцев к культуре и традициям иных наций и народностей, проживающих на чеченской земле.

Анализ научно-педагогической, психологической, этнографической, исторической научной литературы позволил определить противоречие между:

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью развития у педагогов этнографической культуры и недостаточной теоретической разработанностью данного процесса в психолого-педагогической, научной и методической литературе;

- на технолого-методическом уровне явной необходимостью развития у педагогов высокого уровня этнографической культуры, владеющего полезными этнографическими знаниями, методиками, технологиями, техниками, средствами и отсутствием разработки её содержательно-технологического обеспечения в условиях образовательного учреждения гимназического типа на основе общей истории и традиций Чеченской Республики.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как использовать эффективно педагогические и административные ресурсы учреждения гимназического типа, внутреннюю систему повышения квалификации гимназии, техники, инновационные технологии, методы и средства для продуктивного формирования у педагогов, без отрыва от занятий, этнографической культуры на основе общей истории народов и традиций Чеченской Республики.

Обоснованная актуальность, выявленные противоречия и проблема, позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры Чеченской Республики».

Объект исследования - этнографическая культура педагогов.

Предмет исследования - процесс развития этнографической культуры

педагогов гимназии на основе общей истории и культуры народов Чеченской Республики.

Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить модель развития этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории народов и традиций Чеченской Республики.

Гипотеза исследования: процесс развития этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории народов и традиций Чеченской Республики будет эффективным при условии, если будет:

- определено содержательное наполнение понятия «этнографическая культура педагогов» как педагогическая и социокультурная проблема;

- охарактеризованы современные требования к педагогу гимназии и место этнографической культуры в его профессиональной деятельности;

- разработан содержательно-компонентный состав этнографической культуры педагогов гимназии;

- раскрыты суть и содержание модели эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни;

- разработан диагностический и содержательно-технологический комплекс, способствующий определению динамики развития этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры народов Чеченской Республики.

Задачи исследования:

1. Установить суть и содержание понятия «этнографическая культура педагогов» как педагогической и социокультурной проблемы.

2. Выявить современный запрос к педагогу гимназии и место этнографической культуры в его профессиональной деятельности.

3. Определить содержательно-компонентный состав этнографической культуры педагогов гимназии.

4. Раскрыть содержательно-модульное наполнение модели эффектив-

ного развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни;

5. Разработать и внедрить экспериментальную программу повышения уровня этнографической культуры педагогов гимназии на основе диагностического и содержательно-технологического комплексов.

Методологической основой диссертационного исследования являются: диалектика культурного плюрализма (Х. Вольф, Н. Макиавелли, К. Ясперс, Х. Зандкюлер, К.Х. Момджян) как показатель эффективной адаптации людей к чужой культуре, не отказываясь при этом от собственной. Ключевые положения компетентностного подхода зарубежных (B. Oskarsson, D. Raven, N. Chomsky, V. Hutmacher, F.A. Tyan, J. Davidson, R. Sternberg) и отечественных исследователей (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, В.Д. Шадрикова, и др.); этнокультурного подхода (Ш. М.-Х. Арса-лиев, Б. Б.-А. Абдулвахабова, И.Ю. Алироев, В.К. Бацын, З.-А. Т. Гасанов, Ш.А. Гапуров, Е.А. Жирков, Л.Б. Заседателева, В.А. Николаев, М.А. Якунчев и др.); технологического подхода (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Х.И. Ибрагимова, Н.В. Кузьмина, A.B. Лебедев, И.С. Мелюхин, Х.В. Туркаев, З.И. Хасбулатова); личностно-деятелъностного подхода (А.А. Вербицкий, В.И. Данильчук, И.Ф. Исаев, А.Н. Леонтьев, Т.В. Машарова, В.А. Сластенин, O.K. Филатов, Е.Н. Шиянов, Г.П. Щедровицкий и др.). Для решения задач исследования были использованы такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской, социокультурной и учебно-методической литературы, синтез, обобщение, моделирование; прикладные (наблюдение, анкетирование, тесты, диагностика, эксперимент, методы математической статистики и выявление средней составляющей).

Теоретические основы исследования. Для лучшего понимания процесса развития этнографической культуры педагогов стали теории толерант-

ности, гуманизации, гуманитаризации, технологизации образовательно-воспитательного процесса в общем образовании (школы, лицеи, гимназии) и ведущей роли принципа полиэтничности и поликонфессиональности в формировании у педагогов гимназии этнографической культуры; идеи этнокультурного образования (Т.И. Бакланова, Т.В. Поштарева, Т.К. Солодухина и др.); концепции профессиональной подготовки педагогов (Т.С. Ильиной, В.Г. Левченко, М.А. Сурхаевой, В.М. Филиппова, К.Д. Чермитова, О.В. Урсовой); работы, раскрывающие современные тенденции подготовки будущих педагогов (Н.И. Алешко, П.В. Беспалов, А.Ю. Кравцова, Г.К. Сафаралиев, Р.Ф. Щукина, М.В. Челомбитко); идеи «Всеобщей декларации о культурном разнообразии» как позитивное взаимодействие между людьми разного культурного происхождения.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в период с 2016-2019 уч. гг. на базе ГБОУ «Гимназия №12», ставшей победителем конкурсного отбора «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» и её педагоги - 35 человек - Экспериментальная группа и педагоги ЧОУ «Гимназии №77» г. Грозного, также 35 человек - Контрольная группа. Наравне с педагогами указанных гимназий, нами также были привлечены педагоги других гимназий, и их директора -более 15 человек. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие - 85 человек.

На исследовательском этапе (2016-2017 гг.) рассматривалась, изучалась психолого-педагогическая и социокультурная научная литература по проблеме этнографического образования, творчески переосмысливалось ее современное состояние, осуществлялось определение методологии, основных методов и методики исследования, разрабатывался категориально-понятийный аппарат исследования (актуальность, степень разработки проблемы - противоречия, объект, предмет, цель и задачи).

На формирующем этапе (2017-2018 гг.) проходила апробацию разра-

ботанная модель развития этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории народов и традиций Чеченской Республики; организован и проведён констатирующий этап опытно-экспериментального исследования, который позволил отобрать ЭГ и КГ 2-х вузов гимназий Республики Чечни, администрации, педагогов-экспертов, задействованных в опытно-экспериментальной работе, определить содержание, задачи и этапы опытно -экспериментального исследования; при организации формирующего этапа опытно-экспериментального исследования выявлялись эффективные технологии, педагогический и административный ресурс гимназии, внедрялись техники и технологии в учебный процесс, анализировалась работа опытных педагогов (от 10 лет педагогического стажа), использующих в своей профессиональной деятельности методы и методики, развивающие этнографическую культуру педагогов; при помощи авторских технологий и методик реа-лизовывалась программа опытно-экспериментального исследования «Программы повышения уровня этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и традиций чеченского народа», внедрялась в образовательное пространство гимназии авторская модель, реализация которой предшествовала диагностику готовности педагогов гимназии к данному процессу.

На заключительном этапе (2018-2019 гг.) подводились итоги и осуществлялись содержательный анализ опытно-экспериментального исследования, систематизация и обобщение полученных данных, уточнялись выводы; проводилась диагностика уровней сформированности этнографической культуры у педагогов с повторным использованием диагностических методик на заключительном этапе; уточнялись теоретические положения, подтверждались положения гипотезы исследования; уточнялись и корректировались отдельные элементы разработанной модели.

Научная новизна исследования:

- на базе осуществлённого теоретико-методологического анализа пси-

холого-педагогической, социокультурной научной литературы по данной проблеме было уточнено содержательное наполнение понятия «этнографическая культура педагогов»;

- впервые выявлен современный запрос к педагогу гимназии и место этнографической культуры в его профессиональной подготовке (ФГОС ВО).

- определён содержательно-компонентный состав этнографической культуры педагогов гимназии (когнитивно-информативный компонент, ком-муникативно-полиэтничный компонент, этно-поисковый, толерантно-мультикультурный);

- на основе диалектики культурного плюрализма, компетентностного, этнокультурного, технологического, личностно-деятельностного подходов была разработана и внедрена в образовательный процесс учреждения гимназического типа содержательно-модульное наполнение модели эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни;

- теоретически обоснована и технологически внедрена экспериментальная программа повышения уровня этнографической культуры педагогов гимназии на основе на основе диагностического и содержательно-технологического комплексов.

Теоретическая значимость исследования:

- расширен понятийный аппарат профессиональной готовности педагогов учреждений гимназического типа за счёт методологического уточнения понятия «этнографическая культура педагога», основанное на выделении следующих авторских структурных компонентов (когнитивно-информативный компонент, коммуникативно-полиэтничный компонент, эт-но-поисковый, толерантно-мультикультурный);

- разработаны теоретико-методологические основы организации процесса развития у педагогов этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни.

Практическая значимость исследования и личный вклад автора состоит в:

1. Расширении предметной области, связанной с организацией практического развития у педагогов этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни.

2. Апробирована экспериментальная Программа в условиях образовательно-воспитательного процесса 2-х учреждений гимназического типа, использование которой возможно в других образовательных учреждениях с целью формирования у педагогов этнографической культуры.

3. Получившие в диссертации обоснование структурные компоненты, критерии, показатели и уровни развития у педагогов этнографической культуры, а также используемый при этом диагностический инструментарий имеет универсальный характер и может быть адаптирован к иным мониторинговым исследованиям образовательных учреждений.

4. Разработан диагностический и содержательно-технологический комплексы, способствующие определению динамики развития этнографической культуры педагогов гимназии, которые может быть использован в других организациях образовательного типа: авторский тренинг «Узнай тех, кто рядом с тобой живет»; тренинг «Межэтнической толерантности» М. Мазаевой и Х. Хасмагомадовой; материалы проекта «Этно-Мир Чеченской Республики». Упражнения: «Создай команду», «Встреча на вокзале», невербальные упражнения приветствия; упражнение, развивающее способность самостоятельно находить и применять информационные ресурсы в рамках этнографической грамотности; упражнение «Знакомство с историей моего имени»; упражнение «Послушай и узнай эпос Чеченского народа»; упражнение «Мультикуль-турность»; Упражнение «Рассказ от имени моей национальной кухни»; упражнение «Вспомни национальную пословицу чеченского и других народов, населяющих Чечню». Диагностический комплекс: диагностические методики и тесты: авторская методика-тест «Народы Чеченской Республики»

(60 вопросов), методика А.В. Батаршева «Диагностика способности к межнациональному общению педагогов», «Диагностическая программа активности в профессиональной деятельности педагога» С.И. Червяковой; практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности И.Д. Стародубо-ва «Психодиагностика толерантности»; математическая статистика С.Г. Бычковой.

Прикладные результаты могут быть задействованы практикующими педагогами учреждений как гимназического, так и вуза в ходе развития этнографической культуры, методистами институтов повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных результатов исследования определяется тем, что разработаны теоретические положения о ведущей роли активной, творческой учебной деятельности в развитии у педагогов этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни путём внедрения комплекса эффективных технологий, техник и упражнений; на основе диалектики культурного плюрализма, компетентностного, этнокультурного, технологического, личностно-деятельностного подходов была разработана и внедрена в образовательный процесс учреждения гимназического типа содержательно-модульное наполнение модели эффективного развития у педагогов гимназии этнографической культуры на основе общей национальной истории и традиций Чечни, обоснованной проведённой опытно -экспериментальной проверкой заключительных выводов и разработанных рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнографическая культура педагога, основанная на межнациональной толерантности и этнографической грамотности, представляет собой ин-тегративное личностное образование как наличие и осознание педагогом проживания на территории Чечни различных этнических культур в составе единой чеченской национальной общности (чеченцы, ингуши, аварцы, рус-

ские, кумыки, лезгины, ногайцы, армяне, евреи, терские казаки), это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность педагога принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали.

2. Содержательно-компонентный состав этнографической культуры педагогов гимназии - это когнитивно-информативный компонент, коммуни-кативно-полиэтничный компонент, этно-поисковый, толерантно-мультикультурный.

3. Модель формирования у педагогов гимназического учреждения этнографической культуры имеет собственные модули: направленно-целевой, организационно-методический, критериально-компонентный, диагностико-результативный.

4. Содержательно-технологический комплекс, способствующий определению динамики развития этнографической культуры педагогов гимназии на основе общей истории и культуры народов Чеченской Республики: авторский тренинг «Узнай тех, кто рядом с тобой живёт»; тренинг «Межэтнической толерантности» М. Мазаевой и Х. Хасмагомадовой; материалы проекта «Этно-Мир Чеченской Республики». Упражнения: «Создай команду», «Встреча на вокзале», невербальные упражнения приветствия; упражнение, развивающее способность самостоятельно находить и применять информационные ресурсы в рамках этнографической грамотности; упражнение «Знакомство с историей моего имени»; упражнение «Послушай и узнай эпос Чеченского народа»; упражнение «Мультикультурность»; упражнение «Рассказ от имени моей национальной кухни»; упражнение «Вспомни национальную пословицу чеченского и других народов, населяющих Чечню», а также диагностический комплекс: диагностические методики и тесты: авторская методика-тест «Народы Чеченской Республики» (60 вопросов), Методика А.В. Батаршева «Диагностика способности к межнациональному общению педагогов», «Диагностическая программа активности в профессиональной дея-

тельности педагога» С.И. Червяковой; практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности И.Д. Стародубова «Психодиагностика толерантности»; математическая статистика С.Г. Бычковой.

Структура диссертационного исследования включила представленные цель, задачи, введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ПЕДАГОГОВ ГИМНАЗИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ И

КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

1.1. Суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы

Вопросы, связанные с проблемами этнографии и этнографической культуры всегда будут актуальными, так как это позволяет на более высокий уровень вывести систему этнографического образования в нашей стране, которая способна улучшить и разрешить качество межнационального взаимодействия народов.

Сегодня на территории России проживает более 160 народов: русские, башкиры, буряты, чуваши, мордовцы, народы Северного Кавказа - дагестанцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, черкесы, чеченцы - численность которых превышает 1 млн. человек. Регион Северного Кавказа достаточно многонационален, имея в своём составе сложный национальный состав населения. К примеру, на территории Дагестана проживает более 36 наций и народностей. Чеченская республика также является многонационой и многоконфессиональной, где издавна проживают чеченцы, как самая многочисленная нация, а также ингуши, русские, ногайцы, кумыки, евреи, армяне, лезгины, терские казаки и т.д. Северный Кавказ представляет собой разноцветную мозаику народов, языков, традиций, культур, обрядов, ритуалов. Министерством Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации с целью единения и укрепления межнациональных отношений народов, проживающих в регионе, реализуется специальный проект «Этно-Мир Чеченской Республики». В различных районах Чеченской республики проживают представители пяти основных национальностей - это

кумыки, аварцы, ногайцы, турки-месхетинцы и татары, учредившие свои национально-культурные автономии и центры. В многочисленных произведениях великого Льва Толстого, пребывающего на Северном Кавказе, отмечено, что казаки и их семьи, живя среди чеченцев, перероднились с ними. Русские казаки и чеченцы делились собственными познаниями бытовой и праздной жизни, взаимообогащая, перенимая и преумножая собственные культуры и традиции. Сегодня многочисленные поселения казаков, проживающих в станицах Новощедринская, Дубовская, Червленная организуют и проводят общероссийские фестивалях казачьей песни. Иными словами, современная Чеченская республика - место пересечения многих цивилизаций, что объясняется экономико-географическим положением республики. И тем не менее, самый многочисленный народ на территории Чечни - это сами чеченцы, компактно проживающие в восточной части Предкавказья и Кавказского хребта. Создавая атмосферу дружбы и согласия между народами, Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации издают многочисленные правительственные документы по улучшению национальной политики республики, проводя праздники национальных культур, этнических групп. Этническая грамотность, как прикладные знания, предполагают сформированные практические навыки межэтнической коммуникации, чему способствует проведение эффективной национальной политики Чечни. Республиканские власти и лично Рамзан Кадыров постоянно работают над укреплением взаимоотношений между основными конфессиями - исламской и православной, проводя встречи между представителями духовенства, восстанавливая храмы и кладбища.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Муциева Зура Саидовна, 2020 год

Литература

Кумыки в народной памяти сохранили немало образцов поэзии эпической и лирической. К эпической поэзии относятся героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания, сказки, пословицы, загадки.

Среди кумыкского народа немало выдающихся ученых, поэтов, писателей, а также и полководцы — Сулейман ибн Дауд СаксиниСувари (XII в.), Исхак ибн Кунда-жал-Хазари (1Хв.), УммуКамал (XV в.), МухаммадАвабиАкташи (XVII в.), Али-Кули-ханВалех Дагестани (XVII в.), БагдадАли (XVII в.), Кадир-Мурза (XVII в.), Йырчы Казак (XIX в.),.

Поэт и кинорежиссер, отец и сын Тарковские. В науке известны Мурад Капланов, Мужаид Хангишиев, Рашид Аскерханов, Сакинат Гаджиева и мн. др. Ныне, в науке и образовании трудятся более 250 докторов и кандидатов наук кумыкской национальности, среди них 4 академика. Три вуза республики Дагестан возглавляют представители кумыков.

Ногайцы на территории Чечни

Ногайцы (самоназвание - ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.

В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других.

Язык и культура

Говорят ногайцы на ногайском языке. Литературный язык на основе карано-гайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды.

Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А. Х.Ш. Джанибекова и М.К. Курманалиева. Религия

Традиционная религия - Ислам.

Национальная одежда

Традиционная одежда ногайцев сочетает элементы национальных костюмов горцев Кавказа и старого костюма народов кочевого мира - Поволжья, Средней Азии, Казахстана. Кухня

Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шамашай, зынкыйтпашай, карашай, йолга-барсыншай.

продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Аварцы в Чечне

Чечня — многонациональна. Здесь, на территории одной республики, единой и большой дружной семьей живут представители разных этносов: кумыки, ногайцы, татары, турки-месхетинцы, русские, аварцы и многие другие.

Поэтому укреплению межэтнического согласия, консолидации общества уделяется особое внимание. Кенхи и его история

Кенхи расположено в Шаройском районе на границе Чечни и Дагестана. Население горного села составляет более 1500 человек.

История основания села уходит далеко в прошлое, также как и история многих других чеченских сел, и теснейшим образом связана с историей чеченского и аварского народов

Быт и традиции

Основной вид деятельности населения села Кенхи — животноводство, земледелие и пчеловодство. Подрастающее поколение занимается спортом, в основном, это вольная борьба. Кенхинцы — потомственные строители - каменщики, известные своим высоким мастерством.

В Кенхи наравне с остальными высокогорными селами, проведен свет, отремонтированы автодорога и центральная мечеть, в которой могут одновременно молиться более 750 верующих, работает врачебная амбулатория, есть спортивный зал и детская игровая площадка. Построены две малые мечети и медресе на 60 посадочных мест.

Религия

Традиционная религия - Ислам. Национальная кухня

Пища кенхинцев строго зависит от хозяйственно-экономической деятельности населения. Основными продуктами, идущими на приготовление пищи у кенхин-цев, были и остаются продукты земледелия: мука пшеничная, ячменная, овсяная, ржаная, кукурузная.

Язык и культура

Язык общения кенхинцев - чамалинский диалект аварского языка, его преподают и в школе, их в селе всего три. Традиционные музыкальные инструменты - чагана (смычковый), чагур (струнный), лалу (видсвирели), бубен. У кенхинцев развитый фольклор (сказки, пословицы, различные песни - лирические и героические).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.