Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX вв тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Никитин, Юрий Анатольевич
- Специальность ВАК РФ18.00.01
- Количество страниц 375
Оглавление диссертации кандидат архитектуры Никитин, Юрий Анатольевич
ВВДДЕНИЕ
ГЛАВА Из истории выставочного дела в России
Раздел X. История и значение русских промышленных, сельскохозяйственных и сцециалязя ров аяяых выставок; их классификация
Раздел 2« Организация русских отделов на выставках за рубежом
ПАВА 2«, Формирование основных типов отечественных выставочных павильонов . . . . . . л
Раздел 1А Развитие архитектура главных экспозиционных зданий на всероссийских и местных выставках г • • *
Раздел 2«, Архитектура частных выставочных сооружений
Раздел 3^ Основные виды и стилистические особенности архитектуры России на выставках за рубежом •
ГЛАВА 3«, Всероссийские и местные выставки - новый вид архитектурного ансамбля
Раздел I., Градостроительные проблемы устройства выставок
Раздел Вопросы формирования художественной среды выставочных комплексов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Архитектура выставочных комплексов России XIX-начала XXI века2016 год, доктор наук Никитин Юрий Анатольевич
Выставочная деятельность в России в XIX веке: Промышленные и научно-промышленные выставки2005 год, кандидат исторических наук Корепанова, Светлана Анатольевна
Архитектурно-типологическая организация деловой зоны выставочного комплекса2012 год, кандидат наук Ильина, Екатерина Александровна
Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования.1990 год, кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович
Сохранение и развитие исторических традиций в современной архитектуре Японии: на материале Всемирных выставок2006 год, кандидат искусствоведения Коновалова, Нина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX вв»
В последние годы советская архитектурная наука всё больше проявляет интерес к сложным и противоречивым явлениям русского зодчества второй половины XIX - начала XX вв. Появился целый ряд исследований, авторы которых смогли преодолеть традиционный пренебрежительный взгляд на архитектуру этой эпохи, как на воплощение архитектурного "безвременья"«, В работах Е«Д^Борисовой, Т»Д.#аждан, Е.ВДяриченко, А .Д., Оунина, Г,р.Стерняяа, Н »Л Амуров ой и многих других наметилась чёткая тенденция всестороннего объективного анализа архитектуры эпохи капитализма и в тесной взаимосвязи с общим процессом всей художественной жизни тогдашней России.
Растущий интерес современной науки к архитектурному наследству этого периода вполне закономерен., Развитие капитализма в России, как и в других странах, связано с небывалым размахом строительства. Разрабатываются новые типы зданий,, "рост торговли, фабрик, городов, железных дорог, - писал В«И.Деыйн, - предъ являет спрос на совершенно иные постройки, непохожие ни по своей архитектуре, ни по своей величине на старинные здания патриархальной эпохи* *, (I, с.,5Э0) Особое место в этом стремительном процессе занимала выставочная архитектура.
Всероссийские и местные промышленные, сельскохозяйственные и различные специализированные выставки, вызванные к жизни развитием капитализма, получили в XIX - начале XX вв., широкое распространение. Организуемые систематически, они имели свои традя дни, приобретенные почти за сто лет с момента первой отечествен ной выставки. Однако их история еще не написана, а архитектура мало'изучена. В специальной литературе существуют только отрывочные сведения об архитектуре российских выставок. Большинство авторов рассматривало только отдельные сооружения в основ ион Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 iv в Нижнем Новгороде, а в делом этой проблемой не занималось* Архитектура отдельных выставочных павильонов частично отражена в ряде монографических работ, посвященных творчеству Монигеття, Ропета, Шехтеля, Щуко, Щусева, Шухова и др„ До оих пор яет достаточно полного исследования выставочной архитектуры России, в то время как архитектуре выставок советского периода посвящено несколько трудов« Среди них кандидатские диссертации дяной "Архитектура советских сельскохозяйственных выставок" (МНС И, 1953 ) и Л «Ильинского "Сельскохозяйственные выставки в городах СССР"., (59) Последняя работа частично затрагивает историю дореволюционных выставок, но в основном посвящена истории развития сельскохозяйственной экспозиции«, Это исследование не раскрывает полных масштабов выставочного дела в России, не содержит анализа выставочной архитектуры, грешит историческими ошибками и неточной периодизацией строительства. Эти же недостатки повторены и в первой главе популярной брошюры В^И^Ре-вякина "Выставки,, Архитектура и экспозиция"*, (133)
Архитектуре всемирных выставок, оказавших определенное влияние на отечественные выставки, посвящена кандидатская диссертация Н«Д Овчинников ой "Архитектура всемирных выставок"«, (III) Это первая относительно полная историческая работа в этой области, вде определено понятие "всемирная выставка" и в хронологическом порядке прослежено их развитие, начиная со знаменитой лондонской выставки 1851 г. и до выставки 1ЭТ0 г» в Осака.
Опыт организации русских отделов на выставках за рубежом, архитектура этих выставочных сооружений также является мало изученной областью, хотя всякий раз русские постройки были заметным явлением на этих всемирных съездах, вызвавших к жизни совершенно новый тип зданий - национальный выставочный павильон России. Попытку дать краткую характеристику русских отделов на всемирных выставках ми встречаем в популярной книге Б.Бродского "Художник и город"« (15) Однако оценка русских отделов дается в одной единственном аспекте - полное отрицание каких бы то ни было положительных моментов« Отсутствие объективного анализа, предвзятая тенденциозность оценки не позволили автору найти правильный ответ на вопрос о значении участия России в выставках за рубежом». Участие России на всемирных выставках частично рассматривалось в кандидатской диссертации Н%С^Сутейниковой "Русское изобразительное искусство на всемирных выставках XIX века" (81) ив ухе названной выше работе Н ♦ Д«0 вчинняк ов ойОднако первое исследование не касается выставочной архитектуры» а вторая лишь бегло перечисляет отечественные постройки только на > всемирных выставках, совершенно не затрагивая павильоны России на международных выставках.
Всероссийские и местные выставки явились важным событием в экономической и культурной жизни России. Они оказывали благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговля, технического и социального прогресса« На этих выставках демонстрировались саше современные до тому времени образцы всех областей деятельности русской нации* "Великая задача цивилизации - сближение лсд ей и обмен понятий разрешается здесь (на выставках - КУЦ) на практике; соединение в одном месте богатств страны, её умственных: н производительных сил в техническом применении, дает правильную оценку её развития и определяет её место мевду цивилизованными нациями"« (55,с.1)
Русские промышленные и различные специализированные выставки создали не только совершенно новый тип зданий - выставочный павильон, но и интересные образцы градостроительных решении -выставочные комплексы. Выставочные павильоны, помимо выполнения чисто экспозиционных функций сама до себе явились важнейшими экспонатам!, которые демонстрировали новейшие отечественные и зарубежные достижения в области строительства», Изучение конкретных достижений архитектуры наших выставок во многом помогает нам определить начальные даты тех или иных прогрессивных явлений отечественного зодчества второй половины XIX- начала XX вв., так как именно на этих выставках часто впервые появлялись новые решения многих проблем в области строительства«
Данная работа имеет несколько целей: проследить формирование архитектуры главных экспозиционных зданий - общих и тематических, возводимых выставочными комитетами; выявить специфические особенности частной выставочной архитектуры; показать, как складывались основные типы отечественных сооружений на выставках за рубежом, причины стилистической устойчивости их архитектуры, а также дать анализ планировочных решений выставочных комплексов, их зонирование, размещение в системе города в функциональном и эстетическом отношениях»,
В работе над диссертацией использованы многочисленные архивные материалы, литература и периодика на русском, Французоком, английском и немецком языках* Автором составлены таблицы с относительно полным перечнем международных, всероссийских и наиболее крупных местных промышленных, сельскохозяйственных и специализированных выставок, состоявшихся в России, а также участия России в различных выставках за рубежом« Отдельная таблица содержит наиболее интересные технические данные о крупнейших русских правительственных выставках«, Иллюстративная часть работы предоставлена в виде отдельного альбома, содержащего 250 фоторепродукций*
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК
Губернии Верхнего Поволжья на Всероссийских и региональных экономических выставках 1829-1861 гг.2010 год, кандидат исторических наук Залевская, Елена Николаевна
Социокультурные проблемы организации современного городского выставочного пространства на примере г. Москвы2010 год, кандидат культурологии Коржавин, Павел Борисович
Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек2013 год, кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна
Модульная система как концептуально-образная основа эксподизайна2019 год, кандидат наук Монина Татьяна Александровна
Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: История и специфика экспонирования2003 год, кандидат искусствоведения Торопова, Елена Олеговна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.