Разработка математического и алгоритмического обеспечения системы структурно-параметрического синтеза трехмерных адаптивных приложений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.13.01, кандидат наук Евсеева, Юлия Игоревна

  • Евсеева, Юлия Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Пенза
  • Специальность ВАК РФ05.13.01
  • Количество страниц 160
Евсеева, Юлия Игоревна. Разработка математического и алгоритмического обеспечения системы структурно-параметрического синтеза трехмерных адаптивных приложений: дис. кандидат наук: 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям). Пенза. 2016. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Евсеева, Юлия Игоревна

Оглавление

Введение

Глава 1. Сферы применения, методы и инструментальные средства создания адаптивных программных систем на основе трехмерной графики

1.1 Особенности и сферы применения трехмерных адаптивных приложений

1.2 Существующие методы разработки адаптивных программных систем

1.3 Существующие инструментальные средства для создания трехмерных адаптивных приложений

1.4 Обзор технологии моделирования изменчивости

Выводы по главе 1

Глава 2. Модели и методы структурно-параметрического синтеза и функционирования трехмерных адаптивных приложений

2.1 Общая структура трехмерного адаптивного приложения как модель его морфологического множества

2.2 Теоретико-множественное представление общей структуры трехмерного адаптивного приложения

2.3 Математическая модель изменчивости трехмерного адаптивного приложения

2.4 Метод структурно-параметрического синтеза трехмерных адаптивных

приложений

Выводы по главе 2

Глава 3. Разработка алгоритмического и программного обеспечения системы структурно-параметрического синтеза трехмерных адаптивных приложений

3.1 Алгоритм верификации системных конфигураций трехмерного адаптивного приложения

3.2 Алгоритм автоматического ситуационного выбора системных конфигураций в процессе выполнения

3.3 Особенности реализации трехмерных адаптивных приложений и требования, предъявляемые к исходным данным

3.4 Архитектура системы структурно-параметрического синтеза трехмерных

адаптивных приложений

3.4.1 Общие сведения об архитектуре системы

3.4.2 Модуль работы с изменчивостью

3.4.3 Модуль визуального программирования

3.4.4 Модуль компоновки

3.4.5 Модуль исполнения

3.4.6 Модуль авторизации и учета пользователей и модуль формирования выходных данных

Выводы по главе 3

Глава 4. Программная реализация и методические аспекты применения разработанной системы

4.1. Тестирование алгоритма верификации системных конфигураций

4.2. Альтернативный вариант представления диаграммы характеристик

4.3. Применение разработанной системы для создания тестирующего приложения

4.4. Сравнительная оценка временных и экономических затрат при создании

приложений

Выводы по главе 4

Заключение

Список литературы

Приложение А. Свидетельство о государственной регистрации программы для

ЭВМ

Приложение Б. Акт о внедрении

Приложение B. Диплом победителя программы «УМНИК»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)», 05.13.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка математического и алгоритмического обеспечения системы структурно-параметрического синтеза трехмерных адаптивных приложений»

Введение

Проблема оперативной разработки сложных адаптивных систем обладает в настоящее время особой актуальностью. В сфере программного обеспечения адаптивные системы охватывают широкий класс приложений, включая компьютерные тренажеры, интеллектуальные симуляторы, среды имитационного моделирования, системы виртуальной реальности и др. Такие приложения должны с одной стороны обеспечивать высокую детализацию и реалистичность графических данных, с другой — обладать свойствами структурной и поведенческой изменчивости без перекомпиляции исходного кода.

Как правило, сферы применения трехмерных адаптивных приложений (ТРАП) подвержены стремительным динамическим изменениям. Следовательно, модели изменчивости, заложенные в основу адаптивных программ, должны обеспечивать быструю и эффективную самоадаптацию приложения непосредственно в ходе его функционирования. Характерными примерами подобных приложений являются следующие типы программных систем:

- авиа- и космические симуляторы для обучения пилотов, в которых наряду с обычными функциями авиатренажеров должны обеспечиваться многоконтурные адаптивные обратные связи, на основе которых ТРАП может самоусложняться (предоставлять пилоту либо новые функции, либо детализировать уже имеющиеся), усложнять пилотные ситуации и задания в зависимости от текущих навыков пилота, моделировать стрессовые условия полета за счет постоянного изменения условий полетного сеанса;

- среды виртуальной реальности для моделирования хода хирургических операций и медицинских исследований;

- системы имитационного моделирования для проведения виртуальных испытаний сложного технического устройства при изменяемых свойствах среды функционирования.

Отличительной особенностью перечисленных программных систем является необходимость автоматической идентификации текущего состояния объекта

(пилота, хирурга, испытываемого технического устройства) с последующим изменением состояния самой системы.

Методологические аспекты разработки подобных систем представлены в работах А.И. Белоусова [79], С.Б. Ткачева [79], С.В. Акимова [12б], В.М. Одрина [127], С.С. Картавова [12S], G.R. Cano [129], D.S. Batory [130], K. Czarnecky [131], G. Gallo [132], M. Laguna [133], K.C. Kang [110], L. Shen [10S]. Решением задач повышения эффективности разработки и функционирования интерактивных программных систем занимались В.В. Мыльников [40], А.О. Матлин [54], А.П. Ба-бенко [55], В.Е. Шукшунов [5б], М.Е. Зубов [57], Н.И. Вавилова [5S], О.О. Варламов [б0], K. Dongsun [9S], S. Britain [97], C. Hogg [41], A.L. Wang [42], M.B. Car-valho [44], M. Fasli [45] и многие другие. Однако, до сих пор, многие проблемы, связанные с оперативностью разработки и увеличением длительности жизненного цикла адаптивных приложений остаются нерешенными.

Таким образом, задача разработки методов и алгоритмов структурно-параметрического синтеза ТРАП приобретают особую научно-практическую актуальность. Ее успешное решение позволит

- сократить временные и ресурсные затраты на разработку приложения;

- увеличить продолжительность жизненного цикла программной системы и время их непрерывного функционирования;

- привлечь к разработке адаптивных программ специалистов из различных предметных областей, не обладающих специальными навыками разработки программного обеспечения;

- повысить реалистичность и сложность моделируемых процессов и систем.

Основной научной проблемой диссертационной работы выступает исследование системных связей и закономерностей функционирования адаптивных программных систем с целью повышения их эффективности и длительности жизненного цикла.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в повышении эффективности создания и функционирования ТРАП за счет приме-

нения разработанного математического и алгоритмического обеспечения системы структурно-параметрического синтеза адаптивных приложений. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- исследование предметной области, связанной с созданием и применением адаптивных программных систем, существующих методов и инструментальных средств структурно-параметрического синтеза адаптивных приложений;

- разработана математическая модель изменчивости адаптивных приложений, позволяющую задавать множества допустимых системных конфигураций и правила перехода между ними в структурированной форме, удобной для последующей обработки;

- разработан алгоритм верификации системных конфигураций, созданных с использованием предложенной модели изменчивости;

- разработан алгоритм автоматического ситуационного выбора системных конфигураций адаптивного приложения в реальном времени;

- на основе предложенной модели изменчивости и алгоритмов разработан прототип автоматизированной системы структурно-параметрического синтеза программных приложений;

- выполнена апробация и разработано адаптивное приложение, демонстрирующее преимущества использования предлагаемых моделей и алгоритмов.

Объектом исследования диссертационной работы являются системные связи и закономерности функционирования адаптивных программных систем.

Предметом исследования является математическое и алгоритмическое обеспечение для структурно-параметрического синтеза ТРАП.

Методы исследований. Для решения поставленной задачи в диссертации применялись методы системного анализа, моделирования изменчивости систем, теории графов и гиперграфов, объектно-ориентированного проектирования, методологии ЦЫС.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Впервые предложена математическая гиперграфовая модель изменчивости трехмерных адаптивных приложений, базирующаяся на теоретико-

множественном представлении объектов характеристического моделирования. Модель позволяет описать структуру, системные связи и функциональный состав адаптивной системы и обеспечивает возможность алгоритмизации основных процессов изменчивости без перекомпиляции исходного кода.

2. Впервые предложен алгоритм верификации системных конфигураций ТРАП, использующий формальный аппарат гиперграфового представления диаграммы характеристик. Алгоритм позволяет автоматически находить и исправлять ошибки в описании структуры, поведения и системных связей программного приложения на уровне его предметной области.

3. Разработан алгоритм автоматического ситуационного выбора системных конфигураций в процессе выполнения ТРАП, который, в отличие от известных, использует трехконтурную систему обратных связей, регулирующих текущее состояние приложения в зависимости от действий пользователя, состояния среды выполнения и доступных аппаратных ресурсов.

4. Предложен метод структурно-параметрического синтеза адаптивных программных систем, основанный на гиперграфовом подходе к формализации диаграмм характеристик и выбору системных пользовательских конфигураций. Метод позволяет формализовать сложную математическую процедуру задания изменчивости наглядным, простым и интуитивно понятным образом с использованием средств визуального проектирования.

Практическая значимость работы. Предложенное математическое и алгоритмическое обеспечение успешно реализовано в качестве компонентов автоматизированной программной системы, позволяющей разрабатывать адаптивные программные приложения в различных областях. Практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в центрах подготовки специалистов с использованием виртуальных тренажеров; для создания обучающего программного обеспечения специального назначения; в центрах медицинских исследований и др.

В диссертационной работе приведены практические рекомендации по применению автоматизированной системы, описаны основные этапы разработки ТРАП.

Практическая значимость работы подтверждается актом внедрения, свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ, а также дипломом победителя программы «У.М.Н.И.К.» осенней сессии 2015 г. Кроме того, результаты диссертационного исследования были использованы при выполнении научного проекта № 15-07-01553 РФФИ.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждается корректным использованием и практической реализацией разработанного математического и алгоритмического аппарата, а также экспериментальной проверкой прототипа системы при создании приложений различными пользователями.

Соответствие паспорту специальности. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности ВАК РФ 05.13.01 — Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям), пункты 5, 7 и 8.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) математическая модель изменчивости трехмерного адаптивного приложения;

2) алгоритм верификации системных конфигураций адаптивной программной системы;

3) алгоритм автоматического ситуационного выбора системных конфигураций приложения в процессе выполнения;

4) метод структурно-параметрического синтеза адаптивных программных систем, основанный на гиперграфовом подходе к формализации диаграмм характеристик и выбору системных пользовательских конфигураций;

5) прототип автоматизированной системы синтеза трехмерных адаптивных приложений.

Апробация работы. Результаты научно-исследовательской работы обсуждались на следующих конференциях: XVII международной научно-методической конференции «Университетское образование», посвященной 70-летию Пензен-

ского государственного университета (Пенза, 2013); XI всероссийской конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Информационные технологии, системный анализ и управление» (Таганрог, 2013); XII международной научно-методической конференции «Инновации в науке, образовании и бизнесе» (Пенза, 2014); XII международной научно-технической конференции «Новые информационные технологии и системы» (Пенза, 2015); I международной научно-технической конференции «Creativity in Intelligent Technologies and Data Science First Conference» (Волгоград, 2015).

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 18 печатных работ, в том числе 6 в журналах, рекомендованных ВАК, 1 в издании, индексируемом в Scopus, 1 свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка из 133 наименований и 3 приложений. Работа содержит 44 рисунка и 6 таблиц. Общий объем работы 140 страниц.

Глава 1. Сферы применения, методы и инструментальные средства создания адаптивных программных систем на основе трехмерной

графики

1.1 Особенности и сферы применения трехмерных адаптивных приложений

Трехмерные адаптивные приложения (ТРАП) — класс программного обеспечения, объединяющего в себе следующие свойства:

1) визуализация основных данных с помощью трехмерных моделей,

2) интерактивность,

3) адаптивность.

Под интерактивностью в свою очередь следует понимать функционирование программы в режиме информационного обмена с пользователем. Приложения, относимые к классу ТРАП, как правило, отличаются высокой степенью интерактивности. Во многих случаях подобные программы требуют от пользователя своевременного и точного выполнения последовательностей определенных действий (виртуальные тренажеры, компьютерные игры, обучающие программы).

Адаптивность в данном случае проявляется в двух аспектах: как способность программной системы изменять алгоритм функционирования в зависимости от действий пользователя, работающего с ней, и как способность оптимально функционировать при различном аппаратном обеспечении и условиях внешней среды.

Адаптация, связанная с действиями пользователя, наиболее актуальна для приложений, применяющихся в сфере образования и подготовки специалистов, для реализации индивидуальной траектории обучения пользователя. Наиболее «сложные» интеллектуальные обучающие программы способны оценивать различные личностные характеристики пользователя, а также оценивать уровень его знаний и умений по различным показателям, что в дальнейшем позволяет им

предлагать разные стратегии обучения людям с разными характерологическими чертами и способностями [1,2,3].

Способность адаптироваться под различное аппаратное обеспечение особенно важна для приложений, использующих трехмерную графику: чем ниже производительность системы, на которой осуществляется запуск программы, тем менее детализированные модели будут визуализироваться приложением.

Определенной актуальностью в данном случае обладает вопрос о «переносимости» приложения с одной программно-аппаратной платформы на другую, что обусловлено одновременным наличием у современного среднестатистического пользователя нескольких устройств, на которых можно осуществить запуск программного обеспечения. Так, начиная прохождения виртуального теста, использующего трехмерные модели, на персональном компьютере, пользователь может иметь возможность завершить его, используя портативное мобильное устройство.

Исходя из перечисленных характеристик, можно выделить следующие основные классы адаптивных программных систем на основе трехмерной графики:

1) компьютерные тренажеры и виртуальные симуляторы,

2) среды имитационного моделирования,

3) системы виртуальной реальности,

4) сложные видеоигры.

Наиболее полно сфера разработки и применения адаптивных программ на основе трехмерной графики в настоящее время представлена виртуальными тренажерами. К числу тренажеров, обладающих свойствами адаптивности и трехмерности, можно отнести следующие системы:

1. «ЬарБ1ш» [4] — виртуальный тренажер по эндохирургии. Обладает высокой степенью интерактивности, обеспечивает высококачественное трехмерное цифровое изображение внутренних органов, а также настройку индивидуальной программы обучения.

2. «ЕУЕБЪ» [5] — платформа виртуальной симуляции для отработки практических навыков интраокулярной микрохирургии. Также позволяет адаптиро-

вать симулятор для индивидуальных требований пользователя и объективно оценить степень подготовки обучаемого.

3. «NeuroTouch» [6] — виртуальный симулятор, предназначенный для отработки хирургических вмешательств по поводу опухолей головного мозга. Обеспечивает реалистичное моделирование биомеханики тканей, имитирует объемное трехмерное изображение, которое хирург наблюдает в микроскоп.

Помимо указанных виртуальных тренажеров, существует еще ряд достаточно востребованных в настоящее время систем подобного назначения. К ним можно отнести виртуальные симуляторы для лапароскопии «SEP SimSurgery» [7] и «Lap Mentor» [8], виртуальную гибридную операционную «ORCamp» [9], ангио-графический симулятор «CathLabVR» [10] и т. д.

Эффективность применения подобных тренажеров в сфере подготовки специалистов-медиков очевидна. В то время как получение теоретических знаний по профессии не представляет больших затруднений, приобретение практического опыта затруднено и может быть связано с риском для жизни пациентов [11]. Использование симуляционного обучения позволяет не только снизить данный риск, но и дополнить и улучшить клинические навыки у студентов. В настоящее время симуляционное обучение активно используется при подготовке специалистов в Балтийском федеральном университете имени И. Канта [12]. Проведенная в 2015 году добровольная аккредитация симуляционно-аттестационных центров показала высокий уровень развития симуляционных обучающих технологий в России [13].

Помимо медицины, виртуальные тренажеры нашли широкое применение в сфере управления техническими средствами. К такому классу тренажеров можно отнести автомобильный тренажер «ОТКВ-2М» [14], а также симулятор военной и гражданской техники «Скорпион» [15], отличительной особенностью которого является возможность моделирования различных виртуальных ситуаций при минимальных временных и финансовых затратах.

Другая сфера применения трехмерных адаптивных программных систем — имитационное моделирование, в частности, моделирование механических систем.

Для этих целей используются как специализированные системы автоматизированного проектирования (САПР), в частности, «SolidWorks» [16] и «Pro/Engineer» [17], так и системы математического моделирования (например, «MatLab» [18]) и специализированные программные инструменты для имитационного моделирования («AnyLogic» [19], «Arena» [20]).

Все перечисленные программные решения представляют собой достаточно сложные системы, зачастую высокой стоимости, реализующие, помимо возможности проведения самого процесса имитационного моделирования, большое количество иных функциональных возможностей.

Процесс имитационного моделирования представляет собой изучение какой-либо реально существующей системы по ее имитационной модели. Под имитационной моделью понимается используемая на компьютере математическая модель, включающая в себя определенные динамические элементы [21, 22].

Системы имитационного моделирования используют в следующих случаях [23,24]:

1) когда невозможно проводить эксперименты на реальном объекте, так как это сопряжено с большими финансовыми затратами или технически невозможно;

2) когда невозможно построение аналитической модели, так как в системе присутствуют нелинейности или случайные переменные;

3) когда необходима имитация поведения системы во времени.

Одной из типичных ситуаций, в которых может быть необходимым применение методов имитационного моделирования, является предварительная отработка определенных операций на опасных производственных объектах. Например, ошибки при демонтаже графитовой кладки на атомной электростанции чреваты возникновением негативных воздействий на персонал и окружающую среду. В подобных случаях решением проблемы будет проведение имитационного трехмерного моделирования процесса демонтажа [25].

Системы виртуальной реальности являются еще одной возможной сферой применения трехмерных адаптивных приложений. В самом общем виде под виртуальной реальностью следует понимать искусственный трехмерный мир, создан-

ный с помощью компьютера и воспринимаемый человеком посредством специальных устройств [26]. К данным устройствам можно отнести целый спектр различных технологий: системы трекинга, шлемы, перчатки, костюмы виртуальной реальности, устройства для перемещения в виртуальной реальности (джойстики, шаровые манипуляторы и т. д.) и т. д. [27].

На сегодняшний день в мире существует более пятисот установок виртуальной реальности [27], использующихся в самых различных сферах человеческой деятельности — от виртуального обучения до проектирования [28]. Среди них следует выделить: системы полного погружения, использующие панорамный стереоскопический экран, формирующий объемное изображение; акустическую систему, реализующую объемное звучание; устройства с обратной связью для имитаций осязательных ощущений [29]. Наиболее существенной особенностью всех систем виртуальной реальности является обеспечение ими возможности взаимодействия со средой естественным и интуитивным образом.

Одной из сфер применения систем виртуальной реальности является создание виртуальных тренажеров. К числу средств симуляционного обучения, использующих данную технологию, относятся ряд авиационных тренажеров и тренажеров водителей локомотивов [30]. Однако применение виртуальной реальности в образовательном процессе не ограничивается тренажерами. Использование данной технологии для проведения лекций, семинаров и тренингов позволяет продемонстрировать обучающимся все аспекты реального процесса или объекта, что позволяет улучшить качество и уменьшить стоимость подготовки специалистов [31,32].

К другим сферам применения систем виртуальной реальности относятся [33,34,35]:

1) архитектура и дизайн;

2) проектирование, создание прототипов, промышленный дизайн;

3) ситуационные комнаты;

4) реклама, маркетинг;

5) управление технологическими процессами;

6) аттракционы и развлечения;

7) дистанционное управление.

Схожей технологией является дополненная реальность [36]. В ее основе лежит техника комбинирования разного рода графической (включая трехмерные модели), текстовой и иной информации с объектами реального мира в режиме реального времени. Отличие от технологии виртуальной реальности заключается именно в наличии взаимодействия вычислительных устройств с изображением реального мира.

Сферы применения технологии дополненной реальности могут быть разнообразны. К ним можно отнести как маркетинговые коммуникации, продажи и логистику, так и медицину, образование, строительство, армию, авиацию и т. д. [37].

Как и технология виртуальной реальности, дополненная реальность нашла применение в создании виртуальных тренажеров. Так, в настоящее время известно о применении в США дополненной реальности для подготовки морских пехотинцев [38]. Испытания носимых устройств, в окулярах которых изображение, сформированное с помощью компьютерных технологий, комбинируется с изображением реальной местности, состоялись в августе 2015 года [38].

Более простые системы дополненной реальности, такие как очки «Google Glass», начали применяться в армии США раньше. С их помощью осуществляется ремонт сложной техники [39].

Как видно, сферы применения программного обеспечения, реализующего функциональность, присущую ТРАП, в настоящее время достаточно многообразны, а востребованность подобных приложений высока. Данные обстоятельства ставят вопрос о возможной автоматизации разработки адаптивного программного обеспечения на основе трехмерной графики и создании программных систем, позволяющих осуществлять процесс разработки таких приложений с минимальными временными затратами.

1.2 Существующие методы разработки адаптивных программных систем

Большинство современных адаптивных программ, использующих возможности трехмерной графики, создаются в основном без использования каких-либо специализированных высокоуровневых инструментов автоматизированного проектирования. Существующие компании, которые специализируются на разработке адаптивных программ определенных типов (например, обучающих программ или виртуальных тренажеров), чаще всего используют собственные внутренние программные инструментарии для осуществления разработки [40].

Несмотря на это, к настоящему времени выпущено достаточно много работ, посвященных попыткам формализации методов разработки адаптивных программ, использующих трехмерную графику, а также созданию математической модели, которая могла бы описать все имеющиеся в настоящие дни программные продукты подобного рода. К таким работам относится ряд исследований, посвященных созданию компьютерных игр, обладающих адаптивными свойствами. Здесь следует отметить работы таких авторов, как Hogg [41], Wang [42], Cornforth [43], Carvalho [44], Fasli [45] и др. Вопросы построения самоорганизующихся программных систем также изложены в работах Bernon [4б], Di Marzo Serugendo [47], Waignier [4S], Bezold [49], Meng [50] и др. Вопросам разработки виртуальных тренажеров посвящены работы Riener и Harders [51], Harris [52], Dell'Aquila [53] и др.

Среди российских исследователей, которые занимались изучением указанных вопросов, можно выделить Матлина А. О. [54], Бабенко А.П. [55], Шукшуно-ва В.Е. [56], Зубова М.Е. [57], Вавилову Н.И. [5S], Саркисову И.О. [59], Варламова О.О. [б0].

Одним из наиболее часто применяемых в настоящее время подходов к созданию адаптивного программного обеспечения и специализированных инстру-ментариев для его разработки является мультиагентный подход. Понятия интеллектуального агента и мультиагентной системы являются центральными понятиями данного подхода. Интеллектуальный агент — это компонент искусственного интеллекта или самостоятельная программа, основной целью которой является

решение отдельной задачи. Каждый интеллектуальный агент обладает свойствами общественного поведения, автономности, реактивности и целенаправленной активности. Под мультиагентной системой понимается система, которая образована несколькими интеллектуальными агентами, взаимодействующими между собой. Мультиагентные технологии предлагают принципиально иной, отличный от классического, метод решения задач. Если классический способ предполагает поиск четко детерминированного алгоритма нахождения решения какой-либо задачи, то мультиагентный подход подразумевает автоматическое получение решения в результате взаимодействия интеллектуальных агентов, каждый из которых представляет собой самостоятельный программный модуль. Использование мультиа-гентных технологий позволяет находить решения там, где применение классических подходов либо требует большого количества расчетов, либо недопустимо (т.е. в условиях высокой неопределенности). Мультиагентные системы обладают адаптивными свойствами, приспособлены к изменению различных факторов внешней среды и потребностей пользователей, мобильны и способны к развитию [61,62].

В своей работе, посвященной созданию игрового искусственного интеллекта [63], Oijen, Doesburg и Dignum предлагают метод, основанный на использовании подхода «Убеждение—желание—намерение» («beliefs—desire—intention», BDI [64]). Данный метод предназначен для программирования интеллектуальных агентов. BDI-архитектура представляет собой так называемую архитектуру практического обоснования [65], в которой процесс принятия решений схож с процессом практического обоснования, применяемым в повседневной жизни. Основными компонентами данной архитектуры являются структуры данных, служащие абстракциями убеждений, желаний и намерений интеллектуального агента, а также функции, абстрагирующие процесс размышления и обоснования выбора целей и средств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)», 05.13.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Евсеева, Юлия Игоревна, 2016 год

Список литературы

1. Пелюшенко, А. В. Обучающие среды и интеллектуальные обучающие системы: возможности использования в образовательном процессе / А.В. Пелюшенко // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2006. — №8. — С. 48-50.

2. Карасев, В. А. Концептуальная модель интеллектуальной обучающей системы для пользователей лазерных технологических комплексов / В.А. Карасев, С.С. Маломуж, М.Ю. Стернин // Труд ИСА РАН. — 2005. — №12. — С. 131-145.

3. Алисейчик, П. А. Компьютерные обучающие системы / П.А. Алисейчик [и др.]. // Интеллектуальные системы. — 2004. — №1. — С. 5-40.

4. LapSim — компьютерная симуляция эндохирургических вмешательств [Электронный ресурс] // Е^оХирургия. Режим доступа: http://www.laparoscopy.ru/edu/lapsim.html#features (дата обращения: 10.08.2016).

5. Офтальмохирургический виртуальный симулятор АЙЗИ [Электронный ресурс] // MedSim: виртуальные симуляторы в медицине. Режим доступа:: http://medsim.ru/goods/eyesi.html (дата обращения: 10.08.2016).

6. Виртуальный симулятор НейроВР (NeuroVR) [Электронный ресурс] // Virtumed: тренажеры, симулятор, фантомы, манекены и роботы. Режим доступа: http://www.virtumed.ru/cat/neurotouch.html (дата обращения: 10.08.2016).

7. Симсургери [Электронный ресурс] // MedSim: виртуальные симулятор в медицине. Режим доступа: http://medsim.ru/goods/eyesi.html (дата обращения: 10.08.2016).

8. LAP Mentor [Электронный ресурс] // MedSim: виртуальные симулятор в медицине. Режим доступа: http://medsim.ru/goods/eyesi.html (дата обращения: 10.08.2016).

9. ОРкамп, виртуальная гибридная операционная [Электронный ресурс] // Virtumed: тренажеры, симулятор, фантомы, манекены и роботы. Режим доступа: http://www.virtumed.ru/cat/neurotouch.html (дата обращения: 10.08.2016).

10. Ангиографический симулятор CathLabVR [Электронный ресурс] // MedSim: виртуальные симулятор в медицине. Режим доступа: http://medsim.ru/goods/eyesi.html (дата обращения: 10.08.2016).

11. Виртуальные медицинские симуляторы-тренажеры: новая эра в медицинском образовании [Электронный ресурс] // Aires Technologies. Режим доступа: http://airestech.ru/virtualnye-medicinskie-simulyatory-trenazhery-novaya-era-v-medicinskom-obrazovanii (дата обращения: 10.08.2016).

12. Перепелица, С. А. Симуляционное обучение на первом курсе медицинского института / С.А. Перепелица, Е.И. Насевич // Виртуальные технологии в медицине. — 2016. — №1. — С. 30-34.

13. Свистунов, А. А. Итоги первого года добровольной аккредитации симу-ляционно-аттестационных центров России / А.А. Свистунов, А.Л. Колыш // Виртуальные технологии в медицине. — 2016. — №1. — С. 8-11.

14. Автомобильный тренажер «ОТКВ-2М» [Электронный ресурс] // Научно-производственное предприятие «Тренер». Режим доступа: http://www.npp-trener.ru/go.php?page=otkv2m (дата обращения: 10.08.2016).

15. Симулятор военной и гражданской техники «Скорпион» [Электронный ресурс] // Системы. Режим доступа: http://ti-sys.tradition.ru/protected/trainingsimulators/protected/trainingsimulators/ (дата обращения: 10.08.2016).

16. Никонов, К. П. Расчет в среде SolidWorks механических воздействий на датчик давления для испытательного оборудования авиационной техники / К.П. Никонов // Труды МАИ. — 2013. — №70. — С. 2-20.

17. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделий машиностроения: проблемы и решения / Л.В. Губич [и др.]; под ред. С.В. Абла-мейко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Наука, 2010. — 301 с.

18. Понятский, В.М. Исследование динамических процессов 3D-моделей в среде Matlab / В.М. Понятский [и др.] // Материалы XX международной конференции «Системы проектирования, технологической подготовки производства и

управления этапами жизненного цикла промышленного продукта». — М.: ИПУ РАН, 2011. — С. 45-50.

19. Borshchev A., The Big Book of Simulation Modeling. Multimethod Modeling with AnyLogic 6 / A. Borshchev. — Chicago: AnyLogic North America, 2013. — 612 p.

20. Kelton, W.D. Simulation with Arena / W. D. Kelton, R. P. Sadowski, D. A. Sadowski. — New York: McGraw-Hill Education, 2009. — 700 p.

21. Бабина О.И. Сравнительный анализ имитационных и аналитических моделей / О.И. Бабина // Материалы четвертой всероссийской конференции «Имитационное моделирование. Теория и практика». — СПБ.: ОАО, 2009. — С. 73-77.

22. Введение в компьютерное моделирование: учебное пособие / Л.В. Горчаков. — Томск: ТГПУ, 2012. — 91 с.

23. Лебедев, А.Н. Вероятностные методы в инженерных задачах: справочник / А. Н. Лебедев [и др.]. — СПб. : Энергоатомиздат, 2000. — 333 с.

24. Кумунжиев, К.В.Теория систем и системный анализ : учебное пособие / К. В. Кумунжиев. — Ульяновск : УлГУ, 2003. — 240 с.

25. Былкин, Б. К. Интерактивная имитационная трехмерная модель как инструмент обеспечения радиационной безопасности персонала при выполнении демонтажных работ / Б.К. Былкин, Д.В. Чуйко // Ядерная и радиоационная безопасность. — 2016. — №1(79). — С. 1-5.

26. Кондратьев, И. И. Технология — виртуальная, результат — реальный / И.И. Кондратьев // Computer world. — 1997. — №35. — C. 12-35.

27. Осипов, М.П. Системы виртуальной реальности: учебно-методическое пособие / М. П. Осипов. — Нижний Новгород: НГУ, 2012. — 48 с.

28. Фурса, М. В. Исследование и разработка системы трекинга и методов реконструкции сложных трёхмерных объектов для приложений виртуального окружения: дисс. ... канд.техн.наук: 05.13.11 / Фурса Максим Владимирович. — М., 2009. — 114 с.

29. Холодкова, В. А. Виртуальная реальность: стереоскопическое изображение, дисплейные системы / В.А. Холодкова // Мир ПК— 2008. — №6. — C. 2127.

30. Применение технологий виртуальной реальности для создания тренажеров и симуляторов [Электронный ресурс] // VE Group. Режим доступа: http://ve-group.ru/3dvr-resheniya/trenazheryi/ (дата обращения: 10.08.2016).

31. Виртуальная реальность в образовании [Электронный ресурс] // Инте-лин. Режим доступа: http://www.intelin.ru/index.php?p=3 (дата обращения: 10.08.2016).

32. Виртуальная реальность на страже образования [Электронный ресурс] // Виртуальный образовательный портал. Режим доступа: http://www.megabotan.ru/pages/virtyalnaia_realnost_na_straze_obrazovania (дата обращения: 10.08.2016).

33. Бабенко, В.С. Виртуальная реальность: толковый словарь терминов / В.С. Бабенко — СПб.: ГУАП, 2006. — 86 с.

34. Guo-Zeng, X. System design and control technique of robot-aided reabilita-tion / X. Guo-Zeng, S. Ai-Guo, L. Hui-Jun . — Berlin: Springer, 2009. — 370 p.

35. Технологии 30-визуализации: миф или реальность [Электронный ресурс] // Архив журнала «Железо». Режим доступа: http://www.intelin.ru/index.php?p=3 (дата обращения: 10.08.2016).

36. Яковлев, Б. С. История, особенности и перспективы технологии дополненной реальности / Б.С. Яковлев, С.И. Пустов // Известия Тульского государственного технического университета. Технические науки. — 2013. — №3. — С. 479-484.

37. Яковлев, Б. С. Классификация и перспективные направления технологии дополненной реальности / Б.С. Яковлев, С.И. Пустов // Известия Тульского государственного технического университета. Технические науки. — 2013. — №3. — С. 484-490.

38. В США планируют применить технологию дополненной реальности для подготовки морпехов [Электронный ресурс] // Новостной портал News.ru. Техно-

логии. Режим доступа: http://hitech.newsru.com/article/01sep2015/armarine (дата обращения: 10.08.2016).

39. Marines Explore 'Augmented Reality' [Электронный ресурс] // Breaking defense. Режим доступа: http://breakingdefense.com/2015/09/marmes-explore-augmented-reality-training/ (дата обращения: 10.08.2016).

40. Мыльников В. В. Вопросы проектирования и создания тренажеров машин и механизмов / В.В. Мыльников // Вестник Адыгейского государственного технического университета. Серия 3: Естественно-математические и технические науки. — 2014. — №2(137). — С. 135-147.

41. Hogg, C. Game AI for domination games / C. Hogg [и др.] // Artificial intelligence for computer games / под ред. P. A. Gonzalez-Galero, M.A. Gomez-Martin. — New York: Springer, 2011. — С. 83-101.

42. Wang, A.L. Software architectures and the creative processes in game development / A.L. Wang, N. Nordmark // Entertainment computing / edited by K. Choria-nopoulos [et al.]. — Cham: Springer International Publishing, 2015. — P. 272-285.

43. Cornforth, D.J. Cluster evaluation, description and interpretation for serious games / D. J. Cornforth, M. T. Adam // Serious games analytics / edited by C. S. Loh, Y. Sheng, D. Ifenthaler. — Cham: Springer International Publishing, 2015. — P. 135155.

44. Carvalho, M.B. The journey: a service-based adaptive serious game on probability / M.B. Carvalho [et al.] // Serious games analytics / edited by C. S. Loh, Y. Sheng, D. Ifenthaler. — Cham: Springer International Publishing, 2015. — P. 97-106.

45. Fasli, M. Designing and developing electronic market games / M. J. Fasli, M. Michalakopoulos // Games and learning alliance / edited by A. De Gloria. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2007. — P. 117-151.

46. Bernon, C. Engineering self-organizing systems / C. Bernon [et al.] // Self-organizing software: from natural to artificial adaptation / edited by G. Di Marzo Seru-gendo, M.P. Gleizes, A. Karageorgos. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2011. — P. 283-312.

47. Di Marzo Serugendo, G. Self-organization: paradigms and application / G. Di Marzo Serugendo [et al.] // Engineering self-organizing systems: nature-inspired approaches to software engineering / edited by G. Di Marzo Serugendo [et al.]. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2004. — P. 1-19.

48. Waignier, G. A model-based framework to design and debug safe component-based autonomic sytems / G. Waignier, A.F. Le Meur, L. Duchien // Architecture for adaptive software systems / edited by R. Mirandola, I. Gorton, C. Hofmeister. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2009. — P. 1-17.

49. Bezold, M. AdaGUIDE — an adaptation framework / M. Bezold, W. Minker // Adaptive multimodal interactive systems / edited by M. Bezold, W. Minker. — New York: Springer, 2011. — P. 81-105.

50. Meng, A. C. On evaluating self-adaptive software / A.C. Meng // Self-adaptive software / edited by P. Robertson, H. Shrobe, R. Laddaga. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2001. — P . 65-74.

51. Riener, R. Virtual reality in medicine / R. Riener, M. Harders. — London: Springer London, 2012. — 294 p.

52. Harris, A. Simulation and training in minimal access surgery / A. Harris, F. Bello, R. Kneebone // Training in minimal access surgery / edited by N. Francis [et al.]. — London: Springer London, 2015. — P . 35-47.

53. Torbeyns, J. Describing and studying domain-specific serious games / J. Tornbeyns, E. Lehitinen, J. Elen. — Cham: Springer International Publishing, 2015. — 250 p.

54. Матлин, А. О. Автоматизация процесса создания виртуальных тренажеров: автореф. дис. ...канд. техн. наук : 05.13.12 / А. О. Матлин. — Волгоград, 2012. — 22 с.

55. Бабенко, А. П. Проблема создания и применения тренажерных систем обучения / А. П. Бабенко, А. Д. Брейман // Программное и информационное обеспечение систем различного назначения на базе персональных ЭВМ : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Б. М. Михайлова.—М. : МГУПИ, 2007.— Вып. 10. — С. 26 -28.

56. Тренажерные комплексы и тренажеры. Технологии разработки и опыт эксплуатации: монография / В. Е. Шукшунов [и др.] ; под ред. В. Е. Шукшунова. —М. : Машиностроение, 2005. — 383 с.

57. Зубов, М. Е. Математическое и программное обеспечение новых технологий проектирования виртуальных тренажеров: автореф. дис. ...канд. техн. наук : 05.13.11 / М. Е. Зубов. — М., 2003. — 20 с.

58. Вавилова, Н. И. Модели и алгоритмы автоматизированного проектирования макетов сцен мультимедиа тренажеров: дисс. ... канд.техн.наук: 05.13.12 / Вавилова Наталья Ивановна. — Тверь, 2002. — 164 с.

59. Саркисова, И. О. Разработка методов и моделей адаптивного тестового контроля в системе подготовки и аттестации персонала транспортных предприятий: дисс. ... канд.техн.наук: 05.13.06 / Саркисова Ирина Олеговна. — М., 2004.

— 166 с.

60. Варламов, О. О. Системный анализ и синтез моделей данных и методы обработки информации в самоорганизующихся комплексах оперативной диагностики: дисс. ... докт.техн.наук: 05.13.01 / Варламов Олег Олегович. — М., 2003.

— 307 с.

61. Кияев, В.И.Разработка приложений для мобильных интеллектуальных систем на платформе Intel Atom [Электронный ресурс] / В.И. Кияев [и др.] // — Национальный открытый университет Интуит, 2013. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/goods_store/ebooks/8686 (дата обращения: 10.08.2016).

62. Мультиагентная обучающая система по медицинской диагностике [Электронный ресурс] // Edutarget: нюансы педагогики. Режим доступа: http://www.edutarget.ru/sonics-519-1.html (дата обращения: 10.08.2016).

63. Oijen, J. Goal-based communication using BDI agents as virtual humans in training: an ontology driven dialogue system / J. Gemrot, C. Brom, T. Plch // Agents for games and simulations: trends in techniques, concepts and design / edited by F. Dig-num. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2011. — P . 38-52.

64. Rao, A. S. BDI agents: from theory to practice / A.S. Rao, M.P. Georgef // Proceedings of the First International Conference on multiagent systems. — San Francisco: AAAI Press, 1995. — P. 312-319.

65. Виттих, В. А. Мультиагентные модели взаимодействий для построения сетей потребностей и возможностей в открытых системах / В. А. Виттих, П. О. Скобелев // Автоматика и телемеханика. — 2003. — №1. — С. 177-185.

66. M. A. Medina, A. Sanchez, N. Castellanos. Ontological Agents Model based on MAS-CommonKADS methodology /14th International Conference on Electronics, Communications and Computers, 2004 — p. 260.

67. Gemrot, J. A periphery of Pogamut: from bots to agent and back again / J. Gemrot, C. Brom, T. Plch // Agents for games and simulations: trends in techniques, concepts and design / edited by F. Dignum. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2011. — P . 19-36.

68. Smith, D. Bridging the gap between planning and scheduling / D. Smith, J. Frank, A. Jonsson // Knowledge Engineering Review. — 2000. — №15(1). — P. 47-83.

69. Кузьмин, Е. В. Иерархическая модель автоматных программ / Е.В. Кузьмин // Моделирование и анализ информационных систем. — 2006. — №1(1). — С. 27-34.

70. Lim, C. U. Evolving behavior trees for the commercial game DEFCON / C.U. Lim, R. Baumgarten, S. Colton // Application of evolutionary computation / edited by C.D. Chio [et al.] . — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2010. — P . 100-110.

71. Perez, D. Evolving behavior trees for the commercial game DEFCON / C.U. Lim, R. Baumgarten, S. Colton // Application of evolutionary computation / edited by C.D. Chio [et al.] . — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2010. — P . 123-132.

72. Ogren, P. Increasing modularity of UAV control system using computer game behavior trees / P. Ogreen // AIAA Guidance, Navigation, and Control Conference. — Minneapolis: AIAA Press, 2012. — P. 1-8.

73. Colledanchise, M. How behavior trees modularize robustness and safety in hybrid systems / M. Colledanchise, P. Ogren // 2014 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems. — Chicago: IEEE, 2014. — P. 53-62.

74. Colledanchise, M. Perfomance analysis of stochastic behavior trees / M. Colledanchise, A. Marzinotto, P. Ogren // 2014 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems. — Chicago: IEEE, 2014. — P. 63-75.

75. Marzinotto, A. Towards a united behavior trees framework for a robot control / A. Marzinotto [et al.] // 2014 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems. — Chicago: IEEE, 2014. — P. 102-111.

76. Klickner, A. Interfacing BTs with the World Using Description Logic / A. Klickner // AIAA Guidance, Navigation and Control Conference. — Boston: MA, 2013. — P. 74-83.

77. Klickner, A. Behavior Trees for UAV Mission Management / A. Klickner // GI-Jahrestagung-2013. — Klagenfurt: Springer, 2013. — P. 57-68.

78. Bagnell, J. An integrated system for autonomous robotics manipulation / J. Bagnell [et al.] // In Intelligent Robots and Systems (IROS), 2012 IEEE/RSJ International Conference. — Chicago: IEEE, 2012. — P. 2955-2962.

79. Белоусов, А. И. Дискретная математика / А. И. Белоусов, С. Б. Ткачев.— М: МГТУ, 2006. — 587 с.

80. Хопкрофт, Д. Дискретная математика / Д. Хопкрофт, Р. Мотвани, Д. Ульман. — М: Вильямс, 2002. — 528 с.

81. Салмре, И. Программирование мобильных устройств на платформе .Net compact framework / И. Салмре. — М: Вильямс, 2006. — 736 с.

82. Baba, N. Advanced intelligent paradigm in computer games / N. Baba, H. Handa. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2007. — 301 p.

83. Berinstein, P. Game development tool essentials / P. Berinstein [et al.]. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2014. — 467 p.

84. Paus, E. Getting development right / E. Paus. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2013. — 436 p.

85. Cazenave, T. Computer games / T. Cazenave [et al.]. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2016. — 614 p.

86. Chun, R. Adobe flash professional: classroom in a book / R. Chun. — San Jose: Adobe press, 2012. — 418 p.

87. Мук, К. Action script 3.0 для Flash: подробное руководство / К. Мук. — Спб: Питер, 2009. — 988 с.

88. Watkins, A. Creating games with Unity and Maya / A. Watkins. — Abingdon: Focal press, 2011. — 548 p.

89. Tracy, W. Learning Shiva3D game development / W. Tracy. — Birmingham: Packt Publishing, 2012. — 166 p.

90. Kjeld, P. V. Leadwerks Engine / P. W. Kjeld. — Saarbrücken : Chrono Press, 2011. — 92 p.

91. Felinto, D. Game development with Blender / D. Felinto. —Boston: Cengage Learning, 2013. — 448 p.

92. Lively, M. Professional Papervision3D / M. Lively. —Hoboken: Wrox, 2010. — 750 p.

93. Ivanov, M. Away3D 3.6: cookbook / M. Ivanov. — Birmingham: Packt Publishing, 2011. — 480 p.

94. Роббинс, Д. HTML5: карманный справочник / Д. Роббинс. — Спб: Питер, 2015. — 192 с.

95. Мацуда, К. WebGL: программирование трехмерной графики / К. Мацу-да, Р. Ли. — М: ДМК Пресс, 2015. — 700 с.

96. Including eAdventure [Electronic resource] // eAdventure: e-learning games. Access mode: http://e-adventure.e-ucm.es (date: 10.08.2016).

97. Britain, S. A framework for pedagogical evaluation of virtual learning environments / S. Britain, O. Liber. — Bangor: University of Wales, 1999. — 46 p.

98. Dongsun, K. AlchemistJ: a framework for self-adaptive software / K. Dong-sun, P. Sooyong // International Conference EUC 2005. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2005. — P. 74-83.

99. Brazdil, P. B. Machine learning: ECML-93 / P.B. Brazdil. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 1993. — 469 p.

100. Булинский, А. В. Теория случайных процессов / А. В. Булинский, А.Н. Ширяев. — М: Физматлит, 2005. — 277 с.

101. Матлин, А. О. Методика построения виртуальной лабораторной работы с помощью автоматизированной системы создания интерактивных тренажеров / А.О. Матлин, С.А. Фоменко // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2012. — №13. — С. 142-144.

102. Pohl, K. Software product line engineering: foundations, principles and techniques / K. Pohl, G. Bockle, F. Linden. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2005. — 473 p.

103. Capilla, R. An overview of dynamic software product line architectures and techniques: observations from research and industry / R. Capilla [et al.] // The journal of systems and software. — 2013. — №3. — P. 1-21.

104. Istoan, P. Dynamic software product lines for service-based systems / P. Is-toan [et al.] // Proceedings of the 2009 Ninth IEEE International Conference on Computer and Information Technology. — Washington: IEEE Computer Society, 2009. — P. 193-198.

105. Baresi, L. Dynamically evolving the structural variability of dynamic software product lines / L. Baresi, C. Quinton // Proceedings of the 10th International Symposium on Software Engineering for Adaptive and Self-Managing Systems. — New York: ACM, 2015. — P. 57-63.

106. Dinkelaker, T. A dynamic software product line approach using aspect models at runtime / T. Dinkelaker [et al.] // In 1st Workshop on Composition and Variability. Proceedings of the 1st Workshop on Composition and Variability. — Washington: IEEE Computer Society, 2010. — P. 23-32.

107. Rosenmuller, M. Tailoring dynamic software product lines / M. Rosenmuller [et al.] // Proceedings of the 10th ACM international conference on Generative programming and component engineering. — New York: ACM, 2011. — P. 3-12.

108. Shen, L. Towards feature-oriented variability reconfiguration in dynamic software product lines / L. Shen [et al.] // Top productivity through software reuse / edited by K. Schmid. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2011. — P . 52-68.

109. Schobbens, P. E. Feature diagrams: a survey and formal semantics / P. E. Schobbens, P. Heymans, J.C. Trigaux // In 14th IEEE International Requirements Engineering Conference (RE'06) . — Washington: IEEE Computer Society, 2011. — P. 139148.

110. Kang, K. C. Feature-oriented domain analysis (FODA): feasibility study / K.C. Kang [et al.]. — Pittsburgh: Software Engineering Institute, 1990. — 161 p.

111. Bosch, J. Design and Use of Software Architectures: Adopting and Evolving a Product Line Approach / J. Bosch. — Boston: Addison-Wesley, 2000. — 242 p.

112. Griss, M. Integrating feature modeling with RSEB / M. Griss, J. Favaro, M. d'Alessandro // In Proceedings of the Fifth International Conference on Software Reuse.

— Vancouver: BC, 1998. — P. 76-85.

113. Sinnema, M. Classifying variability modeling techniques / M. Sinnema, S. Deelstra // Information and software technology. — 2007. — №7. — P. 42-54.

114. Liaskos, S. On goal-based variability acquisition and analysis / T. Dinkelak-er [et al.] // In 14th IEEE International Requirements Engineering Conference (RE'06) .

— Washington: IEEE Computer Society, 2010. — P. 77-85.

115. Holtzman, S. Intelligent Decision Systems / S. Holtzman. — Boston: Addi-son-Wesley, 1989. — 292 p.

116. The decision model [Electronic resource] // Knowledge partners international. Access mode: http://kpiusa.com/index.php/The-Decision-Model/the-decision-model.html (date: 10.08.2016).

117. Roos-Frantz, F. Automated analysis of orthogonal variability models: a first step / F. Roos-Frantz, S. Segura // First Workshop on Analyses of Software Product Lines. — 2008. — №8. — P. 243-248.

118. Simmonds, J. Modeling variability in software process lines / J. Simmonds, M. C. Bastarrica // Departamento de Ciencias de la Computación. — 2011. — №4. — P. 93-100.

119. Reinhartz-Berger, I. Comprehensibility of orthogonal variability modeling languages: the cases of CVL and OVM / I. Reinhartz-Berger, K. Figl // Proceedings of the 18th International Software Product Line Conference. — New York: ACM, 2014. — P. 42-51.

120. Losif-Lazar, A. F. A Core Language for Separate Variability Modeling / A. F. Losif-Lazar, I. Schaef, A. Wasowski // Leveraging Applications of Formal Methods, Verification and Validation. Technologies for Mastering Change / edited by T. Margaria, B. Steffen. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2014. — P . 257-272.

121. Sinnema, M. COVAMOF: A Framework for Modeling Variability in Software Product Families / M. Sinnema, S. Deelstra, J. Bosch // Software Product Lines / edited by R.L. Nord. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2004. — P . 197-213.

122. Berger, T. Variability modeling in the real: an empirical journey from software product lines to software ecosystems / T. Berger. — Leipzig: University of Leipzig, 2012. — 225 p.

123. Younis, O. Systems variability modeling: a textual model mixing class and feature concepts / O. Younis, S. Ghoul, M.H. Alomari // International Journal of Computer Science & Information Technology. — 2013. — №5. — P. 127-139.

124. Webber, D.L. Modeling variability in software product lines with the variation point model / D.L. Webber, H. Gomaa // Science of Computer Programming. — 2004. — №3. — P. 305-331.

125. Stone, M. Kohs Block Design Test / M. Stone // Test Critiques / edited by D. J. Keyser, R. C. Sweetland. — Kansas City: Test Corporation of America, 1985. — P . 102-114.

126. Акимов, С.В. Четырехуровневая интегративная модель для автоматизации структурно-параметрического синтеза // Труды учебных заведений связи СПбГУТ. — 2004. — № 171. — С. 165-173.

127. Одрин, В.М. Морфологический синтез систем: постановка задачи, классификация методов, морфологические методы «конструирования» / В.М. Одрин. — Киев: Институт кибернетики им. В.М. Глушкова АН УССР, 1986.

128. Одрин, В.М.Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц / В.М. Одрин, С.С. Картавов. — Киев: Наукова думка, 1977.

129. Cano, G.R. Configuration of hyper-graph based feature diagrams / G.R. Cano. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2012. — 87 p.

130. Batory, D.S. Towards verification of software product lines/ D.S. Batory, E. Borger. — Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2007. — 183 p.

131. Czarnecky, K. Generative programming: methods, tools and applications / K. Czarnecky, E. Ulrich. —Addison, Wesley, 2000. — 213 p.

132. Gallo, G. Directed hypergraphs and applications / G.Gallo, G. Pallottino. — Disctrete applied mathematics, USA, 2000. — 123 p.

133. Laguna, M. Feature diagrams: a formalization and extensible meta-model proposals / M.Laguna, J. M. Marquoes. —University of Validolend, Spain, 2006. — 73 p.

Приложение А. Свидетельство о государственной регистрации

программы для ЭВМ

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о государственной регистрации программы для ЭВМ

№ 2016617796

Программа для создания трехмерных адаптивных приложений

ирзвообтд&еяЖ;'Евсеева Юлия Игоревна (1111}

Ш:

Автор: Евсеева Юлия Игоревна (Я11)

Заявка № 2016615347

Дата поступления 16 мая 2016 г.

Дата государственной регис трации

в Реестре программ для ЭВМ 14 иЮЛЯ 2016 2.

Руководитель Федеральной рр| по интеляектуааьной со'бсгуменпрстп

ГЛ. Ивлиев

■ ш & ж шшш ж ж шш ш шшжм жда^ щшш® ш адшммм

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.