Разработка композитного защитно-декоративного покрытия для дизайн-объектов из алюминия и его сплавов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Николаев, Илья Викторович
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 132
Оглавление диссертации кандидат наук Николаев, Илья Викторович
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ
1.1 Обзор применения алюминия для объектов дизайна
1.1.1 Алюминий в декоративно-прикладном искусстве
1.1.2 Алюминий в ювелирном искусстве
1.2 Обзор современных технологий нанесения защитно-декоративных покрытий на алюминий и его сплавы
1.3 Выводы
2 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ
2.1 Методика проектирования объектов дизайна
2.1.1 Применение принципов детализации при разработки дизайн-объектов
2.1.2 Особенности выбора материала при проектировании объектов дизайна
2.1.3 Специфика цветового проектирования применительно к дизайну художественных изделий
2.2 Методика создания защитно-декоративного покрытия с влагозащитными свойствами применительно к объектам дизайна из алюминия и его сплавов
2.2.1 Разработка композитных анодных покрытий применительно к дизайн-объектам из алюминия и его сплавов
2.2.2 Исследование влияния технологических режимов на физико-механические свойства анодных покрытий
2.2.3 Разработка методики придания влагозащитных свойств и повышенной коррозионной стойкости покрытия
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВЛИЯНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТА АНОДИРОВАНИЯ НА ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОКРЫТИЯ
3.1 Исследование морфологии и микроструктуры покрытия
3.2 Исследование физико-механических свойств покрытия
3.3 Выводы
4 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТА И ВРЕМЕНИ АНОДИРОВАНИЯ НА ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ПОКРЫТИЯ
4.1 Исследование декоративных свойств покрытия
4.2 Исследование цветовых характеристик
4.3 Исследование защитных свойств покрытия
4.4 Выводы
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Конструирование и технология получения оксидных покрытий с заданными физико-химическими свойствами в импульсном микроплазменном режиме2003 год, кандидат технических наук Будницкая, Юлия Юрьевна
Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности2013 год, кандидат наук Гончарова, Юлия Вячеславовна
Совершенствование дизайна художественных изделий из камня с применением трансформации природных форм2014 год, кандидат наук Желтоухова, Татьяна Юрьевна
Совершенствование дизайна изделий из алюминия окрашиванием его оксидных покрытий2006 год, кандидат технических наук Макшанчиков, Илья Алексеевич
Декорирование поверхности серебра 925 пробы с использованием электрохимической обработки импульсными токами2018 год, кандидат наук Висковатый, Иван Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка композитного защитно-декоративного покрытия для дизайн-объектов из алюминия и его сплавов»
ВВЕДЕНИЕ
Поиск новых дизайнерских решений при создании современных художественных изделий связан, как правило, с применением новых материалов, совершенствованием способов их обработки. Это способствует расширению художественных образов и форм, цветовых и декоративных характеристик, улучшению потребительских свойств выпускаемых изделий.
Алюминиевые сплавы являются одними из основных конструкционных материалов и широко применяются в многочисленных отраслях промышленности, в том числе в производстве художественных изделий. Перспектива расширения использования алюминия и алюминиевых сплавов определяется его большими природными ресурсами (по распространенности в земной коре он занимает первое место среди металлических элементов) и ценным комплексом свойств. К достоинствам алюминия и его сплавов относится большой диапазон прочности (ав = 100...800 МПа), малая
-5
плотность (2,5-2,85 г/см ) и высокие удельная прочность, тепло- и электропроводность, отражательная способность, коррозионная стойкость в различных средах. Они отличаются хорошей технологичностью, имеют хорошие литейные свойства, легко поддаются обработке давлением, обработке резанием, равномерному травлению, различным методам соединения, обладают способностью к образованию прочных защитных и красивых декоративных пленок. Большим достоинством является то, что свойства алюминия позволяют изготавливать светлые плоскости больших размеров. В отличии от нержавеющей стали блеск алюминия не резок, что не разрушает впечатление целостности. Это наблюдается, как и в напряженных гибких формах современной мебели, так и изящных корпусах автомобилей.
Однако ценные физико-химические свойства алюминиевых сплавов и их внешний товарный вид значительно понижаются из-за склонности их к
окислению под действием окружающей среды. В целях сохранения и увеличения эксплуатационных свойств алюминиевых сплавов, а также придания поверхности изделий декоративного вида и антикоррозионных свойств, в промышленности применяются защитно-декоративные покрытия.
Технологические возможности получения разнообразных по назначению защитно-декоративных покрытий на алюминиевых изделиях на сегодняшний день очень широки. Так в качестве защитно-декоративных покрытий для изделий декоративно-прикладного искусства, корпусов приборов, мебельной фурнитуры, декоративных панно достаточно распространены оксидные покрытия алюминия и сплавов на его основе, полученные электрохимическим способом в сернистых электролитах. Однако, применяемые в промышленности покрытия ограничены по номенклатуре, а также предполагают ряд трудоемких технологических операций по обработке и вредные с экологической точки зрения химические растворы.
В настоящее время разрабатываются и используются новые методы декоративной отделки алюминия, защиты его от коррозии, создаются покрытия с заранее заданными специальными свойствами. Одним из перспективных направлений электрохимической обработки алюминия является получение цветных анодных покрытий, представляющих оксид алюминия, наполненный компонентами различной химической природы. Окрашенные покрытия обладают высокой коррозионной стойкостью, механической прочностью и декоративным внешним видом. Перспективность использования таких покрытий, с одной стороны, обусловлена относительной простотой технического процесса, а с другой -возможностью управлять физико-механическими и цветовыми характеристиками, варьируя технологические режимы и вид наполнителей.
В настоящее время вопросы использования композитных анодных покрытий с применением щавелекислого электролита в художественно-декоративных целях изучены недостаточно. Применение композитных анодных покрытий, состоящих из пористого оксида алюминия и наполнителя определяет ряд технологических проблем, требующих разработки научно-методического обеспечения, позволяющего моделировать их декоративные, защитные и физико-механические свойства, что подтверждает актуальность данной работы.
Степень теоретической разработанности темы исследования
В процессе разработки и совершенствования технологии защитно-декоративных покрытий для объектов дизайна из алюминия был проведен анализ следующей литературы:
- по истории художественных изделий из алюминия: Ф.И. Квасов, И.Н. Фриндляндер, М.Л. Соколова;
- по современным технологиям нанесения защитно-декоративных покрытий, гальваностегии, видам, свойствам и классификациям защитно-декоративных покрытий: Е.К. Аверьянов, В.Т. Белов, А.Ф. Богоявленский, А.И. Вольфсон, Голубев А.И., С.И. Галанин, С.Я. Грилихес, Т.В. Елинек, Ф.П. Заливалов, Н.Д. Томашов, И.Н. Францевич;
- по цветовому проектированию и технологическим, декоративным, материаловедческим вопросам при разработке дизайна художественных изделий: Г.Л. Маккэлэм, Г.М. Логвиненко, К.Т. Даглдиян, М.С. Якушева, С.А. Васин, А.Ю. Талащук.
Область исследования соответствует научной специальности 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн». Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является разработка технологии нанесения защитно-декоративных покрытий с влагозащитными свойствами
для дизайн-объектов из алюминия, с использованием пористого оксида алюминия заданной цветовой гаммы в качестве слоя покрытия и углеводородного наполнителя в качестве подслоя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проведение комплексного исследования и сравнительного анализа защитно -декоративных покрытий, применяемых для дизайн-объектов из алюминия и его сплавов;
- установление характера влияния концентрации электролита на основе щавелевой кислоты на морфологию покрытия, а также его физико-механические и декоративные свойства;
- проведение сравнительного анализа наполнителей для обеспечения влагозащитных свойств покрытия;
- установление технологических параметров анодирования для получения покрытий с заданной цветовой гаммой и влагозащитными свойствами для изделий из алюминия.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются технологические режимы и составы на основе электролита щавелевой кислоты и углеводородных наполнителей, а также образцы композитных защитно-декоративных покрытий на алюминии.
Предметом исследования являются физико-технологические свойства, операции, действия, процессы, обеспечивающие применение композитных защитно-декоративных покрытий для объектов дизайна. Научная новизна работы
1. Разработана конструкция композитного защитно-декоративного покрытия, обеспечивающая высокие физико-механические и влагозащитные свойства.
2. Установлен характер влияния концентрации электролита анодирования на физико-механические и декоративные свойства покрытий.
3. Разработаны технологические режимы получения композитных защитно-декоративных покрытий с влагозащитными свойствами, с использованием пористого оксида алюминия заданной цветовой гаммы в качестве слоя покрытия и углеводородного наполнителя - в качестве подслоя.
4. Определены технологические параметры анодирования, обеспечивающие заданные защитно-декоративные свойства композитных покрытий на изделиях из алюминия и его сплавов.
Практическая значимость работы
1. Разработанные технологические режимы получения композитных защитно-декоративных покрытий, на основе электролита щавелевой кислоты и углеводородных наполнителей, позволяют расширить спектр дизайнерских решений при создании объектов дизайна из алюминия.
2. Разработаны рекомендации для внедрения предложенных технологических режимов получения композитного покрытия в рамках предприятия ООО "Инжиниринговый центр".
Методология и методы исследования
В качестве методологической базы применялся системный подход. Для получения аналитических данных проводился метод сравнительного анализа. В работе использовались основные положения теории спектрофотометрии для получения количественных характеристик цвета анодных покрытий. Микроструктура пленок определялась с применением микроскопа TESCAN Vega II при увеличении в 2000 крат. Толщину анодной пленки определяли с помощью прибора измерения геометрических параметров многофункционального "Константа К5». Исследование микротвердости покрытий производили на автоматическом микротвердомере Micro-Duromat 4000E ASTM E 92 фирмы Reichert-Jung, нагрузка 100 г. Цветовые характеристики исследуемых покрытий оценивали с помощью методов спектрофотометрии с использованием спектрофотометра фирмы
GretagMacbeth Брес^оеуе, в системе ЬСк, определяющей значение цвета по трем параметрам: светлота, насыщенность, и цветовой тон. Каждое измерение осуществляли пятикратно на различных участках образца при стандартном источнике излучения D65, угол обзора - 2°. Обработка результатов осуществлялась методом математической статистики с использованием стандартных программ. Положения, выносимые на защиту
1. Технологические режимы получения композитного защитно-декоративного покрытия с влагозащитными свойствами для объектов дизайна из алюминия, на основе электролита щавелевой кислоты и углеводородных наполнителей.
2. Технология получения защитно-декоративных покрытий с заданными физико-механическими, декоративными и защитными свойствами. Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов диссертационной работы обеспечивается применением современных методов исследования, тщательной обработкой и обобщением экспериментальных и статистических данных по изучаемой проблеме, публикациями и докладами, практическим участием в конференциях, положительными результатами апробации в производственных условиях в рамках предприятия ООО "Инжиниринговый центр" и использованием в учебном процессе, получением патента на полезную модель.
Апробация работы
По основным результатам диссертации опубликовано 11 работ, в том числе 5 статей - в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных результатов диссертаций. Личный вклад автора
Все результаты исследований, изложенные в настоящей диссертации, получены самим автором при его непосредственном участии или под его
руководством. Автор участвовал в постановке задач, проведении экспериментов, обработке и анализе результатов. Автору непосредственно принадлежит обобщение полученных данных, разработка методологических подходов и формулирование основных выводов. Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников из 141 наименования. Текст работы изложен на 132 страницах, содержит 35 рисунков, 17 таблиц.
1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ
1.1 Обзор применения алюминия для объектов дизайна 1.1.1 Алюминий в декоративно-прикладном искусстве
Использование алюминия в дизайне интерьеров и производстве мебели тесно связано с модерном (от фр. moderne - новейший, современный) -стилем в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX века. Блеск этого металла не оставил равнодушным австрийского архитектора и теоретика искусства Отто Вагнера, одного из основоположников архитектуры модерна. В спроектированном им кресле для интерьера агентства Die Zeit из алюминия выполнены нижние части ножек и тонкая пластина, обрамляющая его спинку. «Алюминиевый дизайн» постепенно распространился и в других европейских странах. Архитектор Эйлин Грей в середине 1920-х годов отказалась от традиционных материалов в пользу современных - стекла и алюминия. По ее словам, алюминий -«превосходный материал, создающий прохладу в теплом климате». Свои идеи она представила в проекте, известном как Е.1027. Некоторые предметы из него - буфет, сервант, встроенный бар - приобрели большую популярность, и в Париже было открыто производство по заказам. Работы Грей предвосхитили многие черты современной мебели - легкость, удобство, функциональность.
В 1930 году в баре на парижской улице Ваграм появились стойка и столики из алюминия. Автором интерьера был архитектор Роберт Малле-Стивенс. В следующем году он же спроектировал алюминиевую мебель для виллы Cavroisin Croix. На Осеннем парижском салоне 1930 года французские
архитекторы Луи Соньо и Шарлотта Али представили интерьер спальни, в которой вся мебель - шкаф, кровать, стулья, кресло-шезлонг - была изготовлена из дуралюмина. Проект предназначался для жителей французских колоний в Африке и Азии: там из-за теплого влажного климата деревянные изделия быстро приходили в негодность.
Голландский архитектор Геррит Ритвельд, приверженец минимализма, в 1942 году создал кресло из цельного листа алюминия (за исключением задних ножек). Отверстия в спинке и боковых стенках облегчают конструкцию как зрительно, так и технологически. В предвоенной Европе алюминиевая мебель считалась экзотикой и была представлена единичными образцами. В США мебель из алюминия получила большее распространение.
С 1933 года мебель из алюминия создавал Уоррен Макартур. Деталями его конструкций служили в основном обрезки труб и шайбы. Собранные из этих элементов столы, кресла и стулья были необычайно популярны. Мебель у него покупали для своих вилл Марлен Дитрих, Рамон Наварро и Норма Ширер. К 1936 году в каталоге его фирмы было около 600 моделей из анодированного алюминия. Вальтер фон Нессен и Дональд Дески изготовляли предметы мебели простых геометрических форм из алюминия. Матовый металл в их изделиях сочетался с темным блестящим бакелитом (искусственной смолой) и эмалированной сталью. Работы Фредерика Кислера, напротив, отличаются обтекаемыми формами и скругленными углами. Две столешницы его легкого кофейного столика, составленные вместе, образуют овал. Этот предмет мебели необычайно удобен и многофункционален: его можно использовать в качестве двух сидений или подставок для комнатных растений. Весь стол, включая гантелеобразные ножки высотой около 20 см, выполнен из алюминия.
В начале 1933 года Международное бюро по использованию алюминия объявило конкурс на лучший стул из алюминия. Два независимых жюри - в
одно входили представители алюминиевой промышленности, в другое дизайнеры и архитекторы - оценивали не только эстетичность представленных моделей, но и их удобство, эксплуатационные характеристики, возможность массового производства. В условиях конкурса оговаривалось: модели не могут быть копиями известных образцов; это должно быть нечто совершенно новое. На конкурсе были рассмотрены 209 стульев из 14 стран. Первое место оба жюри присудили американскому дизайнеру Марселю Бройеру. Он представил пять моделей - табурет, два стула, кресло и шезлонг. Каркасы были изготовлены из гнутых алюминиевых профилей, сиденья и подлокотники - из фанеры. Использование стали утяжелило бы конструкции, а выполненные из алюминия модели Бройера вполне можно было назвать портативными. В 1934 году экспонаты были запущены в серийное производство в США. В 1939 году на Швейцарской национальной выставке в Цюрихе дизайнер Ханс Корай представил стул, сиденье и спинка которого были выполнены из единого листа алюминия с круглыми отверстиями. Автор указывал, что отверстия не только облегчают конструкцию, но и позволяют использовать его на открытом воздухе - во время дождя вода не скапливается на сиденье. Ножки и подлокотники выполнены из единого алюминиевого профиля. В целом конструкция одновременно изящна, практична, долговечна и проста в сборке. Именно поэтому она поступила в массовое производство уже в 1939 году - под названием Landi (сокращение от названия выставки Schweizerische Landesausstellung - Швейцарская национальная выставка). На рисунке 1 представлен стул Landi.
Рисунок 1 - Ханс Корай. Стул «Ьапйт. Алюминий. 1939
Алюминий сыграл значительную роль в создании столь привычного сегодня вращающегося стула, облик которого формировался в конце 1930-х годов. В 1938 году в Милане состоялось открытие здания штаб-квартиры итальянской алюминиевой корпорации Montecatini, возведенного по проекту архитектора Джо Понти. На строительство и отделку здания ушло 350 тонн алюминия. Понти не только спроектировал здание, но и оформил интерьеры. Он создал несколько вариантов вращающегося стула, отличающихся способом крепления спинки, формой и материалом сиденья. Наиболее совершенная конструкция предполагала регулировку высоты сиденья, высоты спинки и угла ее наклона, а также ролики. Однако в то время модель так и не была внедрена в производство.
В 1944 году американской компанией Етесо по заказу Военно-морских сил США был создан цельноалюминиевый стул, вошедший в историю мебели под номером 1006. Стул с широкой спинкой и углубленным сиденьем оказался настолько удобным, что практически без изменений выпускается и сегодня. После окончания Второй мировой войны на рынок поступили тысячи тонн алюминия, полученного от переработки военной техники - в
частности самолетов. В качестве выхода из сложной ситуации рассматривалось массовое производство бытовых предметов.
В 1950-е годы появились интересные проекты мебели из алюминия - в том числе книжный шкаф французских архитекторов Шарлотты Перрьян и Жана Пруве для университетского городка в Париже. Горизонтальные панели остались деревянными, а вертикальные перегородки и дверки были выполнены из окрашенного алюминия. Яркий, разноцветный книжный шкаф назвали «Мексиканским». Тогда же было создано популярное складное кресло. Каркас его, выполненный из алюминиевых труб, обтягивался нейлоновыми лентами - они, в свою очередь, образовывали сетку, которая и служила спинкой и сидением. Кресло было невероятно практичным: легким, не намокающим, не подверженным коррозии, очень дешевым. Реклама этого изделия звучала так: «Теперь мужчине не придется напрягать мускулы, устанавливая складную мебель для вечеринки в саду, партии в бридж или ужина на природе». Кресла были востребованы: США переживали бум загородного строительства. Однако довольно быстро обнаружились и их существенные недостатки: нейлоновая сетка прогибалась под тяжестью человека, алюминиевая рама давила на спину и на ноги. Кресло было детищем своего времени - тогда практичность и доступность ценились выше, чем удобство. Со временем появились усовершенствованные конструкции складных стульев и кресел. Примером может служить кресло «Толедо», созданное в 1986-1988 годах по заказу компании Amat испанцем Хорхе Пенси. Форма спинки и сиденья позволяет мышцам ног и спины находиться в расслабленном состоянии, руки удобно располагаются на подлокотниках. Кресло с плавно изогнутыми линиям органично вписывается в интерьер «хай-тек». Однако «Толедо» значительно дороже и немного тяжелее своего «старшего товарища» 1950-х годов. Кресло архитектора Франка Гери, производимое фирмой Knoll, лишено этих недостатков. Толщина
алюминиевого листа, из которого выполнены спинка и сиденье, варьируется, увеличиваясь в местах сгиба, на которые приходится максимальная нагрузка.
В 1948 году Музей современного искусства в Нью-Йорке объявил международный конкурс на создание дешевой мебели для массового производства. Американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имз - супружеская чета, плодотворно сотрудничавшая на протяжении сорока лет, представили на конкурс стул. Сиденье и спинка у него были сделаны из тонкого алюминиевого листа методом штамповки, а массивное основание с крестообразной опорой - из алюминиевого сплава путем отливки. Они были не первыми, кто заменил традиционные четыре ножки одним стержнем на опоре в форме креста. В 1920-е годы подобные стулья и кресла были изготовлены Alcoa для банка Mellon. Можно вспомнить также стулья Джо Понти для корпорации Montecatini. Однако ни одна разработка не получила широкого распространения из-за технических сложностей. Чета Имз заняла на конкурсе второе место, и вскоре их стул поступил в серийное производство. Вдохновленные успехом, дизайнеры в дальнейшем создали несколько подобных стульев и кресел - с алюминиевыми каркасом и сиденьем, спинкой и подлокотниками из поливинилового пластика и, в отличие от модели 1948 года, с вращающейся верхней частью. В 1962 году для залов ожидания аэропортов они же спроектировали кресло-тандем -сборную конструкцию из нескольких сидений на общем каркасе. Кресло -тандем органично вписывалось в интерьер, объединяясь с алюминиевыми рамами и силуэтами авиалайнеров. Легкая прочная конструкция не вызывает сложностей при сборке. Такие кресла можно без труда перенести в другое помещение, их легко мыть. Именно поэтому конструкция полувековой давности востребована и в наши дни. В середине 1950-х годов алюминий начали комбинировать с другими материалами. Архитектор Ээро Сааринен планировал создать легкое вращающееся кресло из пластика, однако
технологии производства того времени не позволяли получить прочный материал. Поэтому дизайнер использовал алюминий для ножки, покрыв ее пластиком. В результате кресло, получившее название «Тюльпан» (Tulip), выглядит цельным. Кресло «Тюльпан» представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Ээро Сааринен. Стул «Тюльпан». Алюминий, пластик. 19551956
С середины 1980-х годов дизайном алюминиевой мебели активно занялся Рон Арад, профессор Королевского колледжа искусств Лондона. Для своих изделий он использует алюминий с ячеистой структурой. Такой материал с разных точек кажется то прозрачным, пропускающим мягкий рассеянный свет, то совершенно непроницаемым. Все предметы интерьера из этого материала, в частности абажуры, выглядят невероятно эффектно. Компания Kartell Spa, производящая один из стульев Арада, назвала его FPE - Fantastic, Plastic, Elastic - то есть фантастический, пластиковый, упругий. Каркас стула состоит из плавно изогнутых алюминиевых профилей, спинка и сиденье - из цельного полипропилена. В интерьере Арад часто использует конструкции авиационной и космической техники, выполненные из дорогостоящих алюминиевых сплавов. В одном из проектов он и вовсе подвесил на потолке кухни фрагмент крыла самолета. Представленное
Арадом в 1997 году кресло Tom Vac, выдавленное из единого куска металла по стальной матрице, можно рассматривать как современный вариант кресла-корытца, традиционного для эпохи классицизма. Благодаря гофрированию не только увеличивается жесткость конструкции, но и создается интересная игра света на матовой поверхности. Алюминиевое «корытце» на тонких блестящих ножках из нержавеющей стали будто парит в воздухе. Кресла Tom Vac удобно хранить и транспортировать, поскольку они, вставляясь одно в другое, образуют компактную «пирамиду». В 1997 году в Милане, во время ежегодной мебельной ярмарки, архитектор соорудил в центре города целую пирамиду из ста таких стульев, поставленных друг на друга. Так выглядела рекламная акция для журнала Domus. Сооружение воплощало идею тождественности искусства и дизайна, а также демонстрировало достижения прогрессивных технологий. Сегодня алюминию отдают предпочтение Марк Ньюсон и Филипп Старк - законодатели моды в современной мебельной индустрии. Интерес Старка к алюминию можно назвать наследственным: его отец проектировал самолеты. Весьма экстравагантно выглядит стул Старка 1992 года, который он выполнил для кинорежиссера Вима Вендерса. Шезлонг «Локхид», представленный Марком Ньюсоном на первой персональной выставке в 1985 году, принес дизайнеру широчайшую известность. Каждая новая его работа - это целое событие. Изогнутые контуры шезлонга «Локхид» воплощают идею текучести формы - одну из ключевых для Ньюсона. Шезлонг, названный в честь известного американского авиапроизводителя, сделан из армированного стеклопластика и обшит алюминиевыми пластинами. Его форма напоминает фюзеляж самолета. Всего было сделано 10 шезлонгов. Один из них в 1988 году «снимался» в видеоклипе Мадонны «Дождь». Другой использовал дизайнер Филипп Старк при оформлении фойе Paramount Hotel в Нью-Йорке. В серии алюминиевой мебели Orgon (1993) Ньюсон использовал технологию,
разработанную для создания алюминиевых кузовов спортивных автомобилей. Легкие обтекаемые предметы с блестящей поверхностью, отражающей свет, создают ощущение, что вы сидите в гоночной машине.
1.1.2 Алюминий в ювелирном искусстве
В 1855 году на Всемирной парижской выставке были представлены ювелирные изделия из серебристо-белого металла, которые тут же привлекли всеобщее внимание. Благодаря специальной обработке поверхности металл был настолько светлым, что многие принимали его за серебро. Однако от серебра алюминий отличается более мягким блеском. К тому же в отличие от серебра алюминий не темнеет, не покрывается чернью. Именно это свойство алюминия и оценили ювелиры. Орнамент на серебряном предмете трудно разглядеть из-за яркого блеска металла. Поверхность алюминия блестит не так ярко, - она имеет едва заметный матовый оттенок, - что позволяет увидеть даже очень тонкий узор. Матовая алюминиевая оправа при искусственном освещении не искажает цвет изумрудов или рубинов, как это часто происходит с серебром. Парижские ювелиры - Шарль-Анри Вильмон, Пьер-Этьен Давид Лонгпрэ, Арман Дюфе, Виктор Шапрон и другие - в 1860-е годы, когда каждая модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из алюминия, стали творить из него браслеты, броши, серьги. В их изделиях алюминий прекрасно сочетался с золотом, серебром, эмалью и драгоценными камнями. Но это требовало немало усилий: поскольку алюминий плохо поддается пайке, его скрепляли с золотом и серебром миниатюрными заклепками, которым придавали изящную витую форму. Изготовленные из алюминия изысканные броши в виде анютиных глазок и камеи - работы французских мастеров второй половины 1860-х годов - декорированы эмалью, позолотой и серебром. Ювелиры пытались сплавлять алюминий с золотом, используя припой из
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Электрохимическое формирование цветных оксидных покрытий на алюминии и его сплавах2016 год, кандидат наук Танцерев Александр Александрович
Физико-химические закономерности направленного формирования оксидных структур на алюминии и его сплавах в электролитах при напряжениях искрения и пробоя2001 год, доктор химических наук Руднев, Владимир Сергеевич
Закономерности электрохимического окрашивания алюминия и его сплавов, совмещенного с анодным оксидированием2009 год, кандидат технических наук Зобкова, Анна Юрьевна
Формирование анодно-искровых слоев на сплавах алюминия и титана в электролитах с вольфрамоборатными и вольфрамофосфатными гетерополиоксоанионами2005 год, кандидат химических наук Лукиянчук, Ирина Викторовна
Кинетические особенности формирования декоративных защитных покрытий на сплавах Д16 и ВТ62018 год, кандидат наук Фан Ван Чыонг
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Николаев, Илья Викторович, 2018 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Орловский Э.И. Анодирование алюминия в производстве товаров широкого потребления / Э.И. Орловский. - Л.: Лениздат, 1957. - 96 с.
2. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна / Л.Н. Безмоздин. - Ташкент: Фан, 1990. -311 с.
3. Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна / Э. Тьялве. - М.: Машиностроение, 1984. - 192 с.
4. Николаев, И.В. Исследование коррозионной стойкости алюминиевых сплавов, применяемых в монументальной и станковой скульптуре / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // XIX Всероссийская научно-практическая конференция по направлению "Технология художественной обработки материалов": сб. трудов / Липецкий государственный технический университет. - Липецк, 2016. - С. 60 - 66.
5. Соколова М.Л. Металлы в дизайне: научн. изд. 2-е изд. доп. / М.Л. Соколова. - М.: «МИСИС», 2003. - 176 с.
6. Квасов Ф.И. Промышленные алюминиевые сплавы / Ф.И. Квасов, И.Н. Фриндляндер. - М.: Металлургия, 1984. - 527 с.
7. Варава, Л. Современная энциклопедия ДПИ / Л. Варава. - М. : Бао, 2012. - 304 с.
8. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства / Анри де Моран. - М. : Искусство, 2011. - 643 с.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 392 с.
10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. - М. : Мол. гвардия, 1994. -315 с.
11. Гнедич, П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич; ред. В.Е. Татаринов. - М.: Эксмо, 2002. - 848 с.
12. Хансен Т. Fashion, style, design. Spring/Summer 2005. / Т. Хансен, М. Кирюхина // Русский ювелир. 2004. - № 6. - с. 94 - 95
13. Покидова, Г.П. О композиции в дизайне художественных изделий из металла / Г.П. Покидова, А.А. Петров // Дизайн и технология художественной обработки материалов: сб. ст. - М., 2004. - С. 3 - 12.
14. Яковлев, А.Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий/ А.Д. Яковлев. — Л.: Химия, 1989.
15. Одноралов Н. Гальванотехника в декоративном искусстве / Н. Одноралов. - М.: Искусство, 1975. - 194 с.
16. Ракоч А.Г. Декоративная обработка поверхности металлов [Электронный ресурс]: анодные защитные и декоративные покрытия на поверхности легких конструкционных сплавов. Курс лекций/ Ракоч А.Г., Бардин И.В., Ковалев В.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательский Дом МИСиС, 2012.— 140 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56048.html.— ЭБС «IPRbooks»
17. Николаев, И.В. Чернение алюминиевых чеканных изделий / И.В. Николаев // XVIII Всероссийская научно-практическая конференция и смотр-конкурс творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению "Технология художественной обработки материалов": сб. трудов / Костромской государственный технологический университет. -Кострома, 2016. - С. 146 - 150.
18. Николаев, И.В. Текстурированные металлолаковые покрытия / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов / Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. - СПб, 2015. - С. 333 - 337.
19. Гамбург, Ю.Д. Гальванические покрытия /Ю.Д. Гамбург. — М.: Техносфера, 2006.
20. Одноралов Н. В. Декоративная отделка скульптур и художественных изделий из металла/ Н. В. Одноралов. — М.: Искусство, 1954. 227 с.
21. Эйчис А. П. Металлолаковые покрытия/ А. П. Эйчис. — Киев: Техшка, 1975. 167 с.
22. Лобанов, С. А. Практические советы гальванику / С. А. Лобанов. — М.: Книга по требованию, 2012
23. Ямпольский А. М., Ильин В. А. Краткий справочник гальванотехника. 3-е изд., перераб./ А. М. Ямпольский, В. А. Ильин. — СПб.: Машиностроение, 1981. 269 с.
24. Кочман, Э. Д. Методы нанесения покрытий на легкие металлы и легированные стали/ Э. Д. Кочман, А. М. Нагорный // МДНТП им. Ф. Э. Дзержинского. — 1978. — С. 49.
25. Коротин А.И. Технология нанесения гальванических покрытий / А.И. Коротин. - М.: Высшая школа, 1984. - 200 с.
26. Кофанова Н.К. Коррозия и защита металлов / Н.К. Кофанова. - Алчевск, 2003. - 181 с.
27. Ильин В.А. Краткий справочник гальванотехника / В.А. Ильин. - СПб.: Политехника, 1993.
28. Виноградов С.С. Организация гальванического производства. Оборудование, расчет производства, нормирование / С.С. Виноградов. - М., Глобус, 2005. - 256 с.
29. Грилихес С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов / С.Я. Грилихес. - М.: ПИК ВИНИТИ, 1994. - 191 с.
30. Иванов Е.С. Ингибиторы коррозии металлов в кислых средах / Е.С. Иванов. - Л.: Металлургия, 1986. - 175 с.
31. Гамбург Ю.Д. Электрохимическая кристаллизация металлов и сплавов / Ю.Д. Гамбург. - М:, Янус-К, 1997. - 348 с.
32. Халилов И.Х. Гальванотехника для ювелиров. Практическое пособие / И.Х. Халилов. - Изд-во Саратовского университета, 2003. - 60 с.
33. Ажогин, Ф.Ф. Гальванотехника / Ф.Ф. Ажогин, М.А. Беленький и др.— М.: Металлургия, 1987.
34. Якименко Л.М. Электродные материалы в прикладной электрохимии / Л.М. Якименко. - М.:Химия 1977, - 266 с.
35. Каданер Л.И. Справочник по гальваностегии / Л.И. Каданер. - Киев: Техника, 1976. - 253 с.
36. Федосова Н.Л. Антикоррозионная защита металлов / Н.Л. Федосова. -Иваново, 2009. - 187 с.
37. Левин А.И. Электрохимия цветных металлов / А.И. Левин. - М., Металлургия, 1982. - 255 с.
38. Лукомский Ю.Я. Гальванические и лакокрасочные покрытия на алюминии и его сплавах / Ю.Я. Лукомский, В.К. Горшков. - Л.:Химия, 1985. -184 с.
39. Белов В.Т. О проблемах теории окисления алюминия / В.Т. Белов // защита металлов. 1992. - Т. 28. - № 4. - С. 645-647.
40. Джонс К.Дж. Инженерное художественное конструирование / Дж.К. Джонс. - М. : Мир, 1986. - 374 с.
41. Ballast D.K. Interior detailing: concept to construction / D.K. Ballast // Hoboken, New Jersey. - 2010.- P.16 - 25.
42. Боброва О. От мысли до эскиза / О. Боброва // Московский ювелир. 2005. - № 6. - с. 40-41.
43. Мельников И.В. Художественная обработка металлов / И.В. Мельников. -Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 448 с.
44. Захаров А.И. Основы технологии художественной обработки материалов по видам материалов / А.И. Захаров, О.А. Казачкова, В.Б. Лившиц. - М.: 2005. - 191 с.
45. Афасижев М.Н. Экспериментальные исследования эстетического восприятия / М.Н. Афасижев. - М. : Искусство, 1971, № 4, с. 69 - 71.
46. Васин, С.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий / С.А. Васин, А.Ю. Талащук. - М. : Машиностроение, 2004. - 664 с.
47. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество / В.Р. Аронов. - М. : Советский художник, 1987. - 230 с.
48. Пэдхем Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс. - М. : «Мир», 1978. - 180 с.
49. Даниляк В.И. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. / В.И. Даниляк, В.М. Мунипов, М.В. Федоров. М. : Изд-во стандартов, 1990. - 199 с.
50. Беркович М.И. Ювелирное производство в России / М.И. Беркович, С.И. Галанин // ЭКО, №7, 2009. - С.163-174.
51. Попилов Л.Я. Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов / Л.Я. Попилов. - М.: Машиностроение, 1982. - 400 с.
52. Винник, П.Г. Материаловедение / П.Г. Винник. - Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - 220 с.
53. Канаев И.И. Очерки истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX в / И.И. Канаев. - Л.: Наука, 1971. - 159 с.
54. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования / С.Е. Беляева. - М. : Академия, 2006. - 224 с.
55. Галанин С.И. Дизайн и технология ювелирных изделий: российские особенности / С.И. Галанин, К.Н. Колупаев // Дизайн. Материалы. Технология: СПб, СПбУТиД, 2011. - 2(17). С.60-63.
56. Быков, З. Художественное конструирование, проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Быков. - М. : Высш. шк., 1986. -239 с.
57. Алексеенко Н.Ю. Восприятие. Механизмы и модели / Н.Ю. Алексеенко. -М. : 1974. - 367 с.
58. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике / Г.И. Ашкенази. - Л. : Госэнергоиздат, 1959. - 89 с.
59. Папаскири И. Будущее дизайна / И. Папаскири // Ювелирный сад. - 2005. - № 2. - с. 44.
60. Ивенс Р. Введение в теорию цвета / Р. Ивенс. - М.: Мир, 1964. - 442 с.
61. Зернов В.А. Цветоведение / З.А. Зернов. - М. : Книга, 1972. - 239 с.
62. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р.Л. Грегори. - М. : Прогресс, 1970. - 270 с.
63. Лутфуллина Г.Г. Цвет и дизайн: учебное пособие/ Лутфуллина Г.Г., Абдуллин И.Ш.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014.— 132 с.
64. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма / Серов Н.В .— Саратов: Вузовское образование, 2013. — 59 а
65. Алгазина Н.В. Цветоведение и колористика. Часть I. Физика цвета и его психофизиологическое восприятие / Алгазина Н.В.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014. — 153 а
66. Ермаков М.П. Основы дизайна. Художественная обработка металла / Ермаков М.П.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 461 а
67. Самченко С.В. Художественное материаловедение [Электронный ресурс]: практикум/ Самченко С.В., Земскова О.В., Козлова И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017.— 235 а— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60768.html.— ЭБС «IPRbooks»
68. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М. : Д. Аронов, 2000. - 95 с.
69. Луизов, А.В. Цвет и свет / А.В. Луизов. - Л. : Энергоатомиздат, 1989. -256 с.
70. Шашков, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение / Б.А. Шашков. - М. : Мир Книги, 1995. - 316 с.
71. Соколова, М.Л. Особенности цветового дизайна / М.Л. Соколова, А.А. Петров // Дизайн и технология художественной обработки материалов: сб. ст. - М., 2003. - С. 29 - 32.
72. Агостон, Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон. - М. : Мир, 1982. - 181 с.
73. Гуревич, М.М. Цвет и его измерение / М.М. Гуревич. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1950. - 267 с.
74. Цойгнер Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. - М.: Госстройиздат, 1971. - 158 с.
75. Шаронов В.В. Свет и цвет / В.В. Шаронов. - М.: Физматгиз, 1961. - 311 с.
76. Джадд, Д. Цвет в науке и технике / Д. Джадд. - М. : Мир, 1978. - 577 с.
77. Юстова Е.Н. Колориметрический атлас : Образцовая мера 2-го разряда / Е.Н. Юстова. - М. : Изд-во стандартов, 1966, вып. 1. 16 е., 64 л. ил.
78. Сайфуллин Р.С. Композиционные покрытия и материалы / Р.С. Сайфуллин. - М.: Химия, 1977. - 272 с.
79. Белов, А. Н. Особенности получения наноструктуированого анодного оксида алюминия / А. Н. Белов, С. А. Гаврилов, В. И. Шевяков // Российские нанотехнологии. - 2006. - № 1, 2. - С. 223-227.
80. Филяк М.М. Получение и исследование анодного оксида алюминия/ Филяк М.М., Каныгина О.Н.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. — 104 с.
81. Макшанчиков И.А. Исследование возможности создания оксидных пленок с заданными свойствами на поверхности сплава на основе алюминия А6 / И.А. Макшанчиков // Вестник КГТУ № 9, Кострома, 2004. с. 72 - 74.
82. Макшанчиков И.А. Совершенствование дизайна изделий из сплава алюминия при использовании технологии окрашивания оксидных покрытий / И.А. Макшанчиков // Вестник КГТУ №11, Кострома, 2005. с. 121 - 123.
83. Ракоч А.Г. Анодирование легких сплавов при различных электрических режимах / Ракоч А.Г., Бардин И.В., Ковалев В.Л. — М.:Старая Басманная, 2012. — 495 c.
84. Вихарев, А.В. Характеристика некоторых функциональных свойств анодных оксидов алюминия / А.В. Вихарев, А.А. Вихарев // Ползуновский Вестник. - 2008. - №3. - С.248-250.
85. Sulka, G. D. Highly Ordered Anodic Porous Alumina Formation by Self-Organized Anodizing / G.D. Sulka // Nanostructured Materials in Electrochemistry. - 2008.- P.1 - 116.
86. Берсирова О.Л. Тонкие пленки оксидов титана и олова и полупроводниковые структуры на их основе, полученные пиролитической пульверизацией / Берсирова О.Л., Брук Л.И., Дикусар А.И. // Электронная обработка материалов. - 2007. - № 6, С. 40-49.
87. Галанин С.И. Возможность управления свойствами оксидной пленки сплава на основе алюминия А6 / С.И. Галанин, И.А. Макшанчиков // Материалы межрегиональной НПК «Технический и информационный сервис». КГУ им. Некрасова, Кострома, 2004. с. 32 - 36.
88. Галанин С.И. Управление свойствами оксидной пленки сплава на основе алюминия при изменении амплитудно-временных параметров импульсов технологического тока / С.И. Галанин, И.А. Макшанчиков // «Лен 2004». КГТУ, Кострома, 2004. с. 76.
89. Трейер В.В. Электрохимические приборы / В.В. Трейер. - М: Сов. радио, 1978. - 88 с.
90. Жук Н.П. Курс теории коррозии и защиты металлов / Н.П.Жук. - М.: Металлургия, 1976. - 472 с.
91. Галанин С.И. Возможность управления свойствами поверхностной оксидной пленки сплава на основе алюминия А6 при изменении амплитудно -временных параметров импульсов технологического тока / С.И. Галанин, И.А. Макшанчиков // Сб. трудов VII РНТК «Соврем. электротехнология в промышленности центра России»: Тула, ТулГУ, 2004. - С. 34-37.
92. Аверьянов Е.К. Справочник по анодированию / Е.К. Аверьянов. - М. : Машиностроение, 1988. - 278 с.
93. Атанасянц А.Г. Анодное поведение металлов: учебное пособие для вузов / А.Г. Атанасянц. - М. : Металлургия, 1989. - 151 с.
94. Андреев И.Н. Введение в электрохимические технологии / И.Н. Андреев.
- Казань: КГТУ, 2006. - 78 с.
95. O'Sullivan, J. P. The Morphology and Mechanism of Formation of Porous Anodic Films on Aluminium / J. P. O'Sullivan, G. C. Wood // Proc. R. Soc. Lond.
- 1970. - Vol. 317, № 1531. - P. 511-543.
96. Попова С.С. Методы исследования кинетики электрохимических процессов / С.С. Попова. - Саратов: СПИ, 1991. - 84 с.
97. Виноградов С.С. Экологически безопасное гальваническое производство / С.С. Виноградов. - М.: Глобус. 1998. - 302 с.
98. Коровин Н.В. Электрохимическая энергетика / Н.В. Коровин. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 262 с.
99. Салем P.P. Теория двойного слоя / Р.Р. Салем. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
- 104 с.
100. Белов В.Т. Рентгеноспектральные исследования анодных оксидных пленок на алюминии / В.Т. Белов, М.А. Черных, В.А. Терехов и др. // Журнал прикладной химии. 1984. - т. 27 - № 6. - С. 1400-1403.
101. Вольфсон А.И. Структура анодных оксидных пленок на алюминии / А.И. Вольфсон, А.Н. Пилянкевич М. : Обмен опытом в радиопромышленности, 1968, 9, № 8, с. 20 - 28.
102. Вольфсон Л.И. Условия формирования и структура барьерного слоя при анодном окислении алюминия. / А.И. Вольфсон, А.Н. Пилянкевич. М. : Обмен опытом в радиопромышленности, 1968, 9, № 8, с. 20-23.
103. Заливалов Ф.П. Влияние условий электролиза на формирование и рост анодных оксидных пленок на алюминии / Ф.П. Заливалов, М.Н. Тюкина, Н.Д. Томашов // Журн. физ. химии, 1961, 35, № 4, с. 879 - 881.
104. Палевкина В.П. Некоторые закономерности толстослойного анодирования алюминия и его сплавов / В.П. Палевкина, А.Ф. Богоявленский // Журнал прикладной химии. 1964. - Т. 37. - № 4. - С. 819.
105. Данильченко А.Т. Влияние импульсного тока на технологические характеристики электрохимической обработки / А.Т. Данильченко, Д.Я. Длугач // Электрофизические и электрохимические методы обработки, 1977.
- №4. - с. 1-5.
106. Томашов Н.Д. О ячеистой структуре толстослойных анодных окисных пленок / Н.Д. Томашов, Ф.П. Заливалов в кн. : Коррозия металлов и сплавов.
- М.: Металлургиздат, 1963, с. 194 — 196.
107. Тюкина М.Н. Электронно-микроскопическое исследование микроструктуры анодных оксидных пленок на алюминии / М.Н. Тюкина, Ф.П. Заливалов, Н.Д. Томашов // тр. ин-та физ. химии АН СССР, 1959, 7, №5, с. 165-174.
108. Томашов Н.Д. Исследование процессов, протекающих на алюминиевом электроде при анодировании / Н.Д. Томашов, А.В. Бялобжеский // тр. ин-та физ. химии АН СССР, 1956, 5, с. 114 - 118.
109. Хрущёв М.М. Микротвердость, определяемая методом вдавливания / М.М. Хрущев, Е.С. Беркович. - М. : АН СССР, 1943. - 193 с.
110. Герасименко А.А. Определение параметров электрохимических процессов осаждения металлов / А.А. Герасименко. - М.: Металлургия, 1980.
- 111 с.
111. Богоявленский А.Ф. Процессы наполнения анодного оксида алюминия и его коллоидная природа / А.Ф. Богоявленский, В.Т. Белов // Изв. Вузов : Химия и хим. технология, 1969, 12, с. 1343 - 1348.
112. Николаев, И.В. Совершенствование дизайна поверхности алюминия методом тонирования / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Технология легкой промышленности. - СПб. - 2015. - № 4. - С. 132 - 134.
113. Богоявленский А.Ф. О механизме наполнения анодной оксидной пленки на алюминии / А.Ф. Богоявленский, Р.И. Куприлянская // тр. Казанск. авиац. ин-та. 1970. - вып. 126. - С. 53.
114. Вольфсон А.И. О волокнисто-пористой структуре анодных оксидных пленок на алюминии. / А.И. Вольфсон, А.Н. Пилянкевич. - М. : Защита металлов, 1968, 4, № 6, с. 670 - 674.
115. Грилихес С.Я. Электролитические и химические покрытия. Теория и практика / С.Я. Грилихес, К.И. Тихонов. - Л. : Химия, 1990. - 288 с.
116. Коряков А.С. Коррозионная стойкость строительных металлических конструкций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Коряков А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016.— 55 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47683.html.— ЭБС «IPRbooks»
117. Бобылев, О.В. Производство электроизоляционных материалов 5-е издание, переработанное и дополненное /О.В. Бобылев, А.В. Кудрявцев, Б.И.Левин.— М.: Высшая школа, 1986.
118. Горох, Г. Г. Диэлектрические пленки анодного оксида алюминия с пониженной диэлектрической проницаемостью / Г. Г. Горох, Р. Э. Файзуллаев, Ю. А. Кошин // Актуальные проблемы твердотельной электроники и микроэлектроники, тез. докл. 7 международной научно-технической конференции. - 2000. - С. 72-75.
119. Томашов Н.Д. Некоторые закономерности толстослойного анодирования алюминия и его сплавов / Н.Д. Томашов, Ф.П. Заливалов в кн. : Анодная защита металлов. - М.: Машиностроение, 1964, с. 183 — 185.
120. Петрова В.В. Микропористость анодных оксидных пленок алюминия / В.В. Петрова. - Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ. 1992. - 96 с.
121. Францевич И.Н. Анодные оксидные покрытия на металлах и анодная защита / И.Н. Францевич, А.Н. Пилянкевич, В.А. Лавренко, А.И. Вольфсон 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : Наук думка, 1985. - 280 с.
122. Сафонов В.В. Химическая технология отделочного производства / В.В. Сафонов. - М. : РИОМГТУ, 2002. - 280 с.
123. Харитонов Л.Г. Определение микротвёрдости / Л.Г. Харитонов. - М. : Металлургия, 1967. - 48 с.
124. Голубев А.И. Анодное окисление алюминиевых сплавов / А.И. Голубев.
- М. : Изд-во АН СССР, 1961. - 192 с.
125. Грилихес С.Я. Оксидные и фосфатные покрытия металлов / С.Я. Грилихес М. - Л.: Машиностроение, 1985. - 96 с.
126. Елинек Т.В. Микропористость анодных оксидных пленок алюминия / Т.В. Елинек // Гальваника и обработка поверхности. 1998. Т. VI. № 2. с. 9-23.
127. Казначей, Б. Я. Гальванопластика в промышленности / Б. Я. Казначей.
— М.: Книга по требованию, 2012.
128. Салем, Р. Теоретическая электрохимия / Р. Салем. — М.: Вузовская книга, 2012.
129. Ротинян А.Л. Теоретическая электрохимия / А.Л. Ротинян, К.И. Тихонов, И.А. Шошина, А.М. Тимонов. - М.: Студент, 2013. - 494 с.
130. Орехова В.В. Теоретические основы гальванических процессов / В.В. Орехова, Б.И. Байрачный. - Киев: Выща Школа, 1988. - 208 с.
131. Багоцкий В.С. Основы электрохимии / В.С. Багоцкий. - М.: Химия, 1988. - 400 с.
132. Виноградов С.С. Промывные операции в гальваническом производстве / С.С. Виноградов, В.Н. Кудрявцева. - М.: Глобус, 2007. - 157с.
133. Хенли В.Ф. Анодное оксидирование алюминия и его сплавов / В.Ф. Хенли. - М.: Металлургия, 1986. - 152 с.
134. Петрова, В. В. Микропористость анодных оксидных пленок алюминия /
B. В. Петрова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1992.
135. Грилихес С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов / С.Я. Грилихес. - Л.: Машиностроение, 1983. - 101 с.
136. Николаев, И.В. Совершенствование дизайна поверхности алюминиевых изделий анодированием / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - СПб. - 2015. - № 3(38). - С. 43 - 45.
137. Николаев, И.В. Наполнение пористых оксидных покрытий алюминия и его сплавов / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - СПб. - 2015. - № 4(39). - С. 61 - 64.
138. Николаев, И.В. Исследование свойств анодных покрытий алюминия, полученных в растворе щавелевой кислоты / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - СПб. - 2016. - № 1(41). - С. 55 - 58.
139. Николаев, И.В. Исследование декоративных и оптических свойств анодных покрытий на поверхности изделий из алюминия / И.В. Николаев, Л.Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - СПб. - 2016. - № 2(42). -
C. 30 - 33.
140. ГОСТ 8.736-2011. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. - М.: Госстандарт России, 2011. - 24 с.
141. ГОСТ 9.302-88. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля. - Введ. 1990- 01-01. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 2001. - 41 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.